Как пожаловаться на налоговую инспекцию он-лайн? Куда жаловаться на налоговую инспекцию.

Руководители и бухгалтеры в своей работе сталкиваются с неоднозначным толкованием норм действующего законодательства. Будь то новый закон, приказ ФНС или Минфина - нужны дополнительные разъяснения. Где их взять? У первоисточника - в налоговой инспекции. Возникает еще один вопрос: как составить официальный запрос в налоговую ? Чтобы его не вернули и не оставили без рассмотрения.

Законодательная база очень запутана, местами даже для работников ФНС. Существуют не только законы и приказы, но внутренние распоряжения и инструкции, которыми руководствуются работники ФНС. Поэтому получить официальный ответ - это важно, ведь на него можно ссылаться в официальных документах. В спорных вопросах официальный документ может уладить конфликт и не привести к потере репутации (и денег!).

Перед тем как направить запрос в налоговую, необходимо провести подготовительную работу. Во-первых, ознакомиться с уже имеющейся законодательной базой, изучить законы, приказы и официальные разъяснения. Вы будете знать права и обязанности, а это сделает вашу позицию менее уязвимой.

Запрос в налоговую должен отвечать таким критериям: четко, по сути, официальным языком, отвечать требованиям составления запроса. Необходимо также определить форму запроса - устный или письменный.

Устная консультация имеет место тогда, когда вам нужно быстро узнать нужную информацию. При себе вы должны иметь документ, который удостоверяет личность. Тогда инспектор не сможет вам отказать. Ответ вы получите в момент обращения. Это предусмотрено п. 27 Регламента. Вы также можете воспользоваться телефоном.

Обрабатывать письменный запрос налоговый инспектор будет на основании п.п. 33, 34, 37,40,42 Регламента. Образец письменного запроса вы можете посмотреть в приложении 4 к Регламенту.

Официальный запрос в налоговую инспекцию должен иметь:

Физлицо: ФИО, адрес, подпись.

Юрлицо: название, ИНН, адрес, ФИО руководителя, печать.

Узнать «шапку» запроса вы можете по телефону инспекции (например, у секретаря). Звоните за день-два до отправления запроса, ведь начальник инспекции может уйти в отпуск (его могут уволить), за него останется исполняющий обязанности, который будет расписывать почту.

Запрос в налоговую готовьте в двух экземплярах. Одни вы отдаете в канцелярию, на втором они ставят штамп и входящий номер. Это позволит вам потом доказать, что вы действительно отсылали запрос. На вашем экземпляре должна быть дата и ФИО служащего, который принял запрос. Если отсылаете почтой, то обязательно заказным письмом (можно без уведомления). Так у вас останется чек, который вы приложите ко второму экземпляру.

На ответ налоговая инспекция имеет 30 дней. Но запрос может быть исполнен раньше, поэтому возьмите телефон канцелярии, а потом позвоните, чтобы узнать исполнителя. Почту начальник распишет за день-два, еще день необходим на бюрократические проволочки. Такие запросы инспекторы не любят получать, ведь работы хватает и без них, поэтому звоните им, спрашивайте о судьбе запроса, тактично торопите. Так есть шанс получить ответ раньше, ведь, как правило, у инспектора имеются типовые ответы, которые он подстраивает под конкретный запрос.

Судебная практика

Некоторые предприятия отправляют запросы в налоговую , чтобы избежать ответственности (ст. 111 НК РФ). Стоит помнить, что налоговая имеет право разъяснять только порядок заполнения налоговой отчетности. Остальная работа квалифицируется в виде консультации, а поэтому не может быть обстоятельством, которые исключает вину налогоплательщика. Но, общей судебной и административной практики нет. Есть решения судов, когда разъяснения налоговой являлись обстоятельствами, которые освобождали налогоплательщиков от штрафов, хотя вопрос не касался порядка заполнения декларации.


Количество показов: 28363

Г.Н. Химич, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Публикация подготовлена при участии специалистов Сводно-аналитического управления ФНС России

Нередко налогоплательщикам нужно получить информацию или разъяснения из официальных источников, например из финансовых или налоговых органов. Как определить, куда надо обращаться? Как правильно составить запрос и какие документы следует к нему приложить?

