Расчет пеней по пфр калькулятор. Калькулятор штрафов и пеней по налогам

Онлайн калькулятор пеней необходим, когда вам надо подсчитать штрафную неустойку для подачи иска в суд или для направления претензии контрагенту.

Что собой представляет пеня?

Пеня это штрафные проценты, который нерадивый контрагент обязан уплатить за просрочку уплаты долга. Пеня устанавливается в процентах по отношению к просроченной сумме за каждый день просрочки. Размер пени устанавливают сами стороны при подписании договора. К примеру, пеня в 0,1% будет соответствовать 36,5% годовых.

По какой формуле рассчитывается пеня?

Сумма пеней = сумма задолженности * размер пени * количество дней просрочки / 100

Как рассчитывать пени, если были частичные погашения?

В том случае, если были частичные погашения просроченной задолженности пени рассчитываются отдельно на каждый просроченный платеж, с учетом количеств просроченных дней по каждому платежу. Затем рассчитываются пени на непогашенную часть задолженности. После этого все результаты суммируются. Наш калькулятор расчета пеней умеет это делать.

Как оформить расчет пеней?

Расчет можно сделать в тексте искового заявления или претензии, но лучше его оформить на отдельном документе и приложить к иску/претензии. После заполнения форм калькулятора можно распечатать готовый расчет, подписать его и направить в суд вместе с иском.

Как пользоваться онлайн калькулятором расчета пеней?

Расчет пеней калькулятором проводится:

  • на задолженность, которая к настоящему моменту не погашена;
  • на задолженность, которая уже погашена, но платежи, по которой осуществлялись с просрочкой;
  • при частичном погашении задолженности несколькими платежами.

Ставки и список льготных видов деятельности на УСН. 20% вместо 30%.

Относится ли деятельность организации или ИП на УСН к льготным видам деятельности определяется по основному коду ОКВЭД. Удельный вес деятельности компании по данному виду должен быть не менее 70%, но как будут проверять эти данные, в законе не прописано. Организации и ИП на УСН на льготах, указанны в статье 58 часть 1 п. 8 212-ФЗ от 24.07.2009 г. Список утвержден для всей России и не зависит от региона.

С 2011 года Взносы в Пенсионный Фонд на ОПС(платятся ежемесячно не позднее 15-го числа следующего календарного месяца) За наемных работников: 26%(или 18% для льготных видов деятельности(производство, строительство, образование, ИТ, полный список ниже)) на ОСНО, УСН, ЕНВД (20% (или 12% для льготных на УСН) на страховую 6% на накопительную части; если 1966г и старше, если старше – все на страховую), ФФОМС 3,1% на ОСНО, УСН, ЕНВД, ТФОМС 2,0% на ОСНО, УСН, ЕНВД. Итого 34%(или 26% для льготных на УСН)

Льготные ОКВЭД

Производство: пищевых продуктов; минеральных вод и других безалкогольных напитков; текстильное и швейное; кожи, изделий из кожи и производство обуви; изделий из дерева и обработка древесины; химическое; резиновых и пластмассовых изделий; прочих неметаллических минеральных продуктов; готовых металлических изделий; машин и оборудования; электрооборудования, электронного и оптического оборудования; транспортных средств и оборудования; мебели; спортивных товаров; игр и игрушек; музыкальных инструментов; целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них; различной продукции, не включенной в другие группировки. А именно:

