Тахограф окоф амортизационная группа. Актуальные вопросы внедрения глонасс

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В целях налогообложения прибыли организаций тахографы относятся к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.

Для целей бухгалтерского учета организация вправе самостоятельно определять срок полезного использования в том числе с использованием Классификации. Выбор порядка определения срока полезного использования при принятии основного средства к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Обоснование вывода:

Тахограф - это автоматическое бортовое техническое устройство для непрерывной индикации и регистрации пройденного пути и скорости движения АТС, времени работы и отдыха водителя, призванное обеспечить выполнение законодательных и нормативных требований, обеспечивающих гармонизацию социальных и коммерческих взаимоотношений в сфере транспорта, а также опасность дорожного движения (Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53831-2010 "Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.07.2010 N 159-ст)).

В соответствии с п. 1 Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (утверждены приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36), требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

Налог на прибыль

Иными словами, при отсутствии соответствующего кода при определении срока полезного использования интересующего объекта основных средств следует руководствоваться техническим паспортом изготовителя либо другой аналогичной технической документацией.

Если по этим документам невозможно установить срок полезного использования основного средства, то можно обратиться к изготовителю (продавцу) с соответствующим запросом. Далее исходя из установленного срока полезного использования следует определить амортизационную группу в соответствии с п. 3 ст. 258 НК РФ. Финансовое ведомство для включения конкретного вида амортизируемого имущества в Классификацию рекомендует обращаться в Минэкономразвития России (письмо Минфина России от 16.11.2009 N 03-03-06/1/756).

Бухгалтерский учет

Порядок бухгалтерского учета основных средств регламентируется:

Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (далее - Методические указания), утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н;

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов).

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

Объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

Объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

Организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

Объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Согласно ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете срок полезного использования - это период, в течение которого использование объекта ОС приносит организации экономические выгоды (доход).

Пунктом 20 ПБУ 6/01 установлено, что при принятии к учету объектов ОС срок их полезного использования определяется организацией самостоятельно исходя из:

Ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

Ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

Нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

Организация вправе для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять срок полезного использования, не опираясь ни на какие нормы, а только руководствуясь п. 20 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77). В то же время она может (но не обязана) использовать Классификацию (п. 1 постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).

Выбор порядка определения срока полезного использования при принятии основного средства к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Волкова Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В соответствии с представленными копиями счетов-фактур от ООО "У" N 00000007 от 03.11.2009 г. и N 00000008 от 03.11.2009 г. ГУП "Х" приобретает навигационные модули "Line Guard", датчики топлива "LLS" и контроллеры датчиков уровня топлива "КДУТ-1".

Автора запроса интересует вопрос, как учитывать данное имущество в качестве одного инвентарного объекта, который включает в себя навигационный модуль, датчик топлива, контроллер датчика уровня топлива или данные активы нужно принимать к учету отдельно друг от друга.

Из информации, полученной из интернета, следует, что навигационный модуль предназначен для определения координат автотранспорта и передачи их в диспетчерский пункт (принимающая станция). Оборудование для учета расхода топлива может использоваться как отдельно, так и в комплексе с навигационным модулем. Подключение к навигационному модулю позволяет получать данные по расходу топлива в режиме реального времени, а также строить различные отчеты на основе этих данных. При использовании навигационного модуля нет необходимости переноса данных с датчиков вручную.

Конструктивно датчик топлива подключен к контроллеру, который в свою очередь к навигационному модулю . Причем передавать данные по расходу топлива с датчиков в режиме реального времени в диспетчерскую службу организации без использования навигационного модуля не возможно.

В целях определения объекта учета в отношении рассматриваемых активов обратимся сначала к ПБУ 6/01 "Учет основных средств" .

Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01.

При этом активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

В этой связи, для того, чтобы определить, каким образом квалифицировать приобретенные приборы

во-первых, необходимо определить единицу учета основных средств,

во-вторых, их стоимость нужно сравнить с установленным в учетной политике лимитом.

Если в учетной политике учреждения установлено, что нормы списания ГСМ определяются в соответствии с Распоряжением N АМ-23-р, то именно этим документом, а не фактическими данными системы ГЛОНАСС учреждение должно пользоваться при определении расходования ГСМ и последующего его списания со счетов бухгалтерского учета.

К тому же у системы ГЛОНАСС имеются свои особенности. Она рассчитывает расстояния до населенных пунктов исходя не из фактических километров дороги, а по прямой, то есть с искажениями. Более того, не все населенные пункты внесены в базу данных, поэтому часть поездок вообще не учитывается. Часто бывает так, что система учитывает только последнюю поездку в течение рабочего дня, а остальные "выбрасывает".

М. Волкова,

эксперт журнала "Бюджетные организации:

При отнесении в 2012 году расходов на соответствующую статью (подстатью) КОСГУ следует руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 N 180н (далее - Указания).

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, средства навигационные (код 14 3221020) перечислены в подразделе "Машины и оборудование".

