Функции финансов являются ключевыми. Финансы: конспект лекций ()

Функция объективна, стабильна, раскрывает общественное назначение и роль экономической категории.

В экономической науке нет единого мнения о количестве функции финансов. Большинство экономистов считают, что финансы выполняют пять функции или отдельные из них: 1) распределительную, 2) регу­лирующую, 3) контрольную, 4) воспроизводственную; 5) стимулирующую. Кроме того, применительно к финансам предприятий и организаций учеными выделяются и другие функции, которые в большей мере детализируют общие функции.

Распределительная функция. Эта функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.

Субъектами распределения на микроуровне выступают юри­дические и физические лица, на макроуровне – государство, а объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме.

С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перерас­пределение этой стоимости (на макроуровне).

Распределительная функция охватывает три последователь­ные ступени (ОРИ):

1) образование фондов финансовых ресурсов . На микроуров­не создаются фонды финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и семейные бюджеты домохозяйств, а на макроуровне централи­зованные и целевые денежные фонды государства и муниципальных образований;

2) распределение фондов финансовых ресурсов через финансовые инст­рументы. На микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизации и др.) и домаш­него хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

3) использование фондов финансовых ресурсов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне - улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных по­требностей страны.

В результате распределения ВВП и НД создаются доходы об­щества.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. В сфере материального произ­водства к первичным доходам относятся: прибыль предприятий; отчисления в социальные, внебюджетные фонды; доходы работающих.

Формирование первичных доходов материального производ­ства - это начальный этап распределения, обусловленный за­конами товарного производства. Первичное распределение про­должается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов.

Необходимость перераспределения НД связана: 1) с межот­раслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования до­ходов и накоплений предприятий и организаций; 2) с наличием двух сфер - производственной и непроизводственной (просве­щение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается НД); 3) существованием различных социальных групп населения.

Перераспределительный процесс ВВП и НД осуществляется прежде всего через финансы, которые обеспечивают условия для других распределительных категорий, как зарплата, торговля, налоги, кредит, цены и расходы. В результате пе­рераспределения формируются общегосударственные фонды - бюджеты всех уровней и внебюджетные социальные фонды. До­ходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить лиц, не занятых в сфере материального производства или вообще не участвующих (не имеющих возможности участ­вовать) в трудовом процессе.

Перераспределение национального дохода в Российской Фе­дерации происходит в интересах структурной перестройки хо­зяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики) в пользу наименее обеспе­ченных слоев населения страны.

Таким образом, распределительная функция финансов по­зволяет:

1) образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а также государства;

2) образовывать не просто денежные фонды, а целе­вые фонды финансовых ресурсов назначения;

3) осуществлять межотраслевое, межтерриториальное пере­распределение, а также между сферами и социальными группами;

4) создавать необходимые резервы как на уровне предпри­ятий, так и государства.

Контрольная функция. Неотделима от распределительной - контрольная функция финансов, под которой принято понимать внутренне присущую им способность объективно контролировать соблюдение признаков, присущих фондам финансовых ресурсов, которые: 1) выражают отношения собственности; 2) динамичны; 3) имеют ведомственную закрепленность и строго целевую направленность; 4) нормативно регламентированы и др.

Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, формированием и использованием фондов финансовых ресурсов. Контроль рублем имеет две формы:

Контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

Контроль за реализацией финансовой тактики и стратегии.

В результате использования контрольной функции финансов осуществляется систематический контроль за выполнением социально-экономических показателей, производственных планов, соблюдением режима экономии, использованием основных фондов и оборотных средств, фондов оплаты труда и фондов потребления, соблюдением плановых и нормативных пропорций расходования ресурсов.

Суть контрольной функции финансов выражается в возможности отслеживания на основе финансовых показателей состояние экономики в целом на основе анализа достигнутых фактических финансовых показателей, а также обеспечивая необходимой информацией органы управления финансами.

Контрольная функция финансов предприятий реализуется по следующим основным направлениям:

Контроль за правильным и своевременным перечислением средств в фонды финансовых ресурсов по всем установленным источникам финансирования;

Контроль за соблюдением заданной структуры фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

Контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов

Форма проявления контрольной функции финансов всегда конкретна. Она может быть направлена на предприятие как единый объект управления, на филиалы или структурные подразделения, на отделы или службы, на отдельно взятого работника.

Финансы, связанные с движением де­нежной формы стоимости ВВП, обладают свойством количест­венно через финансовые ресурсы отображать воспроизводствен­ный процесс. Сущность финансового контроля - сообщать обществу о всех неполадках в экономико-денежных отношени­ях. Контрольная функция, наглядно представляющая воспроиз­водственный процесс, сигнализирует о возникающих отклоне­ниях в пропорциях распределения ВВП и НД, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспечен­ности необходимыми ресурсами производственного процесса. Контрольная функция финансов проявляется:

1) до наступления распределительного процесса, когда со­ставляются программы, прогнозы, бюджеты;

2) в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;

3) в процессе подведения итогов, составления оценок ис­полнения денежных фондов.

Контрольная функция реализуется через:

1) финансово-хозяйственный контроль на отдельных пред­приятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;

2) финансово-бюджетный контроль, при выполнении нало­говых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;

3) кредитно-банковский контроль, при использовании прин­ципов кредитования и денежных расчетов и т.д..

Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении сбалансированности стоимостного выражения материальных, и трудовых средств и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства и обеспечивает простое и расширенное воспроизводство средств производства, рабочей силы и производственных отношений. Данная функция финансов реализуется через целевые фонды: фонд амортизации, фонд оплаты труда, фонды накопления с социального назначения.

Воспроизводственная функция проявляется в показателях прибыльности и ликвидности активов. Эффективное управление финансовыми ресурсами позволяет повышать прибыльность и обеспечивать долгосрочные инвестиции. Для поддержания высокой прибыльности и ликвидности решающую роль играет управление собственным и привлеченным капиталом. Большое значение имеет соотношение части прибыли, направляемой на потребление, и части прибыли, идущей на увеличение собственного капитала предприятия (на накопление). Воспроизводственная функция стимулирует накопления. Проблема накоплений тесно связана с государственной финансово-кредитной политикой. Она актуальна для финансов микроуровня во всем мире.

Стимулирующая функция финансов объективно присуща в силу целевой направленности сферы производства ВВП и необходимостью стимулировать труд работников. Проявление данной функции находит выражение в количественных и качественных показателях, структуре фонда оплаты труда, образования и использования фондов накопления и стимулирования. Наличие прямой зависимости между результатами деятельности предприятия в целом и каждого отдельного работника, с одной стороны, и образованием и использованием фондов, имеющих стимулирующую направленность, долей достающейся каждому участнику в зависимости от трудового вклада и результативности труда – с другой, обеспечивается в процессе реализации данной функции финансов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством госу­дарства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

На микроуровне (предприятие) - эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих.

На макроуровне (государство) эта функция, используя го­сударственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.

Ряд ученых стоит на позиции, что функции любой экономической категории представляют форму выражения ее общественного назначения , они должны выражать специфику именно данной категории. Такие же функции, как воспроизводственная, распределения, обеспе­чения, стимулирования, присущи практически всем другим экономическим категориям - цене, прибыли, заработной плате, налогам и т. д., это не функции категории, а функции управления соответствующим процессом.

М. В. Романовский, учитывая, что функции финансов предприятий реализуются на уровне микроэкономики и непосредственно связаны с формиро­ванием и использованием капитала и денежных фондов пред­приятий в условиях их экономического обособления и удов­летворением частных благ на возмездной эквивалентной основе. Это связано с получением денежных средств и осуще­ствлением денежных затрат, которые и реализуются в трех перечисленных ниже денежных потоках, отражающих все де­нежное хозяйство предприятия в стоимостной форме:

♦ регулирование денежных потоков предприятия;

♦ формирование финансовых ресурсов;

♦ использование финансовых ресурсов.

Он предлагает следующую детализацию функций финансов организаций:

функция «регулирования денежных потоков предприя­тия » отражает специфику общественного назначения финансов предприятий, присущую только данной категории и связанную с процессом формирования и использования финансовых ресурсов, который опосредствован соответствующими денежными потоками.

функции «формирование» и «использование финансовых ресурсов» предопределены условиями регулирования денежных потоков, которые и проявляются в данной функции, имманентно присущей только финансам предприятий, которые и создают общественные условия для осуществления этого процесса.

Реализация всех этих трех функций в процессе управле­ния финансами предприятий естественно сопровождается, и осуществлением контроля как одной из функций любого уп­равленческого процесса. Контрольная функция финансов предприятия реализуется посредством внешнего и внутри­фирменного (корпоративного) контроля.

