Крестьянское фермерское хозяйство налогообложение. Налогообложение кфх: сравнение режимов осно, усн, есхн

Деятельность КФХ относится к предпринимательской (коммерческой) и облагается налогами. Выбор системы налогообложения для КФХ широк: можно применять традиционную систему налогообложения, один из вариантов упрощенной системы налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.


В КФХ есть две категории физических лиц: члены КФХ и наемные работники. По заработной плате наемных работников налоги и страховые взносы уплачиваются в таком же порядке, как и у любого другого работодателя. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в фиксированном размере в ПФР за себя и за каждого члена КФХ.


Вновь зарегистрированное КФХ должно уведомить налоговый орган о переходе на ЕСХН в течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 346.3 НК РФ).


Уведомление о переходе на уплату ЕСХН нужно представить в инспекцию по месту регистрации КФХ не позднее 31 декабря года, предшествующего переходу (п. 1 ст. 346.3 НК РФ).


Учет доходов и расходов при ЕСХН ведется кассовым методом. Налоговый учет для целей исчисления ЕСХН у организаций ведется на основании данных бухгалтерского учета.


Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов от доходов, уменьшенных на величину расходов (доходы минус расходы 6 %).


БЕЗ РАБОТНИКОВ


Сдача отчетности Инспекцию Федеральной налоговой службы (ИФНС):


1 . Предприниматели сдают в налоговую инспекцию декларацию по ЕСХН в срок не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (1 раз в год).


2 .Так же необходимо вести Книгу доходов и расходов. Книгу можно заполнять вручную либо вести ее в электронном виде, заверять ее в ИФНС с 2013 года не нужно.


Оплата налогов и взносов:


1. После окончания отчетного периода – полугодия, не позднее 25 календарных дней нужно перечислить авансовый платеж по налогу в связи с ЕСХН.


Срок уплаты страховых взносов в ФОМС и ПФР с дохода,(32 385 руб. ) 2 698,75 руб. ) или ежеквартально (8 096,25 руб.)


Срок уплаты страховых взносов с дохода, превышающего 300 000 за 2018 год – не позднее 1 апреля года,


С РАБОТНИКАМИ


Сдача отчетности в Инспекцию Федеральной налоговой службы (ИФНС):


1) Предприниматели сдают в налоговую инспекцию декларацию по ЕСХН в срок не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (1 раз в год).


2) Сведения о среднесписочной численности работников до 20 января следующего года


3) Необходимо вести Книгу учета доходов и расходов . Книгу можно заполнять вручную либо вести ее в электронном виде, заверять ее в ИФНС не нужно.



5) 6-НДФЛ предоставляют ежеквартально (не позднее I кв – 30.04; II кв – 31.07; III кв – 31.10; IV кв – 01.04).


6) ЕССС (Единый социальный страховой сбор)- ежеквартально (не позднее позднее I кв. – 30.04; II кв. – 31.07; III кв. – 31.10; IV кв . – 30.01)


После заключения договора с первым наемным работником Глава КФХ должен зарегистрироваться во внебюджетных фондах (в ПФР - в течение 30 дней, в ФСС - в течение 10 дней)


Отчетность в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):


1) СЗВ-М –сведения о застрахованных лицах ежемесячно до 15 числа



Для КФХ и ИП применяющие ЕСХН предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (27,1 % от заработной платы).


Отчетность в Фонд социального страхования (ФСС):


1) Форма 4 ФСС (по взносам «на травматизм ») (ежеквартально не позднее Iкв.-20.04, II кв.-20.07, III кв. -20.10, IV кв. -20.01)


2) До 15 апреля – ежегодно , необходимо подтвердить основной вид деятельности.


Оплата налогов и взносов:


1) После окончания отчетного периода – квартала, не позже 25 числа следующего месяца нужно перечислить аванс по налогу в связи с УСН. (за I квартал – до 25 апреля, за полугодие – до 25 июля, за 9 месяцев-до 25 октября). Налог за год уплачивается не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом.


2) НДФЛ 13% за сотрудников (удерживаются в день выдачи зарплаты). Перечислить 13% не позднее дня, следующего за днем фактической выплаты работнику.


