Необходимость модернизации экономики страны в современных условиях.


Цитировать публикацию:
Трубецкая О.В. Модернизация российской экономики: подходы и сценарии // В сборнике «Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века». - 2012 - с. 235-239. - URL:

Другие статьи по этой тематике:




Аннотация:

Экономические реформы 90-х годов не привели к переходу в постиндустриальную стадию развития российской экономики. Инновации являются одним из ключевых факторов рыночной конкуренции, способствующим получению сверхприбыли за счет присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при монопольном использовании более эффективных продуктов и технологий. В настоящее время главными задачами страны являются: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения. Основным движущим фактором изменений была провозглашена модернизация.

Экономические реформы 90-х годов не привели к переходу в постиндустриальную стадию развития российской экономики. В настоящее время инновации являются одним из ключевых факторов рыночной конкуренции, способствующим получению сверхприбыли за счет присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при монопольном использовании более эффективных продуктов и технологий.

В настоящее время главными задачами страны являются: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения. Основным движущим фактором изменений была провозглашена модернизация.

По мнению ученых экономистов, модернизация означает такое обновление, которое заменяет экономический объект – материальный, организационно-управленческий и социально-производственный качественно новым, соответствующим образцам более высокого уровня .

Также под модернизацией можно понимать комплексный процесс, происходящий под воздействием структурных сдвигов и вызывающий изменения технологической, институциональной, ресурсной и социальной сфер общества.

Таким образом, модернизация предполагает создание и внедрение инноваций в экономическую систему. Развитие экономической системы создает в свою очередь предпосылки модернизации, которая приводит к новому качеству экономического роста.

Выделяют три типа модернизации: экономическую, институциональную и технологическую.

Ведущую роль в экономической модернизации играют производительные силы общества. Под их влиянием происходит рост и развитие экономики.

Институциональная модернизация подразумевает работу про проектированию и выращиванию целостной системы институтов, необходимых для эффективной рыночной экономики. Такой подход предполагает эволюционный путь развития всего общества.

Технологическая модернизация предполагает обновление технологий, продукции, оборудования, методов организации и управления. Технологическая модернизация непосредственно приводит к росту производительности на основе интенсификации потока инноваций.

Вышеперечисленный типы модернизации взаимосвязаны между собой: если институциональная система хорошо отлажены и успешно поддерживает рыночные отношения, то технологическая модернизация идет беспрепятственно, формируется поток инноваций, который приводит к подъему экономики и развитию экономической системы.

Первой российской модернизацией можно считать реформы Ивана Грозного – в стране было налажено производство современного для того времени оружия, пороха, появились книгопечатание и литейное дело. Второй модернизацией были реформы Петра I в конце XVII – начале XVIII в. Целью петровских реформ было создание и развитие новой отрасли промышленности – кораблестроения, а также отраслей, обеспечивающих армию всем необходимым – текстильная, кожевенная отрасль и т. д.

Следующей модернизацией, оказавшей существенное влияние на экономику России можно считать реформы С. Ю. Витте. Она предусматривала решение оборонных задач, строительство железных дорог, стабилизации и конвертации российского рубля, государственной поддержки предпринимательства, освоение рынков Юго-Восточной Азии и Америки.

В советский период была проведена масштабная индустриализация советской экономики 1930-х гг. Ее отличительной особенностью было создание группы взаимосвязанных и технологически дополняющих друг друга предприятий, при этом формировались как полные технологические цепочки, так и система научно-исследовательских и опытно-конструк­торских организаций, обеспечивающих возможности развития технологий и производства, а также система подготовки кадров.

Одной из последних крупный модернизаций является переход от командно-административной системе к рыночной экономике. Проведенные институциональные и экономические преобразования оказались малоэффективными и привели к системному кризису и функционированию экономики на стадии суженного воспроизводства.

Степень изношенности основного капитала в РФ достигает 70-80%. Одно из ключевых звеньев технологической модернизации – машиностроение – понесло огромные потери и до сих пор не восстановило уровень 1990 г. За период преобразований возросла доля добычи полезных ископаемых (с 94,5 % в 1995 г. до 108, 2 % в 2010 г), существенно сократилась доля обрабатывающей промышленности, а ряд отраслей (судостроительная, автомобильная, станкостроение) пришли в полный упадок .

Также одной из ключевых проблем является воспроизводство трудоспособного и дееспособного населения. За 1991 – 2009 гг. численность населения моложе трудоспособного возраста сократилась на 14 млн человек. В ближайшем будущем страна будет ощущать острый недостаток кадров для нано- и информационных технологий и других перспективных работ.

Провозглашенный сегодня курс на модернизацию в «Основных направлениях антикризисных действий правительства Российской Федерации на2010 г.», а также в «Концепции 2020», является принципиальной установкой, но в этих программах отсутствуют конкретные пути и методы реализации модернизации, не определено, кто и на каких условиях будет осуществлять модернизационный прорыв. Также не учитываются ограничения, налагаемые сложившейся институциональной системой в стране: слияние власти и собственности; превращение государственных функций в один из видов капитала, с которого государственные управляющие получают административную ренту; широкая криминализация государственных органов; отсутствие оппозиции.

В настоящее время модернизация может осуществляться сверху или снизу .

Модернизация сверху предполагает, что государство будет проводить те преобразования, которые сможет контролировать. К ним можно отнести институциональные и технологические изменения. Исполнение предписаний, как правило, обеспечивается бюрократией или силовыми структурами. На бизнес возложена инвестиционная деятельность, вовлечение трудовых ресурсов в экономическую деятельность. По мнению ученых, при таком сценарии модернизации интересы государства и бизнеса будут расходиться, так как бизнес нацелен на максимизацию своих доходов, а инициативы государства будут ограничивать его устремления. Государство вынуждено будет либо прибегать к принуждению, либо создавать определенные стимулы на нужных представителей бизнеса. Последние будут стремиться получить максимальную выгоду, тогда как остальные фирмы окажутся в неравных конкурентных условиях. Со стороны общества будет формироваться недоверие и к государству, и к представителям бизнеса, так как в условиях невозможности контроля деятельности государства и фирм, население будет уверено, что все изменения будут происходить к выгоде вышеназванных субъектов.

Модернизация сверху может быть успешной при наличии следующих предпосылок: дешевая рабочая сила; возможность заимствования передовых технологий; существование открытых рынков, на которые можно экспортировать производимую продукцию.

Модернизация снизу предполагает активное вовлечение бизнеса, населения в осуществляемые изменения и может проводиться по двум сценариям: решительный рывок или постепенное развитие.

Целью решительного рывка является создание с помощью институциональных реформ условий для активизации инициативы и энергии населения. В начале происходит трансформация политической системы, создаются условия для политической конкуренции, затем происходит перестройка политико-экономических институтов в пользу граждан, общество начинает доверять государству и содействовать ему в преобразованиях.

Постепенное развитие – это вариант модернизации снизу, который предполагает поток институциональных изменений, постепенно приводящий к ощутимому развитию экономики и общества.

Это вариант предполагает реформирование правовой, жилищной пенсионной сфер, здравоохранения и образования. Создание доверия между государством, бизнесом и обществом и постепенное перемещение решений сверху вниз.

В России осуществляется первый вариант модернизации. В ходе преобразований произошло усиление коррупции, не развит конкурентный механизм рынка, имеет место отток капитала и человеческих ресурсов.

Модернизация в таких условиях невозможна, поэтому необходимо осуществлять не только экономические, но и институциональные изменения.

В настоящее время первичной целью модернизации является объединение российского общества путем взаимодействия государства, общественных организаций, СМИ для разработки единой концепции модернизации, где будут отражены экономические, социальные и культурные возможности и потенциальные выгоды, которые получит страна от проведения преобразований.

Таким образом, модернизация – это комплексный процесс, происходящий под воздействием структурных сдвигов и вызывающий изменения технологической, институциональной, ресурсной и социальной сфер общества.

Модернизация может осуществляться по двум сценариям: модернизация сверху и модернизация снизу. Модернизация сверху предполагает активную роль государства и является успешной при наличии рынков сбыта, дешевой рабочей силы.

Модернизация снизу предполагает, прежде всего, институциональные преобразования, активную роль бизнеса и население в реформировании экономики страны, а также существование доверия со стороны экономических субъектов.

Приоритетами модернизации в настоящее время являются: изменение правил поведения экономических субъектов, достижение прогрессивных сдвигов в институциональных преобразованиях, повышение конкурентоспособности экономики страны.

Источники:
1.Черковец В. Н. Тенденции, типы и виды модернизации современной российской экономики // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. 2011. № 2. С.7.
2. Российский статистический ежегодник. URL:http://www. Gks.ru (дата обращения 21.01.2012).
3. Ясин Е. Институциональные ограничения модернизации, или приживется ли демократия в России? // Вопросы экономики. 2011. С.5

Отправить другу

Разработка концепции российской экономики на основе сочетания технологических и институциональных преобразований, предпринятая на сайте, показала, что в перспективе 12-15 лет инновационный путь развития (при благоприятных финансово-экономических и научно-технических предпосылках) станет постепенно доминировать, преобразуя на высокотехнологической основе все хозяйство страны, в том числе топливно-сырьевой сектор. Экономический рост в России обеспечат совместно стратегические инновации и сырьевые ресурсы, преобразованные в высоко конкурентоспособные продукты конечного потребления на внутреннем и мировом рынках. Реализации эффективной стратегии требует коренной модернизации технологической, институциональной, кадровой, организационно-управленческой базы российского хозяйства. Без тесной интеграции России в мировое рыночное хозяйство эти задачи не решить; необходимо усиление эквивалентного обмена на мировом рынке российскими и мировыми научно-техническими и интеллектуальными достижениями.

Анализ экономики России показал, что нет никакой экономической необходимости противопоставлять два основных ресурса роста хозяйства. Нельзя сужать исследование проблем диверсификации до абсурдного тезиса: или компьютеры или нефть. В реальной экономической жизни необходимо решать проблемы в рамках как инновационных видов экономической деятельности, так и внутри сырьевого сектора. Важно определить приоритеты развития инновационной и сырьевой составляющей хозяйства как по стране в целом, так, и что особенно важно, по регионам и субъектам Российской Федерации, отличающимся большой спецификой сочетаний этих ресурсов развития.

