Социально- экономическое развитие россии на современном этапе. Развитие российской экономики в начале xxi в

По-разному можно оценивать влияние политики реформ (технократический и монетаристский подходы) и конкретно «рефор-мационной составляющей» как фактора сокращения ВВП, однако несомненно, что процесс трансформации российской экономики оказался более болезненным и продолжительным, чем предполагалось в начале преобразований . Проблема обеспечения выхода экономики на траекторию стабильного развития, роста, основанного на инновации и сопровождающегося повышением благосостояния граждан, к началу XXI в. оставалась не решенной.

Основное содержание политико-экономической дискуссии начала 2000-х гг. - выбор между сокращением доли государственных расходов в ВВП и улучшением качества экономических институтов. Это были альтернативы, но не антиподы: улучшение экономических институтов может создать условия для сокращения государственных расходов, но сокращение их доли в ВВП требует улучшения качества институтов. Дискуссия была острой .

В 2000 г. была разработана так называемая программа Грефа («Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. Концепция»), В центре внимания оказались:

  • реформа власти законодательной, судебной, исполнительной, правоохранительной систем;
  • реформы в социальной сфере: пенсионная, здравоохранения, образования, жилищная, трудовых отношений;
  • дерегулирование экономики: создание наиболее благоприятных условий для предпринимательства, включая защиту прав собственности, равенство условий конкуренции, реформа налоговой системы и т.д.

В рамках реализации Стратегии в целом успешно проведена налоговая реформа, приняты Трудовой и Земельный кодексы, проведены монетизация льгот и реформы государственной службы, завершился переход на систему единого государственного экзамена. Вместе с тем коррупция остается бичом российской экономики. По оценкам международной организации Transparency International , в 2011 г. Россия занимала 143-е место из 182 возможных в рейтинге стран по уровню коррупции и 1-е место по уровню взяточничества экспортных компаний за рубежом (Bribe Pavers Index) .

В целом, согласно экспертным оценкам Центра стратегических разработок, уровень выполнения «программы Грефа» на начало 2010 г. составил примерно 36% .

С 2003 г. государство начинает действенно увеличивать свое присутствие в экономике. С 2004 г. начинается процесс создания государственных корпораций (ГК): «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме госкорпораций созданы Банк развития (бывший ВЭБ), «Агентство по страхованию вкладов», «Автодор». Увеличивается число государственных предприятии в форме ОАО, объединяющих в себе целые отрасли, - «Объединенная авиастроительная корпорация», «Объединенная судостроительная корпорация». Растут собственность и доля рынка, контролируемая государственными предприятиями, в стратегических отраслях, в том числе в ТЭК .

Вместе с тем экспансия государства, вытеснение частного бизнеса не сопровождается собственно структурными сдвигами в экономике. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3-0,5%, в то время как доля США - 36%, Японии - 30%, Германии - 17%. Доля инновационно-активных предприятий в российской промышленности (9,4% в 2007 г.) в несколько раз ниже, чем в развитых странах, результаты инновационного процесса характеризуются существенной неэффективностью. Так, доля высокотехнологичной продукции в экспорте не превышает 4-5%, в то время как для Китая этот показатель составляет 22,4%, Южной Кореи - 38,4%Г Государственные проекты (и проекты на основе частно-государственного партнерства, например, отечественный аналог Силиконовой долины инновационный центр «Сколково») пока не дают адекватной отдачи.

С 2004 г. решающее влияние на развитие финансовой ситуации в России оказывала конъюнктура нефтяного рынка. Доходы от экспорта энергоносителей составляли в 2000-е гг. более трети поступлений федерального бюджета РФ. Мировые цены на энергоносители приблизились к аномально высоким значениям 1970-х - начала 1980-х гг.

Восстановление экономического роста, успешная налоговая реформа 2000-2002 гг. обеспечили высокие темпы роста доходов бюджета. Вместе с тем важным элементом экономической политики во время первого срока президентства В. В. Путина оставалось увеличение профицита бюджета и пополнение валютных резервов, что позволило, в частности, успешно справиться с решением так называемой «Проблемы 2003» - на 2003 г. выпал пик выплат по внешнему долгу (по займам СССР и России, а также процентов по ним).

Однако с 2005-2006 гг. государственные расходы начали быстро расти. С 2006 г. начинается реализация приоритетных национальных проектов, нацеленных на «увеличение инвестиций в человека»: «Здравоохранение», «Образование», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса». Принимается решение о государственных выплатах на второго и каждого последующего ребенка (так называемый материнский капитал). Расширяются государственные инвестиционные программы.

Обсуждение проблем, связанных с созданием Стабилизационного фонда, сглаживающего влияние нефтяных цен на государственный бюджет, в России началось в 2001-2002 гг., хотя в то время цены на нефть еще не вышли на аномально высокие уровни. Фонд был призван способствовать стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта нефтяных товаров. Стабилизационный фонд был создан в 2004 г. По расчетам Министерства финансов, при использовании доходов Стабилизационного фонда на финансирование государственного бюджета инфляция в 2004 г. составила бы 16%, в 2005 г. - 20%.

Ситуация в социальной сфере оставалась тревожной. Монетизация льгот в большинстве случаев не привела к повышению эффективности (в том числе повышению адресности) и качества социального обслуживания населения.

В течение 2000-х гг. продолжала нарастать дифференциация в доходах (табл. 18.12). Основые показатели социально-экономического развития в этот период были следующими (табл. 18.13).

Таблица 18.12

Разница между денежными доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан (раз)

Коэффициент дифференциации и доходов

Источник: Росстат.

Несмотря на намечающуюся тенденцию к улучшению демографических показателей (сокращению разрыва с развитыми странами в ожидаемой продолжительности жизни, стабилизации численности населения, снижению коэффициента смертности и повышению рождаемости), ситуация в этой сфере остается сложной (табл. 18.14).

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации

  • (основные макроэкономические показатели)

Показатель

ВВП, млрд руб.

ВВП на душу населения, тыс. руб.

ВВП, в % к предыдущему году

Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году

Индекс производства продукции сельского хозяйства, в % к предыдущему году

Индекс потребительских цен, к декабрю предыдущего года, %

Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета, в % к ВВП

Демографическая ситуация

Показатель

Численность населения (на конец года), млн чел.

В % к предыдущему году

Ожидаемая продолжительность жизни

при рождении, число лет

Все население

Общий коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения)

Общий коэффициент смертности (на 1000 человек населения)

Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс. чел.

До середины 1999 г. Владимир Владимирович Путин был мало известен широкой публике. К настоящему времени он является действующим Президентом РФ, переизбранным на второй срок в марте 2004 г.

Владимир Путин родился в 1952 г. в простой семье. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. С 1975 г. служил в органах государственной безопасности. С 1990 г. работал помощником ректора ЛГУ по международным вопросам, затем советником председателя Ленинградского совета народных депутатов. С 1991 г. - председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. В 1994-1996 гг. - первый заместитель председателя правительства Санкт-Пе­тербурга. Мэром Санкт-Петербурга в 1991-1996 гг. был профессор, доктор юридических наук Анатолий Александрович Собчак, заметная фигура в период «перестройки», один из создателей Движения демократических реформ, участник подготовки новой российской Конституции, инициатор переименования Ленинграда в Санкт-Петербург, автор ряда книг. После поражения А. А. Собчака на выборах мэра в 1996 г. В. В. Путин в 1996- 1998 гг. работал в Администрации Президента РФ. В июле 1998 г. он был назначен директором Федеральной службы безопасности РФ. В августе 1999 г. II Государственная дума по представлению президента Б. Н. Ельцина утвердила кандидатуру В. В. Путина на посту Председателя Правительства РФ.

В. В. Путин на посту премьер-министра основное внимание уделил антитер­рористической операции в Дагестане и Чечне. Захват заложников, неконтролируемая и непредсказуемая ситуация в Чечне, гибель мирных жителей в результате нападения на г. Буденновск, а также взрывы домов в Москве и других городах (погибло более 1,5 тыс. ни в чем не повинных людей) и многое другое в глазах значительной части населения оправдывало жесткую позицию нового главы правительства.

На выборах в III Государственную думу, проходивших 19 декабря 1999 г., значительного успеха добилось избирательное объединение «Единство», которое сложилось лишь в октябре 1999 г. «в поддержку Путина» (лидер - С. Г. Шойгу, министр по чрезвычайным ситуациям). В Думу также вошли КПРФ, «Яблоко», ЛДПР. Радикальные демократы смогли добиться успеха, провели в Думу членов Союза правых сил (СПС) (Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада, С. В. Кириенко). Новым объединением центристского типа стало «Отечество - вся Россия». Его возглавили недавний премьер Е. М. Примаков, мэр Москвы Ю. М. Лужков и губернатор Санкт-Петербурга В. В. Яковлев.

Согласно Конституции эти обязанности наряду с премьерскими функциями стал совмещать В. В. Путин.

На пост главы правительства был назначен М. М. Касьянов.

За время «реформ» производительность труда в российской промышленности упала более чем наполовину. Тем не менее правительство не допускало банкротства неэффективных предприятий, число которых достигло 70%. Работники таких предприятий подолгу не получали зарплаты, удовлетворяясь разовыми подачками. Сохранялась искусственная занятость. В безработных пребывало 10-15% трудоспособного населения страны. Так называемый «децильный коэффициент», или соотношение доходов 10% наиболее благополучных граждан и 10% имеющих низшие доходы, вырос до соотношения 20 к 1. В советское время, по большинству источников, «децильный коэффициент» не превышал 4,5 к 1.

В стране в 1990-е гг. сформировался новый правящий класс. В эту группу вошла значительная часть прежней советской номенклатуры. Бывшие партийные, комсомольские, хозяйственные руководители в результате номенклатурной приватизации превратились в крупных бизнесменов, банкиров, олигархов, губернаторов, мэров, депутатов и т. д. Компанию им составили выходцы из мира торговли, криминала, верхов интеллигенции. Меньшая часть бывших советских людей, сумевших приспособиться к новым рыночным и социально-политическим условиям, стала постепенно превращаться в «средний класс», который в западных странах составляет большинство. Это предприниматели средней руки, часть фермеров, работники государственных учреждений, преуспевающих промышленных предприятий (газовики и нефтяники, энергетики, железнодорожники и др.). Подавляющее большинство рабочих, колхозников, работников совхозов, рядовой интеллигенции, женщин, молодежи, пенсионеров оказалось выбитым из прежнего уклада жизни и на протяжении 1990-х гг. мучительно пыталось выжить, приспособиться, найти свое место в жизни.

За 1990-е it., по официальным данным, население России сократилось со 150 млн до 146 млн человек. Дело в том, что смертность превысила рождаемость. Приток беженцев из бывших союзных республик не восполнял естественную убыль насе­ления. Демографы заговорили о депопуляции, вырождении россиян, прежде всего русского народа. Если в 1970-х гг. много говорили об акселерации, об ускорении роста и полового созревания молодого поколения, то в 1990-х гг. заговорили о де-целерации, об ухудшении показателей физического развития молодежи, особенно мужской. Огромный размах приобрели алкоголизм, наркомания, заболеваемость СПИДом, туберкулезом и другими опасными болезнями.

Разумеется, в жизни многих россиян, особенно в Москве, Петербурге, других крупных городах, произошло немало приятных перемен. Исчезли очереди, понятие товарного дефицита. Возникли тысячи магазинов, пунктов торговли на любой вкус и кошелек, переполненные продовольственными и промышленными товара­ми. Появились реальные возможности купить автомобиль, телевизор, холодильник, стиральную машину, компьютер, видеокамеру иностранного производства, съездить за границу, улучшить жилищные условия, получить образование за рубежом. Развились новые формы развлечений, разнообразные услуги. Многие продавцы, работники сферы обслуживания стали внимательными и вежливыми.

В. В. Путин за первые годы президентства сосредоточил внимание на укреплении государства и скорректировал осуществление экономических реформ.

Летом 2000 г. началась административная реформа. Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включившие в свой состав сохраненные 89 регионов. Во главе каждого округа президент поставил своих полномочных представителей, среди которых первоначально преобладали генералы. На полномочных представителей легла задача координации деятельности местных органов власти с усилиями федерального правительства, контроль за бюджетным финансированием. Была проведена большая работа по приведению в соответствие местного законодательства с федеральным.

С 2002 г. изменился состав Совета Федерации. Из него были выведены губернаторы и главы администраций. Губернаторы образовали новый совещательный орган при Президенте России - Государственный совет. А в Совет Федерации - верхнюю палату Федерального собрания - вошли по два представителя от 89 регионов России -’ от законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов.

В экономической области началась налоговая реформа. Вместо существовав­шего прогрессивного налога, достигавшего 30%, вводился единый социальный налог с физических лиц в размере 13%. Одновременно отменялись различные налоговые льготы.

В первый президентский срок Путина регулярно повышалась заработная плата работникам бюджетных организаций и предприятий, увеличился минимальный размер оплаты труда и соответственно стипендии студентов, повысился прожиточный минимум на душу населения, а также оклады военнослужащих и размеры пенсий.

С 2001 г. началось постепенное проведение военной реформы. Среди ее задач: постепенное сокращение численности Вооруженных сил России на 20%, перевод ряда воинских частей на контрактную основу. С 2004 г. начал действовать механизм оформления альтернативной службы.

В 2001 г. были утверждены Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации.

Критики Путина обращали внимание на то, что рост доходов населения отставал от темпов роста инфляции и платы за коммунальные услуги. От снижения налоговых ставок, по мнению аналитиков, выиграли только богатые. Путину постоянно вспоминали его «кэгэбэшное» прошлое и обвиняли в стремлении установить жесткий контроль над средствами массовой информации, региональными органами власти через полномочных представителей.

Оценку Путину фактически выставили избиратели. Если в марте 2000 г. за него проголосовало 52% избирателей, то в марте 2004 г. Путин получил более 70% голосов российских избирателей. Абсолютное большинство на выборах в IV Государственную думу в декабре 2003 г. завоевала партия «Единая Россия», которую В. В. Путин однозначно поддержал. В стране возникла новая политическая ситуа­ция: президент, парламентское большинство и правительство принадлежат к одной «команде».

РОССИЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Экономическое развитие

В экономическом плане начало нового века оказалось намного благоприятнее последнего десятилетия века ХХ. Главное – прекратилось падение производства и наметился устойчивый его подъем. Рост производства означает возможность повышения уровня жизни и благосостояния граждан, решения важных социальных проблем. Руководство страны поставило задачу увеличить объем внутреннего производства (валового внутреннего продукта – ВВП) за 10 лет, т. е. к 2010 г., в два раза. Но для достижения этой цели стало ясно, что темпы роста необходимо увеличить с 7 процентов в год (за 2002–2004 гг.), по крайней мере, до 8–9. Однако для такого увеличения нужно решить ряд проблем, устранить препятствия, которые стоят на пути бизнеса, обеспечить приток иностранного капитала .

Главный источник беспокойства за наше ближайшее будущее заключается в том, что экономический рост во многом опирается на высокие цены на нефть. Но всем понятно, что раньше или позже они неизбежно понизятся. Еще никто не забыл кризис 1998 г., который как раз и был связан с подобным падением цен. Учитывая его уроки, было решено часть выручки от налогов на нефть направлять в так называемый стабилизационный фонд . Он должен использоваться, если цены на нефть упадут, чтобы правительство имело резерв для устранения наиболее серьезных проблем в бюджете. Тем не менее, если страна не избавится от зависимости от колебаний нефтяных цен, развиваться устойчиво она не сможет. Основное условие такого освобождения – активный приток иностранного капитала в Россию. Но чтобы этот капитал пришел, нужно создать для него благоприятные условия, прежде всего, гарантировать от произвола чиновников и изменений законодательства.

В развитии экономики наблюдаются и другие положительные явления, в частности, стабилизация курса рубля. Но тут есть и проблемы. В течение 2003–2004 гг. доллар из-за трудностей в экономике США стал падать по отношению к другим валютам и к рублю. Это означает, что ценность российской валюты повышается. Но, с другой стороны, обесценивание доллара вредит тем россиянам, которые держат свои накопления в американской валюте, а также российскому экспорту. Есть позитивные изменения в отношении правительства к улучшению дорог, строительству, малому предпринимательству . Да и сам бизнес успешно решает многие важные вопросы. Так, за последние годы в стране буквально произошла революция в сотовой связи , очень широко распространился кредит бытовой техники, мебели, автомобилей и пр.

Но рост экономики обозначил и узкие места в ней. Одним из них являются банки, которые, к сожалению, пока недостаточно надежны. Летом 2004 г. без видимых причин в стране начался банковский кризис, который, к счастью, удалось быстро разрешить. В 2004 г. началась проверка банков, которые хотят принимать вклады от населения.

По-прежнему руководство в политических интересах совершает действия, которые очень вредно отражаются на экономике страны и ее престиже. Наиболее наглядно это выразилось в деле ЮКОСа, который стал в начале XXI века самой динамично развивающейся нефтяной компанией страны, а среди ее акционеров было много иностранцев. Если верить некоторым СМИ, подоплека дела связана с тем, что глава компании Михаил Ходорковский поддерживал деньгами различные политические партии, а Кремль увидел в этом вызов себе. Для давления на ЮКОС стали использовать прокуратуру и налоговые органы. Самого Ходорковского посадили в тюрьму по обвинению в хищениях, а за компанией насчитали огромную сумму недоплаченных государству налогов . В конце 2004 г. за долги перед государством было продано самое крупное нефтяное месторождение ЮКОСа. Его акции падают, но главное – у иностранного капитала падает доверие к России.

Внутренняя политика

Во внутренней политике государство поставило перед собой важные задачи: повышение уровня жизни граждан, экономический подъем, повышение безопасности, укрепление правопорядка и некоторые другие. Однако эти задачи все еще обозначены недостаточно четко и не совсем ясно, каким образом собираются реализовать эти цели. Слабо ведется идеологическая работа по разъяснению политики государства, его задач и целей, не всегда понятно, какие, по мнению правительства, нравственные ценности должны быть приоритетными для нашего общества.

Проблема терроризма

Внутренняя политика в России и в новом веке, к сожалению, во многом идет под знаком борьбы с терроризмом и восстановления порядка в Чечне. Пока наши специальные службы работают в этом отношении недостаточно эффективно, а террористические акты слишком часто выступают в качестве главных информационных событий. Наиболее трагичными из них были следующие. В 2002 г. захват заложников в театральном центре на Дубровке. Здание в конце концов взяли штурмом, террористы были уничтожены, но в результате применения газа во время операции умерло и пострадало много заложников. 9 мая 2004 г. произошел взрыв трибуны правительства в Чечне, в результате которого погибло несколько членов правительства этой республики вместе с президентом Чечни Ахматом Кадыровым. Далее последовали дерзкие нападения на соседнюю Ингушскую республику, уничтожение пассажирских самолетов. Наконец, 1 сентября 2004 г. террористы захватили очень много школьников и учителей прямо с праздничной школьной линейки в осетинском городке Беслане. Штурм здания привел к очень большим жертвам среди заложников, а также и среди бойцов спецназа. Погибли сотни людей, из них половина детей. Сами террористы почти все были уничтожены. Трагедия Беслана потрясла не только всю Россию, но и весь мир.

В области среднего образования также было немало перемен. Началось введение 12-летнего образования. Стало больше разнообразных видов школ (гимназии, лицеи и т. п.) и программ. Активно идет переход на сдачу единого государственного экзамена для поступления в вуз. Но насколько эта реформа оправдана, пока говорить рано. Планируется введение с 10 класса профильного обучения в школах, при котором учащиеся будут сами определять, какие предметы они хотят изучать глубже, а какие, наоборот, менее серьезно.

Однако общие проблемы не только не обошли сферу образования, но в чем-то ударили по ней сильнее. Плохое финансирование, низкая зарплата, отсутствие у государства ясной политики в области образования, многое другое привели к падению его уровня и качества, распространению всевозможных форм обучения, которые не дают базовых знаний. Негативно также и то, что стало мало различных кружков и секций, спортивных школ и т. п.

Очень серьезным отрицательным фактом стала постоянная смена учебных программ и учебников. Группы ученых-методистов стали так активно конкурировать между собой за право издать собственные учебники, что полностью забыли об интересах школы. Это не только ведет к большим дополнительным затратам, но не позволяет учителям квалифицированно преподавать. Также это не дает возможности отследить, какие программы и учебники больше подходят для детей, а какие – меньше.

Некоторые перспективы

Как уже было сказано, начало XXI века оказалось для России более успешным, чем конец ХХ. Главные отличия – экономический рост и внутренняя стабильность. Однако по-прежнему страна находится на развилке. Куда она пойдет? По пути экономического роста, укрепления государственности, законности, демократии или по пути усиления позиций государственного капитализма, который будет препятствовать успешному развитию? Дело в том, что все эти годы наблюдается усиление слияния крупных и даже средних государственных чиновников и многих представителей бизнеса, которые вместе, используя любые средства, стремятся обогатиться за государственный или народный счет, укрепить свои позиции во власти, переделить собственность. Рост коррупции – это только симптомы такого слияния.

Перед страной стоят трудные задачи. Часть из них: подъем жизненного уровня малоимущих, улучшение здравоохранения и образования, улучшение положения с жильем, уменьшение смертности – и ряд других можно существенно решить, если удастся поддерживать экономический рост в стране.

Но для обеспечения роста надо многое сделать в поддержке бизнеса, устранении различных препятствий на пути здоровой деловой инициативы, привлечении иностранных инвестиций, создании нужной правовой базы.

Главное, чтобы и руководство, и народ поняли, что рост производства во имя подъема материального благосостояния – это и есть важнейшая национальная и государственная задача.

Разумеется, есть много проблем: борьба с бытовой и организованной преступностью, коррупцией, злоупотреблением служебным положением , борьба с пьянством и наркоманией и др., которые должны решаться только совместно государством и обществом. Но это возможно, только если Россия станет действительно демократическим обществом.

История идет своим путем. Но в то же время историю делают люди. Будем надеяться, что найдутся люди, которые создадут «русское экономическое чудо».

Наиболее заметным мероприятием в области экономики стало установление "плоской" шкалы налогообложения. Если раньше уровень налогообложения повышался с ростом доходов, то теперь для всех, независимо от получаемых доходов, была установлена единая ставка уплаты налогов – 13%. Кроме того, был введен единый социальный налог, отменен ряд налоговых льгот. Подобная мера преследовала цель расширения налогооблагаемой базы, привлечения инвестиций в экономику, легализации ее теневой части, ужесточения налоговой дисциплины. Эту же задачу ставил Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма", на основе которого был создан орган финансовой разведки – Комитет по финансовому моторингу.

В 2001 г. были приняты новые Земельный и Трудовой кодексы, обеспечивающие проведение реформ в области аграрных, трудовых отношений. Серьезная борьба в Государственной Думе развернулась вокруг правительственных инициатив, направленных на реформирование транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, законопроектов, касающихся малого бизнеса, продолжения земельной реформы.

К 2003 г. было восстановлено доверие населения к банковскому сектору, подорванное кризисом 1998 г. Объем вкладов стал увеличиваться, обозначился рост реальных доходов населения.

Одним из приоритетов В. В. Путина явилось "равноудаление олигархов" от социально-экономических и политических привилегий. Ряду из них были инкриминированы многочисленные уголовные преступления. В результате этих кампаний произошли отстранение таких наиболее одиозных фигур, как Березовский, Гусинский, Ходорковский, от политической деятельности, перераспределение их собственности, была предпринята попытка создать равные правила для всех участников хозяйственной деятельности, повысить социальную ответственность крупного бизнеса.

В начале XXI в. руководством страны не раз высказывалась озабоченность развитием страны преимущественно за счет сырьевой составляющей. Попыткой преодоления "сырьевого крена" экономики явилось создание государственных корпораций: авиационной, судостроительной, "Роснано", "Ростехнология", "Росатом" и др. Они преследовали цель технологического обновления экономики на основе концентрации частного и государственного капитала в наиболее наукоемких отраслях.

В феврале 2008 г. на заседании Госсовета В. В. Путин озвучил амбициозную программу социально-экономического развития страны. Она получила название "План Путина". По нему к 2020 г. Россия должна войти в пятерку ведущих экономик мира, для чего ей необходимо добиться четырехкратного роста производительности труда. Средние доходы россиян должны возрасти до 30 тыс. долларов в год, средняя продолжительность жизни увеличиться до 75 лет. Программа предусматривает проведение реформы здравоохранения, модернизацию пенсионной системы, развитие инфраструктуры экономики, обеспечение рациональной интеграции России в систему мировой торговли.

Ужесточение финансовой политики, благоприятная ситуация на мировом рынке нефти, сложившиеся в 90-е гг. и заработавшие рыночные механизмы позволили погасить долги по заработной плате, пенсиям, улучшить материальную обеспеченность населения.

Подводя итоги президентства В. В. Путина в 2000–2008 гг., следует отметить, что социально-экономическое развитие было успешным. По данным Международного валютного фонда (МФВ), объем валового внутреннего продукта (ВВП) России в текущих ценах вырос более чем в 6 раз – со 196 млрд долл. (23 место в мире) в 1999 г. до 1290 млрд долл. – в 2007 г. (11 место в мире). Россия вышла на первое место по добыче нефти и газа. Объем продукции сельского хозяйства вырос более чем в 3 раза. Объем жилищного строительства почти удвоился. Экспорт вырос почти в 5 раз. Бюджет увеличился в 10 раз и стал профицитным. Золотовалютные резервы выросли более чем в 40 раз. Государственный внешний долг снизился более чем в 3 раза – с 158,4 до 44,1 млрд долл.

В 1999–2007 гг. средняя месячная зарплата выросла почти в 9 раз. Средний размер пенсий увеличился в 7 раз при инфляции, возросшей в 2000–2007 гг. в 2,5 раза.

В то же время страна сталкивалась с трудностями и проблемами. Продолжалось падение численности населения России. Чиновный аппарат вырос в 1,5 раза. Увеличилась доля нефтегазового сектора в экономике страны. Серьезного перелома в сторону инновационного пути развития не произошло. Огромной проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие, оставалась коррупция. Несмотря на 8-летний экономический рост, инфраструктура России находилась в тяжелом положении, крайне низким оставался уровень инвестиций.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В НАЧАЛЕ XXI В.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 1990-Е ГОДЫ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ.

К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российской общества. В стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономики среднеразвитых капиталистических государств. Однако данная социально-экономическая система имела ряд недостатков. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшились размеры внешнего долга.

Производство находилось в депрессивном состоянии. Руководство страны обладало недостаточной компетентностью. Все это привело в августе 1998 г. к финансовому кризису. Кризис поразил все отрасли хозяйства. Потери банковской системы составила 100 - 150 млрд. руб.

Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении российского населения. Стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн. безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населения страны: за 1989 - 1999 гг. его численность сократилась на 2 млн. человек.

Только во второй половине 1999 г. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства.

В политической жизни отчетливо проявился кризис власти. Падал авторитет Б.Н. Ельцина . Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 г. по март 2000 г. на должности Председателя Правительства РФ сменились 5 человек: С.В. Кириенко, В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, С.В. Степашин, В.В. Путин. В апреле 2000г. главой правительства стал М.М. Касьянов. В 2004 г. его сменил Фрадков. Однако смена лидеров правительства не меняла положения в стране. По-прежнему не проводилась стратегия развития реформы в экономике и политике. В республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству.

В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение во главе с президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков. Чечня стала центром международного терроризма. Все это стало причинами второй чеченской войны (август 1999 г.), гибелью А. Масхадова.

В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. В избирательной кампании приняли участие многие объединения и партии: «Наш дом - Россия», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко». Проявились новые политические движения: «Отечество - вся Россия» (лидеры - Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков), «Союз правых сил» (С.В. Кириенко, Б.Е. Немцов, И. Хакамада), «Единство» (С. Шойгу). В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующим фракциями стали «Единство» и КПРФ, а в IV Государственной Думе (декабрь 2003 г.) большинство принадлежит «Единой России».


31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б.Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В.В. Путина На выборах 26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран президентом РФ., а в 2004 г. Путин В.В. был переизбран на второй срок.

Основные черты общественно-политической жизни России начала XXI в.

Третье тысячелетие Россия встретила с новым — моло-дым, пользующимся высоким доверием народа Президен-том — В. В. Путиным . В канун 2000 г. он опубликовал ста-тью «Россия на рубеже тысячелетий», в которой изложил свое видение задач и проблем, стоящих перед российским обще-ством: укрепление демократического, правового, дееспособ-ного федеративного государства; повышение эффективности социально-экономической политики; поддержка науки, об-разования, культуры, здравоохранения. В то же время трезво и жестко отмечалось, что страна «стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне го-сударств в мире».

Первые шаги нового Президента прежде всего затронули политическую сферу. В мае 2000 г. Президент своим Указом № 849 «О полномочных представителях Президента Россий-ской Федерации в федеральных округах» в целях повышения эффективности органов власти и совершенствования систе-мы контроля за исполнением их решений разделил страну на семь округов. В каждый из них были назначены полити-ческие представители Президента. Они инициировали рабо-ту по отмене правовых актов субъектов РФ, противоречащих Конституции России.

Если до начала 2000 г. в Совете Феде-рации заседали непосредственно руководители субъектов Федерации: президенты, губернаторы и председатели законо-дательных (представительных) органов, то теперь законода-тельно было закреплено, что от субъектов Федерации делеги-руются в верхнюю палату российского парламента не первых лиц регионов, а их представителей. Это уменьшило вес и ав-торитет руководителей регионов, да и самого Совета Федерации. При этом роль Президента России, центральной власти еще более возросла. В августе 2000 г. был создан совещатель-ный орган при Президенте РФ, формируемый из представи-телей губернаторского корпуса, — Государственный совет, призванный давать стратегические рекомендации для разра-ботки новой законодательной базы.

В последние годы президентства Б. Н. Ельцина в рос-сийской бюрократии сформировались два клана. Они были представлены общественно-политическими объединениями «Единство» и «Отечество». В. В. Путин, сделав ставку на бю-рократию как единственную в стране организованную, спло-ченную, относительно дисциплинированную социальную группу, традиционно являвшуюся основной двигательной силой отечественного исторического процесса, добился ее консолидации. К парламентским выборам 2003 г. на основе двух общественно-политических объединений российского чиновничества была сформирована Всероссийская полити-ческая партия «Единая Россия». Она одержала убедительную победу на выборах 7 декабря 2003 г., набрав 37,5% голосов из-бирателей, значительно опередив своих соперников комму-нистов (12,6% голосов), жириновцев (11,5%) и представите-лей созданного Кремлем с целью раскола коммунистического электората блока «Родина» (9% голосов).

Выборы в Государственную Думу четвертого созыва по-казали кризис либерально-демократического направления общественно-политической жизни. Партии этого спектра — «Яблоко» и «Союз правых сил» — не прошли в Думу, набрав менее 5% голосов избирателей каждая. Кроме того, выявился сдвиг общественного сознания: все оппозиционные «Единой России» партии в IV Государственной Думе занимали нацио-налистические и лево-социалистические позиции.

Такая ситуация, когда стала явной неготовность россий-ского общества к усвоению демократических норм и прин-ципов, подтолкнула идеологическое окружение Президента к дальнейшему укреплению мягко авторитарного режима, что проявилось в разработке концепции управляемой или суве-ренной демократии.

В 2000-2003 гг. главе государства удалось сформировать устойчивое большинство в Государственной Думе на основе фракций «Единство», «Отечество — Вся Россия», «Народный депутат» и группы «Регионы России», что способствовало поддержке президентских законодательных инициатив. В 2004 г. при Президенте В. В. Путине изменилось за-конодательство об избрании глав регионов. Если раньше они избирались на всеобщих выборах, то теперь кандидату-ры на пост руководителей субъектов РФ стали предлагаться Президентом РФ, а решение о наделении их полномочиями стал принимать региональный законодательный орган. Та-ким образом, окрепла «вертикаль власти», страна стала более управляемой.

Важным составляющим элементом политических пре-образований В. В. Путина стало партийное строительство. В 2001 г. был принят Федеральный закон «О политических партиях», предусматривающий минимальную численность политической партии не менее 10 тыс. человек, что привело к сокращению числа зарегистрированных политических пар-тий в стране. В 2004 г. в этот Закон были внесены изменения, и минимальная численность политической партии возросла до 50 тыс. человек. Тогда же была введена пропорциональная система выборов в Государственную Думу (по партийным спискам) вместо прежней смешанной избирательной систе-мы (по партийным спискам и по одномандатным избира-тельным округам), а минимальный процент голосов, который должна была набрать политическая партия для допуска к рас-пределению мест в Государственной Думе («заградительный барьер»), был поднят с 5 до 7%.

Переход от смешанной избирательной системы к пропор-циональной преследовал цели упрочения демократии, рас-ширения представительства оппозиции в законодательных органах власти, усиления влияния партий на формирование демократической власти, роста конкуренции между ними, а следовательно, укрепления и улучшения качества россий-ской политической системы.

На состоявшихся 14 марта 2004 г. президентских выборах в первом туре с огромным отрывом от соперников победил действовавший Президент В. В. Путин.

К важнейшим социальным преобразованиям начала XXI в. следует отнести судебную, армейскую, пенсионную реформы, изменения в области образования и здравоохра-нения. Судебная реформа представляла собой комплекс мер, направленных на повышение авторитета и независимости третьей власти. С 1 июля 2002 г. в стране был введен в дей-ствие новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, заме-нивший устаревший и не отвечающий современным реалиям УПК РСФСР.

Новый УПК РФ обеспечивает участие защитника уже на первом этапе досудебных разбирательств. С мо-мента задержания человек может воспользоваться своим пра-вом на услуги адвоката, в том числе на безвозмездной основе. Правоохранительные органы должны получать разрешение суда для заключения под стражу, обыска, временного отстра-нения от должности, прослушивания телефонных разгово-ров. Судебная реформа 2002 г. укрепила независимость орга-нов юстиции, усилила бремя доказательств для прокуратуры и защиту прав обвиняемых.

Реформа армии опиралась на достаточно разработанную нормативно-правовую базу: Концепцию национальной без-опасности РФ, Военную доктрину РФ, Государственную про-грамму вооружений на 2001-2010 гг., Основы государствен-ной политики РФ по военному строительству и др. Основным нововведением реформы являлось изменение принципов комплектования личного состава и перевооружения войск современными видами вооружений. Произошло сокращение личного состава вооруженных сил до 1 млн чел. В 2002 г. был принят Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Срок службы солдат-срочников начиная с 2008 г. был сокращен с двух лет до одного года. Одним из приори-тетов реформы стал постепенный переход к профессиональ-ной армии, к формированию частей постоянной готовности. В целом реформа способствовала повышению обороноспо-собности страны.

Более последовательной и жесткой стала политика по от-ношению к чеченским сепаратистам. После заключения Хаса-вюртских соглашений Чечня фактически стала независимой. Оттуда были выведены российские войска, там не действо-вали российские органы власти. Это привело к образованию на территории республики мятежно-террористического ан-клава, находящегося под контролем полевых командиров — террористов. Здесь прекратились занятия в школах, выпла-та пенсий, практически было разрушено здравоохранение, практиковались похищение людей, работорговля, угон скота с соседних территорий.

Осенью 1999 г. с территории Чечни в Дагестан вторглись отряды исламских боевиков. В Москве, Буйнакске, Волго-донске ими были взорваны жилые дома. Российское пра-вительство ответило на это проведением в Чечне мощной контртеррористической операции. Она была поддержана подавляющим большинством населения страны и вызвала консолидацию основных политических сил. К 2001 г. масштабные военные действия были в основном прекращены. В Чечне начался процесс восстановления органов власти.

Указом Президента муфтий Чечни А. Кадыров был назначен главой местной администрации, а после его гибели в резуль-тате террористического акта республику возглавил его сын Рамзан Кадыров. Ему удалось в очень сложной обстановке в определенной мере удерживать ситуацию в республике под контролем. Боевики перешли к тактике партизанской войны и проведению террористических акций, направленных про-тив мирного населения (взятие заложников зрителей мю-зикла «Норд-Ост» в Москве в 2002 г., взрывы в московском метро, захват заложников в средней школе № 1 г. Беслана в Северной Осетии в 2004 г. и др.).

Необходимость начатой в 2002 г. по инициативе главы го-сударства пенсионной реформы возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Реформирование пен-сионного обеспечения преследовало цель — переход от чисто распределительной системы к распределительно-накопи-тельной. Наряду с государственным обеспечением пенсион-ные средства пополнились обязательной накопительной ча-стью и индивидуальными добровольными взносами.

Осенью 2005 г. В. В. Путин в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов выдвинул программу приоритетных национальных проектов: здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. В 2005 г. был создан Совет по реализации этих проектов, который возглавил лич-но Президент, введена должность нового вице-премьера, от-вечающего за реализацию приоритетных национальных про-ектов.

Наиболее заметным мероприятием в области экономи-ки стало установление «плоской» шкалы налогообложения. Если раньше уровень налогообложения повышался с ростом доходов, то теперь для всех, независимо от получаемых дохо-дов, была установлена единая ставка уплаты налогов — 13%. Кроме того, был введен единый социальный налог, отменен ряд налоговых льгот. Подобная мера преследовала цель рас-ширения налогооблагаемой базы, привлечения инвестиций в экономику, легализации ее теневой части, ужесточения налоговой дисциплины. Эту же задачу ставил Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии лега-лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу-тем, финансированию терроризма», на основе которого был создан орган финансовой разведки — Комитет по финансо-вому моторингу.

В 2001 г. были приняты новые Земельный и Трудовой ко-дексы, обеспечивающие проведение реформ в области аграр-ных, трудовых отношений. Серьезная борьба в Государствен-ной Думе развернулась вокруг правительственных инициатив, направленных на реформирование транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, законопроектов, каса-ющихся малого бизнеса, продолжения земельной реформы.

К 2003 г. было восстановлено доверие населения к банков-скому сектору, подорванное кризисом 1998 г. Объем вкладов стал увеличиваться, обозначился рост реальных доходов на-селения.

Одним из приоритетов В. В. Путина явилось «равно-удаление олигархов» от социально-экономических и поли-тических привилегий. Ряду из них были инкриминированы многочисленные уголовные преступления. В результате этих кампаний произошли отстранение таких наиболее одиозных фигур, как Березовский, Гусинский, Ходорковский, от поли-тической деятельности, перераспределение их собственно-сти, была предпринята попытка создать равные правила для всех участников хозяйственной деятельности, повысить со-циальную ответственность крупного бизнеса.

В начале XXI в. руководством страны не раз высказывалась озабоченность развитием страны преимущественно за счет сырьевой составляющей. Попыткой преодоления «сырьевого крена» экономики явилось создание государственных корпо-раций: авиационной, судостроительной, «Роснано», «Ростех-нология», «Росатом» и др. Они преследовали цель техноло-гического обновления экономики на основе концентрации частного и государственного капитала в наиболее наукоемких отраслях.

В феврале 2008 г. на заседании Госсовета В. В. Путин оз-вучил амбициозную программу социально-экономического развития страны. Она получила название «План Путина». По нему к 2020 г. Россия должна войти в пятерку ведущих экономик мира, для чего ей необходимо добиться четырех-кратного роста производительности труда. Средние доходы россиян должны возрасти до 30 тыс. долларов в год, средняя продолжительность жизни увеличиться до 75 лет. Программа предусматривает проведение реформы здравоохранения, мо-дернизацию пенсионной системы, развитие инфраструктуры экономики, обеспечение рациональной интеграции России в систему мировой торговли.

Ужесточение финансовой политики, благоприятная ситу-ация на мировом рынке нефти, сложившиеся в 90-е гг. и за-работавшие рыночные механизмы позволили погасить долги по заработной плате, пенсиям, улучшить материальную обес-печенность населения.

Подводя итоги президентства В. В. Путина в 2000-2008 гг., следует отметить, что социально-экономическое развитие было успешным. По данным Международного валютного фонда (МФВ), объем валового внутреннего продукта (ВВП) России в текущих ценах вырос более чем в 6 раз — со 196 млрд долл. (23 место в мире) в 1999 г. до 1290 млрд долл. — в 2007 г. (11 место в мире). Россия вышла на первое место по добыче нефти и газа. Объем продукции сельского хозяйства вырос более чем в 3 раза. Объем жилищного строительства почти удвоился. Экспорт вырос почти в 5 раз. Бюджет увеличил-ся в 10 раз и стал профицитным. Золотовалютные резервы выросли более чем в 40 раз. Государственный внешний долг снизился более чем в 3 раза — с 158,4 до 44,1 млрд долл.

В 1999-2007 гг. средняя месячная зарплата выросла почти в 9 раз. Средний размер пенсий увеличился в 7 раз при инфля-ции, возросшей в 2000-2007 гг. в 2,5 раза.

В то же время страна сталкивалась с трудностями и про-блемами. Продолжалось падение численности населения России. Чиновный аппарат вырос в 1,5 раза. Увеличилась доля нефтегазового сектора в экономике страны. Серьезного перелома в сторону инновационного пути развития не про-изошло. Огромной проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие, оставалась коррупция. Несмотря на 8-летний экономический рост, инфраструктура России находилась в тяжелом положении, крайне низким оставался уровень инвестиций.