Аудиторская деятельность: суть и основные нюансы. Аудит и аудиторская деятельность
И наконец, отчетность внутреннего аудита выполняется перед руководством, а внешний аудитор итоговую часть аудиторского заключения, может опубликовать, но аналитическая часть передается именно клиенту.
Основной задачей управленческого или производственного аудита является проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.
Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг в помощь клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.
Достаточно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности,который заключается в систематическом анализе хозяйственной деятельности организации, проводимом для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагается, что аудитор должен провести объективное обследование и сделать всесторонний анализ определенных видов деятельности.
Проведение аудита хозяйственной деятельности может осуществляться как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.
Аудит на соответствие требованиямзаключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях установления ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутреннего аудита. Если условия устанавливаются кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку они часто связаны с финансовыми отчетами компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.
Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем контроль над исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.
Аудит финансовой отчетности и специальный аудит заключается в проверке отчетности субъекта, с целью дачи заключения о правильности составления этой отчетности в соответствии с установленными критериями и общепринятыми правилами бухгалтерского учета. Этот вид аудита проводится сторонними аудиторами, нанятыми компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей - владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования 10 .
В соответствии с Федеральным Законом от 07.08.01г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» может проводиться обязательный и инициативный аудит.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством, или по поручению государственных органов. Обязательный аудит регламентируется государством. В Российской Федерации Правительством РФ утверждены основные критерии (система показателей), деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая), отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. В приложении Б таблице 2 представлены критерии, экономические субъекты, показатели отчетности и нормативы обязательного аудита.
Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.
При этом цели инициативного аудита могут быть самыми различными. Например, контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета.
Можно определить несколько причин проведения инициативного аудита:
Многие предприятия, особенно когда-то бывшие государственными, ранее подвергавшиеся тщательному внутриведомственному контролю, прошедшие в последние годы процедуру приватизации и акционирования и превратившиеся в акционерные общества, лишились контроля со стороны специальных органов;
Текучесть бухгалтерских кадров, которая в свою очередь вызывается различными обстоятельствами - недостаточно высокой оплатой, нежеланием руководства новых экономических структур относиться к главному бухгалтеру как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и так далее;
Низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на предприятиях образованных не так давно.
Инициативный аудит отличается от обязательного тем, что проводится независимо от требований законодательства лишь по инициативе руководства либо учредителей юридического лица.
В отличие от обязательного инициативный аудит, зачастую, сопровождается дополнительным аудиторским заданием. Это может быть и детальная проработка правильности расчетов с бюджетом, и упор на тот участок учета, на котором работает слабый специалист. В ряде случаев бывает необходимо рассмотреть обоснованность тех или иных расходов, особенно связанных с расчетами со сторонними организациями для выявления мошенничества. Бывает, что в ходе аудита решается вопрос о компетентности персонала.
2.2 Услуги, сопутствующие аудиту
В соответствии с Законом "Об аудиторской деятельности" (ст.1) аудиторские организации и аудиторы это предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные аудиторы), могут оказывать следующие сопутствующие аудиту услуги:
постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
налоговое консультирование;
анализ финансово - хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес - планов;
проведение маркетинговых исследований;
проведение научно - исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
В настоящее время сопутствующие аудиту услуги начинают занимать все больший удельный вес по количеству, видам и объемам реализации в аудиторских организациях. И это не случайно. Именно в аудиторских фирмах работают наиболее квалифицированные специалисты в области бухгалтерского учета, права, налогообложения, финансов. Поэтому и был создан не имеющий аналога в международных аудиторских стандартах российский Стандарт "Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним" 11 .
Выполнение сопутствующих аудиту услуг требует от исполнителей профессиональной компетентности в области аудита, бухгалтерского учета и экономического анализа, налогообложения, хозяйственного права, экономики.
Сопутствующие аудиту услуги по их содержанию могут быть условно подразделены на услуги действия, услуги контроля и информационные услуги.
Услуги действия - это услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных. Услуги контроля - это услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; инициативный аудит; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта и персонала аудиторских фирм. Информационные услуги - услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, "круглых столов"; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и так далее.
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг 12 .
Заключение
Аудит, в разных представлениях, с давних пор играл важную роль в экономической жизни государств.
На нынешнем этапе развития аудит представляет собой не только форму финансового контроля, но и является хорошим средством совершенствования структуры ведения бухгалтерского учета и управления самого предприятия.
На сегодняшний день МФ РФ выдано 7000 лицензий на аудиторскую деятельность, причём 800 из них - индивидуальным аудиторам, а остальное - компаниям. Из этого количества по оценке самого же МФ РФ реально работающими являются чуть более половины аудиторских организаций. Квалификационных аттестатов получено примерно 38500.
Для аудитора главное – это имя и его репутация, а зарабатываются они годами, поэтому основные игроки рынка, первая сотня рынка не претерпевает существенных изменений на протяжении ряда лет.
