Православный банкинг. Банк «Пересвет»

Банк «Пересвет» ведет свою деятельность с октября 1992 года. До августа 1995 года носил наименование «Акционерный коммерческий банк содействия благотворительности и духовному развитию России «Экспобанк», с июня 1997 года ─ «Акционерный коммерческий банк содействия благотворительности и духовному развитию Отечества «Пересвет». В августе 2018 года полное официальное наименование было сокращено до АО «Акционерный коммерческий банк «Пересвет». В январе 2019 года организационно-правовая форма была изменена на ПАО. На протяжении многих лет в числе своих учредителей банк имел структуры, входящие в состав Русской Православной Церкви (РПЦ) или подконтрольные ей, и обслуживал их финансовые потоки. В декабре 2004 года вошел в состав системы страхования вкладов.

21 октября 2016 года Банк России ввел временную администрацию в банке «Пересвет», а Агентство по страхованию вкладов сообщило о наступлении страхового случая в отношении банка с последующей выплатой страховых возмещений вкладчикам (банком-агентом по выплате было выбрано ПАО «Банк «ФК Открытие»). В кредитной организации также был введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка сроком на три месяца, 23 января 2017 года мораторий был продлен на аналогичный срок. С 20 января 2017 года функции временной администрации в банке были возложены на АСВ.

По последним доступным на сайте ЦБ данным (на 28 февраля 2017 года), акционерами банка являлись АО «Экспоцентр» (39,996%, более чем наполовину подконтрольно Торгово-промышленной палате РФ), Русская Православная Церковь (35,30%), теперь уже экс-председатель правления банка Александр Швец (8,89%), Госкорпорация «АСВ» (5,51%), бывший председатель правления банка Виктор Литвяков (3,53%), Лидия Макеева (3,19%), бывший вице-президент и член правления банка Павел Панасенко (1,91%). Миноритариям принадлежало 1,68% акций.

19 апреля 2017 года в качестве инвестора для финансового оздоровления банка «Пересвет» был выбран подконтрольный структурам компании «Роснефть» Всероссийский Банк Развития Регионов (АО «ВБРР»). Кроме того, банку «Пересвет» была предоставлена финансовая помощь, необходимая для обеспечения восстановления его платежеспособности и финансового положения. Также было принято решение привлечь к оздоровлению банка «Пересвет» его крупнейших кредиторов (с их добровольного согласия) посредством механизма bail-in − конвертации части денежных обязательств банка перед его кредиторами в доходные облигации, конвертируемые в акции, которые в последующем должны были быть признаны субординированными. 24 апреля 2017 года банк «Пересвет» возобновил обслуживание клиентов, к этому же моменту свыше 70% кредиторов фининститута приняли решение конвертировать средства, размещенные в банке, в объеме 69,7 млрд рублей в 15-летние облигации.

В настоящее время ВБРР контролирует 100% акций банка «Пересвет».

Кредитная организация представлена головным офисом в Москве, а также филиалом в Санкт-Петербурге. По данным на 31 декабря 2017 года, в банке работало 420 сотрудников (годом ранее - 442). До начала процедуры финансового оздоровления банка сеть его собственных банкоматов насчитывала 25 устройств (все в Москве), в настоящее время собственные банкоматы отсутствуют.

Исторически фининститут был почти полностью ориентирован на обслуживание корпоративных клиентов, розничные программы были в основном представлены для клиентов категории VIP. Отдельным и значимым направлением работы банка являлись различные формы участия в девелоперских проектах. Еще одним достаточно развитым направлением являлось кредитование предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ), в том числе по программам МСП Банка. Несмотря на традиционную специализацию банка на отдельных нишах, в декабре 2015 года фининститут объявил о начале ребрендинга, призванного повысить узнаваемость банка на рынке и его привлекательность для клиентов и инвесторов. Вероятно, целью ребрендинга являлась более активная работа в массовом розничном сегменте, прежде всего в привлечении средств от населения.

В настоящее время в числе услуг для корпоративных клиентов значатся РКО, кредитование (в том числе специальные программы для малого и среднего бизнеса), банковские гарантии, размещение средств в векселя, на депозиты и неснижаемые остатки в банке, дистанционное обслуживание («Банк-Клиент»). Физическим лицам предлагаются РКО, линейка вкладов, сейфовые ячейки, валютообменные операции.

В числе клиентов и заемщиков банка «Пересвет» в различные периоды были замечены такие предприятия, как ГУП «Дирекция гаражного строительства», ГУП «Москоллектор», МГУП «Мослифт», ОАО «Интер РАО ЕЭС» и ее дочерние предприятия (ОАО «ОГК-1», Уренгойская ГРЭС, Нижневартовская ГРЭС, Пермская ГРЭС, Верхнетагильская ГРЭС, ОАО «Восточная энергетическая компания», ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии»), а также предприятия гидроэнергетического комплекса, дочерние структуры и партнеры (ОАО «РусГидро», такие как ЗАО «ГидроИнжинирингСибирь», ОАО «ЭСК РусГидро», ОАО «Ленинградская ГАЭС», ОАО «Загорская ГАЭС-2», ОАО «ЭСКО ЕЭС»), АО «Экспорцентр», ОАО «Промышленная группа Региональный объединенный Союз-Контракт», ОАО «Хлебниковский машиностроительно-судоремонтный завод», ОАО «Невский завод», ОАО «Гончар», ОАО «Ямалтрансстрой», ОАО «Московский машиностроительно-судоремонтный завод», ОАО «Невский завод» и др. Стоит добавить, что банк исторически активно сотрудничал с госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» и ОАО «МСП Банк», выступал уполномоченным банком Правительства Москвы.