Средства спутниковой навигации устанавливаются на транспортные средства не на один год, поэтому в целях бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений они учитываются в составе основных средств (п. 38 Инструкции N 157н).

С учетом вышесказанного согласно Указаниям следует относить расходы:

По приобретению средств спутниковой навигации - на "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ;

По выполнению работ по установке средств спутниковой навигации на транспортные средства - на "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Отметим, что применение указанных статей КОСГУ будет зависеть от формулировки расходов, прописанных в договоре. Если в договоре стоимость оборудования не выделяется отдельной строкой, то есть прописываются лишь расходы по установке спутниковой навигации ГЛОНАСС, то всю сумму, предусмотренную таким договором, необходимо относить на КОСГУ.

А. Бирюков,

к.э.н., заместитель начальника Управления

внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности

деятельности Федерального казначейства

Л.Ю. Симонова,

редактор-эксперт журнала

"Бюджетный учет"

Начнем с того, что требование по оснащению ТС спутниковым оборудованием ГЛОНАСС установлено п. 8 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств . Дословно: ТС, включая специальные транспортные средства категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемые для перевозки опасных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Аналогичное условие указано в п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом . Таким образом, необходимость оснащения автобусов транспортного предприятия спутниковым оборудованием ГЛОНАСС не вызывает сомнений. Требования к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утверждены Приказом Минтранса РФ от 31.07.2012 N 285.

Что касается тахографов, то они "пришли" из другого документа - Закона о контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок . В нем сказано, что водители транспортных средств при международных автомобильных перевозках по территории России обязаны соблюдать режим труда и отдыха, установленный международным договором РФ о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки. На территории России должно выполняться требование об установке на транспортных средствах и использовании контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей ТС, принадлежащих российским перевозчикам, при международных автомобильных перевозках.

Транспортные средства, допущенные к международным автомобильным перевозкам согласно карточке допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров , оснащаемые контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.

Из сказанного следует, что перевозчик пассажиров и багажа, работающий на городских и пригородных маршрутах, не обязан оборудовать ТС тахографами, если действует в рамках Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. На междугородных маршрутах оснащение ТС тахографом обязательно. В отношении оснащения тахографами автобусов международных пассажирских перевозок нужно помнить об условиях, невыполнение которых влечет обязанность установить тахограф. В частности, если транспортное предприятие занимается международными пассажирскими перевозками на автобусах и у него отсутствует карточка допуска на автотранспортные средства для осуществления международных автомобильных перевозок пассажиров в соответствии с требованиями Европейского соглашения , касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, то транспортное предприятие обязано оснастить автобусы тахографами.

За невыполнение названного требования предусмотрена административная ответственность как для водителей, так и для юридического лица. В силу ст. 11.23 КоАП РФ управление грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки без контрольного устройства (тахографа) или с выключенным тахографом, а равно с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей, влечет наложение административного штрафа в размере до 2,5 тыс. руб. Нарушение установленного режима труда и отдыха водителем грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

В качестве примера из судебной практики можно привести Постановление Забайкальского краевого суда от 17.04.2012 N 7-58-2012. В нем водитель правомерно привлечен к административной ответственности, поскольку управлял грузовым автотранспортным средством при осуществлении международной автомобильной перевозки без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха. Кроме того, так как целью установки тахографа является обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, есть и вероятность привлечения юридического лица к ответственности по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ за выпуск на линию транспортного средства без тахографа. В соответствии с данной нормой за перевозку пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств грозит наложение административного штрафа на граждан в размере 3 тыс. руб., на должностных лиц - 5 тыс. руб., на юридических лиц - 30 тыс. руб. Очевидно, что попасть на штраф по приведенному основанию можно лишь в том случае, если ТС должно быть оборудовано тахографом.

На заметку. Водителям запрещается осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, в случае если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством (п. 10 приложения 3 к Приказу N 36).

Остается добавить, что работа тахографов, установленных на ТС, контролируется мастерскими и транспортными предприятиями в целях исключения нарушения водителем, управляющим ТС для перевозки грузов или пассажиров, режима труда и отдыха. После выпуска транспортного средства на линию водитель проверяет работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации. Очевидно, что если в автобусе установлен не тахограф, а аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС, то она контролируется и используется согласно инструкции по ее эксплуатации.

А.Р. Миронова,

эксперт журнала "Транспортные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Как учесть данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете? Можно ли учесть их как "Приобретение услуг сторонних организаций" с единовременным списанием затрат проводкой "Дебет 20 Кредит 60" (без создания актива)?

Бухгалтерский учет

Порядок бухгалтерского учета расходов на приобретение аппаратуры спутниковой навигации зависит от квалификации приобретенного актива.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01).

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (п. 1 ст. 257 НК РФ). Следовательно, расходы организации на приобретение аппаратуры спутниковой навигации будут формировать первоначальную стоимость объектов основных средств.

Первоначальная стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном ст.ст. 259-259.2 НК РФ, и признается в расходах ежемесячно (п. 3 ст. 272 НК РФ).

