Экономическая сущность и необходимость финансов. Необходимость, сущность и роль финансов

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.

Будучи очень приметным, движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

Если отвлечься от многочисленных форм, в которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее что их объединяет - лежащие в их основе отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения - производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве.

Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. При этом однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия, будучи представлены в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию. Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

Денежный характер финансовых отношений - важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.

В этой связи неправомерно относить к финансам не только денежные, но и натуральные взаимоотношения. Существование натуральных повинностей в эпоху феодализма, взимание рабовладельческим государством дани со своих граждан и покоренных народов, натурализация общественных отношений в условиях расстроенного денежного обращения отнюдь не доказывает натуральный характер финансовых взаимосвязей. Они говорят о другом - функционирование финансов возможно только при определенных условиях, отсутствие которых сразу же сужает границы действия этой категории.

Появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов.

Реальное движение денежных средств происходит на второй с третьей стадии воспроизводственного процесса - в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости (в ее денежной форме) на этих стадиях различен, что не позволяет обе их стороны относить к сфере функционирования финансов.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На третей стадии распределенная стоимость (в денежной форма) обменивается на товарную форму, т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит; она лишь меняет свою форму - с денежной на товарную.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости; на третьей - двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.

На третей стадии воспроизводственного процесса, постоянно совершаемые обменные операции обслуживаются двумя категориями: во-первых, деньгами как всеобщим эквивалентом, во-вторых, ценой. Никакого иного общественного инструмента здесь больше не требуется. Следовательно, в обмене нет места финансам.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Однако и этого признака не достаточно для полной характеристики финансов. Разнообразие распределительных отношений приводит к тому, что на второй стадии воспроизводственного процесса действуют различные экономические категории: финансы, кредит, заработная плата, цена. Финансы существенно отличаются от других категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Вычленение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений и т.п. осуществляется с помощью финансов и отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой ее части. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования (изъятие части прибыли в распоряжение государства, уплата налогов гражданами страны и т. д.) и конкретизация целевого ее использования (направление прибыли на капитальные вложения, формирование фондов экономического стимулирования за счет различных источников) тоже происходит на основе финансов. Благодаря им осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики (в отраслях материального производства и непроизводственной сферы) и на разных уровнях хозяйствования.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет отделить их от денежных средство населения и, в частности, провести границу между финансами и заработной платой.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Но именно потенциально, поскольку рабочий производит не финансовые, а продукты труда в товарной форме. Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования. Финансовые фонды - важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с не фондовой формой: позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно - экономических формаций, где бы они ни функционировали. При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Исследование экономической сущности финансов, выявление специфических черт этой категории позволяет дать следующее определение.

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому базису; их обусловленность стоимостным распределением подчеркивает исторически преходящий характер финансов.

Чтобы понять действительную сущность финансов и их роль в воспроизводственном процессе, необходимо рассматривать эту экономическую категорию вне идеологических воззрений и позиций, а также уметь четко определить место и специфику финансов в системе стоимостных экономических категорий, обслуживающих воспроизводственный процесс в рамках единой экономической системы.

Основным положением для понятия сущности финансов является понятие категории финансов как категории исторической. Этим же положением определяется специфика финансов и их место среди других стоимостных категорий.

Термин «финансы» происходит от латинского слова «финиш», означающего конец, окончание. В денежных отношениях, складывающихся между населением и государством в лице судьи, князя или короля, это слово означало завершение платежа, окончательный расчет.

Позднее от термина «финиш» произошло слово «финансы», обозначающее денежный платеж. Во Франции этот термин применялся в XVI веке уже в более широком смысле - как совокупность публичных доходов и расходов. Несколько позднее появился термин «публичные финансы», означая на всех западноевропейских языках, включая русский, совокупность государственных доходов и расходов.

