Доходы домохозяйств и их виды. Доходы домашнего хозяйства

Доходы домашнего хозяйства - часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства.

Валовой доход домохозяйств - это денежные доходы, стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных государством и предприятиями в натуральном выражении льгот, дотаций, подарков.

В валовых доходах преобладают денежные доходы, которые формируются за счет следующих источников :

1) оплата труда членов домохозяйств, полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т.п.;

2) доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов , процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата и др.;

3) государственные социальные выплаты (трансферты) пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.

Сегодня оплата труда остается главным доходом .

Кроме того, денежные доходы домохозяйств пополняются за счет натуральных поступлений (например, производимых в подсобных хозяйствах продуктов или выполнения для собственного потребления услуг, а также полученных в порядке поощрения товарно-материальных ценностей от работодателей или государства).

Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.

Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов.

Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов , или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей.
Номинальные доходы — доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды.

Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами — располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.


В условиях рынка роль государства в регулировании оплаты труда ограничена.

В настоящее время воздействие на оплату труда осуществляется с помощью законодательных актов или косвенным путем через налоговый механизм.

В целях недопущения низкого уровня оплаты труда и социальной защиты населения принят Закон «О минимальном размере оплаты труда» (МРОТ). Согласно Закону предприятия и организации, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют право платить работникам меньше установленного минимума.

Реальное значение МРОТ из-за инфляции постоянно падает. Правительство РФ осуществляет ее индексацию.

Бюджетные организации в зависимости от выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды доплат, исходя из квалификации работника и сложности выполняемых трудовых обязанностей с учетом разряда и коэффициентов ЕТС. В целом оплата в бюджетной сфере в 1,5-2 раза меньше, чем в промышленности, уже не говоря о финансово-кредитных учреждениях.

В частном секторе конкретные размеры ставок оплаты по профессиям на крупных предприятиях определяются условиями коллективных трудовых договоров, а у индивидуальных предпринимателей, где работают несколько человек, — договором с отдельным работником.

Для оценки уровня жизни населения субъектов РФ, разработки и реализации региональных социальных программ, планирования темпов роста заработной платы, пенсий, социальных пособий, а также составления бюджетов используют понятия минимального потребительского бюджета (МПБ) и бюджета прожиточного минимума (БПМ). Уровень МПБ характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги) и рассчитывается исходя из прожиточного (физиологического) минимума дифференцированно по основным социальным группам. В свою очередь, под потребительской корзиной понимается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Денежные расходы домохозяйства - фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для продолжения жизни человека, которые включают потребительские расходы и расходы, не связанные непосредственно с потреблением.

Расходы бюджета домохозяйства играют существенную роль и экономике страны. Используя свои доходы, семья обеспечивает формирование и развитие рынка товаров и услуг. Реализуя свои накопления и сбережения, она увеличивает спрос на ценные бумаги, расширяя тем самым фондовый рынок.

Члены домохозяйств, расходуя свои средства, удовлетворяют разнообразные потребности.

Это возможно двумя путями:

1) использованием денежных доходов на приобретение товаров и услуг;

2) натуральным самообеспечением, происходящим за счет собственной трудовой деятельности отдельных членов хозяйства.

Денежные расходы домашнего хозяйства можно классифицировать по разным признакам :

1) по степени регулярности :

Постоянные расходы (на питание, коммунальные услуга и др.);

Регулярные расходы (на одежду, транспорт и др.);

Разовые расходы (на лечение, товары длительного пользования).

2) по целям использования :

Потребительские расходы (на покупку товаров и оплату услуг);

Оплата обязательных платежей и различных обязательных плюсов;

Накопления и сбережения во вкладах и ценных бумагах;

Покупка иностранной валюты;

Прирост денег на руках населения.

Покупка товаров и оплата услуг - потребительские расходы, являющиеся главными, составляют три четверти всех денежных затрат. Расходы на продукты питания занимают преобладающую долю. Причем в городе эта доля выше. В сельской местности домохозяйства почти на треть обеспечивают себя за счет натурального хозяйства. Непромышленные товары (одежда, обувь, мебель, бытовая техника) составляют в городе почти 1/3, а на селе — лишь пятую часть.

Доля расходов на услуги постоянно возрастает. Особенно увеличились затраты семей в городе на жилье, коммунальные услуги, лекарства, а также на проезд в общественном транспорте. Отдельные виды услуг настолько подорожали, что просто выпали из бюджета рядового гражданина (например, чистка одежды, общественная стирка и др.). Однако появились новые виды платных услуг (здравоохранение, образование), которые стали занимать все большую долю расходов семьи.

Вторая группа денежных расходов домохозяйств - обязательные и добровольные платежи. К обязательным платежам относятся налоги, сборы, пошлины, отчисления, которые взимаются органами исполнительной власти в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды.

Третья группа расходов - сбережения и накопления домохозяйств. Распределение накоплений и сбережений в России крайне неравномерно между домохозяйствами. Домохозяйства, доходы которых ниже прожиточного минимума, вообще не имеют накопления, перед ними стоит главная задача - выжить.

Денежные накопления и сбережения, аккумулированные в банках, служат источником расширения кредитных отношений. Потребительский кредит пополняет денежные доходы членов домохозяйств и способствует увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Особенно важен потребительский кредит для России, где уровень жизни относительно низок, а кредитные возможности банковской системы нуждаются в дополнительных капиталах.

На рисунке представлена структура доходов домашних хозяйств

На следующем рисунке представлена структура расходов домашних хозяйств .

