Религии зарубежной европы. Зарубежная европа

Вплоть до I тыс. н. э. у племен и народов Европы господствовали древние племенные и национальные культы, во многом сходные между собой. Это было почитание божеств и духов-покровителей земледелия и скотоводства, духов-покровителей промыслов, культы семейно-родовых предков, вера в «порчу», разные знахарские, частью шаманские, верования и обряды; у народов, достигших классового и государственного строя,- почитание национально-государственных богов.

В первые столетия нашей эры в Европе распространилось христианство - религия, зародившаяся вначале среди евреев диаспоры, а затем превратившаяся в наднациональную -«мировую» религию. Первоначально христиан- ство отражало чувства и чаяния угнетенной части населения - рабов, люмпен-пролетариев, народов порабощенных Римом стран. По мере распространения христианства в Римской империи оно изменило свою социальную природу. К нему примкнули и господствующие классы, что нашло свое выражение в изменении характера самой идеологии: первоначальный демократизм и дух оппозиции к существующему строю уступили место проповеди непротивления и смирения, а в дальнейшем - активной воинствующей поддержке «земных» порядков.

В начале IV в. христианство стало государственной религией империи. Возникла централизованная церковь с многочисленным духовенством. Постепенно сложились и выдвинулись два наиболее мощных, независимых друг от друга, церковных центра: на западе - Римский епископат (папство), на востоке - Византийская патриархия.

Преодолевая национальные рамки, христианство все больше распространялось за пределами прежней Римской империи, среди новых и новых народов; к концу I тыс. оно проникло вплоть до крайних пределов Северной и Восточной Европы. На Балканский полуостров и в страны Восточной Европы христианство пришло из Византии, в другие страны - из Рима. Христианские миссионеры действовали везде при поддержке, а часто и по призыву, местной феодальной знати, князей, королей. По мере того как феодальные общественные отношения становились господствующими, церковь во всех странах выступала как защитница складывавшихся феодальных порядков.

Народные массы в христианизируемых странах неохотно и большей частью по принуждению принимали новую религию, которая сменяла привычные культы земледельческо-скотоводческих покровителей, семейно-родовых патронов. Переходя формально, из-под палки, в новую религию, крестьяне и даже горожане продолжали верить в старых своих богов и молиться им; они почитали свои древние местные святилища, справляли старинные земледельческие праздники. Христианская церковь была вынуждена, чтобы как-то поддержать новую религию, делать уступки старым верованиям: старые божества нередко получали имена христианских святых, образы тех и других сливались; древние аграрные праздники приурочивались к дням церковного христианского календаря и под новыми наименованиями: рождество, пасха, троицын день, Иванов день и др. продолжали справляться.

При этом если образы богов «высшей» мифологии сливались с фигурами христианских святых, то многие порождения «низшей» мифологии: духи леса, гор, полей, источников и пр.- оказались еще более стойкими и по большей части продолжали существовать в народной фантазии под своими собственными именами, а в ряде случаев входили в официально признаваемый церковью пандемониум. Христианская церковь узаконила и освятила своим авторитетом многие древние верования, например шаманистские представления о сношениях человека с духами. Она свирепо преследовала «колдунов» и «ведьм», сжигая тысячами на кострах совершенно неповинных людей (особенно в XV-XVI вв.), подозреваемых в «сношениях с дьяволом». Хотя эти ужасы средневековья теперь прекратились, но и сейчас христианская церковь поддерживает древние народные представления о злых духах и об общении людей с ними, связывая эти верования с христианскими догматами. Во всех странах Европы до сих пор можно в той или иной форме наблюдать христианско-«языческое» двоеверие. Формально же христианство вытеснило целиком другие религии во всех или почти во всех странах Европы. Это - наиболее «христианская» часть света.

С первых же веков своего существования христианство делилось на множество ожесточенно боровшихся между собой сект и толков. В IV в. победила «вселенская» (католическая) церковь, ставшая господствующей в Римской империи, а к IX-X вв. она завоевала господство и во всех странах Европы. Но уже в IX в. наметилось, а с XI в. окончательно закрепилось разделение «западной» (римско-католической) и «восточной» (греко-кафолической, или православной) церквей. В 1054 г. произошел окончательный раскол между ними. В основе его лежала борьба двух центров христианской церкви за политическое и идеологическое верховенство.

Положение папства и византийской патриархии было неодинаковым. Римская церковь в условиях характерной для феодальной Западной Европы экономической и политической раздробленности являлась международным центром феодальной системы, самой мощной экономической и политической силой Европы. Строго централизованная церковь располагала огромными земельными богатствами и массами крепостных крестьян. Папство было и самостоятельным светским государством, но оно не удовлетворялось этим и претендовало на главенство над светской властью во всех «христианских» государствах. Что касается восточной церкви, то в существовавшей до середины XV в. Византийской империи она была полностью подчинена императорской власти.

Борьба за первенство между западной и восточной церквами получила свое религиозное отражение в ряде разногласий по догматическим и культовым вопросам, а также по вопросам церковной организации. В ходе дальнейшей истории обеих церквей к первоначальным расхождениям постепенно прибавились и новые. О «значительности» их можно судить хотя бы по тому, что к главным из этих расхождений относятся следующие. Восточная церковь признает «исхождение святого духа» (третьего лица «пресвятой троицы») только от бога-отца, а западная -«от отца и сына»; последняя, в отличие от первой, учит о существовании в потусторонней жизни, кроме рая и ада, еще чистилища - места временного наказания грешников, о «непорочном зачатии» не только Иисуса Христа, но и девы Марии и т. п. Западная церковь допускает причащение хлебом и вином только духовных лиц, миряне же причащаются одним хлебом, в восточной церкви все верующие причащаются «под обоими.видами»; хлеб для причастия употребляется в восточной церкви кислый (просфоры), в западной - пресный (облатки); западная церковь употребляет в богослужении латинский язык 1 , в восточной разрешены национальные языки; в восточной церкви обет безбрачия требуется только от «черного» духовенства (монахов), в западной - все духовенство обязано его соблюдать. Католическая церковь более централизована, чем православная: в ней каждый - и мирянин и клирик - обязан беспрекословно повиноваться духовному начальству, особенно «святому отцу»-папе, непогрешимость последнего «в делах веры и нравственности» является одним из догматов католицизма.

После совершившегося разрыва между западной и восточной церквами не раз делались попытки достигнуть примирения. Папство шло на мелкие уступки в области культа, чтобы подчинить себе восточную церковь. Отсюда так называемые унии - Флорентийская 1439 г. и Брестская 1596 г. Но они ни к чему не привели и лишь обострили вероисповедную рознь, породив еще одну церковь - униатскую. Униаты сохраняли свою обособленность в западных областях Украины и Белоруссии, в Румынии и Чехословакии вплоть до 1940-х годов. В настоящее время униатской церкви не существует.

В средние века христианская церковь господствовала над умами людей как страшная реакционная сила, беспощадно преследовавшая малейшее проявление свободной мысли, тормозившая развитие наук и искусств. Духовенство монополизировало в своих руках всю духовную культуру вплоть до грамотности, на всей общественной мысли лежала печать богословско-схоластических методов и учений. Малейшее отступление от христианской догматики преследовалось как ересь, и виновные в нем подвергались страшным гонениям инквизиции.

