Можно ли научиться остроумию? Как развивать в себе остроумие.

Можно ли научить человека стать по-настоящему остроумным? Многие считают, что воспитать чувство юмора невозможно. Это, мол, от природы - или оно есть или, увы, его нет. Если при встрече знакомый выдает вам массу анекдотов, при этом заходясь от хохота, уверяем вас, это не имеет никакого отношения к настоящему остроумию. Просто он коммуникабельный, легкий, веселый человек, с хорошей памятью и отсутствием комплексов. По-настоящему остроумный человек выберет и запомнит только одну остроту из только что услышанного.

Он настроен избирательно. У него творческий склад ума. Так что распространенное мнение, что остроумие - это активное проявление чувства юмора, ошибочно.

Чем юмор отличается от остроумия

Под юмором чаще всего подразумевается беззлобная насмешка. Чувство юмора проявляется, обычно, в умении отыскать что-то смешное в той ситуации, где нет, казалось бы, ничего смешного. Это чувство как бы оберегает мозг от сильных эмоциональных потрясений.

Суть же остроумия лучше всего сформулировать так: остроту создают, а смешное находят. В остроумии эмоциональный компонент - только фон, побуждающий мотив, а "действие" происходит в области интеллекта, в то время как в чувстве юмора соотношение обратное - "действие" происходит в эмоциональной сфере, а мыслительные операции лишь запускают реакцию.

Есть, конечно, люди, обладающие и тем и другим. Несомненно, есть и такие, у которых нет ни того, ни другого. И тут уже дело плохо. Остроумным бывает и изобретение, и оригинальный проект архитектора, и музыкальное произведение, и научное открытие. Как правило, легко отыскать смешное даже в самой неприятной ситуации, если она приключилась с кем-нибудь другим.

Я обладаю чувством юмора

В этом убеждено большинство людей.

Рассказывают, что однажды престарелый драматург Бернард Шоу был сбит с ног на дороге лихим велосипедистом. К счастью, оба отделались легким испугом. Когда смущенный виновник столкновения стал сконфуженно извиняться, Б. Шоу прервал его словами: "Да, вам не повезло. Прояви вы чуть больше энергии - и вы бы заработали себе бессмертие, став моим убийцей".

Немногие люди - даже и более молодые - нашли бы в себе достаточно душевной силы, чтобы в подобной ситуации не прибегнуть к брани, к бесполезным упрекам, а ограничиться шуткой.

С одной стороны, чтобы подняться над трагической ситуацией, суметь взглянуть на себя как бы чужими глазами и отыскать смешное в трагическом, - для этого нужно обладать большой силой духа. Развитое чувство юмора бывает лишь у душевно стойких людей.

Вас наверняка интересует, как рождаются такие "перлы"? Технология, если так можно выразиться, такова.

Человек "отчуждается" от самого себя, смотрит на себя как бы со стороны, находит смешное в себе самом, и эта вначале чисто интеллектуальная операция отчуждения (кстати, одно из высших проявлений человеческого сознания) смещает его "эмоциональную равнодействующую" в положительную сторону. Если же человек к тому же и остроумен, то в этой ситуации он может создать словесную остроту (подобную приведенной чуть выше шутке Бернарда Шоу).

Чувство юмора и остроумие оказываются в этом случае слитыми воедино. Неиссякаемый оптимизм Великого комбинатора Остапа Бендера - одна из главных причин неотразимого обаяния этого симпатичного всем авантюриста - неотделим от его великолепного юмора. Ильф и Петров, не поскупившись, наделили его этим качеством, и чувство юмора не покидает Остапа ни в каких, даже самых трудных переделках, помогает ему перенести всевозможные невзгоды и крушения планов.

Даже потерпев полное фиаско при попытке перейти границу и безбедно зажить миллионером в Рио-де-Жанейро, ограбленный и избитый Остап не лишается чувства юмора, о чем красноречиво свидетельствует его громогласно провозглашенное намерение переквалифицироваться в управдомы. Без чувства юмора он просто не в силах был бы перенести все выпавшие на его долю передряги и злоключения. Функция чувства юмора в данном случае - обеспечить удовлетворительное самочувствие в далеко не удовлетворительной ситуации.

Юмор ситуации и юмор характера

Следует различать эти два вида юмора. В первом случае юмор улавливается только зрителями, а действующие лица сами остаются вполне серьезными. Во втором случае юмор улавливается одним из действующих лиц и уже через его восприятие доходит до читателя.

Приведем пример. Юмор первого типа мы находим у Джером К. Джерома в книге "Трое в одной лодке". Все действующие лица сохраняют полную серьезность, и читатель сам - с помощью автора - проделывает всю работу по отысканию смешного. А вот Илья Ильф и Евгений Петров наделили чувством юмора своего героя, и многие смешные черточки читатель как бы видит глазами Великого комбинатора.

Таким образом, можно дать следующее определение: остроту создают (работа остроумия), а смешное находят (функция чувства юмора).

В остроумии можно выделить два основных компонента - способность к избирательным ассоциациям и к мгновенной критической оценке собственной речевой продукции. Однако остроумие проявляется не только в создании остроты, но и в ее восприятии, оценке. Рассмотрим элементарную и весьма распространенную ситуацию - восприятие анекдота.

Анекдот - это короткий рассказ, устный или письменный. После краткой экспозиции излагается заключительная мысль, для уяснения которой требуется некоторое усилие, умственная работа. Если мысль эта станет сразу же ясна или, напротив, понадобится слишком долго доискиваться до нее, то эффект остроумия в значительной мере ослабеет, а иногда и вовсе улетучится.

Случаи, когда острота "доходит" до слушателей спустя несколько дней и вызывает смех, не так уж редки. Но все же существует некоторое оптимальное время "уяснения". Можно возразить на это, что время реакции (или время уяснения остроты) зависит от способностей и подготовки слушателя. Верно. Оценить остроту, воспринять ее соль - это не пассивный процесс, а активная работа мышления.

Чтобы оценить шутку, - для этого тоже нужно быть остроумным. Но это остроумие уже другого рода, если можно так выразиться, остроумие восприятия, и оно отличается от творческого остроумия, которое требуется, чтобы шутку создать. И это "остроумие восприятия" неодинаково у разных людей. Поэтому одна и та же шутка одному кажется пределом остроумия, а другого заставляет недоуменно пожимать плечами.

Марк Твен в очерке "Публичные чтения" рассказал, как, путешествуя по Европе и выступая с чтением юмористических рассказов, заметил любопытную вещь: один из рассказов иногда вызывал гомерический хохот, изредка - недружелюбный смех, а иной раз реакции вовсе не было, не удавалось вызвать даже подобие улыбки.

Оказалось, что все зависело от того, какую паузу он выдерживал перед последней фразой рассказа. Если он угадывал паузу точно - все оглушительно смеялись. Если чуть-чуть не додерживал - то смех был не столь громким. А если пауза оказывалась хоть немного длиннее - никто не смеялся, эффект пропадал.

В мировой литературе есть множество блистательных острот, настоящих жемчужин. Но когда их сводят воедино, издавая сборники, то, как правило, такие коллекции острот не очень привлекательны, читаются с трудом и быстро надоедают. И происходит это потому, что наш мозг "тормозит" при постоянном и длительном давлении и реакция на раздражитель угасает. Это мы доходчиво попытались объяснить то, что доказал академик И.П. Павлов. Можно восстановить угасшую реакцию только после некоторой паузы, т.е. отдыха. При этом отдых не должен быть пассивным - нужны другие условные раздражители.

Непрерывный поток острот вместо смеха начинает вызывать скуку, утомляет, а иной раз даже вызывает досаду.

Смешное по Фрейду - это экономия

Разграничение чувства юмора и остроумия может показаться непривычным, но оно уже и не ново. Так, английский писатель Джордж Мередит критерием чувства юмора считал способность найти смешное в том, что человек любит. Другой, более трудный критерий - найти смешное в себе самом, представить себя смешным в глазах другого человека.

Вполне последовательное различие между чувством юмора и остроумием проводил австрийский психоневролог Зигмунд Фрейд. Фрейд выводит это различие из представлений об экономии психической энергии. Остроумие экономит психическую энергию за счет того, что уменьшается необходимость тормозить свои побуждения и импульсы. Остроумие - это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом.

Комическое по Фрейду отличается от остроумия тем, что оно неумышленно. Неловкое движение может быть комично, но неостроумно. Восприятие комического Фрейд сводит к такой последовательности: он поступает так - я поступаю по-другому - он поступает так, как я поступал в детстве. Комизм экономит психическую энергию за счет "экономии мышления".

Наконец, чувство юмора, позволяя увидеть смешную сторону неприятного явления, преобразует боль и гнев в улыбку и смех. Это экономия чувств. Таким образом, Фрейд отличал юмор, остроумие и комизм. Общее здесь - смех и экономия психической энергии: остроумие экономит торможение, комизм - мышление, юмор - чувства.

Анализировать возникновение смешного - дело неблагодарное. Тем не менее ученые в разные годы пытались это делать, и сегодня можно выделить по крайней мере три уровня анализа: синтаксический, семантический и прагматический.

Синтаксический анализ определяет правильность или неправильность предложения с точки зрения грамматики. На семантическом уровне определяется разница между осмысленным и бессмысленным, а анализ на прагматическом уровне находит различие между приемлемым и неприемлемым.

Классификация юмористических приемов

Величайшие юмористы и сатирики великолепно обходились без всякой теории. Обходятся без нее и современные юмористы-профессионалы. Они используют эту теорию подсознательно, абсолютно не задумываясь о том, что получилось - абсурд, метафора или гипербола. Говорят, острый язык - единственный инструмент, который от постоянного употребления становится еще острее. Остроумие требует тренировки! Владимир Маяковский считал, что остроумие можно оттачивать самостоятельно, и даже мечтал о школах, где будут обучать его приемам.

Остроумие - это свойство психики, а очень часто просто талант. Но и талантливому человеку не приходят сами собой ни умение, ни тем более мастерство. Нужны обучение, труд и своеобразная тренировка. Итак, познакомьтесь с целой дюжиной приемов, освоив которые, вы непременно станете остроумным человеком.

Остроумие - явление разнообразное и неистощимое, и всякая попытка представить классификацию остроумия покажется не только претенциозной, но и обреченной на неудачу.

Тем, кому эта аналогия покажется слишком простой и доступной, напомним, что английский поэт Джон Китс испытывал величайшее раздражение против Исаака Ньютона за то, что Ньютон объяснил причину радуги. Китс считал, что Ньютон тем самым уничтожил очарование этого прекрасного зрелища, сняв с него покров таинственности. Но ошибочно думать, что знание уничтожает эстетическое восприятие; скорее, наоборот.

Итак, вот эта классификация.

  1. Ложное противопоставление.
  2. Ложное усиление.
  3. Доведение до абсурда: преувеличение (гипербола); преуменьшение или смягчение (эвфемизм).
  4. Остроумие нелепости: соединение двух логически несовместимых высказываний; паралогический вывод.
  5. Смешение стилей, или "совмещение планов": смешение речевых стилей; перенос терминологии; несоответствие стиля и содержания; несоответствие стиля речи и обстановки, где она произносится; псевдоглубокомыслие.
  6. Намек, или точно наведенная цепь ассоциаций.
  7. Двойное истолкование: игра слов; двусмысленность.
  8. Ирония.
  9. Обратное сравнение: "чистое" обратное сравнение; буквализация метафоры.
  10. Сравнение по случайному или второстепенному признаку: перечисление разнородных предметов и явлений в "едином списке".
  11. Повторение: "чистое" повторение; повторение с изменением грамматической конструкции; повторение с изменением смысла.
  12. Парадокс.
  13. Специальные стилистические (риторические) фигуры.

Приведенная классификация, разумеется, не исчерпывающая. Тем не менее, она достаточно полно описывает диапазон душевного дарования человека, которое называется остроумием. Главное, что во всех приемах остроумия есть общего - это выход за пределы формальной логики. Отыскание и внезапное осознание логической ошибки, особенно чужой, и есть та пружина, которая включает положительную реакцию и сопутствующую ей реакцию смеха, - при условии, если нет причин, подавляющих это положительное чувство. Смех в данном случае - это выражение интеллектуального триумфа.

Что такое остроумие ? Что такое «острый» ум ? Не всегда остроумный ответ на вопрос – ответ смешной, юмористический. Часто – да. Но не всегда. Но остроумный ответ – всегда Быстрый, всегда Неожиданный, всегда Короткий и Точный.

Быстрота. Прежде всего, на тренинге по остроумию я тренирую «мгновенную реакцию». И эта мгновенная реакция поможет в последствии не только в ответах на каверзные, неудобные вопросы, но поможет мгновенно реагировать на слова и поступки собеседников (аудитории). Это необходимо на переговорах. А переговоры – всюду! Вся наша жизнь состоит из переговоров. Начиная с утренней болтовни с родственниками о предстоящих планах на день, и заканчивая – разрешением сложных деловых конфликтов на работе. Мы общаемся, а значит, хотим этого, или нет, ведем переговоры. Потому что в любой отрезок времени у нас есть Цель. А раз она есть, значит, мы ее пытаемся достичь. На этом тренинге я, в большей степени, тренирую не слово, а мысль. Ведь мысль всегда опережает слово. Как ни странно, но мысли тоже можно тренировать. И главное – можно научиться тренировать скорость мышления. Для этого нужно научиться правильно видеть и слышать. В чем главная ошибка, на мой взгляд, неправильного «видения» и «слушанья»?

Ошибка проста: мы чаще всего видим то, что хотим увидеть, а слышим то, что хотим услышать. Эти качественные ошибки в природе человек а.


Как развить остроумие?


Иметь музыкальный слух не достаточно – его необходимо тренировать. То же самое относится и к остроумию. Остроумие (острый ум!) – ничто иное, как способность. И если эту способность не тренировать, не оттачивать, не развивать – зачатки этих способностей не принесут значимых плодов, а то вовсе зачахнут с годами. Правду говорят, что острословие – это единственный инструмент, который при постоянном применении не тупиться, а становиться только острее и острее.


Как ни странно, но знание теории о классификации приемов остроумия не только не вредит человеку, но и помогает усилить, развить в себе эту способность. Подобно тому, как знание ингредиентов вкусной пищи не только не портит нам аппетит, но и развивает кулинарные способности.
Как и по какому принципу классифицировать остроумие? Приведем несколько приемов:


Ложное противопоставление


Ложное усиление


Доведение до абсурда


Остроумие нелепости


Смешение стилей


Поговорим подробнее о каждом из этих приемов:


Ложное противопоставление
– очень распространенный прием. Финальная часть шутки (отбивка) будто противоречит начальной фразе (забивке), но в действительности лишь усиливает ее «острый» смысл. Классики жанра И.Ильф и Е.Петров часто использовали этот прием. Остап Бендер говорит Кисе в «12 стульях»: «Никто нас не любит, кроме уголовного розыска, который тоже нас не любит». Или - в описании: «В подъезде сидел комендант. У всех входящих он строго требовал пропуск, но если пропуска ему не давали, то он пускал и так».




Ложное усиление
.

Обратный прием: финальная часть шутки вроде бы подтверждает начальную, а по сути, опровергает ее. Марк Твен как-то пошутил: «Бросать курить легко. Я бросал пятьдесят раз». Или в «Трое в лодке…» Дж.К.Джером говорит устами одного и героев: «Все имеет свои теневые стороны, как сказал человек, у которого умерла теща, когда от него потребовали денег на похороны». Отбивка в корне меняет смысл всей предыдущей фразы, хотя и является его продолжением.


Мастером в короткой фразе довести остроумный пассаж до абсурда был Николай Васильевич Гоголь. Например, в «Мертвых душах»: «Трактирный слуга был живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо». В абсурдных анекдотах этот прием выражен через гиперболу (преувеличение): Лежат два помидора в холодильнике. Один из них говорит: - Как тут холодно! Второй на него ошалело смотрит и как заорет: - А-а-а!!! Говорящий помидор!!! А возможно и через преуменьшение довести до абсурда (И.Ильф и Е.Петров «12 стульев»): «В дворницкой стоял запах гниющего навоза, распространяемый новыми валенками Тихона. Старые валенки стояли в углу и воздуха тоже не озонировали».


Остроумие нелепости близко по фразеологическим характеристикам с приемом доведения до абсурда. Здесь сама ситуация будто бы лишена здравого смысла и поэтому читателю (слушателю) непроизвольно становится смешно.

Остроумие нелепости – это своего рода непреднамеренное, нечаянное остроумие. Так, к примеру, некий завзятый атеист закончил свое выступление: «На вопрос, есть ли Бог, надо ответить положительно: "Да, Бога нет!"» Когда газеты и журналы В США напечатали ложный некролог о кончине Марк Твена, писателю пришлось выступить с остроумным заявлением-опровержением, которое можно смело отнести к приему остроумия нелепости: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». Сама ситуация заставляет данную фразу быть смешной и остроумной. И, безусловно, из нелепости ситуации рождается и нелепость формулировки. В анекдотах существует целый раздел – армейский юмор. Он, в основном, построен на этом приеме, на остроумии нелепости. Например, старшина приказывает новобранцам: «Будете копать от забора – и до обеда!» А.П.Чехов часто использовал этот прием в своих ранних, юмористических произведениях. Наиболее запомнившая фаза из этой серии, пожалуй была им написана в рассказе «Письмо к ученому соседу». Фраза стала крылатой, и многие из нас употребляют ее: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!».


Смешение стилей
– прием, которым пользуются по большей мере профессиональные писатели-юмористы и сатирики. Это весьма непростой прием! Но…
Всему своё время! Приходите к нам! Приглашаем Вас на наш тренинг «Школа юмора», где Вы приобретете не только теоретические знания о различных приемах остроумия, но и практические навыки. Помните, что говорил герой Олега Янковского в знаменитом фильме Марка Захарова: «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!...»

Действует 3-ступенчатая система скидок. Звоните нам!

Пишите Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Коучинговая поддержка после тренинга в Мастер-группе.

Остроумие без обиняков можно назвать особенным и редким даром, однако не следует думать, что доступ к нему имеют лишь избранные. На самом деле эту способность, как и многие другие способности, вполне себе можно развить, причем делается это без особых усилий, хотя, конечно, при определенной доле настойчивости и целеустремленности.

Остроумие - это «мышца» чувства юмора, и если она развита слабо, говорить о себе, как о шутнике, юмористе и тем более комике - рано. Быть остроумным значит уметь разрывать шаблоны, играть ассоциациями, наблюдать за людьми и происходящим и видеть в этом комичное, менять ракурс ситуаций. Помимо этого, остроумный человек практически всегда обладает быстрой, чуть ли не моментальной реакцией, ведь хороша та шутка, которая сказана к месту и вовремя. Если же такой реакции нет, даже самые смешные приколы теряют свою силу и остроту.

