Налоговая санкция.

"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 3
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ
В ноябре прошлого года российские законодатели произвели "тихую революцию" в правовых отношениях между налогоплательщиком и государством, введя внесудебный порядок взыскания налогов, пеней и штрафов за налоговые правонарушения. Что означает данное нововведение для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц?
Вступившим в силу 1 января 2006 г. Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Закон) к правомочиям налоговых органов было добавлено право наряду с недоимкой и пенями во внесудебном порядке взыскивать штрафы.
Еще недавно вселяющий оптимизм п. 7 ст. 114 НК РФ о том, что "налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке", был коренным образом изменен. С начала этого года штрафы в установленных случаях могут взыскиваться на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. С этой целью НК РФ предусмотрел новый специальный порядок "собирания" с налогоплательщиков штрафов.
Внесены изменения и в ст. 108 "Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения" НК РФ. Ранее п. 6 этой статьи гласил, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Согласно новой редакции этой нормы презумпция невиновности налогоплательщика действует до тех пор, пока налоговым органом не будет доказано обратное. Но вот кому налоговый орган будет доказывать виновность налогоплательщика - большой вопрос. Очевидно, что самому себе. А такое положение вещей, по сути дела, не оставляет налогоплательщикам надежды на принятие проверяющими объективного решения. Презумпция невиновности налогоплательщика в этом случае становится просто эфемерной.
Устанавливая новый порядок взыскания налогов, пеней и штрафов, Закон приравнял индивидуальных предпринимателей к юридическим лицам. Ранее индивидуальные предприниматели относились к физическим лицам, имевшим "иммунитет" при взыскании налогов, пеней и налоговых санкций: налоговые органы могли получить с них все перечисленное выше только через суд. С начала 2006 г. положение о том, что налоговые санкции взыскиваются в судебном порядке, распространяется лишь на физических лиц, не ведущих предпринимательскую деятельность.
Как скажутся указанные перемены на российском налогоплательщике, покажет время. Но уже сегодня ясно: государство не позволяет расслабиться своим подопечным. Как всегда, основной удар примет на себя малый бизнес, для которого изменения НК РФ, по нашему мнению, будут иметь неблагоприятные последствия. Рассмотрим новые правила НК РФ подробнее.
Новый порядок: плюсы и минусы
Новая редакция п. 1 ст. 45 НК РФ устанавливает возможность взыскания налога как с организации, так и с индивидуального предпринимателя. При этом в статье указывается, что порядок взыскания регламентируется соответственно ст. ст. 46 и 47 НК РФ.
Уже из названия ст. 46 "Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках" НК РФ видно, что для индивидуальных предпринимателей и организаций законодатель устанавливает одинаковый порядок взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов.
По-прежнему в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента). Только теперь это касается всех субъектов предпринимательской деятельности. Это же правило распространяется и на взимание пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.
Налоги, сборы, пени и штрафы взыскиваются по решению налогового органа. В банк, где открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, направляется инкассовое поручение (распоряжение) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Решение о взыскании принимается по истечении срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Иначе такое решение считается недействительным и исполнению не подлежит, взыскать же с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающиеся к уплате суммы налога в этом случае налоговый орган может только через суд. Решение о подаче иска доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
На основании п. 8 ст. 46 НК РФ налоговые органы получают право приостанавливать операции по счетам налогоплательщика (налогового агента) в банках. Эта норма также распространяется как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей.
Статья 46 НК РФ предусматривает, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о таких счетах налоговый орган вправе взыскать налог, сбор, пени или штраф за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.