Куда и с каким вопросом обращаться

В статье 21 Налогового кодекса сказано, что налогоплательщики вправе обращаться с запросами как в налоговые органы, так и в финансовые. Однако у этих органов разная компетенция. Поэтому прежде всего нужно определить, куда именно надо обращаться.

Налоговые органы согласно пункту 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщикам бесплатную информацию:

О действующих налогах и сборах;

Законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

Порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

Правах и обязанностях налогоплательщиков;

Полномочиях налоговых органов и должностных лиц.

Кроме того, налогоплательщики вправе получать от налоговых органов формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.

От Минфина России налогоплательщики могут получать письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах. За разъяснениями регионального налогового законодательства надо обращаться в финансовые органы субъектов Российской Федерации, а нормативных правовых актов местного значения - в органы местного самоуправления. Ответы на свои вопросы налогоплательщики получают на бесплатной основе.

Вопросом о том, чем отличается информация о порядке исчисления налогов и сборов, предоставляемая налоговыми органами, от разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, за которыми нужно обращаться в финансовые органы, задаются многие налогоплательщики. По сути, чтобы правильно исчислить налог, надо правильно применить налоговое законодательство.

Налоговые органы предоставляют информацию, которая непосредственно содержится в Налоговом кодексе и нормативных правовых актах, принятых в соответствии с ним. Например, о том, как правильно определить налоговую базу и исчислить налоги (сборы), о налоговых и отчетных периодах, сроках уплаты, льготах и т. д.

ПРИМЕР 1

И.И. Иванов направил в налоговую инспекцию обращение с вопросом: имеет ли налогоплательщик право на социальный налоговый вычет в размере стоимости комплексного курса лечения ожогов 30% поверхности тела?

Инспекция сообщила И.И. Иванову, что налогоплательщик вправе применить указанный вычет при соблюдении требований статьи 219 НК РФ, учитывая, что указанный курс лечения включен в Перечень дорогостоящих видов лечения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. Кроме того, инспекция разъяснила порядок предоставления социального налогового вычета, включая требования, перечисленные в статье 219 НК РФ.

Однако довольно часто на практике возникают нестандартные ситуации и вопросы, на которые в Налоговом кодексе и сопутствующих ему документах ответов не содержится. Субъекты налоговых отношений могут столкнуться и с противоречиями в законодательных актах. Тогда за разъяснениями следует обращаться в Министерство финансов РФ или соответствующие региональные (местные) органы. Финансовые органы разъясняют неточности, неясности и таким образом устраняют пробелы в законодательстве о налогах и сборах.

Заметим, что многие налогоплательщики по сложившейся традиции обращаются со спорными вопросами о применении налогового законодательства в налоговые инспекции. Мотив простой: налогоплательщики считают, что важнее знать позицию того органа, который фактически проводит налоговые проверки.

Однако это мнение ошибочно. Налоговые инспекции не имеют права давать разъяснения по этим вопросам. В таких случаях они должны в 5-дневный срок переадресовать запрос в Минфин России, финансовые органы субъектов РФ или органы местного самоуправления. При этом налогоплательщик должен быть уведомлен, что его запрос переадресован.

ПРИМЕР 2

ГУП «Восток» обратилось в налоговую инспекцию с просьбой разъяснить следующие вопросы.

1. По какой ставке НДС облагается реализация работ, непосредственно связанных с перевозкой товаров, которые помещены под таможенный режим международного таможенного транзита?

2. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов, если в отчетности они не учтены отдельно?

3. Каков порядок обложения налогом на прибыль организаций дохода государственного унитарного предприятия от реализации безвозмездно переданного имущества с учетом того, что статьей 43 Бюджетного кодекса установлено, что средства, полученные от такой реализации, зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме?

Поскольку первые два вопроса требуют разъяснений о налоговой ставке и порядке определения налоговой базы, ответы на них руководителю ГУП «Восток» дала налоговая инспекция. Третий же вопрос затрагивает разъяснение содержащих противоречия положений Налогового и Бюджетного кодексов. Поэтому инспекция направила вопрос по почте в Минфин России, уведомив об этом ГУП «Восток».

