В какие фонды перечисляются страховые взносы. Страховые взносы во внебюджетные фонды

Страховые взносы во внебюджетные фонды в 2017 году собирает ФНС и ФСС. Каждый вид страхового взноса нужно посчитать отдельно, а затем перечислить разными платежками. Основные правила вы найдете в статье.

Виды страховых взносов и сроки уплаты

В 2017 году компании должны ежемесячно перечислять три вида страховых взносов в ФНС:

  • страховой взнос на обязательное пенсионное страхование,
  • страховой взнос на обязательное медицинское страхование,
  • страховой взнос на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

По каждому виду страхования оформляется отдельная платежка (п. 6 ст. 431 Налогового кодекса РФ). Четвертым платежным поручением в фонд социального страхования отправляют взнос на случай производственных травм и профессиональных заболеваний.

Страховые взносы во внебюджетные фонды — это платежи, гарантирующие работникам пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и страховое возмещение (пособия из фонда).

Все эти взносы нужно отправить в бюджет не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены обязательные ежемесячные страховые платежи. Если срок уплаты взноса приходится на выходной или праздничный день, то окончание срока переносится на ближайший рабочий день. Такой порядок установлен в пункте 7 статьи 6.1, пункте 3 статьи 431 Налогового кодекса РФ и пункте 4 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ.

Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной с того момента, когда компания предъявила в банк платежное поручение. Конечно, при условии, что на расчетном счете организации достаточно средств для перечисления взносов в ФНС и ФСС (подп. 1 п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ, подп. 1 п. 4 ст. 26.1 Федерального закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ).

Расчет взносов во внебюджетные фонды

  • выплаты, которые облагаются взносами;
  • страховой тариф, по которому начисляют каждый вид страховых взносов .

Объект обложения

Страховыми взносами на пенсионное, социальное и медстрахование, а также взносами «на травматизм» облагаются выплаты, начисленные:

  • в рамках трудовых отношений (в т. ч. руководителям - единственным учредителям организаций, у которых нет трудовых договоров);
  • по гражданско-правовым договорам, предмет которых - выполнение работ, оказание услуг;
  • по авторским договорам.

Такой порядок следует из пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса РФ, пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

На выплаты по гражданско-правовым и авторским договорам не начисляют взнос на обязательное социальное страхование (п. 3 ст. 422 Налогового кодекса РФ). Взнос «на травматизм» по таким договорам компании платят в том случае, если взяли на себя соответствующие обязательства (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

По иностранным работникам страховые взносы во внебюджетные фонды (в ФНС) не начисляют в двух случаях:

  • по высококвалифицированным специалистам, временно пребывающим в России (подпункта 15 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ);
  • по работающим за границей по трудовым или гражданско-правовым договорам (п. 5 ст. 420 Налогового кодекса РФ).

Облагаемая база

Страховые взносы в ФНС начисляют со всех выплат, которые не названы среди необлагаемых в статье 422 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 421 Налогового кодекса РФ). По взносам «на травматизм» правила похожие (п. 2 статьи 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Перечень необлагаемых выплат по травматизму — в статье 20.2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Облагаемая база по взносам в ФНС и ФСС во многом схожа. Но есть и различия. Например, суточные облагаются взносами в ФНС, если превышают 700 руб. в день для командировок по России, 2500 руб. в день - для зарубежных поездок (п. 2 ст. 422 Налогового кодекса РФ). «Несчастный» взнос платить не нужно, если размер суточных не превышает установленный в локальных актах (п. 2 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ)

Нужно ли начислять разные виды страховых взносов с распространенных выплат, смотрите по таблице (ниже).

