Варианты организации управленческого учета детализация плана счетов. Учет для управления

Руководитель проекта сайт, автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги

Нужно отметить, что сейчас в некоторых компаниях активно внедряются международные стандарты финансовой отчетности (IAS).

В этих стандартах есть свой план счетов. Он отличается от российского варианта более логичной структуризацией счетов. По первой цифре в номере счета можно сразу понять, какой тип элемента финансовой отчетности детализирует данный счет. То есть в нем все счета разбиты на группы, в соответствии с элементами финансовой отчетности (активы, обязательства, капитал, доходы, расходы), только некоторым из них соответствует несколько групп.

Например, план счетов в международных стандартах может состоять из следующих групп:
1. Первая группа счетов – текущие (оборотные) активы.
2. Вторая группа счетов – постоянные (внеоборотные) активы.
3. Третья группа счетов – текущие (краткосрочные) обязательства.
4. Четвертая группа счетов – долгосрочные обязательсва.
5. Пятая группа счетов – капитал.
6. Шестая группа счетов – доходы от основной деятельности.
7. Седьмая группа счетов – производственные и коммерческие расходы по основной деятельности.
8. Восьмая группа счетов – общефирменные расходы по основной деятельности.
9. Девятая группа счетов – доходы и расходы по неоперационной деятельности.

Естественно, что в рамках каждой группы счетов может быть своя детализация на подгруппы.

Кстати, если перед компанией стоит задача только получать отчетность по международным стандартам, то вести учет с использованием плана счетов, применяемого в МСФО, вовсе не обязательно. В главе "Методика формирования управленческой отчетности" книги "Постановка и автоматизация управленческого учета" подробно рассмотрены принципы и примеры построения фактической управленческой отчетности.

Из этих примеров очевидно, что для составления отчетов абсолютно не важно, как будут группироваться и нумероваться счета. Программе, используемой для автоматизации управленческого учета , вообще не важно, как пользователь нумерует счета. У программы есть своя внутренняя нумерация.

То есть для программы все равно, как нумеровать счет основных производственных затрат. Ему можно присвоить номер 20, как в российских стандартах учета, или, например, 7100, как в МСФО. Запрос к этому счету для получения соответствующего управленческого отчета от этого никак не зависит.

Поэтому при организации управленческого учета , если нет необходимости (например, жесткое требование акционеров), то можно применять план счетов, используемый в российских стандартах отчетов. Так даже будет более понятно тем специалистам, которые будут заниматься непосредственным вводом данных о совершенных хозяйственных операциях, поскольку они уже привыкли к российскому плану счетов. Да и при настройке методики формирования управленческой отчетности опять-таки нужно будет использовать план счетов, т.к. запросы строятся именно к конкретным счетам, записанным в журнале проводок.

Хотя как раз именно из-за привычности к плану счетов могут возникать проблемы при внедрении управленческого учета, особенно если речь идет о группе предприятий. В одном мебельном холдинге при постановке управленческого учета возникала проблема, связанная с созданием единого управленческого плана счетов.

При разработке данного плана счетов за основу решили взять российский план счетов. Но при этом у каждой компании холдинга был свой план счетов, который отличался от других. Естественно, что каждый главный бухгалтер просто насмерть стоял и не хотел отступать от своего плана счетов. Все они утверждали, что за основу нужно взять именно тот план счетов, который используется в их компании.

В данный спор пришлось вмешаться генеральному директору холдинга, чтобы волевым решением утвердить тот вариант плана счетов, который был подготовлен финансовым директором холдинга.

Итак, для ведения управленческого учета не обязательно использовать план счетов, применяемый в МСФО. При разработке управленческого плана счетов за основу можно взять план счетов, используемый в бухгалтерском учете, но, как правило, он требует доработки.

Причем, чаще всего, эта доработка заключается в том, что бухгалтерский план счетов "увеличивается в ширину" и "уменьшается в длину". То есть само количество счетов, используемых в управленческом учете, может быть меньше, а вот количество аналитик по счетам, скорее всего, придется увеличить.

Хотя на самом деле все зависит от форматов управленческих отчетов, которые должны будут регулярно составляться в каждой конкретной компании. Ведь одной из основных задач управленческого учета является формирование отчетов, а план счетов – это всего лишь технический инструмент, используемый при вводе данных и при формировании отчетов.

Сначала должны разрабатываться именно формы отчетов, а план счетов – потом. Поэтому такой этап проекта, как разработка форматов управленческой отчетности, является очень важным. От форм зависит план счетов, от плана счетов будет зависеть регламент управленческого учета, в котором должны быть предусмотрены все функции необходимые для сбора, обработки и ввода данных. Понято, что чем более детальные отчеты нужны, тем более "аналитичный" план счетов для этого потребуется, а значит, и времени на сбор данных для ввода будет тратиться больше.

Примечание : более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме

Система управленческого учета базируется на планировании, контроле, учете и оценке эффективности работы отдельных подразделений и компании в целом. Для эффективного управления компанией необходима сфокусированная на целях информация, позволяющая руководству принимать адекватные текущему моменту управленческие решения.

Методика управленческого учета и план счетов управленческого учета не регламентированы законодательно, поэтому каждая компания разрабатывает их самостоятельно. В целом методология должна обеспечить взаимосвязь разных информационных потоков, как основу взаимодействия всех функций управления.

  • разработка концепции и стратегического плана;
  • проведение анализа маркетинговых исследований и влияние внешних факторов;
  • требования к разработке прогнозных значений и подготовке управленческой отчетности;
  • критерии оценки эффективности;
  • правила консолидации управленческой отчетности;
  • координация деятельности подразделений;
  • процедуры мониторинга и контроллинга;
  • разработка процедур анализа управленческой отчетности и принятия решений;
  • план счетов управленческого учета.

