Металлургическая промышленность. Черная металлургия мира

Черная металлургия мира является одной из главных ба­зовых отраслей промышленности. Масштабы производства чер­ных металлов несопоставимы с выплавкой других металлов. Черные металлы, несмотря на рост выплавки алюминия и конкуренцию со стороны пластмасс, остаются главными кон­струкционными материалами. В эту отрасль входят добыча и обогащение сырья, производство кокса, чугуна, стали, проката, а также ферросплавов.

Сырьем для производства черных металлов являются же­лезные руды, кроме того, черной металлургией потребляется более 90% добываемых марганцевых руд и 50% хромитов.

Достоверные запасы железных руд в мире составляют около 400 млрд. т. По запасам железных руд лидирующее положение занимают Китай (49 млрд. т.), Бразилия (45), Австралия (41), Канада (26), США (25). Значительными ресурсами железных руд располагают Россия (запасы только КМА 23 млрд. т.), Украина, Индия, ЮАР, Ливия, Перу, Швеция, Франция.

Крупнейшие месторождения : «Большой Каражас» в Бразилии, в Австралии - бассейн Хамерсли на северо-западе страны, в Китае - группа месторож­дений Аныпань и др. на северо-востоке страны, в США - месторождение Месаби в районе озера Верхнего, в Канаде - месторождения на юго-востоке о-ва Ньюфаундленд и на п-ове Лабрадор, во Франции - Лотарингский бассейн, в ЮАР - Трансвааль, в Швеции - Кирунавара на северо-востоке страны.

Ежегодно в мире добывается около 1 млрд. т железной руды. До 1974 г. первое место в мире по добыче этого сырья принадлежало США. В 1997 г. ведущими странами были Ки­тай (250 млн. т), Бразилия (188), Австралия (166), далее сле­дуют Россия (72), Индия, США, Украина, Канада, ЮАР, Швеция. Всего в мире железную руду добывают 54 страны. Значительный рост добычи железной руды предполагается в Австралии, Бразилии, Китае и некоторых других странах.

Главными тенденциями в железорудной промышленности являются: рост доли развивающихся стран в структуре добычи руды, сокращение добычи в развитых странах и, как следствие, рост экспорта железной руды из развивающихся стран.

Основ­ ные экспортеры - Австралия (155 млн. т в 1997 г.), Брази­лия (140), Индия, Канада, Мавритания, Либерия. Из развитых стран только Швеция продает часть руды в европейские стра­ны. В железорудном сырье нуждаются промышленно развитые страны, прежде всего Япония, которая импортирует около 130 млн. т (импорт руды сократился в последние годы в связи со снижением производства черных металлов), страны ЕС (да­же Франция, располагая собственными ресурсами, ввозит до 20 млн. т в год), столько же ввозит США.

Кроме железной руды в качестве сырья в черной метал­лургии в последнее время все активнее используется металли­ческий лом. Италия до двух третей своих потреб­ностей в сырье обеспечивает за счет лома. Главными экспор­терами металлического лома являются старопромышленные страны.

Марганец используется при производстве стали в качестве легирующего металла, при этом повышаются ее механическая прочность, ковкость, жаростойкость, сталь с содержанием мар­ганца немагнитна и применяется для изготовления рельсов и колес вагонов и т. д. Месторождения марганца в мире распо­лагаются так, что практически все развитые страны зависят от импорта этого сырья. Ведущими странами по запасам мар­ганцевых руд являются Украина, ЮАР, Китай, менее значи­тельные ресурсы в Австралии, Бразилии, Индии, Грузии, Га­боне и некоторых других. Главными экспортерами являются ЮАР, Габон, Бразилия, Австралия, Индия. В России имеются месторождения марганца (главным образом, на восточных скло­нах Урала), но добыча не ведется из-за низкой эффективности месторождений (сырье поступает из Украины), что составляет одну из проблем черной металлургии. В качестве перспектив­ного сырья для получения марганца можно рассматривать железомарганцевые конкреции, ресурсы которых найдены на дне Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Железо-марганцевые конкреции кроме железа (26%), марганца (до 50%) содержат медь, кобальт, никель и еще более 20 полезных компонентов, т. е. являются комплексным сырьем. Добычу конкреций начинают осуществлять Япония, США, предприни­мают попытки и другие страны.

Хром придает стали такие свойства, как жаростойкость, немагнитность, при добавлении хрома получают нержавеющую сталь. Ресурсами хромовых руд также располагают в основном развивающиеся страны, т. е. промышленно развитые страны очень жестко зависят от ввоза этого сырья, так же как и марганца. Главные запасы хромовых руд находятся в ЮАР, Зимбабве, Казахстане, а также в Финляндии, Индии, в Бра­зилии, на Филиппинах. Ведущими экспортерами являются ЮАР (более половины всего экспорта), Филиппины, Индия, Зимбабве, Казахстан. Россия тоже зависит от ввоза хромовых руд, которые получает из Казахстана.

К началу XX в. черная металлургия была развита в срав­нительно небольшом числе стран, более 80% мировой выплавки стали было сконцентрировано в пяти странах: США, Германии, Великобритании, Бельгии и Люксембурге. Доля этих пяти стран снизилась к началу 80-х годов до 18%. В современный период подавляющая часть производства чер­ных металлов сосредоточена в развитых странах, несмотря на сдвиг этой отрасли в последние десятилетия в развивающиеся страны (их доля в мировом производстве составляет всего 15%). Развитые страны специализируются на производстве качествен­ной стали и сложных видов проката, развивающиеся на производстве чугуна и сталей низких марок.

Главными факторами размещения предприятий черной ме­таллургии являются сырьевой, топливный, в последние годы появился водный фактор - отмечается сдвиг черной метал­лургии к морю. В настоящее время все большее значение приобретает сырьевой фактор из-за истощения ресурсов и во­влечения в производство менее качественных железных руд, а также из-за усовершенствования технологий, следствием чего явилось снижение потребления топлива. В целом для отрасли характерна очень высокая степень концентрации производства. Преобладающая форма размещения черной металлургии в про­мышленно развитых странах - это не изолированные метал­лургические центры, а металлургические районы. Подобное положение сложилось, например, в США, где более 80% стали производится в районе Великих озер (Кливленд - Детройт - Чикаго) на базе сырья месторождений озера Верхнего. Круп­нейший район по производству черных металлов сложился в Германии на базе угля Рурского бассейна - Рейнско-Вестфальский. Уникальное сочетание угля Донецкого бассейна и же­лезных руд Кривого Рога привело к формированию крупнейшей базы черной металлургии на Украине. В Японии производство черных металлов ориентировано только на порты. Крупнейший комбинат построен в порту Фукуяма (16 млн. т) на побережье Внутреннего Японского моря, старейшим же центром черной металлургии является город Китакюсю, расположенный на севере острова Кюсю. Крупнейший в Европе металлургический комбинат в Италии построен в портовом городе Торонто - сказалось влияние привозного сырья и топлива. В России главная металлургическая база возникла на Урале

Динамика производства стали ведущими странами и в целом по миру млн. т

Южная Корея

Бразилия

Мир в целом

В целом производство черных металлов остается стабильным, при этом оно сокращается в развитых странах и растет в развива­ющихся. Китай стал лидером в производстве черных металлов, быстрыми темпами оно растет в Бразилии и Южной Корее. Развитие черной металлургии в Южной Корее находит объяс­нение в выгодном экономико-географическом положении для ввоза сырья и топлива (порты), в росте спроса со стороны внутреннего рынка, а также в участии японского капитала в развитии этой отрасли. Рост производства черных металлов отмечается в Саудовской Аравии, Индонезии, Малайзии, Иране, Египте, Венесуэле и некоторых других странах, располагающих ресурсами нефти и газа. Связано это в первую очередь с развитием бездоменного способа производства стали.