Налогоплательщики нередко выражают недоумение по поводу того, что вышестоящая организация пересылает их обращение в нижестоящую. Основной причиной такого «невнимания» к проблемам налогоплательщиков является то, что о способе решения данного вопроса уже проинформированы нижестоящие органы. И в этом случае ответ налогоплательщику будет дан налоговым органом по месту его учета.

Как правильно оформить запрос

Главное правило при обращении в налоговые или финансовые органы с вопросом заключается в следующем. Объекты, факты, правоотношения, о которых идет речь в запросе, должны реально существовать. Анализ положений статей 21, 32 и 34.2 НК РФ показывает, что рассматривать вопросы, связанные с гипотетическими ситуациями, которые могут возникнуть в будущем, налоговые и финансовые органы не должны. Эти ведомства обязаны информировать и разъяснять соответствующее законодательство именно налогоплательщикам . А раз объекты, факты или правоотношения еще не возникли, то и налогоплательщик в отношении них не может быть признан таковым.

ПРИМЕР 3

Индивидуальный предприниматель А.А. Сидоров направил в налоговую инспекцию по месту своего учета обращение. В нем он сообщил, что намерен начать деятельность на валютном рынке «Интернет-Биржа Валют». В связи с этим он попросил разъяснить, как будет облагаться указанная деятельность и какие налоги ему надо будет заплатить.

Налоговая инспекция, рассмотрев обращение А.А. Сидорова, направила ему ответ с отказом в разъяснении его вопроса. Инспекция обосновала это тем, что в настоящее время А.А. Сидоров не признан налогоплательщиком по деятельности, которую он намерен вести.

Еще одна рекомендация налогоплательщикам. Если в обращении есть ссылка на различные документы (к примеру, на судебные постановления или решения налоговых органов), их оригиналы или копии целесообразно приложить к запросу. Одного лишь указания на содержание этих документов недостаточно. Для составления исчерпывающего ответа налоговым и финансовым органам необходимо ознакомиться с самим документом. Ведь не исключено, что налогоплательщик в своем запросе может неточно отразить суть документа.

ПРИМЕР 4

Руководитель ЗАО «Енисей» направил обращение в Управление ФНС России по г. Москве. В обращении указывалось, что налоговая инспекция в результате выездной налоговой проверки приняла в отношении ЗАО «Енисей» неправомерное решение о привлечении к налоговой ответственности.

Руководитель ЗАО «Енисей» просил вышестоящую инстанцию отменить это решение. При этом к запросу не были приложены оспариваемый акт налоговой инспекции и возражения налогоплательщика.

УФНС России по г. Москве направило в адрес ЗАО «Енисей» ответ с отказом в рассмотрении жалобы. Основанием для отказа послужило то, что документы, необходимые для рассмотрения жалобы, отсутствуют.

КСТАТИ
Обращения по электронным каналам связи

Сегодня телекоммуникационные технологии получили большое распространение. Поэтому налогоплательщики часто обращаются в налоговые органы либо по электронной почте, либо оставляя свой вопрос на сайте. Естественно, в этом случае невозможно подтвердить полномочия лица, которое подписало запрос. В таких ситуациях налоговые органы руководствуются Порядком приема и рассмотрения обращений в ФНС России в электронном виде. Порядок размещен на сайте ФНС России www.nalog.ru .

Обращения с неполной или неточной информацией об отправителе не рассматриваются. Не принимаются также к рассмотрению обращения, в которых содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции ФНС России или требующие в соответствии с установленным порядком наличия удостоверяющих реквизитов (подписи, печати и др.).

Документы, переданные в электронном виде без использования в установленном порядке технологии электронной подписи, не имеют юридической силы. Данный способ может применяться для передачи документов, не требующих удостоверения их подлинности.

Таким образом, если в обращении налогоплательщика, направленном на сайт налогового органа, поставлен вопрос о конкретной хозяйственной ситуации, возникшей в процессе деятельности, то ответ может не содержать необходимой информации. Ведь в этом случае для решения вопроса необходимы удостоверяющие реквизиты (подпись, печать и др.). Поэтому лучше в обращении изложить вопрос в общей форме, а не затрагивать конкретную ситуацию.

И последнее. Налогоплательщики должны обращаться в налоговые органы по месту своего учета. Обращение в вышестоящие налоговые органы возможно только в том случае, если налогоплательщик сомневается в правильности ответа или ответ вообще не получен. Причем запрос налогоплательщика и ответ уполномоченного лица могут быть как устными, так и письменными. Что касается запроса в финансовые органы, то он всегда должен быть письменным.

Кто вправе подписать запрос

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через законного или уполномоченного представителя. Об этом сказано в статье 26 Налогового кодекса. Полномочия законных представителей налогоплательщиков-организаций, как следует из статьи 27 Кодекса, подтверждаются законом или учредительными документами. Обычно законный представитель организации - это ее руководитель.

Уполномоченный представитель организации действует на основании доверенности, оформленной согласно гражданскому законодательству. Следовательно, запрос в финансовые или налоговые органы должен подписать либо руководитель, либо уполномоченный представитель. Последний прикладывает к запросу доверенность либо ее копию, заверенную руководителем организации.

Если запрос подписал не руководитель, а, например, главный бухгалтер или юрисконсульт и документы, подтверждающие его полномочия, не представлены, налоговый орган откажет в рассмотрении такого обращения. Причина тому - отсутствие оснований для рассмотрения. Право на получение информации или разъяснений имеет только законный или уполномоченный представитель организации.

Обратите внимание : обращения учредителей, не являющихся законными или уполномоченными представителями, также не рассматриваются.

Сотрудники аудиторских, консалтинговых и юридических фирм могут быть уполномоченными представителями организации-налогоплательщика. Поэтому при наличии доверенности они также могут обращаться с запросами в компетентные органы, но при условии, что делать это они будут от имени своих клиентов. Налоговые и финансовые органы не обязаны разъяснять фирмам, специализирующимся на оказании консультационных услуг, налоговое законодательство в связи с проблемами их клиентов. В то же время такие фирмы могут обратиться в государственные органы как налогоплательщики.

Если разъяснение ошибочно

Предположим, что специалист, который готовил ответ на вопрос налогоплательщика, ошибся. Это привело к тому, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение. Например, не уплатил (не полностью уплатил) налог. Или грубо нарушил правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Можно ли привлечь такого налогоплательщика к ответственности?

Нет, нельзя. Выполнение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, если они даны финансовыми органами (другими уполномоченными государственными органами) или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика. Об этом сказано в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ. Если же разъяснение выходит за пределы полномочий соответствующего государственного органа, вина налогоплательщика не исключается.

ПРИМЕР 5

В результате выездной проверки ООО «Березка» должностные лица налоговой инспекции выявили грубое нарушение правил учета доходов и расходов организации. В связи с этим налогоплательщику был вручен акт налоговой проверки, в котором указывалось на подтвержденный факт правонарушения.

Руководитель ООО «Березка» Н.Н. Петров не признал себя виновным, заявив, что руководствовался разъяснениями налогового органа. Однако письмо инспекции, на которое ссылался Н.Н. Петров, содержало разъяснение по вопросам бухгалтерского учета. А поскольку вопросы бухучета и отчетности относятся к компетенции Минфина России (а не ФНС России), должностные лица инспекции привлекли ООО «Березка» к налоговой ответственности за совершенное правонарушение.

Возможна и другая ситуация. Ошибочный ответ был обнародован в средствах массовой информации, и им воспользовался другой налогоплательщик. Это также привело к налоговому правонарушению.

Можно ли в этом случае применить к налогоплательщику меры налоговой ответственности? Нет, нельзя. Поскольку такой ответ был подписан уполномоченным должностным лицом (а мы рассматриваем только этот вариант), он считается официальной позицией государственного органа. При этом не имеет значения, адресовано разъяснение непосредственно налогоплательщику, который направил запрос, или неопределенному кругу лиц. Такой вывод следует из пункта 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и письма Минфина России от 21.09.2004 № 03-02-07/39.

Ответ должен быть дан в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. Об этом, а также о причинах продления необходимо проинформировать заявителя. Ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества и номера телефона исполнителя.

Жалоба в налоговую инспекцию (ФНС) в 2019 году — что это такое, каким законодательством регулируется и как составить. Способы подачи и основные моменты.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

При обнаружении факта нарушения налогового законодательства, об этом можно сообщить с помощью жалобы в налоговую службу.

Она может быть подана любым человеком, чьи права были нарушены. После того, как произошло обращение, нужно дождаться рассмотрения и ответа, по поданной жалобе.

Что нужно знать

Жалобу в налоговую службу может написать любое лицо, чьи права были нарушены. Также ее может оставить человек, который обнаружил нарушение налогового законодательства.

Например, конкурирующая фирма скрывает часть доходов от налоговой или был факт нарушения законодательства работниками налоговой службы.

Чаще всего ИП или руководители крупных коммерческих фирм пишут жалобы в налоговый орган из-за:

  • несогласия с выводами комиссии после проведенной проверки;
  • неправильного начисления налогов;
  • неправомерного применения санкций в виде штрафов или пени;
  • отказа учитывать положенные по закону льготы лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность;
  • отказа в возвращении излишек после уплаты налога;
  • принуждения к выплатам сборов или других налогов, которые не закреплены в Федеральном законодательстве. Данный пункт относится, как к юридическим, так и физическим лицам.

После того, как жалоба была подана, налоговой службе дается всего 1 месяц на ее рассмотрение, после чего им необходимо направить уведомление о принятом решении или продлении на срок не более 15 дней.

Подача жалобы должна быть осуществлена в течение года после обнаружения нарушений законодательства.

Бывают случаи, когда жалоба в налоговую инспекцию может быть не принята, если:

  • с момента нарушения до подачи жалобы прошло более года, а также были пропущены сроки для обжалования;
  • не был указан предмет обжалования или заявленные требования были не обоснованы;
  • имеется информация, которая подтверждается официальными документами, о том, что данный вид жалобы уже и так принят на рассмотрение у стоящих выше налоговых органов или должностных лиц;
  • была получена информация о том, что в силу вступило решение суда по изложенным в жалобе вопросам.

Также рассмотрению не подлежат жалобы:

  • с недостоверной или неполной информацией, без которой невозможно провести проверку;
  • если в них содержатся какие-либо ошибки или они написаны неразборчивым почерком;
  • содержащие в себя ненормативную лексику и угрозы.

Именно поэтому очень важно грамотно излагать свои мысли при составлении самостоятельном составлении жалобы.

Для того, чтобы исключить появление ошибок, можно обратиться за помощью к уполномоченному юридическому лицу.

При необходимости лицо, подавшее жалобу, может обжаловать вынесенное решение. Для этого необходимо в десятидневный срок, после получения результатов рассмотрения жалобы, оставить апелляционную жалобу.

В противном случае решение вступит в свою законную силу. На обжалование уже вступившего в силу решение налогового органа, дается 1 год.

После рассмотрения апелляционной жалобы, вышестоящий орган может:

  • не удовлетворить поданную жалобу, оставив ранее принятое решение налогового суда без каких-либо изменений;
  • полностью или частично изменить вынесенное решение, признать его недействительным или вынести новое;
  • признать недействительным решение налогового органа и закрыть производство по данному делу.
    Выбрать последующие действия лицо, отправившее жалобу, должно самостоятельно, исходя из результатов, вынесенных вышестоящим налоговым органом.

Определения

Жалоба предоставляется в письменном виде. Она представляет собой документ, который направлен на принятие мер по обжалованию документов или действий, а также бездействий, налогового органа.

Данный вид жалобы должен быть обязательно составлен в письменном виде, с соблюдением всех правил ее составления. Образец жалобы на налоговую инспекции можно .

Назначение документа

Жалоба в налоговую службу отправляется для того, чтобы оспорить неправомерность действий налоговых органов, указать на невыполнение ими тех или иных требований.

Например, с ее помощью можно наказать сотрудников налоговой службы, которые некачественно выполняют свои должностные обязанности, к этому можно отнести и срыв сроков по изготовлению и рассмотрению документов.

Кроме этого, данный вид жалобы может помочь устранить нарушение налогового законодательства со стороны работодателя фирмы.

Например, если работодатель выплачивает сотруднику «черную» заработную плату, то сотрудник может обратиться в налоговую службу, указав на этот факт, и потребовать наказать работодателя, а также добиться получения «белой» оплаты труда.

Законодательная база

Право на подачу жалобы в налоговую службу, как ИП, так юридическим или физическим лицом, закреплено в статье 138 НК РФ. В ней же можно подробнее ознакомиться с тем, что такое жалоба и для чего она может понадобиться.

