Налог на прибыль организации, ставка налога: виды и размер.

Налог на прибыль является обязательным для всех юрлиц, которые находятся на общей системе налогообложения. Рассчитывается он путем суммирования прибыли от всех видов деятельности компании и умножения на действующую ставку.

Правовые основы

Порядок расчета и уплаты налога на прибыль организации, ставка налога для предприятий всех форм собственности указаны в гл. 25 НК РФ. Региональными актами регулируется процесс применения налоговых льгот. Юристы и бухгалтеры в своей работе применяют также разъяснения Минфина и ФНС в отношении отдельных пунктов нормативных актов.

Субъекты и объекты

Плательщиками налога являются:

  • Российские организации, занимающиеся игорным бизнесом, а также те, которые не используют УСН, ЕНВД, ЕСХН.
  • Иностранные организации, которые получают доход на территории РФ.
  • Участники консолидированной группы.

Освобождены от налогообложения предприятия, которые уплачивают ЕНВД, УСН, ЕСХН. Если объем их годовой реализации превышает законодательные ограничения, то предприятия должны уплатить налог на прибыль организаций, размер ставки которого превышает законодательные ограничения. Также под исключения в 2017 году попадают организации, которые занимаются подготовкой и проведением в РФ FIFA 2018 г.

Базой для расчета является прибыль организации. В ст. 247 НК РФ сказано, что прибыль:

  • для отечественных организаций и представительств иностранных компаний - это сумма полученных доходов предприятием (его представительством), уменьшенных на произведенные расходы;
  • величина совокупной прибыли, рассчитанная на данного участника;
  • для прочих иностранных организаций - это сумма средств, признанная доходами по ст. 309 НК.

Доходы и расходы

Доходом признается экономическая выгода от деятельности организации, выраженная в натуральной или денежной форме. Это сумма всех поступлений организации без учета расходов и налогов, которые предъявляются покупателям (например, НДС). Они определяются по данным первичных документов. Поступления делятся от реализации и внереализационные доходы.

Когда рассчитывается налог на прибыль организации, ставка налога, не учитываются поступления:

  • от безвозмездно полученного имущества;
  • взносы в капитал;
  • активы, полученные по договорам займа;
  • имущество, полученное по целевому финансированию.

Расходами являются обоснованные и подтвержденные документально затраты, которые понес налогоплательщик, при условии, что они были направлены на получение дохода. Когда рассчитывается налог на прибыль организации, ставка налога, в расходы не включается сумма штрафов, санкций, пеней, дивидендов, платежи за сверхнормативные выбросы веществ, расходы на добровольное страхование, материальную помощь, надбавки к пенсиям и т. д. Полный перечень сумм, которые исключаются из расходов, представлен в ст. 270 НК РФ. Нормируемые расходы можно списать не полностью, а частично. С 2017 года суммы, потраченные на оценку уровня квалификации сотрудников, также можно отнести к расходам. Однако есть одно важное условие: свое согласие на оценку уровня квалификации сотрудник должен подтвердить письменно.

Отчетные периоды

На прибыль организаций устанавливается в фиксированном размере. Отчеты по начислению суммы сбора нужно предоставлять за 6, 9 и 12 месяцев. Авансовые платежи следует перечислять в бюджет ежемесячно. С 2016 года среднеквартальная сумма доходов от реализации увеличена до 15 миллионов рублей.

Налоговая база

Как рассчитывается налог на прибыль организации? Ставка налога умножается на разницу между поступлениями и расходами. Если сумма поступлений меньше суммы затрат, то база равна нулю. Прибыль определяется нарастающим методом с начала календарного года. Поскольку в законодательстве прописаны отдельные виды ставок по налогу на прибыль организаций, то и поступления нужно считать отдельно по каждому виду деятельности.

В НК прописаны особенности определения доходов и расходов для разных категорий плательщиков: банки страховые компании (ст.293), негосударственные ПФ (ст. 295), микрофинансовые организации (ст. 297), профессиональные участники РЦБ (ст. 299), операции с ЦБ (ст. 280), срочные финансовые сделки (ст. 305), клиринговые организации (ст. 299). Организации игорного бизнеса ведут обособленный учет поступлений и затрат. Учитываются только экономически оправданные расходы, которые подтверждены документально.

Какая ставка налога на прибыль организаций?

Сумма оплаченного сбора перечисляется в федеральный и местный бюджеты. С 2017 года произошли изменения в распределении процентов. Базовая ставка налога на прибыль организаций не изменилась и составляет 20 %. Ранее 2 % уплаченной суммы отправлялись в федеральный бюджет, а 18 % оставались в местном. С 2017 по 2020 год введена новая схема. В федеральный бюджет будет перечисляться сумма налога, исчисляемая по ставке 3 %, а в бюджет субъектов РФ - 17 %. Региональные власти могут уменьшить ставку сбора для отдельных категорий плательщиков. В 2017-2020 годах она не может быть меньше 12,5 %.

