Предельная величина базы для начисления страховых взносов. Взносы в ффомс

Предприниматели и нотариусы уплачивают за себя соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Согласно п.2 ст.13 НК РФ стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.

МРОТ на 01.01.2011 составляет 4330,00 рублей (№82-ФЗ от 19.06.2000 г.), соответственно:

В Пенсионный фонд - 13509,60 рублей (если плательщик взносов 1967 года рождения и моложе, то взносы в ПФ составят: на страховую часть 10392,00 руб., на накопительную часть 3117.60 руб. если плательщик 1966 года рождения и старше, то вся сумма уплачивается на страховую часть)

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1610,76 рублей ;

В Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1039,20 рублей ;

Итого сумма страхового платежа за 2011 год составляет - 16159,56 рубля.

Фиксированные страховые взносы ИП, нотариусы и адвокаты уплачивают только за самих себя.

С выплат физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам уплачиваются страховые взносы на обязательное страхование, исходя из начисленных выплат в пользу этих лиц.

Если ИП начинает осуществлять деятельность после начала очередного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате им за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Реквизиты для перечисления страховых взносов в городе Новосибирске:

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области. г.Новосибирск
БИК 045004001
К/с (отсутствует)
Р/с 40101810900000010001
Получатель: УФК по Новосибирской области (ОПФР по Новосибирской области)
ИНН 5406103101 КПП 540601001

В поле 105 указывается ОКАТО (ОКАТО в г.Новосибирске 50401000000)
В поле 104 обязательно указывается код бюджетной классификации (КБК)

КБК для перечисления страховых взносов в ПФР и ФОМС для предпринимателей, адвокатов, нотариусов в 2011 году

Страховые взносы во внебюджетные фонды: изменения 2012

В конце 2011 года в ряд законодательных актов о страховых взносах были внесены значимые изменения. Новые положения должны применяться с 1 января 2012 года. В статье Л.П. Фомичева, аттестованный аудитор Минфина России, анализирует нововведения, относящиеся к пенсионному, социальному страхованию работников (в том числе от несчастных случаев на производстве). Приводится актуальная информация об индексации «детских» пособий, а также о порядке взимания и суммах возможных штрафов.

______________________________________________________________

Автоматизация расчета зарплаты на базе «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8»

Суть необходимых изменений: Регрессивная шкала ЕСН будет отменена. Для работодателей база для начисления страховых взносов на каждого работника устанавливается в сумме, не превышающей 415 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. При этом сумма будет подлежать ежегодной индексации с учетом роста средней зарплаты по стране.
В отношении тарифов Закон № 212-ФЗ устанавливает переходные положения. В 2010 году общая величина тарифа страховых взносов будет равна максимальной ставке ЕСН - 26 процентов (ст. 57 Закона № 212-ФЗ), в том числе:

  • в ПФР - 20%;
  • в ФСС России - 2,9%;
  • в ФФОМС - 1,1%;
  • в ТФОМС - 2%.

А вот с 1 января 2011 года размер тарифов увеличится. В ПФР нужно будет перечислять взносы в размере 26 процентов, в ФСС России - 2,9 процента, в ФФОМС - 2,1 процента, в ТФОМС - 3 процента (ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Таким образом, компаниям придется платить страховые взносы в размере 34 %.

Ставки взносов в % при общей системе налогообложения(есн в 2011 году ставки)

Фонды

2009-2010 гг.

2011 г.

Изменение

2012 г.

Итого

В том числе ПФР




1966 г.р. и старше:




Страховая

1967 г.р. и моложе:




страховая

накопительная


В переходный период с 2011 года по 2014 год предусмотрены льготные тарифы для отдельных категорий плательщиков - для сельхозпроизводителей, и плательщиков ЕСХН , для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и для организаций, использующих труд инвалидов (ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Переход их к общему страховому тарифу в 34 % будет постепенным и завершится в конце 2014 года:

Льготные ставки взносов в % для отдельных категорий плательщиков

Фонды

2010 г.

2011-2012 г.г.

2013-2014 г.г.

Итого

В том числе ПФР




1966 г.р. и старше:




страховая

1967 г.р. и моложе:




страховая

накопительная

Касательно «упрощенцев» и плательщиков ЕНВД, в 2010 году они уплачивают взносы исключительно в ПФР в размере 14 %. В дальнейшем никакие льготы для них не предусмотрены. С 2011 г. они будут применять ставку 34 %, как и страхователи, выплачивающие вознаграждения физическим лицам, и применяющие общий режим (ст. 12 Закона № 212-ФЗ).

Фонды

2009-2010 г.г.

2011 г.

Изменение

Итого

В том числе ПФР




1966 г.р. и старше:




страховая

1967 г.р. и моложе:




страховая

накопительная

Не производящие выплаты физическим лицам индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты , занимающиеся частной практикой, будут уплачивать не только фиксированные взносы в ПФР, но и взносы в ФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (подп. 2 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона № 212-ФЗ такая стоимость равна произведению МРОТ (установленного на начало финансового года) и тарифа в соответствующий фонд. При этом полученная сумма умножается на 12. Взносы будут уплачиваться в ПФР и ФОМС, кроме взносов в ФСС (подп. 2 п. 1 ст. 5, ст. 12, ч. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

Фонды

2010 г.

2011 г.

МРОТ * 12мес * 1,1%

МРОТ * 12мес * 2,1%

МРОТ * 12мес * 2,0%

МРОТ * 12мес * 3,0%

МРОТ * 12мес * 20,0%

МРОТ * 12мес * 26,0%

Итого

МРОТ * 12мес* 23,1%

МРОТ * 12мес* 31,1%

В отличие от ЕСН, при расчете которого в настоящее время применяется регрессивная шкала налогообложения в зависимости от размера выплат, с 2010 года взносы будут взиматься по единой ставке.

Установлена предельная базовая величина выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой взносы взиматься не будут (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

На 2010 год эта базовая сумма составляет 415 тыс. руб. Она исчисляется нарастающим итогом с начала расчетного периода.

В последующие годы базовая величина будет индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы согласно решениям Правительства РФ. Установление этого верхнего предела должно означать, что пенсия потом свыше этих сумм ни назначаться, ни выплачиваться не будет.

Отчетность в фонды. Перечисление страховых взносов плательщиками, производящими выплаты в пользу физических лиц, осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в каждый из четырех фондов: ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС (ч. 1, 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). При этом взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством плательщик вправе уменьшить на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по данному виду страхования в соответствии с законодательством РФ.

В течение расчетного (отчетного) периода уплачивается ежемесячный обязательный платеж по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца (ч. 3-5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Плательщики, которые не производят выплаты физическим лицам, уплачивают взносы за расчетный период отдельными платежами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС не позднее 31 декабря текущего календарного года (ч. 2-4 ст. 16 Закона № 212-ФЗ). Перечисление авансовых платежей такими плательщиками не предусмотрено.

Последний раз налогоплательщики должны представить в налоговые органы налоговую декларацию по ЕСН за 2009 год в обычный срок - не позднее 30 марта 2010 года (п. 7 ст. 243 НК РФ) и не позднее этого же срока по расчетам с ПФР за 2009 год по форме, утвержденной Минфином России. После камеральной проверки отчетности ее результаты будут переданы в ПФР в электронном виде (ст. 38 и 59 Закона № 212-ФЗ). Индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы подают отчетность не позднее 30 апреля (п. 7 ст. 244 НК РФ).

С 2010 года налоговые органы контролировать уплату страховых взносов не будут.

Взносы в ФСС будет контролировать сам фонд, а уплату взносов в ФОМС и ПФР будут проверять специалисты ПФР (ст. 3 Закона № 212-ФЗ).

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (он же - расчетный период).

Сроки сдачи расчетов в ФСС останутся без изменений.

В ПФР отчет по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и в ФОМС будет сдаваться ежеквартально до 1 числа второго календарного месяца следующего за отчетным периодом (п. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Представление расчетов по итогам календарного года не предусмотрено. Следовательно, отчитываться по страховым взносам плательщик будет четыре раза в год в указанные выше сроки, т. е. до 1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля. Форма отчетности пока не утверждена.

Расчет по начисленным и уплаченным взносам плательщики, не производящие выплат физически лицам, подают в территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом по форме, которая утверждается органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Персонифицированный учет. Отчетность за 2009 год следует представить до 1 марта 2010 года по старым правилам.

В 2010 году отчетными периодами будут признаваться полугодие и календарный год, соответственно, сведения необходимо будет подать до 1 августа 2010 года и до 1 февраля 2011 года (п. 12 ст. 37 Закон № 213-ФЗ).

С 2011 года отчетными периодами признаны первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год (ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27- в редакции подп. «б» п. 1 ст. 12 и п. 4 ст. 41 Закона № 213-ФЗ). И отчетность представляется ежеквартально до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 12 Закона № 213-ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Вместе с индивидуальными персонифицированными сведениями страхователь обязан представлять итоговые сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц. Данное положение вступает в силу с 1 июля 2010 года (п. 3 ст. 41 Закона № 213-ФЗ).

Начиная с 2011 года страхователь при представлении сведений на 50 и более работающих у него лиц за предшествующий отчетный период должен подать документы в электронном виде и с применением электронной цифровой подписи (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Электронный формат отчета утверждается ПФР (п. 3 ст. 12 Закона № 213-ФЗ).

До 1 марта следующего года обязаны представить сведения физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы (абз. 1 п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Проверки выездные (камеральные). В законе определены полномочия ПФР и ФСС при выездных и камеральных проверках. Они аналогичны тем, которые имеют в данный момент налоговые органы при проверках ЕСН. Проверки могут быть назначены по решению руководства не чаще чем раз в три года (п. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

ПФР будет проверять не только правильность исчисления взносов и своевременность их уплаты, но и предоставление сведений персонифицированного учета.

Страхователи обязаны обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов (пп.6 п.2 ст.28 Закона № 212-ФЗ).

Максимальное время длительности выездной проверки - два месяца. Правда, сотрудники фонда вправе приостановить проверку на шесть месяцев, а в исключительном случае - еще на три. По окончании ревизоры составляют акт, а затем и решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении.

Камеральная проверка каждого представленного расчета будет проходить в течение трех месяцев. Если сотрудники фонда обнаружат ошибки или несоответствия, потребуют, чтобы плательщик предоставил пояснения либо внес исправления. Если корректировки не устроят проверяющих, составляется акт, а затем выносится решение о привлечении к ответственности страхователя либо об отказе в привлечении.

Обжаловать решение сотрудников фонда по выездной или камеральной проверке можно будет и в вышестоящий орган либо сразу в суд - на усмотрение страхователя.

Количество проверок у налогоплательщиков увеличится. Ведь помимо обычных налоговых проверок, возможны проверки ФСС и ПФР. Фактически по процедуре это выездная налоговая проверка со всеми вытекающими последствиями. Если налоговые органы применяют единую политику, подчиняясь Минфину России, то ФСС и ПФР - самостоятельные ведомства, которые могут иметь разную практику применения законодательства и при проверках руководствоваться только собственными письмами.

За неподачу расчетов установлена ответственность:

  • при просрочке до 180 дней - за каждый месяц 5 % от суммы взносов к уплате, но не более 30 % и не менее 100 руб.;
  • при просрочке более 180 дней штраф составит 30 % взносов к уплате по расчету и 10 % за каждый месяц, начиная со 181 дня, всего не менее 1 000 руб.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченной суммы (при наличии умысла - 40 %). При ошибке в КБК взносы не будут считаться уплаченными, даже если они попали в нужный фонд (подп. 4 п. 6 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

В случаях обнаружения плательщиком ошибок (приводящих к занижению суммы взносов) плательщик должен представить в орган контроля уточненный расчет. Порядок его подачи аналогичен тому, который содержится в статье 81 НК РФ.

Зачет излишне уплаченных взносов в один фонд в счет погашения недоимки в другой невозможен, несмотря на то, что ПФР будет контролировать взносы и в ПФР, и в ФОМС (ч. 21 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

Пособие по временной нетрудоспособности за первые два дня по-прежнему будет выплачиваться за счет средств работодателя (ст. 3 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

В связи с введением базовой суммы, выше которой взносы не начисляются, с 2010 года установлен новый порядок определения предельного размера пособий. Средний дневной заработок, используемый при расчете данных пособий, не может превышать среднего дневного заработка, исчисленного следующим образом: предельная величина базы для начисления страховых взносов, разделенная на 365 (новый п. 3.1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поскольку в 2010 году предельная величина базы равна 415 тыс. руб., средний дневной заработок для расчета указанных пособий в 2010 году составит 1136 руб. 99 коп. (415 000 руб. / 365). Эту предельную величину должен иметь в виду каждый страхователь, у которого работает застрахованный, при дальнейших расчетах указанных пособий.

С указанного ограничения максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности установлен как размер пособия в процентах к максимальному заработку, утрата которого на период временной нетрудоспособности страхуется и с которого перечислялись страховые взносы. Максимум при страховом стаже до 5 лет составит 20 750 руб. (415 000 руб. / 12 мес. x 60 %), от 5 до 8 лет - 27 666 руб. (415 000 руб. / 12 мес. x 80 %); 8 и более лет - 34 583 руб. (415 000 руб. / 12 мес. x 100 %).

Максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц составит 34 583 руб. (прежде - 25 390 руб.).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком с 2010 года, как и ранее, выплачивается в размере 40 % от среднего заработка. При его расчете среднедневной заработок умножается на 30,4 (среднемесячного числа календарных дней в году).

Минимальный размер остался прежним - 1 500 руб.* по уходу за первым ребенком, 3 000 руб.* по уходу за вторым ребенком и последующими детьми (абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ). В случае ухода за двумя или более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. В таком случае оно не должно превышать 100 % среднего заработка, но не может быть меньше суммированного минимального размера (п. 2 ст. 11.2 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Однако ограничение по максимальному размеру данного пособия в 7 192 руб. отменено. Теперь при расчете среднего заработка учитывается максимальная величина базы, на которую начисляются взносы, деленная на 12 (п. 5.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Максимальный размер пособия по уходу в 2010 году не должен превышать 13 833 руб. Эта величина рассчитана с учетом предельной базовой величины - 415 000 руб. / 12 мес. x 40% = 13 833,33 руб. За неполный месяц ухода пособие выплачивается пропорционально количеству календарных дней в месяце ухода за ребенком, включая нерабочие праздничные дни. Такой порядок расчета указан в новых статьях 5.1 и 5.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ в редакции статьи 34 Закона № 213-ФЗ.

Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособие по уходу за ребенком можно получить только по одному месту работы на выбор. При обращении за пособием выбранному страхователю представляется справка (справки) с места других работ о том, что пособие по уходу за ребенком другими работодателями не выплачивается.


В настоящее время предполагается, что реформа ЕСН, ранее намечавшаяся на 2010 г., будет осуществляться поэтапно. С 2010 г. вместо действующего ЕСН с работодателей будут взиматься страховые взносы по единой ставке 26% с заработной платы, не превышающей 415 тыс. руб. в год. С 2011 г. планируется повысить единую ставку страховых взносов до 34%. В сложившихся кризисных условиях перенос планировавшегося ранее повышения «социальной нагрузки» для компаний с 2010 г. на 2011 г. является положительным решением. По оценке ИКСИ на основе данных 2007 г., повышение страховых взносов с 26 до 34% фонда оплаты труда увеличило бы социальные взносы работодателей на 25%. При этом для добывающих отраслей промышленности рост «социальной нагрузки» составил бы 17,5%, а для обрабатывающих отраслей - 26-30%. Вместе с тем, поэтапная реализация реформы ЕСН не снимает проблемы повышения нагрузки на работодателей. При переходе к новой системе начисления социальных взносов в 2010 г. для ряда компаний «социальная нагрузка» будет увеличена, что усугубит и без того сложное их положение в условиях кризиса. Отмена сниженных ставок ЕСН (10% с зарплаты в пределах 280 - 600 тыс. руб. в год и 2% с зарплаты, превышающей 600 тыс. руб. в год) и переход к единой ставке 26% приведет к росту страховых взносов работодателей, выплачивающих заработную плату сотрудникам в диапазоне 23-60 тыс. руб. в месяц.

При повышении ставки страховых взносов с 26% до 34% в 2011 г. произойдет значительное повышение нагрузки на работодателей. Для заработной платы, не превышающей 23 тыс. руб. в месяц, рост страховых взносов по сравнению с существующим уровнем составит 31%, а для зарплаты с 23 до 60 тыс. руб. в месяц - 33-63%. Тем самым проводимая реформа может оказаться стимулом к распространению теневых форм оплаты труда.

Ознакомьтесь с подробной информацией об автоматизации расчета зарплаты и необходимых доработках программ 1С в разделе

Автоматизация расчета зарплаты

Подробнее о реформе ЕСН (единый социальный налог) 2010 и есн 2012 на сайте: www.audit-it.ru

С 1 января 2011 г. для большинства плательщиков страховых взносов произошло существенное повышение тарифов страховых взносов. В общем случае, налоговая нагрузка на налогоплательщиков составит 34%.

Важно, что нововведения касаются не только работодателей, находящихся на общей системе налогообложения, а также и организаций, применяющих УСН и ЕНВД.

Упрощенцев в 2011 году ожидает повышение взносов в Пенсионный фонд с 14% до 26%. Также организации, применяющие спецрежимы, с 1 января 2011 года обязаны производить уплаты в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования (3,1% и 2,0%), в Фонд Социального страхования Российской Федерации (2,9%). Таким образом, суммарная нагрузка на «упрощенцев» возрастает с 14 до 34 процентов.

Пенсионный фонд Фонд медицинского страхования Фонд социального страхования Итого

Сумма взносов

Для лиц 1966 года рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе ФФОМС ТФОМС
Страховая часть Страховая часть Накопительная часть
Общий режим 26 20 6 3,1 2 2,9 34
Плательщики, применяющие УСН
Плательщики переведенные на ЕНВД
Организаций, осуществляющих деятельность в области СМИ (за искл. реклама и эротика) 20 14 6 1,1 2 2,9 26
Организации и ИП, указанные в статье 58 часть 1 п. 8 212-ФЗ от 24.07.2009 г. (изменения от 28.12.2010 N 432-ФЗ) * 18 12 6 3,1 2 2,9 26
Начисления инвалидов и общественных организаций инвалидов 16 10 6 1,1 1,2 1,9 20,2
Плательщики, применяющие ЕСХН
Сельскохозяйственные товаропроизводители
Организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой зоны 8 2 6 2 2 2 14
Хозяйственные общества, созданные после 13.08.09 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с 127-ФЗ
Организации осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, БД

* для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются:
а) производство пищевых продуктов;
б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
в) текстильное и швейное производство;
г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
д) обработка древесины и производство изделий из дерева;
е) химическое производство;
ж) производство резиновых и пластмассовых изделий;
з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
и) производство готовых металлических изделий;
к) производство машин и оборудования;
л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
м) производство транспортных средств и оборудования;
н) производство мебели; о) производство спортивных товаров;
п) производство игр и игрушек;
р) научные исследования и разработки;
с) образование;
т) здравоохранение и предоставление социальных услуг;
у) деятельность спортивных объектов;
ф) прочая деятельность в области спорта;
х) обработка вторичного сырья;
ц) строительство;
ч) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
ш) удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
щ) вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;
ы) предоставление персональных услуг;
э) производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
ю) производство музыкальных инструментов;
я) производство различной продукции, не включенной в другие группировки;
я.1) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
я.2) управление недвижимым имуществом;
я.3) деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
я.4) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
я.5) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
я.6) деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;
я.7) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 настоящей части

Основным документом, определяющим, порядок расчета и уплаты страховых взносов фонды социального, медицинского и пенсионного страхования, а также порядок предоставления отчетности является Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". 2010-2014 годы являются переходными и для отдельных категорий налогоплательщиков в это период применяются пониженные тарифы страховых взносов.

Ставки страховых взносов для разных категорий налогоплательщиков применяемых в 2011 году приведены в таблице:

Пенсионный фонд Фонд медицинского страхования Фонд социального страхования Итого

Сумма взносов

Для лиц 1966 года рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе ФФОМС ТФОМС
Страховая часть Страховая часть Накопительная часть
Общий режим 26 20 6 3,1 2 2,9 34
Плательщики, применяющие УСН
Плательщики переведенные на ЕНВД
Организаций, осуществляющих деятельность в области СМИ (за искл. реклама и эротика) 20 14 6 1,1 2 2,9 26
Организации и ИП, указанные в статье 58 часть 1 п. 8 212-ФЗ от 24.07.2009 г. * 18 12 6 3,1 2 2,9 26
Начисления инвалидов и общественных организаций инвалидов 16 10 6 1,1 1,2 1,9 20,2
Плательщики, применяющие ЕСХН
Сельскохозяйственные товаропроизводители
Организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой зоны 8 2 6 2 2 2 14
Хозяйственные общества, созданные после 13.08.09 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с 127-ФЗ
Организации осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, БД

* для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются:
а) производство пищевых продуктов;
б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
в) текстильное и швейное производство;
г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
д) обработка древесины и производство изделий из дерева;
е) химическое производство;
ж) производство резиновых и пластмассовых изделий;
з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
и) производство готовых металлических изделий;
к) производство машин и оборудования;
л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
м) производство транспортных средств и оборудования;
н) производство мебели; о) производство спортивных товаров;
п) производство игр и игрушек;
р) научные исследования и разработки;
с) образование;
т) здравоохранение и предоставление социальных услуг;
у) деятельность спортивных объектов;
ф) прочая деятельность в области спорта;
х) обработка вторичного сырья;
ц) строительство;
ч) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
ш) удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
щ) вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;
ы) предоставление персональных услуг;
э) производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
ю) производство музыкальных инструментов;
я) производство различной продукции, не включенной в другие группировки;
я.1) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
я.2) управление недвижимым имуществом;
я.3) деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
я.4) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
я.5) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
я.6) деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;
я.7) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 настоящей части

Расчет взносов производится с доходов каждого сотрудника и потом эти рассчитанные взносы суммируются и уплачиваются сразу за всех работников по установленным реквизитам. Расчет в течение года ведется нарастающим итогом. Указанные выше процентные ставки перестают взиматься, когда облагаемый взносами доход сотрудника за год превышает определенный лимит. В 2011 году данный лимит составляет 463 000 рублей. В 2010 году он составлял 415 000 рублей.

Помимо вышеописанных взносов все страхователи уплачивают взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Эти взносы рассчитываются исходя из фонда оплаты труда. Тариф взноса зависит от отрасли экономики, которой соответствует осуществляемый основной вид деятельности организации. Тарифы установлены в пределах от 0,2% до 8,5 %.

Внесенные Федеральным законом № 348-ФЗ от 08.12.2010 изменения коснулись в основном базы для обложения взносами на страхование от несчастных случаев. В Законе содержится новый Перечень, который приблизил базу для расчета взносов к базе, рассчитанной в соответствии с 212-ФЗ. В частности с 2011 года подлежит налогообложению компенсация неиспользованного отпуска, авторские выплаты, материальная помощь не облагается в сумме до 4-х тысяч, материальная помощь при рождении ребенка до 50 тысяч. В соответствии с 331-ФЗ от 08.12.2010 сами тарифы взносов на страхование от несчастных случаев не изменятся.

Чигрина Анастасия Аркадьевна
Консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению