Доходы и расходы бюджета. Сбалансированность бюджета

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета - основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнениягосударственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета (см. ниже ).

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.

2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.

3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.

4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.

5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.

6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.

7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств сфинансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

4. Неэффективность финансовой системы государства.

5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

6. Коррупция в государственном секторе.

7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных группнаселения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным . Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным . Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным . Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:

· циклический дефицит - спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.

· структурный дефицит - положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровняВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

Структура бюджета РФ включает в себя комплекс финансовых систем разных уровней, который основан на социально-экономических взаимодействиях и отраслевом законодательстве. Функционирование этого института связано с решением ряда вопросов. Одним из них выступает проблема сбалансированности бюджета.

Основы функционирования

Формирование бюджета осуществляется посредством выполнения следующих мероприятий:

  1. Созданием прибыльной части.
  2. Распределением средств по уровням системы.
  3. Балансированием затратной и прибыльной долей.
  4. Распределением средств по потребностям всех уровней.

Структура бюджета включает в себя финансовые системы:

  1. Федерального уровня и государственных дополнительных фондов.
  2. Субъектов и территориальных гос. источников.
  3. Муниципальных образований.

С 2001-го года государственные фонды медицинского и социального страхования консолидируются в бюджетную систему и федеральные финансы. Только ПФР функционирует автономно.

Отраслевое законодательство

Формирование бюджета осуществляется по критериям, заложенным в ст. 28 БК. К ним, в частности, относят:

  1. Единство системы. Это значит, что правовая база и формы документации на всех уровнях едины.
  2. Затраты и поступление на бюджет разграничиваются между звеньями системы.
  3. Самостоятельность института.
  4. Принцип сбалансированности бюджета.
  5. Гласность - открытость доступа к принятым отраслевым законам.
  6. Достоверность - реалистичность и надежность расчета статей.

Конкретные значения по распределению средств каждый год устанавливаются Законами, регламентирующими концентрацию и распределение финансов на федеральном и областном (республиканском) уровнях.

Принцип сбалансированности бюджета

Он выступает в качестве одного из ключевых параметров, используемых при построении системы. Суть его состоит в таком состоянии института, при котором затраты и доходы бюджета уравновешены. Главной задачей является достижение равенства их значений или максимальной приближенности друг к другу. Сбалансированность бюджета считается нормальным состоянием финансовой деятельности.

Возможные отклонения

В случае когда доходы бюджета выше, чем затраты, возникает состояние профицита. Другими словами, сальдо системы положительно. Однако на практике чаще всего возникает другая ситуация - расходы бюджета превышают прибыль. В этих случаях имеет место дефицит или отрицательное сальдо. Уравновесить эти статьи можно, увеличив прибыль или уменьшив расходы бюджета.

Дефицит

Отрицательное сальдо может обуславливаться разными причинами. В некоторых случаях государство сознательно увеличивает дефицит. Это делается для стимулирования экономической деятельности и совокупного спроса во время производственного спада. В такие периоды власть принимает специальные решения, исполнение которых направлены на повышение уровня занятости или снижение налогов. В результате увеличиваются затраты и уменьшается прибыль, что приводит к дефициту. Такое отрицательное сальдо называют структурным. Существует также циклический дефицит. На него не так сильно влияют налоги в бюджет. Такой дефицит обуславливается общим снижением производства, происходящего в кризисные моменты, и выступает в качестве результата циклического экономического развития. Кроме этого, выделяют пассивный и активный дефицит. Последний создается при превышении затрат над прибылью, а первый - при понижении налоговых тарифов и прочих отчислений, что, в свою очередь, является результатом снижения темпов роста экономики, недоплат и прочего.

Уравновешенность статей

Принцип сбалансированности позволяет приблизить значения затрат и прибыли даже при дефиците. Если издержки очень высоки, а имеющиеся средства не покрывают их, то финансовый план не может быть исполнен. Несбалансированный бюджет нереален изначально. Неуравновешенность статей делает его фиктивным. Формирование финансового плана профицитом также нежелательно.

