Долевое строительство в зарубежных странах. «Обязательная альтернатива»

Если рассматривать зарубежный опыт привлечения инвестиций, то необходимо сказать об относительной сбалансированности инвестиционного спроса, с одной стороны, и предложений строительных фирм на удовлетворение этого спроса, с другой. Данная ситуация сложилась за счет доступности готовых строительных объектов, наличия экономических и правовых механизмов по обеспечению возвратности вложенных денежных средств и оптимальных сроков окупаемости инвестицийРахман И.А. Зарубежный опыт регулирования инвестиционно-строительной деятельности // Экономика строительства. - 2001. - № 6. - с. 45.. О развитости зарубежных институтов жилищного строительства говорят следующие факты. В России лишь для 11% населения на одного человека приходится 17-18 м2 жилья, за рубежом данные цифры составляют 30-35 м2. По инвестициям в строительный комплекс Россия стоит на 11-м месте. В общем объеме финансирования: 25% средств - местных бюджетов, 75% - индивидуальных застройщиков.

Хотелось бы отметить, что зарубежные системы долевого участия в строительстве имеют свои принципиальные особенности. Это вызвано тем, что во многих странах развито ипотечное жилищное кредитование и граждане, получая кредит, приобретают готовое жилье, не опасаясь, что застройщик не выполнит свои обязательства или будет задержан срок строительства. Данный вид кредитования намного выгодней и эффективней для граждан, обеспечен устойчивой экономикой страны и защищен многими развитыми правовыми институтами.

Следующим важным моментом в организации строительства является роль заказчика и того, кто выполняет его функции. В Англии, Финляндии и Швеции представителем заказчика часто является архитектор. Он подбирает необходимых для строительства специалистов, которые определяют предварительную стоимость строительства, выполняют работы по субподряду, собирают иные необходимые данные. Вместе с ними архитектор подготавливает документы для заключения контракта, в котором обусловливается целесообразность участия в торгах, программа работ до и после торгов, экономические методы производства работ и вопросы сокращения продолжительности строительства.

В США заказчик создает группу, в состав которой могут включаться сметчики, инженеры, экономисты, руководители контракта и прорабы. Далее ими разрабатывается вся необходимая документация и схемы строительного процесса. На основании полученных материалов руководитель контракта начинает работу с подрядными фирмами. При этом для оптимального выбора распространено привлечение консультационных фирм. В Японии в данном направлении сделан шаг вперед. При строительных фирмах организуются крупные исследовательские лаборатории, и даже институты, в штаты фирмы активно привлекаются ученые. При этом вместо понятия "заказчик" используется понятие "девелопер", в функции которого входят приобретение площадки, финансирование, строительство и продажа жилья. Девелопер может привлекать подрядчиков и субподрядчиковЦылина Г.А. Жилищное финансирование и ипотечное кредитование // Жилищное строительство. - 2000. - № 2. - с. 3. .

Еще одной особенностью являются отношения заказчика и подрядчика, которые оказывают влияние на формирование отношений дольщика и заказчика в данном случае.

Рассматривая мировой опыт обеспечения населения жильем, необходимо иметь в виду, что на практическое развитие и организацию жилищного кредитования в той или иной стране значительное влияние оказывает ряд факторов, которые можно подразделить на политические, экономические и правовые. Эти факторы послужили основой для образования в мире десятков разновидностей и вариантов организации жилищного кредитования. На основании изложенного технология инвестирования в жилищную сферу строится на трех основных принципах: контрактные сбережения, ипотечное кредитование и государственная поддержка.

Существенные отличия имеет так называемая «расширенная открытая модель». Это модель, в которой основной приток кредитных ресурсов в систему ипотечного кредитования поступает со специально организованного для этой цели вторичного рынка ценных бумаг, обеспеченных закладными на недвижимость. Реализация расширенной открытой модели может быть обеспечена лишь при условии создания расширенной инфраструктуры ипотечного рынка, как правило, при определенном содействии государства и, как минимум, при его частичном контроле над эмиссией ценных бумаг, обращающихся на вторичном рынке.

Если брать систему ипотечного жилищного кредитования в США в общем, то можно отметить, что ранее существовало «правило красной линии», в пределах которой кредиты могли быть выданы, также при этом рассчитывались зоны рисков для выдачи кредитов. Если гражданин попадал в пределы красной линии или входил в недоступную зону риска, то ему в выдаче кредита отказывали. Кредит в США выдается на срок, в течение которого заемщик работает, т.е. до пенсии Цылина Г.А. Ипотечное кредитование и риски // Жилищное строительство. - 2001. - № 5. - с. 5. . Существует следующая особенность кредитования в США. Все жилые помещения подразделяются на 3 группы: самое дешевое, среднее и самое дорогое. На первую группу кредит выдается государством, на две следующие группы кредит выдается с помощью частных ипотечных институтов. В данном случае срок кредита составляет 12 лет, а размер субсидии - 75 % стоимости жильяМатюгина Э.Г. О рынке жилья // Жилищное строительство. - 2001.-№ 1. - с. 8. .

Необходимо отметить, что в ряде зарубежных стран действует поддержка граждан и, особенно, молодых семей, для приобретения квартиры в собственность. В Финляндии в данном отношении приняты следующие меры: ограничены все виды налогообложения физических и юридических лиц до общего уровня 32%; установлены парламентом твердые ставки банковского кредита на приобретение молодыми семьями квартир под 3% годовых с рассрочкой до 20-25 лет; снижена на 25-50% плата (в зависимости от количества родившихся детей) за приобретенные молодыми семьями квартиры. Общие требования в отношении кредитования строительства жилья также очень мягкие, банковская ставка составляет 3,5% годовых, в отличие от средней ставки на иные виды кредитования 9-17%.

Система поддержки граждан в Германии заключается в следующем. Строительные сберкассы заключают с работающими гражданами договор на финансирование строительства, на основании которого будущий собственник жилья вносит ежемесячно на свой счет в строительной сберкассе определенную сумму.

