Плюсы и минусы аграрной реформы 1965. Начало экономической реформы

Презентация на тему "Экономика «развитого социализма»" по истории в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается о том, как шло экономическое развитие нашей страны в 60-е годы прошлого века. Автор презентации: Антоненкова Анжелика Викторовна

Фрагменты из презентации

Аграрная реформа 1965 г.

  • Неудачи начала 60-х годов в экономике породили сомнения в эффективности административного диктата. Ещё при Хрущёве на страницах газет стали появляться дискуссии об экономических стимулах производства.
  • В марте 1965 года было объявлено о реформе в сельском хозяйстве, которая подразумевала меры по решению социальных проблем села и использование экономических стимулов труда.
Основные положения реформы.
  • повышались закупочные цены
  • устанавливался на 10 лет твёрдый план государственных закупок
  • вводилась 50% надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов
  • увеличивались капиталовложения
  • были ослаблены ограничения на личное подсобное хозяйство.
Аграрная политика
  • Однако, власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства., которое должно планировать и руководить аграрным сектором.
  • Огромные средства тратились крайне неэффективно. Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, часть – непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.
Итоги:
  • Введение стабильных денежных окладов колхозников
  • Убыточная деятельность колхозов и совхозов
  • Сокращение пашни на 25 млн.га
  • Страна, обладавшая богатейшими залежами чернозёмных земель, стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.

Реформы в промышленности:

В сентябре 1965 года началась реформа в промышленности, пытающаяся соединить совершенствование хозяйственного механизма и экономическое стимулирование работника.

Достижения:
  • Главное положение – изменение условий экономического стимулирования, сокращение до минимума число планируемых показателей. Вместе с тем сохранялись жёсткие нормативы и вводились новые показатели качества продукции.
  • За годы восьмой пятилетки объём промышленности вырос в 1,5 раза. Было построено около 1900 крупных предприятий, в том числе и ВАЗ в Тольятти. НО к концу 60-х годов ход реформы приостановился.

Научно – технический прогресс.

  • В 1960-е гг.советская наука добилась огромных успехов, особенно в областях, связанных с обороной. Активно осваивался космос. Началось использование нового космического корабля «Союз», была создана орбитальная станция «Салют», «Луна -9» в 1966г. впервые совершила мягкую посадку на поверхность Луны, «Луна-16»доставила на Землю образцы лунного грунта, «Луноход-1» совершил поход по лунной поверхности. В 1975 г.состоялся полет по программе «Союз-Аполлон».
  • В 1965 г.был создан транспортный самолет «Антей». В 1975г. началась эксплуатация сверхзвукового пассажирского самолета ТУ-144. В 1976г. появился 1-й советский «аэробус»-Ил-86. В 1975 г. начался выпуск карьерных самосвалов БЕЛАЗ-110.

Социальная политика

За 20 лет число горожан выросло со 130 до 180 млн. чел. численность жителей села снизилась со 105 до 96 млн. чел. В Нечерноземье села пришли в запустение. Число лиц с высшим и средним образованием составляло 70%. Резко обострился жилищный вопрос,в республиках средней Азии появилась скрытая безработица. По продолжительности жизни СССР занимал 35-е место в мире, а по детской смертности- 50.Нехватка продовольствия привела к введению в ряде районов страны карточной системы.

Экономическая реформа 1965 года

Агитационный плакат, посвящённый реформе

Экономи́ческая рефо́рма 1965 г. в СССР , (в СССР известна как Косыгинская реформа , на Западе как реформа Либермана ) - реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в - гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина .

Общесоюзная экономическая дискуссия -1964 годов

Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей, что снижало эффективность директивного планирования (в промышленность СССР включала более трёхсот отраслей, 47 тыс. предприятий, 12,8 тыс. первичных строительных организаций) , и со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста . Последнее было достижимо посредством повышения производительности труда через улучшение его культуры, интенсивности и организации, а также эффективного использования имеющихся ресурсов. Было признано, что существующая система планирования недостаточно заинтересовывает предприятия в принятии высоких плановых заданий, во внедрении организационных и технических новаций .