Расходы на приобретение отдельных комплектов аппаратуры спутниковой навигации, не соответствующих критериям признания их в качестве объектов основных средств, будут учитываться при формировании налогооблагаемой прибыли в составе материальных расходов единовременно на дату ввода их в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

К сведению:

Установка аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС, на наш взгляд, не приводит к изменению технических и эксплуатационных характеристик автомобиля (грузоподъемность, качество применения) а также к увеличению мощности, срока его полезного использования, следовательно, такая установка не является модернизацией автомобиля.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Расходы по абонентскому обслуживанию бортового навигационного оборудования в соответствии с Указаниями N 171н следует отражать по подстатье 226 "Прочие работы, услуги".

А А. Кучеренко,

консультант

  • ОКОФ — Общероссийский классификатор основных фондов
  • 300.00.00.00.000 — Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
  • 330.00.00.00.000 — Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты

Подгруппировки

Группировка 330.26.51 в ОКОФ содержит 7 подгуппировок.

  1. 330.26.51.1 — Приборы навигационные, метеорологические, геофизические и аналогичные инструменты
  2. 330.26.51.2 — Аппаратура радиолокационная, радионавигационная и радиоаппаратура дистанционного управления
  3. 330.26.51.3 — Весы точные; инструменты для черчения, расчетов, приборы для измерения линейных размеров и т.п.
  4. 330.26.51.4 — Приборы для измерения электрических величин или ионизирующих излучений
  5. 330.26.51.5 — Приборы для контроля прочих физических величин
  6. 330.26.51.6 — Инструменты и приборы прочие для измерения, контроля и испытаний
  7. 330.26.51.7 — Термостаты, стабилизаторы давления и прочие приборы и аппаратура для автоматического регулирования или управления

Амортизационные группы

В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 330.26.51 числится в следующих группах:

Группа Подгруппа Сроки Примечание
Четвертая группа Инвентарь производственный и хозяйственный имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно оборудование испытательное
Пятая группа Машины и оборудование имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно оборудование лабораторное обогатительное; приборы для научных исследований (приборы метеорологические и аэрологические, гидрологические, гидрометеорологические, для полевых геофизических исследований в скважинах, геологические и гидрогеологические, аппаратура системы контроля процесса бурения)
Шестая группа Машины и оборудование имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно скоростемеры локомотивные; снаряжение судовое

Переходные ключи

Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:

ОКОФ ОК 013-94 ОКОФ ОК 013-2014
Код Наименование Код Наименование
143221127 Кабины для монтажа радиоаппаратуры 330.26.51 Оборудование для измерения, испытаний и навигации
143221128 Приборы контрольно-испытательные для радиовещательной аппаратуры
143314000 Оборудование испытательное
143314284 Стенды механические ударные (имитирующие транспортную тряску)
143314285 Стенды электродинамические тарировочные
143314286 Стенды электродинамические испытательные однокомпонентные
143314287 Стенды электродинамические испытательные двух- и трехкомпонентные
143314289 Стенды электродинамические испытательные двух- и трехкомпонентные прочие
143314290 Аппаратура виброизмерительная специальная
143314291 Аппаратура для измерения колебательной мощности
143314292 Аппаратура для измерения механических сопротивлений
143314293 Аппаратура виброизмерительная универсальная специального назначения
143314299 Аппаратура виброизмерительная специальная прочая
143314310 Приборы для измерения параметров движения — тахометры
143314311 Приборы для измерения параметров движения — тахометры магнитные
143314312 Приборы для измерения параметров движения — тахометры цифровые
143314313 Приборы для измерения параметров движения — тахометры часовые
143314314 Приборы для измерения параметров движения — тахометры электронные интегрирующие
143314315 Приборы для измерения параметров движения — тахометры стробоскопические
143314316 Приборы для измерения параметров движения — тахометры электрические
143314317 Приборы для измерения параметров движения — тахометры вибрационные
143314320 Приборы для измерения параметров движения — счетчики
143314321 Приборы для измерения параметров движения — счетчики оборотов механические
143314322 Приборы для измерения параметров движения — счетчики оборотов дистанционные электрические
143314323 Приборы для измерения параметров движения — счетчики оборотов прочие
143314324 Приборы для измерения параметров движения — счетчики единиц механические
143314325 Приборы для измерения параметров движения — счетчики единиц электроимпульсные
143314329 Приборы для измерения параметров движения — счетчики единиц прочие
143314330 Установки для испытания приборов для измерения параметров движения и счетчиков
143314331 Установки тахометрические
143314332 Установки для испытания скоростемеров
143314333 Установки для испытания счетчиков оборотов и счетчиков единиц
143314339 Установки для испытания приборов для измерения параметров движения и количества прочих
143314340 Скоростемеры
143314341 Скоростемеры локомотивные
143314342 Скоростемеры шахтные
143314343 Скоростемеры автомобильные
143314349 Скоростемеры прочие
143314350
143314351 Интеграторы
143314352 Таксометры
143314359 Приборы для измерения параметров движения и количества прочие
143314400 Установки лабораторные для изучения физических свойств горных пород при высоких температурах и давлениях
143314410 Установки для испытаний материалов на воздействие агрессивных сред
143315000 Приборы для научных исследований
143315010 Приборы для научных исследований (приборы метеорологические и аэрологические, гидрологические, гидрометеорологические, для полевых геофизических исследований в скважинах, геологические и гидрогеологические, аппаратура системы контроля процесса бурения)
143315250 Приборы и оборудование для поверки гидрометеорологических приборов
143315251 Приборы и оборудование для поверки метеорологических приборов
143315252 Приборы и оборудование для поверки аэрологических приборов
143315253 Приборы и оборудование для поверки морских гидрологических приборов
143315254 Приборы и оборудование для поверки речных гидрологических приборов
143315255 Приборы и оборудование для поверки комплексных гидрометеорологических приборов