Особое внимание в Швеции государство уделяет вопросам ценообразования. Контроль и наблюдение за ценами осуществляет государственное управление цен и конкуренции, подчиненное министерству гражданской администрации. В каждой губернии имеются специалисты, отслеживающие цены на товары и услуги и вносящие предложения по их регулированию. При значительном повышении цен, инфляции и резких дисбалансах на рынке Правительство имеет право, согласно закону о регулировании цен, их заморозить. Данное замораживание возможно по отдельным товарам и услугам. Государство может устанавливать предельный уровень цен, а если кто-либо их желает повысить, он должен предварительно об этом уведомить и обосновать. Если, например, цены на жилье поднялись, то государство выдает гражданам, особенно молодым семьям, жилищные субсидии и льготные долгосрочные займы.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы. Внедрению ипотечного кредитования в России на должном уровне на сегодняшнем этапе препятствует целый ряд факторов: недостаточное развитие рынка ценных бумаг; отсутствие инвесторов, готовых на низкую доходность по ипотечным закладным; слабое развитие страхового дела для целей обслуживания ипотечных кредитов; дороговизна средств у коммерческих банков, необходимых для выдачи долгосрочных ипотечных кредитов; высокие темпы инфляции, изменение курса рубля, вызывающие значительный риск процентных ставок при долгосрочном кредитовании и др.

Значительную часть новостроек в России покупают по ДДУ — договорам долевого участия. Так называется схема, при которой человек приобретает еще не построенное жилье: к моменту заключения сделки продаваемая квартира может находиться исключительно на бумаге. В большинстве европейских стран такое невозможно представить. Люди не просто не покупают недостроенное жилье — они даже не могут представить, что такое возможно в принципе.

Все дело - в истории

Причина в том, как развивался рынок недвижимости в России и в Евросоюзе. В нашей стране возникновение института долевого строительства стало следствием сложившейся экономической ситуации. На заре становления рыночной экономики — то есть в девяностых годах прошлого века — в России не получило распространения банковское кредитование застройщиков. Во-первых, занимать деньги в банке было невыгодно в связи с огромными процентами по кредитам (в сравнении с Европой проценты в России были намного выше). Во-вторых, не все банки были готовы предоставлять кредиты под строительство, а те, кто решался выдать подобный займ, редко предлагали сумму, достаточную для всего проекта. В-третьих, те банки, что кредитовали стройку, стремились принимать активное участие в качестве инвестора. Иными словами, обязательным условием было получение части площадей в построенном доме.

В такой ситуации застройщики старались найти альтернативные методы инвестирования стройки. Деньги покупателей квартир стали рабочим и эффективным методом. Сначала появились различные схемы соинвестирования, предварительного договора купли-продажи и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК). Позже на рынок вышла система долевого участия — сейчас эту схему регламентирует Федеральный закон № 214.

Главные помощники - банки

На европейском рынке застройщики на этапе строительства предпочитают работать не с конечным потребителем, а с банковскими кредитами. Проценты по банковским кредитам не столь велики, поэтому не отпугивают застройщиков. В результате понятие долевого строительства у них отсутствует.

В то же время в Европе распространена система так называемых контрактных сбережений, которые позволяют приобрести недвижимость на этапе строительства. В частности, в Германии такая форма именуется строительными сберегательными кассами. Согласно этой модели частное лицо вкладывает денежные средства в сберегательные кассы. Государство софинансирует часть вклада в соответствии с контрактом о строительных сбережениях. По истечении некоторого времени (как правило, около шести-семи лет) вкладчик стройсберкассы имеет право на оформление жилищного кредита для приобретения жилья.

Важно отметить, что стройсберкассы не могут осуществлять любую иную деятельность кроме привлечения денежных средств граждан для последующего вложения в строительство домов. Это свидетельствует о надежности и прозрачности подобной системы контрактных сбережений.

Аналогичные системы есть в других странах Европы — в частности, во Франции и Великобритании. Так, во Франции действует система сберегательных счетов, согласно которой будущий заемщик накапливает определенную сумму, после чего он может претендовать на заем для приобретения жилья. Обычно ставки не превышают 4%. Кроме того, во Франции существуют обособленные кредитные организации, которые выдают кредиты исключительно землевладельцам и строительным компаниям. В Великобритании также успешно функционируют строительные общества, деятельность которых приближена к немецким строительным сберегательным кассам.

Указанные системы контрактных сбережений можно сравнить с российскими аналогами в виде накопительных кооперативов. Такие организации не очень распространены в России — у нас более привычным является путь прямого финансирования гражданами строительных объектов.

Еще одно важное различие заключается в том, что в Европе первичный рынок предлагает квартиры в уже готовых новостройках, зачастую еще и полностью меблированных. Первичный рынок в России — это здания на стадии котлована или даже проекты, существующие только на бумаге. Поэтому в европейских странах в реализацию поступает готовое жилье, а у нас к моменту сдачи дома в эксплуатацию большая часть квартир уже распродана.

Считаем выгоду

В Европе застройщикам экономически нецелесообразно продавать жилье на этапе строительства: квартиры в строящемся доме примерно на 20-30% дешевле, чем в готовом, а продажи на потоке потребуют содержания штата продавцов, маркетологов и других сотрудников. Застройщики в европейских странах могут делать исключения для крупных инвесторов, которые приобретают сразу большой объем предложения в комплексе — например, треть всех квартир. С розничными покупателями на стадии котлована они не работают.

Есть и еще одно объяснение такому положению вещей: покупателю так же невыгодно приобретать квартиру в строящемся доме. Дело в том, что высокая стоимость недвижимости приводит к тому, что значительная часть покупателей вынуждена привлекать ипотечные кредиты для приобретения квартиры. И если покупатель берет квартиру в готовом объекте, то речь идет о низких процентных ставках — порядка 4% в год. Если же покупатель хочет приобрести квартиру в строящемся доме, то банк может отказать в таком кредите. Им просто невыгодно связываться с потенциально рискованным объектом, который еще не достроен. Кредитные организации могут делать исключения — но только если речь идет о крупных инвесторах, которые уже зарекомендовали себя на рынке.

Получается, что в европейских странах при необходимости оформления ипотечного кредита заемщику выгоднее покупать готовое жилье — и ставки ниже, и дом уже достроен, а, следовательно, риски отсутствуют. Такая система ипотечного кредитования обусловлена устойчивой экономикой страны.

Кроме того, во многих европейских странах (в частности, во Франции) не допускается перечисление всей суммы приобретаемой недвижимости застройщику. Цена квартиры вносится пропорционально этапам строительства: к примеру, 5% на стадии получения разрешения на строительство, в последующем до 70% цены на стадии окончания возведения дома и оставшиеся сумма после сдачи дома в эксплуатацию.

Российские реалии

Есть и еще одна специфическая особенность России. После прихода к власти большевиков понятие частной собственности на землю отсутствовало длительное время, так как земля была изъята из оборота. При этом возводимые здания и сооружения не были исключительно государственной собственностью. Так возникла глобальная проблема, которая не решена до сих пор: в России существуют два самостоятельных права собственности — земля и объект строительства. Это приводит к тому, что земля может быть в собственности одного гражданина или юридического лица, а построенный на ней объект в собственности у другого.

Как следствие, в нашей стране существует множество споров, затрагивающих вопросы разграничения права собственности на возводимые объекты недвижимости — в особенности если они строятся в рамках реализации инвестиционных контрактов. Нередко возникают длительные судебные тяжбы в рамках арендных отношений — а ведь именно предоставление земельного участка по договору аренды является чуть ли не единственным способом реализации права на застройку земельного участка. Разрешение таких правовых коллизий нередко препятствует продолжению строительства. В результате многие дома до сих пор не могут быть построены, хотя их возведение началось много лет назад. Такое возможно, если у застройщика возник спор с собственником земли, вследствие чего договор аренды земельного участка не продлевается, и стройка оказывается невозможной.

Большинство европейских стран уже прошло через сложный этап регулирования отношений, возникающих при возведении зданий и сооружений, и выработало собственные концепции разграничения прав на земельный участок и на возводимые объекты недвижимости. Согласно законодательству Германии, Австрии, Швейцарии и Эстонии, строение как отдельный объект права просто не существует. После окончания строительства возведенные здания становятся частью земельного участка, а собственник земельного участка становится собственником возведенного объекта. Возможно, если бы в России существовала подобная практика, многих судебных споров можно было бы избежать, пишет РБК.

Строительный сектор занимает определенное место в структуре мировой экономики. Так, в 2010 г. на его долю приходилось более 11% мирового ВВП, а в 2020 г. по прогнозам объемы строительства увеличатся в мире на 67%, с 7,2 до 12 триллионов долларов. Ежегодный прирост будет составлять 5,2%, что больше мирового прироста ВВП. При этом на развивающиеся рынки будет приходиться до 55% мирового объема строительства (в настоящее время - 46%). Строительный рынок в развивающихся странах будет составлять 16,5% ВВП (14,7% соответственно). Эти изменения станут возможны благодаря экономическому росту в Китае, Индии и Индонезии.

Анализ влияния макроэкономической ситуации в мире на строительный сектор показал, что в результате мирового экономического кризиса среди 19 стран Евросоюза рост был зафиксирован лишь в Польше - 5,3% и Швейцарии - 3,3%, а количество строительных организаций в Евросоюзе показала отрицательную динамику в -3% в 2010 г. по отношению к 2008 г. ввиду снижения оборотов в строительном секторе. К примеру, в Испании по итогам 2010 г. было отмечено сокращение доли строительного сектора в структуре ВВП до 12,7%, за период глобального экономического спада в строительных компаниях лишилось работы более 1 млн. человек .

Американский рынок показывал снижение продаж жилья на первичном и вторичном рынках, и впервые за последние 17 лет - снижение финансирования коммерческого и промышленного строительства.

Япония еще в 2003 году уступила вторую строчку в рейтинге мировых строительных рынков Китаю, а в скором времени она опустится на 4-е место, уступив третью позицию Индии. Это связано, прежде всего, с уменьшением инвестиций в инфраструктурные проекты вследствие давления огромного госдолга Токио и расходов от последствий землетрясений.

Среди стран БРИК лидирует Китай, благодаря бюджетному стимулированию, в 2010 г. стал крупнейшим строительным рынком в мире. Сектором с наиболее медленным ростом является строительство промышленных зданий и сооружений. Несмотря на это, страна, не пострадавшая сильно от глобального экономического спада, продолжает осуществление крупнейших проектов строительной отрасли. Согласно публичным данным, в 2011 г. началось строительство крупнейшего в мире выставочного комплекса в Шанхае стоимостью 3,5 млрд. долларов США, самого высокого отеля в мире. В течение ближайших десяти лет размер строительного рынка Китая должен увеличиться более чем вдвое и к 2020 году составит 21% мирового строительства .

В Индии объем инвестиций в строительство недвижимости за 2010 г. вырос в 10 раз и достиг 593 млн. долларов США. По публичным данным, Индия входит в пятерку развивающихся стран, наиболее привлекательных для вложений в недвижимость вместе с Китаем, Бразилией, Мексикой и Турцией. По прогнозам Индия займет место Японии в качестве третьего по величине мирового строительного рынка.

Главные составляющие прогноза GCP и Oxford Economics это удвоение строительного рынка Китая к 2020 году до 2,5 трлн. долларов, выход Индии на третье место в мире по объему строительного рынка, и улучшение роста строительного рынка в США .

Заслуживает внимания мировой опыт инвестирования в строительство, так, зарубежные системы долевого участия в строительстве имеют свои принципиальные особенности. Ипотечное кредитование при этом обеспечено устойчивой экономикой страны и защищено правовыми институтами.

Рассматривая мировой опыт обеспечения населения жильем, необходимо иметь в виду, что на практическое развитие и организацию жилищного кредитования в той или иной стране значительное влияние оказывает ряд факторов, которые можно подразделить на политические, экономические и правовые. Эти факторы послужили основой для образования в мире десятков разновидностей и вариантов организации жилищного кредитования.

Технология инвестирования в жилищную сферу строится на трех основных принципах: контрактные сбережения, ипотечное кредитование и государственная поддержка. Классическая форма контрактных сбережений - строительные сберегательные кассы, которые действует в Германии. Источником ресурсов для целевых жилищных займов в стройсберкассе являются вклады граждан, плата заемщиков за пользование жилищным займом, а также государственная премия, которая выплачивается в соответствии с контрактом о строительных сбережениях при условии, что вкладчик в течение года вложил на свой счет определенную сумму. Жилищный кредит может получить только вкладчик стройсберкассы по истечении определенного времени (обычно 5-6 лет), в течение которого он ежемесячно делал вклады на установленную в контракте сумму. Процентные ставки (как на вклад, так и на кредит) фиксированы на все время действия контракта. Большим достоинством «немецкой системы» является ее полная прозрачность. Согласно германскому закону о стройсберкассах, эти организации не могут осуществлять никаких активных операций, кроме выдачи кредитов своим членам. Таким образом, в отличие от вкладчика коммерческого банка, не имеющего никакой информации, вкладчик стройсберкассы точно знает, кто и на каких условиях пользуется его деньгами.

В Казахстане преимуществом этой системы является отсутствие необходимости требовать от будущего заемщика подтверждения платежеспособности, что является основным препятствием при выделении банками «классических» ипотечных ссуд.

