18 основные положения экономической теории предложения. Теория экономики предложения

Бухгалтерский учет, как и любая другая наука, имеет предмет, объекты наб­людения и характерные для него специфические приемы и методы регистра­ции, сбора, обработки, накопления и передачи данных пользователям.

Первая декомпозиция укрупненного основного объекта бухгалтерского наблюдения предполагает выделение:

Объектов, обеспечивающих производственно-хозяйственную и финансо­вую деятельность;

Объектов, составляющих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность.

К объектам, обеспечивающим производственно-хозяйственную и финансовую деятельность , относят имущество (активы) экономического субъекта, его кредиторскую задолженность (долговые обязательства) и собственный капитал.

Активом признаются хозяйственные средства, контролиру­емые организацией в результате прошлых событий ее хозяйственной деятель­ности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Будущие экономические выгоды - это потенциальная возможность имуще­ства прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств или их эквивалентов и организацию. Считается, что объект актива принесет в буду­щем экономические выгоды организации, если он может быть:

Использован обособленно или в сочетании с другим объектом в процессе производства продукции, работ и услуг, предназначенных для продажи;

Обменен на другой объект имущества;

Использован для погашения кредиторской задолженности;

Распределен между собственниками организации.

Объекты, составляющие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность , представлены финансовыми и хозяйственными процессами и их элементами - фактами хозяйственной жизни (ФХЖ) и финансовыми ре­зультатами. Факторами, определяющими финансовые результаты, выступа­ют доходы и расходы.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в ре­зультате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к росту капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Доходы включают выручку от реализации по обычным (основным) видам деятель­ности и прочие поступления: проценты и дивиденды к получению, роялти, арендную плату, поступления от реализации основных средств, внереализа­ционные прибыли, полученные вследствие переоценки ценных бумаг, штра­фы, пени, неустойки от третьих лиц и др.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой ор­ганизации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Расходы включают материальные затраты на производство продукции (работ, услуг), оплату труда работников и управлен­ческого персонала, амортизационные отчисления и иные затраты, которые обеспечили доходы, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажа основных средств, изменений валютных курсов и др.).

Превалирование доходов над расходами обеспечивает финансовый ре­зультат - прибыль; превышение расходов над доходами приводит к убытку.

8. Понятие и виды хозяйственного учёта.

Под учетом понимают­ся процессы наблюдения, сбора, идентификации, оценки, классификации, обработки и передачи информации о фактическом состоянии и изменениях экономического субъекта.

Вместе с тем каждый вид учета играет свою, особую роль в информацион­ном обеспечении управления.

Оперативный учет (на многих предприятиях сегодня поглощен управлен­ческим учетом) используется для оперативного получения информации, которая необходима для текущего управления предприятием и его подразделениями, а также для контроля за процессами и фактами хозяйственной жизни отдельных участках производственной и финансовой деятельности.

Информация оперативного учета с высокой точностью, объективностью и необходимой подробностью отражает многочисленные качественные и количественные характеристики процессов и фактов хозяйственной жизни, несущественных с точки зрения других видов учета. Эта информация формируется на основе данных, взятых из первичных документов или получаемых устно, или передаваемых по телефону, телеграфу, факсу и т.д. При этом используются все виды учетных измерителей, но наиболее часто применяются натуральные и трудовые.

К задачам оперативного учета относятся наблюдение и документальное кормление процессов и фактов хозяйственной жизни предприятия и пер винная обработка, накопление и представление данных для нужд оператив­ного управления и контроля. Оперативный учет отражает и контролирует от­дельные хозяйственные процессы и факты, как правило, непосредственно в ходе и на месте их совершения: учет выпуска продукции, учет поставок про­дукции по договорам с заказчиками, использование производственных мощ­ностей машин и оборудования, выполнение норм выработки, качество выра­батываемой продукции, ход выполнения товарооборота, реализации товаров и др.

Оперативный учет не дает целост­ной картины функционирования экономического субъекта. Использование информации оперативного учета ограничено временным периодом. Как пра­вило, она теряет свое значение для управления после завершения процесса или хозяйственного факта.

Бухгалтерский учет создает информационную систему, оперирующую данными об активах предприятия, капитале и пассивах, отражает факты хо­зяйственной жизни по движению материальных ценностей, выпуску продукции и ее реализации.Только с помощью бухгалтерского учета возможно определить доходы и расходы по производству и реализации продукции, ис­числить конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

Бухгалтерский учет в отличие от оперативного учета и статистики приз­нан всеобъемлющим и наиболее достоверным видом учета в силу того, что с момента создания предприятия на протяжении всей его деятельности непре­рывно в хронологическом порядке организуется сплошное отражение всех фактов хозяйственной жизни на основании первичных учетных документов. Он представляет количественную информацию и отличается тем, что опери­рует данными только в денежных единицах измерения, хотя при необходи­мости для уточнения денежной информации применяется информация неде­нежного характера, выраженная в натуральных и трудовых показателях. Бухгалтерская информационная система подразделяется на внешнюю (финансовый учет) и внутреннюю (управленческий учет). В финансовом учёте формируется информация о текущих расходах и доходах предприятия, с размерах дебиторской и кредиторской задолженности, величине финансовых (инвестиций и поступлений от них, состоянии источников финансирования и Т.д., которая необходима для составления финансовой отчетности. Послед­няя открыта для публикации и предназначена как для администрации пред­приятия, так и для внешних пользователей: государственных налоговых орга­нов, бирж, банков, других финансовых институтов, поставщиков, покупате­лей, потенциальных инвесторов. Ведение финансового учета для хозяйству­ющего субъекта обязательно.

