Нормируемые расходы. Понятие и особенности признания

Многие предприниматели прибегают к рекламе своих услуг, работ, чтобы привлечь как можно больше клиентов. Также при ведении бизнеса возникает множество затрат в виде уплаты сборов, судебных издержек, нотариальных услуг и представительских расходов. Зачастую предприниматели не обращают особого внимания на оформление этих расходов, однако именно они могут доставить большие неприятности в случае отсутствия подтверждающих документов, проверок налоговой или ошибок в договоре. В статье автор раскрывает понятия нормированных видов услуг, особенности их признания и налогообложения, приводятся комментарии экспертов.

Публикация

Предпринимательская деятельность не так безоблачна, как может показаться на первый взгляд. Необходимо позаботиться о рекламе своих услуг, работ, чтобы привлечь как можно больше клиентов. Кроме того, индивидуальные предприниматели иногда вынуждены за свой счет организовывать встречи с партнерами и учитывать такие расходы в качестве представительских. Также возникает множество затрат в виде уплаты сборов, судебных издержек и нотариальных услуг. Зачастую предприниматели не обращают особого внимания на оформление этих расходов, однако именно они могут доставить большие неприятности в случае отсутствия подтверждающих документов, проверок налоговой или ошибок в договоре.

Прежде всего, необходимо определиться с понятием рекламных расходов. Рекламные расходы - это расходы организации на рекламные мероприятия через средства массовой информации, на световую и наружную рекламу, изготовление брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, об их качестве, достоинствах, преимуществах. Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" основным признаком рекламы является то, что она обращена к неопределенному кругу лиц. Кроме того, реклама должна привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования и способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.


В Письме от 05.04.2007 N АЦ/4624 Федеральная антимонопольная служба на запрос ФНС России о понятии "неопределенный круг лиц", применяемом в законодательстве о рекламе, отметила, что "под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена".

Таким образом, если индивидуальный предприниматель пригласит определенный круг своих коллег в соответствии со списком приглашенных на корпоративный ужин и раздаст им буклеты и каталоги со своей продукцией, то это не будет рекламой. Также не будет рекламой адресная рассылка информации потенциальным клиентам. У индивидуального предпринимателя могут возникнуть проблемы, и ему придется доказывать, что реклама была адресована неопределенному кругу лиц. Также не будут считаться рекламными расходами расходы на вывеску офиса, где арендует помещение индивидуальный предприниматель. Данная вывеска будет носить не рекламный, а информационный характер.

Если индивидуальный предприниматель сам оказывает рекламные услуги, то следует помнить, что такие услуги подпадают под налогообложение единым налогом на вмененный доход. Например, в Москве к деятельности, облагаемой ЕНВД, относится распространение и (или) размещение наружной рекламы. Однако если индивидуальный предприниматель захочет распространять так называемую живую рекламу и размещать рекламные плакаты на людях, которые рекламируют товары у метро или в магазинах, то данная деятельность не будет подлежать налогообложению ЕНВД.

Если налогоплательщик - индивидуальный предприниматель применяет общую систему налогообложения и сам является заказчиком рекламной продукции, то необходимо помнить, что такие расходы являются нормируемыми. Их норма составляет 1% от выручки от реализации в соответствии с п. 44 ст. 270 НК РФ.

    расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

    расходы на участие в выставках, экспозициях, ярмарках, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Мнение. Ирина Штукмастер, старший юрист компании "Пепеляев Групп":
Обращаем внимание, что помимо брошюр и каталогов Минфин России допускает не нормировать расходы на изготовление таких рекламных материалов, как лифлеты и флаерсы (Письмо Минфина России от 21.05.2010 N 03-03-06/2/93). Напомним, что лифлеты - это разновидность брошюр, содержащих рекламную информацию, имеющих от одного до трех сгибов. Флаерсы - листовки, которые информируют о проведении какой-либо акции или предоставляют скидку.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Вместе с тем если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения, то он также может включить затраты на рекламу производимых и реализуемых товаров (работ, услуг) в расходы. При этом ст. 346.16 НК РФ не ставит в зависимость выручку индивидуального предпринимателя от размера расходов.

Таким образом, индивидуальному предпринимателю необходимо определиться:

    какие налоги он должен платить при использовании рекламы;

    являются ли данные расходы нормируемыми.


Налогоплательщики, применяющие УСН (доходы, уменьшенные на величину расходов), учитывают рекламные расходы в том же порядке, что и плательщики налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Таким образом, для целей применения УСН отдельные рекламные расходы нормируются, как и при расчете налога на прибыль, в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой согласно ст. 249 НК РФ (Письма Минфина России от 20.04.2010 N 03-11-06/2/63, от 07.04.2010 N 03-11-06/2/52, от 05.04.2010 N 03-11-06/2/48).

    протокол согласования цен на рекламные услуги;

    свидетельство о праве размещения наружной рекламы (для наружной рекламы);

    утвержденный дизайн-проект;

    акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг);

    документы, подтверждающие оплату рекламных услуг;

    требование-накладную и накладную на отпуск материалов на сторону;

    акт о списании товаров (готовой продукции);

    акт об уценке товаров.

Понятно, что не весь перечень данных документов должен иметься у индивидуального предпринимателя. Например, если проводится дегустация, то нет необходимости запрашивать паспорт рекламного места или утвержденный дизайн-проект, также не будет акта об уценке товаров, если таковая не происходит. В целом в договоре будут указаны различные требования к рекламе в зависимости от ее вида. Однако целесообразно четко определить, какую рекламу заказывает (изготавливает) индивидуальный предприниматель, в самом договоре или в приложении к нему. Эта мера позволит минимизировать риск возникновения судебных споров. Например, утверждение и согласование дизайн-проекта объявления в газете позволит избежать ошибок в наименовании, справочной информации: телефонах, адресах и пр.

