Назови типы экономических систем их черты. Типы экономических систем и их особенности

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

    Понятие экономической системы

    Классификация экономических систем

    Командная экономика.

    Рыночная экономика.

    Смешанная экономика.

1. Понятие экономической системы

Любое общественное производство нуждается в определённом внутреннем согласовании и организации. Конкретно это проявляется в решении трёх главных проблем:

1. ЧТО производить?

2. КАК производить?

3. КТО станет потребителем произведенных благ?

Экономическая система определяет, как решаются основные экономические вопросы.

Понятие экономической системы трактуется разными учеными по-разному.

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики.

Вне системного характера экономики не мотивы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, реализовываться экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретическое осмысление экономических явлений и процессов, а также не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Экономическая система совокупность взаимозависимых экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономическая система - исторически возникшая или законодательно установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Экономическая система - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.

Видяпин, Журавлева стр.53 - другие определения.

В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. Основными элементами экономической системы являются:

    социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

    организационные формы хозяйственной деятельности;

    хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

    конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.

Именно эти элементы и отличают экономические системы друг от друга, и они же являются основой классификации эк. систем.

2. Классификация экономических систем

Как показывает история экономической науки, классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев (признаков).

В основе этой множественности лежит объективное многообразие свойств экономических систем.

В укрупненном виде критерии экономических систем можно разделить на три группы:

Предметообразующие критерии;

Социально-экономические (содержательные) критерии;

Объемные и динамические критерии.

Мы рассмотрим классификацию по социально-экономическим критериям.

Социально-экономические критерии - критерии, основанные на выделении ключевых содержательных сторон экономической системы. Среди них: способ соединения производства и потребления (способ координации экономической деятельности); способ соединения непосредственных производителей со средствами производства (тип собственности); роль социокультурного фактора, степень развития индустриальных и экономических начал.

Классификация на основе социально-экономических критериев

1. Формы хозяйства (или формы производства)

2. Общественно-экономические формации (или способы производства или «типы экономики»).

3. Степень индустриального развития общества.

1. Формы хозяйства (или формы производства, или «типы экономики») .Основной критерий их разграничения - способ связи производства и потребления, или способ включения индивидуального труда в совокупный труд общества, или способ координации экономической деятельности.

Исторически первичная форма хозяйства - натуральное хозяйство (или патриархальное хозяйство, или традиционная экономика), в котором производство и потребление непосредственно соединены, а координация деятельности осуществляется на основе сложившихся традиций и внеэкономического принуждения к труду. Рудименты натурально-хозяйственных отношений могут существовать и в более поздних условиях, например, в форме отсталых укладов в современных слаборазвитых странах, а также в форме усиления самообеспечения домашних хозяйств и предприятий, систематических неплатежей, что характерно для современных кризисных переходных экономик.

Другая и наиболее распространенная форма хозяйства - рыночная экономика (или товарное хозяйство), в которой связь между производством и потреблением или координация экономической деятельности осуществляется путем купли-продажи товаров на рынке в условиях конкуренции.

Спорный вопрос относительно возможности существования третьей формы хозяйства. Основные позиции выглядят следующим образом:

а) третья форма отсутствует, так как рыночная экономика представляет собой «естественный и разумный порядок» (А. Смит) или «спонтанный, расширенный порядок», соответствующий «естественным человеческим нормам» (Ф. Хайек);

б) это - плановая экономика (плановое хозяйство) как более высокая степень экономики, когда на основе растущего обобществления производства укрепляются прямые хозяйственные связи между производителями и потребителями, а координация деятельности осуществляется сознательно, на основе научно обоснованных хозяйственных планов;

в) это - командная экономика (командно-административная система, тоталитарная экономика), выражающаяся в господстве командных (административных, приказных, принудительных и т.п.) методов регулирования экономики и являющая собой исторический тупик как закономерное следствие отхода от «естественного экономического порядка»;

г) это - пострыночная экономика, когда в условиях постиндустриального развития происходит замена рыночных связей коммуникативными связями, основанными на взаимопонимании субъектов и «субъект - субъектных» отношениях;

д) это - смешанная экономика, соединяющая воедино рыночный механизм и государственное регулирование экономики (рынок и план).

2. Общественно-экономические формации (или способы производства). Основной критерий их разграничения - способ соединения производителей со средствами производства или господствующая форма собственности на средства производства. В основе формационного подхода в его наиболее известной марксистской версии лежит идея соответствия производственных отношений (как отношений присвоения, отношений собственности) уровню и характеру производительных сил. Развитие последних обусловливает в конечном счете формационные переходы.

Наиболее распространенная трактовка реализации формационного подхода выделяет пять формаций (способов производства):

первобытно-общинный,

рабовладельческий,

феодальный,

капиталистический (буржуазный) и

коммунистический (первая фаза которого получила название социализм).

3. Степень индустриального (индустриально-экономического) развития общества. Главное в этой классификации - соотнесение ступеней общественного развития со степенью укрепления (или ослабления) индустриальных и экономических начал. В итоге выделяются три крупные ступени:

доиндустриальное общество

индустриальное общество

постиндустриальное общество.

