Дополнительные страховые взносы в ПФР (ставки).

Данная декларация действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. При этом если в период действия этой декларации с работником, занятым на «допустимом» рабочем месте, произойдет несчастный случай или у него будет выявлено профзаболевание, то в отношении этого рабочего места действие декларации прекращается, то есть проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

С другой стороны, если в течение обозначенных пяти лет с работниками не произойдет никаких несчастных случаев и т.п., то действие декларации автоматически продлевается на следующие пять лет.

Итоги спецоценки условий труда

Организация, проводящая специальную оценку по окончании всех работ, составляет отчет (ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В нем указываются сведения о компании, проводящей спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих, что она отвечает необходимым требованиям. В отчете приводится перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах. Кроме того, в отчет включаются:

Карты специальной оценки условий труда, оформленные на конкретные рабочие места (на аналогичные рабочие места составляется одна карта);

Протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

Протоколы оценки эффективности СИЗ;

Протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений тех или иных «опасных» рабочих мест;

Сводная ведомость специальной оценки условий труда;

Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

Заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Данный отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Форма такого отчета утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ред. от 07.09.2015).

Затем работодатель в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета должен ознакомить с отчетом каждого работника под расписку. В этот срок не включаются периоды болезни работника, командировки и межвахтового отдыха. В этот же срок необходимо на официальном сайте компании (если у нее такой имеется) разместить сводные данные о проведении спецоценки условий труда («вредные» классы (подклассы), мероприятия по улучшению условий труда).

Важно!

Если работник не согласен с результатами спецоценки, он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта РФ для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту нахождения работодателя (ч. 1 ст. 5, ст. 26 Закона № 426-ФЗ).

Сведения о результатах оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче таких сведений возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда. Она должна это сделать в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о результатах специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения спецоценки

По общему правилу специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). При этом в ст. 17 Закона № 426-ФЗ приведен перечень случаев, когда данная спецоценка должна проводиться во внеплановом порядке. Например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получении работодателем соответствующего предписания госинспектора труда; изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и в некоторых других случаях.

Ответственность за непроведение спецоценки

К ответственности за непроведение спецоценки могут быть привлечены как должностные лица работодателя, так и само юридическое лицо.

С 1 января 2015 г. согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

Для должностных лиц - в размере от 5000 до 10 000 руб.;

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5000 до 10 000 руб.;

Для юридических лиц - от 60 000 до 80 000 руб.

Пенсионные права в переходный период

До установления класса условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п. 1-18 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, периоды таких работ могут включаться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости только в том случае, если работодатель уплачивает дополнительные страховые взносы.

«Льготные» периоды, имевшие место после 1 января 2013 г., учитываются для назначения досрочной пенсии в том случае, если класс условий труда на указанных рабочих местах соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам спецоценки. Если такая оценка еще не проведена и у работодателя есть только результаты аттестации рабочих мест, проведенной по ранее действовавшим правилам, предусмотрено переходное положение: такое положение дел не препятствует включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов занятости на указанных рабочих местах при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.

1 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Каковы дополнительные тарифы страховых взносов 2018 году? Таблица со ставками утверждена на официальном уровне? Как распределяются доптарифы по спискам вредных профессий? Ответы – в данной статье.

Кто платит дополнительные тарифы в 2018 году

Организации и индивидуальные предприниматели должны в 2018 году должны начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на пенсионное страхование. Однако начислять взносы по доптарифам нужно не всем. Дополнительные взносы начисляются только на выплаты работникам, занятым:

  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, список № 1, утвержденный постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 № 10);
  • на специальных видах работ, перечисленных в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Актуальные тарифы

Дополнительные тарифы страховых взносов взаимосвязаны с тем, проводилась ли специальная оценка условий труда или аттестация рабочих мест.