Выплаты, которые облагаются страховыми взносами в 2017 году

Вид вознаграждения

Взносы в ФНС

Взносы в ФСС на травматизм

Зарплата

Доплата за вредные условия труда

Доплата за работу в ночное время

Зарплата за работу в выходные и праздники

Материальная помощь

Нет, в пределах 4000 руб. в год на человека

Отпускные

Компенсация за неиспользованный отпуск

Вознаграждение подрядчику — физическому лицу

Пенсионные, медицинские — да; в соцстрах — нет

Нет, если это не предусмотрено договором

Вознаграждение подрядчику-предпринимателю

Донорские за день медосмотра, сдачи крови и отдыха

Производственная премия

Премия к юбилею или празднику

Безопаснее начислить

Больничное пособие

Пособие по беременности и родам

Пособие по уходу за ребенком до полутора лет

Ежемесячная компенсация 50 руб. сотрудникам в отпуске по уходу за ребенком до трех лет

Оплата медицинской страховки за сотрудника (ДМС)

Нет, если страховка действует больше года

Оплата экзамена по профстандарту

Безопаснее начислить

Компенсация расходов на служебные звонки по личному телефону

Компенсация за личный автомобиль сотрудника

Компенсация сотруднику процентов по ипотеке

Суточные

Нет, в пределах 700 руб. в поездках по России и 2500 руб. за границей

Нет, в пределах суммы, которую компания установила в локальном акте

Суточные разъездным работникам

Расходы на проезд и жилье в командировке (подтверждены документами)

Выходное пособие при сокращении работников

Нет, в пределах трех средних заработков

Выходное пособие при увольнении по соглашению сторон

Безопаснее начислить

Страховой тариф

На страховой тариф по взносам в ФНС влияют:

  • вид деятельности;
  • система налогообложения;
  • статус человека - гражданин России или иностранец, лицо без гражданства - с учетом того, проживает он или временно пребывает в России.
  • размер выплат сотруднику в течение года - превышает ли предельные суммы.

Если у компании нет права на пониженный страховой тариф, она считает:

  • страховой взнос на пенсионное страхование — по ставке 22 процента. С выплат, превышающих 876 000 руб. с начала года на одного работника, пенсионный взнос начисляют по ставке 10 процентов.
  • страховой взнос на медицинское страхование — по ставке 5,1 процента;
  • страховой взнос на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — по ставке 2,9 процента (1,8 процента — по временно пребывающим иностранцам). С выплат, превышающих 755 000 руб. с начала года на одного работника, социальный взнос не начисляют.

Такой порядок следует из статьи 421 и 426 Налогового кодекса РФ.

Размер страхового тарифа по взносам «на травматизм» зависит от класса профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности (ст. 21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Причем свой вид деятельности нужно ежегодно подтверждать. Чем выше класс профессионального риска, тем больше страховой тариф взноса.

Платежка по страховым взносам во внебюджетные фонды

Чтобы у организации не образовалось задолженности перед инспекторами и внебюджетными фондами, бухгалтер должен заполнить платежное поручение на страховой взнос без ошибок.

Если в платежке по взносам в ФНС будут неправильно указаны номер счета Федерального казначейства или наименование банка получателя, то денежные средства не дойдут до бюджета. Как следствие у компании образуется недоимка, на которую будут начислены пени (подп. 4 п. 4 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

В платежке по взносам «на травматизм» к критичным ошибкам относят не только наименование получателя и номер счета Федерального казначейства, но еще и неточности в КБК. Об этом говорится в подпункте 4 пункта 7 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ.

Поэтому обратите внимание на то, как правильно заполнить платежное поручение на страховой взнос.

Общие правила по оформлению платежек

При оформлении платежного поручения на уплату страховых взносов нужно руководствоваться:

  • Положением ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»;
  • приказом Минфина России 12 ноября 2013 года № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

В первом вы найдете перечень и описание реквизитов платежного поручения, во втором — специфические правила для платежек в бюджет.

Информация о компании

В поле 101 указывается статус плательщика. Если перечисляете страховые взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование, ставьте такой же код, как и по налогам, — «01». В платежках по взносам на случай производственных травм отмечайте статус плательщика кодом «08».

В поля 60 и 102 заносится информация об ИНН и КПП организации. Данные берутся из свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции. В поле 8 компания пишет свое наименование, которое значится в учредительных документах.

