Что из себя представляет тсж. Что такое ТСЖ: его плюсы и минусы в многоквартирном доме

У нас в многоквартирном доме организовано ТСЖ (товарищество собственников жилья).
И Вы знаете, меня все устраивает – общие собрания проводятся, с водой и теплом перебоев нет. Слесарь-сантехник, электрик, лифтер – всегда под рукой. Информационная доска в подъездах все время обновляется, своевременно вывешиваются объявления. С председателем нашего ТСЖ я даже лично знаком.

Однако на практике встречались и случаи, когда просто подделывались протоколы общих собраний о создании ТСЖ и подписи собственников в бюллетенях. Может быть, не все так просто? Давайте разберемся!

Федеральные законы, регулирующие порядок создания ТСЖ

Прежде всего, хотелось быть отметить, что Федеральный закон «О товариществах собственников жилья» от 15.06.1996 года № 72-ФЗ утратил силу с 1 марта 2005 года, т.е. с момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ. Однако до сих пор еще встречаются случаи, когда на него ссылаются в протоколах общих собраний собственников о создании ТСЖ и в некоторых иных документах.

Товарищества собственников жилья в Жилищном кодексе РФ касаются следующие статьи: ст.ст. - (проведение общих собраний собственников, голосование на общем собрании, компетенция собрания), главы , (создание и деятельность ТСЖ, правовое положение членов ТСЖ).

Конечно, в ЖК РФ нет подробной инструкции, как создать ТСЖ, но, тем не менее, в нем все достаточно понятно изложено.

Перечень документов, необходимых для регистрации ТСЖ как юридического лица, сроки и порядок регистрации, также регламентируется ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 года №129-ФЗ.

Где может быть создано ТСЖ

Товарищество собственников жилья может быть организовано:


  • в любом многоквартирном доме (далее по тексту - МКД);
  • путем объединения нескольких многоквартирных домов и даже кварталов, помещения которых принадлежат разным (двум и более) собственникам жилья этих домов, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих друг с другом) земельных участках, с общими сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры;
  • при объединении нескольких близко расположенных зданий, строений, сооружений, домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках с общими объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры.

Преимущества ТСЖ перед управляющей компанией

Такой способ управления МКД как управление товариществом собственников жилья, в отличие, например, от управления управляющей компанией, имеет достаточно преимуществ.

Во-первых, так как председатель ТСЖ и члены правления сами проживают в этом же доме, они действуют в интересах членов ТСЖ, т.е. заботятся о создании наилучших комфортных условий для проживания всех жильцов многоквартирного дома.

Кроме того, органом управления МКД даже при наличии ТСЖ является общее собрание собственников жилых и нежилых помещений, которое само вправе решать все текущие вопросы.

С этим связано и то, что финансовая деятельность ТСЖ абсолютно прозрачна, т.к. в любое время собственник помещения вправе ознакомиться с финансовыми документами, сметами доходов и расходов ТСЖ, платежными поручениями, выставленными счетами-фактурами, т.е. узнать, за что с него, например, берут деньги.

Кроме того, ревизионная комиссия обязана регулярно проверять финансовые документы ТСЖ и отчитываться о проведении проверок перед собственниками на общем собрании о своей работе.

Во-вторых, в ТСЖ расчет с ресурсоснабжающими компаниями за поставленные коммунальные ресурсы (свет, вода, тепло) идет напрямую с расчетного счета ТСЖ, следовательно, у ТСЖ в отличие от УК всегда меньше задолженность перед ресурсниками, либо она вообще отсутствует.

В-третьих, ТСЖ согласно законодательства РФ является некоммерческой организацией, но в то же время имеет право заниматься коммерческой деятельностью, если это не противоречит целям и Уставу ТСЖ.


  1. обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;
  2. строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;
  3. сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.

Например, персонал ТСЖ (электрик, сантехник, лифтер, дворник) могут выполнять работы по договору с другими ТСЖ, не имеющими такого персонала. ТСЖ также может сдавать в аренду пустующие нежилые помещения, подвалы, чердаки (на основании решения общего собрания), что тоже немаловажно.

Таким образом, ТСЖ может иметь собственные доходы.

В-четвертых, органы государственной власти, местного самоуправления очень часто идут на уступки ТСЖ и поощряют их создание.

Так, например, в некоторых регионах собственники помещений в МКД, где было создано ТСЖ, и на которых в соответствии налоговым законодательством РФ лежит обязанность по уплате земельного налога, были освобождены от его уплаты. В г. Москве, например, департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы организует обучение председателей ТСЖ в соответствии с распоряжением правительства г. Москвы от 10.09.2008 года №2062-рп «О создании условий для развития самоуправления граждан в жилищной сфере».

При этом всегда существует возможность передать управление в руки УК, даже если в МКД создано ТСЖ. В этом случае все договора будет заключать УК, а не ТСЖ в лице председателя.

Кроме того, у ресурсноснабжающих компаний не возникает желания обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании ТСЖ банкротом при наличии непогашенной задолженности более 100 тыс. рублей, поскольку в дальнейшем получить какие-либо денежные средства или иное ликвидное имущество с ТСЖ не представляется возможным.

В основном ресурсники обращаются в суды с такими требованиями к управляющим компаниям, являющимся ООО, т.к. у них, как правило, имеется ликвидное имущество на праве собственности.

Не многие знают, что ТСЖ не обладает правом собственности на общие помещения в многоквартирном доме, на которое может быть обращено взыскание по долгам ТСЖ, они принадлежат собственникам квартир и нежилых помещений на праве общей долевой собственности, как и земельный участок, на котором расположен МКД, и соответствующая придомовая территория.

Недостатки ТСЖ как способа управления многоквартирным домом

Помимо преимуществ у ТСЖ имеется ряд недостатков: например, в одном МКД может быть создано только одно ТСЖ, существуют некоторые сложности при определении размеров обязательных платежей при управлении общим имуществом нескольких многоквартирных домов, входящих в одно ТСЖ.

ТСЖ также могут устанавливаться дополнительные членские взносы на содержание общего имущества и самого юридического лица, но, как правило, это происходит достаточно редко и не является непосильным бременем для собственников.

Как уже отмечалось мной выше, у ТСЖ отсутствуют какие-либо помещения на праве собственности, следовательно, нет таких помещений и для размещения обслуживающего персонала (сотрудников) ТСЖ. В таких случаях председатель ТСЖ чаще всего ведет прием у себя дома и выступает на общих собраниях.

При создании ТСЖ необходимо учитывать, что Жилищный кодекс РФ не устанавливает, что решение о создании ТСЖ может быть принято только на общем собрании собственников, следовательно, в таких случаях допускается и заочное голосование.

Я согласен с теми, кто утверждает, что возможность проведения заочного голосования при создании ТСЖ и выбора его членов правления дают большую свободу для подделки (фальсификации), поскольку отсутствует возможность наблюдать за проведением голосования и подведением его итогов.

В связи с этим часто встречаются просто криминальные способы создания ТСЖ и выбора членов правления (в том числе председателя) путем подделывания подписей собственников помещений, а затем, после того, как ТСЖ зарегистрировано, МКД передается в управление какой-нибудь «дочерней» управляющей компании. Иногда случалось и так, что человек неожиданно для себя узнавал, что он является председателем ТСЖ.

Однако, даже учитывая вышеперечисленные недостатки, следует признать, что среди прочих - непосредственного управления и УК - ТСЖ это наиболее приемлемый способ управления МКД.