ОКОФ: код 330.26.51

330.26.51 — Оборудование для измерения, испытаний и навигации

Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014
Код: 330.26.51
Наименование: Оборудование для измерения, испытаний и навигации
Дочерних элементов: 7
Амортизационных групп: 3
Прямых переходных ключей: 52

2018 okof2.ru — Общероссийский классификатор основных фондов с расшифровкой и поиском

Организация занимается грузоперевозками и имеет в собственности соответствующие транспортные средства. В 2016 г. на них были установлены тахографы.

Тахограф нужно отнести к пятой амортизационной группе

Как правильно поступить: увеличить стоимость автомобилей или отнести стоимость тахографов на прочие расходы? Данный вопрос поступил на горячую линию с подписчиками журнала, которая проводилась нашей компанией в июне текущего года, и вот какой ответ был дан автору вопроса.

По мнению редакции, затраты на приобретение тахографов могут быть отнесены на расходы по статье "Материалы" и в налоговом, и в бухгалтерском учете, но только при условии, что стоимость каждого тахографа не превышает 40 000 руб., а в учетной политике установлен соответствующий лимит стоимости ОС.
Поясним свою позицию. И сперва разберемся, почему не следует пересматривать стоимость автомобилей, оснащенных тахографами. Для этого нужно понять, чем является установка тахографа на автомобиль: модернизацией, дооборудованием, чем-то еще…

Почему пересматривать стоимость ТС не нужно?

Сразу отметим, что обязательность оснащения конкретных автомобилей тахографами, установленная федеральным законодательством (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения") и нормативными актами Правительства РФ, еще не означает, что нужно пересматривать их стоимость.
Так, согласно бухгалтерскому и налоговому законодательству стоимость ОС подлежит изменению только в ряде случаев: при их доработке, дооборудовании, модернизации и реконструкции.
Цель же оснащения автомобилей тахографами заключается в обеспечении непрерывной, некорректируемой регистрации информации:
— о скорости и маршруте движения автомобиля;
— о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.
Иными словами, установка тахографов никак не влияет на:
— эксплуатационные качества автомобилей;
— их технические характеристики;
— сроки их полезного использования и т.д.
А между тем это основные критерии, по которым устанавливается, имели место реконструкция, модернизация и т.д. ОС или нет.
Получается, что вряд ли установку тахографов можно рассматривать в качестве дооборудования, реконструкции или модернизации ОС, увеличивающих стоимость объекта в силу п. 14 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" <1> и п. 2 ст. 257 НК РФ.
———————————
<1> Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Аналогия с недвижимым имуществом

Чтобы озвученный выше вывод был более убедительным, обоснуем его на примере объектов недвижимости.
Минфин считает (см. Письмо от 16.10.2012 N 07-02-06/247), что в целях ведения учета и налогообложения объектом недвижимости является единый обособленный комплекс — совокупность установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое.
Информация о том, какое оборудование входит в этот комплекс, а какое нет, представлена в таблице.

Следуя представленной логике, делаем вывод, что тахограф — это устройство наблюдения за режимом работы автомобиля и водителя, которое:
— не имеет функциональной связи с самим автомобилем;
— может быть снято с автомобиля без нанесения ему повреждений или изменения его назначения.
Получается, что затраты на приобретение тахографов должны учитываться отдельно от стоимости автомобилей.

Пример дооборудования с увеличением стоимости. Установка дистанционного подогрева двигателя (отопителей), по мнению судей, состоит в функциональной связи с самим автомобилем (см. Определение ВАС РФ от 13.12.2012 N ВАС-12388/12 по делу N А19-6806/2011) и приводит к увеличению его стоимости.

Как учесть тахографы?

Безусловно, тахограф — это актив организации, имеющий материально-вещественную форму. Поэтому при принятии его к учету организация должна руководствоваться как минимум двумя положениями по бухгалтерскому учету — ПБУ 6/01 и ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" <2>.
———————————
<2> Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

Тахограф стоит дешевле 40 000 рублей

Если в организации установлен лимит стоимости объектов ОС в 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01), то тахографы дешевле 40 000 руб. могут квалифицироваться как МПЗ.
В этом случае их принятие к учету, а также перенос их стоимости на расходы должны осуществляться в соответствии с ПБУ 5/01 и Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов <3>. По общему правилу стоимость МПЗ списывается на расходы в момент их передачи в производство (ввода в эксплуатацию, если речь идет об инвентаре, малоценном оборудовании, спецодежде и т.д.). Такой же порядок в части признания материальных расходов используется в целях налогообложения прибыли (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
———————————
<3> Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Тахограф стоит дороже 40 000 рублей, но дешевле 100 000 рублей

Если в организации не установлен лимит стоимости объектов ОС в 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01) или установлен, но тахографы стоят дороже 40 000 руб., то они должны быть учтены в составе ОС как самостоятельные инвентарные объекты.
И здесь следует задаться вопросом: сможет ли бухгалтер сблизить бухгалтерский и налоговый учет тахографов?
Думаем, что сможет, но с некоторыми оговорками.
Как известно, стоимость ОС списывается на расходы через амортизацию (п. 4, абз. 4 п. 5, п. 17 ПБУ 6/01), то есть равномерно, с учетом срока полезного использования объекта ОС (п. 19 ПБУ 6/01), который устанавливается организацией по определенным правилам (п. 20 ПБУ 6/01).
Для целей налогообложения прибыли имущество стоимостью до 100 000 руб. с 01.01.2016 не признается амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), то есть его стоимость переносится на расходы не по статье "Амортизация", а по статье "Материальные расходы".
Таким образом, налицо различие в квалификации тахографов стоимостью в интервале от 40 001 до 100 000 руб.;
— для целей ведения бухучета такие объекты — это ОС, стоимость которых переносится на расходы в виде амортизации;
— для целей налогообложения прибыли — это иное имущество, не являющееся амортизируемым, стоимость которого переносится на расходы в порядке, установленном пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
По общему правилу в целях применения гл. 25 НК РФ стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода объекта в эксплуатацию. Однако налогоплательщикам предоставлено право признавать в расходах стоимость данного имущества в течение более одного отчетного периода (с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей). Об этом сказано и в Письме Минфина России от 26.05.2016 N 03-03-06/1/30414.
Получается, организация вправе принять решение о равномерном признании в составе расходов стоимости тахографов, которая укладывается в интервал от 40 001 до 100 000 руб., и соотнести период списания со сроком полезного использования тахографов в бухучете.
Теперь о том, какой риск здесь усматривается. В пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ говорится о возможности списания стоимости имущества на материальные расходы в течение более одного отчетного периода, а не более одного налогового периода.
Понятие отчетного периода дано в ст. 285 НК РФ:
— для организаций, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами по налогу на прибыль являются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года;
— для остальных — I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В свою очередь, налоговый период — это календарный год.
Из этого следует, что буквальное прочтение пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ позволяет организации распределять затраты на приобретение тахографов стоимостью от 40 001 до 100 000 руб. на несколько отчетных периодов (в течение нескольких месяцев или кварталов календарного года), но не нескольких лет.
Несмотря на выраженные сомнения, мы допускаем, что налоговые органы все же не будут придираться к сближению данных налогового и бухгалтерского учета по тахографам стоимостью от 40 000 до 100 000 руб.
Ведь, даже если они зафиксируют допущение организацией ошибки, это будет означать, что на момент ввода тахографов в эксплуатацию материальные расходы были признаны не в полной сумме, а значит, налог был переплачен.
Корректировка данных обозначит сумму переплаты, которую можно зачесть в качестве недоимки по налогу, образовавшейся в последующих налоговых периодах в результате допущения ошибки.
Конечно, это не отменит необходимость уплаты пени, но, возможно, налоговики предпочтут просто проигнорировать данное отступление от буквального прочтения пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Подведем итог. Установка тахографа на автомобиль не является его модернизацией или реконструкцией, поэтому стоимость самого ТС пересмотру не подлежит. Тахографы принимаются к учету в качестве самостоятельных объектов ОС. Дальнейшее списание их стоимости на расходы зависит от цены единицы тахографа:
— если она не превышает 40 000 руб., то затраты списываются единовременно и в целях ведения бухучета, и в целях налогообложения (при наличии установленного в учетной политике соответствующего лимита стоимости ОС);
— если выше 40 000 руб., но не более 100 000 руб., то в бухучете появляются новые объекты ОС, которые амортизируются в течение определенного промежутка времени, в налоговом учете стоимость тахографов равномерно переносится в состав материальных расходов (предположительно такое же количество лет, как и в бухучете);
— если выше 100 000 руб., то и в бухгалтерском, и в налоговом учете тахографы признаются в качестве ОС и постепенно амортизируются.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

ООО приобрело тахографы стоимостью более 40 000 рублей для установки на транспортные средства. К какой амортизационной группе их следует отнести и какой срок полезного использования установить? 23.04.2014 18:49

Вопрос: ООО приобрело тахографы стоимостью более 40 000 рублей для установки на транспортные средства.

