Государственные и муниципальные финансы, как основное звено финансовой системы. Государственные и муниципальные финансы и основы их функционирования

Система финансов в целом - это совокупность различных сфер фи­нансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.

Понятие «система финансов» является раз­витием более общего понятия «финансы» в широком смысле. Каждому звену системы финансов присущи специфические формы и методы об­разования и использования денежных фондов и доходов. Например, сфера финансов предприятий обслуживает, материальное производство, создание ВВП,его распределение внутри предприятий и перераспреде­ление части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государствен­ный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государ­ства с дальнейшим перераспределением между экономическими регио­нами, отраслями, социальными группами населения.

В учебниках советского периода в структуре финансовой системы выделялись обычно две подсистемы: 1) финансы предприятий и от­раслей народного хозяйства; 2) общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала эко­номическому базису страны и проводимой финансовой политике. Рыночные реформы в России, осуществление принципиально новой " экономической и финансовой политики объективно обусловили вы­деление новых звеньев финансовой системы.

Следует подчеркнуть, что основу финансовой системы любого государства создают первичные доходы сферы финансов частных и го­сударственных предприятий, а также доходы граждан. Вся совокуп­ность этих доходов отражается в сводном балансе финансовых ресур­сов страны. В целом финансовая система России состоит из двух укрупненных подсистем: 1) государственных и муниципальных фи­нансов; 2) финансов хозяйствующих субъектов. Эти укрупненные под­системы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья), представленные на рис. 2. 1.

Бюджетная система РФ в 1991 г. претерпела коренные изменения. До этого государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР. В него кроме республиканских бюджетов входили бюджеты административно-тер­риториальных образований на территории республики. Государствен­ный бюджет СССР включал также бюджет государственного социаль­ного страхования. 48-50% всего объема ресурсов государственного бюджета концентрировалось в союзном бюджете. Соответственно на бюджеты союзных республик приходилось 52-50%, в том числе око­ло 35% сосредоточивалось в республиканских бюджетах республик и около. 15%-в местных бюджетах.

В настоящее время государственная бюджетная система России существенно изменена и включает в себя:

республиканский (федеральный) бюджет Российской Федерации;

бюджеты национально-государственных и административно-территориалъных образований (республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации/краевые, областные бюджеты, област­ной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) 1 . Современная бюджетная система России в определенной степени приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имею­щих федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России достаточно противоречива и требует серьезной дора­ботки. В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем:

I) снижение дефицита региональных и местных бюджетов за счет укрепления их доходной базы, приведение последней ваточное соот­ветствие с полномочиями бюджетов;

II) реструктуризация расходов по приоритетам;

III) создание условий для реализации принципов бюджетного феде­рализма;

IV) совершенствование механизма бюджетного регулирования;

V) усиление контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований.

Внебюджетные фонды создаются в различных государствах на определенный срок или действуют постоянно. Их появление в западных странах было связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств, необходимые в первую очередь для удовлетворения таких важнейших «общественных благ», как социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и др. Аккумуляция и использование этих средств государством производятся специфи­ческими методами. Поэтому правомерно выделение внебюджетных фондов в самостоятельное звено государственных финансов. По при­знаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы: социального назначения; межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.

В России концентрация огромных средств (почти равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаб­лении государственного финансового контроля привела к малоэффективному использованию этих средств, злоупотреблениям. В целях усиления контроля за использованием государственных финансовых ресурсов была произведена консолидация государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете Российской Федерации. Это касалось тех фондов, доходы которых формировались за счет обяза­тельных платежей предприятий и организаций. Целевая направлен­ность консолидированных фондов сохранилась. Консолидация не рас­пространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представ­ляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство вы­ступает главным образом в качестве заемщика средств, а также креди­тора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятель­ность государства как заемщика средств. Операции государства в ка­честве кредитора, т.е. когда оно представляет ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, значительно уже Тем не менее; в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратно­сти и платности получило в России широкое развитие. Необходимость государственного кредита обусловлена темпами роста государствен­ных расходов, опережающими возможности расширения собственной доходной базы. Кредит позволяет обеспечить финансирование запла­нированных расходов бюджета при его дефиците. Очевидно, что в ус­ловиях тесной взаимосвязи денежно-кредитной и финансовой поли­тики традиционное представление о системе звеньев государственных финансов должно быть расширено. В широком, современном понима­нии она должна включать и систему Центрального банка РФ.