Квалификация аудиторов повышается с приобретением опыта и ужесточением требований для получения лицензий. Создаются объединения аудиторов. Разрабатываются специальные стандарты.
В то же время на рынке, в целом, наблюдается ряд проблем тормозящих его развитие и снижающих его эффективность.
Сильная конкуренция между участниками рынка ведет к тому, что некоторые из них начинают резко снижать цены на свои услуги. Так, они зачастую идут на поводу у клиентов, которые хотят получить подписи аудитора за меньшие деньги. Неоправданное снижение стоимости услуг ведет к падению их качества. Вместо детального и тщательного анализа всей финансовой (бухгалтерской) отчетности недобросовестный аудитор может, не вникая в особенности, на основе поверхностной оценки дать свое положительное заключение или же вообще проверок не проводить. Это и есть в чистом виде «черный» аудит, который наносит огромный вред рынку и его участникам, снижает репутацию института аудита, как такового.
Аудит необходим как государству, так и экономическим субъектам, поэтому важно и необходимо государству выработать политику по этому вопросу, как и принять необходимые законодательные акты, чтобы в большей степени контролировать и помогать субъектам экономики развиваться и приносить пользу стране.
На данный период времени нормативная база должным образом не сформировалась, но с появлением таких регулирующих документов, как «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», постановление Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ, аудит в РФ вышел на качественно новый этап развития. В настоящее время можно говорить, что в России сформировался рынок аудиторских услуг. Можно сказать, что за последние 10 лет рынок аудиторских услуг сформировался в достаточно устойчивый и востребованный сектор экономики. Ежегодно объемы оказываемых услуг в РФ по аудиту увеличиваются на 30-40%. Также аудит можно охарактеризовать как достаточно консервативный сектор рынка.
Подводя итоги проделанной работы, можно проанализировать, что в ближайшие 2-3 года на рынке аудита в России произойдут существенные изменения. Главные тенденции – укрупнение аудиторских фирм через слияния и поглощения; рост качества аудиторских услуг и соответственно стоимости этих услуг, активное развитие и доминирование на рынке национальных аудиторских сетей, работающих под международными брендами
Что же касается главной цели данной курсовой работы, то она была выполнена, то есть было раскрыто понятие аудита, определены его цели и задачи, были рассмотрены виды аудита. В результате чего можно сказать, что современному предприятию просто необходимо проводить аудиторские проверки своей финансовой отчетности, если даже это не предусмотрено законодательством, то есть проводить инициативный аудит.
Необходимо добавить о важности внутреннего аудита, то есть внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров.
Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем организации, укрепления финансового положения и дальнейшего ее развития.
Глоссарий
Аудит |
предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. |
|
Аудиторская проверка |
мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта. |
|
«Инаудит» |
акционерное общество, задачей которого является консультирование партнеров, осуществление контроля над бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью совместных предприятий с участием отечественных предприятий и организаций. Является первой аудиторской фирмой в России. |
|
Внутренний аудит |
организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. |
|
Контроль качества аудита |
методики и процедуры, принятые аудиторской организацией для того, чтобы ее руководство получило разумную уверенность в том, что в ходе всех аудиторских проверок, проводимых этой организацией, выполняются требования правил аудиторской деятельности и других нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ. |
|
Мнение аудитора |
выраженный в установленной форме: вывод аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта, который аудитор обязан привести в своем заключении; и вывод аудитора о достаточности собранных аудиторских доказательств для подготовки заключения аудитора. |
|
Ответственность аудитора |
санкции, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением аудитором своих обязательств по заключенному с экономическим субъектом договору на проведение аудита. Формы и виды ответственности определяются действующим законодательством и соглашением сторон. |
|
Программа аудита |
совокупность методов и приемов аудита, оформленная документально в установленной форме. Программа аудита включает в себя перечень аудиторских процедур, применяемых в конкретной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнителей. |
|
Рабочая документация аудита |
совокупность материальных носителей информации, которая составляется самим аудитором, сотрудниками проверяемого экономического субъекта и третьими лицами по запросу аудитора до начала, в ходе и по завершении аудиторской проверки. |
|
Цель аудита |
установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. |
Список использованных источников
Андреев В.Д., Томских С.А., Черемшанов С.В. Практикум по аудиту: учебное пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2006 год.
Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: Информационный издательский дом «ФИЛИН», 2004.
Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Практикум по аудиту. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 год.
Булгаков Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. – Волтерс Клувер, 2005 год.
Гаврилова С.С. Аудит. – М.: Вектор, 2005 год.
Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2005 год.
Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А. Л. Ревизия и контроль. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2005 год.
Основы аудита, под редакцией Касьянова А.В.. – Гросс Медиа, 2006 год.
Панков Д. А Бухгалтерский учет за рубежом. – М.: Новое знание, 2005 год.
Подольский В.И. Постатейный комментарий, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». - М.: Юнити-Дана, 2004год.
Просветов Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Задачи и решения. – М.: РДЛ, 2005 год.
