Что значит обесценить себя и эффект Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона, Розенталя или предвзятости экспериментатора - разные названия одного психологического феномена, относящегося к самосбывающимся пророчествам. Суть эффекта заключается в том, что ожидания человека определяют его действия.

Экскурс в историю

Психологи Роберт Розенталь и Ленора Якобсон провели эксперимент: в начале учебного года они выделили учеников из разных классов начальной школы, которые по результатам теста оказались более талантливыми и обладали более высоким IQ, чем их одноклассники. На самом деле никаких выдающихся способностей у них обнаружено не было и ученики были выбраны случайно, однако учителям сообщили обратное. Повторное тестирование в конце года показало, что результаты «одарённых» учеников в среднем улучшились, а показатель IQ увеличился.

По мнению психологов, завышенные ожидания учителей повлияли на прогресс учеников.

Преподаватели, ожидая высоких результатов, подходили к процессу обучения выбранной группы иначе, допуская больше свободы творчества и стараясь учеников. Розенталь и Якобсон отнесли этот феномен к эффекту Пигмалиона.

Ещё один пример из истории, предшествующий эксперименту Розенталя, - конь Умный Ганц, принадлежавший преподавателю и коневоду Уильяму фон Остину. Животное отвечало на заданные вопросы ударом копыта с точностью до 90%. Конь складывал, умножал и называл время и дату. Естественно, это вызвало интерес не только у зевак, но и у психологов.

Психолог и биолог Оскар Пфунгст приехал познакомиться с Ганцем лично. Оказалось, что животное не только не понимает человеческую речь, но и не способно осуществлять математические расчёты. Так как получились эти 90% точности ответов? Дело в том, что и хозяин, и зрители подавали невербальные сигналы, когда Ганц выдавал правильный ответ. Пфунгст обнаружил, что как только Ганц доходил до правильного ответа, спрашивающий опускал голову. А если коню надевались шоры, то он ошибался.

Принцип работы эффекта Пигмалиона

Дело в том, что наш мозг с трудом отличает восприятие и ожидание. Социолог Роберт Мёртон описал самосбывающиеся пророчества, к которым относится эффект Пигмалиона, как самогипноз. Имея изначально убеждение о себе или других, мы влияем на действительность и делаем так, что оно становится правдой. Этот психологический феномен позволяет целенаправленно или случайно влиять на .

Ещё один экспериментBelieving Another Likes or Dislikes You. Behaviors Making the Beliefs Come True , проведённый Ребеккой Кёртис и Кимом Миллером, это подтверждает. В двух группах студенты были объединены в пары. Участникам одной группы вложили в голову заведомо ложное утверждение, что они симпатичны своему партнёру, а участникам другой - обратное. После этого парам предложили пообщаться. И результат оправдал себя.

Студенты, полагающие, что симпатичны партнёру, были более уступчивы в разговоре, шли на контакт, и манера общения была более приятной, чем в тех парах, которые считали иначе.

Кроме того, студенты, которые думали, что нравятся партнёру, действительно заручились большей симпатией, нежели участники из противоположных пар.

Наверняка вы не раз подвергались эффекту Пигмалиона, сами того не замечая. Например, думая, что не справимся с определённой задачей, мы опускаем руки, а наше поведение и действия приводят к реальному провалу. В обратной же ситуации, если от вас ждут решения задачи, внушая, что всё получится и вы справитесь, действия и результат будут иными.

Эффект Пигмалиона на практике

На самом деле эффект Пигмалиона - секретное оружие в сфере управления. Ожидания людей имеют влияние на наши действия, восприятие возможностей и достижения. Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США, высказал мнениеPygmalion in Management об эффекте Пигмалиона в менеджменте. В своей работе он развил мысль о влиянии ожиданий на действия и результаты, уделив особое внимание ожиданиям руководителей от подчинённых.

Если у руководителя высокие ожидания в отношении своих подчинённых, то продуктивность будет высока. Если же ожидания будут низкие, то и продуктивность снизится.

Ливингстон считал, что должны понимать, как работает эффект Пигмалиона, ведь от ожиданий менеджеров напрямую зависят результаты сотрудников. Хороший руководитель, по мнению Ливингстона, должен проявлять высокие ожидания, в то время как неэффективный менеджер на это не способен. Он провёл связь между самооценкой руководителя и ожиданиями, которые он проявляет к подчинённым. Уверенный в себе менеджер склонен ждать от сотрудников высоких результатов, тогда как плохой управленец менее уверен в себе и тем более не может надеяться получить от работников что-то сверхъестественное.

Чтобы преобразоваться в результат, ожидания в первую очередь должны быть достижимы и реалистичны.

Если подчинённые не соответствуют ожиданиям начальства, которые близки к их собственным, производительность и стремление к успеху снижаются.

Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США

Постановка заоблачных целей, которые сотрудник не может выполнить физически, не просто не поможет улучшить продуктивность, а вовсе снизит эффективность труда.

В этой публикации речь пойдет об интересном психологическом явлении, которое получило названия “эффект Пигмалиона” или “эффект Розенталя” . Ознакомившись со статьей, вы узнаете, что такое эффект Пигмалиона в психологии, как он действует, каковы его особенности, какую пользу и вред он может принести, как его можно применять для в своих начинаниях. Итак, обо все по порядку.