Впервые основные идеи реформы были обнародованы в статье профессора и Харьковского государственного университета Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия» в газете «Правда» и его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС . Поддержку предложениям Либермана высказали ведущие экономисты ак. В. С. Немчинов , ак. С. Г. Струмилин , эксперты Госплана СССР , руководители предприятий и др.
Статья положила начало общесоюзной экономической дискуссии в прессе и ряду экономических экспериментов , подтвердивших эффективность предложенных мероприятий. В западной прессе и советологии концепция реформ получила название либерманизм .

Как альтернатива реформе в среде интеллигенции радикального «технократического» направления рассматривались идеи академика В. М. Глушкова , с 1962 г. развивавшего программу тотальной информатизации экономических процессов с применением системы ОГАС , которая должна была базироваться на создававшейся Единой Государственной Сети вычислительных центров (ЕГС ВЦ) .

Решающим аргументом стало то, что Либерман издержки на проведение своей реформы оценил в стоимость бумаги, на которой будут напечатаны соответствующие указы, а первые результаты пообещал уже через считанные месяцы. Косыгин - самый «прижимистый» член Политбюро, умевший считать народную копейку, - выбрал реформу Либермана.

Основные положения реформы

Реализуемая после отстранения от власти Н. С. Хрущёва реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х - начала 60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина .

Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:

«Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (Постановление сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС)
«О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г.)
«Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждено СМ СССР 4 октября 1965 г.
«О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчётов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» (постановление СМ СССР от 3 апреля 1967 г.)
«О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчёт» (13 апреля 1967 г.)
«О переводе предприятий Министерства гражданской авиации на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июня 1967 г.)
«О переводе железных дорог Министерства путей сообщения на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 23 июня 1967 г.)
«О переводе предприятий Министерства морского флота на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июля 1967 г.)
«О переводе предприятий речного транспорта союзных республик на новую систему планирования и экономического стимулирования» (7 июля 1967 г.)
«О переводе эксплуатационных предприятий и производственно-технических управлений связи системы Министерства связи СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования» (8 июля 1968 г.)
«О совершенствовании планирования и капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» (28 мая 1969 г.)

Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:

  1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования - советы народного хозяйства , созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.
  2. Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
  3. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
  4. Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства - прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов - фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).
  5. Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия - не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.

Новая система народнохозяйственного планирования была закреплена в ст. 16 Конституции СССР 1977 г. :

Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используется хозяйственный расчёт, прибыль , себестоимость , другие экономические рычаги и стимулы.

Реализация реформы. «Золотая пятилетка»

Распределение прибыли предприятий до и после реформы

Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки - гг. К осени г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).

На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В - гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2 %). Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы , внедрение автоматизированных систем управления (АСУ), развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий.

Восьмая пятилетка получила образное название «золотой».

Реформа имела выраженный эффект разового привлечения резервов роста: повысилась скорость обращения в фазе «товар - деньги», уменьшилась «штурмовщина », увеличилась ритмичность поставок и расчётов, улучшалось использование основных фондов. Предприятия разрабатывали индивидуальные гибкие системы поощрения.

Экономические показатели относительно предыдущего года (1960 г. = 100)
год Валовая продукция Численность персонала Основные производственные фонды
1965 148 123 186
1970 163 115 152
1975 137 108 151
1979 116 107 134

Развитие реформы

В 1970 г. существовало 608 объединений (6,2 % занятого персонала, 6,7 % реализуемой продукции), в 1977 г. 3670 объединений (45 % персонала, 44,3 % реализованной продукции), в том числе: ЗИЛ , АЗЛК , Воскресенскцемент, Электросила , АвтоГАЗ , АвтоВАЗ , КамАЗ , Уралмаш , Позитрон, Большевичка.
Новообразованные объединения и комбинаты действовали на основах хозрасчёта, осуществляли основную инвестиционную деятельность, кооперировали хозяйственные связи предприятий. Министерствам отводилась роль проводника общей научно-технической политики. Резко сокращалось количество форм документации и показателей отчётности. Реорганизация сопровождалась значительным высвобождением управленческого персонала.

