Страховые взносы: тарифы, ставки, размеры.

Страховые взносы 30-2 % платятся большинством функционирующих предприятий и частных предпринимателей с доходов работников. Если сложить процент выплат во внебюджетные фонды, получается всего 30%, в связи с чем довольно часто возникает вопрос, откуда взялись дополнительные 0,2%.

Кому надлежит уплачивать страховые взносы?

Основные группы предприятий и предпринимателей, обязанных уплачивать взносы, перечислены в законе «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. К ним относятся:

  1. Юридические и частные лица, выплачивающие заработок за работу по найму, в том числе не имеющие статуса ИП. Исключение составляют лица, на которых распространяются льготы, упоминающиеся в гл. 8 закона № 212-ФЗ.
  2. Иные хозяйствующие субъекты, если на них подобная обязанность возложена в соответствии с требованием указанного закона.

Если индивидуальный предприниматель или любой другой самозанятый субъект привлекает работников и выплачивает им зарплату, то взносы он будет платить и за себя, и за привлеченных наемников.

Каким образом получаются 30,2%?

Суммарный показатель взносов, на основании ст. 58.2 закона № 212-ФЗ, складывается из следующих составных элементов:

  • Для направления в Пенсионный фонд РФ взимается 22% от начисленной зарплаты и подобных ей выплат до достижения суммы годового заработка, полученного нарастающим итогом определенного размера. В 2016 году на основании постановления Правительства РФ от 26 ноября 2015 года № 1265 предел составляет 796 000 руб. С выплат, превышающих его, взымается всего 10%.
  • На финансирование обязательного медицинского страхования вносится 5,1% с начислений в пользу физлиц. Эти средства впоследствии направляются на оплату медицинского обслуживания граждан в системе здравоохранения. С 2015 года указанный процент не зависит от суммы годового заработка и начисляется постоянно.
  • Для наполнения бюджета Фонда социального страхования взимается всего 2,9% от начисленных и произведенных выплат. Данные взносы формируют в будущем больничные, пособия по беременности и родам, а также по уходу за ребенком. Для базы обложения взносами в ФСС в связи с временной нетрудоспособностью и материнством постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2015 года установлено ограничение по сумме, которое на 2016 год составляет 718 000 руб. На выплаты работнику, превышающие указанный размер, взносы не начисляются.
  • Дополнительно в бюджет ФСС ежемесячно начисляются и направляются взносы в размере 0,2%, предназначенные для выплат при наступлении несчастных случаев на производстве и при лечении профзаболеваний. Названная часть сборов установлена в ст. 1 закона «О страховых тарифах на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ. Фактически указанный процент может быть выше, поскольку он дифференцирован в зависимости от ряда факторов и утверждается территориальными подразделениями ФСС после предоставления компанией следующих документов:
    • заявления, подтверждающего основное направление деятельности;
    • справки-заявления об удостоверении смежных видов деятельности;
    • копии пояснительной записки к финансовой отчетности (для компаний, не относящихся к категории малого бизнеса).

Бланки указанных документов можно взять в приказе Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2006 года № 55, где они содержатся в виде приложений, или получить непосредственно в ФСС.

База, с которой производится уплата 30,2% в фонды

Составными элементами вознаграждений и иных доходов, с которых в обязательном порядке должны начисляться взносы в фонды, являются:

  1. Выплаты по договорам ГПХ, если на заказчика, согласно его условиям, возложена подобная обязанность.
  2. Суммы по трудовым договорам за работу по найму.
  3. Гонорары по контрактам на авторский заказ.
  4. Суммы, получаемые при передаче прав на произведения науки, культуры и искусства.
  5. Выплаты по лицензионным контрактам различного назначения.

Для работодателей, не зарегистрированных в качестве ИП и выплачивающих вознаграждения третьим лицам, базой для начисления страховых взносов являются:

  • Выплаты по трудовым контрактам наемным сотрудникам.
  • Вознаграждения по договорам ГПХ.

Одновременно с этим существуют выплаты, которые освобождены от взносов. Их подробный список размещен в ст. 9 закона № 212-ФЗ.

В дополнение необходимо указать, что взносы с выплат, осуществляемых по договорам гражданско-правового характера, заключенным с ИП, адвокатами и другими самозанятыми лицам, начислять нет необходимости, поскольку данные лица должны перечислять взносы во внебюджетные фонды за себя собственными силами.

Итоги

Несмотря на то что при планировании расходов на взносы во внебюджетные фонды они рассчитываются с использованием общего процента, фактические их выплаты производят по различным направлениям. Так, сводные платежи в 30,2% разбиваются на несколько отдельных сумм:

  • 22% - в ПФ РФ;
  • 5,1% - в ФОМС РФ;
  • 2,9% - в ФСС на страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 0,2% - в ФСС на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

В качестве объекта обложения учитываются практически все вознаграждения, полученные по договорам найма, будь то трудовые контракты или соглашения, относящиеся к гражданско-правовым. Список льгот при этом не такой большой, и с ним можно ознакомиться в законе № 212-ФЗ.

Индивидуальные предприниматели, а также частнопрактикующие юристы, адвокаты, нотариусы производят перечисление взносов со своих доходов самостоятельно, в отличие от работающих граждан, за которых эту функцию выполняют работодатели.

Стоит также помнить, что с 2017 года вступает в силу новая глава 34 НК РФ, которая будет регулировать указанные платежи.

Пенсионный фонд. Пенсионный фонд (ПФ) Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №2122 – 1.

Пенсионный фонд создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

В основные задачи Пенсионного фонда входят:

    целевой сбор и аккумуляция страховых взносов;

    привлечение в ПФ добровольных взносов физических и юридических лиц;

    контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

    межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФ;

    участие в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ.

Пенсионный фонд формируется за счет следующих источников:

    страховых взносов работодателей – предприятий и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования;

    страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

    страховых взносов иных категорий работающих граждан;

    ассигнований из бюджета;

    средств, возмещаемых Пенсионному фонду Государственным фондом занятости населения в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

    добровольных взносов физических и юридических лиц и других поступлений;

    доходов вложений в коммерческие структуры временно свободных средств и различных финансовых операций.

Тарифы страховых взносов устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В оплату труда включаются все виды заработка работников, кроме выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении, материальная помощь и ряд других).

Тариф взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в ПФ, определяется законодательством РФ по представлению Пенсионного фонда.

В 1998г. тариф страховых взносов составил для различных категорий работников:

    работодателей – предприятий, учреждений, организаций – 28% начисленной оплаты труда;

    работодателей – колхозов, совхозов и предприятий, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции – 20,6 % начисленной оплаты труда по всем основаниям, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения;

    индивидуальных предпринимателей, в том числе для частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, частных аудиторов и адвокатов – 28% начисленной оплаты труда;

    работающих граждан – 1% от дохода;

    граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве – 28% начисленной оплаты труда.

Страховые взносы в ПФР не платят:

    общественные организации пенсионеров и инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия и учреждения, уставной фонд которых состоит полностью из вкладов общественных организаций и пенсионеров и численность работающих пенсионеров составляет не менее 50% общей численности работающих;

    воинские формирования РФ по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции.

Не начисляются страховые взносы в фонд также на следующие выплаты: оплату отпусков молодым специалистам по окончании учебного заведения; стипендии, выплачиваемые учебными заведениями; компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; пенсии; пособия по социальной защите; стоимость путевок на санаторно-курортное лечение.

Уплата страховых взносов в ПФР перечисленными работодателями носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно.

Основные направления использования Пенсионного фонда:

    выплата государственных пенсий (трудовых, по инвалидности, за выслугу лет, при потере кормильца);

    выплата пособий (по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, пострадавшим на Чернобыльской АЭС и др.);

    оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

    участие в финансировании федеральных и региональных программ по социальной поддержке пенсионеров, инвалидов и детей;

    проведение коммерческих операций и приобретение ценных бумаг;

Отличительные черты Пенсионного фонда – это высокая доля собственных ресурсов и отказ от дотаций из централизованных источников.

Масштабы Пенсионного фонда достаточно внушительны. Об этом говорят следующие цифры. В 1999 г. в бюджете Пенсионного фонда доходы составили в размере 244,5 млрд. руб., что составило 51,6% доходов федерального бюджета на тот же год.

На долю Пенсионного фонда приходится около 75% государственных социальных фондов.

В настоящее время Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. Она включает в свой состав центральный аппарат, 88 региональных отделений с 2393 пунктами уполномоченных.

Органы управления Пенсионного фонда: Правление, исполнительная дирекция, ревизионная комиссия, отделения фонда в республиках, в краях, областях, крупных городах. В состав Правления входят представители всех субъектов РФ на уровне руководителей органов социального обеспечения, а также представители ряда государственных комитетов и ведомств. Правление осуществляет оперативно-методическое руководство деятельностью фонда, представляет его во взаимоотношениях с государственными, общественными, зарубежными и международными организациями и учреждениями.

Проект бюджета Пенсионного фонда по источникам образования разрабатывается исполнительной дирекцией с участием министерства финансов и утверждается правлением Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд России подотчетен Федеральному Собранию РФ.

Фонд социального страхования. Вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования (ФСС) Российской Федерации.

В 1999 г. доходы этого фонда составили около 43 млрд. руб.

Фонд социального страхования создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. №722 и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.

Источники формирования:

    страховые взносы работодателей – предприятий и организаций;

    страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

    доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда и коммерческих операций;

    добровольные взносы физических и юридических лиц;

    ассигнования из бюджета;

    прочие доходы.

Норматив отчислений (страховой взнос) юридических лиц в этот фонд с 1 июня 1994 г. установлен в размере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда (с 01.01.2001 страховой взнос учитывается в едином социальном налоге).

От уплаты взносов в фонд социального страхования освобождены:

    Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба контрразведки РФ, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Служба военной разведки РФ, Главное управление охраны РФ, Служба безопасности Президента РФ, другие воинские образования, Департамент налоговой полиции;

    общественные организации инвалидов, а также предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

Фонд социального страхования является строго целевым. Направление средства фонда:

    выплата пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на погребение;

    санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплата проезда к месту лечения, отдыха и др.);

    финансирование обучения и переобучения инвалидов;

    создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;

    обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;

    проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда.

Для оперативного управления Фондом создается центральный аппарат, образуется Правление, в регионах – координационные советы. Фонд является юридическим лицом. Председатель фонда назначается Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования. Он образован в соответствии с законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» (от 28 июня 1991г.).

Обязательное медицинское страхование – составная часть Государственного социального страхования, обеспечивающая всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской помощи. Для реализации политики в области медицинского страхования создаются федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Средства фондов находятся в государственной собственности, являются целевыми, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Средства обязательного медицинского страхования накапливаются в Федеральном внебюджетном фонде и внебюджетных фондах субъектов РФ, называемых территориальными фондами обязательного медицинского страхования. В отличие от других государственных социальных внебюджетных фондов обязательное медицинское страхование реализуется федеральными и территориальными фондами, не зависимыми друг от друга в организационном плане.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом, подотчетным Правительству РФ.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет следующие функции:

    выравнивает условия деятельности территориальных фондов по обеспечению программ обязательного медицинского страхования;

    проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

    контролирует рациональное использование финансовых средств фонда;

    принимает участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования;

    организует разработки нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию Законов РФ «Об обязательном медицинском страховании в РФ»;

    вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;

    осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;

    участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

    аккумулирует финансовые средства Федерального фонда и осуществляет финансово-кредитную деятельность для выполнения задач, предусмотренных Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:

    аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;

    финансируют обязательное медицинское страхование, проводимое страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии;

    проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

    выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

    совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов;

    согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи;

    представляют федеральному фонду информацию о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования и другую информацию в пределах компетенции.

Основные финансовые средства фонда образуются за счет:

    страховых взносов предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности;

    взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ;

    ассигнований из федерального бюджета;

    добровольных взносов физических и юридических лиц;

    доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального и территориальных фондов;

    нормативного страхового запаса финансовых средств федерального и территориальных фондов;

    средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

    других поступлений, не запрещенных законодательством.

В 1998 г. страховой взнос для предприятий и организаций составил 3,6% к начисленной оплате труда. Он распределяется в следующем соотношении: в федеральный фонд – 0,2%, в территориальные фонды – 3,4 %.

Плательщиками страховых взносов являются: предприятия, организации, учреждения; филиалы и представительства иностранных юридических лиц; крестьянские хозяйства; граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой, адвокаты, нотариусы; граждане, использующие труд наемных работников.

Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем входит как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и

Внебюджетные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом .

Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные целевые фонды независимы в правовом и экономическом отношении от . Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов государства. Вместе с тем средства внебюджетных фондов принадлежат государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности (рис. 35).

Все внебюджетные фонды функционируют автономно от бюджета.

Рис. 35. Место внебюджетных целевых фондов в структуре госфинансов

Необходимость возникновения внебюджетных фондов была вызвана рядом общеэкономических и финансово-организационных причин. Основная экономическая причина — необходимость расширить источники финансирования государством социально-экономических нужд. Другими словами, внебюджетные фонды призваны охватить существенно важные направления общеэкономического развития страны, ее социальной сферы.

Органы определяют целевое назначение фонда и направление использования средств из фонда.

По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на общегосударственные , т. е. образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.) и целевые , которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы.

Средства всех внебюджетных фондов находятся на специальных счетах. Все внебюджетные фонды подразделяются на общегосударственные, федеральные и местные . Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку. Причем, социальные потребности гораздо шире финансируются из внебюджетных фондов, чем из соответствующих целевых бюджетных фондов.

Несмотря на автономность финансирования всех внебюджетных фондов, очевидна их взаимосвязь и взаимозависимость с бюджетом. Во-первых, взносы во все внебюджетные фонды носят обязательный характер и объективно соотносятся и взаимодействуют с налоговой системой. Во-вторых, будучи обязательными к уплате, взносы во внебюджетные фонды включаются в себестоимость производимой продукции. В-третьих, законодательные изменения по увеличению социальных выплат неизбежно ведут к дополнительной нагрузке на бюджет, способствуют появлению бюджетного дефицита.


Платежи производятся в следующие внебюджетные фонды:
а) пенсионный фонд:
б) фонд социального страхования;
в) фонд занятости;
г) фонд медицинского страхования.
Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке (из некоторых источников неналогового характера), так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению – на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально–технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.
Внебюджетные фонды – это своеобразная форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых, во–первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения) и, во–вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд (текущего и капитального характера), осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. На федеральном уровне внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России, на региональном уровне – по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ и на муниципальном уровне – по решению органов местного самоуправления.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Государственные внебюджетные фонды первой группы представлены Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ) – оба фонда в 1991 г. были отделены от бюджетной системы, Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН РФ, создан в 1991 г.), Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС, созданные в 1993 г.). Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, устанавливаемых законом (ст. 39). Каждый имеет право:
на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41, п.1);
на защиту от безработицы (ст. 37, п. 3).
Финансовой основой реализации конституционных гарантий и прав российских граждан являются государственные внебюджетные фонды социального страхования. Основные принципы их функционирования:
всеобщность – охват всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;
необлагаемость налогом;
общедоступность, многообразие видов социального обеспечения;
гласность, демократический характер.
В первую группу входит также Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, созданный Указом Президента РФ от 26.12.91г. В отличие от предыдущих четырех фондов, формируемых в основном за счет обязательных страховых взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счет добровольных и иных поступлений.
Доходы внебюджетных фондов социального страхования формируются за счет постоянного источника – обязательных страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд – еще и взноса работников. Общий тариф этих взносов составляет для работодателя 38,5% начисленной оплаты труда (включается в себестоимость продукции) и 1,0% заработной платы – для работника. Тарифы устанавливаются Федеральным Собранием РФ и отличаются большей стабильностью по сравнению с налогами.

Тарифы страховых взносов работодателей–организаций в государственные внебюджетные фонды (%)

Сроки уплаты страховых взносов, как правило, один раз в месяц: платежные поручения на перечисление страховых взносов представляются в банк одновременно с платежным поручением (чеком) на получение средств на выплату заработной платы.
Часть тарифа в размере 3,6% с 1993 г. выделена в качестве самостоятельного страхового взноса в фонды обязательного медицинского страхования.
С 1 июля 1994 г. по страховым взносам платежи с расчетных счетов юридических лиц осуществляются в следующем порядке: в первую очередь в Пенсионный фонд, а в остальные – в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов. Штрафы и пени по платежам относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
Плательщики (кроме работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в территориальном органе каждого фонда. Вновь созданные предприятия регистрируются в качестве плательщиков в 30–дневный срок со дня учреждения. Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ – по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и Федеральной службы налоговой полиции; общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.

Плательщики страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Плательщики (юридические и физические лица) ПФ ФСС ГФЗН ФОМС
Работодатели – российские и иностранные юридические лица х х х Х
Крестьянские (фермерские) хозяйства х х х Х
Родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования х х х Х
Предприниматели без образования юридического лица ^ х х Х
Граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы) х х х Х
Граждане, использующие труд наемных работников х х х Х
Работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды х
Общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей*


Х
Общественные организации пенсионеров и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей
х х Х
Религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей х х
Х

* При условии, что численность работающих в них инвалидов – не менее 50% общей численности работающих.
Не являются плательщиками отдельных страховых взносов:
в ПФ – общественные организации, созданные для осуществления уставных целей учредителей;
в ГФЗН – общественные организации инвалидов, религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) – образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово–кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.
Важнейший принцип любого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени, (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве, – где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств. Кроме того. Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков.
Страховые взносы – преобладающие доходы ПФ РФ.
Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, – доход.
В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах (за сверхурочную работу, работу в выходные дни и т.п.) независимо от источников финансирования.
Правительство РФ Постановлением от 19 .02. 1996г. утвердило перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФ РФ:
выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работникам, уволенным по сокращению численности или ликвидации организации;
льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью;
стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников;
стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви, других средств индивидуальной защиты;
компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и тд.), получаемые от участия работников в управлении собственностью;
страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования и др.
Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков.
Все работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды, платят страховые взносы в ПФ РФ в размере 1% от начисленной оплаты труда. Работодатели перечисляют эти взносы за работающих граждан одновременно с подоходным налогом с физических лиц.
Срок оплаты страховых взносов для работодателей – один раз в месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров и инвалидов. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан; крестьянские (фермерские) хозяйства – один раз в год, не позднее 1 апреля следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемных работников, платят взносы ежемесячно до 5 –го числа следующего месяца.
Оплата страховых взносов работодателями осуществляется платежными поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными поручениями или чеком на получение средств для заработной платы. Платежи в ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке.
Страховые взносы работодателей в ПФ РФ относятся ими на себестоимость продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
При нарушении плательщиком порядка отчислений страховых взносов в ПФ РФ (и другие фонды) устанавливаются финансовые санкции. Финансовые санкции применяются к той части страховых взносов, которая подлежит обязательному перечислению в ФСС.
Средства ПФ РФ используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматривают в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.
Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсии), Министерство связи (доставляет пенсии получателю), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями).
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 .08. 1992 г. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 .02. 1994 г.
Основные задачи Фонда:
обеспечение гарантированных государством пособий;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно–курортное лечение – оздоровление трудящихся и членов их семей.
Фонд социального страхования образуется за счет:
страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
доходов от инвестирования части временно свободных у его средств;
добровольных взносов граждан и юридических лиц;
ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели. Норматив отчислений юридических лиц в ФСС был установлен на 1996 г. в размере 5,4% на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям (см. Пенсионный фонд). Работающие в этот фонд ничего не платят.
В отличие от Пенсионного фонда плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму. В течение квартала оставленные средства могут использоваться плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно–курортное лечение и физкультурно–оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам. В конце года суммы подлежат регулированию.
Платежи с расчетного (текущего) счета юридических лиц в ФСС так же, как в Государственный фонд занятости РФ и фонды обязательного медицинского страхования, производятся в порядке календарной очередности поступления в банк расчетньгх документов.
Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован по Закону РСФСР "О занятости населения РСФСР" (19 .04. 1991г.). Он создан для финансирования мероприятий связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в стране особой категории граждан – безработных.
Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным Советом РФ 8 июня 1993 г. В соответствии с Положением, Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов работающих, ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Дополнительными источниками поступлений могут быть добровольные взносы юридических и физических лиц, а также другие средства.
Размер страховых взносов плательщиков в ГФЗН устанавливается законодательным органом по представлению Правительства РФ. Для работодателей страховые взносы определены с 1 января 1996 г. в 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, работающие граждане в текущем году эти взносы не платят. Освобождены от платы в Фонд те же категории, что и по Пенсионному фонду. Кроме того, не являются плательщиками религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления их уставных целей.
ГФЗН представляет собой совокупность федеральный части Фонда и фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи с этим вначале обязательные страховые взносы поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов Федерации. Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается соответствующими вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда занятости образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации. Средства ГФЗН направляются на:
программы активной политики занятости, в том числе на профессиональное обучение и консультирование, создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, на организацию общественных работ, переезд безработных в другие места;
программы материальной поддержки безработных – пособия, материальная помощь, досрочная пенсия;
информационную поддержку программ занятости;
страховой резерв;
содержание служащих Фонда.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР "Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР" (от 28 июня 1991г.). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
На территории России создаются страховые медицинские организации, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ 11 октября 1993 г., эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.
Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования, оно обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово–кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:
выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
добровольных взносов юридических и физических лиц;
доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;
нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.
Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат. Эти средства формируются за счет:
1) части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование, устанавливаемых Парламентом РФ, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование;
2) доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориальных фондов;
3) финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;
4) добровольных взносов юридических и физических лиц;
5) других поступлений, не запрещенных законодательством.
Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования выступают предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно–правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования. Плательщики страховых взносов в эти фонды подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания территориального фонда. Объектом выступает начисленная оплата труда по всем основаниям.
Тариф страховых взносов определяется Федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. В 1996 г. он составил 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной формах (0,2% направляются в Федеральный фонд, а 3,4% – в территориальные фонды). Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.
Плательщик, исходя из начисленной оплаты труда по всем основаниям и действующему тарифу, определяет сумму страхового взноса на обязательное медицинское страхование. Эти взносы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Плательщик, кроме граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, уплачивает взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те же сроки, которые определены законодательством РФ для подоходного налога с физических лиц. Физические лица, нанимающие граждан по договору, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5–го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы гражданам. Органы исполнительной власти перечисляют платежи по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах с учетом индексации, не позднее 25–го числа текущего месяца.
Уплата начисленных страховых взносов производится плательщиком в обязательном порядке путем представления в учреждение банка платежного поручения на перечисление страхового взноса в Фонд обязательного медицинского страхования. Без представления указанных платежных поручений в банк финансовые средства на оплату труда не выдаются. Перечисление производится со счета плательщика на счет федерального фонда или территориальных фондов обязательного медицинского страхования по месту его регистрации в качестве плательщика взносов. К плательщикам, нарушившим порядок оплаты страховых взносов, применяются финансовые санкции.
Средства фондов обязательного медицинского страхования банк вначале направляет на счет расчетного контрольного центра (РКЦ), управляемого администрацией территории. РКЦ в пределах территории финансирует работу страховых компаний, имеющих лицензию для проведения соответствующей работы.
Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ.
Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно "гарантированный объем медицинских услуг". В этот объем входит как минимум "скорая помощь", лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

С 2001 года вводится единый социальный налог вместо разрозненных выплат в социальные внебюджетные фонды.

30,2% страховые взносы — наверняка, вы слышали такое выражение. Но что оно обозначает? А между тем, уплата взносов в этом размере — нормативно закрепленная обязанность любой фирмы, в которой есть бизнес и работники. Из чего же данный тариф складывается и на что начисляется?

Кто должен платить 30,2%

Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ» (далее — Закон № 212-ФЗ) закреплено, что страховые взносы платят:

  • Работодатели, начисляющие зарплату и другие вознаграждения за труд своим работникам (к ним отнесены организации и предприниматели), и не зарегистрированные в качестве предпринимателей физические лица. Исключение составляют те, для кого в гл. 8 Закона № 212-ФЗ закреплены пониженные или дополнительные ставки взносов.
  • Другие лица, если это предусмотрено федеральными законами, регулирующими вопросы социального страхования.

Самостоятельно за себя платят взносы также адвокаты и нотариусы и другие частнопрактикующие лица, указанные в российском законодательстве.

При отнесении лица одновременно к нескольким видам плательщиков страховых взносов ему придется платить взносы по каждому из оснований.

Из чего складываются 30,2% страховых взносов

30,2%, исходя из ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ, включают в себя:

  • 22% в Пенсионный фонд РФ. Эта ставка применима только к той сумме оплаты труда работника, которая нарастающим итогом с начала года не выходит за рамки определенного лимита. На 2016 год данный лимит утвержден постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265 и равен 796 000 рублей. Для сумм сверх указанного лимита ставка взносов в ПФР будет снижена до 10%.
  • 5,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. С начала 2015 года лимит для этих взносов не предусматривается. Таким образом, они начисляются на всю сумму вознаграждения, причитающуюся работнику.
  • 2,9% на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ. Ставка применима только к той величине вознаграждения работника, которая с начала года нарастающим итогом не превысила установленный лимит. На 2016 год этот лимит также определен постановлением № 1265 и равен 718 000 рублей. Согласно п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при превышении лимита в 718 000 рублей начислению не подлежат.
  • 0,2% для защиты при наступлении несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ. Эта ставка закреплена в ст. 1 Федерального закона от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» и является минимальной. Реальный ее размер может быть больше. Он зависит от направления деятельности работодателя и ежегодно подтверждается местным подразделением Фонда социального страхования РФ на основании:
    • оригинала заявления работодателя, в котором указывается основной вид его деятельности;
    • оригинала справки-подтверждения, в которой работодатель дополняет сведения об основном виде своей деятельности;
    • пояснительной записки, составляемой для бухгалтерского баланса за прошедший год и представляемой в виде копии; данная записка не предоставляется только плательщиками, относимыми к малому предпринимательству.

Все формы, кроме пояснительной записки, приведены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2006 года № 55 и обычно выдаются в местном отделении ФСС РФ.

О возможном снижении страховых взносов для отдельных категорий налогоплательщиков см. материал

На что начисляются страховые взносы в размере 30,2%

Для работодателей-предпринимателей и организаций к облагаемым взносами вознаграждениям, согласно п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, относятся выплаты, начисляемые физическим лицам:

  • по гражданско-правовым договорам, в которых отражена обязанность выполнить работы или оказать услуги;
  • по договорам, регулирующим трудовые обязанности;
  • по договорам на авторский заказ;
  • по договорам, которые отчуждают исключительные права на литературные произведения и произведения искусства и науки;
  • по договорам на лицензионное издание;
  • по лицензионным договорам, на основании которых предоставляются права на применение литературных произведений и произведений искусства и науки.

Для работодателей — физических лиц, согласно п. 2 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, к облагаемым взносами вознаграждениям отнесены суммы, выплачиваемые другому физическому лицу:

  • по регулирующим трудовые обязанности договорам;
  • по гражданско-правовым договорам, обязывающим выполнить работы или оказать услуги.

Но есть вознаграждения, которые сразу исключаются из перечня облагаемых страховыми взносами:

  • При передаче прав собственности или других вещных прав на имущество (или на имущественные права), оформленной гражданско-правовым договором.
  • Если в договоре предусматривается передача имущества (или имущественных прав) в пользование. К этому типу договорных отношений не относятся договор на авторский заказ, договор, на основании которого отчуждается исключительное право на литературные произведения и произведения искусства и науки, договор на лицензионное издание, лицензионный договор, предоставляющий права на применение научных, литературных произведений и произведений искусства.

Полный перечень выплат, не подпадающих под обложение взносами, приведен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Стоит также помнить, что страховые взносы на все выплаты, производимые по условиям гражданско-правовых договорных отношений предпринимателям, адвокатам, нотариусам и прочим частнопрактикующим лицам, не начисляются: они платят взносы сами за себя.