Вопрос о создании внутренней учетной информационной системы решает администрация предприятия. Данная система направлена прежде всего на по­лучение информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Управленческий учет включает в себя ин­формацию о деятельности отдельных подразделений предприятия, себестои­мости различных видов выпускаемой продукции, прямых и косвенных затра­тах по их видам, местам возникновения и носителям затрат и т.д., и не обяза­тельно в стоимостной оценке. Часто для принятия управленческих решений используется предполагаемая денежная оценка (особенно в условиях гиперин­фляции), так как необходимо спрогнозировать информацию о величине буду­щих операций, объемах производства и реализации продукции, прибыли, ин­вестиций и т.д. Кроме того, в управленческом учете применяются и такие из­мерители, как тонны, метры, штуки, человеко-часы, машино-часы и прочие натуральные и трудовые (временные) измерители.

Внутренняя информация представляется в виде сводок и отчетов, в част­ности сметы расходов, калькуляции себестоимости продукции.

Финансовый и управленческий бухгалтерский учет основывается на данных оперативного учета, которые последовательно сводятся и группируются на взаимосвязанных счетах.

Статистический учет применяется для получения и обобщения данных, бактеризующих массовые и отдельные типичные явления и процессы производственной деятельности и общественной жизни. Их количественная ха­рактеристика рассматривается в неразрывной связи с качественной с целью раскрытия закономерностей развития в реально существующих явлениях и процессах (объем производства, товарооборот, себестоимость, использование рабочего времени, динамика заработной платы и т.д.).

Статистический учет использует агрегированные данные оперативного и бухгалтерского учета, а также сведения, полученные при комплексных и вы­борочных наблюдениях, проводимых органами статистики.

Таким образом, дополняя друг друга, данные различных видов учета поз­воляют получить целостную картину состояния объекта.

Статистика используется главным образом для управления крупными хозяйствен­ными структурами: предприятиями, комплексными программами, отрасля­ми, регионами и в целом общественно-экономической жизнью страны. Ста­тистика отражает экономические, демографические и иные аспекты, необхо­димые для управления на региональном и хозяйственном уровне страны.

Оперативный, бухгалтерский (финансовый и управленческий) учет и ста­тистика связаны между собой за счет общности методологии учета во всем хо­зяйстве государства, а также показателей прогнозирования, учета и отчетнос­ти; взаимной согласованности разных видов учета, обмена данными между ними; применения унифицированных первичных документов и согласован­ных форм первичного наблюдения, а в большинстве случаев и отчетности.

9. Основные теоретические задачи бухгалтерского учёта.

Основными задачами бухгалтерского учета (согласно Федеральному закону) признаны:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности орга­низации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участни­кам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесто­рам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним поль­зователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законода­тельства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяй­ственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финан­совых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

Предотвращение отрицательных результатов в хозяйственной деятельнос­ти организации и выявление внутренних резервов обеспечения ее финансо­вой устойчивости.

Кроме того, обозначена современная (характерная для экономики разви­тых западных стран) задача, рассматривающая бухгалтерский учет как инструмент перераспределения ресурсов в народном хозяйстве.

Первая задача признается исследователями исторической. Ее решение направлено на защиту интересов собственников - сохранность их имущества, переданного в распоряжение экономического субъекта .

Вторая задача бухгалтерского учета (контроль как средство обеспечения эффективного управления предприятием) высветилась в конце прошлого столетия и обусловлена внедрением систем интенсивного использования трудовых ресурсов. Она, с одной стороны, развивает первую задачу - обеспе­чение сохранности имущества предприятия; с другой - направлена на фор­мирование информационной базы для принятия эффективных управленчес­ких решений, т.е. бухгалтерский учет рассматривается как информация об­ратной связи в контуре управления предприятием.

Третья задача - выявление экономических и юридических последствий хозяйственных фактов или исчисление и распределение финансового резуль­тата, хотя на первый взгляд представляется узкомасштабной, в условиях пе­реориентации экономики на рыночные отношения приобретает первосте­пенное значение.

В 1995 г. сделаны решающие шаги на пути к отделению бухгалтерского учёта прибыли от ее налогообложения . По сути возникает новое направление - налоговый учет, который строится на основе бухгалтерского, а также специально организуемого оперативно-аналитического учета данных, необходи­мых для расчета налогооблагаемой прибыли. В качестве отличительных черт бухгалтерского и налогового учета, к примеру, можно привести различные подходы к формированию показателей себестоимости. В расходы, учитывае­мые на бухгалтерских счетах и отражаемые в финансовой отчетности, вклю­чаются все затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ и услуг. В себестоимость, принимаемую для расчета налоговой прибы­ли, понесенные затраты входят только в пределах установленных лимитов, норм и нормативов, т.е. они подлежат корректировке.

Четвертая задача, рассматривающая бухгалтерский учет как средство пе­рераспределения ресурсов в народном хозяйстве, провозглашена сравнитель­но недавно. Она успешно решается только в странах с налаженными рыноч­ными отношениями, так как для ее реализации как минимум необходимы два условия:

Открытость (публичность) финансовой отчетности экономических субъ­ектов;

Развитый рынок ценных бумаг.

Участники рынка ценных бумаг, изучая публичную финансовую отчет­ность, вкладывают свой финансовый капитал в те сферы деятельности или конкретные предприятия, где выше прибыль и соответственно доходность акций, и изымают финансовые капиталы из низкоприбыльных или убыточ­ных предприятий. Аналогично ведут себя кредиторы, поставщики и прочие инвесторы.

каждая последующая задача как бы впитывает в себя предыдущую, образуя живую взаимосвязанную цепь.

В условиях административно-командной системы решающее значение имела первая задача, хотя пропаганда на первое место выдвигала третью. В рыночной экономике важное значение имеет вторая задача. И только по мере развития рынка будет возрастать роль третьей и четвертой задач.

10. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учёта в РФ.