Код ОКТМО муниципального образования заносится в поле 105 в соответствии с Общероссийским классификатором, утвержденным приказом Росстандарта от 14 июня 2013 № 159-СТ. Эти коды бывают 8-значными (по муниципальным образованиям округов) и 11-значными (по населенным пунктам, которые входят в состав муниципальных образований региона). 11-значные коды в поле 105 указывать не надо.

Вид и тип платежа

В платежном поручении по взносам в ФНС не может быть указано больше одного показателя основания платежа и типа платежа. Значение основания платежа (поле 106 ) состоит из двух знаков.

Если перечисляется взнос текущего года, то в этом поле проставляется значение "ТП". При добровольном погашении задолженности по взносам, бухгалтер должен указать значение "ЗД", а при уплате задолженности по требованию ИФНС - значение "ТР". Если задолженность по взносам перечисляется акту проверки, который составили в налоговой инспекции или территориальном органе внебюджетных фондов, - проставляется значение "АП", если же по исполнительному листу - "АР".

Период уплаты страхового взноса

Для отражения этой информации предусмотрено поле 107 , которое имеет 10 знаков. Первые два знака указываются в виде "МС" - ежемесячные платежи. Далее ставится точка, а после нее вписывается номер месяца (от 01 до 12), опять ставится точка и фиксируется год. Например, организация перечисляет ежемесячный взнос в ФНС за июль 2017 года. В этом случае бухгалтер заполнит поле 107 следующим образом: "МС.07.2017".

Если организация добровольно погашает задолженность по уплате взноса по состоянию на 1 января 2017 года, поле 107 будет выглядеть так: "ГД.00.2016".

В случае, когда компания покрывает задолженность по требованию ИФНС, на основании акта проверки или же по исполнительному документу, в этом поле ставится значение "0".

Документ-основание для страхового платежа

В поле 108 указывается номер документа, на основании которого во внебюджетные фонды . Например, если перечисляется задолженность по требованию инспекции, то нужно проставить номер соответствующего требования. Дата такого документа заносится в поле 109 : первые два знака обозначают календарный день, четвертый и пятый знаки - месяц, последние четыре знака - год. В третьем и шестом знаках ставятся точки.

При уплате текущего взноса эти поля не заполняются. В них бухгалтер должен проставить нули.

Назначение платежа

В последнем поле платежного поручения бухгалтер должен отразить информацию о взносах (либо штрафных санкциях), которые перечисляются в ФНС или ФСС. Так, при уплате текущего взноса нужно указать его назначение и период, за который начислен. В платежках по взносам «на травматизм» нужно также указать регистрационный номер компании в Фонде социального страхования.

Код бюджетной классификации

Особое внимание обратите на порядок заполнения поля 104 , в котором указывается код бюджетной классификации. Это связано с тем, что для взноса на обязательное пенсионное, обязательное медицинское и обязательное страхование с 2017 года установлены новые КБК.

В 2017 году компании проставляют коды КБК с учетом приказа Минфина России от 1 июля 2013 № 65н (в ред. от 01.01.2017). Все значения, которые пригодятся при оформлении платежных поручений, мы отразили в таблице (ниже).

КБК по страховым взносам в 2017 году

ВИД ПЛАТЕЖА

КБК ЗА ПЕРИОД

Пенсионный взнос по общим и пониженным тарифам

текущий платеж

182 1 02 02010 06 1000 160

182 1 02 02010 06 101 0 160

182 1 02 02010 06 2100 160

182 1 02 02010 06 211 0 160

182 1 02 02010 06 3000 160

182 1 02 02010 06 301 0 160

Взнос на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по общим и пониженным тарифам

