Уведомление налоговой о контролируемых сделках. Контролируемая сделка - это что и кто ее сдает? Когда может быть принято решение о проведении проверки
2017 год – это пятый год, когда предприниматели доказывают, что цены были рыночными в сделках, заключенных со своими дочерними предприятиями.
Контролируемые сделки – это операции, которые совершаются между зависимыми друг от друга лицами, например участниками одного холдинга при наличии любого критерия, изложенного в ст.105.14 НК РФ. Законом предусмотрено вести учет и контроль таких сделок и представлять информацию в налоговый орган по месту учета. Несоблюдение требований законодательства влечет наложение штрафных санкций. Контролируются данные сделки с целью недопущения занижения цен, налогооблагаемой базы, и соответственно налогов.
Критерии контролируемых сделок
Типы сделок и суммы доходов по сделкам, совершенным с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за соответствующий календарный год, при превышении которых указанные сделки признаются контролируемыми, перечислены в статье 105.14 НК РФ. Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год.
Итак, сделки между российскими взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- Сумма сделок между лицами за календарный год больше 1 млрд. руб.;
- Одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ и предметом сделки является добытое полезное ископаемое;
- Хотя бы одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД, а вторая не применяет;
- Хотя бы одна из сторон сделки применяет ставку 0% по налогу на прибыль, а другая не освобождена от уплаты данного налога в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ;
- Хотя бы одна из сторон сделки является участником льготного налогообложения по налогу на прибыль, а вторая нет
- Если одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Кодекса, а вторая сторона не является таковым налогоплательщиком
или является, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке в соответствии с указанной статьей. - хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим пониженную ставку налога на прибыль в бюджет субъекта, или ставку 0 % в федеральный бюджет.
Наиболее привлекательны для налоговых органов являются сделки, которые имеют много посредников, а также сделки с нерезидентами РФ. Попасть под пристальное внимание налоговой службы могут как российские, так и иностранные компании.
К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:
- Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) между значительным количеством посредников, не являющихся взаимозависимыми, но не выполняющие при этом никакие дополнительные функции, не несущие риски в своей деятельности, не применяющие никакие активы, одним словом формальные посредники.
- Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
- Сделки, одной из сторон которых является лицо, которое является резидентом государства, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемых МинФином РФ в соответствии с пп.1 п.3 ст.284 НК РФ.
Сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним сделки, не признаваемые контролируемыми
Все исключения неконтролируемых сделок между взаимозависимыми лицами указаны в п.4 ст.105.14 НК РФ.
Вот эти случаи:
- Если сделка осуществляется между участниками одной и той же консолидируемой группы налогоплательщиков, за исключением сделок по НДПИ;
- Сторонами которых являются лица, удовлетворяющие -одновременно следующим требованиям:
— данные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
— данные лица, не имеют ОП на территории других субъектов РФ, и за пределами России;
— данные лица не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
— данные лица не имеют никаких убытков принимаемых при исчислении налога на прибыль;
— отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых данными лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2-7 п.2 статьи 105.14 НК РФ; - Сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;
- Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
- В области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
Внутрироссийские сделки с взаимозависимыми лицами
Данные сделки между взаимозависимыми лицами описаны в п.2 ст.105.14 НК РФ. Для них предусмотрены пороговые значения сумм доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами), при превышении которых за соответствующий календарный год сделки между этими лицами признаются контролируемыми.
Более 1 млрд. руб.
Сумма доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год.
Более 100 млн. руб.
Сумма доходов по сделкам, одной из сторон которых является лицо, применяющее один из специальных налоговых режимов в виде ЕСХН или ЕНВД.
Более 60 млн. руб.
Сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами, перечисленным в пп.2,4,5, п.2 ст. 105.14 НК РФ (с плательщиками НДПИ; с организациями, освобожденными от уплаты налога на прибыль или применяющими нулевую ставку по этому налогу; с резидентами особых экономических зон
Внешнеэкономические сделки
Контролируемыми признаются внешнеэкономические сделки между взаимозависимыми лицами независимо от суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год. Внешнеэкономические сделки – это сделки, где одной из сторон является иностранная организация.
Под налоговый контроль подпадают также внешнеэкономические сделки, указанные в пп.2,3 п.1 ст.105.14 НК РФ. Это сделки с конкретной номенклатурой товаров: с нефтью и продуктами ее переработки, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгметаллами и драгоценными камнями. А также сделки с офшорными компаниями.
Уведомление о контролируемых сделках
Если налогоплательщик подпадает под критерии совершения контролируемых сделок, то ему нужно об этом сообщить в налоговый орган. Для этого подается Уведомление о контролируемых сделках, совершенных например в 2016 году в срок до 20 мая 2017 года. Уведомление можно подать либо на бумажном носителе, либо в электронном виде в налоговый орган по месту учета. Форма Уведомления утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.
Если налоговый орган установит факт недостоверных сведений в Уведомлении, то неминуемо привлечение к административ-ной ответственности.
За непредставление Уведомления или за недостоверные сведения в нем, налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в соответствии со ст.129.4 НК РФ в размере 5000 руб.
Уведомление состоит из титульного листа и 4- разделов:
- раздела 1А;
- раздела 1Б;
- раздела 2;
- раздела 3.
Если уведомление подается в отношении сделок с юрлицами, то заполняется раздел 2, в отношении сделок с физлицами, ИП, нотариусами и т.п. – раздел 3.
Приказом ФНС РФ от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@, утвержден порядок заполнения формы Уведомления о контролируемых сделках. Для качественного заполнения Уведомления можно воспользоваться услугами специалистов в этой области.
Изменения по контролируемым сделкам в 2017 году
С 1 января 2017 года увеличен перечень сделок, которые не признаются контролируемыми. Данное изменение введено ФЗ от 30.11.2016 №401-ФЗ.
Теперь не будут признаваться контролируемыми сделки:
- По предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
- По предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.
Это, значит, что участники данных сделок с 1 января 2017 года не должны уведомлять об их совершении налоговые органы и ФНС России не сможет контролировать цены, примененные в указанных сделках, для целей налогообложения.
Коды контролируемых сделок
В разделе 1А Уведомления указываются сведения по каждой контролируемой сделке в отчетный период или по совокупности однотипных сделок, кроме того указывается информация о финансовых условиях данных сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупности однотипных сделок). При заполнении Уведомления применяются различные коды, которые приведены в приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524 @.
Так в пунктах 121 – 124 и в пунктах 131 – 135 в каждом поле Уведомления указывается соответствующая цифра по коду основания отнесения сделки к контролируемой согласно статье 10514 НК РФ в соответствии с приложением № 1
Код основания отнесения сделки к контролируемой
Код | Наименование |
121 | Сделка между взаимозависимыми лицами |
122 | Сделка в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подпункт 2 пункта 1 статьи 105 14 НК РФ) |
123 | Совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (работ, услуг), совершаемых с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных этим подпунктом) (подпункт 1 пункта 1 статьи 105 14НК РФ) |
124 | Сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд. рублей (подпункт 1 пункта 2 статьи 10514 НК РФ) |
131 | Сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд. рублей (подпункт 1 пункта 2 статьи 105 14НК РФ Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения») |
132 | Хотя бы одна из сторон сделки между взаимозависимыми лицами является налогоплательщиком налога НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах (подпункт 2 пункта 2 статьи 105 14НК РФ) |
Как и когда проводится налоговая проверка контролируемых сделок
В соответствии со ст. 105.17 НК РФ правильность применения цен для целей налогообложения контролируют сотрудники ФНС в ходе так называемых специальных проверок.
Специальные проверки могут проводиться на основании:
- уведомлений о контролируемых сделках, направленные организациями и ФЛ в налоговые инспекции;
- извещений налоговых инспекций, проводящих выездные и камеральные проверки, налоговый мониторинг;
- при выявлении контролируемых сделок в ходе проводимых ФНС РФ повторных выездных налоговых проверок.
Если организация совершает контролируемые сделки, то у нее может быть проведена специальная проверка представителями ФНС РФ.
Если по результатам проверки были выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной цены, которые привели к занижению суммы налога, в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке должностные лица, проводившие проверку, должны составить Акт проверки, подписать налогоплательщиком и вручить. Далее порядок реализации материалов проверки тот же, что и при проведении выездных налоговых проверок. Возражение налогоплательщика, рассмотрение материалов, принятие решения по результатам проверки.
Пять этапов признания сделки контролируемой в 2018 году
Для того чтобы определить считаются ли совершенные сделки за год контролируемыми и нужно ли подавать уведомление о контролируемых сделках для налогового контроля можно выделить пять этапов:
- Найти контрагентов, сумма сделок с которыми превысила минимального лимита по доходам за 2017 год
В РФ по отношению к общему объему доходов за 2017 год сделка признается контролируемой в следующих вариантах:
- больше 60 млн. рублей, если одна из сторон плательщик УСН;
- больше 100 млн. рублей, если одна из сторон плательщик ЕСХН или ЕНВД;
- превышение 1 млрд. рублей в остальных неуказанных случаях.
- внешнеэкономические сделки приравниваются к контролируемым независимо от общего дохода и применяемой системы налогообложения.
Внешнеэкономические сделки приравниваются к контролируемым независимо от дохода и применяемой системы налогообложения.
Но, например, заключив договор аренды с нерезидентом, нужно ли подавать в налоговую инспекцию уведомление о контролируемых сделках? Должен ли импортер подавать уведомление о контролируемых сделках? Несмотря на размер доходов и на то, что сделки считаются внешнеэкономическим, в первую очередь партнеры должны быть взаимозависимыми.
- Исключить из выбранных контрагентов тех, кто не могут быть признаны взаимозависимыми
Законодательством определен круглиц, кто должен подавать уведомление о контролируемых сделках. В статье 105.1 НК РФ перечислены взаимозависимые лица в сделке:
- Учредитель с долей больше 25% и дочерняя компания.
- Две организации с общим учредителем с долями больше 25 %.
- Организация и физическое лицо с долей больше 50%.
- Организация и физическое лицо, совместно с родственниками наделенное правом выбирать от 50% совета директоров.
- Две организации, где советы директоров составляют близких родственников более чем на 50%.
- Организация и ее руководитель.
- Две организации с общим руководителем.
- Руководитель и работник организации.
- Близкие члены семьи.
- Убедитесь в условиях налогообложения контрагента
Определив круг взаимозависимых лиц по сделке, следует проверить особенности налогового учета контрагента:
- неуплата налога на прибыль (например, из-за нахождения на УСН);
- оплата налога на прибыль по льготным тарифам;
- применение пониженной ставки по налогу на прибыль, определяемой регионом.
Если ваша организация выполняет хотя бы одно из требований, то до 20 мая надо подать уведомление о контролируемых сделках при превышении общего дохода 60 млн. рублей. Если же организацией перечисляется налог на прибыль по общей ставке, то проверяются партнеры. Для этого контрагенту направляется письменный запрос о том должен ли он подавать уведомление о контролируемых сделках в налоговую. Для избегания споров лучше сделать копию запроса, которая будет подтверждением неуплаты.
- Добавить к списку контрагентов по сделкам без лимитов
К операциям, по которым не применяется минимальный лимит контролируемых сделок в 2018 году – 60 млн. рублей, относятся внешняя торговля нефтью, черными и цветными металлами, драгоценными металлами и камнями, минеральными удобрениями.
- Предоставить уведомление о контролируемых сделках
Составив точный список контрагентов, следует проверить и убедиться в признании сделок с ними контролируемыми. После чего предоставить документацию по контролируемым сделкам по образцу, установленному ФНС, до 20 мая 2018 года.
В возможных ситуациях, не нужно подавать уведомление о контролируемых сделках если их не было в 2017 году. Или если не было перечислений по контролируемой сделке можно не подавать уведомление, например, когда сделка на этапе заключения договора. А в случаях, когда в 2017 году не было сделок с указанными условиями, но были в предыдущих годах, организации не обязаны подавать уведомление о контролируемых сделках в 2018 году.
Штраф за неподачу уведомления о контролируемых сделках либо за указание неверной информации составляет 5000 рублей.
Контролируемые сделки 2019 - критерии - таблица с ними, приведенная в нашей статье, разработана с учетом последних изменений Налогового кодекса РФ. Подробнее о том, какие сделки можно отнести к контролируемым, а также что изменилось в отношении контролируемых сделок в 2019 году, рассказывается в данной статье.
Контролируемые сделки (критерии 2019): понятие
Под контролируемыми понимаются гражданско-правовые сделки, совершаемые гражданами или юридическими лицами, которые в силу соответствия установленным в законе условиям подлежат проверке налоговыми органами.
К контролируемым сделкам относятся:
- сделки между взаимозависимыми лицами;
- иные сделки, приравненные к сделкам взаимозависимых лиц;
- сделки, которые приобрели статус контролируемых посредством вынесения судебного решения РФ в результате их оспаривания ФНС РФ.
Основным документом, которым следует руководствоваться при определении критериев признания сделки контролируемой, порядка отчета по такой сделке, ответственности за его неисполнение, а также методов и способов осуществления налогового контроля, является Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).
Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с совершением контролируемых сделок и уведомлением об их совершении, содержатся также в документах Федеральной налоговой службы (приказ от 07.09.2018 № ММВ-7-13/249@, письмо от 13.04.2017 № ЕД-4-13/6968@), а также актах Министерства финансов РФ (например, письмо от 15.06.2017 № 03-12-11/1/37167 и др.).
Контролируемые сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами
Закон относит к взаимозависимым лицам граждан и (или) организации, чьи экономические связи имеют прямое воздействие на условия или финансовые итоги их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Подробно о признаках взаимозависимости рассказываетст. 105.1 НК РФ).
В качестве иных сделок, приравниваемых к сделкам между взаимозависимыми лицами, признаются:
- Несколько сделок по сбыту (перепродаже) товаров (проведению работ, предоставлению услуг), заключаемых с участием или при посредничестве лиц, не связанных друг с другом. При этом в сделке допускается наличие третьих лиц, не являющихся взаимозависимыми, которые:
- не осуществляют по этим сделкам никаких вспомогательных функций, кроме сбыта (перепродажи) товаров (проведения работ, предоставления услуг) одним лицом иному взаимозависимому с ним лицу;
- не берут на себя риск и не расходуют свои активы для осуществления сбыта (перепродажи) товаров (работ, услуг) одним лицом иному взаимозависимому с ним лицу.
Указанные выше сделки признаются контролируемыми только при сумме годового дохода по сделкам свыше 60 млн. рублей. Причем для внешнеторговых договоров на товары международной биржевой торговли и договоров с резидентами офшорных зон сумма в 60 млн. руб. рассчитывается по сделкам с одним (каждым отдельно) контрагентом (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).
Критерии признания сделок взаимозависимых лиц контролируемыми для целей налогообложения
Под характеристики контролируемых подпадают сделки взаимозависимых лиц, которые содержат специальные условия из ст. 105.14 НК РФ.
Прежде всего, все участники и выгодоприобретатели по сделке между взаимозависимыми лицами должны быть зарегистрированы либо иметь налоговое резидентство в РФ. Далее закон устанавливает 2 вида требований, по которым можно отнести сделку к контролируемым:
- Соответствие указанной в законе сумме прибыли за календарный год (далее — сумма прибыли). Для взаимозависимых лиц эта сумма — свыше 1 млрд. рублей.
- Участие в сделке лица, которое обязано уплатить или освобождено от уплаты определенного вид налога в зависимости от специфики его деятельности.
Какие сделки взаимозависимых лиц признаются контролируемыми
Так, сделка, в которой все участники и бенефициары зарегистрированы на территории РФ либо являются ее налоговыми резидентами, считается контролируемой, если:
- предметом сделки выступает полезное ископаемое, добытое участником сделки, который уплачивает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по ставке, исчисляемой в процентах;
- один из ее участников добывает углеводородное сырье на новом морском месторождении и включает прибыль (убыток) по такой сделке в налоговую базу при расчете налога на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ, а другая сторона сделки не является плательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ либо не учитывает свои доходы/расходы по данной сделке по ст. 275.2 НК РФ.
- любой из ее участников использует единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) либо платит единый налог на вмененный доход для определенной деятельности (ЕНВД), при условии что контролируемая сделка связана с этой деятельностью, а другие участники сделки (один или несколько) не используют данные налоговые режимы.
- хотя бы один из участников сделки (в отличие от других) имеет законное право не платить налог на прибыль юридических лиц (Подробнее о порядке уплаты налога на прибыль организаций рассказывается в статье Налог на прибыль при ОСНО).
В 2018 - 2019 году перечень сделок, которые признаются контролируемыми с доходом в 1 млрд.руб., включает также новые условия, а именно: один из участников договора должен быть исследовательским корпоративным центром согласно закону «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ и вправе не уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) согласно ст. 145.1 НК РФ. С 01.01.2019 список пополнился сделками, в которых хотя бы 1 из участников платит налог на допдоход от продажи углеводородов и доходы/расходы по сделке учитываются при расчете данного налога.
Критерии контролируемых сделок - 2019: таблица
Для удобства критерии контролируемых сделок приведены в таблице ниже.
Вид сделки |
Условия, при наличии которых сделка считается контролируемой |
Лимит годового оборота (млн руб.) |
1. Сделки между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными на территории РФ |
Стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль к прибыли от деятельности, в рамках которой оформлена сделка |
|
Один участник договора платит НДПИ по процентному тарифу |
||
Один из участников сделки пользуется специальной налоговой системой — ЕСХН либо ЕНВД |
||
Один из участников не платит налог на прибыль |
||
Один из участников договора осуществляет добычу полезных ископаемых |
||
Один из участников применяет инвестиционный вычет |
||
Один из участников сделки является исследовательским корпоративным центром и освобожден от уплаты НДС |
||
2. Несколько сделок по сбыту (перепродаже) товаров (проведению работ, оказанию услуг) при посредничестве лиц, не считающихся взаимозависимыми |
При условии что третьи лица: · не осуществляют по данным сделкам никаких других функций, кроме сбыта товаров (проведения работ, предоставления услуг); · не берут на себя риск и не расходуют активы для осуществления сбыта товаров (проведения работ, предоставления услуг) |
|
3. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли |
Предметом таких договоров должны быть объекты из одной или нескольких товарных групп: · нефть и товары, выработанные из нефти; · черные металлы; · цветные металлы; · минеральные удобрения; · драгоценные металлы и драгоценные камни |
|
4. С резидентами оффшоров из перечня Минфина РФ |
Не установлены |
Таким образом, в зависимости от вида сделки, налогоплательщика и общего дохода по соответствующей сделке (сделкам) за календарный год договор, заключенный между взаимозависимыми лицами или приравненный к нему, признается контролируемой сделкой в целях налогообложения. Законом также предусмотрены случаи, когда сделка, имеющая признаки контролируемой, таковой не является. |
До 20 мая все налогоплательщики должны направить в адрес своих территориальных органов ФНС уведомления о контролируемых сделках за 2016 год. Если этого не сделать, придется заплатить крупный штраф..
В соответствии с нормами статьи 105.16 Налогового кодекса РФ все налогоплательщики, как юридические, так и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, которые в 2016 году совершали контролируемые сделки любого характера и направленности, обязаны проинформировать об этом налоговые органы. Специально для это предназначена отчетная форма, которая называется уведомление о контролируемых сделках за 2016 год. Она утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ и должна применяться с учетом поправок, которые еще не утверждены ФНС, но рекомендованы к использованию, так как именно в них есть указание, какой ОКВЭД ставить в уведомлении о контролируемых сделках.
Кто сдает уведомление о контролируемых сделках за 2016 год
Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами, а также те сделки, которые к ним приравнены, обладающие определенными признаками. Такое определение дано в статье 105.14 НК РФ . Нормами этой же статьи определены исчерпывающие признаки, в частности:
- годовая сумма доходов превышает 1 млрд рублей (60 млн рублей в оговоренных случаях);
- местом регистрации/жительства/резидентства всех участников является территория России;
- одна из сторон сделки является плательщиком налога на прибыль, а другая — нет.