Пример плана счетов управленческого учета

План счетов управленческого учета разрабатывается для обособленного учета и формирования отчетности. В зависимости от задач, план счетов управленческого учета может существенно различаться. При разработке управленческого плана счетов за основу можно взять рабочий бухгалтерский план счетов или кодировку счетов по МСФО.

Обычно для управленческого учета требуется расширенная детализация по ЦФО, проектам, направлениям деятельности. Для этого необходимо присвоение кодировки каждому классификатору статей затрат, подразделений, видам деятельности.

Если учет ведется в автоматизированной системе, то она должна обеспечивать взаимосвязь управленческого плана счетов с кодированными справочниками управленческого учета. Например, в программном продукте «WA: Финансист», каждый счет/субсчет имеет три вида аналитических субконто, на которых можно выбрать одну из аналитик управленческого учета. Пользователю предоставляется возможность самостоятельно добавлять новые субконто и виды субконто.

В «Финансисте» можно создать неограниченное количество планов счетов. Можно использовать двойную корреспонденцию счетов, как в обычном бухгалтерском учете. Кроме того, есть возможность не использовать двойную корреспонденцию, а вести учет, например, на забалансовых счетах.

Наименование Код Вид Вал. Субконто1 Субконто2 Субконто3
Checking Accounts 10040 АП Да Банковские счета
Receivable from Developer 11040 А Да Контрагенты Договоры
Merchandise 13010 АП Да
Provision for Inventory Devaluation 13070 АП Да
Prepaid Expense (Exclude Prepaid Interest) 15040 АП Да Контрагенты Договоры
Prepaid consumption tax 15070 АП Да Ставки НДС
Leasehold Improvements & Semi Permanent Fixture 20020 АП Да Основные средства
Accumulated Depreciation-Leasehold Improvements & Semi Permanent Fixture 20120 АП Да
Other Account Payable 32010 А Да Контрагенты Договоры
Consumption Tax (VAT) Payable 33070 АП Да Виды платежей в бюджет и фонды
Merchandise Sales - Retail 6000 АП Да Номенклатурные группы
Beg. Bal-Merchandise 65000 АП Да
с/с 65300 АП Да Номенклатура
Loss on Stock Take (Physical Inventory Adj.) 65600 АП Да
Loss on Valuation of Inventory 65720 АП Да
Transfer to Other Accounts for Finished Goods 65800 АП Да Номенклатура
Ending inventories 65900 АП Да
Depreciation expense for tangible assets 74010 АП Да Статьи затрат
Stationery & Supplies Expenses 75080 АП Да Номенклатура
Consultancy and Professional Fees 76040 АП Да Статьи затрат

Таблица 1. Пример плана счетов управленческого учета в программном продукте «WA: Финансист».

Наименование Код Вид Заб. Субконто1 Субконто2 Субконто3
Условный расход по налогу на прибыль (начислено в УУ) 99.02.1.1 А Нет Контрагенты (об)
Условный расход по налогу на прибыль (начислено по нац. стандартам учета) 99.02.1.2 А Нет
Условный доход по налогу на прибыль (начислено в УУ) 99.02.2.1 П Нет Контрагенты (об)
Условный доход по налогу на прибыль (начислено по нац. стандартам учета) 99.02.2.2 П Нет
Постоянное налоговое обязательство (начислено в УУ) 99.02.3.1 А Нет Контрагенты (об)
Постоянное налоговое обязательство (начислено по нац. стандартам учета) 99.02.3.2 А Нет Контрагенты (об)
Прибыли и убытки (начислено в УУ) 99П АП Нет
Доля миноритарных акционеров в прибылях/убытках дочерних предприятий 99П.01 АП Нет Контрагенты Договоры
Доля в чистой прибыли/убытках зависимых предприятий, учтенных по методу долевого участия 99П.02 АП Нет Контрагенты Договоры
Накопленные курсовые разницы 99П.03 АП Нет Контрагенты Договоры
Резерв изменения стоимости финансовых инструментов, удерживаемых для продажи 99П.03.1 АП Нет Контрагенты Договоры
Курсовые разницы при переводе данных из валюты учета в функциональную валюту 99П.03.9 АП Нет
Непризнанные ОНА и ОНО 99П.04 АП Нет Виды активов и обязательств Контрагенты
Непризнанные ОНА 99П.04.1 АП Нет Виды активов и обязательств Контрагенты
Непризнанные ОНО 99П.04.2 АП Нет Виды активов и обязательств Контрагенты
Прибыли и убытки (элиминация нереализованной прибыли) 99П.05 АП Нет Покупатель ВГО (об) Поставщик ВГО (об)
Прибыли и убытки 99У АП Нет Прибыли и убытки (об) Контрагенты (об)
Прибыли и убытки 99У.01 АП Нет Прибыли и убытки (об) Контрагенты (об)
Прибыли и убытки по деятельности с основной системой налогообложения 99У.01.1 АП Нет Прибыли и убытки (об) Контрагенты (об)
Прибыли и убытки по отдельным видам деятельности с особым порядком налогообложения 99У.01.2 АП Нет Прибыли и убытки (об) Контрагенты (об)
Налог на прибыль 99У.02 АП Нет
Условный расход по налогу на прибыль 99У.02.1 А Нет
Условный доход по налогу на прибыль 99У.02.2 П Нет
Постоянное налоговое обязательство 99У.02.3 А Нет Контрагенты (об)
Данные загруженные из excel Е01 АП Да Контрагенты Строки отчетности
Дополнительные строки отчетности Е02 АП Да Контрагенты Строки отчетности Колонки отчетности
НЕИЗВЕСТНО Х АП Нет
НДС при элиминации Э19 А Нет

Таблица 2. Фрагмент плана счетов управленческого учета в программном продукте «WA: Финансист».

Планирование в управленческом учете

Планирование в управленческом учете – это важный инструмент контроля рационального и оптимального использования ресурсов.

При планировании в управленческом учете берут во внимание влияние внутренних и внешних факторов:

  • экономическую ситуацию;
  • деятельность конкурентов;
  • уровень инфляции;
  • политику ценообразования;
  • сезонность продаж и т. д.

Одним из вариантов является планирование в рамках процесса бюджетирования. В основе бюджетного планирования лежит процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Бюджетное планирование может осуществляться на верхнем уровне, например, в форме бюджета доходов и расходов, бюджета по бюджетному листу. В последнем случае необходимо планирование с использованием плана счетов управленческого учета, чтобы была возможность балансировать баланс.

На основе анализа внутренних и внешних факторов, расчета альтернатив, разрабатывается оптимальный бюджет доходов и расходов на предстоящий период.

Правильно построенная система управленческого учета дает возможность получать достоверную информацию и принимать взвешенные управленческие решения.

Автоматизированная система учёта и контроля в розничной торговле

Для ведения планов счетов бухгалтерского учета в системе 1С:Предприятие используются объекты метаданных типа «План счетов». Объектами данных этого типа являются бухгалтерские счета -- учетные регистры...

Бухгалтерский учет в банках

Бухгалтерский учет на предприятии

При ведении бухгалтерского учета ООО «СО» используется единый рабочий план счетов, обязательный к применению всеми работниками бухгалтерской службы...

Ведение бухгалтерского учета на предприятии ООО "Аркада"

Система счетов бухгалтерского учета способна обеспечить любой информацией, необходимой для целей планирования, нормирования, управления и контроля за выполнением заданий...

Объекты бухгалтерского учета и соответствующие им счета

План счетов бухгалтерского учета представляет собой систематизируемый перечень счетов бухгалтерского учета, в основе которого используется классификация счетов по их экономическому содержанию...

Общая структура и порядок применения Плана счетов субъектами бюджетного учета. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете» бюджетным законодательством...

Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Назначение и содержание плана счетов бюджетного учета

Порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах учета; - порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов...

Организация компьютерного учета на примере УФКСС и ДМ Администрации г. Жуковского

Перед учетом любых хозяйственных операций прежде всего определяется план счетов, на основе которого в дальнейшем будет вестись бухгалтерский учет. На предприятиях может использоваться стандартный план счетов...

Организация учетно-операционной работы в банках

План счетов предназначен для правильного ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. План счетов - это приложение к положению Нац. Банка "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях...

План счетов бухгалтерского учета. Двойная запись

В результате интенсивной работы по унификации бухгалтерского учета все юридические лица, кроме банков и бюджетных организаций, используют новый Генеральный план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов...

Понятие и классификация расходов по обслуживанию производства и управления

ООО "Промстрой" применяет план счетов, который не противоречит Приказу Минфина РФ "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению"...

Принципы организации бухгалтерского финансового учета

В системе нормативного регулирования План счетов занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно - правового характера...

Разработка и применение плана счетов в бухгалтерском учете

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете...

Учет основных средств (требующих монтажа)

Используется хозяйственный план счетов...

Учет расчетов с персоналом по оплате труда

Рабочий план счетов бухгалтерского учёта ООО "Парус": 01 - Основные средства 01.1 - ОС в организации 02 - Амортизация ОС 02.1 - Амортизация ОС (уч. на сч.01.1) 08 - Вложение во внеоборотные активы 08.4 - Приобретение отд. объектов ОС 10 - Материалы 10...

Тема 6. Организация управленческого учета

Цель

Цель изучения темы – формирование у студентов представления о возможных вариантах организации управленческого учета на предприятии и связанных с этим проблемах.

Основные задачи:

  • изучение возможных вариантов организации управленческого учета, взаимосвязи финансовой и управленческой бухгалтерии;
  • изучение сущности интегрированной и автономной систем организации управленческого учета, их достоинств и недостатков, целесообразности реализации каждой из них в конкретных условиях;
  • изучение сущности понятия «финансовая структура предприятия», концепции децентрализации управления, принятия управленческих решений и выделения центров ответственности;
  • изучение принципов формирования и представления внутренней отчетности.

6.1. Финансовая и управленческая бухгалтерия

Как отмечалось в п. 1.3, управленческий учет – это внутренняя система предприятия, и решение о ее создании принимает руководство предприятия.

Главным аргументом в пользу организации управленческого учета является экономическая среда, те условия, в которых функционирует современное предприятие. Характерной для настоящего времени является юридическая и экономическая самостоятельность предприятий, позволяющая им делать выбор вида деятельности, ассортимента производимой продукции, определять цены реализации продукции, ее потребителей, распределять полученные доходы и т. д. Руководители предприятий должны постоянно принимать разнообразные управленческие решения, эффективность которых в значительной мере определяется составом, своевременностью и достоверностью используемой при этом информации. Причинами неудовлетворительного состояния информации, ее недостаточности, а следовательно, и необходимости организации управленческого учета, обычно являются:

  • отсутствие механизма бюджетирования деятельности предприятия, позволяющего проводить предварительный сравнительный анализ принимаемых решений, рассчитывать плановые, экономически оправданные показатели затрат, прогнозировать результаты деятельности и обосновывать перспективные решения, проводить анализ отклонений фактических показателей от плановых и выявлять их причины;
  • отсутствие «прозрачной» системы учета затрат, позволяющей не только определить их достоверную величину, но и проанализировать их по видам, статьям, местам возникновения, носителям, центрам ответственности с целью осуществления контроля;
  • отсутствие либо несовершенство системы внутренней отчетности;
  • отсутствие механизма оценки рентабельности отдельных видов деятельности, видов продукции;
  • отсутствие методик проведения анализа и принятия управленческих решений, связанных с формированием производственной программы, ценообразованием, инвестициями и т. д.;
  • отсутствие эффективных методов стимулирования руководителей структурных подразделений в снижении затрат и повышении эффективности деятельности как отдельного структурного подразделения, так и предприятия в целом.

Под организацией управленческого учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации об объектах управленческого учета.

Поскольку управленческий учет является составной частью системы управления предприятием, то от эффективности его организации и функционирования в значительной мере зависит эффективность системы управления предприятием в целом.

Вопрос создания системы управленческого учета решается администрацией предприятия. При положительном его решении необходимо определить порядок классификации затрат, степень детализации мест возникновения затрат и центров ответственности, порядок планирования, учета и контроля затрат по местам возникновения и центрам ответственности, порядок составления и представления внутренней отчетности.

Управленческий учет должен быть организован таким образом, чтобы достигалось его соответствие целям и задачам предприятия, чтобы были учтены технические особенности производства.

Наиболее сложным при принятии решения о создании системы управленческого учета является вопрос о его взаимодействии с финансовым учетом. Как отмечалось выше, финансовый и управленческий учет – это две подсистемы единой системы бухгалтерского учета, в которой финансовый учет предназначен в основном для управления финансовой и коммерческой деятельностью и для внешних пользователей, а управленческий учет – для управления производственной деятельностью и для внутренних пользователей.

На зарубежных предприятиях общая бухгалтерия подразделяется на две – финансовую и управленческую. В финансовой бухгалтерии создается информация о текущих расходах в поэлементном разрезе, о доходах, о дебиторской и кредиторской задолженности и пр. На основе этой информации составляется финансовая отчетность. Управленческая бухгалтерия аккумулирует данные о расходах и доходах организации, детализированные в той мере, чтобы быть полезными руководству организации при принятии управленческих решений.

Для отечественной практики наличие двух бухгалтерий – финансовой и управленческой пока является нетипичным. Чаще всего при положительном решении руководства предприятия о ведении управленческого учета, он организуется как аналитический, его ведут в рамках бухгалтерского учета с выделением дополнительных аналитических признаков (третьего, четвертого и прочих порядков).

Возможны два варианта обособленного ведения (взаимодействия) финансового и управленческого учета. Они называются интегрированной и автономной системами организации бухгалтерского управленческого учета.

При интегрированной системе и финансовая, и управленческая бухгалтерия работают, используя единую систему счетов бухгалтерского учета.

При автономной системе учета для каждой из бухгалтерий создается своя самостоятельная система счетов бухгалтерского учета.

При выборе одного из названных вариантов должны быть учтены организационная структура предприятия, вид его деятельности, особенности производства, объем осуществляемых хозяйственных операций и другие факторы. Кроме того, следует иметь в виду, что организация финансового и управленческого учета в единой системе счетов не всегда позволяет учесть специфику принципов управленческого учета. Обособление счетов управленческого учета позволяет улучшить информационное обслуживание управленческого персонала предприятия, создает условия для сохранения коммерческой тайны о производственных затратах, рентабельности отдельных видов продукции и пр. Однако использование автономных систем финансового и управленческого учета повышает трудоемкость учетной работы, делает практически неизбежным дублирование информации.

Важнейшим фактором как при принятии решения о создании системы управленческого учета, так и при определении формы взаимодействия двух учетных подсистем является экономическая эффективность принятого решения, т. е. те выгоды, которые получает предприятие при организации управленческого учета в той или иной форме. Экономически эффективным следует считать тот вариант организации учета, который позволяет повысить качество принимаемых управленческих решений и вследствие этого получить доходы, превышающие затраты на его реализацию.

При любом из принятых вариантов взаимодействия финансовой и управленческой бухгалтерии как на небольших, так и на крупных предприятиях целесообразно:

  • определить организационную и финансовую структуру предприятия;
  • определить состав основных задач финансового и управленческого учета, их согласование с функциями общей системы управления предприятием;
  • определить степень детализации счетов;
  • сформировать учетную политику для финансового и управленческого учета;
  • определить технологию сбора и обработки информации, разработать схему документооборота для финансового и управленческого учета;
  • создать систему внутренней отчетности, определить порядок представления информации внутренним пользователям для контроля, анализа и принятия управленческих решений;
  • определить методику контроля и анализа реализации решений, принятых на основе информации управленческого учета.

6.2. Интегрированная и автономная система управленческого учета

Как отмечалось в п. 6.1, сущность интегрированной (однокруговой) системы учета состоит в том, что финансовая и управленческая бухгалтерия используют единую систему счетов и бухгалтерских проводок, а автономной (двухкруговой) системы – в том, что каждая из систем учета (финансового и управленческого) является замкнутой.

Интегрированная система учета, основанная на использовании единой системы счетов, – традиционный вариант для российского бухгалтерского учета. Он повсеместно применяется на практике. Счета управленческого и финансового учета, отражающие затраты на производство, ведутся в единой системе счетов бухгалтерского учета без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета. При этом обеспечивается прямая корреспонденция счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами финансового учета, которыми являются счета учета доходов и расходов. В этом случае системность учета предполагает единство принципов отражения учетной информации, взаимосвязь регистров учета и внутренней отчетности, обеспечение в необходимых случаях согласования данных управленческого учета с показателями финансового учета и отчетности, формирование единой учетной политики финансового и управленческого учета.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) расходы организации формируются по элементам. Для учета затрат по элементам дополнительно к используемым калькуляционным счетам 20–29 рекомендуют открывать предусмотренные действующим планом счетов бухгалтерского учета синтетические счета: 30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты». В настоящее время правила отражения операций на счетах 30–34 нормативно не определены. Однако существует множество публикаций с рекомендациями по использованию этих счетов в учете. Считается, что счета 30–34 могут использоваться при интегрированной системе организации управленческого учета и в рамках интегрированной системы учета на этих счетах целесообразно учитывать все затраты организации по их элементам. По дебету счетов 30–34 предлагают учитывать все расходы по формированию соответствующих затрат. При этом по дебету счета 30 «Материальные затраты» в корреспонденции со счетом 10 «Материалы» отражается стоимость материалов, израсходованных на производственные и другие цели. По дебету счета 31 «Затраты на оплату труда» в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражается сумма заработной платы, начисленной всем категориям работающих. По дебету счета 32 «Отчисления на социальные нужды» в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию» отражается сумма единого социального налога, страховых платежей в Фонд социального страхования, начисленных с заработной платы всех категорий работающих. По дебету счета 33 «Амортизация» в корреспонденции со счетом 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов» отражается сумма амортизации, начисленной по всем используемым в организации основным средствам и нематериальным активам. По дебету счета 34 «Прочие затраты» в корреспонденции с разными счетами отражаются затраты, относящиеся к прочим затратам организации. Ежемесячно счета по учету элементов затрат предлагают закрывать, списывая учтенные на них суммы с кредита этих счетов в дебет счета 37 «Отражение общих затрат» (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Учет затрат по экономическим элементам

Собранные на счете 37 «Отражение общих затрат» суммы рекомендуют распределять между калькуляционными счетами и записывать их в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25»Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 91 «Прочие расходы» (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Распределение затрат, учтенных по экономическим элементам

По мнению авторов приведенных рекомендаций (Г.И. Пашигорева, О.С. Савченко), организация управленческого учета и обеспечение взаимодействия финансовой и управленческой бухгалтерии по рассмотренной схеме не потребуют значительных дополнительных затрат.

По мнению других авторов (М.А. Вахрушина), при интегрированной системе учета счета 30–34 не применяются. При этом счета 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 43 «Готовая продукция» ведутся одновременно и в финансовой, и в управленческой бухгалтерии. Однако запись всех операций на них производит только управленческая бухгалтерия, а в финансовую бухгалтерию для сохранения коммерческой тайны она передает информацию только об оборотах по этим счетам за месяц и об остатках на конец месяца. Счета затрат, не имеющие сальдо (25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»), используются только в управленческой бухгалтерии. Финансовый результат определяется в управленческой бухгалтерии на счете 90 «Продажи» и затем передается в финансовую бухгалтерию. Для передачи данных из управленческой бухгалтерии в финансовую рекомендуют использовать специально выделенный передаточный счет, например счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

При автономной системе учета для каждой из бухгалтерий – финансовой и управленческой – создается своя система счетов бухгалтерского учета. Финансовый и управленческий учет выделяются как самостоятельные, и каждый представляет собой замкнутую подсистему. При этом в каждой учетной подсистеме используются парные контрольные счета одного и того же наименования. Их называют зеркальными счетами или счетами-экранами. Через эти счета осуществляется взаимосвязь между финансовой и управленческой бухгалтерией.

Система счетов управленческой бухгалтерии включает в себя счета учета затрат на производство: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Здесь они представляют собой самостоятельную систему счетов управленческого учета, отделенную от системы других синтетических счетов бухгалтерского учета. В дополнение к названным счетам добавляют счет 27 «Распределение общих затрат». Финансовая бухгалтерия эти счета не использует. Счета, предназначенные для учета запасов и для калькулирования себестоимости (10, 20, 25, 26, 43), для финансовой бухгалтерии недоступны.

Для учета затрат по элементам и в финансовой, и в управленческой бухгалтерии используют счета-экраны – 30, 31, 32, 33, 34. В финансовой бухгалтерии на этих счетах в течение периода накапливают данные по соответствующему элементу затрат без детализации по местам возникновения и видам продукции, а в конце периода эти счета закрывают на счет 35 «Расходы по обычной деятельности». Учтенные на счете 35 суммы, в свою очередь, списывают в дебет счета 90 «Продажи». При этом все запасы и затраты периода считаются по умолчанию расходами этого периода и уменьшают прибыль от продаж. Однако это чаще всего не так. Поэтому в управленческой бухгалтерии определяют сальдо по каждому виду запасов (счета 10, 20, 43) и передают их в финансовую бухгалтерию, где на эту сумму производят корректировку заниженной прибыли по кредиту счета 90 и по дебету счетов, предназначенных в финансовой бухгалтерии для учета остатков запасов. Это может быть счет 39 «Остатки материальных ценностей» с открытыми к нему субсчетами.

Таким образом, информация о выручке от продаж присутствует как в финансовой, так и в управленческой бухгалтерии. Прибыль от продаж рассчитывается и в финансовой, и в управленческой бухгалтерии: в финансовой - на счете 90, а в управленческой - на счете 27. Финансовая бухгалтерия располагает информацией как о доходах, так и о затратах, но только в разрезе экономических элементов.

В табл.6.1 приведен перечень синтетических счетов, рекомендуемых для использования в условиях автономной системы учета. Счета, помеченные (*), являются счетами-экранами.

Таблица 6.1

Перечень счетов финансовой и управленческой бухгалтерии

Счета финансового учета

Счета управленческого учета

Номер

Наименование

Номер

Наименование

Материалы

Основное производство

Вспомогательные производства

Общепроизводственные расходы

Общехозяйственные расходы

Результаты производственной деятельности

Материальные затраты

Материальные затраты

Затраты на оплату труда

Затраты на оплату труда

Отчисления на социальные нужды

Отчисления на социальные нужды

Амортизация

Амортизация

Прочие затраты

Прочие затраты

Расходы по обычной деятельности

Готовая продукция

Остатки материальных ценностей

Предположим, что организация производит и реализует продукцию, не облагаемую НДС. Никаких иных видов деятельности организация не осуществляет. Корреспонденция счетов по хозяйственным операциям за месяц при использовании автономной системы учета представлена в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Корреспонденция счетов по хозяйственным операциям за месяц в финансовой и управленческой бухгалтерии при использовании автономной системы учета

№ хоз. операции

Финансовая бухгалтерия

Управленческая бухгалтерия

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Оприходованы на склад полученные от поставщика материалы
Отпущены со склада и израсходованы материалы:
  • для изготовления продукции
  • для обслуживания производства
  • для общехозяйственных нужд
Начисленная заработная плата:
  • рабочим за изготовление продукции
  • специалистам и служащим цехов
  • административно-управленческому персоналу предприятия
Начисленные страховые платежи во внебюджетные фонды:
– с заработной платы рабочих
  • с заработной платы специалистов и служащих цехов
  • с заработной платы административно-управленческого персонала предприятия
Начисленная амортизация основных средств:
  • общепроизводственного назначения
  • общехозяйственного назначения
Определяются и списываются ОПР
Определяются и списываются ОХР
Сдана на склад готовая продукция
Предъявлен счет покупателю за отгруженную продукцию (НДС не облагается)
Списывается фактическая производственная себестоимость реализованной продукции
Закрываются счета:
  • материальных затрат
  • расходов на оплату труда
  • отчислений на социальные нужды
  • амортизации
Оценка запасов на конец месяца:
  • материалов
  • незавершенного производства
  • готовой продукции (по данным управленческой бухгалтерии)
Закрытие счета расходов по обычным видам деятельности

В результате в конце месяца:

  • в финансовой бухгалтерии данные счетов 30–33 показывают величину затрат на производство продукции по элементам без учета места их возникновения; в конце месяца счета 30–33 закрываются; по данным счета 90 определяется финансовый результат реализации продукции – 3000 руб.;
  • в управленческой бухгалтерии по данным счета 10 определяется остаток материалов на складе (5000 руб.);
  • по данным счета 20 определяется неполная (сокращенная) себестоимость готовой продукции, переданной на склад (14 000 руб.), остаток незавершенного производства (21 200 руб.); счета 25 и 26 закрываются;
  • по данным счета 43 определяется неполная фактическая себестоимость остатка готовой продукции на складе (30 000 руб.); по данным счета 27 – маржинальная прибыль (160 000 -110 000 = 50 000 руб.) и прибыль от реализации продукции (50 000 - 46 800 = 3200 руб.).

Информация о выручке от продажи присутствует как в финансовой, так и в управленческой бухгалтерии.

6.3. Организационная и финансовая структура предприятия

Построение системы управленческого учета тесно связано с организационной структурой предприятия. Организационная структура предприятия представляет собой совокупность правил распределения прав, обязанностей и ответственности по принятию решений между управленческими звеньями. Организационная структура предприятия обычно является достаточно устойчивой. Ее изменение производится не часто, как правило, в связи с изменением вида деятельности, обновлением ассортимента выпускаемой продукции и т. п.

В связи с задачами управленческого учета и организационным обеспечением их решения наряду с понятием «организационная структура предприятия» вводят понятие «финансовая структура предприятия». При этом под финансовой структурой предприятия понимают совокупность центров финансовой ответственности, связанных между собой линиями ответственности. Центр финансовой ответственности это, как правило, структурное подразделение, осуществляющее деятельность в соответствии с утвержденными функциями, возглавляемое руководителем, который отвечает за результаты его работы. Образуется иерархия центров ответственности во главе с генеральным директором, который несет ответственность перед собственниками предприятия за результаты его деятельности. Далее следуют являющиеся центрами ответственности функциональные подразделения, а затем – такие центры ответственности, как секции, подсекции и даже отдельные работники функциональных подразделений предприятия. В результате формируется такая система организационного обеспечения управленческого учета, которая основана на децентрализации управления.

Необходимость децентрализации, т. е. распределения полномочий между различными структурными подразделениями и уровнями управления предприятием, в управленческом учете связана с тем, что большая часть информации о фактическом использовании ресурсов и формировании доходов подконтрольна центрам ответственности.

Считается, что финансовая структура предприятия более мобильна, чем организационная, и состав центров финансовой ответственности при неизменной организационной структуре может меняться по бюджетным периодам в зависимости от целей деятельности предприятия, определенных планами его стратегического развития.

Понятие «центр ответственности» было рассмотрено ранее в п. 1.4 и 5.2. Как отмечалось, выделяют такие типы центров финансовой ответственности с разной степенью полномочий и ответственности, как:

  • центр затрат (ответственность за затраты);
  • центр доходов (ответственность за выручку);
  • центр прибыли (ответственность за прибыль);
  • центр инвестиций (ответственность за размеры и эффективность капитальных вложений).

Порядок формирования центров ответственности зависит от вида деятельности предприятия, его мощности, отраслевой специфики, организационной структуры, характера технологического процесса, численности персонала и других факторов. Поэтому определение состава центров ответственности требует индивидуального подхода для каждого предприятия.

Формирование системы организационного обеспечения управленческого учета на основе центров ответственности предусматривает следующие основные этапы:

  • исследование особенностей функционирования отдельных структурных подразделений;
  • определение основных типов центров ответственности в разрезе структурных подразделений предприятия;
  • определение прав, обязанностей и ответственности руководителей центров ответственности;
  • разработка и доведение до центров ответственности их бюджетов;
  • организация контроля за выполнением бюджетов центрами ответственности путем формирования внутренней отчетности, ее анализа и выявления причин отклонений.

В результате формирования центров ответственности (финансовой структуры предприятия) рекомендуется разрабатывать «Классификатор центров ответственности», в котором закрепляются принципы их выделения, классификации и кодирования, и «Справочник центров ответственности», содержащий перечень центров ответственности предприятия.

При разработке финансовой структуры организации следует учитывать как ее преимущества, так и недостатки.

К преимуществам финансовой структуры предприятия как совокупности центров ответственности относят:

  • руководители центров ответственности имеют больше информации, необходимой для принятия управленческих решений, чем руководители более высоких уровней управления предприятием;
  • у руководителей центров ответственности больше возможностей для своевременного принятия оперативных управленческих решений;
  • деятельность руководителей центров ответственности становится более мотивированной;
  • децентрализация управления позволяет руководству предприятия акцентировать внимание на задачах стратегического планирования деятельности предприятия в целом.

К недостаткам управления по центрам ответственности относят:

  • несогласованность целей центров ответственности с целями деятельности предприятия в целом;
  • отсутствие у руководителей центров ответственности информации о влиянии результатов их деятельности на результаты деятельности предприятия в целом;
  • дублирование функций;
  • вероятность принятия руководителями центров ответственности неэффективных решений ввиду невнимания к деятельности других центров ответственности.

6.4. Организация учета и контроля по центрам ответственности

Для реализации названных в п. 6.3 преимуществ финансовой структуры предприятия необходима организация учета и контроля по центрам ответственности.

Организация учета и контроля по центрам ответственности обеспечивает отражение, накопление, анализ и представление информации о затратах, доходах и результатах центров ответственности и позволяет дать оценку деятельности отдельных структурных подразделений и их руководителей.

В настоящее время учет затрат на производство чаще всего ведут по местам их возникновения и носителям затрат. С этой целью используют соответствующим образом сформированную систему аналитических счетов учета затрат. Для организации учета затрат не только по местам их возникновения и по носителям затрат, но и по центрам ответственности целесообразно перестроить систему аналитических счетов учета затрат, привязав ее к центрам ответственности. При этом в условиях бюджетирования, когда для каждого центра ответственности определены показатели деятельности, за достижение которых они несут ответственность, важно организовать ни только учет фактических затрат по центрам ответственности, но и учет других бюджетных показателей и отклонений фактических их значений от бюджетных. Организация такого учета является одной из проблем управленческой бухгалтерии.

В мировой практике существуют два варианта учета отклонений по затратам.

Первый – когда для учета отклонений используются соответствующие счета синтетического и аналитического учета. Отраженные на таких счетах отклонения анализируются и списываются затем на счета реализации или финансового результата. Этот вариант используется в управленческой бухгалтерии западных учетных систем.

Второй вариант – когда отклонения отражаются в первичной документации и в учетных регистрах без использования специальных счетов бухгалтерского учета. В последующем эти отклонения отражаются на счетах учета прямых и косвенных затрат, т. е. включаются в фактическую производственную себестоимость изготовленной продукции. Такой вариант характерен для отечественной практики при использовании нормативного метода учета затрат. Данный подход к учету отклонений чаще всего не позволяет провести их анализ по местам возникновения и центрам ответственности, анализ их влияния на себестоимость и финансовый результат.

С целью обеспечения возможности более эффективного контроля за фактическим уровнем затрат и анализа отклонений рекомендуется для каждого центра ответственности выделить синтетические и аналитические счета для отражения на них фактических затрат. Учет фактических затрат и финансового результата осуществляется при этом согласно принятой методологии. Учет отклонений ведется внесистемно (без использования счетов бухгалтерского учета) отдельно для каждого центра ответственности на основе данных аналитического учета затрат по центрам ответственности и базы данных о бюджетных затратах путем сопоставления фактических затрат с бюджетной их величиной. Таким образом, бюджет центров ответственности становится важным инструментом управленческого учета, позволяющим контролировать их деятельность.

Данные о фактических затратах и их отклонениях от бюджетных величин рекомендуется представлять в отчетах об исполнении бюджета, составляемых для каждого центра ответственности. В отчетах может быть приведена также и другая наиболее важная информация, характеризующая результаты деятельности центра ответственности и персональную ответственность их руководителей. В процессе анализа отчетов об исполнении бюджета устанавливаются причины отклонений от бюджетных показателей, факторы, положительно и отрицательно повлиявшие на величину затрат и доходов центров ответственности, дается оценка деятельности руководителей центров ответственности.

Бюджеты и отчеты об их исполнении называют первым уровнем внутренней отчетности предприятия о затратах и результатах, разрабатываемой в рамках информационной системы управленческого учета. Цель внутренней отчетности – обеспечение управленческого персонала предприятия информацией, позволяющей контролировать и оценивать деятельность центров ответственности и их руководителей.

Составление в необходимые сроки и в требуемых объемах внутренней управленческой отчетности, содержащей необходимую руководству предприятия информацию, является одной из важнейших задач системы управленческого учета.

Внутренние отчеты должны формироваться и представляться в соответствии со следующими принципами:

  • отчет должен быть адресным и конкретным;
  • отчет должен содержать оперативную информацию, полезную для принятия управленческих решений;
  • отчет не должен быть перегружен, информация в отчете должна быть систематизирована;
  • затраты на подготовку внутренней отчетности не должны превышать экономического эффекта от ее использования.
  • приводить как фактические, так и плановые значения показателей, а также их значения в предыдущих периодах;
  • дополнять отчетные формы текстовыми пояснениями;
  • осуществлять классификацию информации;
  • осуществлять расчет аналитических показателей.

Все элементы системы управленческой отчетности должны быть закреплены в учетной политике организации для целей управленческого учета.

Выводы

Принимая решение о создании системы управленческого учета на предприятии, его руководство должно осуществить выбор варианта его организации, определить возможность и целесообразность обособленного ведения финансового и управленческого учета, выбрать вариант взаимодействия финансовой и управленческой бухгалтерии. Этот выбор должен быть произведен с учетом преимуществ и недостатков интегрированной и автономной систем организации управленческого учета. С целью рациональной организации управленческого учета на предприятии должна быть сформирована финансовая структура как совокупность финансовых центров ответственности. Учет затрат и доходов и составление внутренней управленческой отчетности должны осуществляться в разрезе выделенных в финансовой структуре предприятия центров ответственности.

Вопросы для самопроверки

  1. Чем обусловлена необходимость организации управленческого учета на отечественных предприятиях?
  2. Что понимают под организацией управленческого учета?
  3. Назовите основные варианты взаимодействия систем финансового и управленческого учета.
  4. Какие факторы влияют на решение о выборе варианта взаимодействия финансового и управленческого учета?
  5. В чем состоит сущность интегрированной системы учета?
  6. В чем состоит сущность автономной системы учета?
  7. Каков порядок использования счетов бухгалтерского учета при интегрированной и автономной системах учета?
  8. Что такое организационная структура предприятия?
  9. Что такое финансовая структура предприятия?
  10. Что такое центры финансовой ответственности?
  11. Какие существуют виды центров финансовой ответственности?
  12. Какое значение имеют центры ответственности для организации внутреннего управленческого учета?
  13. Хрестоматия
    Название работы Аннотация

    Практикумы

    Название практикума Аннотация

    Презентации

    Название презентации Аннотация

В управленческом плане счетов объединены несколько классификаторов и кодификаторов управленческого учета, разработанных на предприятии. На основе этого плана регистрируются все хозяйственные операции, производимые предприятием. Группировка счетов и разработка аналитики по счетам производятся в зависимости от объектов учета и форматов управленческой отчетности. За основу нумерации счетов может быть принята кодировка счетов по МСФО или национальным стандартам бухгалтерского учета.

В рассматриваемом холдинге для управленческого и бухгалтерского учета существует единый план счетов, но с максимально возможной детализацией. Так, например, данные о складских расходах, затратах, связанных с поставкой товара, доставкой продукции клиентам, группируются в общей сложности по пятидесяти счетам. С одной стороны, детальная аналитика позволяет накапливать статистический материал для анализа по каждому принципиальному виду расходов, что необходимо для принятия правильных управленческих решений. С другой стороны, есть возможность группировать счета «низшей детализации» в более крупные группы расходов для целей бухгалтерского или налогового учета.

Такая гибкая организация структуры счетов позволяет вести весь учет на едином информационном поле проводок и избегать ошибок, возникающих из-за двойного учета информации.

Важными факторами, влияющими на построение управленческого плана счетов предприятия, являются:

· взаимосвязь управленческого, финансового и налогового учета;

· специфика производства (массовое, позаказное и пр.);

· способ ведения оперативного учета.

Как правило, при разработке плана счетов управленческого учета сразу же устанавливаются типовые проводки, отражающие хозяйственные операции по основным объектам управленческого учета. Это существенно облегчает и стандартизирует работу специалистов, занимающихся ведением управленческого учета.

Пример создания управленческого плана счетов

Номер счета в управленческом плане счетов компании состоит из кода ЦФО, уникального номера управленческого счета, используемого при классификации объектов в управленческом учете, и субсчета, соответствующего счету бухгалтерского плана счетов. В табл. 4 (см. Приложение А), представлена выдержка из управленческого плана счетов компании для центра финансовой ответственности «Администрация управляющей компании» (код ЦФО -- 100101).

Рассмотрим структуру номера счета на примере. Счет 100101-111201-51 «Расчетные счета» состоит из шестизначного кода ЦФО (100101), шестизначного номера счета управленческого учета (111201) и субсчета (51). Формирование кодов ЦФО мы уже разбирали, а субсчет 51 -- это номер счета из бухгалтерского плана счетов, соответствующий расчетному счету. Рассмотрим, по каким принципам сформированы шестизначные номера счета управленческого учета.

Первая цифра номера управленческого плана счетов характеризует все объекты учета как активы и пассивы, в данном случае «1» -- активы («2» -- пассивы). Вторая цифра указывает на вид активов: «1» -- текущие активы («2» -- внеоборотные активы). Третья цифра -- вид активов внутри предыдущей группы: «1» -- денежные средства («2» -- краткосрочные финансовые вложения, «3» -- расчеты с дебиторами и т. д.). Четвертая цифра характеризует объекты учета внутри группы «Денежные средства»: «2» -- денежные средства на счетах в банках («1» -- касса). Последние две цифры являются порядковыми номерами для подразделов, входящих в объект учета «Денежные средства на счетах»: «01» -- расчетные счета («02» -- валютные счета, «03» -- переводы в пути).

Каждый счет в управленческом плане счетов характеризуется уровнем детализации (см. табл. 5 в Приложении А). Переход к более высокому уровню детализации осуществляется путем последовательного обобщения информации по более низким уровням. При этом цифры в номере счета, характеризующие более низкие уровни детализации, заменяются на «0». Например, 111201 -- «Расчетные счета» (7 уровень), 111200 -- «Денежные средства на счетах в банках» (6 уровень), 111000 -- «Денежные средства» (5 уровень), 110000 -- «Текущие активы» (4 уровень), 100000 -- «Активы» (3 уровень).

Применение такой методики описания объектов учета позволяет создать систему вложенных объектов учета с высокой степенью детализации.

Каждый счет управленческого учета должен описывать объект учета как можно более подробно. Это связано с тем, что в разных службах одними и теми же терминами могут называть разные показатели и на выяснение истины тратится время. Именно поэтому целесообразно создавать некий глоссарий терминов, используемых в управленческом учете, и утверждать его вместе с рабочим планом счетов, чтобы подчиненные понимали, например, что подразумевается под термином «Кредиторская задолженность».