Перепись населения рф. История переписей населения в ссср и россии

В пятницу 18 декабря 2011г., в Российской газете были опубликованы официальные итоги переписи. Они, разумеется, были неполными, полные никогда не публикуются и лежат в архивах, а сааме полные из публикующихся – не в газетах, конечно, – занимают несколько томов (в России/СССР от одной книжки в 1979 до почти 100 в 1897).

Найти интересующие меня данные о национальном составе удалось. Но они были в виде рисунка, да такого маленького, что пришлось повозиться с переводом их в удобочитаемый, а затем и в цифровой вид. (Правда в интернет-Российской газете была ссылка на Федеральную службу государственной статистики. Но на сайте ФСГС попытка вызвать любой из «Информационных материалов об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года» оканчивалась ответом The page cannot be found. На следующей неделе доступ все-таки появился. – http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm - и его данными я тоже воспользовался).

Прежде, чем обратиться к вопросу изменения численности народов Севера, нужно сделать два принципиальных замечания.

Первое – о конкретной переписи 2010 г. В ней около 4% населения (5,6 млн. человек) не указали свой национальности. Это огромный рост – почти в 4 раза – по сравнению с переписью 2002 (тогда 1,5 млн. или около 1%) и совсем уж лавина в сравнении с поздними советскими переписями –тогда не было и двух десятков тысяч.

Было высказано мнение, что это, мол, все иностранцы. Но, по нашему мнению, это совсем не так. Часть этих людей, действительно не захотели отвечать на этот вопрос, но таких, видимо, очень мало. Подавляющее большинство из «не указавших» – это те, к кому счетчики и не приходили. Их записали на основе каких-либо списков, баз данных и т.п., просто выписали пол и возраст и ничего более. Такое практиковалось и в 2002, а к 2010 было даже законодательно разрешено. Но есть еще и те, кого просто нарисовали/приписали. И таких, судя по некоторым искажениям возрастной структуры населения ряда регионов, в 2010 г. тоже немало.

Все рассуждения о национальном составе по данным переписи надо делать с оглядкой на массу «не указавших».

Второе – об учете национальности в переписях. В сознании россиян национальная/этническая принадлежность есть нечто обязательное: неотъемлемый признак, полученный при рождении и несменяемый всю жизнь. Официальная запись о национальности в документах отражала это мнение, усиливала и закрепляла его. И даже с исчезновением такой записи это убеждение остается широко распространенным. В действительности все много сложнее.

От переписи к переписи многие люди изменяют то, что в переписном листе 2010 г. называлось «Ваша национальная принадлежность». Этнографы говорят в таких случаях о «смене этнической идентификации». Среди народов Севера такие процессы довольно заметны. Такое особенно вероятно для лиц этнически смешанного происхождения. Например, дети из смешанных семей, где, как правило, мать «коренная», а отец «некоренной», записанные в одной переписи по национальности матери, в следующей, выросши, указывают национальность отца. А в третьей переписи, снова говорят о принадлежности к национальности матери.

Кроме того, вступают в дело и методические факторы: одна перепись выделяет данный народ, другая – «прячет» его в большем, родственном. К примеру, Перепись 1926 г. учла около 700 чуванцев, в 1939 их тоже учли как отдельный народ («этели»), но не выделили, а отнесли к «прочим северным народностям». А в переписях 1959, 1970 и 1979 гг. всех назвавших себя чуванцами, в разработке относили к чукчам. И этнографы назвали это «этнической консолидацией». А бывает и наоборот. Применительно к народам севера: тех же чуванцев в 1979 относили к чукчам, а в 1989 сочли отдельным народом (около 1,4 тыс. чел.). Или, например, энцев, которых в итогах всех российских/советских переписей переписывали как ненцев и только с 1989 начали выделять как отдельный народ (200 чел.).

Наконец, кроме методики существует и практика проведения переписи, когда нередко применяется, как и на выборах, административный ресурс. Известны башкиро-татарские разногласия в Башкортостане, когда в 2002 руководство республики агитировало за, то чтобы некие пограничные группы населения, прежде переписанные как татары, записывались башкирами. Менее известны подобные случаи в Дагестане, где, к примеру, малочисленным арчинцам переписчики просто говорили, что такого народа нет, и записывали их аварцами, или на Камчатке, где переписчики требовали у назвавших себя камчадалами доказательств этого. Все это явно противоречит положению о переписи и ее инструкциям, но, скорее всего, такое счетчикам было указано на местном уровне.

Я так подробно останавливаюсь на этом, чтобы было понятно, что не только, а часто, и не столько рождаемость и смертность, влияют на изменение численности народов между переписями. А подчас эти процессы очень далекие от «размножения» и «вымирания».

Наконец, о народах Севера. Я сверился со списком народов Севера по постановлению правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р (в редакции от 18.05.2010 N 352). Судя по нему к КМНС относятся 40 этносов (интересно, что сайт Комитета Севера Госдумы http://www.severcom.ru/nations/ , где дан перечень 38 народов, отстает от жизни по меньшей мере на 5 лет – проверено 25.12.2011).

Итак, что же рассказала нам перепись 2010 о народах севера, «коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (КМНС) в официальной терминологии, или просто «коренных», как говорят жители Севера.

Ниже приведена таблица изменения численности этих сорока народов Севера России за последние три переписи. Кстати, при анализе переписи можно говорить не о 40, а 38 народах: перепись 2010 вообще не нашла алюторцев (в 2002 – 12 человек, приписаны к корякам), а кереков насчитала всего четырех, причем в месте их обитания – Чукотском округе – переписан всего один.

Сразу надо отметить, что многие из народов, упомянутых в этой таблице, государственная статистика стала учитывать только с 1990-х, на подъеме демократизации, а вместе с ней и национальных движений. Поэтому невозможно проследить динамику их численности за весь более чем 20-летний период. А сравнивать численность двадцати восьми народов в 1989 с численностью тридцати восьми в 2002 и 2010, как это нередко делали, совсем неправильно. Поэтому отдельно мы дали динамику за весь период группы из неизменных 28 народов, чтобы лучше была ясна общая ситуация. Да еще и промежутки между переписями разные: почти 14 и 8 лет. Поэтому кроме прироста за весь межпереписной период мы приводим среднегодовой прирост, что позволит сделать более точные сравнения.

Название народа Численность (человек) Прирост (%) Среднегодовой прирост (%)
1989 2002 2010 1989-2002 2002-2010 1989-2002 2002-2010
Алеуты 644 540 482 -16,1 -10,7 -1,3 -1,4
Алюторцы (*) (12) 0
Вепсы 12142 8240 5936 -32,1 -28,0 -2,8 -4,0
Долганы 6571 7261 7885 10,5 8,6 0,7 1,0
Ительмены 2429 3180 3193 30,9 0,4 2,0 0,1
Камчадалы 2293 1927 -16,0 -2,2
Кереки 8 4 -50,0 -8,3
Кеты 1084 1494 1219 37,8 -18,4 2,4 -2,5
Коряки 8942 8743 7953 -2,2 -9,0 -0,2 -1,2
Кумандинцы 3114 2892 -7,1 -0,9
Манси 8266 11432 12269 38,3 7,3 2,4 0,9
Нанайцы 11883 12160 12003 2,3 -1,3 0,2 -0,2
Нганасаны 1262 834 862 -33,9 3,4 -3,0 0,4
Негидальцы 587 567 513 -3,4 -9,5 -0,3 -1,2
Ненцы 34190 41302 44640 20,8 8,1 1,4 1,0
Нивхи 4631 5162 4652 11,5 -9,9 0,8 -1,3
Уйльта [в 2002 Ульта (ороки)] 179 346 295 93,3 -14,7 4,9 -2,0
Орочи 883 686 596 -22,3 -13,1 -1,8 -1,7
Саами 1835 1991 1771 8,5 -11,0 0,6 -1,5
Селькупы 3564 4249 3649 19,2 -14,1 1,3 -1,9
Сойоты 2769 3608 30,3 3,4
Теленгиты (*) 2399 3712 54,7 -0,1
Тазы 276 274 -0,7 5,6
Телеуты 2650 2643 -0,3 0,0
Тофалары 722 837 762 15,9 -9,0 1,1 -1,2
Тубалары (*) 1565 1965 25,6 2,9
Тувинцы-тоджинцы (*) 4442 1858 -58,2 -10,3
Удэгейцы 1902 1657 1496 -12,9 -9,7 -1,0 -1,3
Ульчи 3173 2913 2765 -8,2 -5,1 -0,6 -0,6
Ханты 22283 28678 30943 28,7 7,9 1,9 1,0
Челканцы (*) 855 1181 38,1 4,1
Чуванцы 1384 1087 1002 -21,5 -7,8 -1,7 -1,0
Чукчи 15107 15767 15908 4,4 0,9 0,3 0,1
Чулымцы 656 355 -45,9 -7,4
Шорцы 15745 13975 12888 -11,2 -7,8 -0,9 -1,0
Эвенки 29901 35527 38396 18,8 8,1 1,3 1,0
Эвены 17055 19071 21830 11,8 14,5 0,8 1,7
Энцы 198 237 227 19,7 -4,2 1,3 -0,5
Эскимосы 1704 1750 1738 2,7 -0,7 0,2 -0,1
Юкагиры 1112 1509 1603 35,7 6,2 2,2 0,8
Все КМНС 209378 252222 257895 102,2 0,3
Народы, учтенные в 1989 г. 209378 231195 237476 110,4 102,7 0,7 0,3