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, - относительно само­стоятельное звено системы финансов государства. Именно в этом зве­не создается основная часть доходов, которая в последующем в резуль­тате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы (бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств государства в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий направляется на финансирование деятельности предприятий, как текущей, так и инвестиционной. В финансах хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы:

финансы коммерческих предприятий и организаций; финансы неком­мерческих организаций. Финансовые отношения этих двух групп хо­зяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с форма­ми организации предпринимательской деятельности, формирования доходов и расходов, владения имуществом, выполнения обязательств.

Наряду с рассмотрением финансовой системы как различных сфер финансовых отношений ее можно представить в институциональной форме как инфраструктуру различных финансовых институтов, осу­ществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами.

Общее управление финансами осуществляют высшие законодатель­ные органы власти - Федеральное Собрание РФ и его две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Конкретные разработки в области финансового законодательства, рассмотрения и утверждения федерального бюджета осуществляет Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Принимаемые Федеральным Собранием законы (утверждение федерального бюджета, налогового законодательства, хозяйственного законодательства) создают нормативную основу функционирования всей системы финансов и финансовой системы Россий­ской Федерации.


Рис 2.1. Подсистемы и звенья финансовой системы РФ

Государственные и муниципальные финансы и основы их функционирования.

2 основных вопроса:

2) Характеристика основных звеньев сферы государственных и муниципальных финансов.

Финансовая система (с функциональной точки зрения) представляет собой совокупность различнхы сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании денежных фондов и доходов, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система России (функциональная структура) => Финансы хозяйствующих субъектов, Домохозяйств, Государственные и муниципальные финансы.

Бюджетная система (бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды), государственный кредит .

Государственные и муниципальные финансы (публичные финансы) – это система регламентированных государством перераспределительных денежных отношений, которые связаны с формированием и использованием централизованных дененжых фондов (доходов), необходимых государству для выполнения его функций.

Что является основным звеном, а что является главным звеном финансовой системы? Главное звено – бюджетная система , это составляющая государственный и муниципальных финансов.

Какие признаки отличают ГиМФ от других составляющих финансовой системы?

Признаки ГиМФ:

1) Денежный характер отношений

2) Безэквиланентный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней. Население и хоз. субъекты участвуют в формировании бюджета в основном с помощью налогов. Здесь налоги носят характер безэквивалентный. Мы отдаем часть заработной платы в виде подоходного налога, но это не значит, что мы назад от государства получим столько же, сколько мы ему дали в виде налогов или обязательных платежей. Взамен мы не обязательно получим определенных услуг именно на эту сумму.

3) Принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением. Это долг гражданина участвовать в формировании централизованного фонда государства.

4) Отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта в его денежной форме. Это некоторое повторение того, о чем мы говорили на прошлой лекции. Сначала создается совокупный общественный продукт или ВНП, затем он распределяется, а затем уже идет его перераспределение в виде налогов, образования денежных фондов предприятий, таким образом, к государству попадают денежные средства уже после перераспределения этого первично распределенного совокупного общественного продукта

Принципы функционирования ГиМФ:

1) Единства законодательной и нормативной базы

2) Открытости и прозрачности

3) Разграничения полномочий и предметов ведения (3 уровня: федеральный, субъекта РФ, местный бюджет)

4) Целевой ориентированности

5) Экономичности и рациональности

6) Управляемости финансовыми потоками на централизованной основе

Роль ГиМФ сводится к трем решающим факторам:

1) Экономическая стабилизация (означает наличие устойчивых , возможность привлечения средств на рынке капиталов и возможность накопления ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики)

2) Адаптация к рыночным преобразованиям (заключается в том, что организация финансов должна быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться (адаптироваться) к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговый и другие денежные обязательства)

3) Стимулирование инвестиционной активности (финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций и создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов)

Функции ГиМФ:

1) Формирование централизованных фондов денежных средств

2) Использование централизованных фондов денежных средств

На организацию ГиМФ большое влияние оказывают функциональные особенности государства и организация государственного управления (уровни управления).

Если говорить о функциях, то государства наделено набором функций как некая структура, для их выполнения и существуют финансовые отношения, чтобы при их помощи сформировать фонд, бюджет, сумку, из которой денежные средства черпаются. Каковы же функции современного государства?

Финансовые функции современного государства:

1) Экономическая – вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства.

2) Управленческая – финансирование системы органов управления .

3) Оборонная – обеспечение существования нации, защита ее суверенитета, национальных границ.

4) Социальная – регулирование личных доходов граждан путем перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

Таким образом при функционировании ГиМФ возникает два тесно взаимосвязанных процесса:

1) Мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур. Этот процесс находится свое выражение в понятии «государственные доходы ».

2) Использование средств на различные государственные потребности . Соответственно, этот процесс находит свое выражение в понятии «государственные расходы ».

Государственные расходы – это часть финансовых отношений по поводу распределения и использования финансовых ресурсов на выполнение функций государства. При этом, с течением времени функции и роль государства могут меняться, соответственно, в зависимости от этого государства строит и методику (политику!) получения своих расходов. Куда оно осуществляет вложение.

Принципы построения системы государственных расходов:

1) Целевое направление средств. Когда идет речь о финансах, то слово целевое – априори . Финансы – наука о формировании, распределении фондов денежных средств. Фонд называется фондом, так как имеет целевой порядок распределения и использования (то есть строго по целевому назначению, предусмотренному в финансовых планах).

2) Безвозвратность расходования государственных ресурсов (средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении в отличие от кредитных ресурсов: поэтому есть и два понятия: бюджетные ассигнования и есть понятие государственного кредита [возвратность, срочность и платность]). Если же это бюджетные ассигнования, строительство и создание СФУ – это целевая программа , средства которой идут на строительство и создание структуры СФУ, но это не значит, что СФУ должен эти средства вернуть. Но это не значит, что нет учета и контроля в расходовании государственных средств. Организации и проекты, финансируемые из бюджета, подвергаются аудиту, использовании по назначению. Безвозвратность не значит бесконтрольность.

3) Соблюдение режима экономии (означает систему форм и методом последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата). Это то, что кратко понятие система государственных расходов, принципов, на основании которых должна строиться политика. Любым расходам должна существовать система мобилизации средств, понятие государственных доходов.

Государственные доходы – часть финансовых отношений, связанных с формированием финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства. Главный источник финансовых ресурсов государства – национальный доход (через налоги). Основными видами государственных доходов являются доходы бюджетов разных уровней и доходы внебюджетных государственных фондов тоже различных уровней (это виды). А вот методы мобилизации являются налоги, неналоговые платежи, займы и эмиссии (по крайней мере, четыре основных метода). В разные периоды времени, в зависимости от экономической ситуации в стране, соотношение может быть разное между этими методами. Использование какого-либо метода определяется рядом фактором:

2) Хозяйственная конъюнктура.

3) Экономическая и социальная ситуация.

4) Степень социальных противоречий в обществе и прочее.

Государственные дохода – это виды государственных доходов; и методы мобилизации государственных доходов.

Организация ГиМФов тесно связана с уровнями государственного управления.

Масштабы полномочий уровней управления:

1) Федеральный уровень – решение следующих общеэкономических задач:

a. Обеспечение деяетльности Презедиента и его аппарата, федеральной судебной системы

b. Национальная оборона и безопасность

c. Атомная энергетика, космос, государственные инвестиционные программы и т. д.

2) Уровень субъекта Федерации – решение тех же задач на региональном уровне

3) Муниципальный уровень

4) Регулирвоание экономических процессов

5) Размещение производительных сил

6) Повышение конкурентноспособности продукции

7) Улчучшение инфраструктуры

(Дописать выше и ниже!)

Второй вопрос: характеристика основных звеньев государственных и муниципальных финансов. Первая составляющая ГиМФ – бюджетная система.

Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета , бюджетов субек… (Бюджетный кодекс).

Любая бюджетная система – совокупность бюджетов: федеральный бюджет, бюджет субъектов Федерации, местный бюджет.

Бюджетная система РФ включает бюджеты следующих уровней:

Принципы построения бюджетной системы (определены также в основном законодательном документе: Бюджетном Кодексе РФ). Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы…

Принципы построения бюджетной системы РФ:

1) Единство бюджетной системы РФ

2) Разграничение доходов…

3) Самостоятельность бюджетов

4) Равенства бюджетных прав субъектов Федерации….

5) Полнотоы отражения доходов…

6) Сбалансированности бюджета

7) Эффективности и результативности…

8) Общего…

9) Прозрачности (принцип открытости)

10) Достоверность бюджета

12) Подведомственности расходов бюджетов

2) Социальное страхование

3) Социальное обеспечение в случае безработицы

4) Охрану здоровья и получения бесплатной медицинской помощи

Средства этих фондов находятся в государственной собственности, имеют самостоятельные источники формирования, и изъятию не подлежат. По большому счету, эти фонды изначально были в составе бюджета. Затем были выделены из состава, чтобы предать им конкретный целевой характер использования. Эти цели финансируются из фондов, по большому счету, бюджет разгружается от определенных видов расходов. Идет речь о консолидации фондов, но пока еще нет.

Третья составляющая государственных и муниципальных финансов – государственный кредит, который представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором по отношению к гражданам и юридическим лицам выступает государство. Государство может выступать в двух формах: либо кредитор, либо заемщик.

Государство => Кредитор (тогда мы говорим о государственном кредите), Заемщик (Государственный заем). При этом государственный кредит предоставляется всегда на принципах возвратности , срочности и платности.

Функции государственного кредита:

1) Перераспределительная, то есть перераспределение денежных средств в соответствии с требованиями (потребностями) экономики в целом и целесообразности поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. Привлекая свободные денежные средства, государство затем перераспределит их, берет у того, у кого есть лишние, и перераспределяет тем, кому нужно?

2) Регулирующая – в условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано, то есть, когда идет речь не о получении ассигнований, а именно в виде кредита. Ужесточаются условия использования средств, соответственно, эффективность использования выше; все, что платное, ценится больше.

3) Контрольная – контроль за целевым и рациональным использованием кредита, который выдает государство.

Основные цели государственного кредита.

Экономическое содержание государственных финансов и их структура определяются функциями государства и иерархией органов государственного управления.

В составе государственных финансов выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет свои специфические функции.

В составе государственных финансов представлены следующие звенья (рис. 3).

Рисунок 3. Звенья государственных финансов

Каждый из указанных звеньев проявляются в своей сущности, выполняют функции и имеют целевые ориентиры. В государстве нельзя игнорировать какое-либо звено государственных финансов, так как это приведет к снижению возможности государства в финансовом обеспечении различных затрат в социально-экономическом развитии общества.

Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев каждое из них имеет свою институциональную структуру. Единый комплекс финансовых операций по аккумуляции денежных средств и осуществлению государственных расходов выполняют органы государственного управления.

По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на :

  • 1)общегосударственные (республиканские, федеральные, правительственные)
  • 2)местные (муниципальные).

Благодаря такому разнообразию финансовых связей, по функциональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы как в территориальном, так и отраслевом аспектах.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные отношения. С помощью бюджетных взаимосвязей перераспределяются значительные объемы денежных средств как от хозорганов в пользу государства, так и в обратном направлении - от государства предприятиям, организациям, населению.

Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечения правопорядка, охраны границ, государственного управления, развития социальной сферы, выполнения международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой сбалансированности, поддержка единого уровня социальной защищенности населения.

Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.

Назначение внебюджетных фондов - финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных и исполнительных органов, что позволяет более оперативно использовать средства внебюджетных фондов.