3) Взносы в ПФР (22% - страховая часть; 5,1% - ОМС), ФСС (2,9% - временная нетрудоспособность; 0,2% - min коэффициент по травматизму) за работников (платятся ежемесячно не позднее 15-го числа следующего месяца)


4) Срок уплатыстраховых взносов в ФОМС и ПФР с дохода, не превышающего 300 000 за 2018 год (32 385 руб. ) – не позднее 31 декабря 2018 г. Взносы могут быть уплачены ежемесячно (2 698,75руб. ) или ежеквартально (8 096,25 руб.) до 31 числа текущего месяца фиксированными платежами.





Срок уплатыстраховых взносов с дохода, превышающего 300 000 за 2018 год – не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. (рекомендуемый срок оплаты до 31 декабря)


При прекращении деятельности, в отношении которой уплачивался ЕСХН, не позднее 15 дней с даты ее прекращения нужно подать в инспекцию соответствующее уведомление (п. 9 ст. 346.3 НК РФ).


При прекращении деятельности в качестве сельхозтоваропроизводителя уплатить налог и подать декларацию по ЕСХН нужно не позднее 25 числа месяца, следующего за тем, в котором согласно соответствующему уведомлению прекращена деятельность (п. 5 ст. 346.9 и под п. 2 п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Татьяны (г. Тюмень)

Налогообложение главы КФХ на общем режиме. Не могу разобраться, нужно ли платить с доходов НДФЛ, если глава производит с/х продукцию, доля которой превышает 70%? Меня смущает то, что организации-сельхозпроизводители платят налог на прибыль по ставке 0%, а глава должен платить 13% .

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о фермерском хозяйстве) крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Пунктом 2 ст. 1 Закона о фермерском хозяйстве установлено, что фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. В соответствии с пунктом 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ).

Согласно статье 15 Федерального закона N 74-ФЗ каждый член КФХ имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства. Полученные каждым из членов фермерского хозяйства личные доходы в денежной и (или) натуральной форме являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц в порядке, установленном гл. 23 НК РФ.

В соответствии с пп. 14 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.

По истечении пяти лет после регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, налогообложение доходов членов хозяйства должно производиться в общеустановленном порядке, а налогообложение доходов главы хозяйства - в порядке, установленном гл. 23 НК РФ для индивидуальных предпринимателей.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, указываются на листе В Декларации по НДФЛ. Этот лист заполняют ИП, в том числе являющиеся главами крестьянских (фермерских) хозяйств.

В пункте 4 "Для главы крестьянского (фермерского) хозяйства" Листа В указывается:
в подпункте 4.1 - год регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (150);
в подпункте 4.2 - сумма дохода, не подлежащего налогообложению в соответствии с пунктом 14 статьи 217 Кодекса (160)

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить . Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Я являюсь главой крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ). Первоначально КФХ было зарегистрировано в качестве юридического лица в 1996 г., с 2003 г. переведено на уплату ЕСХН. В 2011 г. я решил привести организационно-правовую форму хозяйствующего субъекта в соответствие с требованиями действующего законодательства и зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. Вместе с заявлением о постановке на налоговый учет было подано и заявление о переходе на уплату ЕСХН. Имущество, все это время принадлежащее мне как физическому лицу (складское здание, коровник, гараж для с/х техники), использовалось при осуществлении деятельности как до, так и после регистрации в качестве предпринимателя, поэтому налог на имущество не уплачивался с учетом положений п. 3 ст. 346.1 НК РФ. Однако по результатам выездной проверки за 2008-2010 гг. инспекция доначислила налог на имущество физических лиц. Проверяющие посчитали, что льготой по уплате налога на имущество могло воспользоваться само КФХ, если бы эти здания принадлежали ему как юридическому лицу, а у меня такое право появилось только после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Правомерны ли действия инспекции?