Основная часть продукции этой отрасли производится на комбинатах полного цикла (присутствуют все стадии: произ­водство чугуна, стали, проката), однако в последние десятиле­тия возрастает роль передельной металлургии. Например, в США ее доля возросла до 40%, и здесь в размещении пред­приятий главную роль начинает играть потребительский фак­тор, т. е. эти заводы, используя металлический лом в качестве сырья и производя более качественный прокат, ориентируются на машиностроительные центры. Роль передельной металлур­гии на базе металлического лома возрастает и в других раз­витых странах.

В настоящее время главным способом производства в развитых странах стал кислородно-конверторный. Доля марте­новского способа, например, в Японии в начале 90-х годов свелась к нулю, практически не производят мартеновским способом сталь европейские страны и США, а в России почти половина черных металлов производится именно этим устарев­шим способом. Возрастает роль электрометаллургии (в Японии в середине 90-х годов ее доля составляла 30%). Одним из направлений в реконструкции производства стало развитие автоматизации, что выразилось, прежде всего, во внедрении в производство стали способа непрерывного литья. Этот способ был изобретен в СССР в 1959 г. на Донецком металлургическом комбинате. Сегодня Япония практически всю сталь разливает именно этим способом, США - 85% стали, а Россия - око­ло 17.

Наиболее крупными корпорациями в черной металлургии Японии являются «Ниппон Стил», «Ниппон Кокан», «Сумито-мо», в США - «Юнайтед Стэйтс Стил», «Бетлехем Стил», в Великобритании - «Бритиш Стил», в ФРГ - «Тиссен», «Штальверке Крупп-Клекнер», в Южной Корее - «Поханг Айрон энд Стил».

На мировой рынок в 1997 г. поступило 195 млн. т метал­лопродукции. Лидером в ее экспорте стала Россия. Наблюдается рост экспорта стали из Бразилии и Южной Кореи, в то время как Италия, Бельгия, Люксембург его сокращают.

Импортируют черные металлы практически те же страны, что и экспортируют. Это свидетельствует о глубоком внутри­отраслевом разделении труда. США, например, специализиру­ются на производстве проката для автомобильной промышлен­ности, Япония - для судостроения, а в ФРГ, Италии велика доля трубопрокатного производства.


Черная металлургия всегда была и останется основой всей металлургии. Железо, которое является готовой продукцией отрасли, известное нам как чугун, сталь и прокат из нее навсегда останутся массовым материалом потребления во всем мировом хозяйстве. Металл давно вытеснил из строительной индустрии древесину, соперничая лишь с цементом, иногда объединяясь с ним в союз – железобетон. Конечно, строительный мир не стоит на одном месте, и сейчас активно внедряется в строительство такие материалы, как полимер и керамика. Однако, пока что, железо не собирается сдавать свои позиции и держится на торговом рынке лидером продаж.

Говоря о металлургии XXI века, стоит отметить то, что до начала XX века она была очень слабо развита. Основными странами-поставщиками металла на рынок в начале XX века являлись США, Великобритания, Германия и Бельгия. Эти страны поставляли на рынок металлов более 83% от всего товара на рынке. Со временем, после Второй мировой войны, началось активное освоение металлургического комплекса рядом развитых и развивающихся стран. В последнее время мы отчетливо видим тенденция перемещения производства черных металлов из развитых стран в развивающиеся.

Черные металлы применяются во многих областях промышленности, но больше всего особым спросом они пользуются в машиностроительной промышленности. Металлы сами по себе предоставляют возможности для своего эффективного использования, при этом расширяя их, в частности благодаря покрытию стальных изделий полимерными пленками и металлами ( и ), что повышает устойчивость их иммунитета к коррозии.

Черная металлургия сильно зависит от многих других отраслей народного хозяйства. Ее сырьевая база - продукция горнодобывающей промышленности ( , известняки, ), топливной (коксующийся уголь, природный газ) и электроэнергетика.

Металлофонд народного хозяйства развитых государств огромен и исчисляется сотнями миллионов и даже миллиардами тонн.

Основными его источниками стало являться вторсырье:

Амортизационный лом: идущие на слом машины, оборудование, здания и т.д.;
- производственный лом: отходы металлообработки;
- оборотный лом: отходы разливки стали.

Однако и здесь не обошлось без подводных камней. Формирование ресурсов лома (сбор, подготовка к переплаву) остается одной из главных проблем . Мировой рынок лома определяется имеющимися ресурсами в зависимости от уровня развития хозяйства внутри каждой из стран, обладающей этим ресурсом. В целом ресурсы лома весьма велики, однако не одинаковы в отдельных странах.

В 1995 году потребность в ломе черных металлов достигала 385 млн. т. Около 40% стали было выплавлено во всех странах мира при использовании лома, как вторичного сырья. Существенно увеличивают спрос на него выгоды от переработки лома в электродуговых печах и в кислородных конвертерах. Относительно огромное количество лома участвует во внешней торговле: около 5-7 % образующихся ресурсов.

Производство металлургического кокса

Топливом и восстановителем железной руды при выплавке чугуна является получаемый из коксующихся углей кокс. Получают его коксохимические цехи в топливной или металлургической промышленности. Абсолютная роль кокса в мире так и не уменьшается несмотря на возникновение нового направления стали в (или бездоменной) металлургии. Лишенные ресурсов коксующихся углей страны вынуждены создавать его производство для своей металлургической промышленности, импортируя их в большом количестве. Уменьшились расходные нормы кокса на выплавку чугуна благодаря достижениям НТП. Таким образом, благодаря широкой модернизации отрасли наблюдается следующая динамика потребности производства в коксе: 1938 г. – средний в мире расход кокса на 1 т. чугуна составлял более 1,68 т., в 1960 г. он снизился до 1,09 т., а в 1990 г. сократился до 0,66 т. Уменьшить удельный расход сырья более чем в 2 раза позволило повышение качества железной руды, совершенствование технологии и техники выплавки чугуна.

Таким образом, начиная с 70-х годов XX века выжиг кокса в мире, несмотря на выплавку чугуна, стал примерно 350-360 млн. тонн в год. Многие страны мира, в особенности США и ряд стран Западной Европы, были вынуждены снизить уровень производства кокса в 2-3 раза. Таким образом, в период с 1938 по 1995 гг. размещение производства кокса существенно изменилось. Так Западная Европа до войны в 1938 г. была лидером по производству коксующегося угля, вырабатывая его более половины – 55%. В 50-х годах прошлого века мировое первенство перешло к богатой углем Северной Америке, там стало производиться более 40% кокса в мире. В 1990 г. лидерство по производству кокса перешло к Азии (43%), увеличив долю мирового производства кокса к 1995 г. до 55%.

Немаловажные сдвиги в роли продуцентов кокса произошли по отдельным странам: до Второй мировой войны выделялась Германия, после войны до 1961 г. - США, так как уровень промышленного производства, по отношению ко всем странам Европы и СССР, у страны было самым высоким. Затем, после укрепления СССР и вплоть до его распада в 1991 году, наша страна была крупнейшим производителем. После распада сверхдержавы, КНР с 1991 года является главным производителем.