текущий платеж

182 1 02 02090 07 1000 160

182 1 02 02090 07 101 0 160

182 1 02 02090 07 2100 160

182 1 02 02090 07 211 0 160

182 1 02 02090 07 3000 160

182 1 02 02090 07 301 0 160

Медицинский взнос по общим и пониженным тарифам

текущий платеж

182 1 02 02101 08 1011 160

182 1 02 02101 08 1013 160

182 1 02 02101 08 2011 160

182 1 02 02101 08 2013 160

182 1 02 02101 08 3011 160

182 1 02 02101 08 3013 160

Взнос в ФСС РФ на случай травматизма

текущий платеж

393 1 02 02050 07 1000 160

393 1 02 02050 07 2100 160

393 1 02 02050 07 3000 160

Пенсионные взносы по дополнительным тарифам для работ из пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ


- не зависит;

182 1 02 02131 06 1010 160

Зависит

182 1 02 02131 06 1020 160

182 1 02 02131 06 2100 160

182 1 02 02131 06 3000 160

Пенсионные взносы по дополнительным тарифам для работ из пунктов 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ

От результатов спецоценки условий труда доптариф:
- не зависит;

182 1 02 02132 06 1010 160

Зависит

182 1 02 02132 06 1020 160

182 1 02 02132 06 2100 160

182 1 02 02132 06 3000 160

Обратите внимание: 14-17 разряды КБК могут принимать различные значения:

  • при уплате страховых взносов указывается значение "1000";
  • если платятся пени, то проставляется значение "2000";
  • для штрафных санкций предусмотрено значение "3000".

Если компания в 2017 году будет перечислять страховые взносы, пени или штрафы за предыдущие периоды, нужно указывать специальные коды.

Уплата взносов за плательщиков

Вместо плательщиков страховых взносов платежи в бюджет могут перечислять третьи лица. Они тоже обязаны заполнять платежки по правилам приказа Минфина России от 12 ноября 2013 № 107н. Порядок оформления таких поручений приведен в таблице:

Как заполнять

«ИНН» плательщика

ИНН организации, за которую перечисляют страховые платежи

«КПП плательщика»

Код организации, за которую перечисляют страховые платежи

«Плательщик»

Сведения о том, кто перечисляет взнос за плательщика:
- для юрлиц - наименование организации;
- для физлиц - Ф. И. О.

«Назначение платежа»

Первая информация в поле «Назначение платежа» - ИНН и КПП того, кто перечисляет платеж в бюджет. Только ИНН (без КПП) указывают физлица. ИНН и КПП разделяйте знаком «//».

Затем после ИНН и КПП через знак «//» укажите информацию о компании, за которую перечисляете платежи (наименование).

Затем через знак «//» укажите дополнительную информацию, связанную с перечислением средств в бюджет (наименование платежа, период и т. д.)

«Статус плательщика»

Статус того, за кого перечисляете платежи (юридическое лицо - «01»).

Образец платежного поручения по страховым взносам во внебюджетные фонды

Страховые взносы во внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, а также в Фонд обязательного медицинского страхования - налогами не являются. Правила исчисления и уплаты взносов регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Страховые взносы начисляются на вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаемые в базу для их начисления. При заключении гражданско-правового договора взносы уплачиваются, если в нем предусмотрена соответствующая обязанность страхователя.

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты в пользу физических лиц, осуществляемые на основании следующих видов договоров:

  • ? трудового договора;
  • ? гражданско-правового договора на выполнение работ, оказание услуг (за исключением выплат в пользу индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов);
  • ? договора авторского заказа;
  • ? договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
  • ? издательского лицензионного договора;
  • ? лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В 2012-2013 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, за исключением плательщиков страховых взносов, перечисленных в ст. 58 и 58.1 Федерального закона, применяются следующие тарифы страховых взносов в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов:

  • ? Пенсионный фонд РФ - 22, 0%;
  • ? Фонд социального страхования РФ - 2, 9%;
  • ? Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%.

Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов применяется тариф взносов в Пенсионный фонд РФ - 10%.

В течение отчетного периода (квартал, год) по итогам каждого календарного месяца производятся ежемесячные авансовые платежи не позднее 15-го числа следующего месяца за месяцем погашения.

Порядок исчисления взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируется Федеральным законом от 08.12.2010 № 331-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Закон устанавливает, что страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Тарифы по взносам устанавливаются в процентах в зависимости от класса профессионального рынка.

