Социалистические теории. Теория социализма

43. Социалистические теории и практика в XIX в. (до 1870).

После Т. Мора, Т. Компанелло, Г. Бабефа появляется термин «социалистическая утопия». Термин «социализм» впервые ввел Пьер Ле Ру в 1834.

Причины распространения социалистических идей:

    пределом в буржуазных идеях «свобода, равенство, братство» была частная собственность;

    буржуазное общество после ВФР, не могло не вызвать разочарования среди людей, т.к. вместо общества разума и справедливости появилось общество, где угнетение еще больше,

    в XIX в. во всех странах идет промышленный переворот, который прошел в несколько этапов. С точки зрения положения рабочего класса на первых этапах промышленного переворота его положение ухудшилось. Борьба рабочего класса за свои права имела этапы от ломания машин до борьбы с существующей системой.

Когда начинается классовая борьба, то появляется необходимость в осмыслении того за что борются рабочие, как борются и против кого. Нужна была теория, которая бы отвечала на эти вопросы. Европейские государства не хотели вставать на путь реформ, чтобы улучшить положение рабочих и происходит зарождения неверия в государственную систему.

В первое десятилетие XIX в. идет развитие идей «утопического социализма». Но есть разница между «утопическим социализмом» XIX в. и работами Мора, Компанеллы (при них не было капитализма и они не были его критиками). Утопический социализм XIX в. можно понять с помощью ВФР и промышленного переворота. Самыми знаменитыми утопистами социалистами были Сен-Симон, Фурье и Оуэн.

Сен-Симон : «Французская революция остановилась на полдороги». Революция завершила падение старой социальной системы. Цель французской революции – обеспечение лучших условий (политических и экономических) для класса индустриалов – это те, кто своим умом и физической силой способствуют накоплению национального богатства. Эта цель может быть достигнута, если бы во главе революции стояли эти люди. Но к несчастью эти люди передоверили руководство революцией юристам и дурным мыслителям (посредственный класс). Поэтому революция не принесла результатов и для того, чтобы поднять революцию надо избавиться от франков (феодалов) и верховенства посредственного класса. Внутри класса индустриалов Сен-Симон не видит противоречий.

Он выступает за реформы, которые должны улучшить положение рабочих. Для этого надо уничтожить наследственную знать, выкупить земли у землевладельцев, которые не занимаются сельским хозяйством. Отстранить от власти посредственные элементы и привести к власти индустриальное общество.

Его взгляды были продолжены учениками, которые издали книгу «Изложение учения Сен-Симона». Но они пошли дальше: рабочий класс должен иметь свои интересы: уничтожение частной собственности (против права наследования), частная собственность должна быть передана государству, которое должно уничтожить конкуренцию и создать плановую организацию производства и распределения. В обществе не будет равного вознаграждения за труд: «от каждого по способностям, каждой способности по ее делам». Награда за труд должна стимулировать его рост.

Шарль Фурье. Его система возникла с учетом опыта французской революции и других революций. Энгельс: «Сен-Симона социалистическая позиция, у Фурье – социалистическая философия». Слабым местом социалистов-утопистов было то, что они не говорили о методах средствах достижения прекрасного будущего. И поэтому по мере роста рабочего движения их идеи шли на убыль.

Фурье исходил из того, что человек должен постигнуть законы природы, ведь человеческое общество подчинено законам природы. Люди притягиваются по закону притяжения, а отталкиваются по закону страсти. Единственный путь к построению нового общества: «Надо открыть эти страсти, описать и классифицировать». Учение о страстях лежит в основе всей системы Фурье. Он выделял группы страстей:

    группы страстей, удовлетворяющих аппетит чувств и удовлетворяющих человека на пути к внутренней роскоши (здоровье) и внешней роскоши (богатство).

    Страсти для удовлетворения аппетита души.

    Страсти для духа.

Всего страстей 12. Согласованное действие этих страстей должно будет привести к 13 страсти (сочетание личного и общественного интересов).

Фурье говорил, что страсти не могут быть хорошими или плохими, смотря где они развиваются и как действуют. По его учению человечество прошло уже ряд этапов св. цивилизаций и уже может переходить на другую ступень развития. Создание крупной промышленности – это основа для перехода. Но человечество не может это осуществить и оно разлагается. Главными признаками служат – анархия и восстания.

    домашние – женщины, дети, прислуга;

    социальные – военные, чиновники, промышленники, купцы, фабриканты;

    дополнительные – тунеядцы, лентяи, адвокаты, историки, преступники и проститутки.

Фурье резко критикует государство. Власть, мораль, философия, религия обслуживают интересы правящего класса. Фурье создает план нового общества: не республика, не всеобщее избирательное право не изменят положения дел, если общество не будет перестроено. Он предлагал создать общественные ассоциации – фаланги. В каждой будет по 1600 человек. Фаланга – это производственное и потребительское товарищество. Основной вид труда – с/х. Все будут работать. Воспитаны будут все одинаково. Распределение произведенного: 5/12 по труду, 4/12 по капиталу, 3/12 по таланту. Фурье говорил, что труд в фаланге будет «с удовольствием». Центром фаланги будет фаланстер (поселение – дворец). Семья как хозяйственная ячейка утратит свое значение. Будет равноправие мужчин и женщин. Воспитание будет носить трудовой и смешанный характер. Фурье был уверен, что в результате нового строя природа и общество претерпят изменения.

Он рассматривал рабочий класс как самый страдающий, но не был уверен, что можно уничтожить феодальные порядки.

Роберт Оуэн. Он остался на принципе: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Оуэн был близок к рабочему классу. Он работал на фабрике и уговорил руководство улучшить положение рабочих (уменьшить рабочий день, увеличить заработную плату, построить школу). Поэтому производительность труда на его фабрике выросла. Но с началом экономического кризиса прекратили расходы на социальные нужды, и Оуэн приходит к социалистическим идеям. С группой своих сторонников он попытался основать коммунистическую колонию. Она существовала примерно один год. После этого Оуэн вернулся в Англию и выступил за создание «Потребительской кооперации» (рабочие объединялись и закупали оптом товары, потом продавали и на этом неплохо зарабатывали).