Также существенным условием договора оказания рекламных услуг является порядок оплаты услуг.

Особое внимание следует уделить приемке-передаче рекламных услуг. Ее следует осуществлять по акту, несмотря на то, что данный документ не предусмотрен законодательно. Также в самом договоре целесообразно предусмотреть штрафные санкции и (или) соразмерное уменьшение цены, если неправильно указана контактная информация или вследствие ошибки потребители вводятся в заблуждение.

Представительские расходы

Понятие представительских расходов

Представительские расходы - это затраты индивидуального предпринимателя по приему и обслуживанию представителей других организаций, участвующих в переговорах для установления и поддержания сотрудничества.

К представительским расходам относятся:

    расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц;

    транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;

    буфетное обслуживание во время переговоров;

    оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Вместе с тем необходимо отметить, что у индивидуальных предпринимателей может возникнуть множество вопросов о том, что можно, а что нельзя относить к представительским расходам.

Минфин России в Письме от 12.05.2010 N 03-03-06/1/327 сообщил, что расходы на приобретение продуктов питания, выкладываемых на столе для контрагентов, ожидающих документы, не соответствуют положениям п. 2 ст. 264 НК РФ, и такие расходы не могут быть включены в состав представительских расходов. Поэтому приобретение кофе, чая, печенья не соответствует понятию представительских расходов. Также Минфин полагает, что расходы на приобретение сувениров нормой налогового законодательства не предусмотрены и, следовательно, не могут быть учтены в составе представительских расходов. Это подтверждает и Минфин России (Письмо от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136).

Судебная практика. Суды по данному вопросу имеют другую позицию. Например, в части затрат на покупку цветов суды считают, что список представительских расходов (п. 2 ст. 264 НК РФ) не является закрытым (Постановления федеральных арбитражных судов Поволжского округа от 01.02.2005 N А57-1209/04-16, Московского округа от 09.08.2006, 16.08.2006 N КА-А40/7454-06, Западно-Сибирского округа от 11.05.2006 N Ф04-2610/2006(22165-А46-40).

В отношении затрат на алкоголь Минфин заявил, что их можно относить к представительским расходам безотносительно к обычаям делового оборота (Письмо Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136).

Налогообложение представительских расходов

Предприниматель вправе воспользоваться таким правом и уменьшить налоговую базу на затраты по проведению деловых встреч. Естественно, для этого должно соблюдаться общее правило признания расходов: как документальное их подтверждение, так и экономическая обоснованность (ст. 252 НК РФ). В налоговом учете сумма представительских расходов включается в состав прочих расходов только в пределах 4 процентов от затрат фирмы на оплату труда (ст. 264 НК РФ).

Однако для упрощенной системы налогообложения в состав расходов представительские расходы не входят, что может служить дополнительными рисками для индивидуального предпринимателя.

Кроме того, налоговые риски могут возникнуть при проведении неофициальной встречи, например, если индивидуальный предприниматель во время командировки встретился в ресторане с контрагентом, то затраты на ресторанное обслуживание нельзя будет учесть в составе расходов.

Признание представительских расходов

Документами, которые призваны служить для подтверждения представительских расходов, являются:

    приказ об осуществлении расходов на указанные цели;

    смета представительских расходов;

    первичные документы;

    акт об осуществлении представительских расходов, подписанный индивидуальным предпринимателем, с указанием сумм фактически произведенных представительских расходов;

    отчет о представительских расходах.

Спорным вопросом является приложение списка приглашенных лиц. Судебная практика дает основания полагать, что данный список не обязателен (Постановление ФАС Уральского округа от 07.09.2005 N Ф09-3872/05-С7).

Мнение. Ирина Штукмастер, старший юрист компании "Пепеляев Групп":
Суды также не признают правомерными требования инспекции о представлении дополнительных документов, в частности программы мероприятий, списка состава делегаций с указанием должностей приглашенной стороны, исполнительной сметы на каждую встречу, как не основанные на законодательстве (Определение ВАС РФ от 20.02.2008 N 16343/07).

В отчете о представительских расходах должны быть определены:

    цель представительских мероприятий и результаты их проведения;

    дата и место проведения;

    программа мероприятий;

    состав приглашенной делегации;

    участники принимающей стороны;

    сумма расходов на представительские цели.

Мнения. Ирина Штукмастер, старший юрист компании "Пепеляев Групп":
Отметим, что для предпринимателей, уплачивающих НДС, несмотря на то, что расходы на рекламу являются нормируемыми, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по таким расходам, не нормируются и могут быть приняты к вычету в полном объеме. Такой вывод следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 2604/10. Суд указал, что системное толкование п. 7 ст. 171 НК РФ в его взаимосвязи с гл. 25 НК РФ позволяет считать, что в рассматриваемом положении речь идет только о нормировании вычетов сумм НДС, уплаченных по расходам на командировку и представительским расходам. Таким образом, к вычетам по иным нормируемым расходам ограничение на вычет НДС не применимо.

Уплата сборов

Понятие сборов

Сбор - это плата, взимаемая с индивидуальных предпринимателей при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами совершать юридически значимые действия. Среди сборов можно выделить государственную и таможенную пошлину.

Индивидуальные предприниматели должны уплачивать сборы в следующих случаях:

    при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

    при участии в судах в качестве истца;

    при обращении за совершением нотариальных действий;

    при выдаче дубликатов документов, выписок и т.п.;

    при апостилировании документов;

    при иных юридически значимых действиях.

Учет сборов в составе расходов

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Налоговым кодексом РФ установлены размеры и особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств.

Индивидуальные предприниматели могут учесть сборы в размере, установленном в налоговом законодательстве.

