Мерами скрытого протекционизма являются. Политика протекционизма

/ Александр Заяц

Протекционистские меры, которые не чурается применять белорусское правительство, вызывают ответную реакцию стран и недовольство со стороны обывателей. Впрочем, как свидетельствует обзор Всемирного банка, протекционизм шагает по планете. Ряд государств вводят протекционистские меры, кто-то, по сути, закрывает границы для доступа товаров. Но хотя масштабных "торговых войн" пока удается избежать, защитные меры применяются все шире, а протекционистский инструментарий становится все более разнообразным.

Примеры протекционистских мер

1. Повышение ставок таможенных пошлин

2. Введение квот и ограничений на импорт

3. Государственные субсидии

4. Поддержание обменных курсов

5. Регулирование иностранных инвестиций

6. Защита национальных рынков труда.

Несмотря на критические возгласы, протекционистские меры имеют свои плюсы . Даже в обычной повседневной жизни протекция, "нужные связи" облегчают деятельность. В экономике такая политика оказывает содействие развитию национального производства и защиты отечественного производителя. Например, протекционизм защищает новые отрасли, которые только зарождаются, но могут погибнуть без защиты, хотя бы временной, не выдержав конкуренции с иностранной продукцией.

Не стоит забывать, что пошлины и налоги являются источником пополнения бюджета страны. Протекционизм обеспечивает национальную безопасность в таких сферах как, например, ВПК.

С другой стороны, протекционизм имеет массу отрицательных моментов . Не зря подобные меры называют "непопулярными". Посредством пошлин и заградительных барьеров население фактически принуждается к финансированию неэффективных предприятий. Протекционизм ведет к повышению внутренних цен.

Одностороннее введение пошлин приводит к "торговым войнам", вызывая ответные меры других государств и компаний. Такая политика, как правило, может привести к усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров. А качество товаров без конкуренции падает.

Протекционизм косвенно подрывает экспорт. Дело в том, что многие экспортные товары включают в себя импортные составляющие, и тарифы ведут к росту издержек производства и, соответственно, к росту цен.

Беларусь

Самый наглядный пример протекционистских мер в Беларуси - , которым в Беларуси введены временные повышенные ставки таможенных пошлин на ряд потребительских товаров в целях защиты отечественных производителей. Согласно указу, установлены повышенные пошлины для двух списков товаров. В первый список, в частности, вошли телевизоры, холодильники, СВЧ-печи, пылесосы, часы, мебель, нижнее белье, виноградное вино. Второй список составили овощи - картофель, лук, капуста, морковь и свекла.

Другой громкий белорусский пример - это запрет региональных чиновников пускать товар из одной области в другую. Их главный аргумент - поддержка местных бюджетов и сохранение рабочих мест. Однако когда на дворе разразился кризис, Минэкономики Беларуси наконец-то решило положить конец таким "торговым войнам" и разработало проект указа, который снимет ограничения на свободное перемещение товаров внутри страны. Теперь окончательный ответ за Совмином и Администрацией Президента.

Кстати, в некоторых странах власти шли на попятную, поняв неэффективность протекционистских мер. Например, кампания "Покупайте американское", запущенная в США, быстро провалилась по той причине, что американцы не могут обходиться без покупки импортных товаров, прежде всего товаров массового потребления. А в Бразилии власти пытались ввести систему широкомасштабного лицензирования и контроля за импортом. Но бразильские компании выступили против - и правительство дало задний ход.

Впрочем, ответные шаги других государств не заставляют долго ждать. И уже белорусские чиновники жалуются, что против Беларуси вводятся протекционистские шаги. Так, Минтранс призвал ЕС устранить протекционизм на рынке международных автоперевозок. В частности, это касается устранения ограничения сроков действия виз для белорусских международных перевозчиков, а также времени пребывания по этим визам на территории ЕС. Ведь с началом кризиса белорусские международные автоперевозчики оказались в критическом положении. Снижение товарных потоков привело к сокращению автомобильного транзита грузов через нашу страну на 40-50%.

Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский настаивает на отмене ограничений доступа товаров из стран СНГ на рынки всех стран Содружества. "Это очень важно, так как все правительства имеют антикризисные программы, принимают те или иные решения, которые изначально кажутся правильными, а проходит время, начинают взвешивать принятые решения, и оказывается, что по отдельным позициям можно было таких решений не принимать", - сказал премьер-министр Беларуси по итогам прошедшего 22 мая в Казахстане заседания Совета глав правительств СНГ. В качестве примера он привел тот факт, что в Казахстане проводились антидемпинговые расследования по отдельным видам продукции, поступающей из Украины. В Молдове были введены запретительные меры по поставкам отдельных продуктов, в частности сахара.

Как Беларуси Андрей Евдоченко, ежегодный ущерб Беларуси от действия ограничительных мер, применяемых другими странами в отношении импорта белорусской продукции, составляет около $70 млн. "Сейчас семь стран применяют ограничительные меры. Это Украина, Турция, Индия, США, Казахстан, Молдова, а также ЕС", - рассказал он. Замминистра пояснил, что в наибольшей степени эти ограничительные меры затрагивают белорусскую химическую промышленность, пищевую продукцию, изделия из металла и текстильные изделия. Замглавы МИД Беларуси привел данные, в соответствии с которыми в первом полугодии 2008 года, когда кризис начинался, количество антидемпинговых мер увеличилось на 40% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

На лондонском саммите G20 страны-участницы подтвердили свое стремление бороться с протекционизмом. Как отметил посол Великобритании в Беларуси Найджел Гулд-Дэвис, "все экономисты ссылаются на печальный опыт "Великой депрессии". Одним из факторов, который осложнил ситуацию в 30-х годах, были протекционистские меры отдельных стран. Это нанесло серьезный ущерб глобальной системе инвестирования и торговли. Сейчас все понимают, что сегодня нельзя повторить печальный опыт". В связи с этим “Большая двадцатка” поручила Всемирному банку и Всемирной торговой организации заниматься мониторингом ситуации в области международной торговли и составлять "списки стыда" стран, которые не брезгуют протекционизмом и воздвигают торговые барьеры, чтобы защитить собственных производителей.

Примечательно, что почти половина стран-участниц, лидеры которых осуждали протекционизм, приняли меры, направленные на ограничение международной торговли или ограничение доступа на свои рынки товаров из других стран, передает агентство Reuters. Согласно исследованию Всемирного банка, за последний год 17 из 20 стран G20 уже приняли более 47 мер протекционистского характера, которые ограничивают международную торговлю и грозят перерасти в "торговые войны". Треть этих мер приходится на повышение импортных тарифов с целью защиты внутренних производителей. "Мы наблюдаем ползучее возвращение к протекционистским мерам. Кампании “покупайте это” или “покупайте то”, “рабочие места для этих рабочих” или “никаких виз этим рабочим”. Лидеры “двадцатки” не должны поддаваться желанию делать заявления о протекционистских мерах, будь то меры, касающиеся торговли, стимулирования внутреннего спроса или госфинансирование и выкуп компаний и банков", - заявил по поводу роста протекционистских настроений глава Всемирного банка Роберт Зеллик.

Как пишет журнал "Эксперт ", больше всего на поприще повышения тарифов отличился Эквадор - в этой латиноамериканской стране были повышены импортные пошлины более чем на 600 видов товаров. В некоторых странах ужесточение торговых стандартов привело к сокращению импорта, отмечается в исследовании Всемирного банка. Например, Китай запретил импорт ирландской свинины, некоторых видов бельгийского шоколада, итальянского бренди, британских соусов, голландских яиц и испанских молочных продуктов. Индия ввела запрет на импорт китайских игрушек. И Индия, и Китай при этом активно субсидируют своих экспортеров, компенсируя им траты на преодоление иностранных заградительных пошлин. Эти две страны повысили скидки на возмещение НДС для экспортеров, и хотя экономисты спорят, является ли эта мера косвенной субсидией, уместность ее реализации во время кризиса вызвала много вопросов.

Евросоюз объявил о введении экспортных субсидий на масло, сыр и молочный порошок. А французское правительство уже требует от ЕС рассмотреть вопрос о возобновлении субсидирования экспорта свинины.

Одной из наиболее популярных защитных мер стало использование субсидий для поддержания на плаву некоторых отраслей. В докладе Всемирного банка в качестве примера государственной помощи акцентируется внимание на автомобильной промышленности. США, Франция, Китай, Россия, Бразилия, Аргентина и Италия установили прямые или косвенные субсидии для национальных автопроизводителей. Так, Соединенные Штаты выделили General Motors и Chrysler более чем $17 миллиардов в виде прямой помощи. Во всем мире уже около $48 миллиардов направлено на поддержку автопрома.

Россия в начавшейся гонке по установлению торговых барьеров тоже старается не отставать от других стран. Помимо помощи АвтоВАЗу, который доказал хроническую неспособность быть прибыльным без поддержки государства, можно вспомнить увеличение пошлин на ввоз продовольствия, введение ценовых преференций для поставщиков российских товаров при размещении госзаказа (что позволяет российским поставщикам повысить цены, не меняя качества продукции), повышение заградительных пошлин на импортные легковые машины, сокращение квоты на ввоз мяса птицы и повышение пошлин на ввоз сверх квот свинины и мяса птицы, повышение таможенных пошлин на молоко, сливки, молочные консервы и сливочное масло.

В подтверждение этих доводов сегодня премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский сообщил, что , несмотря на договоренности на уровне премьер-министров в рамках СНГ.

Протекционизм

Протекциони́зм - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству , спор между этими двумя доктринами продолжается со времён Адама Смита . Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

Основные виды протекционизма

  • Селективный протекционизм - защита от конкретного товара, или против конкретного государства;
  • Отраслевой протекционизм - защита конкретной отрасли;
  • Коллективный протекционизм - взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  • Скрытый протекционизм - протекционизм при помощи нетаможенных методов;
  • Местный протекционизм - протекционизм продукции и услуг местных компаний;
  • Зелёный протекционизм - протекционизм при помощи норм экологического права;
  • Коррупционный протекционизм - когда политические деятели действуют в интересах не массового избирателя, а организованных бюрократических и финансовых групп.

История протекционизма

Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1870-1880-х гг . После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг. В Западной Европе повсеместный переход к жёсткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929-1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т. н. «Кеннеди-раунда» США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли .

Взгляды сторонников протекционизма и аргументы в его защиту

Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается: 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений; 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырьё; 3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30 %, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта); 4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы) .

Сторонники протекционизма утверждают, что страны Европы и Северной Америки смогли провести свою индустриализацию в XVIII-XIX вв. в основном благодаря протекционистской политике . Они указывают, что все периоды бурного промышленного роста этих стран совпадали с периодами протекционизма, включая новый рывок в экономическом развитии, произошедший в странах Запада в середине XX в. (создание «государств всеобщего благоденствия») . Кроме того, они утверждают, подобно меркантилистам XVII-XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и более быстрому естественному росту населения .

Критика протекционизма

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.

Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм, фритредерство , рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь. По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от неё. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины - наличие у страны рыночной власти, то есть способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта .

Цитаты

Если же Англия лет 50 фритредерствует в наше время, то нельзя забыть, что лет 200 в ней действовал усиленный протекционизм, начало которому положено навигационным актом (1651), что она и поныне превосходит другие страны промышленно-торговым развитием, выросшим на почве протекционизма.

Начинатели всяких промышленных дел получают первые свои товары дороже, чем могут их продавать предприятия, уже укрепившиеся, приобретшие опыт и погасившие начальные затраты. Подобные окрепшие предприятия, владея капиталом и кредитом, легко прекращают начинания соперничества, возрождающегося в иных странах, сбавляя цены или даже продавая товары временно в убыток. Множество общеизвестных данных об этом свидетельствует.