В 30-40 гг. во Франции был создан тайный союз «Отверженные», позже возник союз «Справедливые» (лозунг «все люди братья»).

Причины появления марксизма.

Он возник как разновидность социализма. Вначале он мало чем отличался от утопического социализма. Маркс и Энгельс начали свою деятельность во второй половине 40-х гг. Они увидели капитализм на 2 и 3 этапе развития. Маркс и Энгельс видели в рабочем классе силу, которая уничтожит капиталистические порядки.

Первая работа Маркса привлекла внимание «Справедливых» в 1847 они предложили Марксу и Энгельсу войти в их союз. Маркс и Энгельс согласились на двух условиях:

    переименование союза в «Союз коммунистов»,

    принятие лозунга «Пролетарии всех стран соединяйтесь».

Совместно они издали «Манифест коммунистической партии». Эта книга имела огромный успех. В период ее издания ни в одной стране Европы не проводилось реформ, направленных на улучшение жизни рабочего класса.

До идей Маркса и Энгельса «Справедливые» использовали идеи других утопистов-социалистов. В Германии были популярны идеи Вейтлинга. Он полагал, что если доказать, что коммунизм лучше чем капитализм, то он придет. Он написал брошюру «Человечество как оно есть и каким должно быть». Он доказал, что попытка уничтожить дефекты общества с помощью реформ ни к чему не привела, поэтому нужна революция. Вейтлинг искал революционеров в люмпенах, но он не знал что такое готовность революции. «Справедливые» пришли в ужас от его идей. Маркс даже пытался встретиться с ним, чтобы переубедить.

Так же был распространен прудонизм, но все же «Справедливые» обратились именно к Марксу и Энгельсу. Сначала «Коммунистический союз» был нелегальным. Члены союза по одиночке участвовали в революциях 1848-1849. В 1852 в Кельне был организован процесс над «Союзом коммунистов». После этого он перестал существовать.

После поражений революций 1848 наступила реакция. В 50-60е гг. происходят события, которые способствовали сплочению коммунистического движения:

    завершается промышленный переворот в ряде стран;

    2. Ряд политических событий – завершение объединения Германии и Италии, Польское восстание 1863, гражданская война в США.

В это время идея о создании пролетарской организации не исчезает. В 1864 должна была состоятся промышленная выставка в Лондоне. Рабочие воспользовались этим и решили создать пролетарскую организацию. В сентябре 1864 было создано международное народное товарищество (первый интернационал). Группа участников обратилась к Марксу, который создал учредительный манифест для этой организации. На первый взгляд может сложиться мнение, что этот манифест шаг назад по сравнению с уставом коммунистической партии, т.к. в нем не ставился вопрос о революции. Но интернационал объединял рабочих разных политических взглядов и вопрос о революции мог их оттолкнуть. Даже в Учредительном манифесте не ставился вопрос о ликвидации частной собственности. Там говорилось, что освобождение рабочих это дело рук самих рабочих, и конечная цель борьбы – это завоевание политической власти.

Также был создан устав. Но так как, ни в одной стране не было рабочей партии (только в 1863 Лассаль создал всегерманский рабочий союз), устав сочетал индивидуальное членство и не препятствовал вступлению организаций любого типа. Устав предусматривал высший орган интернационала – Конгресс. В перерывах между заседаниями Конгресса во главе стоял Генеральный совет, в который входили секретари-корреспонденты от стран участниц.

В интернационале сторонники Маркса составляли меньшинство. Поэтому Маркс вел борьбу с другими течениями. Так он активно боролся со сторонниками Прудона, который был популярен в странах с мелкой буржуазией и мелким ремесленным производством.

Прудон свои взгляды сформулировал еще до революции, но его идеи нашли распространение после. Он критиковал государство («вредно при капитализме, и не нужно при социализме»).он считал, что необходимо уничтожить не капитализм, а уничтожить злоупотребления в капитализме. Это импонировало мелкому производителю. Прудон говорил, что собственность – это кража, но кража лишь крупная собственность. Он предлагал путь достижения социализма, который был приемлем для мелких производителей. Суть этого пути – рабочим не нужна политическая борьба, они должны объединяться в союзы по специальностям, которые должны взаимообмениваться товарами и услугами. При этом крупный капитал будет вытеснен. Позднее прудонисты разделились на две группы: левые – должна быть коллективная собственность, правые – традиционные идеи Прудона. Так как Маркс выступал против частной собственности, то он нашел поддержку в левых прудонистах.

Лассаль придерживался идей Прудона, но считал, что мелким производителям должно помогать государство. Он выдвинул закон заработной платы – рабочий не может заработать больше чем нужно для его существования. По Лассалю это закон существования капитализма. И получается, что всякая борьба бессмысленна. Он возлагал надежды на всеобщее избирательное право. Лассаль вступил в переписку с Бисмарком (предлагал свою помощь в обмен на введение всеобщего избирательного права).

На первом конгрессе интернационала Маркс потеснил прудонистов. После это конгрессы принимали промарксисткие решения.

В это время появляется новая опасность для Маркса в лице Бакунина. Он попытался создать «Альянс социальной демократии». Он обратился с просьбой о вступлении в интернационал. Маркс настоял на роспуске его организации. К концу 60х гг. влияние бакунистов в интернационале начинает возрастать. Бакунин был против диктатуры пролетариата, он считал, что это будет либо диктатура партии, либо одного человека. Но вместе с тем Бакунин исходил из того, что освободительное движение – это горючий материал.

Во время споров Маркса и Бакунина грянула Парижская коммуна. Энгельс говорил, что «парижская коммуна – это духовное детище первого интернационала». Парижская коммуна изрядно напугала европейские правительства. Маркс решил, что это первый опыт диктатуры пролетариата. После поражения началась реакция на рабочие движение и интернационал.

На конгрессе 1872 победу одержали бакунисты. В итоге штаб квартира интернационала была перенесена в Филадельфию, но там он оказался оторван от центров движения. В 1876 интернационал прекратил свое существование.

Итог – интернационал подготовил условия для возникновения пролетарских партий в европейских странах. Первый интернационал возник раньше чем это могло бы быть.

После роспуска не прекращалась теоретическая деятельность Маркса. Он сформулировал формационную теорию. Суть – экономика и производство определяют движение общества вперед. По Марксу производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Поэтому наступает период когда производительные силы опрокидывают производственные отношения и это происходит в результате острой классовой борьбы. Производственные силы могут спокойно развиваться, пока им ничего не мешает.

Маркс явно переоценивал зрелость капитализма и возможность перехода к капитализму. Также он издал свою теорию, когда капитализм был еще незрелым и он считал, что пороки незрелого капитализма характерны для капитализма вообще. Маркс считал, что по мере развития капитализма усиливаются противоречия, но это не верно.

Социализм (socialism ) - это экономическая система и общественный строй, где на первый план выдвигается идея всеобщего равенства и справедливости, нет классового разделения общества, и, где основными чертами являются общественная собственность, коллективный труд и плановость.

История человечества - это не только история побед и достижений, но это и история бедствий, страданий, жестокости, дикости, голода и т.д. Так, по данным А. Мэддисона, в Европе на протяжении тысячи лет с 500 по 1500 год практически не было роста среднедушевого потребления. Пищевое благополучие знати предполагало полуголодное существование черни. Поэтому еще в глубокой древности возникла мечта о идеальном, совершенном обществе, где царили бы справедливость, равенство, счастье, свобода. Научный социализм и коммунизм мыслились как антиподы рынку, капитализму. Рыночная система "поощряет" трудолюбие, бережливость, инициативу, честность, знание и "наказывает" лень, пассивность, безграмотность, беспечность, то есть она предполагает экономическое принуждение посредством конкуренции. Ф. Хайек , один из крупнейших экономистов XX века, писал: "Одна из важнейших причин неприязни к конкуренции, конечно же, заключается в том, что конкуренция показывает не только, как можно эффективно производить блага , но также ставит тех экономических агентов, чьи доходы зависят от конъюктуры рынка, перед выбором: либо подражать тем, кто добился большого успеха, либо частично или же полностью лишиться своего дохода ". Такая экономическая система справедлива для общества в целом, так как обеспечивает рост эффективности экономики, благосостояния большинства, но воспринимается несправедливой теми, кто проиграл в конкурентной борьбе. Продавец считает несправедливым снижение цен, а покупатель - их повышение; те, чьи доходы невелики, считают несправедливыми и подозрительными высокие доходы. Гораздо реже люди завидуют уму, таланту, трудолюбию, знаниям, опыту. Но рыночной системе свойственна несправедливость и другого рода: один получает в наследство от родителей и богатство, и ум, и красоту, а другие - бедность, болезни. Устранить такую несправедливость полностью невозможно, но уменьшить ее, помочь каждому развить и реализовать свои способности можно. Но это задача не рынка, а государства.

Основные черты социалистического общества сформулировали создатели утопического социализма конца ХVIII - начала ХIХ века А. Сен-Симон, Ш. Фурье , Р. Оуэн . Их взгляды носили ярко выраженную антикапиталистическую, антирыночную направленность. Общество, которое, по их мнению, придет на смену капитализму, будет иметь такие черты, как общественная собственность, коллективный труд, плановость. Это бесклассовое общество, где будут поощряться наука и искусство, будет господствовать человеколюбие, труд станет естественной потребностью человека, наслаждением. У Фурье встречается идея соревнования людей в процессе труда. Продукт будет распределяться, по мнению Фурье, по труду, капиталу и таланту. Р. Оуэн выдвинул принцип: от каждого по способностям, каждому - по труду. Ими разработано учение об общественно-экономических формациях, о роли классовой борьбы в развитии общества и т.п.

Теория научного социализма К. Маркса и Ф. Энгельса не пошла дальше утопий. Но они указали на ту силу, которая приведет к социализму - пролетариат, и на путь переустройства общества - пролетарскую социалистическую революцию. При этом решение проблемы, поставленной еще Т. Мором, виделось в высокой сознательности пролетариата, который как класс идеализировался марксистами. Поэтому можно сказать, что никакой научной теории социализма, то есть теории общества, возможность существования которого научно доказана, никогда не существовало. По этому поводу Ю. Буртин писал в 1989 году в журнале "Октябрь", что стоило Марксу и Энгельсу довести критику капитализма до идеи пролетарской революции и предпринять попытку нарисовать контуры общества, которое должно возникнуть на этой основе, как они начинали говорить без обычной чеканной ясности и твердости в голосе, как-то более отрывочно и противоречиво, невнятно. "Вместо всегдашних трезвых реалистов мы вдруг видим перед собой утопистов, чей революционный романтизм... невольно и незаметно для себя обращается в свою реакционную противоположность ".

Теория "научного" социализма апеллирует к чувствам, но не к разуму и потому воспринималась теми слоями населения, которые больше склонны уповать на лидера, вождя, мессию, а не на себя. В этой теории мессианский элемент доминирует. "Идея социализма, - писал Л. Мизес семьдесят лет назад, - одновременно, и грандиозна, и проста. Действительно, можно сказать, что идея социализма - одна из самых честолюбивых порождений человеческого духа... Она настолько великолепна и дерзка, что вызвала величайшее заблуждение в обществе. Мы не вправе небрежно отбросить и забыть социализм в сторону, а должны опровергать его, если желаем спасти мир от варварства" .

С экономической, а следовательно, и с любой другой точки зрения, социализм неосуществим, а поэтому утопичен и реакционен, ибо ведет общество не к прогрессу, а к хаосу, разрушению, регрессу. Еще в "Манифесте Коммунистической партии" Маркс и Энгельс сформулировали основное условие общественного прогресса: свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Они полагали, что при социализме этот принцип будет осуществлен. На этой основе, по мнению марксистов, произойдет своего рода интеллектуальный взрыв, гигантски ускорится развитие производительных сил и будут достигнуты высшая, против капитализма, производительность труда, высочайший уровень благосостояния народа (все богатства польются полным потоком). "Люди, - писал Ф. Энгельс, - ставшие, наконец, господами своего собственного общественного бытия, становятся вследствие этого господами природы, господами самих себя - свободными" .

Очевидно, что ни одна страна, вставшая на социалистический путь развития, не подтвердила этих прогнозов. Напротив, после некоторого рывка они все более и более отставали от капиталистических стран. И дело здесь ни в недостатке времени, ни в неумелости вождей, ни в неготовности народа к новому способу жизни, а в недостижимости поставленных классиками целей с помощью предложенных средств. В этом главное противоречие социалистической теории. Экономика социализма основана на трех принципах: общественная собственность, плановое хозяйство, распределение по труду.

Общественная собственность не может не быть собственностью государственной. При ней исчезает хозяин. Все общее и все ничье. Ее черта - ничейность. Всем управляет чиновник, который тоже не хозяин. Поэтому бюрократизм, некомпетентность, расточительность - черты этой собственности. Все это ведет не к прогрессу, а к регрессу. "Существует веская причина опасаться, - писал А. Маршалл , - что коллективная собственность на средства производства убьет энергию человечества и остановит экономическое развитие... "

Планомерность - не что иное, как иллюзия. Ведь планомерность возможна при решении трех задач: 1) измеримости потребностей; 2) точного знания будущего; 3) возможности в короткие сроки увязать всех производителей между собой, рассчитать все связи между ними в натуре, ассортименте, в реальном режиме времени. Нетрудно доказать, что все эти три задачи не имеют решения. Плановая экономика убивает инициативу. Это казарменная экономика, экономика дефицита, это производство для производства, а не для человека.

Распределение по труду возможно только в том случае, если можно измерить не затраты рабочей силы или рабочего времени, а трудовой вклад, что невозможно в принципе, так как предполагается, что труд каждого с самого начала до реализации продукции является непосредственно всеобщим трудом. Классики марксизма, сформулировав принцип, при попытке переложить его на язык практики подменяли распределение по труду уравнительным распределением. Так, полемизируя с Е. Дюрингом, Ф. Энгельс в шестой главе второго отдела "Анти-Дюринга" приходит к выводу, что проблема оплаты труда будет снята его переменой (то есть строитель будет работать попеременно то архитектором, то тачечником) и тем, что расходы на образование будет нести общество, а потому сам более квалифицированный работник "не вправе претендовать на добавочную оплату".

Таким образом, социалистическая теория внутренне противоречива и практически неосуществима. На практике во всех "социалистических" странах произошло восстановление азиатской формы общества, но в социалистической словесной оболочке, предполагающей диктатуру, насилие, бесправие масс, застой, леность.

Социализм обернулся для своих народов социокультурной отсталостью, бедностью, разрушением производительных сил, окружающей среды, самого человека. Общественное развитие, как удачно определил наш историк и политолог Алексей Кива, пошло иным путем, не так, как предсказывали Маркс, Энгельс, Ленин. Не путем пролетарской революции, диктатуры пролетариата и социализма, а путем саморазвития капитализма, общества, основанного на частной собственности. Не путем отрицания рынка, предпринимательства, а развития его путем превращения индустриального общества в постиндустриальное . Конечно, у этого общества масса проблем: здесь труд не превратился, как мыслилось классиками, в наслаждение; здесь все не стали равными, богатыми и счастливыми. Но они значительно превзошли бывшие соцстраны в уровне развития науки и техники, в уровне благосостояния, здоровья, продолжительности жизни, в уровне свободы, демократии, в области прав человека. "Общество, - пишет М. Фридмен , - ставящее равенство (т.е. равенство результатов) выше свободы, в конечном счете утратит и равенство, и свободу. Но, если ради достижения данного равенства общество прибегнет к силе, то все это уничтожит свободу, а сила, которая была применена в самых благих целях, окажется в руках тех людей, которые используют ее в своих собственных интересах" .

Итак, причина разрушения социализма в нежизнеспособности, в неэффективности данной экономической системы. Это был эксперимент, заведомо обреченный на провал. "Ленин направляет российскую историю по ложному, тупиковому пути ", - писал Г.В. Плеханов в своем политическом завещании, впервые опубликованном 30.11.1999 года "Независимой газетой". "При ленинском социализме рабочие из наемных капиталиста могут превратиться в наемных государства-феодала, а крестьяне. .. - в его крепостных ", - это было продиктовано в начале 1918 года "Большевизм - это идеология люмпенов ", - диктовал умирающий "пионер марксизма" в России. Возвращение в общемировое русло экономического развития не могло быть легким, безболезненным: падение производства превысило все прогнозы. Огромны масштабы инфляции, чрезвычайную остроту приобрела проблема занятости, увеличилась дифференциация доходов.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

Социализм - это идеология, которая возникла из-за желания, чтобы оплата за труд производилась именно по труду . В связи с этим была поддержана именно мелкой буржуазией , потому что именно только она жила за счёт своего труда при собственности на свой труд. Действительное получение материальных благ в обществе по труду может возникать только при условии частной собственности каждого члена общества на свой труд и соответственно на результаты своего труда, при общественной собственности на общественные средства производства, - в этом и есть суть социализма.

Человечество в своём развитии продвигалось именно к разделению ответственности между членами обществ а, так возник капитализм и следующим шагом по разделению ответственности должен стать именно социализм, который в венце своём приходит к обществу социальной справедливости, гармонии общества во всём и именно при социализме.

Основная цель социализма в отличие от марксистской государственной монополизации, заключается именно в демонополизации всего общества людей, между людьми, которая приводит именно к равенству людей, сотрудничеству, свободе, братству, взаимопомощи . Упразднение эксплуатации людей людьми.

На основе философских идей социализма была также создана политическая идеология , выдвигающая в качестве цели и идеала установление общества, в котором:1)отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение;2)утверждаются социальное равенство и справедливость.

В соответствии с этой идеологией, главным способом достижения поставленных целей является последовательная отмена права индивидуальной частной собственности на средства производства при коллективном производстве продукта и частной и коллективной на общественные средства производства, в том числе и права государственных чиновников.

Все это необходимо для устранения эксплуатации человека человеком, снижения отчуждения человека от результатов его труда, снижения дифференциации доходов, обеспечение свободного и гармоничного развития каждой личности. При этом сохраняются элементы экономического неравенства , но они не должны являться препятствием для достижения вышеуказанных целей.

И напоследок: отвергая любую “идеологическую догму”, программа, вместе с тем, говорит о приоритете ценностей “христианской этики”, “гуманизма” и “классической философии”, соединенных с принципами свободы и справедливости, лежащих в основе “общественной собственности”, которая становится законной формой общественого контроля в том случае, если “другие средства не могут обеспечить здоровый порядок экономических отношений”.



По мнению И.В. Сталина , основным законом социализма следует считать «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники ». По мнению марксистов социализм - это первая и низшая фаза коммунизма.

Важнейшее место в извращении идей социализма принято отводить К. Марксу и Ф. Энгельсу (в марксизме), как подмена эксплуатации однотипного разума людей, на чисто экономическую эксплуатацию, начатую с критики философии Гегеля, попытка уничтожения этих идей и замена их на коммунистические в развитии общества.

Идеи же социализма представлены во взглядах и работах Гегеля, Рикардо, Пьера Жозефа Прудона и других социалистов-рикардианцев того времени, а также М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина (в анархизме). У истоков социалистической мысли лежит гуманистическая установка европейской культуры.

Две основные модели социализма:

Плановый социализм , основанный на полном контроле государства над экономикой (плановое хозяйство, командно-административная система). Рыночный социализм - экономическая система, при которой господствует коллективно-общественная форма собственности и действуют законы рыночной экономики. Рыночный социализм предполагает самоуправление на производственных предприятиях. В данном случае отстаивается тезис о том, что самоуправление как на производстве, так и в обществе является первым атрибутом социалистичности.

Современные особенности социалистической теории.



Социализм 21 века является проектом такого общественного государственного устройства, в котором главными принципами являются базовая демократия (в противоположность представительной и парламентарской) эквивалентная экономика (в отличие от рыночной экономики). Термин «Социализм 21 века» введён Хайнцом Дитерихом , издавшем одноимённую книгу (1996). Книга базируется на идеях Арно Петерса . Переняв у Хайнца Дитериха термин «Социализм 21 века», президент Венесуэлы Уго Чавес сделал его своим политическим лозунгом и политической программой социалистических реформ в Венесуэле. Концепт «Социализма 21 века» очень популярен во многих странах Латинской Америки, в том числе и на Кубе.

* Дитeрих предлагает постройку четырёх основных институтов:

1. Экономика эквивалентности, которая должна быть основана на марксистской трудовой теории стоимости и которая демократически определена теми, кто непосредственно создает стоимость, вместо рыночно-экономических принципов;

2. Демократия большинства, которая использует референдумы, чтобы решить важные вопросы, затрагивающие все общество;

3. Основная демократия, основанная на демократических государственных институтах в качестве законных представителей общих интересов большинства граждан, с уместной защитой прав меньшинства;

4. Критический и ответственный субъект, рационально, этично и эстетически независимый гражданин.

Общество должно быть заменено «качественно отличной системой». Включает обязательный революционный компонент. Эта революция будет следовать из нынешней реальной демократии, чтобы обеспечить власть, образование, научные знания об обществе и международном сотрудничестве.

Социализм становится возможен в связи сростом вычислительных способностей техники . Современные технологии позволяют изменить отношения между производителем и покупателем. План производства представляет, с точки зрения математики матрицу, систему линейных уравнений. Балансировка плана - решение системы линейных уравнений с параметрами третьей степени. Рост вычислительной мощности по экспоненциальному закону позволит рассчитать точный план производства в разумные сроки, что станет возможным составлять оптимальный план производства к 2020 году эволюционным путём, или ранее, если будет сформулирована и отработана задача. В новых условиях производителю станет выгодным планово вести развитие общества.

В Российской Федерации термин «Социализм 21 века»является слоганом программы политической партии «Справедливая Россия».

(socialism) Политическая и экономическая теория или система социальной организации, основанная на коллективной или государственной собственности на средства производства, распределения и обмена. Подобно капитализму, имеет много различных форм и является постоянно развивающейся концепцией. Термин "социализм" был впервые применен в 1830-х гг. последователями Оуэна (Owen) в Англии и Сен-Симона (Saint-Simon) во Франции. К середине XIX в. мировая общественность уже свободно оперировала разнообразными реформистскими и революционными идеями, родившимися в Великобритании, Европе и США. Эти идеи объединяло стремление превратить капиталистическое индустриальное общество в более эгалитарную систему, в которой всеобщее благосостояние станет реальностью, а стремление к личной выгоде будет подчинено таким ценностям, как объединение, сообщество и сотрудничество. Таким образом, делался явный упор на солидарность, взаимозависимость и возможность достижения истинной гармонии, которая придет на смену конфликтам, нестабильности и общественным потрясениям. Критика общественно-классовой основы капитализма сопровождалась провозглашением приоритета интересов рабочего класса (working class) или пролетариата (proletariat); иногда в качестве альтернативы правлению господствующих классов и элиты предлагался принцип прямого социалистического рабочего контроля (workes control). В качестве символа полной отмены в будущем социально-экономических различий была провозглашена идея бесклассового общества, которой марксисты придавали исключительно важное значение. Однако социалисты редко приходили к общему знаменателю относительно стратегии достижения этой цели, поэтому различия и противоречия между мыслителями, движениями и партиями, особенно в контексте деятельности 1-го и 2-го Интернационалов (основанных соответственно в 1864 и 1889 гг.), постоянно росли. По мере приближения нового столетия теории все чаще рисовали социалистическое общество в виде национального государства (несмотря на риторические заявления о социализме как международной и даже глобальной силе) и все больше говорили о необходимости поставить на службу социализму современную науку, технику и промышленность. Но наряду с этой основной тенденцией всегда существовали другие видения социалистического будущего, подчеркивавшие, например, потенциальное значение небольших общин и развитие аграрного комплекса в отличие от всеобщей индустриализации. Кроме того, на основные ценности социализма опирались такие доктрины, как анархизм (anarchism), коммунизм (communism) и социал-демократия (social democracy), и зачастую различить разные направления и движения было трудно. Так, Маркс (Marx) и Энгельс (Engels) считали себя "научными социалистами" (в отличие от более ранних социалистов-утопистов), но рассматривали социализм как переходный период от капитализма к коммунизму. По мере того как социалистические движения и партии во многих странах стали приходить к власти, интерес к социализму неизбежно из теоретической плоскости перешел в практическую. Основные разногласия между социалистами касались роли государства в контроле над собственностью и организации экономики (см .: state socialism – государственный социализм), взаимоотношений между социализмом и демократической политикой, а также противоречий между эволюционной (парламентской) и революционной стратегией достижения перемен. К 1930-м гг. образовались две весьма отличающиеся друг от друга социалистические системы, представлявшие противоположные крайности (но обе доктринерские) в интерпретации социализма: социализм в СССР под руководством Сталина и гитлеровский национал-социализм (National Socialism) в Германии. Либеральные, консервативные и даже склоняющиеся к анархизму критики подчеркивали тоталитарную тенденцию социалистического мышления как такового. Раскол Европы после 2-й мировой войны на западный плюралистский либерально-демократический блок и восточный блок с господством марксистской идеологии еще более обострил различия между многочисленными концепциями социализма. В Западной Европе социал-демократические и лейбористские партии для выработки отличного от марксистского подхода к регулированию и контролю капитализма использовали идеи Кейнса (Keynes), подчеркивая, что социальная справедливость и равенство будут достигнуты эффективным управлением экономикой, включая частичную, но, разумеется, не полную национализацию (nationalization) промышленности и перераспределением социальных благ (см .: welfare state – Государство всеобщего благоденствия). Социал-демократы взяли на вооружение реалии "смешанной экономики", отвергнув марксистский анализ капитализма, а также идею социализации основных средств производства, распределения и обмена. В 1980–90-х гг., когда государство всеобщего благосостояния оказалось под все возрастающим экономическим прессом, а социал-демократическим методам кейнсианского управления экономикой был брошен вызов со стороны альтернативных теорий неолиберализма и "новых правых" (new right) социализм в западных странах вступил в новую фазу кризиса. Крушение марксистского социализма в СССР и Восточной Европе в конце 1980-х гг., неудачи многих социалистических режимов стран Третьего мира (Third World) подтвердили: в настоящее время социалистическая доктрина ищет новые формы. Попытки модернизировать, переосмыслить и приспособить социализм к новым историческим условиям привели за последние 25 лет к появлению целого ряда идей и теорий "новых левых" (new left). Некоторые из них до сих пор существуют в социалистических движениях и партиях, а иные проводят мобилизацию и ищут поддержки в таких доктринах, как "новая политика", постматериализм (post-materialism), феминизм (feminism) и энвайронментализм (environmentalism). Происходит также достойное внимания пробуждение интереса к радикальной демократии, включая новые взаимоотношения между государством и гражданским обществом (civil society), новые оценки общественного плюрализма, возрастание возможностей для политического участия (participation) и вопрос о правах гражданства (citizenship). Как всегда, социалисты находят множество тем для споров, не в последнюю очередь – друг с другом.

Социализмом также называют идеологию, обеспечивающую построение социалистического общества. Разделяют:

государственный социализм - в социалистических странах - тип общественного устройства, характеризующийся государственной собственностью на средства производства и централизованной политической властью, осуществляемой партийногосударственным аппаратом;

демократический социализм - концепция сочетания социалистического устройства общества с демократическими формами политической жизни. Демократический социализм провозглашает свободу, равенство, социальную справедливость и солидарность;

катедер-социализм - толкование социализма как реализации идеи разума, справедливости путем просвещения и социального законодательства без классовой борьбы;

утопический социализм - концепция социального устройства, основанная на утопии идеального бесклассового общества;

христианский (клерикальный) социализм - направление социальной мысли, стремящееся совместить положения христианства с идеями социализма. Христианский социализм выводит социалистические идеи из мировоззрения ранних христиан;

этический социализм - теория, обосновывающая социалистический идеал, исходя из нравственных принципов, и утверждающая, что переход к социализму может осуществляться путем нравственной эволюции человечества, достигаемой в результате выявления «идеи социализма», присущей людям, независимо от их социальной принадлежности.

Термины «социализм» и «социалистический» впервые употребил Роберт Оуэн (1771–1858), просвещенный промышленник из Уэльса, создавший образцовые условия труда на своих фабриках в Нью-Ланарке и стремившийся сплотить всех британских рабочих в едином профсоюзе, который смог бы парализовать экономику страны всеобщей забастовкой, а затем мирно взять власть в свои руки, чтобы преобразить общество на основе общего труда и процветания.

Почти в то же время (1830–40) эта терминология появилась и во Франции. У истоков французского социализма стояли граф Анри де Сен-Симон (1776–1825), веривший в мирный и рациональный государственный строй, при котором, учитывая влияние технического прогресса, народом будут руководить высокообразованные управленцы, и Шарль Фурье (1772–1837), проповедовавший, в духе Роберта Оуэна, жизнь в «фаланстерах» - общинах на основе самоуправления.

В дальнейшей истории социализма подобные коренные различия во взглядах проявлялись не раз, приводя к резким спорам и столкновениям между сторонниками того, что рабочие должны сами решать, как им жить, и приверженцами доктрины о пользе профессионального руководства. На сегодняшний момент в социализме существует 2 основных направления: марксизм и анархизм.

Марксизм определяет социализм как общественно-экономическую формацию с преобладанием общественной собственности на средства производства. Марксизм-ленинизм рассматривает социализм как первую фазу коммунизма.

По мнению анархистов, при государственном социализме, к которому стремятся марксисты, сохраняются эксплуатация, отчуждение человека от результатов его труда, а потому подлинный социализм возможен только при отсутствии государства.

На будущее социалистического учения существенное влияние оказала работа немецких философов Карла Маркса (1818–83) и Фридриха Энгельса (1820–95) «Манифест Коммунистической партии» (1848), провозгласившая неизбежность революции, изменяющей общественный и экономический строй, и переход власти к пролетариату.

По Марксу, переход власти к пролетариату возможен лишь в результате насильственного переворота. Победившим рабочим придется на время установить диктатуру пролетариата до окончательной победы мирового социализма. Все средства производства и распределения материальных благ будут под контролем рабочих. Затем, когда социализм принесет всеобщее изобилие, общество выйдет на новый, высший этап развития - коммунизм.

В 1864 г. Карл Маркс создает Первый Интернационал трудящихся для координации рабочего движения. Первый Интернационал распался в 1872 г. после острейших дебатов между Марксом и русским революционером Михаилом Бакуниным (1814–76), одним из основателей анархизма.

Теория анархистов отрицала марксистский взгляд на государство как на орудие угнетения, которое пролетариат должен отвоевать у эксплуататоров и обратить против них же. Анархисты желали устранить все формы государственного управления, полагая, что субъекты политических и экономических процессов могут осуществлять управление без посредничества со стороны государства.

Учение анархистов не завоевало такого влияния, какое имели социалисты, но сторонники одного из его направлений встали на путь насилия и террора, громко заявив о себе в последнее десятилетие XIX в. убийствами целого ряда видных политиков, включая президента США Мак-Кинли.

Второй Интернационал, созданный в 1889 г., также не избежал внутренних раздоров: в 1890-х гг. отдельные немецкие марксисты выступили с идеей пересмотра учения Маркса. Немецкие социал-демократы полагали, что социализм сможет взять верх мирным, парламентским путем. Второй Интернационал распался в 1914 г.

Дальнейшее развитие социалистической идее обеспечила победа в вооруженном восстании в октябре 1917 г. пролетариата в России под руководством Российской социал-демократической партии (см. Октябрьская революция). Результатом революции стало образование СССР с официальной государственной социалистической идеологией, ликвидацией оппозиции и установлением однопартийной политической системы, просуществовавшей до 1990-х гг.

В 1919 г. в Москве состоялся международный съезд коммунистов. Этот съезд основал Третий Коммунистический Интернационал - Союз рабочих всего мира, стремящихся к установлению Советской власти во всех странах. Экспансия советской идеологии была распространена на целый ряд стран в Восточной Европе, Азии, Африке, Центральной и Латинской Америке, образовав лагерь социалистических стран и стран социалистической ориентации, к настоящему моменту практически распавшийся. Сегодня к социалистическим государствам можно отнести Китай, Северную Корею, Кубу.

Партии социалистической ориентации представлены практически во всех странах, где установлен демократический политический режим. В России к партиям социалистического толка, оказывающим влияние на политические процессы, в настоящее время можно отнести КПРФ - Коммунистическую партию Российской Федерации (лидер партии Геннадий Зюганов) и партию «Справедливая Россия» (лидер партии Сергей Миронов).

Отличное определение

Неполное определение ↓

По определению В. И. Ленина, социализм и высшая фаза коммунизма выступают «…ступенями экономической зрелости коммунизма» . Различия между двумя фазами проявляются, прежде всего, в различиях уровней развития общественного производства и не сводятся только к способу распределения. Однако это различия в рамках единой общественно-экономической формации — коммунистической. Понятие коммунизма применимо к характеристике социализма, «поскольку общей собственностью становятся средства производства…». Но «…это не полный коммунизм», ибо «…на первой своей ступени коммунизм не может ещё быть экономически вполне зрелым…» .

Коммунизм в высшей фазе отличается от социализма (своей низшей фазы) прежде всего зрелостью, развитостью экономической основы новой общественно-экономической формации - производительных сил и производственных отношений. Это «…социалистическое общество в развернутом виде…» , «…высшая ступень социализма» . Когда новая формация вполне созреет, социализм превратится в полный коммунизм.

2. Возникновение социализма

Социализм приходит на смену капитализму в силу объективных законов общественного развития путём революционного устранения капиталистического способа производства. Материальные предпосылки социализма в виде развития производительных сил и гигантского обобществления производства складываются при капитализме. Социалистическая революция разрешает основное противоречие капитализма - между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения - и обеспечивает соответствие производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил .

Построение социализма является результатом созидательной деятельности рабочего класса и всех трудящихся под руководством марксистско-ленинской партии — авангарда рабочего класса — во время переходного периода от капитализма к социализму. В отличие от всех других общественных систем, социализм возникает и утверждается не в результате стихийных процессов, протекающих в недрах предшествующего способа производства, а сознательно строится народными массами на основе познания и использования объективных законов его развития. Это отличие обусловлено тем, что коммунистическая формация — включая социализм как её первую фазу — впервые (после первобытнообщинного строя) ликвидирует эксплуатацию человека человеком (в то время как предыдущие формации лишь заменяли одну форму эксплуатации другой), поэтому внутри предыдущей, капиталистической формации создание «очагов» социализма невозможно (они будут неизбежно размываться, разрушаться окружающим их капитализмом, с которым они так или иначе должны будут взаимодействовать), социализм можно построить только в рамках всего общества в целом. Для этого и необходим переходный период.

3. Экономические основы социализма

Социализм устраняет частную собственность и эксплуатацию человека человеком, ликвидирует антагонизмы в общественном развитии, коренным образом изменяет характер и цель экономического прогресса. Социализм — общество, ориентированное на развитие человека. «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» .

Экономическую основу социализма составляет общественная собственность на средства производства, которые должны иметь адекватный социализму уровень. В. И. Ленин писал, что «единственной материальной основой социализма может быть крупная машинная промышленность, способная реорганизовать и земледелие» .

Социалистические производственные отношения, которые полностью господствуют в общественном производстве, обеспечивают быстрый и планомерный рост производительных сил. Утверждение общественной собственности коренным образом изменяет цель развития производства и способ его функционирования; стихийные силы анархии и конкуренции заменяются планомерной организацией экономических процессов; обеспечивается всеобщая занятость трудоспособного населения, каждому предоставляется работа в соответствии с его способностями, открывается широкий простор для развития личности.

При социализме экономические законы теряют роль стихийных регуляторов общественного производства (закон стоимости перестаёт действовать, т. к. само понятие стоимости исчезает вместе с рынком). Экономические законы сознательно применяются обществом в интересах неуклонного роста производства и использования преимуществ экономического строя социализма.

4. Распределение по труду

Из общественной собственности на средства производства следует общественная собственность и на продукт производства. При социализме трудящиеся выступают как коллективные собственники, как совладельцы, как целое, а не как сумма индивидов-собственников. Однако, условием потребления каждого из них выступает присвоение каждым части этого общего продукта, т. е. индивидуальная собственность на долю общественного продукта. А эти доли должны быть распределены между всеми членами общества.

Поскольку социализм — общественный строй, вышедший из капитализма, то труд при социализме ещё не стал для всех жизненной потребностью и находится ещё в лоне необходимости, а не свободы, кроме того, производство при низшей фазе коммунизма ещё остаётся относительно неразвитым и не обеспечивает полного изобилия материальных благ. Поэтому при социализме сохраняется необходимость материального стимулирования, а значит, учёта меры труда и меры потребления. Способом распределения той части общественного продукта, которая предназначена для личного потребления, при социализме является распределение по труду, мера индивидуального участия в потреблении совместно произведённого продукта.

«Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло. Соответственно этому каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам даёт ему. То, что он дал обществу, составляет его индивидуальный трудовой пай. Например, общественный рабочий день представляет собой сумму индивидуальных рабочих часов; индивидуальное рабочее время каждого отдельного производителя - это доставленная им часть общественного рабочего дня, его доля в нём. Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда. То же самое количество труда, которое он дал обществу в одной форме, он получает обратно в другой форме.

Здесь, очевидно, господствует тот же принцип, который регулирует обмен товаров, поскольку последний есть обмен равных стоимостей. Содержание и форма здесь изменились, потому что при изменившихся обстоятельствах никто не может дать ничего, кроме своего труда, и потому что, с другой стороны, в собственность отдельных лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления. Но что касается распределения последних между отдельными производителями, то здесь господствует тот же принцип, что и при обмене товарными эквивалентами: известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой.

Но один человек физически или умственно превосходит другого и, стало быть, доставляет за то же время большее количество труда или же способен работать дольше; а труд, для того чтобы он мог служить мерой, должен быть определён по длительности или по интенсивности, иначе он перестал бы быть мерой. Это равное право есть неравное право для неравного труда. Оно не признаёт никаких классовых различий, потому что каждый является только рабочим, как и все другие; но оно молчаливо признаёт неравную индивидуальную одарённость, а следовательно, и неравную работоспособность естественными привилегиями. Поэтому оно по своему содержанию есть право неравенства, как всякое право . По своей природе право может состоять лишь в применении равной меры; но неравные индивиды (а они не были бы различными индивидами, если бы не были неравными) могут быть измеряемы одной и той же мерой лишь постольку, поскольку их рассматривают под одним углом зрения, берут только с одной определённой стороны, как в данном, например, случае, где их рассматривают только как рабочих и ничего более в них не видят, отвлекаются от всего остального. Далее: один рабочий женат, другой нет, у одного больше детей, у другого меньше, и так далее. При равном труде и, следовательно, при равном участии в общественном потребительном фонде один получит на самом деле больше, чем другой, окажется богаче другого и тому подобное. Чтобы избежать всего этого, право, вместо того чтобы быть равным, должно бы быть неравным.

Но эти недостатки неизбежны в первой фазе коммунистического общества, в том его виде, как оно выходит после долгих мук родов из капиталистического общества. Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества».

Однако по труду при социализме распределяется лишь часть благ, а другая их часть (например, образование, здравоохранение, содержание нетрудоспособных) распределяются по потребности за счёт общественных фондов, и доля распределения по потребности растёт по мере продвижения общества к высшей фазе коммунизма.

5. Социализм и государство

Поскольку социализм — это, по определению, уже коммунизм, то он является бесклассовым обществом, и поэтому при социализме отсутствует подавление одного класса другим, следовательно, должно отсутствовать и государство — аппарат такого подавления, который должен отмереть, подвергнуться «засыпанию» ещё на этапе переходного периода от капитализма к социализму, вместе с исчезновением классов . Это не означает, что при социализме вообще отсутствуют органы управления обществом — органы общественного самоуправления существуют, но они не являются политическими, они заняты управлением производством, а не людьми. В связи с инерционностью форм общественных отношений по отношению к их содержанию, внешняя форма этих органов самоуправления может напоминать старые, государственные органы управления, но сущность их другая. Одной из важных функций таких органов при социализме является контроль над мерой труда и мерой потребления, защита распределения по труду — остатка неравного права, до тех пор, пока оно не будет полностью сменено распределением по потребностям.

6. Был ли социализм в СССР?

Дискуссионным является вопрос о том, был ли построен социализм в СССР. Несмотря на официальные декларации о построении в СССР социализма, нам представляется более правильной точка зрения, что в СССР не был завершён переходный период от капитализма к социализму, т. к. несмотря на отсутствие частной собственности на средства производства и плановую экономику, государственная собственность ещё не стала в полной мере общественной , поскольку управление ей осуществлялось узким слоем управленцев, а не самими широкими массами трудящихся (хотя по большей части и в интересах этих масс). С другой стороны, мы считаем неверной и ту точку зрения, что в СССР был лишь так называемый «государственный капитализм», т. к. не существовало класса , который бы присваивал прибавочную стоимость. Таким образом, неверно и утверждение, что «в СССР не было социализма». Мы считаем, что социализм в СССР находился в процессе становления, «родов», т. е. в СССР происходил именно переход от капитализма к социализму, который, к сожалению, не был завершён — «ребёнок умер при родах».