Особенности традиционной экономической системы. Основные черты традиционной экономической системы

Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:

  • Форма собственности на средства производства
  • Способ координации и управления хозяйственной деятельностью в стране

Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.

4 основных типа экономических систем

Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:

Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

  • Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)
  • Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности
  • Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы
  • Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

Недостатками же являются:

  • Крайне неравномерное распределение доходов в обществе
  • Ориентированность производителя на платежеспособного клиента
  • и безработица, нестабильность развития экономики (возможность , и т.д.), как следствие – социальная нестабильность
  • Недостаток в финансировании сферы образования
  • Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий
  • Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях
  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей
  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)
  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

«Смешанная экономика»

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

  1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)
  2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.
  3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов
  4. Создание , занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

  • Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)
  • Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий
  • Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения
  • Поощрение инноваций
  • Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Переходная экономика

Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

  1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду
  2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов
  3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством
  4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)
  5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

Примеры разных типов экономических систем

  • Традиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-дИвуар.
  • Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.
  • Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.
  • Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

На этом данная лекция по экономике завершена.

Экономические системы современных государств, а также те, что выстраивались в разных странах исторически, представлены в трех основных моделях - традиционной, командной, а также рыночной. Каждая из отмеченных систем хозяйственного управления характеризуется специфическими признаками. Рассмотрим особенности традиционной экономики как исторически наиболее ранней. Каковы ее наиболее примечательные характеристики?

Сущность экономической системы

Что такое экономическая система? Есть довольно много подходов к определению данного понятия. По одной из версий, под экономической системой следует понимать совокупность законов, норм, традиций, ценностей и институтов, посредством которых социум решает задачи, связанные с хозяйственным управлением, а также отвечает на вопросы о том, что производить, каким образом и для кого.

Касательно классификации - есть традиционная экономическая система, командная и рыночная. Изучим специфику каждой из них подробнее.

Особенности традиционной системы

Традиционная экономическая система характерна, если говорить о современном периоде, для слаборазвитых в хозяйственном плане государств. Она базируется на консервативных нормах и установках, касающихся способов управления хозяйством, понимания законов спроса и предложения и взаимодействия субъектов экономических активностей. Если говорить об истории развития человечества, традиционная экономическая система была характерна для раннефеодальных периодов, когда основу хозяйственных систем государств и социумов составляли ремесленнические производства, сельское хозяйство, элементарные формы торговли.

Не считая консервативных установок на уровне правил и норм, в ней наблюдается довольно медленное внедрение новых технологий. Первый фактор - сильная роль традиций - предопределяет нежелание граждан осваивать новые производства, модернизировать хозяйственный уклад социума. Второй - медленное внедрение новых технологий - становится причиной того, что даже при желании людей привносить что-то новое в экономику фактических возможностей для этого немного.

Социальное неравенство в традиционных системах

Традиционная экономическая система характеризуется авторитарным, главным образом, принципом распределения общественных благ. Основные ресурсы получает некая элита. Если говорить о племенных отношениях - вождь или группа таковых. Уровень жизни большинства субъектов социума при этом невысокий, так как экономические ресурсы концентрируются в руках правящей верхушки. Вместе с тем практического значения это может не иметь, так как консервативные установки на уровне идеологии могут предопределять отсутствие заинтересованности людей в каких-либо излишествах, социальной защите, предпринимательстве. Поэтому традиционный тип экономической системы в ряде случаев характеризуется весьма высокой устойчивостью. Есть не так много факторов, под влиянием которых в хозяйствах подобного типа могут происходить изменения. Механизмы революционных изменений изнутри, как правило, не формируются в силу консервативной идеологии.

Вероятность появления внешних субъектов, заинтересованных в том, чтобы в том или ином государстве с традиционной экономикой произошла трансформация хозяйственной модели, невелика. Во-первых, крупные игроки на международной бизнес-арене не всегда желают появления конкурентов. Во-вторых, им может быть выгоднее взаимодействовать именно с традиционной экономикой - как правило, размещение производств там, пусть и несложных технологически, чаще всего намного дешевле, чем в развитых странах.

