Освобождение образовательных учреждений от налога на прибыль. Кто освобожден от уплаты авансового платежа по налогу на прибыль

В прошлом номере журнала мы рассмотрели конкретную ситуацию применения нулевой ставки налога на прибыль компанией, осуществляющей медицинскую деятельность . Сегодня же поговорим об освобождении от уплаты налога образовательных организаций, а точнее детских садов и школ с группами продленного дня. Благодаря поправкам в налоговом законодательстве, с 2016 года они получат право учитывать в составе льготируемых доходы от оказания не только образовательных услуг, но и услуг по присмотру и уходу за детьми. Наконец-то многие образовательные организации (особенно дошкольные) вздохнут с облегчением, поскольку без налоговых рисков смогут претендовать на льготу.

В НК РФ не разъяснено, что следует понимать под услугами по присмотру и уходу за детьми. В связи с этим в силу п. 1 ст. 11 НК РФ в целях налогообложения нужно руководствоваться положениями иных отраслей права, например, нормами Закона об образовании .

Согласно п. 34 ст. 2 данного закона присмотр и уход за детьми представляет собой комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Детские сады обязаны осуществлять присмотр и уход за детьми, а иные образовательные организации (например, школы) вправе оказывать такие услуги, за которые с родителей (законных представителей) детей взимается плата (ст. 65, 66 Закона об образовании).

Кроме того, в п. 2 ст. 23 названного закона разъяснено, что дошкольная образовательная организация осуществляет в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми . В задачи общеобразовательных организаций (школ) присмотр и уход за детьми не входит. Однако данными организациями могут быть созданы условия для этого в группах продленного дня.

Таким образом, Закон об образовании четко разграничивает процесс дошкольного (школьного) образования, объединяющий в себе обучение и воспитание детей, и осуществление присмотра и ухода за ними.

Общие требования к использованию льготы

Особенности применения образовательными организациями ставки 0% по налогу на прибыль установлены ст. 284.1 НК РФ. Услуги по присмотру и уходу за детьми в состав льготируемых видов деятельности включены Федеральным законом от 02.05.2015 № 110‑ФЗ (далее - Федеральный закон № 110‑ФЗ), который вступает в силу с очередного налогового периода, то есть с 2016 года.

Льготная ставка 0% применяется ко всей налоговой базе в течение всего налогового периода (п. 2 ст. 284.1 НК РФ). Исключение составляет налоговая база, ставки налога на прибыль по которой установлены ст. 284 НК РФ, а именно:

  • п. 1.6 - по прибыли контролируемых иностранных организаций;
  • п. 3 - по доходам в виде дивидендов;
  • п. 4 - по доходам по операциям с ценными бумагами.
Организации, ведущие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять нулевую ставку налога на прибыль, если соблюдены следующие условия:

Время действия льготы

В силу п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395‑ФЗ и ст. 2 Федерального закона № 110‑ФЗ деятельность образовательных организаций по присмотру и уходу за детьми льготируется в период с 01.01.2016 до 01.01.2020.

Кто имеет право воспользоваться льготой?

Нововведения в ст. 284.1 НК РФ благоприятно скажутся прежде всего на детских садах, получающих от родителей своих воспитанников соответствующую плату, которая ранее не признавалась льготируемым доходом. Данное обстоятельство, как правило, не позволяло дошкольным образовательным организациям применять нулевую ставку налога на прибыль из-за невыполнения условия о структуре доходов. Хотя, отметим, некоторым из них все же удавалось воспользоваться льготой и до 01.01.2016 .

Поправки в законе дают выгоду и школам, совмещающим образовательную деятельность и присмотр, уход за детьми. Теперь им не придется «маскировать» под образовательные услуги группы продленного дня.

В силу п. 1 ст. 22 Закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Для образовательных организаций наиболее распространенной организационно-правовой формой является предусмотренное пп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ учреждение (в том числе частное).

При этом согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99‑ФЗ (на что указано в п. 1 ст. 91 Закона об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Таким образом, с 01.01.2016 число налогоплательщиков, претендующих на применение ставки 0% по налогу на прибыль в соответствии со ст. 284.1 НК РФ, пополнится образовательными некоммерческими организациями, созданными преимущественно в форме учреждения и осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность, а также уход и присмотр за детьми.

Совмещение льготируемых видов деятельности

Повторим, условия, при соблюдении которых налогоплательщик, осуществляющий образовательную (в том числе присмотр и уход за детьми) и (или) медицинскую деятельность, может применять нулевую ставку, установлены ст. 284.1 НК РФ. Вместе с тем облагать прибыль по ставке 0% вправе организации, оказывающие социальные услуги гражданам (ст. 284.5 НК РФ).

