Как производится выплаты по осаго после дтп. Можно ли получить деньги за моральный ущерб

Выплаты по ОСАГО с 2017 года заменили ремонтом — такое правило вступило в силу после подписания Президентом РФ изменений в действующий ранее закон по ОСАГО. Новые поправки работают с 28.04.2017 года и относятся только к тем полисам обязательного страхования, которые были оформлены после этой даты.

До вступления закона в силу у владельцев машин был выбор — получать возмещение или делать ремонт. Теперь его нет. Если виновник в аварии оформил договор ОСАГО после 28 апреля, о денежной выплате в большинстве случаев придется забыть. Еще через шесть месяцев прямое возмещение будет актуальным даже при аварии с участием от 2-х и более авто.

Как работали старые правила?

До появления нового закона у автовладельца было два варианта возмещения:

  • Средства перечислялись автовладельцу, после чего он производил ремонт.
  • Деньги переводились напрямую СТО, а разницу за выполнение ремонта автовладелец выплачивал со своего кармана.

Как видно, за пострадавшей стороной оставалось право отказаться от ремонта на СТО и взять деньги. Этой лазейкой пользовались разные юристы, помогающие участникам ДТП отсудить положенные средства у страховой компании и таким способом получить дополнительный доход. Наличие денежных выплат приводило к появлению мошенников, которые подставляли свои авто на дорогах с целью получения денег по ОСАГО.

С вступлением в силу нового закона пространства для выбора нет, и автовладельцы вынуждены ремонтировать машину на СТО.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

​С вступлением в силу новых поправок алгоритм действий имеет следующий вид:

  • Автовладелец попадает в ДТП.
  • Машина потерпевшего направляется на СТО.
  • Страховая компания оплачивает счет за ремонт и запчасти.

Денежные выплаты отменены не для всех, а лишь для владельцев легковых машин, прошедших регистрацию в РФ и находящихся во владении граждан страны.

Главные особенности нового закона

  1. Кто производит выплаты?

В случае ДТП представитель страховой компании осматривает машину и оформляет направление на ремонт. В процессе восстановления авто применяются только новые детали. Установка запчастей, которые были в употреблении, возможно при заключении договора со страховой компанией. К слову, страховщик может не дать своего одобрения.

  1. Как производится расчет выплат?

Расходы на ремонт вычисляются по методу ЦБ, в котором учитываются разные показатели. В случае применения такого способа затраты на покраску деталей не всегда включаются в общую суммуили выкрашиваются частично.

Оплата за установленные детали производится не по квитанции из магазина, а с учетом среднестатистической информации, приведенной в специальном справочнике. Этот же подход применяется при определении расходов на услуги СТО. Если денег, выделенных страховщиком, недостаточно на ремонт, разницу придется возмещать за счет своих денег.

  1. Какие сроки ремонта установлены законом?

Направление на восстановление ТС выдается в течение 20 суток со дня принятия заявления страховщиком. Если работы планируется производить на сторонней СТО, которая не входит в перечень страховой компании, возможна задержка в выдаче направления — до месяца.

На выполнение ремонтных работ отводится 30 рабочих дней. Отсчет ведется с момента, когда транспортное средство принято СТО. Увеличение установленного срока возможно для проведения более сложного ремонта и при согласии потерпевшей стороны. В случае затягивания с ремонтом страховая компания платит неустойку.

  1. Дается ли гарантия?

Многие интересуются, предоставляет ли СТО гарантию. Если речь идет о работах по восстановлению кузова, она составляет 1 год, а на остальные виды ремонта — 6 месяцев.

  1. Куда направляется машина для ремонта?

Место восстановления автомобиля зависит от страховой компании. У каждого страховщика имеется свой перечень СТО, с которыми оформлены договора. Вариантов может быть много, но каждый раз решение принимается индивидуально. По законодательству автосервис должен находиться на расстоянии не более 50 км от места аварии или места проживания потерпевшей стороны.

Если страховая компания оплачивает эвакуатор для доставки машины до СТО, можно выбрать любой вариант из перечня. Что это значит? Если авария произошла на расстоянии 200 км от дома хозяина авто, страховщик вправе прислать эвакуатор. При этом транспорт отводитавто для ремонта на ближайший сервис или в любую другую СТО. Стоит знать, что в задачу страховой компании входит доставка авто не только до СТО, но и на прежнее место.

  1. Как поступить, если авто на гарантии?

По закону страховая компания обязана направить авто в сервис, имеющий право обслуживать машины определенной марки (это должно подтверждаться наличием соглашения с дилером или производителем). При отсутствии такой СТО в перечне авто направляется на ремонт на любом другом сервисе, предложенном страховщиком, но при условии согласия автовладельца. Если хозяин отказывается от предложенного варианта, разрешается забрать деньги.