С октября 2016 года банк перестал публиковать ежемесячную отчетность по РСБУ на сайте ЦБ (последние данные представлены за сентябрь), возобновив публикацию лишь в июле 2017 года. С июля 2017 по май 2018 года активы нетто кредитной организации выросли на 26,3% - до 284,5 млрд рублей. В пассивах рост фондировался межбанковскими средствами санатора и долгосрочными депозитами Агентства по страхованию вкладов (АСВ). В активах привлеченная ликвидность была направлена на корпоративное кредитование и покупку облигаций.

На 1 мая 2018 года в составе пассивов с долей в 36,2% преобладали средства корпоративных клиентов, представленные в существенной мере долгосрочными депозитами АСВ. Лишь немного им уступали (доля в 32%) выпущенные долговые обязательства банка, практически полностью сформированные облигациями. Доля МБК, привлеченных от инвестора, составляла 18,7%. Оставшаяся часть пассивов была сформирована собственным капиталом, объем которого за исследуемый период вырос по методике ЦБ более чем в четыре раза. Обороты по счетам клиентов остаются относительно невысокими, составляя с начала 2018 года 4,5-30,0 млрд рублей.

В активах на отчетную дату кредитный портфель занимал 70%. Вложения в ценные бумаги занимали 18,7%, выданные МБК - 4,2%, высоколиквидные активы - 1,3% (преимущественно остатки на корсчетах). Совокупная доля основных средств и прочих активов составляла чуть менее 6%.

С июля 2017 по май 2018 гг. кредитный портфель банка вырос почти на четверть, немного не дотянув до отметки в 200 млрд рублей, однако рост в существенной мере был обеспечен просроченной задолженностью. Портфель на 98% сформирован кредитами юридических лиц. Уровень просроченной задолженности остается крайне высоким, превышая половину совокупного портфеля - 59,4% (55,4% на начало периода). Резервы составляют лишь 7,6% от портфеля, уровень обеспечения имуществом - 55,6%. На конец 2017 года крупнейшими отраслевыми сегментами в кредитном портфеле являлись инфраструктура (23,9% в портфеле), торговля (22,1%), услуги (16,9%), строительство и недвижимость (16,8%).

Портфель ценных бумаг вырос за исследуемый период на 85%, представлен преимущественно облигациями. Примерно половину облигаций составляют ОФЗ, еще треть - бумаги российских банков. Лишь порядка 14% бумаг на отчетную дату было передано в залог по сделкам РЕПО. Обороты по сделкам РЕПО в отдельные месяцы высокие, однако отличаются волатильностью. Так, с начала 2018 года внутримесячные обороты колебались в диапазоне 9-135 млрд рублей.

На рынке межбанковского кредитования банк как размещает ликвидность, так и привлекает средства (предположительно, у своего инвестора). Обороты по размещению за исследуемый период составляли от 11 млрд до 315 млрд рублей, по привлечению - от 5 млрд до 174 млрд рублей.

За 2017 год банк получил 65,9 млрд рублей чистой прибыли, за первые четыре месяца 2018 года - 1,3 млрд рублей.

Совет директоров: Дина Маликова (председатель),Владимир Андрианов, Михаил Полунин, Светлана Хохлова, Павел Каравацкий.

Правлени: Денис Гумеров (и. о. президента), Рушан Галиев, Ольга Коданиди, Сергей Литус.

Русская православная церковь упрямо продвигает идею создания православных финансовых институтов – альтернативы традиционным финансовым институтам, которые довели страну до кризиса. По словам представителей РПЦ , конкретная программа уже готова, дело за ее реализацией. Проблема в том, что в борьбе за «духовные финансы» православие неизбежно проиграет исламу: как теоретическая, так и материальная базы у них несопоставимы.

Как заявил в понедельник председатель синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин , защитить российскую экономику от кризиса сможет православная финансовая система . Причем у группы российских финансистов якобы есть конкретный план по ее созданию. «Необходимо в мире наращивать роль механизмов, не основанных на ростовщичестве. Иначе неизбежный конец финансового пузыря, работающего по принципу «деньги делают деньги», может привести к катастрофическим последствиям или даже к большой войне, на которую можно было бы списать все», – цитирует слова Чаплина ТАСС.

Данная тема, судя по всему, серьезно запала в душу РПЦ. Чаплин уже высказывался в пользу системы православного банкинга примерно месяц назад, видя в оной защиту от спекуляций на мировом рынке и общего давления, которое переживает экономика России. Очевидно, сейчас мы наблюдаем включение православной церкви в конкурентную борьбу. Но в борьбу не с традиционной финансовой системой, а с хорошо отлаженной и давно уже существующей исламской финансовой системой. Это не война систем, но война брендов: если существуют исламские банки, базирующиеся на принципах религиозной нравственности, то должны быть и банки православные. Если реализовывать идею «справедливых денег» через мусульманский банкинг , то православие остается на обочине финансовых процессов. И вообще: нельзя православному человеку жить праведно за счет исламских механизмов, у него свои должны быть – под православной вывеской.

В общем и целом идея не нова – ее активно обсуждали и пять, и даже десять лет назад. Но сейчас «война брендов» активизировалась, и исламский бренд явно впереди. Не далее как в августе Ассоциация российских банков предлагала принять специальный федеральный закон «Об исламских финансах», который бы регулировал деятельность мусульманских кредитных организаций в РФ. АРБ организация старая, уважаемая, влиятельная – более 700 членов с суммарным капиталом около 470 млрд рублей. И теперь эта уважаемая организация призывает создать в Банке России центральный шариатский совет – арбитр последней инстанции, который будет определять соответствие операций исламских банков принципам ислама.

Правда, АРБ в данном случае волнуют вопросы не идеологические, а юридические. «Нигде в российских юридических документах не прописано, что такое «исламский финансовый институт» или «банк, действующий с соблюдением исламских финансовых принципов», – говорится в сообщении организации. А значит, необходимо разработать инструкцию по регистрации банковской организации в качестве исламского финансового института и предусмотреть отдельное лицензирование таких банков. Предпосылки к этому есть. Сделки по нормам шариата совершал, в частности, казанский «Ак Барс», что в январе 2014 года привлек 100 миллионов долларов от инвесторов с Ближнего Востока. Собственно, именно татары являются сейчас главными лоббистами исламского банкинга в РФ. На Северном Кавказе, где внимание к шариату повышенное, банковская система развита гораздо хуже, чем в Татарстане (даже кредиты, положа руку на сердце, возвращать там не принято).

И главное: именно исламский банкинг АРБ называет возможной альтернативой традиционному банковскому делу. Не теоретический православный, а уже функционирующий исламский. У РПЦ есть повод понервничать.

Собственно, что такое исламская финансовая система . Это система, функционирующая по законам шариата. К примеру, шариат категорически запрещает ростовщичество, или рибу. Поэтому прибыль в исламском банкинге извлекается не в виде процентов от кредитной суммы, а через долевое участие в предприятии, на создание или развитие которого направлен кредит. По этим же причинам традиционные облигации с фиксированной доходностью недопустимы, зато есть сукук, исламские облигации, что обеспечивают негарантированный доход за счет прибыли финансируемого мероприятия.

Также в исламе запрещено то, что называют «играми со временем» или «продажей воздуха»: нельзя, к примеру, расплачиваться или брать в заклад еще не произведенные товары и услуги, как нельзя и расплачиваться «теоретическими деньгами» или «деньгами из будущего», то есть теми средствами, которыми банк не располагает на данный момент. Вне закона любая спекуляция (использование чужих затруднений для своей пользы, все эти «наценки за срочность» и так далее), непрозрачные, не до конца оговоренные сделки и азартные игры (как в плане использования средств из соответствующего источника, так и в рамках проведения лотерей самими банками). К хараму, грязным деньгам, относят также доходы от продажи и производства алкоголя, табака и порнографии.

Деньги от проституток, колдунов и переработки нехаляльного мяса – это тоже харам. В идеале все деньги, что крутятся в исламском банке, должны быть «чистыми». Посему многие богословы не признают халяльными формально исламские отделения общих банков, ибо «чистые» деньги в них могут перемешаться с «грязными» от прочих банковских операций. Одним словом, в исламе деньги пахнут, при этом жесткие идеологические установки являются препятствием на пути образования «финансовых пузырей» и банкротств через «греховный», непродуманный риск.

Важно подчеркнуть и то, что исламский банкинг, в отличие от православного, не проект и не теория, а реально функционирующая система. В 2007 году объем размещения сукук в мире достиг 31 млрд долларов. В 2004 году их впервые (и вполне успешно) разместил на европейском рынке Кувейтский финансовый дом – самый дорогой банковский бренд на Ближнем Востоке, функционирующий по принципам исламского банкинга. Существует и Исламский банк развития – международная финансовая организация, расположенная в Саудовской Аравии. Другая важнейшая международная исламская организация – Совет по исламским финансовым услугам – квартирует в Малайзии, откуда и осуществляет лоббизм исламского банкинга и контроль за ним.

В общем, все серьезно. Теперь смотрим, что предлагает РПЦ в лице Чаплина в качестве православной финансовой системы. Ровно то же самое: выделение средств не под процент, а под прибыль будущего предприятия. В свою очередь фразы о том, что спекуляции – грех, а деньги должны быть привязаны к труду, приводят нас к понятию «риба» – одному из тяжелейших грехов в исламе, когда одна сторона приобретает прибыль, не затратив для этого никакого труда. Самоограничения для православного банкинга также буквально списаны с исламского: никаких денег от табака, алкоголя, проституции, порнографии и игорного бизнеса. Единственный собственный довесок – отказ от труда нелегальных мигрантов, запрет на который, впрочем, и так прописан в законодательстве РФ.

То есть у православного банкинга, в отличие от банкинга мусульманского, нет не только собственной финансовой и ресурсной базы, но и базы теоретической: православие не формирует богословских требований к финансовым операциям. И их приходится выдумывать на ходу, делая вид, что в Коране написано не то же самое. Потому, собственно, идея православных финансовых институтов до сих пор никуда не продвинулась. Разнообразные круглые столы по данной теме собирались и прежде, выдвигая предложения либо, мягко говоря, чудаковатые, либо из уже имеющейся исламской базы, включая запрет на пусть и высокодоходные, но рискованные сделки, что обсуждали, к примеру, на конференции «Православный банкинг и финансовые инструменты в России» еще несколько лет назад. Тогда же один из банкиров рассказал, что в одном из самоназванных православных банков православие ограничилось требованием носить бороды всем мужчинам после 40 лет.

Также звучали предложения выдавать по пониженной ставке кредиты прихожанам, за которых ручается священник, что дает определенный простор для коррупции (все-таки странно предполагать, что священники априори не берут взятки и гонорары за лоббизм, ибо грешна человеческая природа). Что до предложений оценивать инвестиции про принципу их «богоугодности» через специальные православные советы, то вряд ли это имеет какое-либо отношение к защите национальной экономики, о которой говорил Чаплин. Дело, то есть, хорошее, но для души – не для экономики.

К сожалению, в предложении Чаплина выработать собственные, основанные на этических правилах критерии состояния российской экономики (что подстраховало бы страну это недобросовестных рыночников) тоже нет ничего нового. Это реализовано, например, в Бутане, где ориентируются не на ВВП, а на собственный показатель – «валовое национальное счастье». В эту нечеткую формулу входит общая экономическая ситуация, удовлетворенность населения, а также буддистские духовные ценности, на основании которых только и можно развивать экономику. Для создания методик расчета ВНС организовывались даже международные конференции с участием крупных специалистов, правда, далеко продвинуться не получилось: Бутан по-прежнему является нищей, преимущественно аграрной страной – одним из самых отсталых государств мира. Зато свою экономику он волен оценивать сугубо суверенно: народ небогат, но духовен и счастлив, а значит, с экономикой все в порядке.

Другое дело, что политика ВНС способствовала тому, что Бутан открылся миру – открылся и туристам, и инвестициям. Под маркой ВНС развиваются образование, медицина и инфраструктура, строго следят за экологией и мздоимством (коррупции в Бутане практически нет, что подтверждают международные индексы). Правда, остается открытым вопрос первопричин. К примеру, в Бутане считают, что внимание к чистоте на улицах продиктовано именно индексом ВНС (эта чистота действительно отличает Бутан от соседней Индии), но вклад от фактического отсутствия в стране производства и очень скудного потребления все-таки недооценивать не стоит.

В банк «Пересвет», принадлежащий РПЦ, введена временная администрация. Из банка пропали миллиарды рублей. Деньги мог вывести митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Ранее выяснилось, что «Пересвет» выдал 12 млрд рублей фирмам-пустышкам, которые аффилированы с топ-менеджментом банка. Центробанк пытается выяснить куда делись деньги:

«На период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов Акционерного коммерческого банка «Пересвет» приостановлены», - заявили в ЦБ. Управленцы их регулятора проведут «обследования финансового положения кредитной организации».

После того, как председатель правления банка «Пересвет» Александр Швец узнал о готовящейся ревизии, ему стало плохо – сейчас менеджер проходит курс лечения. Участники рынка говорят, что банкир пытается укрыться от неудобных вопросов. 49% акций принадлежит Русской православной церкви. Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской православной церкви (РПЦ), акционера «Пересвета» — митрополит Рязанский и Михайловский Марк. 12% принадлежит топ-менеджеру Александру Швецу.

Священнослужитель скрывается от журналистов и ситуацию не комментирует. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s Global Ratings накануне снизило долгосрочные кредитные рейтинги по обязательствам в национальной и иностранной валютах банка «Пересвет» до «С» (эмитент испытывает серьёзные трудности с выплатами по долговым обязательствам, возможно была инициирована процедура банкротства).

Где деньги, Марк?

Ситуация щепетильная. РПЦ в современной России пытается взять на себя роль нравственного примера для страны. Если подтвердится, что священники присваивают пенсии и вклады россиян скандал нанесет непоправимый урон репутации православной церкви. Напомним, что перед тем как из «Пересвета» были выведены 12 млрд рублей «Россельхозбанк» в интересах топ-менеджера православного банка привлек у пенсионных фондов и управляющих компаний 10 млрд рублей.

Более того, выяснилось, что в прошлом году кредитный портфель «Пересвета» вырос на 39,4% до 121 млрд рублей. Служащие ЦБ с сегодняшнего дня пытаются выяснить сколько из это суммы было выведено в интересах топ-менеджмента банка. Источники знакомые с ситуацией говорят об астрономической сумме в 100 млрд рублей! Здесь нужно отметить, что когда стал патриархом Кирилл (Гундяев) он привлек серьезных вкладчиков среди которых: «Транснефть», РОСНАНО, аэропорт «Пулково», Федеральная пассажирская компания, «Мослифт» и многие другие крупные федеральные и столичные предприятия. Получается пострадают и госкомпании.

Как «Пересвет» реликвиями торгует?

Знаменитый Пантелимонов монастырь на Афоне (Греция) считающийся одним из древних пристанищ русских монахов также был осквернен действия дельцов из РПЦ. В мае этого года были арестованы счета фонда Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне. Как оказалось, со счетов Международного фонда восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Свято-Пантелеймонова монастыря фактически пропало минимум 111 млн рублей. Фонд так и не начал выплачивать задолженность в размере более чем 111 млн рублей перед фирмой-генподрядчиком «Спецтрансрегионстрой», которая по его заказу восстанавливала монастырь.

Самое интересное, согласно «Картотеке», Московская патриархия является одним из учредителей фонда. И еще момент. Митрополит Рязанский Марк, который может стать подозреваемым в связи с хищениями денег в «Пересвете» является не только главой Финансово-хозяйственного управления Русской православной церкви (РПЦ), но и членом Общественно-попечительского совета свято Потлеимонова монастыря!

У фонда есть серьезные благотворители среди которых: «Газпром», «Уралкалий», «Группа ЛСР» и т.д. Денег поступает огромное количество. Но «открыт» только «Отчет за первое полугодие 2013 г. о производимых работах по реконструкции и строительству объектов культурного и духовного наследия Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря». Самое интересное документ удален!!! Непонятно, кто сколько жертвует. Хотя фонд был создан еще в 2011 год по инициативе тогдашнего президента Дмитрия Медведева. Вероятно, «Газпром» и другие гиганты, явно могут себе позволить жертвовать десятки миллионов.

Спортивный интерес

До этого «Пересвет» засветился и в крупном хищении бюджетных денег при строительстве станции метро «Стрелка» в Нижнем Новгороде. Объект возводится к чемпионату мира по футболу 2018 года. По данным правоохранительных органов, речь идет по меньшей мере о 10 миллиардах рублей, которые могли похитить сотрудники банка со счетов! Ситуация с «Пересветом» и его топ-менеджментом Марком рязанским вызывает сомнение не только у борцов с коррупцией, но и у священнослужителей. Так, увидел «руку господню» в проблемах банка известный церковный деятель Всеволод Чаплин, который напомнил, что расовщичеством заниматься не положено духовным лицам.

«Злорадствовать по отношению к тем, кто там работает, не хочу, но мы еще раз убеждаемся: Бог поругаем не бывает. Участие духовенства (намек на митрополита Марка – прим. редакции) в ростовщичестве запрещено святыми канонами. Убежден: это же касается церковных структур, духовенством руководимых. Верность этим правилам надо возрождать, чему сегодня ничто не мешает. Об этом ваш покорный слуга и несколько других православных людей за последние годы много раз напомнили – и кулуарно, и публично. Ответом было либо молчание, либо противодействие – не в последнюю очередь ради того, чтобы сохранить «Пересвет» и церковное участие в нем», — написал в Facebook Чаплин.

Из «Пересвета» пропали десятки миллиардов рублей вкладчиков – пенсионные накопления, вклады физических лиц и крупнейших госкомпаний. Таинственным образом из Пантелемонова фонда пропали десятки благотворительных рублей на восстановление афонского монастыря. Управляет от лица РПЦ «Пересветом» митрополит Марк. Он же в совете Пантелемонова фонда.

Господин Марк в миру Сергей Анатольевич Головков – «правая рука» патриарха Кирилла. Именно Марк в вместе с нынешним патриархом в 1992 году в совет директоров учреждения. Председатель правления банка «Пересвет» Александр Швец сейчас скрывается в больнице. Он по непонятной причине в реанимации, куда попал за несколько часов до известий о махинациях в банке. К нему следователи не могут прийти… А вот митрополит Марк – топ-менеджер «Персвета» скрывается только от журналистов, которые задают неудобные вопросы. Но от правоохранительных органов священнослужитель отделаться не сможет.

В нескольких регионах России планируют начать создание православной финансовой системы и православного банка, сообщают «Известия» . С такой инициативой к главам Белгородской, Кемеровской и Псковской областей, Республики Марий Эл и Ставропольского края обратился глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин. Сообщается, что банк не будет выдавать кредиты и принимать вклады, а станет посредником между православными инвесторами.

— Я разослал письма губернаторам, которые известны большим количеством инициатив по поддержке православного образа жизни, — рассказал протоиерей Всеволод Чаплин. — Инициатива со стороны бизнесменов уже есть, но компании не должны воспринимать православный банк как способ быстро выделиться. Мы пытаемся распределить владение банком, чтобы никто не мог говорить о нем как о собственном бизнес-предприятии, будем смотреть, как эта система может быть оформлена организационно.

Руководитель рабочей группы по созданию православной финансовой системы в рамках Московского патриархата Дмитрий Сурмило пояснил, что пока речь идет о пилотном проекте в нескольких регионах, который потом распространится на всю Россию. Предполагается, что капитал православного банка составит в районе 400 миллионов рублей и будет разделен как минимум по 11 равным пакетам (каждый меньше 10%), кроме того, на следующем этапе авторы концепции планируют предложить частично формировать капитал в золоте.

Один из авторов концепции православной финансовой системы — Дмитрий Любомудров рассказал, что банк будет призывать россиян вкладывать средства не в ценные бумаги, а в конкретные проекты, выступая при этом гарантом при сделках.

— В нашем банке мы хотим отказаться от ссудного процента, а банк будет использоваться только в качестве надежной расчетной и контрольной системы, — рассказал Любомудров. — Будем пытаться призвать соотечественников инвестировать деньги в конкретные проекты, которых в нашей стране много. Владельцы будут сами решать, куда инвестировать — в венчурные наномолекулы или обычный магазин, а банк будет гарантом при партнерских сделках.

Некоторые специалисты скептически отнеслись к идее создания православного банка. Так, начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий считает, что православные священники не смогут выполнять функции омбудсменов для решения экономических споров.

— Православный банкинг — явная калька с исламского банкинга, который не просто успешен, а суперуспешен. Один из секретов этого успеха кроется в огромном авторитете исламских священников. Мусульманский муфтий может выполнять функции омбудсмена для решения споров, в том числе экономических. Справится ли русский поп с такой задачей — неизвестно, — говорит Осадчий.

Неудачной идея создания православного банка кажется и протодиакону Русской православной церкви Андрею Кураеву.

То, что Московская патриархия сейчас является совладельцем банков, мне не нравится. Я понимаю, когда серьезный и крупный холдинг типа «Газпрома» организует свой банк. Церковь разве бизнес-контора? — удивляется священнослужитель.

Банки, связанные с Русской православной церковью (РПЦ), далеко не всегда отличаются прозрачностью, а набожные собственники зачастую ведут вполне циничный бизнес.
Татьяна Калинникова

Основной доход РПЦ «по старинке» складывается из пожертвований и благотворительных вливаний. «Однако, согласно действующему законодательству о религиозных организациях, нет никаких препятствий для того, чтобы церковные учреждения участвовали в создании тех или иных структур, в том числе и коммерческих банков, – отмечает представитель отдела внешних церковных связей Московского патриархата Павел Шашкин. – Ведь почти все структуры РПЦ – монастыри и епархии на территории России – являются самостоятельными юрлицами».

РПЦ – успешный и разносторонний предприниматель: занимается издательским делом, имеет производство, а также бизнес, связанный с экспортом собственной продукции. Устав не запрещает церкви получать отчисления от прибыли предприятий, которые учреждены ею самостоятельно или совместно с партнерами. Первые «церковные банки» стали появляться в России еще в начале 90-х.

«Но церковь – довольно закрытая структура, особенно в том, что касается предпринимательской деятельности», – говорит председатель совета Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов. Некоторые участники рынка в беседе с «Ф.» отметили даже, что кредитные организации стараются не связываться с церковными финучреждениями, поскольку неизвестно, как это отразится на репутации.

Собственные средства в своих банках церковь, по всей видимости, не хранит, считает Алексей Мамонтов: «Для этих целей «церковные банки» невелики, их возможности ограничены. Так что деньги размещаются в нейтральных кредитных организациях». При этом единого счета у РПЦ нет. Устав разрешает церкви пополнять «запасы» за счет процентов по вкладам, правда при условии, что прибыль пойдет на богоугодные дела.

Банки-невидимки.

Среди кредитных организаций с церковным капиталом – Международный банк Храма Христа Спасителя (МБХХС). Благодаря обвиняемому в организации убийства первого зампреда ЦБ Андрея Козлова Алексею Френкелю, банку, прежде известному разве что пафосным названием, удалось «прославиться». «Он обналичивал деньги через счет некоего азербайджанского “АМИ-банка”», – написал опальный финансист в одном из писем. В период вступления кредитной организации в систему страхования вкладов, отмечает бывший глава Вип-банка, ЦБ направил официальный запрос в Национальный банк Азербайджана с просьбой предоставить информацию об «АМИ-банке». Банк Азербайджана ответил, что такого не существует. «Руководство ЦБ, получив ответ, приняло решение: считать, что банк, прокрутивший миллиарды рублей через несуществующий банк, ошибся в отчетности. Несмотря на заявление бывшего посла Азербайджана в России в отношении мошеннических действий руководства банка, Международный банк Храма Христа Спасителя вступил в систему страхования вкладов», – написал Алексей Френкель в своем послании.

МБХХС, созданный Московской патриархией совместно с несколькими другими организациями РПЦ, приоритетным направлением деятельности называет обеспечение состоятельным гражданам и членам их семей максимального комфорта в осуществлении финансовых операций. Другими словами, кредитная организация делает ставку на развитие private-банкинга. МБХХС называет себя банковским бутиком, где клиентов знают лично, а финансовые продукты предлагаются исходя из потребностей граждан и их долгосрочных целей. В списке клиентов банка церковные организации не фигурируют, информации о благотворительной деятельности финучреждения тоже нигде нет. Вот уже 16 лет главный и единственный офис расположен в центре Москвы, и, судя по всему, расширять сеть МБХХС не собирается: бутик не должен быть многофилиальным – в противном случае может потеряться «доверительная связь с клиентом».

А вот у другого банка с православными корнями – «Пересвета» – есть допофис Сергия Радонежского. В числе акционеров – отдел внешних церковных связей Московского патриархата, Смоленская и Калужская епархии, а в совете директоров – епископ Марк (Сергей Анатольевич Головков), заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата. «”Пересвет” – корпоративный банк, который активно занимается благотворительностью», – так скромно и кратко характеризуют участники рынка, опрошенные «Ф.», деятельность кредитной организации. Тем не менее она входит в первую сотню: на 1 ноября прошлого года заняла в рейтинге «Ф.» по работающим активам (21,3 млрд рублей) 89-е место. Среди ключевых клиентов «Пересвета» – предприятия «Калугапутьмаш», «Трастгазинвест», «Сервиснефтегаз», «Моспромстройматериалы» (входит в корпорацию «Главстрой»), а также футбольный и хоккейный клубы «Динамо» (Москва).

Банк «Благовест», лишившийся в сентябре 2007-го лицензии за нарушения закона об отмывании, некоторые участники рынка также считали «близким к церкви». Согласно сообщению регулятора, кредитная организация проводила платежи некоторых клиентов в банки, вовлеченные в сомнительные операции с иностранцами. Объем подобных транзакций составил более 17 млрд рублей. Но, как сообщил «Ф.» заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов Валерий Мирошников, несмотря на «соответствующее» название, никаких структур РПЦ, а также лиц, связанных с ней, в числе акционеров «Благовеста» не выявлено.

Наиболее «понятным» из всех «церковных банков», пожалуй, является кредитная организация под названием «Софрино» (бывший Олд-банк). Акционеры в 1999 году сняли помещение у Московской патриархии и завязали с ней прочные партнерские отношения. Финучреждение стало тесно сотрудничать с художественно-производственным предприятием по изготовлению церковной утвари «Софрино» (принадлежит РПЦ), а в 2005 году совет директоров банка возглавил директор предприятия Евгений Пархаев. «Софрино», благодаря распоряжению патриарха Алексия II, получило статус уполномоченной кредитной организации в рамках проведения ремонтно-реставрационных работ на объектах РПЦ.

Банк входит в группу, участниками которой являются страховщик «Софрино», компания «Финжилсервис», инвестирующая в недвижимость, «Софрино-инвест», а также яхт-клуб «Спартак», расположенный на севере Подмосковья. Что касается раскрытия структуры акционеров, то здесь банк «Софрино» особенной открытостью не отличается: на сайте указаны пять неизвестных ООО, владеющих по 19,99% акций. Вместе с тем сообщается: менее 0,04% принадлежит члену совета директоров Валентину Орлову. Он, к слову, в 1971 году был избран первым секретарем Вешкамайского райкома КПСС, а в 1975-м попал на работу в центральный аппарат КГБ СССР, где дослужился до звания генерал-майора.

В числе партнеров банка «Софрино» – Фонд единства православных народов, Союз писателей России, объединяющий художников православного слова, а также Управление делами Московской патриархии. По неофициальной информации, сегодня банк «Софрино» финансирует масштабное строительство торговых точек на церковных землях, которые затем будут сданы в аренду. Одноименное производственное предприятие, несомненно, получит там площади для реализации своей продукции.

В образе.

Кредитная организация может вести вполне «светский образ жизни» и не иметь церковных корней, зато ее акционеры – быть людьми верующими или, по крайней мере, иметь такой имидж. «В некоторых случаях это, возможно, помогает в делах – к примеру, позволяет привлекать на обслуживание «набожных» клиентов», – говорит Алексей Мамонтов. – Однако, на мой взгляд, близость собственников к РПЦ далеко не всегда является эффектным маркетинговым ходом: большей частью Россия все-таки атеистическая страна, и посещение церкви с соблюдением обрядов зачастую не глубоко и не истинно».

Бывшая сотрудница Промсвязьбанка с этим мнением не согласна: «Православный имидж помогает банку в работе, поскольку на него обращает внимание та аудитория, для которой это важно. Клиенты подсознательно уверены, что банк, которым управляют верующие люди, их не обманет, поскольку у него есть какие-то ценности».

Дмитрий и Алексей Ананьевы – совладельцы группы «Промсвязькапитал», в которую входит Промсвязьбанк, – одни из самых известных верующих бизнесменов. О приверженности к православию говорит даже внешний вид – к примеру, братья носят бороды «церковного фасона». В околобанковских кругах «Промсвязь» нередко величают «православным банком», хотя РПЦ никак не участвует в капитале фин­учреждения. Братья Ананьевы, отмечают в Промсвязьбанке, считают благотворительную помощь церкви сугубо личным делом, никак не связанным с кредитной организацией. «В основе ценностей банка –?поддержка национально-ориентированной экономики, – комментирует замдиректора департамента по работе с корпоративными клиентами Промсвязьбанка Василий Усенко. – Поэтому мы не работаем с организациями, которые, на наш взгляд, оказывают негативное влияние на общество: не выдаем кредиты игорному, табачному и алкогольному бизнесам». В банке подчеркивают, что эти ограничения не являются признаком приверженности кредитной организации какой-то конфессии, а продиктованы общепринятыми этическими нормами.

«Религиозная ориентированность финансовой организации лежит на поверхности, – парирует бывшая сотрудница Промсвязьбанка. – На моей памяти даже сувенирная продукция, которую дарят клиентам и партнерам, обычно имела православную тематику». В преддверии только что прошедших новогодних праздников Промсвязьбанк дарил православные календари под названием «Ростов Великий. Колыбель русской святости». На первой странице – обращение патриарха Алексия II. Вместе с тем приверженность акционеров к православной церкви демонстрируется в банке не агрессивно и ненавязчиво.

Другой известный банкир, также имеющий ярко выраженный православный имидж, – Сергей Пугачев, основатель Международного промышленного банка. В 2002 году бизнесмен вышел из совета директоров кредитной организации и почти не живет в России. Однако, отмечают наблюдатели, Сергей Пугачев активно занимается благотворительной деятельностью, а также близко дружит с духовником Тихоном Шевкуновым и?Московской патриархией.

Попытка быть ближе к РПЦ даже на уровне имиджа по сути является спекуляцией, считает столичный бизнесмен Александр. «В погоне за клиентом я тоже могу активно жертвовать церкви и в придачу учредить фирму «Папа Римский», чтобы сделать ее владельцем банка. А о том, что «Папа Римский» на самом деле ООО, в открытых источниках не сообщать. Католики охотно понесут мне деньги, потому что верят: глава церкви их не обманет», – смеется предприниматель.

«Межпром» некогда упоминался в скандальном деле вокруг швейцарской компании «Мабетекс» и «кремлевских взяток» (фирма занималась ремонтом в Кремле, при этом сотрудники ­управления делами президента получили «вознаграждение» за помощь в получении подряда). На рынке ходили слухи, что «Мабетекс» выступал гарантом по картам, эмитированным банком Сергея Пугачева для членов семьи первого российского президента.

Безвозмездно.

«Церковные банки» активнее других на рынке оказывают адресную спонсорскую помощь различным организациям. Так, например, банк «Пересвет», согласно самому «свежему» отчету на сайте о благотворительной деятельности, в 2004 году пожерт­вовал различным структурам, в числе которых Православный молодежный фонд и Приход храма Иоанна Предтечи, 51,7 млн рублей при чистой прибыли в 261 млн. Интересно, что среди «получателей» помощи от кредитной организации – партия «Единая Россия». Годом ранее благотворительные средства от «Пересвета» поступали в ОВД Пресненского района ЦАО. Банк «Софрино» жертвует деньги храмам и православным фондам, в 2006 году спонсорская нагрузка составила 17 млн рублей при чистой прибыли в 27 млн рублей.

Благотворительная деятельность верующих банкиров остается закрытой. Скажем, Промсвязьбанк не готовит никаких публичных отчетов о таких проектах – владельцы, поясняют в кредитной организации, не желают, чтобы эта деятельность воспринималась как пиар-кампания. Однако известно, что в 2006 году банк совершил благотворительных отчислений на сумму 146 млн рублей.

Сергей Пугачев также старается поддерживать рублем начинания православных структур, причем выступает спонсором медиапроектов. В эфир выходит телепередача «Русский дом», выпускается одноименный журнал, при этом в редколлегию входит Тихон Шевкунов. А вот, к примеру, православное информационное телеагентство ПИТА закрылось довольно быстро, несмотря на поддержку основателя «Межпрома».

Истинно верующие люди могут действительно из благих побуждений жертвовать большие суммы, считает бизнесмен Александр. Но нередко, отмечает собеседник «Ф.», под видом «благотворительности» определенным госструктурам выплачиваются взятки. Схема проста: какой-нибудь банк отчисляет церкви крупное пожертвование, которое затем, через другое финучреждение, попадет на счет властной структуры. «Я не исключаю, что некоторые граждане могут спекулировать авторитетом церкви с­ целью укрепления своего материального положения и позиции в обществе, – комментирует Павел Шашкин. – Но зачастую приходится встречаться с по-настоящему принципиальными и нравственными людьми, которые при этом еще и успешны в бизнесе».

Земельный фронт.

В последнее время все чаще на прихрамовых территориях разворачивается масштабное строительство. Для того чтобы этот бизнес шел активнее, был создан Центр инвестиционных программ РПЦ. Участвуют в этих проектах, безусловно, и «религиозные» финансовые структуры.

Православные банкиры – также крупные землевладельцы. Скажем, у братьев Ананьевых есть компания «Промсвязьнедвижимость», реализующая девелоперские проекты в разных регионах (в том числе в Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Ростове-на-Дону). Принадлежащие ей земли в Московской области расположены, в частности, в Солнечногорском, Истринском и Наро-Фоминском районах. Объединенная промышленная корпорация, которая управляет рядом активов Межпромбанка, тоже является владельцем обширных земель в Подмосковье и вкладывает в строительство.

Некоторые из наделов верующих бизнесменов приобретались в ходе приватизации и реорганизации сельхоз­предприятий. В 1991–1992 годах крестьяне получили право на земельную и имущественную собственность. Люди становились владельцами земель и построек на них в рамках общей долевой собственности (участки на местности выделены не были). Чтобы стать совладельцами возникших из бывших совхозов предприятий, сельские жители вносили в уставный капитал «акционерок» свою имущественную долю.

Закон 2003 года об обороте земель сельхозназначения превратил наделы в ходовой товар, и к крестьянам потянулись рейдеры. «К нам пришли представители крупнейших банков, в том числе Промсвязьбанка и Межпромбанка, и предложили продать доли», – рассказывает председатель исполнительного комитета движения «Крестьянский фронт» Мария Журова. Рейдеры, по ее словам, увозили пьющих и малоимущих к нотариусу, где оформляли договор купли-продажи и подсовывали на подпись кипу бумаг. Среди них была и доверенность на право от лица собственника распоряжаться акциями общества. Таким образом «захватчики» получили голоса и возможность изменять устав «акционерок». «Правосудие оказалось не на нашей стороне, а рейдеры быстро «застолбили» «свои» участки и развернули на них строительство многоэтажек и частных домов», – сетует Мария Журова.

Бывает так, что собственники земельных долей – крестьянские и фермерские хозяйства – просто не могут эффективно использовать наделы, и в этом смысле переход земель к более успешному предпринимателю может быть полезным для экономики, рассуждает Павел Шашкин. Однако нужно принимать во внимание, каким образом заполучены те или иные активы. «Было бы хорошо, если бы люди, позиционирующие себя верующими, следовали в бизнесе православным принципам, – продолжает представитель Московской патриархии. – Ведь это не наносит ущерба делам, а даже наоборот, укрепляет позитивный имидж предпринимателя». Зачастую выходит совершенно наоборот, отмечает столичный банкир, пожелавший остаться неназванным: «”Неправедность“ прикрывается близостью к церкви. Тот, кто сегодня будет подставлять другую щеку и действительно вести дела по заповедям, просто не выживет. Бизнес циничен и требует жестких решений, которые часто совсем не богоугодны».

Епископ Марк, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, входит в совет директоров банка «Пересвет»

ИСТОРИЯ: Иордан по-башкирски

В некоторых финучреждениях существуют внутрикорпоративные православные традиции.

Одну из историй «Ф.» поведал управляющий активами столичной инвесткомпании Павел. Он после окончания учебы в вузе проходил практику в уфимском филиале Газпромбанка, где управляющий оказался глубоко религиозным человеком. «Топ-менеджер распорядился повесить лампадку у стойки администраторов, а операционисток попросил следить за тем, чтобы она постоянно горела», – рассказывает Павел. Однажды ему пришлось заменить одну из девушек на ресепшене. Из-за обилия работы о лампадке как-то забыли, и она, разумеется, погасла. Обнаружив такое «попустительство», вернувшийся с совещания управляющий посадил молодого человека в машину и отвез на реку. «Мне пришлось купаться в проруби, чтобы «искупить вину», – улыбается Павел. – А потом мы вернулись в банк, и я пообещал, что отныне лампадка будет гореть исправно».

По словам столичного банкира, близкого к Межпром­банку, в центральном офисе кредитной организации на стенах долгое время висели образа, а дети одного из высокопоставленных сотрудников нередко принимали участие в церковных службах.

«В “Промсвязи” при открытии нового офиса освящают каждый угол, – рассказывает бывший служащий кредитной организации. – А есть офисы, где в кассе можно оста­вить пожертвование на реконструкцию храма».

ПРАКТИКА: Благостный бизнес

Согласно Корану, Аллах проклял ростовщиков устами пророка Мухаммеда, поэтому мусульманские финучреждения не могут кредитовать клиентов под проценты или выплачивать их по вкладам.

Чтобы не нарушать религиозных запретов, кредиторы, например, могут давать займы при условии, что проценты по ссуде будут распределены среди малоимущего населения и выступят в качестве известного в мусульманском мире «налога в пользу бедных». На практике же финучреждения обычно получают часть прибыли кредитуемой организации, а вкладчикам выплачивают фиксированную долю от своих доходов.

Уважают в шариатских финучреждениях и чувства верующих: так Национальный банк Катара (QNB) изучил траты своих клиентов во время празднования священного месяца Рамадан и пришел к выводу, что расходы заемщиков в этот период превышают доходы. Поэтому перед началом праздника QNB объявил об отсрочке платежей по потребительским и автокредитам до окончания религиозных торжеств.

В России мусульманские банки не приживаются. В декабре 2006-го ЦБ отозвал лицензию за нарушения закона об отмывании «грязных» денег у Бадр-Форте банка (БФБ), вхожего в узкий круг кредитных организаций исламского мира. Небольшое финучреждение специализировалось на обслуживании компаний, работающих с партнерами из стран Азии и Африки. Бывшее руководство БФБ уверено: действия ЦБ в отношении кредитной организации являются не чем иным, как проявлением «исламофобии».