Исключения

По отдельным видам дохода ставка налога на прибыль организации составляет:

  • Доходы иностранных компаний от использования, сдачи в аренду контейнеров, подвижных ТС, осуществления международных перевозок - 10 %.
  • Ставка налога на прибыль иностранной организации через представительство, не связанное с деятельность в РФ, составляет 20 %.
  • Дивиденды российских организаций - 13 %. Сумма налогов в полном объеме остается в местном бюджете. Дивиденды, полученные иностранными компаниями, облагаются по ставке 15 %. Сюда же относится процентный доход по государственным ЦБ.
  • Поступления от российских ЦБ, которые учитываются на счетах депо, - 30 %.
  • Прибыль Банка России - 0 %.
  • Прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей - 0 %.
  • Прибыль организаций, занимающихся медицинской, образовательной деятельностью - 0 %.
  • Доход от операции, связанный с реализацией доли уставного капитала - 0%.
  • Поступления от работ, осуществляемых во внедренческой экономической зоне, туристско-рекреационной зоне при условии ведения раздельного учета поступлений и затрат - 0 %.
  • Доходы регионального инвестиционного проекта при условии, что они не превышают 90 % всех поступлений - 0 %.

Отчетность

По завершению каждого налогового периода организация должна предоставлять в Форма отчета и правила его составления утверждены Приказом ФНС N ММВ-7-3/600. Декларация подается в инспекцию по месту нахождения предприятия или его подразделения. Отчет сдается в бумажном виде. Электронную декларацию могут подавать крупнейшие налогоплательщики, а также организации, в которых средняя численность сотрудников за предшествующий год составила более 100 человек.

Изменения налогообложения 2017 года

Сумма резерва под сомнительную задолженность должна быть менее 10 % выручки за предыдущий или отчетный период. Сомнительный долг - это задолженность, превышающая размер встречного обязательства. Если у организации числится дебиторская и кредиторская задолженность перед одним контрагентом, то на сомнительные долги можно списать лишь сумму, превышающую кредиторскую задолженность.

Размер переносимого убытка ограничен. С 01.01.2017 г. по 31.12.2020 г. нельзя уменьшать убытки прошлых периодов более чем на 50 %. Это изменение не затрагивает базу, к которой применяются налоговые льготы. Изменения касаются убытков, которые были понесены после 01.01.2007 года.

С 2017 года снято ограничение на перенос сумм убытков, понесенных после 01.01.2007 года. Перенос теперь можно осуществлять на все последующие годы. Изменения, касающиеся корректировки сумм налогов, перечисляемых в государственный и местный бюджеты, следует отражать в декларации и платежках. В этих документах необходимо четко отражать, какие суммы уплачиваются по ставке 3 %, а какие - по ставке 17 %.

Причин признания задолженности консолидируемой стало больше. Например, имеется две взаимозависимые иностранные организации (одна из организаций является учредителем второй). Перед одной из них у российского предприятия возникло долговое обязательство. В таком случае задолженность признается консолидируемой. И не имеет значение, какой долей капитала владеет иностранная компания-заимодавец. Теперь консолидируемая задолженность определяется по размеру всех обязательств налогоплательщика.

Если за отчетный период коэффициент капитализации изменился, то может возникнуть вопрос о корректировке базы налога. С 2017 года расходы по контролируемой задолженности не нужно пересчитывать. Как уже говорилось ранее, в сумму расходов можно включать затраты, понесенные на оценку уровня квалификации сотрудников. Чтобы стимулировать проведение таких проверок, будут разрабатываться положения об учете стоимости оценки. Учесть расходы предприятие сможет, если оценка проводилась на основании договора о предоставлении услуг, и с испытуемым заключен трудовой договор.

Изменен порядок начисления пени по налогу, а сумма штрафных санкций увеличена. Изменения касаются просрочек, которые возникнут после 01.10.2017 года. Если просрочить срок уплаты налога более чем на 30 дней, то сумму пени придется рассчитывать по такому алгоритму:

  • 1/300 ставки ЦБ, действующей с 1 по 30 дни просрочки;
  • 1/150 ставки ЦБ, действующей с 31 дня просрочки.

Основание и правовые основы

Налог на прибыль является одним из основных налогов, уплачиваемых организацией, при условии, что она не применяет специальные налоговые режимы.