Основы организации и регулирования российской бухгалтерской системы следует рассматривать в контексте классификации мировых учетных систем (с точки зрения происхождения национальных стандартов учета и отчетнос­ти), согласно которой выделяются две базовые модели:

Континентальная, в которой развитие учета предопределяется законода­тельными актами государства;

Англосаксонская, в которой доминирующую роль в установлении стандартов учета и отчетности играют бухгалтеры-про­фессионалы.

Основной целью законодательства Российской Федерации о бухгалтерс­ком учете, как отмечено в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», выступает обеспечение единообразного формирования полной и достовер­ной информации о финансовом положении, финансовых результатах дея­тельности и изменениях в финансовом положении организации.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российс­кой Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной влас­ти, определяемым Правительством Российской Федерации.

Основными функциями федерального органа определены:

а) подготовка нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета;

б) организация аттестации и проверки качества работы профессиональ­ных бухгалтеров в Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона, раскрывающего правовые и методологические осно­вы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федера­ции, а также документов, излагающих правила представления полной и досто­верной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском учете находится в ведении Правительства Российской Федерации.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации включает следующие уровни документов по бухгалтерскому уче­ту:

а) первый уровень - Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постанов­ления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета;

б) второй уровень - положения по бухгалтерскому учету;

в) третий уровень - План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;

г) четвертый уровень - рабочие документы конкретной организации.

На первом уровне кроме Федерального закона отдельные аспекты бух­галтерского учета регулируются Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами.

Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому уче­ту и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определя­емым Правительством Российской Федерации, в основном Министерством финансов РФ. Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности.

Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федераль­ными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бух­галтерского учета, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйствен­ной деятельности организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и ко­ды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая ха­рактеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распростра­ненных операций.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они состоят из внутренних документов бухгалтерского учета организации, учитывают специфику условий хозяйствования, отраслевой принадлежнос­ти, структуру и размеры организации и другие факторы. Эти документы но­сят обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хо­зяйственной деятельности организации и формируют учетную политику ор­ганизации.

Сведения, полученные в ходе ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, могут служить исходными данными для налоговых расчетов. Имеете с тем законодательные и иные нормативные акты, регу­лирующие порядок налогообложения, не могут содержать положения, регла­ментирующие порядок ведения бухгалтерского учета.

11. Критерии формирования принципов бухгалтерского учёта. Принципы-допущения.

Любая наука, и бухгалтерский учет не исключение, должна иметь свои прин­ципы.

Принципы учета лежат в основе разработки конкретных правил ведения учета, закрепленных в стандартах, инструкциях, положениях, регламентиру­ющих учет.

В отличие от исходных положений естественных наук - физики, химии, математики, принципы бухгалтерского учета разрабатываются людьми и мо­гут не действовать при изменении экономической ситуации.

Для ведения бухгалтерско­го учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организа­ции, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактом хозяйственной деятельности.

Вступление


Суть концепции сторонников экономики предложения - перенос усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости. Название «экономика предложения» происходит от основной идеи авторов концепции - стимулировать предложение капиталов и рабочей силы. Она содержит обоснование системы практических рекомендаций в области экономической политики, прежде всего налоговой. По мнению представителей указанной концепции, рынок не только представляет собой наиболее эффективный способ организации хозяйства, но и является единственно нормальной, естественно сложившейся системой обмена экономической деятельностью.

Как и монетаристы, сторонники экономики предложения выступают за либеральные способы управления экономикой. Они критикуют методы прямого, непосредственного регулирования со стороны государства. И если все же приходится прибегать к регулированию, то это рассматривается как неизбежное зло, снижающее эффективность и связывающее инициативу и энергию производителей. Взгляды представителей этой школы на роль государства весьма схожи с позицией австро-американского экономиста Фридриха фон Хайека (1899-1992), настойчиво проповедовавшего свободное рыночное ценообразование.

Экономика предложения выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Предлагается отказаться от системы прогрессивного налогообложения (получатели высоких доходов являются лидерами в обновлении производства и повышении производительности), снизить налоговые ставки на предпринимательство, заработную плату и дивиденды. Снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, понизит уровень процентной ставки, в результате будут расти накопления и инвестиции. Для получателей заработной платы снижение налогов увеличит привлекательность дополнительной работы и дополнительных заработков, возрастут стимулы к работе, увеличится предложение рабочей силы.

В своих рассуждениях теоретики экономики предложения опираются на так называемую кривую Лаффера. Ее смысл в том, что снижение предельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулирующим воздействием на производство. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается: раз выпускается больше продукции, то и налогов собирается больше. Это происходит не сразу. Но по идее расширение базы налогообложения способно компенсировать потери, вызванные снижением налоговых ставок. Как известно, снижение налогов явилось составным элементом программы Рейгана.

В разработке и распространении теории большая роль принадлежит Американскому институту предпринимательства, являющемуся, по словам И. Стоуна, «вашингтонской фабрикой мысли, которую, пожалуй, можно считать ведущим источником консервативных идей».


Теория экономики предложения - это фундаментальная теория, которая принадлежит наиболее активному крылу консервативных экономистов . Она выросла из смеси американского экономического романтизма, прагматизма и политической демагогии. Она играет важную роль в определении экономической политики администрации США.

У истоков теории стояли практические деятели (политики Дж.Кемп, Дж.Русселоторг, У.Рот, журналисты: Дж.Ванниски, Дж.Гилдер, И.Кристол), теоретики- профессора А.Лаффер, Р.Мандель. Эмпирические исследования представлены профессорами М.Фелдстайном, М.Боскиным и др.