Если не было спецоценки или аттестации

Если не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест, то в 2018 году организациям и ИП нужно использовать дополнительные тарифы страховых взносов, которые определены пунктами 1и 2 статьи 428 Налогового кодекса РФ. Применяйте их к выплатам в пользу работников.

Общие тарифы дополнительных «пенсионных» взносов
Кто применяет Доптариф, % Норма
Организации и ИП, производящие выплаты работника, занятым на работах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (согласно списку 1, утвержденному Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10) 9 п. 1 ст. 428 НК РФ
Организации и ИП, производящие выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в пунктах 2–18 части 1 статьи 30 Закона от 28.12. 2013 № 400-ФЗ (по спискам профессий, должностей и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной (страховой) пенсии по старости) 6 п. 2 ст. 428 НК РФ

Если проведена спецоценка или аттестация

Если на рабочих местах организации или ИП была проведена специальная оценка, то по итогам этих мероприятий должны быть определены классы (подклассы) условий труда на производстве. Если это ваша ситуация – используйте шкалу дополнительных тарифов из пункта 3 статьи 428 Налогового кодекса РФ, которая делится по классам (подклассам) условий труда. Эта шкала касается организации и ИП, производящих выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в пунктах 1–18 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ (с учетом списка 1, утвержденного постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 № 10, и иных списков профессий, должностей и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости).

Дополнительные тарифы (пункт 3 статьи 428 НК РФ)
Условия труда Тариф дополнительных взносов, %
класс – опасный
подкласс – 4
8,0
класс – вредный
подкласс – 3.4
7,0
класс – вредный
подкласс – 3.3
6,0
класс – вредный
подкласс – 3.2
4,0
класс – вредный
подкласс – 3.1
2,0
класс – допустимый"
подкласс – 2
0,0
класс – оптимальный
подкласс – 1
0,0

Заметим, что итоги специальной оценки условий труда равноценны итогам проведенной прежде аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года результаты аттестации можно учитывать в целях определения тарифов дополнительных страховых взносов в 2018 году. Однако важно, чтобы в этих целях
принимались во внимание базовые требования, а именно (ч.5 ст. 15 Федерального закона от 28.12. 2013 № 421-ФЗ):

  • результаты аттестации должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства;
  • результаты аттестации оформлены не позднее 31 декабря 2013 года;
  • по результатам аттестации условия труда на рабочем месте были признаны вредными или опасными;
  • срок действия результатов аттестации рабочих мест не истек.

Пенсионные взносы по дополнительным тарифам в 2018 году нужно начислять на все выплаты в пользу работников с начала года. Никакие предельные лимиты по базе не применяются – пункт 5 статьи 421 Налогового кодекса РФ. Более того, страховые взносы по дополнительным тарифам нужно начислять даже в пользу тех, кто уже вышел на пенсию по старости (в том числе, досрочно).

Работодатели должны завершить спецоценку условий труда до конца 2018 года

Согласно части 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», все работодатели должны в первоочередном порядке провести спецоценку на рабочих местах с опасными и вредными производственными факторами. На всех прочих рабочих местах, в том числе офисных, разрешено проводить спецоценку поэтапно. При этом последний этап необходимо завершить не позднее 31 декабря 2018 года. Таким образом, все компании и ИП, нанявшие сотрудников, обязаны в 2018 году провести спецоценку, и по ее итогам указать в трудовых договорах класс условий труда.

Дополнительные страховые взносы закреплены в статье 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, которым регулируется порядок исчисления . .

Базой для начисления выступают доходы (зарплата и иные выплаты), полученные такими лицами, которые заняты на работах, приравненных к тяжелым и вредным.

Облагаемые выплаты

Рассматриваемые взносы введены с , в соответствии с которым страхователи (работодатели) обязаны перечислять помимо общеустановленных страховых взносов в ПФР еще и дополнительные взносы по отдельным страховым тарифам.

Данные тарифы распространяются на выплаты работникам, которые имеют право на досрочную пенсию. Полный перечень «льготных» работ, позволяющих досрочно выйти на пенсию, закреплен в пункте 1 статьи 27 Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (см. Таблицу 1).

Однако не ко всем перечисленным работам имеют отношение дополнительные страховые взносы. Обратите внимание, дополнительными страховыми взносами облагаются только выплаты за выполненные работы, которые указаны в подпунктах с 1 по 18 .


Таблица 1

Номер подпункта п. 1 ст. 27 закона 173-ФЗ Засчитываемые в «горячий» стаж периоды работы Лица, пенсионный возраст «Горячий» стаж Общий страховой стаж
1 подземные работы, работа с вредными условиями труда и в горячих цехах мужчины 50 лет 10 лет* 20 лет
женщины 45 лет 7 лет 6 месяцев* 15 лет
2 работа с тяжелыми условиями труда мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев* 25 лет
женщины 50 лет 10 лет* 20 лет
3 работа в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин женщины 50 лет 15 лет 20 лет
4 работа в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью женщины 50 лет 20 лет -
5 работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы мужчины 55 лет

12 лет 6 месяцев

25 лет
женщины 50 лет 10 лет 20 лет
6 работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев 25 лет
женщины 50 лет 10 лет 20 лет
7 работа в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев 25 лет
женщины 50 лет 10 лет 20 лет
8 работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах мужчины 55 лет 20 лет 25 лет
женщины 50 лет 15 лет 20 лет
9 работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев 25 лет
женщины 50 лет 10 лет 20 лет
10 работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах мужчины 55 лет 20 лет 25 лет
женщины 50 лет 15 лет 20 лет
11
при непосредственном занятии полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников 25 лет -
горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин 20 лет -
12 работа на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности 25 лет -
20 лет -
13 работа в летном составе гражданской авиации мужчины независимо от возраста 25 лет -
женщины независимо от возраста 20 лет -
при оставлении летной работы по состоянию здоровья работа в указанном составе гражданской авиации мужчины независимо от возраста 20 лет -
женщины независимо от возраста 15 лет -
14 работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев 25 лет
женщины 50 лет 10 лет 20 лет
15
работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации мужчины 55 лет 20 лет 25 лет**
женщины 50 лет 15 лет 20 лет**
16 работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (при участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций) любые лица по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста 15 лет -
17 работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы мужчины 55 лет 15 лет 25 лет женщины 50 лет 10 лет 20 лет мужчины 55 лет 15 лет 25 лет
женщины 50 лет 10 лет 20 лет
18
работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий мужчины 50 лет 25 лет -
женщины 50 лет 25 лет -
19 педагогическая деятельность в учреждениях для детей любые лица независимо от возраста 25 лет -
20 лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа любые лица независимо от возраста 25 лет -
21
лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах любые лица независимо от возраста 30 лет -
творческая деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях любые лица 50 - 55 лет либо независимо от возраста 15-30 лет в зависимости от характера деятельности -
* на определенных условиях "горячий" стаж засчитывается при отработке более половины требуемого периода
** страховой стаж в гражданской авиации

Итак, основным критерием, по которому определяется, надо или нет начислять допвзносы на выплаты своим работникам, является отнесение профессиональной деятельности, при выполнении которой получен данных доход, к перечню «вредных» работ в указанном списке. Более конкретные списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утверждены Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781). Также действуют Списки 1 и 2 , которые утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

Дополнительные страховые взносы начисляются на те же суммы выплат, которые выступают базой для начисления обычных страховых взносов. В статье 7 Федерального закона № 212-ФЗ закреплены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам. Ими признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц. Правда, в данном случае речь идет только о выплатах в рамках трудовых отношений.

Статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ регламентируются необлагаемые выплаты.