Агитационный плакат 9-й пятилетки, 1975 г. (укр.)

Следующей группой постановлений

«О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов» постановление ЦК КПСС от 12 июля 1979 г.
«Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ» постановление ЦК КПСС и постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 12 июля 1979 г.

вводился новый плановый показатель чистой (нормативной) продукции учитывавший вновь созданную стоимость - зарплата плюс усреднённая прибыль, его задачей было остановить тенденцию к росту цен и затрат. Вводились поощрительные надбавки к цене на новую и высококачественную продукцию и стабильные долговременные нормативы для фондов экономического стимулирования. Расширялась практика составления целевых комплексных научно-технических, экономических и социальных программ развития регионов и производственно-территориальных комплексов, развитие получал принцип нормативов длительного действия.

В пореформенный период в экономике СССР происходит выраженный сдвиг в сторону интенсивных факторов экономического роста. Основным фактором роста было повышение производительности общественного труда и экономии живого труда, то есть уменьшалась роль основного экстенсивного фактора - увеличения числа занятых, что было характерным для 1930-х - 1950-х гг.

Соотношение факторов экономического роста
1961 - 1965 1966 - 1970 1971 - 1975 1976 - 1979
Прирост национального дохода 37 45 32 19
среднегодовой темп прироста 6,5 7,7 5,7 4,4
Производительность общественного труда 31 39 25 14
среднегодовой темп прироста 5,6 6,8 4,6 3,3
Занятые в материальном производстве (прирост) 10,2 6,0 6,4 3,9
среднегодовой темп прироста 2,00 1,20 1,25 0,95
Динамика фондоотдачи (отношение роста национального дохода к росту основных производственных фондов) 0,86 0,98 0,87 0,89
Динамика материалоёмкости (отношение общественного продукта к национальному доходу) за период 1,00 0,99 1,03 1,00

Во второй половине 1960-х - 70-е гг. реформа подверглась критике «слева» со стороны группы учёных, авторов т. н. СОФЭ - системы оптимального функционирования экономики. К ним относились директор Центрального экономико математического института Академии наук СССР (ЦЭМИ) ак. Н. П. Федоренко , А.И. Каценелинбойген , С. С. Шаталин, И. Я. Бирман, поддержанные академиком Г. А. Арбатовым). Авторы СОФЭ в качестве альтернативы реформе предложили создать «конструктивную» экономико-математическую модель социалистической экономики. Будучи альтернативой «описательной» политической экономии, СОФЭ должна была полностью вытеснить товарное производство, заменив его системой экономико-кибернетических операций. Впервые, СОФЭ была представлена на научно-теоретической конференции Института экономики АН СССР в 1967 г. СОФЭ находила поддержку в ЦЭМИ, Ин-те США и Канады, аппарате ЦК КПСС, оппонентами выступали Совет Министров, Госплан, Ин-т экономики АН СССР (проф. Я. А. Кронрод, проф. Н. А. Цаголов, ак. Л. И. Абалкин).
Несостоятельность СОФЭ была признана расширенным совещанием Госплана СССР с участием ведущих учёных-экономистов в 1970 г. Политизируя вопрос, «софэсты» ставили в вину Косыгину заигрывание с Западом, непростительные уступки ему, «предательство» социализма, «перетаскивание» на советскую почву чуждых народу идей, чем содействовали торможению и определённому затуханию реформаторских усилий.

Свёртывание реформ, итоги и оценки

Структура внешней торговли СССР в 1970 г.

В современной историографии доминирует точка зрения о сворачивании реформы либо о её полной неудаче.