В США ранее существовало «правило красной линии», в пределах которой кредиты могли быть выданы. Кредит в США выдается на срок, в течение которого заемщик работает, т.е. до пенсии. Существует следующая особенность кредитования в США: жилые помещения подразделяются на 3 группы: самое дешевое, среднее и самое дорогое. На первую группу кредит выдается государством, на две следующие группы кредит выдается с помощью частных ипотечных институтов.

В таких странах, как США, Германия, Финляндия, Япония, Канада государство в лице своих органов реагирует при завышении цене: если норма прибыли при осуществлении строительно-монтажных работ превышает среднюю норму (10-12%), то исследуются причины такого роста - при необоснованности государство осуществляет регулирование в принудительном порядке.

Определение достоверной стоимости всего проекта является основополагающим принципом деятельности зарубежных строительных фирм. Для этого на всех этапах инвестирования при определении стоимости строительства используются укрупненные показатели стоимости строительства. В США компания «R.S.MEANS» издает ежегодно большим тиражом сборники цен со среднеамериканскими показателями. В Англии фирма «Technical Indexes Ltd.» публикует сборники «WESSEX» с укрупненными показателями стоимости работ. При проведении подрядных торгов фактор стоимости предмета торгов составляет 50-70% в ряду других факторов для принятия положительного решения.

Значительно снизить стоимость строительства жилья позволяет кооперация фирм, занятых в строительной деятельности. 80% потерь в процессе строительства возникают из-за несовершенства проектных решений, поэтому при таком взаимодействии издержки сокращаются за счет снижения расходов на рекламу, взаимных скидок на оказываемые услуги и поставляемые материалы. За рубежом давно известна практика создания картелей на основе объединения проектных, научных, строительных предприятий и предприятий-производителей материалов.

Следующим важным моментом в организации строительства является роль заказчика и того, кто выполняет его функции. В Англии, Финляндии и Швеции представителем заказчика часто является архитектор. Он подбирает необходимых для строительства специалистов, которые определяют предварительную стоимость строительства, выполняют работы по субподряду, собирают иные необходимые данные. Вместе с ними архитектор подготавливает документы для заключения контракта, в котором обусловливается целесообразность участия в торгах, программа работ до и после торгов, экономические методы производства работ и вопросы сокращения продолжительности строительства.

В США заказчик создает группу, в состав которой могут включаться сметчики, инженеры, экономисты, руководители контракта и прорабы. Далее ими разрабатывается вся необходимая документация и схемы строительного процесса. На основании полученных материалов руководитель контракта начинает работу с подрядными фирмами. При этом для оптимального выбора распространено привлечение консультационных фирм. В Японии при строительных фирмах организуются крупные исследовательские лаборатории и институты, в штаты фирм активно привлекаются ученые. При этом вместо понятия «заказчик» используется понятие «девелопер», в функции которого входят приобретение площадки, финансирование, строительство и продажа жилья.

В Германии заказ на производство работ получает генеральный подрядчик, который в свою очередь распределяет его специализированным фирмам и несет ответственность за выполнение сроков и качества строительства.

Еще одной особенностью являются отношения заказчика и подрядчика, которые оказывают влияние на формирование отношений дольщика и заказчика. Практика Франции, Англии, США и ФРГ стоит на позиции, что поставщик, изготавливая из своего материала, становится собственником созданной вещи. Применительно к строительству заказчик не может заключать договоры с другими инвесторами. При заключении договоров между дольщиками и инвесторами существует универсальное правило работы с долевыми схемами - «принцип второго этажа»: включаться в процесс инвестирования строительства менее рискованно, когда коробка дома поднялась не менее чем на два этажа. .

Мировой опыт использования новых технологий в строительстве требует пристального изучения, учитывая динамику развития отрасли в предстоящие 5 лет.

Так, в решении проблемы снижения сроков возведения объектов заслуживает внимание китайский опыт. К примеру, в провинции Хунань всего за 360 часов был построен небоскреб в 30 этажей общей площадью 17000 кв.м. При этом проект был в 5 раз более энергоэффективен, чем конкурирующие проекты. Более того, сооружение отличалось повышенной устойчивостью и включает себя ряд конструктивных особенностей, позволяющих ему «выдерживать подземные толчки магнитудой до 9 баллов по шкале Рихтера. .

Интересно, что сопутствующие инновационные технологии: поддерживающие энергетическую экономию, экологичность и т.п. не замедляют строительство, а делают его более простым, материалосберегающим и долговечным, позволяя добиться оптимального соотношения времени и затраченных средств.

Передовые страны имеют большой опыт внедрения и осуществления мер по стимулированию экологического строительства. Международная практика показывает, что наиболее эффективно экологическое строительство развивается при условии внедрения комплекса мер на различных уровнях регулирования строительного процесса - определение государственных целей в области достижения энергоэффективности, модернизации нормативно-правовой базы строительства, финансировании и внедрении добровольных экологических стандартов.

Безусловным лидером в области государственного стимулирования энергоэффективности на сегодняшний день является США. Правительство страны прилагает усилия для активного продвижения зеленого строительства на всех уровнях - федеральном, региональном и локальном. Так до 12 федеральных агентств, 34 штата и более 200 представителей местных властей активно способствуют применению или выдвигают в качестве обязательных требования экологических стандартов строительства. Политики штатов направлены, в основном, на ужесточение минимальных стандартов и норм строительства в области энергоэффективности. При этом значимые достижения в направлении экологического строительства поощряются налоговыми кредитами, льготами по налогу на имущество, гарантиями по кредитам и пр.

Акт об энергетической независимости и безопасности 2007 г. установил цели по сокращению до нуля всех выбросов парниковых газов, связанных с эксплуатацией коммерческой недвижимости к 2030 году. Американский Акт по восстановлению экономики и реинвестированию 2009 г. предполагает инвестирование в размере 80 млрд. долл. в энергоэффективность, включая 4,5 млрд. долл. в «озеленение» муниципальных зданий. Правительство США в 2009 году приняло на себя обязательства по снижению эмиссий парниковых газов, связанных с эксплуатацией муниципальной недвижимости до нуля к 2030 году .

Международные соглашения, такие как Киотский протокол, являются основными движущими силами, которые определяют целевые показатели снижения эмиссий парниковых газов в Евросоюзе и Великобритании, а также формируют местное законодательство. В Евросоюзе вступила в силу директива об изменении климата, которая содержит меры по снижению выбросов на 20% к 2020 году. По причине региональных различий и серьезности последствий изменения климата, большинство адаптационных мер будут приниматься на уровне стран, регионов или на местном уровне. В 2011 г. Еврокомиссия предложила новый План энергоэффективности, включающий меры по достижению дополнительной экономии в энергоснабжении и энергопотреблении. План не ограничивается целевым показателем 20% и стремится создать общую инфраструктуру для достижения энергоэффективности в ЕС и после 2020 года.