Социальные характеристики традиционной экономики

Важнейший аспект, который полезно рассмотреть при изучении такого явления, как традиционная экономическая система, - характеристика данной модели в социальном контексте. Первое, о чем стоит сказать - в основе хозяйствования лежит общинный труд. Выпуск товаров осуществляется совместными усилиями. Выручка от их реализации распределяется среди людей, участвовавших в создании соответствующих продуктов. Продажа товаров осуществляется, как правило, при самых минимальных расценках в силу большой конкуренции, а также относительно небольшой покупательной способности граждан, которые их приобретают. В ряде случаев экономика локальных хозяйств может включать сервисные отрасли - например, связанные с ремонтом.

Производительность труда в традиционных сообществах не самая высокая. Выше мы отметили, что общественные блага в значительной степени могут концентрироваться в руках правящих элит. Вместе с тем во многих случаях государства выстраивают институты социальной защиты граждан, так как доходы, которые приносят локальные хозяйства, могут быть крайне невысокими, что создает угрозу политической нестабильности.

Отраслевая структура традиционных экономик

Основная отрасль в традиционных экономиках - сельское хозяйство. Для того чтобы организовывать производство, нужны, во-первых, инвестиции в необходимую инфраструктуру, во-вторых - желание людей заниматься чем-то иным, что может существенно отличаться от традиционных занятий, возможно, осваивать новые знания, навыки, компетенции. В сообществах рассматриваемого типа может отсутствовать в необходимой величине и то и другое.

Сельскохозяйственная отрасль также обычно не характеризуется инновационностью. Часто это обусловлено теплым климатом, при котором необходимость в существенной модернизации технологий выращивания и сбора плодов может отсутствовать. К тому же, в совершенствовании сельскохозяйственных работ могут быть не заинтересованы непосредственные покупатели соответствующей продукции. Дело в том, что, благодаря теплому климату и иным позитивным условиям выращивания плодов, сельхозпроизводители могут быть избавлены от необходимости использовать химические удобрения, генетически модифицировать продукцию, задействовать вещества, ускоряющие рост овощей и фруктов. Покупатели, таким образом, начинают привыкать к тому, что сельхозпродукция, поступающая с того или иного рынка, будет полностью экологичной. Они могут потерять интерес к приобретению плодов, которые выращены при задействовании инновационных подходов.

Что касается производственных секторов традиционной экономики, чаще всего это мелкие ремесленнические мастерские. Технологии выпуска товаров в них также, как правило, достаточно консервативны. И это также может быть обусловлено пожеланиями потенциальных покупателей товара. Многие из них предпочитают приобретать изделия, выпускаемые мастерами соответствующего профиля - посуду, предметы интерьера, мебель, - которые изготовлены вручную и при использовании естественных материалов.

Итак, основные признаки традиционной экономической системы: общинный уклад экономики, преобладание сельскохозяйственной продукции в структуре производимых товаров, наличие консервативных норм в общественном поведении, ограниченный доступ к новым технологиям. Соответствующая модель хозяйственного управления, в целом, допускает свободный товарооборот, и это делает возможным гражданам обеспечивать преимлемый уровень жизни для себя и своей семьи. В некоторых случаях значимой становится социальная роль государства.

Командная экономическая система

Изучив характерные черты традиционной экономической системы, исследуем также специфику командной модели управления национальным хозяйством. Главный ее признак - минимальная интенсивность свободных рыночных отношений. Управление ключевыми экономическими процессами осуществляет государство. Если говорить о ранних исторических периодах - феодал или рабовладелец. Хотя нужно отметить, что даже в соответствующие исторические этапы развития человечества свободный товарооборот редко имел ограничения. Если рассматривать положительные черты традиционной экономической системы, то можно выделить прежде всего непопулярность запретов на куплю-продажу товаров гражданами. Поэтому практические примеры выстраивания командной хозяйственной модели на уровне государства, до того как она появилась в СССР, Китае, странах Варшавского договора, Северной Корее, Албании, Кубе, в истории обнаружить сложно.

В большинстве государств экономика соответствующего типа была полностью или частично трансформирована в рыночную. Касательно оценок данного факта в экспертном сообществе идут самые активные дискуссии. Есть специалисты, которые уверены в том, что командная экономическая система не устоялась в мире в силу невысокой эффективности. Другие, обращая, в частности, внимание на опыт Китая, говорят о том, что соответствующая модель во многих аспектах превосходит любые иные, особенно если говорить о социальной ориентированности национального хозяйства. Отказ государств от командной экономики был, таким образом, продиктован скорее политическими причинами.

Характерной чертой традиционной экономической системы является неравенство в обществе. При командной хозяйственной модели оно не так выражено. Поэтому во многих государства соответствующая система управления экономикой имела большую популярность, а во многих современных странах - Китае, на Кубе, в значительной степени в Беларуси - работает до сих пор.

Командные принципы управления экономикой

Как мы отметили выше, признаком традиционной экономической системы является наличие консервативных норм, по которым осуществляется управление хозяйственными процессами. Каким образом государство решает соответствующие задачи при выстраивании командной модели?

Ключевым субъектом экономики в данном случае выступает некий политический институт. Его задача - формировать планы хозяйственного развития, а также обеспечивать их выполнение. Соответствующий политический институт определяет:

  • то, каковы вероятные потребности людей и социума в тех или иных ресурсах;
  • то, сколько продукции того или иного типа должны выпустить конкретные предприятия;
  • то, какие технологии должны задействоваться при выпуске товаров;
  • то, каким образом будет распределяться продукция.

Государство также решает вопросы с оптимальным размещением производств, каналов снабжения и сбыта. При командной экономической системе властью устанавливаются зарплаты, надбавки, желательные показатели рентабельности.

В некоторых случаях в хозяйственных системах государств могут внедряться принципы саморегуляции. Как правило, это выражается в разрешении заниматься предпринимательской деятельностью некоторым категориям граждан при условии, что соответствующие активности будут преимущественно связаны с удовлетворением личных потребностей, а не стремлением к получению как можно большей прибыли. В этом смысле традиционная и командная экономические системы могут иметь некоторую схожесть. В первом случае основой общественного производства становятся как раз те хозяйства, что функционируют на локальном уровне - частные мастерские, небольшие магазины, индивидуальный выпуск товаров. В случае с командной экономикой разрешенные формы предпринимательской деятельности, вероятнее всего, будут такими же.

Рыночная экономика

Итак, мы исследовали, что такое командная и традиционная экономическая система. Характеристика второй предопределяет ее выраженную несхожесть с первой. Главным образом потому, что субъекты социума и хозяйствования при ней имеют право относительно свободно вести экономические активности. В этом смысле признаки традиционной экономической системы делают ее ближе к рыночной, для которой, прежде всего, характерна практически неограниченная свобода участия граждан в отношениях купли-продажи. Уровень вовлечения государства в регулирование данных процессов минимален.

Рыночная экономическая система предполагает в стране развитых социальных институтов прежде всего участие граждан в политическом управлении. Рассматриваемая модель хозяйственного развития требует защищенности частной собственности. Традиционная, командная, рыночная экономические системы несхожи с точки зрения механизма распределения общественных благ. В первом случае основные ресурсы, как мы отметили выше, концентрируются в руках правящих кругов. При командной системе они распределяются государством.

Распространение общественных благ в рыночной экономике

Рыночная экономика предполагает, что общественные блага будут распространяться в обществе, исходя из саморегулирующихся механизмов спроса и предложения. Лучшие общественные блага должны, таким образом, приобретаться гражданами, у которых есть необходимые капиталы. В свою очередь, никто не запрещает другим людям вкладывать свой труд, основывать свой бизнес, развиваться как экономический субъект и приобретать такой же статус - человека с капиталами. В то время как, например, характерной чертой традиционной экономической системы является крайне сложный механизм повышения гражданами социального статуса. Несмотря на то что соответствующая модель хозяйственного развития не запрещает рыночные отношения, на практике возможности развития человеком собственного бизнеса либо капитализации своего труда сильно осложнены дефицитом доступа к технологиям, неразвитостью правовой базы, зачастую и неодобрением предпринимательских активностей со стороны окружающих.

Сочетаемость экономических систем

Важнейший момент, на который следует обратить внимание: рассмотренные нами типы экономической системы (традиционная, командная, рыночная) могут, во-первых, взаимно сочетаться, а во-вторых, если говорить о современном этапе развития человечества, они практически не встречаются в чистом виде, по крайней мере, на уровне национального хозяйства государства. Даже в развитых странах могут быть сообщества, в которых хозяйственные коммуникации могут иметь признаки традиционной экономики. Например - в России, а также во многих странах Западной Европы значительный процент ВВП обеспечивает сельское хозяйство. С точки зрения технологий данная отрасль вполне может отнесена к сегментам, развивающимся в рамках традиционной экономической модели.

Командные принципы хозяйственного управления сохраняются во многих государствах - Китае, Северной Корее, на Кубе, в значительной степени - в России, если говорить о государственных предприятиях, которые являются лидерами во многих отраслях. Таким образом, на практике в большинстве стран мира сформирована фактически смешанная модель экономики. Она может сочетать в себе признаки каждой из рассмотренных нами.

От чего зависит преобладание в государствах тех или иных элементов, что в наибольшей степени характеризуют рассмотренные нами типы экономических систем? Традиционная, командная, рыночная, смешанная модели, как правило, устанавливаются в силу социальных факторов, исторической специфики развития страны, влияния других государств, геополитического положения. Сложно выделить совокупность критериев, на которые государства во всех случаях могут ориентироваться при выборе оптимальных моделей управления экономикой.

Есть подходы, по которым совместимость хозяйственной системы страны с рыночными, командными либо традиционными принципами следует определять, исходя из цивилизационной принадлежности государства. Есть много стран формально независимых, имеющих свой язык и культуру, но, если следовать подобным точкам зрения, формирующих единую цивилизацию. В этом случае, даже при заметных различиях в политических приоритетах, им имеет смысл практиковать схожие подходы к управлению экономикой. Даже если подобные теории не рассматривать как руководящие, то можно проследить, что во многих государствах, близких по культуре, наблюдаются весьма схожие принципы выстраивания хозяйственных отношений. Например, экономические успехи азиатских государств - Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура - многие исследователи связывают, прежде всего, с развитой культурой дисциплины и трудолюбия в среде граждан. Если бы соответствующего базиса не было, западные инвесторы, которым часто приписывается определяющая роль в экономических успехах указанных стран, вероятно, не стали бы вкладываться в развитие новых высокотехнологичных производств на территориях, не слишком инфраструктурно развитых и не имеющих значительных природных ресурсов.

Отмеченная дисциплинированность азиатских народов, как считают исследователи, связана в первую очередь с огромной ролью консервативных установок в социализации, воспитании, восприятии мира, в коммуникации с другими людьми, что сложились в соответствующих обществах. Подобная характеристика - отличительная черта традиционной экономической системы. Однако в случае с национальными хозяйствами отмеченных азиатских государств речь идет об удачном сочетании консервативных подходов и полноценных рыночных механизмов.

Таким образом, на мировом рынке сложилось несколько форм хозяйствования. Это экономика традиционная, рыночная, командная и смешанные экономические системы. В основе первой - мелкотоварное производство, розничная торговля, индивидуальные предпринимательские активности с небольшими оборотами. При командной экономике ведущая роль в хозяйственном управлении принадлежит государству, в некоторых случаях разрешаются отдельные формы частного бизнеса, позволяющие гражданам удовлетворять личные потребности.

При рыночной модели управление экономическими процессами осуществляется при минимальном вмешательстве государства. Коммерческие коммуникации реализуются на основе законов спроса и предложения. Однако в чистом виде, если говорить о национальном хозяйстве отдельно взятой страны, традиционная, командная либо рыночная экономика практически не наблюдаются. Может быть некая базовая модель хозяйственного управления, но в большинстве случаев она будет включать в себя элементы других систем.

— это совокупность взаимосвязанных экономических элементов обеспечивающих производство и воспроизводство эк.благ.

Разделение эк.систем осуществляется от ответов на 3 эк. вопроса (Пол Самюэльсон):

1) Что производить и в каком количестве

2) Как производить, с помощью каких ресурсов и какой технологии

3) Для кого производить

Решает вопросы производить то, так и для тех основываясь на то, как это делали наши предки (ручные формы производства и пр., сколько сделал, столько и потребили).

Традиционная эк.система - это система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. Она является самой древней. При традиционной экономике земля и капитал находятся в общем владении, а основные экономические проблемы общества — что, как и для кого производить — решаются, главным образом, на основе традиционных родоплеменных или полуфеодальных иерархических связей между людьми.

Для традиционной экономики характерно малопроизводительное фермерство, охота и собирательство — нет регулярных излишков пищи, и поэтому торговля не носит постоянный характер. В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность - активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения. Традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение.

Эти традиции определяют какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в ряде так называемых слаборазвитых стран, в которые технический прогресс проникает с большими трудностями, ибо он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

Характеристика:

Отсталая технология

Ручной труд

Мелкотоварное производство

Многоукладность экономики

Частная собственность на ресурсы

Личный труд их владельцев

Преимущества традиционной экономики:

  • стабильность;
  • предсказуемость;
  • добротность и большое количество благ.

Недостатки традиционной экономики:

  • беззащитность перед внешними воздействиями;
  • неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.

Традиционная экономическая система: Буркина-Фасо, Бурунди, Бангладеш, Афганистан, Бенин. Всё, что производится и добывается не в состоянии прокормить и обеспечить население этих стран.

Изучаемые вопросы

1. Понятие экономической системы.

2. Типы экономических систем.

Традиционная экономика (натуральное хозяйство, традиционное производство, общинная собственность).

Рыночная экономика (частная собственность, мотивация, конкуренция, свобода предпринимательства, рыночное ценообразование).

В самых общих чертах место государства в смешанной экономике может быть сведено к следующим моментам:

· Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие моделей смешанных экономик, что объясняется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной экономики:

· низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства. Сегодня в государственный бюджет США поступает около 19 % национального продукта;

· всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики являются поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;

· высокий уровень социальной дифференциации . Американские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

· активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государственный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального продукта;

· защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;

· сильная система социального обеспечения. В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии - даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения - эти расходы составляют в США 55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

· координация деятельности правительства и частного сектора . Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения национальных целей;

· особая роль государства в экономике. Япония - страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

· особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная - от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

· на многообразие форм собственности. Особенностью российского менталитета, с одной стороны, является тяга к индивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С другой стороны - соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

· многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многообразие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и государственного предпринимательства;

· смешанный экономический механизм регулирования экономики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

· многообразие форм распределения национального продукта.

Пределы вмешательства государства в экономику.

Наиболее сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является решение вопроса о допустимых пределах вмешательства государства в экономику. Очевидно, они должны определяться возможностью функционирования законов рынка. В противном случае произойдет разрушение рыночного механизма, и экономика может трансформироваться в худший вариант командной системы. Западные государства не раз наталкивались на подобные пределы.

Социальная политика может вступить в противоречие с рыночными стимулами повышения производства, ослабляя тем самым все преимущества рыночного ме­ханизма.

Так, например, желание обеспечить достойный уровень жизни всем членам общества в Швеции, в государстве, которое называли государством "всеобщего благоденствия ", заставило правительство поднять уровень налогообложения ин­дивидуальных доходов до 80%, что подрывало у высокооплачиваемой части на­селения стимулы к высокоэффективному труду, к овладению сложными специ­альностями и в результате вело к снижению эффективности производства, тор­можению производительности труда. С другой стороны, для получателей соци­альных пособий возможность, не работая, обеспечить себе вполне сносный уро­вень жизни порождала среди определенной их части иждивенческие настроения, не способствовала укреплению семьи (пособие обычно выплачивалось только оди­ноким матерям; если женщина выходили замуж, выплата пособия прекращалась). Это вызвало снижение эффективности шведской экономики.

Кроме того, следует иметь в виду, что чрезмерное усиление роли государства неизбежно приводит к бюрократизации, гипертрофированной роли чиновников в жизни страны, затрудняет принятие разного рода решений в области экономики.

Таким образом, если государство пытается выйти за рамки той роли, которая ему отведена в условиях рыночной экономики, то, какими бы благими намере­ниями оно ни руководствовалось, как правило, происходят губительные дефор­мации рыночных процессов. В конце концов страдает все общество, в том числе и те его слои, которым государство стремилось помочь.

Чем традиция отличается от закона и что в ней плохого с экономической точки зрения.

Под традиционной экономикой понимается экономическая система, в которой поведение людей и распределение ресурсов определяется традициями. Во многих учебниках традиционную экономику наделяют такими чертами, как ручной труд, преобладание аграрного сектора, общинная собственность и пр. Подобный подход в корне неверен, поскольку наличие традиций не определяется господствующими технологиями и преобладающим видом собственности. Ведь можно действовать традиционно, пользуясь компьютером, а можно вполне рационально вести себя в рамках общины (почитайте работы Э. Остром).

Что такое традиция и чем она отличается от таких довольно близких к ней понятий, как закон или неформальный институт? И закон, и неформальный институт, и традиция означают некие нормы, определяющие поведение людей в определенных ситуациях. Разница между ними в следующем:

Закон всегда имеет рациональную цель и за его соблюдением следит специальный орган власти. Традиция же не имеет рациональной цели. Она представляют собой некий ритуал, сложившейся исторически. Неформальный институт является более широким понятием, чем традиция. Он включает в себя как традиционные нормы поведения, так и неформальные нормы имеющие конкретную цель.

В экономике, построенной на традициях, всегда будут иметь место следующие проблемы:

1.Неэффективность производства. При прочих равных, будет выбран не самый эффективный способ производства, а тот, который больше соответствует традициям.

2.Низкие стимулы к саморазвитию. Положение и доход человека в традиционной экономике определяется его происхождением (дворяне и простолюдины). Поэтому, люди не имеют мотивации к развитию. Ведь в другую касту перейти практически невозможно.

3.Низкий уровень инноваций. Новые технологии, вступающие в конфликт в существующим способом производства, будут отвергаться. Кроме того, правящая каста всегда будет препятствовать изменениями, угрожающим ее власти (вспомните про отношения церкви и ученых).

4.Высокие издержки взаимодействия между обществами с разными традициями. Людям, имеющим разные традиционные ценности, трудно взаимодействовать между собой без конфликта. Кроме того, здесь возникают высокие трансакционные издержки, связанные с «затратами на совместимость» (чем сильнее различается язык, тем выше затраты на переводчика).

При анализе традиционной экономики, важно понимать, что традиции, имеющие, грубо говоря, музейный характер (праздники, национальная одежда, национальная кухня и пр.) не являются здесь определяющими. Традиционная экономика строится на традициях, связанных со взаимодействием людей.

Существует мнение, что традиционная экономика для нашей страны является давно пройденным этапом. На самом деле это конечно же не так. Ее элементы по-прежнему вокруг нас (например, клановость, уважение к старшим, дискриминация женщин и пр.).