Легирующие материалы необходимы для улучшения физических и химический свойств материала. В металлургической промышленности они являются необходимым звеном для получения: , низколегированных (содержащих до 2,5% легирующих металлов), среднелегированных (2,5-10%) и высоколегированных (свыше 10%) сталей. Конечно, в настоящее время использование легирующих материалов по сравнению с железом невелико. В основном это , и никель, производящиеся, за год во всем мире в количестве не превышающем 1 млн. т. каждого.

Остальные металлы, относящиеся к этой подгруппе, используются намного реже, в большинстве своем годовое использование достигает где-то сотню килограммов. Поэтому существенное воздействие в металлургическом комплексе легирующие металлы не оказывают. Большинство государств являющимися лидерами по производству продукции черной металлургии не обеспечены всеми видами легирующих металлов, или, например, как Япония вообще не имеют их. В основном, легирующими материалами располагают в достаточном количестве лишь некоторыми из них следующие государства: Бразилия и Украина – марганцем, Россия и Канада – никелем, Бразилия и Индия – хромом, КНР – вольфрамом, США – молибденом.

Зависимость от импорта хрома, марганца и кобальта или сырья для их получения в Западной Европе составляет 100%, никеля 99, вольфрама 70%. В США она достигает 70% по никелю и вольфраму, по хрому 75, кобальту 95 и марганцу 100%. Основными экспортерами легирующих материалов являются – Россия, КНР, Африка, и Южная Америка. Эти страны имеют хорошую обеспеченность данной подгруппой материалов.

Производства металлургического комплекса.

В черной металлургии к основным производствам комплекса относится: полный цикл производства чугуна, стали и проката.
Получение металла в отрасли начинается с выплавки чугуна – сплава железа с . Так начинается первая стадия по производству металла. Около половины всей стали в мире производятся из выплавляемого в доменных печах чугуна. Выделим основные виды чугуна в зависимости от дальнейшего его использования:

Передельный (белый) чугун – данный вид чугуна в процессе получения стали проходит два основных этапа: из руды получают чугун, а затем его переплавляют в сталь. Свыше 85% приходится подавляющая часть производства чугуна;
- литейный (серый) чугун – с помощью этого вида чугуна изготавливаются всевозможные фасонные отливки.

Помимо «чистого» чугуна к продуктам доменного производства можно отнести и некоторые виды ферросплавов (например, ферромарганец и др.). В металлургическом цикле доменный процесс является самым материалоемким в основном производстве. Для получения 1 тонны чугуна расходуется около 3 тонн железной руды, топлива, известняков, до 30 м^3 воды, кислорода и природного газа. Чтобы повысить эффективность чугунного производства – необходимо уменьшить количество расходов материалов и топлива. Однако это так и остается первоочередной проблемой применения высококачественной руды. Достигнуть определенного уровня экономического эффекта в современно производстве помогает также и увеличение объема , что помогает уменьшить объемы инвестиций на сооружение домны, снизить себестоимость чугуна, улучшить технологический процесс, сократить расходы топлива.

Максимальные объемы домен за послевоенные годы выросли с 1500 до 5000 м^3. В настоящее время современная домна, максимального размера способна за один только год дать 4-4,5 млн. тонн чугуна, что равно выплавке чугуна в одной только Австрии или Мексике. Обострившиеся экономические и экологические проблемы потребовали качественные изменения в географии доменного производства. На сегодняшний день мы видим, что производство переместилось ближе к морскому побережью. Сдвиги производства произошли со стороны старопромышленных металлургических регионов в сторону развивающихся государств. В результате смещения границ производств в черной металлургии лидерами по производству чугуна на сегодняшний день являются Бразилия, Мексика, Аргентина, Южная Корея, Тайвань, Индия и Турция.

Так, наглядно можно увидеть следующие мировые тенденции по развитию стран-лидеров по выплавке чугуна:
1950 года:
США (59,4 млн.т.), СССР (19,2 млн.т.), (12,6 млн.т.), Германия (11,2 млн.т.), Великобритания (9,8 млн.т.), Франция (7,7 млн.т.), Бельгия(3,7 млн.т.), Люксембург (2,5 млн.т.), Канада (2,2 млн.т.), Япония (млн.т.).

1970 года:
СССР (85,9 млн.т.), США (83,3 млн.т.), Япония (68,0 млн.т.), Германия (33,6 млн.т.), Франция (19,2 млн.т.), Великобритания (17,7 млн.т.), Китай (16,5 млн.т.), Бельгия (10,8 млн.т.), Италия (8,4 млн.т.), Канада (8,2 млн.т.)

На начало 1990-ч годов:
СССР (110,2 млн.т.), Япония (80,2 млн.т.), Китай (62,4 млн.т.), США (49,7 млн.т.), Германия (31,7 млн.т.), Бразилия (21,2млн.т.), Республика Корея (15,5 млн.т.), Франция(14,1 млн.т.), Великобритания (12,3 млн.т.), Индия (12,0 млн.т.);

На конец 2003 года:
Китай (202,3 млн.т.), Япония (82,1 млн.т.), Россия (48,3 млн.т.), США (39,0 млн.т.), Бразилия(32,0млн.т.), Германия (29,5 млн.т.), (29,5 млн.т.), Республика Корея (27,3 млн.т.), Индия(26,6 млн.т.), Франция(13,0 млн.т.).

Из приведенных выше данных можно сделать следующие выводы:

На начало XXI века мировая промышленность по производству чугуна взяла основной вектор направления на добычу и производство чугуна в развивающихся странах. Все это обусловлена дешевой рабочей силой, ранее слабым освоением железной руды в данных экономических районов и обеднение месторождений сырья в старых металлургических районах.
В условиях НТР и НТП возник ряд крупных производств, основное производство которых нуждается в металле. Так в приведенных данных мы видим существенное увеличение по выплавке чугуна в мире.

Производство стали относится к промежуточной стадии металлургического цикла. Таким образом, сталь является полуфабрикатом, предназначенным для дальнейшего передела в прокат, идущего в другие отрасли хозяйства. Так, у каждого потребителя свои технические требования к качеству прокатных изделий из разных сортов стали. Принято различать сталь по следующим видам:

Обыкновенная сталь – по химическим свойствам относится к углеродистой (содержание углерода не более 0,6%), а по способу производства является сталью обыкновенного качества, выплавляется в мартеновских печах.

Качественная сталь – бывают легированными или углеродистыми. Широко востребованная в машиностроение и строительстве, обладает определенными физическими, химическими и механическими свойствами.

Высококачественная сталь – преимущественно выплавляются или другими современными методами, гарантирующими высокую чистоту по неметаллическим включениям (содержание серы и фосфора менее 0,03%) и содержанию газов, а, следовательно, улучшение механических свойств.

По своим техническим свойствам сталь определяется содержанием в ней углерода и легирующих добавок:

Низкоуглеродистая;
- высокоуглеродистая.

Выпуск качественной стали непрерывно растет. Например, производство нержавеющей стали в период с 1960 по 1995 гг. возрос с 2 до 15 млн.т., т.е. производство возросло в 3,5 раза быстрее выплавки всей стали.

Методы получения стали, благодаря техническому прогрессу перенесли существенные изменения. Так, в XIX веке и первой половине XX последовательно сменяли друг друга бессемеровский, томасовский и мартеновский процессы.

Бессемеровский и томасовский методы базировались на составе руд и получаемого из них чугуна для передела в сталь. Мартеновский метод был более универсальным, он позволял независимо от качества чугуна выплавлять сталь различного качества. К примеру, в году индустриализации в СССР этот метод был основным и до сих пор встречается на ряде российских предприятий.

В период НТР эффективными в сталеплавильном переделе оказались два процесса: кислородно-конвертерный и электросталеплавильный.

Кислородно-конвертерный способ предполагает получение стали из расплавленного чугуна и лома за 30-35 мин вместо 6-8 часов плавки в мартеновской печи. В дуговых электропечах – за 50-70 мин. Таким образом, благодаря процессу производства началось широкое и быстрое внедрение кислородно-конвертерного способа. Свой массовый масштаб способ производства охвати к 1997 г. – 60% в мире. Так, в настоящее время мартеновские печи дают в мире 7% стали, и они быстро выводятся из эксплуатации. Однако демонтаж мартеновских печей и сооружение кислородно-конвертерных цехов требует больших капитальных затрат. Поэтому техническое перевооружение промышленного производства даже в высокоразвитых странах длилась на протяжении четверти века: в 70-х годах прошлого века Япония перешла на конвертерный способ,

Великобритания и Франция – в 80-х годах, а США к началу 90-х готов. В России и Китае этот процесс перехода еще продолжается. В настоящее время, выплавка стали конвертерным способом происходит: в США – 61% от всей выплавляемой стали, во Франции – 64%, Японии – 68%, Великобритании – 74%, Германии – 76% и в Люксембурге – 100%.

Электросталеплавильный способ является вторым по значению процессе в производстве стали. Главным преимуществом этого метода является сравнительно небольшие затраты даже на крупные электродуговые печи, быстрый их ввод в строй, широкое использование лома. Сооружение миди - и минизаводов способствовало росту процессу получения электростали, что обусловило экономические выгоды от внедрения данного процесса. На сегодняшний день в мире доля электростали занимает 33%. Стоимость электростали оказывает большое влияние на развитие процесса. В относительно «молодых» странах черной металлургии – Тайвань, Бразилия, Республика Корея, на долю электростали приходится от 50% до 100% выплавки металла, а в остальных странах продуцентах стали (Западная Европа, США, Япония) от 24 до 40%. Исключение составляет Италия, она производит до 58% электростали.

Метод непрерывной разливки стали в сталеплавильном производстве приобрел особое значение, будучи экономически эффективным. Разработка и внедрение этого метода принадлежит СССР, где он получил широкое распространение внутри страны, а затем и в мире. Преимуществом метода является сокращение отходов производства на 20-30% уменьшая тем самым затраты на их переплавку. В 1995 году 76% всей произведенной стали в мире были произведены этим способом.

Получение стали из металлизированных , минуя выплавку чугуна – самая молодая технология в черной металлургии, но вместе с тем, она приобрела довольно весомое значение. Прямое восстановление железа (ПВЖ) во многом является процессом эффективным, как с экономической, так и с экологической стороны. Сегодня темп производства ПВЖ выше доменного. В связи с тем, что ПВЖ тяготеет к огромному количеству энергии (природный газ), то размещение его является целесообразным в странах и регионах богатых этим природным ресурсом. Таким образом, по этой технологии получения металла: на Азию приходится 40%, а Южную Америке 35%. На территории Северной Америки, Западной Европы и России существуют лишь отдельные опытные заводы.

Также как и распределение производства чугуна, мировая география стали терпит существенные изменения. В большинстве своем новые технологии используются малыми предприятиями в новых индустриальных странах. Основное месторасположение таких предприятий находится в промышленно малоосвоенных территориях, зачастую не располагающих первичным сырьем для производства. Мощный рост произошел в странах Восточной Европы и Азии. Суммарная доля в выплавки стали увеличилась с 22% до 55%. Однако темпы роста в получении стали были меньше, чем в освоении новых методик чугуна. Все это объясняется более меньшим спросом на в связи с недостаточно развитым машиностроением в регионе.

Удельный вес выплавки стали в западных регионах снизился с 77 до 37%. В Южной Америке, Африке и в Австралии выплавка стали росла быстрее, чем чугуна. Большие сдвиги произошли в получении стали среди стран мира. Мы можем увидеть следующую тенденцию стран-лидеров по выплавке стали:

1950 гг.:
США (87,9 млн.т.), СССР (27,3 млн.т.), Великобритания (16,6 млн.т.), Германия (14,0 млн.т.), Франция (8,7 млн.т.), Япония (4,8 млн.т.), Бельгия (3,8 млн.т.), Канада (3,1 млн.т.), Люксембург (2,5 млн.т.), Италия (2,4 млн.т.);

1970 гг.:
США (119,3 млн.т.), СССР (115,9 млн.т.), Япония (93,3 млн.т.), Германия (45,0 млн.т.), Великобритания (28,5 млн.т.), Франция(23,3 млн.т.), Китай(18 млн.т.), Италия (17,3 млн.т.), Бельгия(12,6 млн.т.), Польша (11,8 млн.т.);

1990 гг.:
СССР(153,0 млн.т.), Япония (110,3 млн.т.), США (89,7 млн.т.), Китай (66,1 млн.т.), Германия (44,1 млн.т.), Италия(25,4 млн.т.), Республика Корея (23,1 млн.т.), Бразилия (20,6 млн.т.), Франция(19,3 млн.т.), Великобритания (17,9 млн.т.);

На начало 2003 года:
Китай (220,1 млн.т.), Япония (110,5 млн.т.), США (91,4 млн.т.), Россия (61,3 млн.т.), Республика Корея (46,3 млн.т.), Германия (44,9 млн.т.), Украина (36,7 млн.т.), Индия (31,8 млн.т.), Бразилия (31,1 млн.т.), Италия (26,7 млн.т.);

Таким образом, анализируя приведенные данные можно прийти к следующему выводу. В результате распада СССР, первенство в производстве стали формально перешли к Китаю, сместив страны СНГ. Однако если посчитать совокупную долю производства стали в странах СНГ можно заметить, что уровень производства стали снизился в бывших странах СССР незначительно. Во многом снижение производства произошло на территории современной Украины из-за тяжелой политической обстановки внутри страны.

Так же, мы видим, что страны с развивающейся экономикой начинают наращивать производство стали, смещая лидерство стран традиционно главенствующих в этой отрасли. Все это в первую обусловлено быстрым экономическим ростом стран, специализирующихся не на строительстве крупных промышленных центров, а отдельных мини - или мидизаводов, не требующих на свое создание вложения большим капитальных средств. Промышленность же старых районов производства стали в настоящее время проходит процесс реструктуризации, путем внедрения в производства нового оборудование. Процесс этот капиталоемкий, из-за чего старейшие производства вынуждены в период перехода к новым технологиям, уступать лидерство конкурентам.

Прокат представляет собой конечный продукт заключительной стадии всего производственного цикла черной металлургии. Стоимость проката в 2-5 раз больше стоимости стали. Прокат используется потребителями во всех отраслях народного хозяйства. Он является одним из востребованных товаров внешней торговли на рынке черного металла. Изделия из проката очень разнообразны, так их ассортимент в странах с развитой отраслью машиностроения достигает 20-30 тыс. видов. В настоящее время, в зависимости от спроса, ассортимент на изделия из проката продолжает обновляться.

Главными видами прокатного производства являются следующие товары:

Листовой металл (потребность в нем достигает 30-45% от всего проката в различных странах);
- сортовой металл (10-30% от общего числа прокатной продукции);
- заготовки для сварных труб и сами трубы (5-10%);
- катанка - горячекатаная (3-8%);
- железнодорожный прокат (4-5%).

Прецизионный прокат в настоящее время приобрел исключительное значение для ряда машиностроительных отраслей. Отличается он высокой точностью размеров.
Крупным является и трубопрокатное производство, набравшее большой спрос на свою продукцию за счет развития трубопроводного транспорта.

Регионы черной металлургии

Во многих развитых странах после Второй мировой войны после восстановления и подъема отрасли последовали и глубокие спады в 70-80-х годах XX века. Подобные спады обусловлены нефтяным кризисом тех лет, следствием которого для металлургической промышленности явилось сокращение спроса на металл. Полностью прекратились из-за экономической нецелесообразности разработки месторождений бедных руд.

Старейший регион в металлургической промышленности мира – Западная Европа, остается одним из ведущих регионов по уровню развития отрасли. Широкая структурная перестройка черной металлургии началась в Западной Европе после того, как регион исчерпал свои ограниченные ресурсы сырья и отказался от добычи низкокачественных руд. Ведущие центры отрасли в Германии, Великобритании и Франции, помимо всех перечисленных проблем, испытывали тяжелую экологическую нагрузку, связанную с деятельностью металлургической промышленности. Таким образом, на сегодняшний день выплавка уменьшилась более чем вдвое – с 48% до 19%, стали – с 42 до 21%. Сильно сократилась добыча кокса в мире – с 55 до 11% в мире, а добыча железной руды в 10 раз.

В итоге структурных изменений сложилась новая специализация стран старого света - на получении качественных сталей (например, Западная Европа дает почти 1/2 нержавеющей стали) и изготовлении разнообразного, в том числе прецизионного, проката для мощного машиностроения.

Все приведенные события привели к изменению географии черной металлургии региона, отразившейся больше всего на крупных странах. Так Германия, будучи лидером в промышленности, уступила свое место Италии, не располагающей никакими видами сырья и топлива для получения металла. На сегодняшний день 2/5 выплавки чугуна и стали в старом свете приходятся на промышленные производства Италии и .

На территории Северной Америки по-прежнему лидером в черной металлургии остается США. Обладая запасами значительных ресурсов железной руды, легирующих металлов и коксующихся углей, США не испытывает трудностей в отрасли, связанных с сырьевой базой производства. Кроме этого, ряд легирующих металлов ей поставляет Канада. Основной причиной устойчивого положения черной металлургии в стране, послужила хорошо развитая отрасль машиностроения, являющаяся главным потребителем металлов. Свои позиции по производству черных металлов США сохранило также благодаря использованию высоких достижений НТП, что помогло преодолеть ухудшение качества и уменьшение собственных ресурсов сырья, добиться эффективного использования импортной дальнепривозной железной руды.

В 1996 годах США переориентировалась на создание передельных мини - и мидизаводов в отрасли. На них было выплавлено свыше 42% стали в стране. В США полностью ликвидировали мартеновские производства благодаря новой технической и технологической политике. Процесс перехода, учитывая масштабы размеров металлургических предприятий в США, был дольше, чем в остальных странах. Страна стала меньше получать металла, однако, свое положение она компенсировала качеством.

На сегодняшний день бурное развитие отрасли черной металлургии произошли в ряде стран Азии и Южной Америки, ставших на путь быстрого индустриального развития. На сегодняшний день они превратились во влиятельных конкурентом США и Западной Европы.

По объемам получения главных видов продукции металлургической отрасли Азия превратилась в ведущий регион мира. Мощный прорыв в развитии черной металлургии совершили Япония, КНР, Республика Корея, Индия и о. Тайвань. На сегодняшний день КНР И Япония одни из крупней них производителей черных металлов в мире. Для черной металлургии в регионе имеются разнообразные виды сырья и топлива. Но степень обеспеченности ими неравномерна не только для отдельных стран, но и для всей Азии в целом. Имея крупными ресурсами коксующихся углей и рядом легирующих, КНР располагает рудами низкого качества. Япония практически не имеет металлургического сырья и топлива для обеспечения потребностей своей металлургии. Страны Азии могли бы компенсировать отсутствие своих ресурсов внутри региона, однако, объемы получения черных металлов настолько велики, что приходится закупить импорт. Большая роль первичной стадии цикла отводится в металлургии азиатского региона. Преобладает она в Китае и Индии. Япония, Республика Корея и о. Тайвань специализируются на производстве финальной стадии металлургии – выплавки стали и изготовления проката. Республика Корея по своему уровню развития отрасли превзошла целый ряд европейских стран, за исключением Германии.

Золотое время Восточной Европы пришлось на начало 60-х годов. Всего за десятилетний рубеж странам Восточной Европы по добыче сырья удалось оттеснить Северную Америку и Западную Европу. СССР вышло на первое место в мире по выплавке черных металлов. Экономическому и промышленному чуду в странах Восточной Европы способствовал ряд факторов: тесное экономическое сотрудничество со странами региона, значительный спрос на продукцию, полна обеспеченность региона сырьем и топливом. Однако за стремительным ростом последовало и падение, причиной которого стало моральное устарение процессов производств и распад СССР и следом за ним всего социалистического лагеря. После чего Западной Европе и США удалось вновь установить свое господство в отрасли.

Внешняя торговля товарами черной металлургии

На самом деле экспорт продукции черной металлургии довольно мал – около 3%, главным образом из-за невысокого уровня цен на ее товары. В основном на экспорт идет сырье и прокат. Спрос на промежуточные продукты мал. Так на 1995 г. экспорт составил 45% от всей добываемой руды в мире, проката – 20%, чугуна – менее 2%.
Бразилия и Австралия являются мировыми лидерами по экспорту железной руды – 65%.
На начало 2000-х годов сложился широкий межстрановой (чаще внутрирегиональный) торговый обмен прокатом разных видов. Основными потребителями проката являются Азия (в особенности Китай) и США. Главными поставщиками для них являются Западная и Восточная Европа.