От латинского слова «фискус» произошел термин «фиск» (казна). Этим словом в латинском языке называли платежную корзину, в которую ссыпали деньги и материальные ценности, полученные государством от населения в качестве налога. В перспективе этот термин получил новое содержание и стал обозначать денежные и материальные ценности, которыми располагало государство. Колесов А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования - М.:Финансы, 2012. - 69с.

Исторический характер финансов как объективной экономической категории прежде всего подтверждает тот факт, что ее основные сущностные характеристики не могут кардинально меняться со сменой общественно-экономической формации. Как нет математики или физики социалистической и капиталистической, так и финансы являются исторической наукой, имеющей независимо от общественной формации всегда одну и ту же цель - выработку эффективной системы формирования и использования фондов и доходов, обеспечивающих выполнение государством своих функций. Сабанти Б.М. Модель финансов государства - Нальчик: Эльбрус, 2011, 62 с.

Наличие финансов исторически предопределено: во-первых, наличием государства и его фискальной политикой; во-вторых, назначением финансов (окончательный платеж, завершение платежа); в-третьих, характером финансов (финансы - объективная экономическая категория). Однако этих исторических особенностей недостаточно для определения сущности финансов, их содержания, границ и учета в системе производственных отношений.

Общественный продукт проходит стадии своего движения: производство, распределение, обмен и потребление. В системе производственных отношений финансы выступают как особая форма этих отношений, отражающая важнейшую их составную часть - распределительные отношения. Функционируют финансы в системе этих отношений посредством денег, а это значит, что в практике взаимоотношений по распределению и перераспределению общественного продукта и национального дохода финансовые отношения выступают как денежные отношения. Однако деньги не раскрывают сущности финансов, их функций, поскольку деньгам как экономической категории присущи свои специфические функции.

Сущность финансов, основные черты раскрываются при рассмотрении характеристик только тех фондов денежных средств, которые считаются конечным результатом финансовых отношений.

Производственные отношения представляют совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребителя. Вместе с производительными силами они составляют две стороны каждого способа производства, каждой общественно-экономической формации и связаны между собой по закону взаимного соответствия. В таком единстве производственные отношения выступают как форма функционирования и развития производительных сил. Это значит, что в совокупности всех общественных отношений производственные отношения проявляются как объективные, первичные, материальные, не зависящие от сознания людей отношения.

Объективный характер производственных отношений является исходным положением в понимании развития и места финансов в системе этих отношений. Под воздействием производительных сил меняются как производственные отношения в целом, как и важнейшая их составная часть - финансы, т.е. меняются и сами конкретные формы и методы их организации и использования.

Являясь объективными, базируясь на достигнутом уровне развития производительных сил, производственные отношения придают всем экономическим явлениям, включая финансы, и обществу в целом динамизм, постоянное движение, развитие и совершенствование. Такой подход к изучению производственных отношений - ключ к пониманию роли, места и сущности финансов, финансовых отношений. Финансы как составная часть производственных отношений несут те же исторические признаки и диалектические противоречия, преодоление которых является условием их развития и совершенствования. В этом своем качестве финансы являются объективной базисной категорией.

Рассматривая стадии движения общественного продукта, необходимые для понимания природы и места финансов в совокупности производственных отношений, можно отметить, что в процессе создания общественного продукта складываются отношения, вызванные производственно-технологическими и организационными особенностями процесса труда, обусловленные сугубо технологическим разделением труда. Происходит самодвижение продукта от одного рабочего места к другому, от участка к участку, одного цеха к другому внутри предприятия до получения готового продукта. Каждый реальный продукт в промежуточной технологической цепочке параллельно имеет свою денежную оценку. Сумма таких цен составляет стоимость продукции на конечной их стадии. После завершения стадии производства начинается стадия распределения созданного продукта через сумму цен и выручку от реализации совокупной продукции. Если в производственно-технологическом процессе происходит параллельно денежная оценка материально-вещественного содержания, то на стадии распределения в движении созданного продукта происходит раздвоение его стоимостной и вещественной форм, начинается процесс проявления финансов, они получают относительную самостоятельность, образуются доходы и накопления, создаются денежные фонды. Что касается первичного распределения стоимости созданного общественного продукта, вытекающей из известной формулы c+v+m, в которой c является фондом возмещения израсходованных средств производства, денежная оценка показателя c обеспечивает параллельный процесс движения материально-вещественного продукта в процессе простого воспроизводства и не относится к финансовым отношениям.

Другая его часть v (фонд заработной платы) является ценой рабочей силы, использованной в производственном процессе, и также не относится к финансовым отношениям. И, наконец, обособившаяся от производственного натурально-вещественного продукта стоимостная часть (m) в форме чистого дохода общества получает относительную самостоятельность, в результате чего образуются доходы, накопления, денежные фонды. Эта часть вновь созданного общественного продукта составляет суть финансовых отношений и начало действия функции финансов и их взаимодействия в процессе кругооборота фондов с целью повышения эффективности их использования.

Если через c+m и происходил и обеспечивался процесс простого воспроизводства средств производства и рабочей силы, то через m посредством создания денежных фондов обеспечивается процесс расширенного воспроизводства этих же элементов воспроизводственного процесса и формирование фонда централизованных ресурсов государства.

В стоимости созданного общественного продукта два его элемента (c+v) имеют денежную оценку, но не являются финансовыми, и лишь чистый доход общества, его выделяемая обособленная часть (m), относится к финансам. Именно обособленность и самостоятельность этой части совокупного общественного продукта характеризуют специфику финансов и их место в системе производственных отношений. Никакая иная экономическая категория не раскрывает специфику таких отношений. В этом их отличие от других экономических категорий, в частности денег. Деньги сами по себе лишь опосредуют движение всех частей общественного продукта. Но там, где деньги опосредуют реальные материально-вещественные элементы, там денежные отношения не являются финансовыми, и лишь их отрыв от этого двуединого движения и проявление их в новом качестве - чистом доходе хозяйствующих субъектов, последующее создание на их основе фондов денежных средств превращают такие денежные отношения в финансовые. Таким образом, финансовыми будут денежные отношения, которые опосредуют только отношения распределения и перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода. Яндиев М.И. Финансы регионов - М.: Финансы и статистика.- 2012, 186 с.

Формирование чистого дохода как части совокупного продукта, отражающей финансовые отношения, - явление объективное, ибо без него немыслимо расширенное воспроизводство. По этой причине и финансовые отношения носят отчасти материальный характер и относятся к базисным отношениям. Другое дело, что распределение и перераспределение чистого дохода носит субъективный характер и зависит от понимания властными структурами государства экономических законов развития общества, что может замедлять и ускорять развитие экономики. На нынешнем этапе экономического развития можно допустить, что изъятие части чистого дохода хозяйствующих субъектов в форме налогов нарушает соотношение между той частью, которая распределяется внутри предприятия и направляется на расширенное воспроизводство, и другой частью, направляемой в бюджет. Объективно и здесь можно найти оптимальное соотношение, но в силу ряда субъективных причин это равновесие нарушается и не позволяет сбалансировать механизм финансовых отношений.

Несмотря на то, что начальная стадия финансовых отношений - это стадия раздвоения стоимостной и вещественной форм движения продукта (когда финансы получают относительную самостоятельность и создают денежные фонды и фонды накопления, выступая в форме чистого дохода), финансы активно влияют на процесс производства.

Но финансы, обслуживая процесс расширенного воспроизводства, сами активно воздействуют на процесс производства, на кругооборот фондов. Если в фазе производства происходит простое возмещение израсходованных средств производства и рабочей силы, то их расширенное воспроизводство происходит за счет распределяемой части чистого дохода, направляемого на эти цели. В выручке от реализации (Д), выступающей в денежной форме, покрываются все затраты по простому и расширенному воспроизводствам. Тем самым в обобщенной форме и происходит активное воздействие финансов через чистый доход на все стороны воспроизводственного процесса и кругооборот фондов. В этом также состоит специфика и особенность финансов.

Финансовыми будут не только фонды денежных средств, формируемые из чистого дохода, но и та часть амортизационного фонда, которая направляется (это принципиально новое качество) на возмещение износившегося абсолютного аналога отдельных видов основных фондов по простому воспроизводству и на обновление, реконструкцию и расширение основных фондов, новое строительство, являющихся вместе с чистым доходом активным источником финансирования инвестиций. Амортизационные отчисления в таком своем качестве принимают относительную самостоятельность. Сюда же относятся средства переамортизации, ускоренной амортизации. Челноков В.А. К вопросу о сущности, функциях и роли современных денег - М.: Владос - 2010, 68 с.

Итак, историческое развитие финансов в различных формациях и анализ закономерностей свидетельствуют о наличии общих признаков, позволяющих определить сущность, содержание, природу и место финансов в системе производственных отношений. К общим признакам относятся:

  • - наличие обширной сферы товарно-денежных отношений;
  • - единая абстрактная общность во всех формациях, выражающая денежные формы движения совокупного общественного продукта и национального дохода общества, формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов;
  • - существование, деятельность и активное регулирующее воздействие государства на все стороны общественного производства;
  • - выражение распределительных и перераспределительных отношений воспроизводства, органически связанных как с хозяйствующими субъектами, так и с доходами и расходами государства.

Таким образом, исследуя сущность финансов с учетом специфических черт, присущих только этой экономической категории, можно дать следующее определение финансов. Финансы - это специфическая форма производственных отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения части общественного продукта, главным образом чистого дохода, и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удовлетворение общегосударственных потребностей.

В данном определении финансы рассматриваются как специфическая часть производственных отношений, носящих объективный базисный характер. Изменение производственных отношений согласно закону соответствия производительных сил и производственных отношений меняет характер финансовых отношений. Специфика финансов в составе производственных отношений состоит также в том, что они выступают в денежной форме.

В предложенном определении финансов сущностный признак определен как механизм отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения части общественного продукта, главным образом чистого дохода. Подчеркнем, что специфические отношения возникают в момент раздвоения и разделения денежной и эквивалентной им материально-вещественной формы движения и возникновения самостоятельной формы движения совокупного общественного продукта - чистого дохода. На этой основе, как и выражено в определении финансов, формируются децентрализованные фонды, которые направляются и обслуживают воспроизводственный процесс, т.е. процесс возмещения израсходованных средств производства и рабочей силы, их кругооборот на расширенной основе. С другой стороны, формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит также путем вычленения из чистого дохода той их части, которая направляется в форме различных платежей в бюджет для удовлетворения государственных потребностей.

Данное определение финансов соответствует требованиям практики, когда речь идет об экономии и рациональном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов. Определение финансов. Функции финансов. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов.

Сущность и необходимость финансов

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Прошедшие года показали всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 1994 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.

В 1995 году не должны повториться старые ошибки. В связи с этим правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей. заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей - двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая - в товарной.

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышеизложенного можно дать следующее определение: финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимостьфинансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Финансы - экономические отношения, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, обеспечения условий расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей общества.

Финансы в общественном воспроизводстве

Необходимость финансов возникла в капиталистическом государстве в связи с налаживанием регулярного товарно-денежного обмена и ростом потребностей государства в финансовых ресурсах (в докапиталистических формациях большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет натуральных податей и сборов, повинностей).

Быстрый рост расходов капиталистических государств стал толчком развития . Материальную основу финансов составляет национальный доход в денежном выражении. В процессе развития научно-технического прогресса деньги становятся важным мерилом затрат на производство продукции, рабочую силу и средством собирания налогов.

Финансовая деятельность обусловлена экономическими законами. Они определяют экономическую необходимость развития материального производства и удовлетворения личных потребностей членов общества. Их обеспечение связано с распределением общественного продукта в целях образования фондов возмещения средств производства, страховых и резервных фондов, фондов личного и общественного потребления.

Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами.

  • хозяйствующие субъекты (корпорации);
  • государство.

Все они потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы. Доходами домашних хозяйств являются оплата труда в форме заработной платы и ряд других (процентный доход, доход от сдачи имущества в аренду, дивиденды и т.д.). Эти средства расходуются на приобретение потребительских товаров и услуг, оплату жилья, отдых и частично на лечение. Хозяйствующие субъекты (предприятия, корпорации) получают доход от продажи продукции и услуг как домашним хозяйствам, так и другим предприятиям. Одновременно они несут определенные расходы. Разница между всеми доходами и расходами предприятия формирует прибыль до налогообложения, а после уплаты налогов создается нераспределенная прибыль, которая может использоваться на накопление и потребление.

Соответственно государство как экономический субъект в силу своих властных полномочий устанавливает налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд: содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д.

Процесс распределения сопровождается процессом перераспределения. Так, при выплате заработной платы происходит удержание подходного и социального налогов. В общей величине оплаченной выручки предприятие получает доход в форме прибыли. Определенная ее часть в форме налоговых платежей поступает в бюджетную систему. В результате в обороте предприятия остается нераспределенная прибыль (отчетного года), представляющая собой сумму нетто-прибыли (чистой прибыли). В свою очередь, чистая прибыль может направляться (распределяться) в фонд накопления, который служит источником финансирования капитальных вложений, и фонд потребления, предназначенный для удовлетворения различных социальных потребностей, а также для материального поощрения (оба фонда формируются в соответствии с учредительными документами, решениями общего собрания акционеров или учетной политикой предприятия). За счет чистой прибыли может быть образован и ряд других фондов.

2. Финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса: производство, обмен, распределение, потребление — и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие. Финансы обладают потенциальным свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их.

В сфере материального производства финансы, обслуживая кругооборот производственных фондов, способствуют созданию новой стоимости. С помощью финансов распределяются выручка и прибыль хозяйствующего субъекта, формируются доходы, накопления и отчисления, образуются целевые денежные фонды для удовлетворения разнообразных потребностей самих участников производства и общества в целом. Перераспределение финансовых ресурсов способствуют изменению структуры и динамики производства, перераспределение финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами и территориями может создавать условия для прогрессивных сдвигов и повышения эффективности производства, удовлетворения материальных интересов участников производственного процесса или оказывать негативное воздействие на ход экономических и социальных преобразований.

В сфере обращения финансы активно влияют на процессы обмена. Благодаря распределению у покупателей формируются целевые денежные фонды и тем самым создаются условия для проведения обменных операций. С помощью финансов происходит распределение выручки и прибыли торговых предприятий, формируются внутрихозяйственные фонды. Финансы подготавливают условия для обменных операций, и завершается распределение финансовых результатов деятельности.

В сфере потребления финансы влияют на объем и структуру потребления общественного продукта, развитие непроизводственной сферы, реализацию социальных гарантий, решение социальных задач.

Финансы, оказывая регулирующее воздействие на все составляющие воспроизводственного процесса, способствуют:

  • созданию всем хозяйствующим субъектам условий для самофинансирования и, регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, налоговых вычетов и льгот, установлению минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;
  • обеспечению заинтересованности всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов;
  • созданию условий доверия для всех экономических субъектов к государству и кредитной системе для обеспечения аккумулирования временно свободных денежных средств и их перераспределения.

Функции и роль финансов в общественном воспроизводстве.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой - контрользаэтим распределением.

Продукция, произведенная за определенный период времени внутри страны, представляет собой валовой внутренний продукт. Если мы вычтем из валового внутреннего продукта в стоимостном выражении ту его часть, которая возмещает затраченные средства производства, то получим национальный доход, обеспечивающий все потребности общества (осуществление расширенного воспроизводства, развитие непроизводственной сферы, оплата труда каждого работника). В чистом продукте общества воплощается вновь созданная в материальном производстве стоимость.

Объем национального дохода, создаваемого всеми отраслями материального производства, и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяет темпы и пропорции, развития экономики, ее структуру.

Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части - национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен1. Контрольная функция финансов - это, прежде всего, контроль в процессе объективно существующих денежных отношений, который пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота1.

Финансы (в широком понимании этого термина охватывают все стадии воспроизводственного процесса - производство/обмен, распределение, потребление - и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие:

Создавая для всех хозяйствующих субъектов условия для самофинансирования и регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, налоговых вычетов и льгот, ограничения минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;

Обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов;

Создавая условия доверия всех экономических субъектов к государству и кредитной системе для обеспечения аккумуляции временно свободных денежных средств и их перераспределения.

3. Общее понятие об управлении финансами. Управление финансами – совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных целей.

Финансы можно рассматривать как объект и субъект управления. Если их рассматривать как субъект управления, то видно, что они играют активную роль в управлении экономикой. И в этом понимании мы имеем дело с финансами как инструментом управления экономикой. С другой стороны финансы - объект управления, где финансы выступают как объективная экономическая категория, которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание возможностей и свойств этой категории. Отсюда следует, что без управления финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно развивать экономику. И конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах. Финансовые объекты – разнообразные виды финансовых отношений. К объектам относятся: ФПУО; страховые отношения; государственные финансы и т.д. Финансовые субъекты – организации. которые организуют и осуществляют это управление. К субъектам относятся: финансовые службы, отделы и органы, которые существуют на предприятии; финансовые органы государства (как Минфин, финансовые министерства республик); налоговые инспекции. Функциональные элементы управления:

1. Планирование – это оценка состояния финансов, выявление возможности увеличения финансовых ресурсов. 2. Оперативное управление – комплекс мер, с помощью которых получается максимальная эффективность при минимальных затратах. 3. Контроль – сопоставление фактических результатов с плановыми, выявление резервов для увеличения ресурсов с помощью эффективного хозяйствования.

Финансовый механизм.

Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Финансовый механизм можно представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:

1) функционирование бюджетного механизма;

2) механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций;

3) механизм функционирования внебюджетных фондов;

4) механизм функционирования местных финансов;

5) функционирование страхового механизма;

6) механизм функционирования финансового рынка. Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. На основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.

Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленных целей и решать конкретные задачи.

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

Государственный финансовый контроль, который подразделяется на вневедомственный и ведомственный;

Негосударственный финансовый контроль:

внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;

аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского аудита;

гражданский финансовый контроль;

общественный финансовый контроль;

правовой финансовый контроль;

страховой финансовый контроль, и другие виды.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля:

· проверка;

· обследование;

· надзор;

· анализ финансового состояния;

· наблюдение (мониторинг);

· ревизия.

Структура рынка.

Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов:

* субъекты рынка; * собственно рынок (биржевой, внебиржевой фондовые рынки);

* органы государственного регулирования и надзора (Комиссияпо ценным бумагам, Центральный банк, Минфин и т.д.); * саморегулирующиеся организации (объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые выполняют определенные регулирующие функции, например, НАСД (США) и т.п.);

* инфраструктура рынка: а) правовая, б) информационная (финансовая пресса, системы фондовых

показателей и т.д.),в) депозитарная и расчетно-клиринговая сеть (для государственных и частных бумаг часто существуют раздельные депозитарно-клиринговые системы), д) регистрационная сеть.

Субъектами рынка ценных бумаг являются:

1) эмитенты - государство в лице уполномоченных им органов, юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства;

2) инвесторы (или их представители, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) - граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность,полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав (население, промышленные предприятия, институциональные инвесторы - инвестиционные фонды, страховые компании и др.);

3) профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности,признанной профессиональной на рынке ценных бумаг (дилерская,брокерская и др. виды деятельности).

13.Экономическое содержание и принципы организации финансов коммерческих организаций.

Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности.

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.

О полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны деятельности коммерческих организаций (предприятий). Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Законодательно определяется необходимость формирования и размен финансового резерва для акционерных обществ.

Реализация принципа самофинансирования – одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.

В настоящее время далеко не все коммерческие организации (предприятия) способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.

Объективная необходимость принципа материальной заинтересованности обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности – извлечением прибыли. Для предприятия данный принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, способной обеспечивать финансовыми ресурсами не только потребности государства, но и не снижать стимулы к предпринимательской деятельности экономически обоснованной амортизационной политикой, созданием экономических условий для развития производства.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Этот принцип реализован в настоящее время наиболее полно.

Принцип обеспечения финансовых резервов диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение организации (предприятия) в критические моменты хозяйствования.

14. Источники финансирования деятельности коммерческих организаций: состав и краткая характеристика. Одним из важнейших аспектов движения финансовых потоков предприятия является формирование его финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы предприятия – это собственные и привлеченные денежные средства, определяющие потенциальные возможности развития предприятия.

Часть финансовых ресурсов, задействованных предприятием в обороте и приносящих доход, является капиталом предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия формируются за счет: амортизационных отчислений; прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности; дополнительных паевых взносов участников в товариществах; средств, получаемых от выпуска облигаций; средств, мобилизуемых при помощи выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов; долгосрочного кредита банка и других кредиторов.

В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль и амортизационные отчисления, некоторые авторы включают в состав собственных финансовых ресурсов предприятий уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия (например, резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или по законодательству). К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. К привлеченным финансовым ресурсам относятся средства, привлеченные путем выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Структура финансовых ресурсов предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и других факторов. Так, например, в составе финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий имеются бюджетные ассигнования, у предприятий с высоким уровнем технической оснащенности большой удельный вес занимают амортизационные отчисления, предприятия с сезонным характером производства имеют заемные средства.

Несмотря на различия в составе и структуре финансовых ресурсов отдельных предприятий в общем их объеме по производственным предприятиям, наибольший удельный вес занимают собственные средства, они составляют примерно половину в общем объеме финансовых ресурсов. Структура финансовых ресурсов изменялась вместе с развитием экономики. Развитие финансового рынка дает предприятиям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема.

К основным направлениям использования финансовых ресурсов предприятия относятся:

– финансирование текущих потребностей производственно-торгового процесса для обеспечения нормального функционирования производства и торговой деятельности предприятия путем запланированного выделения денежных средств на основное производство, производственно-вспомогательные процессы, снабжение, маркетинг и распространение продукции;

– финансирование административно-организационных мероприятий;

– инвестирование средств в основное производство;

– финансовые вложения;

– формирование резервов.

Бюджетное устройство - бюджетная система: понятие, принципы.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру и взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность Федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Государственная бюджетная система РФ объединяет 21 республиканских бюджетов, 55 краевых и областных бюджетов, 9 окружных бюджетов и автономных округов, бюджет еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Различный политический статус субъектов Федерации предопределяет оссиметричность модели федерализма(понятие политологическое, означающие разграничение властных полномочий, которые проявляются в разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетного устройства).

Звенья бюджетной системы в унитарных государствах

Государственный бюджет;

Местный бюджет.

Звенья бюджетной системы в федеральных государствах:

Государственный бюджет;

Бюджет субъекта федерации;

Местный бюджет.

Бюджетное устройство состоит из:

Бюджетной системы;

Бюджетного права;

Бюджетного процесса;

Бюджетного регулирования.

Особое значение для государства имеет система местных бюджетов, которые являются центральной частью местных финансов, которые действуют на территориях административных единиц государства. Основу местных бюджетов составляют местные налоги.

БСРФ- совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов гос. Внебюджетных фондов основанная на экономических отношениях и гос. Устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Федеральный б-т и б-ты гос. внебюджетных фондов

Б-ты субьектов РФ и б-ты тер. гос. внебюджетных фондов

Местные бюджеты

18. Бюджетная политика РФ. Организация бюджетного процесса .

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие*:

§ уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

§ уровень выполнения бюджетных обязательств;

§ величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

§ объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

§ уровень монетизации бюджетного дефицита;

§ величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

§ динамику валового внутреннего продукта;

§ уровень безработицы.

Основным документом который регулирует бюд.процесс в Р.Ф.является Бюджетный кодекс-3-я часть. Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс . Это деятельность органов гос. власти и местного. самоуправления по составлению, рассмотрению, тверждению и исполнению бюджетов соответсвующего уровня. Принципами организации бюд.процесса явл.:- 1. единства, выражающееся в единой правовой базе, единой бюд. классификации, единстве форм бюд. документации, единстве денежной системы; - 2. самостоятельность бюд. процесса каждого органа законадательной и исполнительной власти, наличие собственных источников доходов и их исрользования: - 3. балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами всех бюд-в.

Бюджетный процесс включает:

Сводное финансовое планирование и прогнозирование;
- составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
- исполнение и контроль за исполнением бюджета в течение бюджетного года;
- отчет об исполнения бюджета.

Финансы домохозяйств.

Финансы домохозяйств – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашние хозяйства и его участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

В условиях рынка домашние хозяйства играют исключительно важную роль, так как они выполняют прежде всего функцию собственников средств производства, находящихся у них в частной собственности. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества. Домашнее хозяйство – не только учетно-ста-тистический показатель, который используется для анализа состояния общества, но и особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране.

В условиях рыночных отношений домашние хозяйства:

1) выступают в качестве покупателей товаров и услуг;

2) предоставляют рыночным субъектам факторы производства (прежде всего рабочую силу);

3) выполняют функцию сбережения части совокупного дохода и приобретают реальные и финансовые активы.

Социально-экономическая сущность финансов домохозяйств проявляется через их функции.

Важнейшей функцией финансов домохозяйств является распределительная функция, так как финансы домохозяйств, как, впрочем, и финансы в целом, являются инструментом стоимостного перераспределения стоимости валового общественного продукта. Причем финансы домохозяйств играют важнейшую роль на завершающей ступени перераспределительного процесса, непосредственно предшествуя стадии потребления.

Второй функцией домохозяйств является контрольная функция, так как для поддержания определенного (достигнутого) уровня потребления домашнее хозяйство вынуждено контролировать распределение полученного дохода по различным фондам, а также отслеживать целевое использование средств из этих фондов.

Важной функцией домашнего хозяйства в системе общественного воспроизводства является инвестиционная функция, заключающаяся в том, что домашние хозяйства являются одним из основных поставщиков долгосрочных финансовых ресурсов для экономики страны.

Доходы домашних хозяйств служат основным источником удовлетворения их потребностей в товарах и услугах, а также накопления и сбережения.

Доходы домашних хозяйств можно условно разделить на доходы в денежной и натуральной формах. Денежные доходы домашних хозяйств чаще всего подразделяют по источникам их поступлений:

– заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;

– пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;

– доходы от предпринимательской деятельности;

– доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.

К доходам в натуральной форме относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, а также натуральнуюоплату сельскохозяйственных предприятий.

С точки зрения периодичности осуществления выделяют три группы расходов домашних хозяйств:

– краткосрочные;

– среднесрочные;

– долгосрочные расходы.

В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, их делят на следующие основные группы:

– личные потребительские расходы;

– налоги и другие обязательные платежи;

– денежные накопления и сбережения.

Экономическая сущность финансов. Причины, обуславливающие их необходимость.

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем об­щества, природой и функциями государства.

Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы: - экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;

Экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.

Если говорить о финансах в целом, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.