Главная сфера экономики

Лимитирующий фактор

Господствующая социальная группа

Наибольшее признание в мировой экономической науке получила классификация экономических систем по двум признакам:

    форме собственности на средства производства;

    способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем:

две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Традиционная экономика – экономическая система, при которой опыт, обычаи и традиции определяют практическое использование ресурсов.

Отличительные черты:

    крайне примитивные технологии;

    преобладание ручного труда;

    все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями;

    организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин.

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс. Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность - активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Командная экономика – экономическая система, в которой решения о производстве и распределении принимаются государством.

Основные черты

Основные достоинства

Основные недостатки

Государственная собственность на средства производства;

Государственное планирование всей экономики;

Административные методы управления экономикой;

Нет экономических стимулов к эффективной работе.

Стабильность экономики;

Возможность регулирования производства и распределения;

Меньше неравенство в обществе;

Минимум жизнеобеспечения гарантирован всем;

Нет проблемы трудоустройства.

Формирует безынициативных и безответственных работников, не заинтересованных в результатах своего труда;

Неэффективность экономики;

Диктат производителей над потребителями;

Низкий уровень жизни народа.

Административно-командная экономика (централизованно-плановая, коммунистическая) .

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств, а в современном мире - на Кубе, в Северной Корее.

Нерыночная система хозяйства, созданная в нашей стране и по нашей модели в ряде зарубежных стран, имеет много разных названий: «экономика дефицита», «административно-командная экономика», «нетоварный социализм» и т. д.

Представляется, что наиболее полно системе нерыночного хозяйства отвечает название «командно-административная система». Экономической основой анализируемой системы является директивное (централизованное) планирование. Все и вся определяющий центр материализует свою политическую волю в виде экономических планов. В экономике господствует государственная собственность. Непременным элементом системы является административная коллективизация сельского хозяйства, имеющая следствием экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы, жестко контролируемые централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть. Облеченное в форму обязательной директивы плановое задание доводится до каждого субъекта планирования.

Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ , трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Основные черты:

    государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

    сильная монополизация и бюрократизация экономики;

    централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

    непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

    государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

    государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Достоинство данной системы состоит в ее стабильности, определенности, устойчивости и возможности регулировать не только производственную сферу, но и процессы распределения, потребления благ и услуг, решать социальные проблемы. К недостаткам следует отнести отсутствие стимулов развития предпринимательского интереса, частной инициативы, негибкость системы, ее бюрократизацию.

Чистый капитализм – или капитализм эпохи свободной конкуренции - форма организации экономики, при которой отдельные лица и предприятия принимают решения о производстве и потреблении.

Способ организации экономической жизни, при котором средства производства находятся в частной собственности, а распределение происходит с помощью рынка.

Основные черты

Основные достоинства

Основные недостатки

Частная собственность на средства производства;

Свобода предпринимательства;

Свобода выбора экономических партнеров;

Личная выгода участников экономических связей;

Конкуренция

Минимальное вмешательства государства.

Стимулирует высокую предприимчивость и эффективность;

Отторгает неэффективное и ненужное производство;

В основном справедливое распределение доходов по труду;

Больше прав и возможностей у потребителей;

Не требует большого аппарата управленцев.

Усиливает неравенство в обществе;

Нестабильность экономики;

Не заботится о создании бесприбыльных, но необходимых обществу благ;

Безразлична к ущербу, который может нанести бизнес природе и человеку.

Чистый капитализм , или капитализм эпохисвободной конкуренции , характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею.

Каков механизм решения фундаментальных задач экономического развития в рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебание цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.

Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

Защитники чистого капитализма утверждают, что такая экономическая система благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту. Вот почему здесь очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, в правительственном контроле и вмешательстве в экономический процесс. Резон здесь в том, что такое вмешательство подрывает эффективность функционирования рыночной системы. Роль правительства, поэтому ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Роль рыночной системы

Представляет ли собой рыночная система наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Это тоже сложный вопрос: любой полный ответ на него неизбежно выходит за пределы фактов и вступает в царство ценностных суждений. Но отсюда следует, что научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках эффективности рыночной системы.

Современная рыночная экономическая система (современный капитализм) - тип общества, синтезирующий элементы рыночной и плановой экономических систем.

Отличительные черты:

    многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;

    развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

    более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы;

    изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);

    рост уровня образования (послешкольное);

    новое отношение к труду (творческое);

    повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);

    гуманизация экономики («человеческий потенциал»);

    информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);

    ренессансмалого бизнеса (быстрое обновление и высокаядифференциациявыпускаемой продукции);

    глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).

По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

Во второй половине нынешнего столетия, когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами (табл. 1).

Таблица 1 Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма

Основные черты

Капитализм XVIII-XIX вв.

Капитализм второй половины XX в.