Бывают случаи, когда индивидуальный предприниматель заключает договор со сторонней организацией. Например, физическое лицо регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляет регистрацию не самостоятельно, а обращается в юридическую компанию. В этом случае сумму сбора необходимо учесть в составе расходов, которые будут учитываться при уплате налога по упрощенной системе или оплате труда. А сумму оказанных юридических и консультационных услуг учитывают отдельно.

При применении общей системы налогообложения согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы сборов относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Если индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения, то в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ суммы сборов, уплаченные в соответствии с законодательством, признаются в качестве расходов. Услуги сторонних организаций будут рассматриваться в качестве расходов на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги (пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Уплата сборов и возврат сборов

Сборы считаются уплаченными на основании платежных документов, подтверждающих уплату сборов.

Вместе с тем бывают случаи, когда индивидуальный предприниматель не в состоянии уплатить сборы. Например, индивидуальный предприниматель подает исковое заявление в суд, однако не имеет достаточных средств для оплаты государственной пошлины. Согласно ст. 333.22 НК РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер подлежащей уплате им государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату. Статистика по отдельным регионам показывает, что число удовлетворенных ходатайств об отсрочке или рассрочке по уплате государственной пошлины значительно превышает число удовлетворенных просьб об уменьшении государственной пошлины. В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 N 6 указано, что суд не может отказать в удовлетворении ходатайства истца, если тот доказал недостаточность у него средств для уплаты пошлины. Таким образом, для уменьшения размера госпошлины индивидуальный предприниматель должен представить сведения об отсутствии денежных средств для уплаты пошлины на счетах, а также о тяжелом имущественном состоянии. В случае уплаты пошлины в меньшем размере индивидуальный предприниматель в расходах учитывает реально оплаченную пошлину.

При этом при выигрыше дела в суде пошлина может быть возвращена. Согласно п. 2 ст. 129 АПК РФ при вынесении определения о возвращении искового заявления арбитражный суд решает вопрос о возврате из федерального бюджета государственной пошлины, уплаченной истцом. Для возврата пошлины на основании п. 3 ст. 333.40 НК РФ компания должна подать в суд, в котором рассматривалось дело, заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины. К заявлению необходимо приложить: решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины. Также прикладываются подлинные платежные документы (поручения и квитанции, подтверждающие уплату государственной пошлины).

Нотариальные услуги

Понятие нотариальных услуг

Нотариальные услуги представляют собой деятельность непосредственно нотариусов по удостоверению юридических фактов (сделок, договоров, завещаний и т.д.), оформлению наследственных прав, свидетельствованию документов и выполнению других нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и обязанностей и предупреждение возможного нарушения их в дальнейшем. В качестве конкретных примеров нотариальных услуг можно назвать: составление проектов документов, изготовление копий документов и выписок из них, представление заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствующий орган и т.д.

Учет платы за нотариальные услуги

Плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление учитывается для целей налогообложения. В общей системе налогообложение основанием является пп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ. Причем в п. 39 ст. 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не признаются расходы в виде платы государственному и (или) частному нотариусу сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, также могут уменьшить полученные доходы на расходы в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов на основании пп. 14 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Для того чтобы исключить риски, следует принимать в расходах на нотариальные услуги затраты в пределах тарифов, установленных законодательно. Данная позиция подтверждается и мнением Минфина. Независимо от того, предусмотрена обязательная нотариальная форма сделки или нет, расходы в виде платы частному нотариусу в размере, превышающем установленные нотариальные тарифы, не учитываются при налогообложении прибыли и при расчете налога по упрощенной системе налогообложения "доходы минус расходы". Основанием является п. 39 ст. 270 НК РФ (Письмо Минфина России от 20.05.2005 N 03-03-01-04/2/91).

Однако следует обратить внимание на другое Письмо Минфина России - от 10.06.2009 N 03-05-06-03/25, в котором ведомство рассматривает ситуацию, когда нотариус взыскал дополнительную плату за "услуги правового характера". За совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размерах, установленных в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ о нотариате. Согласно ст. 23 Основ о нотариате источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.

Таким образом, уплаченные денежные средства за оказание услуг правового и технического характера также могут быть учтены в расходах как при общей системе налогообложения, так и при "упрощенке" "доходы минус расходы". Однако нотариус должен отдельно выделить плату за эти действия, указав, что индивидуальный предприниматель осуществил расходы на правовые услуги.

Возникает необходимость подтверждения производственных целей с помощью наличия следующих признаков предпринимательской деятельности:

    обращение к нотариусу с целью регистрации заявления индивидуального предпринимателя;

    изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации (например, регистрация у нотариуса сделки по приобретению офисного помещения);

    взаимосвязанность всех совершенных индивидуальным предпринимателем в определенный период времени сделок с фактом извлечения прибыли (например, удостоверение учредительных документов для открытия счета или участия в тендере для дальнейшего извлечения прибыли);

    устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами (например, представление контрагентам заверенных копий документов).

Однако в целом в налоговом законодательстве не определен перечень производственных целей, в соответствии с которыми индивидуальный предприниматель может пользоваться услугами нотариуса. Возможно, в этой связи индивидуальному предпринимателю в каждом случае придется доказывать производственный характер затрат.

Признание оплаты услуг нотариуса

Следует отметить, что до 1 июля 2010 г. унифицированная форма бланка отчетности нотариусов отсутствовала. В этой связи МНС России в Письме N 33-0-11/285@ рекомендовало использовать документ, составленный в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в котором должно быть указано о совершении нотариального действия и размере его тарифа. С 1 июля 2010 г. в нотариальное делопроизводство нотариусов вводится бланк единого образца, имеющий определенные степени защиты. Он применяется при совершении ими юридически значимых действий, оформляемых в нотариальном порядке (Информационное письмо Федеральной нотариальной палаты от 04.03.2010 N 417).