На первый взгляд может показаться, что совмещение образовательных, медицинских и социальных услуг никак не испортит картину, поскольку все эти виды деятельности льготируются. Но применительно к организациям, оказывающим преимущественно образовательные услуги, дело обстоит не так.

Социальное обслуживание граждан регулируется отдельной нормой. Поэтому добиться того, чтобы в структуре общих доходов организации выручка от оказания образовательных и социальных услуг одновременно составляла 90% по каждому виду деятельности , невозможно.

Из дословного прочтения ст. 284.1 НК РФ видно, что доходы от образовательных и медицинских услуг суммируются. Однако если предел в 90% достигается только с помощью прибавления выручки от оказания медицинских услуг, то возникает дополнительное требование к численности и квалификации медперсонала , причем настолько жесткое, что достижимо только специализированными медицинскими организациями.

Следовательно, и медицинские услуги, и соцобслуживание не облегчают пользование льготой, а, наоборот, затрудняют. Желательно сочетание образовательных услуг с выполнением НИОКР, но подобные работы не свойственны детским дошкольным учреждениям.

Из вышесказанного вытекает, что детским садам лучше не отходить от основной деятельности с тем, чтобы 90% их доходов и выше формировалось за счет оказания услуг по уходу и присмотру за детьми и платных образовательных услуг.

Расчет доходов и доли льготируемых доходов

В пункте 1 ст. 248 НК РФ сказано, что к доходам в целях применения гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст. 249 и 250 НК РФ соответственно. Для расчета доли льготируемых услуг по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 248 НК РФ, из доходов исключается НДС.

Как отмечено в ст. 284.1 НК РФ, образовательной считается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917 (далее - Перечень).

Для использования нулевой ставки процентное соотношение льготируемых доходов к их общей сумме необходимо соблюсти только по итогам налогового периода. Ведь выполнение данного условия по итогам отчетных периодов (I квартала, полугодия, 9 месяцев) ст. 284.1 НК РФ не предусматривает (письма ФНС России от 22.05.2013 № ЕД-4-3/9198@, УФНС по г. Москве от 20.06.2012 № 16-15/053964@).

Порог в 90% - жесткая граница. Для детсадов и школ это означает, что придется строго контролировать следующие нельготирумые доходы:

  • доходы от не входящих в Перечень услуг;
  • курсовые разницы;
  • доходы от сдачи имущества в аренду;
  • проценты по депозитам банка;
  • безвозмездно полученное имущество;
  • средства, использованные не по целевому назначению.
По мнению автора, наибольший риск утраты права на льготное налогообложение сопряжен с нецелевым использованием средств, а также с операциями по сдаче имущества в аренду.

При этом доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, при определении доходов для целей применения гл. 25 НК РФ не учитываются, а следовательно, не лимитируются. В частности, это касается имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, дивидендов, целевых поступлений.

В статье 250 НК РФ названы в том числе внереализационные доходы, которые самостоятельной природы не имеют, а являются производными от иных операций. К их числу можно отнести курсовые разницы от переоценки валюты, штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, просроченную кредиторскую задолженность. Можно ли их квалифицировать как льготируемые доходы, если они вызваны льготируемыми операциями?

По поводу курсовой разницы Минфин (см. Письмо от 27.01.2015 № 03‑03‑06/1/2556) высказал следующее мнение: если организация осуществляет в налоговом периоде только деятельность, включенную в Перечень, при этом оплата таких услуг в том числе осуществляется в валюте, то положительные курсовые разницы, образовавшиеся в связи с переоценкой указанных валютных средств (обязательств), следует признать частью дохода, полученного налогоплательщиком в связи с образовательной деятельностью, и учесть при определении доли такого дохода в общей сумме доходов, полученных за налоговый период .

Аналогичная позиция, но только касающаяся курсовых разниц, возникших в результате переоценки долговых обязательств (зай­мов) в валюте, которые были привлечены для ведения деятельности, поименованной в Перечне, изложена финансистами в Письме от 29.05.2014 № 03‑03‑10/25627 (доведено до сведения налоговых органов Письмом ФНС России от 03.06.2014 № ГД-4-3/10510@).

Отметим, если положительная разница сформировалась из-за переоценки валютных средств, размещенных на депозите, то эта разница, наравне с процентами, формирует прочий, не подлежащий льготированию доход (письма Минфина России от 14.08.2015 № 03‑03‑06/4/47189, от 22.07.2015 № 03‑03‑06/42044).

Что касается полученных штрафов и зачисленной в доходы неистребованной кредиторской задолженности по договорам, связанным с образовательной деятельностью, полагаем, их суммы тоже можно включать в льготируемые доходы. Однако подобный подход сопряжен с соответствующими рисками. Во-первых, потому что внереализационные доходы не значатся в Перечне, а во-вторых, мнение чиновников, как показывает практика, не отличается постоянством. К примеру, позиция Минфина по поводу той же курсовой разницы по привлеченным займам в валюте ранее была иной (см. Письмо от 15.04.2013 № 03‑03‑06/1/12446).

Численность персонала

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ соблюдение условия о численности работников образовательной организации должно выполняться непрерывно в течение налогового периода (то есть по состоянию на любую дату). Для расчета данного показателя используется списочная численность работников, которая применяется для определения их среднесписочной численности, исчисляемой на основании Указаний Росстата (Письмо Минфина России от 07.11.2014 № 03‑03‑06/1/56356).

Предварительный порядок заявления льготы

Пунктом 5 ст. 284.1 НК РФ предусмотрено, что организации, изъявившие желание перейти на налогообложение прибыли по ставке 0%, не позднее чем за месяц до начала налогового периода, начиная с которого она применяется, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, если образовательная организация до 2016 года не применяла ставку 0% вследствие того, что доходы от оказания услуг по присмотру и уходу за детьми не входили в состав льготируемых (в итоге условие о структуре доходов не выполнялось), то для перехода на льготный режим налогообложения ей необходимо подать в налоговый орган соответствующее заявление, приложив к нему предусмотренные НК РФ копии документов. Сделать это нужно было не позднее 30.11.2015. Данный срок крайне нежелательно пропускать (главное - успеть до 1 января 2016 года). Но если уж это произошло, то настаивайте на своем праве на льготу, используя позицию судов и контролеров по данному вопросу:

  • представление заявления и соответствующих документов для применения налогоплательщиком ставки 0% в срок не позднее, чем за один месяц до начала налогового периода, к условиям применения налоговой ставки 0% не относится, поэтому его нарушение само по себе не может являться основанием для отказа применения нулевой ставки (Постановление ФАС УО от 09.12.2013 № Ф09-12168/13 по делу № А60-9718/2013);
  • нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления само по себе не лишает его права на применение льготного режима налогообложения при условии, что этот выбор сделан налогоплательщиком до момента, с которого начнут формироваться его налоговая база, облагаемая по налоговой ставке 0%, и показатели, используемые в оценке выполнения необходимых условий для данной преференции, то есть до начала налогового периода (Письмо ФНС России от 22.05.2013 № ЕД-4-3/9198@).

Последующий порядок подтверждения льготы

В силу п. 6 ст. 284.1 НК РФ образовательные организации, применяющие налоговую ставку 0%, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они облагали прибыль по этой ставке, в сроки, установленные гл. 25 НК РФ для подачи налоговой декларации, обязаны представить в налоговый орган по месту своего нахождения сведения: Приказом ФНС России от 21.11.2011 № ММВ-7-3/892@ утверждена форма представления названных сведений, а формат их подачи в электронном виде - Приказом ФНС России от 30.12.2011 № ЯК-7-6/1010@.

Об учете убытков

Использование льготы накладывает ограничение на перенос убытков на будущее. Пункт 1 ст. 283 НК РФ разрешает налогоплательщикам, понесшим убыток (убытки), исчисленный в соответствии с гл. 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). Однако положения указанной нормы не распространяются на убытки, полученные налогоплательщиком в период налогообложения доходов по ставке 0%.

Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 283 НК РФ налогоплательщик не вправе переносить на будущее убытки, полученные при определении налоговой базы по соответствующим видам доходов, в отношении которой применялась ставка налога 0% (Письмо Минфина России от 26.06.2012 № 03‑03‑06/1/320).

Последствия утраты льготы

Согласно п. 4 ст. 284.1 НК РФ при несоблюдении организациями, перешедшими на применение нулевой ставки налога на прибыль, хотя бы одного из условий, перечисленных в п. 3 той же статьи, с начала налогового периода, в котором имело место такое несоблюдение, применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 284 НК РФ, то есть 20%. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в общем порядке (включая начисленные пени).

Но на этих, вполне ожидаемых, последствиях дело не заканчивается. На основании п. 8 ст. 284.1 НК РФ организации, облагавшие прибыль по нулевой ставке и перешедшие на применение ставки 20% в добровольном или принудительном порядке (вследствие утраты права на льготу), не могут повторно перейти на налого­обложение прибыли по ставке 0% в течение пяти лет (включая год, в котором произошла смена ставки).

Поскольку даже однократное лишение льготы влечет пятилетний мораторий на ее использование, налогоплательщикам, претендующим на применение нулевой ставки, следует все свои действия просчитывать крайне аккуратно. Например, в Постановлении АС ВВО от 17.12.2014 № Ф01-5369/2014 по делу № А43-591/2014 описана такая ситуация: налогоплательщик, решивший заявить льготу в отсутствие утвержденного Перечня, лишил себя права пользоваться ею как в год, в котором не был достигнут 90%-й предел льготируемых доходов (2011 год), так и в пятилетний период в целом (с 2011 года по 2015 год включительно).