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в рамках предприятия

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах

Преобладающая форма собственности

Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов

Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности

Регулирование экономики

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям. Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды. На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой. В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым

Введение
I. Основные понятия экономических систем
II. Критерии и классификация экономических систем
III. типы экономических систем
IV. Достоинства и недостатки экономических систем
V. Примеры разных типов экономических систем
VI. Модели экономических систем

Заключение

Введение

Современный рынок — это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные многозвенные контакты с участием посредников. В условиях ограниченности экономических ресурсов и производственных возможностей, безграничности потребностей обществу необходимо выбирать и решать, что производить, от чего отказаться, куда, в какие производства направлять экономические ресурсы, сколько и как производить, как распределять также количественно ограниченные произведенные товары. Общество должно выработать какой-то порядок решения этих вопросов. Только при наличии механизма согласования, координации хозяйственной деятельности отдельных людей, предприятий, организаций может достигаться плодотворное экономическое сотрудничество между членами общества.
Следовательно, выбранная тема контрольной работы имеет высокую степень актуальности.
Цель исследования – изучить понятия «экономическая система», типов экономических систем, а также обзор существующих национальных моделей организации хозяйств.

В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
— Изучить основное понятие и сущность экономической системы.
— Определить основные типы экономических систем.
— Раскрыть достоинства и недостатки экономических систем.
— Рассмотреть модели экономических систем.
Экономическую систему можно определить как совокупность упорядоченных элементов экономики, которые находятся в тесной взаимосвязи и образуют экономическую структуру общества.
Каждой системе присуща национальная модель организации хозяйства. Этот факт обуславливается различными уровнями экономического развития, социальными и национальными условиями, существующими в странах.
Таким образом, экономическая система — это неотъемлемая часть общества, которая помимо экономических отношений, включает политические, идеологические, социально-культурные, юридические и другие отношения.

I. Основные понятия экономических систем

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики.
То есть, экономическая система – это упорядоченная структура связей между людьми в отношении производства и потребления материальных благ и услуг. В экономической системе всегда существуют три основных субъекта экономики: домохозяйства, фирмы и государство.
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.
Реальная практика постоянно подтверждает системный характер экономики. Объективно существующие экономические системы находят свое научное отражение в теоретических (научных) экономических системах. Первый развернутый анализ экономики как системы был дан основоположником классической школы политэкономии А. Смитом в его главном научном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (в принятом сокращении - «Богатство народов»), вышедшем в свет в 1776 г.
Адам Смит предполагал, что существует «невидимая миру рука», которая направляет индивидуальное поведение, личные интересы к общественным целям, к удовлетворению интересов других экономических субъектов. Что подразумевается под «невидимой рукой» — это рынок, как координационный механизм, со своими элементами: спросом, предложением, ценой. В спросе выражаются намерения потребителей, в предложении — возможности и желания производителей, цена — инструмент согласования их решений и действий. Посредством взаимодействия этих элементов передаются и согласовываются решения производителей и потребителей. Это саморегулирующаяся система, не требующая внешнего вмешательства.

II. Критерии и классификация экономических систем


Как показывает история экономической науки, классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев (признаков). В основе этой множественности лежит объективное многообразие свойств экономических систем.
В укрупненном виде критерии экономических систем можно разделить на три группы:
— структурообразующие критерии;
— социально-экономические (содержательные) критерии;
— объемные и динамические критерии.
Структурообразующие критерии — это критерии со стороны структурных элементов, образующих предмет экономической теории. Таковыми могут быть производственные отношения (прежде всего понимаемые как отношения присвоения), функциональные экономические связи, институты.
Соответственно экономические системы подразделяются на системы производственных отношений, системы функциональных связей, институциональные системы.
Объемные и динамические критерии — это критерии, характеризующие сложность системы и ее изменчивость. Среди них: однородность или разнородность системы, статичность или динамичность системы.
Наиболее простыми системами по данным критериям можно считать системы по формам хозяйствования. В их основе лежит лишь один критерий — способ соединения производства и потребления (способ координации экономической деятельности).
Более сложными являются формационные системы. Хотя они предполагают один главный критерий их разграничения (форма собственности на средства производства), тем не менее они включают в себя и предыдущий критерий. Каждая формация неразрывно связана с той или иной формой хозяйства и не может существовать без нее: например, феодализм без натурального хозяйства, капитализм - без рыночной экономики.
Наиболее сложными оказываются цивилизационные системы, поскольку включают в свой состав, кроме отмеченных экономических элементов, и ряд неэкономических элементов (факторов). Системы приобретают в итоге многомерный (многослойный) характер.
Соответственно экономические системы могут быть разделены на «чистые» и «смешанные», статичные и исторически развивающиеся.
Социально-экономические критерии — это критерии, основанные на выделении ключевых содержательных сторон экономической системы. Среди них: способ соединения производства и потребления (способ координации экономической деятельности), способ соединения непосредственных производителей со средствами производства (тип собственности), роль совокупного фактора, степень развития индустриальных и экономических начал.
Наиболее характерная для науки классификация экономических систем состоит в выделении следующих типов экономических систем:
1. Формы хозяйства (или формы производства, или «типы экономики»).
Основной критерий их разграничения - способ связи производства и потребления, или способ включения индивидуального труда в совокупный труд общества, или способ координации экономической деятельности.
2. Общественно-экономические формации (или способы производства).
Основной критерий их разграничения - способ соединения производителей со средствами производства или господствующая форма собственности на средства производства. В основе формационного подхода в его наиболее известной марксистской версии лежит идея соответствия производственных отношений (как отношений присвоения, отношений собственности) уровню и характеру производительных сил. Развитие последних обусловливает в конечном счете формационные переходы.
Наиболее распространенная трактовка реализации формационного подхода выделяет пять формаций (способов производства): первобытно общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический (буржуазный) и коммунистический (первая фаза которого получила название социализм).
При этом выделяются разные трактовки конечной ступени формационной последовательности. Основные позиции выглядят здесь следующим образом:
а) капитализм - «естественный разумный порядок», способный на внутреннюю эволюцию и не требующий «перехода к социализму»;
б) социализм (коммунизм) как конечная ступень исторического прогресса в духе марксистского подхода;
в) посткапитализм как выражение некоего будущего общества, в котором на основе постиндустриального развития возникает приоритет самоценной творческой личности;
г) смешанная экономика, интегрирующая частнособственнические (частнопредпринимательские) начала с развитой системой социальных гарантий трудящихся и отражающая взаимодействие двух мировых тенденций - капиталистической и социальной (социалистической).
Соответственно экономические системы подразделяются по формам хозяйствования, формационным признакам, цивилизационным критериям и по отношению к типу технологического развития.
В реальности и в науке все вышеуказанные критерии и классификации накладываются друг на друга, взаимопереплетаются, хотя и отражают разные стороны экономических систем. Только рассмотрение всей совокупности критериев и классификаций может позволить создать целостное, всеобъемлющее представление об экономике как системе.

