Что производит британия. Промышленность великобритании и ее центры

Великобритания — высокоразвитая индустриальная страна, которая в международном разделении труда выступает как поставщик промышленной продукции, банковской, судофрахтовой и другой коммерческой деятельности. Промышленность дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится более 1/3 всех занятых, 90% экспорта. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. Особенностью промышленности является ее высокий уровень развития, концентрация и монополизация. Доля промышленности в структуре ВВП (1991 г.) — 21%. По объему промышленного производства страна занимает 7-е место в мире.

В 1959 г, в Северном море были открыты месторождения природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии.

В последние годы Великобритания возобновила разработку оловянных руд.

Потребности страны в электроэнергии удовлетворяются на 80% за счет внутренних источников. В стране 8 крупных ТЭС, работающих на собственных и привозных энергоресурсах, и 14 АЭС. ГЭС играют в Англии вспомогательную роль, но в Шотландии — главную. ВЭС построены на морских побережьях. В настоящее время их работает — 18. Производство электроэнергии в 1991 г. составило 301,2 млрд. кВт.

Больше всего энергии потребляет . Почти вся сталь страны выплавляется государственной корпорацией «Бритиш стил». Угольные и железорудные бассейны, вблизи которых развиваются металлургические центры, расположены недалеко друг от друга. Главные старые центры металлургии — Глазго, Шеффилд, Бирмингем, Манчестер.

Так как большинство металлургических предприятий работает теперь на привозной руде из , металлургические центры сместились в сторону побережий — Кардифф, Мидлсбро, Барроу и др.

Британская цветная металлургия работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Великобритания — поставщик на внешний рынок цветных металлов. Главные покупатели британских цветных металлов — и . Главные районы цветной металлургии — Западный Мидленд, Южный Уэльс, Лондон и . Две огромные фирмы концентрируют 2/3 производства алюминия, это — «Алкан ивдастриз» и «Бритиш алю-миниум».

В работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Районы автомобилестроения -Западный Мидленд (Бирмингем), юго-восток Англии (Лондон, Оксфорд, Лутон) и др. В самолетостроении доминирует одна государственная крупнейшая фирма — «Бритиш эйрс-пейс». Вертолеты выпускаются фирмой «Уэстленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании «Роллс-Ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. По выпуску самолетов Великобритания уступает в зарубежном мире лишь США.

Великобритания в прошлом была крупнейшим в мире поставщиком судов. Центры — устье р. Клайд в Шотландии, Беркенхед, Белфаст, Сандерленд и др.

Продукция тяжелой электроники производится одной крупнейшей монополией — «Дженерал электрик» (Большой Лондон).

Около 1/3 продукции основной химии - серная кислота и окислы металлов. Более 4/5 продуктов дает органическая химия. 90% всей продукции основной химии контролирует транснациональный концерн «ИКИ». Центры: Фоли, Большой Лондон, Милфорд-Хейвен.

Старейшая традиционная отрасль Великобритании — текстильная промышленность. Однако с ростом текстильной промышленности в конкурирующих странах рынки сбыта британских текстильных изделий сузились. Шерстяные ткани производятся в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка — в Йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей — в Ланкашире. Шерстяные изделия британских текстильщиков высоко ценятся на внешних рынках.

На промышленность Великобритании приходится 36% ВВП. В ней занято более 35% трудового населения. Для работы используется по большей части импортируемое сырьё. Страна демонстрирует рост прогрессивных технологий в электронике, химической промышленности, точном машиностроении и застой в традиционных отраслях. Промышленность Великобритании отличается возникновением монополий в некоторых сферах производства.

Металлургическая промышленность

Металлургическая промышленность Великобритании наиболее развитая отрасль. В ней трудятся немногим менее 600 тыс. человек, более половины задействованы в чёрной металлургии. Центры производства чугуна и стали находятся в Кардиффе, Суонси и Лидсе. Качество местной руды низкое всего 33% металла. Необходимый объём сырья ввозят из Либерии, Мавритани и . После модернизации в 80-х годах XX века, для выплавки 75% стали используют кислородно-конвертерный способ. Страна находится на 8 месте в мире по выплавке стали и чугуна.

Развитию металлургии в Великобритании способствовали благоприятные факторы:

наличие запасов угля;

железная руда содержится в угольных пластах;

повсеместные залежи известняка.

Сейчас для литья стали в качестве сырья всё больше используют металлом. Отличительной чертой данного сектора производства является ориентация на экспорт. 40% продукции отправляется в другие страны.

Великобритания занимает 2 место по экспорту каолина. В перспективе добыча меди, золота и вольфрама.

Цветная металлургия страны в Европе среди первых, но не входит в число основных отраслей Великобритании. Самые стабильные показатели в производстве алюминия. Потребность в цветных металлов покрывается за счёт импорта. Центры отрасли тяготеют к портовым городам, главный район – Западный Мидленд.

Машиностроение

Ключевая роль в Великобритании принадлежит транспортному машиностроению. Удельный вес машиностроения страны равен 6,3 % от общего производства ЕС.
Автомобилестроение

Свою историю автомобильная промышленность Великобритании ведёт с 1897 г. Английские грузовые и легковые автомобили, выпускаемые на заводах British Leyland Motor Corporation, Chrysler (международная американская компания), Vauxhall и Ford, известны во всём мире.

Крупные районы автомобилестроения Британских островов – Западный Мидленд и юго-восток Англии.

Известные марки автомобилей:

AC Cars Ltd – компания, специализирующаяся на спортивных автомобилях, действует с 1908 г.

Alexander Dennis – производит автобусы.

Alvis – производит гражданские автомобили и военную технику, авиадвигатели.

Ariel Motors Ltd — занимается мелкосерийным производством спортивных автомобилей, образована в 1999г. в городе Крюкерн.

Aveling-Barford — выпускает самосвалы, дорожные катки.

Ascari Cars Ltd – производит спортивные автомобили с 1995 г., располагается в Банбери.

Bailey – производит прицепы с 1948 г.

Bentley Motors Ltd – с 1919 г. специализируется на люксовых автомобилях. С 1998 г. в составе концерна Volkswagen Group.

Bristol Cars – производит штучный товар класса «люкс» ручной сборки с 1946 г.

Caterham Cars – располагается в Катерхэме, производит спортивные автомобили с 1973 г.

Daimler Motor Company – существует с 1896 г, специализируется на производстве представительских и эксклюзивных автомобилей.

Jaguar Cars - бренд британской транснациональной автомобилестроительной компании Jaguar Land Rover с центром в пригороде Ковентри.

Land Rover – компания производит автомобили повышенной проходимости «премиум» класса с 1948. С 2008 года принадлежит индийской Tata Motors.

Lotus Cars – c 1951 г. специализируется на гоночных и спортивных машинах.

Rolls-Royce Motors – производит престижные автомобили, является подразделением Vickers.

Авиационная промышленность

Самолётостроение Великобритании одна из старейших и быстро развивающихся отраслей. Данная отрасль располагает мощной научно-технической и производственной базой. По количеству выпускаемой продукции Великобритания находится на 3 месте в Европе, после , . Около 70% занятых в отрасли предприятий малые и средние компании.

Они поставляют:

авиадвигатели;

элементы планера;

бортовое оборудование.

В авиационной промышленности занято 100 тыс. чел. и 220 тыс. задействовано в смежных отраслях:

27% — производство авиадвигателей;

29% — производство бортового оборудования;

44% — производство летательных аппаратов.

Преимущественно в данном секторе принадлежит авиакомпании British Airways, выпускающей самолёты. Вертолёты производит фирма Westland Aircraft.
Самолётостроение Великобритании на мировом рынке уступает только США и производит 20 видов машин

:
грузовые;

пассажирские

малогабаритные специализированные самолёты.

Судостроительная промышленность

Кораблестроение – одна из традиционных отраслей Великобритании. Особое внимание уделяется усилению военно-морского флота и строительству торговых судов. Так как страна находится в зависимости от поставок сырья и экспорта готовой продукции. Тем не менее, лидирующая по производству судов до 1955 г. сейчас отрасль переживает трудности. Бывшие центры Рай, Винчесли из-за обмеления моря у южных берегов Великобритании оказались на расстоянии 1,5 км. от берега. Верфи в Дувре сохранились благодаря сооружению искусственной гавани. Первая по величине в Западной Европе верфь, на острове Куш, в последние годы из-за экономического кризиса терпит убытки.

Электротехника и электроника

Электротехника в Великобритании развивается. По числу занятых рабочих в обрабатывающей промышленности занимает 2 место. Главенствующие позиции в данном секторе занимают несколько компаний:

General Electric производит трансформаторы, электромоторы, мощные генераторы, турбины.

English Electric является британским многоотраслевым промышленным конгломератом, задействован в авиастроении, машиностроении, танкостроении, радиоэлектронике, электронике, ядерной энергетики.

Associated Electrical Indastries специализируется на изготовлении генераторов, турбин, электронной и электроаппаратуры.

Электроника стала развиваться быстро, особенно это касается вычислительных технологий Один из основных районов сосредоточения предприятий данной отрасли центральная Шотландия.

Электроника и электротехника вошли в ведущие отрасли по экспорту продукции обрабатывающей промышленности.

Нефтегазовая промышленность

Более 130 нефтяных месторождений обнаружено в Северном море британского сектора это составляет треть запасов шельфа. Крупнейшие месторождение, где ведётся добыча Брент и Фортис. Всего разрабатываются около 50 месторождений. Нефтеперерабатывающая промышленность страны ориентирована на привозное сырьё.
В Северном море британской зоны найдено 80 месторождений газа, в эксплуатации находятся 37 из них. Значительная часть газа поставляется по газопроводу на дне Северного моря.

Лёгкая промышленность

В настоящее время в Великобритании идёт пересортировка значимости отраслей лёгкой промышленности. Текстильная промышленность сдаёт свои позиции. На долю бумажной полиграфической промышленности приходится 13,9%. Пищевая и табачная сфера занимает 13,8% общей доли лёгкой промышленности. Одной из основных в этом секторе стала пищевая отрасль.

Текстильная промышленность

Для Великобритании текстильная промышленность является традиционной. На начальном этапе развития промышленности данная отрасль оказала большое влияние на становление экономики страны и образование машинного производства. В ней задействовано 690 тыс. человек, основную часть составляют женщины. Центр изготовления шерстяных тканей – Западный Йоркшир. В Силсдене занимаются производством искусственного шёлка. В Ланкшире выпускают хлопчатобумажные ткани. Качество английских шерстяных тканей и изделий из них не заставит никого усомниться уже несколько столетий.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность Великобритании производит большие объёмы кондитерских изделий, шоколада, какао, хлебобулочных изделий. Большая часть хлебопекарней автоматизировано. Доход от экспорта бисквитов более 12 мил. фунтов стерлингов. 30% шоколада на мировой рынок поставляет Великобритания. В стране занимаются приготовлением фруктовых джемов, начинок для пирогов. Изготавливают ветчину и бекон. На экспорт идут свежемороженые фрукты и овощи, джин, эль и Шотландский виски.

Химическая промышленность

Химическая промышленность Великобритании относится к быстроразвивающимся отраслям. Центрами являются Бирмингем, Мидлсбро. Примерно треть продукции основной химии составляют окислы металлов и неметаллов, серная кислота. Около 30% продуктов органической химии – это этилен, синтетический каучук, пластмассы, моющие средства, растворители. Гигантский транснациональный концерн ИКИ контролирует 90% продукции основной химии.
Средние и малые предприятия производят основную часть парфюмерной продукции, красителей, пластмасс.

Производство неорганической химии сосредоточено в местах связанных с текстильной промышленностью и ресурсами соли.

Центр нефтехимической отрасли – Хамберсайд

.
Фармацевтическая отрасль достигла высокого уровня развития.
Центры химической промышленности находятся на Юго-востоке Англии, Ланкшире, Чешире.

Энергетика

Важной особенность экономики Великобритании является то, что потребности в электроэнергии обеспечиваются полностью. Тепловые электростанции производят 86% электроэнергии, атомные – 12%, гидроэлектростанции выдают 2%. Большая часть ТЭС функционируют на угле, замечена тенденция перехода на нефть. Самые крупные ТЭС расположены на р. Трент.

Территория Великобритании

Государство на Британских островах общей площадью 244,7 тыс. кв. км. Состоит из четырех историко-географических областей: Англии , Уэльса (завоеван в 1264 г.), Шотландии (присоединилась в 1707 г.), Северной Ирландии . Под контролем Великобритании остаются 15 зависимых территорий с населением менее 200 тыс. человек, в основном маленькие острова в Атлантическом океане.

Население Великобритании

61,4 млн человек (2008 г.), темпы его прироста в 2004- 2008 гг. составляли 0,6%. Ожидаемая продолжительность жизни высокая — 79,01 года (мужчины — 76,52 года, женщины — 81,63 года) (на июнь 2009 г.). Внешняя миграция положительная, так как приток превышает отток. Большая часть населения — англичане (80%), шотландцы — 15%, остальные — ирландцы, валлийцы (уэльсцы).

Государственное устройство Великобритании

Парламентская монархия . В стране нет конституции в виде основного закона, но законы, которые принимает парламент, имеют конституционное значение. Глава государства — монарх. На практике все прерогативы осуществляет кабинет министров.

Парламент состоит из палаты лордов (пожизненные и наследственные лорды — 618 человек) и палаты общин (выборный орган из 659 депутатов). Исполнительный орган — правительство. Оно формируется лидером партии, получившей на выборах наибольшее количество мест в палате общин. Правительство состоит из членов кабинета и министров, не входящих в кабинет.

Административно-территориальное деление Великобритании

Страна делится на 47 графств (7 муниципальных графств, 26 округов, 9 районов и 3 островные территории). Столица — Лондон. Другие крупные города: Бирмингем, Лидс, Ливерпуль, Глазго.

Объем , темпы экономического роста и другие статистические показатели Великобритании

Показатель

Темпы прироста. %

Численность населения, млн человек

Прирост населения

ВВП, млрд долл. США (по обменному курсу)

Рост реального ВВП (с учетом инфляции)

ВВП, млрд долл. США (по паритету покупательной способности)

Рост внутреннего спроса

ВВП на душу населения, долл. США (по рыночному обменному курсу)

Темпы инфляции

ВВП на душу населения, долл. США (по паритету покупательной способности)

Дефицит текущего баланса, % ВВП

Средний обменный курс, ф. ст./долл. США

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). % ВВП

Налогово-бюджетная сфера Велокобритании

Дефицитен.

Доходы в 2008 г. составили 1,107 трлн долл., расходы в том же году — 1,242 трлн долл.

— 47,2% ВВП.

Налоги в Великобритании в 80-е годы были значительно снижены, особенно налоги на прибыль. Корпоративный налог на прибыль крупных предприятий был снижен в январе 2008 г. с 30 до 28%. Подоходное налогообложение носит прогрессивный характер, в настоящее время сохраняются две ставки: 20% (снижено с 22% в апреле 2008 г.) и 40% (очень высокие доходы). Ставка в 10% была ликвидирована. В апреле 2010 г. планируется внедрить новую, более высокую ставку для больших доходов: 45%. Стандартная ставка НДС должна быть снижена с 17,5 до 15% до конца 2009 г. Акцизы на табак и алкоголь — одни из самых высоких в Западной Европе.

Отраслевая структура экономики Великобритании

Структура ВВП:

  • сельское хозяйство — 1,3%;
  • промышленность — 24,2%;
  • услуги — 74,5%.

В Великобритании производится порядка 3,1% общемирового ВВП. В общемировом экспорте товаров и услуг доля Великобритании составляет 4,5%, а в импорте — 5,1 %.

В промышленности Великобритании большую роль играют добывающие отрасли. Но надо заметить, что при одновременном закрытии шахт идет наращивание добычи нефти и газа на континентальном шельфе Северного моря. Нефтедобыча ведется с применением самых передовых технологий бурения на буровых платформах. British Petroleum и англо-голландская компания Royal Dutch/Shell входят в число лидеров в своем сегменте рынка. В обрабатывающей промышленности приоритетом пользуются следующие отрасли:

  • транспортное машиностроение (12,4% всего промышленного производства), где выделяются автомобилестроение (национальные компании и филиалы иностранных компаний Rover, Ford, Jaguar, Vauxhall, Honda, Nissan, Toyota), судостроение (в том числе производство судового оборудования и строительство буровых платформ), аэрокосмическая промышленность — третья в мире после США и Франции, производящая гражданские и военные самолеты (British Aerospace, Harrier, Tornado, Euro fighter), вертолеты «СиКинг» и «Линко», авиадвигатели «Роллс-Ройс», оборудование для европейского концерна Airbus Industry;
  • пищевая промышленность (12,5% всего производства), включая производство знаменитого шотландского виски, джина и молока;
  • общее машиностроение: производство сельскохозяйственной техники и станков, включая производство текстильного оборудования (Великобритания — седьмой в мире производитель в мире станков);
  • электроника и электротехника: компьютеры (включая таких производителей, как IBM и Compaq); программное обеспечение, средства телекоммуникаций (волоконная оптика, радары и т.п.); медицинское оборудование; бытовая техника;
  • химическая промышленность: фармацевтика (Великобритания — четвертый в мире производитель лекарств); агрохимия; парфюмерия; новые материалы и биотехнологии;
  • производство металлов (10,8% всего промышленного производства);
  • целлюлозно-бумажная промышленность.

Развитие современной промышленности Великобритании определяется уровнем развития высоких технологий. Великобритания обладает в Европе самым высоким научно-техническим потенциалом и занимает второе место в мире после США по числу Нобелевских премий, полученных ее учеными. Важнейшими открытиями британцев являются структура ДНК, суперпроводимость, радиоастрофизика, клонирование, озоновая дыра, компьютерная томография. Общепризнано мировое господство Великобритании в электронике и телекоммуникациях (одна только British Telecom осуществляет около тысячи научно-исследовательских открытий в год), химии (фармацевтика, новые материалы, биотехнологии), аэрокосмической промышленности (самолеты Concord, самолеты вертикального взлета и посадки, радары, системы слежения за воздушным движением).

Расходы на научно-исследовательские работы (НИОКР) составляют 1,88% ВВП в год, в том числе 31,36% всех расходов финансируется государством.

Хорошо зарекомендовала себя строительная отрасль Великобритании. Мировым признанием высокого качества построек британцев служит тот факт, что Евродиснейленд под Парижем, олимпийские объекты в Атланте, аэропорт в Гонконге построены английскими фирмами.

В то же время в Великобритании низкая квалификация рабочей силы в промышленности, однако в последние годы в связи с действием широкомасштабных государственных программ инвестирования НИОКР это положение улучшается.

Сектор услуг представлен такими отраслями, как финансы и туризм. 25% ВВП страны создает сектор финансовых услуг. В нем занято 12% людей трудоспособного возраста, а Лондон является мировым финансовым центром, одной из финансовых столиц планеты. Среди финансовых услуг следует выделить банковскую деятельность (кроме британских банков в Лондоне представлены 50 крупнейших банков мира), страхование, рынок производных финансовых инструментов (фьючерсы, опционы, глобальные депозитарные расписки), рынок облигаций (еврооблигации), валютный рынок (операции с евровалютами), финансовый лизинг, трастовые операции с зарубежными акциями, операции с драгоценными металлами. Вторая по значимости отрасль сферы услуг — туризм, здесь занято 7% трудоспособного населения, а ежегодный доход превышает 8 млрд долл. Лондон — крупнейший туристический центр мира.

В энергетике страны большую роль играет частный сектор, представленный компаниями British Petroleum, Shell, British Gaz, British Oil, Enterprise Oil.

Сельское хозяйство Великобритании высокотоварно, при этом его доля в ВВП страны самая маленькая среди развитых стран, меньше только у Германии. Великобритания обеспечивает себя продуктами питания наполовину. Основные сельскохозяйственные культуры — пшеница, овес, сахарная свекла, ячмень, пшеница. Животноводству страны был нанесен значительный ущерб из-за эпидемии губчатого энцефалита («коровье бешенство»), поразившей крупный рогатый скот. В целях безопасности была уничтожена одна треть поголовья коров.

Великобритания, как и все ведущие страны мира, обладает развитой транспортной инфраструктурой. Открытие Евротоннеля под английским каналом сделало связь Великобритании с континентом еще более устойчивой. Показательны успехи страны в развитии гражданской авиации. British Airways на сегодняшний день — одна из крупнейших авиакомпаний мира (если считать долю се участия в иностранных и английских компаниях), а лондонский аэропорт Heathrow — очень важная авиационная гавань мира.

Крупнейшие порты страны: Абердин, Белфаст, Бристоль, Кардифф, Дувр, Глазго, Гул ль, Ливерпуль, Лондон, Манчестер, Плимут, Питерхэд, Скапа Флоу, Саутгемптон, Фалмут, Тис, Тайн. Торговый флот Великобритании состоит из 155 кораблей.

Крупнейшие ТНК, малые и средние предприятия Великобритании

Развитие малых и средних предприятий в Великобритании в последние годы стимулируется государством, для них предоставляются различные налоговые льготы. Уровень развития малого и среднего предпринимательства в Великобритании находится на среднем уровне в ЕС. Так, в расчете на тысячу жителей в Великобритании 46 малых и средних предприятий (общий уровень по ЕС — 45). Вместе с тем их доля в ВВП не очень значительна (50-53%).

Британские компании являются очень крупными, и в списке 500 крупнейших компаний мира на 2007 г. их 33. Серьезная цифра, если учесть, что итальянских в этом списке — всего 10.

Крупнейшие компании Великобритании, вошедшие в список Fortune Global 500 в 2007 г.

Особенности экономической политики и основные экономические проблемы

Хотя Великобритания с 1973 г. является членом ЕЭС, она традиционно с давних пор геополитически, впрочем, и экономически, больше тяготеет к США, чем к Европе. Львиная доля английских инвестиций приходится отнюдь не на Старый Свет, а на США и страны Содружества, включая Канаду, Австралию и бывшие колонии британской короны.

Великобритания представляет собой страну с высокоразвитой, сильной и независимой экономикой. Но сегодня обращает на себя внимание несоответствие между серьезно подорванными позициями страны в промышленном производстве, международной торговле и валютной сфере, с одной стороны, и слабеющими, но все еще весьма сильными позициями в вывозе капитала, а также сохраняющейся ролью Лондона как одного из ведущих финансовых и товарно-биржевых центров — с другой стороны.

Если до начала 70-х годов XX в. Великобритания дистанцировалась от ЕС, то начиная с этого времени на фоне «развития интеграционных процессов в регионе» Великобритания начинает все теснее сотрудничать со странами Западной Европы, видя в них не конкурентов, как раньше, а взаимовыгодных партнеров. Нельзя не отметить своеобразную культуру Великобритании — обычаи и традиции британцев влияют на политику, экономику, праздники и повседневный быт англичан.

За последние 20 лет в английской экономике были проведены следующие преобразования: 1) сокращен государственный сектор (были проданы такие гиганты английской экономики, как British Telecom, British Coal); 2) снижены налоговые ставки с физических и юридических лиц; 3) проведено дерегулирование экономики (с одновременным снижением государственных расходов); 4) осуществлено некоторое ужесточение системы социального обеспечения.

Огромную роль для Великобритании сыграл приход к власти М. Тэтчер в 1979 г. Важным направлением политики повышения конкурентоспособности британской экономики и обеспечения экономического роста стало дерегулирование хозяйства. В 80-90-е годы были сняты многие административно-правовые ограничения деятельности бизнеса, упрощены процедуры регулирования. Упразднен контроль над заработной платой, ценами и дивидендами, существенному дерегулированию подвергся рынок труда. Ликвидированы сертификаты на промышленное строительство, служившие административным инструментом региональной политики. Было ослаблено регулирование сферы НИОКР. Политика дерегулирования охватила банковско-кредитную и валютную сферы. В 1979 г. был ликвидирован валютный контроль, сдерживавший движение капиталов между Великобританией и другими странами.

В результате проведения реформ неолиберального толка в Великобритании руководству этой страны в лице М. Тэтчер удалось достичь впечатляющих успехов. После стагнации конца 70-х годов XX в. через несколько лет после начала реализации реформ экономическая ситуация в стране стала улучшаться: ускорился экономический рост, снизилась безработица, уменьшилась дефицитность государственного бюджета. Впрочем, безработица в Великобритании и сейчас находится на более низком уровне, чем в среднем по ЕС. Интересен с социальной точки зрения и эффект от так называемой демуниципализации. Стремясь приобщить основные категории рабочего класса и «новых средних слоев» к собственности, правительство в 80-е годы осуществляло распродажу в частное пользование муниципального жилого фонда, причем по санкционированным из центра льготным ценам. В результате за 80-е — начато 90-х годов свыше 1,2 млн британских семей смогли выкупить дома, в которых они проживали, и стать их владельцами. Всего же благодаря этой и другим мерам 70% из 20 млн.британских семей владеют собственным домом. Не случайно популярность М. Тэтчер резко возросла.

М. Тэтчер могла бы возглавить правительство страны в нынешних условиях. Так считают 27% британцев, выяснили эксперты, проводившие опрос для газеты The Daily Telegraph. М. Тэтчер признана лучшим премьер-министром Великобритании со времен Второй мировой войны (1979-1990 гг.). Такого мнения придерживаются 34% британцев. Уинстон Черчилль (1951 — 1955 гг.) набрал 15% голосов. Еще 18% затруднились с ответом.

Экономические проблемы Великобритании

В последние годы значительно интенсифицировался приток рабочей силы в Великобританию. Иногда это порождает межэтнические столкновения. В Британии насчитывается 700 медресе, где по аналогии с христианскими воскресными школами после занятий в обычных школах обучается около 100 тыс. детей. Расширение ЕС привело и к значительному увеличению белой иммиграции.

Неравномерными были и показатели прироста населения по территории страны. В Англии, в которой проживает более 80% граждан Соединенного Королевства, темпы прироста населения в 1991-2003 гг. превысили 4%, однако если в Лондоне эта цифра была выше 8%, то количество жителей на северо-востоке региона упало на 1,8%. В Уэльсе население выросло на 2,3%, достигнув порядка 3 млн человек, в Северной Ирландии — на 5,9% (1,7 млн), а в Шотландии сократилось на 0,5% (более 5 млн). В то же время из-за внутренней миграции единственным британским регионом, теряющим население, была Англия, а из городских центров наибольшая депопуляция наблюдалась в Лондоне, из которого в 2002 г. выехало на 100 тыс. человек больше, чем въехало в столицу.

Низкая производительность труда в промышленности, несколько ниже, чем во Франции и в Германии.

Однако наиболее острой текущей проблемой для Великобритании на 2009 г. является преодоление спада, вызванного текущим мировым экономическим и финансовым кризисом. Снижение ставки рефинансирования, скупка государством неликвидных активов еще пока не дают ожидаемых результатов.

Среди достижений последних лет в Великобритании можно отмстить улучшение условий ведения малого бизнеса, упорядочение системы социальных льгот, все более растущий уровень толерантности в обществе (разрешены однополые партнерства, относительно благополучны вопросы национальных отношений), уровень демократии и зашиты прав человека в Великобритании, что может являться образцом не только для России, но и для ряда стран ЕС.

Внешнеэкономические связи Великобритании

Внешняя торговля Великобритании отличается отрицательным балансом.

Экспорт в 2008 г. составил 464,9 млрд долл., импорт — 636 млрд долл., что имело следствием ощутимый дефицит в размере 171 млрд долл.

В связи с резким скачком цен на нефть в конце XX в. и развитием месторождений североморской нефти доля полуфабрикатов в товарном экспорте Великобритании к 1999 г. достигла 86% по сравнению с 70% в 80-х годах XX в. В том же году на машины и транспортные средства приходилось 48% экспорта. В последние пять лет в экспорте Великобритании возрастает значение продукции аэрокосмической, химической и электронной промышленности, и в то же время уменьшается доля текстильных товаров.

Поданным Международного торгового центра, в последние годы на мировом рынке Великобритания была крупным поставщиком авиационного оборудования, турбореактивных двигателей, навигационного оборудования, а также предметов искусства, спиртных напитков, книг, бриллиантов.

География экспорта: страны ЕС — 56% (Германия — 12%, Франция — 10%, Нидерланды — 8%), США — 12%.

Импорт состоял из промышленных товаров (около 50% импорта), продукции машиностроения, продовольствия.

География импорта: страны ЕС — 53% (Германия — 14%, Франция — 10%, Нидерланды — 7%, Ирландия — 5%), США — 13%.

Очень высока вовлеченность в международный оборот британской электронно-вычислительной техники, за границу вывозится около 90% продукции данной отрасли. На экспорт идет свыше 70% продукции экспортной промышленности, более половины изделий приборостроения. Среди отраслей общего машиностроения с очень высокой экспортной ориентацией — тракторостроение, производство текстильного и горношахтного оборудования. Великобритания занимает одно из первых мест по экспорту вооружения.

Сдвиги в экспортной структуре внешней торговли сопровождались изменениями в ее географическом направлении. В последние десятилетия происходит «европеизация» внешнеторговых связей Великобритании. То есть доля Западной Европы в британском экспорте достигла 63% в 2005 г. по сравнению с 48% в 1999 г. Подтверждением этого факта служит сравнительная характеристика взаимной торговли товарами в Европе.

1. Сравните по карте ЭГП Германии и Великобритании. В чем заключаются выгоды ЭГП Великобритании?

Германия и Великобритания занимают выгодное ЭГП, хотя между ними есть определенные различия. ФРГ расположена на перекрестке транспортных путей, важнейшие из которых имеют широтное направление. Они кратчайшими путями из стран Западной Европы до Центральной. Особое значение для страны имеет прямой выход к Северному морю, на побережье которого есть несколько портов мирового значения (Гамбург).

Великобритания - островное государство. Она расположена на пересечении международных морских путей. ЭГП страны улучшилось после завершения строительства тоннеля, который проложен в самом узком месте пролива Ла-Манш и соединяет о. Великобританию с материком.

2. Какие факторы способствовали развитию экономики страны? Для ответа привлеките знания по географии, истории.

Великобритания - островное государство. Узловое положение на важнейших линиях судоходства и мировой торговли, проходящих через проливы Ла-Манш и Па-де-Кале, обеспечивает широкие связи с регионами мира.

Мягкая зима и нежаркое лето, значительное количество осадков позволяют выращивать все культуры умеренного пояса, хотя почвы не отличаются высоким плодородием.

Минеральные ресурсы Великобритании разнообразны (уголь, металлические руды и др.), но длительная их эксплуатация привела к исчерпанию или обеднению многих из них. «Подарком» для страны стали открытые месторождения нефти и газа в Северном море, благодаря которым Великобритания (наряду с Норвегией) превратилась в крупнейшего производителя и экспортера нефти и газа среди европейских стран.

До конца XIX в. эта страна являлась самой могущественной империей мира, родиной капитализма и наиболее ранней промышленной революции.

3. Выберите верные утверждения:

1) В Великобритании 9/10 грузооборота приходится на морской флот.

2) В структуре сельского хозяйства Великобритании преобладает растениеводство.

3) Для страны характерен низкий естественный прирост населения.

4) 90% жителей Великобритании живут в городах.

4. Чем обусловлено старение населения страны?

Старение населения страны обусловлено низкой рождаемостью.

5. Дайте характеристику одной из отраслей промышленности Великобритании (на выбор) по плану, приведенному на с. 119-120.

В самой крупной отрасли британской промышленности – машиностроении работает 25% всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Сейчас по выпуску автомобилей Великобритания занимает 8 место в мире (1296 тыс. легковых и 273 тыс. грузовых). В среднем на экспорт идет 40% продукции автомобилестроения. Великобритания – самый крупный в мире экспортер грузовых автомобилей. Некоторые марки английских машин («Лендровер», «Роллс-ройс») стали эталоном автомобилестроения. Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами «Бритиш Лейланд», заводами международной американской компании «Крайслер Ю.К.» и дочерними американскими фирмами «Воксхолл» и «Форд». Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеле). В связи с проведением правительственных мер по децентрализации промышленности три новых автомобильных завода были построены в Мерсисайде и два – в Шотландии (окрестности Глазго и Эдинбурга). Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения – самолетостроение. Доминирующая здесь фирма «Бритиш эйрспейс». Вертолеты производятся другой большой фирмой «Уэсленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках компании «Роллс-ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри и городах Шотландии. По выпуску самолетов Великобритания уступает в мире лишь США. Она выпускает около 20 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и небольшие самолеты для специальных целей. Совместно с французами был создан сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд». Известна Великобритания и своим судостроением. Судостроение отличается разнообразием и высоким качеством продукции, но англичане строят суда медленно и обходятся они очень дорого. Со стапелей британских судоверфей сходят танкеры, пассажирские лайнеры, баржи, землечерпалки, траулеры, подводные лодки, ледоколы, установки для бурения морского дна, яхты. Самый крупный центр судостроения на Британских островах – устье реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн. В Северной Ирландии на острове Куинз построена самая большая верфь в Европе. Однако в настоящее время эта отрасль британской экономики находится в кризисе.

6. Какова структура сельского хозяйства? Чем она обусловлена?

Сельское хозяйство страны - высокотоварное, специализированное, капиталистическое. Доля сельского, лесного и рыбного хозяйства в структуре ВВП (1991 г.) - 1,8%. В сельском хозяйстве занято 2% населения. Для производства сельскохозяйственной продукции используется 19 млн. га. Практически вся земля обрабатывается фермерами. Площадь земель, занимаемых одной фермой, примерно 100 га. Однако имеются и огромные сельскохозяйственные объединения, земельные угодья которых достигают 1600 га. Основная отрасль животноводства - разведение высокопродуктивного мясного и молочного скота. Животноводческая продукция дает 70% стоимости сельскохозяйственной продукции. Животноводческие районы - горные районы Уэльса, Северной Англии и Шотландии. Основная часть пахотных земель расположена в восточной части острова Великобритания, где выпадает сравнительно немного осадков, низменные и плодородные почвы. Из зерновых культур сеют овес, ячмень и пшеницу. Увеличились площади под кукурузой, Традиционная культура - картофель - распространена повсеместно. На корм скоту выращивают также кормовую свеклу и капусту. Огороды, сады и парники занимают 1,5% сельскохозяйственных земель и дают 12% стоимости сельскохозяйственной продукции. Важная отрасль растениеводства - разведение цветов - бледно-желтых нарциссов, «голландских» тюльпанов, гиацинтов и др. Рыболовство играет большую роль в экономике страны. Основные рыболовные порты расположены на восточном побережье, недалеко от которого в Северном море находится отмель Доггер-Банка, где вылавливают около 2 млн. тонн рыбы в год. Рыболовецкий флот состоит из 11 тыс. судов.

Лекция 2

2.1. Промышленность Великобритании.

2.2. Сельское хозяйство Великобритании.

2.3. Транспорт и внешние экономические связи.

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится более 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности; ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - “Империал кемикал индастриз” или ИКИ, “Юнилевер”, “Бритиш Лейланд” и “Дженерал электрик компани”, в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими, или депрессивными. Это большая часть Шотландии,

Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т, добыча неуклонно снижается. Лишь с 1970 по 1977 г. она уменьшилась со140до119 млн. т.

Тем не менее уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т угля. За ним следует Нортумберлед-Даремский и Северо-Западный.

Когда в 1959 г. в Северном море были открыты месторождения природного газа, Великобритания получила право добывать его в западной части. В 1965 г. в 70 км к востоку от Клинторпса дала газ первая скважина, которая положила начало его промышленной добыче. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона в Йоркшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1/6, потребляемой в стране энергии. Теперь почти весь газ поступает из природных источников.


Потребности страны в электрической энергии удовлетворяются полностью за счет внутренних источников. В 1975 г. 86% электроэнергии было произведено тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на р. Трент и около Лондона. В последние два десятилетия введены в действие 13 атомных электростанций, суммарная выработка которых более 30 млрд. кВт. ч. Строятся еще пять АЭС. По производству электроэнергии на АЭС Великобритания занимает первое место в Зарубежной Европе.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены в основном на Шотландском нагорье. Еще в 1930-х годах в Великобритании была создана первая электросеть (“грид”), которая имела большое значение для развития промышленности, особенно в тех районах, где не было месторождений угля. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач (“Супергрид”) с бо льшим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали, которая в 1977 г. составила соответственно 13 и 20 млн. т. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией “Бритиш стил”.

Ведущим металлургическим районом Великобритании XIX в. была “Черная страна”, расположенная на Мидлендском угольном плато, где одновременно работало 170 доменных печей. В наши дни первенство перешло к южному Уэльсу, металлургические заводы которого дают 30% всего производства чугуна и стали и обеспечивают практически всю потребность страны в листовом железе.

До 1972 г. британская автомобильная промышленность развивалась очень быстро. Ей принадлежало третье место в мире после США и ФРГ по числу выпускаемых автомобилей. Однако в последние годы темпы производства снижаются. Экономический кризис 1974-1975 гг. отбросил автомобильную промышленность Великобритании на несколько лет назад: в 1977 г. с конвейеров автозаводов сошло около 1,7 млн. автомашин, т. е. на 400 тыс. меньше, чем в 1972 г. В среднем на экспорт идет 2/5 продукции автомобилестроения. Великобритания самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки “Лендровер”. Главные покупатели английских автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами “Бритиш Лейланд”, заводами международной американской компании “Крайслер Ю. К.” и дочерними американскими фирмами “Воксхолл” и “Форд”.

По выпуску самолетов Великобритания уступает в зарубежном мире лишь США. Она выпускает около 20 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и несколько типов самолетов небольших размеров для специальных целей. Совместно с французским правительством на государственные средства создан первый в капиталистическом мире сверхзвуковой пассажирский лайнер “Конкорд”. Выпускаются и продаются различные типы ракет и суда на воздушной подушке.

Англичане говорят, что они стали судостроителями чуть ли не с момента образования Британских островов. Вплоть до 1955 г. Соединенное Королевство было крупнейшим в мире поставщиком судов, но в последующие годы на первое место вышла Япония, а Великобритания оказалась уже на пятом месте.