Для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию в учете организации предназначен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому могут быть открыты субсчета:

  • 1 «Расчеты по социальному страхованию»;
  • 2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»,
  • 3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». Приведем бухгалтерские записи по расчетам с бюджетом и с фондами социального страхования и обеспечения.

Д 08,10,41 - К 60 - оприходованы основные средства, материалы, товары, поступившие от поставщика.

Д 20, 25, 26, 44 - К 60 - отражается стоимость оказанных работ, услуг.

Д 19 - К 60 - отражается НДС по полученным ценностям, оказанным работам, услугам.

Д 68 - К 19 - возмещение НДС из бюджета.

Д 62, 76 - К 90-1- отражены доходы от продажи товаров, продукции, оказания услуг, выполнения работ.

Д 90-3 - К 68 - начислен НДС в бюджет по доходам по основным видам деятельности.

Д 62,76 - К 91-1 - отражены доходы от продажи материалов, внеоборотных активов, прочих оказанных услуг, выполненных работ. Д 91-2 - К 68 - начислен НДС в бюджет по прочим доходам.

Д 99 - К 68 - начислен налог на прибыль.

Д 26,44 - К 68 - начислен налог на имущество.

Д 26,44 - К 68 - начислен земельный налог.

Д 70 - К 68 - начислен НДФЛ.

Д 68 - К 51 - перечислены налоги с расчетного счета.

Д 20, 25, 26,44 - К 69-1 - начислены взносы в ФСС России.

Д 20, 25, 26,44 - К 69-2- начислены взносы в ПФР.

Д 20, 25, 26,44 - К 69-3 - начислены взносы в ФФОМС.

Д 69-1, 69-2, 69-3 - К 51 - перечислены взносы в ПФР, ФСС России, ФФОМС с расчетного счета.

Виды обязательных страховых взносов

Существует четыре вида страховых взносов.

Первый вид - пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на две части: взносы на страховую часть пенсии и взносы на накопительную часть пенсии.

Второй вид - медицинские взносы (взносы в ФФОМС).

Третий вид - взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.

Четвертый вид - взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Неофициальное их название - взносы «на травматизм».

В данную группу отчислений включены взносы в следующие внебюджетные фонды:

Государственный фонд социального страхования;

Пенсионный фонд РФ;

Государственный фонд занятости;

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные фонды имеют одинаковый механизм образования доходов за счет обязательных страховых платежей, уплачиваемых предприятиями и организациями всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, а также непосредственно работающими гражданами.

Плательщиками взносов во внебюджетные социальные фонды являются:

Юридические лица по российскому законодательству;

Филиалы юридических лиц, имеющие самостоятельный баланс и расчетный (текущий счет);

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

Граждане, использующие труд наемных работников;

Работающие граждане (в части взносов в Пенсионный фонд РФ).

Все вновь созданные юридические лица обязаны в 30-дневный срок со дня их государственной регистрации встать на учет в территориальном органе каждого фонда.

Объектом обложения для взносов во все внебюджетные фонды является сумма начисленной оплаты труда работников предприятия по всем основаниям.

Удержания юридическими лицами взносов в Пенсионный фонд РФ с работающих граждан производятся с заработка, определяемого аналогично оплате труда, на которую начисляют взносы юридические лица. Подачи заявления от работников об удержании с него взноса в Пенсионный фонд РФ не требуется.

За счет части взносов, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, налогоплательщики вправе осуществить расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму соответствующих расходов.

Уплата взносов во внебюджетные фонды производится путем безналичных расчетов с расчетного (текущего) счета плательщика ежемесячно в сроки, установленные для выплаты заработной платы (кроме ПФ РФ). Отчисления в ПФ РФ производятся в сроки, установленные для выплаты заработной платы, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены взносы.

Платежные поручения на перечисление взносов представляются в банк одновременно с истребованием средств на оплату труда за истекший месяц.