Таким образом, ст. 47 НК РФ, определяющая порядок взыскания налоговых санкций за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента), распространяет свое действие как на организации, так и на физических лиц, обладающих статусом индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика также принимает руководитель (его заместитель) налогового органа. В течение трех дней с момента вынесения такого решения судебному приставу-исполнителю направляется соответствующее постановление для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, изложенных в ст. 47 НК РФ. Последовательность взыскания налога, сбора, пеней и штрафов осталась прежней. Единственным изменением стало указание в пп. 6 п. 5 ст. 47 НК РФ специально для индивидуальных предпринимателей, что в последнюю очередь налоги, сборы, пени и штрафы взыскиваются за счет другого имущества налогоплательщика (налогового агента). Однако на имущество, которое предназначено для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, налоговые санкции не распространяются. Перечень такого имущества определяется в соответствии с законодательством РФ.
В НК РФ включена новая ст. 103.1 "Взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа". В соответствии с п. 1 данной статьи руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения, если сумма налагаемого штрафа по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах не превышает 5000 руб. - для индивидуальных предпринимателей, 50 000 руб. - для организаций.
Понять приведенную норму закона можно двояко: либо взыскиваться бесспорно могут только штрафы, не превышающие 5000 и 50 000 руб., либо уплате подлежат все штрафы, даже те, размер которых превышает указанные цифры, и только часть их, превышающая соответственно 5000 и 50 000 руб., должна взиматься в судебном порядке.
Не проясняет ситуации и новая редакция п. 7 ст. 114 НК РФ, согласно которому налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном НК РФ, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает 5000 руб., на организацию - 50 000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
Когда по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, превышает 5000 руб., на организацию - 50 000 руб., а также когда к ответственности привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, такая сумма штрафа взыскивается в судебном порядке в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
В НК РФ установлен следующий порядок приведения в исполнение взыскания:
1) до обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган предлагает налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции;
2) если налогоплательщик добровольно не уплатит сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании, решение о ее взыскании вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.
Несложно предположить, что данная законодательная новелла значительно облегчит работу налоговым органам. Вместо подготовки исковых заявлений и участия в судебных заседаниях теперь нужно лишь составить два документа: решение о привлечении лица к налоговой ответственности и решение о взыскании налоговой санкции. Это может привести к увеличению количества необоснованно взыскиваемых штрафов.
По смыслу гл. 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" НК РФ целый ряд самых распространенных и активно собираемых штрафов установлен законодателем в размере от 1000 до 15 000 руб. Причем налоговые органы налагают штрафы даже за нарушение срока хотя бы на один день. Таким образом, по одному или сразу нескольким решениям о привлечении лица к налоговой ответственности по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах на налогоплательщика может быть наложен целый "букет" штрафов, размер каждого из которых не будет превышать для индивидуальных предпринимателей 5000 руб., для организаций - 50 000 руб. В итоге общая сумма таких подлежащих взысканию во внесудебном порядке штрафов может оказаться весьма внушительной, а бесспорное взыскание ее сможет подорвать бизнес, особенно если он малый.
Представители малого бизнеса столкнутся с еще одной проблемой. Ранее налогоплательщики могли обращаться за признанием обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, только к суду (ст. 112 НК РФ). В соответствии с новой редакцией ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливает теперь либо суд, либо налоговый орган, рассматривающий дело.
С одной стороны, это плюс для налогоплательщика, который сможет уже при рассмотрении дела налоговым органом просить применить к нему смягчающие обстоятельства. Однако, когда вопрос о применении смягчающих обстоятельств должен решаться самим органом, накладывающим штраф, невольно задумаешься: заинтересованы ли его представители в уменьшении поступлений от санкций в бюджет? Намного лояльнее в этой ситуации к налогоплательщику мог бы быть суд... Ведь сложилась же судебная практика, в соответствии с которой, если смягчающих обстоятельств не менее двух, суды снижали размер налоговых санкций до 10% от заявленных. Однако вот незадача: возможно ли в данном случае судебное применение смягчающих обстоятельств?
Получается, что, если штраф взыскивается с налогоплательщика в бесспорном порядке, а налоговый орган при рассмотрении дела не принимает решения о применении к налогоплательщику смягчающих обстоятельств или снижает штрафные санкции, но далеко не так, как это сделал бы суд, правонарушитель должен обжаловать такое решение налогового органа.
