Бюрократизм: сущность и формы проявления. Воздействие на перераспределение национального дохода

Термин «инфляция» применительно к денежному обращению появился в середине XIX века в связи с огромным выпуском бумажных долларов («гринбеков») в годы гражданской войны США (1861-1865гг.). Длительное время под инфляцией понимали обесценение денег и рост товарных цен, считая ее исключительно монетарным явлением.
Современная инфляция выходит за рамки сферы денежного обращения и определяется общей экономической ситуацией в стране. Она порождена различными факторами как сферы производства и реализации продукции, так и сферы денежного обращения, кредита и финансов, поэтому ее следует рассматривать как многофакторный процесс, возникающий вследствие действия целой совокупности различных факторов.
Все факторы инфляции делятся на внутренние и внешние. Внешние факторы инфляции – это:
мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, финансовый);
валютная политика государств, экспортирующих инфляцию;
состояние платежного баланса страны;
другие подобные факторы.
Внутренние факторы, в свою очередь, подразделяются на монетарные (денежные) и немонетарные (неденежные). Денежные (монетарные) факторы инфляции определяют изменение спроса на деньги. К ним относят:
дефицит бюджета;
рост государственного долга;
необоснованная эмиссия денег;
кредитная экспансия;
увеличение кредитных орудий обращения;
увеличение скорости обращения денег;
другие подобные факторы.
Немонетарные факторы могут быть экзогенного или эндогенного характера. Экзогенные факторы анализируются в рамках политических теорий, а эндогенные являются чисто экономическими. К эндогенным факторам относят:
нарушение отраслевых пропорций хозяйства;
циклическое развитие экономики;
монополизация производства;
несбалансированность инвестиций;
монопольное ценообразование;
другие подобные факторы.
Действие любого из указанных факторов (или некоторой их совокупности) неизбежно приводит к нарушению закона денежного обращения. Согласно этому закону количество денег, необходимое для обслуживания товарного оборота и для осуществления платежей нетоварного характера, должно быть равно сумме цен реализуемых товаров и поступивших платежей без суммы цен товаров, проданных в кредит, и без взаимопогашаемых платежей, деленной на скорость их обращения. Закон денежного обращения устанавливает пропорции между денежным и товарным обращением, между предложением денег и потребностями товарного оборота в них, определяющими совокупный спрос на деньги в обществе. Нарушение закона денежного обращения следует считать объективно обусловленной причиной инфляции.
Нарушение закона денежного обращения может быть обусловлено как переполнением каналов денежного обращения деньгами, так и денежным голодом. В любом случае нарушается соответствие между предложением денег и спросом на них. Стихийной реакцией на такое нарушение будет изменение совокупного уровня цен в стране. Это значит, что инфляциявыступает способом разрешения противоречий между предложением денег со стороны государства и/или банковской системы и потребностями в этих деньгах со стороны товарных и финансовых рынков. В результате, благодаря инфляции пропорциональность в общественном воспроизводстве, нарушенная ранее, восстанавливается.
Обычно сущность инфляции сводят исключительно к устойчивому и непрерывному повышениюсовокупного уровня цен в стране. Но это определение отражает сущность инфляции только в узком ее понимании. В широком смысле слова, инфляция, как способ разрешения противоречия между спросом и предложением денег, может проявляться трояко:
в устойчивом росте цен (собственно инфляция, или открытая);
в падении общего уровня цен (отрицательная инфляция, или дефляция);
в товарном дефиците при стабильных ценах (подавленная инфляция).
Если нарушение закона денежного обращения принимает перманентный характер, то и инфляция становится хронической. С переходом к системе фидуциарного стандарта, когда деньги попадают в оборот в порядке банковского кредитования, нарушение закона денежного обращения становится неизбежным. Поэтому современная инфляция превращается в хроническую, а противоречие между предложением денег со стороны банковской системы и потребностями в них со стороны товарных и финансовых рынков обычно разрешается, благодаря росту цен, который, в свою очередь приводит к:
обесцениванию денежной единицы;
снижению покупательной способности денег;
увеличению цены золота;
падению курса национальной валюты.
Виды инфляции:
галопирующая инфляция, частный случай непереносимой инфляции, когда имеет место скачкообразный среднегодовой рост цен, не выше 50%;
гиперинфляция, критический случай непереносимой инфляции, когда рост совокупного уровня цен в стране превышает 50 % в год;
ползучая инфляция.
В зависимости от факторов, порождающих инфляцию, и формы проявления выделяют следующие виды инфляции:
скрытая (или подавленная) и открытая:
экспортируемая и импортируемая;
национальная, региональная, межрегиональная и мировая;
управляемая (регулируемая) и неуправляемая;
фискальная (при увеличении государственного потребления при неизменной денежной базе) и кредитная (обусловленная увеличением денежной базы и денежной массы);
структурная инфляция, вызванная несбалансированным ростом отдельных отраслей);
ожидаемая и фактическая;
реально-фидуциированная (вызываемая неденежными факторами) и денежно-фидуциированная (вызываемая денежными факторами).
Традиционно выделяют две формы инфляции: инфляцию спроса и инфляцию предложения (или издержек производства). В условиях инфляции спроса спрос на товары опережает предложение товаров, а предложение денег со стороны банковской системы опережает спрос на них со стороны товарного обращения. Устойчивое превышение совокупного спроса на товары и услуги над их совокупным предложением происходит по четырем основным причинам:
рост денежной массы и кредитная экспансия банков;
рост государственного потребления, часто обусловленный милитаризацией экономики и увеличением военных расходов, на фоне дефицита бюджета и государственного долга;
рост частного потребления за счет увеличения зарплаты и прочих доходов, бума на рынке акций или сокращения процентов по кредитам;
рост экспортного спроса и приток иностранной валюты в страну.
Если экономика функционирует при уровне занятости и использовании производственных мощностей, близком к полному, то рост совокупного спроса увеличивает реальный ВВП сверх потенциального уровня, цены растут, зарплаты увеличиваются. В долгосрочной перспективе ВВП возвращается к исходному уровню, но цены растут дальше, что вызывает удорожание факторов производства. Повышение издержек производства некоторое время может происходить при продолжающемся увеличивающемся спросе, но темпы такого увеличения начинают снижаться, а давление издержек на функцию спроса продолжает расти. Если на начальном этапе темпы обесценивания денег отстают, то затем они догоняют и начинают опережать темпы роста денежной массы в обороте. В условиях постоянного роста издержек производители начинают сокращать объемы производства, при этом снижается совокупный спрос на постоянно дорожающие товары. Спрос на деньги теперь превышает их предложение банковской системой, но даже при увеличении денежного предложения экономика не превращает свободную денежную ликвидность в производительный капитал, инвестиции в экономику сокращаются. "Бегство" от обесценивающихся денег приводит к увеличению скорости их оборота, аналогично увеличению их предложения. В итоге, постоянно продолжающийся рост цен приводит к замедлению темпов экономического роста и полному расстройству общественного воспроизводства. Диспропорции, возникающие в общественном производстве, закономерно привели от инфляции спроса к инфляции предложения. Инфляция спроса перерастает в инфляцию предложения, причиной которой является инфляция издержек.Основными источниками роста издержек являются:
повышение заработной платы, особенно в отраслях не связанных с материальным производством;
снижение производительности труда;
расширение сферы услуг (особенно финансовых) и опережающий рост цен на них;
рост стоимости местного сырья и продуктов питания;
рост общего уровня налогообложения, особенно косвенных налогов;
рост стоимости импортных компонентов (особенно рост цен на сырье и энергоресурсы).

Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин «инфляция» (от лат. inflatio) означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы, что и вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Инфляция является результатом нарушения макроэкономического равновесия, которое обусловлено рядом внутренних и внешних причин:

Внутренними причинами являются : Нарушение пропорций воспроизводства между денежной массой в оброщении и суммой товарных цен, спросом и предложением; производством и накоплением; накоплением и потреблением

Значительный рост дефицита гос бюджета и гос долга, обусловленный непроизводительными гос расходами

Чрезмерная эмиссия денег нарушающая законы денежного обращения.

Милитаризация экономики которая отвлекает значительную часть ресурсов на военную промышленность.

Монополизация производства.

Внешние причины инфляции связаны с усилении интернационализации хозяйственных связей между странами которые связанны с обострением конкуренции на мировых рынках капиталов, товарных рынках, обострением международных валютно-кредитных отношений.

Основными формами проявления инфляции являются :

1.рост цен на товары и услуги. Что приводит к снижению покупательной способности;

2.понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной;

3.увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.

Инфляция может быть трёх видов в зависимости от роста цен на рынке: Ползучая(3-5%в год) характерна для развитых стран; Галопирующая инфляция (10-50) иногда 100%; Гиперинфляция прирост цен более 100% в год.

Типы инфляции: Инфляция спроса – избыточный спрос на услуги и товары. Избыток спроса ведёт к росту цен. Т. Е. появляется много денег при малом количестве товаров.

Инфляция предложения (издержек) – это рост цен вследствие повышения издержек производства или сокращение совокупного предложения товаров.

Причинами инфляции издержек может быть рост цен на сырьё и на электроэнергию.

5. Валютные отношения и валютная система: понятие, категории, элементы. Валютная система РФ

Валютные отношения представляют собой общественные отношения, связанные с функционированием валюты при осуществлении внешней торговли, оказании экономического и технического содействия, предоставлении и получении за границей различного рода кредитов и займов, совершении сделок по покупке или продаже валюты и т.д.

Участниками валютных отношений являются государства, международные организации, юридические и физические лица. Правовой основой для возникновения, изменения или прекращения валютных отношений служат международные соглашения и внутригосударственные акты.


Валютная система это форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленных национальным законодательством или международными соглашениями. Различаются национальная, мировая и международная (региональная) валютные системы. Национальная в с это форма организации валютных отношений страны, закрепленных национальным законодательством с учетом норм международного права. главным элементом нац-й в.с. является национальная валюта.

В мировую валютную систему входят элементы:

Валюты, играющие роль международных валют (доллар США, фунт стерлингов, евро, иена и др.);

Международные финансовые и кредитные институты (Международный валютный фонд (МВФ), Европейский валютный институт и др.);

Международные соглашения по регламентации валютных ограничений и условий валютной конвертируемости;

Международное регулирование стабильности валютного рынка;

Режим функционирования мировых валютных рынков и золота.

на основе национального законодательства и международных соглашений данной страны.

Деньги обслуживающие международные отношения называются мировыми деньгами или международной валютой

Валютная система РФ

Основой валютной системы России является российский рубль . Фактически рубль является частично конвертируемой валютой по текущим операциям платежного баланса при сохранении валютных ограничений по ряду операций.

Курс рубля официально не привязан к какой-либо западной валюте или валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного курса, который зависит от соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ)..

Элементом валютной системы России является регулирование международной валютной ликвидности , которая определяет обеспеченность международных расчетов необходимыми платежными средствами. Одним из компонентов международных ликвидных средств России является резервная позиция в МВФ.

Следующий элемент валютной системы – режим валютного рынка . Валютное законодательство России установило, что операции на валютном рынке могут осуществляться только через уполномоченные коммерческие банки, имеющие лицензию ЦБ России. Их роль на валютном рынке России возрастает. Но ведущее место занимают ММВБ.

Валютные операции охватывают операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, использованием в качестве платежа иностранной валюты, а также рубля при внешнеэкономической деятельности; вывозом и пересылкой из нее за границу валютных ценностей, а также международными денежными переводами. Валютные операции подразделяются на текущие и операции, связанные с движением капитала.

Центральный банк России вводит ограничения для коммерческих банков на объемы привлечения кредитов из-за границы; устанавливает им максимальные размеры валютного, процентного и курсового рисков; управляет валютными резервами, находящимися на его балансе; определяет сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории страны; проводит все виды валютных операций; регулирует валютный рынок; регулирует курс рубля к иностранным валютам; осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков, вводит единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций; готовит и публикует статистику валютно-финансовых операций Российской Федерации по принятым международным стандартам. При недобросовестном выполнении уполномоченным банком своих функций ЦБ России может лишить их лицензии на выполнение операций с валютными ценностями и банковское обслуживание расчетов в валюте.

3. Элиты и их роль в функционировании власти.

Понятие власти и проблемы выяснения ее сущности занимают центральное место в политологии. Власть присутствует в семье, в различных общественных организациях, в государственных институтах и учреждениях. Власть проникает во все сферы человеческих отношений – экономику, политику и духовную жизнь. Без властных отношений нет общества как социума и абсолютно немыслима политика. Согласно утверждению американского политолога Т. Парсонса, в политических системах власть «занимает место, во многом сходное с тем, какое занимают деньги в экономических системах».

Власть начинает проявляться только при наличии не менее двух человек, двух сторон – субъекта и объекта. Власть даже над самим собой возможна лишь тогда, когда личность как бы раздваивается на особу эмоциональную и особу рациональную, и каждая из них стремится к реализации своей цели. Обе стороны властных отношений представляют собой двусторонний, асимметричный процесс с доминированием воли одной из сторон. Они взаимосвязаны волевым воздействием доминанты и обязательным подчинением ей. Без подчинения объекта власти ее субъекту власть не состоится: она вообще в этом случае невозможна. Исчезнет власть и тогда, когда субъект потеряет способность волевого воздействия или не будет благоприятных условий, которые обеспечивают возможность реализации волевого импульса субъекта на объект. Таким образом , власть – это способность и возможность волевого воздействия и вызов подчинения.

Из определения сущности власти становится очевидным, что она имеет свою структуру, состоящую из ряда компонентов:

  • 1) субъекта и объекта, т.е. двух сторон властных отношений. Этот компонент власти будет подробно рассмотрен в следующем вопросе лекции.
  • 2) ресурса. Таким термином объединяются все необходимые свойства, прежде всего, субъекта власти – способность его к волевому воздействию на объект, а также возможность совершить это воздействие. Такая возможность предопределяется наличием у субъекта средств, инструментария для навязывания своей воли.

Ресурсы власти весьма разнообразны. Наиболее распространена в политологии следующая классификация ресурсов:

  • а) утилитарные ресурсы . Они включают материальные и различные социальные блага, связанные с повседневными потребностями. С их помощью власть имущие могут «покупать» отдельных политиков, даже целые слои населения.
  • б) Нормативные ресурсы состоят из средств воздействия на внутренний мир, на сознание человека, формируя его ценностные ориентации и нормы поведения. Это воздействие осуществляется в определенном правовом поле, посредством идеологической работы. Особо важную роль своеобразного инструментария играю средства массовой информации (СМИ). Они призваны убедить подчиненных в общности их интересов с начальствующими, в необходимости одобрения и поддержки действий субъекта власти.
  • в) Принудительные ресурсы означают использование прямого принуждения, особенно когда не срабатывают первые два ресурса. Сюда входит аппарат физического воздействия, укомплектованный специально подготовленными кадрами. В государстве для этого создана армия, полиция, спецслужбы, ОМОН, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, тюрьмой снаряжением, оружием и т.п. Этот ресурс считается наиболее эффективным, поскольку его использование способно лишить человека важнейших ценностей: имущества, свободы и даже жизни.