Заключение

С учетом симметричных льгот по НДС (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ) и налогу на прибыль (ст. 284.1 НК РФ) деятельность образовательных дошкольных организаций на общей системе налогообложения выгоднее, чем на УСНО. При этом понятно, что использование спецрежима проще и безопаснее, чем выполнение всех условий, необходимых для применения льгот. Однако для средних и крупных детских садов нулевая ставка по налогу на прибыль несет безу­словную пользу.

См. статью Е. Г. Весницкой «О применении медицинскими и образовательными организациями льготной ставки по налогу на прибыль».

Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации», утв. Приказом Росстата от 28.10.2013 № 428.

В редакции Федерального закона № 110‑ФЗ.

Определением ВС РФ от 27.04.2015 № 301-КГ15-2846 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

| Все cтатьи Сегодня, 10:00 | | Налоги | 0 Оставить комментарий

С 1 января 2011 года образовательные учреждения, имеющие соответствующую лицензию и отвечающие законодательно критериям, могут быть освобождены от уплаты налога на прибыль

Некоторые из вышеуказанных организации наряду с проведением образовательных программ также осуществляют присмотр и уход за детьми. Однако в настоящее время с доходов, полученных от оказания подобных услуг, уплачивается налог. И для того, чтобы привести к единообразию обложение данным налогом образовательной деятельности, принят Федеральный закон от 02.05.2015 № 110-ФЗ «О внесении изменений в статью 284.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Условия для получения льготы

В соответствии с пунктом 1 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ, организации, занятые в сфере образования, могут применять ставку по ноль процентов. Перечень видов образовательной деятельности, в отношении которой действует льгота, утвержден постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. При этом организация должна соответствовать следующим условиям:

  • иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности, выданную в соответствии законодательством РФ;
  • доходы от осуществления образовательной деятельности должны составлять не менее 90 процентов за налоговый период, либо вообще отсутствовать;
  • в течение налогового периода в штате непрерывно должны числиться не менее 15 работников;
  • не совершать в налоговом периоде операций с векселями и инструментами срочных сделок.

Для получения льготы, образовательное учреждение за месяц до начала налогового периода должно предоставить в ИФНС по месту своего учета заявление и копию лицензии. Также следует иметь ввиду, что вместе с годовой декларацией по налогу на прибыль, необходимо подать сведения о доле доходов от осуществления образовательной деятельности и о численности работников в штате.

Присмотр и уход за детьми

С 1 сентября 2013 года в силу вступил Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовательной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ), в котором прописано такое понятие как «присмотр и уход за детьми». Согласно документу, это комплекс мер, позволяющих организовать питание и хозяйственно-бытовое обслуживания детей, а также обеспечить соблюдение ими личной гигиены и режима дня. И, например, для учреждений дошкольного образования, такие услуги являются неотъемлемой частью их деятельности, поскольку речь идет о маленьких детях. Для такой организации, наряду с проведением занятий в рамках дошкольного образования, присмотр и уход за детьми выступает в качестве основной цели (подп. 1 п. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ). Кроме того, подобные услуги могут также осуществлять и учреждения общего образования в группах продленного дня. Следует отметить, что за присмотр и уход за детьми, в соответствии со статьей 65 Закона № 273-ФЗ, с родителей может взиматься отдельная плата.

Налогообложение услуг по присмотру и уходу за детьми

В настоящее время услуги по присмотру и уходу за детьми не освобождены от уплаты налога на прибыль, поскольку к образовательной деятельности они не относятся и в соответствующий перечень не включены. Однако, в соответствии с принятым Федеральный законом от 02.05.2015 № 110, к доходам от оказания подобных услуг также будет применяться льготная ставка. Это позволит дошкольным образовательным учреждениям прежде всего снизить налоговую нагрузку, а также уйти от ведения раздельного учета доходов при определении базы по налогу на прибыль.

Федеральный закон от 02.05.2015 № 110-ФЗ «О внесении изменений в статью 284.1части второй Налогового кодекса Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2016 года.

О.А. Федун, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Налоговые обязательства в России беспокоят в той или иной степени каждого гражданина. Сегодня нам предстоит узнать, кто освобождается от уплаты налогов. В стране существует немало льготников. Они должны знать о своих правах, чтобы не платить за имеющееся имущество. На самом деле многое зависит от типа налогового платежа. Лишь некоторые категории граждан полностью освобождены в России от всех налогов. Но это большая редкость.

Виды налогов

Кто освобождается от уплаты налогов? Первым делом предстоит выяснить, какие ежегодные платежи положены населению РФ. Только потом можно будет говорить об освобожденных от уплаты налоговых сборов.