В 2008 г. Великобритания приняла Закон об изменении климата, согласно которому к 2050 году выбросы должны снизиться на 80% по сравнению с уровнем 1990 года.

Федеральное правительство Германии приняло на себя обязательства по сокращению эмиссий парниковых газов на 40% в период 2008-2012 гг. Германия является источником экспорта ноу-хау в области экологического строительства .

На политической арене России энергоэффективность стала одной из наиболее актуальных тем с 2008 г., а в 2009 г. был принят Федеральный закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" была поставлена задачу повышения энергоэффективности в экономике России на 40% .

В области технического регулирования заслуживает внимания переход на еврокоды, о чем было упомянуто выше, а также внедрение системы показателей энергетической эффективности и энергетической маркировки.

Оценка энергетической эффективности в области строительных материалов и изделий ограждающих конструкций в международной практике производится только для окон. В отличие от технологий прежних времен, производство светопрозрачных заполнений достигло того уровня, когда окна поставляются на площадку в комплекте, готовые к установке. Поэтому качество окон - их светопропускающая способность, шумозащита, воздухопропускание и сопротивление теплопередаче - должны обеспечиваться производителем и соответствовать нормативным показателям, указанным в действующих нормативных правовых актах. С 2011 г. с выходом стандарта ISO 18292:2011 появилась единая международная методика, позволяющая оценивать еще один показатель - энергетическую эффективность окон с учетом их многофункциональности.

Этап разработки европейской методики оценки энергетической эффективности окон был закончен в 2003 и вовлекал организации исследования 8 европейских стран: Германии, Нидерландов, Дании, Великобритании, Италии, Норвегии, Швеции и Финляндии. Это стало основной основой для развития методики определения и схем сертификации энергетической эффективности энергии окна. Цель разработки методики состояла в облегчении выбора потребителями и стимулировании производителей и поставщиков в отношении энергоэффективных окон.

В международной практике стандартизации и сертификации методика оценки энергетической эффективности теплоизоляционных материалов не разработана. В системе стандартизации и сертификации США Energy Star в отношении теплоизоляционных материалов используют практику просвещения потребителей о теплоизоляционных свойствах материалов, разъясняя, по каким показателям следует их выбирать для строительства индивидуального здания, каким образом следует укладывать теплоизоляционные материалы в конструкции, чтобы добиться наибольшего энергосберегающего эффекта. При этом стандартизацию и сертификацию теплоизоляционных материалов в США, Канаде, Австралии и странах Европейского Сообщества производят по общепринятым для этих материалов показателям - теплопроводности, плотности, пожарным свойствам, дополнительным показателям: сжимаемости, сорбционной влажности, прочности при изгибе, сдвиге, стабильность размеров при различной температуре и влажности и других .

При разработке методики оценки потенциальной энергетической эффективности необходимо учитывать международный опыт методик определения теплоизоляционных свойств с учетом условий работы теплоизоляционного материала в конструкции - эксплуатационной температуры и влажности. По этим позициям методики оценки теплопроводности теплоизоляционных материалов в системе стандартизации и сертификации, например, стран Европейского Союза, США, стран Таможенного союза различаются. Так как в строительстве зданий Республике Казахстан планируется использовать эффективные теплоизоляционные материалы отечественного и импортного производства, то устранение различий в методиках испытания позволит адекватно сравнивать различные теплоизоляционные материалы по их основному функциональному свойству - теплопроводности.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о наличии возможностей для дальнейшего поступательного развития и отечественной строительной отрасли.

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Зарубежный опыт привлечения инвестиций в строительство жилья

Щербинин А.Г., помощник Члена Совета Федерации ФС РФ Артюхова А.В. по Тюменской области

Если рассматривать зарубежный опыт привлечения инвестиций, то необходимо сказать об относительной сбалансированности инвестиционного спроса, с одной стороны, и предложений строительных фирм на удовлетворение этого спроса, с другой. Данная ситуация сложилась за счет доступности готовых строительных объектов, наличия экономических и правовых механизмов по обеспечению возвратности вложенных денежных средств и оптимальных сроков окупаемости инвестиций . О развитости зарубежных институтов жилищного строительства говорят следующие факты. В России лишь для 11% населения на одного человека приходится 17-18 м 2 жилья, за рубежом данные цифры составляют 30-35 м 2 . По инвестициям в строительный комплекс Россия стоит на 11-м месте. В общем объеме финансирования: 25% средств - местных бюджетов, 75% - индивидуальных застройщиков .

Хотелось бы отметить, что зарубежные системы долевого участия в строительстве имеют свои принципиальные особенности. Это вызвано тем, что во многих странах развито ипотечное жилищное кредитование и граждане, получая кредит, приобретают готовое жилье, не опасаясь, что застройщик не выполнит свои обязательства или будет задержан срок строительства. Данный вид кредитования намного выгодней и эффективней для граждан, обеспечен устойчивой экономикой страны и защищен многими развитыми правовыми институтами. Это дает основание некоторым специалистам отметить, что "инвестирование развития российской экономики в значительной мере определяется организацией ипотечного кредитования" .

Для более конструктивной организованности фирмы, занятые в строительной деятельности, объединяются между собой, что позволяет значительно снизить стоимость строительства жилья, поскольку они заинтересованы в деятельности друг друга. М.М.Скулимовский говорит о том, что 80% потерь и удорожаний в процессе строительства возникают из-за несовершенства проектных решений, поэтому как "зарубежные, так и отечественные специалисты пришли к выводу о необходимости реорганизации взаимодействия участников инвестиционного процесса" . При таком взаимодействии расходы и многие издержки сокращаются за счет снижения расходов на рекламу, взаимных скидок на оказываемые услуги и поставляемые материалы. Данные объединения обычно называют картелями. "За рубежом давно известна практика создания картелей на основе объединения проектных, научных, строительных предприятий и предприятий материалов" .

Следующим важным моментом в организации строительства является роль заказчика и того, кто выполняет его функции. В Англии, Финляндии и Швеции представителем заказчика часто является архитектор. Он подбирает необходимых для строительства специалистов, которые определяют предварительную стоимость строительства, выполняют работы по субподряду, собирают иные необходимые данные. Вместе с ними архитектор подготавливает документы для заключения контракта, в котором обусловливается целесообразность участия в торгах, программа работ до и после торгов, экономические методы производства работ и вопросы сокращения продолжительности строительства.

В США заказчик создает группу, в состав которой могут включаться сметчики, инженеры, экономисты, руководители контракта и прорабы. Далее ими разрабатывается вся необходимая документация и схемы строительного процесса. На основании полученных материалов руководитель контракта начинает работу с подрядными фирмами. При этом для оптимального выбора распространено привлечение консультационных фирм. В Японии в данном направлении сделан шаг вперед. При строительных фирмах организуются крупные исследовательские лаборатории, и даже институты, в штаты фирмы активно привлекаются ученые . При этом вместо понятия "заказчик" используется понятие "девелопер", в функции которого входят приобретение площадки, финансирование, строительство и продажа жилья. Девелопер может привлекать подрядчиков и субподрядчиков .

В Германии заказ на производство работ получает генеральный подрядчик, который в свою очередь распределяет его специализированным фирмам и несет ответственность за выполнение сроков и качества строительства .

Еще одной особенностью являются отношения заказчика и подрядчика, которые оказывают влияние на формирование отношений дольщика и заказчика в данном случае. "Если же поставщик изготовляет вещь из собственного материла, хотя бы и по заказу контрагента, то в большинстве стран признается договор купли-продажи будущей вещи" . Решающее значение придается тому обстоятельству, что поставщик, изготавливая из своего материала, становится собственником созданной вещи. На этой позиции стоит практика Франции, Англии, США и с оговорками ФРГ . То есть, по сравнению с нашим законодательством, в вышеуказанной ситуации заказчик не может заключать договоры с другими инвесторами, что представляется логичным и обоснованным. При заключении договоров дольщиками и инвесторами существует "универсальное правило работы с долевыми схемами - принцип второго этажа: включаться в процесс инвестирования строительства менее рискованно, когда коробка дома поднялась не менее чем на два этажа" .

Рассматривая мировой опыт обеспечения населения жильем, необходимо иметь в виду, что на практическое развитие и организацию жилищного кредитования в той или иной стране значительное влияние оказывает ряд факторов, которые можно подразделить на политические, экономические и правовые. Эти факторы послужили основой для образования в мире десятков разновидностей и вариантов организации жилищного кредитования. На основании изложенного технология инвестирования в жилищную сферу строится на трех основных принципах: контрактные сбережения, ипотечное кредитование и государственная поддержка. Конечно, конкретные механизмы реализации этих принципов могут весьма и весьма отличаться. Например, различные модели контрактных сбережений особенно широко применяются в странах Западной Европы. В США же преобладает ипотечная модель инвестирования в строительство жилья.

Классическая форма контрактных сбережений - строительные сберегательные кассы - действует в Германии. Источником ресурсов для целевых жилищных займов в стройсберкассе являются вклады граждан, плата заемщиков за пользование жилищным займом, а также государственная премия, которая выплачивается в соответствии с контрактом о строительных сбережениях при условии, что вкладчик в течение года вложил на свой счет определенную сумму. Жилищный кредит может получить только вкладчик стройсберкассы по истечении определенного времени (обычно 5-6 лет), в течение которого он ежемесячно делал вклады на установленную в контракте сумму. Процентные ставки (как на вклад, так и на кредит) фиксированы на все время действия контракта. Большим достоинством "немецкой системы" является ее полная прозрачность. Согласно германскому закону о стройсберкассах, эти организации не могут осуществлять никаких активных операций, кроме выдачи кредитов своим членам. Таким образом, в отличие от вкладчика коммерческого банка, не имеющего никакой информации, как, на какие нужды и насколько рискованно используются его средства, вкладчик стройсберкассы точно знает, кто и на каких условиях пользуется его деньгами.

Преимуществом этой системы в российских условиях является отсутствие необходимости требовать от будущего заемщика подтверждения платежеспособности, что является основным препятствием при выделении банками "классических" ипотечных ссуд и не позволяет в значительной степени вовлечь в процесс инвестирования жилищного строительства дополнительные средства в виде сбережений населения.

Иные модели контрактных жилищных сбережений функционируют во Франции и Великобритании. Во Франции есть два вида жилищных сберегательных счетов: на первом (так называемая сберегательная книжка А) можно накапливать до 100 тыс. франков и после этого получить льготный жилищный кредит в 150 тыс. франков под 3,75% годовых, при этом каждый год к целевому вкладу прибавляется государственная премия в размере 7,5 тыс. франков; второй вид жилищных сберегательных счетов - так называемые счета PEL (план жилищных сбережений), на которых можно накапливать до 400 тыс. франков и получать льготный жилищный кредит на сумму до 600 тыс. франков под 4,8% годовых. Ставки по кредитам ниже рыночных на 4-5%. Крупнейший земельный банк (Креди фонсье де Франс) и его филиал - Контора предпринимателей (Контуар дез антрепренер) предоставляют ссуды землевладельцам и строительным компаниям на жилищное и промышленное строительство. Ипотечные операции связаны с выдачей среднесрочных и долгосрочных ипотечных ссуд в основном крупным строительным компаниям и землевладельцам на жилищное и промышленное строительство сроком от 3 до 20 лет.

В Великобритании еще с прошлого столетия успешно функционирует система строительных обществ (building society). Механизм их работы немного похож на деятельность немецких, но для получения жилищного кредита не обязательно быть вкладчиком строительного общества. В последние годы, в результате либерализации банковского законодательства Соединенного Королевства, функции этих обществ все ближе к функциям коммерческих банков. Конкуренция вышеуказанных структур приводит к их сближению и уменьшению кредитных ставок. Кроме этого, деятельность обществ тесно связана со страховыми компаниями. Страховые услуги включаются в единый механизм ипотечного кредитования .

Существенные отличия имеет так называемая "расширенная открытая модель". Это модель, в которой основной приток кредитных ресурсов в систему ипотечного кредитования поступает со специально организованного для этой цели вторичного рынка ценных бумаг, обеспеченных закладными на недвижимость. Реализация расширенной открытой модели может быть обеспечена лишь при условии создания расширенной инфраструктуры ипотечного рынка, как правило, при определенном содействии государства и, как минимум, при его частичном контроле над эмиссией ценных бумаг, обращающихся на вторичном рынке. Одним из условий, контролируемых государством, является наличие жесткого баланса между совокупной ценой эмитированных и обращающихся в каждый данный момент на вторичном рынке ценных бумаг и ценой закладных, проданных ипотечными банками эмитентам в обеспечение этой эмиссии. Расширенная открытая модель в определенной мере является более стабильной в силу того, что большинство ценных бумаг, обеспечивающих приток кредитных ресурсов в систему, имеют ранее объявленные доходность и срок погашения.