Ко всему прочему, остроумие делает человека интереснее для других людей, превращает его в душу компании и магнит для окружающих, делает привлекательнее для противоположного пола. Так что развитие остроумия несет в себе немало положительных моментов, касающихся юмора и не только. И четвертый урок нашего курса посвящен именно этой теме.

  • Чтобы всегда иметь возможность блеснуть умом, расширяйте свой кругозор, учитесь шутить, наблюдая за другими людьми, читайте больше полезной тематической литературы, например, книги таких мастеров слова как Бернард Шоу, Марк Твен, Гилберт Честертон, Пелам Вудхауз и, конечно же, отечественных остряков - Гарика Губермана, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Сергея Довлатова, Михаила Зощенко и других. Кстати говоря, английское чувство юмора считается эталоном остроумия, и отличается тем, что шутки в нем могут быть непонятны непосвященным людям. Поэтому уделяйте английской юмористической литературе (а также фильмам и телепередачам) больше внимания.
  • Старайтесь шутить точно и немногословно, ведь остроумие, как и отличный анекдот, действует именно благодаря своей неожиданности.
  • Не пренебрегайте самоиронией. Если постоянно будете подшучивать над другими, получите славу злого остряка, но если будете регулярно подшучивать над самим собой, сможете .
  • Для развития остроумия полезно искать скрытые свойства явлений, предметов, людей и ситуаций, не бросающиеся в глаза. Научившись сопоставлять несопоставимое, вы научитесь и классно шутить.
  • Старайтесь обходить стороной тривиальные явления. Помните о том, что остроумие предполагает отсутствие штампов и клише. Пребывайте в поиске новых слов и ассоциаций, смешивайте разнородные термины, низкое и высокое, официальное и панибратское, бюрократическое и романтическое и т.д.
  • Для усиления эффекта сравнений доводите понятия и фразы до абсурда, ведь в остроумии, так же, как, например, в карикатурах, вполне можно пользоваться преувеличением (гиперболой).
  • Не доверяйте спонтанным импровизациям. Профессиональные и опытные юмористы говорят, что качественный и эффектный экспромт нужно подготавливать. Поэтому копите фразы, высказывания, шутки и сравнения и регулярно повторяйте их, чтобы всегда быть в состоянии применить в разговоре.
  • Культивируйте в себе юмористическое отношение к жизни. Даже самые сложные проблемы и ситуации можно воспринимать с улыбкой. Юмор помогает обходить передряги стороной и разрешать их намного быстрее и качественнее Излишняя серьезность, напротив, делает закостенелым и затрудняет решение проблем.
  • Не фонтанируйте шутками и хохмами, взаимодействуя с другими людьми. Лучше всего спокойно вставить в нужный момент классную остроту, чтобы вызвать максимально бурную позитивную реакцию, нежели утомлять слушателя бесконечным потоком веселья. Будьте тактичны и подходите к делу творчески.
  • Поддерживайте в тонусе интеллект и , критически воспринимайте действительность и ищите то, что выходит за рамки обыденного. Никогда не позволяйте уму бездействовать.
  • Навык создания острот - это навык поиска интересных и необычных ассоциаций. Стремитесь к поиску ассоциаций во всем, что находится в поле вашего зрения. Причем ассоциации могут касаться чего угодно, даже того, что не имеет к изначальному объекту совершенного никакого отношения.
  • Учитесь подбирать для основной фразы шутки правильное время. Это значит, что и излишних пауз делать не нужно, и проговаривать текст, как скороговорку, не стоит. Только вовремя пошутив, вы сможете добиться нужного результата.
  • Выявляйте всевозможные связи между людьми, ситуациями, объектами и явлениями мира. Учитесь выражаться метафорами, приводить сравнения, выстраивать самые неожиданные ассоциативные цепочки.
  • Становитесь настолько сильным человеком, чтобы в негативных ситуациях, ссорах и конфликтах иметь возможность шутить, а не проявлять отрицательные эмоции. Чтобы этому научиться, нужно чаще смотреть на ситуации и действующие лица с разных сторон: со своей стороны, со стороны другого человека, общества, жизненной важности. Это позволит вам воспринимать происходящее по-разному, благодаря чему появится возможность реагировать объективнее, в том числе и юмористически.
  • Стремитесь поддерживать свои чувства и эмоциональное состояние в положительном настрое. Подавленность, грусть, тоска, хандра, злоба - все это снижает потенциал чувства юмора до нуля, и из этого может быть достаточно сложно выбраться. Вы должны пребывать в таком настроении, когда способны сострить и пошутить, даже будучи не в духе.

Эти рекомендации должны стать постоянными спутниками вашего поведения в повседневной жизни. Если вы будете всегда придерживаться их, вы и сами не заметите, как ваш ум стал острее, а отношение ко всему, что происходит с вами и вокруг вас, изменилось так, что позволяет пребывать в тонусе, шутить и воспринимать жизнь с легкостью и позитивом.

Как развивать остроумие: приемы

Юмор и остроумие лишь на первый взгляд кажутся спонтанными. Но если рассмотреть их более внимательно, то, как уже и было замечено, окажется, что есть особые механизмы, вызывающие улыбку и смех у людей. Поэтому далее мы хотим познакомить вас с несколькими простыми приемами, при помощи которых вы сможете рассмешить кого угодно и прослывете тем еще шутником. Их, конечно, нельзя назвать новыми, но в этом-то и кроется их действенность, ведь уже на протяжении многих лет ими пользуются профессиональные комики и юмористы.

Предлагаем вашему вниманию пять крутых юмористических приемов.

Комические преувеличения

Прием комического преувеличения - один из самых простых и распространенных в юморе. В свое время американский комик Билл Косби заметил, что в математике 1 + 1 всегда равно 2, но в юморе 1 + 1 - это 11. Люди сами по себе частенько привирают, и это кажется смешным. Так почему бы не попробовать привирать в абсурдных размерах?

ПРИМЕР:

- Давно меня ждешь?

- Ага, с эпохи неолита

ПРИМЕР:

- Фильмы был таким страшным, что даже мой кот поседел!

ПРИМЕР:

- Похмелье было очень сильным, что даже гаишники понимающе пропустили мою машину вперед

Новые слова

Люди склонны употреблять в своей речи одни и те же слова и выражения, отчего даже смешные фразеологизмы уже покрылись пылью и перестали казаться комичными. Чтобы это исправить, достаточно немного их обновить, вставив вместо приевшихся неожиданные слова. Интересно то, что чем более уместно будет новое слово, тем смешнее покажется шутка.

ПРИМЕР: Склеить ласты - склеить шлепки

ПРИМЕР: Кнут и пряник - молот и печенька

ПРИМЕР: Солнечный удар - солнечный пинок

Перемена мест слов и букв

Перемена мест слов и букв может выполняться на автоматизме, если немного потренироваться. Можно менять местами буквы в словах и словосочетаниях, можно менять местами слова в предложениях. Основной хитростью здесь является неожиданность и быстрота - чем скорее будет выполнена замена, тем смешнее будет результат. Не стоит обращать внимания на смысловую нагрузку того, что получится, ведь главное в этом случае - не суть, а вызов положительных эмоций.

ПРИМЕР: Депутат - педудат

ПРИМЕР: Потные руки - ротные пуки

ПРИМЕР: Броненосец Потемкин - бронетемкин поносец

ПРИМЕР:

- Согрей чайник и помой посуду

- Хорошо! Помою чайник и согрею посуду!

Прямой смысл

Когда люди говорят что-то, можно просто обращать внимание на прямой смысл их слов, отбрасывая обстоятельства и контекст. Прислушивайтесь к повседневной речи и фокусируйтесь на одной детали, даже если она кажется несущественной. Самое простое в словах окружающих может стать отличным поводом для классной и остроумной шутки.

ПРИМЕР:

- Встал сегодня, как огурчик!

- Что, позеленел и покрылся пупырышками?

ПРИМЕР:

- Поддержи меня!

- Ты что, падаешь?

ПРИМЕР:

- Ты совсем совесть потерял! Как это вообще называется?

- Слушай, раньше никогда не слышал такой загадки

ПРИМЕР:

- Да у вас здесь сплошной дурдом!

- Именно! Я - главный врач. Вы к нам с чем?

Перевернутый шаблон

Круто шутить можно, просто переворачивая с ног на голову речевые шаблоны, например, пословицы, какие-то цитаты, изречения и т.д. Метод не очень прост, т.к. для его применения необходимо и напрягать воображение. В начале шутки нужно взять какой-то шаблон, оттолкнуться от него и неожиданно закончить высказывание.

ПРИМЕР:

- Ручаюсь головой - зачем она мне?

ПРИМЕР:

- Я готов отдать правую руку….чтобы научиться писать левой!

ПРИМЕР:

- За милых дам! Заберу послезавтра

ПРИМЕР:

- Любишь с горки кататься - люби и саночки чинить!

Применяйте эти приемы как можно чаще - в общении с коллегами, домашними, друзьями и даже незнакомыми людьми. Со временем привычка «остроумить» прочно укоренится в сознании, и вы сможете выдумывать всякие шутки и хохмы в мгновение ока, вызывая у окружающих смех или просто добрую улыбку. А чтобы мышление стало более податливым и гибким, возьмите на заметку несколько упражнений на тренировку креативности и остроумия.

Как развить остроумие: упражнения

К построению шуток, даже самых смешных, нелепых и остроумных, следует подходить со всей серьезностью. И хорошую поддержку в этом могут оказать специальные упражнения. Всего их восемь.

«Лингвистические пирамиды»

Лингвистическими пирамидами называются связи отдельных слов с их классами и подвидами. Например, вы смотрите вокруг себя, и видите обычную ручку. В отдельности она не представляет чего-то особенного, но ее можно отнести к более высокому классу - письменным принадлежностям. Пораскинув мозгами, понимаем, что ручка может быть пластиковая, металлическая, с несколькими стержнями, шариковая, гелевая и т.д. Другими словами, мы разделили ручку на разновидности.

Это можно назвать начальной моделью лингвистической пирамиды, т.е. почти каждый предмет есть подвид чего-то, и может иметь разновидности. Помимо прочего, и в рамках одного класса могут иметься аналогичные объекты. В случае с ручкой это карандаши, фломастеры, маркеры и другие письменные принадлежности. На этой идее и построено первое упражнение.

Цель: определение особенностей своего мышления, развитие навыков обобщения, разобщения и перехода по аналогиям.

Выполнение: найдите для себя помощника. Пусть помощник назовет какой-то предмет, на который упал его взгляд. Ваша задача - показать, что с этим предметом можно делать, найти для него аналогию, обобщить до большой группы или разобщить на подвиды. Лучше всего выполнять задание молча, для чего следует применять язык жестов: большой палец поднят вверх - обобщить, большой палец опущен вниз - разобщить, большой палец указывает в сторону - привести аналогию. С одним предметом упражнение выполняется не менее 5 минут. После этого можно поменяться с помощником ролями.

«Что вижу, то пою»

Цель: развитие ассоциативности и легкости в речи.

Выполнение: найдите для себя помощника. Пусть он указывает на какой-то предмет в поле своего зрения, а вы должны в течение 5 минут предоставлять как можно больше информации о данном предмете. Это может быть его история, назначение, функции, особенности применения и т.п. Чтобы привнести в свой рассказ долю юмора, расскажите помощнику о том, почему человечество не сможет обойтись без обсуждаемого предмета.

«Ворон и стол»

Третье упражнение произошло от известной загадки британского писателя и философа Льюиса Кэрролла, звучащей так: «Чем ворон похож на стол?». Автор, к сожалению, ответа на загадку не представил, однако даже сегодня пытливые умы и поклонники его творчества приводят все новые отгадки.

Цель: развитие навыка создания необычных аналогий.

Выполнение: найдите для себя двух помощников. Первый называет какое-нибудь живое существо, к примеру, того же ворона, второй называет неодушевленный предмет - в нашем случае это - стол, а третий должен объяснить, что общего между этими объектами. К примеру, ворон черного цвета, как и стол, у ворона складывают крылья, а у стола - ящики, ворон кричит, а стол может похоже скрипеть и т.д. После обсуждения первого предмета можно поменяться ролями. Всего за один подход нужно обсудить минимум по 3 объекта на человека.

Есть и усложненный вариант: первый участник озвучивает состояние или эмоцию, второй - неодушевленный предмет, а третий называет их общие признаки. После десятка другого повторений этого упражнения вы с легкостью сможете создавать смешные аналогии и сравнивать все, что угодно.

«Продолжение темы»

Цель: развитие умения общаться на любую тему.

Выполнение: соберите небольшую компанию друзей - человек шесть. Один играет роль ведущего. По знаку ведущего первый игрок начинает монолог на свободную тему. Затем ведущий дает новый знак, после чего второй игрок продолжает повествование. Так должны высказаться все участники. Один кон такой игры длится 5 минут, после чего выбирается новый ведущий.

«Поток сознания»

Цель: отработка навыка ведения беседы на любую тему и с любого места.

Выполнение: встаньте напротив зеркала. В течение 5 секунд посмотрите на себя и обратите внимание на свои мысли. Затем начинайте вслух произносить все, о чем вы думаете, на протяжении 10 минут. Для усложнения задания сопровождайте свою речь шутками, забавными замечаниями, сравнениями. Выполняйте упражнение 3 раза в неделю, и уже через 1-2 месяца вы сможете поддерживать любую беседу и умело острить.

«Кислая шляпа»

Цель: развитие креативного взгляда на вещи и способности рассматривать происходящее под разными углами. Благодаря этому вы научитесь говорить о банальных вещах в необычной форме.

Выполнение: найдите для себя помощника. Пусть помощник называет вам одно существительное, а вы подбирайте к нему пять прилагательных, подходящих по звучанию, но не вяжущихся с ним по смыслу. Прилагательные должны наделять существительное новыми свойствами и характеристиками, например: скучный суп, бледный стакан, веселая шапка, красное настроение, быстрые таблетки, кричащий диван и т.п. Упражнение следует выполнять ежедневно не менее 20 раз в день.

«Решение проблемы»

Цель: развитие абстрактного, креативного и неординарного мышления.

Выполнение: найдите для себя одного помощника. Пусть он расскажет вам во всех подробностях о какой-то своей проблеме или сложной ситуации. Ваша задача - предлагать возможные варианты развития событий и решения проблемы. Но фишка вот в чем: для первого этапа упражнения достаточно подбирать для решения проблемы своего помощника несуществующие предметы или существ. На втором этапе нужно придумать, как выбранный предмет или существо решает проблему физически невыполнимым способом. И, наконец, на третьем этапе нужно дополнить выполняемые действия словами на несуществующем языке, но чтобы они подчинялись всем законам языка (вспомните стихотворение Льюиса Кэрролла «Бармаглот» из повести-сказки «Алиса в Зазеркалье», где есть строчки: «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве, и хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове» - у вас должно получиться нечто подобное).

«Альтернативная реальность»

Восьмое упражнение можно назвать итогом всех предыдущих.

Цель: тренировка навыка генерирования необычных мыслей «высшего сорта».

Выполнение: представьте, что вы находитесь в своей собственной альтернативной реальности, похожей на обычную за одним лишь исключением: все в ней создано не из молекул и атомов, а из других элементов, например, из хомяков. Все, что есть вокруг, состоит из самых разных хомяков всевозможных размеров и их производных, получаемых на хомякоперерабатывающих заводах, на хомякодобывающих комбинатах, в хомякоплавильных цехах и т.п.

Теперь вам нужен помощник - врач-психиатр. Шутка J

Теперь вам нужен напарник. Вы должны завязать ему глаза, а затем провести по комнате, подводя его руку к любому предмету и объясняя, как именно он состоит из хомяков. Через 10 минут поменяйтесь ролями.

Естественно, хомяки - лишь пример. Точно так же альтернативная реальность может состоять из макарон, фольги, шишек, енотов, помидор и т.д. Задача в том, чтобы научиться логически связывать свои ощущения, фантазии и мысли. Упражнение же можно повторять бесконечное количество раз.

На этой хомячной ноте мы подводим итог четвертому уроку, но напоследок еще несколько советов для развития остроумия:

  • Всегда , чтобы иметь возможность увидеть в любом событии юмористическую сторону
  • - это способствует адекватной самооценке, здоровой самоиронии и нормальному восприятию шуток в свой адрес
  • Как можно чаще участвуйте в творческих мероприятиях, где нужно преодолевать неуверенность и страхи, раскрывать внутренний потенциал
  • Найдите несколько артистов, чьи шутки вам нравятся более всего, просматривайте и анализируйте их выступления
  • Ведите «Дневник шуток», и записывайте в него шутки, которые вам понравились, в том числе и собственные
  • Общайтесь с позитивными людьми с хорошим чувством юмора
  • Читайте анекдоты и литературу на тему юмора

Кстати, о литературе: в дополнение ко всему, сказанному выше, предлагаем вам небольшой несколько книг и статей, рекомендованных известным российским телеведущим, шоуменом и остряком - Иваном Ургантом:

  • Феофан Калужский «Над чем на Руси смеются»
  • Ольга Дермачева «Хохочущие бабы»
  • Равиль Гулямов «Там, под усами»

И, конечно же, наряду с умением шутить, очень важно и уметь обходить стороной так называемые запретные темы - темы, о которых шутить не принято по тем или иным причинам. И в пятом уроке мы поговорим как раз об этом, чтобы ваше чувство юмора не сыграло с вами злой шутки.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Всех привлекают люди, которые умеют хорошо шутить, разряжать обстановку в накаленной ситуации и входить в новую компанию с добродушной улыбкой на лице. Таких людей всегда ждут, зовут на праздники, уважают ровесники, запоминают учителя в школе и начальство на работе. Но не всем посчастливилось с рождения овладеть этим тонким искусством, так что порой приходится задавать себе вопрос: как развить чувство юмора?

С самого начала необходимо сказать, что научиться качественно шутить можно, ведь остроумие, по сути, заложено в каждом из нас. Но не надейтесь, что развить чувство юмора помогут лишь книги и несколько советов – человек должен будет по-настоящему трудиться, чтобы развить в себе чувство юмора и понять, что же называют остроумием.

Остроумие – это умение находить яркие, удачные или даже язвительные выражения в нужный момент и в нужное время. Можно даже сказать, что главное в шутке – ее своевременность и если вы решили пошутить о том, о чем говорили десять минут назад, то вряд ли этот порыв оценят. А теперь приступим непосредственно к делу.

Юмор и смех: основные принципы

Самое первое, что можно сделать для развития чувства юмора – это овладеть элементарными принципами. Смешно то, что давно всем известно. Скажите, кто не смеется над детьми, которые коверкают слова, меняют буквы местами и неосознанно выдают забавные каламбуры? Попытайтесь вспомнить, возможно, и вы в более сознательном возрасте удачно оговорились и это вызвало у других приступ хохота? Вспомнили? Так возьмите эту фразу на вооружение и пользуйтесь ею. Для лучшего понимания предлагаем пример случайной шутки:

  • кашу маслом не испортишь – Машу каслом не испортишь;
  • Ромина мама – мамина Рома

Вот такие вот оговорочки помогают научиться развить в себе остроумие. Будет ли человек их записывать, заучивать или так запоминать – дело каждого, но они обязательно должны быть уместны и подходить к теме разговора.

  • Следующее правило для тех, кто хочет подружиться с чувством юмора: в знакомой для всех фразе выбросьте одно слово и замените его другим, близким по значению, но которое будет звучать свежее. Скажем, в афоризме «склеить ласты» заменить эти пресловутые «ласты» скажем на лыжи или ролики. «Склеить ролики» - звучит совсем по-другому и более интересно.
  • Какие книги человек ни читал для того, чтобы улучшить остроумие, в каждой из них будет идти речь о штампах. Это изменение всем известных поговорок и крылатых выражений. Только что мы рассматривали похожий способ, но этот более сложный, так как в нем не слово нужно поменять, а целое предложение: «Я готов отдать правую руку, лишь бы никто не понял, что она тоже левая».
  • Можно и даже нужно использовать гиперболу в своем арсенале юмора. Давно замечено – то, что преувеличено, то смешно. Так что человек не должен боятся использовать словосочетания наподобие «я жду тебя с осени 93-го года», «у меня настолько болела голова, что даже маме (сестре, собаке, соседям) пришлось принять таблетку от головной боли». Подобная формула с привлечением другого человека может быть довольна полезна для создания удачной шутки.
  • Есть специальные упражнения, помогающие справится с проблемой плохо подвешенного языка. Например, Ассоциации, которые предполагают записывание на бумаге пяти слов, которые ассоциируются с уже предложенным. Во время проведения думать нельзя, только записывать то, что пришло в голову. Такая практика поможет в нужный момент «вынуть» из подсознания несколько слов, которые легко объединить в интересную мини-историю. Точно так же помогут и Антиассоциации, что выполняются по такому же принципу и повторяются каждый день, пока проблемы с быстротой фантазией не исчезнут.

Такие занятия могут вызывать у новичка определенные трудности, каламбуры навряд ли станут сами заскакивать в голову, хотя это не повод, чтобы человек останавливался. Поэтому найдите себе подходящие книги про юмор.

Например, работа Юрия Тамберга «Как развить чувство юмора» станет отличным помощником для новичков, так как он углубляется в историю создания комичного, более подробно рассказывает о качествах настоящего юмориста, который щелкает шутки как орехи.

Другая книга «Школа остроумия» принадлежит Виктору Биллевичу, который научит не только шутить, но и остаться творческой личностью, преодолевающей все препятствия на жизненном пути.

Как улучшить чувство юмора

Не у всех напрочь отсутствует остроумие – некоторым людям его нужно лишь улучшить. Для таких «комиков» также можно подобрать несколько эффективных правил, которые применяются в любой юморной ситуации.

  • В первую очередь не следует повторять в компании одну и ту же шутку. Человек не будет в пятый раз смеяться над фразой «колобок повесился», особенно если учесть возраст данного изречения. Так что для того чтобы обрести себе фанатов человек на минуту должен задуматься о том, насколько свежей и интересной будет шутка для окружающих.
  • Для того чтобы остроумие было качественным и вызывало искреннюю улыбку, нужно рассказывать такие шутки, чтобы не приходилось разъяснять непонятные слова. Поймите, бабушке не следует рассказывать анекдоты о супергероях, Интернете, готах или эмо - так можно наткнуться лишь на недоуменный взгляд. Ведь юмор должен быть понятен, а не заставлять задумываться о вещах, которые человек не понимает.
  • И заметьте, тот, кто шутит никогда не предупреждает, что сейчас выдаст шедевр. Он просто произносит необходимые слова, и все вокруг падают со смеху. Такого результата вполне можно добиться благодаря эффекту неожиданности, а пока вы будете размусоливать «сейчас я такое расскажу, закачаешься» люди вокруг устанут ждать и момент «удачного выхода» будет упущен. И еще: краткость – сестра не только таланта, но и верный товарищ для комедиантов, КВН-щиков и комиков, так как затянутая история вызывает лишь зевоту и желание уйти.

Как полным профанам, так и любителям в мире каламбуров стоит подпитывать свой мозг новыми идеями, умениями, развивать фантазию. Для этого смотрите любимые передачи с анекдотами, КВН и все то, что заставляет людей улыбаться. Во время просмотра обращайте внимание на жесты, позу, мимику актера, попробуйте на основе услышанного придумать собственные остроты.

Что еще необходимо комику

Для хорошего чувства юмора мало читать книги и менять места словами. Ведь, как и говорилось раньше – все не так просто как кажется. Талантливый комик – это человек, который знает себе цену, уверенно держится на публике, четко различает оскорбление и остроумие.

  • Можно же мнить себя великим комедиантом, а на деле не хотеть научиться развивать собственную уверенность, научиться выходить на сцену без листочка, не насмехаться над недостатками людей, а при помощи своего таланта подбадривать и помогать справится со сложной ситуацией.
  • Вспомните все юмористические передачи, программы, смешные ситуации из жизни и постарайтесь охарактеризовать человека, который шутил. Какая его главная особенность? Не знаете? А все довольно просто: тот, кто хорошо шутит над другими умеет всегда подшутить над собой.

На этом-то и держится вся наука о юморе – на внутренней уверенности, на стержне, который не позволит грохнуться в обморок, когда на тебя посмотрят во время юморного дебюта. Именно этому качеству необходимо научиться, чтобы стать, если не для всего мира, то для окружающих талантливым юмористом.

В этом могут помочь специальные тренинги, которые позволяют познать себя, найти сильные стороны, определится, чего именно вы ждете от жизни и какие цели ставите перед собой. Так вы убьете двух зайцев: и юмору научитесь и жизненную дорогу выберете.

Но и это еще не все. Как уже говорилось выше – каждой шутке время и место. Если вы попали в компанию блондинок и в голове закрутилось тысячу анекдотов о глупых девочках, не следует их озвучивать. Может и нелегко научиться себя сдерживать, но порою так необходимо. Ладно блондинка – они просто обидятся, а вот если рассказать шутку о тупых спортсменах качку, то легко обрести «друга» на всю жизнь и лишится парочки зубов.

Развитие чувства юмора – это длительный, но необходимый процесс, который поможет научиться делать людей счастливыми, продлить качество жизни, делать обычный день незабываемым, а незабываемые события – более яркими и радостными.

В этом помогут указанные советы, упражнения, различные книги (в том числе и сборники анекдотов), близкие родственники и друзья, что помогают развить в себе любовь к хорошему настроению, а главное – развивать желание, благодаря которому можно обрести желаемое качество и не мучатся вопросом о том, как развить чувство юмора.

Жизнь становится проще и радостнее, если в наличии имеется чувство юмора. Это придает оптимизма не только самому человеку, но и окружающим его. Кто будет любимцем в любой компании, отлично впишется в новом коллективе и будет иметь множество полезных знакомств во всех сферах? Правильно, именно такой человек. Отсутствие чувства юмора наоборот, лишает всех этих радостей. Можно ли развить его в себе, не надеясь на гены и воспитание?

Составляющие

Все, что имеет определенную структуру, может быть изучено. Все, что было ранее кем-то изучено, в виде знаний передается окружающим. Можно вздохнуть с облегчением: отсутствие чувства юмора – не приговор.

Главное в юморе – результат, смех. Он представляет собой эмоциональную реакцию на веселые ситуации, фразы или действия. Он – один из вариантов защиты психики на неожиданность, сброс напряжения. Его польза в том, что сбрасывается напряжение не только от необычного поворота в рассказанной истории, но и от остальных проблемных ситуаций, накопившихся за последнее время. Именно поэтому он так высоко ценится в обществе.

Схема юмора в упрощенном варианте выглядит следующим образом:

  • Простое обычное действие (его описание).
  • Совершенно неожиданное, абсурдное действие.
  • Разрыв шаблонов вызывает инстинктивную реакцию – смех.

Еще одно важное составляющее – уместность. Необходимо максимально быстро использовать ситуацию, учитывая не только тему разговора, но и собравшуюся компанию. Если среди мужчин за бокалом пива шутки могут носить пошловатый характер, интеллектуалы предпочитают тонкий ироничный юмор, а в разновозрастном кругу отлично воспринимаются простые шутки на бытовую тематику.

Что вдохновит

Психологи отмечают особые свойства натуры людей, которые наиболее удачно шутят:

  • Как развить чувство юмора пессимистически настроенному человеку? Никак, сначала необходимо развить в себе оптимистический взгляд на мир. Умение видеть радость даже в самых сложных ситуациях, поможет оформить ее в слова и донести до окружающих.
  • Внимательность. Вокруг много смешного, главное научится его видеть, а не проходить мимо. Полезно также присматриваться к окружающим с хорошим чувством юмора.
  • Окружение. Соответственно нужно находиться среди оптимистичных и веселых людей.
  • Умение быстро анализировать обстановку. В любой ситуации можно удачно пошутить, если успеть вспомнить подходящий к теме анекдот и рассказать его до перевода разговора на другую тему.
  • Хорошая память. Редко когда люди самостоятельно сочиняют шутливые фразы. Чаще они просто запоминают прочитанное, и выдают вслух в нужный момент.
  • Артистизм. Тусклый голос и невыразительное выражение лица испортит самую удачную шутку.
  • Интеллектуалы шутят удачнее всего. Их тренированный мозг часто соединяет в себе все вышеперечисленные качества.
  • Но самое главное – отсутствие комплексов. Не сразу шутки будут уместны и удачны, но регулярная тренировка поможет отточить навыки. Как научится шутить, если человек стесняется попасть «впросак»? Открытость, оптимизм уверенность в себе помогут с улыбкой воспринять первые неудачи.

Упражнения

Тренироваться можно даже в таком тонком деле, как развить остроумие в себе самом. Есть целый ряд простых тренингов, помогающих самостоятельно преодолеть самые сложные, первые шаги:

  • ассоциации, когда к привычным словам подбирают ассоциативный ряд и выбирают самые необычные варианты;
  • подход от обратного, когда действие или предмет описывают с точностью до наоборот («ну ты сегодня, как жених» в сторону неопрятного человека);
  • использование слов с двойным значением;
  • придумывание новых слов с использованием приставок архи, мега, квази и прочих
  • новое значение обыденных слов, например, шалаш – дровяное противодождевое построение, носок – убежище для холодных ног, стимулируют развитие находчивости;
  • поиск общих признаков у совершенно разных предметов

Подобные упражнения хорошо тренируют умение видеть необычное, а, значит, смешное. Кроме того, со временем развивается легкость мысли и умение ее быстро выразить, а, значит, остроумие и чувство юмора.

Особенности детского юмора

Каждому родителю хочется, чтобы со временем его ребенок блистал в обществе искрометным юмором. Не все взрослые знают, как развить в себе чувство юмора. У детей это сделать еще сложнее, кажется на первый взгляд. На самом деле для внимательных родителей нет дела проще, как развить у ребенка чувство юмора. Для этого следует придерживаться нескольких простых, но обязательных правил:

  • До годика малышей веселит настроение родителей. Парочка смешных рожиц от мамы и папы в день вызовут радостную улыбку.
  • В 2-3 года для юмористических занятий понадобятся физические упражнения. Резкие появления из-за укрытий, игра в прятки (даже ладошками для лица), неловкие движения выражением лица – то, что надо. Но уже пора вырабатывать более сложные навыки – речевые. Рифмы, неправильные слова и хорошее настроение родителей в придачу придадут занятиям нужное направление, и ребенок начнет искриться подобными выражениями даже сам с собой. Взрослые шутки, понимание которых еще отсутствует, придется объяснять.
  • В 3-5 лет смешными становятся картинки с перепутанными возможностями, различные путаницы. В этом возрасте стоит с одной стороны поддерживать намеренья ребенка смешить, с другой бывает полезно указать, что много раз повторенная шутка перестает быть веселой.

Лучший способ, как улучшить чувство юмора ребенка – шутить с ним самому. Оптимистический настрой семьи создает обстановку для развития полноценного дара юмориста. Значит, вырабатывайте в себе этот оптимизм, вплоть до получения помощи у специалистов, делитесь смешными шутками, объясняйте непонятное.

Какое приятное чувство, когда малыш с хитрым прищуром выдает тонкое смешное наблюдение, от которого окружающие могут получать откровенное удовольствие. Поддержка и пример восполнят отсутствие чувства юмора на первых порах, следует проявлять терпение.

Чувство юмора во многом – продукт воспитания и социального окружения. Поэтому даже тем, у кого оно ранее отсутствовало, можно достичь желаемых результатов, поработав над собой.