Стуков С.А. Голышев В.Д. Введение в аудит. История аудиторского дела. Задачи аудиторской службы. - М: Финансы и статистика, 2004
Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т. Бухгалтерский учет и аудит. – КноРус, 2007 год.
Харченко О.Н. Аудит: Практикум. Учебное пособие. – КноРус, 2005 год.
Приложение А
Аудит как элемент рыночной инфраструктуры
Аудиторские услуги |
Другие виды проверок |
Сопутствующие работы |
|
Цель оказания услуг |
Выражение мнения о достоверности отчетности |
Обзор допущенных предприятием нарушений |
В зависимости от вида сопутствующих услуг |
Степень выборки |
До 100% с учетом величины (уровня) существенности |
В зависимости от вида проверки по согласованию с заказчиком |
Не установлена |
Доказательства типичных нарушений |
Аудиторские доказательства на все нарушения |
Аудиторские доказательства на часть типичных нарушений, на остальную часть - аудиторская информация |
|
Доказательства отдельных нарушений |
Аудиторские доказательства |
Подтверждением обнаружения отдельных нарушений служат аудиторские доказательства |
|
Уровень гарантии достоверности отчетности |
Больший уровень гарантии |
Меньший уровень гарантии |
|
Формы отчета |
Аудиторское заключение |
Отчет аудиторской фирмы (аудитора) |
|
Виды аудиторской деятельности |
Аудиторская проверка |
Выборочная проверка отдельных сторон деятельности, тематическая проверка, комплексная проверка |
Другие услуги, разрешенные действующим законодательством |
Таблица 1
Приложение Б
Критерии, субъекты и показатели обязательного аудита
Критерии |
Экономические субъекты, показатели отчетности |
1. Организационно-правовая форма экономического субъекта |
Открытое акционерное общество, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала |
2. Вид деятельности экономического субъекта |
1 . Банки и другие кредитные учреждения 2. Страховые организации и общества взаимного страхования 3. Товарные и фондовые биржи 4 Инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании) 5. Внебюджетные фонды (если источники их образования - обязательные отчисления, предусмотренные законодательством РФ со стороны юридических и физических лиц) 6. Благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды (источники образования - добровольные пожертвования юридических и физических лиц) 7. Другие экономические субъекты, где обязательная аудиторская проверка предусмотрена федеральными законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ |
3. Источники формирования уставного капитала |
Если в уставном капитале есть доля иностранных инвесторов |
4. Финансовые показатели экономического субъекта |
(Кроме предприятий, находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности)
1.Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, если более чем в 500 000 раз превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ) 2. Сумма активов баланса на конец года, если более чем в 200 000 раз превышает МРОТ 9Стуков С.А. Голышев В.Д. Введение в аудит. История аудиторского дела. Задачи аудиторской службы. - М: Финансы и статистика, 2004 аудита и аудиторской деятельности (4)Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит ТЕМА: СУЩНОСТЬ АУДИТА И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание Введение ………………………………………………………………………3 Основные концепции развития аудита в России ………..….…..6 Сущность и цели аудита ……………………………………………….…….6 Правовое регулирование аудиторской деятельности ... |
Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
При этом аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
Основная цель аудита может дополняться и другими целями, обусловленными договором на проведение аудита , например, улучшение финансового состояния аудируемого лица (разработка мероприятий), оптимизация затрат и финансового результата и другие.
Задачами аудита являются:
1. оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
2. оценка правильности и законности совершения бухгалтерских записей;
3. оказание помощи управляющим органам организации путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений;
4. ориентирование организации на будущие события, которые могут повлиять на хозяйственную деятельность (перспективный анализ);
5. выявление резервов роста финансовых ресурсов организации;
6. проверка соблюдения действующего законодательства в области налогообложения;
7. подтверждение достоверных отчетов или констатация их недостоверности.
Для достижения основной цели аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:
- соответствует ли отчетность всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивых сведений;
- учтены ли все активы и пассивы экономического субъекта;
- все ли категории включены в бухгалтерскую отчетность и правильно ли они отражены в отчетных формах;
- имеются ли основания, служащие для включения в отчетность указанных в ней сумм;
- все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны.
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита, но они могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Под сопутствующими аудиту услугами понимается:
Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
Налоговое консультирование;
Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
Управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
Правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
Автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
Оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
Разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
Проведение маркетинговых исследований;
Проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
Обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
Оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Источник - Абакумова А.В. Основы аудита. Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2009. – 56 стр.
Основы аудита: учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 229 с.
Каждый из нас когда-то слышал странное и незнакомое слово «Аудит», а также сталкивался с таким понятием, как аудиторская деятельность. Очень часто возникают вопросы касательно того, чем же занимаются люди этой профессии? У многих возникают ложные ассоциации с работой в сфере звукового обслуживания мероприятий, однако это не так: аудиторы - это не звукооператоры! намного более интересна, сложна и ответственна.
Аудиторская деятельность представляет собой проверку финансовой отчетности предприятий, правильности ведения документации, отображения хозяйственной деятельности во внутренних документах предприятия и перенесения данных в финансовую отчетность. в РФ начала развиваться с распадом Советского Союза, однако лишь с двухтысячных годов можно говорить о начале реального развития аудита в России, ведь именно в это время в нашу страну пришли такие всемирно известные аудиторские копании, как Pricewaterhouse Coopers, KPMG, Эрнст энд Янг и другие.
Как мы уже сказали, аудиторская деятельность заключается в проверке правильности отображения операций хозяйственной деятельности. Заметим, что каждая отображается в документации предприятия не один раз. Прежде всего, она отображается в так называемом который является основным доказательством проведения операции. Скажем, если речь идет о покупке каких-либо материалов, первичным документом будет накладная; если мы отображаем стоимость основных средств, то в качестве первичного документа будет рассматриваться еще и акт
После того, как операции были отображены в первичных документах, они регистрируются в журнале проведения хозяйственных операций, в котором записывается суть операции и по которым записывается дебет и кредит. После регистрации операции в журнале делается соответствующая запись в ведомостях по обоим корреспондирующим счетам, а в конце года конечные сальдо по всем счетам отображаются в балансе и других документах финансовой отчетности предприятия.
Задача аудитора, в первую очередь, состоит в том, чтобы проконтролировать правильность отображения хозяйственной операции на всех этапах ведения учета - от первичного документа до отчетности.Как правило, аудит проводится по отдельным участкам учета, то есть отдельно проверяется дебиторской и кредиторской задолженностей, расчетов с покупателями, движения денежных средств и так далее. Необходимость проведения отдельных проверок по каждому участку учета объясняется чрезвычайно большим объемом работы и, как следствие, высокой вероятностью появления ошибок и неточностей при аудите «всего и сразу».
Аудиторская деятельность завершается представлением руководству компании письма-вывода, в котором аудитор высказывает свое мнение касательно состояния дел на предприятии. В данном выводе он указывает на неточности и нарушения, обнаруженные в ходе проверки. Вообще, вывод может быть трех типов: положительный в случае отсутствия нарушений, условно-положительный в случае обнаружения нарушений, не превышающих порог существенности, и отрицательный, если аудитор обнаружил существенные нарушения. Порог существенности принят в размере пятипроцентного отклонения значения показателя, отображенного в отчетности, от его настоящего значения.
Аудиторская деятельность играет важную роль в функционировании экономического механизма как отдельных предприятий, так и экономики страны в целом, ведь благодаря аудиторам избегается появление множества ошибок в финансовой отчетности, а также осуществляется противодействие совершению различных экономических махинаций.
Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.
Аудит - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.
Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Собственники и прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
В России за последние годы проведена определенная работа по становлению института аудиторства. Принят Указ Президента об аудиторской деятельности в РФ № 2263 от 22.12.93. Этим Указом утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, образована Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. За период после принятия данного Указа Правительством РФ утвержден ряд нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации, определены порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности, определены субъекты, которые должны подвергаться обязательному аудиту,
Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ предоставлено право проводить квалификационные экзамены (аттестацию) по общему аудиту более чем тридцати вузам и другим организациям, при которых созданы специальные центры по проведению квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. За прошедший период в этих центрах успешно сдали экзамены и получили аттестаты в области общего аудита более 26 000 аудиторов, в области инвестиционных институтов - 1600 человек. Аналогичную работу в области банковского аудита проводит Центральный банк РФ, в области страхового аудита - Министерство финансов (ранее Росстрахнадзор).
Сущность аудита и аудиторской деятельности
В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности, которые находятся в стадии становления и постепенного совершенствования в соответствии с потребностями правового государства. Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в субъектах России. Кроме того, на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль в России осуществляют: Счетная палата Российской Федерации, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина России, состоящий из Департамента государственного финансового контроля и аудита МФ РФ и контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской Федерации, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Федеральное казначейство. Государственный таможенный комитет, контрольные органы Законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).
Основные функции включают: проверку правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования; контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов; осуществление обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц; контроль государственного внутреннего и внешнего долга.
При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.
Правом назначения проверок соответствующими органами пользуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы - суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности и налоговой полиции - в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансового контроля.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильного ведения учета и др.
Аудит - это лицензируемая предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) - законных участников экономической деятельности, направленная на подтверждение достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.
Данное определение аудита отражает:
1. единую цель проведения аудита - подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности;
2. единые требования ведения аудита - наличие аттестатов и лицензий;
3. единые и обязательные условия - аудит проводится независимыми субъектами.
Аудиторская деятельность (аудит) в России представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг .
Аудитор (от лат. auditor - слушатель, ученик, последователь) - лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.
Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др.