К сожалению, формально налоговики правы. В такой ситуации у гражданина не было оснований не уплачивать налог на имущество физических лиц. Дело в том, что положения п. 3 ст. 346.1 НК РФ освобождают юридических лиц от уплаты налога на имущество организаций, а индивидуальных предпринимателей — от уплаты налога на имущество физических лиц. Обязательным условием для освобождения является использование имущества в деятельности, доходы от которой облагаются ЕСХН. То есть льготой может воспользоваться организация либо предприниматель, использующие принадлежащее им имущество в целях осуществления деятельности, доходы от которой облагаются сельхозналогом. В рассматриваемой ситуации, несмотря на то что имущество использовалось в деятельности юридического лица - плательщика ЕСХН, его собственником, а значит, и плательщиком налога на имущество оставался гражданин как физическое лицо (п. 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).

Напомним, что фермерские хозяйства, созданные в форме юридических лиц, вправе сохранять этот статус до 2013 г. (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). И в целях применения положений главы 26.1 НК РФ такие фермерские хозяйства рассматриваются именно как юридические лица, не имеющие никакого отношения к гражданам-предпринимателям и уплачиваемым ими налогам. Переведено на уплату ЕСХН было само хозяйство как юридическое лицо, а не гражданин - собственник недвижимости. В периоде, охваченном выездной проверкой, гражданин не являлся самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности, а значит, не мог воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты налога на имущество, прописанной в п. 3 ст. 346.1 НК РФ.

Отметим, что ст. 48 ГК РФ определен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц, чьи участники наделены в отношении имущества организации вещными правами. Крестьянские (фермерские) хозяйства в этом перечне не поименованы. Поэтому с момента вступления в силу первой части Гражданского кодекса РФ, то есть с 01.01.95, в отношении имущества фермерских хозяйств, созданных в качестве юридических лиц, не действует режим долевой или совместной собственности граждан-участников, как это было предусмотрено Законом РСФСР от 22.11.90 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Имущество КФХ считается принадлежащим самому хозяйству как юридическому лицу только в том случае, когда недвижимость оформлена в собственность организации и учтена на балансе в составе объектов основных средств. В таком случае фермерское хозяйство - юридическое лицо, применяющее систему налогообложения в виде ЕСХН, может воспользоваться освобождением от уплаты налога на имущество организаций в соответствии с п. 3 ст. 346.1 НК РФ.

С учетом изложенного действия инспекции являются правомерными.

Между тем, на наш взгляд, есть некоторый шанс отстоять свою позицию в суде. Об этом свидетельствует постановление ФАС Поволжского округа от 22.11.2011 № А57-1434/2011, в котором арбитры рассмотрели аналогичное по сути дело в пользу налогоплательщика. Но нужно отметить одно важное обстоятельство: в ситуации, ставшей предметом исследования судей, гражданин передал недвижимость фермерскому хозяйству по договору безвозмездного пользования, и это послужило дополнительным подтверждением использования спорного имущества в деятельности КФХ.

Судьи указали, что гражданин, осуществляя через созданную им организацию сельскохозяйственную деятельность с применением спецрежима, имел право на льготу, установленную п. 3 ст. 346.1 НК РФ. Иной подход, по их мнению, противоречил бы основам налогового законодательства. Ведь Налоговый кодекс не допускает установления дифференцированных ставок налогов, сборов и льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В своих решениях Конституционный суд РФ неоднократно подчеркивал необходимость соблюдения законодателем конституционного принципа равенства налогообложения. КС РФ указывал на допустимость установления дифференцированного режима налогообложения для различных категорий лиц, но только в том случае, когда такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера (постановления от 27.04.2001 № 7-П и от 16.07.2004 № 14-П, Определения от 18.01.2005 № 55-О и от 24.05.2005 № 177-О).
Принцип равного налогового бремени, согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в постановлении от 21.03.97 № 5-П, в сфере налоговых отношений означает, что не допускается установление носящих дискриминационный характер правил налогообложения, в том числе в зависимости от организационно-правовой формы и характера (содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков.

С учетом этого арбитры решили, что предъявление гражданину требования об уплате налога на имущество, которое фактически использовалось в деятельности, облагаемой ЕСХН, и так или иначе принадлежало субъекту, осуществлявшему сельскохозяйственную деятельность, обусловлено только неопределенностью организационно-правовой формы последнего в связи с изменением законодательства. А значит, требования инспекции об уплате налога на имущество не могут быть признаны законными.

