Дом корабль точка планировка квартир. Двухэтажные квартиры, правда ли? Стройка длинной в два десятилетия и ее последствия

Тульская, вы обязательно почувствуете, как это гигантское полукилометровое здание нависает над вами.

Ежегодно дом-корабль, расположившийся на ул. Большая Тульская, д. 2, входит в десятку самых несуразных построек Москвы. Однако это огромное здание, ознаменовавшее собой конец эпохи конструктивизма, является настоящим символом своего времени.

Сегодня жители Москвы чаще всего называют этот дом «кораблем» или «титаником». А все потому, что в 1980-е годы здание, появившееся на мало застроенной в то время территории, действительно напоминало большой круизный лайнер, плывущий на фоне голубого неба. Второе имя архитектурного чуда - «Дом атомщиков». Его строили по заказу министерства среднего машиностроения СССР, занимавшегося атомной промышленностью.

Здание возводилось по финскому проекту, адаптированному советскими архитекторами Владимиром Бабадом и Всеволодом Воскресенским. Дом на Тульской строился почти 20 лет - с 1970-х до начала 1990-х годов, причем сначала появились южный и северный подъезды, а затем центральная часть. Когда в одной стороне дома полным ходом шло заселение жильцов, в другой только возводили нижние этажи.

Дом окутан множеством легенд. По одной из них, в здании есть тайные комнаты, в которых сотрудники КГБ приглядывали за жильцами - атомщиками. По другой легенде, «корабль» сможет выстоять даже в условиях атомной войны. Доказательством этому служат выполненные из очень прочного железобетона несущие стены, перекрытия и балки, а также инновационная планировка стен, которые находятся под углами 87 и 93 градуса.

В 14-этажном «титанике» девять подъездов и почти тысяча квартир, причем есть и двухэтажные - они расположены на последних этажах. Несмотря на кажущуюся престижность такого жилища, эти квартиры не отличаются большой площадью. Например, кухня занимает всего 9 «квадратов». По словам жильцов, они также сталкиваются с нетипичными бытовыми проблемами - к примеру, из-за узких лестничных проемов в квартире порой невозможно перенести мебель на второй этаж.

Изначально первые этажи здания строились техническими. Здесь советский человек должен был найти все, что ему нужно: продуктовый магазин, парикмахерскую, паспортный стол. И сегодня в «корабле» несколько десятков магазинов, банки и сервисные центры.




Конструктивистские дома-коммуны, сталинские высотки и многоэтажки на ножках 1970-х годов - не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В своей новой рубрике « » The Village рассказывает о самых известных и необычных домах двух столиц и их обитателях. Во втором выпуске мы узнали у москвича Кирилла Банатина, как устроена жизнь в «Доме атомщиков» на «Тульской», который регулярно входит в списки самых некрасивых зданий Москвы.

В протянувшемся на полкилометра доме на Большой Тульской улице почти тысяча квартир. Необычный вид дома, за который местные жители прозвали его «кораблём», породил целую череду легенд. Согласно одной из них, здание возводилось по финскому проекту, а главный прораб до этого строил лишь атомные реакторы, поэтому железобетонный гигант получился настолько массивным и основательным. Здание и правда предназначалось для сотрудников министерства среднего машиностроения, занимавшегося атомной промышленностью СССР, однако за проект отвечала мастерская № 13 «Моспроекта» (архитекторы Владимир Бабад и Всеволод Воскресенский), работавшая над архитектурным решением Даниловской площади.

Строительство дома растянулось на все 1980-е годы, и пока первые жильцы заселяли крайние подъезды, в центральной части только возводили нижние этажи, поэтому качество строительства в разных частях дома разительно отличается. В здании девять подъездов, попарно связанных длинными коридорами, а на 12-м и 14-м этажах располагаются двухэтажные квартиры с просторными балконами. На момент строительства дом имел экспериментальную систему вентиляции, а массивные стены с внутренними пустотами и очень толстые оконные стёкла должны были защитить жильцов от шума и потери тепла. Наконец, стены в квартирах находятся под углами 87 градусов и 93 градуса, что делает здание сейсмоустойчивым. Городская легенда гласит, что дом выстоит даже в условиях атомной войны, и в это не то чтобы сложно поверить.



Кирилл Банатин: Наш дом в районе известен под именем «корабль», менее распространённые названия - «Титаник» и «атомная электростанция». И если в школе меня спрашивали, где я живу, то ответ «в корабле» не вызывал удивления. Среди жильцов ходит легенда, что это здание строили как гостиницу. Но потом выяснилось, что дом стоит в опасном месте, проседает грунт, и его было решено отдать обычным людям. Сюда несколько раз приезжали бетономешалки и укрепляли фундамент.

В доме необычная, местами странная планировка. Изначально на этаже планировалось делать четыре-пять квартир, но в итоге их оказалось в два раза больше. Рабочие перекраивали пространство как могли - получились выступающие из стен непонятные балки, короба вентиляций и коммуникаций. У нас практически полностью отсутствует прихожая, что лишний раз говорит в пользу теории про гостиницу.

Ходят слухи, что в доме якобы были замурованные помещения - целые комнаты с окнами, но без входа. Объясняют это тем, что советским людям не полагалось больших квартир, поэтому лишние помещения просто заложили. Думаю, что сейчас такого точно нет - все помещения распроданы или сдаются. Слишком удобное место для арендаторов. Первые два этажа дома занимают магазины, банки и кафе, поэтому в лифте после первого этажа сразу идёт третий. А после 12-го этажа – не 13-й, а сразу 14-й, потому что в доме есть двухэтажные квартиры.

Я сам живу в двухэтажной квартире и поэтому испытываю трудности, с которыми обычные люди не сталкиваются. Например, перемещение мебели или крупногабаритных вещей на второй этаж - это очень сложно, а иногда из-за узкого проёма лестницы попросту невозможно. Квартира, хоть и двухэтажная, на самом деле небольшая. На 12-м этаже гостиная и кухня, на следующем - жилые комнаты. Кухня тоже небольшая, и, если в ней находится больше четырёх человек, становится тесно. Зато на каждом этаже есть туалет, и для большой семьи это спасение. А ещё каждый день вы должны совершить с десяток подъёмов и спусков по лестнице, что неплохо для физической активности. Но для маленьких детей и старшего поколения всё-таки не очень удобно.





Высота потолка

265 сантиметров

Санузел

раздельный

Площадь кухни

9 м 2

Однокомнатная квартира

36 м 2

Двухкомнатная квартира

55 м 2

Трёхкомнатная квартира

72 м 2

Четырёхкомнатная квартира

87 м 2






Углы между стенами

87 градусов
и 93 градуса

Длина дома

400 метров

Наши окна выходят на Большую Тульскую улицу, которая переходит в Варшавское шоссе. Раньше улица была гораздо уже, напротив не было парковки, «Ереван-плаза», зданий налоговой инспекции и Верховного суда, вместо них располагался парк с деревьями. Сейчас в районе почти нет зелени, везде сплошной бетон и асфальт. Поэтому в окне с раннего утра и до позднего вечера можно наблюдать одну и ту же картину - пробку из машин и длинную вереницу из людей. А ночью приходится наслаждаться рёвом стритрейсеров, которым очень нравится гонять по Варшавке.

Наверное, не стоит даже говорить про невозможность открыть окна из-за шума и пыли. Если протереть подоконник, открыть окно на час-два, а потом снова протереть - тряпка будет чёрной. Ещё у нас особенные форточки: это огромный деревянный короб, набитый внутри чем-то типа тонкого поролона вперемешку с перфорированными листами оргалита. Со стороны квартиры в коробе есть узкий вертикальный проём, который можно закрыть. Через него и осуществляется вентиляция. Устройство предназначалось для фильтрации и шумопоглощения, но, к сожалению, за десятки лет поролон намертво пропитался пылью, а в некоторых местах прохудился. Так что эта система во всём доме, думаю, уже давно не работает. Капитального ремонта пока не было. Этим летом сделали косметический: покрасили и местами зашпаклевали внешние стены.

Двухэтажные квартиры в доме давали многодетным семьям - таким же, как и наша. Но со временем люди продавали жильё и переезжали в более тихие и зелёные районы. Сейчас на нашем этаже из десяти семей, заселившихся с момента постройки дома, осталось лишь четыре.

Средние цены аренды и продажи жилья основаны на предложениях ЦИАН

Дитя своего застойного времени — огромный и несуразный — дом № 2 на Большой Тульской улице традиционно лидирует в рейтингах на «самое уродливое здание столицы» или «дом, который надо снести». Задуманный архитекторами как «корабль», белоснежный круизный лайнер с палубами-балконами на верхних этажах, он и сейчас поражает своими размерами, но посерел, обрюзг и многим напоминает пенсионера. И как многие старики, «Корабль» живет воспоминаниями и бережно хранит тайны о замурованных в его стенах кладах и потайных комнатах КГБ.

Дитя своего застойного времени - огромный и несуразный - традиционно лидирует в рейтингах на «самое уродливое здание столицы» или «дом, который надо снести». Задуманный архитекторами как «корабль», белоснежный круизный лайнер с палубами-балконами на верхних этажах, он и сейчас поражает своими размерами, но посерел, обрюзг и многим напоминает пенсионера. И как многие старики, «Корабль» живет воспоминаниями и бережно хранит тайны о замурованных в его стенах кладах и потайных комнатах КГБ.

Гигантомания даже в названиях

Ни одно здание в Москве не получило за свою историю такого количества прозвищ, причем заслуженных - «Дом атомщика», «Большой дом», «Корабль», «Титаник», «Дом холостяка», «Лежачий небоскреб», «Длинный дом». Большинство из них отражает внешний облик здания. Девять подъездов, 18 фактических этажей, из которых первый - сам высотой с приличную пятиэтажку - занят инфраструктурой, от детского сада до супермаркета, и огромными арками, где гуляет ветер, три этажа технических и 14 жилых с 980 квартирами. Растянувшись на 400 метров вдоль доброй половины Большой Тульской улицы, «Дом-корабль» расположился около выхода из станции метро «Тульская». Но упаси вас бог искать здесь какую-нибудь контору, не зная номера подъезда! Можно проплутать около часа.

Что касается других прозвищ, то, например, «Домом холостяка» его называли из-за большого количества однокомнатных квартир, которые в годы застоя могли получить граждане, не успевшие обзавестись семьей. А у названия «Дом атомщика» даже три подтекста. С одной стороны, проект делали по заказу министерства машиностроения, и квартиры давали, в числе прочих, и тем, кто трудился на оборонную промышленность, «атомщикам». По второй версии, прораб этого здания раньше строил лишь атомные станции, поэтому внес в проект коррективы, позволяющие дому выстоять в любые катаклизмы - начиная от землетрясения и заканчивая ядерной войной. Впрочем, эта версия все же маловероятна, ибо слабо верится, чтобы прораб решал, каким должен быть фундамент, мог добавлять колонны для усиления сейсмоустойчивости, а также по собственной инициативе сделал все углы не по 90-градусов, а по 87 и 93, для препятствования складыванию.

Третья версия прозвища больше похожа на правду, так как конструкции - внешние и несущие стены, перекрытия и балки - действительно делали из очень прочного железобетона на оборонных заводах атомной энергетики. А вот «Титаником» дом стали все чаще называть уже в последние годы, после того, как за ним перестали следить, а жильцы застеклили окна и балконы разномастными рамами, да вывесили на всеобщее обозрение кондиционеры и антенны.

Конец эпохи конструктивизма

Для конца 60-х годов идея «Дома-корабля» была инновационной. Позаимствовав проект у почти дружественных финнов, советские архитекторы адаптировали его под отечественные реалии. Этим сложным и неблагодарным делом занимался авторский коллектив - В.Д. Бабад, В.Л. Воскресенский, Л.В. Смирнова и В.Ш. Барамидзе. Всеволод Воскресенский был руководителем мастерской № 5 в «Моспроекте», до этого много лет проработал в архитектурной мастерской другого известного архитектора - Ивана Жолтовского.

«Перу» Воскресенского принадлежат многие эпохальные строения в Москве, в том числе и самый длинный дом в столице, его еще называют «Дуга Воскресенского» (здание Научно-исследовательского центра электронной вычислительной техники, бывшего головного института Минрадиопрома по вычислительной технике, на Варшавском шоссе, длина около 600 м). Он считается мастером не только «долгих» домов, но и монотонных фасадов (например, фасад Монетного двора - тоже одна из работ Воскресенского).

Однако архитектурные критики предполагали, что на самом деле «Дом на Тульской» - это продолжение идеи архитектора-конструктивиста Моисея Гинсбурга, создавшего в 1928-1930 годах знаменитый «Дом Наркомфина» на Новинском бульваре. Своеобразный ответ архитекторов эпохи застоя своим предшественникам. Пусть реалии изменились, в 60-70 годах уже было понятно, что никто не будет ходить разогревать еду на общую кухню (в «Доме Наркомфина», в частности, предполагалось, что жильцы будут питаться коллективно, также как и развлекаться, и стирать белье), но основная мысль осталась та же.

В доме должно быть много самых разноплановых квартир, от маленьких «однушек», до двухуровневых четырехкомнатных, и все остальное, необходимое для жизни - детский сад, прачечная, гастроном, кафе и прочая. Именно по этому пути пошли архитекторы, запроектировав в здании самые разные по планировкам и метражу квартиры. После этого современным девелоперам сложно утверждать, что жилые комплексы с качественной инфраструктурой - их инновация.

По задумке архитектора, «Дом-корабль» на Тульской не должен был оставаться в одиночестве, напротив он планировал реализовать такой же проект, но к окончанию строительства его широкие градостроительные замыслы уже некому было поддержать: началась перестройка. Фактически, на этом здании эпоха конструктивизма в Москве закончилась.

Стройка длинной в два десятилетия и ее последствия

Дом строили почти два десятилетия, строительство началось в начале 70-х, первых жильцов заселили в 1981 году, а последний подъезд с магазинами сдали в эксплуатацию уже после окончанием советской эпохи, в 1992-1993 годах. Любопытно, что сперва возвели крайние, южные подъезды, потом северные, а центральные дорабатывали уже в самом конце. То есть, в южной стороне здания люди уже много лет жили, а северная часть продолжала строиться. Причем достраивали его уже не профессиональные строители, а солдаты стройбата, что, естественно, не могло не отразиться на качестве.

Например, если жительница девятого подъезда, Анна Л., рассказала порталу ГдеЭтотДом.РУ, что никогда не испытывала проблем из-за качества строительства. «Ни с канализацией, ни с отоплением мы никаких забот не имели. Поставили пластиковые окна почти самыми последними, просто старые смотрелись несовременно совсем. А так и не дуло, и шума не было слышно», - объяснила она. Изначально окна ставили с толстыми, в 6 мм шириной, стеклами, их разделяли большими межрамными пространствами, а со стороны Большой Тульской улицы добавляли шумоподавляющие фрамуги. Для шумо- и теплоизоляции ванных комнат, вентиляционных шахт и водно-канализационных каналов в доме делали двойные стенки с пустотой внутри.

Но не всем жильцам так повезло. Ирина Г., недавно купившая квартиру в третьем подъезде, получила строительный брак по полной программе: когда стали менять окна, выяснилось, что держались они «на честном слове и одном гвозде», батареи не грели, а на выравнивание стен и пола потратили огромное количество материалов и т.д. «Да ладно, у нас еще нормально все получилось. А вот сосед стал ремонт делать, и вытащил из стены, вы не поверите, телогрейку! Ее строители, наверное, туда замуровали», - удивляется Ирина.

Но для своего времени у проекта было много интересных инженерных решений, пусть и оказались они в итоге не очень удобны для жильцов. Странно устроена система водоснабжения: в одной квартире может оказаться три стояка, причем, перекрыв свои стояки, жилец не знал, выключает он воду только в своей квартире, или еще у соседей. Отопление тоже было сделано не по уму, с одной стороны, батареи не портили внешний вид, так как были убраны в пилоны и за них, с другой стороны, в случае аварии и протечки последствия и сметы на ремонт могут быть непредсказуемы.

Никто не понимает, откуда в подвале магазинов, расположенных на первом этаже, появляется вода. По словам жильцов, там стоят насосы, которые ее постоянно откачивают. «Мы пытались это выяснить, но толковый ответ так никто и не дал. Сказали, что геологические изыскания показали отсутствие грунтовых вод, кто-то говорит, что здесь было какое-то подземное озеро, но нам кажется, это происходит из-за неправильно организованной системы водоснабжения», - рассказал Николай К.

Фантастика и грубая реальность от спецслужб

На странный дом не могли не обратить внимание и литераторы-фантасты. Антон Городецкий, герой «Дозоров» Сергея Лукьяненко, пытаясь отыскать следы девушки с черной воронкой «инферно», встреченной им в метро, очень нехорошо себя чувствует рядом с «Домом-кораблем». «Дурацкая станция, дурацкий район. Рынок, помпезный небоскреб налоговой полиции, огромный жилой дом. Темных эманаций вокруг было столько, что найти след черной воронки становилось проблематичным», - думает Городецкий.

Не обошел своим вниманием этот дом и Вадим Панов. В его «Наложницах ненависти» на крыше «Титаника» люды пытаются расправиться с хорошим, правильным вампиром Захаром Треми. Распятый, измученный Захар смотрит на прыгающие по синим окнам стоящей напротив высотки налоговой инспекции солнечные зайчики, и ждет рассвета, т.е. смерти. Вампира, конечно, спасли, но осадок остался. Ладно бы какую-то другую сцену на этой крыше придумали - про любовь, например. Но, видимо, эманации дома не настраивают литераторов на романтику.

Из слухов, к литературе отношение не имеющих, жители вспоминают клад, который якобы нашли на месте сносимых домов, где раньше стояла сберкасса. Впрочем, находка вряд ли принесла кому-то удачу, всего лишь много связок бумажных денег, после революции свою актуальность, увы, утративших. А вот истории о потайных комнатах, замурованных в недрах «Дома-корабля», скорее всего, являются правдой. Во всяком случае, об этом рассказывали все собеседники портала ГдеЭтотДом.РУ. Впрочем, никто из них лично таких комнат не видел. Говорят, что комнаты эти небольшие, с окнами, но без дверей.

У их происхождения тоже есть две версии. По первой, после строительства дома решили соблюсти нормативы выдачи квадратных метров на душу, и те помещения, которые не укладывалось в определенные советскими властями рамки, просто замуровали. Критики эта версия не выдерживает. По второй, замурованные комнаты - дело рук советских спецслужб, которые хотели контролировать жильцов дома, имеющих отношение к оборонной промышленности. Сперва там стояла звукозаписывающая аппаратура, которую в дальнейшем за ненадобностью изъяли. Ну, а помещения, стоящие на балансе КГБ и ее последователей, оказалось проще замуровать, чем как-то использовать.

Цены и предложения

Сегодня приобрести здесь квартиру несложно: на продажу в «Корабле» выставлено около десятка квартир, правда, только «однушки» и «двушки». Средняя стоимость квадратного метра - 187 000 рублей, цена однокомнатной варьируется от 5,8 до 7 млн рублей, двухкомнатная обойдется в 8-8,5 млн рублей. Однако, по словам брокера крупного риэлторского агентства, двухуровневые квартиры продают редко, и спросом действительно пользуются. Цена вполне соответствует месторасположению, в соседних дома квартиры продаются в этом же диапазоне. «10 квартир, выставленных на продажу из почти 1000 - это достаточно много, обычно пропорция - это 2-3 квартиры на 1000, - заметил брокер, который объясняет это спецификой дома. - Все-таки столь необычный дом не всем удобен. Обычно люди продают квартиры для того, чтобы разъехаться, купив себе две в отдаленных районах». Для аренды здесь сейчас предлагается всего четыре квартиры, снять «однушку» можно за 30-35 тысяч рублей, «двушку» - за 40-60 тысяч рублей в месяц.

Корреспондент ГдеЭтотДом.РУ Наталья Бессонова

Парусник по фэн-шуй

Нетрудно догадаться, почему корабль в теории Фен шуй относится к символам изобилия и благополучия. Ведь еще издревле любое прибытие корабля в порт ассоциировалось с поступлением товаров, предметов роскоши и заокеанских диковинок. Именно так корабль пришел в Фен шуй и получил свое основное предназначение – увеличивать благосостояние и материальный достаток семьи. Но, как и каждый талисман в Фен шуй, корабль имеет свои морские правила и обычаи, которых неизменно следует придерживаться, чтобы миротворящие «золотые паруса» не превратились в пиратский корабль.

7 футов под килем, или основные правила морского благополучия

Парусник со слитками золота

Удачу и процветание в делах может принести только торговое судно, не имеющее на борту оружия, пушек и других военных приспособлений. Оптимальным вариантом является, когда макет корабля изготовлен без гвоздей. Более того, не стоит увлекаться судами, прославившимися в истории или боях, лучше всего в качестве подойдет именно классическое парусное судно, так как сами по себе паруса, надутые попутным ветром являются благоприятным знаком.

В качестве материала изготовления хорошо подойдет металл (приветствуются благородные металлы) или дерево. Если покупать такой талисман, то его транспортировка будет достаточно затруднительна, так как конструкция состоит из мачт, парусов и прочих мелочей. Поэтому не менее, а может быть даже и более эффективным является талисман, изготовленный собственноручно из подручных материалов, в который вы вложили свою энергию и желание.

Еще одним важным условием считается загруженность корабля, то есть по Фен шуй корабль не должен быть пустым. Хорошо, когда судно завалено практически с горой монетами, золотыми слитками, драгоценностями и прочими атрибутами благосостояния. В качестве груза судна подойдут и кристаллы, олицетворяющие монеты или бриллианты. Именно загруженность кораблям благами и является способом активации действия этого талисмана.

Пристань корабля удачи и его попутный ветер

Располагая в доме корабль, в первую очередь необходимо обратить внимание на направление его движения. Так, судно, груженное всевозможными благами и богатствами, должно как бы «вплывать» в помещение, а не «уплывать» из него, увозя тем самым из дома материальное благополучие и удачу.

Корабль по фэн-шуй

Хорошо располагать талисман рядом с входной дверью (опять же таки, таким образом, чтобы нос был направлен в дом). Такое расположение символизирует прибытие благ в дом извне. Благоприятными направлениями для корабля является на юго-востоке и зона знаний на северо-востоке.

Корабль богатства является популярным талисманом не только домов, но и офисов, он часто украшает кабинеты крупных начальников, директоров и больших «шишек», тем самым привлекая удачу на их сторону.

Наивысшим пиком в данной категории талисманов считается корабль в виде дракона из золота. Такой талисман зачастую украшает кабинеты наибогатейших людей мира сего и не имеет эквивалентов в реальности. Наличие парусов на таком корабле совершенно не обязательно, так как силы дракона вполне достаточно для перемещения.

И самое главное, что необходимо помнить – корабль богатства покровительствует только одному источнику дохода, и если вы желаете иметь несколько вариаций на тему увеличения благосостояния, то необходимо, чтоб ваш дом стал гаванью для нескольких талисманов, каждый их которых будет покровительствовать своему источнику. Поэтому, выбирая в дом символы удачи и богатства, парусник обязательно должен «озолотить» в вашем доме различные места зоны изобилия.

Этажность: 5-15

Материал наружных стен: газобетонные навесные панели

Высота жилых помещений: 250 см

Квартиры: одно-, двух-, трех-, четырех-, пятикомнатные

Производитель: Автовский ДСК (ДСК-3)

Годы строительства: 1969-1982

Основные районы «дислокации»: Красносельский, Кировский, Приморский

«Корабли» - наиболее типичные и узнаваемые дома первой половины 1970-х годов, которые относятся к третьему после хрущевок и ранних брежневок градостроительному поколению панельных домов. Квартиры в этих домах на сегодняшнем квартирном рынке наряду с жильем в хрущевских пятиэтажках считаются самым доступным городским жильем. Тем не менее, в брежневские времена новенькие постройки, похожие на палубные надстройки океанских пассажирских лайнеров, казались комфортным и уютным жильем. Что же повлияло на репутацию «корабля»?

В 1969 году постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства», поставило задачу повышения художественно-эстетического и эксплуатационного уровня нового жилья. Этот документ положил начало домостроению третьего поколения.

Первыми домами с улучшенной эстетикой и эксплуатационными качествами стали постройки серии 1-Лг-600, разработанные ЛЕНЗНИИЭПом для Автовского домостроительного комбината (ДСК-3) в начале 1970-х годов.

Квартиры в петербургских «кораблях» невелики, но не стоит в этом винить проектировщиков: они честно выполняли задачу, поставленную партией и правительством (обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой), а потому старались по возможности обособить каждое помещение в малогабаритной квартире. Потребительские качества квартир мало изменились по сравнению с домами хрущевского периода. Номенклатуру и характеристики квартир проектировщики по-прежнему стремились приближать к демографическому составу населения, но не за счет увеличения жилья, а уменьшая за счет появления дополнительных перегородок количество проходных комнат, отказываясь от совмещенных санузлов, планируя во всех квартирах встроенные шкафы, съедавшие площади и без того тесных прихожих.

В условиях дефицита жилплощади под «каждой семьей» подразумевались три поколения. В планировочных решениях 1960-1970-х годов угадываются вчерашние коммуналки. По сути, отдельные квартиры отличались от коммунальных только меньшими габаритами. Основные принципы планировок те же: тамбур-коридор, обособленная кухонька, в больших квартирах - одна общая комната и несколько маленьких спален (от 6,2 до 13,2 кв. м). Гости из-за рубежа всегда удивлялись этой русской дизайнерской забаве: заполонить маленькие квартиры таким количеством перегородок и дверей.

Кухни в первых домах «корабельной» серии - небольшие, всего 6,17-6,3 кв. м, однако проектировщики предполагали, что расположение окна (с подоконником на уровне груди) поможет жильцам более рационально распорядиться небольшим пространством: под таким окном можно поставить обеденный стол или диван. В первых модификациях «кораблей» встречаются не только кухни с верхним расположением окна, но и миниатюрные спальни. Ведь в самом деле - только верхний оконный фронт позволяет втиснуть двуспальную кровать в помещение размером чуть больше 6 кв. м. И от этого спальня становится похожей на корабельную каюту. И это тоже одна из причин, по которой дома «шестисотой» серии окрестили «кораблями». Другая причина - характерная «корабельная» окраска и фасады, похожие на палубные надстройки: сплошные ленты и лоджии по всему фасаду (в первых образцовых «кораблях» стены, за исключением перемычек между окнами, окрашенных в радикальные цвета, были белыми).

Окна, расположенные под потолком, - заимствование из европейского опыта социального быстровозводимого жилья. Они были уместны в просторных малосемейных апартаментах (где живут дети и родители) с неизолированными пространствами холлов и гостиных. Но для советского квартиросъемщика такой атрибут европейского дома оказался совершенно чуждым и скоро стал символом неуютного дешевого жилья. Кроме того, мебель, способная придать благородный вид помещению, из окон которой видно только небо, была в годы развитого социализма большим дефицитом.

Главным прогрессивным отличием «кораблей» от типовых домов двух предыдущих поколений стал новый блок-секционный принцип проектирования. Разница между хрущевской застройкой и «корабельной» - примерно такая же, как между трехстворчатым ждановским шкафом, и югославской мебельной стенкой.

В номенклатуру серии 1-Лг-600 входили девяти-, двенадцати-, и пятнадцатиэтажные дома с разным количеством секций: односекционный (точечный) 54-квартирный, четыре варианта 252-квартирного дома, то есть пятисекционный широтной ориентации, семисекционный меридиональной и широтной ориентации, девятисекционный, а также семисекционный с улучшенными планировками для жилищно-строительных кооперативов. Как можно заметить, в числе новых веяний в проектировании, пришедших к нам из Европы, - различные планировочные решения для домов, ориентированных по широтам (восток-запад) и меридианам (север-юг). Набор разных по этажности и количеству секций домов, подобно стандартному мебельному гарнитуру, позволял заставлять ими целые кварталы. Но несмотря на широко декларировавшиеся новые принципы планирования, кварталы «корабельной» застройки все-таки отличались не больше, нежели комнаты со стандартной мебелью в квартирах их обитателей.

В основных районах «дислокации» «кораблей», близких к Автовскому ДСК - Красносельском и Кировском (по иронии судьбы, эти же районы ближе всего к Морскому порту) есть и микрорайоны, похожие на кухни (девятиэтажный стол-корабль, окруженный двенадцатиэтажными точками-табуретками), и кварталы-гостиные, где девяти- и двенадцатиэтажные «корабли», подобно элементам мебельной стенки, соединены кирпичными домами-вставками. Вставки эти достойны отдельной публикации: впервые за годы массового советского домостроения в соединениях жилых корпусов появились непрямые углы. Отказ от предельного рационализма обернулся плюсами для потенциального новосела: «излишки» площадей привели к появлению больших комнат, кухонь, просторных нестандартных холлов-прихожих. Однако вписать в такое помещение дефицитную в те годы мебель, было настоящей проблемой.

Потребительские характеристики

Минусы. Репутация у «корабля» - подмоченная. К сожалению, эти дома утратили былую привлекательность, потому что наши вечно реформируемые эксплуатирующие организации уже давно перестали обновлять фасады. К тому же, позаимствовав технологии и проектировочные решения в странах с более теплым климатом, наши строители забыли утеплить наружные стены, поэтому в случае перебоев с отоплением квартиры в «кораблях» довольно-таки быстро вымерзают. Между тем, пользуясь формулировкой, что спасение проживающих - дело рук самих проживающих, положение можно в значительной степени исправить за счет остекления лоджий, дополнительного утепления окон и входных дверей. Еще одна распространенная проблема «кораблей» - протечки по фасадам.

Но, кроме минусов, есть и плюсы. Конструкция дома-«корабля» (несущий каркас и наружные стены из легких навесных панелей) обеспечивает неплохой запас прочности. Однако следует помнить, что из-за такого конструктива квартиры в «кораблях» не поддаются перепланировкам. Верхнее расположение кухонного окна, конечно, серьезный недостаток, но почему бы не попытаться обратить его в достоинство, и не попробовать расположить кухонную мебель так, как предусматривали проектировщики? Что касается протекающих в сырую погоду наружных стен, то бороться с этим явлением в домах серии 1-Лг-600 значительно легче, нежели в других брежневках: необходимо требовать, чтобы эксплуатирующие организации своевременно обновляли стыки и красочное покрытие фасадов. Наружные стены из газобетонных панелей - не самый худший вариант с точки зрения экологии: они поддерживают особый микроклимат, забирая излишки влаги в сырую погоду и отдавая ее, когда на улице сухо. «Корабельные» лоджии вписаны в фасад ненавязчиво, а потому будучи застекленными, смотрятся совершенно естественно. Большинство домов серии 1-Лг-600 расположено в обжитых спальных районах застройки 70-х годов прошлого века.

Перепланировки и ремонт

Из-за ряда конструктивных особенностей (легкие навесные панели наружных стен и несущий каркас) «корабли» не поддаются перепланировкам.

Наружные стены из газобетонных панелей не держат никаких крепежей (гвозди, дюбели, саморезы и т. п.)

Основные модификации «кораблей» 1-Лг-600

1-ЛГ600А

Девятиэтажные дома с количеством подъездов от трех до девяти. Годы постройки: 1969-1978. В пригородных районах встречаются пяти- и семиэтажные корпуса домов этой модификации, однако в большинстве случаев это девятиэтажные многоподъездные дома. Основная застройка спальных кварталов Кировского и Красносельского районов. Такие дома строились в Приморском, Выборгском, Калининском и Фрунзенском районах. У данного типа домов есть множество модификаций, отличающихся от типовой. Вписывая такие дома в кварталы комплексной застройки, проектировщики научились изгибать их не только под прямым углом. Отсюда - разнообразие «корабельных» планировок. Площади кухонь в типовом варианте - 6,2 кв. м, комнат - 6,2-18,1 кв. м.

1-ЛГ600А-1, 1-ЛГ600А-8

Точечные одноподъездные дома, высотой 9, 12 или 15 этажей. Преимущественно Кировский и Красносельский районы. Прототип данных строений - хрущевка Г-5, основное отличие от прототипа - наличие лоджий в квартирах.

1-ЛГ600А/70

Модернизированный «корабль». Строительство этих домов началось в 1973 году и продолжалось вплоть до начала 1980-х годов. Прототип серии 1-ЛГ600.11. Главное отличие от первичной модификации - расположение секций «ступеньками», увеличенные до 10,5 кв. м площади кухонь. Этажность - 7, 9, 12, 15 этажей. Строились в Красном Селе и Горелово, Красносельском и Кировском и Приморском районах. Окна в торцах секций, как правило, отсутствуют.