  • 9. Зарубежная Европа как регион трудовых миграций населения
  • 10. Крупнейшие городские агломерации и мегалополисы зарубежной Европы
  • 11. Нефтегазоносный бассейн Северного моря
  • 12. Зарубежная Европа: сдвиги в географии энергопотребления
  • 13. «Нефтегазовый мост» Каспий – Европа
  • 14. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе
  • 15. Автомобильная промышленность зарубежной Европы
  • 16. Специализация сельского хозяйства зарубежной Европы
  • 17. Высокоскоростные железнодорожные магистрали зарубежной Европы
  • 18. Туннели в Альпах
  • 19. Евротуннель под Ла-Маншем
  • 20. На пути к единой транспортной системе Европы
  • 21. Портово-промышленные комплексы зарубежной Европы
  • 22. Технопарки и технополисы Западной Европы
  • 23. Туристско-рекреационные районы зарубежной Европы
  • 24. Загрязнение окружающей среды в зарубежной Европе
  • 25. Меры по охране окружающей среды в зарубежной Европе
  • 26. Охраняемые природные территории в зарубежной Европе
  • 27. Объединение Германии: экономико-социально-географические проблемы
  • 28. Региональная политика в странах Европейского союза
  • 29. «Центральная ось развития» Западной Европы
  • 30. Рурская область фрг – старопромышленный район в развитии
  • 31. Регулирование развития городских агломераций в Великобритании и во Франции
  • 32. Юг Италии: преодоление отсталости
  • 33. Микрогосударства Западной Европы
  • 34. Объекты всемирного наследия в зарубежной Европе
  • Тема 2 зарубежная азия
  • 35. Политическая карта и субрегионы зарубежной Азии
  • 36. «Горячие точки» зарубежной Азии
  • 37. Воспроизводство населения в зарубежной Азии
  • 38. Этнолингвистический состав населения зарубежной Азии
  • 39. Религии зарубежной Азии
  • 40. Трудовые миграции в странах Персидского залива
  • 41. Новые индустриальные страны зарубежной Азии: общая характеристика
  • 42. Республика Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии
  • 43. Сингапур как пример страны нового индустриального развития в Юго-Восточной Азии
  • 44. Интеграционная группировка стран асеан
  • 45. Нефтяные и газовые месторождения-гиганты в зоне Персидского залива
  • 46. «Рисовые» и «чайные» ландшафты в зарубежной Азии
  • 47. Административно-территориальное деление Китая
  • 48. Демографические проблемы Китая
  • 49. Китайский язык и письменность
  • 50. Китайская система летосчисления
  • 51. Урбанизация в Китае
  • 52. Пекин и Шанхай – крупнейшие города Китая
  • 53. Хозяйство Китая: достижения и проблемы
  • 54. Топливно-энергетическая база Китая
  • 55. Сооружение крупнейшего в мире гидроузла Санься
  • 56. Металлургическая база Китая
  • 57. Сельскохозяйственные районы Китая
  • 58. Транспорт Китая
  • 59. Экологические проблемы Китая
  • 60. Экономические зоны и регионы Китая. Региональная политика
  • 61. Свободные экономические зоны Китая
  • 62. Внешние экономические связи Китая
  • 63. Воссоединение Гонконга и Макао с Китаем
  • 64. Япония: территория, границы, положение
  • 65. Естественное движение населения в Японии
  • 66. Религии Японии
  • 67. Японский культурный феномен
  • 68. Образование в Японии
  • 69. Городское и сельское население Японии
  • 70. Токио – самый большой город мира
  • 71. Модели развития японской экономики
  • 72. Электроэнергетика Японии
  • 73. Черная металлургия Японии
  • 74. Машиностроение Японии
  • 75. Рыболовство в Японии
  • 76. Транспортная система Японии
  • 77. Тихоокеанский пояс Японии
  • 78. Японские технополисы
  • 79. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы Японии
  • 80. Международные экономические связи Японии
  • 81. Государственный строй Индии
  • 82. Минеральные ресурсы Индии
  • 83. Демографический взрыв и демографическая политика в Индии
  • 84. Этнолингвистический состав населения Индии
  • 85. Религиозный состав населения Индии
  • 86. Районы религиозно-общинных конфликтов в Индии
  • 87. Городское население и крупнейшие города Индии
  • 88. «Коридоры роста» и промышленные новостройки в Индии
  • 89. Сельское хозяйство и сельскохозяйственные районы Индии
  • 90. Состояние окружающей среды в Индии
  • 91. Объекты всемирного наследия в зарубежной Азии
  • Тема 3 африка
  • 92. Политическая карта Африки
  • 93. Деление Африки на субрегионы
  • 94. Африка – континент конфликтов
  • 95. Хозяйственная освоенность территории Африки
  • 96. Демографический взрыв в Африке и его последствия
  • 97. Африка – регион «городского взрыва»
  • 98. Горнопромышленные районы Африки
  • 99. Золото, уран и алмазы юар
  • 100. Крупнейшие водохранилища и гэс Африки
  • 101. Страны монокультуры в Африке
  • 102. Трансконтинентальные магистрали в Африке
  • 103. Сахель: нарушение экологического равновесия
  • 104. Особо охраняемые природные территории в Африке
  • 105. Объекты всемирного наследия в Африке
  • Тема 4 северная америка
  • 106. Формирование государственной территории сша
  • 107. Географические названия сша
  • 108. Государственные символы сша
  • 109. Тектоническое строение территории и полезные ископаемые сша
  • 110. Численность и воспроизводство населения в сша
  • 111. Сша – страна иммигрантов
  • 112. Особенности американской нации
  • 113. Перераспределение населения между «Снежным поясом» и «Солнечным поясом» сша
  • 114. Урбанизация в сша
  • 115. Мегалополисы сша
  • 116. Нефтяная промышленность сша
  • 117. Нефть Аляски и Трансаляскинский нефтепровод
  • 118. Электроэнергетика сша
  • 119. Металлургия сша
  • 120. Автомобильная промышленность сша
  • 121. Агропромышленный комплекс сша
  • 122. Сельскохозяйственные районы сша
  • 123. Транспортная система сша
  • 124. География науки в сша
  • 125. Загрязнение окружающей среды в сша и меры по ее охране
  • 126. Система охраняемых территорий в сша
  • 127. Экономическое районирование сша
  • 128. Нью-Йорк – экономическая столица сша
  • 129. «Золотой штат» Калифорния
  • 130. Международные экономические связи сша
  • 131. Территория и государственный строй Канады
  • 132. Национальные проблемы Канады
  • 133. Горнодобывающая промышленность Канады
  • 134. Лесное хозяйство Канады
  • 135. Водные проблемы Канады
  • 136. Степной район Канады – одна из мировых житниц
  • 137. Система охраняемых территорий Канады
  • 138. Североамериканская ассоциация свободной торговли
  • 139. Объекты всемирного наследия в Северной Америке
  • Тема 5 латинская америка
  • 140. Происхождение географических названий Латинской Америки
  • 141. Политическая карта Латинской Америки
  • 142. Природные ресурсы Латинской Америки
  • 143. Формирование этнической карты Латинской Америки
  • 144. Размещение населения в Латинской Америке
  • 145. Крупнейшие городские агломерации Латинской Америки
  • 146. Главные промышленные районы Латинской Америки
  • 147. Главные сельскохозяйственные районы Латинской Америки
  • 148. Территориальная структура хозяйства латиноамериканских стран
  • 149. Бразилия – тропический гигант
  • 150. Освоение Амазонии
  • 151. Объекты всемирного наследия в Латинской Америке
  • Тема 6 австралия и океания
  • 152. Заселение Австралии и особенности современного расселения
  • 153. Использование полезных ископаемых Австралии, расширение ресурсных рубежей
  • 154. Овцеводство в Австралии и Новой Зеландии
  • 155. Океания: членение на крупные части
  • Литература Общая
  • Тема I. Зарубежная европа
  • Тема II. Зарубежная азия
  • Тема III. Африка
  • Тема IV. Северная америка
  • Металлургические районы – одна из разновидностей отраслевых промышленных районов– по времени образования относятся к наиболее старым. Их районообразующее значение обычно очень велико. В большинстве экономически развитых стран – США, Японии, России, государствах зарубежной Европы – именно металлургические районы определяют основные черты географии черной металлургии. Но наряду с этим свое значение сохраняют и даже усиливают отдельные центры черной металлургии, размеры которых, как и размеры районов, могут быть весьма различными.

    Рассмотрим сначала районы и центры Западной Европы. Всего в пределах этого субрегиона специалисты выделяют около 20 металлургических районов (главные из них показаны на рис. 27) и примерно такое же количество отдельных центров. По характеру ориентации они подразделяются на районы, тяготеющие к угольным бассейнам, железорудным бассейнам, грузопотокам коксующегося каменного угля и железной руды, к источникам дешевой электроэнергии.

    На базе угольных бассейнов в Западной Европе возникли 12 металлургических районов, которые производят примерно половину всех черных металлов. Самый крупный из них– Рурский (или Рейнско-Вестфальский) в ФРГ, где среди отдельных центров этой отрасли выделяется Дуйсбург, расположенный в месте впадения Рура в Рейн. Такую же ориентацию имеют металлургические районы Великобритании – Мидленд, Южный Уэльс, Северо-Восточный; Франции – Северо-Французский; Бельгии – Льеж – Шарлеруа, некоторые другие. Как правило, для них характерны металлургические комбинаты полного цикла. Другая характерная черта таких районов – постепенное формирование на основе угольной и металлургической промышленности территориально-промышленных комплексов с развитыми электроэнергетикой, тяжелым машиностроением, химической промышленностью и другими отраслями, относящимися к «верхним этажам» индустрии.

    Рис. 27. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе (в середине 1990-х гг.)

    Металлургических районов и центров, сформировавшихся на базе железорудных бассейнов, в Западной Европе значительно меньше. Главный из них – Лотарингия во Франции, которая еще в 60-х гг. XX в. давала более 2 / 3 всей выплавки чугуна и стали страны; однако затем многие заводы здесь были закрыты, и доля района резко уменьшилась. К этому типу относится также металлургический район в Верхней Австрии с центром в Линце и металлургический центр в Бильбао (Страна Басков в Испании).

    Ориентация на грузопотоки угля и руды проявилась в Западной Европе еще до Второй мировой войны, но тогда она ограничивалась в основном внутриевропейскими перевозками.

    Так, каменный уголь экспортировался из Рурского бассейна, из бассейнов Великобритании. Уже тогда крупнейшим поставщиком железной руды стал район Северной Швеции со скоплениями железной руды в недрах гор Кирунаваре и Елливаре. У подножия горы Кирунаваре возник горняцкий город Кируна (где зимой в условиях полярной ночи приходится работать при электрическом освещении), а вывоз руды на заводы Германии, Великобритании, Бельгии стал осуществляться через незамерзающий норвежский порт Нарвик. Руда, добываемая в Елливаре, экспортировалась через шведский порт Лулео по Балтийскому морю. К настоящему времени экспорт угля из названных выше стран потерял, а экспорт шведской руды полностью сохранил свое значение. И тем не менее уже не он является определяющим.

    В 50-60-х гг. XX в. была осуществлена переориентация значительной части западноевропейской черной металлургии на более дешевую и высококачественную руду, поступающую из Австралии, Канады и развивающихся стран. В связи с этим произошел ощутимый сдвиг производства черных металлов в морские порты. Новые крупные и очень крупные металлургические комбинаты были построены в Таранто, Неаполе, Генуе (Италия), в Фос-сюр-Мер (район Марселя) и в Дюнкерке (Франция), в Эймейдене (Нидерланды), в Бремене (Германия), в некоторых других портовых центрах. Одновременно стала происходить переориентация на заморскую железную руду и тех металлургических районов, которые возникли вдали от моря. Так, в Великобритании основные производственные мощности переместились в прибрежные районы, тогда как из районов и центров, расположенных в центре страны, свое значение сохранил, пожалуй, лишь Шеффилд; добыча отечественной низкосортной руды была прекращена. Заморская железная руда стала поступать в Рурский, Северо-Французский, Северо-Итальянский и другие районы. Ныне приморские районы и центры если и уступают по размерам общей выплавки «горно-металлургическим» районам, то не так уж сильно.

    К источникам дешевой электроэнергии в Западной Европе тяготеют сравнительно немногочисленные центры электрометаллургии, расположенные в приальпийских районах Франции, в Норвегии и Швеции. В последнее время, как уже отмечалось, усилилась ориентация на потребителя, что связано в первую очередь со строительством мини-заводов и «подтягиванием» черной металлургии к основным машиностроительным базам. В ближайшем будущем трудно ожидать появления в Западной Европе новых районов черной металлургии, хотя пространственные сдвиги в пределах существующих районов, по-видимому, будут происходить.

    В Центрально-Восточной Европе развитие черной металлургии в течение последних десятилетий происходило более устойчивыми темпами, и снижение производства наступило только в конце 1980-х гг. Тем не менее выплавка стали здесь в 1990-егг. снизилась с 40 до 30 млн т. Для этого субрегиона характерны, в общем, те же типы ориентации в размещении черной металлургии, хотя и в несколько ином сочетании.

    Крупнейшие районы черной металлургии в Центрально-Восточной Европе также возникли с ориентацией на каменноугольные бассейны. это Верхнесилезский район Польши и Остравский район Чехословакии (рис. 27). В 50– 70-х гг. XX в. наряду с реконструкцией старых здесь были сооружены новые металлургические комбинаты. В связи с этим пришлось резко увеличить импорт железной руды из СССР; для снабжения комбината «Катовице» в Верхней Силезии железной рудой из бассейна КМА была построена от советско-польской границы специальная рудовозная железная дорога широкой колеи длиной 400 км.

    С ориентацией на железную руду еще в довоенное время возникли заводы и комбинаты черной металлургии в Прикарпатском районе Венгрии (Мишкольц и Озд), в Западном районе Румынии (Решица и Хунедоара), в Боснийском районе Югославии (Зеница). Уже после войны к ним добавились крупные металлургические комбинаты в Польше (Ченстохова) и в Болгарии (Кремиковцы). Однако по мере роста производства местные железорудные ресурсы стали все меньше удовлетворять потребности этих предприятий, и они вынуждены были все больше и больше переходить на импортную (прежде всего из СССР) железную руду. После того как в последние годы добыча железной руды в Польше и Венгрии вообще была прекращена как экономически неэффективная, ориентация предприятий на импортную руду еще больше возросла.

    Но большинство наиболее крупных комбинатов в Центрально-Восточной Европе было сооружено в 50-70-х гг. XX в. с ориентацией на грузопотоки и каменного угля, и железной руды. Именно этим объясняется выбор места для их строительства. либо на магистральных железных дорогах из Донбасса, Кривого Рога и КМА (Краков в Польше, Кошице в Чехословакии, Галац в Румынии), либо на Дунайском водном пути (Галац и Кэлэраши в Румынии, Смедерево в СФРЮ, Дунауйварош в Венгрии).

    Новая политическая обстановка, сложившаяся в Центрально-Восточной Европе в конце 1980-х – начале 1990-х гг., экономический кризис, обострение экологических проблем, равно как и новые условия внешней торговли со странами СНГ, естественно, сказываются на такой капиталоемкой отрасли, как черная металлургия. В связи с этим вряд ли можно ожидать возникновения здесь новых центров и тем более районов данной отрасли. Скорее всего будет происходить модернизация уже существующих предприятий, уменьшение мощностей некоторых крупнейших комбинатов (этот процесс уже начался), постепенная переориентация их на железорудное сырье из заморских стран, сооружение мини-заводов с новейшей технологией.

    В целом не будет ошибкой утверждение о том, что черная металлургия в зарубежной Европе как одна из наиболее типичных старых отраслей давно уже находится в состоянии застоя, даже кризиса. В большинстве своем ее заводы и комбинаты работают не на полную мощность. Тем не менее районообразующее значение этой отрасли по-прежнему остается еще довольно большим.

  • На вопрос Назовите основные старны-экспортеры и страны-импортеры и важнейшие грузопотоки продукции Цветной металлургии заданный автором Оля Снеткова лучший ответ это Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортёры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
    Металлургия обеспечивает человечество конструкционными материалами - чёрными и цветными металлами.
    Чёрная металлургия:
    Её география исторически сложилась под влиянием разных типов ориентации на различные природные ресурсы.
    1) ориентация на каменноугольные и железорудные бассейны (на сырьё):
    а) ведущие страны по добыче железной руды: Китай, Бразилия, Австралия, Россия, Украина, Индия, Канада, США; из которых основными экспортёрами являются: Бразилия, Индия, Либерия, Австралия, ЮАР.
    б) таким образом возникли металлургические базы в США, Европе, России, Китае, на Украине.
    Но в последнее время в эпоху НТР происходит общее ослабление прежней топливно-сырьевой ориентации отраслей.
    2) ориентация на грузопотоки коксующегося каменного угля и железной руды.
    В результате чёрная металлургия Японии, Западной Европы и отчасти США начала всё более тяготеть к морским портам.
    3) ориентация на потребителя.
    Переход от сооружения огромных комбинатов к строительству специализированных мини-заводов, размещающихся в густонаселённых районах.
    Мировое производство стали составляет около 800 млн. тонн ежедневно. При этом на развитые страны приходится около 80 % её производства, а на развивающиеся - 20 %.
    Главные производители стали: Япония (более 100 млн. тонн) , Россия, США, Китай, Украина, Германия.
    Быстро набирает темпы чёрная металлургия в развивающихся странах (Бразилия, обогнавшая Францию и Великобританию; Индия, Республика Корея и др.) .
    Главные импортёры стали: Западная Европа, США.
    Цветная металлургия:
    Она производит 40 млн. тонн различных металлов.
    Это прежде всего алюминий (17 млн. т). Алюминиевая промышленность представлена двумя территориально разорванными производственными звеньями:
    1-ое - получение глинозёма (окисла Al) тяготеет к странам, добывающим бокситы;
    2-ое - производство алюминия приближено к источникам дешёвой электроэнергии, преимущественно в развитых странах.
    Основные государства по добыче бокситов: Австралия, Гвинея, Ямайка, Россия, Бразилия; по получению глинозёма - Австралия, Россия, США, Ямайка; по производству алюминия - США, Япония, Россия, Канада, ФРГ. Во всех этих странах производство ведётся в районах крупных ГЭС или ТЭС.
    Производство меди:
    Медные руды, как правило, содержат мало этого металла в себе.
    Большая часть запасов медной руды сосредоточена в Чили, США, Замбии.
    Рафинирование меди требует большого количества электроэнергии, поэтому часть черновой меди вывозится в развитые страны.
    Крупнейшие производители рафинированной меди: США, Россия, Япония и ФРГ.
    Производство свинца:
    По добыче свинцовой руды лидируют: Россия, Австралия, США, Канада, затем следуют - Перу и Мексика.
    Крупные производители свинца: США, Россия, страны Западной Европы.
    Металлургия и окружающая среда:
    Развитие металлургии сопровождается повышением содержания в окружающей среде железа, свинца, олова, меди, ртути, мышьяка и других металлов, что создаёт реальную угрозу для здоровья людей.
    По степени «вредности» металлургические предприятия - это одни из самых грязных производств.


    Несмотря на то, что ежедневно изобретают новые материалы, которые продвигают прогресс далеко вперед, человечество еще не может отказаться от использования металла и этому есть ряд причин. Среди них относительная доступность металла, а также дешевизна его производства по отношению к другим материалам. И себестоимость продукции остаётся довольно низкой, что способствует её реализации. В этой статье рассмотрим, что представляет собой черная и цветная металлургия в Европе, а также перспективы её развития. Но для начала несколько слов о черной металлургии на европейском пространстве.

    Черная металлургия и её особенности в Европе.

    В течение многих лет металлургическая отрасль Западной Европы переживала смутные времена адаптации и перестройки структуры управления под сдвиги в экономике. Причем большие изменения затронули как раз европейскую черную металлургию, так как в последние несколько лет стала заметна тенденция к экономии металла во всех областях хозяйства. И вследствие этого снизилась доля потребления стального товара на единицу ВВП.

    В связи с реструктуризацией экономики многие хозяйства в европейских государствах снизили темпы потребления и производства стали. Кроме того, как раз в наше время в Европе происходит укрупнение производства и его концентрация по крупным центрам, благодаря этому появляются металлопроизводственные объединения. К примеру, в 2001 году на 1 место по производству металла вышла группа компаний, которая на данный момент контролируется капиталовкладчиками из Франции и Люксембурга. В силу особенностей современного рынка сталеплавильные магнаты проводят полную рационализацию всех производственных мощностей.

    Перемены на сегодняшний день заметны и в международной торговле металлической продукцией. Не трудно заметить, что в последнее время нарастают конкурентные настроения между традиционными производителями металлических изделий - США и Евросоюзом.

    Изменилось также и то, что объём производства стали, который ранее измерялся на душу населения, и служил одним из главных показателей благосостояния экономики страны и степени её развития, в последнее время утратил свое значение. Но, несмотря на эту особенность, сталь продолжает быть одним из важнейших материалов в жизни социума. Тенденции к снижению касаются лишь производства металла, но вот качество продукции стало расти. Этому способствуют новые стандарты качества выпускаемой продукции. Кроме того, Западная Европа постепенно переходит на использование пластических масс, и с каждым годом в странах этого региона снижается доля потребления стали в связи с новыми материалами.

    Не стоит забывать и о конкуренции с другими странами, производящими изделия из стали. И речь идет не столь о США, как о государствах Азии и Латинской Америки. К примеру, за короткий период Республика Корея постепенно догнала Германию по производству металла, а Бразильское государство вовсе обогнало классических металлических магнатов - Великобританию и Францию.

    Не так давно прошел кризис в мире, который отразился на разных сферах рынка, и черная металлургия не исключение. В результате этого были закрыты шахты во многих районах Западной Европы - юг Бельгии, немецкие Рур и Саар, север Франции, Мидленд и Уэльс в Британии - и в основном, это регионы, которые уже не одно столетие являются главными точками выработки угля и железной руды. В результате этого увеличилась безработица, существенно снизилось производство чугуна, проката и стали. Вырос уровень социальной напряженности. Логично было то, что такие металлургические концерны, как «Krupp» и «Thyssen», сменили ориентиры, объединились в общий концерн и прежде всего в машиностроительный.

    Цветная металлургия в Европе и тенденции ее развития.

    В отличие от черной металлургии, которая подвергалась существенным изменениям в последнее время, цветная металлургия в европейских державах оказалась намного стабильней, так как ей было проще адаптироваться к новым условиям рынка. К примеру, за последнее тридцатилетие и в наше время потребления основных цветметаллов возросло с 26 до 37 миллионов тонн в год. Хотя не так уж и давно в производстве цветметаллов ощущался ряд проблем, которые были вызваны низкими темпами развития экономики в некоторых европейских государствах. Этому способствовал и обвал цен на цветные металлы, которые были зафиксированы в конце прошлого века на Лондонской бирже. Несмотря на все эти трудности, цветная металлургия в современное время наращивает свои объемы и стремительно развивается. На рисунке указаны основные центры производства цветной металлургии в наше время.

    На сегодняшний день в мире производится около 70 видов продуктов цветной металлургии. Но главные позиции занимают алюминий, цинк, медь, никель, олово, свинец, кобальт, вольфрам, хром и молибден.

    И напоследок стоит сказать, что в ближайшие десятилетия произойдет очередная переориентация хозяйства, в результате которой не исключен возможный отказ от потребления металлов в силу развития новых материалов и металлургия в Европе окончательно утратит свою важность. Но это лишь догадки.