Правовые основы налога изложены в главе 25 НК РФ в статьях с 246 по 333.

Есть и региональные законы, регулирующие уплату налога на прибыль в части применения налоговых льгот.

Многочисленны и разъяснения Минфина и ФНС, которые хоть и не носят нормативного характера, но имеют большое значение и активно применяются для работы бухгалтерами и юристами.

Налогоплательщики

Плательщиками налога на прибыль являются:

  • Российские организации, кроме перешедших на специальные налоговые режимы - УСН, ЕНВД, ЕСХН, занимающихся игорным бизнесом и ряда других.
  • Иностранные организации, действующие через постоянные представительства в РФ, и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой консолидированной группе налогоплательщиков.

Освобождаются от уплаты налога на прибыль:

  1. Организации на ЕНВД или занимающиеся игорным бизнесом (если их деятельность шире, то на неё они исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке).
  2. Организации на УСН (упрощенная система налогообложения) и ЕСХН (сельхозпроизводители) (но они обязаны уплачивать налог с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам).
  3. Организации, связанные с подготовкой и проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.: собственно, FIFA и ее дочерние компании, а также национальные футбольные ассоциации, конфедерации, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA и поставщики медиаинформации.

Объект налогообложения

Объект налогообложения – это прибыль, которую получила организация в процессе деятельности, что следует из названия.

Согласно статье 247 НК РФ, прибыль – это:

  • для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
  • для организаций-участников консолидированной группы налогоплательщиков - величина совокупной прибыли группы, приходящаяся на данного участника;
  • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
  • для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в РФ (определены статьей 309 Налогового кодекса РФ).

Что такое доходы и расходы?

Доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Она оценивается и определяется согласно правилам главы 25 Налогового кодекса.

Для целей обложения налогом на прибыль под доходами понимаются общие поступления организации (в денежной и натуральной формах) без учета расходов, понесенных организацией. Есть лишь одно исключение из этого правила - из суммы доходов исключаются налоги, которые организация предъявляет покупателям (например, сумма НДС в счете покупателю).

Величина дохода определяется на основании любых документов, так или иначе подтверждающих его получение. К ним относятся первичные учетные документы, документы налогового учета, расчетные документы, договоры и т.д.

Доходы, которые учитываются при налогообложении прибыли, подразделяются на:

  • доходы от реализации (выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав);
  • внереализационные доходы (все иные поступления, например, полученные организацией дивиденды, пени, неустойки, доходы от аренды имущества, проценты по кредитам и займам и т.д.).

Не учитываются при налогообложении прибыли следующие виды доходов:

  • имущество или имущественные права, полученные в форме залога или задатка;
  • имущество, полученное безвозмездно от российской организации или частного лица, владеющими более 50% доли компании, которой это имущество передано;
  • взносы в уставный капитал организации;
  • имущество, полученное по договорам кредита или займа;
  • капитальные вложения в форме неотделимых улучшений арендованного (полученного в безвозмездное пользование) имущества, произведенных арендатором (ссудополучателем);
  • имущество, полученное в рамках целевого финансирования;
  • другие доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходы должны быть произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Расход - это показатель, на который организация может уменьшить свой доход.

Не учитываются при налогообложении прибыли следующие виды расходов:

  • суммы пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет;
  • дивиденды;
  • суммы налога, а также платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • расходы на добровольное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение;
  • материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям
  • и т.д.

Этот перечень достаточно длинный (несколько десятков позиций), но он является исчерпывающим. Установлен он статьей 270 НК РФ.

Некоторые расходы могут быть приняты к уменьшению налоговой базы не полностью, а частично - в пределах специально установленных норм (статьи 254, 255, 262, 264-267, 269, 279 НК РФ). Они так и называются - "нормируемые расходы".

Обращаем внимание!

С 1 января 2017 года суммы, потраченные на оценку квалификации работников, можно включить в расходы. С 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации. Чтобы стимулировать участие в оценке, будут введены, например, положения об учете стоимости оценки в расходах по налогу на прибыль (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Для проведения независимой оценки квалификации работника требуется его письменное согласие. Учесть расходы организация может, если оценка проведена на основании договора об оказании соответствующих услуг и ей подвергалось лицо, заключившее с налогоплательщиком трудовой договор. Сроки хранения документов, подтверждающих расходы на независимую оценку квалификации работника, установлены в новом абз. 5 п. 3 ст. 264 НК РФ. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом при оплате налога на прибыль является календарный год.

Отчетные периоды:

  • I квартал
  • полугодие
  • 9 месяцев календарного года

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

С 1 января 2016 года произошли изменения в лимите на среднеквартальную сумму доходов от реализации, который определяется за предыдущие четыре квартала. Этот лимит повышен с 10 до 15 млн. рублей.

