Критерии и признаки сомнительных операций. Сомнительные банковские операции и обслуживание счета

Какие меры могут применять банки к клиентам?

Когда банк имеет право приостановить операции по счетам и расторгнуть договор банковского счета?

Какие операции признаются сомнительными и транзитными?

Как клиентам банка избежать зон риска?

Государство усилило борьбу с обнальщиками и компаниями, которые уходят от налогов. К налоговым органам присоединился Центробанк, который обязал кредитные организации контролировать счета клиентов, отказывать подозрительным клиентам в совершении операций по счетам. Банки теперь не просто помогают налоговикам с отмыванием денег — они превратились в их дублеров.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели являются клиентами банка, они обязаны использовать безналичные расчеты и сдавать выручку в банк. Поступления от покупателей, платежи за материалы, выполненные работы и услуги подрядчикам осуществляются с расчетного счета в банке, который открывается одновременно с регистрацией компании в ЕГРЮЛ.

Условия обслуживания клиента, порядок открытия и закрытия счета прописываются в договоре банковского обслуживания. Банки контролируют операции клиентов в соответствии с требованиями законодательства РФ и внутренними правилами кредитной организации. И банки, и клиенты банка заинтересованы в долговременном взаимовыгодном сотрудничестве.

Чтобы деятельность компаний и банков соответствовала законодательству, государство создает условия, при которых самим банкам не выгодно иметь дело с сомнительными операциями.

В частности, Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» внесены существенные поправки в некоторые ключевые законы. Они направлены на борьбу с фирмами-однодневками, расширяют полномочия налоговых органов.

К сведению

Банки по запросу налоговых органов обязаны представлять информацию о счетах, вкладах (депозитах), остатках средств на них, банковских операциях (в т. ч. электронных переводах) организаций, ИП и физлиц. Налоговые органы получили право на приостановление операций по банковским счетам организаций.

Кроме того, в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) 1 сентября 2016 г. были внесены изменения. С этой даты уполномоченным органном, осуществляющим надзор за операциями по банковским счетам, стал ЦБ РФ, т. е. государственный контроль и противодействие легализации преступных доходов отныне находятся в компетенции банка России.

Последнее письмо, касающееся контроля за незаконным обналичиванием денежных средств с участием банков, — № ИН-01-12/40 «О критериях определения признаков высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций» — вышло 27.07.2017. В нем Банк России пересмотрел критерии, указывающие на высокую степень вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций.

Новые критерии применяются территориальными учреждениями, которые уполномочены осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций при проведении оценки кредитных организаций по итогам работы за IV квартал 2017 г. и последующие периоды.

Раньше банки могли закрыть счета по двум основным причинам:

1. Недостаточная сумма средств на банковском счете (прописывается в договоре). Российским законодательством не оговаривается минимальный размер суммы, которая должна всегда быть на счету. Банк сам ее устанавливает и прописывает в договоре в момент открытия счета. Обычно банки таким правом не пользовались, а договаривались с клиентом и пересматривали условия договора.

2. Отсутствие в течение двух лет (или срока, прописанного в банковском договоре, обычно это год) денежных средств на счете клиента и операций по счету при условии, что по истечении двух месяцев со дня направления банком предупреждения денежные средства не поступили на счет клиента (п. 1.1 ст. 859 «Расторжение договора банковского счета» Гражданского кодекса РФ; далее — ГК РФ)

Сейчас банкам дано право блокировать счет клиента в случае выявления признаков, установленных в Федеральном законе № 115-ФЗ. В основном это счета клиентов, которые попали под подозрения банков как «сомнительные» фирмы.

Отметим, что сами банки не заинтересованы отказывать в проведении операций — так можно потерять клиентов, а это неблагоприятно скажется на доходах самих банков. Однако они вынуждены следовать рекомендациям ЦБ РФ и выполнять требования Федерального закона 115-ФЗ — его несоблюдение может стать основанием отзыва лицензии у кредитной организации.

Контроль за сомнительными операциями

О том, что конкретно понимает Банк России под термином «сомнительные операции», можно узнать из письма от 04.09.2013 № 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора»: «Сомнительные операции — это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования “серого” импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей».

Последние предписания банкам по выявлению сомнительных операций даны в Методических рекомендациях ЦБ РФ от 21.07.2017 № 18-МР.

Сомнительные операции согласно письмам и указаниям ЦБ РФ:

1. Запутанный характер сделки, не имеющий экономического смысла (хотя не совсем понятно, как определить степень запутанности и экономической осмысленности).

2. Излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции.

3. Пренебрежение клиентом более выгодными условиями получения услуг (тарифы комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам).

4. Операции станут сомнительными, если клиент долго не предоставляет подтверждающие документы по ним или если банк просто не сможет проверить предоставленную информацию.

5. Значительное увеличение суммы на счете с последующим переводом в другую кредитную организацию.

6. Регулярные зачисления на счет переводами с использованием электронных средств платежа с последующей обналичкой (сюда относятся Qiwi-кошельки, Элекснеты, Яндекс Деньги и пр.).

7. Операции по банковским счетам более 600 000 руб. Разбить крупную сумму операции на более мелкие суммы в течение небольшого промежутка времени не получится, так как при анализе «сомнительности» учитывается общая сумма всех операций за определенный промежуток времени.

8. Безналичное зачисление со своих счетов на депозиты клиента — физического лица, открытого этому лицу в другом банке, и последующее снятие этих средств в наличной форме также выглядит сомнительным.

9. Регулярные покупки с помощью банковской карты в сети интернет также подпадают под «сомнительные операции», причем на любые суммы.