Это обусловлено тем, что в этом случае имеет место завышенная нагрузка на экономику и снижение общей эффективности распределения и использования средств. Таким образом, сбалансированность бюджета вступает в качестве обязательного требования в процессе создания финансового плана. За счет нее осуществляется нормальное функционирование органов госвласти на всех уровнях. При несбалансированности даже небольшой части возникает задержка финансирования муниципальных и государственных заказов, сбоям в сметной системе. Вследствие этого появляются неплатежи в народнохозяйственном секторе.

Обеспечение сбалансированности бюджета

Наилучшим вариантом считается разработка бездефицитного финансового плана. В нем объем расходов, включая отчисления в счет погашения и обслуживания государственного долга, меньше размера прибыли. Если дефицита избежать не удается даже при условии полного использования обычных источников финансирования, приходится прибегать к заимствованиям в разных формах. Сбалансированность бюджета может быть достигнута разными способами. Одни методы используются при непосредственном составлении финансового плана, другие - в процессе его исполнения. Среди наиболее распространенных средств первой группы можно выделить следующие:


Меры при исполнении финансового плана

Сбалансированность бюджета может достигаться следующими методами:

  1. Введением процедуры санкционирования затрат.
  2. Строгим соблюдением принятых лимитов финансовых обязательств, направленных на реально привлекаемую прибыль.
  3. Установлением оптимальных сроков реализации расходов.
  4. Использованием механизма снижения и блокировки затрат.
  5. Совершенствованием системы финансирования на базе постепенного прекращения дотирования действующих предприятий и введения абсолютной имущественной ответственности субъектов хозяйствования за исполнение принятых обязательств перед партнерами и государством.
  6. Мобилизацией дополнительных источников роста прибыли.
  7. Последовательным проведением финансового надзора за эффективным, экономным и целевым расходованием средств.
  8. Оказанием помощи другими бюджетами, использованием резервов и так далее.

Ежегодное уравновешивание

В экономической теории рассматривается несколько концепций сбалансированности. В соответствии с одной точкой зрения, финансовый план должен уравновешиваться ежегодно. Такая концепция была широко распространена в большинстве развитых государств до 30-х годов 20-го столетия. По мнению сторонников этой теории, ежегодная сбалансированность бюджета позволяет правительствам осуществлять более ответственную политику. Государство функционирует по имеющимся средствам, не накапливает займы, не провоцирует инфляцию.

При снижении прибыли правительству нужно или повышать налоги, или уменьшать затраты. В случае ее увеличения государство должно действовать прямо противоположно. Следует, между тем, отметить, что стремление всеми силами бороться с дефицитом, не делая заимствований, может вызвать негативные последствия для хозяйственной системы в любой стране. Сегодня на практике данная концепция используется ограниченным количеством стран с переходной и развивающейся экономикой.

Цикличное выравнивание

Теоретические основы этой концепции были заложены Кейнсом. Так была отвергнута ежегодная сбалансированность бюджета, фактически были легализованы дефициты для стимулирования экономической системы. Суть данной теории заключается в том, что в период спада государство должно увеличить затраты. При этом налоговые отчисления должны быть снижены. В таком случае дефицит финансовой системы неизбежен. На протяжении стадии подъема государство, повышая ставки налогообложения, рассчитывается с имеющимися долгами. В результате, к завершению цикла финансовая система уравновешивается. Эта концепция означает, что государство проводит антициклическое воздействие, одновременно стремясь к сбалансированности бюджета. В данной теории большое значение имеют "встроенные стабилизаторы". К ним относят:

  1. Прогрессивную систему налогообложения.
  2. Трансфертные государственные платежи (социальные отчисления, пособия по нетрудоспособности и прочее).

При их использовании объем совокупного спроса может увеличиваться или уменьшаться автоматически в зависимости от фазы экономического цикла и в противоположную сторону движения конъюнктуры. Эта концепция, однако, обладает существенным недостатком. В ней не учитываются различия глубины и длительности подъемов и спадов. Эти показатели спрогнозировать крайне проблематично.

Концепция "второстепенности"

Согласно третьей концепции сбалансированность бюджета невозможна и не нужна. Если учесть, что в условиях современности существуют устойчивые факторы, которые увеличивают дефицит, то следует более полно использовать государственные займы в качестве законного источника прибыли. Именно такой кредит, по мнению сторонников концепции, может не только компенсировать разницу доходов и затрат, но и привлечь к себе дополнительную часть сбережений с последующим инвестированием ее в экономику. Приверженцы этой идеи главной государственной задачей видят в стимулировании роста экономики. Ее реализация может сопровождаться и положительным (устойчивым) бюджетным сальдо, и стабильным дефицитом. Такая ситуация, например, характерна для финансовой системы США и некоторых стран Европы.