Право на обжалование вынесенного решения закреплено в статье 137 НК России. Более подробно ознакомиться с лицами, на которых можно написать жалобу и куда она должна быть подана можно в статье 139.

Все сроки и решения, которые могут быть вынесены по результатам проверки жалобы, изложены во 2 и 3 пунктах статьи 140.

Обращения в ФНС России

Прием жалобы осуществляется только при условии, что она грамотно составлена. Она может быть подписана либо пострадавшим лицом, либо лицом, представляющим его.

В обязательном порядке в жалобе должны быть указаны:

  • полные данные организации или уполномоченного лица, которому будет подана жалоба, адрес с указанием региона;
  • полные данные адресом подающего жалобу лица или целой организации. Физическое лицо должно указать свой пол, данные паспорта, сведения о гражданстве, место и дату рождения, а также ФИО;
  • контактные данные, в том числе номер телефона, адрес электронной почты или факс, если таковые имеются;
  • ИНН. Если обращение исходит от физического лица, то он имеет право не указывать эти данные;
  • полное наименование органа, организации или конкретного должностного лица, на которого пишется жалоба;
  • все требования лица, подающего жалобу, со ссылкой на законодательные акты, действующие на территории России;
  • все обстоятельства, которые привели к написанию жалобы, а также подтверждающие их документы;
  • полный список документов, прилагаемых в качестве доказательств.

Только после этого жалобу можно отправлять. Ее можно:

  • доставить лично в органы налоговой инспекции. Для этого жалобу необходимо составить в двух экземплярах. Один оставить в налоговой инспекции, а второй, в котором должна быть отметка с датой о принятии жалобы, у обратившегося лица;
  • отправить по почте заказным письмом с уведомлением;
  • оставить на официальном сайте ФНС .

В течение 3 дней заявление должно быть зарегистрировано. Со дня регистрации начинается отсчет времени его рассмотрения.

Как анонимно написать заявление на организацию, нарушающую закон

В органах ФНС анонимные послания не рассматриваются. Любой человек, обратившийся в эту службу, в обязательном порядке должен назвать свои персональные данные.

Для сохранения анонимности можно обратиться по телефону горячей линии налоговой службы, но ждать быстрого рассмотрения и принятия мер по такому виду жалобы не стоит.

По неуплате взысканий

Так же, как и во многих случаях, подать данный вид жалобы анонимно не получиться. Однако, при составлении заявления можно указать просьбу о неразглашении персональных данных при проведении проверки.

На незаконное предпринимательство

В данной ситуации, если речь идет о достаточно больших правонарушениях, то после подачи жалобы в органы налоговой службы, лицу, подавшему ее и желающему остаться анонимным, необходимо обратиться в местные органы МВД, с просьбой о засекречивании персональных данных.

Если лицо считает, что работник ФНС бездействовал при обращении к нему по тому или иному вопросу, и тем самым нарушил права обращающегося лица, то он может написать жалобу на бездействия налоговой службы.

В данной жалобе должны содержаться сведения:

  • о лице или организации, подающей жалобу, а также адрес;
  • о названии ИФНС, на которую подается жалоба;
  • о сути жалобы;
  • об основаниях, на которых происходит обвинение о нарушении прав;
  • обо всех требованиях;
  • о способе получения результатов расследования.

Также можно указать адрес электронной почты, телефон или другие данные для связи.

Фото: образец жалобы на бездействие налоговой инспекции

Через сайт Госуслуги

Современные технологии позволяют недовольным гражданам и юридическим организациям подавать жалобы на действия или бездействия налоговых органов онлайн.

Сделать это можно через интернет портал Госуслуг, воспользовавшись разделом «Досудебное обжалование».

Функционал портала позволяет не только сформировать жалобу, но и отследить ее статус, а также обжаловать принятое решение.

Процедура составления жалобы на портале Госуслуг проста и доступна любому гражданину. Главным условием является регистрация и наличие личного кабинета.

Заявителю следует воспользоваться специальной формой, указав в ней:

  • свои персональные данные;
  • услугу или документ, ставшие причиной обращения в госорган;
  • дату обращения и наименование ведомства, в которое оно было направлено;
  • причину жалобы;
  • выдвигаемые требования.