Доходы домашнего хозяйства - это сумма денежных средств, поступающих в распоряжение домохозяйства в определенный период времени. Они представлены различными формами, измеряются системой количественных и качественных показателей, состоят из разных по экономическому содержанию источников.
Совокупные доходы домашних хозяйств в самом общем виде можно разделить на доходы в натуральной и денежной форме. Натуральные доходы не имеют товарной формы и представляют собой результаты труда членов домохозяйства, предназначенные для самообеспечения. К ним относятся продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, а также натуроплата от сельскохозяйственных предприятий, которая потребляется в домашнем хозяйстве. По формальному признаку (по натуральной форме поступления средств) к этой группе доходов можно отнести также социальные трансферты в натуральной форме и льготы в натуральном выражении, предоставленные работодателем. С финансовой точки зрения эти средства не являются собственно на-туральными доходами, выражающими функцию самообеспечения домохозяйств, а служат компенсационными инструментами в условиях дефицита денежных средств. В целом доля натуральных доходов в совокупном доходе домашних хозяйств незначительна, хотя она может варьироваться в зависимости от традиций, предпочтений, от демографических и социальных характеристик отдельного домохозяйства (у бедных слоев и сельского населения роль натуральных доходов традиционно более высокая). Натурализация домашнего хозяйства является также механизмом адаптации к неблагоприятным условиям внешней среды (например, в период войн, системных трансформаций).
Денежные доходы - это вся сумма денежных средств, которые поступают в домохозяйства из различных источников. В условиях развитых рыночных отношении денежные доходы являются основой жизнеобеспечения и развития домохозяйств. Базой для анализа денежных доходов домашних хозяйств являются личные доходы населения, которые измеряются с помощью показателей номинального, располагаемого и реального дохода.
Номинальные доходы - это денежное выражение совокупности личных (индивидуальных) доходов членов домохозяйства за определенный период. Данный показатель характеризует доходы независимо от уровня налогообложения и динамики цен*. Доля номинальныхдоходовдомохозяйств в ВВП зависит от уровня развития национального хозяйства и в развитых странах колеблется в пределах 65-75%. В России этот показатель имеет следующую динамику: в 2000 г. он составлял 54,5%, в 2001 г. - 59,5%, в 2002 г. - 63%, в 2003 г. - 67,4%, в 2004 г. - 64,6%".
Располагаемый доход домохозяйств представляет собой доходы в денежном выражении, оставшиеся в распоряжении домохозяйства после уплаты налогов и других обязательных платежей. Располагаемый доход предназначен для конечного потребления и сбережения. В совокупном измерении он соответствует части ВВП, которая поступает населению. Рост располагаемых доходов домохозяйств потенциально расширяет финансовые возможности населения, активизирует рыночные механизмы стимулирования производства. В развитых странах удельный вес располагаемого дохода домохозяйств в ВВП определяется на уровне 70%. В российских условиях доля располагаемого дохода домохозяйств в ВВП остается нестабильной: в 2000 г. она составила 50%, в 2001 г. - 54%, в 2002 г. - 57,7%, в 2003 г, - 61,8%, в
2004 г.-58,4%2.
Располагаемый доход, скорректированный на уровень цен, выражается реальным располагаемым доходом домохозяИств. Этот показатель отражает величину реальной покупательной способности номинальныхдоходов, аего динамика зависит от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен (или индекса покупательной способности денег, обратного индексу цен) за определенный период. Реальные располагаемые доходы домохозяИств растут, если темпы роста цен ниже скорости возрастания номинальных располагаемых доходов. В условиях опережающего роста цен реальные доходы сокращаются, что ведет к снижению потребительского спроса, покупательной способности населения. Этот процесс негативно сказывается на деловой активности во всех секторах экономики.
Реальные располагаемые доходы домохозяйств в 2002 г. срав-нялись с уровнем 1997 г.; в 2004 г. выросли по сравнению с 2003 г. на 8% и составили 124% куровню 1997 г. Но даже в 2004 г. реальные располагаемые доходы домохозяИств составили 74% по отношению к 1991 г. Приведенные данные показывают неустойчивость
реальных располагаемых доходов и свидетельствуют, что финансы домохозяйств еще не стали действенным стимулом роста об-щественного производства.
Оплата труда (заработная плата) включает начисленные суммы заработной платы по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, оплату ежегодных и дополнительных отпусков, командировочные расходы и подъемные, стоимость выданной спецодежды, спецпитания и др.
Оплата труда по-прежнему занимает основные позиции в структуре доходов домохозяйств, хотя за период рыночных пре-образований ее удельный вес снизился. Такое снижение харак-теризуется качественными изменениями в системе трудовых и финансовых отношений, С одной стороны, появились новые возможности (например, в финансовой сфере), новые источники доходов (расширение предпринимательской деятельности), которые частично замещают заработную плату и снимают с нее нагрузку единственного источника существования. С другой стороны, безработица, низкий уровень заработной платы, неэффективная государственная политика ее регулирования, рост теневого оборота привели к формированию скрытых, официально не учтенных форм оплаты труда. Так, в представленной классификации источников доходов (табл. 1) статья «оплата труда» включает скрытую заработную плату, которая фактически не облагается налогами.
Особую проблему составляет дифференциация заработной платы по отраслям экономики (среднемесячная заработная плата в газовой промышленности почти в 8 раз превышает оплату труда в образовании, в 12 раз - в сельском хозяйстве), по организациям различных форм собственности (в целом, в бюджетной сфере уровень оплаты труда намного ниже, чем в организациях других сфер экономики).