Если в 1967 году (в разгар косыгинских реформ) на закупку зерна было затрачено 50,2 тонны золота, то в 1972 году - 458,2 тонны (!) (эти данные историки А. Коротков и А. Степанов обнаружили в архивах Политбюро ЦК КПСС). Это были не реформы, а путь в никуда…

Среди причин «захлёбывания» реформы обычно приводятся сопротивление консервативной части Политбюро ЦК (негативную позицию по отношению к реформе занимал Н. В. Подгорный), а также ужесточение внутриполитического курса под влиянием Пражской весны 1968 г. .
По воспоминаниям Н. К. Байбакова , особенно негативную роль играло внутриаппаратное соперничество между А. Н. Косыгиным и Н. А. Тихоновым . Контрпродуктивными были разногласия между Совмином, Госпланом СССР с одной стороны, и Министерством обороны - с другой. Маршал (Д. Ф. Устинов) выступал за постоянный рост военных расходов, против увеличения которых выступали Косыгин и Байбаков. Неблагоприятным «антистимулом» для развития реформаторских усилий мог быть рост поступлений от экспорта энергоносителей, дающий возможность консервативному советскому руководству конца 1970-х гг. поддерживать экономический рост и удовлетворять внутренний потребительский спрос за счёт быстрого увеличения импорта.

А. Н. Косыгину приписываются слова, сказанные в беседе с главой правительства Чехословакии Любомиром Штроугалом в г.: «Ничего не осталось. Всё рухнуло. Все работы остановлены, а реформы попали в руки людей, которые их вообще не хотят… Реформу торпедируют. Людей, с которыми я разрабатывал материалы съезда, уже отстранили, а призвали совсем других. И я уже ничего не жду».

В некоторых исследованиях последних лет в качестве ключевого фактора, тормозившего развитие реформы, рассматривается деятельность сторонников СОФЭ.

Оценивая итоги реформы, в частности, феномен «замедления темпов роста» в 1970-е - 80-е гг. следует принимать во внимание ряд факторов, влиявших на темп и качество экономического развития:

Объективно, в ходе реформы в СССР была сделана попытка перехода к интенсивному (в противоположность экстенсивному) качеству экономического роста, само понятие экономической эффективности (выраженное в показателе валовой прибыли предприятия) создало условия для дальнейшей децентрализации хозяйственной жизни и создания постиндустриальной экономики .

Наработки реформы 1965 года использовались при подготовке экономической реформы 1987-88 годов, в том числе Закона "О государственном предприятии".

См. также

Примечания

  1. История социалистической экономики СССР. - Т.7. - М., . - С. 93.
  2. Материалы XXII съезда КПСС - М., 1961. - С. 387.
  3. Либерман Е. Г. План, прибыль, премия. // Правда. - . - 9 сентября . (статья была многократно перепечатана в региональных СМИ)
  4. г. на предприятиях «Большевичка» (Москва), «Маяк» (Горький); шахтах Западного угольного бассейна (УССР)
  5. http://www.computer-museum.ru/galglory/27.htm ; http://www.icfcst.kiev.ua/museum/GL_HALL2/MAIN-1020_5_r.html
  6. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.5. - М., 1968. - С. 640-645.
  7. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.5. - М., 1968. - С. 643.
  8. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.6. - М., 1968. - С. 376-388.
  9. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.6. - М., 1968. - С. 408-411.
  10. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.6. - М., 1968. - С. 462-466.
  11. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.6. - М., 1968. - С. 466-469.
  12. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.6. - М., 1968. - С. 469-472.
  13. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.7. - М., 1970. - С. 20 - 24.
  14. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - Т.7. - М., 1970. - С. 431-447.
  15. Либерман Е. Г. Экономические методы повышения эффективности общественного производства. - М., 1970. - С. 22 - 27.
  16. История социалистической экономики СССР. - Т.7. - М., 1979. - С. 155.
  17. Глаголев В. С. Афера с СОФЭ: история одной экономической дискуссии (№ 6, 2005 г.) http://www.whoiswho.ru/russian/Curnom/62005/sofe.htm
  18. Павлов В. Поражение. Почему захлебнулась косыгинская реформа. // Родина. - 1995. - № 11. - С. 68 - 70.
  19. Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий было центральным пунктом реализовывавшейся с января 1965 г. программы директора Экономического института АН ЧСФСР Отто Шика, известного своим заявлением, что социалистическую экономику невозможно примирить со здравым смыслом. - «Умер Отто Шик - инициатор экономических реформ времён Пражской весны» Автор: Лорета Вашкова, Вилем Фалтынек