  • а) производство пищевых продуктов (код ОКВЭД 15.1-15.8);
  • б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков (код ОКВЭД 15.98);
  • в) текстильное и швейное производство (код ОКВЭД 17,18);
  • г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (код ОКВЭД 19);
  • д) обработка древесины и производство изделий из дерева (код ОКВЭД 20);
  • е) химическое производство (код ОКВЭД 24);
  • ж) производство резиновых и пластмассовых изделий (код ОКВЭД 25);
  • з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов (код ОКВЭД 26);
  • и) производство готовых металлических изделий (код ОКВЭД 28);
  • к) производство машин и оборудования (код ОКВЭД 29);
  • л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (код ОКВЭД 30-33);
  • м) производство транспортных средств и оборудования (код ОКВЭД 34, 35);
  • н) производство мебели (код ОКВЭД 36.1);
  • о) производство спортивных товаров код ОКВЭД (36.4);
  • п) производство игр и игрушек (код ОКВЭД 36.5);
  • р) научные исследования и разработки
  • с) образование (код ОКВЭД 80);
  • т) здравоохранение и предоставление социальных услуг (код ОКВЭД 85);
  • у) деятельность спортивных объектов (код ОКВЭД 92.61);
  • ф) прочая деятельность в области спорта (код ОКВЭД 92.62);
  • х) обработка вторичного сырья (код ОКВЭД 37);
  • ц) строительство (код ОКВЭД 45);
  • ч) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (код ОКВЭД 50.2);
  • ш) удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (код ОКВЭД 90);
  • щ) вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (код ОКВЭД 63);
  • ы) предоставление персональных услуг (код ОКВЭД 93);
  • э) производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них (код ОКВЭД 21);
  • ю) производство музыкальных инструментов (код ОКВЭД 36.3);
  • я) производство различной продукции, не включенной в другие группировки (код ОКВЭД 36.6);
  • я.1) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования (код ОКВЭД 52.7);
  • я.2) управление недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70.32);
  • я.3) деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов (код ОКВЭД 92.1);
  • я.4) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов) (код ОКВЭД 92.51);
  • я.5) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий (код ОКВЭД 92.52);
  • я.6) деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников (код ОКВЭД 92.53);
  • я.7) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (код ОКВЭД 72), за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ".

С 1 октября 2017 г. изменился порядок расчета пени за просрочку уплаты налога. Какие нововведения следует учитывать налогоплательщикам при расчете пени в случае образования недоимки?

Как начисляются пени

Неуплата налога (авансового платежа) влечет начисление пеней на сумму недоимки (п. 2 ст. 57, п.3 ст. 58 НК РФ).

Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов, страховых взносов), в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Целью начисления пени является компенсация потери государства из-за несвоевременной уплаты налогов (Определения Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 г. №1069-О, от 12.05.2003 г. №175-О).

До 1 октября 2017 г. процентная ставка пеней соответствовала 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей во время просрочки налоговых обязательств (обязательств по уплате страховых взносов). Ставка рефинансирования равна ключевой ставки ЦБ (с 2016 г. ЦБ РФ не устанавливает ставку рефинансирования).

Важно!

С 1 октября 2017 г. вступили в силу изменения, внесенные в п.4 ст.75 НК РФ, Федеральным законом от 30.11.2016 г. №401-ФЗ (далее по тексту - Закон №401- ФЗ).

Новый порядок расчета пеней

Пени за просрочку уплаты налога (страхового взноса) с 1 октября 2017 г. рассчитываются по новым правилам

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

При этом процентная ставка пени принимается равной:

Для физических лиц (включая ИП):

  • 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;

Для организаций:

  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) - 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки (п.4 ст.75 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 28.09.2017 г. №ЗН-4-22/19471@ «О реализации положений Федерального закона №401-ФЗ»).
Важно!

С 1 октября 2017 г. длительная задержка неуплаты налога (более 30 календарных дней) будет обходиться налогоплательщику дороже.

Кроме того, ст.75 НК РФ дополнена новым п.4.1.

Речь идет об отсрочке начисления пени за неуплату налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в тех регионах, где установлен «кадастровый» порядок расчета налога на имущество.

Напомним, что 1 января 2015 г. вступила в силу новая глава 32 «налог на имущество физических лиц» НК РФ, введенная Федеральным законом от 04.10.2014 г. №284-ФЗ.