Предприниматели, а также физические лица творческих профессий уплачивают взносы в порядке и сроки, установленные для уплаты этой категорией налогоплательщиков федерального подоходного налога с физических лиц.

Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пен­сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государст­венный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного меди­цинского страхования) формируются за счет различных источни­ков, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюдже­та. Однако основным и постоянным источником финансовых ре­сурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные плате­жи, именуемые в действующем законодательстве «страховые пла­тежи» либо «страховые взносы».

Денежные средства государственных социальных внебюджет­ных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гаран­тии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безрабо­тицы (ст. 37,39,41).

Таким образом, именно общегосударственная значимость на­званных социальных внебюджетных фондов позволяет законода­телю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов * , в том числе и в целях погаше­ния бюджетного дефицита.

Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов работодателями (страхователями), а в определенных слу­чаях - гражданами (застрахованными) либо органами управле­ния* (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в России государственные социальные внебюджет­ные фонды формируются страховым методом, предусматриваю­щим обязанность всех страхователей - работодателей (организа­ций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимаю­щихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и органов управления вносить обязатель­ные страховые платежи (взносы) в фонды.

Страховой метод образования финансовых ресурсов государст­венных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».

В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюд­жетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и полу­чение бесплатной медицинской помощи.

Уплата страховых взносов производится по страховым тари­фам - ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых та­рифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным Со­бранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе «О та­рифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федера­ции, Фонд социального страхования Российской Федерации, Госу­дарственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования».

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования в первоначаль­ном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть объеди­нены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном варианте первой части Налого­вого кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо «социального налога» в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включе­ны «взносы в государственные социальные внебюджетные фонды», предусматривающие сохранение действующих в настоя­щее время обязательных платежей в каждый из этих внебюджет­ных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов.*

С учетом анализа норм действующего финансового законода­тельства, страховые платежи (взносы) в государственные социаль­ные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и фи­зических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закреплен­ные в нормативно-правовых актах, в целях финансового обеспече­ния гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов.

Таким образом, страховые взносы в государственные социаль­ные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы) платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение госу­дарственных социальных программ и обеспечивающих рентабель­ную деятельность самих фондов.

В законодательстве не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Данное положение констатировано даже Конституцион­ным Судом РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г.

Следовательно, страховые взносы по своему социально-право­вому содержанию относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а с другой стороны, законода­тель установил публичные цели взимания этих платежей, что яв­ляется сущностным признаком налогов;

в-седьмых, законодатель при установлении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как одного из видов обязательных платежей закрепляет такие элементы обло­жения страховыми взносами, как

Субъект страховых взносов(т.е. определяет плательщика-страховщика);

Объект (т.е. выплаты, на которые начисляются страховые взносы);

Ставка (т.е. тариф - размер страхового платежа с определен­ного вида доходов или выплат);

Льготы (т.е. выплаты, на которые страховые взносы не начис­ляются);

Сроки и порядок уплаты;

Ответственность плательщиков и банков за правильность на­числения, своевременность уплаты и перечисления страхо­вых взносов в фонды и порядок защиты прав плательщиков этих взносов;

в-восьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносоввовнебюджетные социальные фонды на стадии их исполнения анало­гично, как и при уплате налогов, участвуют банковские кредитные организации. Банки обязаны обеспечить перечисление страховых платежей в соответствующие внебюджетные фонды. За несвоевре­менное зачисление или перечисление по вине кредитных органи­заций страховых взносов на счета органов фондов банки несут фи­нансовую ответственность в виде начисления пени за каждый день просрочки;

в-девятых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как правовые идеи,т.е. без закрепления в нормах права. Другая же часть принципов за­креплена в налоговом и бюджетном законодательстве.

