Порядок переселения из сносимых пятиэтажек. Правила расселения при сносе аварийного дома

Окончание программы сноса пятиэтажек в Москве снова перенеслось на год: теперь власти рассчитывают расселить ветхие дома лишь к концу 2016 года. В общей сложности борьба с «хрущёвками» в столице тянется уже 15 лет. За это время чиновники успели осуществить 80 % намеченного плана и несколько раз изменить правила предоставления новых квартир.

Согласно данным городского стройкомплекса, сейчас в Москве существуют 311 подлежащих сносу домов. Суммарно в них проживает около 23 тыс. человек. Большая часть пятиэтажек сосредоточена в западной части города, а южному, центральному и зеленоградскому округам удалось полностью избавиться от ветхих домов. Полный адресный перечень приведён на сайте департамента градостроительной политики Москвы .

Переселение из пятиэтажек в Москве регламентируется двумя городскими законодательными актами — «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений» и «Об обеспечении права жителей Москвы на жилые помещения» .

Права и обязанности

  • В обмен на квартиру в сносимом доме собственники должны получить равнозначное благоустроенное жилое помещение, обеспеченное электроснабжением, водопроводом, канализацией, системой отопления, сантехникой, плитой. По умолчанию предполагается и наличие простого косметического ремонта.
  • У переезжающих должен быть выбор как минимум из трёх вариантов. Но официально высказать свои пожелания в отношении конкретного этажа или дома житель сносимого дома не может.
  • Если квартирой пользовались по договору социального найма — взамен недвижимость выдаётся на тех же условиях. Но метраж нового места жительства будут рассчитывать уже исходя из социальных нормативов. Для семьи из двух супругов предусмотрены «однушки» площадью 44-50 метров, три человека получат 62-74 метра. Если в семье четыре или больше членов — на каждого прописанного полагается выделять по 18 квадратных метров.
  • Если члены семьи стоят в очереди на улучшение жилищных условий — проблема должна быть решена при расселении, жильцам будет предоставлена дополнительная квартира или недвижимость большей площади. Выделять комнаты в коммунальных квартирах при расселении пятиэтажек — запрещено.
  • Новая квартира должна располагаться в границах района, к которому был причислен снесённый дом. Переезд собственника или нанимателя в другое место может состояться только после соответствующего письменного заявления.
  • Жильцы дома должны быть уведомлены о предстоящем сносе в течение двух недель после принятия постановления правительства. На полное расселение дома у властей есть год.
  • С собственниками должен быть заключён договор мены, где прописывается площадь, количество комнат и все технические характеристики старой и новой квартир. Формально владельцы недвижимости могут ходатайствовать о предоставлении взамен недвижимости денежной компенсации, но на практике норма почти не применяется: расчётная стоимость жилья в пятиэтажках часто оказывается значительно ниже рыночной цены квартир в новостройках.
  • Расходы по переезду по закону должны нести городские власти. Как правило, речь идёт об однократном предоставлении грузового автомобиля с водителем и бригады грузчиков.
  • Собственники квартир в подлежащих к расселению жилых домах не могут свободно распоряжаться своим имуществом: после получения уведомления о скором сносе квартиру уже нельзя будет поменять или продать. Любая подобная сделка может быть признана незаконной.
  • Жильцы должны переехать из сносимого дома в течение месяца после заключения договора мены или получения денежной компенсации.

История вопроса

Снос московских пятиэтажек стартовал в 1998 году. Тогда же была названа первая дата завершения работ — начало 2010 года. Но в 2008 году шедший с проволочками проект окончательно застопорился из-за финансового кризиса. Реконструкция индустриальных районов в столице традиционно велась в рамках инвестиционных контрактов, на средства коммерческих структур. Реализация большинства из них стала невозможна с началом международного финансового кризиса из-за банкротства компаний и экономической неэффективности отдельных проектов.

В итоге темпы сноса упали в шесть раз: если в 2009 году в городе разобрали 244 дома, то с 2010 по 2012 — всего 112. Сменившаяся городская администрация приняла решение расторгнуть большую часть соглашений с инвесторами и расселить оставшиеся дома за счёт средств бюджета. Стоимость проекта всякий раз рассчитывается индивидуально — на смету влияет этажность, расположение и состояние недвижимости.

На днях стало известно, что программа сноса пятиэтажек в Москве может растянуться ещё на два с половиной года. Согласно оценкам заместителя мэра по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, полностью завершить расселение и снос ветхих домов удастся к концу 2016 года, об этом чиновник сообщил на коллегии стройкомплекса Москвы. Ранее власти озвучивали более оптимистичные прогнозы: ещё на мартовском заседании речь шла о завершении ликвидации «индустриального жилого фонда» до конца 2015 года.

Статистика свидетельствует о том, что около 77% жителей Москвы желают улучшить свои жилищные условия. Из них порядка 25% признаны государством "нуждающимися в улучшении жилищных условий". Что же реально делает государство, чтобы обеспечить эту категорию москвичей жильем? А что делать семьям, официально не признанным в качестве "нуждающихся", но на самом деле ощущающим нехватку жилплощади? Как вообще обстоит в Москве дело с обеспечением граждан жильем? Одним из способов решения этой задачи правительство Москвы видит в реконструкции и сносе ветхого, аварийного жилья, пятиэтажек и переселении москвичей из малогабаритных квартир "хрущевок" в новые дома. Начало массовой реконструкции панельного 5-этажного и ветхого жилищного фонда г. Москвы было положено в 1995 году Постановлением Правительства Москвы от 24.10.95 N 876 "О ходе реализации программы комплексной реконструкции массовой жилой застройки первого периода индустриального домостроения на период до 2000 года". В 2002 году вышло Постановление Правительства Москвы "Об утверждении программы жилищного строительства по городскому заказу до 2005 года и о заданиях по жилищному строительству на период до 2010 года". Это Постановление выделило в качестве приоритетной задачи при реализации инвестиционных строительных программ Москвы реконструкцию пятиэтажного и ветхого жилищного фонда. Кроме того, Правительство Москвы разработало Концепцию жилищного строительства по городскому заказу в Москве, которое включает в себя следующие направления: - строительство жилья для очередников г. Москвы, нуждающихся в улучшении жилищных условий; - строительство жилья для переселения жителей из сносимого пятиэтажного, ветхого и аварийного жилищного фонда; - строительство жилья для реализации городских социальных программ жилищного строительства: по программе "Молодой семье - доступное жилье", для военнослужащих по государственным жилищным сертификатам с последующей компенсацией средств бюджета г. Москвы средствами федерального бюджета, с использованием механизмов ипотечного кредитования, продажи жилья в рассрочку очередникам г. Москвы, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Эти официальные документы наряду с федеральными нормативными актами регламентируют порядок предоставления жилья жителям сносимого и реконструируемого пятиэтажного фонда в городе Москве. Но люди, сталкивающиеся с проблемой переселения из пятиэтажек, нечасто интересуются правовыми актами. Их волнуют конкретные ситуации, в которых они оказываются: на что они могут рассчитывать при получении нового жилья, что они теряют или наоборот - насколько выгодным оказывается такое переселение. Рассмотрим несколько общих случаев переселения граждан из сносимого дома. 1. Неприватизированная (муниципальная) квартира. В данном случае мы должны руководствоваться в первую очередь Жилищным кодексом РСФСР (российские законодатели уже поняли необходимость принятия нового Жилищного кодекса РФ, отвечающего требованиям сегодняшнего дня, а пока действует кодекс, принятый еще в 1983 году, с внесенными в него поправками). Статья 91 данного кодекса говорит о том, что гражданам, выселяемым из дома, подлежащего сносу, должно быть предоставлено другое благоустроенное жилье. Что представляет собой благоустроенное помещение? Эта квартира должна находиться в черте данного населенного пункта, размером быть не меньше ранее занимаемой и установленной нормы жилой площади, отвечать санитарным и техническим требованиям, при предоставлении благоустроенного жилья не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов. Важное уточнение при определении благоустроенного жилья содержит статья 96 Кодекса: если наниматель занимал отдельную квартиру или более одной комнаты, ему соответственно должна быть предоставлена отдельная квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат. Кроме того, при предоставлении жилья должно учитываться состояние здоровья выселяемых граждан и другие заслуживающие внимания обстоятельства (например, проживание в одной квартире отдельных семей). Новое жилье должно быть предоставлено с учетом установленной законом нормы жилого помещения. Сегодня эта норма составляет 18 кв.