Отдельных положений для применения дополнительных страховых взносов в ПФР в законе не предусмотрено. Исключение составляет указание на применение ограничения по максимуму облагаемой суммы выплат. Таких ограничений нет, и значит дополнительные взносы надо перечислять, даже если выплаты в пользу работника превысят предельную сумму для исчисления страховых взносов, установленную частями 4 и 5 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ.

Напомним, что на текущий год эта сумма составляет 624 000 рублей ().


Обратите внимание

Обратите внимание, дополнительные тарифы страховых взносов идут на финансирование страховой части трудовой пенсии, а именно ее солидарной доли.

Тарифы страховых взносов

Законодательством предусмотрены разные тарифы дополнительных взносов, и они зависят в первую очередь от видов работ. При этом введены отдельные тарифы для обложения выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ и более низкие тарифы для выплат по работам, указанным в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 этого закона.

Для первого подпункта (подземные работы, работы с вредными условиями труда, работы в горячих цехах) на 2014 год установлена ставка допвзносов в размере 6,0 процентов (в 2013 году действовала ставка 4,0 процента, на 2015 года ставка повысится до 9,0 процентов).

Для всех остальных работ, перечисленных в подпунктах со 2 по 18 тариф допвзносов составляет в текущем году 4,0 процента (в 2013 - 2,0 процента, в 2015 - 6,0 процентов).

С 2014 года тариф для начисления дополнительных страховых взносов в ПФР стал зависеть от результатов специальной оценки условий труда, которая по сути заменяет прежнюю . Такая оценка отныне проводится в соответствии с .

В соответствии с данным документом рабочему месту присваивается соответствующий класс (подкласс) условий труда, согласно которому выплаты, произведенные сотруднику, работающему на данном рабочем месте, будут облагаться по той или иной ставке (см. таблицу 2).


Таблица 2

Однако о всеобщем переходе на «новые» тарифы говорить рано. На переходный период предусмотрено, что если рабочее место аттестовано по ранее действующему порядку, а именно в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н, то оценка сохранятся, и ее разрешено применять в целях определения страхового тарифа до окончания срока ее действия.

В общем случае, если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда по новому закону может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Рассмотрим вопрос, нужно ли начислять допвзносы на выплаты при работе сотрудника в нормальных условиях, если этот период работы включается или не включается в стаж для назначения досрочной пенсии .

Период занятости работника в течение месяца на прочих работах, согласно законодательству о трудовых пенсиях и утвержденных Правил от 11 июля 2002 г. № 516, может включаться в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Например, при переводе работника на другую работу в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца или в связи с беременностью женщины. В этих случаях начисление страховых взносов по дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в этом месяце выплат независимо от количества дней, фактически отработанных в этом месяце на вредных работах. Принцип пропорциональности при этом не применяется.

Если же работник с частичной занятостью на работах с «вредными» условиями труда имел оплачиваемый или неоплачиваемый период освобождения, который не включается в стаж для досрочной пенсии (учебный отпуск, дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, время прохождения стажировки, дополнительно оплачиваемые дни по коллективному договору в связи с рождением ребенка, регистрацией брака, на похороны и др.), то на эти суммы выплат допвзносы не начисляются. Т.е. принцип пропорциональности соблюдается.

И еще один вопрос, который интересует работодателей - начислять или нет страховые взносы по дополнительным тарифам работающим пенсионерам . Страховые взносы по дополнительным тарифам в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, пенсия которым назначена, но продолжающих работать на работах с особыми условиями труда, начисляются в общеустановленном порядке. Выработка льготного стажа не является основанием для отмены начисления допвзносов, подчеркивают в ПФР ().

Ответственность за неуплату дополнительных взносов

ПФР предупреждает, что уплата дополнительных страховых взносов является одним из обязательных требований для зачета периодов в «горячий» стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Как подчеркивают в Пенсионном фонде, требования законодательства, гарантирующие включение отработанного периода на вредных, тяжелых и опасных работах в льготный стаж гражданина, обязывают начислять и перечислять страхователем-работодателем за отработанные периоды как обычные страховые взносы в ПФР, так и дополнительные.

