Региональный валовой продукт крыма. Экономика крыма

Полуостров Крым был неотъемлемой частью Российской империи, в Советском союзе он также занимал значимое место. Он знаменит своими курортами, вином и многонациональным населением, а также богатой историей, не изучив которую, вряд ли можно в полной мере понять, что же представляет собой экономика Крыма сегодня.

Ресурсы

В Крыму встречаются разные типы почв, в том числе и черноземы, которые занимают более 45% площади полуострова. Они успешно используются для выращивания различных сельскохозяйственных культур. На полуострове мало рек, для решения этой проблемы его жители издавна научились использовать подземные воды, а также создавать искусственные водохранилища, однако жизнедеятельность и экономика Крыма в наше время в значительной степени зависят от поставок пресной воды с материка.

В недрах полуострова также имеются залежи различных природных ресурсов, таких, как железная руда, соль, нефть и газ, здесь добываются различные строительные материалы.

Конечно же, главным богатством Крыма являются именно рекреационные ресурсы, которые здесь широко используются для отдыха, туризма, лечения. Это и целебные грязи, и специализированные курорты, и просто пляжи на берегах Черного и Азовского морей, которые ежегодно посещают миллионы туристов.

Крым в древности

Вполне очевидно то, что люди стремятся заселить наиболее выгодные для проживания территории. Плодородными землями, на которых можно заниматься скотоводством и земледелием, богат Крым. Экономика полуострова во многие времена в значительной степени зависела от торговли, ведь его географическое расположение как раз способствует этому.

Считается, что первые люди в Крыму появились еще 250 тыс. лет назад, а письменные источники свидетельствуют о киммерийцах, населявших полуостров в XV-VII вв. до н. э. После них какие только народы здесь ни жили: тавры, сарматы и скифы, римляне и греки, хазары, половцы и печенеги, византийцы, турки и татары, армяне и славяне. Все они оставили свой след в культуре полуострова.

Крым в составе Российской империи

В состав самой России полуостров, до этого бывший Крымским ханством, вошел в 1783 году. В тот же год был основан военно-морской порт Севастополь. И с этого момента экономика Крыма получила для своего развития значительные вливания средств из российской казны.

Основывались новые города, поселения и усадьбы, а вновь прибывшие промышленники строили фабрики, заводы и прочие предприятия. В те годы на землях полуострова поселилось множество переселенцев, свободных и крепостных крестьян, приезжавших из России и других европейских стран. Для всех здесь нашлась работа - люди занимались садоводством, виноградарством, пчеловодством, производили зерно и табак, добывали соль. Также было развернуто строительство военных и торговых кораблей.

Прогрессу экономики полуострова мешала начавшаяся в 1853 году, а затем и революция 1917 года, однако в мирное время правительство прилагало максимум усилий для обеспечения развития Тавриды.

Крым в составе СССР

Экономика Крыма в составе РСФСР, с 1954 года присоединенного к УССР, традиционно была ориентирована на туризм, а сам полуостров обозначался как всесоюзная здравница. Однако эта сфера вряд ли является основной в хозяйстве региона. Стоит отметить, что социальное устройство Советского Союза предполагало оплату государством большей части затрат на отдых и оздоровление населения, поэтому вклад отрасли туризма в экономику региона можно считать, скорее, символическим.

Помимо привычного использования рекреационных ресурсов наряду с земледелием Крым становится крупной военно-морской базой, обеспечивающей влияние СССР на Черном море. На полуострове вполне успешно развивается промышленное производство - в первую очередь это военное приборо- и судостроение. Кроме того, здесь открыты предприятия, занимающиеся переработкой рыбы, фруктов, овощей и винограда, чья продукция также экспортируется.

Экономика Крыма в составе Украины

Это особая страница в жизни полуострова. С первых лет перестройки и далее впоследствии распада Республики Крым претерпевает серьезные изменения. И дело не столько в том, что с этих пор полуостров остается наедине с независимой Украиной - всему виной та свободного рынка, которая внедрялась на большей части постсоветского пространства.

Итогом реформ стало значительное снижение производства, сокращение площади садов и виноградников, а военный сектор и вовсе был практически упразднен. Различные сферы экономики лишились государственной поддержки, теперь все строилось на основе принципов частной собственности и личной выгоды. Исчезла большая часть советских сельхозпредприятий, также закрылись или пришли в запустение многие санатории и другие лечебно-оздоровительные комплексы.

Автономная Республика Крым перестала быть всесоюзной здравницей - туристы теперь больше предпочитали да и съездить в Египет или в Турцию им иногда было выгоднее.

Туризм как основа экономики Крыма

В течение 20 лет попытки привлечь частные капиталовложения в автономную республику не увенчались особым успехом, не считая относительно небольшого объема средств украинских и российских инвесторов. Только в 2010 году туризм официально объявили приоритетным направлением, и государство начало финансировать развитие экономики в Крыму. В его инфраструктуру были вложены значительны средства.

На фоне всеобщего упадка туристическая отрасль становится все более значимой, и вместе со приносит в бюджет полуострова не менее 25% его доходов. На начало 2014 года обслуживание приезжих отдыхающих в разной степени становится источником заработка для 50% крымчан. Более 75% всех туристов принимают Ялта, Алушта и Евпатория.

После присоединения к России

Экономика России после присоединения Крыма пострадала не больше хозяйства самого полуострова. Хотя пенсии и зарплаты в госсекторе постепенно повышены на 50%, но и цены растут примерно с той же скоростью, так как более дешевым украинским товарам теперь нет доступа на рынок Крыма.

К тому же большая часть туристов, приезжавших отдыхать на полуостров, была представлена жителями Украины. Теперь Республика Крым и ее население по причине противостояния между Украиной и Россией лишилась значительной части своих доходов.