Тахограф. Бухгалтерский учет и налогообложение

К какой амортизационной группе их следует отнести и какой срок полезного использования установить?

Ответ: Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В целях налогообложения прибыли организаций тахографы относятся к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.

Для целей бухгалтерского учета организация вправе самостоятельно определять срок полезного использования в том числе с использованием Классификации. Выбор порядка определения срока полезного использования при принятии основного средства к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Обоснование вывода:

Тахограф — это автоматическое бортовое техническое устройство для непрерывной индикации и регистрации пройденного пути и скорости движения АТС, времени работы и отдыха водителя, призванное обеспечить выполнение законодательных и нормативных требований, обеспечивающих гармонизацию социальных и коммерческих взаимоотношений в сфере транспорта, а также опасность дорожного движения (Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53831-2010 "Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.07.2010 N 159-ст)).

В соответствии с п. 1 Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (утверждены приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36), требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее — Классификация), утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

В свою очередь, при отнесении объектов основных средств к амортизационной группе по Классификации следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОКОФ (ОK 013-94), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее — ОКОФ).

В соответствии с ОКОФ тахографы отнесены к коду 14 3314310 "Приборы для измерения параметров движения". Классификацией такое оборудование отнесено к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно, т.к. Классификацией предусмотрено включение в эту группу непосредственно класса 14 3314000 "Оборудование испытательное", куда в том числе входит и код 14 3314310.

Обратите внимание: при отсутствии в Классификации кода объекта организация вправе воспользоваться нормой п. 6 ст. 258 НК РФ, согласно которой для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей (письма Минфина России от 25.01.2010 N 03-03-06/1/21, от 16.11.2009 N 03-03-06/1/756, Минэкономразвития России от 15.08.2006 N Д19-73).

Иными словами, при отсутствии соответствующего кода при определении срока полезного использования интересующего объекта основных средств следует руководствоваться техническим паспортом изготовителя либо другой аналогичной технической документацией.

Если по этим документам невозможно установить срок полезного использования основного средства, то можно обратиться к изготовителю (продавцу) с соответствующим запросом. Далее исходя из установленного срока полезного использования следует определить амортизационную группу в соответствии с п. 3 ст. 258 НК РФ. Финансовое ведомство для включения конкретного вида амортизируемого имущества в Классификацию рекомендует обращаться в Минэкономразвития России (письмо Минфина России от 16.11.2009 N 03-03-06/1/756).

Бухгалтерский учет

Порядок бухгалтерского учета основных средств регламентируется:

— Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (далее — Методические указания), утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н;

— Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — План счетов).

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

— объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

— организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

— объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Согласно ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете срок полезного использования — это период, в течение которого использование объекта ОС приносит организации экономические выгоды (доход).

Пунктом 20 ПБУ 6/01 установлено, что при принятии к учету объектов ОС срок их полезного использования определяется организацией самостоятельно исходя из:

— ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

Организация вправе для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять срок полезного использования, не опираясь ни на какие нормы, а только руководствуясь п. 20 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77). В то же время она может (но не обязана) использовать Классификацию (п. 1постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).

Выбор порядка определения срока полезного использования при принятии основного средства к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

УЧЕТ ТАХОГРАФОВ И КАРТОЧЕК К НИМ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Учреждениям, имеющим на балансе и использующим автобусы и грузовики, необходимо оснащать их тахографами в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, необходимо периодически менять карты (карточки) к ним, что может быть вызвано истечением срока их действия, повреждением или изменением состава водителей.

Оснащение транспорта тахографами

Согласно ч.

К какой амортизационной группе относятся тахографы для автомобиля?

1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать их техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения, а также о режиме труда и отдыха водителей (далее — тахографы).
Приказом Минтранса России от 13.02.2013 № 36 (далее — Приказ № 36) утверждены:
— Требования к тахографам (приложение 1);
— Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами (приложение 2);
— Правила использования (приложение 3), обслуживания (приложение 4) и контроля работы тахографов (приложение 5).
Согласно приложению 2 к Приказу № 36 тахографами необходимо оснастить следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории РФ:

Список исключений — видов транспорта, которые не надо оснащать тахографами, довольно обширен:

автобусы (категории M2, M3), осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки;
транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок;
находящиеся в эксплуатации автобусы с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных и международных перевозок, оснащенные при изготовлении до 8 ноября 2013 года тахографами;
пассажирские и грузовые троллейбусы;
автомобили скорой медицинской помощи, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автоэвакуаторы, автобетононасосы, пожарные автомобили, транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог и другие специализированные автомобили;
передвижные лаборатории и мастерские, передвижные репортажные телевизионные студии;
транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов и др.

Компания закупила тахографы для установки на автомобили. Стоимость с установкой без НДС более 40 000 рублей. Как их оприходовать в бухгалтерском учете и как начислять амортизацию?

Такой вопрос задал подписчик «Российского налогового курьера» через специальный сервис « »

Бухгалтерский учет

Установка тахографа на автомобиль не является его модернизацией. Прибор можно снять и переустановить на другое транспортное средство. Учет и порядок бухгалтерского учета основных средств определяется следующими документами:

  • ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;
  • Методические указания по бухучету основных средств (утв. приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н);
  • План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н).

В п. 4 ПБУ 6/01 приведены критерии отнесения имущества к основным средствам:

  • объект предназначен для производственных нужд;
  • срок эксплуатации более 12 месяцев;
  • он способен приносить организации доход в будущем;
  • не предполагается его дальнейшая перепродажа.

Оприходование основного средства в бухгалтерском и налоговом учете оформляется актом приема-передачи формы № ОС-1 и инвентарной карточкой формы № ОС-6. Использование унифицированных форм учета не обязательно, компания может сама разработать первичные документы, закрепив это положение в учетной политике.

Первоначальная стоимость складывается из цены тахографа и расходов на монтаж. Корреспонденция счетов следующая:

Компания может самостоятельно определять срок полезного использования для целей бухучета, руководствуясь пунктом 20 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 27.03.2006 № 03-06-01-04/77). Однако это ведет к применению ПБУ № 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и возникновению постоянных разниц.

Налоговый учет

Теперь нужно определить, к какой амортизационной группе относится основное средство. В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

Срок полезного использования компания определяет самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта, с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. При выборе амортизационной группы по Классификации основных средств, необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОКОФ (ОК 013-94), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.

По классификатору ОКОФ тахографы отнесены к коду 14 3314310 «Приборы для измерения параметров движения - тахометры». Этот код соответствует четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.

Приглашаем подписчиков журнала «Российский налоговый курьер» экспертам журнала. Ответ Вы получите в течение 24 часов!

Все фирмы и ИП, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов, должны оборудовать автомобили тахографами.

Цель оснащения автомобилей тахографами заключается в обеспечении непрерывной, некорректируемой регистрации информации:

  • о скорости и маршруте движения автомобиля;
  • о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.
Помимо тахографов нужны также карты водителя и предприятия. Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет операций по установке тахографов и оформлению карт водителей.

Бухгалтерский и налоговый учет тахографов

Так как тахограф - это актив организации, имеющий материально-вещественную форму, то при принятии его к учету следует руководствоваться положениями по бухгалтерскому учету - ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) и ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

При этом учет тахографов зависит от их стоимости.

Тахограф стоит дешевле 40 000 рублей

Тахограф необходимо учитывать в составе основных средств (п. 4 ПБУ 6/01).

Причем в первоначальную стоимость тахографа нужно включить также плату за его установку. Это следует из п. 8 ПБУ 6/01.

При этом стоимость тахографа списывается через амортизацию.

Если в организации установлен лимит стоимости объектов ОС в 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01), то тахографы дешевле 40 000 руб. могут квалифицироваться как МПЗ.

В этом случае их принятие к учету, а также перенос их стоимости на расходы должны осуществляться в соответствии с ПБУ 5/01 и Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов (Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

По общему правилу стоимость МПЗ списывается на расходы в момент их передачи в производство (ввода в эксплуатацию, если речь идет об инвентаре, малоценном оборудовании, спецодежде и т.д.).

Такой же порядок в части признания материальных расходов используется в целях налогообложения прибыли (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Тахограф стоит дороже 40 000 рублей, но дешевле 100 000 рублей

Если тахограф вместе с расходами на его доставку и установку оказался дороже 40 тыс. руб., то для целей бухгалтерского учета тахограф признается основным средством.

При этом стоимость ОС списывается на расходы через амортизацию (п. 4, абз. 4 п. 5, п. 17 ПБУ 6/01), то есть равномерно, с учетом срока полезного использования объекта ОС (п. 19 ПБУ 6/01), который устанавливается организацией по определенным правилам (п. 20 ПБУ 6/01).

Срок полезного использования для применения механизма амортизации можно установить исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1), согласно которой тахографы относятся к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.

В налоговом учете для целей налогообложения прибыли имущество стоимостью до 100 000 руб. с 01.01.2016 не признается амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), то есть его стоимость переносится на расходы единовременно в полном объеме по статье материальные расходы.

Применение ПУБ 18/02

Так как стоимость имущества менее 100 000 руб. учитывается в налоговых расходах единовременно при передаче тахографа в эксплуатацию, то возникает необходимость применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

Пример

В январе 2016 года организация установила тахограф, относящйся к 4-й амортизационной группе, стоимостью 82 600 руб. (в том числе НДС - 12 600 руб.).

Установлен срок полезного использования 70 месяцев. Норма амортизации - 1,4285% (1/70).

Амортизация в бухгалтерском по нему будет начисляться начиная с февраля 2016 года.

Первоначальная стоимость основного средства в бухгалтерском учете составит 70 000 руб. (82 600 - 12 600).

Ежемесячная сумма бухгалтерской амортизации начиная с февраля 2017 года - 1 000 руб. (60 000 руб. × 1,6666%).

В налоговом учете в январе 2016 года будет учтена вся стоимость оборудования в размере 70 000 руб.

Таким образом, в бухгалтерском учете Организации в январе 2016 года расходов не будет, а в налоговом учете будет списана вся стоимость оборудования.

В связи с этим согласно п. п. 12, 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, в учете организации возникают налогооблагаемая временная разница (НВР) и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство (ОНО), которое отражается по кредиту счета 77 "Отложенные налоговые обязательства" в корреспонденции с дебетом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Далее в соответствии с п. 18 ПБУ 18/02 по мере начисления амортизации происходит уменьшение возникшей НВР и соответствующего ей ОНО, поскольку сумма ежемесячных амортизационных отчислений, признается в бухгалтерском учете, а в налоговом учете расходов не будет.

То есть на последнее число каждого месяца ОНО уменьшается, что отражается записью по дебету счета 77 и кредиту счета 68 (Инструкция по применению Плана счетов).

В учете организации необходимо сделать следующие проводки:

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
В январе 2016 года
Принят к учету объект ОС 01 «Основные средства» 08 «Вложения во внеоборотные активы» 70 000 Акт о приеме-передаче объекта основных средств
Сформировано ОНО (70 000 х 20%) 77 68/налог на прибыль 14 000
Ежемесячно с февраля 2016 года в течение срока использования ОС (70 месяцев)
Начислена амортизация по объекту ОС 20 (26) 02 «Амортизация Основных средств» 1 000 Бухгалтерская справка-расчет
Уменьшено ОНО (1000 Х 20%) 77 «Отложенное налоговое обязательство» 68/Налог на прибыль 200 Бухгалтерская справка-расчет

В результате указанных операций сальдо по счету 77 будет равно нулю, что подтверждает правильность проведенных расчетов и применения ПБУ 18/02.

Тахограф стоит дороже 100 000 рублей

В этом случае в бухгалтерском, и в налоговом учете тахографы признаются в качестве ОС.

При этом стоимость тахографов списывается на расходы через механизм амортизации:

В бухгалтерском учете стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации на основании п. 17 ПБУ 6/01.

В налоговом учете стоимость объекта ОС погашается путем начисления амортизации в порядке, установленном ст. ст. 258, 259 НК РФ.

Бухгалтерский учет карт водителя

Приобретенная карта принимается к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов по фактической себестоимости, которой при приобретении (изготовлении) за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение (изготовление), за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

Оприходование карты может отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 10 "Материалы", субсчет 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности", в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

При передаче карты работникам их стоимость списывается со счета 10, субсчет 10-9, в дебет счета 20 "Основное производство" или счета 26 «Общехозяйственные расходы» (Инструкция по применению Плана счетов).

С целью обеспечения контроля за сохранностью карты ее стоимость при передаче работнику организация может принять на забалансовый учет по дополнительно вводимому забалансовому счету 012 "Карточки, переданные работникам" по фактической себестоимости приобретения (изготовления).

Налоговый учет карт водителя

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумма НДС, предъявленная изготовителем пропусков, отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в корреспонденции с кредитом счета 60.

Организация может принять к вычету предъявленную изготовителем карточки сумму НДС после принятия на учет приобретенной карточки и при наличии выставленного контрагентом счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Принятая к вычету сумма НДС отражается по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции с кредитом счета 19.

Налог на прибыль организаций

Расходы организации по оплате услуг по изготовлению карты водителя можно учесть в составе прочих расходов организации, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ), так как:

  • осуществление данных расходов обоснованно и документально подтверждено;
  • расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При передаче работникам изготовленных карт их стоимость учитывается в качестве материальных расходов, связанных с производством и реализацией, и признается косвенным расходом (пп. 3 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 318, п. 2 ст. 318 НК РФ).

Таким образом, для целей налогообложения прибыли, затраты на покупку карт водителя учитываются в составе материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Наряду с этим, компания вправе учесть эти затраты в составе прочих расходов, сославшись на пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. (см Письмо Минфина России ).

Проводки будут такие:

Дебет 10-9 Кредит 60

Оприходованы карты;

Дебет 19 Кредит 60

Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком;

Карта водителя принята на забалансовый учет;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

Принята к вычету сумма НДС, предъявленная поставщиком;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 10

Списана стоимость карты, переданной работнику.

Пример

За изготовление карты водителя организацией оплачено 5 900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.).

В бухгалтерском учете затраты на изготовление карты и передачу их водителям следует отразить следующим образом:

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, Первичный

документ

Оприходованы пропуска 10-9 60 5 000 Акт приемки-

сдачи оказанных

услуг, Накладная

Отражена предъявленная

сумма НДС

19 60 900 Счет-фактура
Отражен налоговый вычет 68/НДС 19 900 Счет-фактура
Списана стоимость карты, переданной водителю 20 (26,44) 10-9 5 000 Бухгалтерская справка
Карта водителя принята на забалансовый учет 012 5 000 Бухгалтерская справка
Произведена оплата

изготовителю карты водителя

60 51 5 900 Выписка банка по

расчетному счету