Кроме того, специалисты ПФР обращают внимание, что периоды «горячего» стажа должны подтверждаться на основании сведений .


Постановлением Правления ПФ РФ от 16 января 2014 г. № 2п утверждена новая форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР ().

Постановлением Правления ПФ РФ от 16 января 2014 г. № 2п утверждена новая форма Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР.

Обновленный расчет РСВ-1 теперь будет содержать персонифицированные сведения о каждом работнике, которые должны вноситься в новый раздел 6. Так что, с отчетности за 1 квартал 2014 года отчет по взносам в ПФР и индивидуальные сведения о поименных выплатах в пользу работников совмещен. Что, кстати, облегчит специалистам ПФР проверку исполнения обязанностей работодателей по исчислению и уплате дополнительных страховых взносов, о чем они предупреждают ().

Напомним, что непосредственно работодателю в случае неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов грозит штрафная санкция в соответствии со статьей 47 Федерального закона № 212-ФЗ в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов. Либо 40 процентов, если такие действия совершенные умышленно. Это правило распространяется и на страховые взносы по дополнительным тарифам.

И. М. Акиньшина, консультант по налогам, для журнала «Практическая бухгалтерия»

Зарплатные налоги

В этой электронной книге вы узнаете о том как уменьшить налогооблагаемую базу, как использовать вычеты и льготы, как заполнить и сдать отчетность и многое другое.

На предприятии имеются профессии, которые внесены Список 2 льготного пенсионного обеспечения: электрогазосварщик и маляр (маляр-подготовщик). Должно ли делать предприятие отчисления в Пенсионный фонд, если по результатам аттестации рабочих мест и проведенной спецоценке рабочих мест установлен 2 (допустимый) класс условий труда на этих рабочих местах? На рабочем месте маляра в 2009г. был установлен класс условий труда 3.1 (вредные), а в 2012 г. - 2 класс (допустимые). Отчислений мы не делали. Как нам поступить в этой ситуации, чтобы избежать штрафов?

Ответ

Ответ на вопрос:

По общему правилу, в отношении работников, которые занимают должности, включенные в Список 1 и Список 2, работодатель уплачивает страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам (п.1 ст.58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Если по результатам СОУТ условия труда на рабочих местах таких работников признаны допустимыми размер дополнительного тарифа составляет 0,0 %. То есть фактически работодатель не уплачивает дополнительные взносы в ПФР (п.2.1 ст.58.3 Закона № 212-ФЗ).

Дополнительный тариф страховых взносов введен только с 2013 года. До этого времени у организаций не было обязанности уплачивать дополнительные взносы в ПФР в отношении работников, должности которых включены в Список 1 и Список 2. Страховые взносы до 2013 года уплачивались в общем порядке.

С 2013 года организации должны были уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов в отношении работников, должности которых включены в Список 1 и Список 2, независимо от установленных условий труда. В отношении большинства работников доптариф составлял 2,0 % (п.2 ст.58 Закона № 212-ФЗ).

Важную информацию о дополнительных взносах в ПФР за вредные условия труда вы найдете в материале здесь.

С 2014 года, в отношении допустимых условий труда установлен дополнительный тариф в размере 0,0 %.

То есть в вашем случае необходимо было уплачивать взносы по дополнительному тарифу в течение 2013 года, в размере 2 %. Поэтому во избежание штрафа вам надо доплатить недоимку по страховым взносам за 2013 год и пени.

Между тем, п.1 ст.45 Закона № 212-ФЗ установлен срок давности привлечения к ответственности - 3 года со дня окончания периода, в котором было совершено правонарушение. То есть по окончании 2016 года организация уже не сможет быть привлечена к ответственности за неполную уплату сумм страховых взносов (на организацию не может быть наложен штраф, предусмотренный ст.47 Закона № 212-ФЗ).

Отметим также, что право на досрочную пенсию у работников, включенных в Список 1 и Список 2, возникает при уплате работодателем соответствующих взносов в ПФР.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация: Дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ: как их применять

По результатам специальной оценки условий труда работодатель может применять более низкий дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ или получить освобождение от уплаты страховых взносов по таким тарифам. Однако не все знают, как применять этот порядок в отношении разных категорий работников. Давайте разберемся.

На вопросы редакции отвечает

Людмила ЧИКМАЧЕВА,

директор Департамента развития социального страхования Минтруда России (Москва)

За кого из работников нужно платить страховые взносы по дополнительным тарифам?

Дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) применяют к выплатам в пользу работников, которые заняты на работах с особыми условиями труда . К таким видам работ относят:

  1. Подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах.
  2. Работы с тяжелыми условиями труда.
  3. Работу женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.
  4. Работы с повышенной интенсивностью и тяжестью в текстильной промышленности.
  5. Работы в составе локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы.
  6. Полевые, геолого-разведочные, поисковые, топографо-геодезические, геофизические, гидрографические, гидрологические, лесоустроительные и изыскательные работы.
  7. Работу на лесозаготовках и лесосплаве в качестве рабочих, мастеров, включая обслуживание механизмов и оборудования.
  8. Работу в качестве механизаторов в составе комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах.
  9. Работу в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
  10. Работу в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамвае на регулярных городских пассажирских маршрутах.
  11. Подземные и открытые горные работы по добыче угля, сланца и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников.
  12. Работу по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на судах морского флота рыбной промышленности, а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
  13. Работу в летном составе гражданской авиации.
  14. Работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации.
  15. Работу в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.
  16. Работу в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, в профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России.
  17. Работы с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
  18. Работу в Государственной противопожарной службе МЧС России.

Если работник не занят на перечисленных выше работах, то в его пользу страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР не начисляются.

Как быть работодателям, у которых есть актуальные результаты аттестации части рабочих мест?

Читайте подробнее о электрогазосварщике: вредные или тяжелые условия труда по этой ссылке.

Когда в организации имеются актуальные результаты аттестации части рабочих мест, страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР начисляются в следующем порядке. Если работник занят на работах с особыми условиями труда и его рабочее место по результатам аттестации признано вредным или опасным , то страховые взносы следует начислять по дополнительным тарифам из статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд российской федерации, фонд социального страхования российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ). Они указаны в таблице 1.

Таблица 1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в зависимости от класса условий труда

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса, %
Опасный 4 8
Вредный 3.4 7
3.3 6
3.2 4
3.1 2
Допустимый 2 0
Оптимальный 1 0

Если работник занят на работах с особыми условиями труда и его рабочее место по результатам аттестации признано оптимальным или допустимым , то страховые взносы начисляют по дополнительным тарифам, которые предусмотрены частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ. Это же правило применяется к рабочим местам с особыми условиями труда, которые не были аттестованы.

Таблица 2. Размер дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в отношении выплат в пользу работников, которые заняты на работах из подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Таблица 3. Размер дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в отношении выплат в пользу работников, которые заняты на работах, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

С какой даты работодатель может применять результаты специальной оценки условий труда?

Для работодателей, которые провели специальную оценку условий труда, установлены дифференцированные дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР (таблица 1).

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, после ее завершения составляет отчет о спецоценке. Его подписывают все члены комиссии и утверждает председатель комиссии. Таким образом, датой завершения спецоценки следует считать дату утверждения отчета . Соответственно, ее результаты могут использоваться с этой даты, в том числе в части применения дифференцированных дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР.

Дополнительные тарифы страховых взносов из таблицы 1 действуют с момента утверждения отчета о спецоценке. То есть работодатель выплачивает в ПФР по новому тарифу только с той части средств, которые перечислялись работнику уже после завершения спецоценки.

Подробнее о образце трудового договора с тарифной ставкой мы написали в материале по ссылке.

