Причины создания мбрр. Действия Всемирного банка в решении проблемы бедности

Система Международного банка реконструкции и развития

МБРР был создан по инициативе США одновременно с МВФ в 1944 г. и функционирует в паре с Фондом. Первоначальной задачей МБРР было восстановление после войны путем интенсивного кредитования экономики Европы, поскольку США нуждались в рынках сбыта и оплоте западной цивилизации. В последующем деятельность МБРР была постепенно переориентирована на развивающиеся страны. МБРР предоставляет инвестиционные кредиты и тем самым функционирует на стыке международных финансовой и инвестиционной систем. В 1969 г. Советом управляющих МБРР был принят специальный документ "Общие условия заключения кредитных соглашений и соглашений о гарантиях".

МБРР заключает с государствами-членами следующие, в частности, виды соглашений:

  • соглашения о гарантиях, в которых Банк гарантирует размещение инвестиций;
  • соглашения о распределении доли участия в инвестиционных проектах;
  • соглашения о предоставлении крупных кредитов развивающимся странам, например, для строительства объектов в этих странах.

Структура и порядок формирования руководящих органов МБРР – такие же, как и в МВФ. В компетенцию Исполнительного совета Банка входит принятие решений о предоставлении кредитов в каждом конкретном случае. МБРР также имеет статус специализированного учреждения ООН.

В систему МБРР на правах его филиалов входит целый ряд международных организаций: Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и др.

Правовой статус МБРР не позволяет инвестировать собственные средства в экономику развивающихся стран и напрямую участвовать в кредитовании частных предприятий, приобретать их акции. В связи с этим в 1951 г. был выдвинут проект создания МФК с целью предоставления долгосрочных кредитов в частный сектор развивающихся стран. В 1954 г. ГА ООН на IX сессии приняла резолюцию с поручением Банку составить проект соглашения об учреждении МФК и представить его государствам – членам МБРР. Сессия МВФ и МБРР в Стамбуле в 1955 г. приняла решение о создании МФК в качестве филиала МБРР. Соглашение о МФК, заключенное посредством процедуры принятия, вступило в силу 25 июля 1956 г.

В 1960 г. на правах филиала МБРР была создана МАР – специализированное учреждение ООН, главная задача которой обеспечить льготное кредитование и экспорт частных инвестиций в развивающиеся и наименее развитые государства. Средний срок кредитов МФК – 15 лет, МАР – 35–50 лет.

И МФК, и МАР действуют как крупные акционерные предприятия, имеют уставной капитал; принятие решений основано на системе "взвешенных голосов". По своей сущности это организации, которые обеспечивают различными – мягкими и приемлемыми – формами экспансию капитала развитых государств в развивающиеся.

В последние десятилетия обе организации развернулись в сторону государств с переходной экономикой.

Банк международных расчетов и международная банковская система

В XX в., особенно в его второй половине, в мире сложилась международная банковская система. Банки всех стран мира связаны друг с другом наиболее тесно. Именно через банковские каналы происходит обслуживание внешнеторговых сделок, осуществляются валютные, платежно-расчетные и иные банковские операции. Банки – главные поставщики финансовых услуг.

Оказалось, что банковской системой тоже надо управлять посредством институциональных и нормативных механизмов. Обнаружилась проблема нестыковки внутренних законов о банках, норм межбанковского общения и банковских правил обслуживания клиентов. Все это объективно потребовало интернационализации всей банковской проблематики, гармонизации и унификации законодательства о банках, выработки на международном уровне единых правил деятельности банков в разных странах, общих критериев и стандартов контроля за банками со стороны государств.

Можно выделить два главных направления интернационализации различных сторон банковской деятельности: 1) создание общих правил применительно к отдельным видам финансовых инструментов и банковских операций (например, чекам); 2) выработка единых требований к банкам и стандартов их деятельности в целях обеспечения надежности и стабильности банковской системы, эффективности государственного контроля за ней.

В 1930 г. центральные банки ведущих государств мира создали международную организацию – Банк международных расчетов (БМР). Правовым основанием для этого явилось Гаагское соглашение центральных банков пяти государств, а также конвенция между ними и Швейцарией о штаб-квартире БМР в Базеле. Сегодня участниками БМР являются центральные банки 60 государств. Центральный банк РФ участвует в БМР с 1996 г. БМР сотрудничает с МВФ.

С созданием БМР формально-юридический характер приобрели регулярные встречи представителей центральных банков ведущих стран мира. Появились процедурные правила. Были образованы комитеты, в частности по банковскому надзору; по глобальной финансовой системе; по платежным и расчетным системам. Наиболее известен сегодня созданный под эгидой БМР в 1974 г. Базельский комитет по банковскому надзору и банковскому регулированию (Basel Committee on Banking Regulations and Supervisory Practicies), впоследствии переименованный в Базельский комитет по банковскому надзору.

Статус БМР в Гаагском соглашении 1930 г. определен как акционерное предприятие (корпорация), уставной капитал которого первоначально был распределен между ограниченным числом центральных банков (в основном европейских). В этом качестве БМР выполняет функции агента центральных банков-участников: осуществляет депозитные операции и переводы, обеспечивает взаимные расчеты, в том числе на многосторонней основе, размещает валютные резервы государств на мировых финансовых рынках, покупает и продает иностранную валюту, золото, ценные бумаги (включая государственные, например казначейские векселя США), предоставляет кредиты центральным банкам-участникам. Органами БМР являются: Совет директоров (он из своего состава избирает председателя Банка) и общее собрание акционеров.

Интересно, что БМР не вправе обслуживать правительства государств-участников: открывать им счета, предоставлять ссуды. БМР не имеет права также осуществлять операции с недвижимостью, приобретать контроль над предпринимательскими структурами, открывать текущие счета.

