Как рассчитывается земельный налог для физических лиц? Земельный налог для физических лиц: все секреты и особенности, включая к какой категории налогов он относится.

Земельные участки (ЗУ) относятся к различным категориям земель и выполняют различные функции, что определяется как целевое назначение. Исходя из этого, устанавливается удельная кадастровая стоимость земель. Кроме этого, свойства земель и их разрешённое использование влияет на установленную ставку налогообложения, что регулируется статьёй 394 НК РФ .

Как правило, физические лица используют участки из числа:

  • земель населённых пунктов (под ИЖС);
  • земель сельскохозяйственного назначения (под ЛПХ).

Юридические лица пользуются землями:

  1. для промышленности и производства;
  2. городских застроек, в том числе – торговых кварталов;
  3. как прилегающая к офису территория.

В этом случае ставка земельного налога может резко увеличиться – до 1,5% кадастровой стоимости.

Если предприниматель или компания занимаются сельскохозяйственным бизнесом , то их налоговая ставка будет приравнена к той, которая установлена в регионе для данного вида земель, не превышая 0, 3%. При строительстве жилых домов ставки могут увеличиваться по усмотрению администрации города.

Существует перечень, согласно которому (ст. 395 НК РФ), как физические, так и юридические лица . Соответственно, установленные ставки не играют роли по отношению к ЗУ, принадлежащих им.

Для неиспользуемых земель

Некоторые земли не используются. Вменение в их отношении налоговой ставки зависит от причины, по которой массив или надел не использован:

  1. В отношении земель, изъятых из оборота федеральным или муниципальным распоряжением, налоговая ставка не устанавливается до момента его введения в оборот.
  2. Если участок является бесхозным – ставка установлена в том же объёме, как для прилегающих участков в соответствующем кадастровом квартале. Не уплаченный налог спишется только тогда, когда участок перейдёт в собственность муниципалитета. Если объявится наследник или иное лицо заявит о своих правах на недвижимость – ему придётся , с учётом установленной налоговой ставки.

За неиспользование ЗУ ставка снижаться не может , администрация вправе отменить уплату налога, если бремя налоговой ответственности возложится на неё.

Однако, если недобросовестный землепользователь пользуется ЗУ, но нарушает положение о целевом назначении земель сельскохозяйственного назначения или предназначенных под ИЖС, решением административного органа, в числе прочих санкций, может применяться увеличение налоговой ставки.

Она может повышаться до 1,5% — аналогично массивам, не относящимся к данной категории.

Принцип дифференцирования и установления

Ставки земельного налога дифференцированы по тем же параметрам, которые устанавливают кадастровую стоимость ЗУ.

Для участков под ИЖС конкретная ставка земельного налога устанавливаться на отметке 0,05%, на момент, когда для застройки выделили заброшенные загородные участки, в труднодоступных местах, без перспективы проведения инженерных коммуникаций. Соответственно, кадастровая стоимость таковых так же будет оцениваться достаточно низко.

Если через 5 лет силами граждан будет выстроен элитный коттеджный посёлок , с развитой инфраструктурой, проведёнными линейными объектами – кадастровая стоимость и налоговая ставка существенно повысятся и могут достичь 0,3%.

Кроме земель поселений и массивов сельскохозяйственного назначения , остальные категории допускают повышения ставки до 1,5%. Но это не значит, что она должна быть выше, чем для дачников или лиц, проживающих в частном секторе. Просто в данном случае допускается более широкий диапазон варианта назначения ставок.

Пошаговая инструкция определения ставки земельного налога

Сначала определимся кто устанавливает ставки земельного налога.

Указанная величина налоговых начислений, применяющаяся к единицам , устанавливается в соответствии с положением законодательства, опираясь на Федеральный закон, вступивший в силу 06.10.03 г, под № 131-ФЗ . Закон оглашает, что нормирование величин ставок находится в компетенции органов местного самоуправления. Это определяется тем, что налог на ЗУ поступает в местный бюджет и распределяется по усмотрению исполнительных органов местной власти.

Налоговая ставка устанавливается в равных пропорциях для земель ЛПХ и ИЖС , в пределах одного населённого пункта, изменять её недопустимо. За пределами населённого пункта, она допускает понижения, при определённых условиях, влияющих на её полезные свойства.