На самом деле трудностей много: это и дефицит воды и электричества на Крымском полуострове, и нестабильно работающая банковская система - проблемы, конечно же, решаемы, но на все нужно время.

Планы на будущее

Хотя для России Крым больше важен с геополитической точки зрения, правительство планирует развитие этого региона. В течение года министерство экономики Крыма дважды сменило своего руководителя - Светлану Вербу, работавшую в ведомстве с 2011 года, в октябре 2014 заместил Николай Коряжкин, на место которого, в свою очередь, в июне 2015 был назначен Валентин Демидов, до этого занимавший должность мэра Армянска.

Новый министр экономики Крыма планирует всерьез заняться совершенствованием и привлечением инвесторов. По его словам, в первую очередь нужно начать бороться с бюрократией, а также создать понятную и доступную систему, в которой инвесторам будет удобно работать так, чтобы их не отпугивала перспектива при оформлении бизнеса застрять в кабинетах различных служб и органов.

Часто в сети можно встретить заявления украинских националистов о том, что Крым вскоре вернется в состав Украины. Данное утверждение являет собой скорее "благое" пожелание, чем реальную перспективу. Понимая, что военным путем эту задачу не решить, авторы подобных заявлений предлагают свои рецепты возвращения Крыма. Часто звучат призывы к блокаде, санкциям и прочим зловредным способам давления. При этом ставится цель создать для России проблемы с интеграцией Крыма и как следствие допускается, что Россия не сможет обеспечить Крым всем необходимым, и жизнь на полуострове будет только ухудшатся. Напротив, Украина вскоре расцветет, и крымчане сами запросятся обратно. Блокада Крыма со стороны материка приведет к тому, что полуостров фактически станет островом до тех пока не будет построен мост.
Понимая, что Россия вряд ли окажется неспособной поддержать в Крыму более менее достойный уровень жизни, украинские националисты уповают на некий политический катаклизм в соседнем государстве.

Перспективы Украины
Оставим эти иллюзии на совести мечтателей, а посмотрим на другую сторону медали и оценим шансы возможности расцвета Украина в ближайшие годы.
Здесь прогноз не утешителен. Экономисты считают, что Украину в самое ближайшее время ждет дефолт, а не расцвет, даже несмотря на программу сотрудничества с МВФ.

Учитывая нынешнюю кризисную ситуацию, экономический подъем в ближайшей перспективе теоретически возможен, только при одновременном выполнении нескольких условий. Их много. Тут проблема войны и мира, стабилизации экономики и т.д. Ключевыми для будущего экономики являются два условия. Если Киев прямо сейчас решит проблему обслуживания внешнего долга (1), и если в ближайшие годы в страну хлынут огромные инвестиции (2). В случае достижения первого условия развитие будет в основном финансироваться за счет внутренних ресурсов, которые не будут пожирать кредиторы. Но поскольку таких ресурсов мало, то и развитие будет крайне медленным. Во втором случае деньги на развитие дадут иностранные инвесторы, и только от объема зависит тем развития.
В МВФ альтруистов нет, и там дадут денег ровно столько, сколько нужно для обслуживания тех кредитов, которые уже выданы, а взамен еще что-то потребуют. Урезать, отобрать, увеличить, или наоборот снизить.
Допустим, что проблема долговых обязательств с МВФ как-то решена. Но есть и другие кредиторы. Вот уже Китай озаботился выполнением Киевом соглашения о поставках зерна. Поднебесная деньги давала, а зерно из Украины так и не отправили. Россия может потребовать те 3 миллиарда, которые дали Януковичу.
Европа сейчас не в том состоянии, чтобы разбрасываться деньгами, а потому погашать долги Украины Брюссель не будет. Допустим, что с помощью дядюшки Сэма эту проблему удастся урегулировать. В принципе там долг не настолько большой. Но как быть с инвестициями?

В Украине еще никто еще не решил проблему защиты инвестиций от воровства. Поэтому без реформ, которые подразумевают именно такую защиту своих вложений, Европа денег не даст. Не даст доллары и частый американский капитал. Деньги могла бы дать только Россия, поскольку там умеют работать в похожих условиях. Но нынешним киевским правителям Россия денег не даст.
Учитывая геополитическую составляющую украинского кризиса, деньги может дать только Вашингтон. Это отлично понимает пан Яценюк, прося у Вашингтона некий новый план Маршала для Украины. Воплощение подобия плана Маршала возможно только в одном случае - если деньги будут надежно защищены. Способ защиты американских государственных инвестиций существует только один – оккупация, прямая или скрытая. Скрытая оккупация – это когда как бы страна выглядит независимой, но на территории государства размещаются военные базы США на долговременной основе. Именно так получили американские деньги Западная Европа, Япония, Корея и др.

Возможно ли размещение американских баз на территории Украины? Для этого американцы должны быть готовы пойти на крайнюю степень конфронтации с Россией, которая может дойти до нового Карибского кризиса. А готов ли на это Вашингтон? В данные момент, когда Россия еще очень сильна, ответ скорее нет, чем да.
Но когда Россия оступится? Ясно, что это не случится в этом году. Запас прочности еще есть. А как оно сложится дальше, знает только Господь. Но процесс раскачивания российской лодки может занять долгое время и имеет большие шансы закончится пшиком. Падение жизни в Украине происходит уже сейчас и долго такая ситуация тянутся не может. В итоге, состязание в забеге, кто быстрее загнется явно не в пользу Украины. Поэтому шансы на расцвет Украины на американских деньгах выглядят призрачными.