Финансовая обстановка в России

Согласно действующему Бюджетному кодексу, Госдума может принимать только сбалансированный финансовый план. В этой связи вместе с прибыльными статьями должен присутствовать и дефицит. Он выступает в качестве балансирующего звена. В то же время в затратной части выделяется особая статья, регулирующая отчисления на обслуживание и погашение государственных займов. При обнаружении профицита в бюджетной системе необходимо:

  1. Снизить привлечение прибыли от продажи муниципальной или государственной собственности.
  2. Уменьшить налоговую прибыль.
  3. Спланировать направление средств на погашение обязательств по долгам.
  4. Повысить бюджетные расходы, в том числе посредством передачи части прибыли в финансовые системы остальных уровней.

Источники средств

При принятии дефицитного бюджета на предстоящий год, в соответствии с БК, следует определить резервы финансирования. Источники средств различаются в зависимости от уровня системы. Для федерального бюджета в качестве них выступают:

  1. Прибыль от продажи государственных запасов драгметаллов и камней.
  2. Кредиты, полученные в рублях.
  3. Государственные займы, реализуемые выпуском ценных бумаг.
  4. Прибыль от продажи акций организаций.
  5. Бюджетные ссуды, которые получены от финансовых систем других уровней.
  6. Прибыль от продажи госсобственности.
  7. Доходы от приватизации организаций, принадлежащих государству.

Эти источники считаются внутренними. Средства могут поступать и из внешних источников:


Заключение

Сегодня сбалансированность бюджета необходимо обеспечивать на всех уровнях финансового управления. На реализацию этой задачи должны быть направлены все усилия и профессионализм сотрудников соответствующих органов власти. Особое значение в современных условиях имеют устойчивость финансовой системы и ответственность государственных институтов за ее обеспечение.

Сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации в 2013 - 2015 годах целесообразно обеспечивать, прежде всего, за счет выявления резервов действующей налоговой системы, в том числе за счет улучшения администрирования уже существующих налогов и страховых взносов, исполнения администраторами доходов планов поступления доходов и исключения случаев потерь бюджетных доходов, увеличения доходов от использования природных ресурсов и государственной и муниципальной собственности.

Важнейшей для финансовых, контролирующих и правоохранительных органов должна стать системная работа, направленная на легализацию доходов от экономической деятельности, и наведение порядка в системе учета и взимания налогов, таможенных и других платежей, поступающих от субъектов экономической деятельности. По данным Росстата, доля не наблюдаемой прямыми статистическими методами экономики Российской Федерации в процентах к ВВП составила в 2010 году до 15,5 % (в 2008 году - 14,1 %). Согласно отдельным экспертным оценкам, доля теневой экономики в Российской Федерации составляет около половины ВВП.

Существенным резервом увеличения налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации является устранение недостатков в налогообложении сферы производства и оборота алкогольной продукции. По данным Росстата, уровень использования мощностей по производству водки и ликероводочной продукции за период с 1995 по 2009 год снизился в 2 раза (с 49 % до 24 %). Такой низкий уровень использования мощностей свидетельствует о том, что объемы фактически произведенной продукции декларируются далеко не полностью.

Значительным резервом получения дополнительных доходов может быть повышение результативности налогового контроля в части возмещения НДС из федерального бюджета. Согласно информации Минфина России, за счет проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, повышения эффективности налоговых проверок, принятия комплекса мер по взысканию задолженности по уплате налога, привлечения к налогообложению организаций, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщиков, и других мер уровень собираемости ежегодно будет увеличиваться на 1 процентный пункт. В результате указанных мероприятий прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в 2013 году на 22,3 млрд. рублей, в 2014 году - на 25,9 млрд. рублей, в 2015 году - на 30,8 млрд. рублей.

Значительным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации будут оставаться поступления от реализации природных ресурсов, результатов финансово-хозяйственной деятельности добывающего сектора промышленности, топливно-энергетического комплекса. Необходимо повысить прозрачность процесса ценообразования и предсказуемость цен и тарифов на производимую продукцию и услуги, обеспечить достоверный учет финансово-хозяйственной деятельности организаций, в первую очередь монополизирующих внутренний рынок нефтепродуктов.

