Борисов Е.Ф. Экономическая теория


Е.Ф. БОРИСОВ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Учебное пособие

Курс лекций

Для студентов высших учебных заведений

2-е издание, переработанное и дополненное

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по экономическим специальностям.

Москва, 1999

Борисов Е. Ф.

Б 82 Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 384 с.

ISBN 5-85294-086-0

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, содержание ко­торого полностью соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по учебной дисциплине “Эконо­мика”.

Учебное пособие обстоятельно знакомит с историей экономических учений и дает полное представление об основных направлениях и школах эконо­мической теории, кроме того автор предлагает сравнительный анализ трудовой теории стоимости и теории предельной полезности, а также теории приба­вочной стоимости и теории трех факторов производства и их предельной производительности.

При подготовке второго издания существенно переработаны все темы и разделы лекций, привлечен свежий фактический и статистический материал. Значительное место в курсе отведено темам, посвященным отечественной экономике.

Рассмотрены новые проблемы: предпринимательство в информационном деле, мезоэкономика как сектор национального хозяйства, экономическая политика государства. Особое внимание уделено вопросам практической орга­низации экономических связей в современных условиях, подробно рассмот­рены принципы коммерческого расчета, механизмы получения прибыли, способы организации маркетинга, менеджмента и методы управления фирмой.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию.

^ ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

В основу настоящего лекционного курса положено изложение современной экономической теории, которая раскрывает ны­нешнее состояние и тенденции развития всех типов хозяйст­венных систем. Вторая половина XX столетия ознаменована боль­шими переменами во всей структуре экономических отношений внутри отдельных стран и в мировом масштабе. Развитие такого мощного фактора хозяйственного обновления, как научно-тех­ническая революция, обусловило переход к. информационному обществу и небывалый рост эффективности производства. Во всем мире быстро развиваются транснациональные и междуна­родные интеграционные связи. Экономические отношения при­нимают все более цивилизованный и социально ориентирован­ный характер. В странах Запада утвердились смешанная эконо­мика и новая система управления национальным хозяйством, при которой государство выполняет множество социально-эко­номических функций. Россия, бывшие социалистические страны вступили в переходный период, ведущий к новой структуре эко­номики.

В курсе лекций последовательно развит новый взгляд на предмет экономической теории, позволяющий обобщить все луч­шие достижения предшествующего и современного развития эко­номической мысли. Настоящая книга знакомит с историей эко­номических учений. В ней рассмотрены главные направления экономической теории с их достижениями и нерешенными про­блемами. В частности, дан сравнительный анализ важных кон­цепций - трудовой теории стоимости и теории предельной полезности, а также теории прибавочной стоимости и теории трех факторов производства и их предельной производительности.

В учебном пособии содержатся новые теоретические разра­ботки большого комплекса проблем, охватывающих все стороны экономической жизни. К ним, в частности, относятся разделы о трех стадиях развития производства и потребностей (доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной), типах соб­ственности в ее экономическом смысле, постсоциалистической экономике, процессе производства новой (добавленной) стои­мости, распределении доходов в либеральной рыночной и социально ориентированной экономике. Особое внимание уделено вопросам о современном рыночном хозяйстве - характеристике системы и типов рынков, определению рынка как социального института, правилам конкурентного поведения и поведения фирм-монополистов, анализу опыта государственного регулиро­вания деятельности монополий и конкуренции.

Значительное место в курсе лекций отведено современному состоянию российской экономики. Здесь раскрываются объек­тивная необходимость, содержание и ход экономических реформ, призванных преобразовать отношения собственности, сформи­ровать рыночное хозяйство, изменить структуру хозяйства и усо­вершенствовать управление всей экономикой. Освещаются также злободневные проблемы, касающиеся уровня и динамики зара­ботной платы, инфляции, безработицы, экономического кризиса, бюджета и других сторон социально-экономической жизни Рос­сии.

В книге большое место отведено практической организации экономических связей. Рассмотрены принципы коммерческого расчета; функции предпринимателей; механизмы получения при­были в промышленных и торговых фирмах, в банковском деле; формы организации заработной платы; менеджмент и методы управления фирмой; способы организации маркетинга; деятель­ность торговых и фондовых бирж. Все это настоятельно необ­ходимо для работы будущих специалистов в новых и доволь­но-таки сложных экономических условиях.

При подготовке второго издания книги существенно пере­работаны все темы и разделы лекций. В них привлечен свежий фактический и статистический материал. Широко использованы труды многих лауреатов Нобелевской премии по экономике.

Во втором издании рассмотрены такие новые теоретические и практические проблемы, как, например, предпринимательство в информационном деле, мезоэкономика как сектор националь­ного хозяйства, экономическая политика государства, воспро­изводственная структура макроэкономики.

Главное внимание уделено освещению новейших явлений: макроэкономической структуре собственности в конце XX в., новым процессам в развитии конкуренции и монополий на рубеже XX-XXI столетий, новым чертам экономического роста национальных экономик в 1990-х годах, глобализации мировой экономики в последнее десятилетие, финансово-бюджетному кризису в Российской Федерации и другим новейшим процессам.

^ РАЗДЕЛ I. ПРОПЕДЕВТИКА

Пропедевтика (от греч. propaideuo - обучаю предваритель­но) - введение в науку. В этом разделе состоится наше первое знакомство с экономикой и экономической теорией. Здесь же рассмотрим общие основы хозяйственной деятельности: собст­венность, типы организации производства, деньги, рыночную систему и экономическую роль государства.