Форма позволяет прикрепить необходимые фото или видео материалы, а также сканы документов. После нажатия кнопки «Отправить» жалоба поступает на рассмотрение в ФНС. Через 15 дней по указанному заявителем электронному или почтовому адресу направляется ответ.

В прокуратуру

Жалоба в Прокуратур РФ является одной из эффективных мер борьбы с нарушениями, которые допускают в своей работе налоговые органы.

Такая жалобы имеет ряд особенностей:

  1. Жаловаться следует на конкретное должностное лицо, а не на организацию в целом.
  2. Обращение в Прокуратуру РФ подразумевает выявление грубых нарушений, носящих систематический характер.
  3. Документ не должен быть объемным, но в нем должны быть изложены четко сформулированные претензии, доказательства и требования заявителя.

Срок рассмотрения прокуратурой жалоб составляет от 15 до 30 дней от даты регистрации документа.

Направить жалобу можно:

  • ценным почтовым отправлением с описью вложения;
  • через специальный ящик «Для обращений и заявлений», установленный в помещении прокуратуры.

Обязанность платить налоги налагается на каждого гражданина и субъектов коммерческой деятельности, и следить за соблюдением законодательных норм призвана ФНС. Но нередко между гражданами и сотрудниками данного органа власти возникают разногласия, одним из способов урегулирования которых является жалоба в налоговую вышестоящему руководству. Кроме того, обязанность чиновников рассматривать обращения о защите прав и свобод в вопросах, входящих в компетенцию службы. Например, писать заявления можно, если имеет место факт неуплаты налогов той или иной организацией или какие-либо иные нарушения Налогового Кодекса.

Как свидетельствует статистика, среди желающих написать жалобу в налоговую инспекцию онлайн или в письменном виде гораздо больше организаций, чем физических лиц.

Что не послужило бы причиной (затягивание сроков ликвидации предприятия, необоснованное начисление долгов, неправомерные действия чиновников и т.д.), для успешного разрешения конфликта следует придерживаться определенных правил написания и подачи обращений.

Отправить открытое письмо

Напишите как Вас зовут

Коротко опишите суть вопроса (Заголовок вашего обращения)

Подробно опишите свою проблему

Даю согласие на публикацию моего открытого письма

Куда писать жалобу на налоговую инспекцию

Изначально предстоит решить, куда и как написать жалобу в налоговую инспекцию (образцы есть на официальном портале ФНС и тематических форумах). Рассчитывать на наиболее быстрое решение проблемы можно, если обратиться в вышестоящий налоговый орган. Если действия или бездействие имело место, и вы представите убедительные доказательства, то, скорее всего, руководство решит «не выносить сор из избы» и предпримет необходимые действия. Если же вашу просьбу проигнорируют, то можно обратиться:

  1. К прокурору – российское законодательство позволяет прокуратуре влиять на работу любой государственной службы, но на практике реальную помощь в вопросах налогов оказывается редко.

Хотя подавать жалобы в налоговую на задержку оплаты вычета и другие проблемы можно в прокуратуру любого уровня, лучше обратиться в орган по месту расположения инспекции. Так процесс проверки займет принципиально меньше времени.

  1. В судебные инстанции – оптимальный вариант с точки зрения объективности решений и квалификации лиц, к которым дело попадает на рассмотрение. Но есть и определенные минусы – судебный процесс может занять много времени и потребовать немалых финансовых вложений. Кроме того, даже при вынесении решения в вашу пользу есть вероятность подачи апелляционного обращения со стороны налоговой службы.

На примере тысяч обращений можно говорить о том, что лучше всего одновременно подавать жалобу в налоговую инспекцию по неуплате налогов, необоснованных проверках и т.д. и обращаться в суд и/или прокуратуру.

Жалоба на налоговую инспекцию: образец написания

Форма обращения, как для организаций, так и для отдельных лиц, произвольная. Но нужно придерживаться некоторых общих требований к написанию:

  • указывать обязательно ФИО, адрес заявителя;
  • ставить персональную подпись и дату;
  • конкретно указывать, в чем были нарушены права и чего вы хотите от компетентного органа;
  • если заявление пишется от имени компании, дополнительно нужна информация из свидетельства о государственной регистрации предприятия;
  • в документе не должно быть ничего, кроме фактов, а для их подтверждения к заявлению прикладываются соответствующие приложения.

Сориентироваться в том, как писать жалобу на налоговую инспекцию, помогут образцы, представленные в изобилии в Интернете. На принятие того или иного решения по каждому зарегистрированному заявлению у чиновников есть 1 месяц. По аналогичному образцу составляются апелляционные жалобы на решение налогового органа. Единственный нюанс – нужно указать причины, почему вы считаете данное решение неправомочным, указав конкретные пункты закона, которые оно нарушает.

Жалоба на бездействие налоговой инспекции

Распространенной причиной обращений является неоказание госуслуг сотрудниками налоговой службы или игнорирование своих служебных обязательств ввиду некомпетентности, личных мотивов и т.д. По образцам жалобу на бездействие налоговой инспекции написать несложно, а подать её можно почтой России, лично либо воспользовавшись онлайн формой на сайте www.nalog.ru .

На официальном сайте предусмотрена возможность пожаловаться как для зарегистрированных, так и для незарегистрированных пользователей.

После отправки вы получите в указанной в заявлении форме ответ о регистрации обращения под определенным номером. По нему в дальнейшем удастся отследить статус заявки.

Жалоба в налоговую на задержку оплаты вычета

Требования и порядок подачи обращений, связанных с задержкой оплаты налогового вычета такие же, как и при составлении остальных жалоб. Обращаются с подобными заявлениями те, кому по закону полагается налоговый вычет, но даже после подачи полного пакета должным образом оформленных документов пересчитывать размер дохода им никто не собирается.

Анонимная жалоба в налоговую инспекцию онлайн

Наличие реквизитов заявителя является обязательным условием рассмотрения любого обращения на действия или бездействие сотрудников налоговой, поэтому анонимные письма писать нет смысла.

Жалоба на работодателя в налоговую инспекцию

Особую категорию заявлений составляют жалобы на работодателя, который не платит налоги и выдает «черную зарплату». Многие сотрудники, чтобы изменить ситуацию, обращаются в налоговую, а потом отзывают заявление, поскольку владелец фирмы испугался проверок и решил исправиться.

Какими способами (каналами) и в какой форме граждане, в том числе налогоплательщики могут обратиться в налоговые органы?

Право на обращение в ФНС

Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (ст. 33 Конституции РФ; ч. 1 ст. 2 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).
Кроме того, граждане вправе обращаться к Президенту РФ как к главе государства и в Администрацию Президента РФ. Такие обращения рассматривает соответствующее Управление в составе Администрации Президента РФ, являющейся государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ (п. 1, пп. “а”, “б” п. 4 Положения, утв. Указом Президента РФ от 17.02.2010 N 201; п. 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 06.04.2004 № 490).

Как обратиться за разъснениями или с жалобой

Граждане, в том числе налогоплательщики вправе обратиться в налоговые органы:

  • в письменной форме (почтовой связью, факсимильной связью) по адресу налоговых органов;
  • в форме электронного документа (без электронной подписи) с официального сайта Федеральной налоговой службы в сети «Интернет» (посредством online – сервиса «Обратиться в ФНС России » или территориальных налоговых органов «Обращение в УФНС (ИФНС) России»);
  • в форме электронного документа (без электронной подписи) с официального сайта Федеральной налоговой службы в сети «Интернет» (посредством online- сервиса «Личный кабинет налогоплательщика физического лица »;
  • в форме электронного документа (с усиленной квалифицированной электронной подписью) по ТКС;
  • в форме электронного документа через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в сети Интернет www.gosuslugi.ru ;
  • в устной форме непосредственно в налоговый орган или по телефонам справочной службы налоговых органов;
  • в порядке, установленном для личного приема граждан.
По общему правилу письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Однако если, например, к их компетенции не относится решение вопросов, поставленных в обращении, такое обращение в течение семи дней со дня регистрации направляется компетентному органу или должностному лицу с уведомлением обратившегося лица о переадресации обращения (ч. 2, 3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ).

Как будут рассматривать

Любое обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Однако в отдельных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом обратившегося лица (ч. 1 ст. 9, ст. 12 Закона N 59-ФЗ).