Несомненно, важную роль сыграло наличие документа, подтверждающего, что спорное имущество использовалось в деятельности КФХ - договора безвозмездного пользования. При этом из материалов дела нельзя сделать вывод о том, определяла ли организация доход от безвозмездного пользования имуществом (по этому вопросу см. письма Минфина России от 31.10.2008 № 03-11-04/2/163 и от 01.07.2008 № 03-11-04/2/93, п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98). Инспекторы, возможно, тоже не обратили на это особого внимания, но они не оспаривали сам факт использования имущества в сельскохозяйственной деятельности, а это важно. Поэтому если в ситуации, описанной в вопросе, такой договор изначально отсутствовал, представлять его в суд мы не рекомендуем: инспекция может указать, что в таком случае в налоговом учете КФХ должно быть зафиксировано определение включаемого в налоговую базу по ЕСХН внереализационного дохода от получения безвозмездного права пользования недвижимостью. Вместо этого лучше озаботиться подтверждением фактического использования имущества в деятельности КФХ. Для этого могут пригодиться договоры, на основании которых КФХ поставлялись товарно-материальные ценности на адрес склада, показания свидетелей (например, работников), подтверждающие, что сельскохозяйственная техника действительно хранилась в гараже, и т.д. И не забывайте: именно налоговики должны доказать, что имущество вы использовали для целей, не связанных с осуществлением деятельности КФХ. Если доказательств этого они не представят, судьи, возможно, встанут на вашу защиту.

Согласно действующему законодательству, перейти на уплату ЕСХН могут:

  • КФХ, созданные в формате юрлица;
  • ИП, выполняющие роль главы хозяйства, созданного без образования юрлица.

НК РФ прописывает следующие условия для перехода хозяйства на специальный режим:

  1. Оно занимается производством, переработкой и продажей сельскохозяйственных товаров.
  2. Оно трудится в сфере добычи и переработки рыбы и отвечает следующим критериям:
    1. штат сотрудников до 300 человек;
    2. суда, применяемые в работе, находятся в собственности КФХ или привлекаются по договору фрахтования.

Переход на спецрежим возможен при условии, что сельхоздеятельность приносит хозяйству не менее 70% получаемой выручки. При изменении структуры доходов хозяйство утрачивает право быть плательщиком ЕСХН.

Важно! Использование льготной системы невозможно для хозяйств, занятых производством подакцизной продукции или азартными играми, для казенных структур.

Как КФХ перейти на ЕСХН?

Вновь образовавшиеся хозяйства могут сразу заявить о желании использовать спецрежим, приложив заявление на ЕСХН при создании КФХ к пакету регистрационных документов или направив его в «свое» отделение ИФНС в течение 30 календарных дней после завершения административной процедуры.

Для КФХ, ранее использовавших иную систему налогообложения, переход на единый сельхозналог возможен только с нового календарного года. Им необходимо представить в инспекцию уведомление не позднее 01.01.

Как рассчитывается налог

Для исчисления налогового обязательства используется формула:

Налог (Д – Р)* 6%, где

  • Д – доходы хозяйства, определенные кассовым методом, включая полученные от покупателей авансы;
  • Р – расходы в рамках строго определенного в НК РФ перечня (исчисляются кассовым методом).

Налог перечисляется в бюджет двумя платежами: авансовым (по итогам шести месяцев) и окончательным по результатам календарного года. Размер отчислений определяется нарастающим итогом.

Налогообложение КФХ ЕСХН: преимущества и недостатки

Переход на единый сельхозналог должен быть взвешенным решением хозяйства. Необходимо сделать предварительные расчеты, взвесить «за» и «против». К числу преимуществ спецрежима относится следующее:

  • ЕСХН заменяет несколько налогов одним, что упрощает ведение учета и снижает фискальную нагрузку.
  • Налоги перечисляются в бюджет дважды в год: это в два раза реже, чем на УСН или ЕНВД. КФХ не приходится часто вынимать средства из оборота.
  • Списание стоимости ОС на расходы происходит единовременно, в момент их оприходования.
  • Компании не приходится выписывать счета фактуры, рассчитывать НДС – наиболее сложный в учете из налогов.
  • ЕСХН можно совмещать с другими режимами (патентом и ЕНВД).