Названные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе особенно крупными политическими субъектами, такими как государства.

Для всестороннего и тщательного изучения феномена (особое, необычное явление) власти ученые и политики пробегают к ее классификации, положив в основу направленность властного проявления.

    В области функционирования власть различают как политического экономическую, юридическую, светскую, религиозную, криминальную.

    По объему прерогатив : семейная, групповая, государственная, международная.

    По объекту власти : общественная, классовая, партийная, личная.

    По режиму правления : тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, либеральная, демократическая.

    По социальному признаку : рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая.

Из огромного многообразия проявлений власти особо выделяется власть политическая. Ей свойственно обязательное присутствие политических целей и задач, политического смысла. Эту сущность власть всегда приобретает и становится политической тогда, когда во властные отношения в обществе вступают большие группы, массы людей, т.е. организации, партии, этносы, нации, государственные учреждения.

Возникновение политической власти обусловлено большой потребностью в ней общества. Она необходима для поддержания общественного порядка; для предупреждения или развязывания конфликтов, а также для их погашения; для принуждения, и даже для применения насилия в целях достижения политических интересов, в том числе и для защиты общества и т.д.

Разрешением названных проблем общества в основном занимается высшая ступень политической власти – власть государственная. В лице государственной власти политическая власть как бы вступает в зону своего апогея, становится совершенной и универсальной. Стремление к государственной власти становится главной целью и смыслом деятельности в политической жизни. Много веков и даже тысячелетий не угасает стремление занять вершину, самую макушку пирамиды власти. Сколько сказано лжи, пролито крови, сколько порождено подлости и преступлений в борьбе за обладание этим сокровенным местом!

Государственная власть, как стержень и эпицентр политической власти, начинается тогда, когда во властные отношения вступают учреждения, институты и структуры, созданные государством. Можно иметь власть политическую, но не иметь государственной, однако, получив власть государственную, непременно будешь обладать и политической властью.

Потребность общества в политической, особенно государственной власти, во многом объясняется наличием у нее очень важных, необходимых качеств, которые выражаются в следующих чертах.

    Суверенитет в деятельности, т. е. полная самостоятельность в принятии решений и доведении их до реализации.

    Верховенство. Это значит способность, возможность и право оказывать волевое воздействие на всех.

3. Неделимость. Власть не терпит соперников, а многовластье чревато кровавыми конфликтами, особенно на политическом поприще.

    Авторитетность. Это значит, что для прочности своего положения власть должна иметь уважение и преклонение. Здесь особенно важна легитимность власти, т.е. ее законность (от лат. legitimus - законный). Ради легитимности политическая власть очень много сил и средств тратит на обоснование своего права, на существование. Она проводит дорогие выборы и референдумы, создает мощные воспитательные и пропагандистские институты, стремится пересмотреть историю и сформировать свою идеологию. И чем менее власть законна, тем больше она прибегает к фальсификации и демагогии, чтобы убедить всех в своей правоте и легитимности. Ведь неправое дело можно прикрыть и оправдать только ложью, а даже небольшие доли правды разоблачают ложь. В связи с этим, недемократические, диктаторские режимы стремятся покрыть свою деятельность непроницаемой тайной, придать ей гриф строжайшей секретности.

Важной характеристикой власти является ее объем . Она может быть единоличной, групповой, коллегиальной. На государственном уровне – монархической, президентской, парламентской, теократической, а также центральной, региональной, местной и др.

Важнейшим свойством власти, особенно политической, является способность ее не только к разовым действиям, к единичным проявлениям, когда кем-то на кого-то оказано волевое воздействие, тот подчинился, и власть состоялась. Чаще всего, процесс властных отношений представляет собой цепочку, когда объект власти подчиняется, чтобы стать субъектом и подчинить себе другого, а другой в свою очередь – третьего и т.д. Притом, это происходит бесчисленное количество раз во множестве вариантов, «вдоль» и «поперек», постоянно и непрерывно. Создается весьма сложная система функционирования власти в обществе. Эта система властных действий получила в политологии название – господство.

Господство фактически является нормальным состоянием политической власти, потому что необходимо постоянно держать в подчинении тысячи, даже миллионы людей. В связи с этим господство предполагает обязательное расчленение общества на руководящие (повелевающие) и подчиненные группы или классы, а также существование между ними определенной дистанции. По определению немецкого ученого М. Вебера, господство означает вероятность того, что приказание обязательно вызовет подчинение. Гарантией такого явления должно быть наличие определенной структуры, состоящей из юридических актов, идеологических, карательных и воспитательных институтов, а также особого, обособленного от общества, аппарата.

М. Вебер различает три типа господства:

    Традиционный , когда объекты власти свыклись с данной властью и не знают никакой другой, т.е. оно основано на авторитете традиций.

    Харизматический , тип который покоится на личных достоинствах, исключительной одаренности политического лидера, доверии к нему подданных.

    Рациональный тип проявляется в понимании властью обязательности выполнения долга перед обществом. При этом типе господства граждане доверяют не отдельным представителям этой власти, а устройству государства, законам, согласно которым функционирует власть.

Интересна марксистская интерпретация господства. В соответствии с ней власть видится как проявление классовых отношений, когда один общественный класс узурпировал власть над другим. В этом случае классовое господство включает три аспекта:

а) Экономический аспект. Здесь верховный контроль и руководство осуществляется:

  • – над средствами труда, находящимися в собственности субъектов власти. Это земля, фабрики и заводы, инфраструктура производства;
  • – над процессом труда, т.е. установлением выгодных хозяину условий производства, куда входит форма и размер оплаты затраченного труда, время работы и ее интенсивность;
  • – над продуктами труда, когда собственник полностью распоряжается по своему усмотрению произведенным товаром.

б) Политический аспект означает, что государственная власть дает гарантию на право исполнения выше приведенного экономического контроля. Она защищает это право, возведенное в ранг закона, и наказывает нарушителей установленного в интересах господствующего класса порядка.

в) Идеологический аспект проявляется в обосновании установленного порядка. Пропагандой и воспитательной работой преследуется цель убедить объекты власти, что именно данные экономические, социальные и политические отношения являются единственно возможными, обоснованными и правильными, даже желанными.

В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует свои функции, т.е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции:

    Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство.

    Управления , посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти.

    Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др.

    Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов – постоянную готовность и способность подчиняться.

Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Она ведет к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством и населением и субъектами хозяйствования.

Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, где не балансируются государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики.

Иногда инфляционные процессы возникают или специально стимулируются государством, когда использованы все прочие формы перераспределения общественного продукта и национального дохода.

Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.

К факторам денежного обращения относятся: переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита; перенасыщение кредитом народного хозяйства; методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничение его движения и др.

К неденежным факторам инфляции относятся: факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве, с затратным механизмом хозяйствования, государственной экономической политикой, в том числе налоговой политикой, политикой цен, внешнеэкономической деятельностью и т.д.

Все это свидетельствует о том, что инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и коммерческих банков.

Инфляция может развиваться и при стабильной массе денег в обращении. Так, сокращение обращения объема товаров и услуг при данной массе денег в обращении в США в 40-х и 70-х гг. вызвало инфляционные процессы, что было обусловлено ускорением оборота денег. По экономическому эффекту ускорение оборота денег при прочих неизменных условиях равнозначно выпуску дополнительной массы денег в обращение.

При инфляции капитал перемещается из сферы производства в сферу обращения, так как там скорость обращения значительно выше, что дает огромные прибыли, но одновременно усиливает инфляционные тенденции. Механизм инфляции самовоспроизводится, а на его основе нарастает дефицит сбережений, сокращаются кредиты, инвестиции в производство и предложение товаров.

Таким образом, факторы инфляции действуют как при производстве и реализации товаров, так и при изменении массы и скорости обращения денег.

Временное нарушение сбалансированности макроэкономических пропорций в рыночной экономике преодолевается рыночным механизмом хозяйствования через цены, перераспределением денежных и товарных ресурсов, умелой политикой центрального банка и государства. При длительном постоянном нарушении сбалансированности начинаются инфляционные процессы. Их интенсивность, темпы роста цен и доходов могут быть различны, и главная задача в этом случае - не допустить неконтролируемого ускорения инфляции, инфляции, связанной с нарастанием издержек производства, разрушающих экономику, и свести к минимуму потери инвесторов.

В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический, повсеместный, всеохватывающий характер, вызываемый не только денежными, но и неденежными факторами, часто политическими. Полностью исключить инфляцию даже в рыночных условиях хозяйствования невозможно, речь может идти только об управляемой инфляции.

Типичным проявлением инфляции выступает общее повышение товарных цен и понижение курса национальной валюты. В то же время в условиях планово-распределительной системы в наибольшей степени инфляция выражается в дефицитности экономики, снижении качества товаров и значительно меньше - в уровне повышения цен. Искусственное, административное сдерживание цен, которые, с одной стороны, ориентированы на фактические издержки, складывающиеся в производстве; с другой - на полное игнорирование спроса (розничные цены), в итоге тормозило развитие производства, совершенствование его технического уровня и порождало товарный дефицит.

Цены, регулируемые государством, длительное время могут оставаться неизменными, но купить многие товары по фиксированным ценам практически невозможно, их нет в свободной продаже. В таких случаях, как правило, возникает официальное и неофициальное нормирование, усиливаются распределительные отношения, в хозяйстве появляются различные рынки, где товары реализуются по повышенным ценам.

Такая инфляция называется «подавленной», скрытой, в отличие от открытой, официально регистрируемой статистическими службами. Проявление скрытой инфляции выражается и в том, что за прежние суммы приобретается продукция низкого качества и в меньшем количестве, происходит более быстрый рост цен на новые изделия по сравнению с качеством, из торговли «вымывается» более дешевый ассортимент. В народном хозяйстве из-за роста издержек производства и сохранения стабильных цен снижается рентабельность, возрастают государственные дотации.

«Подавленная» инфляция может иметь место и в условиях рыночных отношений. Правительство пытается «подавить» инфляцию не путем развития производства, а зажимая денежную массу и фиксируя курс доллара. В этом случае инфляция проявляется в огромных неплатежах, в натурализации хозяйственных отношений, падении производства.

Для достижения заданного уровня инфляции государство задерживает платежи по государственным заказам, по оплате труда, выдачу пенсий и компенсаций, финансирование бюджетных отраслей.

Инфляция, как правило, измеряется ростом цен, но не всякое повышение цен связано с инфляцией. Повышение товарных цен может происходить и в условиях обращения золотой валюты, и в период оживления и подъема экономики, когда наряду с ростом цен растут и доходы. Общий рост цен, связанный с появлением более современных или новых товаров, вызванный изменением их стоимости и потребительской стоимости, может не иметь социально-экономических последствий.

При инфляции неравномерно возрастают цены на различные группы товаров, в результате меняется структура цен и национальный доход перераспределяется не только между сферами воспроизводства и отраслями народного хозяйства, но и между группами населения.

В процессе инфляции при появлении на рынке дополнительных денежных ресурсов цены на товары повышаются по-разному и с разной скоростью. Раньше всех при образовании лишних денег увеличиваются цены на товары первой необходимости, затем - на товары длительного пользования и особенно недвижимость. В условиях инфляции не обязательно повышаются все цены. Даже в периоды быстрого роста инфляции одни цены могут оставаться стабильными, другие - снижаться. Так, в США в 1970-1980 гг., когда наблюдался высокий уровень инфляции, цены на такие товары, как видеомагнитофоны, цифровые часы и персональные компьютеры фактически были снижены .

Повышение цен может быть не только проявлением, но и причиной «раскручивания» инфляции, как это случилось в российской экономике в 1992 г., когда в результате либерализации цен оптовые цены возросли в 34 раза, розничные - в 26-28 раз, ВНП - в 15 раз, денежная масса возросла в 8-9 раз и кредитные вложения в экономику - в 6 раз.

Повышение оптовых цен вызвало необходимость приспосабливать денежную массу к ценовой динамике. Рост наличной и безналичной денежной массы происходил медленнее роста цен, т.е. в хозяйственном обороте постоянно наблюдался недостаток денег, а цены продолжали расти. Государство начало выпускать 10-, 50- и 100-тысячные рублевые купюры.

Западные экономисты рассматривают инфляцию, как правило, анализируя факторы повышения цен, связанные с формированием потребительского спроса, с предложением товаров и услуг, с соотношением спроса и предложения, влияющих на формирование цен, и факторы производства. Эти факторы определяют два вида инфляции: инфляцию спроса, вызванную избыточным спросом, и инфляцию издержек, вызывающую рост цен под воздействием нарастания издержек производства.

Инфляция спроса обусловливается «разбуханием» денежной массы и в связи с этим платежеспособного спроса при данном уровне цен в условиях недостаточно эластичного производства, способного быстро реагировать на потребности рынка. Совокупный спрос, превышающий производственные возможности экономики, вызывает повышение цен.

Основной причиной «разбухания» денежной массы является рост военных расходов, когда экономика ориентируется на значительные затраты на вооружение и по этой причине у государства нарастает бюджетный дефицит, покрываемый с помощью эмиссии, по существу, не обеспеченных товарными ресурсами денег.

На первоначальной стадии накопления избыточной денежной массы стимулируются наращивание производства и продаж, снижение безработицы, цен и в итоге - установление равновесия. Поэтому делается вывод, что в минимальных размерах инфляция даже полезна, так как она гарантирует от кризиса перепроизводства и сокращения занятости. В последующем, когда полная занятость распространяется на все сферы экономики и они уже не могут отвечать на увеличение спроса дополнительным предложением продукции, происходит рост цен. Затем начинают действовать факторы, вызывающие упадок производства, снижение его эффективности и обострение инфляции.

При инфляции спроса в платежном обороте существует определенный «навес» избыточной массы денежных средств по сравнению с ограниченным предложением, что и вызывает повышение цен и обесценение денег.

Инфляцию издержек рассматривают обычно с позиций роста цен под воздействием нарастающих издержек производства, прежде всего роста затрат на заработную плату. Повышение цен на товары сокращает доходы населения, и требуется индексация заработной платы. Ее увеличение приводит к росту издержек на производство продукции, сокращению прибыли, объемов выпуска продукции по действующим ценам. Желание сохранить прибыль заставляет производителей повышать цены. Возникает инфляционная спираль: возрастание цен требует увеличения зарплаты, увеличение зарплаты влечет за собой повышение цен - теория «инфляционной спирали» заработной платы и цен.

Инфляция издержек может быть лишь в том случае, если увеличиваются издержки на единицу продукции и в связи с этим поднимаются цены. Однако заработная плата является лишь одним из элементов цены и, как правило, производство товаров дорожает за счет увеличения затрат на приобретение сырья, энергоносителей, оплату транспортных услуг. Повышение материальных затрат во всем мире - закономерный процесс в связи с удорожанием добычи, транспортировки сырьевых ресурсов и энергоносителей, и это всегда будет влиять на рост издержек производства. Противодействующим фактором выступает использование новейших технологий, снижающих затраты на единицу продукции.

Рост заработной платы вызывает рост издержек производства и соответственно рост цен, если происходит одновременное ее повышение в основных отраслях хозяйства вне взаимосвязи с ростом производительности труда. В реальной жизни рост заработной платы в масштабах государства всегда значительно отстает от роста цен и полной компенсации никогда не осуществляется.

При инфляции издержек количество денег с учетом скорости их обращения «подтягивается» к возросшему уровню цен, вызванному воздействием неденежных факторов со стороны производства и предложения товаров. Если масса денег быстро не адаптируется к возросшему уровню цен, начинаются проблемы в денежном обороте - дефицит платежных средств, неплатежей, а вслед за этим и спад, остановка производства, сокращение товарной массы.

Инфляция издержек и инфляция спроса взаимосвязаны и взаимообусловлены, их трудно четко подразделить. Избыточная денежная масса в экономике всегда порождает повышенный спрос, вызывая неравновесие рынков в сфере совокупного спроса и совокупного предложения, реакцией на которое выступает рост цен. Являясь продуктом разбалансированного денежного рынка, инфляция спроса распространяется дальше, поражая производство и потребление, деформируя потребительский спрос, усиливая неравномерность и непропорциональность развития различных сфер хозяйствования, приводя в конечном счете к инфляции издержек.

Любая современная система экономики инфляционна, и в ней действуют факторы, относимые и к инфляции спроса, и к инфляции издержек.

Большую роль в развитии инфляционных процессов играют внешнеэкономические факторы. Они проявляются тогда, когда страна активно использует импортные товары. Закономерный рост мировых цен на сырье и энергоносители всегда провоцирует нарастание инфляции издержек. Импортные цены не только «подталкивают» цены национальной продукции, но и повышают издержки производства при использовании импортных комплектующих изделий, повышая стоимость готовой продукции.

Особое влияние на инфляционные процессы оказывает приток иностранных займов, валюты, так как ввоз иностранной валюты и скупка ее центральным банком увеличивают денежную массу в стране, способствуя тем самым обесценению денег, усилению инфляции. Здесь немалое значение имеет взвешенная денежная политика, проводимая центральным банком страны в части создания валютных запасов, использования механизма регулирования и формирования валютного курса и одновременно снижения его инфляционного давления на экономику.

Важным инфляционным фактором является и долларизация экономики, когда доллар становится параллельной валютой, выполняя функции денег. Наличие в денежном обороте более твердой валюты вытесняет из обращения национальную и ускоряет снижение ее курса.

Инфляция может вызываться адаптивными инфляционными ожиданиями, связанными с воздействием политической нестабильности, с деятельностью средств массовой информации, потерей доверия к правительству. На фоне больших инфляционных ожиданий и роста курса иностранной валюты население предпочитает держать свои сбережения не в национальной валюте.

Адаптивные инфляционные ожидания стимулируют наращивание текущего спроса в ущерб сбережениям и инвестиционным возможностям кредитной системы, что делает их еще более устойчивыми, так как ускоряется денежный оборот.

Инфляция может быть спровоцирована налоговой политикой государства. В условиях инфляции формирование доходов бюджета происходит на инфляционной основе - при спаде производства прибыль образуется преимущественно за счет роста цен, а не за счет создания реальных материальных ценностей. Если в бюджет изымается большая часть прибыли хозяйства, то усиливается тенденция уклонения от уплаты налогов, снижаются возможности инвестиционной активности. При падении объемов производства налог на добавленную стоимость только усугубляет инфляцию, он впрямую влияет на увеличение цен.

Налоговая политика государства может преследовать фискальную или регулирующую цель. При стагфляции решающим направлением бюджетной политики должно быть стимулирование частного предпринимательства и сбережений населения, эффект от создания противовеса инфляционным процессам компенсирует предшествующие налоговые потери государства.

Инфляция может воспроизводиться и из-за политической нестабильности в государстве и социальной активности населения, связанной с забастовками в базовых отраслях экономики. В России политический фактор сыграл важную роль в развитии инфляции.

В процессе преобразования планово-распределительной системы в рыночную в российской экономике в наибольшей степени проявилась корректирующая инфляция, обусловленная объективными процессами трансформации структуры внутренних цен. В новых условиях хозяйствования нельзя было оставить старую систему ценообразования, фактически регулирующую прибыль и рентабельность, доходы и расходы бюджета, спрос и предложение продукции, занятость, состояние экспорта и импорта, платежного баланса, валютного курса.

При закрытости экономики государственное регулирование цен создавало относительно стабильное макроэкономическое равновесие.

Либерализация всех сфер хозяйственной жизни резко нарушила это равновесие, а результатом отпуска цен была трансформация стоимостных пропорций в хозяйстве. Это вызвало сильную корректирующую инфляцию. Рост цен в потребительском секторе к концу 1992 г. увеличился в 26 раз, в производственном секторе - в 34 раза, что связано с существовавшими неоправданно низкими ценами на сырьевые ресурсы и энергоносители.

Изменение структуры внутренних цен - процесс долгий и неоднозначный. Он зависит от многих факторов, связанных с развитием производства внутри страны, в отдельных регионах, а также с объемом и структурой импортных поставок, изменением курса рубля по отношению к другим валютам. Трансформация соотношений внутренних цен происходит на протяжении всех лет реформ, и общей тенденцией является сближение внутренних и мировых цен.

Инфляция классифицируется в зависимости от темпов роста цен. Она подразделяется на ползущую со среднегодовыми темпами прироста цен от 5 до 10%, характерную для развитых стран, где происходит небольшое умеренное обесценение денег из года в год, и это признается неизбежным моментом нормального развития рыночной экономики и рассматривается в качестве фактора экономического роста.

Галопирующая инфляция (прирост цен 10-50%) и гиперинфляция характерны для развивающихся стран, переходящих от планово-распределительной системы к рыночной. Она рассматривается как негативное явление, вызывающее социально-экономическое и политическое напряжение в обществе.

Грань между приведенными видами инфляции условна, но общим признаком является возрастание скорости оборота денежных средств, резкое снижение совокупной покупательной способности денежной массы и уход из денежного оборота не только разменной монеты, но и последовательно мелких бумажных купюр.

Галопирующая инфляция делает бессмысленным денежные накопления с целью приобретения товаров не только длительного пользования и отдаленного спроса, но и непродовольственных товаров повседневного спроса. В результате усиливаются инфляционные ожидания и происходит переориентация покупательского спроса практически полностью на продовольственные товары.

В рамках гиперинфляции следует выделить супергиперинфляцию, при которой рост цен составляет свыше 50% и более в месяц. В России в 1992 г. цены возросли более чем в 26 раз. Общий индекс цен за четыре года к концу 1995 г. повысился в 4500 раз. Примером гиперинфляции может служить состояние денежного обращения после войны. В Германии после первой мировой войны цены в 1923 г. возросли в 1,3 трлн раз (при проведении денежной реформы в 1923 г. одна новая марка обменивалась на 1 трлн старых марок).

В Венгрии в 1946 г. один довоенный форинт приравнивался к 829 октильонов форинтов .

В зависимости от продолжительности различают хроническую инфляцию и стагфляцию, когда инфляция сопровождается падением производства, что также характерно для современной России.

Социально-экономические последствия инфляции выражаются в:

Перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;

Обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;

Постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;

Неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;

Искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;

Закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;

Сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;

Обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;

Возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;

Активном развитии теневой экономики, в ее «уходе» от налогообложения;

Снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;

Социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий.

8.2. Особенности инфляции в России

8.2.1. Причины и формы проявления инфляции в условиях планово-распределительной системы

В каждой стране инфляционный процесс имеет специфику, связанную с совокупностью причин и факторов, его вызывающих.

Современную инфляцию в России нельзя рассматривать без учета специфичности планово-распределительной системы хозяйствования. без учета политических и экономических процессов, произошедших за последние годы. В связи с этим необходимо выделить причины инфляционных процессов в дореформенных условиях и причины, усугубившие инфляцию при переходе к рыночным отношениям и вызвавшие гиперинфляцию.

Важным фактором инфляционных процессов в стране выступала планово-распределительная система хозяйствования. Она способствовала затратному механизму хозяйствования и нарушению материальной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве, что вызывалось диспропорциями во всех сферах экономики, но прежде всего в:

Распределении национального продукта на фонд накопления и фонд потребления и на базе этого проведении активной инвестиционной политики;

Производстве средств производства и товаров народного потребления;

Системе государственного ценообразования;

Доходах и расходах государственного бюджета (дефицит);

Кредитных и финансовых ресурсах.

Зарождавшиеся инфляционные процессы в нашей стране были обусловлены диспропорциями в сложившейся структуре народного хозяйства, в которой предпочтение отдавалось производству средств производства и вооружений при крайне недостаточном уровне промышленного производства потребительских товаров и услуг, слабом развитии сельского хозяйства при огромных и неэффективных инвестициях в него.

Условия для разбалансированности народнохозяйственных пропорций создавала на протяжении последних десятилетий повышенная инвестиционная активность. Народное хозяйство не в состоянии было осваивать наращиваемые объемы капитальных вложений, поскольку не учитывались ресурсные возможности страны, что оборачивалось удорожанием стоимости строительства, растягиванием сроков и ростом незавершенного строительства, достигавшим 2/3 суммы инвестиций.

Планово-распределительная система создавала затратный механизм хозяйствования и разбалансирования товарно-денежных отношений.

Использование отдельных рыночных элементов в управлении экономическими процессами в нашей стране было предусмотрено еще хозяйственной реформой 1964 г. Однако в результате сохранения жесткой централизации планирования управления, детальной регламентации деятельности всех хозяйственных звеньев реформа, разладив старый механизм хозяйствования, не создала новый и привела к обострению противоречий в экономике, способствовала углублению товарно-денежной несбалансированности в народном хозяйстве.

Провозглашенная самостоятельность предприятий, введение полного хозрасчета не сочетались с административной системой управления производством - диктатом министерств и ведомств. Приоритет ведомственных интересов над общественными, жесткий план и фондирование основной массы материальных ресурсов, невозможность распоряжаться изготовленной продукцией и заработанными средствами сдерживали инициативу предприятий и объединений, снижали стимулы эффективного хозяйствования.

В основу хозяйствования был поставлен план, по выполнению которого оценивалась работа предприятий, объединений, министерств и ведомств. Несмотря на фондирование материальных ценностей, плановые задания не всегда подкреплялись соответствующим обеспечением материальных и трудовых ресурсов, а в строительстве - и строительными механизмами. Это позволяло направлять усилия многих коллективов предприятий не столько на выполнение плана, сколько на его корректирование. У большинства предприятий планы производства в течение года неоднократно пересматривались и, как правило, в сторону снижения. При этом фонды оплаты труда либо оставались неизменными, либо увеличивались.

С учетом уровня выполнения плана, который не всегда отражал реальный вклад коллектива предприятия или организации в экономику, формировались фонды экономического стимулирования. Несовершенство механизма формирования фондов экономического стимулирования приводило к тому, что они росли быстрее фондообразующих показателей: прибыли, реализации, производительности труда. Заниженность плановых заданий, нередко их подгонка под фактически выполненный уровень давали возможность значительно завышать вознаграждения и выплачивать незаработанные средства.

Стремление выполнить план любой ценой, не считаясь с затратами, приводило к снижению эффективности общественного производства, расточительному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, разбалансированности материальных и стоимостных пропорций. При этом не сыграли должной роли повышение значимости таких показателей, как прибыль и реализация, заинтересованности в них как фондообразующих показателях и на базе этого снижение себестоимости выпускаемой продукции. Рост затрат компенсировался во многих случаях ростом оптовых цен.

Широко распространились многопрофильные, неспециализированные производства, продукция которых не отличалась высоким качеством, но требовала огромных затрат. Не учитывалась экономическая целесообразность создания собственных строительных организаций, производства инструментов, оснастки, создания агроцехов, цехов ширпотреба и т.д.

В строительстве капитальные вложения распыляются по многочисленным стройкам и объектам, не обеспечивается сопряженность в обеспечении строек трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами и в результате повсеместно не соблюдаются сроки строительства, а его сметная стоимость возрастает в несколько раз. Огромные капитальные вложения в «проекты века» затрудняли балансирование государственного бюджета (который стал дефицитным), нарушали пропорции денежного оборота. Нарастает дефицитность экономики.

В стране все годы существовал острейший дефицит сырья, материалов, оборудования, производственных мощностей, хотя страна производила больше всех в мире металла, топлива, электроэнергии, хлопка и т.д.

Материально-финансовая несбалансированность приводила к тому, что в стране был создан огромный парк бездействующих мощностей, производимые и закупаемые за рубежом станки и оборудование не устанавливаются в цехах по десять-пятнадцать лет из-за несоблюдения сроков строительства, в результате отсутствия материалов, механизмов, рабочих рук. Однако строительство и ввод новых мощностей продолжались, при этом не учитывалась их сопряженность со смежными отраслями. В результате металлургия отставала от машиностроения, сельское хозяйство - от перерабатывающих отраслей, дорожного строительства, хранилищ, животноводство - от кормовой базы и т.д.

Все это приводило к огромным материальным и денежным потерям, разбалансированности экономики, к росту дефицита одних товаров при перепроизводстве других, к разбалансированности денежной и товарной массы. Таким образом, создавался затратный механизм хозяйствования, усугубляемый системой плановых заданий, которые выполнялись в ряде случаев независимо от значительных затрат.

В стране создавался избыточный платежеспособный спрос как у населения, так и у государственных предприятий. Предприятия, создав за счет прибыли различные фонды экономического стимулирования, не могли зачастую их использовать из-за отсутствия материалов, оборудования, новых технологических линий и т.д.

Неудовлетворенный платежеспособный спрос населения и хозяйственных организаций, с одной стороны, отрицательно влиял на денежный оборот и денежное обращение; с другой - создавал значительные ресурсы для роста кредитных вложений и финансирования государственного бюджета, что, в свою очередь, способствовало расширению масштабов затратного механизма хозяйствования.

Большую роль в развитии инфляции играет расширение масштабов кредитования сверх реальных потребностей экономики, что ведет к росту эмиссии кредитных средств и наращиванию платежеспособного спроса. Его развитие зависит от масштабов участия кредита в покрытии непроизводительных расходов государства, структуры банковских операций, использования кредитов в финансовых операциях хозяйства, когда теряются принципы краткосрочного кредитования и кредит начинает терять свою основу, превращаясь в безвозмездное финансирование. В СССР в 80-е гг. кредит становится основным источником формирования оборотных средств, резко сокращая долю собственных ресурсов. Он перестает регулировать денежный оборот, перенасыщение его денежными и платежными средствами.

Кредит содействовал деформации пропорций между доходами и расходами государства, постепенному наращиванию бюджетного дефицита, который полностью покрывался ресурсами банка (табл. 8.1).

По мере увеличения бюджетного дефицита кредиты Госбанка Министерству финансов все увеличивались и в 1990 и 1991 гг. они превысили кредиты народному хозяйству.

Негативное воздействие на денежный оборот оказало неоправданное развитие сферы платежных кредитов, задачей которого было покрытие разрыва в платежном обороте хозяйств и сокращение неплатежей в народном хозяйстве. Упрощенный порядок предоставления и оформления этого кредита, неограниченность лимитами позволили неоправданно насыщать денежный оборот платежными средствами за счет перекредитования хозяйственных органов (одни и те же ценности кредитовались по два-три раза) и втягивать эти ссуды в покрытие финансовых прорывов.