Все отрасли экономики России, в том числе сырьевого сектора, потенциально инновационные. Мировой опыт показывает, что происходит реальная интеграция инновационных процессов в классические сырьевые отрасли и их преобразование. Одна из главных задач - реализовать новейшие высокотехнологичные разработки в сырьевом секторе, на основе которых возможна более глубокая переработка первичного сырья. По мере экономического роста и развития внутреннего спроса на российском рынке потребуется все больше сырья, топлива и энергии, поэтому экономически целесообразно постепенно ограничивать экспорт невозобновляемых минеральных ресурсов (надо что-то оставить для фонда будущих поколений в земле, хотя и есть риски) по мере расширения экспорта инновационной продукции, которой сейчас чрезвычайно мало.

За последние годы показала достаточно высокие темпы роста, что вывело ее в первую десятку мировых экономик по размеру ВВП. Однако многие аспекты развития РФ свидетельствуют о недостаточных сдвигах в качественных параметрах экономического роста. Стране, по-прежнему, угрожает энерго-сырьевой крен в специализации хозяйства и превращение России в глобального поставщика топлива, сырья, высококвалифицированных специалистов (человеческого капитала). Модернизация экономики России невозможна без её диверсификации, глубоких структурных сдвигов в сторону наукоемких отраслей и производств и, в первую очередь, в обрабатывающей промышленности, где вес наукоемких отраслей значительно ниже, чем в промышленности США. Китайский опыт свидетельствует о решающей роли государства в модернизации отсталой экономики. Очевидно, и диверсификация экономики России, российская модернизация не сможет обойтись без активной роли государства. Пока, к сожалению, эта роль была достаточно пассивна, несмотря на наличие финансовых ресурсов. Активизация роли государства в экономике затрудняется растущей бюрократизацией и коррупцией, но это уже не чисто экономический вопрос. Тем не менее, без государственной поддержки практически невозможно реструктурировать сельское хозяйство, машиностроение, ИК-технологии и перевести экономику России на инновационный путь развития для повышения конкурентоспособности в XXI веке.

Не соответствует задачам экономического роста и современная модель корпоративного управления, поскольку она формировалась в период адаптации хозяйства к новым, рыночным условиям воспроизводства. Для перехода от экспортно-сырьевого к инновационному вектору развития необходимо принципиальное разделение функций собственности и управления, консолидация и повышение эффективности финансовой системы. Государственное содействие формированию и развитию крупных диверсифицированных компаний, успешно решающих проблемы инвестирования, реализации крупных проектов и создания глобальных цепочек создания стоимости, требует усиления взаимодействия с бизнесом в вопросах совершенствования корпоративного управления.

Модернизация экономики России и переход на инновационную модель развития в столь обширной стране, как Россия, практически невозможен без учета региональных условий и факторов. Необходимо использовать естественные (сравнительные) и конкурентные преимущества различных групп регионов, их реальные инновационные возможности. Однако группа регионов с наибольшими предпосылками для инновационного развития занимает самое скромное место в экономике Росии и внешнеэкономических связях, уступая всем другим по доле в ВВП, инвестициях, экспорте и импорте, привлечении ПИИ. По сравнению с сырьевыми регионами в них ниже производительность труда и уровень его оплаты, сложнее демографическая и социальная ситуация, слабее бюджетная обеспеченность. В условиях современного, далеко не совершенного российского рынка инновационный поворот экономики регионов невозможен в автоматическом режиме, без активной поддержки государства. Необходимо обеспечить инновационную ориентацию ФЦП регионального развития, приоритет инновационных проектов при использовании средств Инвестиционного, Стабилизационного и других фондов, расширение числа технико-внедренческих ОЭЗ, создаваемых не в столичных городах и их окрестностях, а в регионах, содействие формированию вокруг «очагов инноваций» территориальных кластеров.

В настоящее время в России сложилась инновационная система переходного типа, характерными чертами которой являются наличие еще значительных ресурсов (интеллектуальных, кадровых, организационных) при низком качестве государственного регулирования и малой эффективности создаваемых институтов. Сфера науки понесла значительные финансовые, материальные и кадровые потери, а новые формы организации и финансирования, а также коммерциализации результатов научной деятельности, работают недостаточно эффективно.

Основное направление модернизации научно-инновационной сферы может состоять в сочетании прямой государственной поддержки научных организаций и исследовательских коллективов с мерами, направленными на создание общих благоприятных условий, поощряющих инновационную деятельность. В условиях, когда многие инфраструктурные объекты и финансовые институты уже созданы, целесообразно повысить эффективность их работы за счет гармонизации целей и задач, а также совершенствования нормативно-правовой базы их деятельности. В области инновационной политики оптимальным представляется сочетание стимулирования создания собственных технологических разработок и заимствования передовых технологий в других странах.

Отечественная и зарубежная практика подтверждает: только диверсифицированная структурная, институциональная и содержательная модернизация образования может дать системный эффект инновационного развития. Главную роль в достижении поставленных в России целей призваны сыграть, прежде всего, производство наукоемкой продукции и высоких технологий, качественная подготовка квалифицированных кадров и экспорт интеллектуальных продуктов - разработок ИР, средств программного обеспечения ЭВМ, качественного образования. Именно они должны стать тем реальным инструментом, с помощью которого Россия превратится из сырьевой страны в государство с высокотехнологичной экономикой, с современной системой подготовки кадров.