Существует несколько исключений. В частности, даже те сделки, которые отвечают вышеперечисленным условиям, но совершены участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, контролируемыми не признаются. Так же могут не беспокоится партнеры по бизнесу, которые зарегистрированы в одном и том же субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений за его пределами, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов и не имели убытков в отчетном периоде.
Таким образом, все лица, которые имели в отчетном году операции, отвечающие таким признакам, должны отчитаться по ним в налоговые органы.
ОКВЭД в уведомлении о контролируемых сделках за 2016 год
Порядок заполнения уведомления предполагает соблюдение некоторых правил. В частности, на титульном листе уведомления за 2016 год, представляемого в 2017 году, необходимо указать свой вид деятельности. ФНС России в письме от 09.11.2016 № СД-4-3/21206@ рассказала, что ОКВЭД в уведомлении о контролируемых сделках за 2016 год должен быть указан по новой классификации, хотя необходимые поправки к приказу до сих пор не утверждены. Таким образом, при заполнении показателя "Код ОКАТО" необходимо указать действующий код ОКТМО. Кроме того:
- в пункте "Код предмета сделки (код по ОКП)" должен стоять код вида товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008);
- в пункте "Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД" - код вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Однако при представлении уточненных отчетов и корректирующих сведений за предыдущие отчетные (налоговые) периоды необходимо указываеть тот же код по ОКВЭД, который был указан в первичных документах.
Выглядеть заполненный лист документа должен так:
Срок сдачи уведомления о контролируемых сделках за 2016 год и особенности его заполнения
Налогоплательщик имеет право самостоятельно выбрать в какой форме: бумажной или электронной, ему удобнее сдать этот отчет. Главное, соблюдать установленные правила его оформления, в частности:
- при заполнении формы от руки разрешено использовать чернила черного,синего или фиолетового цвета;
- поля в бланке должны быть заполнены слева направо;
- все записи делаются заглавными печатными буквами (как в машинном, так и в рукописном варианте);
- исправления, корректировки и двусторонняя печать не допускаются;
- нумерация страниц сквозная и сдаются даже незаполненные листы;
- при отсутствии показателей ставятся прочерки, стоимостные значения указываются в полных рублях;
- код ОКП в уведомлении о контролируемых сделках за 2016 год должен соответствовать ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Сдать эту отчетную форму можно в ИФНС по месту нахождения организации или по месту жительства ИП. Организации с обособленными подразделениями отчитываются по мету нахождения головного офиса. Крупнейшие налогоплательщики сдают уведомление в ту ИФНС, в которой они состоят на налоговом учете.
Пример заполнения раздела 1Б
Отдельное внимание нужно обратить на особенности формирования и подачи многотомных Уведомлений о контролируемых сделках в электронном виде. ФНС отмечает, что все файлы, превышающее 1024 мегабайт, или zip-архивы, объемом больше 60 мегабайт, следует разбить на несколько файлов меньшего объема. Сделать это можно с помощью специального бесплатного программного обеспечения, разработанного ФГУП ГНИВЦ ФНС России. Такое приложение обеспечивает деление файла утвержденного формата, на несколько томов меньшего объема в том же формате. Если налогоплательщик использует другое программное обеспечение, ему необходимо принимать во внимание основные принципы деления файла, реализованные в вышеуказанном бесплатном программном обеспечении. Все эти принципы налоговики довели до организаций и ИП в своем письме.
Сдать отчет необходимо не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором осуществлялись контролируемые сделки. При выпадении этой даты на выходной, срок переносится на первый рабочий день в обычном порядке.
Ответственность за непредставление
Если налогоплательщик не представит уведомление в установленный законодательством срок — до 20 мая 2017 года, его ожидает ответственность по статье 129.4 Налогового кодекса РФ . Аналогичные санкции предусмотрены при подаче уведомления, содержащего недостоверные сведения по сделкам за 2016 год.