Основные этапы создания ТСЖ

Основными этапами создания ТСЖ являются:


  1. Создание инициативной группы, проведение общего собрания собственников о создании ТСЖ, утверждение общим собранием Устава ТСЖ, выбор членов правления, председателя правления, составление реестра членов ТСЖ, выбор лица, которому поручена регистрация ТСЖ в налоговых органах
  2. Регистрация ТСЖ как юридического лица в налоговых органах, получение свидетельства о регистрации (ОГРН) и постановке на учет (ИНН). Присвоение кодов статистики, регистрация во внебюджетных фондах.
  3. Открытие расчетного счета (счетов) ТСЖ в кредитной организации для расчетов с поставщиками услуг и приема денежных средств от населения. Передача МКД на баланс ТСЖ, передача технической документации.
  4. Заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями.

Подробнее обо всем, что касается процедуры создания ТСЖ, будет рассказано в следующих частях.

ЧТО ТАКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ

Товарищества собственников жилья (ТСЖ) вошли в нашу жизнь более 17 лет назад – когда 15 июня 1996 г. был принят Федеральный Закон «О товариществах собственников жилья» (в настоящий момент он утратил силу). В 2004 году эта форма управления была закреплена уже в Жилищном кодексе РФ.

С тех пор у ТСЖ появились как сторонники, так и противники. Первые считают их наиболее эффективной формой управления общим имуществом в многоквартирном доме, вторые – ловушкой для жильцов и очередным способом выманивания у них денежных средств. Так что же такое ТСЖ, в чем его суть и зачем оно нужно?

Что такое ТСЖ и зачем оно нужно

пн, 09/01/2012 - 01:04 | управдом

Моя квартира – моя крепость. Этот известный афоризм стал принципом, по которому зачастую строятся отношения собственника квартиры с окружающим его квартиру домом. Отгородившись от окружающих стальными дверями, мы нередко отгораживаемся стеной безразличия от всего, что происходит в наших подъездах, лифтах, домах, дворах. Шагнув за пределы своей квартиры (с любовью своими руками отремонтированной и обставленной), мы попадаем в другой мир – загаженный и не отремонтированный подъезд, исписанный, с прожженными кнопками лифт, неухоженный двор.

Нередко последствия бесхозяйственности приходят в наши квартиры в виде протекающих крыш, негреющих батарей, промерзающих стен, текущих труб и т.д. За много лет под крылом государственных ЖЭКов и ДЭЗов мы привыкли, что есть люди, которые за нас должны думать о проблемах дома, пусть очень плохо, но поддерживать его в не совсем аварийном состоянии. Привыкли мы и к тому, что нас не спрашивают и перед нами не отчитываются за то, что делают с нашим домом.

С принятием Жилищного кодекса РФ к собственникам постепенно приходит осознание того, что вместе с квартирой в доме они приобретают и обязательства по содержанию и ремонту так называемого общего имущества. А после очередного повышения тарифов все больше собственников задаются вопросами – за что я плачу? почему я не вижу результатов деятельности? куда идут мои деньги?

Действующее жилищное законодательство сегодня дает собственникам возможность реально влиять на происходящее в жилищно-коммунальном хозяйстве. И наиболее эффективным способом является ТСЖ (товарищество собственников жилья).

ТСЖ не единственно возможный способ управления, и, конечно, оно не может быть универсальным рецептом «коммунального счастья». Но многие насущные вопросы содержания и ремонта многоквартирного дома позволяет наиболее эффективно решать именно товарищество.

Какие преимущества может дать создание Товарищества собственников жилья?

1. Прежде всего, товарищество – это наиболее эффективный способ объединения собственников в целях обеспечения наилучших содержания, эксплуатации и ремонта общего имущества. Известная пословица – один в поле не воин, как нельзя лучше характеризует возможности отельных собственников влиять на управление и содержание многоквартирного дома.

Товарищество помогает объединить усилия по подержанию и улучшению состояния своего дома. При этом собственники с активной позицией, имеющие возможности и желание, могут выдвинуть свою кандидатуру для избрания в члены правления, ревизионной комиссии и своим участием помогать качественному обслуживанию дома, контролировать его. Те же собственники, которые не имеют возможности постоянно вникать в дела дома, также получают возможность участвовать в управлении, участвуя в ежегодных собраниях, получая отчеты о деятельности, подавая свои предложения.

Не секрет, что как коммерческие управляющие компании, так и коррумпированные – то есть ставящие свой личный интерес наживы выше государственного и социально ориентированного интереса – чиновники заинтересованы препятствовать созданию и успешной деятельности товариществ собственников жилья. Они всячески препятствуют их деятельности – потому что боятся появления силы (в лице правления и ревизионной комиссии), которая начнет реально бороться за права жильцов, требовать качественной работы и отчетности. Они боятся, что при некачественном обслуживании правление ТСЖ расторгнет договор, выгнав нерадивую компанию (более всего на эту роль подходит ДЕЗ). Сделать это при отсутствии ТСЖ гораздо сложнее: это может общее собрание собственников помещений, организация и проведение которого отнимет много сил и средств. Теперь законодатели «надумали», что делать это может некий «совет дома». Но совет – не юридическое лицо. И ДЕЗ или иная управляющая компания никогда не допустит его к реальному контролю своих доходов и расходов по данному дому.

2. Товарищество дает собственникам возможность определять, на что и в каких суммах будут израсходованы средства, собираемые на содержание и ремонт общего имущества. Товарищество обязано проводить ежегодные собрания, устанавливать размер платежей по квартплате, принимать смету доходов и расходов или финансово-хозяйственный план, производить отчет о проделанной работе и по расходованию всех финансовых средств. При этом каждый собственник вправе вносить в правление свои предложения по необходимым работам.

3. Товарищество позволяет собственникам осуществлять контроль за расходованием средств. Он реализуется посредством периодических отчетов правлением и перед собственниками. Ежегодно избранная собственниками ревизионная комиссия проверяет деятельность ТСЖ и представляет акт ревизии общему собранию.

4. Товарищество дает возможность поддерживать надлежащее техническое состояние дома, а также накапливать средства на те или иные работы.

Товарищество собственников является некоммерческой организацией, цель которой – обеспечить надлежащее содержание и ремонт общего имущества. В отличие от коммерческих организаций товарищество не имеет целью извлечение прибыли . Следовательно, все собираемые средства расходуются им на нужды содержания и ремонта. Для управляющей компании целью является получение прибыли . Следовательно, при отсутствии жесткого контроля со стороны собственников у нее неизбежно возникает «соблазн» получить больше прибыли не за счет качества и объема услуг, а за счет экономии на расходах . Для товарищества принцип «чем меньше потратили на обслуживание дома, тем больше прибыли» - неприменим.

В ТСЖ создаются условия для более бережного отношения к местам общего пользования, так как жильцы знают, что в случае поломки общего имущества придется платить самим. После наведения порядка в доме самими жильцами никто не будет разрисовывать стены, разбивать окна и т.д. (хозяин всегда знает цену своего труда). Как следствие, повышается рыночная стоимость квартир, находящихся в ТСЖ. И не сразу, но появляется возможность снижения затрат на содержание и текущий ремонт дома.

5. Развитие энергосберегающих технологий. Товарищество как никто иной заинтересовано добиваться максимальной экономии коммунальных ресурсов. Для этого у ТСЖ используют возможность внедрять передовые технологии.

И это далеко не все преимущества, которые нам может дать объединение собственников.