Представители экономики предложения являются сторонниками идей экономического либерализма. В теоретическом плане концепция характеризуется применением принципов микроэкономического подхода к анализу таких макроэкономических проблем, как накопление капитала и государственные финансы. При этом основное внимание уделяется воздействию налогов и налоговой политики на экономическую активность, корректировке системы регулирования, смещению целей и приоритетов экономической политики и модификации методов достижения этих целей. Представители экономики предложения требуют ликвидации «вредных» форм регулирования, уменьшения регламентирующей и регулирующей деятельности государства, а также укрепления рыночных основ предпринимательства.

Экономическое процветание общества теоретики экономики предложения связывают с защитой частной собственности и с совершенствованием механизма цен, с созданием дополнительной системы мер по повышению конкурентоспособности рыночной экономики, перестройкой системы социально-экономических и политических отношений в соответствии с интересами предпринимательства.

Но теоретики не стремятся полностью устранить государство из экономики. Они ведут речь о его преобразовании, создании «государства социального страхования», целью которого является улучшение положения всех американцев, создание справедливой социально-экономической организации, которая открывает простор для реализации индивидуальных устремлений и основана на принципе «равных возможностей», позволяющем обеспечить условия для эффективного функционирования экономики.

При этом идеологи экономики предложения считают, что условием, необходимым для процветания общества,является обеспечение богатства, права неограниченного владения собственностью, предпринимательской активности. Поэтому, признавая, что масса людей живет в нищете, они выступают за увеличение совокупного богатства общества посредством накопления капитала, за содействие богатым людям в реализации их устремлений, за сохранение рыночной системы хозяйствования, свободной системы цен, которая является механизмом, передающим информацию, необходимую для координации экономической деятельности; создающим стимулы для ее реализации, для распределения труда и капитала; обеспечивающим всеобщее изобилие, распространяющееся и на низшие классы.

В связи с этим одной из актуальных задач, по мнению теоретиков экономики предложения, является устранение внешних для рыночной системы хозяйствования препятствий свободному движению цен, связанных главным образом с системой налогообложения. По их мнению, оно вызывает нежелательное вмешательство в рыночный механизм.

Социально-экономическими предпосылками для пересмотра в 80-е годы системы налогообложения явились сильные негативные последствия высокого уровня налоговых ставок. Во-первых, высокие налоги обусловили эффект ускорения инфляции издержек. Это связано с тем, что большая часть налогов со временем трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Рост цен, в свою очередь, вызывает сокращение объемов производства, смещая кривую совокупного предложения влево.

Во-вторых, высокие налоги, обусловив рост производственных издержек и инфляцию, привели к снижению эффективности производства, сокращению вознаграждений, получаемых рабочими и предпринимателями после выплаты налогов. Это, в свою очередь, отразилось на внедрении нововведений и размерах инвестирования.

В-третьих, рост налогов вызвал в середине 70-х - начале 80-х годов инфляционную «эрозию доходов». Следствием инфляции стало увеличение налогового бремени. В начале 60-х годов доходы около 90 % налогоплательщиков находились в пределах двух-трех низших ставок, а высокая степень прогрессии применялась к 5 % богатейшего населения. Инфляция и рост доходов в течение 60-70-х годов привели к тому, что растущие предельные ставки подоходного налога, нацеленные на получателей высоких доходов, к концу 70-х годов стали применяться в отношении широких слоев населения со средними доходами. Кроме того, обесценивались налоговые льготы: налогооблагаемый минимум, стандартизированные скидки и пр.

Теоретики экономики предложения осуществляют пересмотр модели налогового регулирования, строя свои рассуждения на положении о необходимости обеспечения изменений в совокупном предложении факторов производства.

Главной предпосылкой изменений в совокупном предложении являются сбережения, увеличение которых вызывает сокращение потребительского спроса, расширение размеров накопления и инвестиций. Стимулирование сбережений теоретики связывают с воздействием на соответствующую относительную «цену», которая отражает привлекательность потребления по сравнению со сбережением. В результате центральным моментом становится воздействие на размер реально получаемых инвесторами доходов, на сбережения через изменения ставок налогов. Так определяется основной способ влияния на распределение потребления во времени, а также дохода на сберегаемую и расходуемую части.

Таким образом, представители экономики предложения, так же, как и кейнсианцы, считают фискальную политику мощным средством воздействия на экономику. Но, если для кейнсианцев она - способ непосредственного воздействия на совокупный спрос и объемы производства с вторичным эффектом на структуру цен, то для представителей экономики предложения бюджетно-налоговая политика - это средство изменять «относительные цены» и через них воздействовать на поведение субъектов, в результате чего изменяется объем производства и совокупный доход.

Данные положения позволили теоретикам экономики предложения обосновать вывод, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для теоретического доказательства стимулирующего воздействия низких налоговых ставок они использовали бюджетную концепцию А. Лаффера. По его мнению, движущей силой экономического роста выступает заинтересованность хозяйственных агентов экономической деятельности, ориентированной на рынок. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами. Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов, то экономическая активность будет падать.

Главной переменной величиной у Лаффера являются предельные ставки. Он считает, что если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок, напротив, вы высвобождает частную инициативу, обеспечивает рост производства, приток дополнительных поступлений в бюджет, возможность его сбалансирования.

Анализ последствий снижения налогов для государственных финансов осуществляется на основе «кривой Лаффера». Считая, что налоговые поступления являются продуктом налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер проследил графическую взаимосвязь между ними. Это позволило ему обосновать вывод о том, что эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления зависит от величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке. Когда ее величина достигает минус единицы, налоговые поступления начинают падать. Таким образом, по мере роста норм обложения от 0 % до 100 % поступления в государственный бюджет растут от нуля до некоторого максимального уровня, а затем снижаются до нуля в связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и налоговая база сокращается.

По мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики может дать тройной эффект: во-первых, способствовать преодолению дефицита государственного бюджета в связи со снижением масштабов уклонения и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшением правительственных трансфертных платежей (например, на пособия по безработице); во-вторых, обеспечивать расширение налоговой базы вследствие увеличения предложения рабочей силы и капитала, т.е. расширения объемов производства; в третьих, обусловливать перевод ранее используемых рынком труда и капитала из низкооплачиваемой в сравнительно высокооблагаемую сферу хозяйственной деятельности в связи с улучшением распределения ресурсов по сферам и повышением эффективности экономики.

Признавая, что эффективность снижения налогов зависит от «набора» мероприятий бюджетно-налоговой политики, неоклассики для обеспечения долговременного неинфляционного роста экономики предлагают осуществлять сокращение налоговых ставок одновременно со снижением государственных расходов. По их мнению, это обеспечит «эффект замещения» и погасит действие «эффекта дохода».

Таким образом, по сравнению с неокейнсианцами, которые строили механизм налогового регулирования на изменениях уровня налогов (снижения их как средства проведения антициклической политики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности), неоклассики формируют его на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.


Заключение


Авторы теории предложения используют концепции различных школ, включая английскую, американскую, западногерманскую. Их теоретические источники восходят к работам Ф. Найта, Г. Саймонса, Л. Мизеса, В. Ойкена. Ведущими авторитетами для них являются Ф. Хайек, М. Фридмен, У. Бернc, М. Уэйденбаум, Г. Стайн. Большое влияние на формирование экономической концепции предложения оказала работа Ф. Хайека «Новые исследования в области философии, политики и истории идей» (1978), а также монетарная теория М. Фридмена. Отсюда прежде всего были восприняты основные оценки современного состояния капиталистической экономики, толкования причин её неустойчивости, негативное отношение к сложившейся на основе кейнсианства практике государственного регулирования. Основателями теории экономики предложения явились американские экономисты А. Лаффер, Р. Мандель, М. Фелдстайн, Дж. Гилдер, М. Эванс и другие. Приверженцами этой концепции и ее внедрения в экономическую практику выступили экономисты-практики, тесно связанные с администрацией США.

Экономическая теория предложения ориентирует на стимулирование широкой частной инициативы, частного предпринимательства. Её сторонники видят в этом ключ к решению наиболее острых экономических проблем. Важнейшим рычагом стимулирования частной инициативы считается снижение налоговых ставок и обеспечение привилегий корпорациям. Только через стихийный рыночный механизм и всемерное повышение предложения - утверждают они - возможно обеспечить эффективное использование ресурсов и стимулировать спрос на продукцию. Любое увеличение бюджетных расходов на эти цели отвергается, как и повышение расходов на социальные нужды. Бюджетный дефицит, как один из отрицательных показателей состояния экономики, предлагается устранить. Как отмечает Дж. Тобин, представляющие «фискальную ортодоксию» сторонники экономической теории предложения выступают за экономию на государственных расходах и сбалансированный бюджет.

Экономическая теория предложения вызвала резкую критику со стороны известных западных авторов. По словам Дж. Гэлбрейта, экономическая теория предложения носит более чем преходящий характер, являясь «временным отклонением в государственной политике». Он убежден, что эта теория вместе с монетаризмом будет «отвергнута и даже сейчас отвергается опытом и здравым смыслом».* Низкую практическую эффективность экономики предложения отмечает американский экономист Б. Босворт. Хотя, по его мнению, проблема предложения ресурсов заслуживает большего внимания, авторы не сумели разработать обоснованных рекомендаций по ее реализации. Исключение составляет лишь рост инвестиций в результате налоговой реформы 1981 г. В целом же экономическая политика администрации США в 80-е годы имела серьезные просчеты. Так, например, несмотря на принятые меры по стимулированию сбережений, их доля в ВНП фактически не изменилась Босворт считает, что эти просчеты рейганомики связаны главным образом с гиперболизацией налоговых льгот корпорациям в ущерб другим методам государственного регулирования экономики. Авторы популярного в США и других странах учебника «Экономикс» П. Самуэльсон и У. Нордхауз убеждены в том, что оздоровление американской экономики связано не с предложением, как утверждают неоклассики, а со спросом.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Вопросы и задания:

1. Назовите основных представителей и работы представителей экономики предложения

3. Расскажите о кривой Лаффера. В чем ограниченность идей Лаффера?

4. Используя кривую Лаффера, объясните, почему и как изменятся налоговые поступления в государственный бюджет в краткосрочном и долгосрочном периодах, если налоговая ставка на прибыль будет снижена с 50% до 35 %.

Новая классика

Вопросы и задания

1. Назовите основных представителей и работы представителей новой классической экономики.

2. Охарактеризуйте вклад Р. Лукаса в развитие современной экономической теории.

3. Охарактеризуйте вклад Т. Сарждента в развитие экономической науки.

Неоинституционализм

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте особенности старого институционализма и назовите его основоположников.

2. Охарактеризуйте методологические особенности неоинституционализма.

3. Назовите основные направления неоинституционализма и их представителей.

4. Расскажите о теории прав собственности.

5. Что такое внешние эффекты? Трансакционные издержки?

6. В чем суть теоремы Коуза?

Теория общественного выбора

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте предмет теории общественного выбора.

2. Назовите основных представителей теории общественного выбора и их основные работы

3. В чем суть правила единогласия К. Викселля?

4. Охарактеризуйте вклад Дж. Бьюкенена в развитие современной экономической теории.

5. Что такое логроллинг?

6. Приведите примеры лоббизма и логроллинга.

7. В чем суть теоремы невозможности К. Эрроу?

8. Прокомментируйте высказывание К. Викселля: «Ни исполнительная, ни законодательная власть, ни тем более большинство избирателей на самом деле не являются тем, чем их изображает теория государственного управления, - то есть идеальными органами власти, у которых нет иной цели, кроме заботы о благе общества… Депутаты представительных органов власти заинтересованы в общественном благосостоянии ровно в той же степени, как и их избиратели

Экономический империализм

Вопросы и задания:

1. В чем суть экономического империализма?