В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. В международном кредите в отношения вступают иностранные государства, их компании, фирмы, а также международные и межгосударственные финансовые учреждения.

Функционирование государственного сектора основывается на наличии государственной собственности. С точки зрения классификации собственности выделяется имущество государственных юридических лиц и государственная казна (согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан) .

Имущество государственных юридических лиц является законодательно обособленным и составляет основу для функционирования финансов государственных предприятий и организаций. Особенности их деятельности изложены в разделе «Финансы хозяйствующих субъектов», так как специфика предприятий государственного сектора идентична для всех субъектов данного звена финансовой системы и подчиняется единым принципа организации.

Государственная казна разделяется на республиканскую и местную. Республиканская казна включает:

  • 1) средства республиканского бюджета;
  • 2) золотовалютные запасы государства;
  • 3) имущество исключительного права собственности государства (земля, ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы);
  • 4) необособленное имущество, относящееся к республиканской собственности. Имущество бесхозное (бесхозяйное), не востребованное собственником, конфискованное, выморочное, переданное государству по праву наследования, клады, находки, подлежащие сдаче или передаче государству - в казну - становящееся казенным.

Местная казна включает:

  • - средства местного бюджета;
  • - необособленное имущество, относящееся к коммунальной собственности.

Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляются роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.

В финансовой системе важное место принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, несмотря на проведенную в 80-х гг. приватизацию, государственная собственность сохраняет сильные позиции в экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики .

Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.

1) Экономические причины вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Функционирование государственных предприятий влияет на соотношение между отдельными отраслями материального производства, способствует изменению его структуры, стимулирует рост прогрессивных отраслей. Широкое внедрение новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы.

В этой связи особое значение приобретает развитие в рамках государства таких отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные научно-исследовательские центры и опытные предприятия; производится санирование монополистических предприятий, оказавшихся на грани банкротства; строятся новые предприятия в капиталоемких отраслях.

Государственные предприятия широко используются в качестве инструмента анти циклического и антиинфляционного регулирования.

2) Развитие вышеназванных отраслей, проведение исследовательских работ требуют крупных первоначальных капиталовложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство. В этом и заключаются финансовые причины. 3. Политические причины обусловлены развитием интернационализации, что привело к широкому участию государственных предприятий в процессах интеграции производства и капитала.

В современных условиях государственные и смешанные предприятия создают зарубежные филиалы с участием иностранного капитала, заключают лицензионные и другие соглашения по научно-техническому сотрудничеству и таким образом становятся непосредственными участниками международных экономических отношений. Многие государственные предприятия реализуют за границей значительную часть производимой продукции (это особенно характерно для Франции, которая за рубежом продает 50-60% всей продукции ряда государственных компаний) .

Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.


Введение…………………………………………………………………….4

1.1 Финансовая система государства и ее структура. Понятие и сущность государственных и муниципальных финансов……………….6

1.2 Место и значение государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства………………………………………………..9

2 Анализ места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе Российской Федерации………………………………….13

3 Тенденции развития государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации………………………………………………………….21

Заключение..................................................................................................23

Список использованной литературы…………………………………….24

Введение

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявлений, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения.

Практическая и теоретическая актуальность проблемы места государственных и муниципальных финансов в современных условиях представляется совершенно очевидной.

В практическом плане актуальность данной проблемы определяется тем, что в условиях экономической нестабильности государственные и муниципальные финансы призваны стать в руках органов власти основным инструментом государственного регулирования экономики. В настоящее время политика государства в области финансов оказалась весьма несовершенной.

Радикальные преобразования, происходящие в экономике и социальной сфере России, делают чрезвычайно актуальной задачу целенаправленного использования финансов в интересах развития страны, ее регионов и муниципальных образований. Решение данной задачи требует нахождения реальных путей усиления воздействия финансов на общественное производство, получения с их помощью высоких экономических и социально значимых результатов.

Как в самом общественном воспроизводстве при определяющем значении производства все его звенья взаимосвязаны и взаимодействуют, так и финансы в совокупности элементов экономики и их взаимодействии составляют единство этой экономики.

Целью данной курсовой работы является выявление места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства. Данная цель подразделяется на следующие задачи:

рассмотрение структуры финансовой системы государства, сущности государственных и муниципальных финансов,
определении их места и роли в финансовой системе государства;

анализ места государственных и муниципальных финансов как составляющих финансовой системы государства;

выявление направлений дальнейшего совершенствования данной
формы организации финансов.

Предметом исследования является определение места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства.

Объектом исследования являются государственные и муниципальные финансы как форма организации финансовой системы государства.

1 Государственные и муниципальные финансы

1.1 Финансовая система государства и ее структура. Понятие и сущность государственных и муниципальных финансов.

Финансовая система - система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и организаций .

Ее структура включает:

1) Государственные финансы: бюджеты различных уровней государственной власти и управления, органов местного самоуправления, бюджеты внебюджетных фондов, государственные и муниципальные займы;

2) Страхование как особая отрасль финансовых отношений, связанная с формированием целевого страхового фонда для целей реализации страховой защиты при наступлении страхового случая. Осуществляется в обязательной и добровольной формах по пяти отраслям;

3) Финансы организаций различных форм собственности. Связаны с государственными финансами денежными отношениями по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей, а также по поводу распределения бюджетных субсидий и кредитов для организаций.

Это основные элементы финансовой системы, объединяющие субъектов, владеющих финансовыми ресурсами.

Обеспечивающие элементы:

    Банковская система. В РФ включает два уровня: Банк России и коммерческие банки;

    Специализированные финансово-кредитные организации: негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, лизинговые компании и др.;

    Биржевая система включает фондовые, товарные и валютные биржи. Осуществляет перераспределение финансовых ресурсов через ценные бумаги и др.;

    Внебиржевой поток;

5) Средства технических коммуникаций.

Также можно представить финансовую систему следующим образом Рисунок 1)

Рисунок 1 - Структура финансовой системы государства

Государственные и муниципальные финансы есть совокупность регламентированных государством перераспределительных денежных отношений по формированию и использованию денежных доходов, необходимых для выполнения им важных стратегических задач.

Благодаря разному функциональному назначению звеньев государственных и муниципальных финансов , государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем .

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

1.2 Место и значение государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач. Определение места государственных и муниципальных финансов в системе финансов государства позволит впоследствии проанализировать их роль в этой системе.

Для понимания места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства необходимо четко понимать из каких звеньев они состоят. Для этого обратимся к рисунку 2 и охарактеризуем каждое из звеньев .

Рисунок 2 – Структура государственных и муниципальных финансов

Важнейшим звеном финансовой системы страны является бюджетная система, представляющая собой совокупность самостоятельных бюджетов, в основе которой лежит определенный тип экономических отношений и государственного устройства. Финансы государственных органов власти в соответствии со структурой федерального устройства государства двухуровневые. Они охватывают финансы федеральных органов власти (федеральные финансы) и финансы органов власти субъектов Федерации (региональные финансы).

Финансы муниципальных органов власти, представляющие собой низовое звено финансов властных структур, выделены в самостоятельный структурный уровень.

С учетом федерального, регионального и муниципального уровней финансовая система федеративного государства может рассматриваться как трехуровневая или трех звеньевая.

Финансы властных структур каждого уровня включают бюджет, внебюджетные фонды, кредит и финансы государственных и муниципальных предприятий соответствующего уровня подчиненности.

Строение бюджетной системы зависит от административно-территориального устройства страны и полномочий отдельных органов власти.

Бюджетную систему страны принято подразделять на уровни. Это связано с существенными различиями между органами власти, которым соответствуют эти уровни. Административно-территориальное устройство страны предполагает подчиненность одних органов власти другим и разную степень их самостоятельности в бюджетно-финансовой сфере.

1.2.1 Государственный бюджет

Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

В Бюджетном кодексе РФ 1998г. Статья 6 бюджет понимается как “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”.

Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

1. контрольная функция . Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

2. информационная функция . Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

3. институционализация общественных предпочтений . В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

Особую роль в формировании финансовой структуры государства играют публичные, или как их еще принято называть, муниципальные и государственные финансы. Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут бесперебойно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает непосредственное влияние на многочисленные сектора экономики.
Таким образом, государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для грамотного контроля, использования, распределения и формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований.


Государственные финансы занимают ведущее место в общей централизованной финансовой системе любой страны. Поэтому с экономической точки зрения государственные финансы являются необходимым средством для достижения государством своих социальных, экономических и политических функций. То есть, это своеобразный резерв денежного капитала, который необходим каждой стране для решения финансовых вопросов глобального масштаба.
Основными функциями государственных финансов являются :

– реализация общих услуг государственного назначения с учетом всех прав населения страны;

– подготовка и доведение до совершенства правовых актов, которые регулируют рыночные отношения , а также их дальнейшая реализация;

– планирование и дальнейшее осуществление внешней экономической политики страны;

– стабилизация в сфере макроэкономических и социальных процессов;

– производится финансирование различных социальных услуг, а также оказывается помощь незащищенным слоям населения государства;

– реализуются мероприятия, связанные с интеграционным процессом в международную сферу экономики, при этом в первую очередь учитываются внутренние интересы самой страны.

Важно отметить тот факт, что использование государственных финансов, или проще говоря, бюджета, производится в четком соответствии с их конечным назначением на основании закона. Поэтому резервные финансы страны невозможно использовать без юридического на то обоснования, а управление ими осуществляется лишь уполномоченными на то законодательными структурами власти.

Таким образом, общее управление государственными финансами может осуществлять глава государства, а также федеральное собрание страны. Что касается оперативного управления, то его может осуществлять специально для этого созданный госаппарат – Минфин РФ.

Государственные финансы включают в себя следующие объекты :

1. Главное звено бюджетной структуры государства – федеральный бюджет, который включает в себя такие первоочередные категории, как государственные кредиты, налоги и государственные расходы.

2. Бюджеты различных субъектов РФ начиная от обычных граждан, и, заканчивая предприятиями, ИП и прочим.

3. Внебюджетные государственные фонды, которые образуются, независимо от общего федерального бюджета, например, социальное страхование и здравоохранение.

4. А также фонды внебюджетные, которые формируются самими субъектами РФ.

Муниципальные финансы как самостоятельное звено в финансовой структуре страны

Муниципальные финансы (бюджет) необходимо рассматривать обособлено от государственного, поскольку органы самоуправления занимают отдельную нишу в общей системе государственных органов власти. Таким образом, муниципальные финансы являются неотъемлемой частью социально-экономических отношений, возникающих в результате планирования и реализации денежного бюджета при решении основных задач местного назначения.
Формирование муниципальных финансов осуществляется за счет :

– собственных финансов муниципалитета, например, за счет оплаты услуг, использование объектов собственности, принадлежавших местным органам власти;

– внутренних внебюджетных фондов;

– иных ресурсов, которые находятся в собственности конкретного муниципалитета;

– а также за счет кредитных и заемных средств.


Муниципальные финансы базируются на трех основных принципах :

1. На прозрачности деятельности и гласности.

2. На самостоятельности.

3. На финансово-материальной поддержке со стороны государства.

Таким образом, муниципальный бюджет за счет своей собственности и имущества, переданного во владение государством, является мощным инструментом, который помогает осуществлять внутреннее самоуправление с учетом нужд местного населения. При этом органы, которые являются главными представителями местной власти, могут по собственному усмотрению распоряжаться поступающими доходами..

Все воруют и воруют... пару месяцев срок отбудут и выходят. Когда это кончится не понятно. Вот мне, как налогоплательщику совершенно не хочется пополнять государственную казну, когда я вижу что ворам моих денег все сходит с рук.

  • #2

    Никогда так не будет, не будьте наивны. Если государственные финансы вам в руки отдать, то не знаю... куда они уйду. Со стороны всегда легче всех осуждать.

  • #1

    Все наши государственные и муниципальные финансы находятся в не тех руках. Потом в новостях смотришь и диву даешься. То это ушло ни туда, то это попросту украли, то еще что-то. Когда же будет порядок и уверенность в завтрашнем дне?