Но допустим гипотетически, что все сложилось, как мечтают украинские националисты. В России проблемы, а в Украине сплошная Эуропа.
Неужели, глядя через Перекоп на то, как хорошо живут украинцы и крымчане захотят вернутся в Украину?
Нет. Не захотят.
Ведь при таком развитии событий пусть даже под американским зонтиком режим в Украине останется радикально националистическим. Возможно слегка причесанным, как в Прибалтике, но все равно режим будет националистическим и русофобским. Поэтому большинство русских крымчан не захотят вернутся в Украину. Крымские татары больше мечтают о своем государстве, чем о возвращении в Украину. Небольшой процент украинофилов ситуацию не переломят.
Поэтому шансов на добровольное возвращение нет никаких.
Крым скорее станет островом в экономическом смысле, чем вернется обратно.
А выживет ли Крым как экономический остров?

Крым как остров
Если посмотреть из космоса, то остров Крым совсем немаленький клочок суши, а значительная территория.

Площадь 27000 км2. Население 2,28 млн. чел. Развитая промышленность и сельское хозяйство, курортное хозяйство, инфраструктура, порты, аэродромы, высокий уровень образования, научная база. Сейчас в Крыму ВВП на душу населения оценивать затруднительно в виду не полной интеграции в экономку России. Но, глядя формально по доходам населения ВВП получше, чем в Украине (8800$, 2013 г.). Но явно ВВП еще далеко не достиг уровня России.
В Крыму немало полезных ископаемых: минеральных солей, строительного сырья, горючего газа, термальных вод, железной руды. Запасы нефти на территории Крыма составляют 47 млн. тонн, кроме того, здесь имеется 18,2 млн. тонн газового конденсата. Запасы газа - 165,3 млрд. куб. м, что является достаточно существенным показателем. Всего на территории полуострова 44 месторождения углеводородного сырья, в том числе 10 нефтяных, 27 газовых и 7 газоконденсатных. Кроме того, на шельфе Чёрного моря есть 5 месторождений газа и 3 газоконденсатных месторождения, на Азовском шельфе - 6 газовых месторождений.

Островные государства, как пример

На глобусе есть много островных государств. Посмотрим, есть ли подобные примеры. Оказывается, что точно такого по размерам острова больше нет. Если исключить островные государства, расположенные на архипелагах или занимающие только часть острова, то следует свой выбор остановить на двух из них. На острове Тайвань, который немного больше, чем Крым и на острове Ямайка, который примерно два с половиной раза меньше.

Остров Тайвань

Площадь 35 800 км2. Население 23 млн. чел. ВВП на душу - 39.7 тыс. $. Развитая промышленность и т.д. и т.п. Американцы долгие годы вкладывали в экономику Тайваня огромные средства, стремясь сделать из этого китайского государства альтернативу континентальному и коммунистическому Китаю.
Заметим, что для защиты американских денежек на острове находится 4 военно-воздушные базы США.
Природные ресурсы острова включают в себя небольшие месторождения золота, меди, каменного угля, природного газа, известняка, мрамора и асбеста.
Китайская республика, расположенная на острове Тайвань, имеет статус частично признанного государства. Суверенитет признают аж 23 государства, среди которых выделятся такие мировые игроки как Белиз, Буркина-Фасо, Сальвадор, Гамбия, Соломоновы острова и др. им подобные. США, Россия и Западная Европа не признают Тайбэй, но имеет с этим государством экономические отношения.

Остров Ямайка
Площадь 10 990 км2. Население 2.8 млн. чел. ВВП 3900 $ на душу населения.
Основной источник дохода – сфера услуг и туризм. Промышленность - добыча бокситов, обработка сельхозпродукции, производство рома и одежды. Вся энергетика основана на дорогой импортной нефти.

О чем нам говорит опыт Тайваня? Потенциально на площади острова Крым может поживать в десять раз больше людей. Масштаб экономики может быть в разы больше. Стартовые позиции Крыма выглядят даже более предпочтительными, чем у Тайваня полвека назад. В Крыму хоть есть свои энергоресурсы. Для более развитой экономики их, конечно, не хватит, но для выживания как острова вполне достаточно.
Определенный минимум нам демонстрирует остров из Карибского моря. При такой же численности населения экономика Ямайки имеет еще меньший потенциал, чем имеет сейчас Крым. А ведь Ямайка это далеко не Гаити.

Вопрос самодостаточности
Так что по усредненным показателям Крым как остров вполне может жить самостоятельно.
Вот только для самодостаточности не хватает нескольких компонент. На первом месте стоит энергонезависимость от Украины. Необходимо строительство своих генерирующих станций или получение энергии из России. Такие проекты уже прорабатываются.
Чтобы использовать собственные запасы нефти, Крыму необходим свой нефтеперерабатывающий завод. Тогда уменьшится завоз нефтепродуктов с материка. Такие планы уже есть.
На втором месте среди проблем - нехватка воды. Здесь придется менять структуру потребления воды, применять иные приемы земледелия и садоводства. Опыт засушливых стран есть и его надо использовать.
Как говорят эксперты, по основам видам продовольствия Крым вполне способен сам себя прокормить. Здесь не производится сахар, растительное масло, не хватает молочной продукции. Недостаточно выращивается картофеля. Хотя крымская картошка вкуснее, чем привозная, но её труднее выращивать из-за нехватки влаги, а потому требуется полив. В прежние годы объемы производства картофеля были недостаточные для собственного обеспечения. В целом эти проблемы результат существовавшего разделения труда, когда разные регионы специализировались на своем виде продукции. В условиях "островного" существования придется менять структуру с/х производства.

Для обобщения сделаю еще одно поверхностное сравнение.

Государство Израиль, где на четверть бывший наш народ
Страна потомков Авраама живет окруженная враждебными или не слишком дружественными государствами, что делает её похожей на остров и требует ориентации на удаленные рынки.
Площадь Израиля 20000/ 22000 тыс. км2. Очень близко к площади Крыма.
Население 8 млн. чел. Опять же указывает на возможность увеличения населения Крыма.
ВВП – 37000$ на душу населения. Или 257 млрд. дол., что достигает 76% ВВП Украины.
Природные ресурсы очень неравномерные. Часть страны занимает пустыня.
Осадки 1000 мм., в Галилее; 700 мм. в горах Иудеи и 20 мм в пустыне.