По мере того как в недрах феодализма созревали буржуазные общественные отношения, гнет римской курии вызывал все более сильную оппозицию со стороны разных слоев населения, в особенности страдавших от феодальнокатолической эксплуатации. На всем протяжении средневековья церкви приходилось бороться с мощными еретическими движениями, в которых во- площался социальный протест угнетенных. В начале XVI в. в ряде стран Центральной и Северной Европы вспыхнуло антипапское движение, принявшее форму церковной реформации. Сторонников ее стали называть протестантами. В этом движении участвовали не только крестьяне, горожане, низшее духовенство, но зачастую рыцари и князья. В результате долгой кровавой борьбы от католицизма откололся ряд протестантских церквей. В Германии и в скандинавских странах победило лютеранство, отражавшее интересы преимущественно светских князей; в Швейцарии и Нидерландах - кальвинизм (реформатская церковь), более соответствовавший интересам го родской крупной буржуазии; в Англии -«англиканская» церковь, обеспечь вавшая господство абсолютной королевской власти; в Шотландии - более демократическое «пресвитерианство», признававшее независимость самоуправляющихся церковных общин. Политическая борьба принимала в те времена форму религиозных войн, продолжавшихся до XVII в., когда в Европе, наконец, установилось разграничение вероисповеданий, сохранившееся до наших дней.

Главное отличие протестантского вероучения от католицизма состоит в том, что оно перенесло центр тяжести с авторитета церкви на личное убеждение каждого верующего; это больше соответствовало духу буржуазного общества. Вместо принципа «оправдания делами» (т. е. системы пожертвований в пользу церкви в обмен за то, что та прощала любые грехи), протестанты проводили принцип «оправдания верой» (религия - личное дело каждого человека). Это вовсе не означало веротерпимости и не уменьшало религиозного фанатизма, напротив, даже местами увеличило его. Роль церковной иерархии уменьшилась, и протестантские общины попали в зависимость от светской власти, от богатой верхушки населения. Сильно упростился культ. Протестанты признают не семь «таинств», как католики и православные, а только два - крещение и причащение. Богослужение у них скромнее, проще, оно сводится к чтению проповеди и пению гимнов, совершается на родном языке. Все миряне могут и должны читать Библию, допускается ее самостоятельное толкование (что строго запрещает католическая церковь).

В настоящее время католическое вероисповедание христианства распространено среди народов Пиренейского полуострова (испанцы, каталонцы, галисийцы, баски, португальцы), в Италии, Франции, Бельгии, Австрии, Ирландии, Польше, среди хорватов и словенцев Югославии. Католицизм составляет преобладающую религию и в Венгрии, Чехословакии, южной и западной частях Германии, хотя в этих землях есть и протестанты. Имеются католики также в Швейцарии, Нидерландах, Англии, северной части Албании, но их там меньшинство. В общем, католицизм наиболее распространен в юго-западной половине Европы.

Протестантизм, напротив, господствует в северной и северо-восточной части Европы: в Скандинавских странах и в восточных германских землях (лютеранство), в Швейцарии и Нидерландах (кальвинизм), в Англии (англиканство и др.), в Шотландии (пресвитерианство). Протестанты (кальвинисты) есть также в Венгрии, Чехословакии, Франции.

Православие сохраняется до сих пор в Юго-Восточной и Восточной Европе: у греков, болгар, македонцев, сербов, черногорцев, румын, гагаузов, у части южных албанцев, наконец, у восточнославянских народов.

Помимо перечисленных выше основных вероисповеданий христианства существует и довольно большое количество так называемых сект, по своему происхождению и вероучению родственных тому или иному из указанных вероисповеданий. От протестантизма в свое время отпочковался баптизм, нашедший потом довольно много последователей и среди приверженцев других христианских вероисповеданий. Близки к протестантизму менно- нитство, адвентизм, квакерство и т. д. От католической церкви в 1870 г. отделился старокатолицизм.

В последние десятилетия наметилась тенденция к объединению христианских вероисповеданий. По инициативе ряда протестантских церквей развернулось так называемое экуменическое движение. В 1937 г. создан Всемирный совет христианских церквей, имеющий свое постоянное местопребывание в Женеве и периодически созывающий всемирные ассамблеи. К экуменическому движению примыкают почти все протестантские церкви мира и ряд православных церквей. Ватикан не участвует в нем, так как преследует цель объединения христианских вероисповеданий под своей эгидой.

Из нехристианских религий в Европе представлены только две: иудаизм и ислам - и то их приверженцев мало. Иудаизм (израилизм, «закон Моисея»)- древняя национальная религия еврейского народа, ее до сих пор исповедуют верующие евреи в разных странах. Ислам (мусульманство, магометанство, «закон Магомета») проник в Европу во время турецкого завоевания в XIV-XV вв. и был насильственно навязан турками части покоренного населения. Сейчас мусульманской религии придерживаются сами турки, часть албанцев, часть боснийцев, небольшая часть болгар и македонцев. Ислам еще в большей степени, чем христианство, обособляет своих последователей от иноверцев, еще больше закрепляет отсталость, невежество народа.

Политические позиции многих религиозных организаций современной Европы определяются их отношением к капитализму, как к форме «христианской цивилизации» и ярко выраженным антикоммунизмом. Католическая церковь на протяжении ряда столетий воплощала в себе и в своем вероучении идеологию феодализма. Протестантизм, как* было сказано выше, и в период своего возникновения был буржуазной религией. С течением времени это различие между ними все больше стиралось, так как католицизм, проявив чрезвычайную гибкость, сумел быстро приспособиться к условиям буржазного общества и к роли его апологета. Если еще в конце XVIII в. католическая церковь вела бешеную борьбу против Французской буржуазной революции, то в XIX в. мы видим уже Ватикан стоящим на страже капиталистического строя. В его деятельности ярко отразились характерные черты клерикализма, как политического движения, ставящего своей задачей усиление влияния церкви и духовенства на экономическую, политическую и идеологическую жизнь всех народов и стран. Через своих нунциев и легатов при правительствах разных государств, через многочисленные кадры духовенства, через монашеские ордена, в особенности через орден иезуитов, Ватикан непрестанно стремится воздействовать на ход международной жизни и внутренней политики как «католических», так и прочих государств. В ряде стран существуют католические профсоюзы, организации молодежи, католические политические партии, обычно именуемые «христианскими» или «христиан- ско-демократическими»; некоторые из них стоят у власти. С другой стороны, часть духовенства настроена прогрессивно и участвует в борьбе за мир и за ослабление международной напряженности. Эти настроения сказались на XXI (Втором Ватиканском) вселенском соборе 1962-1963 гг., где и сам папа Иоанн XXIII выступил в защиту мира и сосуществования народов и государств. После смерти этого «великого папы» (1963 г.) его преемник Павел VI заявил о своем намерении продолжать политику мира.