На основе анализа финансово-правовой литературы и действу­ющего финансового законодательства можно выделить следующие принципы, установления, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:

принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, га­рантированный установлением мер финансово-правовой ответст­венности как к плательщикам-страховщикам (за неуплату и не­своевременное внесение страховых взносов), так и к банковским и иным кредитным организациям (за несвоевременное зачисление или перечисление сумм страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов фонда);

принцип законности и публичности, связанный с установле­нием страховых взносов на основе закона. Это, в свою очередь, обусловлено общегосударственными целями образования самих социальных внебюджетных фондов;

принцип единства и федерального характера платежей, оз­начающий, что страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взимаются на всей территории России по единым прави­лам, установленным федеральными законодательными актами, что денежные средства фондов являются федеральной собствен­ностью. Отнесение взносов в государственные внебюджетные со­циальные фонды в Налоговом кодексе к числу федеральных пла­тежей (ст. 13) не означает, что поступления от их сбора будут зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Это означает лишь то, что эти обязательные платежи ко всем плательщикам-страховщикам независимо от форм собственности применяются единообразно и подлежат уплате на всей территории Российской Федерации;

принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков, означающий со­размерность (нечрезмерность) ограничений прав и свобод граж­дан социально значимым интересам и целям их введения. Други­ми словами, введение таких обязательных платежей не должно лишать лиц реализовывать конституционные права на собствен­ность и достойное существование. Несоразмерными такие плате­жи будут признаны в том случае, если они фактически «парализу­ют реализацию конституционных прав и свобод» юридических и физических лиц;*

принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями;

принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном, общественную возмездность. Однако, с учетом пос­ледних изменений пенсионного законодательства и перехода к индивидуальному (персонифицированному) учету в целях назна­чения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и размера их страховых взносов, можно говорить и об индивиду­альной возмездности и возвратности страховых платежей (взно­сов) их плательщикам;

принцип целевого использования страховых взносов в государ­ственные социальные внебюджетные фонды в соответствии с зада­чами формирования конкретных фондов. Этот принцип обуслов­ливает запрет на изъятие средств одного государственного соци­ального внебюджетного фонда для передачи в другой аналогичный внебюджетный фонд, за исключением случаев, прямо установлен­ных в законодательном порядке. Например, в числе средств, ис­пользуемых для формирования Пенсионного фонда РФ, преду­смотрены средства Государственного фонда занятости населения РФ, идущие на возмещение досрочно назначенных пенсий безра­ботным.** Кроме того, в соответствии с этим принципом устанавли­вается запрет на изъятие средств внебюджетных фондов в бюджет. Это особенно важно в условиях хронического бюджетного дефицита, когда требуются не только дополнительные финансовые ресур­сы для его покрытия, но и мобильность в перераспределении бюд­жетных средств на осуществление конкретных особо важных ста­тей расходов. Однако от подобного перераспределения бюджетных средств могут страдать другие статьи расходов бюджета. Чтобы этого не случилось с наиболее важными социальными потребнос­тями членов общества, государство и создает социальные внебюд­жетные фонды. Финансовые ресурсы этих фондов как раз и служат гарантией обеспечения наиболее значимых социальных нужд (пенсии, пособия и т.п.), так как на перераспределение и изъятия денежных средств этих фондов наложен запрет, а сами страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды отно­сятся к специальным обязательным (целевым) платежам.

Страховые взносы в Фонды: Пенсионный, Медицинского страхования и Социального страхования исчисляются с заработной платы сотрудников фирмы. Для предпринимателей с работниками и не являющихся работодателями, установлен фиксированный размер взносов ПФР и ФФОМС.

Тарифы страховых взносов и база обложения

На данный момент основные ставки страховых взносов:

  • ПФР – 22%
  • ФФОМС – 5,1%
  • ФСС – 2,9%
  • НС (страхование от несчастных случаев) – устанавливается Фондом для каждого страхователя, в зависимости от класса опасности основного вида экономической деятельности.

Ранее выплаты в Пенсионный фонд по пенсионному страхованию делились на страховую и накопительную часть. Сейчас взносы нужно начислять только на страховую часть.