Налоговая база в части облагаемых объектов рассчитывается на основе их кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда субъектом РФ не принято решение об определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости (п.2 ст.402 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 16.10.2014 г. №БС-4-11/21489@).

Но в некоторых субъектах РФ налог на имущество физических лиц по-прежнему считается по инвентаризационной стоимости недвижимости, умноженной на коэффициент-дефлятор. Для таких физических лиц норма п.4.1 ст.75 НК РФ не действует.

В этом случае, на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2015 года, пеня начисляется, начиная с 01.05.2017 г.

Примеры расчета пеней по новым правилам

Пени по недоимке, образовавшейся до вступления в силу нововведений, следует начислять по старым правилам независимо от длительности просрочки (п. 9 ст. 13 Закона №401-ФЗ).
Важно!

Это означает, что если срок уплаты налога наступил до 01 октября 2017 г., то расчет пени производится по старым правилам, т.е. исходя из 1/300 ставки рефинансирования независимо от количества дней образовавшейся просрочки.

Сам алгоритм расчета периода просрочки по налогам для исчисления пени не изменился.

Пени рассчитываются, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Таким образом, число дней просрочки по налогам для расчета пени определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п.3 и п.4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г. №03-02-07/2/39318). В случае если ставка рефинансирования, попадающая на дни просрочки, изменялась, то расчет пеней производится, исходя из каждой ставки рефинансирования ЦБ РФ отдельно.

Важно!

При этом за однодневное опоздание с уплатой налогов (сборов, страховых сборов) пени начислять и уплачивать не нужно (п.3 ст.75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г. №03-02-07/2/39318).

Пример №1

Поскольку период просрочки не превышает 30 дней, то расчет пени осуществляется по 1/300 ставки рефинансирования.

Предположим, что ставка рефинансирования за 4 дня не менялась.

Тогда расчет пени за период просрочки составит:

(500 000 рублей х 8,5%/300) х 4 дня = 566,67 рублей.

Важно!

Аналогичный подход к расчету пени с 1 октября 2017 года будет применяться и в части страховых взносов. То есть, если просрочка по уплате страховых взносов компании составит более 30 календарных дней, то пени рассчитываются исходя из 1/150 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки.

Пример №2

Срок уплаты взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за сентябрь 2017 г. - 16 октября 2017 г. (перенос с выходного дня).

Компания перечислила страховые взносы с опозданием - 29.12.2017 г.

Сумма недоимки составила 100 000 рублей.

Период просрочки составляет 73 календарных дня (с 17.10.2017 г. по 28.12.2017 г.).

С 18.09.2017 г. ставка рефинансирования составляет 8,5% (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017 г.).

Предположим, что ставка рефинансирования за 73 дня не менялась.

Период просрочки до 30 календарных дней - с 17.10.2017 г. по 15.11.2017 г. включительно.

Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 300) х 30 дней = 850 рублей.

Период просрочки с 31 календарного дня - с 16.11.2017 г. по 28.12.2017 г. включительно.

Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 150) х 43 дня = 2 436,67 рублей.

Всего за весь период размер пени составил: 850 рублей + 2 436,67 рублей = 3 286,67 рублей.

Таким образом, если просрочка уплаты налогов (сборов, страховых взносов) компании составляет более 30 календарных дней, то размер пени с 31 календарного дня будет в 2 раза выше.

Если все налоги уплачены в установленные сроки, то разговор об неактуален. Но, как показывает практика, налоги и по ним перечисляются в срок далеко не всегда. А в этом случае начисляются пени в установленном налоговым законодательством порядке.

Уплата налога при УСНО

"Упрощенцы", независимо от применяемого объекта налогообложения, обязаны уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов и налог по итогам налогового периода (ст. 346.21 НК РФ). Поскольку отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, а налоговым - календарный год, необходимо ежеквартально и по итогам года (ст. 346.19 НК РФ).