Статьи

  • У. Столпер, П. Самуэльсон - «Протекционизм и реальная заработная плата»
  • Владимир Попов - «Китай: Технология экономического чуда»
  • Политика экономического протекционизма: плюсы и минусы
  • Аргументы «за» и «против» протекционизма на примере Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Протекционизм" в других словарях:

    Система покровительственных пошлин, имеющая целью поддержать внутреннее производство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОТЕКЦИОНИЗМ система покровительств. пошлин, т. е. высокого обложения иностр.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства. Осуществляется посредством введения комплексапрямых и косвенных ограничений импорта таможенных… … Финансовый словарь

    - (protectionism) Точка зрения, согласно которой ограничение международной торговли является желательной политикой. Ее целью может быть предотвращение безработицы или потери производственных мощностей в отраслях, которым угрожает импорт, содействие … Экономический словарь

    - (protectionism) Защита, покровительство (покровительственная система в торговле). Теория или практика ограничения торговли между странами в пользу отечественных производителей путем установления тарифов, квот или (чаще всего используемых в наше… … Политология. Словарь.

    протекционизм - (социально психологический аспект) (от лат. protectio прикрытие) корыстное покровительство, оказываемое кому либо лицом или группой лиц, обладающих властью. П. ведет к возникновению привилегированного круга лиц, культивированию конформизма,… … Большая психологическая энциклопедия

    1) экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта. Для… … Большой Энциклопедический словарь

    протекционизм - а, м. protectionnisme m. < лат. protectio защита, прикрытие. 1. Экономическая политика буржуазных стран, связанная с ограждением отечественной промышленности и сельского хозяйства от иностранной конкуренции и с захватом внешних рынков. Система … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Современный протекционизм

5. Протекционизм в России

Каждый раз, когда мы говорим о путях выхода из кризиса для страны, нельзя не отметить политику протекционизма, которая в разные периоды истории и с разной степенью эффективности применялся государствами как один из способов защиты национальных интересов. Случаются, случаи, когда на стадии становления отрасли ее продукция просто не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа. Именно в этой ситуации протекционизм призван поддержать наиболее уязвимые отрасли страны, которые без господдержки в сложных экономических условиях могут просто не выжить. Кроме того, пошлины и налоги, установленные государством на ввоз импортной продукции,-- это один из источников доходов бюджета страны. Многие экономисты считают, что ограничение импорта необходимо для обеспечения национальной безопасности.

Однако чрезмерный протекционизм, с одной стороны оказывая содействие развитию отечественного производства, с другой может привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров. Обратной стороной протекционизма является завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. К тому же ответные меры стран -- торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Василий Колташов руководитель центра экономических исследований ИГСО, автор ряда исследований по экономическим и социальным вопросам, политологии, психологии, истории и культуре. Журналист и аналитик. В 2009 году выпустил книгу посвященную кризису глобальной экономики.

Писателем задолго до того как кризис мировой экономики был признан свершившимся фактом, спрогнозировал его ход и далеко идущие последствия. Раскрыл глубинные причины кризиса, его циклическое и одновременно системное происхождение. В книге даны ответы на многочисленные актуальные для современного общества вопросы.

В книге Василия Колташова говориться и о протекционистской политике российских властей в 2008-2009 годах, как о недостаточно результативном как антикризисном средстве. Причина низкой эффективности заградительных таможенных мер состояла в сочетании их с курсом на сокращение реальных доходов населения, базисных потребителей в экономике.

По его словам: «Россию все чаще называли в 2009 году одним из мировых лидеров по применению протекционистских мер. При этом развитие кризиса в РФ происходило быстрее, чем во многих других странах. Малую полезность защитных таможенных мер объяснял быстро ослабевающий внутренний спрос. Правительство все чаще защищало отечественных производителей от внешних конкурентов, но при этом совершенно не заботилось о поддержании потребителей. Крах автомобильной отрасли создавал в России угрозу новой крупной волны сокращений, вероятны они были и в других хозяйственных секторах, зарплаты бюджетников в 2010 году не планировалось увеличить, а пенсии должны были возрасти незначительно. Потребительская инфляция грозила продолжить пожирать реальные доходы населения. Все это обещало обернуться новым сжатием рынка, несмотря на растущий протекционизм Кризис глобальной экономики. Колташов В. - М: ИГСО, 2009. - 448 с.».

Протекционистская политика в России за два года кризиса не стала системной. В большой степени ее определяли лоббистские возможности компаний, а не стремление властей поддержать и расширить внутренний рынок страны. Существовало противоречие между интересами сырьевых экспортеров и работающими на внутренний сбыт предприятиями. В интересах первых государство девальвировало рубль на стыке 2008 и 2009 годов и стремилось сохранить низкий уровень оплаты труда. Вторых старались успокоить протекционистскими уступками, при этом, уничтожая их рынок сбыта. Переход России по мере роста цен на нефть в 2009 году к «политике крепкого рубля» не внушал успокоения. Государство сокращало свою инвестиционную активность (в 2010 году капвложения должны были уменьшиться на $4 млрд.), в то время как для оживления экономики ее требовалось наращивать.

В ЦЭИ ИГСО были убеждены: Россия должна и дальше усиливать протекционизм. Мировой кризис отменял перспективу присоединения страны к ВТО, что могло обернуться только крушением ее экономики. В целях преодоления кризиса приоритетным для государства должно было стать развитие национального производства и расширение внутреннего рынка, а не поддержание экспортно-сырьевых монополий. Требовалось воссоздание разрушенных отраслей и основание при государственном участии новых технологически передовых производств. При этом российский рынок должен был иметь надежную защиту.

В интересах поддержки отечественных производителей правительство России в 2009 году подняло импортные пошлины на целый ряд товаров. Пошлины на телевизоры повышены с 10% до 15%, на отдельные виды металлопроката - с 5% до 15%, нелегированной стали - с 5% до 20%, на трубы из черных металлов - с 5% до 15% и 20%. Для поддержания производителей автомобилей были установлены заградительные пошлины на иностранные автомашины. Размер пошлин на новые или имеющие трехлетний срок эксплуатации автомобили был установлен в размере 30%. Транспортные средства, прослужившие от трех до пяти лет, облагались 35% таможенным сбором. На более старые автомобили пошлина оказывалась еще большей. Власти клялись во временности подобных мер. Иностранные конкуренты оказались практически вытеснены с российского автомобильного рынка. Однако крах отрасли не был остановлен.

Президент РФ Медведев Д.А. считает, что «протекционизм в глобальной экономике загоняет проблемы внутрь».

«Приход госсобственности в большинстве секторов экономики должен рассматриваться как неизбежное, но кратковременное решение вопроса. При этом рассматривать решения, приняты в конце прошлого года, как вредные, неверно. Меры, принятые во время развития экономического кризиса, явились лишь небольшим дополнением к тому огромному массиву протекционизма, который копился в предыдущий период», - сказал президент.

В 2010 г. президент России Дмитрий Медведев заявил, что власти не допустят «регионального протекционизма» в решении продовольственных проблем.

Исходя из выше сказанного, правительство РФ не поддерживает политику протекционизма.

Аграрная политика и протекционизм в мировой торговле продовольствием

аграрный сельский протекционизм торговля продовольствие Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. ptotectio -- защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики...

Внешнеторговая политика России

Протекционизм -- система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными...

Внешнеторговый протекционизм в современных условиях

Переход от центрального планирования к рыночной экономике был неизбежно связан с ростом открытости экономики России. Ликвидирована государственная монополия внешней торговли...

Меры внешнеторгового регулирования ВЭД и их влияния на развитие экономики России

Протекционизм и либерализм являются двумя альтернативными направлениями торговой политики государства. В современном мире в чистом виде ни протекционистская, ни либеральная торговая политика не встречается...

Мировая продовольственная проблема

Система международной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе и продовольствием, в настоящее время претерпевает коренные изменения...

Определение внешнеторговой политики, механизмы ее регулирования. Анализ внешней торговли России

Протекционизм (protectionism) - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Протекционизм система ограничений импорта...

Превращение США в первую индустриальную страну мира. Изменение промышленной структуры

Предпосылки XIX в. в экономической истории мира - это промышленного эпоха формирования индустриальной цивилизации. В этом веке завершается промышленный переворот, который охватывает все страны и Европы, и Америки. Прежде всего...

Принципы внешнеторговой политики. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли

Внешнеторговая политика -- это совокупность целей, средств и методов, применяемых государством для развития торговых отношений с другими странами...

Протекционистская политика Англии имеет длинную историю. И хотя англосаксы активно выступали за либерализацию экономики, сами зачастую выходили из тяжелых ситуаций путем введения протекционистских мер...

Протекционистская политика государства. Российское продовольственное эмбарго 2014-2016 гг.

Известный английский экономист Давид Рикардо в своей работе "Принципы политической экономии и налогообложения" обосновал теорию, по которой принцип международного товарообмена будет выгоден всем участникам. Но...

Развитие международной торговли на современном этапе

В современном мировом хозяйстве существует две системы внешнеторговой политики - протекционизм и свободная торговля, или ее либерализация. Протекционизм характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары...

Современный протекционизм

Протекционизм - это преднамеренная политика правительств некоторых стран, направленная на повышение барьеров торговли, таких как тарифы и квоты, для того чтобы защитить отечественную промышленность от иностранной конкуренции Смирнов П.Ю...

Под протекционизмом (от лат.слова "protecto" - защита...

Тенденции протекционизма в современном мире

протекционизм антикризисный международный торговля В своем интервью в 2009 году Андрей Кобяков сказал: "Протекционистские настроения будут только нарастать". И он оказался прав, не смотря на недавнее проведение Конференции ВТО...

Государственная политика в области внешней торговли

Международный обмен товарами и услугами приносит выго­ду всем его участникам на мировом рынке. Вместе с тем между­народная торговля представляет собой сферу мировой экономи­ки, где очень часто возникают разного рода конфликты. В этой связи встает проблема их предотвращения, что предполагает на­личие некоторого комплекса мер регулирования внешнеэконо­мической деятельности. Государства здесь могут придерживаться Двух подходов:

Политики свободной торговли - политики либерализации внешней торговли (фритредерство) , предполагающей ми­нимальное государственное вмешательство во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных ры­ночных сил спроса и предложения; политика свободной торговли, таким образом, открывает внутренний рынок той или иной страны для иностранной конкуренции;

Торговой политики протекционизма - государственной по­литики защиты внутреннего рынка от иностранной конку­ренции путем использования тарифных и нетарифных ин­струментов торговой политики.

К сведению. Если прослеживать в историческом аспекте смену этих двух направлений в мировой торговле, то можно выделить следующие этапы:

конец XV - начало XIX в. - период, когда практически во всех развитых странах преобладала политика протек­ционизма, которая, как считалось, должна была содейст­вовать подъему национальной экономики;

XIX в. - начало XX в. (до Первой мировой войны) - господство политики фритредерства, которая навязыва­лась Великобританией - мировым лидером с наиболее высокой производительностью труда в то время;

Первая мировая война - Вторая мировая война - гос­подство протекционизма, который неизбежен в условиях международных политических конфликтов. В межвосн­ный период свободному развитию мировой торговли по­мешала Великая депрессия 1929-1933 гг.;

начиная с середины XX в. и по настоящее время имеет место все более нарастающая тенденция свободной тор­говли, при этом в рамках некоторых региональных эко­номических объединений интеграционного типа вообще сняты все препятствия для перемещения товаров, услуг и факторов производства.

Государства, реализуя внешнюю экономическую политику, могут придерживаться политики свободной торговли, протек­ционизма или умеренной торговой политики, сочетающей эле­менты и протекционизма и фритредерства. Основные задачи государства, осуществляющего политику протекционизма, за­ключаются в следующем: во-первых, помочь экспортерам вы­везти как можно больше своей продукции, сделав националь­ные товары более конкурентными на международном рынке, и, во-вторых, ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому методы государственного регулирования направлены обычно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и на форсирование экспорта. Главные инструменты государст­венного регулирования международной торговли представлены на рисунке.

Тарифные методы - методы, основанные на использовании таможенного тарифа - косвенного налога, подлежащего уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную тер­риторию страны. На сумму этого налога увеличивается цена дан­ного товара.

К сведению. Для защиты национальных производителей го­товой продукции и стимулирования ввоза сырья и прочих фак­торов может быть применена политика тарифной эскалации - разновидность тарифной политики, применяющая повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты отечественных производителей от внешней конкуренции. Страны могут использовать тарифную квоту (кон­тингент) - разновидность таможенных пошлин, ставки которых зависят от импорта товаров: при импорте в пределах определен­ных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа; при превышении этих пределов - по более высокой, сверхквотной, ставке.

Что касается экспортного тарифа, которым облагаются вы­возимые товары, то в большинстве развитых стран он просто не существует и применяется в основном развивающимися страна­ми в отношении товаров традиционного экспорта (кофе в Бра­зилии, нефть в России).

Нетарифные методы торговой политики в политическом плане считаются предпочтительными, так как не накладывают дополнительное налоговое бремя на население. К этим методам относят количественные ограничения, скрытые методы торговой политики, финансовые методы и неэкономические методы регу­лирования.

Количественные ограничения - форма нетарифного государ­ственного регулирования торгового оборота, определяющая ко­личество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту:

1. Квотирование (контингентирование) - ограничение экс­порта или импорта товара определенным количеством или сум­мой на определенный промежуток времени.

2. Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения на экспорт или импорт товаров в установленных количествах за определенный промежуток времени.

3. Добровольное ограничение экспорта - количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не рас­ширять объемы экспорта, принятого в рамках соглашения об ус­тановлении квот на экспорт.

Скрытые методы торговой политики (скрытый протекцио­низм) - разнообразные барьеры нетаможенного характера. В их числе:

1. Технические барьеры - требования соблюдения нацио­нальных стандартов, получения сертификатов качества импорт­ной продукции, требования специфической упаковки и марки­ровки товаров, соблюдения санитарно-гигиенических норм и т. д.

2. Внутренние налоги и сборы - направлены на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке.

3. Политика в рамках государственных закупок - требова­ния государственных органов к предприятиям покупать товары только у национальных фирм, даже если эти товары дороже им­портных.

4. Требование о содержании местных компонентов в произ­водимых товарах, чтобы поддержать занятость в национальной экономике и ограничить импорт.

Финансовые методы торговой политики.

Например, субси­дии - денежные выплаты, направленные на поддержку нацио­нальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. Субсидии могут быть внутренними и экспортными. В первом случае из государственного бюджета финансируется националь­ное производство товаров, конкурирующих с импортными. Во втором - осуществляются бюджетные выплаты национальным фирмам-экспортерам, что обеспечивает возможность продавать национальные товары иностранным покупателям по более низ­кой цене, чем на внутреннем рынке. Это, в свою очередь, при­водит к увеличению объемов экспорта. К финансовым методам относят также экспортное кредитование и демпинговую полити­ку. Экспортное кредитование - выдача государственными банка­ми национальным экспортерам кредитов под ставку процента ниже рыночной либо выдача государственных кредитов ино­странным импортерам при обязательном условии закупки това­ров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (свя­занный кредит). Демпинг - продвижение товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Неэкономические методы регулирования - правовые инстру­менты, изучаемые международным правом. На двустороннем уровне торговые отношения между странами регулируются дву­сторонними торговыми договорами и соглашениями, устанавли­вающими юридическую базу осуществления торговли.

Большинство экономистов и ученых выступают за либерали­зацию внешней торговли, снижение тарифов и других торговых барьеров, поскольку:

Свободная торговля, базирующаяся на принципе сравни­тельных преимуществ, обеспечивает более эффективное использование ограниченных ресурсов и более высокий уровень материального благосостояния населения стран, вступивших в мировую торговлю;

Свободная торговля стимулирует развитие отношений кон­куренции и ограничивает монополию;

Свободная торговля расширяет возможности потребитель­ского выбора, что содействует более полному удовлетворе­нию потребностей населения.

Среди более конкретных аргументов против политики про­текционизма, в частности против тарифных методов регулирова­ния внешней торговли, обычно приводят следующие:

1. Тарифы замедляют экономический рост, снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех странах мира в целом.

2. Одностороннее введение тарифов нередко приводит к тор­говым войнам, когда в ответ на введение тарифов одной из стран-участниц международной торговли другие страны - ее торговые партнеры - вводят тарифы или другие ограничения в отношении первой.

3. Тариф приводит к увеличению налогового бремени на по­требителей, ведь он представляет собой особую форму налога, величина которого включается в цену товара (косвенный налог), следовательно, существование тарифов повышает цену импорти­руемой продукции, и потребители приобретают ее по цене более высокой, чем она могла бы быть.

Для анализа последствий проведения политики протекцио­низма рассмотрим пример использования импортного таможен­ного тарифа. Воздействие импортного тарифа на экономику от­дельных стран различно и зависит от экономического веса стра­ны в международной торговле. В теории международной экономики страна считается малой, если изменение спроса с ее стороны на импортные товары не приводит к изменению миро­вых цен. В обратном случае - имеет место большая страна.

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Протекционистские меры поддержки товаропроизводителей

протекционистская политика россия товаропроизводитель

Введение

Теоретические аспекты протекционистской политики государства

3 Преимущества и недостатки протекционистской политики

Особенности проведения протекционистской политики в области автомобильной промышленности

1 Общая характеристика автомобильной промышленности в России

2 Протекционистские меры поддержки автопрома в России

Основные направления совершенствования протекционистской политики государства в области автомобильной промышленности

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

На практике протекционизм развивается и применяется с периода возникновения международных торговых отношений. В ХХ в. особенно сильное влияние протекционизма наблюдалось в период между двумя мировыми войнами. Внешним проявлением протекционизма является положительное сальдо торгового баланса, т е превышение экспорта над импортом, что служит основой для сохранения протекционистских тенденций.

Актуальность. В переходный период, действительно, весьма актуальным становится участие государства в области макро и микроэкономических преобразований. Но проведенный анализ позволил выявить несовершенство проводимой политики.

В итоге налицо: ухудшение торгового баланса (увеличение импорта и снижение экспорта), спад производства (в основных отраслях), снижение уровня жизни, рост неплатежей, вынужденной и структурной безработицы.

Цель ─ раскрыть содержание, характерные черты и последствия политики протекционизма в конкретной отрасли; объяснить двойственность отношения к политике протекционизма.

Данная цель может быть достигнута постановкой следующих задач:

─ изучить и раскрыть теоретические аспекты протекционистской политики;

─ проанализировать меры протекционистской политики, применяемые в области автомобильной промышленности.

Объектом исследования выступает российская автомобильная промышленность.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТЕКЦИОНИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1 Понятие и виды протекционистской политики

Традиционный протекционизм это теория и практика регулирования внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции, политика создания правительством для отечественных предпринимателей льготных условий деятельности по сравнению с иностранными. Осуществляется с помощью высоких таможенных тарифов, ограничения импорта с целью защиты внутреннего рынка страны от иностранной конкуренции.

Протекционистские меры необходимы для защиты только возникающих и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности, протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства.

Выделяются следующие виды протекционизма:

─ отраслевой протекционизм, направленный на защиту возникающих и оформляющихся отраслей промышленности и аграрного сектора (молодые отрасли НТР и сельского хозяйства);

─ скрытый протекционизм, для осуществления которого используются механизмы внутренней экономической политики;

─ селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является эмбарго ─ запрет на поставки;

─ интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционное объединение в отношении всех остальных мегасубъектов.

Протекционистская политика - явление нередкое и в экономически развитых странах, которые не испытывают столь жесткого внешнеэкономического давления.

С ее помощью можно ограничить ввоз импортной продукции, обеспечить валютный контроль (включая запрет внутренней валютной торговли), а также за счет государственных средств способствовать развитию отечественного производства, в частности легкой и пищевой промышленности и др. При этом важным моментом должно оставаться сохранение конкуренции на внутреннем рынке и стимулирование импортозамещающих производств.

Критика протекционизма велась главным образом для выявления отрицательных сторон политики ограждения национальной экономики от иностранной конкуренции. Последствия такой политики очевидны, и они свидетельствуют об издержках протекционизма.

2 Меры протекционистской политики

Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (тарифы на экспорт и импорт) и нет