Общественное воспроизводство и его проблемы. Общественное воспроизводство: понятие, формы, элементы

Общественное воспроизводство -это процесс общественного производства, который постоянно и непрерывно повторяется и возобновляется. Он охватывает все стороны и элементы способа производства. Воспроизводство производительных сил и производственных отношений называется общественным воспроизводством.

Типы общественного воспроизводства

1)характер использования полученного ресурса доходов:

простое - это повторение процесса производства в прежних масштабах, потому что весь полученный доход идет в личное (конечное) потребление;

расширенное - это повторение процесса производства в увеличенном размере, т.к. часть полученных доходов используется для приобретения дополнительных ресурсов, за счет которых производство возобновляется в увеличенных масштабах;

суженное - это повторение процесса производства в сокращенном объеме в силу отсутствия доходов или нецелесообразности развития данного вида производства.

2)качественная характеристика факторов производства и их функционирования.

Экстенсивное – увеличение производственных мощностей за счет привлечения доп факторов производства.

Интенсивное – увеличение производственного потенциала за счет применения новых технологий.

Смешенное – применение двух путей сразу. Общество не может существовать, не воспроизводя постоянно все элементы производства (сырье, средства производства, рабочую силу). В современной западной экономической литературе непрерывность производства в масштабах общества рассматривается в модели кругового оборота.(модели круговых потоков). В элементарной форме включает 2 категории эконом. агентов-дом. хозяйства и фирмы(нет гос. вмешательства и связей с внешним миром) Эк.-замкнутая система, в которой доходы одних агентов предстают как расходы других. Расходы фирм на ресурсы есть потоки зп, ренты и др.доходов для хозяйств. Потоки доходы-расходы и ресурсы-продукция осуществляются одновременно в противоположных направлениях и бесконечно повторяются. Вывод из модели-для зыкрытой экономики величина общего объема произ-ва в денежном выражении равна суммарной величине денежных доходов дом.хозяйств.

Когда в модель добавляется гос.вмешательство и связи со внешним миром, указанное равенство нарушается, т.к. из потока доходы-расходы образуются утечки в виде сбережений, налоговых платежей и импорта. Одновременно в этот поток вливаются дополнительные средства в виде инъекций- инвестиции, гос.расходы и экспорт.

В такой модели действует новое равенство (основное макроэкономическое тождество) (тождество дохода) отражает равенство доходов и расходов:

Y(ВВП) = C(потреб. расх) + I(инвестиции) + G(гос. расход) + X(чистый эксп). Или иначе C + I + G + Xn = С+S+T+ImВ модели выделяют 7 агрегатов, которые делятся на 2 группы:

1. Макроэкономические агенты, которые включают в себя: домохозяйства, организации (фирмы), государство и остальной (внешний) мир.

2. Макроэкономические рынки: рынок товаров и услуг, рынок экономических ресурсов, финансовый рынок.

Национальная экономика представляет собой сложный продукт взаимодействия и эволюции общеэкономических, общемировых, региональных и страновых экономических процессов. Экономическая жизнь общества в конкретной стране в данный период времени всегда является продуктом предшествующей истории страны. В моделях экономической жизни общества отражаются как общие экономические процессы и закономерности, свойственные общественному развитию в целом, так и своеобразие эволюции данной страны. Это означает, что свойственные любой экономической системе необходимость координации экономической деятельности, формы распределения факторов экономической деятельности (собственность), разнообразие форм распределения и перераспределения доходов , принципы воспроизводства и т. д. не только обладают общими свойствами для ряда стран, принадлежащих к одному типу экономических систем, но и значительным своеобразием. Последнее диктуется как особым преломлением общих для любой экономики элементов общественного строя (национальной моделью экономики), так и сосуществованием других типов социальных отношений, которые воспроизводятся одновременно в рамках единой национальной экономики.

Национальная экономика – воспроизводящаяся система. Это означает, что вопрос о внутренних источниках ее простого и расширенного воспроизводства – центральный вопрос выживаемости страны. Соответственно, выявление этих источников, определение оптимальной структуры экономики, распределения прав собственности, экономических финансовых механизмов, форм связи с внешним миром, системы управления экономикой в целом, экономических границ национальной экономики – ключевые элементы изучения системы национальной экономики.

2. Общественное воспроизводство и его концепции. Типы воспроизводства

Общественное воспроизводство – это непрерывно возобновляемый процесс общественного производства в постоянно повторяющейся взаимосвязи его циклов.

Чтобы экономическая система могла существовать, она должна воспроизводить не только средства производства и рабочую силу как элементы производства, но и опосредующие их движение экономические отношения. Причем субъектами этих отношений на макроэкономическом уровне выступают не отдельные экономические субъекты, а укрупненные «агрегированные» институциональные группы – резидентные и нерезидентные .

К резидентным макроэкономическим институциональным единицам относятся: предприятие (фирма); домашнее хозяйство; государство (правительство); кредитно-инвестиционные институты – экономические единицы, осуществляющие привлечение и использование свободных денежных средств .

К нерезидентным институциональным субъектам, участвующим в макроэкономическом кругообороте относятся: иностранные фирмы и физические лица, занимающиеся импортом продукции; зарубежные инвесторы и заемщики капитала ; правительственные и общественные организации других стран.

Первый вариант таблицы межотраслевого баланса был разработан в нашей стране при составлении баланса народного хозяйства гг. В дальнейшем исследование экономики на основе модели межотраслевого баланса (методы «затраты-выпуск») приобрело самостоятельное научное и практическое значение. Эти разработки на Западе связаны с именем В. Леонтьева. Отличительная черта его модели – анализ производства и конечного использования продукта через систему межотраслевых взаимодействий.

В современных концепциях рыночной экономики непрерывность и преемственность производства на уровне макроэкономики рассматривается в известной модели экономического оборота продуктов и дохода, которая показывает, что между хозяйствующими субъектами национальной экономики существуют различные отношения, связанные с производством, реализацией, потреблением благ и услуг, с накоплением, взиманием налогов и удовлетворением коллективных потребностей. Данная модель рассмотрена в главе 4.

ВВП= C + I + G + X,

где С – личные потребительские расходы;

I – валовые инвестиции;

G – расходы правительства;

X – чистый экспорт (как разница экспорта и импорта).

После распределения национального дохода происходит его перераспределение через механизм ценообразования в сфере обращения, уплату различных видов налогов в государственный бюджет , социальные расходы государства , взносы граждан в общественные, религиозные, благотворительные фонды и организации. На основе перераспределения национального дохода формируются вторичные или производные доходы , такие как: пенсии, стипендии, заработная плата работникам нематериальной сферы, пособия и т. д.

Таким образом, в результате распределения и перераспределения национального дохода создаются конечные доходы, которые используются для потребления и накопления.

Для характеристики уровня жизни используются такие макроэкономические показатели, как личный доход и личный располагаемый доход .

Личный доход – это совокупный доход, получаемый отдельными семьями до уплаты ими налогов государству. Показатель личного дохода отсутствует в СНС, но он может быть рассчитан путем вычитания из НД трех видов доходов, которые заработаны людьми, но не получены (взносы на социальное страхование, налоги на прибыль фирм, нераспределенная прибыль фирм) и прибавлением доходов, которые получены людьми, но не являются результатом их трудовой деятельности (трансфертные платежи – пенсии, стипендии, пособия).

Личный располагаемый доход – это доход семей и индивидов, который остается после уплаты налогов (ЛД за вычетом налогов с граждан) и расходуется на потребление и сбережение.

Располагаемый доход определяется не только на уровне домашних хозяйств (ЛРД), но и на уровне экономики в целом. Валовой национальный располагаемый доход используется для конечного потребления и национального сбережения и получается путем суммирования ВНД и чистых трансфертов из-за рубежа (дарения, пожертвования, гуманитарная помощь и пр.) за вычетом аналогичных трансфертов, переданных за рубеж.

По темпам роста основных макроэкономических показателей ВВП и ВНД судят о динамике экономики. Вместе с тем их рост не всегда свидетельствует об увеличении физического объема продукции и улучшении жизненного уровня населения. Дело в том, что данные показатели рассчитываются в стоимостной форме, которая непосредственно зависит от уровня складывающихся цен. Чтобы получить реальную картину динамики производства, необходимо при расчете ВВП исключить влияние на него инфляции, т. е. корректировать стоимостную величину ВВП.

Номинальный ВВП

Если величина индекса цен меньше единицы, то происходит корректировка номинального ВВП в сторону увеличения, которая называется инфлирование . Если величина индекса цен больше единицы, то происходит дефлирование – корректировка номинального ВВП в сторону снижения.

Индексы потребительских цен (ИПЦ) используются для оценки изменения темпов инфляции, динамики стоимости жизни. ИПЦ показывает изменение среднего уровня цен «корзины» товаров и услуг, обычно потребляемых средней городской семьей. Состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного года . Данный показатель рассчитывается по типу индекса Ласпейреса, или индекса цен с базисными весами (набором благ, фиксированным по базисному году):

,

где Pi0 и Pi t – цены i- го блага соответственно в базисном (0) и текущем (t) периоде;

Qi0 – количество i- го блага в базисном периоде.

Индекс данного типа не учитывает изменения в структуре весов в текущем периоде по сравнению с базисным, что несколько искажает результат.

Индекс цен – неявный дефлятор ВВП , который рассчитывается по типу индекса Пааше, т. е. индекса, где в качестве весов используется набор благ текущего периода:

где Qi t – количество i- го блага в текущем периоде.

Если вместо подставить весь набор благ, представленный в ВВП, а вместо , соответственно, их цены, то получим дефлятор ВВП. Фактически он равен отношению номинального ВВП к реальному в текущем периоде:

Номинальный ВВП

Дефлятор ВВП = ––––––––––––––––––––––––

Реальный ВВП

В отличие от индекса Ласпейреса, индекс Пааше занижает рост уровня цен в экономике, поскольку также не учитывает динамику структуры весов, но фиксирует ее уже в текущем периоде. Если с его помощью оценивать рост стоимости жизни, то не будет учтено влияние на потребителей повышения цен на блага, которые присутствовали в наборе базисного года, но отсутствовали в наборе текущего года.

Индекс Фишера отчасти устраняет недостатки двух предыдущих индексов, усредняя их значения: .

4. Национальное богатство. Система национальных счетов

Развитие национальной экономики определяется уровнем национального богатства (НБ) , которое включает совокупность потребительных стоимостей, накопленных обществом за всю его историю. Национальное богатство увеличивается за счет превышения производства общественного продукта над текущим потреблением в данном году. Следовательно, источником национального богатства является общественный продукт, воспроизводимый на расширенной основе. Но здесь имеется и обратная связь. Сам рост общественного продукта, его темпы, абсолютные размеры прироста зависят от объема национального богатства и его структуры. Чем больше объем национального богатства в абсолютном выражении и эффективнее его структура, тем быстрее растет общественный продукт.

Международные стандарты именуют категорию национального богатства «внутренним» или «отечественным» богатством. В его состав включают элементы богатства, находящиеся в других странах, но принадлежащие данной стране, и исключают те элементы, которые расположены на его территории, но находятся в собственности правительств, организаций и индивидов других стран.

В системе баланса народного хозяйства национальное богатство включает только материальные ресурсы: накопленные материальные блага, созданные трудом; производственные и непроизводственные фонды; накопленное имущество населения; природные богатства, вовлеченные в народнохозяйственный оборот. При расширенной трактовке НБ в его структуру включаются все блага, которыми располагает страна: население, климат, территория, природные ресурсы, накопленные ценности национальной культуры и искусства, духовное богатство и др. Однако все это очень трудно посчитать в силу целого ряда объективных причин. Поэтому в практике экономического анализа применяется показатель национального богатства в узком смысле слова.

Показатель национального богатства во всем мире относится к числу важнейших макроэкономических показателей системы национальных счетов (СНС). Прежняя система национального счетоводства в нашей стране не рассчитывала его реальный объем и структуру, а научные представления об этой важнейшей социально-экономической категории ограничивались лишь ее общим понятием и поэтому явно отставали от современного уровня ее разработанности мировой экономической теорией.

Система национальных счетов (СНС) – система взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде счетов и таблиц для оценки состояния экономики страны в целом, где с одной стороны, отражены наличные ресурсы, а с другой - их использование. Эта система показывает равновесие совокупных операций обмена между участниками экономических отношений.

СНС возникла более 50 лет тому назад в развитых капиталистических странах в ответ на потребность органов государственного управления в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики. В начале 90-х годов в России и других странах СНГ были приняты государственные программы трансформации отечественной статистики в соответствии с международными стандартами. Эти программы предусматривают постепенный переход от баланса народного хозяйства к СНС, которая в большей мере соответствует институтам и механизмам функционирования рыночной экономики.

Национальное счетоводство основывается на модели народнохозяйственного кругооборота, отражающей функционирование национальной экономики в виде замкнутых потоков товаров, услуг, денег, движущихся между макроэкономическими субъектами. Денежный поток включает в себя поток доходов и расходов, каждый из которых равен суммарной стоимости товаров и услуг, произведенных в обществе. Измерив поток денежных расходов или доходов, можно определить весь объем этих товаров и услуг в денежном выражении, т. е. национальный продукт.

Основным элементом СНС являются счета, которые используются для регистрации экономических операций, осуществляемых институциональными единицами – резидентами данной страны. По своей форме счета СНС сходны со счетами бухгалтерского учета и содержат систематизированное описание экономики на макроуровне.

5. Теневая экономика. Национальная экономическая безопасность

Теневая экономика представляет собой часть неформальной экономики, которая характеризует совокупность хозяйственных отношений, не отражаемых в официальной отчетности и формальных контрактах или отражаемых заведомо неадекватным образом. Одна часть неформальной экономики находится на «свету» и включает виды деятельности , которые вписываются в действующее законодательство, или ему не противоречат. Другая ее часть – теневая экономика вступает в противоречия с существующими законодательными установлениями.

По уровню и степени легальности осуществляемой деятельности теневая экономика подразделяется на неофициальную, фиктивную, криминальную.

Неофициальная («серая») экономика охватывает легальные виды деятельности, чаще в сфере услуг (например, медицинская помощь на дому и т. д.), доходы от которой сокрыты от налогообложения.

Фиктивная («беловоротничковая») – распространена в сфере управления хозяйственной деятельностью на разных уровнях, особенно в странах с развитым государственным сектором . Для фиктивной экономики характерны приписки, мошенничество, хищение материальных ресурсов.

Криминальная («черная») экономика включает запрещенную законом деятельность (наркобизнес, заказные убийства и похищения людей, контрабанда, производство фальшивых денежных знаков и т. д.).

Разграничение типов теневой экономики весьма условно. Зачастую они пересекаются, имея общий интерес - получение дополнительного дохода за пределами правового поля.

Теневой сектор экономики существует во всех странах, хотя его масштабы и сферы могут существенно отличаться. Самый большой из развитых стран теневой сектор в Греции – 29% ВВП. В США он производит 6-8% ВВП. В России по данным Госкомстата – 25 %, по различным экспертным оценкам до 60% ВВП производится в «тени».

Социально-экономическими последствиями теневой деятельности является изъятие из легальной экономики значительной доли средств и вытекающее отсюда снижение объема инвестиций. А это влечет за собой неплатежи, падение производства, сокращение налоговых и иных обязательных взносов в бюджет, в свою очередь вызывающие задержки выплаты заработной платы, пенсий – источника существования основной части населения.

Выработка эффективной политики, направленной на борьбу с теневой экономической деятельностью, требует комплексного социально-экономического и экономико-правового подхода, который предполагает, во-первых, выявление и пресечение экономико-правовых, криминальных нарушений (это функция силовых правоохранительных органов); во-вторых, легализацию экономической (не криминальной) деятельности.

Актуальной проблемой национальной экономики является обеспечение экономической безопасности. Национальная экономическая безопасность – совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность . Экономическая безопасность характеризуется способностью поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами развитие народного хозяйства, последовательно реализовать национально-государственные интересы.

Угрозу национальной экономической безопасности создают факторы, которые могут быть подразделены на внешние и внутренние.

К внутренним факторам относятся: унаследованная от предыдущей экономической системы хозяйствования деформированность экономики; низкая конкурентоспособность национальной экономики из-за технологической отсталости многих сфер, высокой энерго и ресурсоемкости; высокий уровень инфляции; несовершенство правового законодательства. К внешним факторам применительно к российской экономике относятся: преобладание сырьевых товаров в структуре экспорта; зависимость от импорта многих видов продукции; возрастающая внешняя задолженность ; слабый экспортный и валютный контроль ; недостаточная развитость инфраструктуры; потеря традиционных рынков сбыта военной и других видов продукции. Воздействие внешних факторов на экономику России подробно рассмотрено в гл. 30.

Обеспечение экономической безопасности – стратегическая задача, требующая разработки долговременной программы.

Глава 16. Теоретические основы формирования региональной экономики

1. Региональная экономика и ее место в экономической системе

Одним из важнейших теоретических и практических направлений в экономических исследованиях является выделение в качестве самостоятельной отрасли научных знаний региональной экономики.

Термин «региональная экономика» впервые был предложен. Он же в начале 70-х годов ХХ века определил содержание предмета региональной экономики – «это конкретная экономика отдельных регионов, общие закономерности, факторы и проблемы их развития».

Основой для функционирования региональной экономики является регион («regio» – область, местность, страна, то есть определенная территория). В настоящее время имеется множество толкований понятия «регион».

Известно, что территория играет важную и многоплановую роль в развитии человеческого общества вообще и, в частности, его экономических отношений, она выполняет такие важнейшие функции, как создание материальных условий производственной деятельности; обеспечение места проживания населения, его профессионально-трудовой деятельности , организации быта и отдыха; выступает как пространство, формирующее признаки этнической общности людей.

Основываясь на этом, регион можно определить как часть территории с более или менее однородными природными условиями, специфическими экономическими, демографическими, историческими условиями, на которой функционирует определенный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры .

Как хозяйственная система, регион представляет собой часть территории, на которой функционирует и развивается система связей и зависимостей между расположенными на ней предприятиями и организациями.

В то же время регион может рассматриваться как подсистема социально-экономического комплекса страны и одновременно как относительно самостоятельная его часть с законченным циклом воспроизводства, имеющим свою специфику.

Вместе с тем с воспроизводственной точки зрения отдельный регион не является замкнутой системой, он тесно связан с другими регионами и функционирует в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена.

Определяя понятие «регион», нельзя базироваться только на экономических аспектах, таких, как его хозяйственная специализация, рациональность размещения производительных сил, развитие интеграционных процессов и т. п., а необходимо учитывать интересы населения как социально-территориальной общности и принимать во внимание социальные факторы, значение которых по мере перехода к рынку резко возрастает.

Объективный социально-экономический интерес региона состоит в создании для его населения эффективной занятости и повышении уровня жизни, социальной и экологической защищенности, благоприятных условий для естественного воспроизводства населения, развития образования, культуры, этнического своеобразия, что и определяет устойчивое развитие региона.

Как определенное производственно-территориальное устройство страны и форма организации производственно-общественной жизни населения, регион отличается геоэкономическими, геополитическими, производственно-хозяйственными, культурно-этническими, динамическими характеристиками.

Региональные исследования в настоящее время – одни из самых динамичных. Наиболее актуальными из них являются:

– соотношение между темпами регионального развития и выравниванием уровней развития отдельных районов;

– создание новых эффективных производственных комплексов;

– проблемы регионального развития за счет собственных внутренних ресурсов и резервов региона;

– экологические проблемы, возникающие в процессе развития воспроизводственного комплекса региона;

– методология прогнозирования регионального развития.

Эффективное направление исследований территориального уровня организации производительных сил – экономическая география и сложившаяся на ее основе отрасль знаний – регионоведение .

Предметом регионоведения являются экономические районы всех уровней: экономические зоны, укрупненные районы, крупные экономические районы, районы среднего звена, промышленные узлы, промышленные центры, агломерации , территориально-производственные комплексы, отраслевые промышленные и агропромышленные комплекс ы, свободные экономические зоны.

Непосредственным объектом изучения регионоведения выступают:

– формы территориальной организации хозяйства;

– отраслевая и территориальная структуры хозяйственных комплексов районов России;

– природно-ресурсный потенциал экономических районов всех рангов;

– население и трудовые ресурсы районов;

– внутрирайонные и межрайонные экономические связи.

Изучение проблем регионального воспроизводства основывается на теории экономического районирования и административно-территориального устройства страны.

По различным критериям классификации выделяются четыре группы региональных структур:

1. Региональная структура, образуемая в соответствии с экономическим районированием на основе территориального разделения труда (экономические зоны, районы, территориально-промышленные комплексы, промышленные узлы).

2. Региональная структура, отвечающая критерию национально-государственного устройства.

3. Региональная структура, отражающая территориально-административное устройство каждого субъекта федерации (республики, области, административные районы, города и т. п.).

4. Районы реализации крупных региональных комплексных программ развития .

На современном этапе следует выделить важность изучения экономических, воспроизводственных возможностей и закономерностей формирования и существования регионов. Воспроизводственный подход позволяет рассматривать в единстве всю систему функционирования экономики на региональном уровне: трудовые и финансово-кредитные, производственные ресурсы, научные знания, информацию, материальные и социальные услуги, а также окружающую среду. Одновременно такой подход предполагает учет экономико-географических особенностей региона в общей системе территориально-административных образований.

Основу локализации воспроизводственного процесса на региональном уровне составляет общественное разделение труда. На региональном уровне комплексно сочетаются два взаимосвязанных направления развития общественного разделения труда – отраслевое и территориальное. Последнее из них, в частности, представляет пространственное проявление общественного разделения труда, обусловленное природными, экономическими, социальными и национально-историческими особенностями регионов.

Экономика региона как сфера жизнедеятельности обладает рядом специфических черт:

– некоторая усеченность, недостаточная комплексность хозяйства;

– открытый характер, встроенность в процесс воспроизводства в масштабах страны;

– зависимость от межтерриториальной интеграции, поскольку ресурсы воспроизводства региона ограничены и формируются в результате горизонтальных и вертикальных связей;

– промежуточное положение между федеральным и муниципальным уровнем управления;

– тесная связь с природно-географическим фактором;

– непосредственная связь с населением и его жизнеобеспечение;

– национальный доход, потребляемый в регионе, не находится в прямой зависимости от объема произведенного на его территории чистого продукта;

– нарушение воспроизводственного процесса находит отражение в депрессивности региона .

Таким образом, региональная воспроизводственная система может быть представлена как система трансформации природных ресурсов в пригодные для потребления материальные блага с целью обеспечения жизнедеятельности данного территориального субъекта экономики. Регион как хозяйственная система непосредственно ориентирован на собственные природные факторы и население.

Однако в функциональном смысле доминантой территориального развития являются экономика и уровень развития производительных сил. Материальной основой экономики выступают ресурсы региона (природные, производственный и инновационный потенциал).

2. Государственное регулирование регионального развития

Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику. Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам.

Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная степень адаптации к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, в отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром.

В результате по величине среднедушевого производства валового регионального продукта и среднедушевым, реальным доходам населения субъекты Российской Федерации стали различаться более чем в 20 раз.

Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий.

Все это значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований.

Хотя существование территориальных социально-экономических диспропорций во многом порождается объективными причинами, не подлежит сомнению необходимость их смягчения. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизма.

Для реализации задач региональной политики могут быть использованы разнообразные формы и методы государственного регулирования как административного, так и экономического воздействия. В первую очередь – это прогнозирование и программирование.

Региональный аспект общероссийских прогнозов позволяет субъектам Федерации иметь необходимые ориентиры, определять основные тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития , место во внутрироссийском разделении труда, корректировать прогнозируемую динамику общероссийского и регионального рынков.

При разработке краткосрочных и долгосрочных прогнозов должны отражаться вопросы совершенствования региональной экономической и социальной политики, обеспечения экологической безопасности , международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, повышения уровня жизни населения.

Основными формами участия государства в регулировании регионального развития являются государственные региональные программы, финансируемые за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, размещение заказов на поставку продукции, выполнение работ и услуг для общегосударственных нужд через контрактную систему.

Однако в современной сложной финансовой и экономической ситуации государство не может, да, пожалуй, и не должно брать на себя прямой контроль за всеми аспектами развития регионов разного уровня.

Федеральные целевые программы (ФЦП) разрабатываются по инициативе федеральных органов исполнительной власти с возможным привлечением органов исполнительной власти субъектов РФ. ФЦП социально-экономического развития регионов могут финансироваться на совместной основе, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет бюджетов субъектов РФ и привлекаемых внебюджетных источников.

Федеральные региональные целевые программы составляют примерно 15% от всех принятых ФЦП. Большая их часть (почти три четверти) разработана по субъектам РФ, имеющим недостаточный экономический потенциал и низкую бюджетную обеспеченность. Естественно, что для повышения уровня экономического развития и коренной реструктуризации производственной базы таких регионов необходима существенная помощь Федерации.

Общественное воспроизводство – воспроизводство в масштабе общества, означающее непрерывное возобновление макроэкономических явлений и процессов с их количественными и качественными параметрами и выражающее тем самым изменения в социально-экономической системе.

Первичная характеристика общественного воспроизводства связана с непрерывностью возобновления производства материальных благ и услуг, обеспечивающих личное и производственное потребление, причем в увеличивающихся размерах и растущем многообразии. Количественная характеристика воспроизводства материальных благ и услуг находит выражение в такой категории, как экономический рост, макроэкономическими показателями которого служат валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), конечная чистая продукция (КЧП), национальный доход (НД.). При всей значимости экономический рост отражает в основном количественные изменения в развитии социально-экономической системы и не охватывает всего многообразия макроэкономических процессов и явлений. Воспроизводству подлежат не только потребленные материальные блага и услуги личного и производственного назначения, но и население, трудовые ресурсы, рабочая сила (способность к труду), а также система социально-экономических отношений, в рамках которых осуществляется экономическое развитие. Важнейшим элементом общественного воспроизводства является восстановление среды жизнеобитания и жизнедеятельности человека.

Процесс воспроизводства представляет собой очень сложный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором экономическая теория выделяет четыре фазы: производство, распределение, обмен и потребление. Производство – это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека. Производство – основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества. Оно является исходным пунктом хозяйственной деятельности. Распределение – процесс определения доли, пропорции, в которой каждый хозяйствующий субъект, принимавший участие в производстве продукта, присваивает часть результата производства. Обмен – процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому; форма опосредованной рыночной связи производителей и потребителей. Потребление – конечная цель; процесс использования результатов для удовлетворения личных или производственных потребностей. Распределение и обмен – опосредствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Потребление – мотив производства. Поскольку продукт потребления диктует новый заказ производству, удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Развитие потребностей является движущей силой развития производства.

Рассмотрим основные модели общественного воспроизводства.

Модель простого воспроизводства Ф. Кенэ – схема, которая показывает, как происходит реализация совокупного общественного продукта и как формируются предпосылки воспроизводства. Данная модель изложена главой французской школы физиократов Ф. Кенэ в его знаменитой «Экономической таблице» (1758). Это была первая в истории экономической науки попытка представить процесс воспроизводства и обращения совокупного общественного продукта в целом. С этой целью Ф. Кенэ разделил все общество на три класса: производительный (все занятые в сельскохозяйственном производстве); класс собственников (дворяне, духовенство, чиновничество, король со своей свитой); бесплодный класс (не занятые в сельскохозяйственном производстве и не отнесенные к собственникам). Для того чтобы были видны важнейшие закономерности, Ф. Кенэ упрощал процесс реализации, абстрагируясь от ряда моментов. В частности, он исключил из анализа процесс накопления и рассматривал простое воспроизводство. Им также предполагалась неизменная стоимость денег, стабильность товарных цен, исключалось влияние внешней торговли на процесс реализации.

Процесс реализации и обращения всего созданного за год совокупного общественного продукта, который, согласно статистическим расчетам, составил 7 млрд ливров, состоит по схеме Ф. Кенэ из пяти актов: 1) собственники покупают у производительного класса продукты питания на 1 млрд ливров, в результате реализуется 1/5 сельскохозяйственной продукции; 2) собственники покупают на 1 млрд ливров промышленных изделий у бесплодного класса, который таким образом реализует половину своей продукции; 3) бесплодный класс на полученные от собственников деньги приобретает у производительного класса необходимые ему продукты питания, тем самым реализуется еще 1/5 сельскохозяйственной продукции; 4) производительный класс на полученные от бесплодного класса 1 млрд ливров покупает у него же орудия производства, необходимые для возмещения изношенных и пришедших в негодность вещественных элементов основного капитала, в результате чего реализуется вторая половина промышленной продукции; 5) бесплодный класс приобретает на вырученные деньги у производительного класса сельскохозяйственное сырье для изготовления промышленной продукции, тем самым реализуется еще 1/5 сельскохозяйственной продукции.

В результате процесса обращения между основными классами общества оказалось реализованной сельскохозяйственной продукции на 3 млрд ливров и на 2 млрд ливров промышленных изделий. Оставшаяся у производительного класса сельскохозяйственная продукция на 2 млрд ливров используется самим этим классом на возмещение израсходованных семян и на продукты питания. Полученные производительным классом промышленные товары используются для возмещения израсходованной части основного капитала. Наличные деньги (2 млрд ливров) в результате обращения возвращаются к производительному классу, но затем снова поступают к земельным собственникам в виде платы за аренду земли на очередной срок. В результате созданы предпосылки для начала нового производительного цикла, для возобновления производства в тех же масштабах, т. е. для простого воспроизводства.

Таким образом, согласно модели общественного воспроизводстваФ. Кенэ, процесс воспроизводства и реализации может проходить бесперебойно только в том случае, когда соблюдаются определенные пропорции развития народного хозяйства.

Модель общественного воспроизводства К. Маркса – двухсекторная модель народного хозяйства, исходящая из условий простого и расширенного воспроизводства совокупного общественного продукта. В этой модели К. Маркс исходил из соответствия между натурально-вещественной и стоимостной структурами совокупного общественного продукта (СОП). По натурально-вещественному составу он подразделил СОП на средства производства –I подразделение и предметы потребления – II подразделение.

Модель общественного воспроизводстваК. Маркса характеризует абстрактную теорию реализации. Ее построение предполагает ряд допущений, позволяющих отвлечься от некоторых конкретных процессов, но не меняющих принципиальных положений теории общественного воспроизводства. Абстрактная теория реализации доказывает принципиальную возможность общественного воспроизводства, а также необходимость обеспечения равновесия в общественном воспроизводстве.

Постоянно возобновляющийся и непрерывно повторяющийся процесс общественного производства называется воспроизводством. Воспроизводство есть естественное условие существования и развития человеческого общества. Чтобы оно осуществлялось, необходимо постоянно возобновлять и расширять объемы вовлекаемых в производство ресурсов – факторов производства.

Первый и главный из факторов производства – рабочая сила (в расширительном смысле этого понятия, включая и предпринимательский талант). Отдав производству определенную порцию труда, работник должен восстановить свою трудоспособность для последующего выполнения трудовых функций. В масштабе всего общества воспроизводство рабочей силы предполагает также планомерную замену уходящих поколений работников новыми, причем обладающими всеми необходимыми профессиональными качествами.

К началу каждого следующего производственного цикла нужно иметь и необходимые средства производства. Изношенные машины и механизмы, здания и сооружения должны быть заменены новыми или отремонтированы, а израсходованные запасы сырья, топлива, энергии – восстановлены. При этом для восстановления производства необходимо не просто восстанавливать и расширять факторы производства, а позаботиться об их сочетании в определенных пропорциях (количественных соотношениях).

Составной частью процесса воспроизводства и предпосылкой устойчивого экономического роста выступает воспроизводство природных ресурсов и среды обитания человека. Как ни богата природа, ее кладовые не беспредельны. Для непрерывного производства как в данное время, так и в будущем необходимо постоянно воспроизводить природные ресурсы: восстанавливать плодородие почвы и лесных массивов, поддерживать чистоту водного и воздушного бассейнов.

Возможно воспроизводство в трех вариантах:

  1. неполное;
  2. простое;
  3. расширенное.

Неполное воспроизводство означает, что в динамике объем общественного продукта сокращается по отношению к предыдущему году, что может происходить в ситуации экономического кризиса по разным причинам.

При простом воспроизводстве размеры произведенного продукта, а также его структура и качество в каждом последующем цикле остаются неизменными. Соответственно и используемые факторы производства не претерпевают изменений. Весь вновь созданный продукт используется участниками производства (предпринимателями и наемными работниками) на цели личного потребления.

При расширенном воспроизводстве размеры произведенного общественного продукта в каждом последующем (обычно годовом) цикле возрастают, что достигается либо за счет вовлечения дополнительных факторов производства, либо за счет улучшения качественных показателей факторов производства. Источником расширения или качественного улучшения факторов производства и продукта служит часть созданного в данном году продукта. Следовательно, при расширенном воспроизводстве часть созданного продукта уже не может использоваться на личное потребление предпринимателей, а используется на приобретение добавочных средств и предметов труда и на привлечение дополнительной рабочей силы.

Расширенное воспроизводство, источником которого является простое увеличение привлекаемых ресурсов, называют экстенсивным типом воспроизводства. К примеру, если в какой-либо стране в очередном году будет вовлечено в производство на 20% больше средств производства и сырья, а также рабочей силы, то и прирост общественного продукта, также составит 20%. Другой тип воспроизводства — интенсивный. В этом случае прирост общественного продукта обеспечивается за счет роста производительности труда, внедрения новой техники и технологии, уменьшения расхода сырья и материалов в расчете на единицу конечного продукта. В реальной практике действуют обычно и экстенсивные, и интенсивные факторы одновременно, причем тип воспроизводства определяется, естественно, тем, какие факторы в том или ином случае явно преобладают.

Экономической наукой разработаны и исследованы множество воспроизводственных моделей от простейших логических до современных математических.

Рассмотрим для примера одну из довольно широко известных и в то же время весьма простую по содержанию воспроизводственную модель Карла Маркса. В своих рассуждениях К. Маркс исходит из предположения, что в обществе при капиталистической форме хозяйства работающее население состоит из двух классов: класса наемных работников и класса капиталистов, владеющих капиталом и организующих общественное производство.

Производимый общественный продукт называется совокупным общественным продуктом (СОП). Другое название, синоним данного, есть валовой общественный продукт (ВОП). Выраженная в денежной форме стоимость совокупного общественного продукта (обозначается буквой W) формируется из трех частей с учетом их функционального предназначения:

  1. перенесенная стоимость израсходованных средств труда и предметов труда (обозначается буквой «С»);
  2. необходимый продукт в форме заработной платы наемных работников (обозначается буквой «V»);
  3. прибавочный продукт, присваиваемый капиталистами и используемый ими по своему усмотрению (обозначается буквой «m»).

Таким образом, стоимостная структура совокупного общественного продукта, (как и любой его составляющей) может быть выражена следующим образом:

По своей натурально-вещественной форме совокупный общественный продукт представляет собой сумму всех созданных в обществе за год материальных ценностей как в форме средств производства, так и в форме предметов потребления. К. Маркс назвал производство средств производства I подразделением общественного производства, а производство предметов потребления – II подразделением общественного производства.

Для осуществления процесса воспроизводства между различными частями общественного продукта как по их функциональному назначению, так и по натурально-вещественной форме возникают строго определенные пропорции.

При простом воспроизводстве средства производства (продукция I подразделения) должны быть произведены в таких объемах и такой структуры, чтобы возместить израсходованные в ходе производства данного года средства труда и предметы труда во всех сферах производства, т. е. и в I и во II подразделениях, что можно записать следующим выражением:

Производство предметов потребления (продукция II подразделения) должно обеспечить удовлетворение потребностей как наемных работников (в размере получаемого ими необходимого продукта), так и капиталистов (в размере полученного ими прибавочного продукта) во всех сферах производства, что можно записать следующей формулой:

При соблюдении этого условия к началу следующего воспроизводственного цикла капиталисты имеют возможность вовлечь в производство такое же количество работников наемного труда, как и в текущем году. В свою очередь эти рабочие получают в свое распоряжение (в соответствии с первой формулой) такое же количество средств производства, как в текущем году.

В результате в обществе создаются предпосылки для создания в следующем году такого же по размеру и структуре общественного продукта, как и в году текущем. Иными словами, осуществляется простое воспроизводство. Для реализации указанных предпосылок простого воспроизводства, очевидно, необходимо осуществить обязательный обмен продукций между двумя подразделениями.

Работники первого подразделения создают для второго подразделения необходимое им количество средств производства (II С), а в обмен получают предметы потребления для удовлетворения своих потребностей [в размере I (V + m)], то есть.

Смысл понятия «макроэкономика » заключается в том, что оно означает, во-первых , народное хозяйство, или национальную экономику, взятую в целом в виде совокупности укрупненных экономических отношений и связей, возникаю­щих между сферами, подразделениями, отраслями, секторами и представляющи­ми их агрегированными субъектами. К этим субъектам относятся фирмы (пред­приятия), потребители, инвесторы, государство и т. д. Во-вторых , «макроэконо­мика» - это раздел экономической науки, изучающий национальное хозяйство и его укрупненные части как свой объект.

Особенности макро­экономики как науки:

1. Подход к экономике как к совокупности укрупненных элементов, сфер, секторов, отраслей . Так, макроэкономика рассматривает не отдельные товары, а их совокупность в виде валового национального продукта, не деньги как таковые, а денежную массу и денежные агрегаты, не спрос или предложение на рынке от­ дельных товаров, а совокупный спрос и совокупное предложение и т. д.

2. Подход к национальной экономике как к сфере общественного воспроиз­водства. Это означает, что изучаемые экономикой процессы рассматриваются как постоянно возобновляемые и взаимосвязанные друг с другом, находящиеся в определенном количественном соотношении. Соответственно экономика представляется как система, находящаяся в равновесном или неравновесном состоянии.

3. Динамический подход к рассмотрению национальной экономики . Он предполагает учет того, что экономика как общественная система находится в постоянном движении и изменении, трансформируются ее отдельные элементы, происходят структурные сдвиги.

4. Статистический подход к анализу состояния национальной экономики, предполагающий использование, оперирование данными национальной и между­ народной статистики. Как правило, речь идет об укрупненных данных, характе­ризующих, например, величину валового национального продукта, или национального дохода, денежную массу и т.д. Статистика помогает особенно отчетливо видеть динамику национальной экономики.

5. Социально-экономический подход к национальной экономике , требующий рассмотрения не только экономических, но и социальных вопросов и проблем, на­пример, вопросов занятости, проблем безработицы, уровня и качества жизни и т. д.

6. Подход к национальной экономике как части мировой экономики . Это предполагает широкое использование данных не только по национальной экономике, но и мировому хозяйству, рассмотрение вопросов взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством и т.д.

7. Выделение государства как субъекта макроэкономики , причем единствен­ного субъекта, способного оказывать на национальную экономику целенаправ­ленное и регулирующее воздействие. Вот почему особым объектом исследования макроэкономики как науки является экономическая политика государства.



Под национальной экономикой понимается существующая в рамках нацио­нальных границ совокупность хозяйственных сфер, отраслей, производств и воз­никающих в них и между ними экономических отношений.

Основные сферы экономики и вовлеченные в них субъекты представлены на следующей схеме (см. Рис. 2).



Рис. 2. Основные сферы и субъекты национальной экономики

На этом рис. 2 главной сферой национальной экономики являются сферы произ­водства. Занятые в ее двух подразделениях фирмы производят товары потреби­тельского и производственного назначения и направляют их на потребительские и факторные рынки, на которых происходит их перераспределение через обмен в форме купли-продажи. Товары потребительского назначения поступают в сферу потребления, удовлетворяя потребности представителей домохозяйств как субъ­ектов данной сферы. Благодаря потреблению идет воспроизводство населения, обеспечивающего производство рабочей силой как способностью к труду, включая способность к предпринимательской деятельности. Рабочая сила вместе с вещественными факторами - средствами производства, создаваемыми в сфере производства, через соответствующие факторные рынки поступает в производст­во, обеспечивая непрерывное функционирование национальной экономики.

Государство предстает в качестве агента производства, распределения, об­мена и потребления и в виде управляющего субъекта, оказывающего как прямое воздействие на эти сферы, так и косвенное - через соответствующие рынки.

Людские потребности неограниченны и бесконечно расширяются. Постоянно возобновляющийся, непрерывный процесс производства, с целью удовлетворения растущих потребностей называется воспроизводством. Чтобы оно осуществлялось стабильно, необходимо увеличивать и повышать качество факторов, образующих производственные силы общества (см. Рис. 3).

Рис. 3. Структура производственных сил

Основным элементом производственных сил выступает рабочая сила. Поэтому воспроизводство производственных сил, прежде всего, предполагает воспроизводство рабочей силы . Оно охватывает такие процессы, как:

1) восстановление работоспособности экономически активного населения;

2) непрерывный рост квалификации, научно- технического, общекультурного уровня индивидуумов;

3) воспроизводство самого человека, новых поколений людей, их воспитания и специальной подготовки;

4) непрерывный приход новых поколений работников на смену выбывающим.

К началу каждого следующего производственного цикла необходимо иметь исправные средства производства. Поэтому вторым направлением воспроизводства производственных сил выступает пополнение средств производства . Оно включает в себя:

1) ремонт и замену зданий, сооружений, станков, машин, постепенно изнашивающихся в производственных процессах;

2) восстановление переходящих запасов, полностью потребляемых при создании новых продуктов, сырья, материалов и т. д. При этом ремонт средств труда, особенно капитальный, должен сопровождаться их модернизацией.

Воспроизводство производственных сил общества предполагает также воспроизводство природных ресурсов (возобновляемых и невозобновляемых), среды обитания человека (экологической обстановки), производственной и социальной инфраструктуры (научного обеспечения).

Все элементы производственных сил должны воспроизводиться в определенных пропорциях (количественных соотношениях) и только тогда процесс общественного воспроизводства будет протекать непрерывно и эффективно.

Общественному воспроизводству присущи четыре процесса , отражающие движение общественного продукта, представляющие воспроизводственный цикл : производство, распределение, обмен, потребление.

Производство выступает как процесс создания жизненных благ и услуг.

Распределение – промежуточная фаза в движении общественного продукта, на которой определяется доля каждого участника общественного производства в совместно созданном продукте.

Обмен – это фаза, на которой специализированные производители обменивают производимые ими продукты или денежные доходы на другие продукты и услуги, необходимые им.

Потребление – заключительная фаза, состоящая в использовании созданных предметов для удовлетворения общественных потребностей. Описанные процессы взаимозависимы и существуют в единстве.

Различают три варианта воспроизводства :
1) суженное (неполное);
2) простое ;
3) расширенное .

Неполное воспроизводство означает, что в динамике объем общественного продукта сокращается по отношению к предыдущему году, что может происходить в ситуации экономического кризиса по разным причинам.

При простом воспроизводстве размеры произведенного продукта, а также его структура и качество в каждом последующем цикле остаются постоянны. Простое воспроизводство - это исходный пункт и составная часть расширенного воспроизводства.

При расширенном воспроизводстве размеры произведенного общественного продукта в каждом последующем цикле возрастают, что достигается либо за счет дополнительных факторов производства, либо за счет повышения используемых факторов.

Поступательному развитию общества присуще расширенное воспроизводство, которое характеризуется возрастанием макроэкономических показателей и ростом жизненного уровня населения. Если источником увеличения общественного продукта выступает вовлечение в процесс производства большего количества ресурсов, то говорят об экстенсивном типе воспроизводства. Если же прирост общественного продукта обеспечивается за счет роста производительности труда, использования новой техники и технологий, внедрения инноваций, снижения расхода сырья и материалов, то такой тип воспроизводства называют интенсивным. В реальной практике интенсивные и экстенсивные факторы роста общественного продукта могут оказывать совместное влияние, при этом тип воспроизводства определяется преобладающими факторами.