III. Типы экономических систем

Принято выделять следующие основные типы экономических систем: традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.
Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
Более конкретными отличительными признаками, по которым их можно сопоставлять, сравнивать, являются:
— преобладающие формы и виды собственности,
— экономическая власть и способы ее осуществления,
— формы хозяйствования,
— место и роль рынка и рыночных отношений,
— характер государственного регулирования экономической жизни.
Традиционная экономика — данный тип экономической системы следует рассматривать обособленно, поскольку имеет место в странах, определяемых как неразвитые. Наиболее характерными ее чертами являются: экономическая деятельность не воспринимается как первичная ценность; индивид принадлежит своей изначальной общности; экономическая власть соединена с политической властью. Практически все вопросы — что производить, как, на основе каких технологий, как распределить произведенные продукты — все это определяется сложившимися обычаями и традициями. То же касается и потребностей, которые не выполняют здесь стимулирующей функции для развития производства. Традиционная экономика невосприимчива к достижениям технического прогресса, плохо поддается реформированию. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.
Централизованная экономика (командная) (коммунизм) — экономическая система, в которой реализованы противоположные начала: жесткая централизация экономической власти у государства — главного субъекта хозяйственной жизни, в том числе по использованию ресурсов на всех уровнях; поведение субъектов детерминировано общегосударственными целями, общественный интерес доминирует над частным. Все ресурсы находятся в собственности государства, недоступны для свободного использования и распределяются директивным путем согласно планам. В итоге производство нередко приобретает автономный характер, не обеспечивает удовлетворение общественных потребностей, тормозится технический прогресс и наступает застой в экономике.
Рыночная экономика (чистый капитализм) — это экономическая система, отличительными признаками которой являются частная собственность, свободная конкуренция и ценообразование на рынках на основе законов спроса и предложения, приоритет личного корыстного интереса (стремление максимизировать свой доход), минимальный уровень экономической власти отдельных субъектов (невозможность кардинально повлиять на рыночную ситуацию), минимальная степень государственного вмешательства в экономику. Лучше всего данный тип экономической системы описан А.Смитом, который провозгласил закон «невидимой руки», т.е. саморегуляции рыночного механизма, когда стремление извлечь собственную выгоду одновременно приводит к обеспечению интересов всего общества. В завершение следует заметить, что термин «чистый капитализм» — условный, используется только в теории, в действительности имел место капитализм свободной конкуренции. Более того, сегодня «чистый капитализм» — еще больший абсурд, чем «чистый социализм».
Смешанная система — экономика, в которой имеет место сочетание некоторых свойств первой и второй систем. Смешанная система сформировалась во многих промышленно развитых странах, где эффективный рыночный механизм дополняется гибким контурным государственным регулированием. Роль государства сводится, прежде всего, к созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, совершенствования рыночной инфраструктуры, обеспечению определенных социальных гарантий для населения, решению общенациональных проблем и задач. В целом, данный тип экономической системы позволяет сочетать достоинства рыночного механизма с государственным регулированием, устраняющим «провалы» рынка, сводящим к минимуму его негативные для общества эффекты.
Таким образом, на данный момент человечество прошло длительный исторический путь развития, в ходе которого на разных этапах сложилось несколько типов экономических систем — рыночная, командная, смешанная, а также традиционная. Критериями их разделения выступают, прежде всего, форма собственности и тип координационного механизма (план или рынок). Современный анализ показывает, что наиболее привлекательной для общества стала смешанная система, позволяющая дополнить преимущества рынка гибкой системой государственного регулирования.
В современных условиях в промышленно развитых странах смешанная экономика все более активно вытесняет чистый капитализм. Главное ее достоинство в том, что она не имеет крайностей, присущих названным выше двум моделям. Основными производителями продукции и покупателями условий производства там являются крупные корпорации, поэтому экономическая власть здесь не рассредоточена, но при этом она не носит тоталитарный характер, не осуществляется административно-бюрократическими методами. При таких условиях распределительные отношения не подавляют отношения обмена, а дополняют их; собственность на материальные ресурсы может быть общенародная, государственная, частная; поведение каждого субъекта мотивируется его личным интересом, но при этом в обществе определены и приоритетные цели. Государство выполняет в экономике активную функцию, имеется система прогнозирования, планирования и координации деятельности государственного и частного секторов.
Средством эволюционного перехода к смешанной системе является реформирование, в ходе которого экономика оказывается в переходном состоянии (переходная экономика). Следует отметить, что переход от одной системы к другой не всегда означает необходимость смены формы собственности. Например, к началу XX столетия экономическая модель, основанная на рыночных механизмах и регулируемая свободным рынком, исчерпала себя. На смену свободному рыночному механизму пришел регулируемый: система государственного регулирования экономики возникла еще во время первой мировой войны, ее демонтаж после войны привел к сильнейшему экономическому кризису (1929-1933 гг.). Дж.М.Кейнс и его последователи осознали это и обосновали необходимость реформирования экономики, усиления роли государства. Курс Ф.Рузвельта в США подтвердил их выводы на практике.
Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:
1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду
2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов
3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством
4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)
5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