На сегодняшний день в России встречаются следующие налоги:

  • подоходные;
  • имущественные;
  • транспортные;
  • земельные.

Как правило, все совершеннолетние налогоплательщики в той или иной степени сталкиваются с данными платежами. Но бывают исключения. Например, если у гражданина нет того или иного имущества или же если он относится к категории льготников.

Подоходный налог

Кто освобождается от уплаты налогов в России? Начнем с наиболее распространенного платежа - подоходного. Он уплачивается с зарплаты или иного дохода гражданина.

Это обязательный налог. От него освобождаются только лица, находящиеся на государственном обеспечении. Пенсионеры и неработающие граждане налог на доходы не платят. Студенты и люди, получающие пособия по безработице, тоже освобождены от данного платежа.

Помимо этого, налог на доходы физических лиц не платят:

  • неработающие женщины, находящиеся в декрете;
  • несовершеннолетние дети, если они не работают;
  • граждане, получающие доход неофициально (что незаконно).

Работающие пенсионеры могут получить стандартный налоговый вычет с подоходного налога. Но изначально он все равно будет удерживаться с зарплаты. Это нормальное законное явление.

Налог на имущество

Кто освобождается от уплаты налогов на имущество? Перед тем как отвечать на этот вопрос, необходимо пояснить, о каком платеже идет речь.

Дело все в том, что налоги на имущество - это ежегодные налоговые сборы с собственников недвижимости. Они носят федеральный характер. Во всех регионах действуют одинаковые принципы начисления, расчетов и предоставления льгот на уплату имущественных налогов.

Следует обратить внимание на то, что в данной области существует много разнообразных особенностей и нюансов. Например, не вся недвижимость облагается льготами. Далее будет более подробно рассказано обо всех нюансах освобождения от имущественных налогов.

Объекты, дающие льготы

Начнем с того, что лишь некоторые объекты недвижимости позволяют населению позволяют не платить налоговые сборы или получать льготы в той или иной степени. Данные ограничения едины для всех регионов.

Кто освобождается от уплаты налогов на имущество? Шанс на это есть у собственников:

  • домов;
  • квартир;
  • комнат;
  • построек с/х назначения площадью не больше 50 м 2 , расположенных на разнообразных земельных участках (с/х, садовых, для огородов и так далее);
  • помещений, используемых для творчества или в качестве культурного наследия.

Владельцы остальных объектов недвижимости в принципе не могут быть освобождены от уплаты налогов на имущество. Это нормальное явление. Кроме того, гражданин должен принадлежать к категории льготников. О них будет рассказано позже.

Стоимость жилья

Еще один нюанс - это стоимость имущества. Даже льготники могут лишиться права на освобождение от уплаты имущественных налогов. Все зависит от стоимости недвижимости.

Собственники элитных построек обязаны уплачивать имущественный налог в полном объеме. Недвижимость, обладающая кадастровой стоимостью не меньше 300 тысяч рублей, является элитной. Именно ее собственники (даже если они относятся к категории льготников) не освобождаются по закону от налогового сбора.

Несколько объектов и один хозяин

Кто освобождается от уплаты налогов? Важно помнить, что существуют некоторые ограничения по количеству имущества, освобождаемого от налоговых обязательств.

Так, к примеру, если говорить об имущественном налоге, необходимо отметить, что льготник имеет право на освобождение от сбора в отношении 1 объекта в каждой категории. Иными словами, если речь идет о человеке, в собственности которого находится 2 квартиры, то при определенных условиях можно требовать освобождения от налога только относительного 1 из них. Какой именно? Этот вопрос собственник решает самостоятельно.

Есть так называемый транспортный налог. Более подробно о нем будет рассказано позже. Он тоже имеет определенные ограничения в вопросе предоставления льгот. При освобождении от уплаты транспортного налога можно учитывать не больше двух единиц собственности. При этом они должны быть из разных категорий. Таким образом, ни один льготник, обладающий, скажем, двумя легковыми авто, не сможет потребовать освобождения от транспортного налога на оба объекта. Гражданину придется самостоятельно определиться с выбором льготного транспорта.

Федеральные льготники и имущественный налог

Пенсионеры освобождаются от уплаты налога на имущество? Ни для кого не секрет, что данная категория граждан обладает определенными льготами в России. Это нормальное явление. Люди пенсионного возраста считаются федеральными льготниками. Поэтому они не платят налог на имущество.

Кроме пенсионеров, к федеральным льготникам на сегодняшний день относят:

  • инвалидов (только 1 и 2 группы);
  • жертв Чернобыля;
  • военных, ушедших в отставку, прослуживших не меньше 20 лет;
  • семьи военнослужащих, потерявших единственного кормильца;
  • родители и мужья/жены военных, погибших во время исполнения обязанностей;
  • ветеранов Чечни и Афганистана;
  • ветеранов ВОВ;
  • участников Гражданской войны;
  • героев СССР и РФ;
  • кавалеров ордена Славы;
  • граждан, пострадавших от аварии на станции "Маяк";
  • инвалидов любых войн.