Нижний предел оплаты труда устанавливает государство и фиксирует его в минимальном размере оплаты труда (МРОТ). Впервые этот показатель был введен в октябре 1991 г. ив дальнейшем изменялся в соответствии с социально-экономическими условиями жизни населения. В МРОТ не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты. Для организаций, финансируемых из бюджетных источников, МРОТ обеспечивается за счет средств соответствующего бюджета, для других организаций - из собственных источников. Согласно принятому в 2002 г. Кодексу о труде, минимальный размер оплаты труда должен соответствовать величине прожиточного минимума. Реализация этого требования предусмотрена поэтапно по мере развития федерального законодательства.
Оплата труда работников бюджетной сферы регламентируется на основе тарифной системы. Основными элементами тарифной системы оплаты труда являются: тарифные ставки, тарифные сетки, районные коэффициенты, тарифно-квалификационные справочники, надбавки и доплаты за работу с отклонениями от нормальных условий труда. В настоящее время идет процесс реформирования системы оплаты труда в бюджетных организациях. Необходимость изменений вызвана проблемами, накопившимися в данной сфере (слабой зависимостью оплаты труда от квалификации персонала и его фактических результатов работы, невозможностью осуществлять из федерального центра полный контроль за процессом выплаты зарплат работникам бюджетной сферы и др.). До 2005 г. в бюджетных организациях действовала единая система оплаты труда на основе единой тарифной сетки (ЕТС), регулируемая федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с новым законодательством единая система отменяется.
Условия тарифной оплаты труда бюджетного сектора должны определяться органами власти соответствующего уровня на основе единых рекомендаций, которые ежегодно утверждаются Российской трехсторонней комиссией (РТК) по регулированию соииально-трудовых отношений. Особую проблему в изменении оплаты труда работников бюджетных учреждений составляет реформирование единой тарифной сетки (ЕТС), введенной в 1992 г. как инструмент регулирования оплаты труда различных категорий работников. Федеральным органам управления, региональным и местным органам власти предстоит в дальнейшем определиться с подходами к организации основной (тарифной) оплаты труда учреждений и организаций разного уровня управления и источников финансирования расходов на оплату труда. При этом могут быть сохранены действующие принципы построения оплаты труда или введены отраслевые системы оплаты труда, основанные на сочетании межотраслевых тарифных сеток со специфическими системами оплаты работ. Формирование новых федеральных, региональных и территориальных систем заработной платы потребует времени и определенных финансовых затрат. До введения новых систем оплаты труда, отличных от ЕТС, рекомендуется ориентироваться на действующую систему оплаты труда.
Социальные выплаты (социальные трансферты) занимают второе место по значимости в структуре денежных доходов домохозяйств.
В целом этот показатель доходов домохозяйств объединяет пенсии, пособия, стипендии, другие социальные и страховые по-ступления. Отметим, что по материально-вещественному составу социальные трансферты можно разделить на три вида: помощь Денежными средствами, льготы и натуральная помощь. Помощь денежными средствами представляет собой денежные суммы, предоставляемые гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Льготы рассматриваются как частичное или полное освобождение граждан от оплаты за товары и услуги. Кльготам относится и натурально-вещественная помощь - это товары и услуги, предоставляемые домашним хозяйствам работодателями и из бюджетов всех уровней.
Сложившая к 2004 г. система социальных трансфертов не только включала в себя неэффективные, нерыночные механизмы, но и несла груз популистских решений 1989-1998 гг. Она была прочно привязана к инфляции, многие социальные выплаты имели сплошной характер и не были связаны с оценкой реальной нуждаемости. Так, в 2003 г. 40% домохозяйств в России получали хотя бы один из видов дотаций и льгот.
На государственном уровне проблема осознается как необхо-димость реализации новой модели предоставления социальной помощи, основные параметры и механизмы которой представлены в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Законодательное упорядочение всех льгот предусматривает решение как минимум трех задач. Первая: изменение формы предоставления (замена натуральных льгот денежными компенсациями) и отмены многих льгот, финансирование которых невозможно из-за ограниченности бюджетных средств. Вторая: переход на адресную социальную поддержку по признакам объективно нуждающихся, профессиональному критерию, за особые заслуги. Третья: жесткое разграничение источников финансирования мер социальной поддержки.
Реализация поставленных задач предполагает обеспечение эф-фективных адаптационных форм перехода к новой модели предо-ставления социальных трансфертов (формирование так называемого социального пакета, его вариантность, возможность выбора модели замены льгот денежными выплатами и др.). Все эти аспекты в разной степени нашли отражение в законе, но в целом он вызвал определенные противоречия в социальной и финансовой сферах. Закон не содержит механизмов реализации провозглашенных принципов социальной реформы в полном объеме. Так, принцип сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан коснулся в основном домохозяйств сельской местности, которые по разным причинам не пользовались натуральными льготами. В то же время закон существенно снизил благосостояние льготников крупных городов из-за незначительных сумм компенсаций по сравнению с тарифами ЖКХ и платой за проезд. Данным законом определен порядок передачи на региональный уровень решения ряда вопросов, связанных с предоставлением значительной части льгот. Однако финансовых оснований (соответствующих доходных источников) для такого разграничения финансовой ответственности не было предусмотрено.
Многие вопросы по финансированию мер социальной поддержки на территориальном уровне потребуют существенной корректировки нормативно-правовой базы субъектов РФ в целях инвентаризации социальных трансфертов и приведения региональных законов в соответствие с федеральными.
Доходы от предпринимательской деятельности являются следующим важным источником в структуре доходов домашних хозяйств. К доходам от предпринимательской деятельности относятся любые формы доходов, возникающие в результате ведения частного бизнеса и не связанные с уменьшением накопленного имущества (богатства) домашних хозяйств. Эти доходы возникают как в рамках организованного бизнеса (зарегистрированного предприятия), так и неорганизованных его форм. Неорганизованный характер предпринимательской деятельности домашних хозяйств, как правило, носит нерегулярный характер, но в определенных условиях, например при экономической нестабильности или жестких налоговых ограничениях, является важным источником поддержания доходов домохозяйств на необходимом уровне. Среди неорганизованных форм предпринимательской деятельности домохозяйств можно выделить неорганизованную торговлю, надомное и кустарное производство, оказание частных услуг. Развитие рыночных отношений в России сопровождается ростом доли предпринимательского дохода в струк-туре доходов домашних хозяйств: за 1990-2005 гг. удельный вес доходов от предпринимательской деятельности увеличился почти в 4 раза.
Существенно возросли и доходы от собственности. Они пред-ставляют собой денежные доходы от использования финансовых и нефинансовых непроизводственных активов, находящихся в собственности домохозяйств. Доходы от финансовых активов возникают в результате вложения денежных средств в банковские вклады, ценные бумаги, от операций с иностранной валютой. Доходы от нефинансовых непроизводственных активов образуют-
ся в результате продажи или сдачи в аренду жилых помещений и земельных участков, принадлежащих домашним хозяйствам. Таким образом, доходы от собственности поступают в виде процентов, дивидендов, ренты. Развитие финансового посредничества, фондового рынка, рынка патентных прав, института частной собственности, в том числе и на землю, будут способствовать дальнейшему росту доходов от собственности в обшей сумме доходов домохозяйств.
В состав «прочих доходов» домохозяйств входят выручка от реализации личных вещей через комиссионные магазины и скупочные пункты, компенсации по материальному ущербу, выигрыши в лотерею, денежные средства, полученные от других лиц, и т.п.
Состав, структура и динамика доходов у различных групп до-мохозяйств значительно варьируется, что в общеэкономическом смысле проявляется как дифференциация доходов. Дифференциация доходов складывается под воздействием многих объективных и субъективных факторов. Основополагающими являются: фактор собственности (неравномерное распределение собственности, в первую очередь на факторы производства), семейный социоэкономический фон (происхождение, размер семьи, социальный статус, накопленное богатство), инвестиции в человеческие ресурсы (образование, квалификация, профессионализм, потенциал их роста).
Дифференциация доходов характерна для всех стран, независимо от общего уровня благосостояния, и является индикатором неравенства доходов. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) наиболее наглядно иллюстрирует степень неравенства в распределении совокупного дохода в обществе. Общее повышение коэффициента Джини в России в постсоветский период (с 0,289 в 1992 г. до 0,406 в 2004 г.)1 свидетельствует о глубоком социальном расслоении общества.
Рост общественного производства, формирование устойчивых позитивных тенденций в социально-экономическом развитии, эффективный инструментарий государственного регулирования доходов, механизмы предупреждения бедности обусловливают поступательный рост реальных располагаемых денежных доходов домохозяйств, способствуют сглаживанию проблемы неравенства доходов.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ на 2006-2008 гг. (далее - прогноз) произойдут некоторые изменения в доходах домашних хозяйств, а также в структуре финансовой поддержки населения государственным бюджетом и социальными фондами. Это связано с новыми направлениями социальной политики, изменениями в доходах работников бюджетной сферы, пенсионной реформой, процессом монетизации льгот, а также снижением ставки ЕСН до 26%.
Несмотря на рост в среднесрочной перспективе совокупных доходов населения, доля основного доходного компонента сектора домашних хозяйств - оплаты труда наемных работников - в структуре ВВП снизится к 2008 г. до 43,5% против 45,4% в 2004 г. Это связано с разнонаправленным движением составных элементов, генерирующих первичные доходы наемных работников.
Если заработная плата будет продолжать расти не только в но-минальном выражении, но и в относительном (вследствие опережающего роста заработной платы по сравнению с ростом экономики в целом), то начисляемые в организациях суммы взносов в социальные фонды резко сократятся из-за снижения ставок ЕСН В прогнозе также указывается, что основным фактором дохода выступает рост заработной платы, доля которой в структуре денежных доходов повысится с 36,6% в 2004 г. до 37,3% в 2008 г. Однако это противоречит приведенным ранее статистическим данным (см. табл. 1), где оплата труда в 2004 г. составляла 63,2%. Вполне вероятно, что эта несогласованность возникла из-за отсутствия учета скрытой заработной платы, которая, таким обра-зом, в структуре доходов населения в 2004 г. составила 26,6%.
В результате реализации мер по увеличению минимального размера оплаты труда в целях его приближения к прожиточному
минимуму трудоспособного населения, размер среднемесячной заработной платы за 2005-2008 гг. в номинальном выражении возрастет в 2 раза (с 6,7 тыс. руб. в 2004 г. до 13,5 тыс. руб. в 2008 г.), а в реальном выражении в 1,4 раза, т.е. до 9,4 тыс. руб. (работников бюджетной сферы до 7,1 тыс. руб.).
Что касается другого источника доходов домашних хозяйств - социальных пособий, то, согласно прогнозу, их рост будет обусловлен индексацией пенсионных выплат из Фонда социального страхования России, а также отменой натуральных льгот и переводом их в денежную форму. Социальные пособия и другие текущие трансферты в ресурсах сектора домашних хозяйств возрастут с!2,5до 14,1% от ВВП. Общий размер социальных трансфертов и выплат социального характера наемным работникам возрастет за 2005-2008 гг. в 2,04 раза. В номинальном выражении размер трудовой пенсии составит по прогнозу 3549 руб., а в реальном выражении - 2535 руб., что и определит сумму жизненных средств указанной категории на-селения.

Введение

На сегодняшний день домохозяйства - это один из важных субъектов экономической деятельности. Результаты их деятельности влияют на благосостояние, как отдельной хозяйственной единицы, так и населения страны в целом. Под домашним хозяйством будем понимать такое хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Понятие домохозяйство не всегда тождественно понятию семьи, оно имеет более широкий смысл. В сравнении с семьей в состав домохозяйства могут входить не только родственники, они так же могут состоять из одного, двух или более членов.

Доходы домохозяйств как параметр макроэкономики

Сущность, значение и виды доходов домохозяйств

Домашнее хозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).

Домашнее хозяйство - один из трёх субъектов экономической деятельности. Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья.

Домохозяйство трактуется как хозяйственная единица, которая состоит из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Понятие домохозяйства объединяет всех потребителей, наёмных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и незанятых в общественном производстве.

В общем, домохозяйство можно охарактеризовать как самостоятельную экономическую единицу, состоящую из одного или нескольких человек, обладающих каким-либо производственным ресурсом, и стремящихся к наиболее полному удовлетворению своих потребностей.

Основные признаки домохозяйства - это:

Совместное проживание и обустройство быта.

Совместное ведение хозяйства.

Обладание определёнными ресурсами.

Самостоятельность в принятии хозяйственных решений.

Стремление к максимальному удовлетворению потребностей.

Виды домохозяйств:

Единичные домохозяйства или просто домохозяйства.

Единичные домохозяйства образованы одиночками, отдельными или несколькими семьями, а также этими семьями совместно с одиночками. Единичные домохозяйства в РФ в своем составе насчитывают 139млн. человек, что составляет 94% всего населения страны.

Групповые домохозяйства

Групповые домохозяйства образованы постоянными или временными группами людей для совместной организации и обустройства своего быта в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9млн. человек, или 6% всего населения страны.

Домашние хозяйства классифицируются по следующим признакам:

Территориально-региональная принадлежность (местность, регион страны, природно-климатическая зона и т.п.).

Демографическая характеристика (семейные и несемейные домохозяйства, число членов домохозяйства, половозрастные характеристики). домохозяйство макроэкономика быт доход

Имущественная характеристика (характер жилья, число комнат, наличие автомобиля, дачи, земельного участка и т.п.).

Доходная характеристика (среднедушевой доход, доходная группа, источники дохода и т.п.).

Экономическая характеристика (занятость, отрасль производства, сектор экономики, тип предприятия, должность и т.п.).

Трудовой потенциал (число трудоспособных, уровень образования, профессиональная подготовка и т.п.).

Социальный статус домохозяйства (определяется по главе семьи или члену семьи, имеющему максимальный доход).

Доходы служат основным источником удовлетворения потребностей домашних хозяйств в потребительских товарах и услугах, накопления и сбережения и обязательных платежей, т. е. осуществления расходов. Неразрывная связь доходов и расходов домаш­них хозяйств проявляется прежде всего в зависимости структуры и объема расходов от структуры и объема доходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопления и сбережения, поскольку существует определенный физиологический и социальный минимум потребительских товаров и услуг, который любое домашнее хозяйство должно обеспечить.

Доходы домашних хозяйств можно разделять по различным критериям. Прежде всего, можно выделить доходы в денежной и натуральной форме. К последним относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, садоводствах, огородничествах, а так­же натуроплату от сельскохозяйственных предприятий, которые по­требляются в домашнем хозяйстве. Если домашнее хозяйство часть продуктов производит с целью реализации на рынке, то доходами следует считать денежные средства, вырученные от продажи.

В любой стране с развитыми рыночными отношениями подавляющая часть населения занята в государственном или частнопредпринимательском секторах экономики, и потому денежные доходы безусловно доминируют над натуральными. К сожалению, статистические исследования позволяют определить общий уровень только денежных доходов домашних хозяйств. В отношении натуральных доходов проводятся выборочные исследования в разрезе отдельных продуктов и их групп. В России традиционно роль натуральных доходов по некоторым видам продуктов, в частности по картофелю, овощам, фруктам и ягодам, была и остается высокой. Низкий уровень денежных доходов в частном и государственном секторах экономики подчеркивается тем фактом, что значительная часть занятых в них одновременно содержит небольшие подсобные хозяйства, в которых производятся продукты питания. Однако трудозатраты в таких хозяйствах несоразмерно высоки из-за крайне низкой механизации производственных процессов, что в конечном итоге отражает нерациональный общественный характер личного подсобного хозяйства. В меньшей степени это относится к личным подсобным хозяйствам сельского населения, для которого ведение производства на земле является основной сферой приложения труда. Вместе с тем, и здесь общественно целесообразным является переход к фермерскому ведению хозяйства, т. е. в основном товарному производству.

Денежные доходы домашних хозяйств подразделяют чаще всего по источникам поступлений:

заработная плата вместе с различными начислениями и допла­тами; пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты; доходы от предпринимательской деятельности; доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.

Необходимо принимать во внимание, что различаются понятия заработанных доходов, т. е. полученных в результате трудовой деятельности работника, и полученных доходов. С одной стороны, не все заработанные доходы поступают в домашние хозяйства. Это относится, например, к взносам на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий. С другой стороны, часть доходов, поступающих в домохозяйства, не являются результатом труда. Прежде всего, это -- трансфертные платежи, которые включают выплаты по социальному обеспечению и от несчаст­ных случаев, пособия по безработице и нетрудоспособности и неко­торые другие виды социальной помощи государства.

В приведенной выше классификации не учтены случайные доходы граждан, например выигрыши в лотерею, доходы от непредусмот­ренных дарений, а также доходы, полученные с нарушением закона. Последние в современной России имеют большое распространение. К ним можно отнести суммы, полученные в результате ухода от на­логов, доходы от незаконных валютных и других финансовых операций, например от предоставления валютных займов другим гражданам, как правило, под ростовщические проценты, от операций по «строительству финансовых пирамид», от продажи запрещенных товаров (наркотиков, оружия и т. п.). Учет случайных и особенно незаконных доходов является чрезвычайно затруднительным.

В основу деления доходов положены разные признаки.

  • 1. В зависимости от источника дохода они подразделяются на:
    • - заработную плату и дополнительную оплату трудовой деятельности;
    • - доходы от предпринимательской деятельности; доходы от ценных бумаг;
    • - арендную плату за переданное во временное пользование имущество;
    • - страховое возмещение;
    • - доходы от реализации имущества;
    • - выплаты из государственных денежных фондов (бюджетов, внебюджетных фондов);
    • - прочие.
  • 2. В зависимости от равномерности поступления различают доходы:
    • - регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);
    • - периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам и др.);
    • - случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества).
  • 3. В зависимости от надежности поступления различают доходы:
    • - гарантированные (госпенсии, доходы по госзаймам);
    • - условно-гарантированные (оплата труда);
    • - негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).

Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.

Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с уче­том стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов. Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.

Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме рас­полагаемые доходы населения образуют часть валового внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление.

Номинальные доходы -- доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начис­ленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном перио­де, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенным, как это имело место в России в 90-х годах XX в. в период массовой задержки с выплатой заработной платы. Для работников, естественно, большее значение имеют фактические доходы.

Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами -- располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уро­вень их благосостояния.

Для оценки уровня жизни населения субъектов РФ, разработки и реализации региональных социальных программ, планирования темпов роста заработной платы, пенсий, социальных пособий, а также составления бюджетов используют понятия минимального потребительского бюджета (МПБ) и бюджета прожиточного минимума (БПМ). Уровень МПБ характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги) и рассчитывается исходя из прожиточного (фи­зиологического) минимума дифференцированно по основным социальным группам. С 1997 г. используется понятие прожиточного ми­нимума, как стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Таким образом, в понятии БПМ учтена также необходимость выплаты домашними хозяйствами обя­зательных платежей. В свою очередь, под потребительской корзиной понимается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья че­ловека и обеспечения его жизнедеятельности.

Доходы домашних хозяйств. Формирование денежных доходов домашних хозяйств характеризуется посредством различных показа-телей совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.
Совокупные (общие) доходы определяются суммированием денежных и натуральных доходов, а также стоимости бесплатных и льготных услуг, предоставляемых за счет социальных фондов. Натуральные доходы при этом могут определяться по средним ценам реализации соответствующей продукции на рынке. Вместе с тем совокупные доходы не дают представления о той их части, которая остается в распоряжении домашних хозяйств. Для этого используются данные о располагаемых доходах населения.
Располагаемые доходы определяются исключением из совокупных доходов населения налогов и обязательных платежей. Располагаемые доходы образуют основу для конечного потребления и сбережений населения. Они могут иметь номинальную и реальную оценку.
Номинальные доходы характеризуют доходы домашнего хозяйства за определенный период времени в денежных единицах по нарицательной стоимости. Они учитываются как начисленные доходы и фактически полученные. Начисленные доходы характеризуются суммой причитающихся к выплате доходов, фактически полученные - образуются после выплаты доходов, включая погашение задолженности прошлого периода. Выделение начисленных и фактически полученных доходов в составе номинальных доходов позволяет учесть их динамику в условиях нестабильной экономической ситуации и связанными с этим явлениями задержки выплаты заработной платы.
Реальные доходы представляют собой денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Они характеризуют покупательную способность фактически полученных доходов и определяются количеством товаров и услуг, которые реально могут быть приобретены населением. Реальные доходы отражают действительный уровень жизни населения и благосостояния домашних хозяйств, возможности удовлетворения материальных и нематериальных потребностей населения.
Денежные доходы домашних хозяйств классифицируются, как правило, по источникам их формирования. Выделяются следующие виды доходов:
оплата труда наемных работников;
социальные трансферты;
смешанный, или предпринимательский, доход;
доходы от собственности;
другие доходы.
Оплата труда включает денежные средства, полученные членами домашних хозяйств за выполненную ими работу по найму. Оплата труда является основной формой доходов домашних хозяйств. В основе ее построения лежит тарифная система, которая включает тарифные ставки, тарифные разряды, тарифные сетки, тарифноквалификационные требования, районные коэффициенты, виды заработной платы и условия ее выплаты, а также другие элементы, регламентирующие оплату труда наемных работников в различных сферах, отраслях, производствах, и т.д. В оплату труда включаются: заработная плата по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам; выплаты за работу в особых условиях; доплаты за сверхурочную работу и работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; премии и единовременные поощрительные выплаты; вознаграждение за выслугу лет; оплата ежегодных и до-полнительных отпусков; материальная помощь; другие выплаты.
Законодательством регламентируется нижний предел оплаты труда наемных работников путем установления минимального размера оплаты труда. Предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, обязаны обеспечивать оплату труда не ниже ее минимального размера, установленного законом.
Социальные трансферты представляют собой форму денежных доходов домашних хозяйств в виде пенсий, пособий и иных социальных выплат из бюджетов разного уровня и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Их предоставление строго регламентируется государством. Основным видом социальных трансфертов является пенсия. Помимо пенсий, значительная категория лиц являются получателями ежемесячной денежной выплаты. В составе социальных пособий наиболее важное значение имеют пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также пособия по безработице. Социальные трансферты (выплаты) являются существенной частью доходов домашних хозяйств. Однако домашние хозяйства, как было уже ранее сказано, вносят (передают трансферты) в бюджеты и внебюджетные фонды налоги, отчисления на социальное страхование и др. Поэтому сальдо текущих трансфертов - это разница между полученными и переданными трансфертами.
Смешанный, или предпринимательский, доход - это доход, полу-ченный домашними хозяйствами в процессе предпринимательской деятельности. Это может быть прибыль или оплата труда. Доходы от предпринимательской деятельности являются важной формой денежных доходов домашних хозяйств. Они формируются в результате осу-ществления гражданами предпринимательской деятельности без обра-зования юридического лица и определяются тем размером доходов, который поступает в домашнее хозяйство предпринимателя.
Наиболее разнообразными по составу являются денежные доходы домашних хозяйств от собственности. К ним относятся доходы от долевого участия в организации; доходы от размещения временно свободных денежных средств в банковские вклады; доходы от вложений в ценные бумаги; доходы, полученные в результате передачи в аренду или продажи движимого и недвижимого имущества, принадлежащего членам домашнего хозяйства; доходы, полученные от личных подсобных хозяйств в результате продажи излишков продукции, без организации их производства с целью регулярной реализации и т.п. Доходы от собственности, таким образом, состоят в основном из средств, полученных от сдачи в аренду материальных активов, принадлежащих собственникам домашних хозяйств. Кроме того, доходы от собственности включают проценты по банковским депозитам и ценным бумагам, дивиденды по акциям, ренту и другие. Домашние хозяйства выплачивают проценты по кредитам. Поэтому сальдо доходов от собственности - это разница между полученными и выплаченными доходами от собственности.
Другие доходы домашних хозяйств образуются из поступлений денежных средств по договорам банковских ссуд, договоров займа, за счет их наследования и т.д.
Расходы домашних хозяйств. Расходы домашних хозяйств клас-сифицируются по различным критериям. В их составе можно выделить следующие расходы:
на покупку товаров и оплату услуг;
обязательные платежи и разнообразные взносы;
на приобретение недвижимости;
на прирост финансовых активов.
Расходы на покупку товаров и услуг условно можно подразделить на две группы: текущие и капитальные.
Текущие расходы включают достаточно большой перечень затрат, связанных с первоочередными нуждами или производимых регулярно. В этом виде принимаются расходы, связанные с приобретением продо-вольственных товаров, оплатой коммунальных услуг, оплатой услуг свя-зи, приобретением предметов личной санитарии и гигиены, приобрете-нием лекарств, проездом в транспорте, приобретением непродовольст-венных товаров и услуг бытового и хозяйственного характера (обувь, одежда, хозяйственный инвентарь, предметы бытового обихода, услуги парикмахерской, химчистки и т.п.).
Капитальные расходы включают в себя затраты по приобретению непродовольственных товаров длительного пользования (мебель, хозяйственное оборудование, движимое имущество), по капитальному обустройству жилья, вложения в предметы искусства, антиквариата, ювелирные изделия и т.п.
Расходы на покупку товаров и оплату услуг составляют наиболее весомую часть денежных расходов домашних хозяйств. Их доля в денежных расходах занимает 80%.
Обязательные платежи обусловлены необходимостью уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней и в государственные внебюджетные фонды, а также платежей по страхованию, коммунальных платежей населения, процентов за товарный кредит, взносов в общественные и кооперативные организации и т.д. В системе налогообложения домашних хозяйств наиболее значимым является налог на доходы физических лиц, которым охвачено практически все трудоспособное население. Наряду с налогом на доходы физических лиц обязательными для домашних хозяйств являются платежи, связанные с уплатой: сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; водного налога; государственной пошлины; транспортного налога; земельного налога; налога на имущество физических лиц. Доля этих платежей и взносов в денежных расходах приближается к 10%.
Расходы на приобретение недвижимости включают затраты на строительство и покупку жилых помещений, дач, летних садовых до-миков, баз отдыха, других помещений, предназначенных для постоян-ного, сезонного или временного проживания, а также отдыха. Доля этих платежей в денежных расходах составляет немного больше 2,5%.
Расходы на прирост финансовых активов включают операции по использованию денежных сбережений путем их размещения на де-позитных счетах в банковских и иных кредитных организациях, вложений в ценные бумаги и иные финансовые инструменты, и их накопление путем приобретения валюты и сохранения на руках у населения. Доля этих видов расходов в общих денежных расходах приближается к 20%. Доля денег на руках у населения в приросте финансовых активов составляет 9,5%.
В составе расходов домашних хозяйств основными, непосредственно связанными с их деятельностью, являются расходы на покупку товаров и оплату услуг. Их объем и динамика зависят от множества факторов, которые можно подразделить на внутренние, зависимые непосредственно от деятельности домашнего хозяйства, и внешние, которые воздействуют на домашние хозяйства вне зависимости от результатов его деятельности.
К внутренним факторам следует отнести: размер совокупных доходов домашнего хозяйства, уровень организации его хозяйственной деятельности, уровень материальных и духовных потребностей членов домашнего хозяйства. В качестве внешних факторов следует рассматривать: уровень цен на потребляемые товары и услуги, размеры социальных трансфертов, уровень налоговой нагрузки на домашние хозяйства и др.
Расходы на покупку товаров и услуг во многом определяют объемы фактического потребления домашних хозяйств, которые непосредственно характеризуют уровень жизни населения и его воспроизводственный потенциал. Можно выделить следующие уровни жизни населения:
достаток, при котором осуществляется потребление благ, обеспечивающее всестороннее развитие человека;
нормальный уровень, при котором рациональное потребление по научно обоснованным нормам обеспечивает восстановление физических и интеллектуальных сил человека;
бедность, когда потребление благ обеспечивает сохранение работоспособности человека как границы воспроизводства рабочей силы;
нищета, когда потребление минимально допустимого по биологическим критериям набора благ и услуг позволяет лишь поддерживать жизнеспособность человека.
Для оценки нижнего предела уровня жизни населения устанав-ливается прожиточный, а также физиологический минимум.
Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, необходимого для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, уплату налогов и обязательных платежей. Он определяется в расчете на среднестатистического жителя и для разных социальнодемографических групп населения с учетом научно обоснованных норм, национальных и иных особенностей потребления, а также реальных возможностей экономики. Прожиточный минимум непосредственно зависит от цен, поэтому он непрерывно корректируется на уровень инфляции.
Физиологический минимум представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, которыми можно поддерживать физическое состояние, но только в течение определенного времени. Жизненно необходимый уровень потребления включает только расходы на питание, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищнокоммунальные услуги и некоторые другие затраты.
Сбережения являются важнейшим показателем благополучия домашних хозяйств. Статистические данные свидетельствуют о приросте сбережений населения, что подтверждается положительной динамикой абсолютных показателей прироста финансовых активов в составе денежных расходов населения. Однако в целом уровень жизни населения страны остается низким и в настоящее время его качественное повышение является приоритетным направлением не только финансовой, но и в целом экономической политики государства.
В домашних хозяйствах, осуществляющих производственноторговую деятельность (личное подсобное хозяйство, индивидуально-трудовая деятельность, индивидуальная семейная торговля, др.) финансовые результаты определяются как разница между денежными поступлениями и производственными расходами.
Так, в личном подсобном хозяйстве финансовый результат рас-считывается как разница между доходом от производства и реализации продукции и издержками производства (транспортные расходы; стоимость удобрений, семян, посадочного материала; стоимость инвентаря, инструментов, техники; налоги на владение, аренду земли; стоимость кормов для скота; расходы при хранении продукции, их реализации и др.).
При индивидуальной трудовой деятельности финансовый результат рассчитывается как разность между доходом от производства и реализации продукции и затратами, к которым относятся: налоги на предпринимательство; стоимость сырья и материалов; стоимость инструментов и оборудования; содержание и ремонт оборудования; аренда помещений; хранение и транспортировка сырья и готовой продукции.
При осуществлении индивидуальной семейной торговли финансовый результат - это разница между торговой выручкой и следующими затратами: стоимостью приобретенных для последующей продажи товаров; налогами на право осуществления торговли; стоимостью тары; стоимостью хранения и транспортировки товаров; таможенными пошлинами (при импорте товаров); платой за торговое место.
Финансовое состояние домашних хозяйств России неоднозначно. С одной стороны, отдельные физические лица имеют банковские вклады, привлеченные кредитными организациями, с другой - задолженность по кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам в рублях и иностранной валюте, существенно выше сумм банковских вкладов и она имеет тенденцию к росту. Учитывая огромное количество людей, не имеющих вкладов в кредитных организациях, можно сделать вывод, что в целом финансовое состояние домашних хозяйств неустойчивое.
Важнейшей задачей ближайших лет является существенное из-менение роли финансов домашних хозяйств в финансовой системе России. В развитых государствах с рыночной экономикой финансы домашних хозяйств являются главным ресурсом, определяющим финансовый потенциал страны и в конечном счете характер ее экономического развития в целом. Доходы домашних хозяйств и предпочтения населения в их использовании формируют облик и направления развития экономики любой страны с рыночной эко-номикой.

Доходы домашнего хозяйства - это часть ВВП, созданная в процессе производства и предназначенная для удовлетворения различных потребностей домохозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства.

Подобно предприятию, домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельно хозяйствующим субъектом, т. е. полностью зависит от результатов собственной деятельности. Однако в современном обществе из-за неравномерного распределения национального дохода ресурсы у отдельных категорий домохозяйств (семьи) оказываются недостаточными, чтобы поддержать жизненные силы на требуемом уровне. Поэтому государство за счет бюджета и внебюджетных фондов и предприниматель за счет прибыли пополняют средства некоторых категорий домохозяйств (семей).

Как правило, домашнее хозяйство начинает свою жизнедеятельность не на пустом месте, т. е. первоначально обладает некоторым накопленным ранее богатством, которое главным образом переходит к нему по наследству, а иногда в результате дарения. Это богатство может быть представлено в различных формах, прежде всего в форме недвижимости, наличных денег, а также в некоторых случаях - ценных бумаг. Впоследствии помимо первоначальных ресурсов появляются различного вида доходы.

Прежде всего, различаются понятия заработанных доходов, т. е. полученных в результате трудовой деятельности работника, и полученных доходов. С одной стороны, не все заработанные доходы поступают в домашние хозяйства (взнос на социальное страхование). С другой стороны, часть доходов, поступающих в домохозяйства, не являются результатом труда. Прежде всего это - трансфертные платежи, которые включают выплаты по социальному обеспечению и от несчастных случаев, пособия по безработице и нетрудоспособности и некоторые другие виды социальной помощи государства.

Кроме этого, для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.

Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов. Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.

Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. Средства которые расходуется на потребление и накопление.

Номинальные доходы - доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных и результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Для работников, естественно, большее значение имеют фактические доходы.

Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами -располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.

Доходы можно разделять по различным критериям.

1. Различают постоянный и временный доход домохозяйства.

Постоянный - это доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится в будущем. В стабильном экономическом обществе к этому виду дохода относят, как правило, оплату трудовой деятельности.

Временным считается доход, который в будущем может исчезнуть, например, доход от ценных бумаг в связи с прекращением деятельности акционерного общества. Когда общее экономическое положение страны неустойчиво, весь доход домохозяйства становится временным и трудно прогнозируемым.

  • 2. Также выделяют доходы в денежной и натуральной форме.
  • - натуральные доходы - в основном состоят из продуктов, полученных в личном подсобном хозяйстве или в порядке натуроплаты от сельскохозяйственных предприятий, и потребленных в хозяйстве, а также предоставленных государством и различными предприятиями льгот, дотаций, подарков в натуральном выражении (без учета накопленных сбережений).
  • - денежные доходы - это объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов, они являются преобладающей частью дохода домохозяйства.

Значение отдельного вида источника у конкретного домохозяйства определяется его социальным составом. Так, имеются домохозяйства, где оплата труда составляет почти 100% денежного дохода (работающая супружеская семья без детей). Есть домохозяйства, где денежный доход формируется только за счет государственных социальных трансфертов (например, супруги-пенсионеры, воспитывающие малолетних внучат). На структуру доходов домохозяйств оказывает и влияние место проживания - в городе или на селе.

В любой стране с развитыми рыночными отношениями большая часть населения занята в государственном или частнопредпринимательском секторах экономики, и потому очевидно, что денежные доходы доминируют над натуральными.

Классифицируют денежные доходы в соответствии с различными признаками:

  • 1. В зависимости от способа получения дохода:
    • - заработная плата и дополнительная оплата трудовой деятельности;
    • - доходы от предпринимательской деятельности;
    • - доходы от ценных бумаг;
    • - арендная плата за переданное во временное пользование имущество;
    • - доходы от реализации имущества;
    • - выплаты из государственных денежных фондов;
    • - страховое возмещение;
    • - прочие доходы.
  • 2. В зависимости от равномерности поступления:
    • - регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);
    • - периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам, др.);
    • - случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества).
  • 3. В зависимости от надежности поступления:
    • - гарантированные (государственные пенсии, доходы по госзаймам);
    • - условно-гарантированные (оплата труда);
    • - негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).