Какие проблемы могут возникнуть с полисом осаго, в том числе электронным, и можно ли выиграть споры со страховыми компаниями? Осаго: страховать нельзя ездить.

Если при покупке полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) водителю предлагается оформить такой полис исключительно в пакете с дополнительной услугой, чаще всего страхованием жизни (порядка 1000 рублей), нарушается сразу несколько законов Российской Федерации.

У страхователя есть все шансы получить свой полис без переплаты, приложив немного усилий. Но надо ли заключать договор со страховщиком, проявившим себя столь недобросовестным партнером?

Закон на страже интересов граждан

Страхование собственной жизни или здоровья человека – добровольное дело, и не может никем быть возложено на гражданина в качестве обязательства, обусловливающего предоставление ему другой самостоятельной услуги (ст.935, п.2 Гражданского кодекса РФ).

Запрещено обусловливать приобретение одних услуг обязательной покупкой других услуг (ст. 16, п.2 Федерального закона от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей »). Убытки, причиненные потребителю нарушением его права на свободный выбор, возмещаются продавцом в полном объеме.

Страховщик не может отказать в заключении договора ОСАГО собственнику автомобиля, представившему необходимые документы (п. 1.5 действующей редакции «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» , утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П).

Необоснованный отказ в оформлении полиса ОСАГО либо навязывание при его покупке дополнительных услуг влечет штраф для должностного лица в 50 тыс. рублей (ст. 15.34.1 действующей редакции «Кодекса РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ).

Почему страховые фирмы навязывают страхование жизни

Страховые тарифы по ОСАГО незначительны, а увеличенные в 2014 году максимальные выплаты каждому потерпевшему составляют 400 тыс. рублей (по имуществу) и 500 тыс. рублей (по жизни и здоровью).

Многие страховые фирмы не избежали соблазна закрыть «убыточность» этого вида страхования с помощью добровольно-принудительных дополнительных услуг. Особенно ловко это получалось у компаний, имеющих разветвленную сеть офисов продаж, а, следовательно, и большой процент не слишком осведомленных клиентов.

Чаще всего дело ставится на поток: в момент оформления полиса ОСАГО водителю объявляется сумма, несколько превышающая реальную стоимость полиса. Многие страхователи не обращают на это внимание.

Те, кто спрашивают, получают ответ, что для «чистого ОСАГО» нет бланков; или можно оформить только после осмотра автомобиля страхователя, а осмотр возможно назначить не раньше чем через 1-3 месяца (согласно п.1.7 Положения о правилах страхования N431-П);

Официальный отказ в заключении договора ОСАГО в филиалах стараются не давать, направляя за ним в центральный офис компании.

Что делать

Самое правильное – предварительно изучить вопрос. С помощью интернет-калькулятора рассчитать стоимость своего полиса ОСАГО самостоятельно, и найти адекватного страховщика, предлагающего обязательное страхование без навязанных дополнительных услуг. Например, «Согласие», «Ренесанс-страхование», «РEСO гарантия» или другую компанию, входящую в Российский Союз Автостраховщиков (РСА) . Оформить электронный полис ОСАГО (введен с 1 июля 2015 года).

Но возможны и другие методы, опробовать которые лучше за месяц до истечения действующей страховки.

  • Отправить заявление и копии требуемых документов в офис выбранной страховой компании заказным письмом. Бланк заявления можно скачать на сайте РСА . Потребуется приложить копии: паспорта заявителя; водительского удостоверения; диагностической карты, свидетельства о регистрации транспортного средства, паспорта транспортного средства.

Как вариант, можно заполнить заявление в 2-х экземплярах и с подготовленным пакетом документов лично подъехать в выбранный офис. Там оставить этот пакет с одним экземпляром заявления, а на втором (оставляем себе) просим сотрудника страховой поставить дату приема документов и расписаться. Через 30 дней снова приехать и оформить ОСАГО без лишних выплат.

  • Можно записать на диктофон устный отказ оформлять полис ОСАГО без дополнительных услуг, или прийти со свидетелем. А затем, приложив показания свидетеля и сделанную аудиозапись, отправить жалобы в Роспотребнадзор, Прокуратуру, РСА и Управление Банка России по защите прав потребителей, указав и номера полисов, приобретенных в этой страховой компании.