Указанное условие работает в случае, если машина имеет возраст до 2-х лет. Это большой минус, ведь многие производители дают гарантию на 3-5 лет. Если у страховщика в перечне нет подходящих вариантов, он вправе отправить машину на любой сервис. При этом компенсация выдаваться не будет.

  1. Как определиться с СТО?

При оформлении полиса обязательного страхования автовладелец вправе указать определенный сервис, в который страховщик должен выдать направление при прямом возмещении ущерба. Чаще всего выбирать приходится из перечня страховой компании, но по договоренности допускается указание другой СТО (даже при отсутствии ее в перечне).

В случае достижения любых договоренностей последние должны фиксироваться в заявлении. При этом согласие страховой компании должно быть оформлено в письменной форме. В случае если страховщик не может оплатить работу за ремонт на оговоренном сервисе, владелец вправе требовать денежную компенсацию.

  1. Как быть в ситуации, если ремонт сделан некачественно?

Если машина была передана на СТО, которая задержало с выдачей машины или плохо выполнила поставленную задачу, владелец оформляет претензию в страховой компании с просьбой убрать имеющиеся недоделки. Если проблемы не были устранены, можно требовать компенсацию, а в случае отказа идти в суд.

  1. Когда можно получить денежную компенсацию?

Выплаты деньгами производятся в следующих случаях:

  • Автомобиль нельзя восстановить на СТО.
  • Потерпевшее лицо погибло, а родственники не хотят восстанавливать ТС.
  • Имеет место обоюдная ответственность сторон (этот факт должен быть доказан).
  • Потерпевший является инвалидом и ездит на специальном авто.
  • Страховой выплаты недостаточно для оплаты необходимого ремонта.
  • Потерпевшая в аварии сторона получила тяжкий или средний вред. При этом автовладелец отдал предпочтение денежной компенсации.
  • ЦБ не разрешил покрывать ущерб путем оплаты ремонта.
  • Страховщик и страхователь договорились, что возмещение будет выплачено в денежной форме.
  • Потерпевшее лицо отказалось от ремонта авто на СТО, у которой нет соглашении с дилером или производителем.

Можно ли получить деньги при самостоятельном ремонте?

Некоторые автовладельцы решают самостоятельно ремонтировать авто. Здесь стоит учесть, что получение денег по желанию уже невозможно. Компенсация выплачивается только в одном из перечисленных выше случаев. Самый простой путь — попробовать договориться со страховщиком о денежном возмещении. В случае отказа как-то воздействовать на страховую компанию не получится. Авто придется отдавать на ремонт и, возможно, выкладывать часть средств на запчасти.

Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины?

Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.

Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.

Что делать, если на руках имеется полис, оформленный до 28 апреля?

В этом случае можно пользоваться старым договором и при ДТП выбирать один из доступных вариантов — выплата денег или оплата ремонта. Как только срок действия полиса выйдет, важно внимательно подойти к выбору страховщика. Обратите внимание на список сервисов, с которыми работает страховая компания. Этот перечень можно найти на официальном сайте страховщика. Здесь же должна быть другая информация — адреса СТО, сроки выполнения ремонтов, а также марки обслуживаемых машин.

Перед заключением договора обратитесь в доверенную СТО и узнайте, с какими страховыми компаниями она работает. После выбирайте подходящий вариант из перечня.

В случае самостоятельной замены деталей соберите чеки на запчасти, ведь они могут потребоваться для экспертизы или судебного разбирательства. Если произойдет ДТП, проследите за правильностью оформления бумаг. Это позволит сохранить возможность прямого покрытия убытков в страховой компании.

Как быть, если вы собираетесь купить авто?

Если вы только планируете купить машину и хотите сохранить гарантию, сделайте запрос у дилера авторизованных СТО. Выберите ту компанию, которая работает с интересующим сервисным центром. В случае если страховщик виновной стороны не имеет договора с этой СТО, требуйте направления именно сюда или денежной компенсации.

Если вы покупаете подержаное авто, просите у продавца бумаги на запчасти, которые недавно им покупались. В случае приобретения дорогой машины подумайте, сможете ли вы самостоятельно доплатить разницу при ремонте авто по ОСАГО. Получить выплату, после чего сделать ремонт у друга в гараже уже не выйдет.

Как получить выплату по ОСАГО после страховой реформы, очень важно для автовладельцев. В статье далее мы рассмотрим, кто может получить деньги, а кто — только ремонт; каковы предельные суммы, выплачиваемые по ОСАГО; куда и с какими документами обращаться для получения страхового возмещения.

Лица, имеющие право на возмещение по ОСАГО

Цель страхового возмещения по ОСАГО — компенсация вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, которые пострадали от использования транспорта другими людьми. Такие лица называются потерпевшими.