Несмотря на то, что власть религии и церковных организаций над умами народных масс в большинстве европейских стран еще очень велика, почти повсеместно растет и свободомыслие, атеизм. Очень трудно выразить рост атеистического движения в цифрах: лишь в немногих странах есть об этом официальные данные (в материалах переписей), но и они неполны и несравнимы между собой. Однако атеистическое движение неоднородно: если в XIX в. на почве успехов естественных наук и техники усиливалось буржуазное свободомыслие и антиклерикализм, то в последние десятилетия в связи с ростом рабочего движения, с усилением сознательности широких рабочих масс все более развивается пролетарский научный атеизм как часть материалистического марксистского мировоззрения. Особеннб это характерно для социалистических стран.

Христианская религия проникла в Европу вскоре после своего возникновения (I в. н. э.). Однако на первых порах влияние этой религии было невелико, причем распространение ограничивалось районом Средиземноморья. В центрально-европейские страны христианство внедрилось несколько позже, а на север и восток Европы - лишь в VIII-XII в. в.

С разделением христианства в XI в. на западную и восточную ветви страны Юго-Западной, Западной, Центральной и Северной Европы последовали за Римом, Восток и Юго-восток - за Константинополем. Реформационное движение, развернувшееся в Европе в первой половине XVI в., ещё больше осложнило религиозную картину в этой части света: наряду с католиками и православными появились ещё протестанты. Протестантизм - одно из главных направлений христианства, охватывающее множество самостоятельных исповеданий и церквей. Протестантизм утвердился в ряде районов Центральной и Западной Европы, а также на всём Севере.

С той поры география религиозных различных направлений в Европе не претерпела существенных изменений. Протестантизм по-прежнему преобладает в североевропейских странах (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия), а также в отдельных странах Западной и Центральной Европы (Великобритания). В таких же западно- и центрально-европейских странах, как Нидерланды, Германия, Швейцария, протестантизм в разных формах исповедуют примерно половина населения.

В странах Юго-Западной Европы (Италия, Испания, Португалия, Мальта), а также в некоторых странах Западной (Ирландия, Франция, Бельгия, Люксембург), Центральной (Австрия) и Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) большинство населения- католики. Католики образуют также половину населения в Германии, Нидерландах, Швейцарии.

Православие преобладает среди населения Юго-Восточной Европы (Румыния, Болгария, Греция).

Ислам распространён в Европе сравнительно узко. Лишь в Албании и в Европейской части Турции к этой религии относится большая часть населения.

Рассмотрим распространение вероисповеданий в различных странах Зарубежной Европы.

hatodestroed География 10 1Есть ответ

Помогите;c1) Во всех странах Европы господствующая религия:
А. Ислам Б. Христианство В. Буддизм Г. Католицизм
2) Лидер химической промышленности в Европе:
А. Германия Б. Франция В. Великобритания Г. Бельгия
3) Крупнейший морской порт в Европе:
А. Лондон Б. Роттердам В. Гамбург Г. Гавр
4) Какая из перечисленных стран не принадлежит к Северной Европе:
А. Исландия Б. Великобритания В. Норвегия Г. Дания
5) Приведите в соответствие регионы Европы и их типы:
1. Парижский 2. Рур 3. Южная Италия
А. Отсталый аграрный Б. Старопромышленный В. Высокоразвитый
6) Приведите в соответствие типы сельского хозяйства и их специализацию:
1. Североевропейский 2. Среднеевропейский 3. Южноевропейский
А. Зерновые, производство винограда, цитрусовых
Б. Молочное животноводство В. Молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство
7) Какие страны Зарубежной Европы располагают значительными ресурсами угля:
А. Бельгия, Швеция, Финляндия Б. Франция, Австрия, Швейцария
В. Люксембург, Италия, Испания Г. Великобритания, ФРГ, Польша
8) Главные центры химической промышленности в Восточной Европе расположены:
А. В портовых городах Б. В устьях рек В. В межгорных котловинах Г. На трассе международных нефте- и газопроводов
9) Страна – мировой банкир:
А. Великобритания Б. Швейцария В. Швеция Г. Австрия
10) В какой стране основная часть энергии вырабатывается на геотермальных электростанциях:
А. Испании Б. Исландии В. Норвегии Г. Греции
11) Расставьте страны в порядке уменьшения численности их населения:
А. Болгария Б. ФРГ В. Италия Г. Люксембург
12) Крупнейшей страной по количеству иностранных туристов является:
А. ФРГ Б. Испания В. Италия Г. Франция
13) Страны Зарубежной Европы отличаются:
А. Низкими темпами естественного прироста и низкими темпами урбанизации
Б. Высокими темпами естественного прироста, но низкими темпами урбанизации
В. Низкими темпами естественного прироста, но высокими темпами урбанизации
Г. Высокими темпами естественного прироста и высокими темпами урбанизации
14) Приведите в соответствие страны Европы и их формы правления:
1. Бельгия 2. Ватикан 3. Чехия 4. Швеция
А. Теократическая монархия Б. Колония В. Конституционная монархия Г. Республика
15) Приведите в соответствие минеральные ресурсы и страны, в которых они расположены:
1. Бурый уголь 2. Железные руды 3. Каменный уголь 4. Нефть 5. Природный газ
А. Великобритания Б. ФРГ В. Нидерланды Г. Польша Д. Швеция
16) Приведите в соответствие страны Европы и их типы:
1. Дания 2. Италия 3. Нидерланды 4. Словакия
А. «Большая семерка» Б. Малые высокоразвитые страны В. Страны с переходным типом экономики Г. Отсталые аграрные страны
17) Выберите федеративные государства в Европе:
А. Австрия Б. Бельгия В. Венгрия Г. ФРГ Д. Италия Е. Югославия
18) По данной характеристике определите страну Зарубежной Европы:
Небольшая внутриконтинентальная страна, образованная в 1291г., около 200 лет проводит политику вечного нейтралитета. Столица не является крупнейшим городом, государственными считаются 4 языка. Имеет очень высокие показатели ВВП на душу населения, специализируется на точном машиностроении, фармацевтике и туризме

Религии и убеждения зарубежной Европы

Христианство является доминирующей религией во всех европейских странах. Только евреи произносят еврейские убеждения, небольшие группы населения Балканского полуострова — ислам.

Христианство, родившееся в 1-м и 2-м веках в Восточном Средиземноморье.

был разбит на 4-й век через всю Римскую империю и после ее краха до IX-XI в. и по всей Европе. Но христианская церковь не оставалась единой. Уже в 11 веке он был разделен на западные, католические и восточные, православные.

Католическая церковь, подчиненная Папе, поддерживала строгую централизацию. Папа потребовал высшую власть во всем христианском мире, не только духовную, но и политическую.

Православная Церковь была представлена ​​в нескольких национальных (автокефальных) церквях, подчиненных светским царям и императорам. Самая могущественная православная иерархия, патриарх Константинопольский, была подчинена Византийскому императору. В XVI веке различные «протестантские» религии и церкви начали отделяться от Католической Церкви, потому что они не признавали первенства Папы. Это были компаньоны Кальвина в Швейцарии.