Страхование жизни и ОСАГО – разные страховки, не зависящие друг от друга . Страховщики имеют право лишь ознакомить с существующими в компании предложениями. Все остальное можно расценивать как навязывание дополнительных услуг. Если передать в суд доказательства умышленного, необоснованного уклонения страховой компании от оформления договора ОСАГО, страховщик не только получит штраф, но может и лишиться лицензии.

Отрасль российского страхования в последние активно реформируется. Не за горами время повсеместного перехода на электронное оформление ОСАГО. Так что, грамотным водителям жить станет еще проще.

Посмотреть на опыт водителей по заключению договора ОСАГО можно в этих видеороликах.

Видео: ОСАГО без дополнительных услуг и страхования жизни

Видео: Как получить ОСАГО без страхования жизни

Страховые компании уверяют, что ОСАГО приносит им одни убытки. Некоторые их них, например, Allianz и «ВТБ страхование», приняли решение покинуть этот рынок. Другим страховщикам потребовались серьезные финансовые вливания. Сложившаяся ситуация может и вовсе закончиться крахом всей системы обязательного автострахования. При этом некоторые эксперты считают главной причиной происходящего непомерную жадность страховщиков.

Разница в степени убыточности

Как пояснил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс , общие выплаты по ОСАГО в I квартале на 22% превысили собранные премии, причем в некоторых регионах разрыв составляет 150%. Этот результат включает все выплаты страховщика: не только страховое возмещение, но и расходы на ведение дел. Без них собственно страховые выплаты составили 97% собранных премий.

Управляющий директор «Эксперт РА» по страховым рейтингам Алексей Янин отмечает, что сегодня все страховщики испытывают трудности с ОСАГО. Возникает только разница в степени убыточности. По словам эксперта, лучше всех чувствуют себя страховые компании, которые ведут бизнес в крупных городах. «В целом это выбор между более-менее терпимым, плохим и очень плохим», - полагает Янин.

Гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов также считает, что в I квартале ситуация действительно хуже, чем в прошлом году. И пока эксперты не предвидят никаких улучшений на этом рынке.

Соблюсти нулевой баланс

В марте этого года ЦБ изменил формулу расчета соотношения капитала страховщиков и принятых ими на себя страховых обязательств. Пересчет оказался болезненным для страховщиков с большой долей ОСАГО. В результате «Росгосстрах» резко сократил долю на рынке ОСАГО (ниже 20%). Но это не помогло, и крупнейшей компании потребовались дополнительные средства. Теперь «Росгосстрах» ставит задачу соблюсти хотя бы нулевой баланс между убытками по ОСАГО и прибылью по другим видам страхования.

По словам гендиректора ГСК «Югория» Алексея Охлопкова , раньше «Росгосстрах» абсорбировал убыточных клиентов. Теперь эти обязательства легли на страховые компании. И это оказалось для многих непосильной ношей.

В единстве сила?

В этой ситуации компании предпочли объединяться. Как стало недавно известно, подконтрольная Борису Йордану группа «Ренессанс страхование» договорилась о слиянии со страховыми активами негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние», которое контролируется «Российскими железными дорогами».

СМИ сообщают, что сделка находится в финальной стадии, но пока еще не подписана. Эксперты поясняют: для Йордана это возможность получить новые качественные активы на балансе «Ренессанса». Для НПФ - шанс на долю в хорошей страховой компании с грамотным топ-менеджментом.

В тоже время необходимо учитывать, что положение самого «Ренессанс страхования» также далеко от идеального. Чистая прибыль группы в 2016 году упала более чем в четыре раза по МСФО, до 0,6 млрд рублей. А большую часть портфеля компании занимает автострахование - КАСКО (сборы 1,7 млрд руб. за I квартал, доля рынка КАСКО - 4,7%, 8-е место по сборам) и ОСАГО (1,1 млрд руб., доля рынка 2,4%, 9-е место по сборам).

Так что насколько это слияние ответит чаяниям руководителей компаний, сказать сегодня достаточно сложно. Не станет ли это «союзом лузеров»?

Собрать побольше – выплатить поменьше?

ОСАГО успешно функционирует во многих развитых странах. Так почему же с ней возникли проблемы в России? Ряд экспертов считают - с самого начала система ОСАГО стала давать сбои, так как страховые компании решили, что должны немедленно получать сверхдоходы за счет разницы между сборами и выплатами.