Двойная природа центральных банков сказалась и на статусе БМР. С одной стороны, для него характерны черты межгосударственной структуры, международной организации сотрудничества; с другой – хозяйственного предприятия, коммерческого банка (с ограниченной правосубъектностью по сравнению с ними). Следовательно, БМР – это международная организация "особого рода". Взаимодействие центральных банков в рамках БМР – это преимущественно международные, публичные отношения.

В Комитете БМР по банковскому надзору были сосредоточены вопросы надзора за банковскими операциями за рубежом, их капитализации. От капитализации, состояния активов банков зависят риски, возможности банковских банкротств и кризисов. Банкротство даже одного крупного банка сильно ударяет по всей международной банковской системе. Комитет взял на себя выработку общих стандартов банковского регулирования, в основу которого положены два главных принципа: ни один иностранный банк не должен быть вне сферы национального надзора; надзор должен быть адекватным (необходимым и достаточным). Главная забота Комитета – выработать правила, повышающие надежность банков, прогнозируемость их работы.

В 1987 г. в рамках Комитета завершилась многолетняя работа по гармонизации нормативных актов, касающихся банковского надзора и требований к банковским активам (банковскому капиталу). В 1988 г. был принят документ, получивший неофициальное название "Соглашения по адекватности капитала" (по другой версии – "Соглашение по достаточности капитала"), но известного как "Базель-I". Нормы "Базель-1" применяются более чем в 100 государствах.

Соглашение установило определенные правила для коммерческих банков, например:

  • они обязывались делать отчисления капитала на случай наступления рисков в активных операциях;
  • они должны были для осуществления обычных кредитных операций резервировать 8% от суммы всех банковских активов.

Все это повышало устойчивость каждого отдельного банка и всей национальной банковской системы в целом. Государства (центральные банки) обязаны были проводить выработанные правила в жизнь, в том числе и во внутреннее законодательство своих стран.

Комитет обратил также внимание, что картину достаточности банковского капитала могут исказить разные режимы налогообложения, поэтому он указал: "Сближение режимов налогообложения, хотя и желаемо, лежит вне компетенции Комитета".

Правовая природа документа под названием "Базель-1" также вызывает много вопросов и споров; единой точки зрения на суть и содержание норм, изложенных в нем, пока не выработано; многие нормы имеют характер мягкого права. Некоторым нормам придан диспозитивный характер: "Комитет оставил на усмотрение национальных надзорных органов определять соответствующие оценочные факторы". В тексте имеются указания на то, что "согласованный порядок" измерения достаточности капитала "национальные надзорные органы, представленные в Комитете, намерены внедрить в своих странах". Установлено также, что "данное Соглашение должно применяться к банкам" и подконтрольным им структурам.

Документ "Базель-I" носит явно публично-правовой характер; он содержит правила, унифицирующие административные нормы, посредством которых государства управляют банковской сферой. По всей видимости, его можно квалифицировать как текст, оформивший международное соглашение. Но можно ли назвать международным соглашением в привычном смысле (согласно Венской конвенции о праве международных договоров) соглашение между центральными банками? Возможно, это – многостороннее межведомственное соглашение "особого рода" (sui generis)? В российском законодательстве имеется пробел по поводу порядка подписания международных соглашений Центральным банком РФ.

Практика применения правил соглашения "Базель-I" показала, что банки, чтобы выполнить требование об обязательном 8%-ном резервировании, стали искажать отчетность, выводить за баланс (прятать) свои активы, а в результате ухудшилась структура баланса мировой банковской системы.

В 2002 г. Базельский комитет банковского надзора принял решение перейти к новым стандартам, предоставив коммерческим банкам больше свободы в оценках рисков своей деятельности. В 2004 г. был готов документ "Международная гармонизация измерений и стандартов капитала: пересмотренная редакция", получивший название "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" ("Core Principles for

Effective Bank Supervision"), или "Базель-Н". В 2006 г. документ был одобрен на Международной конференции органов банковского надзора, которая состоялась в Мексике.

Общий смысл "Базеля-Н" состоит в том, чтобы научить банки самостоятельно управлять своими рисками, создавать систему внутреннего рейтинга кредитов, потенциальных заемщиков, а значит и предотвращать банковские кризисы (банкротства). Под низкорейтинговые (опасные) кредиты банки будут обязаны держать резервы по более высоким ставкам, а под высокорейтинговые кредиты, наоборот, – по более низким ставкам. Чем внимательнее банки будут относиться к этим вопросам, тем стабильнее будет международная банковская система, тем труднее будет ввергнуть ее в новый финансовый кризис.

Новые правила учитывают, что современная кредитная система нашла более тонкие и эффективные механизмы борьбы с банковскими рисками, например так называемую секьюритизацию кредитов (когда кредиты продаются на фондовом рынке вместе со всеми рисками в виде ценных бумаг и деривативов). В этом случае риски перекладываются на конечного покупателя – на клиентов, потребителей. При очередном кризисе пострадают (потеряют деньги) прежде всего они.

В 2010 г. Базельский комитет разработал документ под названием "Базель-Ш", реализация которого начнется через несколько лет.

В рамках международной банковской системы происходит движение финансовых, кредитных, инвестиционных ресурсов. Коммерческие банки разных стран оказывают друг другу и своим клиентам самые разнообразные услуги, совершают множество видов банковских операций. К таким операциям относятся: фондовые, лизинговые, факторинговые, форфейтинговые, трастовые операции. Преобладающая часть таких операций производится на основе внутреннего законодательства государств и межбанковских правил, обычаев делового оборота.

По некоторым из них потребовался международно-правовой метод регулирования. Так, 28 мая 1988 г. были заключены две Оттавские конвенции УНИДРУА: о международном финансовом лизинге; о международном факторинге.