В качестве потерпевшего может выступать водитель, пассажир или пешеход. При этом в случае, когда речь идет о водителях, получить выплату может только невиновный. Исключение — при обоюдной вине в ДТП, когда каждый водитель выступает в том числе и потерпевшим, поэтому имеет право на возмещение по ОСАГО.

ВАЖНО! Не обладает правом на самостоятельное получение страхового возмещения (в свою пользу) в счет ущерба, причиненного авто, лицо, использующее автомобиль на основании договора аренды или доверенности.

Рассмотрим для примера несколько типичных ситуаций и возможность получения возмещения в разных условиях:

  1. Если у виновника аварии нет полиса ОСАГО, а у потерпевшего он есть, вопрос о том, как получить выплаты по ОСАГО, сразу снимается. Ущерб должен возместить виновник — добровольно или на основании судебного решения.
  2. Если виновник не вписан в полис ОСАГО, а страховка ограниченная, пострадавший имеет право на возмещение, но сумма возмещения будет в дальнейшем взыскана страховой с виновника.
  3. Если у виновника есть полис ОСАГО, а у потерпевшего его нет по какой-либо причине (авто только что куплено, истек срок страховки и т. д.), потерпевший вправе получить возмещение.

Доступные формы страхового возмещения

Вред жизни и здоровью, а также имуществу, не являющемуся транспортом, компенсируется только деньгами. Для компенсации же вреда, причиненного автомобилям, законодательство об ОСАГО предусматривает 2 формы страхового возмещения (п. 15 ст. 12 закона «Об ОСАГО» от 25.04.2002 № 40-ФЗ):

  1. Денежную выплату.
  2. Ремонт транспортного средства.

По общему правилу собственник авто может выбрать, что он хочет получить. Это касается всех автовладельцев, кроме физических лиц — владельцев легкового транспорта. Эта категория граждан может претендовать лишь на ремонт авто, если только конкретная ситуация не подпадает под какое-нибудь исключение, сделанное законом.

ВАЖНО! В отношении машин, застрахованных до 28.04.2017, до окончания периода страхования действуют прежние правила, т. е. их собственники имеют право на деньги в любом случае.

Как получить выплату по ОСАГО после ДТП вместо ремонта

Перед обращением в страховую компанию гражданам — владельцам легковушек нужно понимать, на что можно претендовать (на деньги или ремонт), т. к. форма возмещения должна сразу же указываться в заявлении .

Ремонт таким автовладельцам будет назначен всегда, за исключением ситуаций, когда (п. 16.1 ст. 12 закона № 40-ФЗ):

  1. Не может быть выполнено хотя бы одно обязательное требование к ремонту в сервисе страховой. Таковых 3:
    • авто старше 2 лет чинятся только у официальных дилеров;
    • срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней;
    • автосервис не может находиться далее 50 км от места аварии или проживания владельца (не учитывается при транспортировке авто к месту ремонта страховщиком).

    В отсутствие этих условий при согласии автовладельца может быть назначен ремонт, при несогласии возможна только выплата (абз. 2 п. 3.1 ст. 15 закона № 40-ФЗ).

  2. В аварии виновно несколько водителей и обратившийся за возмещением не дает согласия на доплату за ремонт в сервисе страховщика.
  3. Ремонт невозможен (авто не подлежит восстановлению).
  4. Ремонт возможен, но затраты на него превысят предел выплат по ОСАГО, при этом потерпевший не согласен на доплату.
  5. Потерпевший погиб.
  6. Потерпевший получил в ДТП вред здоровью (тяжкий или средней тяжести).
  7. У потерпевшего имеется инвалидность, при этом по медицинским показаниям ему необходимо авто.
  8. При заключении договора ОСАГО был согласован конкретный сервис для ремонта, но в данный момент починить там машину нельзя.
  9. Страховщик и потерпевший заключили соглашение о выплате.
  10. Банк России отозвал у страховой право направлять потерпевших на ремонт из-за нарушений ею обязательств по обеспечению такого ремонта.

Это исчерпывающий перечень случаев, когда ремонт может или должен быть заменен выплатой. Если ваша ситуация в перечне не описана, вы можете рассчитывать только на ремонт.

Лимиты страховых выплат

За каждую аварию, в которой был причинен вред с использованием застрахованного автомобиля, страховая компания обязана выплатить каждому потерпевшему (ст. 7 закона № 40-ФЗ):

  • до 400 000 руб. за поврежденное имущество;
  • до 500 000 руб. за вред жизни и здоровью.

ВАЖНО! При оформлении ДТП по европротоколу максимальный лимит выплат составляет 50 000 руб. Требовать от страховой суммы выше этого предела в таком случае нельзя.

Что же можно сделать, если вдруг выяснится, что устранение повреждений стоит больше? Ничего. Только автовладельцы, которым установлен приоритет ремонта, смогут получить вместо него деньги. Именно поэтому следует как можно тщательнее оценивать ущерб перед оформлением ДТП без ГИБДД.