Три мифа о ТСЖ

Миф 1: При вступлении в ТСЖ придется больше платить

Это неверно, поскольку тарифы на снабжение ресурсами устанавливаются постановлениями правительства Москвы и не могут быть изменены ТСЖ. Что касается размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, то он также устанавливается правительством Москвы. Правда, по закону он может быть изменен решением общего собрания собственников – но… В Москве все еще действует система выделения жилищных субсидий, а для их получения необходимо соблюдать требование применения тарифов, установленных централизованно.

Миф 2: ТСЖ может без ведома жильцов распоряжаться общим имуществом и брать кредиты

И это тоже заблуждение: важнейшие вопросы решаются на общих собраниях собственников жилья, которые принимают непосредственное участие в судьбе дома. Все платежи аккумулируются на расчетном счете ТСЖ и по уставу могут расходоваться исключительно на содержание дома. К тому же, каждый участник товарищества имеет право получать полную информацию о расходовании средств ТСЖ, в том числе и полученных по кредиту.

Миф 3 (к сожалению): Если создать ТСЖ, государство в первую очередь сделает капремонт

Так должно было быть. Одновременно с программой города по созданию ТСЖ государство заявило цель этой программы: «Ответственному собственнику – отремонтированный дом». Что из этого вышло («хотели как лучше, а получилось как всегда») – см. ниже.

Опыт работы сотен ТСЖ на практике доказал эффективность данного способа управления многоквартирными домами. В условиях формирующегося рынка ЖКХ именно ТСЖ наилучшим образом защищает права и интересы собственников в отношениях с обслуживающими и ресурсоснабжающими организациями. А все, что стоит на страже интересов жителей, всегда будет относиться к разряду «перспективных».

Самостоятельно организовав товарищество, «взяв власть в свои руки», «став хозяевами своей судьбы», собственники квартир начинают пристальнее следить за проведением работ, не оставлять без внимания факты брака. Да и в целом, как показывает практика, начинают относиться к своему имуществу бережнее, чем прежде. Поэтому и ремонтные работы в домах с ТСЖ, как правило, проводятся на более высоком уровне.

Один из наиболее эффективных способов реализации и защиты прав жителей многоквартирных домов - самоорганизация, самоуправление. В недавнем прошлом основной формой самоорганизации жителей были домовые комитеты, включавшие как собственников, так и не-собственников жилья. Сегодня государство делает ставку в первую очередь на собственников жилья, считая их наиболее сознательной и ответственной частью населения. В 2007 году разбогатевший при Лужкове город выделил на капремонты миллиарды рублей . Но при этом он открыто признал, что не в состоянии гарантировать, что они не будут разворованы, дойдут до конкретных домов . Государство открыто заявило, что бессильно без помощи самих граждан, без их контроля довести уровень жилищно-коммунального хозяйства до соответствия современным стандартам.

Но эта ситуация имела и оборотную, более жесткую сторону. Много лет мы слышим о реформе ЖКХ. Но пока, помимо регулярного повышения квартплаты, она не затрагивала нас никак. С 2007 года город начал постепенно уходить из жилищно-коммунальной сферы, оставляя жильцов с ней один на один . Он начал перекладывать на нас ответственность за решение проблем в этой сфере. Отныне на каждого собственника жилья легла материальная ответственность не только за личную собственность - квартиру, но и за общественную собственность - а в многоквартирном доме это стены, батареи, лифты, лестницы, коммуникации, крыша и т.д. Кроме того, на нас самих оказалась переложена обязанность контроля за качеством и количеством коммунальных услуг , получаемых нами от тех или иных технико-эксплуатационных организаций.

Тогда же возникла идея «размонополизировать» прежних монополистов управления в сфере ЖКХ - ДЕЗы. Почуяв миллиарды, выделенные на капремонты, ДЕЗы начали теснить коммерческие управляющие компании , агрессивно нацеленные на рынок, обладающие более современной материальной базой. Из ДЕЗов в эти компании «побежали» сотрудники. При этом заговорили об акционировании и самих ДЕЗов. В мае 2008 года ДЕЗы поделили на ГУ ИСы – организации, через которые в районы должны приходить и распределяться бюджетные деньги, и собственно ДЕЗы, нацеленные на получение коммерческой прибыли (другое дело, что в действительности ДЕЗы и ГУ ИСы так и остались тесно слитыми – в целях наиболее «непрозрачного» распределения и расходования субсидий).

Государство не сняло с себя полностью административный контроль за результатами деятельности управляющих организаций в ЖКХ. Но непосредственный, повседневный контроль рублем оно переложило на нас самих. Не захотим контролировать - нам же будет хуже: качество услуг будет ухудшаться, а стоимость их будет беспредельно расти .

Таким образом, город понадеялся на сознательность жителей. И - в соответствии со своими стратегическими установками в сфере ЖКХ, согласно ст. 161 Жилищного кодекса, обязал всех собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из трех способов управления домом :

а) непосредственно собственниками помещений,

б) товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом,

в) управляющей компанией.

Наибольшую эффективность с точки зрения защиты интересов самих жильцов доказала такая форма самоорганизации граждан, как некоммерческая организация Товарищество собственников жилья :

Для управления многоквартирным домом (или несколькими домами – с экономической точки зрения это более выгодно) и контроля за таким управлением,

Для контроля за объемом и качеством предоставляемых населению коммунальных услуг,

Для влияния на стоимость таких услуг,

Для ведения дополнительной хозяйственной деятельности в целях

увеличения средств, направляемых на содержание и благоустройство жилого многоквартирного дома, и следовательно, в конечном итоге

уменьшения ложащихся на плечи жильцов расходов по его содержанию, а, значит,

снижения квартплаты,

Возможности ТСЖ, до сих пор недооценены населением. Причин этого несколько:

  1. Настороженность граждан, отождествляющих ТСЖ в целом с созданными компаниями-застройщиками (выступающими в этом случае как частные управляющие компании) в новостройках ООО «ТСЖ», сопряженными с необоснованным завышением квартплаты.
  2. Недостаточная информированность о преимуществах этой формы самоуправления и положительных примерах деятельности ТСЖ.
  3. Непонимание экономической выгоды создания ТСЖ.
  4. Привычка доверяться монополистам «советских» коммунальных предприятий - ДЕЗам, не заинтересованным в контроле за качеством и количеством оказываемых ими услуг.
  5. Неразвитость гражданско-правовых механизмов функционирования ТСЖ, противоречивость законодательной сферы в этой области.

А в домах, где жители уже организовали ТСЖ, результаты их деятельности видны невооруженным глазом:

а)повышается уровень благоустройства, улучшается психологический климат – люди начинают ощущать себя хозяевами не только в своей квартире, но во всем доме;

б) ТСЖ как официальная организация имеет дополнительные возможностиэффективно бороться с проявлениями вандализма;

в) ТСЖ заинтересованы разбираться с должниками;

г) у ТСЖ есть возможность самому выбрать, каким образом в доме будет реализовываться комплекс коммунальных услуг: оно может

- делегировать эту деятельность по своему выбору той или иной управляющей компании (включая и ДЕЗ);

- самостоятельно организовать свой «мини-ДЕЗ» - эксплуатационную службу и нанять управляющего-домоуправа;

д) ТСЖ - это возможность для жильцов работать в своем доме: пригодятся «свои» штатные юрист, экономист, инженер, столяр, электрик, маляры, уборщики, консьержи и т.д.

е) ТСЖ - наиболее эффективный орган контроля за бюджетом дома .

При наличии в доме ТСЖ высшим органом управления домом является общее собрание членов товарищества . Оно может быть созвано по инициативе любого члена товарищества или правления товарищества. Общее собрание считается правомочным, если в нем приняли участие собственники помещений (или их полномочные представители), обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Форма проведения собрания может быть как очной, так и заочной, то есть письменной (информация, опрос, голосование). И в том, и в другом случае правомочны решения, принимаемые количеством голосов больше 50% от общего числа. Решения общего собрания большинством голосов являются обязательными для всех членов товарищества – собственников как жилых, так и нежилых помещений.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:

Внесение изменений в устав товарищества;

Принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;

Избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

Установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;

Образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования;

Определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;

Утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана (в случае если хозяйственная деятельность ТСЖ содержит коммерческую составляющую, подразумевающую составление сметы доходов и расходов и отчет по такой смете; если же коммерческая составляющая отсутствует, имеет место финансово-хозяйственный план, формируемый в рамках планово-нормативной ставки оплаты коммунальных услуг; т.е. деятельность ТСЖ фактически уподобляется бюджетной организации, получающей бюджетные средства и отчитывающейся за них – в таком случае финансово-хозяйственный план утверждается правлением и предоставляется общему собранию для ознакомления);

Рассмотрение обоснованности жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

Принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда;

Определение размера вознаграждения членов правления товарищества;

Принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме.

Членство в ТСЖ устанавливается на основании заявления о приеме в ТСЖ. Собственник помещения в доме, где образовано ТСЖ, вправе не вступать в ТСЖ, однако в таком случае он обязан подписать с ТСЖ договор об обслуживании - поскольку именно ТСЖрешает вопрос о коммунальном обслуживании дома в целом. В случае если он не подписывает такой договор, действует так называемая «оферта»: обязанность оплачивать коммунальные платежи никто не отменял. Аналогичный договор об обслуживании должны подписывать с ТСЖ и проживающие по договору социального найма. Решения общего собрания ТСЖ, как управляющего органа многоквартирного дома – если они не противоречат законодательству – являются обязательными для всех собственников, нанимателей и арендаторов данного дома .

Также все пользователи нежилых помещений в доме подписывают договор о содержании и ремонте общего имущества .

Вся деятельность ТСЖ, как и любой общественной организации, регулируется Уставом , проект которого предоставляется общему собранию ТСЖ и, после внесения в него уточнений, принимается большинством голосов в очной или заочной форме. Устав должен учитывать все возможные интересы и сферы деятельности ТСЖ.

Текущую деятельность товарищества осуществляет правление , которое избирается общим собранием сроком на 2 года. Уставом может быть предусмотрен порядок введения в правление новых членов, замена членов правления. Правление вправе самостоятельно принимать решения по всем текущим вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных Уставом к компетенции общего собрания.

К функциям правления относятся:

Соблюдение товариществом законодательства и требований устава;

Контроль за своевременным внесением установленных обязательных платежей и дополнительных взносов, если решение о них принято общим собранием;

Составление смет доходов и расходов на год либо финансово-хозяйственного плана и отчетов о финансовой деятельности товарищества (последний предоставляется общему собранию для утверждения);

Финансовое планирование (в случае наличия свободных средств);

Самоуправление домом – обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества;

Наем работников для обслуживания дома и увольнение их;

Делопроизводство, бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность;

Созыв и проведение общих собраний для решения вопросов, находящихся в его компетенции.

Заключение договоров на обслуживание и ремонт общего имущества с соблюдением прав и законных интересов всех собственников в доме.

Товарищество заинтересовано в заключении договоров с инженерно-эксплуатационными организациями, составленными с учетом реальных интересов жильцов . Жители домов, не управляемых ТСЖ (или ЖСК), автоматически обязаны соблюдать стереотипный договор, предлагаемый компаниями, ряд пунктов которого чреват дополнительными поборами.

Свои обязанности члены правления могут выполнять за вознаграждение.

Руководство правлением осуществляет председатель . Он избирается членами правления из их состава на срок до 2 лет. В случаях, не требующих, согласно уставу, обязательного одобрения правлением или общим собранием, председатель действует от имени ТСЖ без доверенности.

Для осуществления контроля за деятельностью ТСЖ общее собрание избирает ревизионную комиссию на срок не более 2 лет. Ревизионная комиссия ежегодно проводит ревизию финансовой деятельности товарищества и представляет общему собранию заключения о ней. Без заключения ревизионной комиссии общее собрание не имеет права утвердить финансовый отчет, годовой баланс и общий размер обязательных взносов и платежей.

Вся финансовая деятельность правления ТСЖ является прозрачной для его членов.

Во избежание банкротства ТСЖ в уставе четко оговариваются условия, запрещающие председателю или правлению действия, могущие повлечь за собой его финансовый крах.

ТСЖ может быть реорганизовано посредством объединения товариществ или реорганизации в иную организационно-правовую форму (в жилищный или жилищно-строительный кооператив).

ТСЖ может быть ликвидировано по решению общего собрания, а также по решению суда – в случае допущенных грубых нарушений, если они неустранимы.

Таковы некоторые основные положения о Товариществах собственников жилья.

………….

У премьер-министра горбачевских времен Виктора Черномырдина было изречение, получившее широкое распространение: «Хотели как лучше - получилось, как всегда». Новейшая история ТСЖ - подтверждение того, как можно «слоновьими методами» дискредитировать замечательную идею. Как-то раз первому заму мэра, руководителю Комплекса городского хозяйства Бирюкову задали вопрос: «Неужели теперь москвичей будут добровольно-принудительно загонять в ТСЖ?» Он ответил: «Разумеется, нет. Мы просто будет активно приглашать жителей участвовать в программе “Ответственным собственникам – отремонтированный дом”. Задача органов власти всех уровней - работать с жителями по созданию ТСЖ, чтобы к концу 2008 года мы смогли передать отремонтированное жилье собственникам. Создавать ТСЖ надо значительно быстрее того темпа, что мы предлагаем для ремонта ». Вот так последняя фраза перечеркнула предыдущие: по принципу «пятилетку - в четыре года!» возник очередной «аврал». Вообще-то, капитальные ремонты в Москве планировалось провести до 2014 года. Однако, вместо того, чтобы развернуть планомерную широкомасштабную информационно-разъяснительную работу по поводу пользы ТСЖ - а именно об этом говорилось в майском Постановлении, - муниципальные управы, получив это Постановление, с осени развернули кампанию по немедленной , фактически насильственной организации городом ТСЖ . На те муниципальные дома, где неприватизированные квартиры составляли 53% – то есть где город имел «контрольный пакет», без извещения жильцов, без их согласия, без подробной информации, явочным порядком были поданы документы на организацию в них ТСЖ - на основании того, что, по Жилищному кодексу, ТСЖ создается большинством голосов общего собрания жильцов, которое можно проводить в заочной форме. Поскольку город имел в таких домах большинство квартир - следовательно, у него было и большинство голосов. Вот он и решил сам с собой. Только в одном Бибирево были оформлены документы на 26 ТСЖ.