Известный американский специалист в области теории и практики аудита проф. Дж. Робертсон подчеркивает, что аудит - это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска. И далее заключает, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Можно примерно подсчитать (спрогнозировать) этот риск и определить вероятность благоприятных событий. В то же время предпринимательский риск компании (фирмы, организации) прямого влияния на аудиторов не оказывает.
Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие состоит в том, что аудит - независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.
Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, в то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).
Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.
В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем, как отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии проф. Ю. А. Данилевский, попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.
Четвертая попытка, предпринятая в конце 80-х годов, оказалась, как нам представляется, наиболее успешной. Первый толчок к появлению аудиторских фирм дало образование в СССР совместных предприятий (СП). Для этих предприятий аудиторская проверка стала обязательной для подтверждения годовых отчетов. В 1987г. на основе постановления СМ СССР в нашей стране была создана первая хозрасчетная фирма «Акционерное общество «Инаудит». Эта фирма занималась аудиторскими проверками, консультированием СП по налогообложению, по различным правовым вопросам и др.
В настоящее время в России создано и успешно функционирует более трех тыс. аудиторских фирм. К ним относятся такие, как «ФБК», «Росэкспертиза», «Руфаудит», «Аудиторская палата «АСВП» (Москва), «Актионаудит» (Екатеринбург) и др.
В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские фирмы - «Артур Андерсен», «Эрнст энд Янг», «KPMG» и др.
Кроме аудиторских фирм аудитом в России занимаются и частнопрактикующие аудиторы (аудиторы-предприниматели), которых насчитывается более 2000 человек.
Аудитор является представителем свободной профессии, как, например, частнопрактикующие адвокаты, врачи, музыканты. Однако аудиторы, работающие в одиночку, в развитых странах с рыночной экономикой в настоящее время встречаются все реже.
Цели и задачи аудиторской деятельности
Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогранны. Общая классификация аудиторской деятельности представлена на рисунке 1.
Исходя из приведенной классификации целесообразно рассматривать цели и задачи аудиторской деятельности. Примат в этом отношении принадлежит именно внешнему аудиту, цель и основные задачи которого приведены во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации и российских правилах (стандартах) аудиторской деятельности.
Главная цель внешнего аудита - дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.
Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.
Перечисленные выше особенности определяют нормы поведения аудитора.
Независимость аудитора обусловливается тем, что он не является сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контролем, соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения (ассоциации), не имеет на проверяемых предприятиях никаких имущественных или личных интересов. Объективность обеспечивается высокой профессиональной подготовкой аудитора, большим практическим опытом, знанием новейшей методической литературы.
Конфиденциальность - важнейшее требование при осуществлении аудиторской деятельности. Аудитор не должен предоставлять никакому органу каких-либо сведений о хозяйственной деятельности проверяемого им объекта. За разглашение секретов своих клиентов он должен нести ответственность по закону, а также моральную, а если предусмотрено договором, то и материальную* ответственность.
Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен оказывать клиенту услуги в тех областях экономики, в которых не имеет достаточных профессиональных знаний.
Применение методов статистики и экономического анализа позволяет организовать анализ проведенных проверок на высоком научном уровне, получить более объективные и достоверные данные для принятия решений.
Применение новых информационных технологий заключается преимущественно в использовании вычислительной техники для организации аудиторской деятельности. Это касается и проведения проверки, и анализа отчетности, ведения и восстановления учета.
По результатам проверки аудитор может сделать необходимые рациональные выводы, которые помогут клиенту в организации работы и ведении бухгалтерского учета.
Ответственность аудитора проявляется в том, что он отвечает за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого предприятия. Ответственность за содержание отчетов несет руководство проверяемого предприятия.
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
Внешний аудит в Российской Федерации с точки зрения направлений аудиторской деятельности и отраслевых особенностей подразделяется на.общий аудит, страховой аудит, аудит банков, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.
Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.
Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлении Правительства РФ.
Основная цель инициативного аудита - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.
Инициативный аудит проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др.
Можно назвать несколько причин проведения инициативного аудита. Во-первых, многие предприятия, особенно эксгосударственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутриведомственному контролю, прошедшие в последние годы процедуру приватизации и акционирования и превратившиеся в акционерные общества, лишились контроля со стороны специальных органов. Во-вторых, текучесть бухгалтерских кадров, которая в свою очередь вызывается различными обстоятельствами - недостаточно высокой оплатой, нежеланием руководства новых экономических структур относиться к главному бухгалтеру как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др. В-третьих, низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образованных.
Руководители предприятий и организаций, сталкивающиеся с такими проблемами, сами обращаются в аудиторские фирмы с просьбами о помощи.
Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т. е. в этом случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета начиная с первичных документов, проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности.
Если инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязательного аудита.
Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.94г.
Аудит по специальным аудиторским заданиям проводится по Проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.
В последовательном развитии аудита можно выделить три стадии: подтверждающую, системно-ориентированную и стадию аудита, базирующуюся на риске.
На подтверждающей стадии аудита при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал практически каждою хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учетные регистры. В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением или ведением учета.