Основные положения аграрной реформы 1965 года:

1.увеличить вложение средств в развитие социальной сферы села.

2.повысить закупочные цены на продукцию с/х

3.установить на 6 лет твердый план гос-х закупок

4.ввести 50%-ю надбавку к цене за сверхплановую продажу продуктов гос-ву

5.списать долги и недоимки прошлых лет

6.разрешить введение личного хоз-ва

Основные положения «косыгинской» реформы в промышленности(1965г.):

1.сокращение до минимума числа определяемых «сверху» показателей

2.кроме показателя валового выпуска продукции,вводился показатель качества

3.вводилось экономическое стимулирование производителя,т.е. предприятиям было разрешено часть доходов оставлять в их собственное распоряжение

4.совнархозы были упразднены,восстанавливались отраслевые министерства

60-е годы,середина - начало формироваться движение диссидентов.Главным теоретиком либерального направления выступал А.Д.Сахаров.Представители этого направления основой основ считали обеспечение прав

и свобод человека.Сторонники националистического направления полагали,что главной целью должно стать построение или возрождение национального гос-ва.Теоретиком этого направления был А.И.Солженицын.

1966-1970гг. - восьмой пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

1971-1976 гг. - девятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

1975г - Совещание в Хельсинки

1976-1980гг. - десятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

Основные положения Конституции «развитого социализма»:

1.в СССР постороено развитое социалистическое общество

2.социальную базу общества состовляют рабочие,крестьяне,интеллигенция

3.вывод о советском народе как новой общности людей

4.статья шестая официально закрепила руководящее положение КПСС в жизни общества

5.обозначены новые социальные и экономические права советских граждан:право на труд,на бесплатное образование,медицинскую помощь,отдых,пенсионное обеспечение,жилище.

1981 - 1985гг. - одиннадцатый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

1982г . - приход к власти Ю.В. Андропова

1984г - Главой гос-ва стал К.У. Черненко

47. Сущность и причины социально-экономической ситуации, сложившейся в СССР во второй половине 1970-х – начале 1980-х гг.

Высокими темпами развивались энергетика, электроника, нефте- и газодобывающая, атомная промышленности, особое внимание уделялось развитию оборонной промышленности.

В период пятилетки 1976-1980 была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития, однако намеченные планы выполнены не были, более того, наметилось серьёзное отставание во всех индустриальных отраслях.

В основе планов социально-экономического развития лежала подчиненность экономик всех союзных республик единому народнохозяйственному комплексу. Развивались процессы общесоюзного разделения труда, осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов, с чьей помощью предполагалось укрепить хозяйственные связи республик.

Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызывали диспропорции в их структуре. Из-за этого возникло общественное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках, усилилось стремление прибалтийских республик к выходу из состава СССР.

К началу 80х гг. в стране был создан мощный промышленный потенциал. Вместе с тем, приоритетное внимание к отраслям военно-промышленного и энергетического комплексов усугубляло деформации в структуре промышленности.

С целью подъёма аграрного производства стали создаваться интегрированные хозяйства - агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. Однако агропромышленная интеграция в условиях нарастающего экономического кризиса не принесла ожидаемых результатов.