Фондовыми называются операции банков с ценными бумагами, в том числе скупка ценных бумаг за рубежом для собственного портфеля. Лизинг в широком значении этого термина объединяет все операции по предоставлению товаров в аренду. Под лизингом в узком смысле слова понимают долгосрочную аренду машин и оборудования, или договор аренды машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора. В договорах лизинга зачастую предусматривается право или обязанность арендатора купить товары по истечении срока аренды. Лизинг – это одна из форм кредитования экспорта высокотехнологичных товаров.

Факторинг заключается в приобретении банком у клиентов требований на взыскание долгов, частичной оплате таких требований и последующем получении долга у должника. В экспортно-импортных сделках при факторинге банк (факторинговая компания) приобретает у экспортера краткосрочные долги и содействует получению суммы стоимости соответствующих товаров от импортера. Если импортер также привлекает банк в качестве "фактора", то взаиморасчеты по сделке будут осуществляться между фактором (банком) экспортера и фактором (банком) импортера.

Форфейтингом называется покупка долга у кредитора. Когда экспортер получает от импортера за поставленный в кредит товар вексель, банк-форфейтор может выкупить вексель импортера сразу после поставки товара, обеспечивая немедленный платеж экспортеру. При этом банк-форфейтор может потребовать от импортера банковскую гарантию или сам принимает на себя риск по оплате векселя за дополнительное вознаграждение. Трастовые банковские операции состоят в действиях на доверительных началах по распоряжению имуществом, доходами, ценными бумагами клиентов с целью приумножения прибыли.

Идея Международного банка реконструкции и развития (МБРР) была сформулирована на Конференции Организации Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам в 1944 г. в Брет-тон-Вудсе (США). МБРР начал свою деятельность в 1945 г. МБРР в качестве специализированного учреждения входит в систему ООН. Местопребывание МБРР - Вашингтон (США), Европейское бюро - Париж (Франция), Токийское бюро - Токио (Япония).

В настоящее время Всемирный банк объединяет 181 государство. Членство в МБРР открыто для государств-членов МВФ на условиях, определяемых Всемирным банком.

Цели МБРР:

- содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели;

Поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и других инвестициях частных кредиторов;

Стимулирование долгосрочного сбалансированного роста международной торговли, а также поддержание сбалансированного платежного баланса путем международных инвестиций в развитие производственных ресурсов государств-членов МБРР.

Структура МБРР

Совет управляющих, состоящий из назначаемых странами-членами управляющих (министров финансов или председателей центральных банков), является высшим органом МБРР. Срок полномочий управляющих, каждый из которых имеет заместителя, составляет 5 лет (возможно повторное назначение). Совет управляющих заседает обычно один раз в год (ежегодное собрание). Он может передать часть своих полномочий директорам-исполнителям (за исключением решений о приеме новых членов, повышении или снижении уставного капитала, прекращении деятельности МБРР и др.). Решения принимаются простым большинством голосов, по важным вопросам необходимо собрать 85%. При голосовании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в капитале Банка (США имеют более 17% голосов, т.е. столько же, сколько имеют 140 развивающихся стран. (Квоты России и Украины составляют 1,8 и 0,8% соответственно).

Директора-исполнители (избираются на 2 года) отвечают за текущую работу. Из двадцати четырех директоров пять назначаются пятью членами МБРР (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония), имеющими наибольшую долю в его капитале, остальные избираются управляющими с учетом их принадлежности к определенной группе стран. Каждый из остальных директоров представляет несколько стран, за исключением Китая и Саудовской Аравии, которые представлены своим собственным директором-исполнителем. Директора-исполнители осуществляют возложенные на них полномочия, опираясь на помощь комитетов. Каждый директор назначает себе заместителя на случай своего отсутствия.


Президент избирается директорами-исполнителями сроком на 5 лет; он не может быть ни управляющим, ни директором, ни представителем управляющего или директора. Президент ведет текущие дела Всемирного банка.

Источники финансирования

Капитал МБРР на момент создания был образован государствами-членами в размере 10 млрд. дол. В 1994 г. капитал Всемирного банка составил 165 млрд. дол. (согласно Уставу МБРР, капитал должен составлять 184 млрд. дол.). МБРР финансирует свои кредитные операции из собственного капитала, заемных средств с международных финансовых рынков (в основном с американского рынка), аккумулированных с помощью облигаций (7% годовых), государств и международных организаций, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.

Деятельность

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств промышленно развитых стран и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью стимулировать развитие их экономики. Традиционно деятельность МБРР заключается в предоставлении кредитов для расширения производственных мощностей стран-членов Всемирного банка, которые выдаются обычно сроком до 20 лет (льготный период - 5 лет) под гарантию правительств ею стран-членов. Обычно МБРР предоставляет займы в размере 15 млрд. дол. в год, процент по ним взимается на уровне ставок мировых финансовых рынков (ставка по кредиту в среднем на 0,5% превышает стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям: в 1993 г. ставка составляла 7,43% годовых). Общая сумма кредитов, предоставленных МБРР за период его деятельности, достигла 235 млрд. дол. (1/3 кредитов приходится на 1989-1993гг.).

Необходимо подчеркнуть, что своими кредитами Банк покрывает лишь 30% от стоимости объекта. Наибольшая часть его кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт и связь. Однако с середины 80-х гг. МБРР увеличил долю средств, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), здравоохране­ние и образование. Кредиты МБРР, направляемые в промышлен­ность, составляют менее 15%.

До одной трети кредитов МБРР предоставляет в форме совместного финансирования, при котором инвесторы получают ряд выгод, например, экспертизу проекта и гарантию по возврату кредита обеспечивает МБРР. Кроме того, МБРР предоставляет гарантии по долгосрочным кредитам других банков. При этом он требует обязательного предоставления ему информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.

МБРР постоянно занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран. Кредитами МБРР могут пользоваться только наиболее развитые из развивающихся стран (Мексика, Индия, Бразилия, Индонезия, Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная Корея и Колумбия), которым предоставлено 137 млрд. дол. (60% от всех кредитов МБРР). При непосредственной поддержке Международного валютного фонда МБРР удалось восстановить международную кредитоспособность крупнейших мировых должников, внешняя задолженность которых в 1993 г. была следующей: Аргентина - 74,5 млрд. дол., Бразилия - 132,7 млрд. дол., Индонезия - 89,5 млрд. дол., Мексика - 118 млрд. дол., Польша - 45,3 млрд. дол., Турция - 67,7 млрд. дол. О значении МВФ и МБРР можно судить и по тому обстоятельству, что начиная с 60-х гг. преодолеть гиперинфляцию смогли только те страны, которые сотрудничали с этими институтами, например Боливия (11750%), Аргентина (3080%), Индонезия (3106%) и Польша (586%).

Б связи с изменившейся экономической и политической ситуацией в мире с 1992 г. Всемирный банк пересматривает свою роль и структуру в связи с тенденцией к ухудшению качества портфеля займов. МБРР изменил приоритеты в выдаче новых займов, пересмотрел весь портфель проектов по каждой стране-должнику. В результате произошло качественное изменение портфеля займов Банка: из него практически исчезли проекты, осуществляемые надолго уехавшими из страны липами- сократились займы на создание крупной инфраструктуры типа дамб и портов; больше кредитов стало выделяться под социальные программы в области образования, здравоохранения и прав женщин. Кроме того Всемирный банк сделал новый акцент на частный сектор. Хотя возможности частного сектора в экономическом развитии не ос­париваются, МБРР находится в затруднительном положении, по­скольку эти функции относятся к Международной финансовой корпорации (МФК) для работы с частным сектором, а МБРР предоставляет кредиты, как правило, субъектам международных публичных финансов. Тем не менее Банк стремится к созданию благоприятных для частного сектора условий в развивающихся странах.

Банк выдает структурные кредиты для регулирования национальной экономики, оздоровления платежного баланса государств Центральной и Восточной Европы, СНГ, прибалтийских государств.

Важным этапом в развитии экологического направления деятельности МБРР явилась Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (июнь, 1992 г.). Целями экологической политики Банка являются:

1) помощь членам МБРР в определении приоритетов национальных экологических политик; создание эффективной институциональной, правовой, управленческой, информационной и кадровой инфраструктуры, в рамках которой должна формироваться и реализовываться национальная экологическая политика (экологические проекты по линии технической помощи);

2) инвестиции в проекты так называемого "двойного эффекта" т.е. проекты, которые улучшают (сохраняют) окружающую природную среду и обеспечивают коммерческую прибыль;

3) сведение к минимуму негативных экологических эффектов при осуществлении кредитно-инвестиционных операций;

4) участие в решении глобальных экологических проблем с помощью Глобального экологического фонда

Практически все проекты, поступающие на рассмотрение Банка, проходят экологическую оценку (ЭО), которая регламентируется документом "Операционная директива по экологической оценке".

(МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ).

Группу Всемирного банка образуют несколько организаций, выполняющих различные функции:

  • Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
  • Международная ассоциация развития (МАР);
  • Международная финансовая корпорация (МФК);
  • Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ);
  • Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Штаб-квартира Группы располагается в г. Вашингтоне, округ Колумбия, США.

(МБРР ) широко известный как Мировой банк, является основным кредитным учреждением группы Всемирного банка (создан на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г). В отличие от , ВБ предоставляет кредиты для экономического развития стран . МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения.

(МАР ), созданная в 1960 г. Ее цель — оказание помощи самым бедным странам. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более 835 долл. МАР предоставляет беспроцентные займы с 30-40-летним сроком погашения и отсрочкой основных платежей в течение первых десяти лет. Членами МАР являются более 160 стран.

(МФК), созданная в 1956 г. Ее цель — стимулирование работы частного сектора в развивающихся странах. МФК финансирует проекты частного сектора. Процентные ставки кредиторов зависят от страны и проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3-15 лет. Отсрочка платежей возможна в течение первых 3-5 лет. МФК насчитывает более 170 стран-членов.

(МАГИ). (Создано в 1982 г.) Цель организации — оказание помощи развивающимся странам в привлечении иностранных инвестиций через предоставление инвесторам гарантий от политических рисков.

К таким рискам могут относиться военные действия, гражданские беспорядки, экспроприация. МАГИ предоставляет типовой страховой полис, который гарантирует инвестиции в течение 25 лет. Предельная сумма, гарантируемая по одному проекту, — 50 млн. долл. США. Кроме этого МАГИ проводит консультации с развивающимися странам по вопросам привлечения иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются более 140 стран.

(МЦУИС). (Создан в 1966 г.) Цель организации — стимулирование потока инвестиций, благодаря обеспечению условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами и иностранными инвесторами. МЦУИС выдает рекомендации и публикует труды по законодательству об иностранных инвестициях. Членами МЦУИС являются около 130 стран.

Группа Мирового банка (МБРР, MAP, МФК, МАГИ)

Группа Мирового банка (Группа Всемирного банка — В Б) является специализированным финансовым институтом ООН, в состав которого входит несколько взаимосвязанных специализированных организаций ООН:

  • Международный банк реконструкции и развития — МБРР;
  • Международная ассоциация развития — MAP;
  • Международная финансовая корпорация — МФК;
  • Международное агентство по гарантированию инвестиций — МАГИ.

