Дотации и субсидии, субъекты получателей дотации и субсидии. Регионы: доноры и реципиенты - в какой "центр" уходят деньги

», «дар»- определяет характер данного вида финансового поступления. Это определенная денежная сумма, которая передается получателю на безвозмездной основе и не предполагает целевого использования. Возвращать дотацию так же не нужно. Она направлена на покрытие расходов получателя, его поддержку и компенсацию понесенных им убытков.

По определению, в качестве «донора» может выступать только вышестоящий бюджет. Как правило, им становится федеральная казна.

  • Трансферты из федерального бюджета для поддержки бюджетов другого уровня – межбюджетные трансферты;
  • предоставление денежных средств предприятиям и организациям, в случае если их доходы не покрывают на производство и реализацию продукции;
  • пособия, предоставляемые гражданам для покрытия их убытков, доплата.

Финансовая поддержка субъектов

Наряду с другими формами межбюджетных трансфертов, в которым относятся субсидии, субвенции, иные безвозмездные перечисления, а так же бюджетные кредиты, дотации являются мерой государственной поддержки территорий РФ.

Порядок предоставления дотаций регулируется бюджетным Кодексом РФ, этот же законодательный документ определяет и условия, на которых тот или иной регион может подучить дотацию из федерального бюджета. Правительством разработана специальная единая методика, на основании которой дотации распределяются между субъектами России, нуждающимися в государственной поддержке. Федеральное финансирование может быть предоставлено субъектам для осуществления последующих межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований.

К основным видам дотаций, которые федеральный бюджет предоставляет регионам, являются:

Дотации первого вида предоставляются с целью выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных регионов. Региональные различия в нашей стране весьма значительны по многим причинам: это и географическое положение, и размер территории, и отраслевая направленность, и масштабы налоговых отчислений, которые субъект производит в федеральный, а не в свой собственный, бюджет. За счет дотаций регионы-реципиенты - так еще называют получателей бюджетных трансфертов - решают насущные социально-экономические вопросы, обеспечивают гражданам необходимый уровень жизни и социальные гарантии.

Реальный размер дотаций Северному Кавказу June 12th, 2011

1. Рейтинг федеральных округов России по абсолютной величине «Безвозмездных поступления в бюджеты федеральных округов»:

2. Рейтинг федеральных округов России по величине «Безвозмездных поступления в бюджеты регионов федеральных округов» на душу населения:

Наиболее объективный показатель уровня дотационности федерального округа, это дотации на душу населения, как мы видим, уровень дотаций на душу населения на Дальнем Востоке составляют 134% от уровня дотирования Северного Кавказа .

3. Рейтинг федеральных округов России по величине «Консолидированного бюджета регионов федеральных округов» на душу населения:

4. Рейтинг регионов России по величине «Безвозмездные поступления на душу населения», учитывающие все виды финансирования регионов со стороны государства (дотации, субсидии, субвенции, пенсии, федеральные целевые программы и т.д.):

В 20 наиболее дотационных регионов России 3 региона Северного Кавказа , при этом не один из них не входит первую в 5-ку. Доля регионов Северного Кавказа в России составляет 7,2% (6 из 83), доля регионов Северного Кавказа в 20-ке 15% (3 из 20). Коэффициент превышения доли регионов Северного Кавказа в 20-ке наиболее дотируемых регионов доли регионов Северного Кавказа в России составляет 2,1 .

В тоже время в 20-ке 8 (из 9) регионов Дальнего Востока . Доля регионов Дальнего Востока в России составляет 10,8% (9 из 83), доля регионов Дальнего Востока в 20-ке 40% (8 из 20). Коэффициент превышения доли регионов Дальнего Востока в 20-ке наиболее дотируемых регионов доли регионов Дальнего Востока в России составляет 3,7 .

Рассмотрим более подробно самый дотационный регион Северного Кавказа - Чечню:
Доказанные запасы нефти составляют 108 млн. барр. (15 млн. тонн), что по сегодняшним экспортным ценам составляет $11,880 млрд.
Доказанные запасы газа, 4,1 млрд. куб. м., что по сегодняшним экспортным ценам составляет $1,025 млрд.

Итого стоимость запасов углеводородов в Чечне составляет $12,905 млрд. (362 843 млрд. руб.).

Объем добычи нефти в Чечне в 2009 году составил 11,4 млн. баррелей (1 560 тыс. тонн) нефти, что по сегодняшним экспортным ценам составляет $1,254 млрд. (35,258 млрд. рублей) и 490 млн. куб. м. газа, что сегодняшним экспортным ценам составляет $147 млн. долларов (4,133 млрд. руб.).

В общей сложности стоимость добываемых в Чечне углеводородов составляет 39,391 млрд. руб. в год, Чечня получает дотаций 58,115 млрд. руб. (0,31% от бюджета России), т.е. баланс составляет минус 18,724 млрд. руб. или 0,1% от бюджета России , что примерно равно стоимости строительства 10-15 километров дорог в России.

Нефть и газ на всем Северном Кавказе добывает только государственная компания Роснефть, местные бюджеты доходов от этой добычи практически не получают.

Совокупные дотации Северного Кавказа за вычетом доходов от добычи углеводородов составляют 108,6 млрд. руб. или 0,58% от бюджета России.
источник по запасам нефти и газа -

  • Буренина Наталья Борисовна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
  • ДОТАЦИОННЫЕ РЕГИОНЫ
  • СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
  • ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ
  • ОТСТАЛЫЕ РЕГИОНЫ
  • КРИЗИСНЫЕ РЕГИОНЫ
  • РЕГИОНЫ-РЕЦИПИЕНТЫ
  • РЕГИОНЫ-ДОНОРЫ

В работе выявлены наиболее дотационные регионы за 2016 год, определены основные проблемы регионов-реципиентов, в том числе кризисных, отсталых и депрессивных регионов. Проанализирован рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год, включая регион Республики Крым. Рассмотрены регионы-доноры, которые в 2016 году показали устойчивый экономический рост. Выявлены проблемы дотационных регионов и определены пути эффективного управления региональной экономической безопасностью. Рассмотрен проект стратегического развития Крыма.

  • Стратегия эффективного управления экономической безопасностью Российской Федерации
  • Инновационная активность организаций свободных экономических зон
  • Механизм оптимизации затрат и результатов при планировании деятельности предприятия
  • Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России

Все регионы в Российской Федерации по своему социально-экономическому развитию можно подразделить на регионы-реципиенты и регионы-доноры .

К регионам-реципиентам относятся: кризисные регионы, отсталые регионы (большинство республик Северного Кавказа, республики и автономные округа юга Сибири, республика Марий Эл, ремпублика Калмыкия»), депрессивные регионы.

В кризисных регионах показатели социально-экономического развития существенно хуже, чем в по стране. Расположенные близко друг к другу, регионы так кризисные пояса. На России к поясам относятся: пояс, пояс, Уральский пояс, пояс.

проблемами поясов являются: спад производства, безработица, уровень жизни, бюджетная обеспеченность, уровень населения, военные конфликты, численность переселенцев и беженцев.

Отсталые регионы. «Характерными развития регионов являются: состояние застоя, интенсивность деятельности, малодиверсифицированная структура экономики, слабый научно-технический потенциал, развитая сфера. К данной категории в время следующие регионы: большинство республик Кавказа, и округа юга Сибири, республика Эл, Калмыкия».

«Депрессивные регионы - это территории, в время более низкими, чем в среднем по стране, социально-экономического развития, но в были развитыми, а по показателям ведущее в стране. Отличительными депрессивных регионов являются: уровень научно-технического потенциала, доля в экономики, относительно уровень кадров. Чаще регион переходит в состояние под влиянием причин : снижение конкурентоспособности продукции, от госзаказа и сокращение спроса, минерально-сырьевой базы, структурные в страны».

Степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России остается достаточно большой. Для преодоления отставания регионов и выхода их на среднероссийские показатели, как показывают расчеты экспертов, понадобится более ста лет.

Некоторые территории России относятся к свободным экономическим зонам или особым экономическим зонам: СЭЗ «Находка», СЭЗ «Янтарь» (Калининградская обл.), Кабардино-Балкария, Дагестан, Крым (на 25 лет СЭЗ с возможным продлением). В Крыму статут СЭЗ начал действовать с 1 января 2015 года и предусматривает некоторые особенности налогообложения в Крыму и Севастополе, особенности осуществления госконтроля, въезда, функционирования свободной экономической зоны.

Анализ официальных документов на сайте Минфина России дает рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год в расчете на млрд. руб. (см. таблицу 1).

Источник .

К определению «дотационный регион» необходимо относиться с осторожностью. Главное здесь - это не наличие дотаций, а процентная составляющая их в бюджете региона. По состоянию на 2016г. уровень дотационности Дагестана 70%, Чечни 82%, Ингушетии 87%. Севастополь дотационен на 70% .

Однако следует иметь в виду размеры территорий республик и соответственно количество дотаций в абсолютной величине. Исходя из этого, Крым получает средств из федерального бюджета больше, чем любая из кавказских республик.

Согласно «Программе развития Северного Кавказа кавказские республики должны выйти на "самоокупаемость" к 2025 году . С Крымом подобная программа пока еще не работает, она сможет заработать по-настоящему только после строительства моста к 2018 г. Ну а пока в течение трех лет (2015, 2016, 2017) Крым и Севасополь получат примерно 150 миллиардов рублей. Помимо дотаций, естественно, будут еще и инвестиционные расходы. Непосредственно дотации, которые целевого назначения не имеют. Власти Крыма могут использовать их по усмотрению. Понятно, что большая часть денег пойдет на социальные выплаты, строительство инфраструктуры и организацию летнего отдыха».

В Крыму, который с 1 января 2015 года является свободной экономической зоной сроком на 25 лет, необходимо развивать собственное животноводство, птицеводство, рыбное хозяйство, растениеводство – все то, что было практически уничтожено за многие годы нахождения Крыма в Украине. Особенно Крым всегда славился своим виноделием, которое может успешно конкурировать не только на рынках России, но и на мировых рынках. Поэтому в первую очередь необходимо увеличивать посевы виноградников и расширять производство винодельческой продукции. Крым имеет все шансы стать самодостаточным регионом или даже регионом-донором, но для этого понадобится несколько лет и многомиллиардные инвестиции.

Разработан проект стратегического развития Республики Крым до 2030 года, в котором отмечено, что «отраслями специализации экономики Крыма являются лечебно-оздоровительный и туристический комплекс, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, виноделие, рыболовство, производство товаров неорганической химии (соды, соли, диоксида титана), судостроение».

Данный проект стратегического развития Крыма предусматривает, что для полноценного вхождения Республики Крым в экономическое пространство Российской Федерации, достижения среднероссийского уровня жизни и его опережение по отдельным направлениям необходимо обеспечить ускоренные темпы социально-экономического развития региона. В настоящий момент значительную долю инвестиций в основной капитал в Республике Крым составляют бюджетные средства, а преобладающим направлением инвестиций является ликвидация «узких мест» инфраструктуры региона. После завершения Федеральной целевой 21 программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» данный источник капитальных вложений сократится, и поступательное развитие будет возможным в первую очередь за счет частных инвестиций. Помимо финансовых средств, необходимыми факторами успешного развития являются освоение инновационных технологий и подходов, а также привлечение и развитие человеческих ресурсов. От результата конкурентной борьбы Республики Крым за перечисленные факторы зависит сценарий, характеризующий социально-экономическое развитие региона.

Учитывая приоритетность развития Республики Крым в Российской Федерации, высокие ожидания жителей региона и готовность руководства Республики Крым к реализации проактивной социально-экономической политики за основу Стратегии принимается комбинация из 2-х сценариев:

  1. модернизационный сценарий (период 2017-2020 гг.);
  2. инновационный сценарий (в период 2021-2030 гг.).

Основным направлением первого этапа реализации Стратегии является решение инфраструктурных ограничений за счёт федерального бюджета Российской Федерации, формирование предпосылок для последующего расширения источников финансирования инфраструктурных проектов. Планируется, что Крым в перспективе будет поэтапно выходить из внешнеторговой изоляции, создавая новые транспортно-логистические цепочки, формируя наиболее привлекательные условия для инвестиций по сравнению с другими регионами Российской Федерации.

На втором (2021-2026 гг.) и третьем (2027-2030 гг.) этапах реализации Стратегии Республика Крым планирует осуществить переход на путь инновационного развития, который предусматривает следующие направления:

  1. разработку и внедрение новых технологий;
  2. инновации во всех сферах жизнедеятельности региона, во всех его отраслях;
  3. разработку инновационных подходов в образовании при формировании нового поколения креативных лидеров-управленцев и устойчивого среднего класса;
  4. эффективное освоение всего многообразия ресурсов Республики Крым;
  5. внедрение новых стандартов жизни согласно концепции «Живи, работай и отдыхай в Крыму».

Что касается регионов-доноров, то из 85 регионов Российской Федерации только 10 являются регионами-донорами. К регионам донорам относятся следующие экономически развитиые и финансово независимые регионы (см. таблицу 2).

Таблица 2. Регионы-доноры за 2016 год

Минфин со следующего года вновь меняет методику, по которой предоставляет дотации регионам на бюджетную обеспеченность. Но пятерка крупнейших получателей, от Дагестана до Чечни, не изменится и заберет себе 30% всех таких дотаций

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. ​Дотация региону составит 27 млрд руб. (Фото: Алексей Никольский / ТАСС)

Тринадцать российских регионов из 85 получат ровно половину дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, выделяемых Минфином на будущий год, следует из материалов к проекту федерального бюджета на 2018-2020 годы. В общей сложности на этот вид дотаций регионам федеральный центр выделит в 2018 году 645,1 млрд руб. — на 5% больше, чем в 2017-м.

В прошлом году Минфин объявил, что региональных бюджетов — было решено сократить выдачу бюджетных кредитов (а теперь от них и вовсе ) и увеличить объем средств на предоставление дотаций. В сентябре этого года министр финансов Антон Силуанов также пояснял, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличатся в 2018 году на величину прироста того 1% налоговой базы по налогу на прибыль, который с 2017 года и распределяется между нуждающимися в поддержке субъектами.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности растет последние шесть лет, говорит старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков, увеличение на 5% — это незначительный рост (в 2017 году объем дотаций вырос на 20%, в 2015-м — на 10,9%). «Помимо роста дотаций произошло их перераспределение между регионами. Соответственно, для тех регионов, у которых [на 2018 год] выросли дотации, суммарный рост составил 48 млрд руб. Как за счет 30 млрд руб., на которые общая сумма увеличилась, так и за счет 17,4 млрд руб., на которые были уменьшены дотации другим регионам», — подсчитал Шураков.

Кому пойдут дотации

Самым крупным получателем дотаций на выравнивание третий год подряд станет Дагестан — из федерального бюджета республика получит более 59 млрд руб., на 6,6 млрд руб. больше, чем в текущем году. А наибольший прирост по объему дотаций в 2018 году продемонстрирует Якутия — в следующем году республика получит на выравнивание бюджетной обеспеченности на 7,3 млрд руб. больше и станет вторым по объему получателем этой дотации. Третья по величине дотация — более 39,3 млрд руб. — будет направлена в Камчатский край.


Эти регионы входят в число высокодотационных, у которых доля зависимости от федеральных трансфертов максимальна: доля федеральных дотаций в доходах их бюджетов превышает 40%, объясняет завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. Также к высокодотационным относятся Алтайский край (в 2018 году дотация на выравнивание вырастет на 4,5 млрд руб., до 27,1 млрд), Чечня (дотация составит 27 млрд руб.), Крым (17,7 млрд руб.), Тыва (15,7 млрд руб.), Ингушетия (9,2 млрд руб.), Карачаево-Черкесия (9,1 млрд руб.). Доходы бюджета Чечни на 84% складываются из безвозмездных поступлений из федерального центра (дотации, субвенции, субсидии и прочие поступления), а доходы бюджета Крыма — на 67%, следует из уточненных законов о бюджетах на 2017 год двух республик.

В целом разрыв в бюджетной обеспеченности регионов таков, что первая пятерка самых дотируемых субъектов получит 30% всех дотаций на выравнивание в 2018 году.

Как считаются дотации

Объем дотации рассчитывается в зависимости от уровня финансовой обеспеченности на душу населения, объясняет Климанов, при этом учитываются два показателя — налоговый потенциал территории (сколько налогов генерируется, поступает в региональный бюджет) и удорожающий коэффициент, так называемый индекс бюджетных расходов. «На Камчатке и в Якутии — один из самых высоких удорожающих коэффициентов. Это происходит в силу того, что стандартный набор бюджетных услуг, который должен быть получен одним гражданином, в Якутии или на Камчатке будет стоить в разы дороже, чем в европейской части России», — говорит Климанов.

Объем дотаций Дагестану объясняется многочисленностью населения в республике, так как дотации рассчитываются по среднедушевому принципу и умножаются на число жителей. Еще одна причина — низкая бюджетная обеспеченность республики, добавляет Шураков. Это обусловлено низким уровнем налоговых и неналоговых доходов, которые способна генерировать экономика региона. «Порядка 72% поступлений по налогу на доходы физических лиц генерируются в бюджетных секторах экономики — госуправление, образование, здравоохранение. Существенную часть зарплат в данных секторах платит региональный бюджет», — говорит он.


Объем трансферта увеличится для 47 регионов, у 26 регионов объем дотаций сократится. Самое значительное сокращение дотации ждет Пермский край — на 2,6 млрд руб. Красноярский край получит меньше на 2,4 млрд, Челябинской области дотацию сократят на 1,4 млрд руб., Липецкой области — на 1,1 млрд. Снижение дотаций на 2018 год обусловлено улучшением состояния их экономик, считает Шураков, они в этом году получили больше доходов из-за роста цен на сырье. Все эти регионы в разное время бывали и регионами-донорами, то есть не получали дотации на выравнивание, указывает Климанов. «Это регионы с экономикой больших предприятий, они во многом могут зависеть от состояния отрасли и принципов учета доходов в этой отрасли для формирования налогового потенциала», — поясняет эксперт.

При этом 12 регионов в 2018 году не получат трансферт на выравнивание бюджетной обеспеченности вообще, как и в этом году. Это Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, Тюменская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Московская и Ленинградская области, Татарстан, а также Москва и Санкт-Петербург. Все они являются регионами-донорами и не получают дотации на выравнивание.

Новая методика

В 2018 году изменится и методика расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Методика меняется практически каждый год, указывает Шураков, нынешняя редакция станет уже 11-й. Но при этом состав регионов-лидеров по объему получаемых дотаций сильно не менялся уже лет пять, указывает он.

Во-первых, Минфин вводит 20-процентное ограничение на прирост дотаций каждому региону год к году. Во-вторых, согласно материалам Минфина, в формулу включается еще один элемент: объем дотации ставится в зависимость от коэффициента долговой нагрузки. В новой редакции методики значительно большее внимание уделяется долгу регионов и расходам на его обслуживание, указывает Шураков, Минфин таким образом пытается снизить долговую нагрузку на регионы. «Действительно, выплаты процентов для ряда регионов — существенная статья расходов регионального бюджета», — говорит он. Это же, по его мнению, является одной из причин роста дотаций отдельным регионам.

Нововведения, предложенные Минфином, дадут ведомству возможность более гибко подходить к расчетам объемов дотаций регионам, считает Климанов. «Это элемент некоего ручного управления. Минфин будет настаивать, что это тоже формула, но жесткая формула может привести к резким всплескам или падениям, ненужным для всей финансовой системы. Для этого введена третья составляющая, которая дает возможность гибче подойти к этой ситуации», — считает эксперт. Новая методика даст Минфину возможность маневра, чтобы избежать «проседаний» по дотациям из-за простого математического счета.

Другие дотации еще не распределены

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности являются наиболее формализованными и прозрачными среди всех федеральных трансфертов регионам. В бюджете также предусмотрены дотации на частичную компенсацию расходов регионов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы по майским указам, дотации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала и дотации на сбалансированность бюджетов отдельных регионов.


Дотации на балансировку региональных бюджетов на 2018 год предусматриваются в сумме 48,7 млрд руб., сообщил РБК первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков. Представленный в парламент проект бюджета не расшифровывает эти ассигнования, они будут распределены ко второму чтению бюджета. В действующей редакции бюджета на 2017 год такие дотации выделялись, в частности, Чечне, Крыму и Севастополю по отдельным, «именным» статьям расходов — эти регионы получили по ним дополнительно около 40 млрд руб. В проекте бюджета на 2018 год таких «именных» статей нет, говорит Ремезков, соответственно Чечне, Крыму и Севастополю отдельная от других регионов дотация на сбалансированность предоставляться не будет. Но, возможно, она будет включена в общую сумму дотаций на сбалансированность (48,7 млрд руб.). Пресс-служба Минфина не ответила на запрос РБК о распределении этих дотаций.

Сохранить

При участии: Екатерина Копалкина

Дотация - денежное пособие, предоставляемое государственным бюджетом безвозмездно.

Получить дотацию вправе местные органы власти, низкорентабельные компании, имеющие значение для экономики страны. Дотация предоставляется некоторым категориям работников на предприятии.

Дотации субъектам страны

Дотация - мера поддержки территорий страны государством. Порядок назначения выплаты, ее условия получения определяется бюджетным кодексом страны. Единая методика, разработанная правительством, обуславливает распределение пособия между субъектами страны.

Федеральное финансирование предоставляется для межбюджетных трансферов муниципальных образований. Основные виды дотации регионам:

  1. пособие для выравнивания бюджета;
  2. поддержка сбалансированности бюджета.

Дотация на выравнивание помогает регионам решить социально-экономические проблемы, обеспечить граждан необходимым уровнем жизни и предоставить социальные гарантии. Но регион не может постоянно получать пособия от государства. Правительством предусматриваются меры воздействия на субъекты.

Если в течение трех последних периодов отчета процент дотации из госбюджета составил выше 40% от объема собственного дохода государства, субъект вынудят принимать меры по повышению эффективности средств из выделяемого бюджета.

Целевое назначение у дотации отсутствует, но порядок расходования средств регулируется Счетной палатой страны. Регионы, нарушившие порядок, не вправе пользоваться пособием в будущем периоде.

Пособие для сбалансированности бюджета предоставляется при изменении расходов и доходов региона. Часть средств санкционируется законом о бюджете, а другая половина назначается комиссией, состоящей из депутатов Госдумы, Совета Федераций и участников правительства.

Пособия направляются не только на поддержку региона, но и на осуществление конкретных президентских программ и задач общегосударственного значения, которые реализуются в этом субъекте федерации.

Дотации производителям

Пособия государства направляются на отрасли хозяйств или отдельным производствам. Компенсирует издержки и нивелирует убытки организации. Поддержка идет предприятиям с большим значением для региона или страны с продукцией, входящей в потребительский минимум. И если удорожание товаров и слуг приведет к социальному коллапсу.

Дотациями государство защищает низкорентабельные компании от банкротства и поддерживает рост потребительских цен. Пособия предоставляются крупным предприятиям, малому и среднему бизнесу дотационная политика не предусмотрена.

Правительственная дотация предприятиям не служит панацеей. Пособия повышают нагрузку на госбюджет, может вызвать его дефицит и повысить уровень инфляции. В этом случае аналитиками предлагается оптимизировать производство, применять технологии и повысить инвестиции к бизнесу со стороны.

Организациям необходимо быть самофинансированным и самоокупаемым.

Получить дотации от государства могут и отдельная категория граждан. Для этого соблюдаются и документально подтверждаются условия: матери-одиночки, многодетные и малообеспеченные семьи, инвалиды и другие категории граждан.

Дотация направляется и студентом вузов, обучающимся за счет госбюджета: ученики-сироты, инвалиды.
Право на получение любой дотации подачи заявления и предоставления документов.