IV. Достоинства и недостатки экономических систем

На всех исторических этапах развития человечества перед обществом встает один и тот же вопрос: что, для кого и в каких количествах производить с учетом ограниченности ресурсов. Экономическая система и типы экономических систем как раз и призваны решить эту проблему. Причем каждая из этих систем делает это по-своему, у каждой из них есть свои преимущества и недостатки.
В ходе исследования были выявлены следующие преимущества и недостатки экономических моделей:

Основные преимущества и недостатки централизованной экономической системы можно представить следующим образом, отраженные в таблице.

Основные черты Основные достоинства Основные недостатки
Государственная собственность на средства производства;Государственное планирование всей экономики;

Административные методы управления экономикой;

Нет экономических стимулов к эффективной работе.

Более устойчивая экономика;Больше уверенности в будущем;

Меньше неравенство в обществе;

Минимум жизнеобеспечения гарантирован всем;

Нет проблемы трудоустройства.

Формирует безынициативных и безответственных работников, незаинтересованных в результатах своего труда;Неэффективность экономики;

Диктат производителей над потребителями;

Низкий уровень жизни народа.

В рыночной экономике сложились следующие преимущества и недостатки, которые продемонстрированы в таблице.

Основные черты Основные достоинства Основные недостатки
Частная собственность на средства производства;Свобода предпринимательства;

Свобода выбора экономических партнеров;

Личная выгода участников экономических связей;

Минимальное вмешательства государства.

Стимулирует высокую предприимчивость и эффективность;Отторгает неэффективное и ненужное производство;

В основном справедливое распределение доходов по труду;

Больше прав и возможностей у потребителей;

Не требует большого аппарата управленцев.

Усиливает неравенство в обществе;Нестабильность экономики;

Не заботится о создании бесприбыльных, но необходимых обществу благ;

Безразлична к ущербу, который может нанести бизнес природе и человеку.

В итоге можно сделать вывод, что расширение функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов.
Это, прежде всего, укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальная направленность. Смешанный тип экономики — самый распространенный в мире.

V. Примеры разных типов экономических систем

Осталось рассмотреть примеры современных стран, для которых характерна та или иная экономическая система. Для этого ниже представлена специальная таблица. Типы экономических систем в ней поданы с учетом географии их распространения. Стоит отметить, что данная таблица весьма субъективна, так как по многим современным государствам бывает сложно однозначно оценить, к какой из систем они относятся (см. таб.4).

Таблица: Типы экономических систем и их примеры

— Традиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-д’Ивуар.
— Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время — Северная Корея, Куба, Вьетнам.
— Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.
— Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.
Говоря о России и странах постсоветского пространства, можно сказать, что в этих государствах конкретный тип экономический системы еще не устоялся. Они находятся в переходном периоде между командной и современной рыночной экономикой.

VI. Модели экономических систем
Современная экономическая система предусматривает, что подавляющего большинства цивилизованных стран базируется на рыночных отношениях. Исходя из этого выделяют различные модели современной экономической организации общества. В зависимости от модели организации хозяйства, они носят названия тех стран, в которых они реализованы наиболее полно (см.рис. 1).

Американская модель предусматривает преобладание частного предпринимательского сектора и его поддержка. Правительство и госсектор обслуживают экономику а не руководят ею. Развивается механизм конкуренции и рыночного ценообразования. Велики различия в доходах населения.
Китайская модель предусматривает сосуществование в экономике двух противоположных секторов — рыночного и административного. Наличие свободных экономических зон. Значительная роль домашнего хозяйства. Небольшие различия в доходах населения. Важная роль в развитии экономики принадлежит
китайцам, живущим за рубежом.
Японская модель — мощная поддержка государством предпринимательского сектора. Пятилетнее планирование в отдельных сферах народного хозяйства. Социальная ориентация фирм (пожизненный найм, социальное партнерство). Незначительная дифференциация доходов.
Шведская модель — развитый госсектор. Партнерство работников и предпринимателей при поддержке государства. Влияние госбюджета на формирование доходов населения. Снижение роли ценообразования за счет вмешательства государства.

Перечисленные модели современных экономических систем хозяйствования нередко дополняются промежуточными вариантами: немецким, французским, южно-корейским и др.

Заключение
В заключении можно сделать вывод, что в ходе исторического развития человеческого общества сложились несколько типов (моделей) экономических систем, различающихся, прежде всего, путями и способами решения главных экономических проблем (что, как и для кого производить).
Каждая экономическая система по-разному отвечает на три главных вопроса экономики: «что, как и для кого производить?» Современные экономисты выделяют четыре их основных типа: это традиционная, командно-плановая, рыночная, а также смешанная система.
Форма собственности не препятствует и более жестким изменениям экономического курса. Переход от одной экономической модели к другой значительно облегчается наличием у всех современных экономических систем общей основы — товарного производства, хотя сами системы различаются уровнем его развития, а также типом экономической власти и формами ее осуществления и тем, какое место в системе ценностей данного общества занимает экономическая деятельность.
Важно и то, что каждая экономическая система обладает особыми свойствами, которые нужно учитывать при реформировании экономики. С одной стороны, она выглядит как открытая система, взаимодействующая с внешней средой (не препятствует обмену мировым опытом, утверждению общих закономерностей развития производства, допускает обновление своих элементов, смену моделей). С другой стороны, являясь отражением культурного слоя конкретной цивилизации, экономическая система ориентирована, прежде всего, на воспроизводство данного типа цивилизации, т.е. предстает жесткой замкнутой системой, когда возможности использования модели, выработанной в одной экономической системе, в других системах ограничены Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — С. 125. .
В итоге можно сделать вывод, что практически все существующие в современном мире экономики следует отнести к смешанному типу. В реальной жизни любой страны не присутствует в чистом виде ни одна экономическая система.
В Англии, например, около 30% рабочей силы заняты в государственном секторе, остальные 70% заняты в частном.
Но говоря о России и странах постсоветского пространства, можно сказать, что в этих государствах конкретный тип экономический системы еще не устоялся. Они находятся в переходном периоде между командной и современной рыночной экономикой.
Список литературы:
1. Белокрылова О.С., Ищенко О.А. Современная экономика: Учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 436 с.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 399 с.
3. Добрынин А.И., Салов А.И. Экономика: Учеб. пособие для вузов. — М.:Юрайт-М, 2007. — 302 с.
4. Куликов А.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 400 с.
5. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособие /Под ред. д.э.н. проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — М.: «Дело и Сервис». 2007. — 832 с.
6. Курс экономической теории: Учебник для вузов / Моск. гос. институт междунар. отношений; под общей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. — Киров: АСА, 2008. — 832 с.
7. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник/Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.П. Колесова и д-ра экон. наук, проф. М.Н.Осьмовой. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2009. — 480 с.
8. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник /С.С.Носова. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2007. — 516 с.
9. Экономическая теория: Учеб. пособие для студентов вузов /Г.В. Андриянов, Л.Г.Орлова, В.В. Пранович и др.; Под ред. Н.В. Сумцовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 287 с.
10. Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. Н.Г.Кузнецова — М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д; Издат. центр «МарТ», 2009. — 418 с.

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономические системы

Современные экономические системы

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности .

Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех .

Экономической целью фирмы выступает максимизация или минимизация .

Главными экономическими целями современного общества являются: , повышение эффективности производства, полная и социально-экономическая стабильность.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО? ) ту продукцию, которая удовлетворяет и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК? " производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими , чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО? " решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная экономическая система

Командная или централизованная экономика является противоположностью . Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить , выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Смешанная экономическая система

Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет , социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

В литературе экономическая система определяется по-разному:

1) Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг

2) Экономическая система – это совокупность механизмов институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории. Для характеристики любой системы обычно выделяют ее элементы, уровни организации, структуру и функции. Установление связей между составляющими систему элементами означает определение ее структуры.

Для системы характерно наличие функций, которые не в состоянии выполнить ни один из элементов в отдельности, а только объект в целом. Важным свойством экономической системы является наличие структуры. Поэтому:

3) Экономическая система - сложная, упорядоченная совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющаяся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.

Структура экономической системы.

В любой экономической системе первичную роль играет производство и распределение, обмен, потребление. Эти элементы рассматривают как стадии единого процесса. Важно подчеркнуть, что производство есть непрерывный, постоянно развивающийся общественный процесс. Оно является исходным пунктом хозяйственной деятельности, а потребление – конечным; распределение и обмен выступают как сопутствующие стадии, связывающие производство и потребление.

Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

Классификация.

Одним из признаков деления экономики на типы может служить ее открытость или закрытость. Если национальная экономика и ее звенья активно включаются в систему международных экономических связей, такая экономическая система считается открытой. Если система замкнута на внутренних ресурсах производства и ограничивается внутренним потреблением, если она не доступна для новых фирм, то она является закрытой системой.

Другим признаком деления системы на типы являются формы регулирования экономической жизни. Ими могут быть традиции, команда (планирование) и рынок. Соответственно экономическая система может быть традиционной, рыночной и командной. В экономике могут сочетаться различные элементы систем, тогда можно говорить о смешенной экономике.

Еще одним признаком деления экосистемы на типы является форма собственности. Она может быть частной или государственной, а в традиционном обществе - общинной. Господствующая форма собственности определяет формы производства и распределения. Разные экономические системы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономики.

Коренные различия следующие:

а) между частной и общественной собственностью на ресурсы

б) между использованием в качестве координационного механизма рыночной системы и централизованного планирования.

Историческая классификация должна включать помимо современных систем системы прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания теория смены цивилизаций, согласно которой выделяют их 7: неолитическая, восточно-рабовладельческая, раннефеодальная, предындустриальная, индустриальная, постиндустриальная.

Типы экономических систем.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы необходимо выделить четыре основных типа экономических систем:

1) традиционная;

2) рыночная (капитализм);

3) командно-административная (плановая);

4) смешанная.

Традиционная экономическая система.

Традиционная экономическая система - самая древняя система. Например, если племя на протяжении нескольких поколений выращивало, скажем, ячмень, то оно и дальше будет склонно делать то же самое. Вопросы типа: Выгодно ли это? Что иное стоит выращивать? Какой способ организации производства более рационален? - здесь просто не приходят никому в голову. Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго.

Традиционная экономическая система существует в экономически слаборазвитых странах. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

В России, например, по сей день можно обнаружить элементы традиционной экономической системы в организации жизни народов Севера.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, то есть охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились. И это не случайно. Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю “общенародной собственностью”. Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия.

Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что возникла необходимость принять специальную “Продовольственную программу”, которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные. Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира. Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин - органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе. Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

Подытожим отличительные черты традиционной экономики:

Крайне примитивные технологии; преобладание ручного труда;

Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями;

Организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин.

Общинная собственность

Рыночная система

Рыночная система определяется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Основу этой системы составляют:

1) право частной собственности;

2) принцип свободы хозяйственной деятельности;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности - есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое, название этой экономической системы - капитализм.

Один из главных признаков рыночной системы - это принцип свободы хозяйственной деятельности. это право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере их использовать для получения дохода. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы к нулю, а, расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающим хозяйственную деятельность, инициативу, предприимчивость. Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип равноправия форм собственности, но разные формы собственности сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности.

И, наконец, собственно рынки, то есть определенным образом организованная деятельность по обмену товарами:

1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;

2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;

3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной рыночной системы, одновременно как бы направляемые "невидимой рукой" - способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов. Известно, например, что при существующей конкурентной конъюнктуре фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Поступать по-другому означало бы для них отказаться от прибылей или даже рисковать со временем потерпеть банкротство. Но вместе с тем очевидно, что интересам общества отвечает использование редких ресурсов с наименьшими издержками, т.е. наиболее эффективными методами. Поступать иначе означало бы производство данного объема продукции с большими издержками или принесение в жертву альтернативных товаров, которые действительно необходимы обществу.

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов.

Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки. В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства. Критики утверждают, что рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления. Такой процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых хозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В результате возникает социальное неравенство.

Подытожим отличительные черты рыночной экономики:

Ведущее место занимает индивидуальная частная собственность в различных её видах;

Поведение каждого субъекта мотивируется личными интересами, индивидуальность принятия решений;

Имеется множество продавцов и покупателей, что способствует свободе конкуренции;

Роль государства в экономике ограничена.

Командно-административная система

Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций с ведущей идеологией - марксизмом.

Марксизм, или политическая экономия труда, представляет собой исследование законов развития капиталистического общества с позиции пролетариата и концепцию социализма как новой экономической системы. В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно па XX в., когда возник так называемый социалистический лагерь.

Командно-административная экономика – это такая форма общественного хозяйства, когда в условиях развитого общественного разделения труда, специализации производств, многообразия экономических структур осуществляется сознательное жесткое регулирование развития экономики в целом.

Характерными чертами административно-командной системы является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:

во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит к минимуму самостоятельность хозяйственных субъектов;

во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами;

в-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности, при отсутствии конкуренции никто не заботится о внедрении новых техник и технологий. К тому же, если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, то централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществляется без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными критериями, на основе централизованного планирования. Это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу.

Поэтому возникают следующие проблемы:

1) подавляющее большинство производимой в этих странах продукции - низкого качества и устаревшей конструкции, а поэтому не пользуется спросом ни на внутреннем, ни на мировом рынке;

2) уровень благосостояния и продолжительность жизни граждан ниже, а детская смертность выше, чем в странах, проживших XX век в рыночной экономической системе;

3) технический уровень производственного сектора намного ниже, чем в странах, где достижения науки и техники не “внедрялись по плану научно-технического прогресса”;

4) природа загрязнена значительно сильнее, чем в странах рыночной и смешанной экономических систем, несмотря на все “решения правительства по охране окружающей среды”.

Планирование бывает порой полезным и в масштабах страны, например в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с задачей защиты страны от агрессора. Куда хуже получается с использованием единых планов для всей страны в мирное время.

Подытожим отличительные черты командно-административной экономики: - государственная собственность практически на все экономические ресурсы; - сильная монополизация и бюрократизация экономики;

Централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма,

Государство полностью контролирует производство и распределение продукции.

Смешанная экономическая система

Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит смешанный характер. Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

1) некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т.д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

2) оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т.д.).

Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система. В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству, но которые:

а) не получают от государства планов;

б) работают по рыночным законам;

в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.

В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов.

Подытожим отличительные черты смешанной экономической системы: - многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;

Развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

Более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

Отличительные черты различных экономических систем

Таблица №1.

Черты Традиционная экономика Чистый капитализм (рыночная экономика) Командно-административная (плановая) Смешанная экономическая система
Преобладающая
форма собственности
общинная Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Господствует государственная собственность Экономическая деятельность на базе коллективной, частной и государственной собственности
Регулирование экономики Совет старейшин Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.
Основной принцип производства в соответствии с освященными веками обычаями Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения Принцип соответствия спроса и предложения
Конкуренция Нет есть Нет Есть
Технологии Примитивный, ручной труд Динамичны Инертное развитие динамичны
Социальные гарантии Зависят от традиций Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

Самостоятельная работа по дисциплине «Экономическая теория».

Тема: Сравнительная характеристика основных типов экономических систем.


Выполнила: студентка группы

МО-91, Харченко А.А.

Проверила:


Рубцовск 2009

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Основные типы экономических систем:

Традиционная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Основные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются, главным образом, на основе традиционных родоплеменных или полуфеодальных иерархических связей между людьми.

Для традиционной экономики характернонатуральное хозяйство. Развито наследование.

Отличительные черты традиционной экономики:

· примитивные технологии;

· преобладание ручного труда;

· члены экономических отношений объединены в крепкую социальную сеть;

· ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями;

Для традиционной экономики характерно малопроизводительное фермерство, охота и собирательство - нет регулярных излишков пищи, и поэтому торговля не носит постоянный характер.

Данный тип экономической системы в сравнительной таблице представлен не будет, т.к. основные черты, по которым составлялась таблица, сложно выявить у традиционной экономической системы.Это связано с тем, что это наиболее ранняя экономическая система, которая была характерна для первобытного общества.

Рыночная система (капитализм) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с

Командная экономиче ская система (социа лизм) - способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Смешанная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Командно-административная

Рыночная

Смешанная

Социальные гарантии

Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение.

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости.

Существование государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения.

Стимул к производитель-ному труду

Социалистическое соревнование

Факторные доходы (заработная плата, прибыль).

Основной принцип производства

Определяет центральный орган власти, материализуя принятые политические и идиологические решения.

Принцип соответствия спроса и предложения.

Регулирование экономики

Жёсткий контроль централизованного государства, которое монополизировало экономику и власть.

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства.

Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.

Координация

Государство определяет правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ.

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен.

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.

Конкуренция

Отсутствует.

Присутствует.

Присутствует.

Теневая экономика

Присутствует.

Отсутствует.

Только на запрещенный государством товар.

Ценообразова-ние

Государство устанавливает фиксированные цены.

Действуют объективные экономические законы спроса и предложения.

Гибкие цены.

Заработная плата

Административное установление заработной платы.

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда.

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату.

Преобладающая форма собственности

Государственная.

Деятельность единаличных предринимателей-капиталистов.

Коллективная частная и государственная собственная.

Признаки экономических систем.

Достоинства и недостатки экономических систем.


Командно-административная

Рыночная

Достоинства

Низкие цены,

отсутствие безработицы, гарантированные (хоть и невысокие) заработки.


Путем конкурентной борьбы вытесняет неэффективно работающие хозяйствующие субъекты, выступая при этом как мощный антизатратный инструмент развития экономики, как стимулятор роста качества продукции; товародвижение в соответствии со структурой и динамикой платежеспособного спроса; обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей, развивает инициативу и предприимчивость; рационально распределяет материальные, трудовые, денежно-кредитные и финансовые ресурсы; освобождает экономику от дефицита товаров и услуг, обеспечивает более полное удовлетворение запросов потребителей.

Недостатки

Отсутствие экономических

стимулов у человека к трудовой деятельности (зарплата не служит стимулом к

труду); формирование у большинства населения такого общества социального

иждивенчества; постоянный дефицит товаров; низкое качество производственной

продукции; расточительное отношение к ресурсам; утопические проекты,

приносящие вред как природе, так и в целом всему обществу.


Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; не может регулировать использование ресурсов, осуществлять крупные структурные сдвиги в народном хозяйстве, не создает стимулов для производства товаров и услуг совокупного социального и муниципального потребления, вызывает огромные затраты на рекламу, что ведет к удорожанию продукции; не гарантирует право на труд, не может предотвращать массовую безработицу; не гарантирует право на доход, не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных, безработных, многодетных семей и других групп населения, а также удовлетворение нужд низкооплачиваемых слоев населения.


В этой таблице не представлены недостатки и достоинства смешанного типа экономической системы, т.к. смешанная экономика включает в себя признаки и рыночной, и командно-административной экономической системы.Следовательно и достоинства и недостатки будет иметь схожие.


Сделав сравнительную характеристику основных типов экономических систем, я убедилась в том, что каждая из них имеет ряд приемуществ и недостатков.Хотя на мой взгляд тип рыночной экономики более приемлим.

В современное время очень популярена смешанная экономическая система, которая (как я поняла после сравнения систем), не является чем-то принципиально новым, а лишь заключает в себе признаки командно-административной и рыночной систем. В подтверждение хочется привести высказывание Л. Мизеса: «Производство может направляться либо рыночными ценами…, либо правительственным советом по управлению производством. Третьего решения не существует. Невозможна третья социальная система, которая была бы ни социалистической, ни капиталистической».