2. Назовите основных представителей этого течения и их основные работы.

3. Охарактеризуйте основные положения экономической теории преступлений и наказаний?

4. Назовите основные принципы оптимизации борьбы с преступностью. Как определить оптимальный уровень преступности? В чем заключается экономическое обоснование выбора наказания за преступление?

5. В чем суть и практическая значимость экономической теории дискриминации?

6. В чем суть и практическая значимость теории человеческого капитала?

7. Какова связь между накопленным человеческим капиталом и природным богатством страны?

8. По утверждению ряда исследователей дефицит человеческого капитала и низкие темпы его накопления связаны с так называемым ресурсным проклятьем, ответственность которого оценивается на уровне от 11-25%в зависимости от территорий, для которых проводился анализ. Суть ресурсного проклятья в том, что в странах, богатых природными ресурсами темпы экономического роста ниже. Изобилие ресурсов способствует росту доли добывающей промышленности, что не создает значительного спроса на рабочую силу. Для ресурсозависимых стран характерен высокий уровень неравенства, когда бедные слои населения не имеют возможности инвестировать в образование. Высокая волатильность рентных доходов сопровождаются макроэкономической и соответственно политической нестабильностью, что заставляет политическую элиту ориентироваться на максимизацию доходов, в коротком периоде, а инвестиции в образование требуют, как правило, длительного периода времени. Исследования показывают, что при росте доли природного капитала в общем богатстве страны на 10%, экономический рост замедляется на 1%, при этом почти половина сокращения связана с более низким уровнем человеческого капитала.

Изложите и обоснуйте с использованием актуального статистического и фактического материала свою точку зрения на взаимосвязь между величиной накопленного человеческого капитала и природным богатством страны.


4. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ

4.1. Российский меркантилизм

4.2. Легальный марксизм и ревизионизм.

4.3.М.И. Туган-Барановский: этический принцип и экономическая теория

4.4. С.Н. Булгаков: в поисках христианского экономического мировоззрения

4.5. Круг А.В. Чаянова: агрономы-кооператоры- теоретики

4.6. Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева.

Вопросы и задания:

1.Назовите представителей меркантилизма в России. В чем отличие российского и западного меркантилизма?

2. Опираясь на работу И. Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве», поясните особенности российского меркантилизма.

3. Прокомментируйте следующие высказывания:

а) «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому» (И.Т. Посошков)

б) «Невозвратный убыток приносят заморские нитяные кружева, которые... покупаются весьма высокою ценою, а по малом самом времени как оне, так и данные за них деньги пропадают ни за что» (указ 1742 г).

4. Охарактеризуйте взгляды представителей легального марксизма и ревизионизма в России. Каковы основные причины распространения марксизма в России?

5. В чем, по мнению Туган-Барановского, заключается парадокс капиталистического хозяйства? Каков вклад Туган-Барановского в теорию экономических циклов?

6. Охарактеризуйте основные вехи биографии и идеи С. Н. Булгакова.

8. В чем суть и практическое значение теории длинных волн Кондратьева?


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. Предмет, методы и функции истории экономических учений

2. Экономическая мысль Древней Греции

3. Экономическая мысль Древнего Востока

4. Экономическая мысль Древней Руси

5. Меркантилизм – первая экономическая школа.

6. Предмет и метод политической экономии в работах основоположников классической экономической школы.

7. Марксистское понимание предмета и метода политической экономии.

8. Маржиналистская революция

9. Теория и методология немецкой исторической школы.

10. Французская историческая школа Анналов.

11. Школы исследований экономического роста.

12. Российский меркантилизм

13. Легальный марксизм и ревизионизм.

14. М.И. Туган-Барановский: этический принцип и экономическая теория

15. С.Н. Булгаков: в поисках христианского экономического мировоззрения

16. Круг А.В. Чаянова: агрономы-кооператоры- теоретики

17. Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева.

18. Кейнсианство.

19. Экономическая теория предложения

20. Монетаризм

21. Новая классика

22. Неоинституционализм

23. Теория общественного выбора

24. Экономический империализм

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. По Ксенофонту экономия – это…

а) домоводство;

б) искусство накопления богатства;

в) искусство управления;

г) предпринимательство.

2. По Аристотелю склад души, заслуживающий похвалы, называется…

а) золотая середина;

б) образ жизни;

в) добродетель;

г) умеренность

3. Метод исследования, состоящий в том, что при изучении экономических учений учитывается, что они отражают представления различных социальных групп, называется…

а) сравнительный анализ,

б) конкретно-исторический подход,

в) плюралистический подход,

г) экономическое ретромоделирование

4. Укажите хронологические рамки классической политической экономии:

а) XV-XVI вв.;

б) сер. XVI- сер.XVII вв;

в) XV-XVII вв;

г) сер.XVII- сер XIХ вв.


5. Ранние меркантилисты для увеличения национального богатства предлагали… (N:4)

а) запретить вывоз золота и серебра из страны;

б) повышать степень обработки благ и сокращать затраты на их производство,

в) отдавать долги иностранцам отечественными товарами,

г) поддерживать отечественную промышленность на основе импорта дешевого сырья

6. Вывод о том, что влияние увеличения денег на цены и доходы зависит от способов вливания наличности в экономику, от первоначальных получателей доходов и структуры и спроса, называется….

а) система денежного баланса;

б) система торгового баланса;

в) меркантилистская дилемма;

г) эффект Кантильона

7. Термин «политическая экономия» ввел …

б) А. Серра;

в) А. де Монкретьен;

г) Р. Кантильон

8. К особенностям методологии классической политической экономии относят… (N:4)

а) преимущественное изучение сферы обращения;

б) каузальный анализ,

в) преимущественное изучение сферы производства,

г) функциональный анализ


9. К достоинствам механизма невидимой руки рынка относятся …(N:4)

а) повышение эффективности производства;

б) тенденция к монополизации рынка

в) оперативное реагирование на изменение текущего спроса

г) усиление социального неравенства

10. Вывод о том, что «предложение рождает собственный спрос» называется ….

а) закон рынков сбыта Ж.-Б.Сэя;

б) механизм невидимой руки рынка

в) эффект Кантильона

г) закон предложения

11. Главный труд А. Смита называется…

а) Трактат политической экономии;

б) Начала политической экономии и налогообложения;

в) Исследование о природе и причинах богатства народов;

а) Г. Госсен б) И. Тюнен в) А. Маршалл г) Дж. Б. Кларк

13. Согласно дуалистической теории стоимости А. Маршалла стоимость …

а) понятие субъективное, зависит от оценки человеком предельной полезности последней единицы блага, удовлетворяющей наименее настоятельную потребность;

б) создается производительным трудом;

в) определяется и полезностью (спросом) и затратами факторов производства (предложением);

г) зависит только от затрат факторов производства

14. Согласно ординалистской теории полезности…

а) полезность можно измерить количественно;

б) полезность можно измерить на основе ранжирования предпочтений,

в) стоимость блага определяется спросом и предложением,

г) оптимальным считается такое распределение благ, при котором нельзя улучшить положение одного индивида, не ухудшив положения другого

15. К достоинствам маржинализма относятся …(N:4)

а) идеологическая нейтральность;

б) практическая направленность

в) игнорирование социальных проблем

г) недооценка сферы производства

а) К. Маркс; б) А. Смит; в) Д. Рикардо; г) А. Маршалл

17. Социал-демократы считали, что «хозяйственная демократия» должна основываться на……(N:4)

а) государственном планировании;

б) сокращении роли государства в экономике;

в) привлечении работников к управлению;

г) усилении роли фабричных союзов

18. Одновременное увеличение уровня цен и уровня инфляции называется….

а) гиперинфляция

б) стагнация

в) стагфляция

г) депрессия

19. К положениям кейнсианства относятся……(N:4)

а) причиной инфляции является избыток денег в обращении

б) главным методом государственного регулирования является денежно-кредитная политика

в) главной формой государственного регулирования является бюджетно-налоговая политика

г) объектом государственного регулирования должен стать эффективный спрос

20. М. Фридман ввел понятие _____________безработицы:

а) фрикционной; б) структурной; в) застойной г) естественной

Концепция экономики предложения

В конце 70-х - начале 80-х годов XX в. в западной экономической науке стала разрабатываться концепция "экономики предложения". Это течение представляет собой разновидность неоклассицизма, и оно оказало заметное влияние на формирование экономической политики администрации США в годы президента Рональда Рейгана, а также правительств Маргарет Тетчер в Англии, христианских демократов в ФРГ. Рекомендации теоретиков экономики предложения явились одним из источников "рейганомики" и "тетчеризма".

Авторы теории предложения используют концепции различных школ, включая монетаристов и неолибералов. Основателями теории экономики предложения явились американские экономисты А. Лаффер, Р. Мандель, М. Фелдстайн, Дж. Гилдер, М. Эванс и другие. Приверженцами этой концепции и ее внедрения в экономическую практику выступили экономисты-практики, тесно связанные с администрацией США .

Колебания темпов экономического роста, структурные и циклические кризисы, хроническая безработица и инфляция, по мнению сторонников теории предложения, были спровоцированы прежде всего ростом государственных расходов. В них они видят причину бюджетного дефицита, высоких налогов на корпорации, расстройства кредитно-денежной системы. Не только М. Фридмен, но и теоретики экономики предложения считают, что систематическое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, его политика доходов, занятости, социального обеспечения оказывают разрушающее воздействие на экономику. Такое вмешательство отвергается, а роль государства ограничивается осуществлением политики, способствующей свободной хозяйственной деятельности, а также поддержке необходимого уровня денежной массы, проведению кредитных мероприятий, ограничению социальных расходов .

Отвергая кейнсианскую систему антициклического регулирования экономики с ее заботой об обеспечении эффективного спроса, полной занятости и противопоставляя ей экономику предложения, сторонники данной концепции переносят акцент с формирования спроса на проблемы предложения ресурсов и их эффективного использования. В этом смысле они расходятся и с монетаристами, в концепции которых есть положение о необходимости формирования спроса государством за счёт бюджета . Ориентируя не на формирование спроса, а на предложение факторов производства, сторонники рассматриваемой концепции предлагают одновременно активизировать побудительные мотивы и стимулы предпринимательской деятельности экономических агентов. Соответственно меняется характер и содержание рекомендаций в области экономической политики, методов ее реализации. Основную задачу своей концепции сторонники теории предложения видят в повышении долговременного темпа роста экономики при сохранении ее динамического равновесия и недопущении инфляции.

Как отмечает американский экономист Л. Туроу, сторонники концепции экономики предложения руководствуются прописной истиной "если экономика плохо функционирует, значит что-то мешает хорошо смазанному механизму рыночного хозяйства" . Они видят основу всех неурядиц экономической системы капитализма в том, что вмешательство государства в хозяйственный процесс нарушает ее стабильность, базирующуюся на свободном рынке, расстраивая его нормальный механизм. В результате ослабляется главный стимул хозяйственной деятельности - частная инициатива, без которой невозможны хозяйственные успехи. Отсюда низкий уровень использования ресурсов, их предложения. Только рынок обеспечивает экономическим агентам свободный выбор оптимальных хозяйственных решений, видов деятельности, выбор между потреблением в настоящем и будущем и т.д.

Вместе с тем следует отметить, что сторонники этой концепции все же полностью не отвергают вмешательства государства в экономику, давая свое толкование этой проблеме. Они допускают использование государства, обусловливая ограничение его регулирующей деятельности пределами, устраивающими монополии. Рамки такого вмешательства резко сужены. Оно допускается на основе всемерного оживления рыночного механизма, устранения всех ограничений, мешающих деятельности крупного бизнеса. В этом прослеживается близость с позицией неолибералов. Как утверждает А. Лаффер, "теория предложения - это по сути дела та отрасль экономической теории, которая концентрирует внимание на самых личностных и самых частных стимулах и мотивах" . Неограниченная частная инициатива в условиях максимальной свободы действия рыночного механизма - вот тот исходный принцип, который взят за основу экономики предложения.

Большое место в работах авторов экономики предложения занимает проблема инфляции. Они во многом воспринимают монетаристское толкование этого явления: преувеличивают роль денег в функционировании хозяйства, исходят из денежной природы инфляции, оказывающей большое влияние на состояние экономики. В соответствии с этим теория предложения предусматривает меры антиинфляционного характера, в том числе снижение налогов, сокращение расходов государства на социальные нужды, ликвидацию бюджетного дефицита, отмену административных ограничений, мешающих свободной предпринимательской деятельности.

Сторонники теории предложения ориентируются на внутренние, свойственные индивидууму субъективные мотивы поведения и стимулы. Считается, что таким путём наилучшим образом импульсируется экономическая активность как отдельных лиц, так и фирм. Основным препятствием называют систему налогообложения, высокие налоговые ставки. По словам Л. Лаффера, люди работают не для того, чтобы платить налоги. В отличие от кейнсианцев, сторонники экономики предложения по-иному относятся к сбережениям. Они исходят из того, что рост сбережений оказывает не отрицательное, а положительное влияние на экономический процесс, являясь источником наращивания инвестиций и повышения темпа динамического равновесия, как пишет Л. Лаффер, люди "сберегают для того, чтобы получить доходы от сбережений".

Прогрессивно возрастающий налог на доходы отдельных лиц и корпораций рассматривается как препятствие для роста сбережений, а следовательно, и новых вложений капитала. Заботясь о тех, кто получает монопольные прибыли, о получателях высоких доходов, сторонники экономики предложения включили в свою теорию в качестве важнейших требований снижение налогов и сокращение степени прогрессивности налогового обложения доходов. Такие меры рассматриваются как эффективное средство стимулирования частной инициативы, создания благоприятных условий для поддержания деловой активности на основе неограниченного рыночного саморегулирования, расширения инвестиций и оптимального долговременного темпа экономического роста.

Обосновывая курс на снижение налогов, теория предложения опирается на "эффект Лаффера", базирующийся на математической модели, проектирующей соотношение и взаимосвязь государственных доходов и налогов. Согласно построению Лаффера, рост государственных доходов происходит лишь до определённого уровня налоговых ставок. Затем он замедляется, а при достижении критической отметки начинает снижаться. Если налоги поглощают всю предпринимательскую прибыль, что можно представить в основном как абстракцию, то произойдёт снижение темпов роста производства или даже его прекращение. Это повлечёт за собой резкое сокращение поступлений налогов в казну. Иллюстрируя действие механизма "эффекта Лаффера", сторонники экономической теории предложения настоятельно рекомендовали администрации США произвести налоговую реформу, что и имело место в начале 80-х годов.

Экономическая теория предложения вызвала резкую критику со стороны известных западных авторов. По словам Дж. Гэлбрейта, экономическая теория предложения носит более чем преходящий характер, являясь "временным отклонением в государственной политике" . Он убежден, что эта теория вместе с монетаризмом будет "отвергнута и даже сейчас отвергается опытом и здравым смыслом". Низкую практическую эффективность экономики предложения отмечает американский экономист Б. Босворт. Хотя, по его мнению, проблема предложения ресурсов заслуживает большего внимания, авторы не сумели разработать обоснованных рекомендаций по ее реализации. Исключение составляет лишь рост инвестиций в результате налоговой реформы 1981 г. В целом же экономическая политика администрации США в 80-е годы имела серьезные просчеты. Так, например, несмотря на принятые меры по стимулированию сбережений, их доля в ВНП фактически не изменилась Босворт считает, что эти просчеты рейганомики связаны главным образом с гиперболизацией налоговых льгот корпорациям в ущерб другим методам государственного регулирования экономики.

По рекомендациям монетаристов и сторонников экономики предложения американская администрация с начала 80-х годов рассчитывала достаточно быстро стабилизировать экономику и обеспечить равновесие федерального бюджета. Но если рекомендации по устранению препятствий свободному предпринимательству, развязыванию рыночных сил способствовали оживлению экономической конъюнктуры после спада на рубеже 80-х годов, то в решении других вопросов прогнозы не только не оправдались, но и вызвали негативные проявления в экономике.

Таким образом, экономическая теория предложения сочетает в себе идеи различных школ, главным образом - монетаристов и неолибералов. Данная концепция ориентирует на стимулирование широкой частной инициативы, частного предпринимательства. Её сторонники видят в этом ключ к решению наиболее острых экономических проблем. Важнейшим рычагом стимулирования частной инициативы считается снижение налоговых ставок и обеспечение привилегий корпорациям. Любое увеличение бюджетных расходов на эти цели отвергается, как и повышение расходов на социальные нужды. Все эти положения имеют место в концепции монетаристов и неолибералов. Но, в отличие от монетаристов, авторы "теории предложения" ориентируют не на формирование спроса, а, скорее, на предложение ресурсов; в отличие от неолибералов - не абсолютизируют понятие частной собственности.