Группа возглавляется единым руководством. Основная цель ее деятельности — оказание финансовой поддержки развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Каждый из входящих в группу институтов самостоятельно из своих ресурсов и на своих условиях осуществляет деятельность по финансированию инвестиционных проектов, содействуя выполнению программ экономического развития указанных стран. Но каждая структура руководствуется обшей целью, и ее деятельность подчинена общей стратегии Группы.

За время своего существования Группа Всемирного банка стала одним из ведущих мировых инвестиционных центров, на долю которого приходится около половины ежегодного объема инвестиций, выделяемых международными организациями развивающимся странам.

Международный банк реконструкции и развития

Международный банк реконструкции и развития — МБРР является головной организацией в Группе. Создан в 1944 г. одновременно с МВФ в рамках Бреттон-Вудских соглашений. Декларируемые в соответствии с Уставом цели Банка определены следующим образом:

  • содействие развитию стран-членов путем поощрения иностранных инвестиций в экономику развивающихся стран;
  • поощрение частных иностранных капиталовложений путем выдачи гарантий Банка или прямым финансированием проектов;
  • содействие долгосрочному сбалансированному развитию международной торговли и поддержанию платежных балансов через развитие производственного потенциала стран — членов Банка при помощи иностранных капиталовложений.

Финансовые ресурсы Банка складываются из взносов стран- членов в Уставный капитал, банковской прибыли от его деятельности, а также из привлеченных средств в виде займов на международных рынках ссудного капитала.

Уставный капитал формируется по типу акционерного общества путем подписки на акции. Страны-члены оплачивают 20% квоты — 2% в свободно конвертируемой валюте и 18% в национальной. Остальная часть неоплаченной квоты является резервным фондом, под который Банк путем выпуска облигационных займов осуществляет заимствования на международном рынке ссудных капиталов для финансирования кредитуемых им инвестиционных объектов. При необходимости Банк может востребовать от стран- членов неоплаченную часть квот. Но на практике пока Банку удается более 90% ресурсов привлекать на мировом финансовом рынке путем выпуска облигаций.

Высшим руководящим органом МБРР является Совет управляющих, а исполнительным органом — Директорат. Как и в МВФ, Совет управляющих состоит из министров финансов или управляющих центральными банками. Для принятия важных решений один раз в год собирается на сессии совместно с МВФ.

Директорат состоит из 24 исполнительных директоров. Пять из них назначаются странами, обладающими наибольшим количеством голосов, — это США, Япония, Германия, Франция и Великобритания. При этом США имеют 20% голосов, что обеспечивает им право вето при голосовании по наиболее важным вопросам, когда для принятия решения требуется 85% голосов. По одному директору от страны выбирают Китай, Саудовская Аравия и Россия. Остальные 16 директоров избираются каждый от группы стран. Директорат избирает Президента Банка, традиционно гражданина США. Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне.

В настоящее время членами Банка являются практически все страны, что оправдывает его название Мирового (Всемирного) банка.

Формально это учреждение дсполитизировано. Оно четко декларирует направленность своей деятельности на содействие демократическому развитию в рамках открытой рыночной экономики, экономическому росту, на борьбу с бедностью. Но методы достижения целей не лишены политических пристрастий ведущих стран Запада, имеющих большинство голосов в руководящих органах. Оно обеспечивается принципом взвешенного голосования: количество голосов каждой страны зависит от ее доли в уставном капитале.

Кроме того, согласно учредительным документам МБРР в ряде случаев обязан ориентироваться на решения МВФ. Проводимая странами — членами Банка валютно-финансовая политика должна соответствовать Уставу МВФ. Поэтому членами МБРР могут быть только те страны, которые вступили в МВФ.

Таким образом, МВФ и МБРР как два одновременно созданных Брсттон-Вудских финансовых института в своей деятельности дополняют друг друга, но каждый из них выполняет свои специфические функции.

МВФ занимается регулированием валютной системы, содействует внешним расчетам между странами — членами Фонда через механизм предоставления кредитов в иностранной валюте для выравнивания платежных и расчетных балансов. Кредитами МВФ могут пользоваться все члены — и богатые, и бедные страны, гак как от финансового положения стран зависит стабильность мировой валютной системы.

МБРР является прежде всего кредитным учреждением. Его цель — содействовать преодолению бедности развивающихся стран, их экономическому росту и интеграции в мировую экономику. Он предоставляет займы только развивающимся странам.

Особенность кредитной политики Банка заключается в том, что он аккумулирует средства мирового рынка капиталов и за счет этого выдает ссуды тем государствам, которые имеют ограниченный доступ к этому рынку, либо непосредственно их правительствам, либо под правительственные гарантии, фактически он выполняет роль посредника.

Не изменяя цели и механизма кредитования, МБРР меняет направления, методы и формы деятельности в зависимости от условий, складывающихся в мире и в отдельных регионах, учитывая накопленный опыт работы.

После Второй мировой войны деятельность Банка была направлена на оказание помощи в восстановлении и развитии экономики западноевропейских стран и Японии, а с середины 50-х годов, когда экономика этих стран была восстановлена, его деятельность переместилась в развивающийся мир и направлена на развитие государств, освободившихся от колониальной зависимости.

Позднее деятельность Банка распространилась и на страны с переходной экономикой.

До 80-х годов Банк в основном выделял кредиты под проектное финансирование. Причем кредитами Банка покрывалось не более 30% стоимости кредитуемого объекта. Остальная часть расходов должна покрываться за счет внутренних источников. Это стимулирует инвестиционный процесс в стране. Но кредиты Банка имели связанный характер. И, как отмечали критики, при существенных нарушениях в экономике стран проектное финансирование не могло эффективно повлиять на общеэкономическую ситуацию в этих странах.

Разразившийся в 1982 г. долговой кризис подтвердил правоту таких выводов. И в 80-х годах Банк вводит в практику предоставление несвязанных кредитов на поддержку экономических реформ. Но все-таки ведущая роль сохраняется за проектным финансированием. В целях привлечения дополнительных ресурсов для кредитуемых им объектов МБРР практикует совместное финансирование. Соинвесторы имеют определенные выгоды при совместном финансировании: Банк проводит экспертизу проекта и снимаете них риск неплатежей.

Валютно-финансовый кризис 1997-1998 гг. повлиял на кредитную политику Банка. Он переориентировал свою деятельность на регион Юго-Восточной и Восточной Азии, являвшийся эпицентром кризиса. В 1998 финансовом году кредиты, выделенные странам этого региона, составили 1/3 в общей сумме кредитных средств, предоставленных Банком. Одновременно значительно, с 27 до 39%, выросла доля кредитов, не привязанных к конкретным объектам. И большая сумма кредитов была выделена финансовому сектору, его доля составила 22% против 6% по сравнению с предыдущим годом.

После распада Советского Союза в орбиту деятельности МБРР попадают страны — бывшие республики СССР, а также государства Центральной и Восточной Европы. Они также становятся получателями кредитов Банка. Банк выделяет им кредиты на структурную адаптацию, на поддержку экономических реформ. Эти кредиты не являются связанными, обычно предоставляются под определенные программы и быстрее осваиваются.

Требования МБРР при выделении кредитов на поддержание программ экономических реформ аналогичны тем, которые выдвигает МВФ. Это либерализация цен, ослабление государственного воздействия на экономику и опора на частный капитал.

Основные объемы займов МБРР развивающимся странам направляются в сельское хозяйство, так как, по мнению руководства, именно в сельскохозяйственных районах концентрируется максимальная бедность и отсталость, борьба с которыми является первостепенной задачей Банка. Выделенные займы идут на развитие сельского хозяйства, инфраструктуры, образования, здравоохранения. Гораздо меньше кредитов выделяется на развитие обрабатывающих отраслей.

МБРР предоставляет кредиты на длительный срок от 15 до 20 лет, что значительно превышает сроки кредитования коммерческими банками.

Стоимость кредитов определяется конъюнктурой мирового финансового рынка, так как основную часть своих ресурсов Банк аккумулирует путем эмиссии облигаций. Но маржа на кредитные средства невысокая, от 0,25 до 0,5%, поскольку получение прибыли не является целью деятельности Банка.

МБРР защищает частный капитал, поэтому кредиты, предоставляемые Банком, носят также обусловленный характер. Требования к заемщикам со стороны Банка довольно жесткие. От них требуется создание благоприятного правового и административного климата для деятельности ТНК, освобождение иностранных инвесторов от налогов, обеспечение свободного вывоза прибыли. Страна-заемщик должна значительно сократить или отменить субсидирование внутренних потребителей, провести либерализацию внешнеэкономической деятельности, девальвацию национальной валюты и т.д.

Международная ассоциация развития

Международная ассоциация развития (MAP ) создана в 1960 г. для расширения круга развивающихся стран, допущенных к кредитным ресурсам. Формально она независима от Банка, а фактически является его филиалом. Ими руководят единый орган управления и один президент.

К 60-м годам прошлого века выявилась часть развивающихся стран, для которых кредиты МБРР оказались недоступны. Во-пер- вых, из-за их высокой стоимости. А во-вторых, для них были неприемлемы условия кредитования. Это были самые бедные, самые отсталые страны. Они нуждались в льготном кредитовании. Специально для предоставления таким странам заемных средств на льготных условиях и была создана Банком Международная ассоциация развития. Поэтому получить льготные кредиты имеют право только те страны, которые являются членами МБРР и имеют низкий доход на душу населения. В 1997-1999 гг. лимит ВВП на душу населения, дающий право на льготное кредитование, составлял 925 долл. в год.

Кредиты MAP предоставляются в национальной валюте страны-заемщика только правительствам государств на срок до 35-40 лет, при этом льготный период составляет 10 лет. Проценты по кредитам не взимаются. Заемщик покрывает только административные издержки в размере 0,5% годовых.

Ресурсы MAP формируются за счет взносов развитых стран- доноров, являющихся членами организации, и чистой прибыли МБРР.

Предоставление льготных условий кредитования за счет указанных источников не следует рассматривать как благотворительную деятельность. Ведь целью деятельности М БРР является борьба с бедностью. А механизм кредитования на условиях Банка оказался неэффективным для ряда развивающихся стран. Создав возможность льготного кредитования через MAP, Банк значительно расширил свое влияние на развивающиеся страны.

Характер кредитов, предоставляемых MAP, носит социальную направленность. Наибольший удельный вес в структуре заемных средств ее клиентов имеют кредиты на развитие здравоохранения, образования, сельского хозяйства и сельских районов. В отличие от МБРР эта организация практически не направляет средства в финансовую сферу. Поскольку клиентами MAP являются бедные страны, не интегрированные в мировой финансовый рынок, их не затрагивают финансовые кризисы.

Таким образом, в стратегическом плане МБРР и MAP выполняют общие задачи, но функции между ними разделены.

Международная финансовая корпорация

Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. как специализированное учреждение ООН. Юридически и в финансовом отношении является самостоятельной организацией. Однако фактически это филиал МБРР. Они имеют общее руководство. Высший орган МФК — Совет управляющих, обязанности членов которого но совместительству исполняют члены Совета управляющих МБРР. Функции председателя Директората МФК также по совместительству выполняет Президент МБРР.

Цель деятельности Корпорации — содействие развитию частного сектора в экономике развивающихся стран, привлечение притока в этот сектор национальных и иностранных инвестиций.