Главой 26.2 НК РФ установлены следующие сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСНО:

  • авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, - не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября;
  • - организациями - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Примечание. В 2017 году "упрощенцы" должны уплатить авансовые платежи не позднее 25 апреля, 25 июля и 25 октября (переноса сроков нет).

Расчет пеней при несвоевременной уплате налога при УСНО

Если авансовые платежи или налог при УСНО будут уплачены позже установленного срока, то "упрощенец" будет обязан уплатить пени.

По своей экономической сути пени являются платой за пользование бюджетными деньгами, которыми являются не уплаченные в срок налоги (авансовые платежи по налогам).

Порядок исчисления пеней установлен ст. 75 НК РФ; он не зависит от вида налога или авансовых платежей по налогу:

  • пени уплачиваются помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога;
  • пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога - процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Обратите внимание! По общему правилу пени должны уплачиваться одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Но, как правило, про пени "забывают", тогда их взыскивают принудительно, выставляя требование на расчетный счет. Также пени могут быть взысканы за счет иного имущества налогоплательщика.

При этом расчет пеней при уплате авансовых платежей позже установленного срока нужно делать с учетом правовой позиции Пленума ВАС, выраженной им в п. 14 Постановления от 30.07.2013 N 57: если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Специально для "упрощенцев", применяющих объект налогообложения "доходы минус расходы", отметим, что указанный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, исчисленных за I квартал, полугодие и девять месяцев, больше суммы минимального налога, уплаченного за налоговый период в порядке, установленном п. 6 ст. 346.18 НК РФ (Письма Минфина России от 24.02.2015 N 03-11-06/2/9012, от 27.10.2015 N 03-11-09/61543, от 30.10.2015 N 03-11-06/2/62714).

Представители ФНС трактуют обозначенную правовую позицию судей следующим образом (рекомендации даны для территориальных налоговых органов): если налог по итогам налогового периода исчислен в меньшей сумме, чем ранее исчисленные авансовые платежи в течение или по итогам отчетных периодов, то для соразмерного уменьшения пеней необходимо сначала произвести перерасчет авансовых платежей соразмерно сумме налога за налоговый период, и расчет пеней происходит в автоматизированном режиме на пересчитанную сумму авансовых платежей. Пеня будет начислена в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ, на пересчитанную сумму авансовых платежей (Письмо от 05.02.2016 N ЗН-4-1/1711@).

Таким образом, порядок расчета пеней при уплате налогов и авансовых платежей позже установленного срока действующим законодательством определен, правовая позиция высшей судебной инстанции по данному вопросу высказана, мнение контролирующих органов тоже представлено. Казалось бы, никаких трудностей в расчете пеней по налогу, уплачиваемому при УСНО, быть не должно. Но практика показывает обратное.

Расчет пеней по налогу при УСНО на примере судебного решения

Ярким примером принципиально разного подхода к расчету пеней является дело N А78-5061/2016, рассмотренное в Определении ВС РФ от 03.02.2017 N 302-КГ16-21102: расчеты пеней, произведенные налоговым органом, "упрощенцем" и судебной инстанцией, не совпали, размеры пеней, подлежащих уплате, оказались разными.

Данное дело выделяется из общей массы судебных дел еще и тем, что, как правило, налогоплательщики пытаются уменьшить сумму пеней к уплате в общей сумме исковых требований - доначисленных налогов и штрафов, отдельно пени не уменьшаются в судебном порядке. А в рассматриваемом случае единственным заявленным исковым требованием стало признание недействительным требования налогового органа об уплате пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО.

Суть спора

Индивидуальный предприниматель обратился в суд с иском к налоговому органу о признании недействительным требования об уплате пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, в размере 34 984,81 руб. по состоянию на 11.03.2016 (поскольку в данном случае без расчетов не обойтись, приводим конкретные цифры).

Названный индивидуальный предприниматель зарегистрирован в ЕГРИП, в 2015 году применял УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы".