При этом нотариальные услуги не должны подтверждаться чеком. Письмом от 14.04.2004 N 33-0-11/285@ МНС России разъяснило, что положения ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на правоотношения, связанные с оплатой нотариальных действий, не распространяются.

В качестве производственных документов достаточно иметь бланк, полученный от нотариуса, в котором отражены сумма оплаты и вид нотариальных действий.

Покупка программного обеспечения

Понятие программного обеспечения

В Гражданском кодексе РФ содержится определение понятия "программа для электронно-вычислительной машины" (программа для ЭВМ), под которой понимается "представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования электронно-вычислительной машины и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения".

Учет приобретения программного обеспечения

В соответствии с положениями Налогового кодекса к нематериальным активам относится исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных.

В Письме от 20.04.2009 N 03-03-06/2/88 Минфин России рассматривает вопрос признания данных расходов при применении общей системы налогообложения. В соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 тыс. руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных. Расходы по внедрению и доработке программного продукта для ЭВМ также учитываются в составе прочих расходов согласно пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Кроме того, возможность признания расходов на покупку программ ЭВМ предусмотрена для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 346.16 в расходах признаются расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком.

Однако индивидуальные предприниматели иногда сталкиваются с желанием налоговых органов нормировать данные расходы. Вместе с тем эти выводы могут быть опровергнуты в суде. Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2010 N 09АП-9427/2010-ГК, 09АП-9429/2010-ГК суд указал, что суд первой инстанции не имел права устанавливать размер компенсации, определяя стоимость для программ ЭВМ. Также в Постановлении ФАС МО от 17.06.2009 N КА-А40/5421-09 суд признал, что налогоплательщик правомерно учитывал расходы по договорам на передачу неисключительных прав на программы для ЭВМ.

Мнение. Ольга Горбатова, бухгалтер GSL Law & Consulting:
В соответствии со ст. 221 НК РФ состав расходов индивидуальных предпринимателей, на которые они могут уменьшить полученные доходы, определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов, установленному гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Официальная позиция Минфина России заключается в том, что расходы на приобретение программ (если в договоре срок передачи неисключительных прав не установлен) нужно учитывать равномерно. Налогоплательщик сам устанавливает срок, в течение которого будут учитываться расходы на приобретение таких программ. В то же время есть письма Минфина России и УФНС, в которых они высказывают противоположную точку зрения, указывая на то, что при приобретении программ по договорам, в которых не оговорен срок передачи неисключительных прав, расходы можно учесть единовременно:
1. Расходы нужно распределить (Письма Минфина России от 29.01.2010 N 03-03-06/2/13, от 17.03.2008 N 03-03-06/1/185, от 27.11.2007 N 03-03-06/1/826, от 07.06.2007 N 03-03-06/1/366, от 21.02.2007 N 03-03-06/2/37).
2. Расходы можно учесть единовременно.
3. Расходы не нужно распределять (Письма Минфина России от 06.02.2006 N 03-03-04/1/92, УФНС России по г. Москве от 28.06.2005 N 20-12/46408 "О порядке учета для целей налогообложения прибыли затрат на приобретение неисключительного права на пользование программным продуктом", Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2009 N КА-А40/6263-09 по делу N А40-92124/08-128-107).

Признание покупки программ ЭВМ

Индивидуальным предпринимателям следует обратить особое внимание на то, что в законодательстве предусмотрены административные и уголовные (ст. ст. 146, 272, 273 УК РФ) санкции за незаконное использование программного обеспечения. В указанных случаях законодательством предусмотрена ответственность в виде: штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Индивидуальным предпринимателям в рабочем процессе следует использовать программное обеспечение, приобретенное исключительно на основе лицензионного договора.

Собственник программного обеспечения имеет исключительное право на него. Указанные выше права на программное обеспечение могут быть переданы его собственником другому лицу либо организации частично либо в полном объеме. В случае полной передачи прав на программное обеспечение такая передача осуществляется на основании договора об отчуждении исключительного права на программное обеспечение. Однако в случае частичной передачи также следует заключить договор. В практике возможно заключение сублицензионного договора, по которому приобретатель прав на программное обеспечение при наличии на то письменного согласия его собственника предоставляет право использования программы другому лицу (лицам), при этом оставаясь ответственным за его действия перед собственником. В лицензионный договор должно быть включено название конкретной программы, права на которую предоставляются, с указанием в соответствующих случаях номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на программу. Кроме того, в договоре целесообразно указать, на какой срок предоставляется программное обеспечение и где оно может быть использовано.

Программное обеспечение может быть передано по акту приемки-передачи. В договоре и акте приемки-передачи следует прописать способ передачи программы, например на диске или путем предоставления доступа для скачивания программы через интернет-ресурс.

Сами затраты следует подтверждать платежными документами.

Ряд расходов предприятия учитывают в ограниченном размере с учетом предельной величины, определенной законодательством в НК РФ и постановлениях Правительства. Порядок нормирования зависит от вида расходов и устанавливается в фиксированной сумме или процентном отношении от величины выручки, оплаты труда. В статье расскажем про учет нормируемых расходов, дадим советы по расчету.

Виды используемых нормируемых расходов

При возникновении у предприятия расходов, относящихся к нормируемым, учет осуществляется особенно тщательно. Верность расчетов исключает занижение налога на прибыль. Ряд расходов встречаются практически у всех предприятий.

Вид расходов Размер нормы расхода
Пенсионное и личное страхование наемных работников 12% от фонда оплаты труда
Медицинское страхование работников 6% от фонда оплаты труда
Замена бракованных периодических изданий 7% от стоимости тиража
Убыль печатной продукции 10% от стоимости тиража
Отдельные виды рекламы 1% от суммы выручки
Представительские нужды 4% от фонда оплаты труда
Резервы по сомнительным долгам Ст. 266 НК РФ

В особом порядке учитываются отдельные виды расходов:

  • Уплачиваемых за нотариальное оформление документов, учитываемая в размере установленных законодательством тарифов.
  • Затрачиваемых на НИОКР в виде других расходов в зависимости от оплаты труда и сумм, направляемых на формирование фондов от суммы реализации.
  • Направляемых на содержание транспорта в размере норм, установленных Правительством.
  • Возникших в виде потерь от естественной убыли в пределах норм, определенных Правительством.

Нормы, устанавливаемые НК РФ, ведомственными актами или постановлениями Правительства, регулярно пересматриваются. До применения нормативов определяется их актуальность.

Нормирование в учете предприятия

Нормирование расходов используется в налоговом учете . Условия принятия и списания расходов для целей бухгалтерского учета не зависят от их размера. Согласно ПБУ 10/99, расходы для принятия в бухучете должны быть подтверждены и экономически оправданы. Читайте также статью: → “ ». При соответствии показателя требованиям расходы принимаются полностью, в сумме понесенных затрат.

В налогообложении используются ненормируемые расходы, учитываемые в полном размере и нормируемые, имеющие ограничения в установленных пределах. Расходы учитываются для снижения облагаемой базы по прибыли. В преимущественном большинстве случаев нормируются прочие расходы. В учете возникают разницы, рассчитываемые в соответствии с ПБУ 18/02.

Нормирование расхода тепловой энергии

Потребление тепловой энергии используется для производственных и управленческих нужд предприятия. Величина поставляемого энергоносителя определяется техническими требованиями оборудования котельных и обслуживающих инженерных сетей. Стоимость потребления определяется по объему поставки и тарифам производителя энергии, закрепляемая договорными условиями.

При заключении договора рассчитывается плановая потребность предприятия, величина поставки определяется фактическим потреблением. В учете предприятия могут возникать потери энергоносителя в процессе транспортировки и хранения. Потери учитываются в размере норм естественной убыли, определяемых постановлением Правительства (п.7 ст. 254 НК РФ).

Учет затрат при использовании автомобиля

Эксплуатация транспорта требует несения текущих расходов и затрат, связанных с ремонтом техники. Расходы учитываются по транспорту, находящемуся в собственности организации, полученному по договору аренды или лизинга при условии принятия техники в эксплуатацию или на забалансовый учет. В учете ИП используют личные транспортные средства лица, расходы по которому учитываются в затратах при условии использования их в получении дохода.

Вид расхода Как определяется
Топливо Нормы устанавливаются распоряжением Минтранса. Расход определяется в зависимости от сезонности, масштаба города и повышающих коэффициентов с учетом года выпуска
ГСМ Нормы определяются Минтрансом и предприятием в зависимости от интенсивности эксплуатации. Читайте также статью: → “ ».
Расходы на ремонт На предприятии создается резерв на ремонт основных средств в соответствии со ст. 324 НК РФ
Компенсация в связи с использованием арендуемого служебного транспорта Суммы выплачиваются в размере норм (п. 1 пп. 11 ст. 264 НК РФ), установленных в зависимости от объема двигателя техники

Предприятия должны отразить в приказах нормы расходования, определить круг ответственных лиц, контролирующих затраты.

Учет расходов по командировочных поездкам

Взаимосвязи предприятий с партнерами других регионов требуют проведения переговоров, личного обсуждения контрактов и прочих оснований служебных поездок. При исполнении служебного задания предприятие несет затраты, часть из которых относятся к нормируемым. В составе затрат учитываются:

  • Стоимость проезда к месту исполнения служебного задания.
  • Плата за проживание в гостинице, оформление дополнительных документов.
  • Суточные и полевые расходы. Выплаты работникам не нормируются и учитываются при налогообложении в полном размере (пп.12 п.1 ст. 264 НК РФ).

При начислении суточных учитывают положение п.3 ст. 217 НК РФ. Суммы, начисленные свыше 700 рублей в день по командировкам внутри страны, не относятся к компенсационным выплатам, считаются доходом работника и облагаются налогами.

Нормирование процентов по займам и кредитам

Проценты по долговым обязательствам обычных сделок учитываются в полном объеме. Нормирование расходов предусмотрено для контролируемых сделок и договоров между взаимозависимыми лицами. В составе расходов учитываются размер фактической процентной ставки по договору либо ключевой ставки ЦБ РФ при превышении величины норматива. Порядок учета определен в ст. 269 НК РФ.

При наличии у предприятия контролируемых или неконтролируемых сделок порядок списания расходов определяются самостоятельно. Учет расходов в налогообложении зависит от метода учета. При кассовом методе включение в состав производится в момент оплаты, при начислении – в последний день отчетного периода.

Нормирование рекламных мероприятий предприятия

  • Мероприятия рекламного характера в форме информационного оповещения через СМИ и коммуникационные системы.
  • Наружная световая реклама, установка щитов и стендов.
  • Обеспечение выставок, демонстрационных залов, печати рекламной продукции, участия в экспозициях и аналогичные формы.

Виды рекламы, не указанные в п. 4 ст. 264 НК РФ и затрачиваемые на приобретение призов при проведении рекламных мероприятий, должны учитываться в составе нормируемых затрат. Предельная сумма установлена в размере 1% от суммы, полученной от реализации в отчетном или налоговом периоде.

Пример расчета расходов

Предприятие «Визит» провело рекламную акцию для продвижения продукции в форме выставки. Общая стоимость затрат составила 250 000 рублей. В ходе мероприятия были предоставлены призы за конкурс на знание истории создания продукции в сумме 10 000 рублей. Выручка в учетном периоде составила 150 000 рублей. В учете предприятия «Визит» производятся операции:

  1. Определили величину ненормируемых затрат: 250 000 – 10 000 = 240 000 рублей;
  2. Произвели расчет допустимой нормы расходов: 150 000 х 1% = 1 500 рублей.
  3. Вывод: сумма расходов, принимаемых на учет, составила 241 500 рублей.

Нормирование представительских расходов

Предприятия несут расходы по переговорам с компаньонами или потенциальными партнерами, приему, доставке лиц и их размещению. Перечень допустимых расходов установлен в п.2 ст. 264 НК РФ. Для подтверждения расходов необходимо обеспечить подробный учет.

Учетная операция Документальное оформление
Утверждение перечня затрат, используемых для представления интересов компании Приложение к приказу об учетной политике
Издание приказа На каждый прием или переговоры приказ составляется отдельно
Утверждение перечня затрат Составляется смета
Заключение договора с поставщиком работ, услуг В документ вносится подробное описание предоставляемых услуг или работ
Подтверждение исполнения договора Оформляются акт, накладная и прочие формы
Представление отчета на утверждение руководителю Отчет о мероприятии включает цель, время, место проведения, программа, состав лиц, стоимость постатейно
Расчет нормируемых затрат Производится в соответствии с фондом оплаты труда

Размер нормы имеет ограничение в пределах 4% от ФОТ. Списание расходов производится в течение налогового периода по расчету прибыли – календарного года пропорционально норме.

Пример расчета нормы расходов

Предприятие «Крона» подготовило конференц-встречу с партнерами с целью переговоров по условиям контрактов. Стоимость расходов составила 20 000 (включая НДС 3050,85) рублей на проведение мероприятия. Предприятие представляет квартальную отчетность по налогу на прибыль. Величина фонда оплаты труда за 1 квартал 2016 года составила 200 000 рублей. В учете предприятия «Крона»:

  1. Определили размер нормы расходов: 200 000 х 4% = 8 000 рублей;
  2. Вычислили сумму, не учитываемую в расходах: 20 000 – 8 000 = 12 000 рублей;
  3. Определили сумму НДС для применения вычета: 8 000 х 18/118 = 1220,34 рублей.
  4. Вывод: в составе расходов 1 квартала 2016 года учитывается сумма 8 000 рублей, вычет по НДС за 1 квартал – 1220,34 рублей.

Учет НДС по нормируемым расходам

В учете имеется взаимосвязь между налогами НДС и прибыли. К вычету принимаются налог, представленный поставщиком по расходам, учитываемых в налогообложении прибыли. Законодательством установлено, что вычет по НДС в пределах нормы применяется только в отношении командировочных и представительских расходов (п.7 ст. 171 НК РФ).

К нормируемым для целей налогообложения расходам можно отнести следующие расходы:

  • представительские расходы (ст. 264 НК РФ);
  • расходы на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ);
  • расходы на добровольное страхование работников (ст. 255 НК РФ);
  • расходы на создание резервов по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);
  • расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ);
  • расходы на формирование резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ).

Разницы между БУ и НУ нормируемых расходов признаются положительными постоянными разницами , так как эти расходы признаются в НУ частично, а в БУ в полной мере.

Рассмотрим налоговый учет некоторых из перечисленных нормируемых расходов.

В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам

относятся расходы организации па официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества. К представительским расходам относятся: расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), буфетное обслуживание во время переговоров, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и т.п.

В БУ представительские расходы в течение отчетного периода включаются в состав расходов полностью.

В НУ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Представительские расходы признаются в БУ и НУ на дату первичных документов, подтверждающих расходы, независимо от срока оплаты расходов (для организаций, применяющих метод начисления).

НК РФ не устанавливает требований к перечню и формам первичных документов, подтверждающих обоснованность представительских расходов. Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-Р был утвержден план мероприятий «Совершенствование налогового администрирования», включающий мероприятия по сокращению количества документов, подтверждающих при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль представительские расходы (п. 10 разд. IV). Во исполнение данного пункта Минфином России было разъяснено, что «подтверждающим обоснованность представительских расходов, может быть отчет о представительских расходах, утвержденный руководителем организации. При этом все расходы, перечисленные в отчете о представительских расходах, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами» (см. письмо Минфина от 10.02.2014 № 03-03-P3/16288).

Поэтому первичными документами, подтверждающими в НУ представительские расходы, могут быть: акт, накладная счет, авансовый отчет работника.

Сумма представительских расходов, учитываемая при расчете налога на прибыль, рассчитывается в течение налогового периода нарастающим итогом.

Пример 4.18

В ООО «Орион» представительские расходы и расходы на оплату труда за девять месяцев и 12 месяцев 2014 г. составили 522 тыс. руб. и 623 гыс. руб. соответственно. Расчет предельного размера представительских расходов приведен в табл. 4.18.

Таблица 4.18

Расчет суммы представительских расходов

Как видно из таблицы, за девять месяцев 2014 г. фактическая сумма представительских расходов в НУ не может превышать 348 000 руб. За 12 месяцев 2014 г. в НУ можно учесть всю сумм представительских расходов.

  • эфирные справки при размещении рекламы на радио и телевидении;
  • скриншоты при размещении рекламы через интернет-ресурсы;
  • фотографии наружной рекламы и т.п.

Пример 4.19

ООО «Орион» произвело в 2015 г. нормируемые рекламные расходы в сумме 80 000 руб. Выручка без НДС составила 5 000 000 руб.

Сумма расходов, признаваемых в НУ: 5 000 000 х 1% = 50 000 руб.

ООО «Орион» на отчетную дату 30 июня 2015 г. имеет непогашенную дебиторскую задолженность в сумме 15 670 тыс. руб.

Шаг 1. Расчет максимальной суммы резерва приведен в табл. 4.19.

Таблица 4.19

Шаг 2. Расчет предельной суммы расхода на формирование резерва. По данным налогового учета выручка, рассчитанная по правилам ст. 249 НК РФ, за период с 1 января по 30 июня 2015 г. составила 73 550 тыс. руб. (с НДС). Предельная величина резерва, включаемого во внереализационные расходы при расчете налога на прибыль, составляет: 73 550 х 10% = 7 355 тыс. руб.

В БУ резерв по сомнительным долгам может создаваться по правилам, отличающимся от правил, установленных НК РФ. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам в БУ устанавливается организацией в УП для бухгалтерского учета.

При наличии разниц меду расходами на создание резерва по сомнительным долгам между БУ и НУ отражается временная разница: положительная (если расход на резерв в НУ меньше расхода в БУ) или отрицательная (если расход на резерв в НУ меньше расхода в БУ). Для устранения разниц организации следует сблизить учетные политики для БУ и НУ.

  • В соответствии с и. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу, признаваемые организацией, условно можно разделить на ненормируемые и нормируемые. Список ненормируемых рекламных расходов является закрытым.Они признаются налогоплательщиком в размере фактических затрат. К ненормируемым расходам относятся следующие затраты: распространение рекламы через СМИ; размещение световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин,выставок-продаж, комнат-образцов и демонстрационных залов;
  • 50% сомнительного долга - по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней; не создаются - но сомнительной задолженности до 45 дней. Шаг 2. Рассчитывается предельная сумма расхода на формированиерезерва, исходя из выручки с НДС за отчетный период. Сумма резервов не может превышать 10% от выручки (с НДС) отчетного периода. Выручка рассчитывается исходя из всех поступлений(в денежной или натуральной форме), связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги, иное имущество либо имущественныеправа (п. 2 ст. 249 НК РФ).

Лозунг «реклама двигатель торговли» с успехом используется уже много лет и не теряет своей актуальности и в наше время. Однако этот вид затрат также подлежит налогообложению, как к примеру НДС, и если неверно вести налоговый учет это может быть расценено как укрывательство доходов/прибыли и незамедлительно приведет к штрафным санкциям со стороны налоговой службы. Сегодня предлагаем заострить внимание на основных моментах подобных затрат, разобраться какие из них считаются ненормируемые, а какие наоборот рассчитываются по определенным нормативам, что они в себя включают и какой вид налогообложения для них предусмотрен.

Расходы на рекламу нормируемые и ненормируемые что значат?

Рекламным расходом признается любой вид затрат, любыми средствами и в любой форме, нацеленных на распространение объекта. Адресация запроса кампании должна быть направлена на неопределенное лицо/кругу лиц с целью продвижения товаров/услуг/распространение информации и пр. на внешнем либо внутреннем рынке и поддержания всеобщего интереса к рекламируемому объекту (полное описание определения дано в ФЗ РФ №38 ст. 3).

Нормируемые траты – суммы, которые принимаются по определенному нормативу, например, НДС;
ненормируемые – фактические суммы расходов.

Учет и распределение нормируемых расходов на рекламу

Таковыми считаются любые рекламные призывы, направленные на покупку или производство призов в т.ч. НДС. Данный вид часто практикуется при проведении различных маркетинговых мероприятий (розыгрыш/приобретение призов, возможность вручать их победителю и пр.). Особенность подобных затрат на рекламу – отсутствие их четкого списка.

Особое внимание следует уделить самому учету. К примеру, к таким тратам относят НДС и пр., в этом варианте расчет ведется от суммы уже уплаченного налога. Обращаем внимание, что нормируемые траты не должны превышать 1% от общей выручки (прибыли) по рекламируемому товару. Отражение в налоговом отчете относится к категории других расходов.

У пользователей часто возникает вопрос: размещение рекламы в интернете это нормируемые расходы или нет. Ответ прост, все рекламные акции, которые сопровождаются любыми средствами массовой информации, включая интернет, относятся к ненормируемым и имеют четкие формулировки и четкий список.

Ненормируемые расходы на рекламу что включают

Налогоплательщики, которые ведут учет своей деятельности по этой системе налогообложения с объектом «доход минус расход» уплачивают налог за рекламу в том же порядке, что организации, которые уплачивают налог на прибыль. В данном варианте расходы на рекламу при УСН это нормируемые траты, которые учитываются кассовым методом и признаются только после фактической уплаты (поступление средств в кассу банка с учетом авансов).

Ненормируемые траты включают:

Рекламирование посредством любых средств массовой информации: телевидение, интернет, печатные издания, радио и пр.;
световую и наружную рекламу;
участие в различных массовых мероприятиях: ярмарках, выставках и пр. (затраты на них);
изготовление печатных изданий рекламного характера (буклеты, брошюры и пр.);
изготовление товарных знаков организации или знаков обслуживания;
уценка товаров утративших товарный/первоначальный вид/качество при транспортировке и пр.

Как видно из списка НДС, акцизы и пр. средства не относят к ненормируемым тратам. Обращаем внимание к рекламированию не относятся данные о составе, наименование и прочая информация производителя.

Бухгалтерский учет нормируемых расходов на рекламу

В бухгалтерском учете подобные затраты для проводки относятся к группе стандартного (основного) вида деятельности. В отчете по прибыли рекомендуется делать пометки об их причастности на продажу. Независимо от метода (нормируемый или ненормируемый) все затраты вносятся в одно поле декларации в соответствии с системой налогообложения. Отличительной чертой подобных затрат является факт оплаты налога только после фактического получения средств, как например, в случае НДС.