Но одновременно «сверху» была спущена установка, что если жители срочно соберут инициативную группу человек из трех-пяти и назовут ее «правление» (безо всяких выборов), тогда дальше власть должна перейти к ним - вместе со всей ответственностью. Если же они не воспользуются данной возможностью, город имеет право назначить в такой дом председателя - из числа сотрудников ДЕЗа-ГУИСа. И тогда все (!) собственники в этом доме обязаны будут исполнять решения такого «виртуального» правления и председателя, который будет действовать, естественно, не в интересах жильцов этого дома, а в интересах представляемой им организации (и своих собственных?), тем самым вольно или невольно способствуя растворению в воздухе львиной доли выделяемых на дом средств… Безответственность и провокационность такого подхода к созданию ТСЖ очевидна. Ведь часто дома, где собственников меньше 50% - с психологической точки зрения наиболее проблемные.

В каких-то домах народ был более готов к ответственности, в каких-то вообще не готов. Так возникли ТСЖ «от жителей», организованные при поддержке города и с его участием, и ТСЖ «без жителей» (впоследствии их обозвали «липовыми»). Но относительно этих, вторых, поначалу власти рассчитывали, что и в них «проснутся» инициативные жители и возьмут власть в свои руки. И в некоторых ТСЖ так и произошло. Остальные – действительно, «липовые» - частично были ликвидированы, частично судьба их до сих пор «покрыта мраком».

К сожалению, до сих пор среди большинства жителей царит «пост-перестроечное» ощущение – что против их воли их никуда загнать не могут. И «совковое» ощущение – что город и дальше будет их опекать. И что привычные ДЕЗы лучше всего нового. А то, что их кровные деньги тратятся бесконтрольно - до них не доходит.

Когда государство объявляет, что имеет законные права действовать определенным образом в интересах граждан, а чиновники, воплощающие это государство, намеренно искажают то, на что рассчитывает в своих действиях государство, гражданам только и остается самоорганизовываться, чтобы отстаивать свои права. Парадокс же заключается в том, что в момент массового создания ТСЖ цель государства в сфере ЖКХ совпала с интересами граждан. Но большинство граждан этого не поняли .

К счастью, и в Москве, и во всей стране существует положительный опыт создания ТСЖ. Их организаторы готовы дать совет, прийти на помощь. Существуют ассоциации ТСЖ . Существуют и квартальные ТСЖ - ведь очевидно, что экономически более выгодны ТСЖ из нескольких домов. Так и политически выгодны объединения нескольких ТСЖ - у них больше возможностей отстаивать свои интересы на всех уровнях власти.

Нынешняя ситуация уникальна . По сути, это вторая и последняя приватизация . Сегодня государство, как всегда противоречиво, но, тем не менее, настойчиво пытается дать нам шанс, памятуя обо всех уроках прошлой приватизации, воспользоваться плодами этой.


В соответствии с законодательством, как некоммерческая организация ТСЖ может осуществлять предпринимательскую деятельность, но при этом не имеет права делить прибыль от нее между членами ТСЖ, а обязано расходовать ее целево - направлять на достижение целей, ради которых оно создано, то есть на повышение благоустройства дома и снижение затрат по его содержанию.

За 1 голос в данном случае считается не 1 человек, а 1 доля в общей площади дома (то есть 1 кв.м). Каждый собственник обладает количеством голосов соответственно % от общей площади дома, занимаемому принадлежащим ему помещением.

Соответственно, город как собственник и член товарищества отвечает за выполнение решений общего собрания нанимателями муниципальных квартир. Одновременно он является гарантом учитывания их прав при решениях общего собрания, а также правления.

ТСЖ это сокращение от товарищества собственников жилья, характеризует собой разновидность некоммерческой деятельности собственников для контроля действий по сбережению права владельца на жильё, развитие, усовершенствование дома, прилегающей территории. Аббревиатура понятия используется для краткости в законодательных актах, документах граждан, что состоят в организации. Главным документом выступает Жилищный кодекс РФ, содержащий правовые нормативы, законодательные акты. Вся деятельность подвластна законам жилищного законодательства, главой назначают председателя, которого выбирают на собрании владельцев недвижимости.

Управляющий руководствуется кодексом, ведёт активную деятельность по представлению интересов товарищества. Денежные средства для воплощения деятельности собираются жильцами, собственниками квартир.

Заниматься управлением многоэтажного дома тяжело, создатели товарищества отвечают за управленческую деятельность, если достаточно средств из выплат за коммунальные услуги. Улучшение условий проживаний, развитие инфраструктуры способствует высокому уровню жизни. Для таких манипуляций владельцы квартир в доме, хозяева частной собственности создают некоммерческие организации для управления общей инфраструктурой, распоряжаться средствами по личному усмотрению.

ТСЖ ведёт хозяйственные работы не только конкретного дома, но и прилегающего участка, суть деятельности заключается:

  • использование общего имущества в эксплуатационных целях;
  • возможное строительство дополнительных построек;
  • сдача в аренду общих объектов;
  • составление договоров найма.

Деятельность имеет многогранную направленность, зависит всё от правомерности деятельности, законодательных актов. ТСЖ проходит обязательную регистрацию с юридическим лицом, что позволяет регулировать деятельность Жилищным кодексом. Товарищество контролирует работу своего дома, получает прибыль при осуществлении помощи, оказании услуг членам объединения.

Процесс создания организации:

  1. Жильцами конкретного дома проводится собрание, что регламентируется статьями 45, 48 Жилищного кодекса. Общим голосованием утверждается формирование объединения, выбирается его глава, описываются обязанности каждого члена товарищества.
  2. Голосованием формируется статут, полномочия президента ТСЖ, создаётся протокол, который описывает формирование организации.
  3. Для членства в ТСЖ каждый заинтересованный гражданин пишет заявление по предложенному образцу на имя правления объединения.

Правление ТСЖ – это основной орган управления, который выбирается членами самой организации, в его главе находится председатель правления, он выбран подсчётами голосов собственников квартир. Председатель выступает от имени всего объединения, имеет право подписи документов, что касаются управленческой деятельности. Срок управления 2 года, возможно переизбрать одного и того же кандидата снова.

Многоквартирный дом требует контроля со стороны владельцев квартир, жилых метров в доме. Для такого управления в Жилищном кодексе имеется раздел, что контролирует деятельность товарищества собственников жилья.

Следуя законодательным актам, организация является управленческим органом конкретного участка, который способен решать вопросы по улучшению жизни, развитию инфраструктуры.

Организация ТСЖ, объединение жильцов многоквартирного дома создаётся для реализации общих целей в управленческой деятельности. Максимальная эффективность – это показатель, к которому стремиться председатель товарищества. Для функционирования объединения важен подготовительный этап: подготовка рабочего места, подключение телефона, регистрация официальной страницы в Интернете. Высококвалифицированные работники – залог выполнения задач в управлении домом.

Организация состоит из жильцов, желающих участвовать в создании благоприятной обстановки дома, каждое мнение учитывается правлением и применяются меры по решению проблем. Качество деятельности зависит от:

  • коммуникабельности управляющего звена;
  • поддержки организаций, что предоставляют разного рода услуги;
  • доверия всех членов, видение единых целей.

Сотрудничество со строительными фирмами, государственными организациями – путь к успеху, их поддержка и помощь поможет воплотить желаемое. Работа с региональными управлениями, гарантийный способ получения дополнительных дотаций к управленческой деятельности, что рассчитана только на свои силы. Для совместной деятельности заключаются договоры на взаимовыгодных условиях, что позволяет участникам товарищества экономить средства.

Регулярные собрания позволяют услышать мнения каждого собственника, решить проблемы коллективно. Прозрачная отчётность – это доверительные отношения со всеми участниками товарищества. Такие объединения имеют положительные и отрицательные стороны.

Трудности заключаются в сложности получения членских взносов из-за нерасторопности, нежелания многих жильцов. Положительные моменты в такой деятельности – это контроль любого вида деятельности по отношению к объекту.

Жилищный кодекс регламентирует деятельность организации после регистрации её в ГИС, отделении жилищно-коммунального хозяйства. Основанием для возникновения объединения выступает общее собрание всех членов конкретного дома, не менее 50% должны быть согласными с такими изменениями в формировании управления домом.

ТСЖ – это полноценная организация, которая имеет устав, расчётный счёт, должностное лицо. Объединение имеет не только управляющего, но также бухгалтерию, своего сантехника, дворника, работников, которые закреплены за конкретным участком.

Согласно российскому законодательству главным в товариществе выступает председатель, который получает денежные вознаграждения за свою работу. Выборы происходят, следуя протоколу избрания, руководствуясь законодательными актами и правовыми нормативами. Председатель переизбирается, спустя 2 года, при назначении на должность он имеет права и обязанности.

Основные характеристики:

  1. ТСЖ имеет отличие от коммерческой организации, отдельные права и нормативы выполнения обязательств. Создание товарищества – это контроль управления деятельностью по отношению к конкретному объекту. Преимущества ТСЖ – это прозрачность всех операций, трата денег происходит только по обоюдному согласию большинства на нужды, которые выбираются на собраниях, заседаниях объединения.
  2. Согласно Жилищному кодексу ТСЖ – это юридическое лицо, которое имеет владения в своём пользовании, обладает гражданскими правами и обязанностями. Объединение способно выступать в суде как истец, ответчик, оно несёт ответственность за раскрытие информации. Юридическая сторона организации подтверждена документацией, справками в соответствии с требованиями.
  3. ТСЖ – это некоммерческая организация, создание организации не имеет в виду личную прибыль, цель их деятельности – достижение поставленных целей.

Что такое ТСЖ понятно из отступлений Жилищного кодекса. Заинтересованные собственники в улучшении качества проживания создают объединения, в которых защищают свои интересы, добиваются лучшего качества жизни.

Товарищество – это один из видов организации, но не единственный вариант управления своей собственностью.

Собственники, которые входят в товарищество, способны изменить вид своего объединения, преобразовав его в другой вид:

  1. Товарищество собственников недвижимости имеет отличия в правовом плане от привычного ТСЖ
  2. Жилищный кооператив – форма товарищеского объединения, с помощью которой проводится управление своей собственностью.
  3. Жилищно-строительный кооператив создаётся для того, чтобы заниматься строительной деятельностью объекта недвижимости для дальнейшей эксплуатации здания инвесторами, вкладчиками.
  4. Жилищно-накопительное объединение формируется при участии юридического лица.

Изменения, что касаются реорганизаций объединений, могут приниматься только на голосовании всех заинтересованных лиц. Процентный показатель превышает 50%, тогда возможны изменения, организация нового вида формирования.

ТСЖ – это некоммерческая организация, но имеет юридическую силу, поэтому способна преображаться в разные формы установленные законодательством.

Товарищество имеет общий устав, установленный правовым документом. Изменение одного объединения в другое может происходить только при наличии весомых факторов, которые вынуждают к другого рода деятельности.

Председатель товарищества имеет полномочия участвовать в хозяйственной сфере от имени юридического лица. Он руководствуется статьёй 53.1 Гражданского кодекса, в которой указаны правовые аспекты ответственности при причинении ущерба. Жилищный кодекс не содержит информации об ответственности председателя ТСЖ, такие сведения хранятся в уставе, который является документом, контролирующим деятельность всего товарищества. В уставе описаны права и обязанности объединения, сфера их деятельности, зона ответственности.

Минус законодательства – не описан пункт ответственности председателя за ошибки, допущенные ТСЖ, неэффективное управление. Но ответственность за его деятельность описана в уставе, что не снимает с него стремление к улучшению жизни.

Устав объединения – это основной документ, дополнять его, усовершенствовать можно решением собрания жильцов.

Для контроля над деятельностью председателя вносят пункты в документ:

  1. Ответственность председателя вписывается в устав, чётко оговариваются его полномочия, штрафные санкции в случае невыполнения обязательств. Скрытие информации, негласное движение денег на счетах ТСЖ отслеживается.
  2. Председатель – материально ответственное лицо, действия могут быть только правомерными и не причинять вреда товариществу. За некачественный ремонт здания отвечает председатель, он имеет право подать в суд на строительную компанию, потребовать устранить неточности.
  3. Сокрытие информации от жильцов – это нарушение, за которое предусмотрено наказание. Председатель не имеет права искажать сведения, скрывать информацию, что касается деятельности ТСЖ.

Правовые нормы прописываются в уставе, который создаётся на общем собрании владельцев квартир. Наказание за неправомерные действия определяются законодательством, могут назначаться штрафные санкции.

Функции ТСЖ

Управление ТСЖ проводится в соответствии с уставом, который является основным нормативно-правовым документом товарищества. Принципы работы основываются на подсчёте голосов на собрании участников.

Объединение выполняет такие функции:

  1. Проводить контроль выполнения деятельности работниками, что относятся к конкретному объекту. Составление договоров для предоставления услуг и оплату их по заданному тарифу.
  2. Проведение ремонтной деятельности, решение проблем, что касаются сломанного лифта, испорченного мусоропровода.
  3. Решение юридических сложностей, технических неточностей. Хозяйственная деятельность проводится под контролем не только председателя, но и самих жильцов, чистота прилагаемой территории тоже под контролем.
  4. Контроль над погашением коммунальных платежей, предоставление квитанций всем жильцам, борьба в соответствии с законодательством с неплательщиками коммунальных услуг.
  5. Приём граждан, что входят в товарищество, оформление жалоб, требований, выписка собственникам справок, других запрашиваемых документов.
  6. В указанное время проводить общие собрания всех заинтересованных граждан, предоставлять отчётные материалы о проделанной работе, квитанции, справки.

Функционирование ТСЖ зависит от собранности всех собственников, стремления к достижению единого блага. Для плодотворной деятельности организации составляется устав, и оговариваются пункты контроля, функционирования, задачи, цели.

Членство в ТСЖ – это активное участие в деятельности по улучшению условий проживания.

Организовывая товарищество, владельцы пытаются определить цели деятельности и достигнуть их:

  1. Самостоятельность принятия решений, что касаются эксплуатации объекта, улучшения прилагаемой территории. Решение принимается голосованием на очных или заочных собраниях.
  2. Получение возможности контроля предпринимательских работ, сдаче в арендное пользование нежилых или жилых помещений. Доход от такого вида деятельности используется для достижения общих целей.
  3. Организовав ТСЖ, жильцы могут самостоятельно пользоваться услугами компаний поставщиков, подрядчиков, выбирать их по своему усмотрению.
  4. Проводить ремонтные работы самостоятельно, не пользуясь дорогими услугами сторонних специалистов.
  5. Каждый собственник в объединении старается сделать проживание максимально комфортным, уютным, мотиватором выступает личная заинтересованность граждан правильно устроить свой дом.

Некоммерческие организации могут иметь юридическое основание для слияния двух организаций и направленности к новым видам деятельности. Правовые аспекты позволяют сделать такую трансформацию легально и просто.

ТСЖ может создаваться с нарушениями, что указывает на незаконность такого формирования и дальнейшего наказания. Членство в ТСЖ должно соответствовать заданным нормативам. Объединение может функционировать в доме, при этом жильцы могут не знать о наличии товарищества.

Такое нарушение карается закрытием организации и наложением штрафных санкций. Если гражданин не владеет достоверной информацией о том, к какому товариществу относится дом, следует обратиться в ЖКХ. Каждый житель многоэтажного дома имеет право участвовать в благоустройстве объекта.

Если на собрание жильцов за организацию проголосовали менее 50%, при этом имеются грубые нарушения прав, товарищество будет считаться недействительным.

Алгоритм действий при таких обстоятельствах следующий:

  1. Ответственность, полномочия ТСЖ лежат на всех жильцах дома. Проводится собрание, на котором решается снять председателя с занимаемой должности, отказ от товарищества, выход из объединения. Способ расторжения договора доступный, но не всегда его получается достичь.
  2. Решение конфликта проходит и судебным решением после подачи иска. Для создания правового заявления требуется юридическая грамотность, чтобы точно описать все нарушения жилищного законодательства.
  3. Подача запроса в прокуратуру, такой подход не требует подачи искового заявления для разбирательства достаточно подать запрос, прокуратура будет вести независимое расследование по решению конфликта.
  4. Оформление жалобы в жилищную инстанцию, которая имеет полномочия для закрытия незаконно созданного товарищества.

Как расшифровывается ТСЖ – детально описано Жилищным кодексом РФ, что позволяет руководствоваться правовыми нормативами при создании единого устава для функционирования организации.

Учредительный орган во главе с учредителем отвечают своей деятельностью за выполнение ранее поставленных целей и задач. ТСЖ как вид самоуправления выполняет работу по контролю сумм выплат, тарифных начислений, других расходов, что не контролируются жильцами дома. Ликвидация ТСЖ возможна при подтверждении нелегальности его деятельности.

Товарищество – это некоммерческий вид самоуправления, который после голосования жильцов набирает юридическую силу и берёт правление конкретным участком в свои руки. Председатель является учредителем организации и выступает лицом, имеющим право подписи.

Устав – документ каждого сообщества, контролирующий деятельность всей организации, в частности управленческого состава. Меры наказания предусмотрены по уставу и предполагают снятие с поста начальника, штрафные санкции.

Товарищество собственников жилья – это одна из форм объединения владельцев жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с целью совместного управления общим имуществом. Основные моменты того, как организовать ТСЖ, отображены в статье 136 Жилищного Кодекса РФ.

ТСЖ: что это такое и как его организовать

Товарищество собственников жилья может быть организовано владельцами квартир и нежилых помещений, которые находятся:

  • в многоквартирном доме;
  • в нескольких многоквартирных домах, находящихся рядом и имеющих общие инженерные сети и другие элементы инфраструктуры.

Владельцы квартир могут организовать только одно ТСЖ. Решение о его организации принимается исключительно владельцами жилья и нежилых помещений. Для того чтобы деятельность товарищества имела законную силу, необходимо соблюсти определенную процедуру, предусмотренную действующим законодательством. Ниже приведена пошаговая инструкция, поясняющая как открыть ТСЖ.

Сбор общего собрания

Принятие решения о создании ТСЖ и выбор его руководителя возможен исключительно на общем собрании жильцов. Для его подготовки требуется собрать инициативную группу. В нее на добровольной основе входят активные граждане, проживающие в доме (домах), которые располагают временем и готовы взять на себя подготовительную работу и оформление документов. Численность группы должна быть не менее 5 человек, при этом с каждого подъезда должен быть хотя бы один участник группы.

Для выявления таких граждан целесообразно вывесить объявления в общедоступных местах (доска объявлений, лифт и т.д.).

Инициативная группа собирает информацию о жильцах. Ее можно собрать как «в ручном режиме», так и запросить в Федеральной регистрационной службе.

Инициативная группа заранее должна собрать основные сведения о доме/домах, в том числе о состоянии инженерных коммуникаций, наличии и состоянии приборов учета, мест общего пользования (придомовая территория, подвалы, чердаки, подсобные помещения). Если что-либо требует капитального ремонта, целесообразно предварительно просчитать смету на выполнение этих работ.

Жильцов дома уведомляют о дате и времени запланированного собрания двумя способами:

  • Объявления в общедоступных местах. Их необходимо повесить не позднее 10 дней до назначенной даты и следить за сохранностью.
  • Личное уведомление каждого владельца квартир и нежилых помещений. Если жилье находится в долевой или совместной собственности, уведомление необходимо вручить всем владельцам.

В уведомлении указывается информация о лицах, инициировавших собрание, дате, времени и месте его проведения, а также о повестке дня.

Не редкой является ситуация, когда владелец квартиры в ней долгое время не проживает и никто из соседей не знает его контактной информации. В этом случае инициативной группе необходимо совершить несколько попыток уведомления жильца. При этом все свои действия нужно запротоколировать: оформляется акт с подписью соседей, которые выступают в качестве свидетелей.

Проведение общего собрания

Для легитимности решений общего собрания, в нем должно участвовать не меньше 1/2 собственников. Если владелец по личным обстоятельствам не может присутствовать на собрании, он может выдать доверенность другому физическому лицу (документ не требует нотариального заверения).

Собрание проводит председатель, который избирается большинством голосов присутствующих. Для протоколирования собрания назначается секретарь.

Целесообразно подготовить несколько списков собственников. Один используется для регистрации участников, остальные – для голосования.

На общем собрании обязательно быть рассматриваются следующие вопросы:

  • решение о создании;
  • избрание членов правления и состава ; а также
  • утверждение устава.
Устав ТСЖ должен обязательно содержать такую информацию:
  • наименование и местонахождение;
  • предмет и цели создания;
  • порядок вступления в товарищество и прекращение членства владельцев жилья;
  • состав и полномочия органов правления и ревизионной комиссии.

В ситуации, когда первое собрание не имеет законной силы из-за отсутствия кворума или не было принято решение по всем обязательным вопросам, целесообразно собрать еще одно собрание не ранее, чем через 2 дня, и не позже 30 дней после первого.

Заочная форма собрания

Если количество жильцов дома/домов не позволяет провести собрание в очной форме, то решение об организации ТСЖ можно провести заочно. С этой целью члены инициативной группы подготавливают бланки для голосования и вручают их жильцам. Бланки должны содержать следующую информацию:

  • сведения о проголосовавшем лице;
  • сведения о подтверждающем право голоса документе;
  • решение собственника по каждому вопросу с указанием «за», «против», «воздержался».

Регистрация ТСЖ

Одним из основных пунктов пошаговой инструкции того, как организовать ТСЖ в многоквартирном доме, является регистрация юридического лица.

Руководитель ТСЖ или другое уполномоченное лицо должно предоставить в налоговую службу следующий пакет документов:

  1. заявление о государственной регистрации (форме № 11001 согласно Приложению №1 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439), заверенное нотариально;
  2. протокол общего собрания (оригинал или копию, заверенную нотариусом);
  3. устав товарищества в двух экземпляр (оба документа должны быть пронумерованы и прошиты);
  4. квитанция об оплате пошлины.

Срок государственной регистрации – не более пяти рабочих дней после подачи полного пакета документов. Заявитель получает свидетельство о регистрации юридического лица.

Передача зданий в управление ТСЖ

Передача зданий в управление товарищества проводит специальная комиссия, в состав которой входят делегаты от муниципалитета и органы управления ТСЖ. Дома передаются на основании акта приема-передачи. К нему прикладывается техническая документация.