Требованием налоговый орган поставил в известность предпринимателя о наличии задолженности по пени по налогу, уплачиваемому при УСНО, за 2015 год в сумме 97 008,04 руб. и указал на обязанность заявителя уплатить ее в установленный срок.

Предприниматель посчитал, что данное требование нарушает его права, и обжаловал его в вышестоящий налоговый орган, который оставил жалобу без удовлетворения. После чего обозначенное лицо обратилось в суд, который счел соблюденным заявителем досудебный порядок урегулирования спора, обязательность которого предусмотрена п. 2 ст. 138 НК РФ.

Таким образом, суть спора заключается в том, что расчет пеней, произведенный налоговым органом, указанный в требовании (97 008,04 руб.), не совпадает с расчетом, который сделал предприниматель (62 023,23 руб.), разница составила 34 984,81 руб. На эту сумму предприниматель и хотел уменьшить пени, подлежащие уплате в бюджет.

Материалы дела

Спорная сумма пеней была начислена за 2015 год на основании налоговой декларации при УСНО, представленной в налоговый орган 01.03.2016, в связи с тем, что авансовые платежи за I квартал и полугодие 2015 года были уплачены позже установленных сроков (см. таблицу 1, составленную на основании данных налоговой декларации по УСНО за 2015 год, и таблицу 2, составленную на основании материалов дела).

Таблица 1

Начисленные платежи по налогу, уплачиваемому при УСНО

Сумма, руб.

Сумма налогового платежа по УСНО нарастающим итогом, руб.

Авансовые платежи за I квартал 2015 года

К уплате 1 375 093

1 375 093

Авансовые платежи за II квартал 2015 года

К уплате 996 024

2 371 117

Авансовые платежи за III квартал 2015 года

К уменьшению 776 681

1 594 436

По итогам налогового периода 2015 года

К уменьшению 90 895

1 503 541

Итого

1 503 541

1 503 541

Таблица 2

Уплата авансовых платежей и по итогам налогового периода по налогу при УСНО

Сумма (руб.)

Дата фактической уплаты

Срок уплаты в соответствии с гл. 26.2 НК РФ

За I квартал 2015 года

200 000

24.04.2015

27.04.2015

За полугодие 2015 года

20.07.2015

27.07.2015

300 000

26.08.2015

200 000

15.10.2015

За девять месяцев 2015 года

450 000

27.10.2015

26.10.2015

За налоговый период 2015 года

353 540

16.03.2016

04.05.2016

Итого

1 503 541

Таким образом, предприниматель допустил случаи неполного и несвоевременного перечисления сумм авансовых платежей к установленным законом срокам, а потому в силу совокупности норм НК РФ на соответствующие суммы не поступивших в срок авансовых обязательств по налогу при УСНО подлежали начислению пени.

Позиция налогового органа

Налоговый орган в данном случае произвел расчет пеней по авансовым платежам без учета конечного значения налога при УСНО к уплате за налоговый период.

Инспекцией при осуществлении расчета спорных пени не учтено то, что отдельные суммы задолженностей по авансовым платежам, по которым он произведен, несоразмерны итоговому обязательству предпринимателя по УСНО за 2015 год, задекларированному в размере 1 503 541 руб., и превышают его. Например, сумма пенеобразующей задолженности по авансовым платежам составила:

  • за период 28.07.2015 - 25.08.2015 - 2 171 117 руб. (1 375 093 + 996 024);
  • за период 26.08.2015 - 14.10.2015 - 1 871 116 руб. (2 171 117 - 300 001);
  • за период 15.10.2015 - 25.10.2015 - 1 671 116 руб. (1 871 116 - 200 000).

Таким образом, общая сумма пеней по расчетам налоговиков - 97 008,04 руб., что, по мнению суда, неверно.

Позиция индивидуального предпринимателя

Представленный заявителем расчет пени за несвоевременную уплату налога при УСНО за 2015 год на сумму 62 023,23 руб., по мнению суда, не может заслуживать внимания, поскольку основан на неверном толковании п. 4 и 5 ст. 346.21 НК РФ, предусматривающих исчисление обязательств по данному налогу, основывающееся на методе нарастающего итога. Предпринимателем такой расчет произведен в отрыве от обозначенного обстоятельства, поквартально, и без учета принципа поглощения последующими обязательствами предыдущих, с принятием в связи с этим за основу расчета некорректных пенеобразующих показателей действительной задолженности по авансовым платежам.

Предприниматель рассчитал пени исходя из установленных сроков уплаты авансовых платежей, а не из фактических.

Позиция судов

В рассматриваемом деле все судебные инстанции (включая ВС РФ) были едины в своем мнении по вопросу расчета пеней. При этом непосредственно расчет пеней судьями отличается от расчета, произведенного налоговым органом: суд признал расчет пеней, представленный индивидуальным предпринимателем, неверным, но и расчет, произведенный налоговым органом, тоже неправильным. Суд удовлетворил заявление предпринимателя частично, решение инспекции признано недействительным в части пени в размере 11 641,3 руб., то есть, по мнению судов, сумма пеней в рассматриваемом случае равна 85 366,74 руб. (см. таблицу 3).

Таблица 3

Период для расчета пени

Сумма авансовых платежей по декларации (руб.)

Даты уплаты

Суммы уплаты (руб.)

Долг по авансовым платежам в сравнении с налогом (руб.)

Соразмерная недоимка для пени (п. 14 Пленума ВАС РФ N 57) (руб.)

Дни просрочки

Расчет пени (руб.)

28.04.2015 - 20.07.2015

I квартал - 1 375 093

24.04.2015

200 000

117 509

(1 503 541)

1 175 093

1 175 093 x 0,000275 x 82 = 26 498,34

21.07.2015 - 27.07.2015

20.07.2015

1 175 092

(1 503 541)

1 175 092

1 175 092 x 0,000275 x 7 = 2 262,05

28.07.2015 - 25.08.2015

Полугодие - 996 024

1 175 092 + 996 024 = 2 171 116

(1 503 541)

1 503 541

1 503 541 x 0,000275 x 29 = 11 990,74

26.08.2015 - 14.10.2015

26.08.2015

300 000

2 171 116 - 300 000 = 1 871 116

(1 503 541)

1 503 541

1 503 541 x 0,000275 x 50 = 20 673,69

15.10.2015 - 25.10.2015

15.10.2015

200 000

1 871 116 - 200 000 = 1 671 116

(1 503 541)

1 503 541

1 503 541 x 0,000275 x 11 = 4 548,21

26.10.2015 - 26.10.2015

Девять месяцев - к уменьшению на 776 681

1 671 116 - 776 681 = 894 435

(1 503 541)

894 435

894 435 x 0,000275 x 1 = 245,97

27.10.2015 - 31.12.2015

27.10.2015

450 000

894 435 - 450 000 = 444 435

(1 503 541)

444 435

444 435 x 0,000275 x 66 = 8 066,50

01.01.2016 - 08.03.2016

444 435

(1 503 541)

444 435

444 435 x 0,000366 x 68 = 11 081,24

Итого:

85 366,74

Для расчета пеней необходимо значение ставки рефинансирования в 2015 - 2016 годах: процентная ставка пени принимается равной 1/300 действовавшей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В 2015 году ставка рефинансирования ЦБ РФ была равна 8,25% годовых (Указание ЦБ РФ от 13.09.2012 N 2873-У).

С 01.01.2016 ставка рефинансирования была приравнена к ключевой ставке и равна 11% годовых (Информация ЦБ РФ от 31.07.2015 "О ключевой ставке Банка России", Указание ЦБ РФ от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России").

Таким образом, ставка пени за каждый день просрочки составила:

  • в 2015 году - 0,000275 (1/300 x 8,25%);
  • в 2016 году - 0,000366 (1/300 x 11%).

В расчете пеней судами учтены разъяснения п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 57. При этом отмечено, что порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или - в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, суды исходят из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

Аналогичные разъяснения в части необходимости соразмерного уменьшения пени в случае несвоевременного внесения авансовых платежей при превышении их показателей по соответствующим отчетным периодам относительно сумм налога по итогу налогового периода содержатся в Письмах Минфина России N 03-11-06/2/62714 и ФНС России N ЗН-4-1/1711@. Но при этом соответствующего алгоритма соразмерного уменьшения пени приведенные разъяснения не содержат.

По мнению судов, руководствуясь принципами разумности и объективности, соразмерным при определении пени за несвоевременное внесение авансовых платежей за отчетные периоды относительно итоговых сумм налога за соответствующий налоговый период следует признать такой показатель, который задолженность по авансовым платежам для расчета пени приравнивает к сумме налога в случае их превышения над последним.

Соответственно, в рассматриваемом случае сумма задолженности для расчета пени по авансовым платежам по налогу при УСНО за полугодие 2015 года по приведенным периодам не должна была превышать 1 503 541 руб. по каждому из них.

Таким образом, сумма пени по оспариваемому требованию в размере 11 641,30 руб. (97 008,04 - 85 366,74), по мнению суда, является излишне предъявленной заявителю, а потому при указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что инспекцией не доказано соответствие оспариваемого требования фактической обязанности налогоплательщика по уплате рассматриваемых пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, за 2015 год в вышеуказанной сумме (11 641,30 руб.), в связи с чем оно выставлено с нарушением ст. 45, 69, 75 НК РФ и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере его экономической деятельности в данной части.

В приведенном случае соразмерность состоит в том, что размер ответственности должен соответствовать размеру налога (1 503 541 руб.), на сумму, превышающую указанную сумму, ответственность применена быть не может. Обязанность по уплате авансовых платежей в счет уплаты исчисленного налога за налоговый период была бы выполнена в тот момент, когда налогоплательщик уплатил бы всю сумму в размере 1 375 093 руб. за I квартал и сумму в размере 128 448 руб. за полугодие, поскольку это составит 1 503 541 руб. Расчет, представленный заявителем в суд, основан именно на указанных принципах, предусмотренных законодательством, и составляет сумму пени 62 023,23 руб. Но фактически предприниматель не уплатил авансовые платежи в установленные сроки.

"Упрощенцы", независимо от применяемого объекта налогообложения, обязаны уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов (за I квартал, полугодие и девять месяцев) и налог по итогам налогового периода. В случае уплаты авансовых платежей и налога при УСНО позже установленных сроков налоговый орган начислит пени и выставит требование об их уплате.

При уплате пеней "упрощенцы" должны проверить расчет пеней налоговиками: как показывает практика, они не всегда правильно исчисляют пени. Надо помнить, что если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Данное мнение полностью соответствует действующему законодательству, правовой позиции Пленума ВАС, и его применяют суды на практике при рассмотрении аналогичных дел.

Безусловно, уплачивать авансовые платежи и налог при УСНО нужно в установленные законодательством сроки, но если уж налоговые платежи фактически уплачены позже, то расчет пеней должен быть сделан корректно.

Предназначен для расчета суммы пени в соответствии со в случае несвоевременной уплаты причитающихся сумм налоговых платежей, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Для организаций в отношении недоимки, образовавшейся с 1 октября 2017 года, за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней процентная ставка принимается равной 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России , за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней – 1/150 ставки рефинансирования Банка России.

Напомним, что до внесения изменений процентная ставка пени принималась равной 1/300 действующей в период просрочки ставки рефинансирования Банка России.

Расчет производится с учетом всех ставок рефинансирования, действовавших в период просрочки, что имеет особое значение в случае длительных просрочек уплаты налогов и сборов. Дополнительно к пени за просрочку может быть назначено наказание в виде штрафа, который не учитывается в расчете.

Расчет имеет информационный характер и не может являться основанием для совершения юридически значимых действий.