Отрицательную роль сыграл кредит в создании товарно-денежных диспропорций, в обострении товарного дефицита, создавая платежные средства, необходимые для накопления запасов товарно-материальных ценностей в размерах, превышающих действительную потребность в них.

Таблица 8.1

Показатель

1986 г.

1987 г.

1988 г.

1989 г.

1990 г.

1991 г.

Кредиты народному хозяйству и населению

521,4

452,6

430,4

404,6

391,2

364,4

Кредиты Госбанка Министерству финансов

106,7

125,7

180,2

267,7

350,5

511,2

Задолженность бюджета по возмещению разниц в ценах на сельскохозяйственную и другую продукцию

11,3

14,9

20,5

30,3

39,6

61,6

В условиях несбалансированного плана и недостатков материально-технического снабжения хозяйственные организации стремились накапливать материальные ценности, не считаясь с имеющимися денежными ресурсами, что усугубляло материально-стоимостные диспропорции, приводящие к обострению товарного дефицита, нарастанию денежных накоплений, не подкрепленных товарными ресурсами. В результате в 1971-1985 гг. не был обеспечен товарами каждый второй рубль, выпущенный в обращение. За 1971-1985 гг. количество наличных денег в обращении возросло в 3,1 раза, вклады в сберкассы - в 5,2 раза, производство товаров народного потребления - только в 2 раза.

Процесс разбалансированности народного хозяйства усугублялся широким вовлечением кредита в покрытие финансовых прорывов на всех уровнях народного хозяйства, что приводило к увеличению денежной массы в обращении.

Важным фактором инфляционных тенденций в стране выступала государственная система ценообразования. Поддержание многих цен на искусственно стабильном, или низком, уровне в отрыве от происходивших изменений в производстве, спросе и предложении приводило к их деформации, неравновесному уровню по соотношению стоимости отдельных товаров и услуг. Кроме того, директивное установление цен не позволяло избыточной денежной массе в активной форме воздействовать на динамику цен. В условиях дефицитности товаров государственное регулирование цен не способствовало устранению структурных диспропорций в производстве, потреблении и еще больше усиливало избыточный платежеспособный спрос.

Инфляционные процессы в 70-80-х гг. набирали силу как в сфере денежного обращения, так и в сфере безналичного платежного оборота. Это проявлялось в стремлении завышать оптовые и розничные цены либо в постепенном исчезновении товаров, цены на которые оставались стабильными. Уже в этот период наблюдаются крупные диспропорции между оптовыми, розничными и закупочными ценами, которые не отражали общественно необходимые затраты труда и качество изделий, их потребительские свойства, не учитывали соотношения спроса и предложения и значительно отличались от мирового уровня.

Регулярно пересматривая оптовые, закупочные цены, государство оставляло неизменными низкие розничные цены. Это требовало широкого использования дотаций государственного бюджета и порождало ситуацию, когда увеличение выпуска сельскохозяйственной продукции, добычи сырьевых ресурсов увеличивало убытки государства. При этом надбавки к закупочным ценам распределялись по отдельным регионам страны не с учетом эффективности производства той или иной сельскохозяйственной продукции, а с учетом затрат. Чем выше себестоимость выпускаемой продукции, тем в большем размере компенсировались затраты государства. Такая практика порождала иждивенческие настроения и незаинтересованность в эффективном хозяйствовании.

Недостаточно обоснованная дифференциация цен способствовала возникновению дефицитности одних товаров и оседанию других в торговле и промышленности. Все это приводило к спекуляции, развитию натурального обмена либо затовариванию. У производителей продукции не было стимулов повышать ее качество, снижать себестоимость. В эти годы осуществлялись огромная ежегодная уценка и списание товаров в торговле (составляющие 1,5-2 млрд. руб.).

Большую роль в разбалансированности хозяйства сыграло проведение либерализации хозяйственных отношений во всех отраслях экономики, включая банковскую и финансовую сферы, внешнеэкономическую деятельность, валютные отношения, без создания надлежащих правовых основ и без учета большой внутренней и внешней задолженности государства.

Расширение самостоятельности предприятий, переход на практику договорных цен и изменение порядка расходования прибыли, которая в значительной своей доле оставалась в распоряжении хозяйств, затем принятие закона о кооперации (которая быстро освоила технику обналичивания безналичных средств) привели к резкому увеличению в 1990 г. налично-денежной массы, значительно превышающей товарное предложение.

В дальнейшем, когда предприятиям была предоставлена свобода в выборе ассортимента выпускаемой продукции, порядка ее сбыта, а позже в выходе на внешний рынок, товарный дефицит стал тотальным.

Особое место в развитии инфляции занимает дефицит государственного бюджета. Радикальная экономическая реформа, начатая в 1985 г., предусматривала ускоренное развитие производства на базе масштабных увеличений капитальных вложений в машиностроение, за счет которого предполагалось обновить основные фонды и повысить эффективность хозяйствования. Для этих целей активно использовался бюджет, дефицит которого из года в год нарастал: с 47,8 млрд руб. в 1986 г. до 150,0 млрд руб. в 1991 г.

Дефицитность экономики в определенной степени балансировалась огромными импортными поставками, которые стали возможны за счет интенсивной добычи и экспорта нефти, резкого увеличения цен на нее на мировом рынке. В то же время отсталая структура экспорта сделала внешнюю торговлю уязвимой для колебаний цен на нефть. Их падение повлекло за собой огромные потери для государственного бюджета.

Сокращение доходов государства было связано не только со снижением поступлений от экспорта энергоносителей, сокращением импорта товаров народного потребления, с проведением антиалкогольной политики. В то же время резко увеличивались непредвиденные расходы по ведению афганской войны, затраты, связанные с ликвидацией последствий аварий в Чернобыле, Спитаке. Одновременно государство расширяло круг социальных льгот, включая повышение заработной платы, максимальных размеров пенсий и т.д.

Нарастание дефицита бюджета требовало применения рестриктивной финансовой политики, которая не была осуществлена. В то же время с 1 января 1991 г. более чем на 50% повышаются оптовые цены промышленности при сохранении фиксированных розничных цен, что означало увеличение дотации из государственного бюджета, повышение его дефицитности и увеличение денежной массы в обращении.

Повышение в апреле розничных цен в среднем на 55% снизило на 1/3 «денежный навес».

Отрицательную роль в стабилизационных мероприятиях союзного правительства сыграл ЦБРФ, проводивший политику денежно-кредитной экспансии, увеличивший почти в 2 раза выдачу наличных денег, бюджетных кредитов российскому правительству. В результате в 2 раза увеличиваются денежная масса и количество наличных денег. С этого момента государство фактически потеряло контроль за денежным оборотом и эмиссией денег.

В условиях трансформирующейся экономики инфляция особо опасна как для социальной, так и для экономической жизни общества. Наряду с инфляцией развитого рынка, она имеет свои особенности, которые порождаются накопленными деформациями предшествующей эпохи и спецификой незрелого рынка. Все эти факторы следует предусматривать при разработке антиинфляционных мер.