Как применять дополнительные тарифы страховых взносов к работникам, занятым на разных рабочих местах?

Если работники заняты на нескольких рабочих местах с особыми условиями труда, то работодатель перечисляет в ПФР страховые взносы со всех выплат, сделанных в пользу работника. Для каждого рабочего места сотрудника выбирают свой дополнительный тариф страховых взносов (таблица 1, 2 или 3 в зависимости от характеристик рабочего места). Выплаты начисляют пропорционально количеству дней (часов), отработанных на том или ином рабочем месте.

Что касается работы по совместительству , то работник может в свободное от основной работы время трудиться у того же работодателя (внутреннее совместительство) или другого работодателя (внешнее совместительство) (). Работа по совместительству выполняется на основании отдельного трудового договора. В этом случае дополнительные страховые взносы должны начисляться раздельно по основному и по дополнительному месту работы.

Если сотрудник занят по совместительству на работах, которые не указаны в пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, то на сделанные в его пользу выплаты страховые взносы по дополнительным тарифам не начисляют.

К ним относят работы, указанные в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Для определенных категорий работников, трудящихся на вредных и опасных работах, установлены дополнительные ставки страховых взносов, уплачиваемых в ПФР. То есть за таких работников работодатель отчисляется дополнительный процент страхового взноса, размер которого зависит от того, на каких именно работах занят сотрудник.

    Категории работников, для которых установлены дополнительные тарифы, имеют право на досрочный выход на пенсию, именно поэтому работодатель должен отчислять дополнительный процент с их дохода в ПФР.

    Дополнительные ставки введены не так давно, с 1 января 2013 года, с каждым годом отчисляемый процент увеличивается.

    Ставки страховых взносов по дополнительному тарифу устанавливаются ст.58.3 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009.

    Ниже указаны ставки дополнительных тарифов, которые применяются по отношению к работникам до тех пор, пока не будет проведена в отношении них .

    Ставки дополнительных страховых взносов в ПФР до спецоценки

    Для лиц, перечисленных в пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, установлена ставка дополнительного страхового взноса в размере 6% на 2014 год, в 2015 году произойдет плановой увеличение до 9%.

    • на подземных работах,
    • на работах с вредными условиями труда;
    • в горячих цехах.

    Для лиц, перечисленных в пп.2-18 п.1 ст.27 закона №173-ФЗ, применяется ставка дополнительного тарифа в размере 4% для 2014 года, в 2015 году произойдет увеличение до 6%.

    • На работах с тяжелыми условиями труда;
    • В качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;
    • В текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью работы;
    • Рабочие локомотивных бригад и других работников железнодорожного транспорта и метрополитена, а также водителей грузового транспорта на шахтах, разрезах, в рудниках угля, сланца, руды, породы;
    • В экспедициях и прочих геолого-разведочных, геофизических и прочих изыскательных работах;
    • На лесозаготовке и лесосплаве;
    • В погрузо-разгрузочных работах в портах;
    • На различных морских судах (в том числе рыбной промышленности);
    • Водителями общественного транспорта;
    • В подземных и открытых горных работах (рудники, шахты и пр.);
    • На воздушных судах;
    • В аварийно-спасательных службах;
    • На работах с осужденными.

    Ставки дополнительных страховых взносов в ПФР после спецоценки

    Специальная оценка условий труда – эта процедура, которая в 2014 году заменила аттестацию рабочих мест.

    Спецоценка может не проводиться в течение 5-ти лет с момента проведения последней аттестации, все это время работодатель должен уплачивать дополнительные страховые взносы в соответствии со ставками, указанными выше и утвержденными п.1 и 2 ст.58.3 Закона №212-ФЗ.

    В результате проведения спецоценки для рабочих мест устанавливается класс условий труда, в зависимости от установленного класса меняется размера ставки дополнительного взноса в ПФР.

    Различают 4 класса условий труда: оптимальный, допустимый, вредный и опасный.