Учитывая, что Банк незначительно кредитует промышленность, одним из основных направлений деятельности МФК является кредитование промышленных объектов. При этом кредиты выделяются частному сектору без предоставления правительственных гарантий. Поскольку кредитные риски организация берет на себя, она кредитует проекты не более чем на 25% стоимости и при условии высокой рентабельности этих проектов.

Заемные средства Корпорация предоставляет на срок до 15 лет, процентная ставка — на уровне среднегодовых ставок мирового рынка ссудных капиталов по аналогичным кредитам. Кредиты погашаются в той же валюте, в которой они были предоставлены.

Ресурсы МФК формируются из разных источников. Во-первых, за счет взносов стран-членов. Наибольшую сумму внесли

США, являющиеся инициатором создания этой организации, а также Англия, Франция и другие развитые страны. Во-вторых, в распоряжении МФК имеется ряд фондов, которые были созданы специально для финансирования отдельных инвестиционных проектов. Кроме того, МФК имеет право привлекать внешние ресурсы с мирового рынка капиталов, как и МБРР. Но механизм их привлечения иной. Она приобретает акции компаний, осуществляет и собственные инвестиции в акционерный капитал строящихся в развивающихся странах предприятий без намерения закрепиться на них в качестве собственника. Приобретенные активы в дальнейшем перепродаются частному капиталу.

Однако по сравнению с МБРР и даже в сравнении с MAP финансовые ресурсы, которыми располагает Корпорация, значительно меньше. Но несмотря на ограниченные финансовые возможности, МФК играет важную роль в развитии и укреплении частного сектора в развивающихся странах, в мобилизации инвестиционных ресурсов в развивающиеся страны, а также в формировании развивающихся фондовых рынков.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиции

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиции (МАГИ) образовано в 1988 г. в дополнение к МБРР для многостороннего гарантирования прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны. Капитал в размере 1 млрд долл. США образован за счет стран-членов.

МАГИ гарантирует следующие виды инвестиций:

  • взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал;
  • ссуды, предоставленные акционерами;
  • некоторые формы неакционерных прямых инвестиций.
  • Срок гарантии — от 15 до 20 лет. Гарантии могут покрывать до 90% объема инвестиций.

Круг рисков, на которые распространяются гарантии МАГИ, широкий. Агентство страхует указанные инвестиции от политических рисков на случай войн, гражданских волнений, экспроприации имущества инвестора, невыполнение контрактных обязательств вследствие принятия политических решений руководством государства (например, запрет на ввоз товара в страну) и другие политические катаклизмы.

Инвестиции могут быть застрахованы от некоммерческих рисков в финансовой сфере, таких, как, например, отмена конвертируемости валюты и возникшие в связи с этим препятствия по выводу прибыли из страны.

Невыполнение контрактных обязательств, связанных с инвестициями, по форс-мажорным обстоятельствам также может быть застраховано МАГИ.

Помимо страхования некоммерческих рисков, МАГИ занимается консультированием правительственных органов развивающихся стран-членов по вопросам, связанным с разработкой и осуществлением политики и программ по привлечению иностранных инвестиций. Для этого оно организует встречи и переговоры правительств заинтересованных стран с международными деловыми кругами.

Таким образом, МБРР, MAP, МФК и МАГИ образуют четыре тесно связанных между собой международных финансовых института. Они объединены общей целью деятельности, которая заключается в оказании финансовой поддержки развивающимся странам. В рамках этой цели каждый из них выполняет свои, отведенные ему функции. Вместе они образуют группу Всемирного банка — крупнейшего в мире инвестиционного института, задачей которого является борьба с бедностью и отсталостью развивающихся стран, содействие экономическому росту и развитию рыночных отношений в этих странах и странах с переходной экономикой.

Статьи Соглашения Международного банка реконструкции и развития были подписаны в Вашингтоне 21 декабря 1945 г. МБРР начал работу в 1946 г.

Членами МБРР могут быть только члены МВФ. На сегодняшний день в МБРР около 180 государств, в том числе Российская Федерация. В 1996 г. было подписано Соглашение между Правительством РФ и МБРР о Постоянном представительстве Международного банка реконструкции и развития в Российской Федерации, которое вступило в силу в 2005 г.

Целями МБРР являются: оказание помощи государствам-членам в развитии производственных предприятий и ресурсов путем содействия осуществлению капиталовложений в производственную сферу; содействие сбалансированному росту мировой торговли и поддержание равновесия платежных балансов путем стимулирования международных инвестиций.

Задачей МБРР является предоставление кредитов правительствам, главным образом, развивающихся государств или частным организациям под контролем правительства. Получатели кредитов обязаны использовать его по целевому назначению, предоставлять Банку соответствующую информацию.

Органами МБРР являются: Совет управляющих; Директорат; Президент МБРР.

Все полномочия Банка передаются Совету управляющих, в котором представлено по одному управляющему и одному заместителю, назначаемым каждым членом согласно их собственной процедуре. Каждый управляющий и его заместитель находятся на своих постах в течение пяти лет и могут быть назначены на повторный срок. Заместители принимают участие в голосовании лишь в отсутствие основного управляющего. Совет избирает одного из управляющих своим председателем.

Совет управляющих может делегировать исполнительным директорам право осуществлять любые полномочия Совета за исключением права: принимать новых членов и определять условия их приема; увеличивать или уменьшать акционерный капитал; приостанавливать членство; договариваться о сотрудничестве с другими международными организациями; решать вопросы распределения чистых доходов Банка.

Совет управляющих и исполнительные директора в рамках своих полномочий могут устанавливать такие правила и положения, которые необходимы или отвечают целям деятельности Банка.

Каждый член имеет 250 голосов, а также получает по одному дополнительному голосу за каждую имеющуюся у него акцию. За исключением особо оговоренных случаем, решения по всем рассматриваемым Банком вопросам принимаются большинством поданных голосов.

Исполнительные директора несут ответственность за проведение общих операций Банка. Имеется 12 исполнительных директоров, которые не обязаны являться управляющими и из числа которых: пять назначаются - по одному от каждого из пяти членов, располагающих наибольшим числом акций; семь избираются в соответствии со Шкалой В всеми управляющими. Исполнительные директора назначаются на два года. Каждый исполнительный директор назначает себе заместителя, уполномоченного действовать в его отсутствие от его имени.

Исполнительные директора назначают Президента, который не является управляющим, исполнительным директором или их заместителем. Президент председательствует на заседаниях исполнительных директоров, но не имеет права голоса, за исключением права решающего голоса в тех случаях, когда голоса разделяются поровну. Он может принимать участие в заседаниях Совета управляющих, но права голоса на них не имеет. Президент является главой оперативного персонала Банка и проводит под руководством исполнительных директоров обычную деятельность Банка. Под общим контролем исполнительных директоров он отвечает за организацию, назначение и увольнение должностных лиц и персонала.

МБРР имеет также Консультативный совет, в составе которого не менее семи членов, избираемых Советом управляющих сроком на два года.

Местонахождение МБРР - Вашингтон.


Акционерный банк МБРР – дочернее коммерческое предприятие диверсифицированной компании АФК «Система» (ей принадлежит 86,5% акций банка). Одно из крупнейших финансово-кредитных учреждений России, основанное в 1993 году. В 2001 получена лицензия профессионального игрока на рынке ценных бумаг, Генеральная лицензия получена от ЦБ России в ноябре 2002 года. Тогда же получена лицензия на операции с драгоценными металлами. Участник системы страхования денежных вкладов с начала 2005 года. По итогам прошлого года, собственный капитал достиг 16,5 млрд. руб., а активы – 158,6 млрд. рублей.

Возникший чуть раньше многоцелевой холдинг «Акционерная финансовая корпорация «Система», является материнским предприятием банка МБРР, чье создание было определено потребностью в опорном банке для проведения расчетных операций «Системы». Основные моменты в развитии банка. 2002 год – банк приступил к распространению карт American Express, становится принципиальным членом платежной системы Master Card Europe и ассоциативным членом Visa International. 2003 – введен в строй процессинговый банковский центр кредитных карт. 2005 – принципиальное членство в системе Visa International. Банк регистрируется в системе страхования денежных вкладов.

Банк является членов многих ассоциаций, союзов и советов: «Союз предпринимателей и промышленников России», ММВБ (валютная биржа), ММВА (валютная ассоциация), МФБ, Московский банковский союз и Ассоциация российских банков, ассоциации российских членов SWIFT и Europay и т.д.

«Московский банк реконструкции и развития» www.mbrd.ru , являясь головным предприятием группы МБРР, включающей в себя дочерние банки, лизинговые и финансовые компании: МБРР-Финанс, МБРР-Капитал, East-West United Bank, «Далькомбанк» и др. МБРР имеет 15 филиалов и 120 офисов в 49 городах 30 регионов России: группа «МБРР» имеет представительства в Северо-Западном, Южном, Центральном, Сибирском, Приволжском, Уральском и Дальневосточном регионах. Головной офис расположен по адресу: 119034, Москва, Еропкинский п-к, 5, стр. 1. Телефоны 4952251505 и 4959952191. Московский банк реконструкции и развития в Москве располагает сетью из 10 дополнительных офисов и 10 мини-отделений. Вот адреса некоторых из них:

1. Ул. Азовская, 32;

2. Ул. Тушинская, 11/3;

3. Проспект Вернадского, 21/3;

4. Ленинский проспект, 45;

5. Ул. Маршала Бирюзова, 20, стр.1;

6. Архангельский переулок, 12 корп. 8, стр.1;

7. Ул. Садовническая. 75;

8. Ул. Перерва, 56/2;

9. Осенний бульвар, 5, корпус 1;

10. Ул. Новый Арбат, 2 и т.д.

МБРР по ключевым показателям находится на 28 месте в рейтинге российских банков. По основным показателям (Московский регион), банк занимает: 24 место по вкладам физических лиц, 15-ое по средствам предприятий, 19-ое по вложениям в ценные бумаги. Различные международные рейтинговые агентства оценивают банк МБРР весьма положительно. По версии Moody’s Investors Service это В1, стабильный прогноз, и по Fitch Ratings В+, прогноз позитивный.

Основные направления работы МБРР в Москве – разносторонняя розничная деятельность и , обслуживание корпоративных клиентов, независимо от объемов оборота и форм собственности. Услуги, предоставляемые банком, охватывают весь спектр банковской деятельности. Ипотека, банковские кредитные карты, вклады, интернет-банк, кредиты различного типа, зарплатные проекты и т.д.

Московский банк реконструкции и развития неоднократно становился лауреатом различных премий, и принимал активное участие в общественной жизни, оказывая финансовую поддержку в организации проведения спортивных и культурных мероприятий. В 2007, банк был назван лауреатом «Финансового Олимпа» — как наиболее динамичный и эффективный розничный банк (так же и в 2008). В этом же году банк удостоен премий «Финансовая элита 2007», как лучший ипотечный банк и «Компания года 2007», за наиболее динамичное развитие компании. 2008 год – банку вручены премии «За развитие отечественного спорта», и как Лучшему банку среди стран Восточной Европы. В конце 2009 года, по версии издания «Профиль» (анализ деятельности и рейтинги банков), Московский банк реконструкции и развития, назван «Лучшим депозитным банком» России. Банк МБРР оказал спонсорскую поддержку Первому международному турниру по футболу между детскими дворовыми командами. И т.д.

Руководство банком: председатель правления А.З. Шляховой, председатель совета директоров – Ф.В. Евтушенков.