Налоговая база по налогу на прибыль

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

По общему правилу, прибыль - это полученные доходы минус учтенные согласно НК РФ расходы. Если доходы меньше расходов, налоговая база равна нулю.

Прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года).

Суммарно определяется налоговая база по хозяйственным операциям, прибыль от которых облагается общей ставкой в размере 20%.

Отдельно определяются налоговые базы по каждому виду хозяйственных операций, прибыль от которых облагается по иным ставкам. По ним налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов.

Финансовый результат по операциям, которые учитываются в особом порядке, определяется отдельно. Учет доходов и расходов по ним также ведется отдельно.

  • банки (НК, статьи 290-292);
  • страховые организации (НК, статьи 293, 294);
  • негосударственные пенсионные фонды (НК, статьи 295, 296);
  • потребительские кооперативы и микрофинансовые организации (НК, статьи 297.1 - 297.3);
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг (НК, статьи 298, 299);
  • операции с ценными бумагами (НК, статьи 280 - 282, письмо ФНС РФ от 03.11.2005 N ММ-6-02/934);
  • операции с финансовыми инструментами срочных сделок (НК, статьи 301-305);
  • клиринговые организации (НК, статьи 299.1, 299.2)

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патент), при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

Организации игорного бизнеса, а также организации, перешедшие на ЕНВД, ведут обособленный учет доходов и расходов. Для налогообложения учитываются только те расходы, которые экономически оправданы, подтверждены документально и произведены при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

Порядок признания доходов предусматривает 2 метода: метод начисления и кассовый метод (статьи 271, 273 НК РФ).

Зачисление в бюджет

Сумма налога на прибыль в процентном соотношении зачисляется в федеральный бюджет и бюджет региона.

Однако в 2017 году в распределении процентов произошли перемены. В 2017 - 2020 годах в федеральный бюджет необходимо зачислять сумму налога на прибыль, исчисленную по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ - по ставке 17%, а не по привычным 2% и 18% соответственно (абз. 2, 3 п. 1 ст. 284 НК РФ). Как видно, общая ставка 20% по налогу на прибыль не изменилась, но поступившие денежные средства распределяются между бюджетами иначе.

Для отдельных категорий налогоплательщиков региональные власти вправе уменьшать ставку, по которой налог зачисляется в бюджет субъекта. По общему правилу она не должна быть менее 13,5%, но для 2017 - 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%.

Изменения важно учесть, заполняя налоговую отчетность и платежные поручения.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Налоговые ставки

Общая налоговая ставка составляет 20%, из них с 2017 по 2020 год 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% - в бюджеты субъектов РФ.

Законами субъектов РФ размер ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в региональные бюджеты. В этом случае по общему правилу размер ставки не может быть ниже 13,5%. Однако для 2017 - 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%.

В отношении отдельных видов доходов установлены специальные налоговые ставки:

Вид дохода

Налоговая ставка

Бюджет

Статья НК РФ

Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство (за исключением доходов, перечисленных в пп. 2 п. 2, п.п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ)

федеральный

1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, от использования, содержания или сдачи в аренду подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок

федеральный

2 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы, полученные в виде дивидендов российскими организациями от российских и иностранных организаций:

Общая ставка

Ставка при соблюдении определенных условий

федеральный

пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ

пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ

Доходы, полученные в виде дивидендов иностранными организациями от российских организаций

федеральный

пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ

Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, указанным в пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ

федеральный

пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ

Доходы в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также иные доходы, указанные в пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ

федеральный

Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, и иные доходы, указанные в пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ

-

пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ

Доходы по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями и учитываемым на счетах депо: иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя и (или) депозитарных программ, при выплате которых нарушена процедура представления налоговому агенту информации в соответствии с п. п. 7, 8, 10, 12, 13 ст. 310.1 НК РФ

п. 4.2 ст. 284 НК РФ

Прибыль, полученная Банком России от осуществления деятельности, связанной с выполнением функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

-

п. 5 ст. 284 НК РФ

Прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату ЕСХН

-

п. 1.3 ст. 284 НК РФ, п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона N 161-ФЗ, ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ

Прибыль участников проекта "Сколково", прекративших использовать право на освобождение от обязанностей плательщика налога на прибыль

-

статья 246.1 НК РФ

Налоговая база организаций, осуществляющих медицинскую и (или) образовательную деятельность (кроме налоговых баз по дивидендам и операциям с отдельными видами долговых обязательств)

-

п. п. 1.1, 3, 4 ст. 284, ст. 284.1 НК РФ

Налоговая база по операциям, связанным с реализацией или иным выбытием (в том числе с погашением) долей в уставном капитале российских организаций, а также некоторых категорий акций российских организаций

-

п. 4.1 ст. 284, ст. 284.2 НК РФ

Прибыль от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой особой экономической зоне, а также в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных в кластер, при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности

федеральный

п. 1.2 ст. 284 НК РФ

Налоговая база участников регионального инвестиционного проекта при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в рамках проекта, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы

федеральный

п. 1.5 ст. 284, п. 1 ст. 284.3 НК РФ

Налоговая база резидентов территории опережающего социально-экономического развития

федеральный

п. 1.8 ст. 284 НК РФ

Отчетность по налогу на прибыль. Декларация

По итогам каждого отчетного и налогового периода организация обязана предоставить в налоговые органы декларацию по налогу на прибыль.

Форма декларации по налогу на прибыль и правила ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/

Декларация предоставляется в налоговую инспекцию:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.

Если обособленные подразделения организации находятся на территории одного субъекта РФ, то налог на прибыль в бюджет этого субъекта РФ можно уплачивать через одно обособленное подразделение, которое организация определяет самостоятельно.

В каком виде предоставляется декларация – в бумажном или электронном?

В электронном виде обязаны предоставлять декларацию:

  • крупнейшие налогоплательщики;
  • организации, в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год составила 100 человек и более;
  • вновь созданные организации с численностью работников более 100.

Остальные налогоплательщики могут представлять декларацию в бумажном виде.

Налог на прибыль: что нового в 2017 году?

  • Юрлица вправе создавать резерв по сомнительным долгам на большую сумму, чем прежде:

С 2017 года вступило в силу положение о том, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не должна превышать большую из величин: 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период (абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ). Раньше такой варианта не было: сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного периода, не должна была превышать 10% от выручки за текущий отчетный период. Изменение предусмотрено Федеральным законом от 30.11.2016 N 405-ФЗ.

  • Сомнительным долгом признается часть долга сверх размера встречного обязательства:

Если у организации есть встречное обязательство перед задолжавшим ей контрагентом, то сомнительным долгом она может считать лишь сумму, превышающую размер этого обязательства (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ). До 2017 года в НК РФ не было уточнения, что сомнительный долг нужно уменьшать на величину встречного обязательства, но при проверках налоговые органы иногда настаивали на этом. На необходимость такого уменьшения указывали ФНС и Минфин. Однако позднее Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что сомнительный долг не нужно корректировать на сумму встречной кредиторской задолженности. После этого ФНС направила обзор судебной практики, куда был включен данный вывод суда, а Минфин разъяснил, что налоговые органы должны руководствоваться позицией ВАС РФ при решении неоднозначных вопросов. Теперь в НК РФ появились изменения, фиксирующие точку зрения, противоположную подходу Президиума ВАС РФ. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

  • Размер переносимого убытка по налогу на прибыль временно ограничен:

В отчетные и налоговые периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года базу нельзя уменьшать на сумму убытков прошлых периодов больше, чем на 50% (п. 2.1 ст. 283 НК РФ). Это нововведение не затрагивает базу, к которой применяются некоторые специальные ставки по налогу на прибыль. Например, ставки для организаций - участников региональных инвестиционных проектов. Изменения касаются убытков, понесенных за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года.

  • Снято 10-летнее ограничение на перенос убытков прошлых лет:

Сумму убытка теперь можно переносить на все последующие годы, а не только в течение 10 лет, как это было раньше (п. 2 ст. 283 НК РФ). Новшество касается убытков, понесенных за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года.

  • Заполнять платежки нужно не на 2% и 18% базы по налогу на прибыль, а на 3% и 17%:

В 2017 - 2020 годах в федеральный бюджет необходимо зачислять сумму налога на прибыль, исчисленную по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ - по ставке 17%, а не по прежним 2% и 18% соответственно (абз. 2, 3 п. 1 ст. 284 НК РФ). Общая ставка 20% по налогу на прибыль не изменилась, но поступившие денежные средства по-другому распределяются между бюджетами.

  • Регионы могут понизить ставку до 12,5%:

Для отдельных категорий налогоплательщиков региональные власти вправе уменьшать ставку, по которой налог зачисляется в бюджет субъекта. По общему правилу она не должна быть менее 13,5%, но для 2017 - 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%. Изменения важно учесть, заполняя налоговую отчетность и платежные поручения.

  • Ситуаций, когда задолженность признается контролируемой, стало больше:

Например, есть два иностранных лица, которые признаются взаимозависимыми в соответствии с пп. 1, 2, 3 или 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Перед одним из них у российской организации возникло долговое обязательство. Второе лицо прямо или косвенно участвует в капитале этой организации и является взаимозависимым с ней на основании пп. 1, 2 или 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ. В таком случае задолженность по общему правилу считается контролируемой (пп. 2 п. 2 ст. 269 НК РФ). На квалификацию задолженности в подобной ситуации не влияет, участвовал ли иностранный кредитор в уставном капитале должника. Из анализа п. 2 ст. 269 НК РФ в редакции, действовавшей до 2017 года, следует: если иностранная компания - заимодавец не владеет прямо или косвенно более чем 20% капитала заемщика, задолженность контролируемой не признается. Теперь это не так. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 15.02.2016 N 25-ФЗ.

  • Контролируемая задолженность определяется по совокупности займов:
Размер контролируемой задолженности рассчитывается исходя из совокупности всех обязательств налогоплательщика, которые обладают признаками такой задолженности (п. 3 ст. 269 НК РФ).
  • Запрет пересчитывать проценты по контролируемой задолженности зафиксирован в НК РФ6

Коэффициент капитализации зависит от суммы долга, величины собственного капитала заемщика и доли участия иностранной компании, контролирующей задолженность, в его капитале. Если по сравнению с предыдущим отчетным периодом коэффициент изменился, может возникнуть вопрос о корректировке базы по налогу на прибыль. В НК РФ теперь установлено, что в такой ситуации расходы в виде процентов по контролируемой задолженности пересчитывать не нужно (п. 4 ст. 269 НК РФ). Аналогичного подхода и ранее придерживались финансовое ведомство и ВАС РФ.

  • Суммы, потраченные на оценку квалификации работников, можно включить в расходы:

С 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации. Чтобы стимулировать участие в оценке, будут введены, например, положения об учете стоимости оценки в расходах по налогу на прибыль (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Для проведения независимой оценки квалификации работника требуется его письменное согласие. Учесть расходы организация может, если оценка проведена на основании договора об оказании соответствующих услуг и ей подвергалось лицо, заключившее с налогоплательщиком трудовой договор. Сроки хранения документов, подтверждающих расходы на независимую оценку квалификации работника, установлены в новом абз. 5 п. 3 ст. 264 НК РФ. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ.

  • Обновлена классификация основных средств по амортизационным группам:

С 2017 года применяется новый Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). В связи с этим изменилась и классификация основных средств по амортизационным группам. Минфин разъяснял, что новшества затрагивают основные средства, которые введены в эксплуатацию не ранее 2017 года. Изменения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640.

Обращаем внимание !

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Величина налога на прибыль определяется как произведение и налоговой ставки (п. 1 ст. 286 НК РФ). А по налогу на прибыль сколько процентов составляет налоговая ставка?

О ставках по налогу на прибыль в 2019 году расскажем в нашем материале.

Основная ставка налога на прибыль - 20%

Основная ставка налога на прибыль с 01.01.2019 не изменилась и составляет 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ). Напомним, что распределение прибыли на федеральную и региональную части на 2017-2024 годы следующее:

  • 3% налога зачисляются в федеральный бюджет;
  • 17% налога зачисляются в бюджет субъекта РФ.

Напомним, что до 01.01.2017 распределение между бюджетами было 2% и 18% соответственно.

Для отдельных категорий организаций ставка налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, законами субъектов РФ может быть снижена. Так, например, региональная ставка налога на прибыль в 2018-2020 гг. в Москве для организаций, имеющих статус производителя автотранспортных средств, составляет 12,5% (п.1 ст.1 Закона г. Москвы от 17.05.2018 № 12).

Иные ставки налога на прибыль в 2019 году

Величина ставки Кем применяется
0% Организации, которые ведут образовательную и (или) медицинскую деятельность (за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам (п.п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ ст. 284.1 НК РФ (п. 1.1 ст. 284 НК РФ)
Организации социального обслуживания (за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам (п.п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ)) и с учетом особенностей, установленных ст. 284.5 НК РФ (п. 1.9 ст. 284 НК РФ)
Организации по доходам от реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций с учетом особенностей, установленных ст. 284.2 НК РФ (п. 4.1 ст. 284 НК РФ)
Организации по доходам в виде дивидендов, если не менее 50% вклада (доли) организация-получатель дивидендов владеет непрерывно в течение не менее 365 календарных дней, и при определенных условиях (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ)
13% Российские организации по доходам, полученным в виде дивидендов (кроме случаев, когда дивиденды облагаются по ставке 0%), а также по доходам в виде дивидендов, полученных по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками (

Изменения по налогу на прибыль с 2017 года касаются формирования резерва по сомнительным долгам, переноса убытков, порядка признания долговых обязательств организации контролируемой задолженностью. Также с нового года изменится форма декларации по налогу на прибыль.

Расскажем обо всех изменениях подробнее.

Ставки налога на прибыль в 2017 году

Общая ставка налога не изменится. Но в 2017–2020 годах компании будут отчислять:

Такие изменения в статью 284 НК РФ внесены Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

Новая классификация основных средств в 2017 году

С 1 января 2017 года компании будут определять сроки амортизации в налоговом учете исходя из нового классификатора основных средств. Правительство РФ внесло изменения в действующую классификацию постановлением от 07.07.2016 № 640.

Все основные средства в классификации разбиты по кодам из ОКОФ. Сейчас классификация соответствует старому ОК ОФ ОК 013-94 (утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359). Но с 2017 года его заменит новый классификатор ОК 013–2014 (СНС 2008), утв. приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст. Поэтому потребовалось внести изменения.

В новой классификации изменились не только коды ОКОФ. Некоторые основные средства в старой классификации были в одной амортизационной группе, а теперь их включили в другую. А из-за этого изменился срок полезного использования активов. Например, металлические ограды (старый ОКОФ 12 3697050). В старой классификации ограды были в двух группах. Комбинированные из металла и кирпича -в шестой группе, а чисто металлические - в восьмой. В новой классификации все металлические ограды в шестой группе. Срок службы для шестой группы - от 10 до 15 лет, для восьмой - от 20 до 25 лет.

Компаниям не нужно пересчитывать норму амортизации, если по новой классификации основное средство оказалось в другой амортизационной группе и у него изменился срок полезного использования. Для старых объектов сроки остаются прежними. А вот по объектам, которые компания введет в эксплуатацию с 1 января 2017 года, надо ориентироваться на новые сроки службы.

Чтобы компании не запутались, Ростандарт разработал сравнительную таблицу старых и новых ОКОФ (приказ от 21.04.2016 № 458).

Код из ОКОФ есть в инвентарных карточках ОС-6. Но этот реквизит в первичке не обязателен (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Поэтому если компания использует типовую форму карточки, то может не исправлять старые коды ОКОФ на новые.

Создание резерва по сомнительным долгам в 2017 году

С 2017 года изменится порядок ограничения величины резерва по сомнительным долгам при расчете налога на прибыль. Изменения в статью 266 НК РФ внесены Федеральным законом от 30.11.2016 № 405-ФЗ.

Ранее сумма создаваемого в отчетном (налоговом) периоде резерва по сомнительным долгам не должна была превышать 10 % выручки за соответствующий период (абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ).

По новым правилам можно выбрать наибольший из двух лимитов при определении величины резерва, создаваемого по итогам отчетных периодов:

  • 10 % от выручки за предыдущий налоговый период;
  • 10 % от выручки за текущий отчетный период.

Сумма резерва, создаваемого в течение налогового периода, не может превышать большую из величин.

Как правило, выручка за налоговый период превышает размеры выручки в течение года, поэтому указанное нововведение позволит создавать резервы в большем размере.

Учета убытков прошлых периодов

В 2017 году налоговую базу по прибыли текущего отчетного (налогового) периода можно уменьшить на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 50 %. Такое ограничение установлено новой редакцией статьи 283 НК РФ. Изменения внесены Федеральным законом от 30.11.2016 № 405-ФЗ.

Таким образом, при положительном финансовом результате нельзя избежать уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль даже при солидном накопленном убытке прошлых лет. Применять ограничение надо, начиная с декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2017 года.

Новая форма декларации по налогу на прибыль в 2017 году

Декларацию по налогу на прибыль в 2017 году надо сдавать по новой форме, утвержденной приказом Минфина России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@. Изменения коснулись как состава декларации, так и листов.

Изменения в составе декларации

Декларация по налогу на прибыль с 2017 года дополнена новыми листами. Они обязательны к заполнению только при проведении определенных операций.

Лист 08 необходимо заполнять при наличии сделок с взаимозависимыми контрагентами. По строкам 010-050 надо отражать:

  • суммы самостоятельных корректировок при обнаружении занижения цен по сравнению с рыночными (п. 6 ст. 105.3 НК РФ);
  • суммы симметричных корректировок в связи с доначислением доходов контрагентами (п. 2 ст. 105.18 НК РФ);
  • суммы обратных корректировок, если доначисления были отменены (п. 12 ст. 105.18 НК РФ).

Лист 09 заполняется налогоплательщиками, признаваемыми контролирующими лицами контролируемых иностранных компаний (ст. 25.13 НК РФ).

Изменения в листах декларации

Титульный лист новой формы не предполагает места для оттиска печати организации, что связано с отменой обязательности ее использования.

Перечень признаков налогоплательщика дополнен кодом 6 для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития.

В Лист 02 были добавлены строки 350 и 351 для налогоплательщиков, исчисляющих налог на прибыль по ставкам, предусмотренных для участников региональных инвестиционных проектов.

Из списка внереализационных доходов, указываемых в Приложении № 2 к Листу 02, исключена строка 107, так как для отражения доходов по самостоятельной корректировке предназначен теперь Лист 08.

Новая форма декларации содержит строки для сумм уплаченного торгового сбора, уменьшающих сумму налога на прибыль в части уплаты в бюджет субъекта РФ, а также строки, учитывающие пониженные ставки налога на прибыль в 2017 году.

С 2017 года вступают в силу многочисленные изменения по налогу на прибыль – новая декларация с отчетности за 2016 год; изменение размера ставок по налогу; формирование резерва по сомнительным долгам и другие. В статье расскажем подробно о том, что изменилось.

Новый классификатор ОКОФ

C 1 января 2017 организации определяют амортизационные группы и сроки амортизации для ОС по новому классификатору основных средств ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденному Приказом Росстандарта № 2018-ст .

Благодаря новому ОКОФ не только применяются новые коды классификации, но изменены амортизационные группы для некоторых основных средств, что в свою очередь повлечет за собой изменение срока их полезного использования. Соответствие между старыми и новыми кодами ОКОФ устанавливает Приказ Росстандарта № 458 .

Компаниям не нужно пересчитывать норму амортизации, если по новой классификации основное средство оказалось в другой амортизационной группе и у него изменился срок полезного использования. Для старых объектов сроки остаются прежними. А вот по объектам, которые компания введет в эксплуатацию с 1 января 2017 года, надо ориентироваться на новые сроки службы.

Новая форма декларации по налогу на прибыль в 2017 году

Декларацию по налогу на прибыль в 2017 году надо сдавать по новой форме, утвержденной приказом Минфина России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@ . Декларация по налогу на прибыль дополнена новыми листами. Они обязательны к заполнению только при проведении определенных операций. Лист 08 необходимо заполнять при наличии сделок с взаимозависимыми контрагентами. По строкам 010-050 надо отражать:

  • суммы самостоятельных корректировок при обнаружении занижения цен по сравнению с рыночными (п. 6 ст. 105.3 НК РФ);
  • суммы симметричных корректировок в связи с доначислением доходов контрагентами (п. 2 ст. 105.18 НК РФ);
  • суммы обратных корректировок, если доначисления были отменены (п. 12 ст. 105.18 НК РФ).

Лист 09 заполняется налогоплательщиками, признаваемыми контролирующими лицами контролируемых иностранных компаний (ст. 25.13 НК РФ). Титульный лист новой формы не предполагает места для оттиска печати организации, что связано с отменой обязательности ее использования.

Перечень признаков налогоплательщика дополнен кодом 6 для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития.

В Лист 02 были добавлены строки 350 и 351 для налогоплательщиков, исчисляющих налог на прибыль по ставкам, предусмотренных для участников региональных инвестиционных проектов. Из списка внереализационных доходов, указываемых в Приложении № 2 к Листу 02, исключена строка 107, так как для отражения доходов по самостоятельной корректировке предназначен теперь Лист 08.

Новая форма декларации содержит строки для сумм уплаченного торгового сбора, уменьшающих сумму налога на прибыль в части уплаты в бюджет субъекта РФ, а также строки, учитывающие пониженные ставки налога на прибыль в 2017 году.

Новые правила создания резерва по сомнительным долгам

С 1 января 2017 года вступила в силу обновленная редакция ст. 266 НК РФ («Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам»), в которой законодатели уточнили определение понятия «сомнительный долг». Теперь это любая задолженность, непогашенная в оговоренный срок, которая не обеспечена ни залогом, ни поручительством, ни банковской гарантией.

Если у организации имеется задолженность перед контрагентом, то сомнительным долгом будет считаться только разница по этим обязательствам. Такие изменения были внесены Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ . Поправки коснулись и сумм резервов по сомнительным долгам, а также их назначения. Установлено, что этим резервом налогоплательщик должен пользоваться лишь для покрытия убытков от безнадежных долгов. Сама же сумма резерва по сомнительным долгам не может превышать больший из показателей: 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период.

Налоговый учет контролируемой задолженности

Курс повышения квалификации для главбухов « » - заполните без ошибок баланс и отчет о движении денежных средств. Все про налог на прибыль, НДС, страховые взносы, региональные и местные налоги.