Логика проста - чем меньше страховые компании выплачивали клиентам, тем больше становилась их прибыль. Так, в 2003 году, в первый год действия ОСАГО, страховые компании собрали 25,3 млрд рублей, а заплатили лишь 1,1 млрд. Но по закону об ОСАГО страховщики должны направлять на выплаты автовладельцам и пострадавшим в ДТП пешеходам не менее 80% сборов. На деле же выходило порядка 50%: за 13 лет действия ОСАГО страховые компании собрали с автовладельцев 1,25 трлн рублей, а выплатили только 670 млрд рублей, вместо положенного по закону 1 триллиона рублей.

Помимо этого, существовали многочисленные возможности сократить положенные выплаты. Например, привлечение к расчету ущерба карманных экспертов, отказ компенсировать утрату товарной стоимости. К особо изощренным способам можно отнести перенос центров урегулирования убытков в такие удаленные места, куда человеку как можно сложнее было добраться и получить выплату.

На слуху и множество других попыток страховщиков «срубить» лишнего с клиентов. Например, навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО, отказ в заключение договора тем, кто отказывается купить дополнительные услуги у страховой компании и т.п.

К большому разочарованию страховых компаний, многие автомобилисты, пытаясь защитить свои права, стали обращаться в суды и выигрывали их. При этом по признанию самих граждан, если бы компании выплатили сразу адекватную сумму, то не потеряли бы гораздо большую. В интернете нетрудно найти массу таких рассказов. Например, после судов одному из автовладельцев компания заплатила вместо 45 тысяч рублей более 150 тысяч. Пользователь делает вывод о том, что жадность страховых компаний и привела к их убыточности. Эта точка зрения также имеет право на существование.

Тревожные перспективы

Чтобы стабилизировать ситуацию на страховом рынке, были приняты поправки в закон об ОСАГО, которые устанавливают приоритет натуральных выплат над денежными (28 апреля они вступили в силу). Таким образом, возмещение ущерба теперь будет осуществляться в виде ремонта автомобиля. По идее, новые правила должны позволить максимально обезопасить автовладельцев: качественную услугу они получат в сертифицированных центрах, которые будут проходить специальную проверку.

Но, по мнению автоюриста Сергей Радько , ничего хорошего эти поправки не принесут. Неясно, например, какое количество сервисов будет соответствовать заявленным требованиям. Эксперт считает, что поправки защищают в итоге интересы страховых компаний, а не граждан.

Как будет развиваться дальше ситуация с ОСАГО, сказать достаточно сложно. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорит, что если не принять дополнительных мер, в 2017 году может возникнуть убыточность в целом отрасли ОСАГО. При этом какие меры необходимо предпринять, чиновник не уточняет.

В свою очередь эксперты полагают: в случае ухудшения ситуации, государство вполне может и отменить обязательное страхование автогражданки. Но также вероятно, что и автовладельцы начнут массово отказываться от покупки полисов ОСАГО. Им эта система становится просто не выгодной.

Эксперты считают, что проблемы с оформлением электронных полисов ОСАГО – результат того, что страховщикам эта процедура невыгодна. Навязанная бизнесу Центробанком, она, в частности, заставляет участников рынка работать в «проблемных» для страхового бизнеса регионах, куда многие компании никогда бы не пришли добровольно.

Онлайн-продажи e-ОСАГО начались с первого января. Эта услуга стала обязательной для страховщиков. Но клиенты отмечают, что пока не удается воспользоваться этой возможностью: автовладельцы недовольны сложностью заполнения множества полей в интернет-заявках, техническими ошибками на сайтах и тем, что страховые компании бесплодно перенаправляют клиентов друг другу, не обращая внимания, есть ли в месте проживания покупателя полиса офис по возмещению убытков конкретной кампании.

Эксперты считают, что проблемы вызваны особенностями организации этой услуги: она была принудительной для компаний. Это один из немногих случаев за годы существования автогражданки, когда государство принуждает рынок автострахования пойти навстречу автомобилистам и участники рынка не могут нивелировать новое требование. В итоге реакция страховщиков похожа на тихий саботаж. Как ранее сообщал «Новый День », в ЦБ также это заметили и пообещали внимательно следить за рынком и наказывать нерадивые СК вплоть до ограничения лицензии.