Примечание: ограничение на сумму возмещения при оформлении аварии по европротоколу не действует на территории Москвы и области, а также Санкт-Петербурга и Ленобласти, если была осуществлена видео- и/или фотофиксация всех обстоятельств аварии и повреждений.

Сумма ущерба, превышающая указанные лимиты, выплачивается виновником. Если он не делает этого добровольно, нужно обращаться в суд.

Виды ущерба, возмещаемого по обязательному автострахованию

Лица, получившие в ДТП вред здоровью, получают возмещение всех расходов, связанных с его восстановлением. Это расходы:

  • на реабилитацию;
  • лекарства;
  • посторонний уход;
  • протезирование и т. д.

В возмещение включается и сумма утраченного потерпевшим вследствие нетрудоспособности заработка.

ВАЖНО! Компенсация морального вреда по ОСАГО не выплачивается. Ее обязан выплатить виновник ДТП — добровольно (в согласованном размере) или принудительно (в размере, определенном судом).

При гибели потерпевшего выплачивается максимальная сумма. Она распределяется так:

  • 25 000 руб. выплачивается как компенсация расходов на погребение тем, кто фактически их понес;
  • 475 000 руб. получают определенные в законе родственники погибшего.

Компенсация вреда имуществу по ОСАГО не ограничивается только выплатами за ущерб машинам. Всем потерпевшим должен быть компенсирован также вред их имуществу — предметам, находящимся в авто и при них (например, испорченной одежды). Вред, причиненный наличным деньгам, ценным бумагам, предметам искусства и прочим объектам интеллектуальной собственности, в рамках ОСАГО не компенсируется.

Потерпевшие автовладельцы могут не только рассчитывать на сумму, соответствующую стоимости ремонта транспортного средства, но и требовать от страховщика возмещения расходов:

  • на эвакуацию авто с места ДТП;
  • хранение поврежденного автомобиля;
  • доставку пострадавшего в медучреждение;
  • ремонт дорожных знаков, ограждений и т. д.

Причем все это должно быть компенсировано и в случаях, когда по закону потерпевшему полагается не выплата, а ремонт.

Куда подавать заявление о страховой выплате

С потерпевшими пассажирами и пешеходами все понятно: они всегда обращаются в страховую организацию виновника ДТП. С водителями же все не так однозначно, причем обращение не в ту компанию повлечет отказ в выплате.

Сначала определяется, есть ли основания для так называемого прямого возмещения убытков, которые предполагают, что:

  • пострадали только автомобили (в количестве 2 и более);
  • все авто были застрахованы по ОСАГО;
  • ДТП произошло в результате столкновения этих машин.

Если соблюдены все перечисленные условия, потерпевший обращается в собственную страховую организацию. В противном случае обращаться нужно к страховщику виновника ДТП.

Возможна и ситуация, когда аварию оформили по европротоколу (то есть пострадали только автомобили), потерпевший получил компенсацию в своей страховой и лишь спустя некоторое время обнаружил расстройство здоровья, вызванное аварией. В этом случае он должен обращаться в страховую организацию виновника.

Действия для получения выплаты, заявление на выплату по ОСАГО: образец заполнения

Заполнение извещения об аварии должно стать первым действием после ДТП - получение выплаты по ОСАГО без этого документа невозможно. Бланки извещений выдаются при заключении договора страхования. Если водители оформляют происшествие с участием полиции, то до обращения в страховую нужно получить от сотрудников ГИБДД все документы, касающиеся аварии. Важно проследить при этом, чтобы в них было зафиксировано, кто управлял автомобилями, что явилось причиной аварии, кто нарушил правила.

Для получения выплаты нужно в срок не более 5 рабочих дней с момента ДТП подать в страховую заявление о страховом возмещении убытков или прямом (в зависимости от того, в какую страховую он обращается). К заявлению нужно приложить следующие документы (п. 3.10 положения о правилах страхования гражданской ответственности автовладельцев, утвержденного Банком России от 19.09.2014 № 431-П):

  • нотариально удостоверенную копию паспорта;
  • извещение о ДТП;
  • справку о ДТП и документы, подтверждающие возбуждение дела об административном правонарушении или отказ в возбуждении такового (если ДТП оформляла полиция);
  • реквизиты счета (если для получения выплаты выбран безналичный расчет);
  • доверенность (если заявление подписано и/или подается представителем потерпевшего);
  • документы, подтверждающие расходы на восстановление здоровья (если был причинен вред здоровью).

Заявление о страховой выплате по ОСАГО заполняется по форме, установленной в приложении 6 к положению № 431-П. С образцом его заполнения можно ознакомиться на нашем сайте.

Как происходят выплаты по ОСАГО. Оценка ущерба, сроки возмещения

Перед тем как получить выплаты по ОСАГО, нужно провести осмотр поврежденного автомобиля. Это необходимо для определения суммы выплаты или затрат на ремонт и должно быть сделано в течение 5 рабочих дней (либо в этот же срок страховщиком должно быть выдано направление на экспертизу).