^ ТЕМА 1 ЭКОНОМИКА: ЕЕ ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ И СТРУКТУРА

§ 1. ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА И ЭКОНОМИКА

Главная функция экономики

Экономика - область деятельности людей, в которой создаются нужные им блага. Под благом подразумевается все то, что удовлетворяет по­требности людей, отвечает их целям и устремлениям. Блага вообще подразделяются на два рода:

1) естественные - земля, леса, полезные ископаемые и все другое, созданное первозданной природой;

2) экономические - продукты, образно говоря, “второй при­роды”, творцом которой является человек.

Значит, главная функция (назначение) экономики заключается в создании продуктов, необходимых для жизнедеятельности об­щества. При этом изготавливаются два вида экономических благ:

А) предметы потребления и б) средства производства (условия созидательной деятельности).

О степени экономического развития страны в первую очередь судят по объему, разнообразию и качеству предметов потребления и по степени обеспеченности ими жителей. Иллюстрацией этого положения служат статистические данные, приведенные, напри­мер, в табл. 1.1.

^ Таблица 1.1

Выпуск ежедневных газет, а также число телевизоров и радиоприемных устройств

(разовый тираж), экз. на 1 тыс. человек

Телевизоры, шт.

на 1 тыс. человек.

Радиоприемные устройства, шт. на 1 тыс.человек

Бразилия

Германия

Примечание. Россия- 1996г., остальные страны - 1994г.

Из табл. 1.1 наглядно видно, что наиболее развитые про­мышленные страны очень заметно опережают задержавшиеся в своем прогрессе государства по степени развития ряда важных средств современной материальной культуры.

Чтобы выполнять главную функцию экономики, нужно со­здавать блага второго вида - средства производства (хлопок, нефть, металл, древесину, станки и т. п.). Без этих средств нельзя изготовить предметы потребления. Стало быть, для каждой стра­ны важен и другой показатель хозяйственного развития - объем выпуска разных средств производства на душу населения.

Теперь давайте посмотрим в статистическом сборнике данные о развитии какой-либо процветающей экономики за длительный период. Мы увидим последовательный ряд возрастающих по своей величине цифр. Может показаться, что национальное хо­зяйство поднимается вверх по прямой линии. Но если внима­тельно проследить действительное движение продукции в ее натуральном виде, то мы столкнемся с парадоксом, неожидан­ностью.

Дело в том, что экономике свойственны воспроизводственные процессы. Все создаваемые материальные блага рано или поздно исчезают при их использовании, потреблении. Из-за этого необходимо воспроизводить - непрерывно возобновлять процесс создания новых предметов потребления и средств производства взамен выбывающих.

В ходе воспроизводства экономических благ люди получают из окружающей природной среды вещества и энергоносители и, в конце концов, возвращают обратно ненужные отходы про­изводства и потребления. Это в какой-то мере напоминает кру­говорот веществ в природе. Однако в экономике происходит иное круговое движение.

^ Экономический кругооборот

Экономические блага совершают движение по такому кругу: производство- распределение-обмен - потребление. Эта последовательность на­глядно представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Движение продуктов труда

Началом здесь является непосредственное производство - со­зидание полезных продуктов. В это время работники приспо­сабливают вещество и силы природы к удовлетворению чело­веческих потребностей (скажем, из древесины изготавливают мебель).

Производство является основой для всей экономики. Если не создан продукт, то, естественно, нечего распределять, обме­нивать и потреблять.

Распределение - такой отрезок кругооборота, который на­чинается в производстве. Чтобы создавать все многообразие полезных вещей, требуется разместить работников и орудия труда по разным видам хозяйственной деятельности. Такое разделение труда со временем все более углубляется и расши­ряется.

Когда распределяется доход, полученный от хозяйственной деятельности, то определяется доля каждого человека в созданном богатстве. Она зависит от количества изготовленных благ.

Обмен прежде всего глубоко вторгается в производство. Ведь разделение труда вынуждает работников совершенствовать свои способности в разных направлениях. Из-за этого возникает необходимость обмениваться знаниями и деятельностью в целях получения общего хозяйственного результата. Такое сотрудни­чество можно наблюдать, положим, на автомобильном заводе, продукция которого - плод совместного труда конструкторов, инженеров, технологов, рабочих разных профессий и многих других людей, включая управленческий персонал. Доставшиеся от распределения блага зачастую не нужны людям для личного потребления. Но в то же время они нуждаются в совершенно других вещах. Тогда происходит обмен продуктами труда.

Потребление также непосредственно связано с производством. На предприятиях расходуются жизненные силы и способности работников. Используется также сырье, топливо, машины и дру­гие вещественные условия выпуска продукции, то есть совер­шается производительное потребление.

Вместе с тем потребление составляет особый - заключи­тельный этап движения продукта, когда он идет на удовлетво­рение личных нужд людей. В это время полезные вещи известным образом исчезают в процессе непроизводительного потребления, после чего их требуется заново создавать.

Эту непреложную истину особенно остро ощущает население стран с низким уровнем национального хозяйства. Здесь невоз­можно решительно поднять благосостояние народа. Убедитель­ной иллюстрацией служат данные о производстве валового внут­реннего продукта (сумму -стоимости товаров и услуг, созданных в стране) в расчете на душу населения. Если валовой внутренний продукт в расчете на душу населения, произведенный в США в 1993 г., принять за 100%, то этот показатель составил в Германии 76, Японии - 83,5, Канаде - 80, России - 20,4%, а в то же время в таких африканских странах, как Танзания, Мозамбик и Эфиопия, - около 2%.

Чтобы лучше разобраться во всех взаимосвязях этапов движения продукта труда, еще раз взглянем на рис. 1.1. Мож­но ли сказать, что движение изготавливаемого и потребляемого продукта идет по замкнутому кругу, словно топчется на месте?

Экономическая статистика говорит об обратном: в большин­стве стран и в мировой экономике в целом наблюдается тенденция к росту выпуска материальных благ. Например, в 1981-1990гг. производство увеличивалось в среднем за год в промышленно развитых странах на 2,9%, а в развивающихся государствах- на 2,4%. Рост производства здесь продолжился и в 90-х годах. Стало быть, в рассмотренной нами схеме кругооборота явно недостает очень важного звена. Оно не только соединяет по­требление с производством, но и как бы переводит последнее на более высокую орбиту. Что же это за звено? Речь сейчас пойдет о потребностях.

^ Роль потребностей

Потребность вообще - это особое психоло­гическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как “неудовлетворенность”, несоответствие меж­ду внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. По­этому потребность становится побудителем активности, направ­ленной на устранение возникшего несоответствия.

Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) различаются индивиду­альные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и эко­номические.

Рассмотрим подробнее последний вид потребностей.^ Эко­номические потребност^ ТЕМА 2 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Что изучает экономическая теория? Хотя это покажется очень странным, но на данный вроде бы элементарный вопрос о пред­мете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики, расколовшись на различные направления и школы, высказывают противоречащие друг другу взгляды на экономику. За это время несколько раз менялись, представления об источниках богатства общества, о роли госу­дарства в экономике и обновлялось даже название самой науки. Чтобы разобраться в таких разногласиях, нам потребуется кратко ознакомиться с историей экономических воззрений.

§ 1. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Лабиринт экономической мысли

При последовательном знакомстве с трудами видных экономистов прошлого и настоящего читатель может почувствовать, что он движется словно в каком-то запутанном лабиринте.

И это отнюдь не случайно. Во все времена люди сталкиваются с одними и теми же проблемами хозяйственной жизни. Уже однажды решенные вопросы вновь и вновь пересматриваются, и в научных спорах продолжается нескончаемый поиск истины.

Почему же разные школы ученых неодинаково объясняют одно и то же? Вот несколько причин такого расхождения во взглядах.

^ Первая причина. Экономика с течением времени существенно меняется. Видимо, прав был древнегреческий философ Гераклит, говоря, что “на вступающих в одну и ту же реку все новые и новые воды текут...”. Не стоит удивляться, что во всякую по­следующую эпоху ученые застают качественно иные хозяйственные отношения и, естественно, по-новому воспринимают их.

Симметрия первого рода образуется в природе. В ней части целого соразмерно, полностью соответствуют друг другу отно­сительно средней линии, центра. Так, в живой природе одно­именная часть тела или органов является как бы зеркальным отражением другой и повторяет ее (примерами могут служить бабочки, внешняя форма тела человека).

Симметрия второго рода часто встречается в хозяйственной жизни. Обычно экономическое отношение представляет собой единство двух субъектов:

А) продавец - товар - деньги - покупатель;

Б) кредитор - ссуда - ссуда вместе с процентом - долж­ник;

В) землевладелец - земля - плата за пользование землей - арендатор (временный пользователь земли) и т. п.

Однако каждая из взаимодействующих сторон отношения часто является противоположностью по сравнению с другой сто­роной.

Вряд ли нужно доказывать, что по хозяйственному положению и интересам в экономической симметрии находятся такие не­схожие между собой лица, как продавец и покупатель, банкир и должник, землевладелец и арендатор.

Не случайно в экономической теории возникают несиммет­ричные взгляды. Здесь несимметричная концепция (система взглядов), как правило, отражает лишь одну из противоположных частей двухстороннего отношения. В силу этого она не может полностью и правильно охарактеризовать в целом изучаемую экономическую систему.

^ Третья причина. На известный период главенствующее по­ложение в науке занимает какая-то несимметричная теория, пре­тендующая на полную истинность. Но из-за своей половинча­тости ее положение неустойчиво. Поэтому не случайно со вре­менем происходит переворот в устоявшихся воззрениях - своего рода революция, которая приводит к господству противополож­ной точке зрения. В истории экономических учений отмечают, например, коренной пересмотр существа стоимости товара (на смену трудовой теории стоимости пришла теория предельной полезности, о чем говорится в теме 4).

^ Четвертая причина. Представители несимметричных взглядов всегда ведут между собой непримиримую борьбу за преобла­дающее положение в науке. Однако взаимная критика приносит неожиданный для всех результат: выявляются не только сильные, но и слабые стороны противников. Так, появляется возможность преодолеть взаимную ограниченность взглядов и соединить про­тивоположности в свойственное им единство. В итоге рождается новая теоретическая платформа, на которой объединяются до­стижения каждого из воззрений. Таким способом в теории пре­одолевается несимметричность и утверждается полная истина об экономических системах, что придает обобщающему учению силу и устойчивый характер.

Например, во второй половине XIX в. начался ожесточенный спор между сторонниками трудовой теории стоимости и теории предельной полезности во вопросу: от чего зависит рыночная цена - от предложения товаров со стороны продавцов или же от спроса покупателей? Английский экономист Альфред Мар­шалл конкретно показал, что рыночная цена одновременно ис­пытывает воздействие и предложения и спроса. В связи с этим профессор Лондонского университета Маркс Блауг указал на значение преодоления несимметричности концепций предложе­ния и спроса: “Маршалл осуществил примирение между теорией предельной полезности и классической политической экономией, и демонстрация того, что новые идеи могут быть приспособлены к более широкому контексту, придала им привлекательность”1. Учение А. Маршалла о рыночной цене мы рассмотрим в теме 6.

1 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. М., 1994. С. 287.

Итак, теперь мы имеем ту путеводную нить, которая не даст нам заблудиться в истории экономической мысли.

Положение читателя будет облегчено еще и тем, что здесь будут кратко освещены два основных направления экономиче­ской мысли, сохранившие наибольшее значение до наших дней. Ими являются классическая политическая экономия и ново­классическая теория.