Ключевым потенциальным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации должны стать доходы, полученные в результате реализации мероприятий, направленных на диверсификацию экономики страны.

Дополнительные поступления в бюджетную систему Российской Федерации могли бы быть обеспечены в результате принятия более действенных мер по сокращению имеющейся задолженности по налогам, сборам и таможенным платежам.

Требует совершенствования система региональных налогов. В настоящее время доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в основном за счет доходов от уплаты таких федеральных налогов, как налог на прибыль (доля в доходах консолидированных бюджетов в 2011 году составила 25,2 %), налог на доходы физических лиц (26,1 %), акцизов (4,9 %).

Налог на доходы физических лиц является весомым источником доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в целях соблюдения принципов социальной справедливости и увеличения доходов региональных и местных бюджетов целесообразно рассмотреть в перспективе возможность введения прогрессивной шкалы НДФЛ, что особенно актуально в условиях резкого расслоения населения по уровню доходов. Переход на дифференцированную шкалу налогообложения не только позволит более равномерно перераспределять налоговую нагрузку и иметь целевую ориентацию на улучшение финансового положения большинства граждан, ограниченных в размере доходов в силу специфики их работы, но и обеспечит восполнение выпадающих доходов бюджета от снижения налоговой ставки поступлениями налога от высокодоходных категорий граждан. Повышение самостоятельности местных бюджетов может быть обеспечено в результате введения налога на недвижимость. Следует отметить, что задача введения главы Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей налогообложение недвижимости, впервые была четко сформулирована в 2002 году в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2003 году". Вместе с тем до настоящего времени указанная задача не решена. На формирование доходной базы регионов заметное влияние оказывает предоставление налоговых льгот, устанавливаемых федеральным законодательством, по региональным налогам и сборам. В 2010 году оценка выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по указанной причине составила около 200 млрд. рублей. Поэтапная отмена указанных налоговых льгот будет способствовать увеличению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, назрела необходимость в подготовке комплекса мер по развитию доходного потенциала бюджетной системы Российской Федерации в объемах, позволяющих обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

Состоит из нескольких уровней. Чтобы все эти уровни гармонично взаимодействовали друг с другом, нужно решить проблему сбалансированности бюджета. Рассмотрим, из чего он складывается:

Из сформированной прибыльной части;
Из финансовых средств всех уровней бюджета;
Из перераспределения средств по уровням;
Из балансирования прибыльной и затратной части.

Бюджет государства включает в себя федерального уровня, фонды субъектов и муниципальных образований. В 2000 году в нашей стране был введен новый закон, согласно которому денежные фонды социального и медицинского страхования стали поступать в единую бюджетную систему. Однако продолжил осуществлять автономную деятельность.

Сбалансированным бюджет считается тогда, когда его доходы и расходы равны между собой или имеют максимально сближенные значения. Баланс в финансовой системе – это норма и к ней нужно стремиться. Если случится так, что превысят расходы, то это состояние будет называться профицитом. Речь будет идти о положительном . К сожалению, в реальности профицит встречается крайне редко. Чаще всего наблюдается дефицит – это превышение расходов над доходами. Бороться с дефицитом можно посредством увеличения прибыли или сокращения расходов бюджета.

Исполнение бюджета представляет собой процесс, начинающийся с утверждения закона об отчетности соответствующим органом. Продолжается он на протяжении финансового года. В ходе этого процесса существует ряд нюансов. Одним из них считается пропорциональность расходной и доходной частей или сбалансированность бюджета. Рассмотрим этот момент подробно.

Доходы и расходы

Эти две категории считаются центральными в финансовом процессе и последующей отчетности. Исполнение бюджета по поступлениям предполагает полное и своевременное отчисление определенных видов доходов по всем источникам в соответствии с принятым финансовым планом. К ним в первую очередь относят налоги и прочие обязательные платежи. Исполнение бюджета по расходам означает осуществление последовательного финансирования мероприятий, которые предусмотрены законом в рамках утвержденных сумм.

Дефицит и профицит

Принцип сбалансированности бюджета предполагает равенство между доходами и расходами. В том случае, когда первые выше вторых, имеет место профицит (положительное сальдо). Соответственно, дефицит образуется, если расходы больше доходов. Здесь необходимо сказать, что "бездефицитность" не всегда считается признаком "здоровой" экономики. В данном случае немаловажное значение имеет то, отчетность какого уровня исполняется с профицитом. Так, к примеру, в течение нескольких последних лет для государственного бюджета характерно превышение доходной части над расходной. При этом консолидированная отчетная система дефицитна. Превышение расходов над доходами федерального бюджета обусловлено отрицательным сальдо большинства региональных и практически всех муниципальных бюджетов.

Ежегодная пропорциональность

Проблемы сбалансированности бюджета рассматриваются в экономической теории с трех сторон. В соответствии с первой концепцией, пропорциональность должна быть ежегодной. В целом стремление всеми способами бороться с отрицательным сальдо, не делая государственных займов, может спровоцировать отрицательные последствия для экономического состояния любой страны. К примеру, можно взять предполагаемое увеличение безработицы. Снижаются доходы населения, сокращаются налоговые отчисления. Стремясь получить сбалансированность бюджета, правительство должно или повысить налоговые ставки, или сократить расходы страны. Как вариант, могут быть применены обе этих меры.

Вследствие данных мероприятий возникнет еще большее уменьшение совокупного спроса и продолжающийся экономический спад. Такого рода бюджетно-финансовая политика направлена исключительно на решение текущих затруднений. При этом она не позволяет решить перспективные задачи. В 1992 году правительство Гайдара проводило политику, которая основывалась на концепции значительного снижения госрасходов на социальные нужды, таким образом пытаясь уменьшить дефицит бюджета. В результате не удалось ни устранить отрицательное сальдо, ни прекратить спад производства.

Пропорциональность в течение экономического цикла

Согласно этой концепции, сбалансированность бюджета достигается совместно с осуществлением антициклического воздействия. Во время спада правительство проводит стимулирующую политику. Она состоит в снижении налогов и увеличении госрасходов. Другими словами, правительство сознательно повышает дефицит, стимулируя рост совокупного спроса и экономический подъем. В период прироста государство осуществляет сдерживающую политику, повышая налоги и снижая расходы. В результате возникает профицит. Положительное сальдо идет на покрытие дефицита во время спада. Но такое обеспечение сбалансированности бюджета имеет и отрицательную сторону. В частности, в данном случае не учитывается неодинаковость подъемов и спадов по продолжительности и глубине. Такие периоды достаточно сложно спрогнозировать. К примеру, глубокий и продолжительный спад может сменяться незначительным и коротким подъемом. В таком случае устранить бюджетный дефицит не удастся, он станет цикличным.

Третья концепция: второстепенность

Сторонники этого подхода считают, что в первую очередь необходимо стимулировать экономический рост. При этом сбалансированность бюджета отодвигается на второй план, выступая в качестве следствия основных мероприятий. Реализация данной идеи может сопровождаться как стойким профицитом, так и устойчивым отрицательным сальдо. Такая картина, например, типична для финансовой системы некоторых стран Европы и США.

Показательный пример

Из зарубежной практики интерес представляет профицит румынского бюджета времен Чаушеску. Коммунистический лидер сильно боялся отрицательного сальдо и закабаления страны внешними долгами. Его политика оказывала угнетающее влияние на экономику Румынии, сдерживались инвестиции. Это стало одной из причин, по которой пал его режим.

Мнение экспертов

Многие специалисты считают, что незначительное отрицательное сальдо выступает в качестве "лекарства", стимулирующего экономическое развитие. Роль дефицита в данном случае аналогична значению потребительского кредита: блага поступают непосредственно в данный момент, но при этом необходимо много трудиться, чтобы их отработать. И это вместо получения их в будущем за меньшую сумму. Однако государство, в отличие от домохозяйства, имеет возможность тратить постоянно больше, чем зарабатывать. Тем не менее излишнее отрицательное сальдо может стать опасным. При росте бюджетного дефицита возникает инфляция, экономическая нестабильность, повышение внутреннего и внешнего дола. Все это в итоге может привести к дефолту.

Способы покрытия дефицита

Принцип сбалансированности бюджета предполагает уравнивание расходов и доходов. Если с положительным сальдо не возникает особых сложностей, то дефицит устранить достаточно трудно. В первую очередь, необходимо обратить внимание на направления расходов. Безусловно, нельзя упрекнуть правительство в трате денег на подготовительные военные мероприятия, инвестиции в высокодоходные и наукоемкие отрасли. Однако нередко средства бюджета идут на решение разнообразных сиюминутных задач. Дефицит может возникнуть из-за неумения руководства ослабить финансовые претензии ведомств, министерств и разнообразных лоббистских групп. Существует три способа покрытия отрицательного сальдо:


Здесь стоит отметить, что в настоящее время "сеньораж" - это не простое печатание денег, поскольку это провоцирует инфляцию. Современный выпуск выражен в формировании резервов коммерческих банковских организаций, концентрирующихся в ЦБ. Они могут использоваться при покрытии дефицита. Но политика ЦБ, которая направлена на рост размера резервов денег, поступающих от коммерческих банков, провоцирует у последних недовольство, ослабляет их финансовое состояние, усиливает внутри финансовой системы противоречия.

Профицит 2000 года

Сбалансированность Федерального бюджета при дефиците консолидированного вызвала в свое время неоднозначные мнения экспертов. Одни экономисты называли профицит не заслугой, а ошибкой правительства. Они считали, что искусственное вливание средств в Федеральный бюджет за счет отъема из региональных и муниципальных практически свело на нет возможность эффективной деятельности их органов власти. Сторонники данного подхода говорят о том, что руководство уже знает, как можно создать сбалансированность бюджета РФ. Мероприятия в данном случае направлены на предупреждение инфляции. А дефицит региональных систем эксперты связывают с низким качеством финансового процесса в регионах.

Значение пропорциональности

Сбалансированность бюджета считается обязательным требованием, предъявляемым к составлению и последующему утверждению финансовой отчетной системы. Она призвана поддерживать нормальную деятельность органов власти на всех уровнях. При отсутствии пропорциональности может возникнуть задержка финансирования муниципальных и государственных заказов, сбои в сметно-бюджетной системе. Это порождает, в свою очередь, неплатежи в народно-хозяйственном секторе.

Особенно важна для России сегодня сбалансированность местного бюджета. Для реализации задач по созданию пропорциональности разрабатываются специальные программы с учетом особенностей той или иной территории.

Методы достижения на стадии формирования финансовой отчетной системы

Сбалансированность регионального бюджета достигается на основе уже имеющейся сводной финансовой пропорциональности территории. Это формирует объективные предпосылки для контроля потоков как сформированных в пределах, так и произведенных за пределами субъекта, поступивших по каналам перераспределения и распределения. Однако существующий формат, которым отличается сводный финансовый баланс, разрабатываемый по методике Минэкономразвития и торговли, отражает финансовые возможности и резервы той или иной территории не полностью. Во-первых, ресурсы, которые учитываются, отделены от денег населения и коммерческих банков. Подотчетные резервы принадлежат государству и определенным хозяйственным субъектам. Такое сужение категорий исключает из учета не только доходы населения, но и сберегаемую их часть, чей потенциал достаточно высок в экономической системе с частным капиталом. В связи с этим измерение финансовых возможностей с ограничением сферы перемещения ресурсов двумя секторами необоснованно в экономическом плане.

Для осуществления более корректного определения потенциала формирования региональной финансовой системы следует учесть активы, сосредоточенные в банковской структуре территории. Исходя из этого, необходимо дополнить доходную часть показателями сберегаемой доли предприятий и населения.

Консолидированная финансовая система

Сбалансированность государственного бюджета при его формировании достигается посредством следующих методов:


Достижение пропорциональности при исполнении бюджета

Проводятся следующие мероприятия:

  • Вводятся процедуры санкционирования расходов.
  • Строго соблюдаются установленные лимиты обязательств, которые ориентированы на реальные поступления.
  • Определяются оптимальные сроки осуществления затрат.
  • Используется механизм блокировки и сокращения расходов.
  • Совершенствуется система финансирования на основе планомерного прекращения дотирования и вводится полная имущественная ответственность предприятий и прочих экономических субъектов за выполнение обязательств, взятых перед партнерами и государством.
  • Использование резервов и прочее.

Исполнение госбюджета находится под ответственностью правительства, исполнительной структуры власти.