Обжалование налоговых санкций
Решение о взыскании налоговой санкции может быть обжаловано как в вышестоящем налоговом органе, так и в суде. При этом в случае обжалования в вышестоящем налоговом органе исполнение решения о взыскании налоговой санкции приостанавливается. Выбрав такой способ обжалования ненормативного акта, налогоплательщик должен одновременно с подачей жалобы направить в налоговый орган, вынесший решение, ее копию (п. 6 ст. 103.1 НК РФ).
Налогоплательщик (налоговый агент), иное лицо, привлеченное к налоговой ответственности, могут воспользоваться правом, предоставленным им ст. 138 НК РФ. Одновременно с подачей жалобы в вышестоящий налоговый орган или после получения решения такого органа налогоплательщик вправе обратиться в суд в течение трех месяцев, установленных для судебного обжалования.
Заметим, что в п. 5 ст. 103.1 НК РФ законодатель ввел специальное правило о начале течения срока для судебного опротестования решения о взыскании налоговой санкции, обжалованного в вышестоящем налоговом органе. Так, срок для рассмотрения жалобы на указанное решение в арбитражном суде исчисляется со дня, когда индивидуальному предпринимателю, организации стало известно о вынесении решения вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом).
В связи с внесенными Законом изменениями возникает еще один вопрос: с иском какого вида должен обратиться налогоплательщик в арбитражный суд при обжаловании решения налогового органа, если взыскание штрафа законно, но в решении налогового органа не установлены смягчающие обстоятельства или размер уменьшения штрафных санкций не удовлетворяет налогоплательщика?
При обжаловании актов налоговых органов налогоплательщики обычно подают заявление, руководствуясь нормами гл. 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пункт 1 ст. 198 АПК РФ устанавливает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на налогоплательщиков какие-либо обязанности, создают иные препятствия для ведения предпринимательской и иной экономической деятельности.
Когда оспаривается сама законность наложения штрафа, т.е. наличие состава налогового правонарушения, иск налогоплательщика вполне укладывается в рамки гл. 24 АПК РФ. Не вызывает сомнения и возможность обжалования решения налогового органа о взыскании штрафа при условии, что в порядке производства по делу о налоговом правонарушении налогоплательщик указывал на наличие смягчающих обстоятельств, которые налоговый орган не применил. Другое дело, если, не оспаривая факт наложения штрафа, налогоплательщик не удовлетворен размером снижения штрафа при установлении налоговым органом смягчающих обстоятельств.
Вряд ли налогоплательщику удастся подать жалобу в порядке искового производства. Как он в этом случае сформулирует свои требования? По-видимому, ему придется доказывать суду, что не удовлетворившее его снижение штрафа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает другие препятствия для осуществления такой деятельности...
В случае обжалования в арбитражном суде решения о взыскании налоговой санкции его исполнение может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством РФ. Это означает, что для судебного приостановления действия решения о взыскании налоговой санкции налогоплательщик вынужден заплатить, во-первых, государственную пошлину (100 руб. - для физических лиц, 2000 руб. - для организаций) за подачу заявления о признании решения государственного органа незаконным, во-вторых, 1000 руб. государственной пошлины за подачу заявления об обеспечении иска (ст. 333.21 НК РФ). Применение такой обеспечительной меры - право, но не обязанность суда, и для вынесения определения в пользу налогоплательщика суд должен располагать доказательствами обоснованности и необходимости применения обеспечительных мер. Бремя по предоставлению таких доказательств несет сам налогоплательщик.
Итак, выходит, что лицо, привлеченное к налоговой ответственности, теперь обязано заплатить государственную пошлину за то, чтобы в судебном порядке уменьшить размер штрафа. Прибавим к этому стоимость услуг юристов, к помощи которых придется прибегнуть, и сопоставим суммы возможных штрафов (1000, 5000 руб.) с расходами на их уменьшение. Согласитесь, далеко не каждый налогоплательщик пойдет теперь в суд. Такая "роскошь" окажется по карману только организациям, для которых экономический эффект от обращения в суд сможет перекрыть судебные расходы. В выигрыше окажутся бюджет и государственные органы - суды и налоговые инспекции, чей объем работы значительно уменьшится.
Не к этому ли стремился законодатель, совершая "тихую революцию"? Другой вопрос, как соотносится такой подход с приоритетом развития малого и среднего бизнеса, провозглашенным государственной властью в качестве одного из основных направлений экономического развития России.
А.В.Казакова
Заместитель директора
ООО "Бюро правовых экспертиз"
г. Пермь
О.П.Вилесова
Директор
ООО "Бюро правовых экспертиз"
г. Пермь
Подписано в печать
28.02.2006

Законодательством закреплена обязанность организаций и физлиц осуществлять обязательные отчисления в бюджет. За ее неисполнение предусмотрена ответственность - налоговые санкции. В законодательстве раскрывается их понятие, устанавливается порядок их взыскания. Рассмотрим далее, что собой представляют санкции за налоговое правонарушение .

Общие сведения

Налоговая санкция - это мера ответственности, которая применяется к лицам, уклоняющимся от выполнения бюджетных обязательств. Законодательство закрепляет порядок ее вменения. Налоговая санкция - это правовой инструмент, посредством которого обеспечивается исполнение плательщиком вмененных ему обязательств. Вместе с тем она ориентирует субъекта на использование более эффективных форм ведения хозяйственной деятельности.

Классификация

Законодательство устанавливает разные . Так, в качестве меры ответственности может выступать взыскание скрытого либо заниженного дохода или отчисления за неучтенный объект обложения. Дополнительно назначается . При однократном неисполнении обязательств его величина равняется размеру сокрытого/заниженного дохода или отчисления за неучтенный объект обложения. При повторном совершении неправомерного действия увеличивается вдвое. Если суд установит факт умышленного сокрытия/занижения прибыли, размер взыскания может быть повышен в пять раз. При задержке отчисления платежа в бюджет законодательством также предусматривается налоговая санкция. Это недоимка. Ее взыскание не освобождает плательщика от прочих обязательств. Кроме этого, за каждый день просрочки предусмотрены пени - процент от суммы налоговой задолженности . Расчет осуществляется исходя из суммы обязательства, которое не было исполнено субъектом.

Налоговый штраф

Он считается самой распространенной мерой ответственности. На практике наиболее популярные случаи, когда применяется данная налоговая санкция, это :

  1. Отсутствие у субъекта учета объектов обложения.
  2. Непредставление документов в ИФНС или несвоевременное их предъявление.
  3. Ведение учета с нарушением установленных правил. Наказание в этом случае вменяется, если неправомерные действия привели к сокрытию/занижению прибыли.

Специфика взыскания

В случае совершения субъектом двух или большего количества налоговых правонарушений, меры ответственности применяются за каждое из них. При этом более строгое наказание не поглощает мягкое. Специфической мерой ответственности считается штраф. Он взыскивается одновременно с недоимкой. Несмотря на то что налоговый штраф схож с административным, он имеет некоторые особенности. В первую очередь, эту меру применяют без учета вины плательщика как физического, так и юрлица. Немаловажно и то, что налоговый штраф не может быть заменен иным наказанием.

Смягчающие обстоятельства

В п. 3 ст. 114 НК РФ предусмотрена возможность уменьшения размера взыскания. Оно допускается при наличии смягчающих обстоятельств. К ним, например, относят:

  1. Тяжелое семейное положение.
  2. Совершение противоправного действия под воздействием принуждения, угрозы, в силу служебной или другой зависимости.

Перечень обстоятельств закрепляется в 112 статье Кодекса. Он считается открытым.

Отягчающие факторы

Как указывает п. 4 ст. 114 НК РФ , при наличии обстоятельства, закрепленного пунктом вторым 112 статьи Кодекса, величина взыскания увеличивается на 100%. Отягчающим фактором считается совершение противоправного действия повторно лицом, привлеченным за него ранее к ответственности. При квалификации проступка необходимо учитывать сроки давности. Субъект считается привлекавшимся к ответственности в течение года с момента вменения ему наказания за возникшую налоговую задолженность .

Принцип справедливости

Существует несколько требований, которые должны соблюдаться при установлении и вменении санкций. В первую очередь наказание должно быть справедливым. При его вменении учитывается характер противоправного действия, степень его опасности. Как правило, большая часть нарушений касается невыплаты, несвоевременного или неполного отчисления налога. Между тем, такие ситуации могут обуславливаться разными причинами. Самыми опасными считаются случаи сокрытия субъектами объектов обложения. В некоторых случаях плательщики занижают базу исчисления вследствие допущенных ошибок в расчетах. Несмотря на то что результат нарушений один - невыплата налога, - принцип справедливости требует применять разные меры ответственности.