Низкие темпы развития сельского хозяйства вызывали перебои в снабжении населения продовольственными товарами.

Осложнилась демографическая ситуация, уменьшение рождаемости в 60-х гг. привело к сокращению потока трудовых ресурсов.

Противоречия в развитии общества затруднили выполнения планов социальных мероприятий. В 70-х - начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Её финансирование по остаточному принципу прежде всего отразилось на условиях жизни сельского населения. Это явилось одной из причин оттока сельских тружеников в города.

В социальную сферу глубоко проникли негативные явления, что было связано в значительной мере с появлением нового социального слоя в обществе – номенклатуры (руководители высшего и среднего уровней). Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны руководящих работников, славословия в адрес Л. И. Брежнева вызывали растущее недовольство в стране. Падал авторитет Коммунистической Партии.

Реформы Цели преобразований Итоги
Под руководством Хрущева в 1957 г. Изменение системы управления промышленностью, которое должно было повысить эффективность экономики. Упразднение ряда отраслевых министерств и создание совнархозов не принесли положительных результатов. Провал семилетнего плана развития народного хозяйства, утвержденного в 1959 г.
Под руководством Косыгина в 1965 г. Введен хозрасчет, система материального стимулирования производителей, возросли вложения в производство товаров народного потребления. Отменялись запреты на ведение личного подсобного хозяйства. Улучшение положения колхозников; уменьшение налогов на их доходы и выплата заработной платы колхозникам вместо трудодней. Улучшение снабжения населения продовольствием и товарами народного потребления. Широко развернулось дачное и жилищно-кооперативное строительство. Повышение темпов прироста производства с 4% до 7,7% за 60-е годы.
Под руководством Горбачева в 1987 г. Попытка ускорения социально-экономического развития за счет технического перевооружения промышленности и активизации человеческого фактора. Лишение райкомов и обкомов КПСС хозяйственных функций. Попытка введения элементов рыночных отношений. Возникновение частного сектора в экономике (кооперативное движение), первых совместных предприятий. Сокращение производства, ухудшение экономического положения страны. Дефицит бюджета, инфляция, нехватка товарно-народного потребления

49. Основные изменения международных отношений после распада СССР.

Во-первых, в результате ряда непродуманных шагов в самом начале реформ экономический и военный потенциал страны заметно снизился. Сегодня, пожалуй, лишь один фактор заставляет считаться с Россией - это наличие у нее ядерного оружия.Во-вторых, снижение экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается, как, например, при разрешении «югославского кризиса».

Академик Поздняков, считавший, что мировая стабильность во многом определялась биполярным балансом сил, высказал предположение, что в связи "с объединением Германии, развалом Советского Союза и крушением системы социализма, умерло Европейское сообщество". Возникла принципиально иная геополитическая ситуация в Европе, в Евразии и в мире, в которой нет места ни западноевропейской, ни восточноевропейской интеграции в обозримом будущем. Наступила пора дезинтеграционных процессов".Оценивая международную ситуацию как нестабильную, со значительной вероятностью территориального передела мира, его ресурсов и стратегических рубежей, Э. А. Поздняков утверждал, что в новых условиях единственная сверхдержава - США получили уникальную возможность вклиниться в быстро меняющийся евразийский геостратегический регион, чтобы воздействовать на ход событий в нем в свою пользу. Задача Соединенных Штатов определялась следующим образом: "Раз и навсегда разрушить евразийский геостратегический монолит, не допустить доминирования в Евразии какой бы то ни было одной державы и, прежде всего, России".

При оценке международных отношений после 1991 года лидеры консервативной оппозиции прямо увязывали ее с фактом распада СССР и Варшавского Договора, что, по их мнению, привело к дестабилизации мировой системы с далеко идущими последствиями для развития мира в XXI веке.Ряд историков, политологов и социологов характеризовали надвигающийся мировой порядок, как систему международных отношений, при которых будет осуществляться эксплуатация отстающих стран странами-лидерами. Грядущий порядок, по их мнению, приобретал черты технологического геноцида со всеми атрибутами этого процесса - размещением радиоактивных захоронений, высокотоксичных и грязных производств, широчайшей эксплуатации людских и природных ресурсов. Согласно их точке зрения, "новый мировой порядок", навязываемый Соединенными Штатами всему миру, - индустриальное рабовладение в совокупности с разработкой и производством новейших передовых технологий.

После распада Советского Союза и окончания холодной войны международные отношения и мировая политика, высвободившиеся из жестких тисков биополярной конфронтации, стали намного более динамичными, сложными, многообразными и ассиметричными. В них распадаются старые и появляются новые, подчас неожиданные взаимосвязи, возникают новые оси и узлы противоречий, меняются стратегические парадигмы. Формируется все более плотная транснациональная политическая и экономическая среда, усиливаются национальные структуры, механизмы и институты. Все более активно идет процесс внедрения норм международного права в национальные правовые системы.

50. 1. сентябрь-октябрь 1993, оппозиция – верховный совет (председатель – Хасбулатов, вице-президент – Руцкой)

2. Президент издал указ о роспуске Верховного Совета. Авторами документа это рассматривалось как государственный переворот.

Реформы Косыгина кратко обозначают преобразование экономической системы и усовершенствования народного хозяйства СССР. Они были разработаны в 1965 году и имели довольно высокий показатель эффективности в перспективе развития. Они должны были вывести СССР из довольно шаткого состояния экономики, повысить продуктивность работы на предприятиях и увеличить общий доход. В 1970 году проект был закрыт, так как народ и ее правящая верхушка были не готовы к подобным преобразованиям.

Причины экономической реформы Косыгина

После провала хрущевских реформ, и после того, как его заменил , стало понятно, что нужно менять направление в некоторых отраслях страны. Экономика не была на высоком уровне, потому Косыгин вместе с Е. Г. Либерманом разработали и попытались осуществить экономическую реформу. Эта реформа имеет два названия: реформа Косыгина (СССР) или реформа Либермана (Западное название). В первом случае по имени человека, который ее реализовывал, во втором по имени человека который был ее автором.

Реформа имела ряд основных причин, во главе всех них было то, что предприятия не были настроены на высокие показатели производительности. Иными словами люди работали не в полную силу, причем по причинам не полного использования ресурсов, но также из-за отсутствия стимулов и желания. Через повышение культуры работников и интенсивности труда и производства должен был быть повышен уровень экономики. По задумке реформы работники должны были в результате с большим желанием подходить к поставленным задачам. А предприятия должны были в полную силу работать и на 100% использовать доверенные им ресурсы.

Суть реформы (1965г) Косыгина

Экономическая реформа Косыгина была направлена на преобразование экономической системы в плане предприятий и народного хозяйства. Реформа была направлена на преобразование экономики предприятий, ее опорой была, прежде всего, эффективность. Реформа должна была обеспечить предприятиям больше самостоятельности, убрав органы местного управления хозяйством. Повысив уровень экономической свободы предприятий можно было бы установить для них новые стимулы, которые повысили бы общий уровень экономики СССР.

К главным пунктам экономической реформы можно отнести:

  • Ликвидацию органов территориального контроля хозяйств и восстановление органов отраслевого хозяйства;
  • Введение экономических стимулов. Была расширена самостоятельность предприятий, что повысило общее желание их к улучшению качества и количества производимого товара Снижение плановых показателей для уменьшения бюрократизации процесса производства;
  • Составлялась новая политика цен;
  • На первый план выходила рентабельность и прибыль.

Начало экономической реформы Косыгина

Начало экономической реформы Косыгина было положено в 1965 году, когда она была утверждена. Длилась она на протяжении восьмой пятилетки с 1965 по 1970 года, и в результате получила название «золотой пятилетки». Причиной этого был колоссальный рост предприятий и экономики. Была на начальной стадии налажена система использования основных фондов. Правительство не ограничивало, а наоборот давало свободу развития предприятий, чем и пользовались бизнесмены. На эту реформу предприниматели возлагали большие надежды, для политиков, наоборот, реформа была не к месту. Но в любом случае уже на первом этапе ее проведения стало понятно, что она полностью себя не реализует. Проблема была в первую очередь в аграрном секторе, который не был готов к таким колоссальным изменениям. Поэтому уже в 1970 году экономическая реформа была свернута.

Итоги реформы Косыгина

Несмотря на продуманный план начавшаяся в 1965 году экономическая реформа закончилась в 1970, так и не сумев в полной мере себя реализовать. Она просто закрылась по ряду причин. Одна из них заключается в том, что не вся правящая политическая верхушка вообще ее хотела. Это были довольно большие перемены, как всегда связанные и с потерей рабочих мест и с потерей денег, так что страна просто не была готова к подобным реформам. Второй причиной можно назвать отсутствие денег. Изначально их хватало, потому план и реализовывался постепенно в течении 5 лет. Но со временем стало понятно, какие ее масштабы в денежном плане, и потому при отсутствии средств на ее реализацию проект был закрыт.

Экономическая реформа 1965 г. в СССР , (в СССР известна как Косыгинская реформа , на Западе как реформа Либермана ) - реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965-1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Общесоюзная экономическая дискуссия 1962-1964 годов

Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей, что снижало эффективность директивного планирования (в 1966 промышленность СССР включала более трёхсот отраслей, 47 тыс. предприятий, 12,8 тыс. первичных строительных организаций), и со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста. Последнее было достижимо посредством повышения производительности труда через улучшение его культуры, интенсивности и организации, а также эффективного использования имеющихся ресурсов. Было признано, что существующая система планирования недостаточно заинтересовывает предприятия в принятии высоких плановых заданий, во внедрении организационных и технических новаций.

Впервые основные идеи реформы были обнародованы в статье профессора Харьковского инженерно-экономического института и Харьковского государственного университета Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия» в газете «Правда» и его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС. Поддержку предложениям Либермана высказали ведущие экономисты ак. В. С. Немчинов, ак. С. Г. Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и др.

Статья положила начало общесоюзной экономической дискуссии в прессе и ряду экономических экспериментов, подтвердивших эффективность предложенных мероприятий. В западной прессе и советологии концепция реформ получила названиелиберманизм .

Как альтернатива реформе в среде интеллигенции радикального «технократического» направления рассматривались идеи академика В. М. Глушкова, с 1962 г. развивавшего программу тотальной информатизации экономических процессов с применением системы ОГАС, которая должна была базироваться на создававшейся Единой Государственной Сети вычислительных центров (ЕГС ВЦ).

Основные положения реформы

Реализуемая после отстранения от власти Н. С. Хрущева реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х - начала 60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:

«Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (Постановление сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС)

«О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г.)

«Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждено СМ СССР 4 октября 1965 г.

«О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчетов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» (постановление СМ СССР от 3 апреля 1967 г.)

«О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчёт» (13 апреля 1967 г.)

«О переводе предприятий Министерства гражданской авиации на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июня 1967 г.)

«О переводе железных дорог Министерства путей сообщения на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 23 июня 1967 г.)

«О переводе предприятий Министерства морского флота на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июля 1967 г.)

«О переводе предприятий речного транспорта союзных республик на новую систему планирования и экономического стимулирования» (7 июля 1967 г.)

«О переводе эксплуатационных предприятий и производственно-технических управлений связи системы Министерства связи СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования» (8 июля 1968 г.)

«О совершенствовании планирования и капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» (28 мая 1969 г.)

Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:

    Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования - советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.

    Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.

    Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.

    Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства - прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов - фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).

    Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия - не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.

Новая система народнохозяйственного планирования была закреплена в ст. 16 Конституции СССР 1977 г..