«Системная проблема состоит в том, что страховщикам невыгодно и неинтересно продавать электронные ОСАГО. Это технологии, которые навязаны ЦБ для того, чтобы решить проблему доступности обязательной «автогражданки» в тех регионах, в которых страховым компаниям работать невыгодно. Когда бизнес делается по принуждению, ничего хорошего не получается, как правило » – заметил в эфире BFM Глеб Виленский заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП.

Есть и серия технологических проблем: нет единого стандарта информационных систем страховых компаний. «У разных страховых компаний их информационные системы в разной степени зрелости – у кого-то очень большие, сложные, но не очень надежные, у кого-то до сих пор весьма отсталые» – пояснил Виленский.

Также нет единой базы данных, в которой хранилась бы информация о машинах, автовладельцах и заключенных ими договорах:

«Не всегда доступны электронные сервисы, которые нужны для того, чтобы выписать страховку, потому что, чтобы сгенерировать этот электронный полис, нужно, чтобы информационная система страховой компании была связана с информационной системой Российского союза автостраховщиков, с еще разными другими базами данных, в которых находятся данные о машинах, автовладельцах и так далее. Это только так кажется, что зашел на сайт и выписал. За этим стоит довольно тяжелая технология, которая поначалу неизбежно будет сбоить ».

Еще одна проблема – как воспользоваться e-ОСАГО после оформления полиса. Нынешняя ситуация в случае, когда инспектор ГИБДД на трассе, без интернет-связи проверят наличие полиса, оставляет на его усмотрение решение: есть ли на самом деле у автовладельца e-ОСАГО или нет никакого.

Самые распространенные проблемы, с которыми будут сталкиваться водители, это невозможность сотрудникам ГАИ проверить существование полиса где-нибудь на дороге. Представьте себе, что вы поехали даже не в другой город, а на дачу, а на трассе нет Интернета. Если нет Интернета, то инспектор ГАИ уже не может проверить, есть у вас электронный полис или нет. Как он будет себя вести в такой ситуации – закрывать глаза или настаивать на том, что у вас нет ОСАГО? Здесь будет очень много коллизий, которые могут сильно усложнить жизнь владельцам электронных полисов» – говорит Глеб Виленский.

Москва, Алексей Усов

Москва. Другие новости 10.01.17

© 2017, РИА «Новый День»

В 2018 году у российской «автогражданки» юбилей - 15 лет. Срок немалый, детские болезни давно можно было излечить, но водители по-прежнему жалуются. Если раньше они сетовали на мизерные страховые компенсации, то сейчас во многих регионах другая проблема - трудно купить полис.

Чаще всего это происходит в тех областях, которые сами страховщики прозвали  - именно там значительные выплаты делают страховую деятельность нерентабельной. Вот страховщики и стараются минимизировать выдачу полисов в этих регионах. А полис на мотоцикл, такси или автобус-маршрутку сложно приобрести в большинстве регионов - практически во всей стране.

Поход к агенту

Визит к страховым агентам, сидящим во вросших в землю ГАЗелях у регистрационных подразделений ГИБДД, толку не дает. В проблемных регионах агентов практически не осталось. А те, что есть, страхуют только «своих». Причем даже в благополучной Москве страховые агенты поставлены в жесткие рамки. Вот что рассказал один из них:

Сейчас нам дают лишь несколько бланков в день. Поэтому страхуем не всех, ищем мощные автомобили: полис на такие дороже.

А машины из других регионов берете?

Нет! Нам разрешили оформлять полисы только на Москву и область. Если выдашь иногороднему, накажут штрафом, превышающим агентскую комиссию в несколько раз. Та же история с мотоциклами и такси. Отказывать людям неудобно, поэтому приходится придумывать байки про то, что бланки только-только закончились.

Бег по кругу

Казалось бы, решение проблемы найдено - это , выдача которого стала обязательной с 2017 года. Более того, специально для беспроблемного получения полиса придумали систему е‑Гарант: если при оформлении документа возникли сложности, клиента автоматически переводят на сайт РСА (Российская ассоциация страховщиков), где он будет переадресован в компанию, с которой проблем не должно быть.

Ради эксперимента ввожу данные машины из Волгоградской области, которую так не любят страховщики. На этапе сверки данных возникают сложности, меня просят прислать сканы документов. Отправляю их, но искусственный разум переводит меня на сайт РСА. Отлично, теперь меня должны направить к надежному партнеру. Увы, тот опять перекидывает меня в РСА… Цикл ­бесконечный и бессмысленный!

О проблемах с приобретением полиса е‑ОСАГО сообщают даже из благонадежных уголков России.

Так, водитель С. из Калуги целый день посвятил этому нудному процессу. Он вводил данные, но возникали сложности с проверкой документов. После отправки копий бумаг ответная реакция всякий раз была иная: сайт либо зависал, либо выдавал ошибку, либо переводил на портал РСА, с которого направляли в новую страховую, а та опять возвращала в РСА. Одно было стабильно в этой карусели - отсутствие результата. По этическим соображениям нельзя изложить всё, что думает этот автомобилист о системе е‑Гарант в частности и российском страховом сообществе в целом.

Предусмотрено наказание за необоснованный отказ в выдаче ОСАГО либо навязывание дополнительных услуг: должностных лиц штрафуют на 20–50 тысяч рублей, юридических - на 100–300 тысяч рублей. Поэтому сортировка клиентов на «выгодных» и «невыгодных» происходит автоматически, а отказ закамуфлирован под технические неполадки.

На фоне нашего эксперимента очень странно звучат слова президента РСА Игоря Юргенса: «В числе лидеров по продажам полисов е‑ОСАГО, в основном, проблемные регионы России. Таким образом, этот проект успешно решает проблему доступности обязательной автогражданки». В прошлом году Банк России проводил масштабную проверку продаж электронных полисов ОСАГО. Вердикт: несмотря на то что предусмотрены штрафные санкции, проблемы остались.

Осмотр экспертом

А что даст визит непосредственно к страховщику? Прямо отказать не имеют права, поскольку пункт 2.9 Правил профессиональной деятельности по продвижению услуг на рынке ОСАГО говорит о том, что при личном обращении страхователя страховщик обязан заключить договор ОСАГО в этот же день (отказ возможен только в одном случае - если до конца рабочего дня осталось менее часа).

Страховщики идут на хитрость: требуют провести осмотр машины - это предусмотрено правилами ОСАГО. Тем, кто прибыл на своих двоих, придется посетить страховую еще раз, уже на машине. А по пути, глядишь, к кому-нибудь другому заедет.

В филиалах часто направляют в центральный офис - дескать, осмотр только там. Хотя в пункте 1.7 Правил ОСАГО прямо сказано: «Место осмотра транспортного средства устанавливается по соглашению сторон. При недостижении соглашения относительно места осмотра или в случае составления договора обязательного страхования в виде электронного документа осмотр не проводится». О месте осмотра не договорились - значит, полис обязаны выдать!

Что касается сроков, то в соответствии с Правилами продвижения услуг на рынке ОСАГО осмотр обязаны проводить в день обращения. А если это невозможно (например, эксперта нет в филиале) - в течение пяти суток.

Вячеслав Лысаков,
первый заместитель председателя комитета по государственному строительству и законодательству Государственной думы РФ

Страховщики уверяют нас в том, что причиной кризиса стали мошеннические действия «автоюристов». К сожалению, они смогли убедить в этом мегарегулятор - Центральный банк России. Но их утверждение - миф!

Страховщики не умеют и не хотят работать. Они воспринимают ОСАГО как бизнес-проект, хотя изначально проект создавался как социальный, направленный на снижение числа пострадавших на наших дорогах. ОСАГО должно было настраивать водителей на законопослушное поведение. Страховщики же хотят всеми правдами и неправдами собрать денег как можно больше, а отдать как можно меньше.

Сейчас во многих регионах невозможно купить полис. Государство само порождает коррупцию, не обеспечивая граждан документом, необходимым для управления автомобилем. В создавшейся ситуации виновен Центробанк, который знает о проблеме, но ничего не делает. Есть вина и РСА - общественной организации, выражающей интересы страховщиков. Если страховщиков начнут серьезно проверять, в их шкафах найдут много скелетов.

Дополнительные услуги

Иногда сотрудники компаний занимаются откровенным вымогательством, предлагая оформить в нагрузку к ОСАГО страховку на квартиру, дом или, например, застраховаться от укусов клещей. В этом случае есть два способа получить полис.

С 2016 года действует так называемый «период охлаждения»: от навязанных вместе с полисом ОСАГО услуг можно отказаться в течение последующих 14 дней. Правда, это касается договоров сроком не менее месяца. Таким образом, можно оплатить «добровольно-принудительный» полис, а затем сдать его и вернуть свои деньги.

Второй вариант - требовать письменного отказа. Этот документ вместе с жалобой нужно направить регулятору - Банку России, а копию - в РСА. В большинстве случаев страховщики пасуют и выдают желанный документ. Предпочтительнее посещать центральный офис: там не смогут «перевести стрелки» на вышестоящую организацию и персонал обычно наиболее квалифицированный.

Теория и действительность

Странная ситуация: законопослушные ­граждане не имеют возможности получить документ, обязательный для движения по дорогам!

Страховое сообщество вынуждает водителей нарушать ПДД. При этом очень цинично выглядят предложения о существенном - до 5000 рублей - .

Страховщики хотят получать больше денег по ОСАГО. Только для этого им придется сделать свой бизнес прозрачным.

Страховщики во всем обвиняют криминальных автоюристов, но расследование МВД показало, что значительные выплаты в 2017 году были только у Росгосстраха. Да и ущерб от уголовных преступлений на рынке ОСАГО составляет менее одного процента от всех страховых выплат. К тому же каждое второе преступление совершается руководителями, сотрудниками либо агентами страховщиков.

Сейчас без полиса ездит около шести миллионов машин! Одни автовладельцы не покупают полис намеренно, другие становятся нарушителями поневоле. Налицо серьезный кризис, созданный уверенным в своей безнаказанности страховым сооб­ществом.

В свете вышеизложенного все более ­привлекательной выглядит идея передачи «автогражданки» в компетенцию государства. Например, можно реализовать продажу полисов ОСАГО через портал «Госуслуги». А у страховщиков по-прежнему один рецепт: они заявляют, что наладить процесс позволит увеличение или либерализация (в данном случае это синонимы) тарифов. Самое время вспомнить Станиславского: «Не верю!»

В последнее время участились случаи, когда страховщики при оформлении автогражданки пытаются навязать множество дополнительных услуг. Например, они пытаются заставить застраховать дополнительно здоровье или жизнь автовладельца. Без этого они попросту .

Важно понимать, что подобные требования являются совершенно незаконными. Никаких изменений в законодательстве относительно страховки ОСАГО не было и на сегодняшний день не планируется. Автовладелец может спокойно при этом стразовая компания не имеет право не , поскольку это установленный законодательством вид страхования.

Законный отказ в оформлении полиса

Законных поводов, при которых организация имеет право не так много. Во-первых, это когда автовладелец не смог предоставить весь необходимый для оформления автогражданки. Вторая причина это когда у страховой организации закончились бланки полисов и квота на их последующее получение. В этом случае следует попросить дать ответ, почему было отказано в оформлении страховки в письменной форме, и
направить ее в РСС или ЦБ. Остальные поводы отказа являются незаконными и требуют разбирательства.

Что предпринять если навязывают дополнительное страхование?

Если страховщики без законных оснований отказываются страховать, то данный факт важно зафиксировать. Следует направить по почте с обязательным уведомлением после вручения заявление на заключение ОСАГО. За счет этого можно будет доказать что заявление было получено. Если отказ происходил во время личного посещения офиса организации, то это можно доказать только при помощи фото аудио или видео файлов. На них должны быть понятны обстоятельства, место и зафиксирована время и дата.

Но как правило страховщики не выдают отказов в письменной форме. Зато для того чтобы доказать факт незаконного отказа может быть достаточно посетить офис страховщиков с кем то из знакомых. В этом случае почти гарантированно нарушителям будет выписан штраф в размере пятидесяти тысяч рублей за каждый отказ. В некоторых организациях после этого начинаются строгие проверки, и размеры штрафов могут достигать полумиллиона.

При использовании видео или фото следует быть максимально осторожным. Есть риск самому понести за это наказание. На основании ст. 155 ГК использовать и показывать любое изображение человека можно только при его согласии. Это распространяется и на страховщиков. Существует вероятность, что они подадут в суд.

Что можно считать навязанной опцией

Важно уметь отличать незаконное и обыкновенные продажи в кросс. Злоупотреблением полномочий можно считать случае когда приобретения дополнительных услуг является обязательным условием, без которого компания отказывается оформить ОСАГО.

Кроме навязывания овки могут быть и другие услуги, например мойка машины или ее технический осмотр с фиксированной ценой. Если вы столкнулись с подобной проблемой и страховщики отказываются оформить страховку ОСАГО навязывая приобрести дополнительные услуги, то следует обратиться в управление РСА.