Если брать систему ипотечного жилищного кредитования в США в общем, то можно отметить, что ранее существовало "правило красной линии", в пределах которой кредиты могли быть выданы, также при этом рассчитывались зоны рисков для выдачи кредитов. Если гражданин попадал в пределы красной линии или входил в недоступную зону риска, то ему в выдаче кредита отказывали. Кредит в США выдается на срок, в течение которого заемщик работает, т.е. до пенсии . Существует следующая особенность кредитования в США. Все жилые помещения подразделяются на 3 группы: самое дешевое, среднее и самое дорогое. На первую группу кредит выдается государством, на две следующие группы кредит выдается с помощью частных ипотечных институтов. В данном случае срок кредита составляет 12 лет, а размер субсидии - 75 % стоимости жилья .

В США еще во времена Ф.Рузвельта начала складываться разветвленная система ипотечного кредитования жилищного строительства и приобретения жилья в собственность. Практикуются разнообразные виды ипотечных кредитов. Ипотечные кредиты классифицируются в зависимости от вида организации и страхования . На сегодняшний день в деятельность кредитно-финансового блока по жилищному финансированию вовлечено большое число учреждений, институтов первичного и вторичного рынка ипотечных кредитов, включая рынок ценных бумаг, - это ипотечные банки, сберегательные и кредитные ассоциации, коммерческие и сберегательные банки, компании по страхованию, пенсионные фонды, инвестиционные институты, частные кредиторы, риэлтерские, брокерские фирмы и т.д .

В Аргентине эффективная схема ипотечного кредитования реализована при помощи Всемирного Банка. Обобщенный вид схемы выглядит следующим образом. Правительство создает гарантийный Фонд для облигаций (долговых обязательств), эмитируемых банками - участниками проекта. Всемирный Банк для создания Фонда предоставляет 15-летний заем (включая 7-летнюю отсрочку платежа) на сумму 500 млн долл. США. Фонд выдает гарантии по ценным бумагам, эмитируемым субъектами ипотечного рынка.

Обобщая опыт развития ипотечного кредитования в зарубежных странах, следует отметить, что именно ипотечное кредитование явилось одним из основных факторов экономического развития в США (новый курс Рузвельта), в Германии (послевоенные реформы Эрхарда), в Аргентине ("план Ковальо") и в Чили (реформы Пиночета). Система ипотечного кредитования в США позволила за последние 30 лет ежегодно направлять на жилищный рынок более 40 млрд долл. "При этом рассрочка предоставляется, как минимум, на 10 лет, а чаще на 20-25 лет" .

Необходимо отметить, что в ряде зарубежных стран действует поддержка граждан и, особенно, молодых семей, для приобретения квартиры в собственность. В Финляндии в данном отношении приняты следующие меры: ограничены все виды налогообложения физических и юридических лиц до общего уровня 32%; установлены парламентом твердые ставки банковского кредита на приобретение молодыми семьями квартир под 3% годовых с рассрочкой до 20-25 лет; снижена на 25-50% плата (в зависимости от количества родившихся детей) за приобретенные молодыми семьями квартиры. Общие требования в отношении кредитования строительства жилья также очень мягкие, банковская ставка составляет 3,5% годовых, в отличие от средней ставки на иные виды кредитования 9-17% .

Система поддержки граждан в Германии заключается в следующем. Строительные сберкассы заключают с работающими гражданами договор на финансирование строительства, на основании которого будущий собственник жилья вносит ежемесячно на свой счет в строительной сберкассе определенную сумму. Работодатель на основании "Закона о 936 марках" ежемесячно добавляет к зарплате 78 марок (936 марок в год) и государство добавляет еще 93,6 марки, или 10% от 936 марок. Таким образом накапливается "строительный капитал". Когда данная сумма накопится до требуемой (около 1/3 стоимости жилья), государство выделяет гражданину 10% стоимости жилья, а на остальную сумму строительная сберкасса выдает под низкий процент кредит. Кроме этого, после приобретения жилья молодой семьей, имеющей не менее 2 детей, государство выдает им в течение 8 лет после приобретения жилья 40 тыс. марок в виде субсидий на дом, 24 тыс. марок на детей, 4 тыс. марок в виде экологической надбавки и 3,2 тыс. марок в виде субсидий на энергию . Несмотря на такие льготы, в Германии "ровно половину жилищного фонда частных собственников (включая квартиры на праве личной собственности) также составляют квартиры, сдаваемые внаем. Можно считать, что основной формой использования жилья в Германии считается наем квартир" . Наем квартир играет важную роль и в других странах. В США производится классификация жилого фонда по форме использования на "жилье, сдаваемое в аренду (rental property), и жилье, предназначенное для проживания владельцев (residential property) .

По поводу участия государства в инвестиционном процессе Л.В.Донцова замечает, что "в странах с развитой рыночной экономикой государство в процессе регулирования инвестиционной деятельности принимает на себя одновременно несколько функций.

Первая функция - это регулирование (стимулирование или ограничение) общего объема капиталовложений частного бизнеса.

Вторая функция - это выборочное стимулирование капиталовложений в определенные предприятия, отрасли и сферы деятельности через кредитные и налоговые льготы, например, с помощью инвестиционного кредита.

Третья функция - это прямое административное вмешательство в инвестиционный процесс" .

Особое внимание в Швеции государство уделяет вопросам ценообразования. Контроль и наблюдение за ценами осуществляет государственное управление цен и конкуренции, подчиненное министерству гражданской администрации. В каждой губернии имеются специалисты, отслеживающие цены на товары и услуги и вносящие предложения по их регулированию. При значительном повышении цен, инфляции и резких дисбалансах на рынке Правительство имеет право, согласно закону о регулировании цен, их заморозить. Данное замораживание возможно по отдельным товарам и услугам. Государство может устанавливать предельный уровень цен, а если кто-либо их желает повысить, он должен предварительно об этом уведомить и обосновать. Если, например, цены на жилье поднялись, то государство выдает гражданам, особенно молодым семьям, жилищные субсидии и льготные долгосрочные займы .