^ Классическая политическая экономия

История экономической мысли началась в весьма отдаленном прошлом - в. эпоху становления че­ловеческой цивилизации. Первоначально суждения видных мыслителей об экономике были отрывоч­ными и не охватывали всех основных сторон хозяйственной дей­ствительности. Примером может служить меркантилизм - учение о богатстве общества, которое непосредственно предшествовало классической политической экономии (XV-XVII вв.).

Меркантилизм (от итал. mercante- торговец) богатство об­щества усматривал в накоплении денег (монет из золота и се­ребра). По мнению меркантилистов, такое богатство возрастает только благодаря внешней торговле. Здесь прирост денег само­очевиден: товары в одной стране покупаются по более низким ценам, а в другой продаются по более высоким. Так, органи­зованная в Англии “Московская компания для торговли с Рос­сией” скупала одно мачтовое дерево за 25-30 коп., а продавала за 4-5 руб.

Задачу экономической теории меркантилисты видели в том, чтобы разрабатывать практические рекомендации для государственной политики. Они считали, что для создания благопри­ятных условий для внешней торговли государство должно вме­шиваться в экономику - покровительствовать отечественной промышленности и торговле. Французский меркантилист Антуан де Монкретьен в 1615г. дал название экономической теории, обосновывающей политику государства, - политическая экономия (греч. politike - искусство управлять государством), то есть наука об управлении государством экономикой.

Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, в промышленный капитал. Переход к индустриальной стадии производства со­провождался возникновением классической (лат. classicus - об­разцовый, первоклассный) политической экономии.

Классическая политическая экономия по-своему доказала на­учную несостоятельность меркантилизма. Богатство нации со­здается, считали классики, не в торговле (здесь денежная форма стоимости меняется на ее товарную форму), а в производстве. Производство же основывается на естественных законах, а по­этому не нуждается во вмешательстве государства.

Классическая политическая экономия теоретически изучает все сферы экономики - производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. От поверхностного опи­сания хозяйственных явлений (например, обмена товаров на деньги) она переходит к открытию их сущности и законов раз­вития экономики. Для этого углубленно исследуются экономи­ческие отношения между социальными группами, классами об­щества.

Своего расцвета классическая политэкономия достигла в Анг­лии в XVII-XVIII вв. Ее родоначальниками были Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823). Они основали трудовую теорию стоимости, показав, что всеобщей формой богатства является стоимость, воплощенная в товарах и деньгах. Саму стоимость создает труд работников, производящих товары (теория стоимости подробно изучается в теме 4).

Впервые идею о том, что труд является важнейшим источ­ником богатства, высказал У. Петти, которого назвали Колумбом политической экономии. Ему принадлежит знаменитое изрече­ние: “Природа - мать, а труд - отец богатства”. Наибольший вклад в классическое направление теории внес А. Смит, пре­вративший политическую экономию в научную систему, после чего она стала преподаваться в высших учебных заведениях. В главном труде - “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) - он обосновал “естественный порядок” в экономической жизни. Устоями этого порядка были признаны гос­подство частной собственности, свободная конкуренция и сво­бодная торговля, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

А. Смит и Д. Рикардо стремились применить трудовую теорию стоимости к исследованию внутреннего содержания и законов развития капиталистической экономики. Они считали, что фаб­ричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Эта стоимость лишь частично достается им (заработная плата), а остальную часть (прибавочную стоимость) присваивают пред­приниматели (теория прибавочной стоимости рассматривается в теме 8).

К теоретическому наследию английских классиков примыкает отличающееся существенными особенностями учение К. Маркса. Карл Маркс (1818-1883) в своем главном экономическом труде “Капитал”, которому он посвятил 40 лет и не успел завершить, во многом по-новому разработал классическую теорию стоимости и теорию прибавочной стоимости (см. темы 4 и 8).

Экономическое учение К. Маркса о капитале получило не­однозначную оценку. По словам американского экономиста Ва­силия Леонтьева, если некто захочет узнать, что в действитель­ности представляют собой прибыль, заработная плата, капита­листическое предприятие, он может получить в трех томах “Ка­питала” более реалистическую и качественную информацию из первоисточника, чем та, которую он мог бы найти, скажем, в дюжине учебников по современной экономике1.

М. Блауг в книге “Экономическая мысль в ретроспективе” констатировал: “Маркс подвергался переоценке, пересматривал­ся, опровергался, его хоронили тысячекратно, но он сопротив­ляется всякий раз, когда его пытаются отослать в интеллекту­альное прошлое. Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим”2.

1 См.: Леонтьев В. Экономические эссе: Теории, исследования, факты и политика / Пер. с англ. М., 1990. С. 111.

2 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. С. 207.

Такая оценка теоретических трудов К. Маркса, по-видимому, не случайна. Сам К. Маркс считал, что в капиталистических странах политическая экономия выражает интересы собствен­ников, и стремился поставить свой вариант классического на­правления на службу интересам рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений и выводов.

Учение К. Маркса позволило обнаружить неразрешимые про­тиворечия и определенную ограниченность всего классического направления политической экономии. Это направление, во-пер­вых, во многом отражает особую историческую специфику эко­номики Англии в XVII-XIX вв. (период господства единоличной формы капитала и свободной конкуренции). Оно обладает чер­тами несимметричной теории, односторонне отразившей про­тиворечивую действительность. Поэтому не случайно появилось совершенно новое, во многом противоположное воззрение.

^ Новоклассическое направление

В последней трети XIX в. в противовес школе английских классиков возникло новоклассиче­ское направление экономической теории. Оно обладало рядом отличительных черт. Прежде всего новокласси­ческое течение возникло в результате маржиналистской (фр. marginal - предельный) революции. Эта революция породила теорию предельной полезности и теорию предельной производи­тельности труда и капитала.

Классическая политическая экономия не создала целостного учения о рыночной системе ведения хозяйства. Этот пробел по-своему восполнила австрийская школа политической эконо­мии. Ее основали профессора Венского университета Карл Менгер (1840-1921), Ойген Бем-Баверк (1851-1914) и Фридрих фон Визер (1851-1926). Они выдвинули субъективно-психологи­ческую концепцию стоимости и цены товара, которую проти­вопоставили трудовой теории стоимости (об этом говорится в теме 4).

Маржиналистскую революцию продолжил основоположник американской политической экономии Джон Бейтс Кларк (1847-1938). Концепцию предельной полезности потребитель­ских благ он дополнил теорией предельной производительности труда и капитала. И прямо противопоставил свою теорию клас­сическому учению о прибавочной стоимости и эксплуатации рабочего класса при капитализме. Доходы рабочих и бизнес­менов, по мнению Дж. Б. Кларка, соответствуют реальному вкладу труда и капитала в конечный продукт производства, что ведет к гармонии классовых интересов капиталистов и ра­бочих (теория предельной производительности факторов полнее освещается в теме 8).

Введение в теорию предельных величин привело к возник­новению математической школы в экономике (английский ученый У. Джевонс, швейцарский экономист М. Э. Л. Вальрас, итальян­ский исследователь Б. Парето). Именно предельные величины позволили применять высшую математику, оперирующую с такими величинами. С помощью математических методов удалось открыть многие функциональные (количественные) математи­ческие зависимости в производстве, потреблении и рынке. Таким способом изыскиваются оптимальные (лат. optimus - наилучший) варианты использования производственных возможностей при ограниченных ресурсах.

Новоклассический переворот в экономической теории был произведен учеными из разных стран. Обобщить и системати­зировать полученные результаты взялся известный английский экономист профессор Альфред Маршалл. Его вклад в разработку новоклассического направления некоторые историки экономи­ческих учений назвали маршаллианской революцией.

Проведенное А. Маршаллом обновление экономической те­ории коснулось и ее названия. Он исходил из представлений новоклассиков о том, что предметом данной теории является “чистая экономика” - хозяйственная деятельность частных соб­ственников, независимая от общественной формы ее организа­ции. Соответственно была провозглашена “социальная нейт­ральность” экономической науки. Вполне логично А. Маршалл считал, что надо отказаться от традиционного названия теории “политическая экономия”, которое указывало на государственное управление национальным хозяйством. Свой главный труд он озаглавил “Принципы экономике” (англ. economics - экономи­ческая наука). Так, в 1890 г. появился первый “Экономикс”, который на протяжении многих лет стал основным учебником для студентов высших учебных заведений Англии и США.

Однако новоклассическое направление в ряде моментов ока­залось несимметричной теорией. Это неизбежно привело к новым потрясениям в науке.

В 30-х годах XX в. было решительно пересмотрено учение новоклассиков о “совершенной конкуренции”. Было признано, что такая конкуренция не существует (об этом подробнее гово­рится в теме 7).

Существенную роль в преодолении односторонности неко­торых воззрений новоклассиков сыграл институционализм (лат. institutio - указание, наставление). Институционализм - течение в экономической теории, которое возникло в США и других странах в конце XIX - начале XX в. Оно обусловлено переходом от господства частной капиталистической собственности и сво­бодной конкуренции к усиленному обобществлению хозяйства, его монополизации и огосударствлению. Сторонники этого те­чения под “институциями” понимали разнообразные социаль­но-экономические процессы, которые быстро развивались в кон­це XIX - начале XX в. Так, обновлялась и укрупнялась техническая база производства, совершался переход от индивидуалис­тической к коллективистской психологии, вводились “социаль­ный контроль над производством” и “регулирование экономики”. Эти процессы анализируются в темах 3 и 13.

Огромное воздействие на изменение исходных положений новоклассицизма оказала кейнсианская революция, названная по имени выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946); В своем главном произведении - книге “Общая теория занятости, процента и денег” (1936) Дж. М. Кейнс изложил совершенно новые принципы регулиро­вания национального хозяйства. В противовес прочно утвер­дившемуся положению о невмешательстве государства в эконо­мику он обосновал новое учение об экономической роли госу­дарства в современной экономике (это учение освещается в теме 6). Таким образом, экскурс в историю экономических учений показал, насколько сложным и противоречивым оказался путь к познанию существа экономики. Теперь пора определить пред­мет экономической теории.

§ 2. ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Предмет экономической теории

Из первой темы нам известно, что экономика состоит из множества разнообразных сторон. Сюда входят, скажем, техника произ­водства, технология изготовления благ, социальные, политиче­ские (связанные с деятельностью государства), правовые и экономические отношения. Спрашивается: что же в таком случае является собственным предметом экономической теории (под­лежит ее изучению)?

Чтоб ответить на этот вопрос, из названного перечня эле­ментов хозяйственной деятельности мы должны исключить то, что, по общему признанию, является делом иных наук. Раз­умеется, техника и технология остаются за пределами эконо­мической теории. А социальные, политические и правовые от­ношения изучают соответственно социология, политология и юриспруденция.

Стало быть, предметом экономической теории являются эко­номические отношения между людьми.

Проведенная нами разграничительная линия между эконо­мической теорией и другими научными дисциплинами не пред­ставляет собой какую-то непреодолимую, образно говоря, же­лезобетонную стену. Во второй половине XX в. в науке возникла тенденция к сближению и взаимопроникновению разных направлений исследований, ускорился рост числа открытий и изо­бретений на стыке разных наук.

Так называемые “точки роста” возникли и на границах эко­номической и гуманитарных наук. Эти новые направления об­разно назвали экономическим империализмом. Так обозначили вторжение экономистов на “территорию” истории, политологии, социологии, психологии, правоведения и других смежных наук.

Новаторами выступили видные экономисты нашего време­ни - лауреаты Нобелевской премии по экономике. Попутно за­метим, что начиная с 1969г. Шведская академия наук ежегодно присуждает премии памяти Альфреда Нобиля (шведского химика, промышленника и экономиста) за лучшие научно-практические разработки. Сейчас насчитывается свыше 40 лауреатов этой премии.

Первопроходцами, преодолевшими барьеры между разными науками, стали Джеймс Мид (исследовал взаимодействие между экономикой и политикой), Герберт Саймон (рассмотрел связь экономики и психологии), Гэрри Беккер (один из основателей экономики образования, экономики медицинского обслуживания, экономики преступления и наказания), Рональд Коуз (изучил взаимопроникновение правовой и экономической наук), Дуглас Норт (проанализировал проблемы на грани истории и экономики)1.

1 См.: Хрестоматия по экономической теории. М., 1997. С. 418-499.

В результате стали налаживаться прочные взаимосвязи между родственными науками, а экономическая теория стала шире применяться при исследовании всех общественных отношений. Одновременно это помогло преодолевать пропасть, которая сло­жилась между политической экономией и новоклассицизмом (экономике) в трактовке предмета экономической теории.

^ Политическая экономия и экономикс

Политическая экономия исторически сложилась как наука, в центре внимания которой находится изучение социально-экономиче­ских отношений между классами и социальными группами. Та

В учебнике рассматриваются все основные хозяйственные формы экономики, освещаются главные черты и особенности различных секторов национального хозяйства, анализируются особенности инноваций экономического роста в XXI в., их связи с новейшим этапом НТР. Большое внимание уделяется отражению актуальных проблем совершенствования российской экономики на современном этапе. В книге использованы различные методы инновационного образования. В том числе в каждой главе даются интеллектуальные задачи. Теоретическое рассмотрение происходящих перемен органично дополнено практикумом по экономике. Благодаря большому преподавательскому опыту автора сложный теоретический материал изложен в доступной и интересной форме.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Содержание учебника соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования но учебной дисциплине «Экономика». Книга обстоятельно знакомит с историей экономических учений и дает полное представление об основных направлениях и школах экономической теории. Рассмотрены экономические проблемы XXI века: новая экономика, предпринимательство в информационном деле, мезоэкономика как сектор национального хозяйства, экономическая политика государства. Особое внимание уделено вопросам практической организации экономических связей, механизмам получения прибыли в современных условиях, способам организации маркетинга, менеджмента и методам управления фирмой. Значительное место в учебнике отведено темам, посвященным отечественной экономике. Для студентов высших учебных заведений.

    Настоящий учебник последовательно продолжает и значительно дополняет важнейшие положения современного экономического мышления, которые были отражены в предыдущем варианте книги. Здесь речь идет о концепциях, дающих углубленное понимание современной хозяйственной действительности и перспектив развития экономики в XXI столетии. Так, концепция трех стадий развития производства отражает современный взгляд на историю развития мировой экономики, новизной отличаются представления о нынешней структуре отношений собственности в промышленно развитых странах, изменении экономической роли конкуренции и монополий в условиях научно-технической революции, распределении доходов в свободной рыночной и социально ориентированной экономике и др.
    В книгу внесены значительные изменения, которые устраняют существенные пробелы в экономической теории, полнее отражают ускорившееся развитие мирового хозяйства на рубеже XX-XXI вв. В обновленном учебнике также усовершенствована логическая структура излагаемой учебной дисциплины, восполнены отсутствовавшие ранее звенья научной системы. Прежде всего показано, что термин «экономика» обозначает два понятия:
    а) хозяйственную деятельность людей,
    б) экономическую теорию, которая научно освещает такую деятельность.
    Тем самым предотвращается отождествление этих понятий, что позволяет лучше проследить те изменения и в реальной хозяйственной действительности, и в теории, которые произошли во второй половине XX в. В учебнике более полно рассмотрена вся система экономических отношений, включены новые главы, посвященные анализу кооперации и разделения труда, а также общей характеристике управления экономикой.
    Настоящее издание знакомит читателя с новыми разработками многих теоретических и практических проблем. В частности, впервые показано действие таких законов рынка, как закон цены по массовому предложению и закон цены по массовому спросу. Знание этих законов позволяет понять воздействие национальной конкуренции на рыночную цену, ценовую политику монополий и монопсоний, процесс изменения цены на землю.
    Совершенно новым является параграф «Воспроизводство народонаселения: современные тенденции». В нем характеризуется противоречивое движение народонаселения в органической связи с динамикой воспроизводства материальных благ во второй половине XX в.
    В книге значительное внимание уделено новейшим тенденциям и противоречиям глобализации мирового хозяйства. Во многих главах показана усиливающаяся взаимосвязь национальных экономик с мировыми хозяйственными процессами. В книге углублен анализ конкретных форм хозяйствования на всех уровнях национального хозяйства - микро-, мезо- и макро- экономики, показаны свойственные им особенности видов собственности, кооперации и разделения труда, организации хозяйства и управления экономикой.
    В учебнике получили отражение социально-экономические и организационно-экономические процессы, которые определяют облик реальной экономики на рубеже XX-XXI вв., в том числе преобразование экономики России в 1990-х гг. Для освещения этой темы привлечен свежий фактический и статистический материал.
    Учебник освобожден от устаревших положений и концепций, которые перестали соответствовать современному периоду исторического развития. Читателю предоставляется возможность уточнить свои взгляды по ряду спорных вопросов: можно ли количественно измерить потребности людей, как увеличить выпуск продукции без расширения использования ограниченных ресурсов, существовал ли когда-либо «чистый капитализм», необходимы и эффективны ли крупные предприятия и др. При подготовке учебника учтены положения нового Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, введенного в действие в 2000 г.

    ТЕМА З. СОБСТВЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

    ТЕМА 4. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ

    ТЕМА 5. ДЕНЬГИ И СОВРЕМЕННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА

    ТЕМА 6. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА И ЗАКОНЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

    ТЕМА 7. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

    РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА

    ТЕМА 8. БИЗНЕС: СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НОВОЙ СТОИМОСТИ

    ТЕМА 9. ВОСПРОИЗВОДСТВО КАПИТАЛА ФИРМЫ

    СИСТЕМА ДОХОДОВ

    ТЕМА 10. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

    ТЕМА 11. ПРИБЫЛЬ

    ТЕМА 12. ДОХОДЫ ОТ СОБСТВЕННОСТИ

    Раздел III. МАКРОЭКОНОМИКА

    ТЕМА 13. МАКРОЭКОНОМИКА:
    ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА

    ТЕМА 14. НЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ПРОТИВОРЕЧИЯ

    ТЕМА 15. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ:
    БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

    ТЕМА 16. РЕГУЛЯТОРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

    ТЕМА 17. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

    РАЗДЕЛ IV. ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

    ТЕМА 18. СОВРЕМЕННОЕ ВСЕМИРНОЕ ХОЗЯЙСТВО


    Введение

    В предлагаемом курсе лекций излагается современная экономическая теория, которая раскрывает состояние и тенденции развития всех типов хозяйственных систем. Вторая половина XX столетия отмечена грандиозными переменами во всей системе экономических отношений внутри отдельных стран и в мировом масштабе. Развитие такого мощного фактора хозяйственного обновления, как научно-техническая революция, обусловило переход к информационному обществу и небывалый рост эффективности производства. Во всем мире быстро развиваются транснациональные и международные интеграционные связи. Экономические отношения принимают все более цивилизованный и социально ориентированный характер. В странах Запада утвердилась смешанная экономика и новая система управления национальным хозяйством, при которой государство выполняет множество социально-экономических функций. Россия, бывшие социалистические страны вступили в переходный период, ведущий к новой структуре экономики.
    Учебное пособие соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, который утвержден 12 августа 1994 г. постановлением Правительства Российской Федерации. Этот стандарт включает государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра (второго уровня высшего профессионального образования). Такие требования впервые определены по учебной дисциплине "Экономика", которая изучается студентами всех вузов.
    Курс лекций освобожден от односторонности и грубых ошибок в трактовке проблем экономической теории, которые были присущи советской политической экономии и сейчас свойственны некоторым западным течениям экономической мысли. В нем последовательно развит новый взгляд на предмет экономической теории, позволяющий обобщить все достижения предшествующего и современного развития экономической мысли. Настоящая книга обстоятельно знакомит с историей экономических
    учений. На основе непредвзятого, объективного подхода в ней рассмотрены главные направления и школы экономической теории с их достижениями и нерешенными проблемами. В частности, дан сравнительный анализ важных концепций - трудовой теории стоимости и теории предельной полезности, а также теории прибавочной стоимости и теории трех факторов производства и их предельной производительности.
    В учебном пособии содержатся совершенно новые теоретические разработки большого комплекса проблем, охватывающих все стороны экономической жизни. К ним, в частности, относятся разделы о трех стадиях развития производства и потребностей (доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной), типах собственности в ее экономической смысле, посткапиталистической и постсоциалистической экономике, процессе производства новой (добавленной) стоимости, распределении доходов в либеральной рыночной и социально ориентированной экономике. Особое внимание уделено вопросам о современном рыночном хозяйстве - характеристике системы и типов современных рынков, определению рынка как социального института, правилам конкурентного поведения на рынке и правилам поведения фирм-монополистов, анализу опыта государственного регулирования деятельности монополий и конкуренции, состоянию рынка труда на Западе и в России.
    Значительное место в курсе лекций отведено современному состоянию российской экономики. Здесь раскрываются объективная необходимость, содержание и ход экономических реформ, направленных на преобразование отношений собственности, формирование рыночного хозяйства, коренного изменения структуры народного хозяйства и совершенствования управления всей экономикой. Освещаются также злободневные проблемы, касающиеся уровня и динамики заработной платы, инфляции, безработицы, экономического кризиса, бюджета и других сторон социально-экономической жизни России.
    В книге большое место отведено практической организации экономических связей. Автором рассмотрены принципы коммерческого расчета; функции предпринимателей; механизм получения прибыли в промышленных и торговых фирмах, в банковском деле; формы организации заработной платы, менеджмент и методы управления фирмой; способы организации маркетинга;

    Деятельность торговых и фондовых бирж. Все это настоятельно необходимо для работы будущих специалистов в новых и довольно-таки сложных экономических условиях.

    Учебник написан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки специалистов со средним профессиональным образованием (базовый уровень). Такие требования определены Государственным образовательным стандартом и новой программой курса «Основы экономики», которые утверждены Министерством образования Российской Федерации в 2002 г.

    В книге получили отражение социально-экономические процессы, которые характеризуют новый уровень развития экономики в России и других странах мира в конце XX – начале XXI столетия.

    В XX в. произошли глубокие изменения в мировой экономике. Экономический рост ускорился настолько, что за 1900–2000 гг. суммарный выпуск продукции во всем мире превысил объем производства за весь предшествующий период истории человечества. Главным двигателем мирового хозяйства стал научно-технический прогресс. В большинстве стран мира изменилось социально-экономическое устройство. Усилилась роль государства в индустриально развитых и развивающихся странах. Вместе с тем расширилось мировое рыночное пространство. Много места стали занимать проблемы глобализации мирового хозяйства.

    Учебник состоит из 15 глав, в которых последовательно рассматриваются современные экономические процессы:

    Изменение структуры отношений собственности на рубеже XX–XXI столетий;

    Развитие кооперации и разделения труда, а также связанное с этим формирование современного профиля подготовки специалистов;

    Возникновение новых взаимоотношений участников рынка в XX–XXI вв.;

    Образование и распределение новой стоимости;

    Появление в XXI столетии новых видов денег;

    Применение информационных технологий в бизнесе;

    Современные тенденции воспроизводства населения в разных странах;

    Глобализация мирового хозяйства.

    Особое внимание уделено анализу современного состояния и перспективам развития российской экономики. В специальных разделах речь идет о коренных преобразованиях собственности; о переходе от государственного монополизма к современному конкурентному рынку; об особенностях кризиса экономики России в 1990-х гг. и путях выхода из него; переустройстве системы управления экономикой.

    Отличительной чертой учебника является развитие у студентов экономического мышления. Это означает освоение положений экономической теории на основе изучения типичных фактов, статистических данных и хозяйственного опыта. Учебный материал излагается логически последовательно – от одной познавательной задачи к другой. Прививается умение обобщать материал и делать надлежащие выводы. В конце каждой главы даются тесты, задачи и вопросы на сообразительность. Все это помогает студентам творчески осваивать экономическую науку в единстве с современной хозяйственной практикой.

    Книга снабжена словарем основных экономических понятий и иностранных слов.

    I Экономика и ее роль в жизни общества

    НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ

    Слово «экономика» впервые стали употреблять в Древней Греции в IV в. до н. э. Тогда оно обозначало учение о домашнем хозяйстве. Таким хозяйством было поместье рабовладельца, где подневольные люди создавали для своих господ необходимые им блага.

    За прошедшие с того времени 24 столетия экономическое пространство качественно изменилось и настолько расширилось, что стало охватывать каждую страну.

    Сейчас экономикой мы называем прежде всего хозяйственную деятельность семьи, предприятий, населения страны и всего мира.

    В то же время слово «экономика» обозначает науку, которая изучает такую деятельность.

    Учебный курс «Основы экономики» излагает экономическую теорию в единстве и соответствии с практической хозяйственной деятельностью.

    § 1 Главная роль хозяйственной деятельности

    Почему люди ведут хозяйство

    Изучать экономику мы начнем с вопроса: всегда ли человек вел хозяйство? Если не всегда, то когда и как оно возникло?

    Историческая наука установила, что весьма отдаленные предки людей не вели никакого хозяйства. Для того чтобы прокормить себя, они занимались собирательством, охотой и рыболовством. Но такой способ существования не давал нужного количества жизненных средств, обрекая первобытного человека на голод и низкую продолжительность жизни (до 40 лет).

    Выход из этого тупикового положения был найден 10 тысяч лет назад. Если животные довольствуются тем, что находят в природе, то люди научились сами производить все нужные им полезные вещи. Занимаясь хозяйственной деятельностью, они создали высокую материальную и духовную культуру.

    100 веков назад люди начали вести хозяйство, чтобы обеспечить себя необходимыми жизненными благами.

    Чтобы лучше понять, что такое экономика, важно уяснить: почему человек занимается хозяйственной деятельностью?

    В чем человек экономически заинтересован

    Экономика вызывает неподдельный интерес у людей. От нее каждый ждет решения задач, от которых зависит его жизнь и благополучие.

    Главное назначение экономики – обеспечение жизнедеятельности и повышение благосостояния людей.

    Несомненно, что такая цель экономического развития затрагивает жизненные интересы всех студентов. Вряд ли кого из молодых людей оставят равнодушными такие, например, вопросы: будет ли заканчивающий среднее специальное учебное заведение иметь достаточные материальные условия для продолжения учебы в высшем учебном заведении? Куда пойти работать после окончания колледжа, техникума? Какую заработную плату он будет получать?

    В условиях рынка у людей возникает масса вопросов: изменятся ли государственные денежные выплаты студентам, пенсионерам и малообеспеченным людям? Почему растут цены на продовольствие и другие товары и будут ли возмещаться потери населения от повышения цен? Если человек окажется безработным, то кто ему поможет?

    Изучение экономики дает ответы и на важнейшие вопросы, встающие перед обществом в целом: как можно успешно развивать

    В Книге рекордов Гиннеса сообщается, что в 1971 г. на острове Миндао (Филиппины) было «открыто» племя пещерных людей. Они не занимались сельским хозяйством, не имели домашних животных, не пользовались колесом и гончарным кругом.

    отечественное производство товаров для народа? Что нужно сделать, чтобы обезопасить людей от загрязнения воздуха, воды, земли? Является ли острой в нашей стране проблема роста населения?

    Экономический интерес – жизненно важная причина, которая побуждает людей заниматься хозяйственной деятельностью и получать средства для всестороннего развития.

    Многие люди интересуются международными хозяйственными связями, в частности такими вопросами: каковы уровень и качество жизни в различных странах и чем такое различие объясняется? Какая организация хозяйства предпочтительнее и лучше служит человеку? Как развиваются валютные отношения между странами? Для чего объединяются экономически западноевропейские и другие страны?

    Даже этот неполный перечень волнующих людей вопросов позволяет придти к следующему выводу. Каждому человеку важно хорошо осознать свои экономические интересы, ясно видеть пути и средства их осуществления. В этом читателю поможет настоящий учебник. Начнем с того, что ближе познакомимся с результатами хозяйственной деятельности.

    Какие виды продуктов создает экономика

    Материальное богатство общества состоит из:

    естественных благ, создаваемых природой (лес, полезные ископаемые, дикорастущие ягоды, грибы и др.);

    экономических благ, творцом которых является человек.