В переходной экономике рыночное регулирование не могло осуществляться вместе с отказом от государственного социализма. В ней фактически отсутствовали основы рыночной инфраструктуры, конкурентная среда, резервные фонды, без которых, как правило, рыночная экономика не может эффективно функционировать. Также отсутствовали институциональные предпосылки, в том числе хозяйственного права, защищающего интересы инвесторов и частных собственников. 1

Сфера товарного предложения не могла опираться на мобильность ресурсов, так как еще не был создан рынок капиталов, и была неэластична. Это указывает на то, что экономика была лишена факторов развития, которые отвечали за адаптацию предложения к постоянно изменяющемуся спросу. Если ресурсы отраслей не могут перемещаться в точки роста и предложение не может реагировать на спрос, то чрезмерно повышенный спрос неизбежно оборачивается инфляционными процессами.

Инфляционный процесс связан с таким ростом цен, который не вызван непосредственным возрастанием затрат на производство. Инфляция - есть результат макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение.

В целом понятие инфляции (от лат. inflatio - вздутие) можно расценивать как процесс обесценивания денег вследствие переполнения каналов денежного обращения бумажными деньгами. Вызывает устойчивое превышение совокупного спроса над совокупным предложением.

Инфляция проявляется в первую очередь в форме повышения уровня товарных цен, а также в форме относительного удорожания золота и иностранной валюты. Под влиянием общего роста цен деньги обесцениваются, т.к. на денежную единицу страны можно купить все меньше и меньше товаров и услуг, покупательная способность денег падает. Но понятие обесценения денег более широкое, чем инфляция. Не всякое обесценение денег вызвано этим экономическим процессом. Повышение цен и появление излишнего количества денег - это лишь внешнее проявление инфляции, ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия.

Для современной рыночной экономики инфляция стала неотъемлемым явлением, прежде всего в силу того, что современный рынок далек от условий совершенной конкуренции. На основе этого можно выделить следующие инфляционные факторы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства. Дезорганизация денежного обращения в результате неправильной политики Центрального Банка, из-за чего в обращении появляется избыточная масса денег. Возникновение крупных институтов частной власти , в качестве которых выступают крупнейшие фирмы, транснациональные корпорации (олигополии и монополии), которые получают сверхприбыли за счет поддержания высокого уровня цен и сдерживания предложения.

Усиление профсоюзов . Обострение инфляционного процесса вызвано требованиями профсоюзов повышения заработной платы, ссылаясь на необходимость поддержания жизненного уровня своих членов. Эта ситуация в экономике называется «спираль зарплаты - цены» (или инфляционной спиралью). Как только этот процесс запускается, цены и зарплата начинают бесконечно повышаться и остановить этот процесс непросто. Индексация денежных доходов населения (прежде всего заработной платы и социальных трансфертов). При необоснованно высоких ее размерах, вызванных давлением профсоюзов, политических партий, ошибочными прогнозами в части инфляционного роста цен, индексация становится фактором формирования избыточного денежного спроса.

Современная экономика становится все более сервисно-ориентированной с преобладанием доли занятых в сфере услуг. Отмечается, что производительность труда в этой сфере растет медленнее, чем в производственном секторе, а заработная плата - теми же, а зачастую и более высокими темпами, что усиливает дисбаланс между денежным спросом и совокупным предложением.

Рост «открытости» экономики страны, втягивание ее в мировые хозяйственные связи, вызывает опасность «импортируемой» инфляции. В условиях неизменного курса валюты, страна каждый раз испытывает воздействие «внешнего» повышения цен на импортируемые товары. Вместе с тем, возможности бороться с этим типом инфляции, достаточно ограничены.

Нерациональная структура экономики. Если в стране значительную долю производства занимает военно-промышленный комплекс, то это означает, что на рынок выходят значительные денежные суммы, полученные работником данной сферы. В то же время продукция ВПК на внутренний рынок не поступает, и возникает несоответствие между спросом и предложением.

Одной из причин инфляции имеющей особое значение в нашей стране - это так называемые «инфляционные ожидания». Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающийся характер инфляции. Так население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработной платы. Население запасается товарами впрок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию.

Инфляция измеряется индексами цен , т.е. процентным отношением средневзвешенных цен одного периода к средневзвешенным ценам базового периода. В практике применяются индексы оптовых цен, индексы розничных (потребительских) цен, индексы цен - дефляторы ВНП, индексы экспортных и импортных цен и др.

Индекс потребительских цен (розничных) цен рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя. В общем виде его можно представить так:

Под индексом цен, используемых в роли дефляторов ВНП, понимается группа индексов, характеризующих изменение рыночных цен на важнейшие компоненты конечной продукции и услуг. Они отличаются от ИПЦ тем, что оценивают стоимость текущего объема производства в текущих ценах кроме того, дефлятор связан с товарами и услугами, которые его образуют, тогда как ИПЦ - лишь с теми, которые входят в потребительскую корзину. Он выглядит следующим образом:

В зависимости от разных обстоятельств инфляционное обесценение денег можно разделить на следующие виды:

По характеру этого процесса:

  • · открытая инфляция - ничем не сдерживаемый, свободный и продолжительный рост цен;
  • · скрытая, или подавленная, инфляция - государство устанавливает жесткий контроль над ценами в условиях товарного дефицита. При этом допускается снижение качества продукции без уменьшения цен на нее, искусственно завышаются цены на якобы новые изделия. Одновременно растут цены на черном рынке.

По месту распространения:

  • · национальная инфляция - рост цен происходит в границах одной страны;
  • · мировая инфляция - охватывает группу стран или все мировое хозяйство.
  • · по темпам повышения цен:
  • · ползучая инфляция - цены поднимаются постепенно, но неуклонно - примерно на 10% в год;
  • · галопирующая инфляция - цены возрастают быстро - от 20 до 200% в год: такой темп может вызвать тяжелые экономические и социальные последствия (падение производства, закрытие многих предприятий, снижение уровня жизни населения и т.п.);
  • · гиперинфляция - катастрофический рост цен - 500 - 1000% и более в год. Вызывает крах денежной системы. Деньги начинают утрачивать свои функции. Это происходит, когда заработная плата выдается не деньгами, а талонами и купонами, на которые приобретаются продукты по установленным ценам.
  • · по степени сбалансированности / ожидаемости их роста:
  • · сбалансированная инфляция (цены изменяются в одном направлении и примерно одинаковыми темпами);
  • · несбалансированная инфляция (в одних секторах цены растут разными темпами, а в других могут сокращаться);
  • · ожидаемая инфляция (предсказывается и прогнозируется заранее);
  • · неожиданная инфляция (внезапный скачок цен, который может спровоцировать инфляционные ожидания).

Особенности инфляции во многом зависят от различий в экономических системах. Данный фактор сказывается на формах ее проявления и видах. Виды инфляции создаются самим рынком. В результате непомерной денежной эмиссии, при которой рост денежной массы масштабно и мгновенно опережает товарную, страна может неизбежно прийти к открытой инфляции.

Перейдем к характеристике отдельных видов открытой инфляции, вызванной деформациями самого рынка, чтобы наглядно рассмотреть сущность данного экономического явления.

Таким образом, инфляция - это результат разбалансирования совокупного спроса и предложения в обществе. Следовательно, всякое увеличение количества денег в обращении или скорости их оборота приводит к росту совокупного спроса, и наоборот. Рост денежной массы в обращении, влекущий за собой рост совокупного спроса, может быть вызван разными причинами: экспансионистской финансовой политикой, политикой государства, инвестиционным бумом, структурным сдвигом в потребительском вкусе и др.

Мы выяснили, что причины инфляции разнообразны. А Повышение цен и появление излишнего количества денег - это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия.

Рассмотрев виды инфляции, мы выяснили, что в современном мире инфляция представляет собой многоплановый и сложный экономический процесс. Деление инфляции на модели является достаточно условным, поскольку конкретный инфляционный процесс может сочетать в себе характерные черты различных моделей инфляции, но оно необходимо для формализации знаний об инфляции и более точного научного исследования инфляционных процессов.