Рассмотрим, как реагирует государство в лице своих органов при завышении цен в других развитых странах, например, в США, Германии, Финляндии, Японии, Канаде и др. Когда цена строительного объекта превышает издержки производства и среднюю норму прибыли, государственные органы могут вмешаться и отрегулировать цену. Средняя норма прибыли при осуществлении строительно-монтажных работ составляет 10-12% от издержек производства. Если норма прибыли оказывается выше, то причины такого роста исследуются, а если они не обосновываются при таком исследовании, то государство регулирует эту норму в принудительном порядке. Как отмечает И.А.Рахман, "анализ зарубежного опыта позволяет сделать вывод о том, что формирование цены является важным стратегическим направлением при разработке новой продукции и продвижении ее на рынок" .

Определение достоверной стоимости всего проекта является основополагающим принципом деятельности зарубежных строительных фирм. Для этого на всех этапах инвестирования при определении стоимости строительства используются укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС). В США компания "R.S.MEANS" издает ежегодно большим тиражом сборники цен со среднеамериканскими показателями. В Англии фирма "Technical Indexes Ltd." публикует сборники "WESSEX" с укрупненными показателями стоимости работ. При проведении подрядных торгов фактор стоимости предмета торгов составляет 50-70% в ряду других факторов для принятия положительного решения .

В 1901 г. народное жилищное хозяйство Нидерландов получило прочную базу в виде Жилищного закона. Тем самым стала возможной помощь государства частным организациям в строительстве "для общественных нужд". Таким образом, жилищные ассоциации - это самостоятельные частные организации, занимающиеся строительством, сдачей в аренду и содержанием жилья. Они занимаются этим, в первую очередь, для групп населения, у которых возникают сложности с поиском хорошего и доступного по ценам жилья. Чтобы быть в состоянии функционировать как жилищная ассоциация, необходимо получить признание правительства. Подобное признание называется регистрацией. Юридически ассоциация обозначается термином "зарегистрированное жилищное объединение".

На основании изложенного можно сделать следующие выводы. Внедрению ипотечного кредитования в России на должном уровне на сегодняшнем этапе препятствует целый ряд факторов:

  • недостаточное развитие рынка ценных бумаг;
  • отсутствие инвесторов, готовых на низкую доходность по ипотечным закладным;
  • слабое развитие страхового дела для целей обслуживания ипотечных кредитов;
  • дороговизна средств у коммерческих банков, необходимых для выдачи долгосрочных ипотечных кредитов;
  • высокие темпы инфляции, изменение курса рубля, вызывающие значительный риск процентных ставок при долгосрочном кредитовании и др.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что причины несостоятельности массовой программы ипотечного кредитования в России кроются в необходимости кардинального улучшения финансово-экономической ситуации в стране, без которого основополагающие механизмы ипотечного кредитования не функционируют.

При долевом участии в строительстве жилья граждане получают возможность, совместно вкладывая средства в строительство целого дома, поэтапно "выкупать" свои будущие квартиры. Но в этом случае вся стоимость квартиры должна быть выплачена до окончания строительства, что достаточно обременительно. При накопительной схеме ее участники начинают вкладывать средства до начала строительства того дома, в котором будет находиться их квартира, что позволяет, аналогично немецким стройсберкассам, перераспределять денежные ресурсы между разными объектами.

Также можно сделать вывод о том, что по сравнению с западными странами, где развиты институты по жилищному кредитованию, в нашей стране данные институты еще формируются, а те, которые сформированы, еще не могут предоставлять услуги надлежащего качества. Это качество предполагает надежность работы института и доступность услуги широким слоям населения.

Примечания

1. Рахман И.А. Зарубежный опыт регулирования инвестиционно-строительной деятельности // Экономика строительства. 2001. № 6. С. 45.

2. Матюгина Э.Г. О рынке жилья // Жилищное строительство. 2001. № 1. С. 8.

3. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. Недвижимость: регистрация прав и сделок, ипотечное кредитование в схемах. М.: ИИД Филин, 1999. С. 54.

4. Скулимовский М.М. Сокращение сроков реализации инвестиционно-строительных проектов: Новые подходы // Экономика строительства. 2002. № 5. С. 14.

5. Устименко В.В. Расширение рынка жилищного строительства // Жилищное строительство. 2000. № 3. С. 6.

6. Рахман И.А. Указ. соч. С. 50-51.

7. Цылина Г.А. Жилищное финансирование и ипотечное кредитование // Жилищное строительство. 2000. № 2. С. 3.

8. Шебаршина Е.Н. Организационные формы содержания, ремонта и модернизации жилых зданий в Германии // Жилищно-коммунальное хозяйство. 2002. № 8. С. 28.

9. Гражданское и торговое право капиталистических государств / Отв. ред. Е.А. Васильев. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Международные отношения, 1992. С. 349.

10. Там же. С. 349.

11. Лушкин С.А. Некоторые аспекты инвестирования строительства жилья на долевой основе // Экономика строительства. 2001. № 7. С. 18.

12. Цылина Г.А. Институциональная структура современного рынка ипотечного кредита и ее тенденции // Жилищное строительство. 2000. № 11. С. 21.

13. Цылина Г.А. Ипотечное кредитование и риски // Жилищное строительство. 2001. № 5. С. 5.

14. Матюгина Э.Г. О рынке жилья // Жилищное строительство. 2001. № 1. С. 8.

15. Михайлов С.А. Финансово-экономические аспекты строительства // Жилищное строительство. 2000. № 8. С. 2.

16. Цылина Г.А. Институциональная структура современного рынка ипотечного кредита и ее тенденции // Жилищное строительство. 2000. № 11. С. 19.

17. Епифанов В.А. Территориальный заказ и кредитование жилищного строительства // Жилищно-коммунальное хозяйство. 2000. № 9. С. 6.

18. Рахман И.А. Инвестиционно-строительная деятельность: зарубежный опыт // Строительный бизнес. 2002. № 2. С. 3.

19. Рахман И.А. Зарубежный опыт регулирования инвестиционно-строительной деятельности // Экономика строительства. 2001. № 6. С. 48.

20. Шебаршина Е.Н. Организационные формы содержания, ремонта и модернизации жилых зданий в Германии // Жилищно-коммунальное хозяйство. 2002. № 8. С. 28.

21. Левин Ю.А. Дифференциация жилой недвижимости в городах США // Экономика строительства. 2002. № 11. С. 39.

22. Донцова Л.В. Система регулирования инвестиционных процессов в развитых странах // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 4. С. 91.

23. Рахман И.А. Указ соч. С. 48-49.

24. Там же. С. 51.

25. Там же. С. 52.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на . Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).