Единый сельхозналог кажется лишенным недостатков только на первый взгляд. Он имеет весомые минусы, к числу которых относится:

  • Строгие требования к структуре выручки. Если сельское хозяйство приносит менее 70% доходов, КФХ лишается права применять ЕСХН. Повторное использование режима возможно не ранее, чем через год.
  • Авансы от покупателей учитываются в составе налогооблагаемой базы, что повышает фискальную нагрузку.
  • Хозяйство не платит НДС и может оказаться невыгодным партнером для представителей крупного и среднего бизнеса.
  • КФХ на ЕСХН не освобождается от обязанности ведения бухучета.

Переход на единый сельхозналог – добровольное решение фермерского хозяйства. Чтобы не ошибиться в выборе, нужно учитывать все достоинства и недостатки режима и проводить предварительные расчеты.

Доходы главы КФХ освобождаются от НДФЛ в течение пяти лет с момента регистрации. Эта льгота сохранится и в случае, если он в течение этого времени перейдет на режим налогообложения в виде уплаты ЕСХН, а затем опять вернется на общий режим.

Доходы не облагаются пять лет

Глава крестьянского фермерского хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ). Если он не подаст заявление в инспекцию о переходе на спецрежим налого-обложения, то он является плательщиком НДФЛ. Основание - статья 207 Налогового кодекса РФ.

Пункт 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ дает главе и членам КФХ право на освобождение от налога на доходы в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства. При этом от налога освобождаются только доходы от реализации сельхозпродукции и продукции ее переработки. На доходы от других видов деятельности эта льгота не распространяется. В частности, постановлением ФАС Поволжского округа от 29 июня 2009 г. № А65-23398/2008 признано неправомерным освобождение от уплаты НДФЛ доходов главы КФХ, полученных от реализации металлолома.

Фермерское хозяйство, которое перешло на уплату сельхозналога, перестает быть плательщиком НДФЛ и не может пользоваться этой льготой. Но если до истечения пятилетнего срока с года регистрации хозяйство опять вернется на общую систему налогообложения, то право на льготу сохраняется. Об этом сказано в письме Минфина России от 12 декабря 2012 г. № 03-04-05/8-1388. После истечения пяти лет со дня регистрации КФХ доходы главы и его членов подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Какие еще доходы не облагаются

Изменения, предусматривающие дополнительные льготы при налогообложении глав крестьянских (фермерских) хозяйств, внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 2 октября 2012 г. № 161-ФЗ. НДФЛ теперь не облагаются следующие доходы (п. 14.1 и 14.2 ст. 217 Налогового кодекса РФ):

Гранты, полученные за счет средств бюджетов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства;

Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающего фер-мера;

Гранты на развитие семейной животноводческой фермы;

Субсидии, предоставляемые за счет средств бюджетной системы РФ.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 2 октября 2012 г. № 161-ФЗ действие этих норм распространили на период с 1 января 2012 года. Поэтому воспользоваться этими нормами можно уже сейчас, при подаче декларации по форме 3-НДФЛ за 2012 год

Напомним, что до введения норм, установленных пунктами 14.1 и 14.2 статьи 217 Налогового кодекса РФ, вопрос обложения НДФЛ субсидий, предоставляемых за счет средств бюджетов, вызывал споры. В частности, по мнению Минфина России, бюджетные поступления, полученные гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 4 февраля 2006 г. № 69, 70, 72 и направленные на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, необходимо было отнести к компенсационным выплатам. И они не облагались НДФЛ в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 14 июля 2006 г. № 03-05-01-03/81). В то же время ФНС России считала, что подобные выплаты-субсидии облагаются НДФЛ, так как они не поименованы в статье 217 Налогового кодекса РФ (письмо ФНС России от 19 апреля 2006 г. № 04-2-02/313@).

Важно запомнить

НДФЛ не облагаются суммы, полученные за счет средств бюджетной системы РФ и в виде субсидий и грантов на создание и развитие КФХ, грантов на развитие семейной животноводческой фермы, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера.