Статус плательщика справке 2 ндфл. Статусы плательщика в платежном поручении

В поле 101 нужно указать статус организации или предпринимателя, которые перечисляют средства в бюджет. Статус плательщика обозначается двузначным кодом в соответствии с приложением 5 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 № 107н.

Приложение № 5
к приказу Министерства финансов РФ
от 12.11.2013 № 107н

ПРАВИЛА УКАЗАНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ИДЕНТИФИЦИРУЮЩЕЙ ЛИЦО ИЛИ ОРГАН, СОСТАВИВШИЙ РАСПОРЯЖЕНИЕ О ПЕРЕВОДЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В УПЛАТУ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Даны правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ.

Информация, идентифицирующая плательщика средств, получателя средств и платеж, указываемая в распоряжениях в соответствии с приложениями № 1 - 4 к Приказу 107н, является обязательной к заполнению, а также информация, указываемая в реквизите "101 " распоряжения, которая заполняется показателем одного из следующих статусов плательщика :

С 2017 года СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ получает НАЛОГОВАЯ

Примечание : Кроме взносов на "травматизм"

С 01-01-2017 года администрировать порядок расчета и уплаты страховых взносов в ПФР, ФОМС и ФСС будет Федеральная налоговая служба.

Можно поступить и по-другому:

  • сначала повторно перечислить сумму налога, правильно указав все реквизиты в платежном поручении;
  • затем провести зачет или возврат излишне уплаченного налога по правилам, установленным статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Однако в этом случае организация (предприниматель) избежит только штрафов. Пени начислят за каждый день просрочки уплаты налога исходя из 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной суммы налога (п. 2, 3, 7 ).

Критична ошибка в коде 101 имеет в двух случаях: 1) при перечислении НДС и 2) при перечислении НДФЛ предпринимателем. В остальных случаях ошибка в коде 101 не имеет значения! Главное правильно укажите КБК и подробно распишите поле 24 "Назначение платежа", чтобы по нему было ясно, куда отнести платеж.

Пример уточнения поля 101 платежного поручения на перечисление суммы налога

Организация в качестве налогового агента по НДС 18 апреля перечислила в бюджет сумму налога в размере 5000 руб. Статус плательщика в платежном поручении был указан неправильно: вместо кода 02 (налоговый агент) был указан код 01 (налогоплательщик).

Ошибка была обнаружена 16 мая при сверке расчетов с налоговой инспекцией. Чтобы исправить ошибку, бухгалтер подготовил и направил в налоговую инспекцию заявление с просьбой уточнить реквизиты платежного поручения.

Руководителю ИФНС России № 120
по г. Москве
Н.Т. Петрову

от ООО «Гаспром»
ИНН 4308123456
КПП 430801001
ОГРН 10244567890123

Адрес (юридический и фактический):

610008, г. Киров, ул. Швецова, д. 20

ЗАЯВЛЕНИЕ о допущенной ошибке в оформлении платежного поручения

г. Киров. . . . . . . . . . . . . . . . . 16.05.2019

В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ ООО «Гаспром» просит принять решение об уточнении платежа.

В поле 101 платежного поручения от 18 апреля 2019 г. № 415 на перечисление налога на добавленную стоимость (КБК – 18210301000011000110) в сумме 5000 (Пять тысяч) руб. был неверно указан статус плательщика – 01 (налогоплательщик).

Правильный статус плательщика – 02 (налоговый агент).

Эта ошибка не повлекла за собой неперечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.


  • Приведен бланк заявления, который подается в налоговую для уточнения ошибочно проведенного платежа по налогам.
  • Форма и порядок заполнения справки по форме 2-НДФЛ утверждены приказом ФНС России от 30.10.15 № ММВ-7-11/485@ . Согласно этому документу, в поле «Статус налогоплательщика» указывается код статуса налогоплательщика:

    • 1 — если налогоплательщик является налоговым резидентом РФ;
    • 2 — если налогоплательщик не является налоговым резидентом РФ;
    • 3 — если налогоплательщик является высококвалифицированным специалистом, но не является налоговым резидентом РФ;
    • 4 — если налогоплательщик является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (член экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ), но не является налоговым резидентом РФ;
    • 5 — если налогоплательщик — иностранный гражданин (лицо без гражданства) признан беженцем либо получил временное убежище на территории РФ, и не является налоговым резидентом РФ;
    • 6 — если налогоплательщик — иностранный гражданин, осуществляет трудовую деятельность по найму в РФ на основании патента.

    В Минфине отмечают, что налоговый статус физического лица устанавливается на каждую дату выплаты дохода. Однако окончательный налоговый статус определяется по окончании налогового периода (календарного года). Поэтому при заполнении формы 2-НДФЛ в поле «Статус налогоплательщика» указывается та цифра, которая соответствует налоговому статусу налогоплательщика по окончании налогового периода.

    Кроме того, специалисты Минфина обратили внимание на следующее:

    • в поле «Сумма дохода» раздела 3 формы 2-НДФЛ отражается вся сумма начисленного и фактически полученного дохода независимо от применявшейся налоговым агентом налоговой ставки при удержании исчисленных сумм налога при каждой выплате дохода;
    • в поле «Сумма налога исчисленная» раздела 5 формы 2-НДФЛ указывается сумма налога, исчисленная в соответствии с окончательным налоговым статусом налогоплательщика;
    • в поле «Сумма налога удержанная» раздела 5 формы 2-НДФЛ указывается общая сумма налога, фактически удержанная налоговым агентом исходя из налогового статуса налогоплательщика, определяемого при каждой выплате дохода.

    Отметим, что многие системы для подготовки и отправки отчетности через интернет перед отправкой проверяют отчет на контрольные соотношения, которые инспекция использует при приеме отчетности. При этом в веб-сервисах (например, «Контур.Экстерне») все актуальные контрольные соотношения устанавливаются автоматически, без участия пользователя. Если данные, которые ввел налогоплательщик, не соответствуют контрольным соотношениям, система обязательно предупредит его об этом и подскажет, как можно исправить ошибки.

    Справка о доходах (2-НДФЛ) требуется в инстанциях, для которых нужно подтвердить финансовое благополучие гражданина, наличие у него места постоянного трудоустройства в течение полугода (или более), предоставить информацию о личных данных физического лица. Ее часто предъявляют в банки при взятии кредита, в компании при приеме нового сотрудника на работу. Чтобы документ считался оформленным по всем правилам и полностью легитимным, важно правильно указать статус налогоплательщика в 2-НДФЛ.

    Согласно нормам статьи 23 НК РФ, налогоплательщиком по подоходному налогу называют лицо, которое получает на территории России или за ее границами доходы в виде заработной платы, процентов или дивидендов.

    К числу источников дохода, подпадающих по НДФЛ, относится:

    • оклад, выплачиваемый компанией-нанимателем;
    • поступления от оказания услуг и выполнения работ в рамках гражданско-правовых договоров;
    • сдача имущества в аренду;
    • доход физических лиц от приобретенных ими ценных бумаг.
    1. Резиденты России – лица, которые фактически находятся на территории страны не менее 183 дней за последние 12 месяцев. Этот промежуток времени не прерывают выезды для получения медицинских и образовательных услуг в других государствах, если их длительность не превышает полугода.
    2. Военные, которые проходят службу за границей, работники органов государственной и муниципальной власти, трудящиеся за пределами РФ.
    3. Нерезиденты, которые получают доход из источников, находящихся в границах России.

    Разбиение налогоплательщиков на три группы, выделяемые НК РФ, необходимо для определения ставки подоходного налога, подходящей к каждому конкретному случаю. Фактически, статус налогоплательщика, указанный в справке 2-НДФЛ, указывает на принадлежность лица к категории резидентов или нерезидентов. Первые перечисляют в бюджет 13% получаемого дохода, вторые – 30%.

    Согласно нормам налогового законодательства, предоставлять справку могут:

    • Сами налогоплательщики – в потребовавшие ее инстанции (в банк или микрофинансовую организацию для получения ссуды, новому работодателю и т.д.).
    • Компании, выполняющие роль налоговых агентов, – исключительно в «свою» ИФНС в рамках отчета о выполнении обязательств по удержанию и перечислению в государственную казну сумм подоходного налога за нанимаемых сотрудников, подаваемого в конце календарного года.

    НК РФ ограничивает перечень организаций, имеющих право подавать 2-НДФЛ работников в контролирующие органы, двумя категориями:

    • резиденты РФ – компании, ИП, адвокаты и нотариусы;
    • иностранные структуры, имеющие представительства на территории России.

    Чтобы у налоговой инспекции и других органов не возникло вопросов по поводу содержания справки, важно учесть все тонкости ее заполнения.

    Налогоплательщик 2-НДФЛ: виды статуса

    Справочник статусов, проставляемых в поле документа №2.3, утвержден приказом ФНС РФ ММВ-7-3/611. В этом документе выделено шесть возможных вариантов, действующих в 2016 году, среди которых следует выбрать бухгалтеру организации:

    • Статус №1

    Используется для сотрудников, которые имеют по состоянию на 31.12 текущего года статус резидента. Они фактически находились в границах РФ не менее 183 дней в течение последних 12 календарных месяцев.

    • Статус №2

    Используется для лиц, которые являются нерезидентами, но извлекают доход из источников, расположенных на российской территории. Чтобы доказать факт нерезидентства, сотрудник должен предоставить организации-нанимателю надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие его право находиться в России: визу, вид на жительство, миграционную карту и т.д.

    • Статус №3

    К нему относятся лица-нерезиденты, исключаемые из статуса №2 по причине принадлежности к категории высококвалифицированных специалистов. Критерии отнесения человека к этому статусу приведены в 115-ФЗ. Это работник, имеющий навыки, достижения и (или) опыт в конкретной сфере, если условия его трудоустройства соответствуют следующим требованиям:

    • зарплата от 83 500 руб. для ученых и преподавателей;
    • оклад от 58 500 руб. для сотрудников технико-внедренческих СЭЗ;
    • оклад от 1 000 000 руб. для специалистов, приглашенных для работы на территории медицинского кластера;
    • зарплата от 83 500 руб. для высококвалифицированных иностранцев, которые трудятся в Крыму и Севастополе;
    • оклад от 67 000 руб. для иных категорий иностранцев.

    Для участников проекта «Сколково» зарплатный минимум законодательно не установлен.

    • Статус №4

    Лица, входящие в программу по переселению в РФ соотечественников и не имеющие статуса резидента. Данный государственный проект реализуется с целью, чтобы российские эмигранты и их потомки, проживающие в постсоветских республиках, могли беспрепятственно вернуться на историческую родину.

    • Статус №5

    К нему относятся лица, официально входящие в категорию беженцев (вынужденных переселенцев). Это нерезиденты, для которых используется льготная налоговая ставка – 13%.

    • Статус №6

    В эту категорию входят иностранные граждане, которые трудятся в России на основании приобретенного патента. Это документ, заменяющий разрешение на работу для выходцев из стран, с которыми у России действует безвизовый режим. Покупка патента фактически означает уплату НДФЛ авансом на определенный срок: от одного месяца до года.

    Разделение лиц, получающих доходы в РФ, на шесть категорий, логически оправдано. Оно позволяет налоговым органам и иным структурам без проблем определить ставку подоходного налога, применимую в конкретном случае.

    Например, статус налогоплательщика 1 в справке 2-НДФЛ красноречиво указывает, что из дохода специалиста должно быть удержано 13%. Статус 2 говорит о том, что заработная плата нерезидента будет облагаться по ставке 30%.

    Корректное заполнение справки имеет высокую важность для сотрудника и работодателя. Одной ошибки или неточности достаточно, чтобы первому отказали в приеме отчета в ИФНС, а второму – в кредитовании или начислении пособия по безработице. Чтобы избежать проблем с контролирующими инстанциями, необходимо прописывать статус налогоплательщика правильно.

    Как заполнять графу «статус налогоплательщика» в справке 2-НДФЛ?
    Не слишком четко и ясно сформулированный пункт в этой форме касательно статуса налогоплательщика иной раз способен вызвать недоумение, а что же именно там следует указать. Однако на самом деле эта часть справки заполняется весьма просто.

    Статус налогоплательщика в справке 2-НДФЛ, п. 2.3, означает налоговое резидентство лица, обязанного заплатить НДФЛ, в Российской Федерации. При заполнении справки используются коды «1», «2» или «3», что означает следующее:

    • – код «1» ставится в том случае, если лицо является налоговым резидентом Российской Федерации
    • – код «2» используется для налогоплательщиков, не относящихся к налоговым резидентам Российской Федерации
    • – код «3» обозначает случаи, когда плательщик не является налоговым резидентом Российской Федерации, но признается высококвалифицированным специалистом в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

    Статус налогоплательщика «1» в справке 2-НДФЛ

    Критерий определения налогового резидентства России установлен п. 2 ст. 207 НК РФ. Налоговыми резидентами являются те лица, которые находятся на территории России не менее 183 календарных дней в течение последних 12 месяцев. Существует несколько нюансов при определении этих временных промежутков. Во-первых, указанные 12 месяцев не должны соответствовать календарным месяцам и годам. Этот срок начнется в день, когда лицо окажется на территории России, и закончится ровно в тот же день следующего года. Во-вторых, необходимые для налогового резидентства 183 дня не обязательно должны быть последовательными и течь непрерывно, то есть, налогоплательщик может в течение 12 месяцев выезжать за пределы РФ. При этом выезды за рубеж в целях обучения или лечения засчитываются в указанные 183 дня, пусть даже лицо фактически и не находится в России.