Основу рыночных отношений составляют деньги, связывающие интересы продавца и покупатели. В результате хозяйственных отношений возникают отношения финансовые, при которых участники рынка зарабатывают и используют деньги на разные цели, при этом создавая соответствующие собственные денежные фонды. При этом понятие и функции финансов являются ключевой категорией взаимодействия субъектов рынка.

Финансы обладают следующими общими чертами: они связаны с государством, товарно-денежными отношениями, являются категорией стоимостной (денежной), осуществляют распределение ВВП и НД, выражаются в реальных денежных фондах. Сущность роль и функции финансов связаны между собой.

Сущность финансов раскрывается через функции финансов. Они реализуются посредством финансового механизма, который включает организационные формы финансовых отношений в сфере народного хозяйства, порядок использования и формирования денежных централизованных и децентрализованных фондов, методы планирования финансов, финансовое законодательство, методы планирования финансов и т.д.

Финансы выполняют ряд функций . Под функцией понимается проявление экономической категорией ее сущности, через нее раскрывается круг обязанностей, которые данная категория выполняет. Функции финансов являются стабильными и объективными.

В экономической теории единого взгляда на функции финансов нет единой точки зрения. Большинство исследователей выделяют такие функции как контрольную, регулирующую и распределительную.

Распределительная функция осуществляется во всех областях общественной жизни: нематериальной сфере обращения. На микроуровне субъектами распределения выступают юрлица и физлица, на макроуровне — государство. Распределению подлежат ВВП и НД.

Данная функция охватывает три последовательные и взаимосвязанные ступени: формирование, дальнейшее распределение и использование денежных фондов. Под формированием фондов подразумеваются субъектов хозяйствования, домохозяйств и централизованные средства государства. Эти фонды распределяются с помощью финансовых инструментов. Использование финансов обеспечивает расширенное производство и жизнь отдельных членов общества, а также улучшение общегосударственных потребностей всего населения.

Контрольная функция связана с движением денежных фондов стоимости ВВП. С ее помощью воспроизводственный процесс отображается через Финансовый контроль сообщает обществу о неполадках в экономических и денежных отношениях в стране. Эта функция сигнализирует об отклонениях в пропорциях НД и ВВП, необходимости образования целевых фондов денежных средств, создания обеспеченности необходимыми ресурсами производства.

Контрольная функция проявляется до наступления процесса распределения, в процессе использования денежных фондов, при подведении итогов и оценивании исполнения фондов денежных средств. Реализуется функция через и кредитно-банковский контроль.

Объекты контрольной функции - финансовые показатели работы предприятий, фирм, организаций. В этом вопросе многое зависит от деятельности главного бухгалтера, работников финотдела, достаточности информации финансового характера и соблюдения дисциплины в области финансов.

Регулирующая функция связана с участием государства в На микроуровне эта функция стимулирует деятельность предприятий (создавая фонды, способствующие улучшению качества процесса производства), на макроуровне - регулирует государственные расходы, госкредит, налоги.

Это основные функции финансов, которые раскрывают сущность данной сферы отношений.


Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют следующие функции:

1. распределительную
2. контрольную
3. регулирующую

Распределительная функция финансов.

Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров и иных лиц, занятых в сфере материального производства;
доходы организаций (учреждений, предприятий) сферы материального производства.

Однако первичные доходы не в состоянии обеспечить в полном объеме выполнение функций и задач государства. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределения национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах их более эффективного использования и накопления предприятиями и организациями; с наличием производственной и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, культура); с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. Это доходы, получаемые в отраслях непроизводственной сферы налоги. Вторичные доходы служат для формирования национального дохода. Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция финансов

Данная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходовании их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и при-родных богатств, сокращении непроизводительных ресурсов и потерь.

Одна из важнейших задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

Регулирующая функция финансов

Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, ) в процесс производства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используется также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Функции финансов реализуются через , представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования формы управления финансовой системой, финансовое законодательство.

Функции финансов предприятия

связаны с движением . Поэтому часто это понятие отождествляют с или даже денежными средствами. Конечно, не все денежные отношения можно отнести к финансовым. Это верно лишь по отношению к тем денежным отношениям, которые осуществляются по принципам безвозвратности, неэквивалентности и бессрочности, что возможно в процессах формирования, использования, распределения денежных доходов и отдельных целевых фондов в форме финансовых ресурсов.

Понятие и роль финансов функции финансов предприятия достаточно тесно связаны между собой.

Финансы предприятий – это отношения экономического характера, напрямую связанные с обращением денежных потоков, использованием доходов и фондов средств в процессе производства и воспроизводства.