10. Значительные поступления на счет клиента, операции по которому не производились в течение более 3 последних месяцев или были незначительными в этот период по сравнению с обычной деятельностью этого клиента, с последующим снятием наличных денежных средств на хозяйственные расходы или снятием наличных денег с использованием платежных карт.

По перечисленным критериям под ярлык «сомнительная фирма» может попасть даже обычная мелкая компания, у которой временные финансовые трудности.

Контроль за транзитными операциями

Кроме того, ЦБ РФ в письме от 31.12.2014 № -Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» указал признаки транзитных операций, которые не имеют экономического смысла и законной цели, и обязал банки уделять им особое внимание.

Так, транзитные операции могут характеризоваться совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков :

  • зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в российских банках, с последующим их списанием;
  • списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
  • зачисления и списания проводятся регулярно (как правило, ежедневно) в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
  • деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
  • с расчетного счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему РФ не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.

Контроль за сомнительными фирмами

В зону повышенного внимания банков попадают и следующие компании:

  • со счетов которых не выплачивается заработная плата работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по НДФЛ и взносам;
  • платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента;
  • фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
  • по счету проходит уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
  • остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
  • основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим виду деятельности компании;
  • отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
  • происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств;
  • со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и др.);
  • денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС.

Итак, чтобы не вызвать подозрений у банка, надо не нарушать выше перечисленные установки Центробанка. Поговорим о том, как это сделать.

Оформляйте всех сотрудников в штат согласно штатному расписанию

Есть компании, которые оформляют нескольких сотрудников (генерального директора, главного бухгалтера, менеджера продаж), причем на полставки, а остальным платят зарплату в конверте. При этом деловая активность компании и ее обороты по банковскому счету показывают, что два или три человека не в состоянии справиться с таким объемом работ. Такая компания автоматически попадает под наблюдение банка и налоговых служб.

Пример 1

В штате ООО «СтройКомплект» 5 сотрудников: генеральный директор, он же главный бухгалтер (принят на полставки), инженер и трое рабочих.

Компания имеет деревообрабатывающее оборудование и выпускает пиломатериалы — обрезную доску, вагонку, половую доску.

Оборот компании — около 1,2 млн в месяц.

Фонд заработной платы — 74 тыс. в месяц Официальная зарплата по банку выплачивается нерегулярно.

Понятно, что такой объем работ 3 рабочих выполнить не могут. На самом деле в компании трудятся 15 человек.

Сохраняйте остаток на счете

Организации, обналичивающие денежные средства, не держат деньги на счете — как только получают их от покупателей, в этот же или на следующий день снимают наличные или переводят их на корпоративную карточку или карточки сотрудников.

Добросовестная компания так не поступает, обычно проходит время между платежом от покупателя и оплатой расходов компании.

Кроме того, в зависимости от вида и особенностей договора между компанией и кредитной организацией банк может требовать, чтобы сумма денежных средств на счете клиента не опускалась ниже минимального размера, установленного банковскими правилами или договором (п. 2 ст. 859 Гражданского кодекса РФ).

Центробанк обязывает кредитные организации наблюдать за компаниями, у которых нет остатка на счете или он значительно меньше оборота по счету или остатка, установленного в банковском договоре. Такая ситуация может повлечь закрытие счета клиента.

К сведению

Центробанк не уточняет, какой должен быть остаток на счете — это решает банк согласно внутренним установкам и договору с клиентом. Многие банки устанавливают этот размер в пределах 500 000 руб.

Чтобы избежать конфликтных ситуаций с банком, организациям стоит соблюдать условия банковского договора, снимать денежные средства не сразу, а через какое то время, и расходовать их на хозяйственные нужды или выплату заработной платы сотрудникам.

Отражайте расходы на хозяйственную деятельность

«Обнальные» конторы не платят за аренду, коммунальные услуги, электричество, сопровождение бухгалтерских программ, канцелярские принадлежности, т. е. у них отсутствуют расходы на осуществление хозяйственной деятельности.

Бывает, что компания часть расходов оплачивает наличными, например, за канцтовары, питьевую воду, но расходы за аренду, коммунальные услуги, электроэнергию осуществляются по безналу на основании договоров, заключенных с юридическими лицами.

Если банк видит вышеперечисленные платежи, то у него не возникает подозрений относительно такой компании.

Обосновывайте минимальный порог налоговой нагрузки

Еще один критерий, по которому банки должны оценивать своих корпоративных клиентов, — минимальный порог налоговой нагрузки.

Налоговая нагрузка в данном случае — это соотношение суммы налогов, уплаченных компанией в бюджет со своего расчетного счета, к ее обороту по этому счету.

Предписания банкам даны в методических рекомендациях ЦБ РФ № 18-МР от 21.07.2017. Размер уплачиваемых с банковских счетов налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации должен составлять в среднем от 0,5 % до 0,9% от дебетового оборота по счету либо до значений, незначительно его превышающих (как правило, это 1 %).

Банки фиксируют все поступления и списания с расчетных счетов компаний, а также операции по уплате налогов по присвоенным каждой операции кодам.

При оценке налоговой нагрузки банкам рекомендовано принимать во внимание особенности налогообложения клиента, оценивать сопоставимость его реальных возможностей по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и сборов с объемами операций, проводимых по его счетам.

Пример 2

Компания на общей системе налогообложения производит и реализует бытовую технику. Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2016 г. — 35 млн руб.

В штате компании 20 сотрудников. Фонд заработной платы — 6 млн в год.

Компания перечислила в бюджет согласно платежным поручениям:

  • НДС — 2,2 млн руб.;
  • налог на прибыль — 1,5 млн руб.;
  • НДФЛ — 780 тыс. руб.;
  • страховые взносы в ПФР — 1,56 млн руб.

С расчетного счета компании было произведено платежей на сумму 32,5 млн руб. в год.

(2 200 000 + 1 500 000 + 780 000 + 1 560 000) / 32 500 000 = 0,2.

Полученный результат ниже установленного Центробанком.

Низкой налоговая нагрузка при больших оборотах на счетах может быть по уважительным причинам, например:

  • компания получает предоплаты за этапы выполненных работ по договору подряда. Работы будут приняты в следующем отчетном периоде, тогда компания отразит выручку, начислит с нее НДС и налог на прибыль;
  • компания оплатила за счет полученных от заказчика авансов материалы, аренду строительной техники, коммунальные услуги, выплатила заработную плату сотрудникам. Выручка будет отражена в следующем периоде, тогда и будут начислены и уплачены основные налоги — на прибыль и НДС;
  • компания работает по агентским договорам и является посредником в сделках. Деньги, которые поступают на ее расчетный счет от покупателей и перечисляются принципалу, не являются собственностью компании;
  • у компании открыты расчетные счета в нескольких банках, движения происходят по всем открытым счетам, а налоги оплачиваются с одного из них.

При низкой налоговой нагрузке компании следует предоставить объяснительную для банка, в которой указать причины низкой налоговой нагрузки.

Пример 3

Компания на общей системе налогообложения выполняет строительно-монтажные работы по договору строительного подряда, заключенного с заказчиком. В договоре не предусмотрена поэтапная приемка работ. Акт приемки-передачи работ будет подписан после выполнения всего объема работ.

Компания получила авансы на сумму 15 млн руб. На полученные авансы были закуплены материалы на сумму 10 млн руб., арендована строительная техника на сумму 200 тыс. руб., выдана заработная плата в сумме 1500 тыс. руб. и перечислено в бюджет согласно платежным поручениям:

  • НДФЛ — 195 тыс. руб.;
  • страховые взносы в ПФР — 390 тыс. руб.

С расчетного счета компании было произведено платежей на сумму 12 285 млн. руб.

Налоговая нагрузка компании: 195 000+ 390 000 / 12 285 000 = 0,05 %.

Пример 4

Компания занимается розничной торговлей через магазин, который находится в Московской области. Площадь магазина — 100 м 2 .

Компания уплачивает ЕНВД. Ставка налога — 15 % от вмененного дохода. Вмененный доход в данном случае — это площадь магазина.

В компании посменно работают 4 продавца-кассира, главный бухгалтер и директор. За квартал им начислена заработная плата в сумме 615 тыс. руб. С нее удержан и перечислен НДФЛ 79 тыс. руб., начислены и уплачены страховые взносы 160 тыс. руб.

Определим налоговую нагрузку.

Рассчитываем ЕНВД:

1. Определяем базовую доходность для деятельности «Розничная торговля (через объекты с торговыми...» (код — 07).

К сведению

Доходность ЕНВД назначается правительством для каждого вида предпринимательской деятельности, попадающего под действие данного налогового режима.

В нашем случае доходность определяется в расчете на 1 м 2 торговой площади. Для розницы она равна 1800 руб.

2. Считаем налоговую базу по каждому месяцу (базовая доходность × физический показатель × К1 × К2):

1800 руб. × 100 × 1,798 × 1 = 323 640 руб.

3. Рассчитываем общую налоговую базу за квартал:

323 640 руб. × 3мес. = 970 920 руб.

4. Считаем первоначальный ЕНВД за квартал (налоговая база × налоговая ставка):

970 920 руб. × 15 % = 145 638 руб.

Определяем вычет (страховые взносы, которые не превышают первоначальный ЕНВД / 2):

160 000 руб. (взносы) > 72 819 руб. (145 638 руб. / 2).

Вычисляем налог (первоначальный налог − вычет):

145 638 руб. − 72 819 руб. = 72 819 руб.

Начисленный и уплаченный налог за квартал — 72 819 руб.

Сумма всех налогов, уплаченных в бюджет и внебюджетные фонды за квартал:

72 819 руб. + 79 000 руб. + 160 000 руб. = 311 819 руб.

Выручка за квартал составила 2,2 млн руб. При этом согласно кассовому плану организации, утвержденному банком, компания имеет право тратить наличную выручку на выплату заработной платы и выдавать наличные денежные средства под отчет сотрудникам.

В кассе по кассовому плану разрешено хранить не более 150 тыс. руб., т. е. остаток по кассе организации не должен превышать указанной суммы.

Из кассы была выплачена заработная плата сотрудникам — 535 тыс. руб., выданы под отчет на хозяйственные нужды 120 тыс. руб.

Сдано наличной выручки в банк 1545 тыс. руб.

С расчетного счета организация оплатила налоги и страховые взносы, аренду магазина, электроэнергию, приобретенные товары, услуги связи, сопровождение компьютерных программ — всего на сумму 1,5 млн руб.

311 819 руб. / 1 500 000 руб. = 0,21.

Контроль за IP-адресами компаний

IP-адреса белой и сомнительной фирмы не должны совпадать. В Методических рекомендациях ЦБ РФ от 21.07.2017 № 18-М указано, что если IP-адреса, телефоны, цифровая подпись компании совпадают с контактами фирмы, которая была замечена в отмывании средств, это должно насторожить банки и белая фирма попадет под подозрение не только работников банка, но и налоговой.

Контроль за предприятиями розничной торговли

Особый интерес банки уделяют предприятиям розничной торговли, которые работают с наличными денежными средствами и участвуют в «обнальных» схемах.

Методические рекомендации ЦБ РФ от 04.12.2015 № 35-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» адресованы кредитным организациям. Однако они будут интересны и компаниям, которые занимаются розничной торговлей продовольственными товарами, стройматериалами, автомобилями, легкими автотранспортными средствами и т. д. Особенно тем, которые по каким-либо причинам не сдают в банк наличные, но при этом на их расчетные счета регулярно (больше одного раза в неделю) поступают зачисления от других организаций. Такие операции Банк России называет сомнительными, и банк вправе отказать клиенту в совершении операции по счету.

В частности, отмечает, что полученные организацией розничной торговли наличные денежные средства, которые должны храниться на банковских счетах, на счетах не хранятся, а передаются другим организациям. Эти организации перечисляют полученные денежные средства в безналичной форме на расчетный счет торговой организации, как правило, по договорам, исполнение которых не предполагает уплату налога на добавленную стоимость — по агентским договорам, договорам займа, уступки прав требования и т. п.

В целях выявления обнальных схем Банк России рекомендует кредитным организациям обращать внимание на расчетные счета организаций розничной торговли, на которые:

  • наличная выручка не вносится;
  • вносится в незначительных объемах;
  • вносится реже одного раза в неделю.

Также ЦБ обязал коммерческие банки запрашивать у организаций розничной торговли сведения, являющиеся основанием для зачисления денежных средств на их расчетный счет, обосновывающие экономический смысл и законные цели этих зачислений. Теперь коммерческие банки будут требовать доказательств, что все эти безнальные операции действительно нужны были организации розничной торговли и были законны.

По оценкам Банка России, действительными целями указанных операций с наличными денежными средствами могут являться уклонение от уплаты налогов, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и иные противозаконные цели.

Так, если в течение календарного года банк дважды откажет организации розничной торговли в проведении банковской операции, он будет вправе расторгнуть договор банковского счета.

Контроль за использованием платежных карт

Банк России обращает внимание кредитных организаций на незаконные схемы по обналичиванию денежных средств при участии платежных агентов.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежными терминалами денежных средств, направленных на исполнение обязательств физического лица перед поставщиком по оплате работ, услуг, регулирует Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон № 103-ФЗ).

Платежный агент — это лицо, которое принимает средства в счет оплаты товаров и услуг физлицами для зачисления их на банковский счет.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается:

  • прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком;
  • проведение платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Согласно Федеральному закона № 103-ФЗ агенты могут:

  • выдавать денежные средства клиентам;
  • привлекать субагентов;
  • осуществлять идентификацию плательщиков без открытия счета;
  • проводить операции с электронными средствами платежа, т. е. агент может осуществлять операции с пластиковыми платежными инструментами.

Деятельность платежного агента заключается исключительно в приеме денег в пользу третьего лица. Агент получает наличные от покупателей, всю сумму полученной денежной наличности он должен перечислить на свой специальный банковский счет (до этого момента вычесть свое вознаграждение ему нельзя). Только со спецсчета можно будет перечислять средства на другие счета (п. 4 ч. 16 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ).

По закону платежные агенты должны зачислять выручку на специальный банковский счет, оттуда уже средства идут поставщикам услуг. Но на практике делают это не всегда и не в полном объеме, порой передавая неучтенную наличку организациям, получая от них взамен через фирмы-однодневки безналичные деньги на свои расчетные счета, т. е. занимаются обналичиванием.

В этой связи разработаны Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов (утверждены Банком России 02.04.2015 № 9-МР), которые направлены на минимизацию вовлечения кредитной организации в незаконные схемы.

  • обращать внимание на то, соблюдают ли платежные агенты режим использования специального банковского счета;
  • отказывать в проведении по банковскому счету непредусмотренных законодательством операций;
  • рассматривать возможность реализации права на расторжение договора банковского счета (вклада) с клиентом.

Пример 5

Оптовая торговая компания реализует бытовую технику. Розничная продажа не предусмотрена, кассовых аппаратов нет. Населению техника продается через платежных агентов.

Платежный агент принимает наличные от покупателей и зачисляет их на свой специальный счет в банке; вознаграждение — 5 % от поступившей от покупателей суммы. Дальше со специального счета деньги перечисляются на расчетный счет торговой компании за минусом комиссионного вознаграждения агента.

Оптовая торговая компания хочет иметь наличные денежные средства. По договоренности с платежным агентом не все наличные деньги, полученные от покупателей, перечисляются на специальный счет агента — часть наличных передается торговой компании за определенное вознаграждение, допустим 8% от причитающейся наличной суммы. Эту часть торговая компания проводит у себя как скидку.

За квартал платежный агент от покупателей физический лиц получил 1,5 млн руб., из полученных денег 1075 тыс. руб. он положил на специальный счет. Затем 1 млн перечислил торговой компании, на свой расчетный счет перевел комиссионное вознаграждение в сумме 75 тыс. руб.

Оставшиеся 425 тыс. руб. торговая компания пожелала получить наличными. 391 тыс. руб. платежный агент передал наличными, 34 тыс. оставил себе как специальное вознаграждение за услуги.

425 тыс. руб. торговая компания оформила как скидку по акции «черная пятница».

Специальный счет агента и расчетный счет торговой компании открыты в разных банках. В данном случае платежный агент кладет денежные средства на специальный счет и именно с него осуществляет платежи юридическому лицу. Требования законодательства исполняются. На первый взгляд такая сделка подозрений у банка не вызывает. Проблемы могут возникнуть при непосредственной налоговой проверке.

Местонахождение организации

Помимо выше перечисленного банк обращает пристальное внимание на местонахождение организации.

Непредставление достоверной информации о местонахождении организации может стать причиной проблем с банком, впрочем, как и с остальными контрагентами (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10 по делу № А40-50083/09-29-388).

В 99 процентах случаев договоры банковского счета содержат клиентские обязательства об извещении банка о смене наименования, организационно-правовой форме, смене номеров телефонов, печати, состава лиц, имеющих право подписи расчетно-кассовых документов, и т. д. Данные правила направлены в первую очередь на защиту и сохранность денежных средств клиента.

По вышеперечисленным критериям «сомнительной» может оказаться даже обычная мелкая компания, которая невовремя предоставила данные.

Такой термин, как сомнительные операции, появился не так давно, и касаться он может каждого из граждан, достаточно только ознакомиться с перечнем критериев и рекомендаций, указывающих на факт сомнительности или подозрительности выполненной сделки или проведенного платежа.

Сомнительная операция – это передача средств или заключение банковской сделки , которая со стороны кажется для клиента невыгодной или противоречит законодательству.

Клиент банка, проводящий подобную сделку, преследует цель – вывод средств из страны или избегание налогообложения при получении наличности. В частности, к таким финансовым операциям относятся :

При этом согласно ст. 6 ФЗ №115 сомнительными могут стать любые операции, даже в процессе покупки повседневных товаров, на сумму не менее 600 000 рублей.

Чтобы дать определение, операции, вызвавшей подозрение, банк должен взять во внимание следующие характеристики :

  • круг общения клиента;
  • территория проживания или проведения транзакции, так как существует перечень, согласно которому есть местности с повышенной опасностью возникновения террористических актов.

Операции, вызывающие подозрение, должны иметь повышенный интерес со стороны уполномоченных лиц и банковских структур.

Согласно вышеназванному закону к сомнительным операциям также могут относиться сделки и другого характера :

  • выполнение финансовых операций или передача кредита в отношении лица, проживающего в государстве, не подчиняющегося требованиям ФАТФ;
  • действия, связанные со счетами или вкладами такого характера, как перевод средств за границу, открытие счета на третье лицо или в пользу предъявителя.
  • мероприятия с движимым имуществом оформление лизинга, передача ценностей в ломбард, сделки по беспроцентному займу.
  • операции относительно недвижимости на сумму свыше 3 млн. рублей.

Выявлять проведение подобных операций должна Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Самые яркие признаки данных операций

Чтобы действию дать определение сомнительного необходимо, чтобы характер его выполнения имел следующие признаки :

  • отсутствие экономической выгоды для инициатора ее проведения;
  • цель операции – несоблюдение законодательства;
  • превышение лимита дозволенного законом, обычно это операции на сумму свыше 600 000 рублей;
  • законодателем субъектный состав.

В большинстве случаев проведение подобных мероприятий выполняется с целью :

  • уклонения от налогообложения;
  • вывода средств за границу;
  • обналичивания средств на счетах;
  • поддержки финансовой коррупции.

Чтобы предотвратить подобные сделки, банки обязали к проведению тщательного мониторинга.

Перечень сомнительных операций

  • соотношение уплачиваемых налогов в бюджет и получаемой прибыли;
  • со счета предприятия отсутствуют платежи относительно расчета с работниками или они гораздо выше/ниже численности штата;
  • происходит частичная уплата средств по социальным выплатам;
  • фонд зарплаты ниже прожиточного;
  • отсутствуют остатки по счетам, что несопоставимо с объемами оборота средств;
  • отсутствует взаимосвязь относительно поступления средств и их расходов;
  • происходит резкое увеличение оборотов по счетам;
  • перечисление средств за услуги и товары без начисления НДС;
  • отсутствие оплаты со счетов относительно деятельности предприятия.

По сути, Федеральная служба рекомендует банкам сравнивать платежи клиента и производить расчет соответствия уплаты налогов в отношении оборотов предприятия. При этом банки обязаны кодировать подобные операции в качестве их идентификации.

Нормативная база, в частности 115-ФЗ

Основные требования, предъявляемые к банкам относительно контроля следок и транзакций между гражданами, а также предприятиями, указаны в ФЗ №115 от 2001 года насчет легализации средств, полученных незаконным путем, так как именно данные финансовые учреждения участвуют во всех финансовых операциях населения.

При этом в процессе выполнения подобной сделки банк наделен рядом полномочий , которые необходимо применить:

  • блокировка проведения транзакции, так как поступил отказ в предоставлении документов, сопровождающих подобные сделки, или у сотрудников банка возникли подозрения относительно прозрачности сделки (согласно Письму №17 БК РФ от 2010 года финансовое учреждение вправе самостоятельно определить принадлежность операции к подозрительным);
  • расторжение договора относительно обслуживания клиентского счета – самым главным основанием для этого является отказ в выполнении клиентом операций в количестве от 2 раз в год.

Банк вправе выполнить подобное расторжение в случаях, предусмотренных ст. 859 ГК РФ.

Однако следует помнить, что банк несет за свои действия ответственности, в частности, если его решение было неправомерным согласно ст. 866 ГК РФ . Если же банк действовал на основании ФЗ №115, а именно, ст. 11 данного закона, его привлечь к ответственности не получиться в процессе реализации банком своих полномочий, однако после разрыва договора, как показывает судебная практика, такие иски вполне реальны и имеют место.

Заключение

Исходя из обязательств, которыми уполномочены банки на основании законодательных актов, учреждения вправе проводить мониторинг и анализ проводимых клиентами сделок и самостоятельно определять их прозрачность и чистоту.

Новые сомнительные операции с позиции Центробанка представлены ниже.


1. Перечисление (получение) клиентом банка денежных средств в сумме, превышающей 1000 базовых величин, - для организаций и индивидуальных предпринимателей, 100 базовых величин - для физических лиц, если участник финансовой операции зарегистрирован или имеет место нахождения в оффшорной зоне;

2. перечисление (получение) клиентом банка денежных средств в сумме, превышающей 1000 базовых величин, - для организаций и индивидуальных предпринимателей, 100 базовых величин - для физических лиц на (со) счет(а), открытый(го) в оффшорной зоне;

3. необоснованное увеличение оборота денежных средств по текущему (расчетному) счету клиента более чем в 3 раза по сравнению со среднемесячным оборотом по счету (оборотом за предыдущий месяц);

4. представление клиентом вызывающей подозрение информации, которую невозможно проверить или проверка которой является слишком дорогостоящей; невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам;

5. немотивированный отказ или неоправданные задержки в представлении клиентом сведений о финансовой операции, запрашиваемых банком, либо чрезмерная озабоченность клиента вопросами конфиденциальности;

6. представление физическим лицом для проведения финансовой операции удостоверяющих личность документов, подлинность которых вызывает сомнения;

7. совершение клиентом (организацией или индивидуальным предпринимателем) финансовой операции на значительную для него сумму с использованием текущего (расчетного) счета, финансовые операции по которому в течение более 6 месяцев были незначительными либо не производились;

8. невозможность установления контрагентов клиента;

9. открытие в банке на имя одного клиента (организации или индивидуального предпринимателя) нескольких счетов аналогичного характера с поступлением на них денежных средств, за исключением одновременного открытия текущих (расчетных) счетов в разных валютах при приеме клиента на обслуживание;

10. несоответствие финансовой операции характеру деятельности клиента;

11. необоснованное дробление сумм аналогичных финансовых операций (одного вида), совершаемых клиентом; неоднократное в течение небольшого периода проведение клиентом аналогичных финансовых операций (одного вида), каждая из которых не превышает 2000 базовых величин - для физических лиц, 20 000 базовых величин - для организаций и индивидуальных предпринимателей, но в сумме превышает указанные значения (при условии, что деятельность клиента не связана с обслуживанием населения, сбором обязательных или добровольных платежей);

12. разовое или неоднократное в течение небольшого периода проведение клиентом финансовой операции в размере, превышающем либо непревышающем, но близком по значению к пороговой сумме, сопровождающееся последующим снятием денежных средств наличными;

Покупкой иностранной валюты, ценных бумаг и других высоколиквидных активов; переводом денежных средств на счет клиента, открытый в другом банке, или на счет третьего лица, в том числе нерезидента;
закрытием счета либо прекращением по нему финансовых операций;

13. разовое или неоднократное в течение небольшого периода получение физическими лицами займов, кредитов из-за границы в размере, превышающем либо не превышающем, но близком по значению к 2000 базовых величин;

14. перевод клиентом денежных средств со счета в банке на свой счет в другом банке без видимого основания (например, без закрытия счета; не в целях погашения кредита, полученного в другом банке; при отсутствии более низких процентных ставок по вкладам (депозитам) или одинаковых либо лучших условий обслуживания в другом
банке);

15. проведение финансовой операции на основании документов, вызывающих сомнение в их подлинности (достоверности);

16. проведение финансовой операции на сумму, превышающую 100 базовых величин, с использованием наличной иностранной валюты, представленной купюрами малого достоинства;

17. прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте, имеющих загрязнения подозрительного характера;

18. обмен купюр наличной иностранной валюты малого достоинства на купюры большего достоинства на сумму, превышающую 100 базовых величин, и наоборот;

19. проведение финансовой операции с использованием наличной или безналичной ограниченно конвертируемой валюты на сумму, превышающую 100 базовых величин, за исключением финансовых операций в валютах стран СНГ и Балтии, с которыми Республикой Беларусь заключены соглашения об использовании данных валют во взаимных расчетах;

20. проведение финансовой операции на сумму, превышающую 100 базовых величин, с использованием денежной наличности в виде банкнот (монет), изъятых или изымаемых из обращения в соответствующем государстве или группе государств, но подлежащих обмену;

21. проведение финансовой операции на сумму, превышающую 100 базовых величин, с использованием денежной наличности, состоящей из 3 и более валют, если это не обусловлено характером деятельности клиента или страхованием рисков;

22. перевод или поступление денежных средств с использованием анонимного (номерного) счета. Под использованием анонимного (номерного) счета следует понимать перевод средств за границу или поступление средств из-за границы, когда на основании информации, имеющейся у лица, осуществляющего финансовые операции, не удается установить (идентифицировать) личность, на имя которой либо от имени которой совершен данный перевод;

23. отсутствие явного экономического смысла финансовой операции либо ее несоответствие характеру деятельности клиента при условии, что финансовая операция не имеет цели управления ликвидностью или страхования рисков;

24. разовая продажа (покупка) клиентом большого количества ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, финансовых инструментов (здесь и далее по тексту под финансовым инструментом следует понимать договор, в результате заключения которого одновременно возникают финансовый актив у одной организации и финансовое обязательство или долевой инструмент у другой) по ценам, существенно отличающимся от рыночных, при условии, что клиент не является профессиональным участником рынка ценных бумаг и (или) ценные бумаги не передаются клиенту в погашение задолженности контрагента перед клиентом;

25. совершение регулярных финансовых операций по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не имеющих котировок и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на приобретение высоколиквидных обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (определяется в момент удовлетворения заявки на приобретение ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг);

26. одновременное выставление клиентом поручений на покупку и продажу ценных бумаг и других финансовых инструментов по ценам, имеющим заметное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам;

27. осуществление финансовых операций, при которых один и тот же финансовый инструмент неоднократно продается и затем выкупается в рамках совершения сделок с одной и той же стороной;

28. проведение финансовой операции с ценными бумагами на предъявителя, не размещенными в депозитариях, на сумму, превышающую 1000 базовых величин;

29. наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой клиентом, или от обычной рыночной практики;

30. необоснованная поспешность в проведении финансовой операции, на которой настаивает клиент;

31. внесение клиентом в ранее согласованную схему проведения финансовой операции непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;

32. частое внесение клиентом существенных изменений в условия совершения финансовой операции;

33. систематическое совершение клиентом высокорисковых финансовых операций, результатом проведения которых является постоянный доход или постоянный убыток клиента;

34. существенное (более чем в 3 раза) увеличение доли наличных денежных средств, поступающих на счет клиента, если обычными для его основной деятельности являются расчеты в безналичной форме;

35. использование предметов залога, не связанных с деятельностью клиента;

36. изменение клиентом обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита после предоставления кредита на обеспечение в виде размещения на счете, открытом в банке-кредиторе или другом банке, денежных средств в валюте кредита, иной валюте или ценных бумаг на предъявителя;

37. досрочное (в течение небольшого периода после получения) погашение кредита на сумму более 1000 базовых величин, если условия деятельности клиента и информация, которой в отношении данного клиента располагает банк, не позволяют определить источник финансирования кредиторской задолженности;

38. предоставление кредита на сумму, превышающую 10 000 базовых величин, под обеспечение в виде гарантии банков- нерезидентов, сведения о которых отсутствуют в базах данных (банковских альманахах), либо банков - нерезидентов группы «С» или группы «D»;

39. предоставление или получение клиентом займа, кредита участнику финансовой операции на условиях, предусматривающих соответственно получение или уплату процентов и (или) комиссионных вознаграждений в размере, существенно отличающемся от обычной рыночной практики;

40. пренебрежение клиентом заведомо более выгодными условиями совершения финансовой операции (тариф комиссионного вознаграждения, ставки по вкладам (депозитам) и т.д.); предложение клиентом заведомо необычно высокого вознаграждения или вознаграждения, отличающегося от обычно взимаемого при оказании такого рода услуг;

41. возврат клиентом-резидентом ранее полученного аванса нерезиденту по договору поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случаях, когда такая финансовая операция носит систематический характер;

42. уплата клиентом-резидентом нерезиденту неустойки (штрафа, пени) за неисполнение договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или за нарушение условий договора, если размер неустойки (штрафа, пени) превышает двадцать процентов от стоимости непоставленных товаров (невыполненных работ, неоказанных услуг);

43. разовое или неоднократное в течение небольшого периода внесение физическим лицом наличных денежных средств в размере, превышающем либо непревышающем, но близком по значению к 2000 базовых величин, на строительство жилья, если информация, имеющаяся у банка в отношении данного клиента, не позволяет определить источник происхождения денежных средств;

44. международные переводы денежных средств на сумму более 1000 базовых величин в рамках внешнеторговых договоров на счет или со счета контрагента-нерезидента, открытый в стране, отличной от страны его регистрации (за исключением финансовых операций, проводимых по счетам находящихся за границей представительств и филиалов организаций-резидентов, а также межбанковских операций);

45. совершение финансовой операции, не соответствующей ни одному из критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций, определенных подпунктами

46. правилами внутреннего контроля банка, в отношении которой у банка возникают подозрения, что она совершается в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, либо финансирования террористической деятельности.

В правилах внутреннего контроля банк вправе предусмотреть и иные критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций.

Фактически под сомнительной сделкой или аферой подразумеваются преступные финансовые операции. Контроль за этим осуществляет Росфинмониторинг. Всегда нужно действовать осторожно, так как недобросовестные люди придумывают все новые способы наживы. Если операция с финансами вызывает подозрения и носит признаки сомнительной сделки, государственные органы обратят на это внимание.

Понятие и последствия сомнительной сделки в ГК РФ в ряде статей определены. И тем не менее вокруг нее существует много противоречивой информации. В этой статье мы рассмотрим, что подразумевает данное понятие, какие оно имеет признаки и какие влечет за собой последствия.

Признаки сомнительных денежных сделок

В данном случае работает предупреждение: «Осторожно: мошенники!»

Итак, внимание Росфинмониторинга могут привлечь следующие операции с денежными средствами:

  • покупка или продажа физическим лицом рублей или иностранной валюты, если ее сумма - свыше 600 тысяч руб.;
  • получение физлицом наличных денежных средств по чеку, если он выдан нерезидентом Российской Федерации на предъявителя;
  • покупка физлицом ценных бумаг за наличный расчет;
  • внесение наличности физлицом в уставной капитал юридического лица;
  • обмен банкнот одного номинала на банкноты другого номинала.

Признаки нелегальных сделок с банковскими депозитами

Если говорить о банковских вкладах, то здесь подозрения вызывают нижеперечисленные операции, обладающие критериями сомнительной сделки:

  • если депозит с размещенными на нем финансовыми средствами оформляется на предъявителя;
  • если депозит с денежными средствами, размещенными в наличной форме, открыт в пользу третьих лиц;
  • если денежные средства переводились на анонимный зарубежный счет либо поступали с анонимного счета из-за рубежа;
  • если финансы зачислялись или списывались с депозита юрлица, зарегистрированного менее 3 мес назад, или же не было финансовых движений по счету этого юрлица с момента его регистрации.

Недобросовестные сделки с движимым имуществом

Сомнительные сделки в этом случае носят такие признаки:


Что еще удостоится внимания?

Также внимание контролирующих органов привлекают сделки с недвижимостью, общая сумма по которым равняется или превышает 3 млн рублей (либо в инвалюте). Сомнительными считаются и финансовые операции юрлиц или физлиц, которые не следуют рекомендациям такой международной организации, как ФАТФ (Группа разработки мер борьбы с отмыванием денег). Если причастность физического либо юридического лица к терроризму или экстремизму доказана, то все прямые или косвенные денежные операции, исходящие от них, тоже расцениваются как сомнительные сделки.

Сомнительная сделка с точки зрения налоговых органов

Налоговики, рассматривая сомнительные сделки, оперируют понятием "необоснованная налоговая выгода". Чаще всего это связано с деятельностью фирм-однодневок или с завышением стоимости той или иной сделки. Обращают на себя внимание налоговых органов и те сделки, которые не являются типичными для бизнеса, нерегулярны, не имеют под собой коммерческого обоснования. Когда руководитель компании решил провести через бухгалтерию сомнительную сделку, он постарается выбрать ее назначением то, что укладывается в рамки законного поля.

Как правило, имеет место обналичивание финансовых средств с целью пополнения оборотных процессов или выплата дивидендов собственникам. Но порой финансовые операции никак не увязываются с имеющимися у налоговых органов данными об организации, например, затраты, записанные на ремонт, не соотносятся с реалистичными цифрами, или стоимость курса по повышению квалификации для работников слишком велика для данного штата и ставкам их зарплат. Все подобные нестыковки будут сигналом для налоговиков и побудят их ознакомиться с контрагентами по таким сделкам. Самое большое количество вопросов, как правило, вызывают такие виды услуг, как консультационные, профобразовательные, информационная поддержка, проведение корпоративов и т. д. Однако выведение денег возможно и с помощью обычных договоров поставки, оказания услуг и др., в реальности которых могут усомниться налоговые органы.

Осторожно: мошенники!

Важные признаки реальных фирм, в отличие от фирм-однодневок, таковы: компания имеет офис или иные помещения в аренде, у нее есть штат работников и зарплатный фонд, директор, автотехника в аренде или собственности, она регулярно сдает налоговую отчетность и т. д. Фиктивные компании не имеют многого из перечисленного, и их поиск налоговыми органами начинается с определения лица, являющегося генеральным директором. Часто бывает так, что лицо, в документах обозначенное как руководитель той или иной фирмы, даже не знает о существовании данного предприятия. В таком случае контрагентов этой компании ждут большие неприятности. Следующий шаг - это поиск офиса фирмы или данных о договоре аренды. Если по указанному адресу подозрительной организации нет, то будет составлен акт, и он в совокупности с другими доказательствами инициирует налоговый спор, который будет предъявлен контрагентам фирмы. Поэтому добросовестным предпринимателям рекомендуется смотреть на вторую сторону договора глазами налоговика, это поможет избежать заключения "необоснованная налоговая выгода" и других неприятностей.

Последствия сомнительных сделок

Если банковская сделка или операция признана сомнительной, то это обернется неприятными проверками. Контролирующий орган потребует от банковских работников представить все документы, которые могут обосновать ее законность. В случае если этого не произошло, будет возбуждено уголовное дело (статьи 174, 174.1, 175). Последняя статья подразумевает ответственность организации, пострадавшей от нелегальной деятельности ее контрагентов. Таким образом, если вы, сами не зная того, вступили в финансово-юридические отношения с недобросовестными партнерами, отвечать за это будут все. И доказывание своей правоты будет на вас. Увы, в этом случае презумпция невиновности действует очень условно.

В случае невозможности доказать законность сделки или операции наказанием может быть до десяти лет лишения свободы. Минимальная же санкция - это штраф в 120 тысяч рублей. В определении наказания будет играть роль сумма сомнительной сделки (до 6 млн руб. или превышающая это значение).

Банковский нюанс

У банков существует практика устанавливать дополнительный процент или комиссию за завершение сомнительной операции, при этом в большинстве случаев клиенты даже не подозревают об этом. Таким образом, если банковским сотрудникам ваша финансовая операция покажется сомнительной, то вы не досчитаетесь от десяти и выше процентов от всей суммы перевода. К слову, законодательно банки не могут взыскивать подобные комиссии, так что, если вам скрывать нечего, и вы уверены в том, что документы по данной сделке в порядке, то можно вернуть удержанную сумму через руководство банка.

Но часто именно в банке вас попросят предоставить все подтверждения реальности сделки (к примеру, договор). Если это будет сделано, то вопрос исчерпает себя.

Сомнительная сделка как способ уйти от налога

Для представителей бизнеса последствие выявления незаконной сделки обернется доначислением налога на прибыль и НДС. Но порой подобные операции подводятся под категорию уклонения от уплаты налогов, и в этом случае предпринимателю грозит уголовная ответственность. Если появились подобные опасения, то необходимо обратиться к арбитражному юристу за консультацией. Также нужно попытаться восстановить или подготовить всю документацию по сделке, которая снимет подозрения налоговых органов. Также есть возможность обжалования результатов проверки в Арбитражном суде.

Заключение

Таким образом, мы видим, что части сомнительных сделок можно избежать, проявляя осторожность в выборе контрагентов, оформлении договоров и т. д., ведь мошенничество и сомнительная сделка - практически синонимы. Другая же их часть требует полной добросовестности в оформлении и хранении документации, чтобы в случае проверки иметь возможность доказать ее полную законность.