В кардинальном институциональном преобразовании прежде всего нуждаются оборонный и гражданский машиностроительные комплексы - материальная основа инновационной экономики Росии: уже началось создание под эгидой государства инновационных корпораций в авиационной, судостроительной, госкорпораций в атомной и машиностроительной промышленности, нанотехнологической сфере. Если эти преобразования рассматривать как временное явление, как первоначальный импульс для запуска инновационного процесса, как опережающее инновационное предложение для формирования инновационного спроса в стране, то впоследствии на их основе могут вырасти крупные конкурентоспособные корпорации акционерного типа, а затем отечественные ТНК, с постепенным понижением доли государства. Один из самых острых вопросов перехода к инновационной экономике: найти мотивации и гарантии со стороны государства для привлечения частного бизнеса к масштабным инновационным проектам. Пока не ясно взаимодействие новых институтов инновационного роста: банка развития, инновационного, инвестиционного и венчурных фондов, особых экономических и технико-внедренческих зон.

Комплекс ИКТ сегодня без преувеличения можно считать движущей силой мирового инновационного процесса. Сформированный на базе двух прогрессивных технологий, ИКТ интегрировал их огромный технический потенциал для диверсификации, обновления, совершенствования и расширения своего «продуктового диапазона». Этот процесс идет столь стремительно, что регуляторная и законодательная база не успевает реагировать за стремительно меняющейся ситуацией. ИКТ России развивается в русле мировых тенденций. Присущее стране отставание в данной области постепенно сокращается. Основными двигателями прогресса являются: в области услуг - совершенствование «канала» свободной циркуляции всех видов информации (систем широкополосного доступа), цифрового телевидения и Интернет - приложений; в «продуктовой» сфере - всей гаммы технологий, связанных с информатизацией экономики и быта.

Диверсификация продукции российских ИКТ по векторам предложения не отстает от ситуации в передовых странах, но результаты насыщения хозяйства и быта существенно ниже. Объяснение феномена очевидно - более низкий уровень платежеспособного спроса и объемов генерируемых услуг.

Самое слабое звено отечественного комплекса ИКТ - практически полное отсутствие собственной промышленности. Материально - техническая база национальной сети и существующих производственных мощностей на 85% укомплектованы импортной техникой. В России нет собственного производства мобильных телефонов, компьютеров, базовых систем информатизации предприятий и т.д. Сегодня руководство страны, похоже, серьезно настроено придать необходимое ускорение развитию всего спектра отечественной высокотехнологической индустрии.

Серьезные структурные сдвиги происходят в отраслях топливно-энергетического и материалопроизводящего комплекса России. Системы электроэнергетики, газа, водо-, теплоснабжения пока не соответствуют современным требованиям качественного экономического роста и требуют как технологической, так и институциональной модернизации.

Диверсификация металлопродукции нашла свое отражение в подходе к оценке места и роли металлургии в зависимости от стадии макроэкономического развития, который наметился в мировой экономике в последние годы. Если для развивающихся экономик важнейшим показателем является наращивание абсолютных объемов выплавки стали, то для стран, вступивших в стадию постиндустриального развития, этот показатель, который еще три десятилетия назад служил важнейшим индикатором экономического роста, сегодня во многом утратил свою роль.

В условиях растущей конкуренции и спроса конкурентоспособность металлургических компаний определяется их способностью предугадать потребности и рынка, предлагая новые более совершенные виды продукции, в том числе для инновационных отраслей, используя при этом современные инструменты логистики, маркетинга и меры государственной поддержки, особенно во внешней торговле.

Важнейшей проблемой развития отечественного металлургического комплекса является сравнительно низкая инновационная активность компаний вследствие недофинансирования фундаментальных и прикладных исследований, старения научного оборудования, утраты многих научных школ. При этом большинство внедряемых инноваций относятся к усовершенствованиям существующих технологий и оборудования. Попытки государства сформулировать действенную инновационную стратегию в сфере отечественной металлургии пока не дали результатов. Компании, располагая крупными финансовыми ресурсами, получают доступ на глобальном рынке к самым современным технологиям, разработка которых отечественных научным организациям просто не под силу. Кроме того, у них попросту отсутствуют стимулы для инвестирования долгосрочных инноваций, так как компании за счет относительно дешевого сырья и энергоресурсов пока могут поддерживать сравнительно высокий уровень конкурентоспособности.

Государственная стратегия модернизации, отхода от преимущественно низкотехнологичной сырьевой структуры производства непосредственно связана и с задачей интенсификации и диверсификации химического комплекса. Среди основных проблем, стоящих перед комплексом, особое значение имеет сокращение разрыва между динамичным развитием рынка химической продукции и слишком низкими темпами модернизации и диверсификации производства, ограничивающего возможности использования имеющихся ресурсных и формирование новых конкурентных преимуществ. Модернизации и инновационного обновления требуют все структурные составляющие химического комплекса: сырьевая база, производственные мощности, отраслевая структура производства, кадровый и управленческий персонал. Способствовать этому должна консолидация активов в руках стратегических инвесторов, располагающих средствами, производственным опытом, способных лоббировать интересы отрасли. Для обновления и придания импульса развитию российского химического комплекса, помимо усилий частных компаний, необходимо привлечение административного ресурса, а в отдельных случаях и прямое финансовое участие государства.

Проблема лесопромышленного комплекса России в направлении изменения структуры его производства и повышения доли качественной готовой продукции в общем выпуске лесобумажных товаров является наиболее актуальной на этапе перехода РФ к деятельности на мировых рынках в условиях глобализации и вступления в ВТО. Россия имеет все предпосылки для превращения в мирового лидера в области производства массовой лесобумажной продукции высокого уровня качества и глубины обработки по разумным ценам для обеспечения своей конкурентоспособности. Это должно позволить резко повысить бюджетные поступления от отраслей ЛПК страны. Однако для реализации таких предпосылок необходима активизация внимания государства и лесопромышленных компаний к проблематике повышения эффективности использования отечественного древесного сырья, в том числе путем развития нанотехнологий, что подразумевает целый ряд действий организационного и директивного характера. Эта задача может быть решена лишь на основе активного сотрудничества государственных структур и лесопромышленного бизнеса с подключением к этой работе российской отраслевой и академической науки.

Существенное значение для дальнейшей диверсификации хозяйства имеет система государственно-частного партнерства и государственного регулирования деятельности частных компаний, которая должна основываться на принципах, защищающих интересы, как инвесторов, так и потребителей. Решающим фактором здесь является разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения всех сторон - государства, бизнеса и общества, в первую очередь в отношениях собственности.

Инвестиционные проекты в производственной инфраструктуре, реализуемые в настоящее время, оказались уязвимыми перед финансовым и экономическим кризисом, что обусловлено высокими рисками их выполнения. Разрабатываемые, осуществляемые, планируемые проекты и программы развития инфраструктуры подвергаются испытаниям по различным направлениям. Это - падение спроса на услуги инфраструктурных отраслей, снижение доступности и повышение стоимости кредитов, слабо прогнозируемые и просто неожиданные колебания валютных курсов.

В условиях кризиса российское правительство резко сократило инвестиции на инфраструктурные проекты. Прежде чем снова возрастут инвестиции в отрасли производственной инфраструктуры, должны восстановиться фондовые рынки и увеличиться спрос на услуги этих отраслей. Если экономический и финансовый кризис затянется, то чрезмерное увлечение инвестициями в производственную инфраструктуру может привести к структурным диспропорциям, преодоление которых потребует больше ресурсов, чем их пошло на создание объектов. В этом плане государственная инвестиционная политика должна быть сбалансированной и хорошо просчитанной на перспективу - финансировать имеет смысл только жизнеспособные, высокоэффективные проекты, имеющие гарантированные рынки потребления продукции и услуг.

Итак, диверсификация экономики России на основе коренной модернизации ее технологической, институциональной, кадровой и управленческой базы является важнейшим условием реализации национальных интересов и эффективным фактором интеграции в мировую экономику.

ВВЕДЕНИЕ

Предприятие - основное и незаменимое звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно - исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (доходов). Оно имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

Важным признаком предприятия как юридического лица является его способность выступать на рынке от своего имени. Оно в соответствии с законодательством может заключать все виды гражданско-правовых договоров с другими хозяйствующими субъектами (потребителями продукции, поставщиками всех факторов производства, с другими юридическими и физическими лицами).

В рыночной экономике, предприятия представляют собой центры активной деятельности людей, в которых производятся блага для удовлетворения спроса в условиях определенного риска. От предприятия требуется разрабатывать продукцию, соответствующую своему назначению, обеспечению определенного стандарта качественных характеристик и сохранению производственного потенциала, а также предприятия должны в своей деятельности предусматривать и экологические цели.

Цели курсовой работы:

1) раскрыть теоретический материал в первой части работы. В данной работе освещается вопрос "Модернизация экономики".

2) провести экономические расчеты и экономический анализ деятельности предприятия и предложить реорганизацию с учетом изменения конъюнктуры рынка и с учетом прибыльности, исходя из ресурсных возможностей.

"МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ"

Экономический рост для России - категорический императив. Вопрос заключается в том, как в течение 15 лет обеспечить высокие устойчивые темпы в 8-9% в год. Возможности для этого есть, они заложены, прежде всего:

1) в освоении мировых достижений;

2) в посткризисном развитии;

3) в агрессивности молодого российского бизнеса;

4) в преодолении отставания последних 15-20 лет.

В настоящее время есть единственный реальный путь решения задачи стабилизации достаточно высокого экономического роста последних 8 лет - модернизация экономики на основе частной инициативы. Для этого необходимо:

1) максимально возможная либерализация экономики;

2) снятие административных барьеров развития предпринимательства;

3) снижение до минимума участия государства в экономике;

4) сокращение государственных расходов;

5) сокращение в целом бремени государства на бизнес.

Увеличение государственных расходов до определенного уровня позитивно влияет на экономический рост. Кроме защиты правопорядка, прав собственности, стабильности денежной массы государство обязано производить публичные услуги, которые включают национальную оборону, охрану здоровья и окружающей среды, образование и т.п. Однако увеличение государственных расходов в следующем цикле начинает сдерживать экономический рост. Их оптимальный уровень для каждой страны свой и зависит от стадии ее развития.

С 1970-1980 гг. в развитых странах доля государственных расходов в ВВП, до тех пор постоянно возраставшая, стала сокращаться.

Практически во всех странах точка перегиба тенденции наступила между 1980 и 1995 годами. Исключение составили Япония и Корея, где рост доли государственных расходов еще продолжается. К тому же, почти во всех странах наивысшие темпы роста обеспечивались тогда, когда уровень государственных расходов был низким, и снижались по мере его повышения. Среди развитых стран в 1990-е годы темпы роста оказались выше в тех из них, где были ниже государственные расходы.

Сегодня проводимая в России экономическая политика в целом соответствует мировой тенденции. Однако реализуется она недостаточно последовательно. Нынешний уровень налогового бремени и государственных расходов для растущей экономики чрезмерно высок. Между тем, увеличение государственных расходов необходимо практически во всех сферах: армия, наука, образование, здравоохранение, государственная служба и т.д. Но обеспечить эти нужды можно только за счет повышения доходов, то есть роста экономики, а для этого надо сокращать расходы и снижать налоги.

Бремя государства - результат не только увеличения ставок налогов и бюджетных расходов. Оно связано также с наличием крупного государственного сектора в экономике и неформальными воздействиями на нее государственных учреждений и их представителей. Государственные предприятия или АО с государственным участием в значительных масштабах, хотя и не всегда явно, получают преимущества при размещении госзаказов, формировании тарифов на тепло- и электроэнергию, грузовые перевозки и т.п. Государственный сектор генерирует неравенство условий конкуренции и нерыночные отношения, порождает и множит злоупотребления. В России неформальные воздействия государственных учреждений на бизнес включают:

1) излишнее регулирование, административные барьеры, злоупотребление властью ("белая зона");

2) нелегальные принудительные поборы с бизнеса на благие цели ("серая зона");

3) коррупцию, взятки чиновникам ("черная зона").

Доля государственного сектора в ВВП оценивается в 15-16%, неформальные воздействия государства на экономику - 7,5-9 % ВВП. Всего бремя государства оценивается примерно в 60-65% ВВП. Это на порядок больше, чем в странах Европы. По оценкам, под контролем государства находится не менее 50% активов и соответственно около 50,5% ВВП. Если это так, то о российской экономике можно говорить как об экономике государственной, несмотря на проведенные рыночные реформы.

В силу этого, наиболее актуальной задачей сегодня является модернизация экономики и государства. Модернизация - объективный процесс изменения, развития, улучшения, конструирования инновационной деятельности и преодоления традиций, накопления положительных изменений в обществе, рост экономики, совершенствование социальных отношений, выработка гражданской ответственности. Категория "модернизация" трактуется как совокупность взаимосвязанных процессов накопления капитала (мобилизации ресурсов), развития производства и повышения производительности труда и т.п. Модернизация ассоциируется с изменениями, которые происходят в экономической, технико-технологической, политической, общественно-культурной сферах общества.

Модернизация в современном понимании является не индустриализацией (как это было в XIX-XX вв.), а ломкой громоздких институтов и технологий, не отвечающих современным реалиям и движению в направлении постиндустриального общества. Современные концепции модернизации экономики укладываются в рамки постиндустриальной теории с принципом доминирования технологических аспектов организации общественного производства над оценкой его классовой структуры.

При определении перспектив развития российской экономики, необходимость крупномасштабной модернизации рассматривается в качестве стратегической задачи реструктуризации народнохозяйственного комплекса страны. Механизмы экономической модернизации в трансформируемой экономике приводятся в действие инструментами денежно-кредитной, финансовой, страховой, инвестиционной, налоговой и валютной политики. Все составляющие модернизационного процесса (материально-вещественные, человеческий капитал, организационные формы и структуры) требуют качественного, радикального улучшения сложившейся макроэкономической среды, общих условий развития предпринимательства. Таким образом, экономическая модернизация предприятий, фирм и корпораций на современном этапе включает глобализацию экономических отношений и их трансформацию в соответствии с требованием обеспечения конкурентоспособности российских экономических агентов.

Важно определить приоритетные направления и формы экономической модернизации. Они не могут выбираться произвольно на основе субъективных пожеланий и решений какого-либо уровня законодательной или исполнительной власти. Опыт последних 200-300 лет показывает, что лидирующие позиции в мировой экономике занимали те страны, которые в своем экономическом развитии опирались в первую очередь на собственные сравнительные, конкурентные и выявленные преимущества.

Важнейшая задача России в контексте модернизации состоит в переходе от сырьевой экономики к экономике развития, инновационной стратегии роста. Ограничение модернизации заключается в том, что Россия не обладает нормальными организационными и финансовыми технологиями роста. В осуществлении стратегии модернизации роль государства в жизнеустройстве страны имеет, таким образом, принципиальное значение. "Государственнический комплекс" российского общества предопределяется также исторической судьбой страны и сакральным восприятием высшей власти, основным этическим измерением которой оно полагает не формально-юридическую законность, а социальную справедливость. По этой причине вытеснение государства из экономической жизни и его ограничение функциями "ночного сторожа" не было и никогда не будет позитивно воспринято российским обществом.

Доминирующее в России последнее время либеральное представление о роли государства в экономическом развитии предполагало невмешательство государства в хозяйственные процессы - для достижения благополучия достаточно "правильных" институтов и "правильных" законов. В этом отношении присутствие государства в экономике должно быть минимальным. Сегодня активно развивается идея резкого усиления роли государства в экономике, которая воплощается в жизнь в форме скрытой национализации крупных активов. Однако так ведет себя слабое государство, которое хочет только подстраховаться на случай неожиданностей, в том числе политических, и иметь гарантированный доход в бюджет от сырьевых компаний.

Механизмы экономической модернизации приводятся в действие способами денежно-кредитной, финансовой, инвестиционной, налоговой и валютной политики. Все составляющие модернизационного процесса (материально-вещественные, человеческий капитал, организационные формы и структуры) требуют качественного, радикального улучшения существующей ныне макроэкономической среды, общих условий развития предпринимательства, конкурентоспособной модели развития национальных фирм.

Современная модернизация включает, кроме основополагающих внутренних компонентов, также формирование новой модели развития компаний. Обеспечивая опережающие темпы развития своих национальных предприятий и фирм, Россия может реализовать стратегию модернизации и встретится с развитыми странами на будущей исторической траектории.

Формирование новой стратегии модернизационного роста экономики обозначило проблему выбора факторов роста: должен ли рост, как и прежде, опираться на внешний спрос и осуществляться через расширение экспорта, что в российских условиях означало сохранение сырьевой основы роста экономики, или же главным должен стать внутренний спрос. Проектируя модель и факторы роста, необходимо также выделить внутренние и внешние риски, снижающие складывающуюся экономическую стабильность.

Принципиальной отличительной чертой экономики развития является переход от доминирования трансформационных изменений к хозяйственной самоподдерживающей динамике. Значительно усиливается роль внутренних факторов, национального рынка в силу укрепления целостности, органического единства экономической системы государства, с одной стороны, и в результате ограничений, связанных с усилением в последнее время, турбулентных процессов в мировой экономике - с другой.

Таким образом, новая парадигма экономического роста состоит в переходе от экономики предложения к экономике спроса, базирующейся не на внешних финансовых, товарных и других инъекциях и жестких монетарных ограничениях, а на ощутимом увеличении внутреннего производственного и личного потребления, на диверсификации доходов и потребительского спроса, на максимальном привлечении и утилизации собственных материальных, финансовых, трудовых, технологических, интеллектуальных ресурсов.

Прежде всего, должны быть правильно определены и сформулированы цели экономической политики, которые непосредственно вытекают из национальных экономических интересов и тесно коррелируют с ними. Главной целью экономической политики России является закрепление, приумножение, диверсификация сравнительных и конкурентных преимуществ в различных областях и сферах экономики, что в условиях ее открытости представляет главный ресурс для решения и текущих, и стратегических социально-экономических проблем. Речь идет о совокупности мероприятий экономического, политического, финансового, организационного содействия отраслям и производствам, которые по своим статическим и в особенности динамическим характеристикам, таким, как цена, качество, производительность, долговечность и пр., являются сейчас и будут оставаться в перспективе конкурентоспособными на внутреннем и мировом рынках.

Понятие «модернизация» экономики буквально оно означает обновление, ликвидацию отсталости, выход на современный, сравнимый с передовыми странами уровень развития. Речь идет:

Во-первых, об освоении производства продуктов современного технологического уровня в масштабах, позволяющих российским компаниям занять достойные позиции на мировых рынках;

Во-вторых, это обновление производственного аппарата, замена устаревшего оборудования и технологий на современные, более производительные;

3) в-третьих, это органическое включение в новейшие мировые инновационные процессы, полная интеграция в мировую экономику, скорейшее использование всех важных нововведений, в том числе новинок в области организации и управления;

4) в-четвертых, это переподготовка, переквалификация или замена кадров, переобучение;

5) в-пятых, это осуществление структурных сдвигов в экономике, формирование производственной структуры, отвечающей критериям развитой индустриальной страны. Это предполагает повышение в ВВП и экспорте доли продуктов с высокой добавленной стоимостью, в том числе продуктов новой информационной экономики, уход от однобокой сырьевой ориентации экспорта.

Путь первый, модернизация сверху – это путь усиленного воздействия государственной власти на достижение целей модернизации. Это означает перераспределение валового продукта в пользу государства, концентрацию в его руках ресурсов, необходимых для массовых государственных инвестиций в реконструкцию народного хозяйства, а также масштабное использование властного, административного или даже репрессивного ресурса.

Исторический опыт показывает, что модернизация сверху может быть успешной после длительного периода спокойной эволюции без вмешательства государства, причем видимый успех иногда достигается на сравнительно коротких отрезках времени, что усиливает ее привлекательность. А потрясения, ею вызываемые, обычно оказываются столь отдаленными, что их с давно прошедшей и возвеличенной историками модернизацией сверху уже никто и не связывает. Модернизация сверху, чтобы достичь результатов, которые можно было хотя бы первое время трактовать как позитивные, должна обеспечить колоссальную концентрацию ресурсов, воли и власти, в первую очередь власти, такой как у Петра и Сталина.

Путь второй – модернизация снизу, с опорой на частную инициативу и энергию каждого. Процветание развитых в экономическом отношении стран всюду, на Западе или на Востоке, основано сегодня на свободной открытой экономике. Все они пережили в свое время модернизацию снизу. Государство при этом не стояло в стороне. Но оно не само решало за всех что делать, что строить; оно создавало условия и институты, которые способствовали инициативе и самодеятельности, которые превращали их в подъемную силу.

Сейчас нужно говорить о строительстве структуры экономики в нашей стране в целом. Правительством РФ в этом отношении разрабатывается и реализуется комплекс мер. Выход для России – комплексный, системный и политически волевой подход.

Реставрация существующих и развитие новых экономических институтов, а также внедрение новых технологий в производства могут стать вторым дыханием для российской экономики. Именно инновации дадут толчок модернизации экономики, развитие малого и среднего бизнеса создаст новые рабочие места, повысит уровень жизни людей.

Главное условие перехода экономики на новые рельсы, ее модернизации – это тесное сотрудничество государства и частного бизнеса, грамотное и прозрачное законодательство.

В рамках работы Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России вырабатываются экономические принципы проектного финансирования в нашей стране. С помощью механизмов государственно-частного партнерства можно модернизировать и российскую промышленность, и инфраструктуру регионов, и отраслевую науку. При этом нужны не только крупные проекты, но и проекты регионального, муниципального значения. Например, продавать услуги ЖКХ очень выгодно. А система ЖКХ во многих регионах изношена более чем на 50%. В результате – срывы отопительного сезона, люди остаются без воды. Выделить средства из бюджета в масштабах всей страны – слишком дорого. А вот с помощью ГЧП систему коммунального хозяйства модернизировать выгодно и государству, и бизнесу.

Термин произошел от французского слова moderne, означающего "современный", "новейший". Под модернизацией подразумевается процесс обновления в соответствии с новыми современными требованиями. Синонимами являются улучшение, обновление, апгрейд.

Данное понятие используется применительно к развивающимся в мире, изменениям в мировой экономике и жизненном укладе народов разных стран, а также для обозначения технического прогресса и совершенствования производственных процессов.

Модернизация производства представляет собой усовершенствование технологических процессов, разработку и внедрение нового оборудования, материалов, способов и методов производства, оптимизацию всех согласно современным нуждам.

Как известно из курса истории, производственная модернизация неразрывно связана с процессами переустройства и обновления в обществе. С накоплением качественных изменений производственных процессов происходит неизбежная модернизация экономики, а она влечет за собой постепенное необратимое изменение уклада жизни и общественного менталитета.

Понятие модернизации вошло в обиход в середине прошлого века, когда учеными-обществоведами были проанализированы этапы развития общества от традиционно-патриархального уклада, царившего в XVIII веке, с его аграрным укладом и общественно-политическим строем до современных форм постиндустриального общества со всем его многообразием общественных отношений и культурных традиций. В 50-х годах XX была создана теория модернизации, которая отвечала на вопрос, что такое модернизация применительно к происходящим в мировом обществе процессам.

Согласно этой теории, модернизация - это обновление общественных отношений, выражающееся в переходе от феодального уклада жизни к современному индустриальному типу. Ее характерные признаки:

Рост дифференциации и специализации труда;

Усиление бюрократизации производства;

Появление социально-политических институтов современного типа;

Увеличение мобильности и индивидуализма в сознании людей;

Изменение системы культурных и (институт семьи, отношение к религии и т. п.).

Разделяют три этапа развития модернизации (с конца XVIII до начала XX века, первая половина XX века и с 70-х годов двадцатого века до начала нашего столетия). Существует две ее основные модели. Это т. н. вестернизация и догоняющая модель.

Что такое модернизация "по-западному" (или вестернизация)? Под этим термином понимают внедрение западного образа жизни, культуры, технологий в общественный уклад развивающихся стран (большей частью путем колонизации). Догоняющая модель делает ставку на индустриализацию, при помощи которой предполагает "подтянуть" уровень экономически отсталых стран к развитым.

Теория модернизации часто подвергается критике. Суть обвинений, в основном, сводится к следующему - противники данной концепции утверждают, что модернизация способна разрушить традиционно сложившиеся отношения, не построив новых взамен, т. е. так называемое постиндустриальное общество не будет иметь четких ментальных ориентиров. Но следует понимать, что модернизация не предполагает безоговорочного отрицания и ликвидации традиционных ценностей. Напротив, в большинстве культур отлично уживаются старые и новые традиции, что стимулирует общество к дальнейшему развитию.

Что такое модернизация российского общества, какой смысл несет этот термин применительно к нашей стране? Этот вопрос широко обсуждается не только у нас, но и в мире, начало дискуссии положено известной статьей "Россия, вперед!" Д. А. Медведева. Основными направлениями необходимых изменений в России безоговорочно признаются:

Необходимость технического перевооружения производства, внедрение новых компьютерных технологий, улучшение условий труда и быта россиян;

Модели общества - образовательная реформа, развитие и рост частного бизнеса, уменьшение государственной роли в экономической сфере;

И построение правового общества;

Реформа социальной сферы, направленная на повышение уровня жизни граждан.