Объектом финансов на предприятии выступают все отношения экономического характера, при которых задействуются денежные средства и используются денежные фонды. Субъектами в этих отношениях выступают предприятия, аудиторские организации, внебюджетные организации, банки, страховые учреждения, инвестиционные фонды, другие юридические лица, выступающие субъектами хозяйствования.

Финансовые отношения включают отношения, связанные с созданием уставного фонда; образованием денежных доходов, выручки, прибыли, других денежных фондов предприятия и их распределением; отношениями предприятий и государства по налоговым и другим платежам в бюджет, получению субсидий; отношениями между предприятиями в связи с инвестиционными процессами, осуществлением паевых взносов, получением доходов, уплатой штрафных санкций и т.д.; отношениями предприятий с банками, страховыми организациями по получению кредитов, страховыми платежами; отношениями предприятий по поводу внутрипроизводственного распределения доходов.

Функции финансов предприятия проявляются через их сущность в процессе воспроизводства. Основные функции финансов предприятия это: формирование ресурсов при производственно-хозяйственной деятельности; использование и распределение финансовых ресурсов в ходе обеспечения производственной, операционной, для обеспечения финансовых обязательств, возникающих перед бюджетом и прочими хозяйствующими субъектами, банками; контроль за использованием и формированием ресурсов при производственных процессах.

Функции финансов предприятия проявляют свои внутренние свойства в ходе практически всех процессов экономического характера, которые проходят в жизни предприятия, потому что все они опосредуются движением финансовых ресурсов в том или ином направлении.

Функции финансов предприятия наиболее полно раскрывают их сущность. Большинство специалистов считает, что финансам свойственны в первую очередь две первостепенные функции: распределительная и контрольная. Эти обе функции взаимодействуют друг с другом. При помощи распределительной формируется первоначальный капитал, распределяется валовой внутренний продукт, определяются стоимостные пропорции при распределении доходов, обеспечивается лучшее сочетание интересов товаропроизводителей, государства и самих предприятий.

Вообще в основе финансов находятся распределительные отношения, необходимые для финансирования производственных процессов. Нарушение бесперебойного оборота средств, увеличение затрат могут привести к снижению доходов, конкурентоспособности и, следовательно, финансовой устойчивости. Для предотвращения подобных явления необходимы контрольные функции .

Контрольная функция отвечает за стоимостной учет абсолютно всех затрат на производство продукции и ее реализацию, оказание услуг, выполнение работ, формирование доходов и их использование.

Распределительная функция финансов

Распределительная функция финансов выражается через процесс использования денежных средств накопленных ранее для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах. В ходе реализации этой функции при создании конечного продукта, образуются денежные доходы и накопления.

Распределительная функция состоит в том, что с помощью финансов происходит обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, в условиях товарно-денежных отношений распределительные процессы осуществляются с помощью финансов. Основным объектом распределения является стоимость общественного продукта и часть стоимости национального .

Совокупный общественный продукт характеризует в стоимостном выражении общие результаты хозяйственной деятельности в масштабах всей экономики за определенный период. В ходе создания и реализации продукции производятся затраты, создаются и распределяются доходы среди участников хозяйственной деятельности, как в сфере материального производства, так и в не материальной сфере. Распределительная функция финансов обеспечивает денежными ресурсами процесс воспроизводства. По характеру и масштабам различают следующие виды распределения:

1. межтерриториальное, осуществляется с помощью бюджета, финансового рынка и .
2. межотраслевое, осуществляется через , бюджет, внебюджетные фонды, через финансовый механизм различных производственных организаций и страхования.
3. внутриотраслевое, осуществляется через отраслевые министерства и ведомства, через финансовый механизм предприятий.
4. внутрихозяйственное, осуществляется предприятиями и организациями через внутрихозяйственные фонды, создаваемые на предприятиях.
5. между сферами экономики, через бюджет и внебюджетные фонды, благотворительные взносы юридических и физических лиц, и страхования.
6. между юридическими лицами различных форм собственности, физическими лицами, с помощью бюджета, финансового рынка, благотворительных отчислений и страхования.
7. между социальными группами, имеющими различный уровень доходов, через бюджет и внебюджетные фонды.
8. межгосударственное распределение, через иностранные инвестиции, внешнеторговые международные кредиты, совместную деятельность создание международных организаций и фондов, и иностранное страхование.

Распределение финансовых ресурсов осуществляется в два этапа:

1. первичное распределение – начинается с момента получения общественной стоимости, т.е. валовой общественный продукт (ВОП= c[капитал]+v[переменные затраты]+m[добавленный продукт]) До формирования первичных доходов у предприятий и работников сферы материального производства.
2. вторичное распределение (перераспределение) – которое государство проводит путем взимания различных налоговых отчислений и сборов. Средства несколько раз переходят от одного собственника к другому, и в результате формируется три фонда:
возмещения
накопления
потребления

Таким образом, распределительная функция финансов необходима для воспроизводства, формирования, и расходования части бюджета страны, а также финансов различных групп физических лиц.

Функции управления финансами

реализуется в присущих ему функциях и имеет выраженную специфику -управление денежными потоками, поэтому его функции предопределены задачами финансов предприятий. Планирование финансов - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия. Прогнозирование - разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и различных его частей. Прогнозирование может осуществляться как на основе переноса прошлого в будущее с учётом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Организационная функция обеспечивает системный подход в организации денежных потоков и фондов. Функция организаций в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. Регулирование - воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Оно охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов. Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Контрольная функция финансового менеджмента отражает состояние кругооборота ресурсов, эффективность хозяйствования, обеспечивает контроль за управленческими решениями в области финансов, предусматривая сбор необходимой информации, анализ факторов.

Формирование и использование региональных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также другим федеральным и региональным законодательством.

В процессе управления региональными финансами можно выделить несколько функций. На первоначальном этапе на основе данных финансового анализа проводится . Одновременно в соответствии с действующим бюджетным процессом осуществляется работа по формированию бюджета. Также для эффективного необходимы контрольно-ревизионные органы, занимающиеся проверкой расходования бюджетных средств соответствующими бюджетными органами, а также достоверность и точность данных, предоставляемых органами финансового планирования.

Финансовое планирование является одной из важнейших функций управления финансами. Подготовку и согласование финансовых планов осуществляют исполнительные органы власти на основе приоритетов, установленных представительным органом власти субъекта Федерации. Приоритеты определяются на основе анализа текущего состояния и перспектив развития региона. Разработку финансового плана целесообразно проводить параллельно с составлением бюджета, так как это позволяет своевременно учитывать и согласовывать возникающие корректировки. Непосредственно утверждение бюджета осуществляет законодательный орган субъекта Федерации, представляющий интересы населения. Финансовый план представительным органом власти обычно не утверждается, а используется как документ, обосновывающий предлагаемый проект бюджета.

Важнейшим элементом финансового управления является бюджет.

Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют субъекта РФ.

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся:

Установление порядка составления и рассмотрения проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;
составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
распределение доходов от и сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и ;
определение порядка направления в региональный бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;
разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;
установление совместно с федеральными органами власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;
определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;
осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Федерации и управление государственным долгом субъекта Федерации.

Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Федерации должен придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным бюджетом, что предполагает установление единых для всех субъектов Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета финансовой помощи регионам из федерального бюджета, определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и иных региональных особенностей и согласовываются с регионами до принятия федерального бюджета на очередной финансовый год.

Роль финансов

Финансы, как никакая другая категория (цена, кредит и др.) дают возможность приспособить (трансформировать) потребности производства к потребностям потребления. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, внедрять научно-технические достижения, стимулировать инвестиционную деятельность и обеспечивать различные общественные потребности.

В повседневной хозяйственной деятельности важна не сама по себе категория финансов, а конкретные формы проявления финансовых отношений, виды которых устанавливаются государством. Определяя организационные формы проявления категории финансы, государство использует их как активный инструмент управления экономикой.

Как экономический инструмент хозяйствования финансы способны количественно и качественно влиять на общественное производство.

Количественное влияние характеризуется объемом и предложением мобилизованных, распределенных и использованных финансовых ресурсов.

Качественное влияние выявляется в интересах участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений (каким способом формируются финансовые ресурсы, в каких формах и на каких условиях осуществляется их движение и использование).

Существует три главных направления финансового влияния на процессы общественного развития:

Многообразие видов муниципальных образований, предусмотренных федеральным законодательством, позволяет выделять финансы поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских территорий городов федерального значения. Финансы поселений призваны обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, закрепляемых федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ за поселениями.

За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) решаются вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципальных районов (городских округов), а также реализуются полномочия местного самоуправления, переданные органами местного самоуправления поселений, и государственные полномочия, делегированные органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Функции финансов в экономике

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Основными участниками финансовых отношений являются:

1. государство;
2. хозяйствующие субъекты;
3. население.