Что такое эффект Пигмалиона (Розенталя)?

Один из греческих мифов повествует о скульпторе Пигмалионе, который создал скульптуру девушки, назвал ее Гелатея и впоследствии влюбился в нее. Чувства скульптора были настолько сильны, что скульптура ожила и ответила ему взаимностью.

Отсюда и появилось название “эффект Пигмалиона”.

Эффект Пигмалиона – это явление, суть которого в психологическом самовнушении, в мысленном восприятии фактов и событий таким образом, чтобы они приводили к желаемому результату. Это некое искажение реальности. Под действием такого эффекта можно получить даже невероятные результаты, но можно и серьезно навредить себе.

Самый простой пример. Человек может внушить себе, что он способен без страховки взобраться на высокую отвесную скалу. Возможно, такая уверенность и позволит ему успешно совершить это восхождение. Но возможно, он просто упадет и разобьется.

Эффект Пигмалиона исследовал и обозначил психолог из США Роберт Розенталь в 1966 году, поэтому он также известен под названием “эффект Розенталя”. Розенталь проводил многочисленные эксперименты, доказавшие на практике, что этот эффект работает.

Так, например, когда в одной из школ учителям сказали, что они будут обучать одаренных детей с более высоким IQ, со временем в этой школе дети показали лучшие результаты успеваемости, хоть фактически, изначально они были такими же, как все.

Когда людей попросили наблюдать за крысами, преодолевающими полосу препятствий, и фиксировать их результаты, лучшие результаты были зафиксированы у крыс, которых преднамеренно назвали более умными, хотя они тоже ничем не отличались от своих сородичей.

Однако, по итогам своих опытов Розенталь констатировал, что в отдельных случаях люди все же не подвергались воздействию эффекта. Из чего сделал вывод, что одних убеждений и установок может оказаться недостаточно: иногда требуется воздействие каких-то дополнительных факторов.

Как работает эффект Розенталя?

Каков принцип действия эффекта Пигмалиона? Он основывается на психологических установках, которые человек посылает в свой мозг. Когда эти установки слишком сильные, мозг воспринимает желаемое как реальность, отождествляя эти две категории, потому что становится не способен отличить одно от другого. И, соответственно, на подсознательном уровне человек начинает воспринимать свои представления и воображения реальностью, и действовать так, как будто они реальны.

Именно на эффекте Розенталя основаны такие популярные ныне техники как визуализации и аффирмации. Человек целенаправленно проговаривает и прокручивает у себя в голове желания до тех пор, пока мозг не начнет воспринимать их как реальность.

Эффект Пигмалиона в психологии управления.

Одна из основных сфер применения эффекта Пигмалиона на практике – бизнес-менеджмент, психология управления. Многие современные или слабоэффективны, или требуют существенных финансовых затрат. И тогда продвинутые управленцы стараются влиять на производительность труда своих сотрудников, используя эффект Розенталя.

Сотрудникам активно внедряется информация о том, как они важны для компании, что именно они – движущая сила, которая способна “свернуть горы”, что каждый сотрудник – член большой и дружной коллективной семьи и очень важный “винтик” в общем механизме работы предприятия. Конечно же, это не только слова: руководство старается максимально продемонстрировать это на практике, уделяя огромное внимание корпоративной культуре.

Например, каждого сотрудника руководитель лично поздравляет с днем рождения, на все праздники и не только организуются выездные корпоративные мероприятия, сотрудникам дарят аксессуары с логотипом компании и т.д.

При грамотном подходе, эффект Пигмалиона начинает действовать, каждый сотрудник начинает ощущать свою незаменимую важность для компании и стараться выполнять работу так, как для самого себя, для своей семьи. В результате повышается эффективность труда каждого сотрудника и производительность, прибыльность компании в целом.

Как применять эффект Пигмалиона? (Примеры)

Уже знание того, как работает эффект Пигмалиона, дает вам хороший инструмент , который вам остается лишь грамотно применять, так, чтобы он приносил пользу, а не вред.

Главный принцип применения эффекта Розенталя на практике таков: мыслить нужно позитивно, внушая себе позитивный исход тех или иных событий. И, наоборот, не программировать себя на негативные события, потому что под воздействием эффекта Пигмалиона они могут произойти. При этом для достижения эффекта не достаточно лишь психологического программирования на успех. Позитивный настрой следует подкреплять практикой и реальными действиями, шагами к достижению поставленной цели.

Этот принцип можно применять к любым сферам человеческой жизнедеятельности: от деловой сферы до личных отношений. Для наглядности рассмотрим несколько примеров.

Пигмалион - это герой из греческой мифологии, который являлся потрясающим скульптором и царем Кипра. Согласно легенде, однажды он создал настолько прекрасную статую, что полюбил ее больше жизни. Он обратился к богам, чтобы они оживили ее, и они исполнили его просьбу. В психологии эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) – это распространенное явление, при котором человек, твердо убежденный в верности информации, непроизвольно поступает так, что получает фактическое подтверждение.

Эффект Пигмалиона - эксперимент

Эффект Пигмалиона называют также психологическим эффектом оправдывающихся ожиданий. Было доказано, что это явление весьма распространено.

Доказать верность этого утверждения ученым удалось при помощи классического эксперимента. Школьным учителям сообщили, что среди учащихся есть способные и не очень способные дети. В действительности все они были на одном уровне знаний. Но из-за ожидания учителя в оценках возникла разница: группа, которая была заявлена как более способная, при тестировании получила более высокие оценки, чем та, которая была объявлена менее способной.

Удивительно, но ожидания учителей невероятным образом передавались ученикам, и заставляли их выполнять работу лучше или хуже обычного уровня. В книге Роберта Розенталя и Ленора Джекобсона был впервые описан эксперимент с манипуляцией ожиданиями учителей. Удивительно, но это влияло даже на результаты теста IQ.

Результат эксперимента доказал, что это дает положительный эффект для успеваемости «слабых» детей из неблагополучных семей. Доказано, что они учатся хуже из-за того, что ожидания учителей относительно их успеваемости негативные.

Кроме таких экспериментов проводилась еще масса исследований, которые также доказали существование социально-психологического эффекта Пигмалиона. Особенно сильно этот эффект заметен именно в мужских коллективах – в армии, в кадетском корпусе, на заводах и добывающих предприятиях. Особенно сильно это проявляется у лиц, в которых не только не верит руководство, а которые и сами не ожидают ничего хорошего.

Как объяснить эффект Пигмалиона?

Есть две версии, которые объясняют Пигмалиона. Ученый Купер полагает, что учителя, которые настроены на разные результаты, говорят разные слова ученикам двух групп, прибегают к аффективной связи и оценкам. Видя это, и сами ученики настраиваются на разные результаты.

Исследователь Бар-Тал утверждает, что все зависит оттого, что учителя начинают думать, что неуспеваемость «слабой» группы имеет устойчивые причины. Они ведут себя соответственно, подавая вербальные и невербальные сигналы, указывающие на неверие в эту группу, что порождает такой эффект.

Эффект Пигмалиона в сфере управления

На практике эффект Пигмалиона заключается в том, что ожидания руководителей способны влиять на результаты труда подчиненных. Существует тенденция, при которой становится очевидным: руководители, оценивающие сотрудников высоко, получают результаты более высокие, нежели те, которые уверены, что все подчиненные – недалекие лентяи. В зависимости от того, на какой результат настроен топ-менеджер, действовали подчиненные.

Эффект Пигмалиона в жизни

Нередко можно услышать фразу о том, что за каждым успешным мужчиной стоит женщина, которая сделала его таким. Это также можно считать успешным примером эффекта Пигмалиона. Если женщина верит в мужчину, он невольно соответствует ее ожиданиям, равно как и в обратном случае, когда женщина концентрирует на неудачах человека, и он все глубже погружается в пучину отчаяния.

Семья не должна быть обузой, из семьи человек должен брать силы и вдохновение на свою социальную и карьерную жизнь. Только при должном отношении внутри семьи человек достигает высот. Впрочем, это не дает право винить в своих неудачах близких: это лишь дополнительный фактор, а главный руководитель жизни человека – это он сам. И только ему решать, будет он успешным, богатым и счастливым, или нет.

Экология жизни: Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества

Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона).

Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества.

Название этого эффекта связанно с древней легендой. Мифический царь Кипра Пигмалион создал статую прекрасной женщины, и сам в неё влюбился. Страстными мольбами он разжалобил богов, и они оживили женщину. С тех пор этот образ символизирует животворящий эффект вызванный искренней верой и настойчивым желанием.

Американский психолог Розенталь (1966) назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

В 1968 году Розенталем и Ленорой Якобсон был проведен эксперимент, в котором участвовали дети одной из школ Сан-Франциско.

Суть проведения эксперимента была в том, чтобы проверить уровень интеллекта учеников. В ходе эксперимента психологи отобрали несколько учащихся, которые, по их мнению, обладали выдающимися интеллектуальными способностями.

Педагоги были очень удивлены таким выбором психологов, так как выбранные ими учащиеся не показывали каких – то особых умственных способностей. Но психологи заверили: «Если дети не заявили еще о себе, то их интеллектуальный потенциал в будущем обязательно раскроется!».

Оказалось, что психологи выбрали учащихся с высоким IQ абсолютно случайно. Но самое удивительное, что когда Розенталь и Якобсон пришли в конце года в школу для того чтобы измерить коэффициент интеллекта учащихся, они обнаружили, что те дети, которых они выбрали в начале года, как обладающих высокими умственными способностями, и показали самый высокий уровень IQ.

Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся.

По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности.

Все это способствует улучшению учебы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.

Правда, последующие эксперименты не выявили однозначное соответствие результатов экспериментов ожидавшимся эффектам. Педагогические программы, использующие стимулирующие условия не всегда давали положительный эффект.

Ещё один пример этого эффекта связан с первым впечатлением людей друг от друга.

Самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент.

Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру.

Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре. опубликовано