Соразмерность наказания

Налоговая санкция вменяется правонарушителю с учетом вреда, который он причинил своими действиями. При этом во внимание принимается характер и размер возникшего ущерба. Применяемая мера должна соответствовать содеянному. К примеру, штраф за действие, приводящее к недоимке, ставится в зависимость от неуплаченной суммы, поскольку в ней заложен причиненный бюджету ущерб.

Дополнительные требования

При вменении санкций уполномоченные органы и лица обязаны соблюдать принцип однократности. В соответствии с ним, никто не может привлекаться повторно за одно и то же противоправное действие. Кроме того, немаловажное значение имеют обстоятельства, отягчающие/смягчающие ответственность (о них сказано выше), личность плательщика, характер его вины. Безусловно, любая санкция должна быть законна и оправдана. Целью мер ответственности выступает пресечение нарушений и предупреждение повторных противоправных действий.

Примеры

Рассмотрим несколько ситуаций применения налоговых санкций:

  1. Взыскание с банков и прочих кредитных структур дохода, полученного ими, в случае задержки исполнения поручения плательщика о перечислении бюджетных платежей и использование этих средств в качестве финансовых ресурсов.
  2. Штраф за неисполнение порядка перечисления подоходного налога. Величина взыскания составляет до 10% от исчисленного НДФЛ.

Меры ответственности применяются при неисполнении правил работы с наличностью, ведения кассовых операций. Например, законодательство предусматривает штрафы за:

  1. Ведение расчетов наличными с другими учреждениями, предприятиями, организациями сверх установленных лимитов.
  2. Неоприходорвание/частичное оприходование средств в кассу.
  3. Невыполнение установленного порядка хранения свободных денег.
  4. Накопление средств в кассе сверх предусмотренных сумм.

Взыскания вменяются гражданам, юрлицам (в ряде случаев и их филиалам), индивидуальным предпринимателям. Средства, взысканные с плательщика/агента, должны быть перечислены с его счета после погашения образовавшейся налоговой задолженности и начисленных пеней. Очередность списания устанавливается ГК.

Уголовное производство

В НК не предусматриваются основания для прерывания давностного срока, в том числе и в случае возбуждения дела по Как указывается в 1087 статье Кодекса, ответственность за противоправное действие наступает, если в нем отсутствуют признаки деяния, установленного УК. Соответственно, в случае открытия уголовного дела оснований для вменения налоговых санкций субъекту нет. Если расследование будет прекращено, то на течение давностного срока этот факт не окажет никакого влияния. Данное правило направлено на предотвращение случаев незаконного привлечения лиц к ответственности. Уголовное преследование за налоговые нарушения должно применяться только как крайняя мера. Недопустимо возбуждать производство с целью оказания давления на субъекта.

Заключение

Как отмечают эксперты, налоговая система сегодня имеет множество недочетов. В первую очередь сложности на практике создает сочетание административной и уголовной ответственности в сфере финансов. Та или иная мера выбирается, безусловно, с учетом имеющихся фактов. Однако часто бывает так, что к одному виновному могут быть применены разные наказания. Это, в свою очередь, создает дополнительные трудности для ИФНС. Кроме того, налоговые отношения изначально являются конфликтными. Обусловлено это тем, что отчисления в бюджет субъекты осуществляют безвозмездно. Многие плательщики, даже самые законопослушные, считают выплату налогов бесполезной тратой собственных денег. Никто из них не знает точно, куда идут их средства. Разумеется, у людей эта ситуация вызывает недовольство. В результате, не имея четкого понимания, куда именно ушли выплаченные деньги, не видя никаких позитивных изменений для себя, люди перестают исполнять предписания законодательства.

НАЛОГОВАЯ САНКЦИЯ - мера ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 114 НК). Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения. При совершении налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100%. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта ( давности взыскания санкции). В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. После вынесения решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной НК. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

В случае, если налогоплательщик (иное ) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной НК, за совершение данного налогового правонарушения. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки. В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством РФ и арбитражным процессуальным законодательством РФ. Указанные применяются также в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством РФ. Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ. Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве РФ.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "НАЛОГОВАЯ САНКЦИЯ" в других словарях:

    Налоговая санкция - мера ответственности за совершение налогового правонарушения … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Налоговая санкция Энциклопедия права

    Налоговая санкция - 1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения... Источник: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146 ФЗ (ред. от 28.07.2012) … Официальная терминология

    Налоговая санкция - (англ. tax sanction) по законодательству РФ о налогах и сборах мера ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 114 НК РФ*). Н.с. устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных в гл … Большой юридический словарь

    Налоговая санкция - разновидность мер финансово правовой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа или в некоторых случаях пени, применяемой к банкам, в размерах, закрепленных НК РФ … Большой юридический словарь

    Налоговая пеня - штрафная санкция, налагаемая компетентными органами, за неуплату или неполную уплату налога, определяемая в виде процента от суммы налога, подлежащего уплате в соответствии с законодательством. По английски: Fine taxing См. также:… … Финансовый словарь

    НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ - официальное заявление плательщика налога о полученных им за истекший период доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. В соответствии с Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998 1 О подоходном налоге с физических лиц (с… … Энциклопедия юриста

    Пеня Налоговая - санкция за неуплату в срок налога или несвоевременное исполнение других налоговых обязательств. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Прагматическая санкция 554 - законодательный акт, изданный византийским императором Юстинианом I после завоевания Византией владений остготов (См. Остготы) в Италии. П. с. определяла внутреннее устройство Италии, была направлена на восстановление социально… … Большая советская энциклопедия

    ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ 554 - (от лат. pragmaticus изданный в торжественной формулировке, sanctio строжайшее постановление) законодательный акт, изданный византийским императором Юстинианом I после завоевания византийскими войсками королевства остготов в Италии. П. с.… … Советская историческая энциклопедия

Санкция - структурный элемент нормы права, предусматривающий последствия ее нарушения, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителей ее предписаний. за допущенные в налоговых правоотношениях нарушения..

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде взысканий (штрафов, пени) в размерах, предусмотренных настоящим Законом.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Налоговый кодекс РК вводит понятие налогового правонарушения, налоговой санкции и закрепляет права налоговых органов и налогоплательщиков едиными процессуальными нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы. Употребляя в Кодексе термин “ответственность за налоговое нарушение” законодатель не называет, к какому виду юридической ответственности она относится, и это затрудняет определение правовой природы предусмотренных налоговых правонарушений. В целом выделение специальной ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность в этих случаях недостаточна и к тому же не применима в отношении юридических лиц.

Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях несет ответственность в виде:

а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли);

б) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период; за не предоставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

в) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности;

г) взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых - на имущество этих лиц.


Наиболее характерной санкцией, применение которой и выражается рассматриваемый вид правовой ответственности, является взыскание недоимки по налогам (принудительное осуществление обязанности, невыполненной правонарушителем - принудительное изъятие).

Специфической мерой воздействия налоговой ответственности является налоговый штраф, который налагается одновременно с взысканием недоимки. Эта санкция сходна с одноименной мерой административной ответственности, но имеет и ряд особенностей. Она применяется в соответствии с действующим законодательством без учета вины налогоплательщика не только в отношении физических, но и юридических лиц. Штраф невозможно заменить иным взысканием. Наложение штрафа, как и такая мера налоговой ответственности, как взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода, носит карательный характер.

34. Налоговый механизм: характеристика и структура.

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.

Налоговый механизм - это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики. Элементы налогового механизма - планирование, регулирование, контроль.

Налоговое планирование - экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование:

оперативное;

долгосрочное;

стратегическое.

Основная задача налогового планирования - обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.

На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе - расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.

Налоговое регулирование - система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Основные задачи налогового регулирования - создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:

способы - льготы и санкции;

методы - инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.

Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов - налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование. Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система имеет достаточную гибкость, что обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие реальной экономической конъюнктуре.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики служат налоговые льготы. Это связано с тем, что физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора на экономические процессы.

К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Налоговый контроль - комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, - это необходимое условие эффективного налогообложения.