Основные признаки государственных финансов:

1. денежные отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов);
2. субъекты обладают различными правами, один из них (государство) обладает особыми полномочиями.
3. в процессе этих отношений формируется ;
4. регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

Рыночный механизм хозяйствования формирует и реализует систему экономических отношений:

1. непосредственно между хозяйствующими субъектами – производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров и услуг;
2. в сфере производства и обращения;
3. между хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками и государством);
4. в финансово- бюджетной сфере – между хозяйствующими субъектами ( и наемными работниками);
5. в сфере .

Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве:

1. производителя и потребителя на рынке товаров и услуг;
2. заемщика и инвестора на финансовом рынке;
3. работодателя на .

Сущность той или иной модели определяется экономической и государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.

Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода стран. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.

Эволюция взглядов на функции финансов

Финансы являются дальнейшим развитием денежных отношений, одной из сторон которых вначале стало государство. Именно государство нуждалось в денежных ресурсах для обеспечения своей деятельности, необходимой обществу.

Термин финансы произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые слово стало употребляться в торговых городах Италии в XIII-XV вв. Позже им стали обозначать денежные отношения.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Развитие финансов. Возникновение и развитие финансов обусловлено такими факторами, как:

1) общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;
2) развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД, а также изменением , механизма их обращения;
3) появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих и создающих для производства необходимые денежные фонды;
4) создание и усложнение сферы деятельности государства.

На ранних стадиях развития общества, когда в роли денег выступали товары (скот, соль, а позднее металлы), существовал эквивалентный обмен товаров. Функция денег - средство платежа, и на ее базе появление кредитных денег и знаков стоимости создает условия, когда товар и действительные деньги не встречаются в обмене не только во времени, но и в пространстве. При этом растет неэквивалентный обмен, а подчас вообще обмен ценностями нарушается. Спекуляция на товарном, денежном, валютном рынках приводит к перераспределению ВВП и НД. Подобные же отношения возникают и при функционировании финансов.

Первоначально финансовые отношения появились между государством и населением, которое передает ему в обязательном порядке различные платежи (налоги, отчисления, сборы и т.п.). В результате происходит перераспределение части НД в его пользу и создается государственный фонд для обеспечения выполнения функций государства. С развитием рынков денежных активов экономические агенты (домохозяйства, предприятия, фирмы) становятся участниками перераспределительного процесса, а, следовательно, наряду с государством и финансовых отношений. Деньги одного агента переходят другому в собственность на основе особой сделки без эквивалента. Так же как и государство, он формирует денежные преимущественно целевые фонды.

Значительные средства стали концентрироваться в централизованных денежных фондах государства - бюджетах, внебюджетных фондах. Во всех странах произошло огосударствление значительной части национального дохода (от 30 до 50%). Направление затрат изменяется. Военные и управленческие расходы дополняются расходами на вмешательство в экономику (капиталовложения в энергетику, газовую промышленность, поддержку сельского хозяйства, охрану окружающей среды), а также на социально-культурные мероприятия.

Главными доходами государства становятся налоги - сначала косвенные (XVIII-XIX вв.), а затем прямые (XX веке). Недостаток средств и появление дефицита бюджета приводят к увеличению государственного кредита и как следствие - к государственному долгу.

После Второй мировой войны сфера финансовых отношений резко расширяется за счет развития территориальных финансов, внебюджетных специальных фондов, а также участия в этих отношениях экономических агентов.
|

Сущность финансов реализуется в выполняемых ими функциях, посредством которых рас-крываются свойства и назначение финансов как особой экономической категории.

1. Распределительная функция проявляется при распре-делении национального дохода, в процессе создания так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна первоначальному национальному доходу.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы:

1) доходы предприятий сферы материального произ-водства;

2) зарплата работников, занятых в сфере материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общест-венных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материаль-ных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение, или перераспределение, нацио-нального дохода.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. К ним относятся доходы, полу-ченные в отраслях непроизводственной сферы. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Необходимость перераспределения совокупного общест-венного продукта возникает вследствие :

Наличия наряду с производственной непроизводст-венной сферы (оборона, образование и т.д.);

Неравномерности развития отдельных отраслей и тер-риторий;

Различия в доходах различных групп населения.

Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производ-ства, отдельными регионами страны, социальными группами населения.

Основная цель распределения и перераспреде-ления национального дохода и валового внутреннего про-дукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

2. Регулирующая функция финансов выражается через воздействие государства на экономическое развитие.

Основными инструментами, используемыми при этом, являются:

Регулирование и контроль посредством принятия соответствующих законов;

Установление предельных цен на некоторые товары и услуги;

Государственные расходы, которые побуждают фирмы и работников производить те или иные товары и услуги;

Сокращение или ликвидация налогов, а также огра-ничение потребления отдельных видов товаров с помощью акцизов на алкоголь и табачные изделия;


Реструктуризации задолженности предприятий (например, задолженности сельскохозяйственных товаро-производителей).

3. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов.

Данная функция проявля-ется в контроле над распределением ВВП по соответствую-щим фондам и расходованием их по целевому назначению. Исходя из характера движения финансов, общество имеет возможность знать, как складываются пропорции в распре-делении денежных средств, как обеспечивается своевремен-ность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования.

Контролю подлежат:

Выручка от реализации товаров и услуг,

Затраты на производство и реализацию продукции,

Оплата труда,

Цены и тарифы,

Прибыль, ее использование.

Важными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения законодательства и нормативных актов, формирование и исполнение бюджетов, своевремен-ность и полнота выполнения налоговых обязательств перед бюджетной системой и целевое использование бюджетных средств.

Объектом финансового контроля выступает также финансовая документация, ее соответствие установленным нормам;

Субъектами — органы государственной власти, внутрифирменные контрольные органы и независимые аудиторские организации.

Органы государственной власти контролируют бюд-жетные средства и финансово-хозяйственную деятель-ность государственных предприятий, начиная с обсу-ждения и принятия бюджета, затем в процессе его исполнения и заканчивая рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении бюджета.

Финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Министерством финансов РФ, Федераль-ным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, главными распорядите-лями и распорядителями бюджетных средств, Федеральной таможенной службой (ФТС России).

Соблюдение законодательства о налогах , правильность их исчисления, полноту и своевременность внесения в соот-ветствующие бюджеты отслеживает налоговая служба. Исполнение федерального бюджета подлежит контролю со стороны Счетной палаты РФ. В случае обнаружения нарушений бюджетного законодательства виновные несут ответственность в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Внутрифирменным контролем занимаются финансо-вые подразделения предприятий, ревизионные комиссии, внутренние аудиторские службы предприятий в целях определения правильности образования и использования финансовых и других ресурсов.

Внешний аудиторский контроль осуществляется незави-симыми аудиторскими фирмами. Аудит может проводиться по заказу нуждающихся в нем клиентов за вознаграждение на договорной основе, а также по настоянию заинтересован-ных организаций-контрагентов, судебных органов и органов государственной власти. Субъекты хозяйствования могут быть заинтересованы в аудите в целях объективного неза-висимого анализа хозяйственно-финансовой деятельно-сти и разработки рекомендаций по финансовой стратегии и повышению эффективности своей деятельности. Коммер-ческие банки и инвестиционные компании могут привлечь аудиторские фирмы для экспертизы финансового состоя-ния интересующего их предприятия.

При аудиторском контроле осуществляется проверка правильности бухгалтерского учета, финансовой отчетно-сти, активов, статистического учета, достоверности выпол-нения процедур.

К финансовому контролю предприятий вправе прибегать также банки и страховые организации при выдаче кредитов и заключении страховых договоров в целях выявления их платежеспособности и финансовой устойчивости.

Основные формы финансового контроля — это про-верки, проводимые, как правило, по отдельным направ-лениям деятельности и ревизии, целью которых является обычно комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности.

Несмотря на объективное содержание и единство функ-ций финансов, их роль в жизнедеятельности субъектов различна. Многое зависит от традиций, обычаев, природно- исторических и специфических особенностей потребления и производства в стране.

2. Финансовая система страны, ее сферы и звенья

Распределение и перераспределение созданного совокуп-ного общественного продукта оказывают влияние на создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, т.е. формирование финансовой системы страны.

Финансовая система страны — это форма органи-зации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и пере-распределению совокупного общественного продукта.

В целом финансовая система страны состоит из двух крупных подсистем: централизованных и децентрализо-ванных финансов, которые в свою очередь делятся на более мелкие подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов.

Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования всей национальной экономики. С их помощью денежные средства организаций и граждан аккумулируются в государ-ственный бюджет и во внебюджетные фонды государства.

В настоящее время государственные и муниципальные финансы РФ включают в себя:

Финансы федерального пра-вительства,

Финансы региональных органов власти

И мест-ные (муниципальные финансы).

Ввиду того, что Россия относится к федеративным госу-дарствам, то в зависимости от уровня управления бюджеты органов власти подразделяются на:

Бюджет федерального правительства,

Бюджеты регионов,

Местные (муниципаль-ные) бюджеты.

Внебюджетные фонды государства имеют, как правило, целевое назначение.

На федеральном уровне существуют социальные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд РФ,

Фонд социального страхования РФ,

Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Данные фонды аккуму-лируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.

Государственный и муниципальный кредиты представ-ляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, с одной стороны, и иностранными государствами, физическими и юридическими лицами, с другой стороны, по вопросу предоставления кредита, гарантии, получения займа.

Госу-дарственный и муниципальный кредиты отвечают задачам функционирования и использования средств бюджета и выступают как:

1) способ финансирования дефицита бюджета;

2) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджета.

Децентрализованные финансы — это фонды денежных средств хозяйствующих субъектов и домохозяйств, исполь-зуемые с целью производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы любого государ-ства, создают первичные доходы хозяйствующих субъектов, а также доходы граждан. На состав и организацию финансов предприятий существенное влияние оказывают их организа-ционно-правовая форма и отраслевые особенности.

Финансы коммерческих организаций и предприятий пред-ставляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, про-изводства и реализации продукции, образования собствен-ных финансовых ресурсов, привлечения внешних источни-ков финансирования, их распределения и использования.

Финансовыми посредниками называют всю совокупность кредитных учреждений, действующих в экономике. Суть их посредничества состоит в аккумулировании денежных средств частных лиц с целью их дальнейшего эффективного инвестирования. К финансовым посредникам относятся, например, коммерческие и сберегательные банки, кредит-ные союзы, пенсионные фонды и страховые компании. Объ-емы финансовых операций, осуществляемые финансовыми посредниками, в последние десятилетия возрастают, что обу-словливает выделение финансовых посредников в качестве одного из звеньев финансовой системы России.

Финансы некоммерческих организаций имеют ряд осо-бенностей, связанных с правовым статусом организации, имущественными правами, с целью ее деятельности, поряд-ком распределения доходов. Большинство некоммерческих организаций создаются для достижения социальных, благо-творительных, культурных, образовательных и иных целей.

Финансы домохозяйств — характерное явление для стран с рыночной экономикой. Будучи центральным звеном децентрализованных финансов, они представляют собой систему образования и использования денежных ресурсов индивидов. Появление финансов домохозяйств вызвано разнообразием форм собственности при господстве частной и действием товарно-денежных отношений.

С помощью финансов домохозяйств решаются следую-щие задачи:

Обеспечение денежными ресурсами механизма реали-зации индивидуальных потребностей людей;

Обеспечение денежными ресурсами условий для соз-дания материальных благ и новой стоимости. Выполнение этой задачи делает финансы граждан базой финансов юри-дических лиц.

Вышеперечисленные звенья образуют внутреннюю струк-туру финансовой системы РФ. На их основе формируются внешние, международные финансы, субъектами которых могут выступать физические и юридические лица, организа-ции отдельных государств, транснациональные и междуна-родные корпорации, международные и межгосударственные организации (блоки, союзы).

Условия возникновения финансов — формирование, распределение и применение денежных доходов, из чего складываются три функции: распределительная, контрольная и регулирующая.

Распределительная функция

Отвечает за обеспечение финансовыми ресурсами каждого звена системы. Основная задача — распределение национального дохода в соответствии с потребностями государства и населения. Доходы формируются за счет налогов и выручки, полученной в результате реализации товаров и услуг.

Распределение доходов позволяет:

  • равномерно развивать отрасли народного хозяйства;
  • укреплять государство, экономику и обороноспособность страны;
  • повышать уровень жизни населения.

Контрольная функция

Экономическая целесообразность и соблюдение действующего законодательства — обязательные составляющие контрольной функции. Контроль необходим на всех уровнях движения финансов и при любой финансовой операции. Финансовый контроль — инструмент для предупреждения экономических правонарушений, позволяющий:

  • контролировать производство товаров и услуг;
  • следить за процессом расходования ресурсов;
  • сокращать расходы и потери;
  • предупреждать расточительство.

Регулирующая функция

Регулирование направлено на улучшение экономической ситуации или выход из кризиса. Основные рычаги регулирования — налоговая и кредитная политика. В государственном регулировании нуждаются:

  • общественный сектор;
  • денежное обращение;
  • государственные финансы;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • экономическая безопасность.