Поскольку аудит - деятельность предпринимательская, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.
Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Развитие аудита на данной стадии привело к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита.
Аудит, базирующийся на риске , - такой вид аудита, когда проверка может проводиться выборочно исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях с более высоким риском, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суждение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эффективную в отношении затрат проверку.
По объекту изучения принято выделять три вида аудита: финансовый, на соответствие и операционный
Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно выступают общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый аудит наиболее близок к аудиту, осуществляемому в России.
Аудит на соответствие предназначен для выявления соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты. В процессе проверки на соответствие устанавливают, соответствует ли деятельность предприятия его уставу, правильно ли начисляются средства на оплату труда, обоснованно ли производится начисление и уплата налогов и др. Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки финансовой отчетности.
Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, для оценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использовать для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.
В зависимости от намеченных целей операционный аудит проводится: на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровне; внешними или внутренними аудиторами; в интересах внешних либо внутренних пользователей.
Внутренний и внешний аудит
Основными видами аудита являются внутренний и внешний аудит.
Внутренний аудит. Его основная задача - решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Внутренний аудит - неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.
Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от:
2. объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
3. сложившейся системы управления экономического субъекта;
4. состояния внутреннего контроля.
Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.
К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками и (или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.
Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:
1. проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;
2. проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
3. проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
4. проверку деятельности различных звеньев управления;
5. оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
6. проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
7. работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
8. оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
9. специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
10. разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.
Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.
Институтом внутренних аудиторов США (Institute of Internal Auditors) было разработано следующее определение:
Внутренний аудит - это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита - помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок.
Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству. Задачи внутреннего аудита определяются руководством, исходя из потребностей управления, как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.
Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности.
Эти функции включают:
1. проверку систем контроля, направленную на выработку политики компании в рамках законодательства;
2. оценку экономичности и эффективности операций компании;
3. проверку уровня достижений программных целей;
4. подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.
Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.
В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.
Внутренний аудит решает следующие задачи:
1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.
2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.
3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.
4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются.
В таблице 1 перечислены основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.
Таблица 1. Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита
Элементы
Внутренний аудит
Внешний аудит
Постановка задач
Определяется руководством, исходя из потребностей управления: как внутренними подразделениями предприятия, так и предприятием в целом
Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)
Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия
Главным образом система учета и отчетности предприятия
Определяется руководством предприятия
Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдений действующего законодательства
Средства
Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита)
Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами
Вид деятельности Организация работы
Исполнительская деятельность Выполнение конкретных заданий руководства
Предпринимательская деятельность Определяется аудитором самостоятельно, исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки
Взаимоотношения
Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него
Равноправное партнерство, независимость
Субъекты
Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия
Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства
Квалификация
Определяется по усмотрению руководства предприятия
Регламентируется государством
Начисление заработной платы по штатному расписанию
Оплата предоставленных услуг по договору
Ответственность
Перед руководством за выполнение обязанностей
Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами
Методы могут быть и одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности
Отчетность
Перед руководством
Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту
Аудит кризисного предприятия
Необходимость аудиторской проверки кризисного предприятия:
1. Для анализа финансово-экономического состояния и оценки деятельности руководства нео6ходима достоверная информация;
2. Без аудиторской проверки специалисту по антикризисному управлению достаточно трудно объективно оценить ситуацию на предприятии и разработать программу реформирования и реструктуризации предприятия.
Значение аудиторской проверки кризисного предприятия:
1. Позволяет оценить качество и достоверность бухгалтерской отчетности;
2. Позволяет выявить наиболее уязвимые места в управлении финансово-экономической и юридической деятельности;
3. Позволяет на основе проведенного анализа отражения всех операций, произведенных предприятием, подготовить план оздоровления (реструктуризации, изменения экономической, учетной, финансовой, налоговой политики и т.д.)
Список использованной литературы
1. Временные правела аудиторской деятельности в Российской Федерации указ Президента РФ от 22.12.93 г. №2263
2. Гражданский кодекс РФ М. – 1994г.
3. Данилевский Ю.А. «Аудит в России» М. – 1994 г.
4. Суйц В.П. и др. «Аудит: общий, банковский, страховой» М. – 2000 г.
5. «Аудит в России» М. «Инвест Фонд» 1994 г.
6. Комыщанов П.И. «Практическое пособие по аудиту» М. – 1994 г.
7. Подольский В.И. «Аудит» Учебник М. – 2000 г.
8. Перекрестенко П.В. и др. «Бухгалтерский учет и аудит» М. – 1997г.
Аудиторская деятельность (в отличие от аудита) предусматривает и различные аудиторские услуги. Сопутствующие аудиту услуги разделяются на:
услуги действия (услуги но созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом и ранее экономическим субъектом не созданных);
услуги контроля (услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контролю ведения учета и составления отчетности; контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта);
информационные услуги (услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых с толов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций).
Аудиторская организация может разработать внутрифирменные стандарты сопутствующих работ и услуг на каждый их вид.
Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т. е. аудиторские структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.
Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии отчетности (в первую очередь, финансовой), ее достоверности и законности. Результат аудиторских услуг - возможное состояние объектов в будущем, т. е. прогнозные экономические показатели, качественные характеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля.
Аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему консультационных работ и услуг.
Аудит - вид коммерческой активности - в отличие от консультирования обеспечивает свой коммерческий успех исключительно строгим следованием принципам аудиторской деятельности. Исторически профессиональный аудит стал формироваться как следствие развития консультационных услуг. Консультанты учитывают стандарты, нормативы, методики, указания, нормы и правила, а аудиторы их строго придерживаются.
Консультирование - это «любая форма оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, по помогает тем, кто ответственен за это». Под консультированием понимается любая внешняя попытка «изменить или улучшить ситуацию» при отсутствии непосредственного управления ею. «Большинство штатных работников в сущности являются консультантами, даже если они себя официально консультантами не называют».
Управленческое консультирование - это «консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений».
Если аудитор - это лицо, аттестованное в установленном порядке, то в области консалтинга Россия делает только первые шаги к сертифицированию консультационной деятельности.
Главный критерий успешности и эффективности работы консультанта - уровень удовлетворения потребности клиента в осуществлении какого-либо управленческого решения в рамках своей организации. Чтобы такое решение состоялось, рекомендации консультанта должны быть качественными и как минимум не наносить вреда своему клиенту. Эти и другие стандарты деятельности консультанта фиксируются в Профессиональном кодексе.
Международная организация по стандартизации (ISO) в 1987 г. разработала стандарты системы качества ISO 9000, TSO 9001:94, позволяющие сертифицировать работу консалтинговых компаний. Такой международный сертификат получила пока единственная российская консалтинговая компания «Бизнес Консалтинг Групп» (БКГ).
Сейчас в России есть только один документ, удостоверяющий квалификацию консультанта, - диплом Школы консультантов по управлению (ШКУ) Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ. Этот диплом выдастся пожизненно, а сертификация требует подтверждения через 3-4 года. Значит, вопрос об экспертизе управленческого консалтинга назрел и разрешение этой проблемы поручено Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР).
Международная организация труда (МОТ) с момента своего появления уделяла значительное внимание развитию служб управленческого консультирования и распространению опыта эффективного оказания консультационных услуг в странах-участницах. В рамках проектов технического сотрудничества МОТ помогала многим стра- нам-участницам организовывать местные консультационные службы для различных секторов экономики и готовить преподавательские кадры и консультантов по вопросам управления.
Россия приняла на себя международные обязательства в области регулирования трудовых отношений (правительство - предприниматели - трудящиеся); к другим соглашениям Россия намерена присоединиться. Из 181 конвенций МОТ к 1999 г. Россия ратифицировала 55 конвенций, из которых действуют 48.
Аудит и консультирование - смежные области профессиональной деятельности. Занимаясь вопросами совершенствования исследуемой деятельности, аудиторы выполняют консультативную работу. Неукоснительно следующая профессиональным аудиторским стандартам консультативная работа, по сути, может быть названа аудитом.
Аудит и ревизия .
Между ними существуют как сходство, так и различия. Сходство связано с техникой проверки. Основные различия состоят в целях, методах и пользователях полученных результатов.
Ревизор приходит в организацию с установкой: определить законность хозяйственных операций; выявить те, которые выходят за рамки требований действующих регулятивов. Задача аудитора - определить, насколько верны данные отчетности с точки зрения их соответствия действиям и событиям, имевшим место в прошлом и определив ошибки или злоупотребления, довести сведения о них до заинтересованных пользователей, предложить пути возможного ухода от них в будущем.
По данным ревизии действия, нарушающие закон, предполагают наложение взыскания. Аудитор же, выявив подобные факты, только сообщает о них собственникам клиента.
Ревизор требует максимальной гласности, тогда как аудитор должен соблюдать конфиденциальность.
Клиент не выбирает ревизора, действия которого подпадают под административное право, выражая вертикальные связи. Аудитора клиент выбирает сам; их отношения регулируются гражданским правом, выражающим горизонтальные связи.
Таким образом, контроль (ревизия) существовал всегда; аудит же - развитие контроля и не отменяет, а дополняет ревизию.
Наибольший потенциал аудит имеет при осуществлении управленческих усилий в рамках выполнения контрольной работы, как необходимого элемента системы управленческой работы. Исходя из сказанного, аудит может быть также назван формой осуществления контроля как функции управления.
Контроль - это «одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта с целыо оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений и неблагоприя тных ситуаций, о которых целесообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения дел». Среди видов контроля можно выделить административный, технический, хозяйственный, финансовый, экономический, экологический.
Становление аудита в России
Аудит возможен только в странах с развитой рыночной экономикой. Если таковая отсутствует, отсутствует и аудит. Вместо него господствуют различные виды контроля. В России потребность в создании института профессионального независимого контроля возникла под влиянием развития предпринимательства и рынка капиталов, стремления растущих организаций к саморегулированию и необходимости создания условий, обеспечивающих экономическую устойчивость, гаран тии собственникам и кредиторам сохранности их вложений.
В разные периоды истории России делались попытки узаконить полную независимость проверяющего от проверяемого и переустроить контроль на началах, приближающих его к типу контрольных учреждений в конституционных странах (например, издание Указа от 14 апреля 1906 г., в котором было разъяснено, что «ревизионная деятельность государственного контроля ни в каком отношении не подлежит компетенции Совета Министров»).
В 1917 г. при Временном правительстве существовал рабочий контроль. В 1918 г. советское правительство создало Народный комиссариат по государственному контролю с учетно-контрольными коллегиями во всех губерниях и регионах. Па них возлагались проверка отчетов учреждений, их текущая и внезапная ревизия. С 1920 г. этот комиссариат неоднократно подвергался реорганизации: 1920 г. - Народный комиссариат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), 1934 г. - Комиссия советского контроля, 1940 г. - Народный комиссариат государственного контроля, 1946 г. - Министерство народного контроля СССР, 1965 г. - Комитет народного контроля СССР и Комитет партийного контроля при ЦК КПСС, КРУ Министерства финансов СССР. Штат контролирующих органов стремительно возрастал, и чем больше становилось контролеров, тем больше требовалось тех, кто проверял бы правильность их работы.
Правительство время от времени предпринимало попытки скоординировать и улучшить контрольно-ревизионную работу. Но только проводимая в стране перестройка существенно изменила задачи и структуру контроля.
После появления предприятий и организаций, не являющихся собственностью государства, встал вопрос, кто должен проверять их финансовую деятельность. В это время данным правом обладало только КРУ Министерства финансов СССР. В Положении об этом управлении записано, что оно осуществляет ревизию государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Однако о совместных предприятиях там не упоминалось.
Такого рода услугами занимались хозрасчетный финансово-экономический центр Научно-исследовательского финансового института, кооперативы «ОРКОН» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори», «Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме и др. Особенность этих фирм в том, что они созданы при различных государственных структурах.
В 1987 г. в стране возникла первая аудиторская фирма «Инаудит». И с этого времени начинается движение к созданию аудита - независимого контроля. Строго говоря, «Инаудит» не мог считаться независимым - его учредителями выступали Министерство финансов СССР (55% уставного капитала), Министерство торговли СССР (10%) и другие организации.
Временем создания подлинного аудита в нашей стране можно считать 1990 год, когда принятие соответствующих законов позволило создавать аудиторские фирмы в форме товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), что давало возможность снизить размер уставного капитала, число членов товарищества, проводить отдельные виды работ дома.
В это время были зарегистрированы аудиторские фирмы «Контакт», «Руфаудит». Их учредительные документы предусматривали проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их бухгалтерской отчетности, а также консультационных услуг по вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности.
В это же время на аудиторском рынке России появилась «большая шестерка» западных аудиторских фирм. В январе 1990 г. образовано совместное предприятие «Эрист энд Янг Внешаудит». Но специалисты стали проводить проверки на совместных предприятиях и в других фирмах по их просьбе вис зависимости от их расположения или принадлежности.
К концу 1991 г. стали активно разрабатываться проекты нормативных документов об аудите, началась аттестация лиц, желающих заняться аудиторской деятельностью.
Этот подход дал положительные результаты: создана система подготовки аудиторов, разработаны методические пособия, открыты специальные кафедры. Аудит как метод принятия управленческих решений стал эффективно использоваться при осуществлении стратегического и оперативного управления, при выполнении всех управленческих функций, при проведении технической работы по управлению персоналом. Однако действующая система аудиторской деятельности имеет, особенно на практике, существенные недостатки, связанные в основном с неподготовленностью к восприятию понятия аудита общества в целом, руководителей, менеджеров и бухгалтеров.
Президент России 7 августа 2001 г. подписал Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым планируется создание единого федерального органа для регулирования деятельности аудиторско-консалтинговых групп, оговариваются условия для деятельности аудиторской организации на территории РФ. Негосударственное регулирование аудиторской деятельности будут осуществлять профессиональные аудиторские объединения, в компетенцию которых войдет и проверка качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.
В первом полугодии 2001 г. объем выручки 100 крупнейших российских аудиторско-консалтинговых компаний увеличился на 64,7% по сравнению с тем же периодом 2000 г., а средняя почасовая ставка ауди торов и консультантов, взвешенная но рангу, возросла соответственно в два раза.
Сегодняшнюю структуру рынка аудиторских и консалтинговых услуг характеризуют данные табл. 1.4.
Общественная потребность в аудиторских услугах обусловлена необходимостью объективной и профессиональной информации при принятии управленческих решений.
Таблица 1.4
Структура рынка аудиторских и консалтинговых услуг, %