Страховыми взносами облагаются выплаты сотрудников по трудовым договорам: заработная плата, отпускные, премии, компенсации по заработной плате, доплаты. Также страховые взносы в ПФР нужно начислять на выплаты по договорам гражданско-правового характера, авторского заказа, лицензионным договорам. Данная категория выплат не облагается взносами в ФСС.

Напротив, не облагаются взносами: все виды социальных пособий, материальная помощь, льготные выплаты, пособия по безработице, денежное довольствие военнослужащих и т.д.

Учет страховых взносов в бухгалтерских проводках

Начисление страховых взносов отражается по кредиту . Для каждого вида страхования – свой субсчет. По дебету 69 счет корреспондирует со счетами затрат: 20, 44.

Проводки для начисления взносов:

  1. Дебет 20 (…) Кредит 69.1 (ФСС) – начисление в Фонд социального страхования.
  2. Дебет 20 (…) Кредит 69.2 (ПФР) – начисление Пенсионный фонд.
  3. Дебет 20 (…) Кредит 69.3 (ФФОМС) – начисление в Фонд мед.страхования.
  4. Дебет 20 (…) Кредит (НС) – начисление в Фонд социального страхования на страхование от несчастных случаев.

За апрель была начислена заработная плата сотрудникам в общем размере 259 874 руб. Рассчитать и произвести отчисление в Фонды. Для страхования от несчастных случаев установлен тариф 0,2%.

  • ФФОМС = 259 874 х 5,1% = 13 253,57

  • ФСС = 259 874 х 2,9% = 7536,35

  • НС = 259 874 х 0,2% = 519,75

Пример проводок по начислению и уплате страховых взносов

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
69.1 Начислены страховые взносы в ФСС 7536,35 Расчетная ведомость Т-51
69.2 Начислены взносы в ПФР 57 172, Расчетная ведомость Т-51
69.3 Начислены взносы в ФФОМС 13 253,57 Расчетная ведомость Т-51
Начислены взносы от НС 519,75 Расчетная ведомость Т-51
Переданы материалы в производство 100 318 Расчетная ведомость Т-51
69.1

Минтруд России подготовил проект закона, в котором срок окончания действующих тарифов в фонды социального страхования переносится на год – с конца 2018 года на конец 2019 года. При этом порядок взаимодействия страхователей с ФСС России планируется сохранить до 31 декабря 2020 года включительно.

Размер отчислений в государственные внебюджетные фонды сейчас составляет:

  • ПФР – 22% (10% – свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов);
  • ФСС России – 2,9%;
  • ФФОМС – 5,1%.

Отметим, что нынешние тарифы отчислений в государственные внебюджетные фонды действуют с 2012 года (ст. 58.2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ " "). Причем в прошлом году они были продлены на год (Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 347-ФЗ "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 58.2 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования "). В текущем году, ситуация, судя по всему, повторится.

Напомним также, что со следующего года изменится порядок администрирования отчислений в государственные внебюджетные фонды – полномочия в этой сфере будут ФНС России. Для этого в НК РФ была добавлена глава 34 "Страховые взносы", вступающая в силу с 1 января 2017 года (Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ " ").

Какой штраф нужно будет заплатить за нарушение срока предоставление отчетности по страховым взносам за каждый не представленный (несвоевременно представленный) документ? Узнайте из материала "Ответственность за отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов" в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

Однако ряд функций планируется сохранить за ФСС России вплоть до конца 2020 года. В рассматриваемом законопроекте предполагается, что правила взаимодействия этого фонда со страхователями останутся неизменными в ближайшие четыре года. Речь идет о том, что сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВниМ) плательщикам страховых взносов можно будет по-прежнему уменьшить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения, а переплату зачесть в будущих периодах. Проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения на ОСС на случай ВНиМ будут проводиться также территориальными органами ФСС России. Единственное изменение (от текущей практики) будет заключаться в том, что расчеты по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на ОСС на случай ВНиМ и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения ФСС России будут направляться в ФНС России не позднее пяти дней со дня их получения в электронной форме и не позднее 10 дней со дня их получения на бумажном носителе в соответствующий территориальный орган ФСС России (