м общей площади и не менее 10 кв.м жилой площади на человека. Жилищный кодекс устанавливает общие правила предоставления жилья гражданам, выселяемым из сносимых домов. А Закон г. Москвы от 9 сентября 1998 г. N 21-73 "О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения" уточняет порядок предоставления жилья и регламентирует его в столице. Согласно статье 9 этого Закона переселение граждан, занимающих жилые помещения по договору социального найма (это значит из неприватизированных квартир), осуществляется с их согласия путем предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Выселяемым жильцам сносимого дома должно быть предоставлено муниципальное жилье в виде отдельных квартир в пределах города. Семьям, стоящим в очереди на жилье новая квартира должна быть предоставлена согласно установленным нормам жилья на человека с учетом численности семьи. Если в семье имеются граждане, имеющие право на дополнительную жилплощадь, то это также учитывается при предоставлении новой квартиры. У некоторых людей возникает вопрос: на что можно рассчитывать, если площадь квартиры в сносимом доме больше установленной законом нормы жилья? Например, живет одинокая бабушка в 62-х метровой 3-х комнатной квартире в идущей под снос "хрущевке". Закон г. Москвы устанавливает, что в этом случае наниматель должен получить квартиру площадью опять-таки не менее установленной социальной нормы на одного человека. Но кто даст больше? Поэтому совет один - приватизировать такую квартиру. Еще один часто задаваемый вопрос - кто может претендовать на получение отдельных квартир? Отдельные квартиры могут быть предоставлены семьям, ведущим раздельное хозяйство и имеющим самостоятельный бюджет. Все это необходимо будет доказать в государственных органах, предоставляющих жилье. В крайнем случае - в суде. Один из способов доказательства - раздельный лицевой счет. Вернемся к началу рассматриваемой статьи. Переселение граждан, занимающих жилые помещения по договору социального найма, осуществляется с их согласия. Действительно, жителям сносимых домов должен быть предоставлен какой-то выбор нового жилья. Но злоупотреблять этим правом выбора не стоит, так как Распоряжением Правительства Москвы "О мерах по ускорению оформления документов гражданам, отселяемых из сносимых домов" установлен недельный срок для направления в суд искового заявления со стороны Департамента муниципального жилья и жилищной политики о выселении граждан, неоднократно необоснованно отказавшихся от предоставляемых новых квартир взамен сносимых. При отказе от предоставленного жилого помещения в жилищном фонде социального использования нанимателю по соглашению сторон может быть предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения. Размер субсидии равен нормативной стоимости жилого помещения, предоставляемого в социальном жилищном фонде. Законом предусмотрена дополнительная гарантия гражданам, получившим такую субсидию в виде преимущественного права покупки новой квартиры в районе сносимого дома при наличии таковой у лица, производящего отселение и снос. 2. Квартира, находящаяся в собственности. Для начала опять обратимся к Жилищному Кодексу РСФСР. Статья 49.3 устанавливает общий принцип обеспечения жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир, в связи со сносом дома. Если дом, в котором находятся приватизированные квартиры, подлежит сносу по основаниям, предусмотренным законодательством, выселяемым из него собственникам квартир, с их согласия предоставляется равноценное жилое помещение на праве собственности либо иная компенсация предприятием, учреждением, организацией, осуществляющими снос дома. Замечу, что формулировка "благоустроенное жилое помещение" в данном случае отсутствует. Это означает, что правила предоставления нового жилья собственникам и несобственникам квартир различны. Для собственников квартир ключевым является слово "равноценное". В отношении собственников квартир не действует правило о предоставлении жилого помещения в пределах нормы жилья, установленной законом. Невозможность заселения одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет (кроме супругов) также относится только к нанимателям квартир. Жилье, предоставляемое выселяемому собственнику должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и находиться в черте города. На что же могут рассчитывать собственники квартир? Собственникам, освобождающим жилые помещения, предоставляется предварительное и равноценное возмещение. Возмещение (компенсация) собственнику, освобождающему жилое помещение, предоставляется по его выбору в денежной или натуральной форме, т.е. в виде другого жилья. Размер денежного возмещения (компенсации) собственнику должен соответствовать сумме рыночной стоимости освобождаемой собственником и членами его семьи квартиры. Эти деньги имеют целевое назначение и могут быть использованы только для покупки другой квартиры. Они перечисляются собственнику в безналичной форме на целевой банковский счет. Оценка рыночной стоимости освобождаемой и получаемой новой квартир производится по единому стандарту оценки, утвержденному законом, по инициативе одной из сторон профессиональными оценщиками за счет отселяющего лица. Споры, возникающие в связи с произведенной оценкой рыночной стоимости жилого помещения, а также в связи с установленным размером возмещения (компенсации) решаются в судебном порядке. Судебный порядок предусмотрен также и для решения ситуаций, когда собственник квартиры по каким-либо причинам отказывается от предоставляемых ему на выбор другой квартиры или денежного возмещения (компенсации). Если же собственник отказывается от квартиры, которая предоставляется ему в собственность, он имеет право на получение квартиры по договору социального найма. Это может быть интересно людям, еще не воспользовавшимся правом бесплатной приватизации жилья. Напомню, это право может быть использовано совершеннолетними гражданами только один раз. Собственники квартир зачастую могут являться нуждающимися в улучшении жилищных условий. В таком случае с согласия собственника ему предоставляется жилье в домах типовых серий в районах массовой застройки или безвозмездная субсидия в размере нормативной стоимости жилого помещения. Но для этого нужно официально стать "нуждающимся в улучшении жилищных условий", то есть встать в очередь на получение жилья. Огорчу тех, кто собирается купить маленькую квартирку в "хрущевке", готовящейся к сносу и зарегистрироваться там со всей своей многочисленной родней. В этом случае семья считается сознательно ухудшившей свои жилищные условия и не подлежит постановке на учет в течение 5 лет. Также как и нанимателям, собственникам квартир Закон дает дополнительные гарантии в виде преимущественного права покупки нового жилья в районе сносимого дома (при наличии его у отселяющего лица). Кроме того, только собственники, получившие денежное возмещение (компенсацию) имеют преимущественное право инвестирования в строительство нового дома на месте сносимого. При этом условия долевого инвестирования, устанавливаемые для лиц, освобождающих жилые помещения, не могут быть ухудшены по сравнению с общими условиями инвестирования строящегося здания. А размер помещений, получаемых дольщиком в результате долевого инвестирования, не может быть уменьшен по сравнению с ранее освобожденными им помещениями без его согласия. По желанию, собственники квартир, выселяемые из сносимого дома, могут приобрести квартиру, превышающую по стоимости размер установленной компенсации, то есть большую квартиру (при наличии свободной площади у лица, производящего отселение). Закон устанавливает, что в случае приобретения жилого помещения большего размера в районах массовой застройки доплата осуществляется по себестоимости, если в приобретаемом жилом помещении на каждого гражданина приходится до 25 квадратных метров общей площади жилья (для одиноко проживающих граждан - до 40 квадратных метров). При этом учитываются все жилые помещения, имеющиеся у граждан и членов их семей на праве самостоятельного пользования. В заключение хочется подчеркнуть, что зачастую желания жильцов, освобождающих сносимые дома, идут вразрез с намерениями государственных чиновников и организаций-инвесторов, производящих выселение, снос и последующую застройку. Но любое противостояние интересов, любой спор можно, и, порой, необходимо решать в судебном порядке. Обратившись к профессиональным юристам, Вы во много раз увеличите свои шансы на победу.

В четверг Госдума в первом чтении приняла законопроект о реновации жилого фонда Москвы, то есть о сносе пятиэтажек. Авторы законопроекта утверждают, что людей из снесенного жилья переселят в новые качественные дома, расположенные в том же районе, и что предоставленные им квартиры будут больше, удобнее и дороже старых.

Обещание

Сносить будут только аварийные или ветхие хрущевки. Крепкие дома, блочные пятиэтажки или любые дома выше пяти этажей сносить не будут

Реальность

Законопроект не дает понятия «хрущевки», а также «ветхости» или «аварийности» домов. Ограничений по возрасту, этажности, состоянию дома тоже нет. По решению мэрии может быть снесен почти любой дом (не только пятиэтажный). Власти Москвы «определяют перечень серий и шифров проектов многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения, которые подлежат сносу». Они также «определяют перечни многоквартирных домов, которые попадают в границы подлежащей реновации территории, являются аналогичными по своим конструктивным характеристикам многоквартирным домам», подлежащим сносу (законопроект, статья 1, пункт 3, стр. 3).

Обещание

Давать новую квартиру будут в своем районе или в соседних. Далеко от прежнего жилья никого расселять не будут.

Реальность

Нет гарантий, что вы останетесь в своем районе и в пределах привычной инфраструктуры (доступности к метро, магазинам, школам, детским садам и т.д.). Законопроект разрешает переселять вас в соседние районы, а жителей Центрального округа, Зеленограда и новой Москвы — в пределах округа (законопроект, статья 7, стр. 18).

Обещание

Новая квартира будет больше старой. Жителей коммуналок расселят в отдельные квартиры.

Реальность

Законопроект гарантирует, что жилая площадь в новой квартире будет не меньше жилой площади в старой квартире. Квартиру большей площади закон не гарантирует, независимо от числа прописанных в ней людей. Жителям коммуналок также закон обязывает предоставить только ту площадь, которая у них есть. Переезд в отдельную квартиру закон не предполагает (законопроект, статья 7 (3), стр. 17-18).

Обещание

Новая квартира будет дороже старой. Ее можно будет продать и получить больше денег.

Реальность

По законопроекту новое жилье будет равнозначным (столько же метров), а не равноценным (таким же по цене). При этом новый дом может находиться дальше от центра и метро, не обладать аналогичной инфраструктурой и озеленением. Цена такого жилья может быть существенно меньше цены нынешнего (законопроект, статья 7 (3) стр.17-18).

Обещание

Качество жилья в новостройке будет лучше, чем в старом доме.

Реальность

Законопроект позволяет отступать от строительных, санитарно-эпидемиологических, пожарных, экологических норм при строительстве жилья в зоне реновации. Для этого достаточно получить от правительства Москвы «специальные технические условия». Таким образом, гарантии качественного жилья никак не устанавливаются (законопроект, статья 7 (1) стр. 12, абзац 3).

Обещание

Среда обитания в новых кварталах существенно улучшится: будет хорошая планировка дворов, парковки, школы, детские сады, поликлиники, больницы, парки. Город станет лучше.

Реальность

В законопроекте говорится о предполагаемом благоустройстве и озеленении территорий, а также о появлении необходимых объектов социальной инфраструктуры. Но нормативы по плотности и высотности застройки (высотные дома могут быть построены впритык друг к другу), количеству и расположению школ, детских садов, поликлиник, парковок, площади озеленения дворов не указаны. Это все по желанию застройщика (законопроект, статья 7 (1) стр. 12).

Обещание

Собственники жилья получат жилье в новом доме в собственность.

Реальность

По законопроекту вы лишаетесь права собственности на квартиру (передаете ее в собственность «фонда содействия реновации жилищного фонда в городе Москве»), а взамен получаете от фонда обязательство передать вам другое жилье в собственность когда-нибудь в будущем. Порядок и срок такой передачи не установлен (законопроект, статья 1, стр. 5-6).

Обещание

Переселение только добровольное. Если жители против, то дом сносить не будут.

Реальность

Правительство Москвы по своему усмотрению решает, каким образом учитывать мнение жителей и учитывать ли его вообще (законопроект, статья 1, стр. 4, абзац 2). На встречах жителей с главами районов (19 апреля) назывались разные цифры порога одобрения для переселения — от 50% +1 голос до 80-90% голосов. Это следует из комментариев жителей, опубликованных в соцсетях. Голосование обещают провести через интернет-проект «Активный гражданин», как именно и кто будет принимать участие в голосовании, не рассказывается.

Обещание

Переселенцам не нужно платить за капитальный ремонт.

Реальность

Собственник квартиры перестает платить за капитальный ремонт только после того, как его дом будет исключен из этой программы. Но процедура такого исключения не прописывается. В итоге взносы за капитальный ремонт могут брать до момента сноса дома и потом их не вернут (законопроект, статья 7 (3) стр. 23, абзац 3).

Обещание

Если предложенные варианты не устраивают, можно обратиться в суд.

Реальность

Если в течение 60 дней после того, как вам отправили письмо о переселении, вы не согласились переехать добровольно, вас выселяют по суду. Оспорить это решение в суде нельзя. Факт сноса дома оспорить нельзя. Можно оспорить только размер квартиры, в которую вас переселяют. При этом законопроект не требует никакого подтверждения того, что вы получили уведомление о переселении. Вы можете вообще не знать о том, что вас хотят переселить (законопроект, статья 7 (3), стр. 19-22).

Практически каждый житель столицы считает своим долгом внимательно следить за процессом воплощения в жизнь политики государства по реновации. Это глобальное предприятие, которое заключается в демонтаже ветхих многоэтажек и их замене на новые дома. При этом, не обойтись без массового переселения жильцов. И более всего вопросов возникает касательно того, как будут расселять коммуналки при сносе пятиэтажек.

21 декабря 2015 года в периодическом издании «Московская правда» был опубликован материал о правилах сноса пятиэтажек (в частности хрущевок), а также условия расселения жильцов. Материал подготовлен на основании официальных распоряжений городских властей, а также Постановления правительства государства, которые и являются правовыми основами проводимой строительной реформы.

Переселение из пятиэтажек представлено как последовательный и слаженный процесс, в котором жители могут ожидать помощи от местных властей не только в обеспечении жильем, но и в осуществлении самого переезда. Так, согласно нормам жилищного права, при сносе пятиэтажек в Москве и вынужденном переселении граждан, инициатор застройки или демонтажа старого жилья обязан предоставить активную помощь в совершении переезда. То есть людям будут предоставляться специальные транспортные средства для перевозки габаритного груза, а также группа грузчиков, которые помогут транспортировать имущество. Переезд будет происходить не более чем на протяжении 30 дней после составления соглашения обмена.

С чего начать

Департамент городского имущества является ответственным органом за проведение переселения при сносе пятиэтажек. И именно служащие данной инстанции должны сообщать жильцам домов, что их жилье попало в список зданий реновации и подлежит сносу. Допустимы несколько способов оповещения людей:

  • организация общих сборов населения;
  • размещение официальных данных в местной прессе;
  • расклейка объявлений на дверях подъездов.

Кроме этого, можно самостоятельно следить за официальными Интернет ресурсами. Голосование будет завершено 15 июня, после чего начнется подсчет статистических данных и составление окончательного перечня домов.

Важно! В список попало более 4,5 тысяч пятиэтажек и не только, 1/3 из каких будут снесённые, поэтому очень важно каждому жителю высказать свое положительное или отрицательное мнение.

Получив информацию о том, что дом сносится, и всех жителей выселяют, нужно прибыть в БГИ. Там выдадут смотровой талон квартиры, в которую будут переселять. Данный талон дает возможность осмотреть предполагаемое жилье. После осмотра квартиры можно согласиться или же отказаться от получения данного жилья. В случае отказа:

  1. Сразу предоставляются к осмотру другие варианты, от которых также отказались претенденты.
  2. Ставят семью в очередь ожидания, пока никто иной не откажется от своего варианта.

Процедура оформления

Узнав, куда переселяют семью и ознакомившись с положенными квадратными метрами, можно приступать к оформлению всех необходимых документов. Как будет происходить замена старой квартиры на новую, расскажут сотрудники БГИ. Они же подготовят и договор мены, который является юридической подоплекой смены имущественных прав на недвижимость. После готовности соглашения и его подписания семьи получат копии бумаг, а оригиналы будут направлены в Росреестр для указания изменений информации о собственнике. С этого момента, как БГИ даст копию договора, можно переселяться и начинать делать ремонт в предоставленном жилье.

Внимание! Примерный срок от осмотра жилища до возможности улучшения жилищных условий составит примерно полтора месяца.

Также нельзя забывать о финансовых издержка, с которыми столкнутся собственники расселяемых пятиэтажек. Правовые нормы смены имущественных прав на недвижимость предусматривают необходимость оплаты государственной пошлины (в 2017 году примерная стоимость составит 2 тысячи рублей), а также возмещение услуг нотариуса.

Приватизация жилища – это второй вопрос, которые интересует собственников сносимых домов. Так, получение документов является стадией оформления приватизации, по завершению какой новые хозяева считаются полноценными собственниками приватизированного жилища. И, если квартира приватизирована, то аннулируются все имущественные права на сносимую недвижимость и предоставляется полный пакет прав на новые квартиры.

Ожидаемые условия

Прежде всего, необходимо уточнить, на что рассчитывать при сносе пятиэтажек. Поскольку данный проект по демонтажу хрущевок направлен на обновление московского жилищного фонда в целом, а не на улучшение жилищных условий отдельных районов столицы, то рассчитывать на золотые горы не стоит. Согласно содержанию законопроекта, характеристика предполагаемых жилищных условий при сносе здания будет аналогичной предыдущим. То есть, человеку предоставляется жилплощадь, которая по количеству комнат, а также квадратуре полностью соответствует предыдущей квартиры.

Особого внимания заслуживают тонкости переезде коммуналок. Если несколько семей проживают в одной квартире, но ведут раздельное хозяйство и родственниками не считаются, то улучшение жилищных условий, по общим правилам, им не предстоит. В данном случае, решая, какую квартиру дадут, муниципальные власти учитывают только характеристики жилья, не обращая внимания на количество отдельных совместно проживающих семей.

Вместе с тем, определяя, как будут расселять коммуналки при сносе пятиэтажек, нужно учитывать понятие «спроса и пропозиции». Так, в отдельных случаях взамен старого жилья дают квартиру с худшими условиями, или же, наоборот, семьи коммунальных квартир могут рассчитывать на отдельное жилое помещение.

Учитывая, что практический этап реформы еще не запущен на полную силу, остается много нерешенных вопросов и нюансов, требующих разъяснений. Но, так как проект – долгосрочный, то у федеральных властей будет масса возможностей избежать ошибок и подправить неточности.

Дата публикации: 08.02.2017

Проблемы, возникающие в связи с улучшением жилищных условий при переселении из сносимого жилья, стали весьма актуальны последние 10-15 лет. В разных регионах эти ситуации решаются по-разному.
Согласно части 1 статьи 5 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищный кодекс РФ регулирует вопрос переселения из сносимого жилья лишь в общих чертах.
В соответствии со статей 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Как уже было сказано выше, часть 1 статьи 5 Жилищного кодекса РФ относит данный вопрос к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Иными словами, Жилищный кодекс РФ устанавливает лишь основные права собственников и нанимателей сносимого жилья, которые не могут быть нарушены на уровне субъектов Российской Федерации. Сам же порядок предоставления жилья в связи со сносом дома и возможные варианты переселения регламентируются законодательством каждого отдельно взятого субъекта Российской Федерации.
Рассмотрим порядок улучшения жилищных условий при переселении из сносимого жилья на примере города Москвы, где эти вопросы Законом города Москвы от 31.05.2006 №21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве".

В каком случае можно претендовать на улучшение жилищных условий

В отношении собственников сносимого жилья статьей 7 Закона города Москвы от 31.05.2006 №21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" предусмотрено, что собственнику, а также членам его семьи, состоящим на жилищном учете, при их согласии улучшаются жилищные условия в порядке очередности. При принятии данного решения учитывается дата признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.
Таким образом, в отношении собственников сносимого жилья и членов их семьи предусматривается возможность улучшения их жилищных условий, но лишь в том случае, если до начала переселения собственник был поставлен на жилищный учет, и дал письменное согласие на улучшение своих жилищных условий.
При этом, если собственники сносимого жилья намеренно совершили за последние пять лет гражданско-правовые сделки с жилым помещением, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, таким собственникам вместо улучшения их жилищных условий предоставляется, либо новое жилье, аналогичное по площади и количеству комнат сносимому жилью, либо выплачивается выкупная цена за сносимое жилье.

Аналогичное правило предусмотрено Законом города Москвы от 31.05.2006 №21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" и для нанимателей сносимого жилья, стоящих жилищном учете.
Согласно статье 13 Закона города Москвы от 31.05.2006 №21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", при улучшении жилищных условий гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, могут быть предоставлены жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования или безвозмездная субсидия для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность.
Таким образом, для нанимателей сносимого жилья, стоящих на жилищном учете, предусматривается возможность получения нового жилья по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования или безвозмездная субсидия для приобретения в собственность жилых помещений.
При этом, если наниматели, стоящие на жилищном учете, откажутся от улучшения своих жилищных условий, то они будут переселены в аналогичное по количеству комнат новое жилье, с оставлением их на жилищном учете.

Улучшение жилищных условий собственникам сносимого жилья

Размер площади жилого помещения, предоставляемого собственникам при улучшении их жилищных условий, согласно статье 7 Закона города Москвы от 31.05.2006 №21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", должен www.сайт соответствовать размеру площади жилого помещения, предоставляемого с помощью города Москвы в соответствии с правовыми актами города Москвы.
Размер субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность составляет 100 процентов и определяется в соответствии с правовыми актами города Москвы. В результате улучшения жилищных условий собственник и члены его семьи снимаются в установленном законом порядке с жилищного учета.
В данном случае предусматривается, либо право собственников сносимого жилья на улучшение своих жилищных условий путем получения 100-процентной субсидии для самостоятельного приобретения нового жилого помещения, либо право на получение ими нового жилья из жилищного фонда города Москвы, из расчета не менее 18 кв.м площади жилого помещения на человека, и с возможностью получения жилья, не превышающего нижеследующие размеры:





В любом случае, улучшение жилищных условий собственников сносимого жилья влечет за собой снятие их с жилищного учета.

Улучшение жилищных условий нанимателям сносимого жилья

В отношении нанимателей-очередников предусматривается фактически та же норма предоставления, что и в отношении собственников-очередников, то есть не менее 18 кв.м площади жилого помещения на человека, с возможностью получения жилья, не превышающем нижеследующие размеры:
1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;
2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 квадратных метров;
3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;
4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;
5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).
При этом Законом города Москвы от 31.05.2006 №21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" в отношении нанимателей сносимого жилья не предусматривается возможность выплаты им 100-процентной субсидии на приобретение нового жилья. То есть, в отличие от собственников-очередников, наниматели-очередники имеют право на получение субсидии лишь в размере, предусмотренном Приложением 3 к Закону города Москвы от 14 июня 2006 г. N29, в зависимости от количества лет их нахождения на жилищном учете, но не более 70 процентов от нормативной стоимости нового жилья.

Кроме того, сложившейся судебной практикой по порядку применения Закона города Москвы от 31.05.2006 №21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" признается, что в случае улучшения жилищных условий хотя бы части граждан, проживающих в сносимой квартире, допускается раздельное расселение такой квартиры. При таком раздельном расселении квартиры очередникам предоставляется отдельное жилье, согласно указанной выше норме предоставления, а остальной жильцам сносимой квартиры предоставляется аналогичное по количеству комнат новое жилье.

Как видно из приведенных выше положений Закона города Москвы от 31.05.2006 №21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", как собственники, так и наниматели жилых помещений, имеют возможность улучшить свои жилищные условия на этапе переселения из сносимого жилья. Основные требования для улучшения жилищных условий следующие:
1) Жильцы (как собственники, так и нанимателя) сносимого жилья должны быть приняты на жилищный учет;
2) За пять лет, предшествующие переселению из сносимого жилья, такие жильцы не должны совершать сделок, направленных на ухудшение своих жилищных условий;
3) После получения извещения о предстоящем сносе жилого дома, вышеуказанные граждане должны письменно известить отселяющее их лицо о намерении улучшить свои жилищные условия;
4) В заявлении об улучшении жилищных условий нужно четко указать способ улучшения жилищных условий (получение нового жилья из жилищного фонда города Москвы или получение субсидии на самостоятельное приобретение себе другого жилья).
При этом, жильцы сносимого жилья должны четко осознавать, что после предоставления им нового жилья в порядке улучшения жилищных условий, или выплаты им субсидии на приобретение жилья, они будут сняты с жилищного учета. Поэтому к выбору вариантов представления нового жилья (или выплаты денежной компенсации) необходимо подходить со всей ответственностью, чтобы не допустить ошибок, в результате которых дальнейшее решение жилищных проблем отселяемых лиц может стать крайне затруднительным.