Каждый налогоплательщик вправе выяснить правильность установления налоговой ставки и предъявить соразмерные претензии в случае неправомерного нарушения регламента. Узнать налоговую ставку можно несколькими способами:

  • при личном посещении земельного отдела местной администрации;
  • на официальном сайте отделения ФНС;
  • из уведомления, которое присылается для уплаты земельного налога.

Выяснив её величину, следует установить категорию ЗУ . Это так же допустимо выяснить несколькими способами:

  • получив соответствующую выписку из Росреестра;
  • на официальном сайте Росреестра;
  • из кадастрового паспорта или свидетельства о праве собственности.

Например , ЗУ под дачу облагается налоговой ставкой 0,1%. Это сравнительно невысокий процент для земель сельскохозяйственного назначения. Или ЗУ под строительство частного жилого дома облагается 0,3%. Это максимально допустимая ставка для этого вида наделов. Если соседу по участку пришла квитанция, в которой налог высчитан с учётом ставки 0,6%, то вероятны следующие причины:

  • техническая ошибка, допущенная в отделении ФНС;
  • кадастровая ошибка;
  • ставка назначена в двойном размере.

Случаи удвоения процентной ставки применяются для физических лиц при условии, что капитальное строение, возводимое на участке, не зарегистрировано в учётных записях в течение 10 лет с момента получения ЗУ.

Для юридических лиц , представляющих интересы застройщика, таковые вменяются с начала оформления участка под строительство в собственность до окончания строительства. Если строительство заморожено, налоговая ставка допускает четырёхкратного взимания в прошествии срока завершения застройки и сдачи дома в эксплуатацию.

Налоговые ставки определяют долю внесения финансовых средств за использование ЗУ. Они ориентируются на соразмерность извлечения планируемой пользы землевладельцем.

Система налогообложения Российской Федерации продолжает претерпевать серьезные изменения, вызванные кризисом двухгодичной давности, причем в некоторых сферах деятельности изменения происходят сразу, а в некоторых постепенно. Неудивительно, что многих сегодня волнует вопрос о том, какой налог на землю будет в 2018 году, поэтому игнорировать данный вопрос не стоит.

Законопроект, касающийся увеличения налоговых выплат на земельное имущество, власти одобрили еще в начале 2016 года, после чего россияне получили первые квитанции на оплату налогов, по которым они и должны были разобраться с новыми правилами. Стоимость налога было решено поднимать постепенно, чтоб не сильно шокировать граждан большими суммами, поэтому обсудить новшества 2018 года стоит каждому.

Основные изменения коснуться того, что стоимость налоговых объектов в связи с обновленными правилами будет рассчитываться на основании кадастровой цены земельного участка, которая имеет более высокую стоимость, а значит и налоговая выплата будет крайне большой. Как уже было сказано выше, налоговые изменения будут происходить постепенно, то есть их стоимость будет повышаться примерно на 20% в год, поэтому окончательной она станет только в 2020 года. Более того, изменения в налоге на землю в 2018 году, будут касаться еще и того, что налоговые отчисления теперь будут наполнять не федеральный бюджет, а региональный, соответственно, местные власти смогут использовать их для собственных нужд, тем самым улучшая условии жизни граждан, которые проживают на той или иной территории.

Сразу нужно сделать акцент на том, что налоговые выплаты на земельные участки в разных областях страны, могут отличаться друг от друга. Местные власти получают право на самостоятельное устанавливание налоговой ставки, но находиться она должна будет в пределах 0,1-1,5%. Некоторые категории граждан могут получать в качестве льгот минимальную ставку, а другим придется выплачивать в казну полную ее стоимость – будет практиковаться дифференцированный подход. Новые финансовые поступления в государственный бюджет позволят властям существенно улучшить свое материальное положение, и это очень важно, потому что в современное время большинство регионов использует серьезный финансовый дефицит и с огромным трудом выполняет свои социальные обязательства перед властями. Соответственно, увеличенный налог на землю в 2018 году, изменения для юридических лиц волнуют практически всех россиян, является единственным способом наполнения государственного бюджета, и отказываться от него власти не планируют, поэтому ожидать, что законопроект будет пересмотрен, не стоит.

О каких проблемах стоит знать?

Нельзя не сделать акцент на том, что кадастровая оценка цены станет отдельным испытанием для представителей бизнеса, потому что налоги при том возрастут в 7-8 раз (сравнительно с прошлыми годами). Однако проблемой в данном случае является то, как именно власти рассчитывают кадастровую цену объектов. В соответствии с новыми правилами, новая методика будет учитывать реальную (что немаловажно) стоимость земельного участка. Определить стоимость налоговых выплат можно при помощи системного анализа существующих предложений на рынке по продажи недвижимости, стоимость того или иного объекта можно найти на конкретном сайте (государственном портале услуг), после чего умножить ее соответствующую региональную ставку и получить окончательную сумму.

Нужно еще и сделать акцент на том, что большинство экспертов считают методику оценки объектов крайне губительно для населения, потому что власти решили принимать во внимание цену продавца, которая может в несколько раз превышать стоимость реальной сделки.

Рассказывая о том, как рассчитать налог на землю для физических лиц, нужно сделать акцент на том, что теперь в методике не будут учитываться инфраструктура вокруг объекта, его местоположение и транспортная развязка. Получается, что цена тех или иных участков с разной удаленностью от областных центров будет практически одинаковой, а значит оценка может являться не корректной. Однако власти оставляют за человеком право на обращение в суд, если его не устраивает кадастровая цена участка, причем на практике уже стало понятно, что данная мера достаточно эффективна в отстаивании собственных интересов, но прибегать к ней часто, естественно, не стоит.

Льготы по обновленной системе налогообложения остаются прежними, и отдельно стоит сказать о том, что изменения для пенсионеров в налоге на землю в 2018 году не предусмотрены. Они как и прежде могут рассчитывать на то, что отсутствие налоговых выплат для них будет предусмотрено только для одного земельного участка, а если у них в собственности будут несколько объектов, то за остальные им придется платить. Подобным образом члены правительства решили бороться с коррупцией, потому что ранее собственники переписывали на льготников свое недвижимое имущество, чтоб не платить, а сегодня они больше поступать подобным образом не смогут.

Льготные категории останутся прежними, ведь к ним будут относиться ветераны труда, участники ликвидации ЧАЭС, и дети-войны. В будущем их список, безусловно, может быть расширен, но пока в государственном бюджете не средств на проведение подобных мероприятий, поэтому рассчитывать на то, что в данном вопросе что-то изменится в обозримом будущем, никому не стоит, хотя следить за новостями властей все-таки необходимо.

О чем стоит сказать напоследок?

Обсуждая то, какой будет налог на землю в 2018 году для физических лиц, эксперты подчеркивают тот факт, что в современных условиях без увеличения налоговой нагрузки обойтись попросту не получится. Однако они еще делают акцент на том, что властям необходимо задуматься над созданием нового комплексного подхода, направленного на . Реформирование системы налогообложения является свидетельством того, что власти уже приступили к наполнению государственной казны, причем делать они намерены это в максимально короткие сроки.

Методику критикуют по причине того, что оценка кадастровой стоимости несовершенство, о чем говорит большое количество судов по этому вопросу. Более возвышенный подход и усовершенствование методики позволили бы улучшить ее функционирование. Положительные стороны в вопросе также есть, потому что регионы получают расширенные полномочия, что позволяет им учитывать местную специфику при устранении негативных последствий для кризиса.

Говоря о том, сколько будет налог на землю в 2018 году, нужно сказать, что его ожидает очередное повышение на 20%, соответственно, он увеличится на 60% относительно уровня 2015 года, а в полном размере он будет оплачиваться не ранее 20-го года. Регионы будут использовать дифференцированный подход при системе налогообложения, что позволит улучшить функционирование разных секторов экономики. Любой человек получит право на скорректированные кадастровой стоимости земельного участка посредством суда, и в этом плане в 2018 году ничего не изменится.

Не обошли стороной изменения в законодательстве налог на землю в 2018 году (гл. 31 НК РФ). В том числе и форму отчётной декларации по нему. Даём обзор всех новшеств.

Новый порядок расчёта при смене категории земли

Существенные поправки по земельному налогу в 2018 году внёс в Налоговый кодекс РФ Закон от 30 сентября 2017 года № 286-ФЗ.

С 1 января 2018 года при расчете налога за землю берут кадастровая стоимость, которая определена на дату регистрации её изменения в ЕГРН – едином государственном реестре недвижимости, который ведёт Росреестр. Данное новое правило касается тех участков земли, у которых в течение года поменялась:

  • категория;
  • вид разрешенного использования.

С учётом нового порядка величину налога определяют согласно коэффициенту владения (Кв). Он представляет собой:

Вообще базу по земельному налогу определяют по каждому участку по его кадастровой стоимости именно на 1 января года. Её изменение в течение года не берут во внимание при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах (п. 1 ст. 391 НК РФ). Но это общее правило.

Но на практике текущая кадастровая оценка может меняться по причине изменения вида разрешенного использования земельного участка и/или его перевода из одной категории земель в другую. Теперь этот важный фактор учитывают при расчёте налога со дня внесения в ЕГРН обновлённых сведений о стоимости земли.

Отметим, что до 2018 года отсутствие данного исключения приводило к тому, что изменение стоимости по кадастру можно было учитывать только со следующего налогового периода по земельному налогу (письмо Минфина России от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593). Очевидно, что это был несправедливый подход по отношению и к плательщикам, и к казне.

Какой будет ставка земельного налога на 2018 год, решают местные органы власти. Поэтому нужно смотреть изменения в соответствующем законе муниципальной территории.

Новый порядок подтверждения права на льготу

Также изменения по земельному налогу с 2018 года затронули порядок заявления права на льготу (Закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ с изменениями в НК РФ).

Можно говорить о том, что теперь для получения льготы сдавать в ИФНС подтверждающие документы совсем необязательно. Дело в том, что с 01.01.2018 начинает действовать приказ ФНС России от 14 ноября 2017 года № ММВ-7-21/897, который утвердил новый бланк заявления о предоставлении льготы по трём налогам на имущество физлиц. В том числе земельному налогу:

С 2018 года форма этого заявления больше похожа на налоговую декларацию. Во всяком случае, структура и принцип заполнения стали схожи.

В связи с новой формой заявления плательщик земельного налога с 2018 года может выбирать из двух вариантов:

1. Сдать в ИФНС документы, обосновывающие право на льготу.

2. Только указать реквизиты этих документов.

Во втором случае налоговики сами сделают запрос в те органы/организации, которые выдали указанные в заявлении документы-основания на льготу. А потом физлицо получит решение о земельном налоге на 2018 год – дали льготу или нет. Если такие данные ИФНС не получит, плательщику сообщат о необходимости всё же самому сдать подтверждающие документы.

Таким образом, с 2018 года плательщик вправе выбирать – подавать документы в ИФНС на льготу по земле или нет.

Все сведения по рассмотрению заявки на льготу плательщик получит через личный кабинет на сайте ФНС России . Если таковой не подключён, можно выбрать способ информирования:

  • в налоговой инспекции;
  • МФЦ («Мои документы»), через который подано заявление;
  • по почте.

Подать заявление на льготу по земельному налогу можно в любую ИФНС, а также через личный кабинет физлица на сайте ФНС России.

Проясним правовую суть случившихся изменений. Некоторые категории физлиц (в т. ч. ИП) могут уменьшать облагаемую базу по земельному налогу на вычет в 10 000 рублей. Это касается земли в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении (п. 5 ст. 391 НК РФ). До 2018 года п. 6 ст. 391 НК РФ устанавливал, что уменьшение облагаемой базы возможно на основании подтверждающих документов, которые сдают в ИФНС. Но с 01 января 2018 года это правило исключено из НК РФ, поскольку в новой редакции изложено в п. 10 ст. 396 НК РФ. Причём новый порядок распространен на все льготы по налогу на землю физлицам, а не только в виде уменьшения облагаемой базы.

Новые запреты на освобождение от налога

Новый пункт 2 ст. 395 НК РФ, который введен Законом от 27 ноября 2017 года № 353-ФЗ, регламентирует ситуацию, когда при разделе или объединении земельных участков к возникшим объектам освобождение от налога неприменимо. Это касается только следующих категорий плательщиков:

  • резиденты особой экономической зоны (не будет освобождения от налога на первые 5 лет);
  • судостроительные предприятия – резиденты промышленно-производственной ОЭЗ (не будет освобождения от налога на первые 10 лет);
  • участники свободной экономической зоны (не будет освобождения от налога на первые 3 года).

Действует новый бланк декларации

Новшество по земельному налогу для юридических лиц с 2018 года касается сдачи декларации за период 2017 года по новой форме, формату. Они, а также порядок заполнения закреплены теперь приказом ФНС от 10 мая 2017 года № ММВ-7-21/347.

Раздел декларации Новая форма декларации Прежняя форма декларации (утв. приказом ФНС от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696)
Титульный лист Убрали поле для кодов ОКВЭД Было поле для кода ОКВЭД
Раздел 2 Строку 050 дополнили показателем «Нормативная цена земли» (заполняют по участкам в Крыму и Севастополе) В строке 050 предусмотрен только показатель «Кадастровая стоимость земельного участка» (нет возможности указывать нормативную цену земли)
Общее количество строк – 25. Не стало следующих строк:
  • 090 – код льготы в виде необлагаемой налогом суммы;
  • 100 – необлагаемая налогом сумма (п. 5 ст. 391 НК РФ);
  • 270 – сумма налоговой льготы (п. 2 ст. 387 НК РФ)
Общее количество строк – 28

Проверить правильность заполнения земельной декларации в 2018 году можно с помощь специальных контрольных соотношений для неё. Они закреплены письмом ФНС России от 13 июля 2017 года № БС-4-21/13656.

Земельный налог – это налог местного значения, уплачиваемый в местный бюджет в зависимости от местонахождения объекта налогообложения. Основополагающие нормативные положения о налоге на землю содержаться в 31-й главе Налогового Кодекса РФ. Положения этой главы распространяются на муниципалитеты всех регионов РФ, однако власти на местах правления вправе изменять некоторые моменты в пределах общих правил.

Изменения, касающиеся земельного налога и произошедшие в 2015 года, можно прочитать .

Налогоплательщики и объект налогообложения земельного налога

Налогоплательщиками являются как юридические, так и физические лица, владеющие земельными участками на правах собственников, либо как постоянные пользователи, либо как пожизненные владельцы наследуемого имущества.

Налогом облагаются участки земли, находящиеся в пределах конкретного муниципального образования. Участок является объектом налогообложения, если он имеет свой кадастровый номер, и значится в государственном едином земельном реестре с указанием всех его характеристик (координат, категории, границ, размера).

Не облагается земельным налогом:

  • земля, находящаяся в аренде;
  • участки, переданные в срочное безвозмездное использование;
  • земли, входящие в состав водного и лесного фонда России;
  • земля, на которой расположены ценные объекты мирового наследия культуры, истории, археологии;
  • земельные территории, имеющие ограничения в обороте, а также вовсе изъятые из оборота согласно действующим законам РФ.

К земельным территориям, изъятым из оборота, относятся следующие объекты:

  • национальные парки и природные государственные заповедники;
  • участки, на которых размещены сооружения федеральной службы безопасности, федеральной службы исполнения наказаний, армейские объекты;
  • захоронения, кладбища.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база для подсчета налога – это кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость устанавливается организациями, выбранными органами власти субъектов РФ методом размещения заказа и тем самым определения массовой оценки на определенную дату на базе актуальной рыночной стоимости.

Юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей, узнают базовую стоимость самостоятельно из сведений, предоставляемых государственным кадастром недвижимости.

Для физических лиц полный расчет налога производят работники налоговых органов, используя сведения, представляемые им органами ведущими учет и контроль регистрируемого недвижимого имущества.

Налоговые ставки по земельному налогу

Ставки земельного налога определяют органы власти муниципальных образований, и закрепляются правовыми нормативными актами, однако они не могут быль более:

0,3 % от величины кадастровой стоимости следующих категорий участков:

  • сельскохозяйственных;
  • жилого фонда;
  • подсобных хозяйств и садовых товариществ.

1,5 % от величины кадастровой стоимости для остальных земельных участков.

Налоговые льготы

Законодательство РФ предусматривает налоговую льготу в виде уменьшения облагаемой земельным налогом стоимости земельного имущества в размере 10000 рублей для нескольких категорий населения:

  • Героев СССР и РФ;
  • инвалидов с детства, инвалидов I группы инвалидности, II группы, присвоенной до 01.01.2004 года;
  • участников Великой Отечественной войны, а также остальных боевых действий;
  • лиц, получивших воздействие радиации.

Согласно 395 статье НК РФ от обязанности начислять и уплачивать в бюджет земельный налог освобождаются:

  • бюджетные учреждения Министерства юстиции РФ;
  • религиозные организации;
  • общественные организации.

Снижение налоговой базы осуществляется на основании подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком в ФНС по адресу принадлежащего ему имущества.

Порядок исчисления, уплаты и предоставления отчетности

Налоговый период – это календарный год, отчетный период – каждый квартал календарного года. Величина земельного налога определяется по прошествии налогового периода.

В 2018 году вступают в действие очередные изменения, которые затрагивают принципы расчета налога на землю. Местные власти продолжат увеличивать размер налога, при этом сумма платежа будет определяться на основании кадастровой оценки участка. В некоторых случаях представители бизнеса могут оспорить сумму платежа.

В 2018 году налог на землю будет определяться с помощью кадастровой оценки земельных наделов. Поэтапный переход на новый принцип расчета произошел в 2015-2016 гг. До этого власти использовали балансовую стоимость участка, которая в разы отличалась от кадастровой оценки.

Использование кадастровой оценки позволяет увеличить поступления в местные бюджеты, что стало особенно актуальным после начала кризиса. Правительство остановилось на поэтапном переходе на новый принцип расчета, рассчитанном на 5 лет. На переходном этапе к итоговой сумме налога применяется поправочный коэффициент, который позволяет снизить сумму платежа. Ежегодно коэффициент корректируется, пока не достигнет единицы в 2020 году. Главное нововведение при расчете налога на землю в 2018 году – очередное увеличение платежа на 20%.

Налог на землю в различных регионах может отличаться. Местные власти могут по своему усмотрению устанавливать ставку налога в пределах 0,1-1,5%. При этом регионы могут применять дифференцированный подход, предоставляя льготы для отдельных видов деятельности.

Дополнительные поступления помогут местным властям профинансировать модернизацию объектов инфраструктуры. В нынешних условиях регионы испытывают острый дефицит финансовых ресурсов, с трудом выполняя взятые на себя обязательства. Без повышения налогов власти не смогут обеспечить развитие инфраструктуры, подчеркивают эксперты.

Переход на кадастровую оценку станет новым испытанием для представителей бизнеса. Согласно оценкам экспертов, в некоторых регионах платежи в бюджет увеличатся в 7-8 раз. При этом основной проблемой остается методика, по которой чиновники определяли кадастровую стоимость.

Проблемная оценка

Основная цель перехода на кадастровую оценку – рассчитывать сумму налога по стоимости, которая соответствует реальной цене земельного надела. Для определения оценки каждого участка были системно проанализированы существующие предложения о продаже земли. Чтобы определить, какой будет сумма налога на землю в 2018 году, достаточно найти стоимость конкретного участка на сайте Росреестра и умножить ее на ставку налога с учетом корректирующего коэффициента.

Эксперты считают, что выбранная методика определения кадастровой оценки имеет существенные недостатки. Власти взяли за основу цену продавца, которая может значительно превышать реальную сумму сделки.

Дополнительные факторы, которые не берутся в учет для конкретных участков – расположение, инфраструктура и транспортная развязка. В результате стоимость участков с различной удаленностью от населенных пунктов практически не отличается, что приводит к некорректной оценке.

Если собственник участка считает кадастровую оценку завышенной, то он имеет право обратиться в суд для ее пересмотра. Действующая судебная практика доказывает эффективность данной меры для отстаивания своих интересов. В результате новый принцип расчета налога на землю, который останется актуальным в 2018 году, вызывает критику со стороны экспертов.

Слабые и сильные стороны нововведений

Повышение налоговой нагрузки в нынешних условиях абсолютно необходимо, уверены эксперты. Однако властям необходимо разработать комплексный подход, направленный на стимулирование экономического роста. Пример реформирования налога на землю демонстрирует, что чиновники намерены решать краткосрочные задачи.

Критика экспертов связана с поспешностью и несовершенством методики при определении кадастровой оценки. В результате было спровоцировано огромное количество судебных процессов, чего можно было бы избежать при более взвешенном подходе.

При этом широкие полномочия регионов при определении итоговой суммы налога будут иметь положительное воздействие. В результате будет учтена местная специфика, что позволит избежать негативных последствий для бизнеса.

В 2018 году произойдет очередное повышение налога на землю. В рамках переходного периода, власти увеличат налог на 20%. При этом полноценный размер налога будет оплачиваться в местные бюджета только в 2020 году. Кроме того, регионы могут использовать дифференцированный подход для различных секторов экономики.

Новый принцип расчета налога предполагает использование кадастровой оценки, которая вызывает критику экспертов. Если стоимость участка завышена, собственник может скорректировать оценку в судебном порядке.