Налогообложение расходов на рекламу нормируемых и ненормируемых

Общая прибыль в налоговом периоде определяется по нарастающей, т.е. с ростом выручки (прибыли) она будет расти и, соответственно размер средств на рекламирование также будет повышаться и далее вычитаться при налогообложении из прибыли. Поэтому НК учел эту тенденцию и, если за один период не удалось отобразить подобные траты и вычесть их из прибыли для налогообложения, это можно сделать в любом последующем периоде, с оговоркой – в течение следующего календарного года.

Виды расходов в налоговом учете - это специфическая группировка трат, которые могут быть приняты в целях исчисления налога на прибыль организации. Отметим, что далеко не все издержки могут уменьшить налоговые платежи. Разберемся, какую группировку предусматривает действующее законодательство.

Общие принципы признания затрат

Признание расходов в налоговом учете невозможно без соблюдения двух ключевых требований. Первое — все траты должны быть подтверждены документально. То есть на каждую расходную операцию либо группу таких операций имеется первичный или же учетный документ, в котором закреплены все обязательные реквизиты и факты по операции.

Второе условие заключается в том, что любой вид трат, принимаемый к учету, должен быть экономически обоснован. То есть признать конкретные операции в налоговом учете нельзя, если они нецелесообразны, произведены без какого-либо экономического обоснования, не связаны с осуществляемыми видами деятельности и так далее.

Следовательно, далеко не все виды трат можно отразить в налоговом учете для уменьшения суммы бюджетного платежа по налогу на прибыль организаций. Так, чиновники в НК РФ определили исчерпывающий перечень таковых издержек.

Ключевая группировка издержек

Все виды издержек, которые несет экономический субъект в ходе осуществления своей деятельности, можно разделить на две большие группы. В первую группу следует относить все расходы, которые связаны с реализацией или же производством. То есть это затраты, которые направлены на осуществление основного вида деятельности.

Вторая группа — это издержки, которые не связаны напрямую с реализацией или производством. Их чаще всего называют внереализационными операциями.

Однако положения НК РФ предусматривают дополнительное дробление трат первой группы. Так, все издержки, связанные с реализацией, производством делятся на прямые и косвенные траты.

Для наглядности определим в блок-схеме, как выглядит действующая классификация расходов в налоговом учете:

Теперь рассмотрим каждую из групп более подробно.

Затраты на производство и реализацию

Данный вид издержек характеризуется тем, что организация осуществляет их для обеспечения собственной деятельности. Такие операции неразрывно связаны с ведением бизнеса по основным направлениям. Эти траты компания осуществляет в добровольном порядке, то есть самостоятельно и по доброй воле несет затраты, чтобы обеспечить жизнеспособность компании и получить прибыль.

Производственные затраты определены списком в статье 253 НК РФ , подробное описание расходных операций представлены в ст. - 264 НК РФ . Так, к основным видам издержек данной категории можно отнести траты на:

  1. Оплату труда основного персонала (должностные оклады, ставки, надбавки, доплаты, премиальные и прочие выплаты).
  2. Страховые взносы, начисленные на оплату труда основного персонала в рамках действующего законодательства (гл. 34 НК РФ , закон № 125-ФЗ).
  3. Материальные расходы (в налоговом учете это траты на покупку сырья, материалов, оборудования, ГСМ для производства).
  4. Амортизационные отчисления (суммы начисленной амортизации по объектам основных средств, используемых в производстве).

Стоит заметить, что завершает данный перечень пункт «прочие издержки», а это значит, что список, закрепленный в НК РФ , не является закрытым. Следовательно, налоговый учет прочих расходов позволяет компании отразить в составе производственных трат любую расходную операцию при условии, что фирма сможет ее обосновать.

Прямые затраты и косвенные

Данная группировка издержек предусмотрена для налогоплательщиков налога на прибыль, которые определяют доходы и расходы по методу начисления. Напомним, что те субъекты, которые вправе вести учет доходов и расходов по кассовому методу, выделять косвенные издержки не должны.

При необходимости дробления производственных затрат порядок отнесения операции к конкретному виду должен быть определен налогоплательщиком самостоятельно. То есть компания сама решает, к какому виду расходов отнести конкретный платеж. Такое решение о разделении расходов на прямые и косвенные должно быть закреплено в учетной политике.

Итак, к прямым следует относить затраты по мере реализации товаров, работ, услуг в рамках производства, в которых они непосредственно участвовали. К таковым относят материальные затраты, расходы на заработную плату и страховые взносы основного персонала. Если предприятия в процессе производства (реализации) использует основные фонды, то начисленная амортизация по этим объектам также может быть учтена в составе прямых затрат.

Все остальные виды расходных операций, кроме внереализационных, следует относить к косвенным. Напомним, что косвенные траты признаются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль по факту свершения при наличии подтверждающих первичных документов.

Затраты внереализационные

Налоговый учет внереализационных расходов — особенности и принципы применения закреплены в статье 265 НК РФ . Данный вид операций не связан напрямую с осуществлением основных видов деятельности, с производством и реализацией.

В состав затрат данного вида можно отнести:

  • банковские комиссии;
  • курсовые разницы (отрицательные);
  • проценты по кредитам и займам;
  • убытки прошлых периодов, выявленные в этом году;
  • прочие аналогичные операции.

Нормируемые затраты

Нормируемые расходы в налоговом учете — такие затраты не включены в действующую классификацию, однако тоже имеют место быть. Так, в состав трат данной категории относят те операции, которые можно объединить по общему принципу: для их признания в налоговом учете утверждены нормативы. Иными словами, учесть издержки можно только в определенном размере, но не более нормативного лимита.

Например, представительские траты можно учесть в размере 4 % от расходов на оплату труда за этот же период. Издержки на добровольное страхование персонала — не более 12 % от трат на оплату труда. Некоторые рекламные издержки — до 1 % от выручки по реализации.