Передача дома (домов) на баланс ТСЖ не требует внесения каких-либо изменений в документы на квартиры.
После оформления передачи необходимо отправить уведомление в Управление городского хозяйства местной администрации.

Открытие счета

Порядок создания ТСЖ предусматривает открытие расчетного счета в банке, куда необходимо подать следующие документы:

  1. заявление на открытие счета (бланк предоставляется банком);
  2. устав;
  3. свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  4. протокол собрания;
  5. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  6. справка Госкомстата;
  7. карточка с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи на финансовых документах;
  8. подтверждение полномочий лиц, указанных в карточке;
  9. выписка из ЕГРЮЛ.

Заключение договоров на поставку услуг и выполнение работ

Руководство ТСЖ имеет право заключать от имени собственников жилых и нежилых помещений договора с подрядчиками и поставщиками коммунальных услуг. Товарищество также производит начисление платы за коммунальные услуги жильцам и владельцам нежилых помещений.

Заключение договоров происходит с соблюдением правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 124 от 14 февраля 2012 года.

Все договора должны содержать информацию о расчете объема поставляемых услуг, их стоимости и ответственности сторон за их качество.

Перечень документов для деятельности ТСЖ

Обязательный перечень документов, необходимый для создания и деятельности ТСЖ:

  • устав;
  • свидетельство о регистрации;
  • свидетельство об использовании земельного участка;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • уведомление о постановке на учет в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования;
  • справка о присвоении кодов классификаторов;
  • паспорт на лифт;
  • протоколы всех общих собраний товарищества и заседания членов правления;
  • отчеты о работе ревизионной комиссии;
  • техническая документация;
  • договора на предоставление коммунальных услуг;
  • финансовая и бухгалтерская документация.

Для своей работы ТСЖ должна иметь круглую и угловую печать.

При проведении общих собраний, руководство ТСЖ обязано иметь сметы расходов и доходов, а также отчет об их исполнении. Кроме того, на отчетных собраниях участникам ТСЖ предоставляются отчеты о деятельности правления и использования специальных фондов.

Чтобы узнать больше информации – задавайте вопросы в комментариях к статье

ТСЖ (расшифровка: товарищество собственников жилья) – это объединение владельцев недвижимости (жилой и нежилой) одного или нескольких домов (чаще всего МКД), расположенных поблизости, с целью ведения совместного хозяйства и организации предоставления коммунальных услуг.

Под ведением совместного хозяйства понимается:

В общем, оно нужно для сохранения порядке в домах, входящих в состав товарищества.

Следует помнить, что к общей недвижимости относятся подъезды домов и лестничные пролёты, а также подвалы, чердаки и прилегающие флигели.

ТСЖ действует на основе жилищного законодательства и устава , который принимается путём голосования на коллективном организованном сборе жителей-членов организации при её создании.

Важно! В отличие от управляющих компаний, создаваемых с целью извлечения прибыли, ТСЖ является некоммерческой структурой и все средства, полученные от жильцов и за счёт хозяйственной деятельности, идут на уставные цели.

Формы существования организации

В настоящее время жилтоварищество как способ организации владельцев квартир в доме может существовать в следующих формах:

  • объединение владельцев домов частного сектора;
  • объединение владельцев квартир небольшого дома («ленивое» ТСЖ);
  • объединение нескольких близко расположенных домов.

Жилищное товарищество, представляющее собой союз владельцев частных домов, несмотря на большую занимаемую площадь, обычно включает немного (до 100 человек) участников. Такая структура необходима жителям частного сектора в основном для организации предоставления коммунальных услуг и осуществления ремонта дорог.

К третьей форме относятся крупные организации, включающие владельцев недвижимости нескольких домов. Они управляются компетентными жильцами-членами товарищества или приглашённым специалистом, работающим по найму и содержат штат постоянных сотрудников и бухгалтерию.

Помимо текущей хозяйственной деятельности, раз в несколько лет правление организует капитальный ремонт жилых зданий на средства, собранные с жильцов-членов товарищества. Для этого заключается договор с подрядной фирмой.

Справка! Помимо сбора взносов, жилтоварищество вправе получать доход для реализации уставных целей от использования совместного недвижимого имущества: сдачи в аренду пустующих помещений дома, размещение баннеров на стенах домов и т.д. (п. 2 ст. 152 ЖК РФ).

Контроль за финансовой деятельностью правления и выполнением им решений собрания осуществляет ревизионная комиссия. О своей работе член такой комиссии отчитывается перед собственниками ежегодно.

Теперь вы знаете о специфике работы этого вида организации.

Преимущества и недостатки такого сообщества

К основным достоинствам жилтоварищества как формы организации владельцев недвижимости относят:

  1. возможность непосредственного контроля со стороны жильцов;
  2. невысокие расходы на управленческий аппарат;
  3. близость руководства к жителям и понимание их проблем.

Так как органы правления избираются непосредственно из числа жильцов , они вызывают больше доверия. Кроме того, в отличие от управляющих компаний, жилищные товарищества не предусматривают извлечение прибыли. У председателя может быть зарплата в 15-30 тысяч рублей, но она несравнима с прибылью крупных управляющих компаний, которая формируется из средств жителей.

У ТСЖ имеются и ряд недостатков:

  • возможная низкая компетенция руководства;
  • неповоротливость структуры.

Нечасто у избранного председателя имеется нужный опыт работы и знания жилищного законодательства, из-за этого приходится нанимать стороннего специалиста, и тогда расходы членов ТСЖ мало отличаются от расходов, которые несут собственники, выбравшие УК.

Собрать вместе половину всех владельцев часто бывает затруднительно, особенно в больших организациях, из-за этого важное решение может быть долго не принято.

Важно! Чтобы принять какое-либо существенное решение в товариществе, необходимо созывать собрание, на которое должны явиться не менее половины всех владельцев квартир в доме (п. 3 ст. 146 ЖК РФ).

Какими юридическими атрибутами обладает?

Жилищное товарищество является полноценным юридическим лицом, и обладает, согласно п. 5 ст. 135 ЖК РФ :

  1. собственную печать;
  2. расчётные банковские счета;
  3. уставное имущество.

Жилтоварищество является одним из видов организаций-товариществ собственников жилой недвижимости, и к нему применимы все законы и подзаконные акты, относящиеся к юридическим лицам. В частности, при образовании данная структура должна обязательно регистрироваться в налоговой службе и иметь собственный устав.

Председатель является добровольной выборной должностью, но общее собрание может постановить назначить ему вознаграждение в фиксированном размере.

Справка! Председатель принимает ключевые решения о назначении штатных единиц в организации для реализации уставных целей, но количество таких единиц и размер их зарплаты определяется на общем сборе (ч. 10 п. 2 ст. 145 ЖК РФ).

Количество наёмных работников зависит от потребностей и финансовых возможностей жилтоварищества. Председатель сам имеет право вести бухгалтерию и подписывать платёжные документы, но при большом объёме работы может назначить бухгалтерского работника.

В ряде случаев нанимается сторонний управляющий, обладающий опытом работы в сфере ЖКХ. Такой управляющий приглашается на длительный срок или короткий период и полностью подконтролен правлению.

Итак, жилищное товарищество является одной из форм организации жильцов-собственников недвижимости для совместного управления общей недвижимостью. Организация ТСЖ позволяет жителям контролировать расходы средств на управление домом и уменьшать расходы по квитанциям за счёт дополнительной прибыли от хозяйственной деятельности.

Важно помнить, что организация и руководство ТСЖ потребует от жильцов опыта и знания норм жилищного законодательства.