Потерпевший обязан авто предоставить для осмотра и/или экспертизы, а страховщик — осмотреть. Дата осмотра определяется по согласованию. Рассмотрим возможные проблемы при этом:

  1. Страховщик не явился на осмотр. В таком случае потерпевший имеет право провести экспертизу ущерба за свой счет, после чего страховая обязана возместить расходы на нее.
  2. Потерпевший уклоняется от осмотра. В этом случае страховщик сначала согласовывает новую дату осмотра, а при повторном непредоставлении транспорта уведомляет о невозможности возмещения до тех пор, пока авто не будет осмотрено.

Экспертиза — это необязательное мероприятие. Она проводится, только если на стадии осмотра стороны придут к соглашению по поводу размера ущерба. Помимо экспертизы авто потерпевшего страховщик вправе также осмотреть авто виновника аварии в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления на возмещение.

Предельный срок перечисления выплаты или выдачи направления на ремонт — 20 календарных дней с момента обращения в страховую компанию. В случае направления на ремонт в сторонний автосервис срок выдачи увеличивается до 30 рабочих дней.

Оправданием увеличения этих сроков могут быть только неправомерные действия потерпевшего: уклонение от предоставления авто для осмотра, представление неполного комплекта документов и т. д. В иных случаях страховщик должен будет уплатить штраф в размере 1% суммы выплаты (стоимости ремонта) за каждый день просрочки.

Как видно из изложенного выше, получить именно деньги по ОСАГО возможно не всегда. При этом в любом случае для получения возмещения обязательно оформить и собрать ряд документов, правильно определить страховую компанию и не пропустить срок обращения за выплатой.

Доброго времени суток всем читателям моего автоблога!

Сегодня я расскажу вам о том, что покрывает ОСАГО в плане возмещения убытков по автогражданской ответственности.

Ущерб, нанесенный автотранспортом на дорогах, может быть разным, как и страховая выплата по нему. Бывает, что автомобилисты не знают являются ли их случаи страховыми и из-за этого они могут потерять всю или значительную часть суммы возмещения.

Закон об ОСАГО в РФ, особенно в последнее время, обновляется довольно часто – что-то туда добавляется, что-то удаляется. И это может запутать даже опытных водителей, знакомых только со старыми правилами.

Прочитав данный материал, вы защитите себя от обмана со стороны страховщиков и будете точно знать на какой объем возмещения можно рассчитывать при ДТП или других страховых случаях.

Основные принципы

Принцип первый: виновник и потерпевшие

Страхование общегражданской ответственности предусматривает возмещение вреда исключительно потерпевшим лицам. Это главный принцип ОСАГО! То есть, право на страховое возмещение имеют только пострадавшие, а не виновник.

Пострадавшими могут быть как физические, так и юридические лица, а также принадлежащее им имущество. Иными словами, автогражданка – это буквальная материальная ответственность одних лиц перед другими, через посредство страховых компаний.

Вы спросите, а для чего все это нужно, если можно самому все стребовать через суд?

Такая система разгружает судебные и другие органы власти, а также многократно повышает эффективность и оперативность самого факта возмещения. Ведь виновник зачастую не имеет средств для выплат по простому судебному решению, и пострадавшая сторона может получать их по крохам годами или не получить вообще.

Вот тут и помогает ОСАГО, быстро компенсируя весь причиненный вред или же какую-то его часть.

Принцип второй: автотранспорт и его водители

Покрытие возмещения по ОСАГО касается исключительно сферы автотранспорта и связанных с ним действий. Причем это относится только к обычным автомашинам в области их обычного использования. Например, к ОСАГО не имеют отношения некоторые категории как самого транспорта, так и целей его эксплуатации.

Мало того, сама автогражданка больше привязана не к транспортному средству (ТС), а к его водителю. Обратите внимание: именно водителю, а не собственнику. То есть, страховое возмещение производится в случае действенности страхового договора с самим водителем.

Тут все немного запутано, поэтому поясню вам на примере сложного случая возмещения.

Допустим вы виновник ДТП, имеете договор ОСАГО, но управляли чужим авто, у владельца которого свое обычное ОСАГО, и вы в него не вписаны, как водитель. Тогда потерпевшая сторона все равно получит оперативное возмещение от своей СК, или от страховщика владельца виновного авто.

А потом кто-либо из этих страховщиков уже сам взыщет уплаченные средства непосредственно с вас или с вашей страховой компании, в порядке досудебной претензии или судебного иска. Скорее всего ваша СК сразу отдаст свои деньги расплатившимся за вас страховщикам, а потом уже стребует их с вас, т. к. данный случай управления чужим транспортом она не обязана покрывать и конечный плательщик вы.

Принцип третий: использование автотранспорта

Покрытие причиненного вреда по ОСАГО касается только случаев прямого целевого использования автотранспорта. Это очень важный принцип, основанный на базовом определении возмещения вреда по автогражданской ответственности: «… при использовании ТС принадлежащего виновнику, за причиненный ущерб, включающий имущество, жизнь и здоровье потерпевшей стороны.»

То есть страховое покрытие возможно только при использовании ТС, причем только по его прямому назначению.

Страховщики подразумевают под понятием «использование автотранспорта» случаи его прямой эксплуатации в пределах дорожного движения по предназначенным для этого территориям. Что сюда входит? Это все автодороги, стоянки, места обслуживания авто и т. п.

А вот использование на автотранспорте оборудования не имеющего прямого отношения к передвижению на дорогах, и которое привело к аварии, в область прямой эксплуатации ТС не входит, соответственно и выплат не будет. Это все по нормативам ОСАГО, а не в общем понимании, конечно.

В некоторых случаях водители упорно отказываются принимать данное положение, часто идущее вразрез с логикой, что является причиной судебных тяжб. Подробнее обо всем этом рассказывается в статье о том, .

Страховые и не страховые случаи

Страховой случай

На основе указанных выше принципов, положений Гражданского кодекса и Закона об ОСАГО, а также частных обстоятельств страховыми компаниями (СК) определяются страховые случаи и объемы их покрытия.

Полный список подобных случаев довольно большой и на этот счет имеется соответствующая публикация, а полного перечня обстоятельств, приводящих к страховым случаям вообще не существует, т. к. учесть все возможные причины и следствия нельзя и по сложным вопросам СК применяются индивидуальные решения.

Но в обобщенном виде обстоятельствами страховых случаев можно считать ситуации, когда водитель, у которого есть действительная страховка, причиняет вред (жизнь, здоровье) или убыток (уничтожение или порча имущества) другим лицам вне зависимости от того, застрахованы они или нет.

Не страховые случаи

В страховании автогражданской ответственности применяются определенные ограничения, по которым страховое покрытие не распространяется на ряд случаев и обстоятельств. На этот счет существует конкретный перечень, когда страховщик освобождается от уплаты возмещения страхователю.

Причем, в данный список входят и такие обстоятельства, которые по логике должны бы покрываться страховкой, но не покрываются. Это связано с тем, что в ОСАГО объемы возмещения ограничены и не достигает особо больших сумм даже в расширенном варианте ДСАГО.

Вот перечень того, за что обычно не включается в страховое покрытие:

  • Убыток имуществу и вред здоровью виновной стороны – если нет сопутствующих дополнительных обстоятельств, наподобие групповой аварии, когда водитель может выступать одновременно виновником и пострадавшим.
  • При перемещении ТС по территории производственного участка – здесь вся ответственность ложится на предприятие.
  • Когда нанесен вред здоровью штатным работникам предприятий во время рабочей смены – тут все оплачивает работодатель, который не имеет права на регрессивное возмещение (т. е. возмещает все полностью из собственных средств).
  • При погрузочно-разгрузочном маневрировании – вне зависимости от того кому принадлежит груз и территория погрузки.
  • Когда вред или убыток причинен не непосредственно ТС, а грузом, в том числе опасным, который им перевозился – в некоторых случаях это покрывается страховкой, но только при особом указании данной возможности в договоре.
  • При использовании ТС не по его прямому назначению – сюда входят различные состязания, обучение управлению, испытательные заезды, а также передвижение по не предназначенным для этого поверхностям (например, льду) и т. п.
  • Если у пострадавшей стороны убыток классифицируется только как «возможно упущенная выгода».
  • При случаях, когда нанесен исключительно моральный ущерб.
  • Когда ТС наносит какой-либо экологический вред.
  • При нанесении вреда и убытков, связанных с т. н. обстоятельствами неодолимой силы – обычно под этим подразумевается стихия, в том числе и безо всяких ураганов/наводнений: например, банально отломившаяся под своим весом и упавшая на крышу авто крупная ветвь дерева.
  • Если был нанесен вред и убыток, связанный с различного рода движимыми и недвижимыми ценностями (антикварные, ювелирные, интеллектуальные, архитектурные, исторические и т. п.) – ну тут понятно, с ущербом такого уровня по автогражданке просто не желают связываться.
  • Некоторые страховые компании , если виновник оказался в какой-либо форме опьянения – это положение весьма спорно и часто оспариваются в суде. Действительно, если потерпевший трезв, какая разница в каком состоянии виновник?
  • Если обнаружен злой умысел, куда входит угон, частичное разворовывание, вандализм и т. д., тогда тоже ни на ремонт, ни на другие возмещения рассчитывать не приходится.

По поводу последнего пункта. У страховщиков есть очень нехорошее обобщение двух различных понятий: злого умысла и неосторожности. Например, в уголовном праве это строго разграничивается, а вот в страховом деле нет.

Обычно страховщики указывают злой умысел в перечне, но умалчивают о том, что сюда причисляется еще и неосторожность. Некоторые уточняют, что имеется в виду грубая неосторожность, но как это определяется неясно.

Действительно, большинство ДТП совершаются именно по неосторожности, в том числе и по грубой. И тем не менее выплаты производятся. Я думаю тут просто реализована скрытая возможность для СК формата «на всякий случай».

Суммы страхового покрытия

Страховые лимиты

Суммы страхового возмещения фиксированы и не зависят от региона. Интересное положение, не правда ли? Ведь с подобной уравниловки нет и в разных регионах и населенных пунктах его стоимость отличается, порой существенно.

Но тут ничего не поделать – таковы правила. По ним существуют определенные страховые лимиты, определяющие какую сумму получает пострадавшая сторона в тех или иных обстоятельствах. Эти лимиты часто изменяются в худшую или лучшую сторону.

В 2014 году действовали следующие лимиты:

  • За вред по здоровью, каждому потерпевшему полагалось по 160 тыс. руб.
  • За ущерб имуществу одному потерпевшему полагалось 120 тыс., а нескольким 160 тыс. руб. на всех.
  • Если участники ДТП решали обойтись своими силами с составлением Европротокола, то сумма возмещений не превышала 25 тыс. руб.

С 2015 г. действуют уже обновленные страховые лимиты:

  • За вред здоровью на каждого потерпевшего полагается до 500 тыс. руб. – выплаты производятся по специальным таблицам в соответствии с тяжестью травмирования.
  • За убыток по имуществу до 400 тыс. руб. на каждого потерпевшего – тут отменено распределение одного лимита на всех и теперь каждому начисляется отдельная сумма в пределах 0.4 млн и в зависимости от тяжести повреждений.
  • При составлении Европротокола потерпевшему можно рассчитывать на возмещение в 50 тыс. руб. Причем, с 2016 г. в Московской и Ленинградской областях, при наличии подтверждений по спутниковому навигатору и видеофиксации, лимит Европротокола увеличивается до серьезных 400 тыс. руб.

Уровень страхового износа

Еще следует упомянуть о таком существенном нюансе, как страховой износ.

Этот горький плод авторов закона об ОСАГО предполагает страховые выплаты не по реальным убыткам потерпевшего, а только по фактическому ущербу. То есть, страховая платит не за то, сколько стоит замена поврежденного сегмента на новый, а за то, сколько стоит родной сегмент в его неповрежденном состоянии (например, на автобарахолке).

Причем платит СК по остаточной стоимости, а ее рассчитывают для страховщиков контрактные экспертные компании, на которые было много жалоб от потерпевших в отношении предвзятости их экспертизы.

Для определения степени износа был установлен предельный процентный уровень. Ранее он составлял целых 80%! Представляете к каким мизерам при желании страховщики и их эксперты могли низвести все выплаты по «железу»?

Некоторые водители из-за этого тратились на независимую экспертизу, но с 2016 г. ее запретили проводить для ОСАГО в частном порядке, что вызвало много недовольства. Однако хорошая новость в том, что на сегодня этот уровень страхового износа таки урезали до божеских 50%.

Ну хоть что-то. Хотя в любом случае потерпевшим на какую-то выгоду при выплатах по железу сейчас рассчитывать не приходится и ДТП это всегда неприятность, так что лучше быть вдвойне внимательным: и за себя и за того парня.

  • По новым правилам, Центробанк РФ не имеет права менять базовые тарифы ОСАГО более одного раза в год. Соответственно и страховые компании имеют право только на одно годичное изменением своих тарифов.
  • Имейте в виду, что если страховщик по какой-либо причине вернул вам ваше заявление по поводу страхового возмещения, то установленный законом срок выплат (по новым правилам 20 дней) сбрасывается и начинает идти снова при подаче нового заявления. Но если возврат заявления не обоснован, то для СК может быть начислена пеня от 0.5 до 1% от суммы покрытия за каждый лишний день ожидания.
  • По новым правилам страховая компания должна провести экспертизу ТС в течение 5 дней с даты подачи заявления о покрытии убытков. Но если авто (или его останки) не будет предъявлено контрактным экспертам в срок, то заявление могут обоснованно вернуть без рассмотрения, что может затянуть сроки оплаты.
  • По новым правилам страховые выплаты обязана осуществлять страховая компания потерпевшего лица, а все регрессивные возмещения от виновника и его страховщика она обязана брать на себя, а не перелаживать эти хлопоты на своего клиента.

Заключение

Теперь вы знаете базовые принципы на основе которых происходит покрытие ущерба потерпевшим:

  • Выплаты ОСАГО производятся только потерпевшей стороне;
  • Действие страховки распространяется на ущерб, причиненный непосредственно автотранспортом;
  • Ущерб признается страховым случаем только от эксплуатируемого ТС, а не от его оборудования.

Помня их, вы правильно сориентируетесь в возможной ситуации возникновения случая страхового покрытия.

Разнообразные забавные нелепости происходят со всеми, но иногда они случаются в прямом эфире и над ними смеются миллионы! Среди таких фейлов есть свой рейтинг популярности. Посмотрите на его первую десятку и ваши собственные крутые ляпы покажутся вам детской забавой:

На этом я с вами прощаюсь. Не отказывайтесь от удобства подписки на обновления блога, жмите кнопки социальных сетей на страницах понравившихся публикаций, не скучайте и до скорых встреч!

Если вы стали участником дорожно-транспортного происшествия, то наверняка вас заинтересует, какой установлен срок выплаты по ОСАГО и какой лимит предусмотрен для нее законодательством. Особенно это актуально сейчас, в связи с принятием поправок в действующее законодательство. Пробуем разобраться…

Выплаты по ОСАГО при ДТП в 2017-2018 годах

Законодательство, касающееся обязательного страхования автогражданской ответственности, неоднократно подвергалось изменениям, в связи с этим многие автолюбители уже не понимают, каких выплат им можно ожидать по страховке, каков срок выплаты по ОСАГО и пр.

Начнем с того, что по ОСАГО выплаты при ДТП на сегодняшний день лимитированы:

  • 500 000 рублей — в случае причинения вреда здоровью и жизни пострадавших (на каждого потерпевшего);
  • 400 000 рублей — при причинении ущерба имуществу (на каждого потерпевшего);

Предусмотрены выплаты и в случае гибели потерпевшего:

  • если за компенсацией обращаются иждивенцы пострадавшего, то в качестве возмещения страховая компания осуществит выплату 475 000 рублей;
  • если захоронением будет заниматься иные лица, то получить по страховке получится не более 25 000 рублей.

Максимальные выплаты по ОСАГО 2017-2018

Разумеется, указанные выше выплаты далеко не всегда покрывают реальный ущерб от дорожно-транспортного происшествия. С 01.10.2014 в силу вступили поправки к действующему закону об ОСАГО, в соответствии с которыми лимит возмещения ущерба составляет:

  • 400 000 рублей — при компенсации вреда, нанесенного имуществу;
  • 500 000 рублей — при компенсации ущерба, причиненного жизни и здоровью.

Важно отметить, что сумма компенсации для лиц, которым был причинен вред жизни и здоровью, не будет пропорционально делиться между всеми пострадавшими, поэтому каждый из пострадавших сможет претендовать на выплату в полном объеме.

Увеличение выплат по европротоколу

Со 2 августа 2014 года увеличился максимальный размер выплат по европротоколу. Положения о том, что если все участники дорожно-транспортного происшествия согласны с определением виновника и размера причиненного ущерба и в результате аварии пострадало только имущество участников, то они могут составить схему ДТП и зафиксировать факт аварии без вызова сотрудников ГИБДД и комиссаров.

Далее, согласно законодательству, виновник уведомляет о случившемся свою страховую компанию и пострадавшему перечисляются средства (уведомить нужно не позже чем через 5 дней). При этом размер максимальной выплаты вырос с 25 000 рублей до 50 000. Эта норма действует до октября 2019 года. Важно подчеркнуть, что данное положение распространяется исключительно на договоры ОСАГО, заключенные после 2 августа 2014 года.

С 1 октября 2014 года введена в действие система так называемого безлимитного европротокола. Это означает, что при представлении сторонами полного комплекта документов и надлежащего доказательства факта совершения ДТП (фотографий, видеоматериалов, данных системы ГЛОНАСС) размер выплаты можно будет увеличить до 400 000 рублей. Данное правило также правило распространяется только на договоры страхования, заключенные после 1 октября 2014 года.

Срок выплаты по ОСАГО

На сегодняшний день действует срок предоставления выплат по ОСАГО, равный 20 дням с момента подачи документов в страховую компанию. При этом, дабы снизить количество исков по невыплатам, законодатель установил жесткие санкции за затягивание сроков принятия решения.

Если страхователь не направил вам в установленный срок (20 календарных дней, куда не включаются нерабочие праздничные дни) письмо об отказе в выплате либо не перечислил полную сумму причитающейся компенсации, за каждый день просрочки с него будет взиматься пеня. При задержке выплат такая пеня составит 1% от суммы, подлежащей выплате, при задержке решения об отказе в выплате — 0,5% за каждый день задержки.

Полезная информация

В случае если страховая компания необоснованно занизит сумму ущерба и, следовательно, компенсации, на нее может быть наложен штраф. Санкции за такое нарушение составляют 50% от суммы, подлежащей выплате по страховке.