Соответственно, данные категории граждан могут требовать освобождения от уплаты имущественного налога на один из ранее перечисленных объектов. Как это сделать? Этот вопрос будет раскрыт позже. Для начала предстоит выяснить, кто еще может не платить те или иные налоги.

Транспортный налог

Теперь необходимо обратить внимание на транспортный налог. Он беспокоит многих граждан. Данный платеж - ежегодное взыскание за владение автомобилем. Оно носит региональный характер. Это значит, что льготники определяются в каждом городе отдельно. Поэтому с освобождением от налогов на машину могут возникнуть проблемы. Чтобы убедиться в принадлежности к той или иной категории льготников, необходимо позвонить в ФНС и прояснить данный вопрос.

Кто освобождается от уплаты транспортного налога в России? Среди таких граждан чаще всего выделяют:

  • многодетные семьи;
  • людей пенсионного возраста;
  • инвалидов;
  • ветеранов;
  • кавалеров ордена Славы;
  • пострадавших после аварии в Чернобыле или на станции "Маяк";
  • родителей или опекунов инвалидов;
  • участников испытаний ядерного или термоядерного оружия.

Иными словами, основная масса федеральных льготников может не платить налог на машину. Это нормальное явление. Освобождаются ли пенсионеры от уплаты транспортного налога, если автомобилей несколько? Да, но в таком случае можно получить льготу только на один из них.

Многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры чаще всего имеют право на освобождение от налогов на транспорт, если мощность двигателя авто не превышает 100 лошадиных сил. Эта практика применяется в России довольно часто.

Земельные налоги

Отныне понятно, освобождаются ли инвалиды от уплаты налога на машину. Но остался еще один налоговый сбор. Речь идет о земельном налоге. Он вызывает немало вопросов у населения.

Дело все в том, что пенсионеры и прочие федеральные льготники, по закону, не освобождаются от налога на землю. В некоторых регионах гражданам полагается скидка на уплату, но не полное освобождение.

Земельный налог на сегодняшний день могут не платить коренные народы Сибири, Севера, Дальнего Востока и их общины. При этом освобождение предоставляется только на земли, используемые для проживания и промысла.

Транспорт и организации

Пенсионеры освобождаются от уплаты транспортного налога - это факт. Данная привилегия предоставляется многим категориям граждан. Более подробную информацию об освобождающихся от налогов на машину необходимо узнавать в каждом регионе отдельно.

Налоги в России платят не только физические лица, но и организации. У компаний и предпринимателей тоже есть определенные льготы на налоговые сборы. Это законное явление.

Освобождаются ли инвалиды от уплаты налога на машину? Да. Кроме того, некоторые организации могут не платить за транспорт. К таким категориям относят следующие компании:

  • религиозные;
  • организации уголовно-исполнительного производства;
  • компании с уставным капиталом от инвалидов;
  • общероссийские общественные компании инвалидов;
  • фирмы, занимающиеся транспортировкой населения с особенностями здоровья.

Имущество и организации

Понятно, кто освобождается от уплаты транспортного налога в той или иной степени. Организации, как и физические лица, тоже платят налог на имущество. И здесь имеются свои льготники.

Чаще всего среди компаний, не перечисляющих налог на имущество государству, выделяют:

  • компании, связанные с инвалидами (транспортировка, обслуживание и так далее);
  • религиозные объединения;
  • производители фармацевтики;
  • предприятия протезно-ортопедической деятельности;
  • адвокатские бюро;
  • компании, имеющие отношение к инновационному центру "Сколково".

Как правило, население не сильно задумывается над тем, кто освобождается от уплаты транспортного налога или налогов на имущество в отношении организаций. Как можно получить те или иные льготы?

Порядок получения и документы

Сделать это не составляет труда. Необходимо обратиться в МФЦ или в налоговую службу по месту прописки гражданина с заявлением и определенным пакетом документов. После этого льгота будет применена к указанному объекту.

Освобождаются ли инвалиды от уплаты налога? Да, для этого необходимо в обязательном порядке приложить к заявлению на предоставление льготы справки об инвалидности. Без заключения о состоянии здоровья гражданину не дадут реализовать право на освобождение от того или иного налога.

Освобождаются ли пенсионеры от уплаты налога на транспорт? В большинстве регионов да. А на имущество? Как уже было сказано, люди пенсионного возраста - это Федеральные льготники. При предоставлении пенсионного удостоверения и некоторого пакета бумаг гражданина освободят от того или иного сбора.