Лютер в Германии и т. Д. Протестанты значительно упростили культовый ритуал, поклонение. Протестантизм в различных отраслях распространен главным образом в центральной и северной Европе. На юге и западе Европы протестантизм не мог быть консолидирован.

В настоящее время католицизм преобладает в Испании. Португалия. Италия. Франция. Ирландия. Бельгия. Австрия. Католическая религия преобладает среди верующих в Польше.

Венгрия. Чешская Республика. Словакия. хотя за последние три года много протестантов. Католицизм также преобладает на Мальте и в других малых европейских странах — в Монако. Лихтенштейн. Сан-Марино. Андорра. В Швейцарии католики составляют 52% верующих, 51% — на территории бывшего ФРГ (очень мало в Германии). Среди верных английских католиков 7%, среди шотландских 15%.

В 1920 году в Чехословакии появилась национальная католическая церковь («Чешская церковь») и отказалась от нее в Риме.

В Норвегии доминирует протестантизм в различных религиях и церквях. Швеция. Дания. Исландия. Финляндия. в большей части Германии.

И во всех этих странах лютеранство широко распространено. В Нидерландах и Швейцарии преобладает кальвинистская реформация. В Великобритании и Северной Ирландии часто протестантизм распространен: англикане, методисты, баптисты.

Православие давно распространилось из Византии в страны на востоке и юго-востоке Европы. В настоящее время он играет ведущую роль в Греции (мало в Болгарии.

Румыния и сербы в бывшей Югославии).

Ислам отправился на Балканский полуостров в восемнадцатом и пятнадцатом веках. Албанцы все еще придерживаются этого. жителей Боснии и Герцеговины. часть македонцев. частью Болгарова.

Цыгане исповедуют веру этих стран. где они живут. Иудаизм как национальная религия евреев распространен там, где есть верующие (это везде).

Ситуация в Сирии на начало 2014 года.

Карта
территорий подконтрольных правительству и оппозиции

Демографическая карта. Рождаемость по регионам мира

Интересная карта.. статистика. средний размер мужского пениса по европейским странам)

Количество мусульман в европейских странах

Религиозный состав населения Африки

Лингвистическая карта Европы

Территория расселения курдов

Карта религиозных конфессий европы

Религиозные, этнические, демографические, статистические и другие карты

Христианская вера проникла в Европу вскоре после ее создания. Однако влияние этой веры было на первый взгляд небольшим, и его распространение ограничивалось средиземноморским регионом. В странах Центральной Европы христианство позднее рассматривалось, а на севере и востоке Европы — только в VIII-XII. Century.

С разделением христианства в XI веке.

в западной и восточной ветвях юго-западных, западных, центральных и северных европейских стран следовал Рим, восток и юго-восток — для Константинополя. Движение реформ, которое происходило в Европе в первой половине шестнадцатого века, еще больше осложнило религиозный образ в этой части мира: протестанты также появились с католиками и православными христианами. Протестантизм был создан во многих областях Центральной и Западной Европы, а также на всем севере.

С тех пор география различных религиозных движений в Европе существенно не изменилась.

Протестантизм по-прежнему преобладает среди верных скандинавских стран (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Фарерские острова, Исландия), а также избранные страны Западной и Центральной Европы (Великобритания и Северная Ирландия, Германская Демократическая Республика). В тех же странах Западной и Центральной Европы, таких как Нидерланды, Германия, Швейцария, протестантизм реализуется в различных формах около половины верующих.

В юго-западной части Европы (Италия, Испания, Португалия, Мальта), а также в некоторых странах Западной (Ирландия, Франция, Бельгия, Люксембург), средний (Австрия) и Восточной Европы (Польша, Чехословакия, Венгрия) большинство верующих — католики,

Католики составляют примерно половину вероятного населения в Федеративной Республике Германии, Нидерландах, Швейцарии.

Православные преобладают среди лояльных в Юго-Восточной Европе (Румыния, Болгария, Греция). В Югославии, помимо православных, есть много католиков и мусульман.

Ислам относительно широко распространен в Европе.

Только в Албании и в европейской части Турции эта вера принадлежит большинству верующих.

Европа уже давно является одним из мировых центров свободной мысли и атеизма. Особенно широко распространенные атеистические идеи начали распространяться с момента великой французской революции.

После радикальных социальных изменений в восточной и юго-восточной Европе основы религии были потрясены в этом регионе. В социалистических странах число людей, которые нарушают религию, постоянно растет.

Рост атеизма можно наблюдать и в буржуазных странах Европы. В этом отношении особенно характерны страны с многолетними традициями свободного пересечения — Франция, Нидерланды и Соединенное Королевство.

Какая особенная картина распространения религиозных убеждений в зарубежной Европе?

Финляндия

Христианство проникло в Финляндию в 12 веке.

В эпоху реформации на этой земле распространялись лютеране, которые выражали 90% населения. Большинство лютеран являются членами Финской евангелической лютеранской церкви.

Есть также сторонники лютеранской общины в Швеции (2 тысячи) и бесплатное объединение евангелических лютеранских конгрегаций в Финляндии (около тысячи). Как независимая организация, Финская свободная церковь (11 тысяч). Небольшие группы Пятидесятницы (40-е), Армия спасения Свидетели Иеговы (12 тысяч полноправных членов), День адвентистов (5-й), Баптист (две тысячи) Методисты (2-й).

Существует также группа мормонов (4 тысячи).

Второй по величине церковной организацией в стране является Финская православная церковь (54 тысячи), что намного хуже, чем лютеранская церковь. В Финляндии насчитывается 3000 католиков. Есть также евреи (1000 человек), мусульмане (около 1000 человек), бахаи.

Швеция

В Швеции христианство было введено в IX веке. С реформации преобладало лютеранство в стране (около 95% населения — марихуаны).

Несмотря на провозглашение свободы религии, лютеранская церковь в Швеции стала национальным символом. Среди других протестантских организаций и сект, можно сказать, Пятидесятницы (101 тыс.), Армия спасения (33 тыс.), Армия спасения Swedish (2 тыс.) Предтечи (22 тыс.) Учителя (5 тыс.) На седьмой день Адвентист (3-й), шведская задача союза (80-е), евангельская национальная миссия компании (24). Миссия Оребро (22). Миссия Общества Шведская ассоциация (14), миссия святости (6). ,

Католицизм осуществляется только 116 тысяч человек, иудаизм — 17 тысяч. Меньше бахаи.

В последние годы социологи предупреждают о снижении религиозности населения. Таким образом, протестантский социолог Густавсон сообщает, что годы лютеранской церкви регулярно посещались только 3% населения Швеции.

Норвегия

Норвегия была преобразована в христианство в IX. С 16 века. в стране доминирует лютеранская норвежская церковь, которая является страной (по официальным данным 94% населения принадлежит этой церкви).

В 1877 году Евангелическая лютеранская свободная церковь в Норвегии была отделена от государственной церкви, но число ее последователей невелико (20 000). Даже меньшее независимое евангелическо-лютеранское церковное сообщество (4 тысячи). Относительно небольшое число членов имеют другие протестантские церковные организации и секты Пятидесятницы (44 тысячи), методисты (16 тысяч), баптисты (13 тысяч), адвентисты седьмого дня (7 тысяч), норвежский миссионер Союза (6 тысяч) , Конгрегация Бога (1,5 тыс.), Англоязычная (1,4 тыс.), Конгрегация Иисуса Христа (0,6 тыс.), Спасающая армия.

Католики всего 17 тысяч, иудеи — 0,9 тысячи.

Дания

В начале VIII века христианство было прочно установлено в Дании. После Реформации лютеранство стало официальным признанием государства. 94% населения страны принадлежит государству Евангелической народной церкви Дании (интересно, что только 3% населения регулярно посещает церковь).

В последователях отдельных государств есть любительская десятилетняя апостольская церковь (9 ..), адвентисты седьмого дня (8 тыс.), Баптисты (6 тыс.), Являются членами Датского миссионерского союза (4 тыс.), Методисты (2 тыс.), Реформат, Моравские братья, последователи Армии Спасения, Квакер, Англо-Ликани, члены Христианской Науки", неактивные, мормоны и т. д.

Католицизм осуществляется 27 тысячами человек, иудаизмом — 7,5 тыс. Человек. Существует также небольшое количество православных христиан и мусульман (среди иммигрантов), а также бахаи.

Фарерские острова

Подавляющее большинство населения автономных областей Дании Фарерские острова являются лютеранами. Есть небольшие группы братьев Плимута и католиков.

Исландия

Христианизация населения в этой стране произошла в начале XI века.

После Реформации большинство верующих стали лютеранами. Евангелическая лютеранская церковь находится в стране. Это 93% населения Исландии. Большинство оставшихся верующих являются последователями двух независимых протестантских групп: Свободной Церкви (7 000) и независимой Конгрегации Свободной Церкви (2000). Существует также небольшое количество секторов.

Они являются сторонниками Шведской Свободной Миссии, членами Исландского Библейского Общества, Адвентистов Седьмого Дня, Сторонников Спасательной Армии. Сторонники католицизма — 2 тысячи.

Соединенное Королевство

Уже в III. Поэтому на протяжении веков до вторжения англосаксов Британия была христианским государством.

В первой половине 16 века. Английская церковь была независима от Рима. Тем не менее некоторые верующие остались верными католиками.

В разное время, из англиканской церкви, различные церковные группы и секты были разделены. В Шотландии в эпоху Кальвинизма Реформация (в форме пресвитерианства), которая стала основной религией в стране.

В настоящее время в Соединенном Королевстве действуют две национальные церкви: англиканская церковь и шотландская церковь (пресвитерианская).

На долю англиканцев приходится примерно 55% населения страны. Английская церковь теперь насчитывает 27 миллионов последователей (эта цифра не включает англиканцев в Уэльсе, где англиканская церковь не является государством). 3% населения страны являются пребитерами. Самая большая церковная организация в Пресвитерие — Государственная церковь Шотландии — насчитывает 903 000 взрослых членов. В дополнение к состоянию Соединенного Королевства существуют так называемые свободные церкви. Наибольшее число последователей — методистская церковная организация (10% населения).

Самые крупные из них — Методистская церковь (488 тыс. Активных членов), кроме него — независимые методисты (5 тыс.) И Веслейский реформистский союз (4 тыс.). В целом, они являются методистами, а также 1,4 миллиона детей. Самые влиятельные врачи в северо-восточном штате, в западной части Мидленда и Корнуолла.

Затем следуйте различным кальвинистским церквям. Это включало пуританизме Юнайтед, образованной в результате слияния собрания журналистов в Англии и Уэльсе и пресвитериан Англии (140 тыс.), Пресвитериане (кальвинистской методистской), валлийский церкви (85 тыс.), Ассоциация валлийского Independent, церковь Шотландии Free Словения Церковь Шотландии (10K). Свободный пресвитерианской церкви Шотландии, Шотландии реформатской пресвитерианской церкви и Kongregatsional-ки Ассоциация создана Конгра-tsionalistami не входит в объединенном D ormatskuyu церкви.

Есть также много баптистов. Большинство из них объединены в баптистском союзе Великобритании и Ирландии (153 тысячи полноправных членов в Великобритании и Ирландии, все баптисты со своими детьми составляют 337 тысяч).

Шотландские англиканцы объединены в Епископскую церковь (69 тысяч).

В Великобритании существуют другие протестантские течения, но число их последователей относительно невелико. Это члены спасательной армии (100 тысяч.

активные члены), различные группы пятидесятников (98 тыс, в том числе:. Ассамблеи Бога — 60 тысяч, Elimskaya Церковь — +25000 Апостольской Церкви — 8 тысяч elimskie церковь пятидесятники — 2000 Pyatide-syatnicheskaya Святость Церкви …. — 2 и др тыс. Во время Пятидесятницы много иммигрантов из Вест-Индии), «братья" (80 000 человек), Свидетели Иеговы (51 000), лютеране (33 000), Квадри (19 000 человек), члены Единой и Свободной христианской церкви (8 000 человек)

взрослые), адвентисты седьмого дня (14,5 тыс.), последователи Церквей Христа в Великобритании и Ирландии (12 тыс.), члены Свободной Церкви Англии, или реформатской епископальной церкви (8 тыс.), Назарян (8 тыс.), вентиляторы новой церкви (8 тыс.), Моравия (5 тыс.), члены Ассоциации графини Хантингтона (4 тыс.), и таким образом трансформировать.

и т.д. Есть также члены секты «Христианская наука»," и мормонов (72 тысячи).

Северная Европа означает Королевство Дания, Исландия, Королевство Норвегия, Королевство Швеция и Финляндская Республика, занимающие полуостров: скандинавский, датский, архитектор.

Свальбард, Ферски, Лофотен, Аландские острова, острова Вестеролен, Исландия, Словения, Фин, Лелланн, Вендсюссел-Ти, Фальстер, Борнхольм, Готланд, Эланд, Ян Майен и другие.

Здесь живут люди Северной немецкой немецкой подгруппы индоевропейской (шведский, норвежский, датский, фарерский, исландский) и группе финно-угорской семьи подгруппах Урал Урал-юкагирские (финны, лопарского), а также некоторые общины немцев в Дании (ok.60 тысяч). и югославов в Швеции (около 50 тысяч).

Норвежцы составляют 96% (4,3 млн.) Населения Норвегии; это люди, которые сохранили свою однородность со времен викингов. Большинство норвежцев живут в прибрежной полосе в небольших поселениях, разбросанных вдоль фьордов и речных долин.

В основном они занимаются рыболовством, сельским хозяйством, животноводством и лесным хозяйством. Все внутренние нагорья в Норвегии почти необитаемы. Около 40 000 норвежцев живут в Швеции.

Норвежская недвижимость, а также шведские лесные массивы состоит из двухэтажного дома и нескольких домовладений. Макет свойства зависит от условий поля.

На равнине каждой комнаты они образуют прямоугольник вокруг каменных плит. На склоне горы здания были установлены на «скоте» (склоны) и «чисты» (выше склонов).

На долю шведов приходится 89,3% (почти 8 млн.) Населения Швеции, 5,7% (300 тыс.) В Финляндии; Они являются потомками нескольких северогерманских племен. Площадь озера на востоке Центральной Швеции изначально была заселена свечами.

Для хребта густых лесов жили готы. Крайне к югу от Скандинавского полуострова обитали Херули, которые впоследствии были преследованы датчанами (предками танцев). В Швеции 6 групп диалектов.

Старейшим населением Финляндии, Северной Швеции и Норвегии были саамы (саамы, лапландцы).

Сейчас они живут на крайнем севере этих трех стран, а также на Кольском полуострове. Некоторые из них по-прежнему ведут кочевой образ жизни, сезонные миграции с запасами оленей, которые пасут животных для выпаса скота.

Сами, поселившиеся в рыбацких поселениях, выращивали много мясного и молочного скота, производили галстук, а также картофель для собственной пищи. Развитые ремесла: шитье меха и ткани, искусно украшенные мехом и цветными кусками ткани, тканые корзины, вырезание на костях, вышивка, изготовление одеял. Большинство продуктов удовлетворяют потребности коренных народов, а также покупаются иностранными туристами и музеями. Народный костюм — какая-то арктическая одежда — по-прежнему распространен, особенно в выращивании северных оленей.

Мужчины: длинная блузка длиной до колена, сделанная из грубой шерстяной ткани с нарезанным воротником, узкой брючной тканью, четырехсторонней крышкой (шведский) или крышкой с шарнирами для ушей (на норвежских саамах). Мужчины: одеяло и длинная рубашка (хлопок или лето) одеваются прямо на небольшое ярмо. Обувь для мужчин и женщин: мягкие меховые сапоги с меховыми носками. Зимняя одежда — джемпер (меховая сумка с капюшоном и рукавами), ее ремни должны быть теплыми.

Сейчас в Норвегии около 40 тысяч человек, около 20 тысяч в Швеции и около 2 тысяч в Финляндии.

В начале нашей эры. На северном берегу Финского залива прибыли финны, которые приехали из Поволжья. Они захватили саамские страны и поехали на север. V ser. Семнадцатый век.

Финны устроили всю Лапландию, но теперь они намного больше, чем саамы. Половина финнов живет в городах. Для сельских районов деревни типичны для деревень на юго-западе, ферм на востоке. Ржавы состоят из многих зданий, жилищ и домашних хозяйств, и в принципе они не отличаются дизайном норвежского или шведского.

Традиционный женский костюм типичной туники рубашки, юбка, цвет корсаж, фартук и капот с кружевом оборудованием, на юго-востоке — polotenchaty головной убор для мужчин — брюки до колена, пальто украшены шерстяными носки, Постолы или сандалии.

Несмотря на суровые, круговые и полярные условия, сельское хозяйство (животноводство и сельское хозяйство, вплоть до позднего средневековья — слэш) является первоначальным занятием финнов.

Но зерна (овса, рожь, ячмень) никогда не обеспечивали нужды населения, поэтому главное было разведение большого мяса и молока. Для него кормовые растения выращиваются на двух третях пахотных земель.

речных и прибрежных районах, всегда оказывалась значительная помощь. Долго развивается

Лесное хозяйство стало сильной отраслью экономики. Финны составляют 92,9% (4,8 млн.) Населения Финляндии; 2,3% (200 тыс.) В Швеции. Хорошо.

В Норвегии проживает 30 тысяч финнов.

В III-IV в. Сегодня племя переместилось с южной Скандинавии на юго-запад и оккупировало территорию современной Дании (Дания — государство датчан). С 9 века. Мы формируем датское гражданство и его язык, в котором много диалектов. На данный момент датчане говорят, что до 96% (5,1 миллиона) датского населения и их общин находятся в Швеции (около 50 тысяч), а Норвегия (около 20 тысяч).

Фарерские острова (около 50 тысяч) живут на Фарерских островах, которые принадлежат Дании и находятся в водах Норвежского моря.

Исландцы составляют 96% (St.

250 тысяч) населения Исландии; Они являются потомками старых норвежских иммигрантов. Исландский язык был написан в XII-XIII. Century. и сохранил многие архаичные характеристики.

На Фарерских островах и в Исландии — самые архаичные формы жилых и бытовых зданий. Они сделаны из камня (туфа, базальт), лужайки, плавающей или импортной древесины. В трещинах валунов лежал торф. Над каменными стенами дома находятся доски. Крыша сверху, сделана из бересты и плит, на покрытом травой.

Что касается религии, то лютеранцы преобладают во всех странах: около 90% в Норвегии и Швеции, 89% в Финляндии, 87% в Дании, 94% в Исландии.

пятьдесят третьей

Восточнославянские народы: происхождение, этническая история.

Русские, украинцы и Белоруссия очень близки друг другу "о языке, культуре, общинах исторического развития. Восточно-европейские языки — русский, украинский и белорусский — являются частью славянской группы индоевропейских семейств языков. Среди других языковых групп этой семьи близкие славянские, латышские и литовские языки (литовский и латышский).

Исследователи указывают на близость всех славянских языков друг к другу. Среди трех ветвей славянской группы наиболее похожи восточнославянский и югославянский языки (болгарский, сербско-хорватский и македонский). Несколько меньше языкового сообщества восточных славян с Западом (чехи, словаки, поляки).

Лингвистическая близость восточнославянских народов привела к тому, что, с одной стороны,
даже в конце XIX века. было трудно провести четкую лингвистическую границу между русскими и белорусами, между белорусами и украинцами. Антропология, входящее население и восточноевропейские страны относятся к великой европейской расе.

Однако смешивание различных групп происхождения на равнинах Восточной Европы является сложным и трудоемким, постепенным преобразованием и распределением его антропологических функций — все это создает сложную картину распространенности физических видов.

Антропологический тип Бело-Балтийского моря является преобладающим в северных районах переселения русских, а также между соседними финляндскими жителями. В большой части центральных регионов Восточной Европы, между российским, белорусским и украинским населением, распространены типы среднеевропейской породы.

В восточных регионах растет степень проявления характеристик монголоидов. Среди степных популяций южных областей Украины и Азовского моря антропологи наблюдали преобладание атлантического и черноморского видов южного небольшого Кавказа.

Среди восточноевропейского населения Сибири, Средней Азии и Кавказа заметен феномен антропологических характеристик, характерных для неславянских групп в этих регионах.

Источником славянских народов давно интересуются ученые. За последнее столетие было твердо установлено, что славяне на языке и источнике тесно связаны с Европой.

В начале XX в. Century. известный чешский ученый Л. Нидерле, представил широкую область своего творчества — от Карпа до нижней части Вислы и от Эльбы до Днепра. Лингвистические данные (работы Ф. П. Филины и др.) Позволяют нам извлечь самую старую область образования славянских языков — речных бассейнов. Припяти и Среднего Днепра.

К середине I тысячелетия до н.э. е. Славянские племена поселились в более широкой области в бассейнах Лаба (Эльба) Висла Поднепровье в среднем.

В то же время продвижение отдельных групп славянских племен начинается на юге, через Карпаты, а на северо-востоке — в верхние — Верхнюю Днепр и Поволжье. Первая достаточно подробная карта расселения племен Восточной Европы дает нам «Сказку о долгих годах».

К VIII-IX. Century. Племена словенцев, кривичей, вятичей и других были большими племенными группами. К VIII-IX. Century. союз уже настолько, что большинство населения таких племенных союзов действительно на языке славян.

Дальнейшие этнические процессы в Западной Европе уже произошли в старом российском государстве. Активная агрессивная политика киевских князей, включенных в состав новых полномочий в ряде соседних народов Мерюе, Muromu и Мещера на северо-востоке рек Волго-Окского, все — на севере, видео по запросу, Ижоры и других групп населения финноязычного (» Чуд «Русские хроники» — на северо-западе.

Долгосрочные отношения с номадской степью (половцы и т. Д.) Привели к выводу некоторых из этих племен, а не к юго-западным границам Киева. Разрушение Киева в отдельном" феодальная земля привела к тому, что старое разделение на племенные союзы ушло в прошлое. Нормальное развитие древнерусских князей было прервано татаро-монгольским нашествием. К 15 веку. Московское княжество заметно отображается. Московским владыкам удалось сплотить главную российскую землю под их властью в 15 веке без особого сопротивления.

Быстро растущее население городских и монастырских деревень и вместе с этим и их торговые отношения. Улучшилась административная система и организация армии. Все это требовало единства в питании общественной жизни (в налоговой системе, законах, религии и т. Д.).

Все больше возрастает важность написания, единого языка. С 16 века. Начинается экспансия стран Московского государства.

е. крепостной пояс против крымских татар, привел к поселению в новых землях мелких шляхетских служителей, которые впоследствии стали известны как «либералы».

К 16 веку. центр притяжения и поселения косовских групп появился — на Волге, Дону, в порогах Днепра, чуть позже — на Тереке и Урале (Яик).

Другая известная группа русского населения — Помор — жила на берегах Белого моря. Он отличался тем, что основой для их производства был морской промысел тюленей и рыболовство, в то время как производство сельскохозяйственной продукции и животноводства оставалось на заднем плане.

Фермеры Архангела присоединились к Поморие. В «Свободе Украины», спонсируемой Москвой, идет поток иммигрантов из регионов России и из регионов Украины. После воссоединения Украины и России в 1654 году это перемещение на восток возросло.

Западно-русское княжество (Турово-Пинск, Полоцк) было с 14-го века. в составе Литвы. После объединения Литвы с Польшей католицизм начал распространяться как государственная религия, когда католическая церковь и власти усилили давление: в 1696 году

он был введен в качестве национального польского языка, православие фактически запрещено. Департаменты Польши в 1771, 1793, 1795 годах включали почти все территории Беларуси в России.

К середине 19-го века. Century. три близких к культуре и языку людей — россиян, украинцев и белорусов были созданы в стране.

«Численность населения» - Формула – как рассчитать показатель? Общий коэффициент рождаемости: СУММАРНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ РОЖДАЕМОСТИ – не зависит от возрастной структуры. СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ РОЖДАЕМОСТИ – зависит от структуры знаменателя. Разброс значений общих коэффициентов в мире. Формула или определение? Виды демографических процессов.

«Население мира» - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (душевой доход, занятость, калорийность питания). Конфуцианство (Китай). В развивающихся странах М > Ж. Северная Африка, Юго-Западная Азия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш. Возрастной состав. В зависимости от распространения все религии делят: Установлен более поздний возраст для вступления в брак.

«Население Европы» - Половой состав. Изменение численности населения в XX веке. Вывод: из-за многонационального состава населения Европы могут возникать политические проблемы. Урало-Юкагирская семья. Убыль населения – 18 стран (45%) Расширенное воспроизводство – 1 страна (Албания, 2,5%) Простое – 21 (52,5%). Православие.

«Городское население» - Полицентрическая агломерация: Два государства Европы с минимальной урбанизацией: Москва 10,7 Дакка 12,4. Пекин 10,7 Калькутта 14,3 18. Великобритания ФРГ Нигерия Австралия Япония США. Радиальная прямоугольная хаотическая. Каир 11,1 Дели 15 16. Укажите принципы объединения. Уровень урбанизации выше в развитых странах, но темпы урбанизации выше в развивающихся.

«Сельское население» - Рождаемость сельского населения брянской области на 16,8% ниже, чем по россиии в целом. 141,92 млн. 3. Смертность сельского населения пензенской области на 18,0% выше, чем по россиии в целом. 89,26 млн. 2005 год МУЖЧИН – 58,87 ЖЕНЩИН – 72,39. Демографическая ситуация в рф. Рождаемость сельского населения пензенской области на 22,6% ниже, чем по россиии в целом.

«География населения мира» - Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах Земли. Религиозный состав. Страны, в которых преобладают мужчины. Религиозный состав населения мира. Этнолингвистический состав населения мира. Племена. Потери во второй мировой войне. Охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий.

Всего в теме 22 презентации

Особенности исторического развития населения Южной Европы повлияли на религиозную принадлежность и традиции южноевропейских народов. Большинство верующего населения - христиане. Эта религия распространилась среди народов Южной Европы еще в начале нашей эры. После разделения христианства в XI в. за западной частью региона закрепилось католическое направление. В регионе находится государство Ватикан с резиденцией папы римского - духовного лидера всех католиков мира.

Большинство населения – христиане. Христианство представлено двумя ветвями: католицизмом (запад и центр региона) и православием (восток региона, Греция). Часть турок, албанцев, греков - мусульмане.

В Южной Европе находится духовный и административный центр Римской католической церкви - Ватикан, который существует с IV в.

Католическую религию исповедуют почти все верующие из числа романских народов (испанцы, итальянцы и др.), а также баски, мальтийцы и небольшие группы греческого населения на Кикладских островах, куда католицизм был занесен в XIII в. венецианцами. Православие же господствует в восточной части региона, находившейся под длительным влиянием византийской культуры. Православие исповедуют более 90% верующих греков, а также часть живущих в Греции албанцев и македонцев.

Одно из направлений христианской религии - армяно-григорианская церковь - представлено небольшой группой верующих армян (главным образом в Греции).

Живущие в Греции турки и часть албанцев, незначительная часть греков, населяющих Фракию и остров Родос, а также часть цыган исповедуют ислам. Еврейское население в своем большинстве приверженцы иудаизма.

В последние годы во всех южноевропейских странах растет число атеистов. Хотя влияние церкви слабеет, оно все еще очень сильно и в католических странах (главным образом благодаря Ватикану) и в православной Греции.

2.2 Этнический (национальный) состав населения и проблема миграции

Большинство населения относится к южной (средиземноморской) ветви европеоидной расы. Ее представители отличаются сравнительно небольшим ростом, темным волнистыми волосами и темными глазами.

История народов Южной Европы достигает глубокой древности. В эпоху Римской империи большинство из них было романизированная, и сейчас здесь преобладают народы, принадлежащие к романской группе индоевропейской языковой семьи (португальцы, испанцы, галисийцы, каталонцы, итальянцы, сардинцы, ретороманцы). Исключение составляют:

Греки (греческий группа индоевропейской семьи);

Баски (отдельная семья) - живут в исторической области Страна Басков на севере Испании;

Албанцы (албанский группа индоевропейской семьи), представленные в Италии;

Гибралтарцы (германская группа индоевропейской семьи);

Мальтийцы (семитский группа семито-хемитськои языковой семьи). Считают, что мальтийский язык является диалектом арабского;

Турки (тюркская группа алтайской языковой семьи), представленные в Греции 7 .

Состав населения в странах региона преимущественно однороден. Высокие показатели мононациональности характерные для Португалии (99,5% - португальцы), Италии и Греции (по 98% итальянцев и греков соответственно), и только в Испании значительный удельный вес (почти 30%) национальных меньшинств: каталонцы (18%), галисийцы (8%), баски (2,5%) и другие.

В Южной Европе в течение нескольких последних столетий эмиграция преобладала над иммиграцией. Еще в XVI-XII вв. много испанцев и португальцев переселились в Новый Свет, став там важной составляющей современного населения большинства стран Латинской Америки. Сейчас массовые миграции происходят как внутри региона, так и за его пределами. С 60-х годов. значительное количество рабочей силы эмигрировала из этих стран в ФРГ, Францию, Швейцарию и другие страны Западной Европы.

Почти все население Южной Европы говорит на языках романской группы индоевропейской семьи, сформировавшихся на основе латыни. К основным народам этой группы относятся испанцы, португальцы, каталонцы, галисийцы, итальянцы. Особую группу в рамках индоевропейской языковой семьи составляет греческий язык.

Страны Южной Европы являются преимущественно однонациональными. Основные нации составляют абсолютное большинство населения в Италии, Греции, Португалии и на Адальте. Национальные меньшинства незначительны и состоят из представителей соседних государств и иммигрантов. Испания-самая многонациональная из южноевропейских стран. Помимо испанцев, на которых приходится 70 % населения, здесь проживают каталонцы, галисийцы, баски. (рисунок 2)

Рисунок 2 – Народы Южной Европы

Происхождение народа баской для ученых до сих пор остается загадкой. Все государства, которые ими создавались, оказывались недолговечными. В настоящее время «Страна басков» разделена испано-французской границей. Тем не менее, этот народ наших дней сумел сохранить свою этническую чистоту. Язык басков стал письменным только в 1545 г. и совершенно не похож ни на один из европейских.

Количество мигрантов из южных стран Европы в северные стремительно увеличивается, что обусловлено в основном трехлетним непрерывным ухудшением ситуации в период кризиса.

При этом перспективы трудоустройства для иммигрантов ухудшились – один из двоих безработных иммигрантов в Европе до сих пор ищет работу после более чем годового пребывания на территории союза. В 2011 году количество мигрантов в странах ОЭСР выросло на 2% по сравнению с предыдущим годом, достигнув почти 4 млн человек. Последние данные свидетельствуют об аналогичном увеличении показателя в 2012 году. Миграция в рамках Европейского союза выросла на 15% после снижения почти на 40% во время кризиса. Тенденция к увеличению количества людей, покидающих страны, пострадавшие от кризиса, ускоряется, их количество выросло на 45% с 2009 по 2011 год 8 .

Число греков и испанцев, переехавших в другие страны ЕС, удвоилось с 2007 года, достигнув 39 тыс. и 72 тыс. человек соответственно. При этом в Германию прибыло на 73% больше греческих иммигрантов в период между 2011 и 2012 годами, на 50% – испанских и португальских граждан и на 35% – итальянцев. При этом уровень мигрантов в США из этих стран оставался стабильным в 2011 году, увеличившись на 2%. В Италию произошло падение числа иммигрантов на 11%, уровень иммиграции в этой стране в настоящее время на 44% ниже, чем в 2007 году. Но ситуация на рынке труда резко ухудшилась для иммигрантов, рост безработицы среди них ставил почти 5 процентных пунктов в период между 2008 и 2012 годами по сравнению с 3 процентными пунктами роста количества безработных среди коренного населения. При этом молодые иммигранты с их низкой квалификацией пострадали от ситуации в наибольшей степени 9 .

Процесс миграции принимает массовый характер, учитывая, например, уровень безработицы в Германии в 7%, а в Испании в 24% (а среди молодежи более 50%). Нельзя сказать, что такого раньше не было, однако в этот раз отличительной чертой процесса является то, что мигрируют высококвалифицированные работники. Как бы странно это ни звучало, но проблемы в Южной Европе и миграция высококвалифицированной рабочей силы оттуда на руку Германии, поскольку заполняет нехватку такой рабочей силы в самой Германии, что положительно сказывается на перспективах роста немецкой экономики. Кроме того, имеет место эффект мультипликации – на каждого нового инженера приходится несколько сопутствующих рабочих мест. Поэтому отношение к притоку квалифицированной рабочей силы из стран Южной Европы приветствуется как государством, так и самими предприятиями – для них создаются максимально комфортные условия адаптации 10 .

При этом и сами мигранты демонстрируют космополитические качества – например, они ездят в отпуск не на родину, а к своим соотечественникам в соседние страны. Многие компании поощряют своих сотрудников приглашать мигрантов на разные мероприятия – футбол, боулинг, чтобы помочь им интегрироваться и обрести новых друзей. Кроме того, компании арендуют целые дома для первоначального проживания мигрантов и назначают ответственного, чтобы помочь им разобраться с бюрократическими вопросами и изучением языка. Для экономик проблемных стран, откуда направлен поток мигрантов, это является большой проблемой, еще более затрудняющей выход из кризиса и углубляющей раскол между Северной и Южной Европой. Но без мигрантов экономики развитых стран представить невозможно: они как раз дают возможность сократить расходы на оплату труда. К тому же из-за старения населения на севере Европы иммиграция молодежи с юга и периферийных стран необходима, чтобы поддерживать развитие экономики.

Считается, что отсутствие препятствий для перемещения улучшает мобильность мигрантов, их наличие, напротив, ухудшает, заставляя людей дольше оставаться в стране пребывания. В случае улучшения экономической ситуации южной части Европы и возможности свободного перемещения значительная часть нынешних трудовых мигрантов из южных стран, типа Греции и Италии, вернется домой. Таким образом, проблема возвратной миграции снимается сама собой при выполнении двух условий – выход из кризиса и возможность свободного перемещения, отсутствие для этого дополнительных барьеров. Отдельной проблемой, конечно, стоит нелегальная трудовая миграция. Но от нее в большей степени как раз и страдают те самые, наиболее бедные южные страны Европы. Политическая нестабильность в африканских и азиатских странах, соседствующих с европейским югом, приводит к росту нелегального миграционного потока. Ну, а далее картина, хорошо знакомая по Москве, где все наиболее грязные работы выполняют выходцы из Азии. При отсутствии каких-либо гарантий нормальной оплаты, условий жизни, социальной и медицинской помощи и т.д. Именно такой вариант миграции представляет реальную угрозу для принимающих стран и их экономик 11 .