Некоторые из КМНС во всероссийском масштабе переписи отнесены к этнографическим группам в составе других, больших народов. В таблице они отмечены (*). Тувинцы-тоджинцы считались этнической группой тувинцев и в 2002, а вот теленгиты, тубалары и челканцы в 2002 были отдельными народами, а ныне стали этническими группами в составе алтайцев. Что повлияло на такое изменение мнения этнографов, а именно на их рекомендации опираются статистики при учете национального состава, за 8 лет неясно? Ведь еще раньше, до переписи 2002, они настояли на том, чтобы эти КМНС вместе с кумандинцами и телеутами считать самостоятельными народами и выделить их из состава алтайцев. Зато алюторцев, считавшихся в 2002 частью коряков, сделали отдельным народам, но никто из переписанных так себя не назвал.

В целом численность всех КМНС выросла, хотя много меньше, чем в 1989-2002. Однако в целом по стране население сокращается, и небольшой численный прирост КМНС на этом фоне выглядит более внушительно. Возможно, опять раздадутся голоса об «умеренно оптимистической демографической ситуации» у коренных северян.

Но, взглянув на таблицу попристальней, мы увидим, что прирост отмечен далеко не у всех народов, а только у четырнадцати; у 24 – наблюдалось сокращение численности. В прошлый межпереписной период выросли 18 народов, а уменьшилась численность только у 10. Налицо явное ухудшение ситуации.

Если говорить о приросте численности тех или иных народов, отметим сразу, что в современной ситуации числа свыше 12-15% (что соответствует, среднегодовому приросту в 1,4-1,8%) невозможны с демографической точки зрения. Среднегодовой прирост у самых быстро растущих только за счет естественного прироста народов России – чеченцев и ингушей – составил около 1%. Мы полагаем, что это максимум, возможный за период 2002-2010. Поэтому, когда мы видим числа порядка 20-50%, ясно, что прирост этот достигнут за счет недемографических факторов. Скорее всего, это свидетельствует о каких-то этнических процессах, так как о миграции КМНС в Россию извне говорить не приходится. Это относится как к приросту у теленгитов, челканцев, тубаларов и сойотов, так и к убыли тувинцев-тоджинцев, чулымцев и вепсов.

Конечно, смена этнической идентификации как источник роста численности народа вполне нормален, но для небольших и недавно конституированных общностей он и не слишком постоянен и надежен. Примером тому может быть сильное уменьшение числа тех, кто в 2010 назвал себя тувинцем-тоджинцем или камчадалом. И, если выйти за пределы официального списка КМНС, резко сократилась также численность коми-ижемцев (с 15607 в 2002 до 6420 в 2010).

Если оценивать естественный прирост у трех необыкновенно выросших народов из Республики Алтай, надо бы сравнивать с близкими им телеутами, кумандинцами и живущими рядом собственно алтайцами. У всех указанных отмечены небольшой прирост или небольшая убыль: практически неизменившаяся численность.

Это значит, что остаются только семь народов с устойчивой положительной динамикой: ненцы, долганы, эвенки с эвенами, юкагиры, ханты и манси. Из них, пожалуй, только ненцы растут в численности за счет высокой рождаемости у оленеводов Ямала и Таймыра (но не европейских тундр Ненецкого округа). Во всех остальных случаях находятся и другие объяснения. Например, смена этнической идентификации как источник роста численности хантов и манси, что отмечалась и в 1990-х. Долганы растут исключительно за счет якутских соплеменников (из Анабарского улуса), где их число увеличилось в 1,5 раз (а в 1989-2002 так и вовсе втрое); в Красноярском крае численность долган осталась без изменений. Мы не можем объяснить только роста численности юкагиров. Демографические параметры этого народа не слишком отличаются от соседних эвенов и чукчей, да и якутов – значит, здесь тоже имеют место недемографические факторы. Но эти факторы устойчивы и обеспечивают быстрый рост юкагиров уже полвека. 440, 593, 801, 1112, 1509, 1603 – вот динамика их численности в России по послевоенным переписям. Маленькие юкагиры «ассимилируют» соседей – иначе не объяснишь годовые темпы роста в 2-3% с 1959 до 2002, да и 0,8% в последнее восьмилетие совсем не мало.

Что касается народов, численность которых уменьшилась, то и здесь нет единственного фактора ответственного за этот процесс. Здесь и снижение рождаемости, и этнические процессы – ассимиляция русскими. Более быстро уменьшаются самые культурно русифицированные и/или метисированые. Это вепсы и шорцы, саами, народы Приамурья, алеуты и чуванцы. Ранее мы полагали, что численность саами продолжит расти, как в 1989-2002, благодаря той самой «смене этнической идентификации», что наблюдается у манси. Но национальное возрождение саами в 2000-х затихло и все вернулось к прежней ассимиляции, зафиксированной чуть ли не с конца 19-го века.

Говоря о расселении КМНС в стране, надо сказать, что уже второе десятилетие они концентрируются в районах основного расселения: в 1989 – вне «своих» регионах жило 6,7% КМНС, в 2002 – 4,3, в 2010 – 3,4%. Растет урбанизированность коренных северян, хотя она остается намного ниже чем в среднем по стране: в 2002 в городских поселениях жили 30,3% КМНС, а в 2010 – 32,5%. Причем народы, присоединившиеся к КМНС в 1990-х, урбанизированы больше, чем народы списка 1989 («старые НС») – 41% против 31%.

Если же брать отдельные регионы, то из 26 территорий, где есть данные о КМНС, прирост их численности зафиксирован в 7 (Республика Алтай, Бурятии, Саха-Якутии, Хакассии, Тюменская и Магаданской областях и в Чукотском ао), в остальных 19-ти население КМНС сократилось, особенно сильно в Республиках Тыве, Коми и Карели, Томской и Ленинградской областях.

Территория Народы, которые учтены на этой территории Их численность в … при-рост (%)
2002 2010
Мурманская область саами 1769 1599 -9,6
Республика Карелия вепсы 4870 3423 -29,7
Ленинградская область вепсы 2019 1380 -31,6
Вологодская область вепсы 426 412 -3,3
Архангельская область ненцы 8326 8020 -3,7
Республика Коми ненцы, ханты, манси 807 559 -30,7
Свердловская область манси 259 251 -3,1
Тюменская область ненцы, ханты, манси, селькупы, эвенки 67186 74664 11,1
Томская область селькупы, ханты, чулымцы, эвенки 3247 2198 -32,3
Кемеровская область шорцы, телеуты, кумандинцы 14382 13417 -6,7
Алтайский край кумандинцы 1663 1401 -15,8
Республика Алтай теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы, шорцы 5803 7801 34,4
Республика Хакасия шорцы 1078 1150 6,7
Республика Тыва тувинцы-тоджинцы 4435 1856 -58,2
Красноярский край долганы, эвенки, ненцы, кеты, нганасаны, селькупы, энцы, чулымцы 16409 16226 -1,1
Иркутская область эвенки, тофалары 2154 1950 -9,5
Республика Бурятия сойоты, эвенки 5073 6553 29,2
Забайкальский край эвенки 1492 1387 -7,0
Амурская область эвенки 1501 1481 -1,3
Хабаровский край нанайцы, эвенки, ульчи, нивхи, эвены, удэгейцы, негидальцы, орочи 23512 22549 -4,1
Приморский край удэгейцы, нанайцы, тазы 1591 1429 -10,2
Сахалинская область нивхи, уйльта, эвенки, нанайцы, орочи 3192 2934 -8,1
Камчатский край коряки, ительмены, эвены, камчадалы, чукчи, алеуты, эскимосы 15236 14368 -5,7
Магаданская область эвены, коряки, ительмены, чукчи, камчадалы, юкагиры 4738 4841 2,2
Республика Саха (Якутия) эвенки, эвены, долганы, юкагиры, чукчи 32860 39936 21,5
Чукотский автономный округ чукчи, эскимосы, эвены, чуванцы, юкагиры, коряки, кереки 16757 16858 0,6

Народы перечислены в порядке убывания численности на данной территории.


Зеленым отмечены регионы с ростом численности КМНС.

Перепись 2010 г. отметила уменьшение численности у большей части КМНС во всей стране и в большинстве районов их расселения. Однако в целом общая число КМНС несколько увеличилось. Но все население России продолжало уменьшаться и это станет основным итогом переписи. Поэтому есть основания предположить, что ухудшение ситуации у КМНС снова, как и восемь лет назад, будет заретушировано учеными и не замечено обществом.

Дмитрий Богоявленский
Институт демографии НИУ-ВШЭ
2012г.

Похоже, неспроста публикация цифр по последней переписи населения все время откладывалась. Нужно было время, чтобы как-то подретушировать крайне печальные показатели.

Наконец, публикация произошла. И что мы видим? Что число жителей России, сравнительно с 2002 годом, укоротилось на 2.31 млн. человек. Количество русских уменьшилось на 4.87 млн. человек. Что это значит?

Печаль первая.

Что русские вымирают значительно быстрее, нежели иное население России, в принципе, общеизвестно. Однако цифры 2.31 и 4.87 млн. человек, это отнюдь не цифра покойников за последние 9 лет. Это разница между усопшими и родившимися. То есть, если в России за этот период родилось, скажем, 10 миллионов младенцев, то умерло 12.31 миллионов человек. И если родилось 10 миллионов русских младенцев, то умерло 14.87 миллионов русских людей. Не зря, выходит, кричит Жирик со всех трибун, что русские – вымирают. Получается, что так оно и есть.

Сейчас, по сообщениям Росстата, в стане 142.857 миллионов человек. Людей, указавших гражданство – 137.9 млн. человек. Русских среди них – 111 млн. Это с учетом 7 миллионов русских, приехавших в Россию за последние полтора десятилетия из бывших союзных республик.

Печаль вторая.

Усиленными темпами сокращается сельское население России. Здесь имеются в виду не люди, которые покинули село, а граждане, которые умерли. Это, по преимуществу, старики и старухи. Село вымирает значительно быстрее, нежели город.

Помимо вымирания людей, вымирают села и деревни. Число их, по сравнению, опять-таки, с 2002 годом, сократилось на катастрофическую цифру - 8500. И фактически, и юридически. Юридически значит, что эти населенные пункты прекратили свое существование официально. И еще 19400 деревень и сел (!) умерли фактически. Но юридически еще существуют, хотя в них уже абсолютно никто не проживает.

Печаль третья

Несмотря на «работающий» материнский капитал, за означенный период снизилось количество рождений детей на одну женщину. Если в 2002 году одна женщина рожала 1.53 статистических ребенка, то в 2010-2011 годах только 1.47. Для простого же воспроизводства населения, то есть, чтобы цифра населяющих страну граждан не менялась и оставалась стабильной, такой коэффициент необходим в размерах, как минимум, 2.2.

Печаль четвертая

Тенденция к сокращению мужчин относительно числа женщин продолжает усиливаться. Мужчин к 2010 году стало еще на 0.7 млн. меньше, нежели женщин. Теперь женщин в России уже на 11 млн. больше, чем мужчин. И песенка, в которой поется, что по статистике на десять девчонок приходится девять ребят, стала не актуальной. Поскольку на 10 девчонок теперь приходится только 8 парней.

Прочие «достижения»

Россия заняла 175-е место во всем мире по уровню безопасности проживания в ней людей.

Мы скатились на 159 место в мире по наличию прав и свобод.

По продолжительности жизни мы занимаем лишь 129-е место в мире, пропустив вперед себя Гайану и Боливию.

По доходам на душу населения мы занимаем 97 место в мире, и с нами начинают соперничать уже Индия и Китай.

За чертой бедности в настоящее время живет более 40 процентов россиян.

Зато мы занимаем 3-е место в мире по распространению и наличию детского порно. 2-е место по числу преступлений со смертельным исходом на душу населения и по уровню бюрократических препон. И 1-е место по количеству брошенных детей и абортов, числу разводов и самоубийств среди пожилых людей и подростков, и темпам роста долларовых миллиардеров.

Самое главное богатство любого государства - это люди, а любое богатство нужно учитывать. Поэтому перепись населения - это учет имеющихся у страны ресурсов. Расскажем о том, кому первому в голову пришло переписывать людей, о том, каковы принципы и методы ведения переписей, какова их история и будущее в России.

Понятие переписи населения

Каждая конкретная территория зависит от своих жителей. Они обеспечивают ее доход, но и требуют соответствующих расходов. Чтобы грамотно планировать экономическое обеспечение страны, региона, города, необходимо знать, сколько людей в них проживают. Для этого и существует перепись специально организованная процедура по учету численности жителей. Перепись также позволяет выявить качественные характеристики населения, что важно для менеджмента инфраструктуры и деятельности региона.

История переписей в мире

Многие древние империи проводили первые переписи населения для того, чтобы взимать налоги с жителей, а также для планирования воинского призыва. Правители должны знать количество прогнозируемых финансовых поступлений с каждого человека, и для этого в первую очередь проводились подсчеты мужского населения. Налогами облагались главы семей, равно как и в армию призывались только мужчины, поэтому именно подсчет количества особей сильного пола и был главным во время первых переписей. В Древнем Риме сделали переписи регулярными, иногда там проводили «исследования» более широкого уровня: с каждого жителя страны взимали монеты разного достоинства, в зависимости от пола и возраста. Подсчет собранных монет позволял сделать выводы о качественных характеристиках населения. В Средние века традиция записывать в писцовые книги количество собранных податей с определенных людей продолжилась. Но накопленные знания о количестве жителей были достаточно скудны. Для правителей в те времена важно было знать только количество домохозяйств. С ростом промышленного производства и откреплением людей от крестьянских хозяйств стала востребованной более подробная информация о численности и характеристиках населения. Переписи становятся более регулярными и с большим охватом. Развитие статистики и социологии приводит к тому, что в 19 веке переписи начинают проводиться на научной основе. Первой переписью нового типа считается бельгийская перепись 1846 года. Она охватывала все наличное население страны. Постепенно этот опыт распространился на все страны. Сегодня в мире не осталось ни одной страны, где хотя бы раз не проводилась перепись.

История переписей в России

В 9-10 веках русские князья тоже проводили учет жителей при помощи сбора податей. В 13 веке монголы, захватившие русские земли, были инициаторами проведения учета домохозяйств, чтобы вычислить количество налогов, которыми они облагали занятые территории. После объединения русских княжеств вокруг Москвы вводится практика ведения писцовых книг, в которых фиксировалось количество людей, деревень, городов. Тогда налоги брались в зависимости от размера земель, принадлежащих хозяйству. Позже вводится подворовая подать, каждый двор фиксировался в специальных книгах. Регулярные переписи в России начинаются в 17 веке, они проводятся примерно раз в 30 лет. При Петре Первом вводится порядок проведения государственных ревизий, в ходе которых каждые 20 лет подсчитывалось количество мужчин в стране. Перепись населения по годам стала привычной практикой, она позволяла делать какие-то прогнозы, выявлять закономерности. Эти исчисления не были точными, так как основывались на фиксировании только тех жителей, которые были приписаны к податям. Народ боялся таких ревизий, так как они сопровождались насильственным удерживанием людей по месту "прописки", также многие не хотели платить налоги и пытались избежать переписи, чтобы не платить их. После отмены крепостного права предпринимались попытки посчитать жителей страны, но точных сведений собрать не удавалось. Первая всеобщая перепись, в которой считали женщин и детей, прошла только 1897 году. Эта перепись проводилась сразу по трем основаниям и позволила наиболее полно оценить численность населения. Людей не только считали, но и относили к разным категориям, задавая 14 различных вопросов. Обработка данных переписи и публикация результатов заняли несколько лет.

После революции новые власти также решили провести перепись, понимая ее важность для государства. В 1920 году было решено провести одновременно перепись населения, сельскохозяйственную перепись и составить реестр предприятий. Так как на некоторых территориях все еще шли военные действия, перепись не была признана всеобщей. Для проведения ее использовалась анкета с 18 признакам, особый интерес у новой власти вызывали образование и род занятий граждан. По мере освобождения территорий проводились дополнительные опросы, и окончательные результаты были представлены в 1921 году, по которым выяснилось, что в стране проживает 136,6 миллионов человек, из них 15% - в городах, т. е. Россия была абсолютно аграрным государством.

В последующие годы переписи населения в России проводились с периодичностью примерно 10 лет. В 1937 году была проведена очередная «перекличка» народа. И выяснилось, что, вопреки ожиданиям партии, численность населения упала и, видимо, значительно, потому что результаты были засекречены. А в 1939 году проведена новая перепись. Позже процедурам подсчета количества жителей в стране перестали придавать большое значение, и переписи стали проводить реже. Всего за время существования СССР было проведено 7 переписей, последняя - в 1989 году, согласно которой в стране проживало 286,7 млн человек.

Переписи новой России

С распадом СССР у новой страны было много проблем, в частности, экономического характера, и до подсчета числа жителей у правительства просто не доходили руки. Первая перепись состоялась в 2002 году, которая показала, что в России проживает 145 млн человек. Следующая перепись населения 2010 года была более тщательно подготовлена и позволила выявить не только число жителей, но и качественные характеристики населения. Согласно этим подсчетам, в России проживает 142 млн человек. В 2014 году, после присоединения Крыма, на новых территориях была проведена локальная перепись, которая показала, что численность населения страны увеличилась на 2,2 млн человек.

Цели и задачи переписей

Перепись населения - это сложная и затратная процедура, зачем же она нужна? Главная цель переписи - это получение обобщенных целостных данных о демографических, экономических и социальных характеристиках населения. Регулярные обследования населения позволяют выявить динамику демографических показателей, выяснить уровень и качество жизни людей. На основании этих данных правительство принимает решения в области социальной политики, строит экономические прогнозы и формирует планы развития страны. С этими целями могут проводиться как всеобщие, так и частичные обследования, например, населения 2016. Задачами таких исследований является оценка состояния отдельных сегментов экономики и общества. У переписей есть и еще одна важнейшая функция - историческая, они документируют состояние страны на какой-то момент, являются своеобразной летописью.

Виды переписей

С точки строгой научной терминологии, перепись - это всеобщий опрос населения. Но на практике существует несколько вариантов этих процедур. По принципу получения данных различают переписи, когда сведения заполняются со слов обследуемого человека, и единовременный учет, когда данные о людях берутся из различных регистрационных форм, например, личных дел в паспортных столах. По объекту исследования могут выделяться всеобщие переписи и частичные, направленные на оценку определенного сегмента. Например, сельскохозяйственная перепись населения 2016 года будет частичной, также периодически проводятся переписи предпринимателей. Вариантом переписи являются и формы статистического учета, которые подают различные органы, например комитеты по соц. обеспечению, образовательные или медицинские учреждения.

Принципы проведения

Перепись населения - это организованная по особым правилам и принципам деятельность по сбору информации. Существует несколько условий, которые делают перепись репрезентативной и достоверной и позволяют получить объективную информацию. Перепись должна быть:

- Всеобщей , то есть охватывать все категории населения. Традиционно включают в перепись три группы жителей: наличное население, т. е. то, которое в данный момент находится на территории, юридическое население, т. е. закрепленное какими-либо документами на данном месте, постоянное, то, которое проживает на одном месте более 6 месяцев.

- Одномоментной - процедура должна проводиться в максимально короткие сроки, чтобы охватить так называемый момент счета и не позволить посчитать людей в нескольких местах одновременно.

- Запрограммированной . Перепись проводится по четкой, тщательно проработанной программе, что позволяет получить единообразные и достоверные сведения.

- Поименной . В ходе переписи необходимо каждого человека опросить отдельно.

- Персональной . В ходе переписи данные о человеке получают только при его личных ответах на вопросы.

Также перепись должна быть централизованной, проходить периодично и сохранять конфиденциальность информации.

Методы проведения

Существуют несколько способов, позволяющих определить численность населения. Перепись населения чаще всего проводится экспедиционным методом, т. е. на дом к респондентам выезжает специально подготовленный человек с анкетами и заполняет их со слов людей. Также существует опросный метод, когда респондентам высылается анкета, которые они заполняют лично и возвращают в место сбора информации. Еще один метод проведения переписи - явочный. В этом случае респонденты приходят в специально оборудованные точки, и там отвечают на вопросы анкеты.

Сельскохозяйственная перепись населения 2016 года

Один раз в 10 лет в России проводится специфическая перепись - сельскохозяйственная. Она направлена на подсчет количества людей, проживающих в сельской местности и занимающихся различными видами аграрного труда. Планируемая сельскохозяйственная перепись населения 2016 года будет охватывать не только физических лиц, живущих в деревнях, но также владельцев личных подсобных хозяйств, фермеров, садоводов, индивидуальных предпринимателей на селе. Целью данного мероприятия является сбор информации о реальном положении дел в аграрном секторе страны.

Будущее переписи

Последняя перепись населения, проводимая в России в 2010 году, оказалась довольно трудоемким и затратным мероприятием. Поэтому правительство предлагает следующую перепись проводить при помощи интернета. Опыт некоторых стран Европы показывает, что это вполне возможно. Проходить следующая перепись должна в 2020 году, и к этому времени предполагается разработать оптимальный механизм опроса, который позволит охватить каждого жителя страны. Также рассматривается вариант законопроекта, который сделал бы участие в переписи обязательным. Сегодня есть довольно большой пласт населения, которое по разным причинам уклоняется от участия в опросе. Поэтому правительство ищет варианты максимального вовлечения людей в этот процесс.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1075 «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года» установлено, что с 14 по 25 октября 2010 года проводится очередная Всероссийская перепись населения. На отдалённых и труднодоступных территориях, транспортное сообщение с которыми затруднено в планируемый период, Всероссийская перепись населения проводится с 1 апреля по 20 декабря 2010 года.

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек .

Российская Федерация занимает восьмое место в мире 1 по численности населения после Китая (1335 млн. человек), Индии (1210 млн. человек), США (309 млн. человек), Индонезии (238 млн. человек), Бразилии (191 млн. человек), Пакистана (165 млн. человек) и Бангладеш (147 млн. человек).

По сравнению с переписью населения 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн. человек, в том числе в городских населенных пунктах - на 1,1 млн. человек, в сельской местности - на 1,2 млн. человек.

Соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно.

Население Российской Федерации проживает в 2386 городских населенных пунктах (городах и поселках городского типа) и 134 тыс. сельских населенных пунктах.

В городах проживает 93% городского населения (в 2002 г. - 90%), остальное городское население живет в поселках городского типа. Вместе с тем при переписи было зафиксировано 19,4 тыс. сельских населенных пунктов, в которых население фактически не проживало. По сравнению с прошлой переписью число таких населенных пунктов увеличилось на 48 процентов. По данным переписи населения 2010 г. численность женщин превышает численность мужчин на 10,8 млн. человек. В 2002 г. это превышение составляло 10,0 млн. человек.

На 1000 мужчин в 2010 г. приходилось 1163 женщины, в 2002 г.- 1147.

По данным переписи 2010 г. преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 30-летнего возраста (в 2002 г. - с 33-летнего возраста).

Заметные изменения произошли в возрастном составе населения.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года средний возраст жителей страны составил 39 лет (в 2002 г. - 37,7 лет)

Число супружеских пар составило 33 миллиона (в 2002 г. - 34 млн.). Из общего числа супружеских пар 4,4 млн. (13%) состояли в незарегистрированном браке (в 2002 г. - 3,3 миллиона, или 9,7%). Среднее число рожденных женщинами детей уменьшилось в расчете на 1000 женщин с 1513 в 2002 г. до 1469 в 2010 г. В городских населенных пунктах этот показатель составил 1328 детей (в 2002 г. - 1350), а в селе - 1876 (в 2002 г. - 1993).


Из общей численности женщин в возрасте 15 лет и более, родивших детей, первого ребенка родили в возрасте 15-19 лет 19% женщин, в возрасте 20-24 лет - 54%, в возрасте 25-29 лет - 19%, в возрасте 30-34 лет - 5,3%, в возрасте 35 лет и более - 1,9% женщин.

При рассмотрении национального состава населения следует иметь в виду, что на численность населения отдельных национальностей могло повлиять то, что население имело право не отвечать на вопрос о национальной принадлежности. В связи с этим в 2010 г. у 5,6 млн. человек (почти 4,0%, в 2002 г. - 1,5 млн. человек, или 1%) отсутствуют сведения о национальной принадлежности, из них о 3,6 млн. человек сведения получены из административных источников, а 2 млн. человек не определили свою национальную принадлежность.

В 2010 г.владение русским языком указало 138 млн. человек (99,4% из числа ответивших на вопрос о владении русским языком), в 2002 г. - 142,6 млн. человек (99,2%). Среди горожан владели русским языком 101 млн. человек (99,8%), а среди сельского населения - 37 млн. человек (98,7%).

Среди других языков наиболее распространенными являются английский, татарский, немецкий, чеченский, башкирский, украинский, чувашский.

Владение русским жестовым языком глухих указали 121 тыс. человек.

Численность граждан Российской Федерации составила 137,9 млн. человек (99,4% лиц, указавших гражданство), 0,7 млн. человек имеют гражданство других государств и 0,2 млн. человек - лица без гражданства. Из общей численности граждан Российской Федерации 79 тыс. человек имеют два гражданства. У более 4,1 млн. человек в переписном листе гражданство не указано.

При переписи населения 2010 г. учтено 110,6 млн. человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше , что составляет 91% этой возрастной группы. По сравнению с 2002 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 1,2 млн. человек (1,1%).

Из общей численности лиц с высшим профессиональным образованием степень бакалавра имеют 1,1 млн. человек (4,3%), специалиста 5 - 25,1 млн. человек (93%) и магистра 0,6 млн. человек (2,3%).

Среди специалистов с высшим профессиональным образованием 707 тыс. человек имеют послевузовское образование (в 2002 г. - 369 тыс. человек).

В России насчитывается 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук. Среди кандидатов наук женщины составляют 265 тыс. человек (44%), среди докторов наук - 41 тыс. человек (33%). По возрасту среди кандидатов наук преобладают лица в трудоспособном возрасте (65%), среди докторов наук - лица старше трудоспособного возраста (51%).

Увеличилась численность лиц с неполным высшим образованием (на 44%), при этом 68% из них продолжают обучение.

Незначительно выросла численность лиц, имеющих среднее (полное) общее образование (на 189 тыс. человек, или на 0,9%). В то же время уменьшилась численность лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.

Следует отметить уменьшение доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более. Если в 2002 г. доля неграмотных в этой возрастной группе составляла 0,5%, то в 2010 г. - 0,3 процента. Среди неграмотного населения 42% - это лица в возрасте 60 лет и более (в 2002 г. - 67%).

В 2010 г. 103,6 млн. человек имели один источник средств к существованию, два источника имели 33,0 млн. человек, три источника и более было у 2,2 млн. человек.

Экономическая активность населения выросла на 6,1%, при этом рост происходил за счет увеличения занятого населения (на 8,8%) при одновременном сокращении численности безработных (на 16%).

Численность экономически неактивного населения (например, не работающих пенсионеров, учащихся, домохозяек, лиц, не имеющих и не ищущих работу) сократилась на 18%, а их доля среди населения частных домохозяйств в возрасте 15-64 лет составила 25% против 31% в 2002 году.

В 2010 году из 109 млн. человек в возрасте 15-72 лет, проживающих в частных домохозяйствах, 72 млн. человек (66%) были экономически активными, а 32 млн. человек (29%) - экономически неактивными и 5 млн. человек (5%) не указали экономическую активность.

Почти 66 млн. человек (или 91%) экономически активного населения в возрасте 15-72 лет составляют занятые в экономике, а 6,3 млн. (или 9%) приходится на безработных. Среди безработных 2,8 млн. человек, или 44%, - это молодежь в возрасте 15-29 лет.

В 2010 г. 1,7 млн. занятых (2,5%) указали, что имеют не одну работу.

Из общего числа занятых в экономике в возрасте 15-72 лет абсолютное большинство - 61,6 млн. человек (94%) - являются работающими по найму. По сравнению с 2002 г. численность наемных работников увеличилась на 5,8%. Численность работодателей, привлекающих для осуществления своей деятельности наемных работников, составила 1,4 млн. человек (в 2002 г. - 923 тыс. человек).

Социальная политика государства в структуре государственно-муниципального менеджмента: определение, генезис, цель, мера комплексности и набор ее объектов. Социальная политика в РФ и РТ.

В октябре 2010 года в России пройдет Всероссийская перепись населения.

Предыдущая перепись состоялась в октябре 2002 г. Ее результаты были исключительно важны для корректировки социально-экономической политики государства, включая обоснование разработки приоритетных национальных проектов, а также для оценки демографической ситуации, планирования бюджетов всех уровней. Сопоставление данных предыдущей и предстоящей переписей населения станет основанием для принятия дальнейших мер в социальной и экономической сферах.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕРЕПИСИ

Согласно Федеральному закону «О Всероссийской переписи населения» от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ Всероссийская перепись населения является основным источником формирования государственных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем.
Для мониторинга демографических процессов, оценки эффективности мер демографической политики и перспектив России в этом вопросе необходимо надежное информационное обеспечение. Существующая в России система получения данных о населении состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

Переписей населения
- текущего учета демографических событий (рождений, смертей, браков и разводов) и текущего учета миграции (случаев перемены постоянного места жительства)
- выборочных регулярных и единовременных обследований населения.

Ключевыми и наиболее информативными источниками по-прежнему остаются всеобщие переписи населения. Например, по данным переписи 2002 года в стране оказалось почти на 2 миллиона человек больше, чем по данным текущего учета. Подобные расхождения наблюдаются и в других странах. Совсем недавно закончилась перепись населения в соседнем Казахстане. Выяснилось, что и там населения на полмиллиона человек больше, чем по текущему учету. А поскольку все население нашего соседа не достигает и 16 миллионов, то это существенная разница.
Перепись населения дает возможность увидеть фактическое состояние народонаселения страны на определенный момент времени, проанализировать произошедшие изменения и составить прогнозные оценки. Ценность переписи населения состоит в том, что она позволяет получить комбинационные показатели, всесторонне характеризующие жизнедеятельность населения, вплоть до небольшого населенного пункта. Например, только по данным переписи можно получить информацию об уровне образования населения различных национальностей в сочетании с источником средств существования. выяснить по каждому населенному пункту и в целом по стране число семей, их состав, количество имеющихся детей различных возрастов, источники средств к существованию и жилищные условия семей.
Ценность переписи определяется еще и тем, что Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ из содержания записей актов гражданского состояния был исключен целый ряд социально-демографических характеристик, в том числе сведений о распределении детей по порядку их рождения. И только на основании итогов переписи можно рассчитать наиболее реальные данные о рождаемости.
Итоги переписи отражают демографические события, которые невозможно получить при текущем учете. К ним относятся нерегистрируемые браки, которые в последнее время все большее распространение в России, как и в других странах мира. Только перепись фиксирует пребывание в фактическом браке. Такая информация становится все более важным инструментом изучения современных изменений матримониального поведения и брачно-семейных отношений, их связи с различными демографическими и социальными характеристиками населения.
Таким образом, переписи населения в сочетании с данными текущей статистики становятся надежной информационной поддержкой при разработке государственных программ социальной и семейной политики, в реализации мер, направленных на улучшение демографических процессов в Российской Федерации. Как было сказано Президентом Дмитрием Медведевым, «дальнейшая разработка мер реализации демографической политики и определение необходимых объемов финансирования должны опираться на серьезную научную базу, в том числе и в области статистики, которая в этой сфере не всегда адекватна».
Вот один из примеров несостоятельности текущей статистики. Такой, казалось бы, частный вопрос - сколько в России кандидатов и докторов - остаётся без ответа. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) исчерпывает свои функции выдачей дипломов, подтверждающих присуждение ученой степени доктора и кандидата наук. Кто из «дипломантов» жив, кто уехал, кто работает в научных учреждениях, кто - в системе образования или на производстве - неизвестно. А ведь знание параметров научного потенциала необходимо при разработке программ модернизации экономики, которые выходят сейчас на первый план. Поэтому данные переписи населения по этому вопросу ничто не может заменить.
В России, где проживают представители более ста национальностей, безусловно, нельзя обойти и вопрос о национальной принадлежности. Данные переписи о национальном составе населения - обширный материал для изучения самых разных аспектов жизни людей, для исследования особенностей их расселения, культуры, для анализа сложных процессов взаимовлияния народов, населяющих нашу страну. На сегодняшний день перепись населения - единственный источник сведений о национальном составе населения и владении языками. Никакая текущая статистика ответа на этот вопрос не дает.
В предстоящей переписи, как и при всех предыдущих национальных переписях, будет действовать принцип самоопределения национальной (этнической) принадлежности человека, то есть его принадлежности к тому или иному народу или национальной (этнической) группе. Это означает, что в ходе переписи будет записываться национальность, которую укажет сам опрашиваемый. Национальность детей будет определяться родителями. Восстановлен и отсутствовавший в явном виде при переписи населения 2002 года вопрос о родном языке.
Однако значение переписи не ограничивается лишь возможностью получения разносторонних демографических и этнографических сведений. Данные Всероссийской переписи населения необходимы для оценки перспектив развития страны, формирования прогнозов и разработки дальнейшей стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Перепись 2002 года позволила точно определить основные социальные проблемы, оценить ситуацию в демографической сфере, разработать такую стратегию развития страны, которая позволила добиться ощутимого улучшения качества жизни населения. И поэтому изменения в обществе, которые выявит перепись 2010 года, также могут стать основанием для формирования новой государственной политики.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА

Нынешнее тяжелое финансово-экономическое состояние, в котором оказалась наша страна, привело к необходимости пересмотра бюджета и сокращения ряда расходов. Не исключено, что в числе пострадавших от планируемого сокращения может оказаться и перепись.
Если говорить о плюсах и минусах проведения Всероссийской переписи населения в 2010 году, то на одной чаше весов окажутся выделенные на подготовку переписи бюджетные средства, а на другой - получение бесценной информации, которая в той или иной степени способствует решению экономических проблем. Ведь полученные в ходе переписи сведения необходимы и государственным органам для планирования бюджета, разработки долгосрочных проектов и формирования социально-экономической политики, и бизнесу - для уточнения качества и количества производительных сил, а также для изучения потребительского рынка.
Следует отметить, что около 70% всех расходов на проведение переписи - это оплата труда переписного персонала. Будет привлечено почти 600 тысяч временных переписных работников. В пересчете на годовую занятость в стране будет создано 62 тысячи рабочих мест. Средняя оплата труда рядового переписчика - всего 5,67 тыс. рублей, и работники Росстата рассматривают ее, в основном, как подработку для студентов, Так, в Чувашии к переписи планируется привлечь около 5 тыс. человек. «В условиях кризиса и дефицита вакансий на рынке труда это хорошая возможность для самозанятости», - считает глава Чувашстата Юрий Марков.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА ГОСУДАРСТВУ. Известно, что в период кризиса заметно снижается качество и достоверность текущей статистики, хотя потребность в более детальной информации в этот период только возрастает. По данным переписи, более точным и подробным, нежели текущая статистическая информация, планирующим органам легче готовить долгосрочные прогнозы. И сэкономить на этом нельзя - никакие решения не принимаются без осмысления статистики. В условиях экономического кризиса, считают в Комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики, возглавляемой первым заместителем председателя Правительства России Игорем Шуваловым, необходимо принимать решения не только по «затыканию дыр», но и проводить политику диверсификации, развития перспективных направлений, позволяющих России после выхода из кризиса получить более высокий рейтинг, войти в круг наиболее развитых держав мира. Без полноценного анализа состава населения, трудовых ресурсов, научного потенциала такие программы невозможны. А блок вопросов о состоянии жилищных условий станет источником данных для принятия программных решений поддержки строительства жилья.
Другая проблема, характерная как для России, так и для ее соседей, которая обострилась за последнее время, - миграция. Известно, что среди источников данных о миграции переписи населения по праву занимают особенное место. Перепись - это самая масштабная система сбора данных о населении, в том числе о международных и внутренних мигрантах, а также о лицах, которые не совершали переезда. В сочетании с данными о социальных, демографических и иных характеристиках респондентов сведения о миграции позволяют создать многомерный портрет лиц, совершивших переезд, понять факторы и обстоятельства, влияющие на решение людей о миграции.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА РЕГИОНАМ, поскольку большинство из них дотационно и получает трансферты из федерального бюджета, которые рассчитываются на основании статистических данных, используя данные переписи. В свою очередь, из региональных бюджетов направляют средства в бюджеты муниципальных образований. Из них платятся различные пособия, реализуются другие социальные проекты, на которые у местных властей недостаточно собственных средств.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА БИЗНЕСУ, который может развиваться, только опираясь на полные статистические данные, дающие полную и точную картину о трудовых ресурсах как по стране в целом, так и в разрезе по регионам, городам и другим муниципальным образованиям. С другой стороны, та же статистика позволит более точно узнать потенциального потребителя.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА ОБЩЕСТВУ. Мировой опыт свидетельствует, что население любого государства с любопытством изучает итоги переписей. Людям интересно, на каком месте в мире находится их страна. Общество хочет видеть свой портрет на определенный период времени, чтобы осознать, куда оно движется, стало ли оно богаче и просвещеннее, образованнее и культурнее или же напрасно потеряло время в своем развитии.
Эти же данные могут быть использованы различными общественными организациями для проведения собственной социальной политики, для влияния на правительство. Например, Общественная палата могла бы корректировать образовательную политику, а профсоюзы - проанализировать проблемы структурной и региональной безработицы, что становится необходимым во время кризиса, повлиять на формирование конкурентоспособной экономики. И важно понять, что перепись нужна не только государству, но и необходима самому обществу.
И наконец, ПЕРЕПИСЬ НУЖНА КАЖДОМУ. Участвуя в переписи, человек сообщает информацию о себе, а значит, участвует в разработке перспективных социальных программ, касающихся той группы людей, к которой себя относит. Так, ответы безработных на вопросы анкеты позволят изучить рынок труда и создать новые рабочие места именно там, где это необходимо. Данные о численности детей школьного возраста помогут скорректировать планы по строительству новых школ. Данные о возрасте позволят спрогнозировать, когда и сколько человек будет выходить на пенсию, чтобы зарезервировать необходимые суммы для выплаты пенсии. И так во всех сферах жизни.
По мнению демографов, перепись - это хорошая возможность осознать себя частью единого целого. И, участвуя в переписи, люди консолидируются. Только при таком понимании появится заинтересованность людей и они осознают участие в переписи как акт гражданского поведения, а не просто как отбывание очередной повинности. Неслучайно перепись 2010 года проводится под девизом «России важен каждый».
Россия - не единственная из стран СНГ, которые проводят или собираются провести перепись населения в ближайшее время. Еще в 2006 году вопрос о проведении переписей населения раунда 2010 года в государствах - участниках Содружества был рассмотрен на Совете глав государств СНГ. Определены максимально близкие к 2010 году сроки проведения переписей: в нынешнем году она прошла в Казахстане (с 25 февраля по 6 марта), Киргизии (с 24 марта по 2 апреля), Азербайджане (с 13 по 22 апреля), будет проведена в Белоруссии (октябрь). В 2010 году вместе с Россией проведут перепись Грузия и Таджикистан; в 2011 году - Армения и Украина; в 2012 году - Туркменистан. В Молдове и Узбекистане сроки пока обсуждаются.
Наши соседи, понесшие не меньший ущерб от последствий мирового экономического кризиса, не отказались от проведения переписи. У Киргизии, имеющей дефицитный бюджет (более 80 миллионов долларов), был соблазн перенести перепись на лучшие времена. Но выход все-таки нашелся, и перепись прошла. Средства на обучение переписчиков в республике и повышение их квалификации взял на себя Фонд народонаселения ООН (UNFPA). Но основные расходы были оплачены из республиканского бюджета. В Киргизии, кстати, одной из немногих стран СНГ, участие в переписи является обязательным, причем как для граждан страны, так и для иностранцев, которые находятся на ее территории. За уклонение от участия в переписи граждане могут быть привлечены к административной ответственности. Но на этот раз было задействовано и серьезное поощрение: каждому, прошедшему перепись, выдавался номер, который будет участвовать в розыгрыше лотереи с главным призом - однокомнатной квартирой.
Большую роль в участии во всемирном раунде переписей населения 2010 года для России и стран СНГ сыграл и тот фактор, что они несут определенное обязательство перед международным сообществом по предоставлению данных переписи в рамках Всемирной программы переписей населения и жилищного фонда, осуществляемых Организацией Объединенных Наций. Результаты национальных переписей войдут в итоги всемирной переписи населения.

ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ СТАТИСТИКОВ - ВАЖНЫЙ ЭТАП В ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА

В феврале 2009 года в Подмосковье прошло Всероссийское совещание статистиков, на котором были обсуждены задачи подготовки к Всероссийской переписи населения 2010 года, перспективы развития государственной статистики, включая статистику сферы ЖКХ, финансов, уровня жизни населения, труда и образования. В совещании, помимо руководства Росстата и его территориальных органов, приняли участие представители органов государственной власти, федеральных министерств и ведомств, крупнейших профильных вузов и НИИ.
В ходе обсуждения было признано, что предложенные методология и проект Программы Всероссийской переписи населения 2010 года учитывают специфику современных условий России, соответствуют рекомендациям международных организаций, обеспечивая возможность получения итогов, сравнимых с прошлыми переписями населения, проводившимися в нашей стране, и соответствующих общепринятым международным требованиям.
На совещании обсуждались методологические и организационные вопросы Всероссийской переписи населения 2010 года. Так, были одобрены проект Программы Всероссийской переписи населения 2010 года, проект Основных методологических и организационных положений ВПН-2010 и проект публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
Многие выступающие отмечали проблему, которая проявилась и во время проведения пробной переписи, - нежелание пускать переписчика в дом. Причем проявляется такая тенденция не только в России, но и в других странах СНГ. В большей степени возникновение таких ситуаций возможно и в 2010 году. «Нельзя не отметить, что как бы перепись ни была хорошо профинансирована и организована, во многом вызывает опасение отношение граждан к данному мероприятию с точки зрения сознательности. Повышение материального уровня жизни в последние годы во всех странах Содружества, зачастую приводящее к значительному расслоению населения по уровню денежных доходов, не всегда сопровождается адекватным отношением личности к своему предназначению по отношению к обществу.
В связи с этим проводится информационно-разъяснительная работа среди населения, которая помогла бы переломить отрицательный настрой к участию в переписи. Заведующая кафедрой социальной статистики и демографии РГСУ Ольга Воробьева считает, что недопонимание, а зачастую и полное непонимание населением смысла и значения переписи населения является причиной уклонения от участия в ней, а также предоставления неточной или неполной информации. Такая разъяснительная работа осенью 2010 года может быть организована на уровне переписных участков с использованием ресурсов того персонала, который должен будет участвовать непосредственно в проведении переписи. Пока же целесообразно знакомить население с целями переписи, возможностью использования ее результатов на благо общества. На совещании было предложено уже сейчас знакомить население с историей проведения переписей в России и в мире, поскольку именно в таком контексте станут более понятны лозунги переписи 2002 года «Впиши себя в историю России» и переписи 2010 года - «России важен каждый».
По ее мнению, необходимо также объяснять, как будут использоваться полученные в ходе переписи данные, что абсолютно исключена «утечка» персональных данных, которой опасаются некоторые, а потому стараются либо уклониться от переписи, либо дают недостоверные данные.
Руководитель Мособлстата Любовь Варухина сообщила, что пробная перепись дала колоссальный опыт для подготовки Всероссийской переписи населения 2010 года. В своем выступлении она остановилась на особенностях проведения пробной переписи и ее проблемах. По ее мнению, при проведении ВПН-2010 для привлечения к работе граждан в качестве переписного персонала необходимо дифференцировать оплату их труда среди субъектов Российской Федерации, осуществлять освобождение переписного персонала на период переписи от занятий в учебных заведениях и от работы по основной деятельности. Студентам учебных заведений участие в качестве переписного персонала должно засчитываться как практика по темам: управление персоналом, социология, психология, менеджмент.
О важности кадрового потенциала переписчиков говорил и руководитель Ингушетиястата Ибрагим Куркиев. Он так обозначил проблему по подготовке переписного персонала: «Основная проблема состояла не в количестве работников, а в том, чтобы набрать грамотных работников, способных пройти обучение и качественно выполнить необходимую работу».
По свидетельству участников совещания, эта встреча способствовала началу активной подготовки к проведению переписи в регионах.
Проведенное совещание стало главной стратегической встречей статистиков всех регионов страны с пользователями официальной статистической информации. Оно определило основные направления работы по подготовке к переписи, а принятые на совещании рекомендации должны вылиться в директивные документы, по которым и пройдет эта важная кампания.

КАК БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ПЕРЕПИСЬ

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года» в настоящее время проходит рассмотрение в 20 федеральных министерствах и ведомствах, которые участвуют в подготовке и проведении предстоящей переписи.
Росстат предлагает провести Всероссийскую перепись населения с 14 по 25 октября 2010 года. Дата переписи - момент времени, на который осуществляется сбор сведений о населении и его учет - 0 часов 00 минут 14 октября 2009 года.
Окончательное решение о дате Всероссийской переписи населения 2010 года примет Правительство Российской Федерации.
Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения» предусматривает основным методом переписи - опрос населения по месту постоянного жительства (пребывания). Населению, по каким-либо причинам не имеющим возможность встретиться по месту жительства с переписчиком, закон позволяет пройти перепись на стационарном участке, а в отдельных случаях - по телефону (в основном инвалидам и пожилым гражданам).
Сбором сведений будут заняты почти 600 тысяч человек, из которых около 100 тысяч будут проводить опрос в наиболее сложных для переписи регионах - гг. Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Опыт переписи 2002 года и пробной переписи 2008 года показал, что переписчики из числа студентов быстрее и лучше усваивают материал, а это положительно отражается на качестве заполнения переписных листов, а значит и на итогах переписи. В 2002 году почти студенты высших и средних специальных учебных заведений составили треть всех переписчиков. При переписи населения 2010 года такая практика будет продолжена. Предлагается участие в переписи населения засчитывать студентам как производственную (для профильных специальностей) или ознакомительную практику.
Как и в 2002 году, учету будет подлежать все население, постоянно (обычно) проживающее в Российской Федерации. В соответствии с Рекомендацией Конференции европейских статистиков по проведению переписей населения 2010 года местом обычного жительства лица является то место, в котором он проводит ежесуточно большую часть своего ночного отдыха. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан). В постоянное население попадают граждане России, находящиеся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти (включая членов их семей). Это, например, дипломаты. В соответствии с международными рекомендациями в постоянное население страны включены лица, постоянно проживающие в России, но временно выехавшие на лечение, отдых, в гости независимо от срока их пребывания за рубежом. Эта категория населения также будет переписана по месту жительства.
Объектом переписи является лицо, каждый человек, подлежащий учету, а единицей наблюдения, как и при переписи 2002 года, - домохозяйство. Домохозяйства могут быть частными, коллективными и домохозяйствами бездомных. При автоматизированной обработке будут получены также характеристики семьи.

ЧТО НОВОГО В ПЕРЕПИСНОМ ЛИСТЕ?

Программа переписи (т.е. набор конкретных вопросов, содержащихся в переписном листе) должна отвечать следующим критериям:

Отражать современные информационные потребности общества
- сохранять преемственность с предыдущими переписями
- соответствовать российскому законодательству и международным рекомендациям
- быть понятной населению.

Программа переписи размещается на бланках переписных листов, форма которых утверждается Правительством Российской Федерации. Переписные листы заполняются со слов опрашиваемых без требования предъявления документов, подтверждающих правильность ответов. Росстат предлагает использоваться три формы бланков переписных листов
Переписной лист формы Л предназначен для заполнения информации о населении частных домохозяйств, а также о населении коллективных домохозяйств и о бездомных.

Переписной лист формы П содержит вопросы о жилищных условиях населения.
Переписной лист формы В предназначен для сбора сведений о лицах, временно находящихся на территории России. Они будут опрашиваться по сокращенной программе, содержащей 7 вопросов, кстати, тех же самых, что и в 2002 году (пол; год рождения; страна постоянного проживания; цель приезда в Россию - работа, учеба, служебная или деловая поездка, лечение, туризм, отдых, транзитная миграция, другая цель; для приехавших с целью работы, учебы - продолжительность проживания на территории России, страна рождения, гражданство).
В целом весь проект Программы предстоящей переписи близок Программе Всероссийской переписи населения 2002 года, что позволяет обеспечить сопоставимость их итогов. Вместе с тем с учетом изменений современной демографической, социально-экономической ситуации и актуализации потребностей государства и общества в статистической информации о населении внесен ряд изменений и дополнений. В частности, во время проведения пробной переписи 2008 года в трех регионах были «обкатаны» вопросы опросного листа с учетом участия России в программах переписи ООН. Оказалось, что не все было адаптировано к российским реалиям. Например, у населения вызывал негативное отношение ряд вопросов, связанных с личной жизнью граждан (например, «В каком по счету браке Вы состоите?», «Дата вступления в первый брак», «Сколько всего детей (включая уже имеющихся) Вы планируете иметь?»). Решено эти вопросы из программы опроса исключить.
Что же осталось в итоге? Все лица, постоянно проживающие в стране на момент счета населения, будут отвечать на 25 вопросов переписного листа формы Л. Это традиционные для всех переписей населения вопросы о:

Поле
- возрасте
- месте рождения
- состоянии в браке
- образовании
- гражданстве
- национальной принадлежности и владении языками
- занятости и положении в занятии
- о поиске работы.
- местонахождении работы
- о непрерывности проживания в месте постоянного жительства и о месте предыдущего жительства
- о числе рожденных женщиной детей и дате рождения первого ребенка.

Вместе с тем вопросы, которые будут задаваться в 2010 году, несколько отличаются от тех вопросов, которые задавались в 2002 году. Так, впервые в переписном листе введен термин «домохозяйство» в вопросе о родстве (свойстве) с другими лицами, проживающими вместе с респондентом. В вопросе о состоянии в браке разделены понятия «разведен официально» и «разошелся». Почему это сделано? Для получения информации о числе фактически распавшихся браков и официально расторгнутых в целях изучения истории и устойчивости брака и для оценки данных текущей статистики населения. В блоке вопросов об образовании впервые выделены ступени высшего образования в соответствии с действующим законодательством (бакалавр и магистр), а для лиц с высшим и послевузовским образованием введен вопрос о наличии ученой степени.
В языковом разделе восстановлен отсутствовавший в явном виде при переписи населения 2002 года вопрос о родном языке. Этот вопрос направлен на информационную поддержку реализации конституционных прав граждан согласно ст. 26 (ч.2) и ст. 68 (ч.3) Конституции Российской Федерации и, кроме того, необходим для корректной интерпретации самоназваний некоторых национальностей. Редакция вопроса о национальной принадлежности сохранена без изменений с 2002 года и полностью соответствует ст. 26 (ч.1) Конституции Российской Федерации.
Появился и вопрос об основном источнике средств к существованию.
Введен дополнительный вопрос к женщинам о дате рождения первого ребенка.
В разделе о миграции населения выясняется место предыдущего постоянного жительства за год до переписи населения в отличие от 2002 года, когда спрашивали, где опрашиваемый проживал в период проведения прошлой переписи (январь 1989 года). Это позволит провести сопоставления с данными текущей статистики миграции, а также получить всестороннюю характеристику активных мигрантов.
Информация о жилищных условиях населения будет получена на основе вопросов бланка П:

О жилище в целом -
- тип жилища;
- период его постройки;
- материал наружных стен;
- благоустройство и санитарно-гигиенические условия проживания;

О жилом помещении (квартире) -
- размер общей площади;
- число жилых комнат;
- наличие телекоммуникаций;

Об условиях проживания каждого домохозяйства -
- число занимаемых комнат;
- наличие доступа к сети Интернет.

Этот раздел проекта программы переписи претерпел наибольшие изменения как по форме, так и по составу собираемой информации по сравнению с прошлой переписью населения. Его наполнение соответствует Рекомендациям ООН и полностью отражает современные условия жизни в России.
Значительно расширен вопрос о благоустройстве жилого помещения в связи с возрастающей актуальностью вопросов экологической обстановки жизнедеятельности населения. В частности, появились вопросы, касающиеся водоснабжения и канализации, наличия кухни и туалета; дополнены подсказы, характеризующие способы удаления бытовых отходов.
Впервые включено изучение наличия телекоммуникаций как средств развития информационного общества и расширения возможностей каждого человека в реализации своих прав и свобод.

КАК И КОГДА БУДУТ ПОДВОДИТЬСЯ ИТОГИ ПЕРЕПИСИ

Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года разрабатываются по муниципальным образованиям и административно-территориальным единицам и формируются в два этапа:
- предварительные итоги о численности переписанного населения (в том числе мужчин и женщин) с разбивкой на городское и сельское население формируются на основе итогов сводных ведомостей, составленных переписным персоналом по объектам административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации (апрель 2011 г.);
- окончательные итоги формируются согласно Программе публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по тематическим очередям из базы первичных данных (2011 - 2012 гг. - по специальному графику формирования таблиц каждой очереди);
- дополнительные итоги формируются на основе базы данных по запросам пользователей, превышающим объем опубликованных данных (по мере поступления запросов).
Важно отметить, что все сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат распространению и обрабатываются для статистических целей с обязательным их обезличиванием в целях формирования официальной статистической информации Всероссийской переписи населения 2010 года. Таким образом, в публикации Росстата попадает только сводная, обезличенная информация, по которой нельзя будет выявить никакие персоналии.
Предполагается, что результаты будущей переписи будут опубликованы в 12 тематических томах. Они будут содержать данные о

Численности и размещении населения
- возрастно-половом составе населения и состоянии в браке
- образовании
- национальном составе населения, владении языками, гражданстве
- источниках средств к существованию
- числе и составе домохозяйств
- об экономически активном и экономически неактивном населении
- продолжительности проживания населения в месте постоянного жительства
- жилищных условиях населения
- рождаемости.

В последний том войдут сводные итоги переписи в сопоставлении с итогами Всероссийской переписи населения 2002 года.
Помимо официальных публикационных томов, каждый из которых будет снабжен CD, предполагается издание специального атласа, брошюр.
Территориальные органы статистики опубликуют итоги в разрезе муниципальных образований и административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации.
Все тома официальной публикации в открытом доступе будут размещены на сайте Росстата. При помощи специальных стандартных программных средств предусматривается возможность Web-доступа пользователей к неперсонифицированной базе с обеспечением конфиденциальности данных для получения необходимой информации.
Как и по результатам 2002 года, официальные публикации Всероссийской переписи 2010 года будут направлены помимо федеральных органов власти, органам власти субъектов Российской Федерации, в научные и учебные заведения, центральные библиотеки субъектов.