Для сравнения остров Крым
В пересчете на равное население получим ВВП примерно в четыре раза меньше, чем в Израиле.
Осадки 300 – 400 мм в год на севере и 1000 – 2000 мм. в горах. Также неравномерные природные условия. В Крыму есть субтропики, есть горы и есть степь.
По количеству осадков в Крыму лучше, чем в Израиле. Климат не такой жаркий и засушливый, что обеспечивает меньшую испаряемость влаги из почвы, а значит более эффективное использование осадков растениями. Но климат более суровый, часто весной бывают заморозки в неподходящий момент для вегетации растений.
По богатствам земли примерный паритет. Там и здесь есть запасы газа, нефти и минеральных солей. Имеются промышленные запасы железной руды в Крыму и фосфитов в Израиле. На обеих "островах" хорошие запасы строительных материалов.
Рекреационные ресурсы Израиля большие за счет теплого климата. Но там где ресурсы используют для лечения специфических заболеваний, особой разницы нет, поскольку санатории в Крыму могут работать круглогодично.

Часто укронацики предрекают Крыму судьбу Приднестровья, Абхазии или Южной Осетии. Но Крым даже близко не сравним ни по площади, ни по численности населения, ни по промышленному и с/х потенциалу с этими территориями. Аналогично не корректно сравнение с республикой Северного Кипра. На космическом фото масштаб территорий условно показан размером шрифта.

Как видно, Крыму есть куда расти и на кого равняться. Опускаться до Ямайки то же есть куда. Но этого не хотелось бы. Иначе говоря, запас прочности очень широкий и все попытки блокадой крымчан к чему-то принудить, заранее обречены на неудачу.

P.S. Часто можно услышать, что Крым может стать непосильным бременем для экономики России. Дотации в Крым сами по себе не могут существенно перегрузить экономику такой страны как Россия. Действительно, в 2013 г. ВВП Крыма составило 3% от общеукраинского ВВП или чуть больше 5 млрд.$. Дотации из украинского бюджета измерялись несколькими сотнями млн. гр. Так что если плясать от цифры 5 млрд и даже её удвоить с учетом амбициозных проектов, считая, что именно такого порядка будет нагрузка на российский бюджет, то получим, что затраты на Крым не превысят 0.5% от ВВП России (2 трлн $). Поэтому обеспечить потребности Крыма для России не велика проблема. Трудности могут вызвать только масштабные санкции. Но это уже другая тема.

Экономическая безопасность зависит от многочисленных факторов. Это и уровень развития экономики, социальной сферы и даже уровень производительности труда. Когда Крым был в составе Советского Союза, основой его экономики был агропромышленный комплекс и обслуживание Черноморского флота. Тогда туристическая сфера не играла его основную экономическую роль. Крым был крупной военной и военно-морской базой, которая оказывала большое влияние как на Ближний Восток, так и на Средиземноморье. В Крыму находились предприятия военного судостроения и приборостроения, которые и составляли основу его промышленности. Находились в Крыму и предприятия пищевой промышленности. На них перерабатывалась фрукты, овощи, рыба.

Уровень жизни крымчан был достаточно высоким. Примером тому была средняя месячная заработная плата. Она составляла 235 рублей.

Мало уделялось внимания санаторно – туристической отрасли. Вложение в нее было чисто символически. Достаточно сказать, что стоимость путевок в санатории и дома отдыха оплачивались отдыхающими в пределах 15 – 20 %, а профсоюзы и государство доплачивало остальное. Все это делалось для оздоровления населения по социальной программе, а не ради получения прибыли. Санаторно – курортная отрасль не получала должного развития, хотя Крым считался ” всесоюзной здравницей”.

Отдельно надо сказать о Севастополе. Он как бы сохранял свою обособленность от Крыма, хотя и был географической частью полуострова. Севастополь мог существовать самостоятельно. Он был базой флота на Черном море. Он стал военным, научным и промышленным центром. Он обеспечивал военно – промышленный комплекс, строительство и ремонт кораблей. На его предприятиях разрабатывалось и производилось различное вооружение, электроника. Большое внимание уделялось изучению геологии и морской биологии, исследованию в области радиотехники и т. д. А сельское хозяйство и пищевая промышленность обеспечивали город необходимым продовольствием.

После распада Советского Союза структура экономики Крыма претерпела коренные изменения. Многие предприятия судостроения и приборостроения были упразднены. Сократилось производство легкой, рыбной промышленности, производство плодоовощной продукции и т. д.

Трудовые ресурсы высвобожденные из этих отраслей перешли в малый бизнес. Но это не стало предпринимательством, в полном понятии этого слова. Это было средством выживания людей.

Промышленность Севастополя пришла в упадок. Прошли аукционы, на которых частный капитал выкупил акции, но положительных сдвигов не произошло. Так например, Севастопольский морской завод, который занимался строительством плавкранов, кораблей, был разделен на несколько предприятий. Но выжить они не смогли. Они даже не обеспечивали текущие нужды, не говоря уже о дальнейшем развитии. Объемы производства продолжали снижаться. И за 23 года их показатели упали до минимума.

Однако уже после 2000г. наметился их рост. Этому предшествовали внутренние и внешние факторы. Рассмотрим каждые из них.

К внешним факторам надо отнести инвестиции как национальные, так и иностранные. Развитие таких отраслей, как энергетика, строительства, нефтегазового комплекса, именно связано с большими объемами инвестиционного импорта.

К внутренним факторам относятся такие, как использование промышленного и аграрного потенциала, санаторно – курортный комплекс, сельское хозяйство, транспорт. А так же устойчивый внутренний спрос, основанный на низкой инфляционной динамике и росте реальных доходов населения, который формирует высокие показатели в розничной торговле. Структурные изменения способствуют усилению роли малого бизнеса. Под их воздействием формируется новая структура производства в топливно – энергетическом комплексе. Отсюда происходит сдвиг в сторону расширения сферы услуг в экономике и т. д.

Темпы роста валового регионального продукта (ВРП) Крыма были сопоставимы с динамикой украинского ВВП (рост на 76% и на 83% за 2001-2008 гг. соответственно).

Преодолев кризис 2008 – 2009гг, экономика Крыма в течение последних лет находится в состоянии стагнации, о чем свидетельствует динамика валового регионального продукта, не превышающая 3% в год (в базовых ценах).

ВРП Республики Крым по итогам2013 г. составил $4,3 млрд. или 133,6 млрд руб. Доля автономии в ВВП Украины – почти 4%, доля Крыма в ВВП России не превышает 0,2%.

Отраслевая структура показывает, что более 60% ВРП республики приходится на сектор услуг (торговля, транспорт и связь и т.д.). Однако в регионе также сильны позиции промышленных (16%) и сельскохозяйственных (10%) предприятий.

Но доля туристического сектора составляет всего 4%, так как большая часть доходов от туристического бизнеса (80%) остается «в тени». Люди, сдаваемые свои квартиры и дома, уходят от налогов. Поэтому и туристический сбор в 2013 году составил всего лишь 30 млн. руб налоговых поступлений в бюджет. Это 0,1% от доходов бюджетов Республики Крым и Севастополя.

Базовой отраслью экономики Крыма остается промышленность. На нее приходится 35 – 37 % всех поступлений в бюджет и 16 % валового регионального продукта.

В Республике Крым в настоящее время промышленным производством заняты более 2000 предприятий. Сюда входят предприятия всех форм собственности и ведомственной подчиненности, включая малые предприятия и физических лиц – предпринимателей, которые используют труд наемных работников в сфере промышленного производства.

В промышленном секторе заняты более 100 тысяч человек. Сюда относятся и работающие по договорам с предпринимателями и в том числе работающие на средних и мелких промышленных предприятиях – около 67 тысяч человек.

В промышленных отраслях структуру занятости можно считать стабильной. Но число работников в пищевой, химической промышленности и машиностроении уменьшилось за последнее десятилетие. Но в то же время на предприятиях добывающей промышленности, теплогазоснабжения и энергетики число занятых увеличилось. И главной составляющей промышленного производства является электроэнергетика (35%) ,пищевая промышленность (26%), химическая (20%), машиностроение (10%), добывающая промышленность (5%).

Здесь нельзя не заметить два периода нестабильности и снижение уровня производства в развитии промышленности Крыма. Первый – это 2008 – 2008 годы и второй в 2012 году. В это время финансово – экономического кризиса произошел резкий дефицит оборотных средств, кредитных ресурсов, снижение объемов производства продукции и спроса на производимую продукцию. Все это сказалось на реальном сокращении уровня промышленного производства в Республике Крым на 17,3% в 2008 году и на 1,3% в 2012 году к уровню соответствующего предшествующего года. И надо отметить, что к началу 2014 года объем промышленного производства по отношению к уровню 2007 года еще не достигнуты.

Основным товаром экспорта Республики Крым является промышленная продукция. Она составляет 90% от его объемов. Половину экспорта составляет продукция химических предприятий. А в последние годы добавилась и промышленность строительных материалов. Сюда входит добыча и производство.

Объем промышленного производства Севастополя в 2013году увеличился на 14,5 % по сравнению с 2012 годом. А объемы производства во всех отраслях сокращались. И только индекс перерабатывающей промышленности составил 120,4%.

В худшую сторону изменилось положение в легкой, пищевой промышленности и в машиностроении. Сами за себя говорят такие данные. Индекс промышленной продукции составил 79,7 %. Неплатежи за выполненные работы по ремонту военных кораблей ВМС Украины на ПАТ “Севастопольский морской завод” явились причинами такого спада производства.

Произошел спад производства в добывающей промышленности и разработке карьеров. Причина – уменьшение объемов добычи инкерманского камня на ПАО “Инкерстром”, и ЧП “Доломит”, так как не было спроса на эту продукцию. Этот камень становился все менее и менее востребован.

Уменьшился выпуск пищевых продуктов, напитков, табачных изделий из-за спада производства. Произошло это по причине ремонта цехов на этих предприятиях.

Спад производства наблюдался и в текстильной промышленности, в частности на швейном предприятии – ПАТ “Трикотаж”. Заказы уменьшились, а на рынке данной отрасли появилось большое количество товаров зарубежных компаний более дешевых, хотя и менее качественных.

Так же стали снижаться объемы производства продукции на предприятиях по производству резиновых и пластмассовых изделий. Так как в Севастополе много строительных супермаркетов, то продукция местных предприятий не выдерживала конкуренции.

На территории Крыма в 1999 – 2004 годах пытались привлечь иностранные инвестиции, которые планировалось направить на промышленное развитие. Но ничего не получилось. И только незначительные объемы российских и украинских инвестиций были вложены в гостиничные проекты в Ялте и Алуште. Работа по привлечению инвестиций в экономику Крыма в последние 20 лет так и не увенчалась успехом.

В бюджетном секторе надо особо отметить, что 75% доходов и 80% всех расходов бюджетной системы формировалось на уровне государственного бюджета Украины. Тогда как региональным и местным бюджетам оставалось всего лишь 20 – 25 %. В государственный бюджет были переданы все основные налоги и сборы – НДС, налог на прибыль. Они составляли более 99% сборов. Были переданы все основные акцизы и платежи за пользование природными ресурсами. Регионам доставалось всего ничего, а именно: налог на доходы физических лиц и налог на землю. Но высокий уровень теневой активности, низкий уровень доходов населения, оценка земли по кадастровой, а не по рыночной стоимости для большинства регионов делали бюджет дефицитном. Но в украинской бюджетной системе Республика Крым имела преимущество – в ее бюджет зачислялся акциз на выпускаемые спиртные напитки.

Как результат, объем трансферта из государственного бюджета Украины в последние годы составлял 40-50% от всех доходов консолидированного бюджета Крыма.

Аналогичная ситуация складывалась и с бюджетом г. Севастополя. Трансферт из Государственного бюджета Украины в городской бюджет в последние годы составлял 2,5-3 млрд. руб. (т.е. фактически город является нетто-донором, т.к. плата России за базирование Черноморского флота в Севастополе составляла 97 млн. долл.).

На регионы ложится основной объем финансирования социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная политика) и это несмотря на низкий уровень доходов. Основная часть бюджетных расходов сейчас направляется на обеспечение первоочередных выплат (плата за услуги ЖКХ бюджетных учреждений, выплаты заработной платы в бюджетном секторе составляют около 50% от всех бюджетных расходов, ещё около 30% приходится на социальные выплаты трансферты местным бюджетам), тогда как расходы на развитие экономики остаются более чем скромными.

Крым опережал большинство регионов Западной Украины (Житомирскую, Винницкую, Ивано-Франковскую области), по объему промышленного производства. Однако значительно уступал промышленным гигантам востока страны (вклад Донецкой и Днепропетровской областей в национальный выпуск превышал 18%). И все – таки экономика Крыма имела уровень развития ниже среднего среди украинских регионов. Практически по всем основным отраслям экономики вес Крыма существенно ниже веса его населения. Особенно острой представляется слабость обеспеченности производством электроэнергии (зависимость от поставок из Украины более чем на 80%), а также небольшая роль в украинском урожае зерновых. Еще три года назад Крым собирал достаточно большие объемы зерна, однако из-за засушливости его растениеводство вошло в диссонанс с остальной частью Украины: в то время как Украина в 2012-2013 годах ставила рекорды сбора зерна, Крым поступательно сокращал урожай зерновых.


Библиографический список
  1. Коваленко А.В., Калинская Е.С., Гелета И.В. Направления роста производительности труда.//Экономика устойчивого развития. Региональный научный журнал, Краснодар. 2014. №3 -с.99-104.
  2. Журнал «Экономика Крыма» основан в1994 г. Крымским отделением Академии экономических наук Украины (регистрационное свидетельство КМ №109 от 5.07.1994г.)
  3. Журнал “НИВА” Республика Крым. город Симферополь.
Количество просмотров публикации: Please wait

Министр финансов РФ Антон Силуанов в начале марта заявил, что его ведомство приступило к консультациям о размерах помощи, которую Россия могла бы оказать Автономной республике Крым. Какой именно объем инвестиций понадобится полуострову, пока неизвестно, но очевидно, что в одиночку Крыму не выжить. Регион устроен таким образом, что без дотаций со стороны материковой Украины, России или любых других потенциальных союзников Крым так и останется одним из беднейших уголков Европы с ярко выраженной сезонной экономикой и перебоями с питьевой водой и электричеством.

Согласно Силуанова, дефицит бюджета Крымской автономии сейчас составляет 10 миллиардов гривен (по текущему курсу чуть более миллиарда долларов). В этом смысле Крым мало чем отличается от Украины в целом, которая сегодня тоже не может свести концы с концами и в основном проедает деньги.

Ранее вице-премьер Крыма Рустем Темиргалиев называл другие цифры. По его словам, нужно около миллиарда долларов на поддержку бюджетной системы (что более или менее согласуется с предварительными данными российского Минфина) и еще три миллиарда долларов на инвестиции в экономику полуострова.

До конца неясно, правда, на какой срок должны быть выделены средства, о которых говорили Силуанов и Темиргалиев. В минувшем году общий объем расходов бюджета республики достигал 5,5 миллиарда гривен, дотации и субвенции из государственной казны Украины - 2,7 миллиарда гривен, а дефицит составил примерно 300 миллионов гривен. По оценке Темиргалиева, в 2013 году в бюджет Украины республика заплатила те же 2,7 миллиарда, то есть сколько отдали, столько и получили.

Почему Крым так остро нуждается в инвестициях? Дело в том, что на сегодняшний день полуостров не самодостаточен по очень большой группе жизненно важных товаров и ресурсов. Если допустить на минуту, что Крымская автономия отделится от Украины, то эти ресурсы он должен будет закупать по рыночным ценам. Вариант, при котором Киев захочет устроить Симферополю ту или иную форму блокады, также исключать нельзя.

Главный вопрос, который сейчас беспокоит крымчан, - это наличие питьевой воды. Крупных рек и пресных озер на полуострове нет. Значительная часть воды идет на территорию республики через Северо-Крымский канал, а туда поступает из Днепра. Сейчас крымчане пользуются водой с «материка» бесплатно, и далеко не факт, что это положение вещей сохранится в случае отделения от Украины. Кроме того, по оценке местных экологов, канал сильно загрязнен и заилен, и уже сейчас часть воды не удается очистить до нужных стандартов качества. Собственных средств на очистку канала у автономии нет, а организовать в сжатые сроки водоотвод из России (например, с Кубани) нереально. Не в лучшем состоянии пребывают и некоторые внутренние водохранилища Крыма.

Валовой региональный продукт Крыма в 2012 году составил 4,3 миллиарда долларов - это чуть менее трех процентов от ВВП Украины (170 миллиардов долларов). Крым имеет торговый профицит, поставляя за рубеж больше товаров, нежели импортируя. Основной статьей экспорта являются продукты питания, прежде всего вино и виноматериалы.

Те же сложности с электроэнергией. За исключением небольших солнечных и ветряных электростанций, собственных источников в Крыму нет, и более 90 процентов потребления (1200 мегаватт мощности) составляют поставки с основной территории Украины. По словам нового премьер-министра автономии Сергея Аксенова, план снабжения полуострова на крайний случай (если Киев все же прекратит снабжение) уже разработан - «при содействии российских коллег». Но какие конкретно меры имеются в виду, пока неизвестно - едва ли в кратчайшие сроки можно протянуть линию электропередач через Керченский пролив.

Газ - фактически единственное, в чем Крым не испытывает нужды. В 2013 году добыча газа предприятием «Черноморнефтегаз» достигла 1,65 миллиарда кубических метров. Автономия потребляет менее миллиарда кубометров в год, демонстрируя положительный баланс, и поставляет топливо в «основную» часть страны. Скорее всего, республика будет нуждаться в поставках нефти и бензина, но их организовать как раз сравнительно нетрудно.

Фото: Сергей Анашкевич / РИА Новости

На то, чтобы устранить эти «узкие места» в экономике, потребуются сотни миллионов (если не миллиарды) долларов и как минимум несколько лет. Однако едва ли Крым сможет обеспечить настолько быстрый экономический рост, чтобы самостоятельно генерировать необходимые для масштабных инфраструктурных вложений суммы. Экономика автономии является довольно архаичной и узкоспециализированной.

Основной ее отраслью, как и все последние сто лет, остается туризм. В прошлом году количество туристов составило почти шесть миллионов человек, лишь немногим уступив рекорду 2012 года. С этой сферой так или иначе связано большинство местных домохозяйств - либо напрямую, либо через смежные отрасли.

По ВВП на душу населения, равно как и по зарплатам, Крым находится в нижней части списка украинских регионов. Средний крымчанин в январе 2014 года получал 2693 гривны (в среднем по Украине - 3148 гривны). Для сравнения, средняя зарплата в соседнем российском регионе - Краснодарском крае - составила 21,8 тысячи рублей (5,5 тысячи гривен), а в Ростовской области - 19,7 тысячи рублей (4,9 тысячи гривен).

Ежегодно прибыль от туристического сектора исчисляется миллиардами долларов, однако значительная часть этих доходов является скрытой. Крым, как и в советские времена, интересует в основном любителей «дикого» отдыха. Местные граждане, как правило, сдают свои квартиры и комнаты на курортный сезон. Естественно, это предпринимательство практически всегда минует налоговую инспекцию. Ожидать, что новая власть сумеет достаточно быстро изменить ситуацию, было бы странно. А для устройства на полуострове организованного отдыха нужны колоссальные вливания в обновление инфраструктуры, подобные тем, что произошли в Сочи.

Впрочем, притока туристов это не гарантирует, зато цены повысятся почти наверняка. Сейчас же туристическая привлекательность Крыма такова, что на кусок хлеба жители в любом случае заработают, хотя, возможно, не в этом году: по оценке ряда туроператоров, текущий сезон в Крыму уже испорчен.

«Я убежден, что Крым смог бы самостоятельно жить и процветать. Даже в составе Украины Крым мог бы получать от туристического рынка - основы благосостояния региона - намного больше, чем имеет. Сейчас в Крым приезжает около пяти миллионов туристов. Тратят, предположим, по 1000 долларов, это пять миллиардов долларов, но налоги с этой суммы в бюджет не доходят».

Лев Миримский, крымский предприниматель и политик, депутат Верховной Рады - в интервью «Ленте.ру»

Почти все отрасли крымской экономики обеспечивают только внутреннее потребление. Исключением, помимо туризма, является лишь виноделие, которое здесь активно развивалось еще в XIX веке (собственно, Крым стал первым центром российской индустрии вин). Крупнейшим импортером крымского вина была и остается Россия. За пределами же СНГ продукцией «Массандры» и «Инкермана» можно заинтересовать разве что любителей географической экзотики.

В последние годы поставки вина в Россию сократились. Отчасти это было связано с ужесточением таможенного контроля на российско-украинской границе в прошлом году, ударившим в том числе и по крымской продукции. Отрицательную роль сыграло и постоянное повышение российских акцизов на алкоголь. Впрочем, даже при таком раскладе Крым в 2013 году поставил в РФ более 18 миллионов бутылок вина (на 30 процентов меньше, чем в 2012-м). В целом крымские вина занимают весьма солидную часть российского рынка - около 6 процентов.

С учетом того, что потребление вина в России вообще растет достаточно быстрыми темпами, у крымчан есть неплохие перспективы зарабатывать в этой сфере больше. Однако и здесь необходимы вложения. Виноградные кусты на полуострове зачастую живут дольше 40 лет - это предельный срок плодоносности, а новые посадки требуют денег. Не факт, что виноделы Крыма, который обладает почти идеальным климатом для выращивания качественного вина, сумеют полноценно обновить «основные фонды» без посторонней помощи.

Даже если предположить, что Крым сумеет добиться независимости, самодостаточным государством он стать не сможет. Чтобы поднять свою экономику хотя бы до уровня среднего российского региона (по ВВП на душу населения он уступает большинству из них), республике необходимы огромные инвестиции - своими силами она не справится.

Большая часть российских регионов проигнорировала рецессию

Экономика Крыма и Севастополя в 2016 году выросла почти на 7% на фоне падения российского ВВП, всего кризис «проигнорировал» 51 регион. А почти самые высокие темпы снижения показала Москва - ее ВРП сократился на 3%

Маяк у порта Ялты, Крым (Фото: Руслан Шамуков / ТАСС)

Больше половины российских регионов не заметили прошлогодней рецессии — их валовой региональный продукт (ВРП) вырос, несмотря на падение экономики страны на 0,2%. Как следует из оценки Минэкономразвития по ВРП за 2016 год (официальные данные Росстат публикует с годовой задержкой), оказавшейся в распоряжении РБК, одни из самых высоких темпов роста показали Крым и Севастополь. Разница в динамике ВРП между самым быстрорастущим регионом (Еврейская автономная область) и субъектом с наиболее масштабным падением экономики (Челябинская область) составила 12,7 п.п.

Крым в авангарде

Хотя Севастополь и остается самой маленькой экономикой среди российских регионов с момента присоединения к России — его ВРП в 2016 году составил 36,9 млрд руб., — темпы роста города достигли 6,7% (четвертое место среди всех регионов). Положительную динамику обеспечивает рост промышленности и инвестиций, говорит директор департамента экономики Севастополя Элимдар Ахтемов.

Крым по темпам роста Севастополь опередил — его ВРП вырос на 6,9%. Это восстановительный рост, частично связанный с реализацией ФЦП по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя, а также с ростом добычи, говорит министр экономического развития Крыма Андрей Мельников. В дальнейшем экономика Крыма должна ускориться до 7-9% в год, ожидает чиновник. Рост инвестиций в Севастополе наравне с модернизацией и развитием строительства обеспечивают как раз бюджетные вливания, в частности федеральная программа, отмечает Ахтемов. В 2016 году объем расходов на ФЦП составил 120 млрд руб. Согласно закону о бюджете, в 2017 году государство потратит на крымскую программу 164,7 млрд руб., а в следующие два года — еще 270,7 млрд руб.

В целом рост наблюдался в 51 субъекте. Экономика некоторых регионов «получила существенную выгоду от бюджетных инвестиций для финансирования инфраструктурных проектов (например, строительство объектов для чемпионата мира по футболу, дорожное строительство)», говорит ведущий аналитик Moody’s по российским регионам Владлен Кузнецов. «Вместе с тем можно сказать, что в основном бюджетные инвестиции имели определяющее влияние на рост экономики только для регионов с изначально низкой базой экономического развития», — добавляет он.


Статистика — не повод для инвестиций

Первое место по темпам роста экономики занимает Еврейская автономная область (+7,1%), в пятерку лидеров также вошли Ненецкий автономный округ и Мордовия, а в десятку — Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкария (см. таблицу). Динамика регионального развития в прошлом году «в большинстве случаев определялась концентрацией экономики этих регионов по секторам», рассуждает Кузнецов: «Регионы, которые сконцентрированы на отраслях, показавших рост, в основном также имели более позитивную динамику». Положительные темпы показали в основном отрасли, ориентированные на экспорт, — в частности, нефтегазовый и химический сектора, — это произошло за счет инвестиционных проектов и увеличения спроса, говорит он. Производству продуктов питания и оборудования для крупных монополий помогли контрсанкции и девальвация рубля, а сельскому хозяйству — господдержка, отмечает Кузнецов, так как благодаря госзаказу выросли оборонный комплекс и инфраструктурное строительство.

Статистика роста в субъектах — это «вишенка на торте» для бизнеса, объясняет вице-президент «Деловой России» Андрей Назаров: это лишь один из критериев при выборе региона для инвестирования, но далеко не самый главный. Хотя официальные данные по тому же Крыму выглядят оптимистично, компании в первую очередь смотрят на объем и характер вложений со стороны государства и крупного бизнеса, говорит он, и пытаются найти себе применение в существующей схеме. Рост на 7% в условной Еврейской автономной области вряд ли может повлиять на решение бизнеса инвестировать именно в нее, соглашается Назаров.

Москва тянет вниз

По данным Минэкономразвития, ВРП в 2016 году упал в 30 регионах. Но их удельный вес в российской экономике оказался выше, чем у стагнирующих и растущих субъектов, и обеспечил сокращение валового внутреннего продукта на 0,2%. Снижение обеспечено за счет отраслей, ориентированных на внутренний спрос, в частности строительства и торговли, отмечает Кузнецов из Moody"s. Падение этих секторов во многих случаях перевешивало позитивную динамику в регионах, продолжает он, причина — в сокращении реальных доходов населения, которые в прошлом году снизились на 5,9%.

Среди сократившихся региональных экономик — такие крупные промышленные регионы, как Красноярский край, Свердловская и Челябинская области. На предпоследнем месте по падению оказалась Москва — в 2016 году ее ВРП сократился на 3%. Экономика Москвы существенно зависит от сектора услуг, напоминает Кузнецов, правительство Москвы в своем социально-экономическом прогнозе оценивает его долю в 65% (.pdf).


Челябинск (Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС)

Факторы, снизившие экономическую активность в России в целом, — дешевая нефть, девальвация рубля, санкции — «оказали прямое воздействие на экономику города Москвы», говорится в прогнозе. Столичные власти ждут, что в 2017 году ВРП останется на том же уровне, что и в прошлом, а в следующие два года вырастет на 1,8 и 1,4% соответственно. Таким образом, Москва опоздает с экономическим ростом на год — Минэкономразвития предсказывает увеличение ВВП России на 2% уже в этом году. При этом департамент экономической политики и развития Москвы вечером в пятницу сообщил РБК, что сделал предварительную оценку ВРП за 2016 год, согласно которой рост столичной экономики составил 0,7%.

Доля ВРП Москвы в российской экономике — 15-17%, говорит Кузнецов, ее снижение «оказало существенный эффект на национальный показатель». С другой стороны, нужно учитывать, что многие всероссийские экономические процессы замыкаются именно на столице — в ней находятся центральные офисы многих компаний, работающих по всей стране, рассуждает ведущий научный сотрудник института «Центр развития» Высшей школы экономики Андрей Чернявский. «Влияние взаимное: многое, что происходит в России в целом, формирует московские показатели. Поэтому говорить, что Москва сама по себе тянет Россию вниз, было бы не очень корректно», — резюмирует он.

Впрочем, официальные данные по ВРП «не в полной мере отражают реальное состояние городской экономики», утверждает правительство Москвы в своем прогнозе. Экономическая ситуация в столице «более благополучна», считают власти, и это видно из высокого уровня предпринимательской активности и роста энергопотребления.