Среди документов, необходимых для получения изучаемой льготы, выделяют:

  • паспорт;
  • заявление;
  • пенсионное удостоверение;
  • военный билет;
  • справки о состоянии здоровья;
  • свидетельство о браке/рождении детей (иногда);
  • документы, удостоверяющие право на то или иное имущество;
  • иные доказательства принадлежности к льготной категории граждан.

Вот и все. Лица, освобождающиеся от уплаты налогов, после предоставления данного пакета документов могут не ждать налоговых уведомлений. Если платежка все равно пришла, необходимо обратиться в ФНС для разъяснения ситуации.

На самом деле это далеко не все льготники. Освобождаются ли пенсионеры от уплаты транспортного налога в России? Да, почти везде среди местных льготников числятся люди пенсионного возраста. Некоторые регионы на местном уровне предлагают освобождение от имущественных и транспортных налогов. За этой информацией, как уже было сказано, необходимо обращаться в ФНС конкретного города. Инвалиды освобождаются от уплаты налогов почти в каждом регионе РФ.

Налоговый кодекс предоставляет компаниям, организациям и предпринимателям право не платить НДС в нескольких случаях:

  • если с момента регистрации бизнес-единицы прошло 3 месяца;
  • если сумма выручки за этот период не превысила 2 млн. рублей;
  • если компания не реализует подакцизные товары или раздельно учитывает операции по продаже товаров подакцизных или неподакцизных.

Освобожденные от НДС компании не платят его сами и не предъявляют к оплате покупателям, то есть не выставляют счет-фактуру с выделенным налогом.

Иногда у бухгалтеров возникают затруднения в вопросе исчисления налога на прибыль – что признать выручкой. В данном случае налогооблагаемой базой следует считать всю сумму полученного дохода, а в нее не включается. Предъявленный поставщиками «входной» НДС к вычету не принимается, а включается в стоимость приобретенной продукции, а также имущественных прав, услуг, работ. В результате «входной» налог уменьшит базу по налогу на прибыль через общую стоимость .

  • выручка от реализации товаров, услуг, работ;
  • внереализационные доходы, например, полученные от долевого участия в деятельности других компаний, от возмещения убытков, от курсовой разницы валют, от , от процентов по займу, от сдачи в аренду и другие.

Не облагаются налогом на прибыль доходы:

  • имущество и имущественные права, полученные в качестве залога, задатка. аванса;
  • имущество, полученное в безвозмездном порядке.

Расходы в процессе расчета налога на прибыль также делятся на расходы, понесенные в процессе реализации товаров, услуг, работ и внереализационные. Первые – это затраты на приобретение, транспортировку, хранение и т.п. Внереализационные расходы – это, например, расходы на содержание взятого в аренду имущества, проценты по долговым обязательствам и другие, не относящиеся непосредственно к реализации.

Для уменьшения они должны быть экономически обоснованы и подтверждены документально. Кроме того, расходы должны быть признаны направленными на получение организацией доходов. Часто между налогоплательщиками и ФНС возникают споры по величине налоговой базы. Статьи Налогового кодекса 249-253, 265 и 270 дают исчерпывающую информацию по данному вопросу.

Различные виды деятельности имеют разные ставки налогов. Самый распространенный размер налога – 20%, из них 18% направляется в местный бюджет, а 2% – в федеральный. Образовательные, медицинские и некоторые другие организации имеют нулевую ставку, 9% платится с муниципальных ценных бумаг до 2007 года и некоторых видов дивидендов. Полученные от иностранных компаний дивиденды облагаются 15%-ным налогом, а сами иностранные компании платят от 10 до 20%.

Компания «ПрофБизнесУчет» располагает штатом опытных и квалифицированных бухгалтеров. Мы предлагаем организациям, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, освобожденным от уплаты НДС, всестороннюю помощь при налога на прибыль.

Поскольку выше мы уже рассмотрели, кто признается плательщиком налога на прибыль организаций, то сейчас будет логично рассмотреть перечень тех организаций, которые от уплаты на территории РФ освобождаются. Категорий организаций, которые освобождаются от уплаты данного налога на территории РФ не много. Их всего три, рассмотрим все по порядку.

1. Освобождаются от уплаты налога на прибыль иностранные организации, которые являются организаторами XX Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. С 2008 по 2017 год их согласно ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", освободили от уплаты налога на прибыль. Однако стоит отметить, что освобождается от уплаты данного налога только тот доход, который получен в результате конкретно этого вида деятельности организации. Как указано в п. 3.1 вышеупомянутого Закона освобождаются от уплаты иностранные маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета, также вещательные компании, у которых заключены договора с Олимпийским комитетом или уполномоченной им компанией. Для вещательных компаний освобождается от налога на прибыль доход, полученный по двум направлениям деятельности:

- производство продукции средств массовой информации в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. Данным периодом согласно п. 1 ст. 2 ФЗ N 310-ФЗ признается временной отрезок с 5 июля 2007 года по 31 декабря 2016 года.

– производство и распространение продукции средств массовой информации, в том числе осуществление официального теле- и радиовещания, в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. Данным периодом согласно п. 2 ст. 2 ФЗ N 310-ФЗ признается временной отрезок, включающий в себя один месяц до дня начала церемонии открытия игр, время проведения игр и один месяц после дня окончания церемонии закрытия Паралимпийских игр.
2. Освобождаются от уплаты налога на прибыль на территории РФ организации, которые получили статус участников проекта по осуществлению исследований, разработке и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом N 2 от 28 сентября 2010 "Об инновационном центре "Сколково". Освобождение от уплаты налога такие организации получают в течение 10 лет с момента получения статуса участника проекта. Освобождение от статуса налогоплательщика организациям предоставляется в порядке и на условиях указанных в ст. 246.1 НК РФ. Если организация получила статус участника проекта, она обязана направить в налоговый орган по месту учета письменное уведомление и пакет документов о праве применения не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение. Документами, подтверждающими право на освобождение, которые нужно предоставить вместе с письменным уведомлением, согласно п. 7 ст. 246.1 НК РФ являются:
– документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта и предусмотренные ФЗ N 2 "Об инновационном центре "Сколково";
– выписка из книги учета доходов и расходов участника проекта, подтверждающая годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Также, поскольку эта льгота не обязательна для организаций-участников проекта "Сколково", предприятие вправе отказаться от применения данной , о чем должно уведомить налоговый орган по месту учета в такие же сроки письменным уведомлением.
Однако стоит отметить, что эту льготу можно утратить, это произойдет с организацией в двух случаях, о которых сказано в НК РФ:
– если организация утратит статус участника проекта "Сколково", она становится плательщиком налога с 1-го числа периода, в котором статус был утрачен;
– если годовой объем выручки от реализации товаров, работ, услуг, полученный участником проекта превысит один миллиард рублей, то организация с 1-го числа периода, когда произошло превышение, автоматически освобождается от по налогу на прибыль.
Налоговым периодом по налогу на прибыль, как нам известно, признается календарный год. То есть организация, если она утратила статус, или, произошло превышение, обязана восстановить сумму налога и уплатить ее бюджеты соответствующих уровней за весь налоговый период с учетом пеней. Об этом сказано в п. 3 ст. 246.1 НК РФ. Также восстановление и уплата суммы налога и пеней ждет организацию, если она не направила уведомление в налоговый орган по месту учета и не предоставила необходимый пакет документов для подтверждения права на льготу.
3. К третьей категории организаций, которые освобождаются от уплаты налога на прибыль на территории РФ, относятся организации, применяющие специальные налоговые режимы. К таким режимам относят:
– систему налогообложения сельскохозяйственных производителей;
– упрощенную систему налогообложения;
– систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Порядок применения специальных налоговых режимов для организаций рассмотрен в разделе 8 НК РФ. То есть если организация применяет специальный налоговый режим, то от уплаты налога на прибыль на территории РФ она освобождается, точнее, не освобождается, а налог на прибыль заменяется уплатой других налогов. Но и для этого правила, как и для любого другого, имеются исключения. Организации, применяющиеся вышеназванные режимы, освобождаются от уплаты налога только с того дохода, который получен по виду деятельности, по которому применяется специальный режим. Для большей ясности приведем простой пример. Организация, которая одновременно занимается оптовой и розничной торговлей, может совмещать два режима, исходя из особенностей применения спецрежимов. Например, для розничной торговли это будет ЕНВД, а для оптовой торговли – это будет общий режим налогообложения. Следовательно, с выручки, полученной от розничной торговли, предприятие рассчитает и заплатит ЕНВД, а с выручки от оптовой торговли рассчитает и уплатит налог на прибыль организаций. Необходимо уделить внимание еще одному моменту: те организации, которые применяют ЕСХН и , обязаны уплачивать налог на прибыль с доходов и по ставкам, указанным в п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ. К этим доходам относят:
– доходы, полученные в виде дивидендов. По ставкам, указанным в п. 3 ст. 284 НК;
– доходы по операциям с отдельными видами долговых обязательств. Примером может служить доход в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года (п.п. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ).
Итак, мы определились в данной главе, кто же из организаций является плательщиком налога на прибыль, кто пользуется льготами и освобождается от данного налога на территории РФ, как облагаются данным налогом иностранные организации, у которых имеется источник доходов на территории РФ или постоянное представительство. Теперь целесообразно будет углубиться в такое понятие как объект налогообложения, которое мы более подробно рассмотрим в главе 2 настоящего справочника.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись